Бестиарий: Бестиарий. Големы. Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Голем - Golem

  • В основе фильма лежит роман Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри» (1994), также известный под названием «Дэн Лино и Голем из Лаймхауса».
  • Изначально Джона Килдэра должен был играть Алан Рикман, но актеру пришлось отказаться от этой работы по причине ухудшающегося здоровья.
  • Свою первую роль в кино в этом фильме исполнил спортивный комментатор Джейк Сэнсон.
  • Фильм снимался в Уэст-Йоркшире и Манчестере.
  • На заднике сцены Дэна Лино изображена картина Уильяма Блейка «Призрак блохи».
  • Известный философ Карл Маркс действительно жил в то время в Лондоне. Как еврей и распространитель социалистических идей он подвергался преследованиям со стороны полиции и даже какое-то время подозревался в убийствах, совершенных Джеком-потрошителем. Помимо Маркса в фильме присутствуют другие исторические личности: комик Дэн Лино и писатель Джордж Гиссинг.
  • До этого Дуглас Бут и Сэм Рид снимались вместе в фильме «Клуб бунтарей» (2014).
  • Фильм посвящен памяти Алана Рикмана, который скончался от рака поджелудочной железы 14 января 2016 года.

Больше фактов (+5)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Представление в лондонском мюзик-холле. Ведущий комедиант Дэн Лено объявляет публике: начнем с конца.

Элизабет Кри входит утром в спальню своего мужа, репортер и драматург Джон Кри мертв. Прибывший к месту происшествия констебль обнаруживает в камине пепел от сгоревших бумаг покойного. Предсмертной записки тот не оставил. Горничная Эвелин находит на кухне пузырек из-под яда. Лекарство Джону обычно подносила перед сном жена. Вечером супруги шумно ссорились. Элизабет арестована, она подозревается в убийстве мужа.

Шоу в мюзик-холле. На сцене Дэн Лено в женском платье и парике. Любимица мюзик-холла малышка Лиззи обвиняется в том, что она отравила мужа. Но город боялся голема из Лаймхауса. Кем он был? Кого он еще хотел погубить? Голем нанес удар за день до ее ареста.

Лаймхаус, Лондон, 1880 год. Инспекторы Скотланд-Ярда Робертс и Килдейр едут на место преступления. Поступило сообщение о пятерых погибших: лавочник мистер Джерард, его жена Мери, служанка и двое детей. По этому адресу уже было совершено убийство около 70 лет назад. Карету инспекторов осаждает толпа репортеров. Это дело рук голема? Когда будет пойман убийца? Инспектор Робертс самоустраняется от скандального дела, расследование предстоит вести Килдейру. В доме полно зевак. Тела погибших представляют собой жуткое зрелище, все кругом залито кровью. На стене надпись: быть пассивным зрителем, значит делить вину с преступником.

Килдейр берет себе в помощники констебля. Об инспекторе ходят слухи: он не из тех, кто женится. Возможно, по этой причине он уже много лет работает в отделе краж и мошенничества, расследование убийства ему поручено впервые. Килдейр пытается отыскать логику в действиях маньяка, которого все называют големом. Вчера зарезали семью лавочника, неделю назад – проститутку, еще ранее – пожилого ученого Соломона Вейла. Отрезанный член старика убийца оставил в качестве закладки в книге по еврейскому фольклору на странице с легендой о големе. Поэтому пресса и наградила маньяка этим прозвищем. Килдейр считает, что убийце это явно по душе, он пытается оставить какое-то послание. Инспектор предлагает констеблю отправиться в библиотеку. Килдейр уверен, что для Скотланд-Ярда он – козел отпущения, им в отличие от инспектора Робертса с легкостью пожертвуют. Репутация Робертса будет сохранена, а народ получит кровь, зрелища которой так жаждет.

Надпись на стене в спальне покойного лавочника – цитата из книги Томаса Де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств». Килдейр обнаруживает, что на полях ее страниц голем оставил дневниковые записи, в которых описывает все свои преступления. Детектив спрашивает, кто последний брал эту книгу. Библиотекарь утверждает, что в журнале посещаемости читального зала есть записи о посетителях, но кто какую книгу брал, установить невозможно. 24 сентября (дата последней дневниковой записи) читальный зал посетили четверо мужчин: Дэн Лено, Карл Маркс, Джордж Гиссинг и Джон Кри. Детектив дает поручение констеблю раздобыть образцы почерков всех этих людей.

Килдейр посещает зал судебных заседаний, где проходит процесс над Элизабет Кри. Обвиняемая утверждает, что незадолго до смерти ее муж пребывал в подавленном состоянии, написанная им пьеса «Перекресток беды» провалилась. Судья сомневается в искренности Элизабет, ведь та – актриса. Сейчас она исполняет роль леди. Но Лиззи была внебрачным ребенком, родилась в неблагополучном районе Лондона. Девочкой она шила паруса и довольно много времени проводила в доках с мужчинами, которым приносила свой товар. Зрители в зале суда смеются над сальными намеками в адрес обвиняемой. Элизабет утверждает, что была набожным и невинным ребенком. Мать была чрезмерно строга с Лиззи. Она жестоко наказала дочь, когда заподозрила, что та позволяет мужчинам совершать с ней непотребства (с тех пор у Элизабет все связанное с сексом вызывает страх и отвращение). Судья прерывает откровенный рассказ Элизабет и объявляет перерыв.

Бывший работодатель Джона Кри не смог предоставить образец его почерка, рукописи репортеров не хранят. Килдейр читает запись голема от 5 сентября, когда была убита первая жертва – проститутка. Он представляет убийцей Джона Кри. Инспектор даже находит некоторую логику в действиях маньяка. Тот воображает себя своего рода творцом, как в книге Де Квинси. Убийство проститутки, по словам преступника, было скромной, приватной репетицией. Своей жертве он вырезал глаза, поскольку боялся, что в них мог отпечататься его силуэт.

Килдейр посещает тюремную камеру Элизабет Кри. Та говорит, что великий комик Дэн Лено часто затрагивал в своих шоу тему несправедливости по отношению к женщинам. Но грань между комедией и трагедией слишком тонка. Килдейр утверждает, что не стал бы осуждать Элизабет за то, что она отравила мужа, у нее могли быть на то веские причины. Та свою вину отрицает. Килдейр говорит, что Джон Кри подозревается в серии жестоких убийств. Если его почерк совпадет с тем, что обнаружен в книге, к утверждению Элизабет о самоубийстве Джона прислушаются, и тогда ее могут освободить. Элизабет говорит, что упустила свой шанс стать актрисой. Единственный шанс раскрыть нашумевшие убийства потеряет и Килдейр. Свои бумаги Джон сжег, доказать, что он – голем, не получится. Элизабет рассказывает инспектору о том, как складывалась ее судьба в юности. Ее мать рано умерла, Лиззи росла в мюзик-холле. Ее наставником и покровителем стал Дэн Лено. А первой ее любовью были книги.

Об ее отношениях с Лено Элизабет спрашивают и во время судебного заседания. Сторона обвинения напоминает, что Дэна Лено недавно допрашивали по делу голема, но актер был отпущен за недостаточностью улик.

Килдейру удается выяснить, что платье убитой проститутки ранее было сценическим костюмом Лено. За год до этого актер продал его лавочнику, которой торговал подержанными вещами. Лавочник и его семья также стали жертвой голема. Но Дэна Лено после допроса отпустили.

Килдейр снова наносит визит в тюрьму. Он говорит Элизабет Кри, что для нее голем по-прежнему опасен. Женщине грозит смерть, ее могут повесить. Элизабет рассказывает, как познакомилась со своим будущим мужем. Джон Кри пришел в мюзик-холл, чтобы взять интервью у актеров труппы. На привлекательного джентльмена обратила внимание одна из ведущих актрис – Элеонор. Но тот был очарован юной Лиззи, про которую Лено сказал, что у нее настоящий талант. В то время Лиззи не выступала на сцене, в труппе она была девочкой на побегушках. Карлик Виктор во время ужина начал отпускать похабные шуточки в ее адрес. Лиззи пожаловалась Джону. Утром Виктора обнаружили мертвым. Вечернее шоу Лено решил посвятить памяти Виктора. На сцену впервые вышла Лиззи. Ее номер имел успех у публики. Девушка выступала в костюме морячка. Дэн сам часто наряжался для шоу женщиной, но он спросил, почему Лиззи выбрала такой сценический образ. Та ответила, что таким образом намеревается отпугнуть от себя мужчин.

Инспектор Килдейр и констебль встречаются с Карлом Марксом. Тот утверждает, что убийства голема носят ритуальный характер. Маньяк уничтожает символы Лондона. Килдейр просит Маркса предоставить ему образец почерка. Маркс соглашается написать продиктованную фразу. По мнению Килдейра философ и социолог мог совершить убийство проститутки, чтобы привлечь внимание к своим идеям. Но когда в тексте дневника речь заходит о убийстве еврея, инспектор понимает, что подозревать в этом Маркса – нелепо. Он не мог этого сделать.

В зале суда допрашивают Эвелин. Она утверждает, что отношения между супругами Кри были натянутыми, накануне убийства у них случилась шумная ссора. Эвелин слышала слова Джона: «Ты чертовка, это твоих рук дело». Это равнозначно смертному приговору Элизабет.

Килдейр пытается убедить Элизабет, что ей следует заявить: показания Эвелин продиктованы чувством ревности. Та говорит, что никогда не препятствовала отношениям между Джоном и Эвелин. Элизабет согласилась выйти замуж за Джона только потому, что рассчитывала на главную роль в его пьесе. Это был брак по расчету, хотя Дэн Лено всячески ее от этого отговаривал. Сценическая карьера Лиззи в тому времени была на пике, Джон как начинающий драматург тоже был в ней заинтересован.

Инспектор Килдейр и констебль ищут последнего подозреваемого по делу голема – Джорджа Гиссинга. Его обнаруживают в Лаймхаусе, в подпольном опиумном притоне. Гиссинг здесь работает, пишет романы о жизни городской бедноты. Килдейр полагает, что ученый, женившийся на падшей женщине, вполне может оказаться убийцей старого еврея. Он диктует Гессингу текст из дневника голема. Почерк не совпадает. Но Килдейр обнаруживает место в записях настоящего убийцы, на которые он раньше не обратил внимания. Голем купил запонки в лавке подержанных вещей. Инспектор проверяет журнал лавочника от 10 сентября, там присутствуют две знакомые фамилии – Кри и Лено. Теперь Килдейр склонен считать големом Дэна Лено.

Килдейр и констебль приходят на новое шоу мюзик-холла под названием «Синяя борода». После представления они наносят визит в гримерку Лено. Актер не покупал запонки, о чем свидетельствуют выписки из его счетов. В указанный день он приобрел женскую шляпу. Ссылаясь на занятость, Лено отказывается предоставить инспектору образец почерка, он обещает зайти для этого завтра на Скотланд-Ярд. Но пока актер снимает грим, он может отвечать на вопросы о Джоне Кри. Лено говорит, что видел покойного вечером, когда состоялась премьера его пьесы. Спектакль провалился. В настоящее время театр принадлежит Лено, он стал директором после смерти предыдущего управляющего, которого все называли Дядя. Килдейр спрашивает, почему Элизабет не хочет называть своего покойного мужа убийцей. Инспектора также интересуют подробности смерти Виктора. Лено считает, что кончина Дяди имеет большее отношение к расследуемому делу.

Килдейр задает вопросы о Дяде Элизабет. Та рассказывает, что управляющий склонял ее к порнографическим фотосъемкам. Этим занимались многие актрисы. Лиззи с возмущением отвергла неприличное предложение. Дядя взял девушку силой и лишил ее невинности. Лиззи рассказала обо всем Джону. Тот, чтобы вернуть ей честь, сделал Элизабет предложение, она стала его женой. Через три дня после этого Дядя умер. Килдейр полагает, что его убил Джон. Элизабет утверждает, что не нуждается в помощи, и спасения она не заслуживает. После заключения брака Джон стал требовать от Лиззи интимных отношений. Той это было настолько невыносимо, что она наняла Эвелин горничной. Элизабет платила актрисе в два раза больше, чем та зарабатывала в театре. В условия их договора входило, что Эвелин будет вместо нее выполнять супружеские обязанности.

Элизабет ждала, когда же будет написана пьеса, в которой ей обещана главная роль. Но оказалась, что Джон даже не приступал к ее написанию. Элизабет пришла в читальный зал, где муж якобы работал над пьесой, и устроила ему скандал. Тот решил, что причиной недовольства жены является чувство ревности по отношению к Эвелин. Джон приступил к написанию новой пьесы, и там роли для Элизабет не предусмотрено. Ведь теперь она – леди, ей не место на сцене. Элизабет поставила «Перекресток бед» сама, без разрешения мужа. Спектакль был освистан публикой. Возле театра между супругами произошла шумная ссора. На стороне Джона была Эвелин, Элизабет защищал Дэн. Взбешенный Джон уехал один. Килдейр говорит, что в тот вечер голем совершил убийство семьи лавочника. Инспектор уговаривает Элизабет признаться в том, что она отравила мужа, поскольку боялась за свою жизнь. В этом случае присяжные могут ее пожалеть. Элизабет говорит, что не нуждается ни в чьей жалости.

Присяжные выносят приговор: виновна. Элизабет Кри повесят завтра утром в десять часов утра. Килдейр не теряет надежды спасти Элизабет. Он хочет доказать, что Джон Кри был убийцей. Элизабет хочет, чтобы инспектор разоблачил голема. Она говорит, что у Дэна Лено сохранился экземпляр пьесы «Перекресток зла». Но Килдейр не может сравнить почерк – у Лено только печатный вариант. Оригинальная рукопись находится в библиотеке, которая откроется лишь утром.

Килдейру удается прибежать к месту казни в последнюю минуту. Он добивается отсрочки исполнения приговора на час для того, чтобы убедить за это время судью изменить решение. Инспектор просит Элизабет написать расписку о том, что ее покойный муж был убийцей. Женщина пишет: Я и есть голем. Килдейр с ужасом обнаруживает, что почерк Элизабет идентичен тому, которым сделаны записи маньяка. Все эти ужасные преступления совершила Элизабет.

Килдейр в шоке. Он сжигает признание Элизабет. Женщина казнена. Джона Кри все считают големом. Жители Лондона ликуют: ужасные преступления наконец раскрыты. Инспектор Килдейр получает повышение. Вечером они вместе с констеблем идут в мюзик-холл. Здесь новое шоу. Оно посвящено жизни Лиззи. Дэн Лено решает начать историю с конца, то есть с казни Элизабет. В главной роли – Элеонор. Актриса погибает во время спектакля (никто не проверил реквизит на безопасность). Лено решает, что шоу должно продолжаться. Публика, как всегда, жаждет крови. Великий комик сам сыграет Лиззи. Это будет триумфом, которого она так хотела.

Согласно мифологии, голем - это существо, искусственно созданное людьми себе во служение. Их использовали как чернорабочих, однако долгая и жесткая эксплуатация могла закончиться печально для хозяина. Это существо неразумно, но со временем оно осознает себя. В легендах подобные создания часто восстают против своих хозяев.

Описание созданий

Слово «голем» в древних еврейских писаниях переводится как «глина». В ранней форме идиша это слово стало значить «истукан» «глупый, наивный человек», «неповоротливый». В таком значении имя мифологического существа перешло в иврит.

Первые упоминания о големах встречаются в трактатах каббалистов. В еврейской мифологии так называли глиняных человекообразных существ, в которых вдохнули жизнь последователи оккультных наук.

Кроме глины, для создания этих слуг использовали камень и металл. Такие существа чаще использовались для сражений и защиты городов, в то время как глиняные големы выполняли всю черную работу.

Характеристика внешнего вида и способностей созданий меняется в зависимости от культуры. Несмотря на это, классический еврейский голем обладает четким описанием.

Внешность иудаистского голема

Создания напоминало человека, но были и некоторые отличия. К ним относили:

  • слабовыраженные черты лица, отсутствие носа и ушей;
  • мощный корпус, длинные сильные руки, которые свисают до земли;
  • короткие, искривленные ноги.

Способности еврейского голема

Каббалисты утверждают, что искусственные люди обладают невероятной силой, благодаря которой способны поднимать быков и разрушать здания. Некоторые големы имели зачатки разума, другие полностью контролировали свою речь.

Глиняные исполины были неуязвимы для магии. Также оружие не наносило им повреждений - на месте отрубленных конечностей существа отращивали новые.

Как создать голема

Существует несколько рецептов создания искусственных людей.

Согласно кабалистическим наукам, для изготовления голема нужно следовать такому алгоритму:

  1. Для тела создания используют необожженную красную глину, собранную у истоков реки.
  2. Из материала вылепливают фигурку ребенка 8-10 лет.
  3. На лбу чертят ивритское слово «Amet», которое означает «Правда».

После начертания заклинания, голем начнет оживать. В течение нескольких дней он вырастает в 5-6 раз.

Создание обладает разумом маленького ребенка и полностью подчиненно магу. Согласно легендам, спустя несколько лет жизни существа постепенно учатся и могут восстать против создателя. Причиной освобождения големов служит перечеркивание магического слова.

Обезумивший гигант в бешенстве способен разгромить целый город. Уничтожить его можно только стерев первую букву слова, чтобы оставшиеся сложились в «met». Это слово означает «умерщвление» на иврите.

Сам процесс изготовления голема схож с рождением человека по воле Божьей. В отличие от Адама, рукотворные гиганты не имеют души. Их неказистый вид, неповоротливость и ограниченность мышления также указывает на несовершенство человеческого творения по сравнению с Господним.

Упоминание в легендах

Еврейский голем упоминается в двух мифах. Обе легенды поднимают темы несовершенства искусственно созданных людей и непринятия обществом внешне уродливых существ.

Пражский голем

Согласно этой легенде, в начале XVII в. увеличился риск кровавого навета на пражских евреев. Христианские жители Праги обвиняли иудеев в использовании крови иноверцев для жертв.

Чтобы защитить город от погромов, раввин по имени Иехуда Лев бен Бецалель решился на создание магического защитника. На утренней заре Махараль с двумя помощниками пришли к берегам реки Влатва и вылепили из красной глины человека, ростом в 1,5 м.

Раввин Лев оживил создание с помощью тайного имени Бога. Он начертил его на бумаге и вложил в рот фигуре.

Пражский голем выглядел как безобразный человек средних лет. Он не умел говорить и есть. Со временем создание приобрело нечеловеческий аппетит. Голем поедал всю пищу, что ему давали, независимо от ее вкуса и свежести.

Глиняное существо также начало демонстрировать зачатки интеллекта. Голем стал задавать своему создателю такие вопросы:

  1. Кто такой Голем?
  2. Кто мать и отец Голему?
  3. Зачем создать Голем?
  4. Голем не хочет быть один.

Одиночество побуждало уродливое создание тянуться к людям в надежде на их отзывчивость. Обладая сознанием ребенка, голем пытался играть с детьми, но они в ужасе бежали от исполина.

Существует две версии о том, по какой причине глиняный человек восстал против своего хозяина.

Первая версия бунта голема

Ежедневно существо выполняло самую тяжелую и неприятную работу, а по ночам стерегло еврейские дома. В пятницу вечером Лев вытаскивал священные слова изо рта подчиненного, чтобы в субботу посетить синагогу. В один день раввин забыл изъять бумагу и голем восстал против своего создателя. В ярости существо громило дома и гонялось за жителями. Евреев спасала от смерти только неповоротливость создания.

С большим трудом Лев смог забрать священные слова из пасти чудовища. Свое творение раввин отнес на чердак синагоги и окружил иудейскими заклинаниями. В начале XIX в. польский журналист пробрался на чердак этой церкви, но тело гиганта он не обнаружил.

Вторая версия бунта создания

Другие источники рассказывают о более романтичной концовке легенды. Со временем, кроме обретения сознания, голем начал испытывать чувства. Увидев однажды дочь Лев Мириам, создание влюбилось в девушку. Сама Мириам не ответила взаимностью бездушному глиняному созданию.

Искусственный человек всюду ходил за дочерью раввина в надежде на взаимность и не давал вытащить слова заклинания из своего рта. Тогда Лев попросил Мириам обольстит создание и вытянуть бумагу из пасти. Девушка выполнила наказ отца.

С этих пор существует чешское поверье - раз в 33 года в день солнцестояния существо оживает, чтобы защищать столицу. В этот день незамужние девушки стараются не выходить из дома, чтобы не стать невестами голема.

Голем Иеремия

Еврейский пророк Иеремей также пытался сотворить создание для защиты Божьего народа. Он слепил человека из глины и начертил на его голове слова «Бог есть истина».

Ожившее создание внезапно отобрало нож у пророка и вырезало другую фразу на свое лице «Бог умер». Этот поступок дал понять Иеремею, что существа, оживленные магией, не смогут защитить евреев от сил Зла. В ужасе порок уничтожил свое творение и долго вымаливал прощение у Господа за свою дерзость.

Големы в других культурах

Легенды о существах, созданных людьми для служения, встречаются в каждой мифологии. Не всегда големы имеют человеческое подобие, однако с еврейским созданием их роднит верность хозяину и оживление магией.

Элементали

Эти создания - ближайшие «родственники» классического голема. От глиняного человека их отличает осознание себя.

Элементали - низшие духи, которые опытный маг может призвать в определенную оболочку. Эти существа верно служат своему хозяину в надежде получить свободу. Элементалей классифицируют по стихиям:

  1. Земляной. В некоторых источниках это существо представляет собой копию голема. Существо имеет человекоподобный вид, обладает разумом и выполняет все приказы своего создателя. Земляных элементалей использовали для защиты городов от чужих армий и непогоды. Их неповоротливость компенсируется огромной силой.
  2. Огненный. Чаще представляет собой сгусток чистого огня. В арабских сказаниях к огненным элементалям относится подвид джиннов - ифриты. Эти создания могут сохранять свой облик после истечения срока действия заклинания мага.
  3. Водный. Этих созданий использовали для защиты от чудовищ моря или приливов. Водные элементали также создавали колодцы и оазисы.
  4. Воздушный. Внешне эти создания напоминали скопление облаков. Их использовали для сокрытия армии. Также, по легенде, воздушные элементали могли призывать молнию.

С големом этих созданий также роднит неуязвимость к магии. Некоторые из элементалий восставали против мага-создателя, требуя свободы и уважения.

Греческая мифология

В Греции тема искусственно созданных людей широко касается бога-кузнеца Гефеста. Вместо глины он использовал бронзу и золото, создавая себе железных разумных помощников.

Талос

Согласно древнегреческой мифологии, Талос - бронзовый воин, которого Зевс дал Европе для защиты земель от чужестранцев. Это создание обитало на острове Крит.

Бронзовый исполин швырял в подплывающие корабли камнями. Если странникам удавалось пристать к берегу, Талос топил их огнем и мечом.

По одной легенде создание Богов уничтожила Медея, жена Ясона. Она опоила гиганта сонным зельем и вытащила гвоздь из его пятки. Талос истек ихором, который заменял ему кровь.

В другом источнике говорится, что бронзового голема убил герой по имени Пеант. Он попал стрелой в пятку существа из лука Геракла.

Галатея

В культуре Греции существует миф о прекрасной скульптуре, которую создал Пигмалион. Творец влюбился в мраморную девушку и возжелал ее. Он наряжал Галатею в прекрасные одеяния и дарил драгоценности.

Обезумев от безжизненности своей любви, Пигмалион взмолился богам Олимпа, чтобы те послали ему похожую девушку. Сжалившись над смертным, Афродита, богиня Любви, оживила творение скульптора.

Другие упоминания големов

Мифы других стран Европы также рассказывают об искусственно созданных слугах. Среди них можно выделить:

  1. Гуллинбурсти. Огромный золотой кабан в скандинавской мифологии. Его создали гномы в споре с Локи.
  2. Железный заяц. Этого голема в мифологии северных народов сотворяли ведьмы для воровства молока у жителей деревень.
  3. Торгейров бык. Существо, созданное исландским магом из шкуры и копыт быка. Дух служил колдунам и мстил их обидчикам, разоряя деревни.
  4. Прысыпуш. Ребенок, вырезанный из полена. В белорусском фольклоре такое создание оставляли ведьмы вместо украденных детей.
  5. Тупилак. Голем, созданный гренландскими колдунами. В эскимосской культуре это создание используют для мести чужеземцам.
  6. Чудовище Франкенштейна. Оживленный человек, собранный из мертвой плоти других людей. По характеру и поведению является аналогом еврейского голема.

Искусственно созданное человеком, в которое кабалисты, с помощью оккультных наук вдохнули жизнь. Преимущественно создавались из глины, камня, металла. Внешне, голем напоминал человека.

Создание голема, часто сравнивают с библейским сотворением Адама. Где бог лепит человека из глины и вдувает в него жизнь. Но в отличии от библейского Адама, голем существо бездушное, не имеет речи и мышления. При создании голема, фигурку рекомендовалось лепить ростом с десятилетнего ребенка. Оживленный голем быстро растет, и его сила достигает нечеловеческих размеров. Голем подчинен своему создателю, его основная функция защита, также его используют для различных целей в быту. Где нужно применить силу.

Помимо исполинской силы, големы не поддавались практически никакой магии. В мифологии известны случаи, когда голем вырывался из-под воли своего создателя. Превращаясь в ослепленное ненавистью существо. Снося все на своем пути и убивая всех, кто рядом. В том числе своего создателя.

Голем встречается в сказаниях многих народов. У евреев- это великан из глины.

Самая известная легенда о големе, это пражский голем. Его создал для охраны еврейского народа пражский раввин Лев. В предрассветный час раввин с двумя помощниками, на берегу реки Влатвы, вылепил человеческую фигуру, ростом с 3 локтя. Проведя магический ритуал и вложив в рот голема шем (тайное имя бога), Лев оживил глиняное существо.

Голем был похож на уродливого мужчину, лет 30ти. Его сила во много раз превосходила человеческую. Днем голем был слугой и выполнял поручения раввина. Ночью охранял еврейский квартал. По легенде голем изначально не употреблял пищи и не говорил ни слова.

Но позже у него проснулся зверский аппетит, и составляло большого труда накормить голема.

Также, спустя время парижский голем стал говорить короткими фразами и показывал задатки разума. Так он спрашивал у преподобного Леве:

  • - Кто есть голем?
  • - Кто отец и мать голем?
  • - Для чего голем?
  • - Голем не хочет быть один.

То есть ему стало известно чувство одиночества. Голем стал осознавать себя, проявлять эмоции. Он начал играть с детьми в догонялки, хотя его громоздкое неуклюжее тело ему этого не позволяло. Голема стало тянуть к детям и к людям. Он хотел общения. Но люди в страхе бежали от него. Дети не хотели брать пражского голема в свои игры.

Так защитник еврейского гетто, был изгоем. От него требовали подчинения и помощи, но дать ему ничего не могли.

По легенде раввин каждую пятницу вечером вынимал из пражского голема шем, чтобы он не мог действовать. Так как раввин в субботу был в синагоге. Но однажды праведный Лев забыл обездвижить своего подчинённого. И пражский голем взбунтовался. Он громил дома и имущество жителей еврейского квартала. Люди в панике разбегались от голема. Возможно чувство безысходности и одиночества толкнули его в объятия ненависти.

Раввин смог вытащить шем из взбунтовавшего голема. После он отнес его безжизненное тело на чердак синагоги и схоронил под священными писаниями. Позже в 1920 году чешский журналист поднимался на чердак, но кроме мусора там ничего не обнаружил.

По другой версии, пражский голем влюбился в дочь раввина Мириам. Она в шутку назвала себя невестой голема. Глиняный человек следовал за ней по всюду и не давал раввину вытащить шем. Он все больше выходил из подчинения и по неосторожности разрушал, все что было рядом. Тогда раввин подговорил Мириам, и она, поддавшись уговорам отца, обездвижила голема.

Есть еще версия, что голем просто стал не нужен раввину и жителям еврейского квартала. Он выполнил свою миссию. Евреям ничего не угрожало. И преподобный Лев просто усыпил его. Проведя тот же ритуал, что и при воскрешении, но в обратном порядке.

Жители Праги до сих пор верят, что их голем оживает каждые 33 года. И встаёт на защиту их города.

Легенда о големе это предупреждение о том, что человек не сможет подменить бога. Что созданное человеком существо, не будет полноценным, в нем не будет души. Создание голема это мистический путь, по которому может пройти только чистый помыслами и праведный человек. Каким был раввин Лев.

Известна еще одна легенда о создании голема. В ней пророк Иеремией при создании глиняного человека, написал ему на лбу «Бог есть правда». Но голем выдернул нож у пророка и переделал надпись в «Бог мертв». Это говорит о мистической злобной силе, появляющейся при создании голема.

В русских сказаниях тоже есть существа, чье создание похоже на создание голема. Это Снегурочка и Глиняный Парень, у которого, как и у пражского голема был безудержный аппетит. Он ел не только обычную еду, но и всех попадающихся на пути людей и животных. Единственным отличие персонажей русского фольклора, от легенды о пражском големе, это то что они изначально могли думать и говорить.

Всем известный литературный персонаж Франкенштейн, тоже голем. Только телом ему послужила не глина, а тела разных людей. И оживал он не с помощью оккультных знаний, а с помощью науки.

Виды големов

В разных мифологиях големов различают по видам:

  • Каменный голем. Похож на кусок ожившей скалы. Место обитания горы.
  • Голем земли. Живет преимущественно на равнине. Из себя представляет небольшой холм. Не такие агрессивные как каменные големы.
  • Огненный голем. Место обитания вулканы. Обладает разумом. Их часто сравнивают с . Наделены магическими силами.
  • Голем воды. Оживший сгусток воды. Также имеет разум. Менее агрессивен, чем предыдущие големы.


25Янв

Что такое Голем

Голем – это жуткий монстр, изготовленный из глины в форме огромного человека, основная цель которого защита и исполнение желаний своего создателя.

Происхождение големов или кто их придумал?

Данные существа происходят из еврейского . В большинстве историй, создателями големов были раввины. Основная идея заключалась в том, что святой человек и его близость к Богу, получает божественную силу, которая может вдохнуть жизнь в глиняную фигуру. Но, так как создатель голема не является Богом, то и даровать душу своему созданию он не может. Таким образом, творение уступает человеку в форме, интеллекте и свободе воли. Также из-за отсутствия души големы лишены дара речи.

Большинство историй о големах датируются периодом средневековья. По большому счету эти создания выступали защитниками еврейского народа или карающей силой против обидчиков.

Голем в легендах. Инструкция как создать голема в домашних условиях?

В некоторых легендах описан процесс создания данных существ. После изготовления глиняной фигуры, святой человек должен написать на лбу священное слово, оживляющее монстра. В некоторых источниках сказано, что это слово писали на листе бумаги или табличке, затем помещали ее в рот голему. В первой опубликованной истории об этом чудовище, а именно в коллекции еврейских сказок от 1847 года указано, что для оживления нужно написать слово «Эмет» (истина ). Для отключения необходимо стереть первую букву в слове, что бы получилось – Мет (смерть ). После чего жизнь покинет глиняную форму.

Позже, в 19-м веке, голем вошел в сферу западноевропейской культуры и фольклора. Христианское духовенство начало использовать его образ как символ чрезмерной опасности при использовании . Под этим влиянием появилась история о том, как создатель теряет контроль над созданным существом.

.
.
Голем (еврейск. «комок», «неготовое», «неоформленное»). В европейском фольклоре и средневековой демонологии глиняный великан , оживленный магическими средствами. Чтобы сделать Голема, согласно древним рецептам, нужно вылепить из красной глины человеческую фигурку ростом с десятилетнего ребенка. Оживить фигурку можно, произнеся имя бога, либо начертав на ее лбу слово amet - "истина" (если стереть букву a, получится met, то есть "смерть"; таким образом можно уничтожить голема). Впрочем, оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он быстро растет, приобретая нечеловеческую силу. Иногда голем выходит из подчинения и может убить даже своего создателя. Наиболее известна легенда о големе, созданном пражским евреем рабби Левом; эту легенду изложил в романе "Голем" Густав Майринк.

В еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы, оживляемый магическими средствами глиняный великан. Представление о Големе имеет предпосылки, специфические для мифологии иудаизма. Во-первых, это традиционный рассказ о сотворении Адама с подробностями - библейскими (Яхве лепит человеческую фигуру из красной глины, животворя её затем в отдельном акте вдуваемым «дыханием жизни». Быт. 2,7) и апокрифическими (исполинский рост

Адама в егопервоначальном облике; пребывание некоторое время без «дыхания жизней» и без речи - состояние, в котором Адам получает откровение о судьбах всех поколений своих потомков). Во-вторых, это очень высокая оценка магико-теургических сил, заключённых в именах бога, а также вера в особую сакраментальность написанного слова сравнительно с произнесённым. Эти предпосылки накладываются на общечеловеческую мечту о «роботах» - живых и по-слушных вещах (ср. образ изваянных из золота «прислужниц» Гефеста . Нот. II. XVIII 417-420) и в то же время страх перед возможностью для создания выйти из-под контроля своего создателя (ср. сюжет об ученике чародея, зафиксированный в «Любителе лжи» Лукиана и использованный Гёте). Согласно рецептам, наиболее популярным в эпоху «практической каббалы» (начало нового времени),
чтобы сделать Голем, надо вылепить из красной глины человевеческую фигуру, имитируя, таким образом, действия бога; фигура эта должна иметь рост 10-летнего ребёнка. Оживляется она либо именем бога, либо словом «ЖИЗНЬ», написанным на её лбу; однако Голем неспособен к речи и не обладает человеческой душой, уподобляясь Адаму до получения им «дыхания жизней» (мотив предела, до которого человек может быть соперником бога). С другой стороны, он необычайно быстро растёт и скоро достигает исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет работу, ему порученную (его можно, например, заставить обслуживать еврейскую семью в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу), но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может растоптать своего создателя и т. п.). В качестве создателей Голема еврейские предания называют некоторых исторических личностей, наиболее знаменит создатель «пражского Голема» раввин Лёв (16 - нач. 17 вв).

Первое упоминание о Големе. в европейской литературе содержится у И. Рейхлина («Об искусстве каббалистики»). В 18 в. опубликована легенда Я. Эмдена о Големе, созданном из глины хелмским раввином Элией. К образу Голема обращались многие романтики - Аринм фон Арним ("Изабелла Египетская"), Э. Т. А. Гофман («Тайны») и др.;тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М. Шелли «Франкенштейн». Наиболее значительное из произведений европейской литературы 20 в. на этот сюжет - роман Г. Мейринка «Голем». В пьесе К. Чапека «К. V. К.» и опере Э. д"Альбера «Голем» восставшие против людей искусственные существа обретают человечность, познав любовь.