Черчение как чертить. Онлайн курсы по черчению. Как изучить черчение для начинающих самостоятельно. Построение композиции — почему именно здесь

Современное общество в своем развитии и хозяйственной деятельности активно использует графический язык, которому на сегодняшний день альтернативы нет (голографические технологии пока что находятся на стадии разработки). Графический язык находит свое технологическое применение путем черчения проекций трехмерных объектов в двухмерной плоскости. Этот метод имеет интересную историю, но не она - предмет данной статьи. Наша цель - представить читателю обзор черчения как точного и универсального инструмента инженера и архитектора, с точки зрения его общей нормативной регламентации.

Специалист, знающий правила оформления чертежей, должен также компетентно руководствоваться в своей работе соответствующими ГОСТами, определяющими основные обязательные требования к чертежам. Также важна его квалификация, позволяющая даже для сложных по форме деталей с оптимальной наглядностью представлять геометрические построения на чертежах.

Что нужно знать и уметь для выполнения чертежей

Во-первых, подразумевается, что в багаж знаний архитектора или инженера - исполнителя чертежей входят ЕСКД - правила оформления чертежей и практические навыки оптимальных геометрических представлений проекций детали для ее отображения на чертежах.

В настоящее время современные производительные специализированные программы - системы автоматизированного проектирования пришли на смену традиционному "ручному" черчению. Однако автоматизация по-прежнему предполагает твердые знания по следующим ГОСТам:

2.301-68 - устанавливающем форматы листов чертежей в бумажной или электронной формах;

2.302-68 - определяющем отношение размеров предмета, изображенного на чертеже, к его реальным размерам (масштаб);

2.303-68 - регламентирующем начертание линий на чертежах, рекомендованных действующими отраслевыми стандартами;

2.304-81 - устанавливающем актуальные чертежные шрифты;

2.307-68 - определяющем нанесение на чертеж как размеров, так и предельных отклонений.

Важными квалификационными требованиями к исполнителю чертежей являются:

Практическое умение использовать ЕСКД - правила оформления чертежей применительно к прикладным задачам;

Навыки геометрических построений для оптимального выполнения чертежей, которые затем удобно использовать в разметке при изготовлении конкретных деталей.

Основы создания чертежей

Разработка конструкторской которой регламентируют ЕСКД - правила оформления чертежей) является обязательным этапом, предшествующим непосредственному производству детали.

При этом принципиально важна конкретика: что и для чего изготавливается; каково стандартное наименование изделия; его точные размеры, форма, из каких материалов оно изготавливается. Все это важно, поскольку впоследствии конструкторская документация станет основным гарантом идентичности изготовления детали, а также при необходимости - ее взаимозаменяемости с аналогом, выпущенным другими производителями. С точки зрения использования единого инструментария (правил и норм) разными производителями, важны выдержанные ими ЕСКД - правила оформления чертежей.

ГОСТы, регламентирующие черчение

Мы уже в данной статье упоминали термины ЕСКД, ГОСТы в контексте их нормативной роли для инженера. Определим их соотношение.

Роль нормативного регулятора при оформлении различных чертежей и схем для конструкторских документов играют специально разработанные на уровне государства единообразные технологические стандарты - ГОСТы. Эти стандарты организационно объединяются единой системой конструкторской документации, или ЕСКД.

Правила ЕСКД осуществляют регулирование исполнения чертежей, актуальное на стадиях создания, конечного оформления и организации надлежащего их документооборота как вида документации в рамках специализированных предприятий и организаций, равно как и в учреждениях министерства образования. ЕСКД - правила оформления чертежей - сообразованы с действующими международными стандартами ИСО (т. е. утвержденными Международной стандартизующей организацией), а также соответствуют требованиям постоянной международной комиссии стандартизации.

Заметим, что соблюдение государственных стандартов обязательны к исполнению во всех областях промышленности, а также в научных и проектных учреждениях. Соответственно, ГОСТ - правила оформления чертежей - обязательны и при изучении инженерной графики в учреждениях системы образования.

Таким образом, несмотря на прогресс автоматизации в деле создания чертежей, ГОСТы знать следует. Впрочем, мы предчувствуем основное направление возражений наших компьютерно-грамотных оппонентов, заключающееся в том, что все правила уже соблюдены в чертежах, которые следует просто разыскать в Интернете.

Можно ли, занимаясь черчением, не знать ГОСТов? Нет!

Однако мы сработаем на опережение, заметив, что да, действительно в настоящее время в Интернете любой пользователь ПК может выбрать из тысяч и тысяч фото чертежей нужное. А затем он, используя специальную программу для распознавания, получает требуемый чертеж.

Однако здесь наши оппоненты лукавят. На самом деле программы распознавания чертежей несовершенны, соответственно, полученный с их помощью чертеж заведомо содержит существенные ошибки. Их, конечно же, далее придется править, пользуясь знанием ГОСТов.

Гораздо разумнее в такой ситуации творчески использовать фото чертежей как образец, реально воссоздавая их с помощью специализированной программы - системы автоматизированного проектирования. Ведущим представителем САПР уже на протяжении нескольких десятилетий является AutoCAD разработки компании с мировым рейтингом «Autodesk». Эта программа сегодня активно используется ведущими конструкторскими бюро. Кульманы ушли в историю!

Форматы. Государственный стандарт 2.301-68

Чертежи выполняются на бумажном листе, имеющем определенные, четко установленные текущим ГОСТОМ размеры, причем измеряется рамка для чертежа (А4 имеет размеры 210 на 297 мм, см. таблицу 1).

Таблица 1. Форматы.

Формат А4

меньшая сторона 210 мм

большая сторона 297 мм

Формат А3

меньшая сторона 297 мм

большая сторона 420 мм

Формат А2

меньшая сторона 420 мм

большая сторона 594 мм

Формат А1

меньшая сторона 594 мм

большая сторона 841 мм

Формат А0

меньшая сторона 841 мм

большая сторона 1189 мм

Заметим, что иногда рамка для чертежа А4 ограничивает заведомо избыточное пространство, превышающее размер изображения. В таком случае уместен меньший формат - А5 , размеры сторон которого 148 на 210 мм.

Наглядное отображение востребованных форматов, которые определяют основные правила оформления чертежей, приведено на рис.1:

Рис. 1. Соотношение форматов

Основная надпись

Основная надпись размещается на всех чертежах, за исключением А4, как вдоль длинной стороны, так и вдоль короткой. Для А4 она изображается исключительно вдоль короткой стороны, поскольку данный формат является вертикальным.

Дополнительную графу (также за исключением А4) размещают по длинной стороне

(Размещение основной надписи показано нами на рис 2.)

Рис.2. Размещение основной надписи

Оформление рамки чертежа регламентируется ее расстоянием от края листа: со всех его сторон (кроме левой) - по 5 мм. Слева же расстояние от рамки до края листа составляет 20 мм. При этом линия, которая обрамляет рамку чертежа, не должна быть уже 0,7 мм.

Основные надписи выполняются согласно ГОСТу № 2.104-68, который определяет размеры, форму, а также порядок заполнения. Характерно, что она является непременным элементом любых видов чертежей и схем. Как пример приведем основную надпись, рекомендованную для использования на учебных чертежах (см рис. 3).

Цифрами на рисунке обозначены следующие графы основной надписи:

1 - название изделия;

2 - как документ обозначается;

3 - какой выбран материал для изготовления детали;

4 - реквизит предприятия - индекс.

Зачастую чертеж выполняется на нескольких листах. В этом случае на втором и всех последующих основная надпись выполняется в отличном от первого виде. Ее изображение представлено на рис 4.

Рис 4. Основная надпись для второго и последующих листов чертежа

Графы ее (на рисунке они пронумерованы) заполняются согласно вышеприведенной расшифровке этих цифр для основной надписи первого листа.

Обозначения на чертежах

По определению, чертежом называют масштабированное графическое изображение изделия, где указаны размеры и Информация, которую содержит чертеж, достаточна для изготовления упомянутого в определении изделия.

Правила нанесения размерных значений на чертежи в промышленности регламентированы ГОСТом № 2.307-68. Это достаточно тонкий момент в оформлении чертежей. Ведь всего один пропущенный размер превращает сложный чертеж в невостребованный пустой труд.

Сами размеры в черчении подразделяются на несколько видов. Первая группа - размеры рабочие. Это та информация, которая используется непосредственно при изготовлении. Вторая - размеры справочные (они обозначены символом (*)). Они используются в инженерной работе с чертежом.

Наносят размеры на чертеж с помощью размерных линий. Обозначения наносятся на чертеж с соблюдением принятого масштаба. Его значение находится в основной надписи - в отдельной графе. Определим понятие масштаба: его идентифицируют с соотношением реальных размеров предмета к размерам его изображения. При возможности предпочтительным является масштаб один к одному, однако, как вы понимаете, для разных размеров детали приходится либо уменьшать, либо увеличивать. Приемлемые масштабы изображения определены ГОСТом 2.302-68 см (см. таблицу 2).

Таблица 2. Масштабы, применяемые в черчении

Критерием выбора масштаба является дальнейшее удобство работы с чертежом.

Линии

На чертежах представлены различные типы линий, каждый из которых имеет определенное предназначение. Применение линий на чертежах определяется ГОСТом 2.303-68.

Линия сплошная толстая основная служит для начертания видимых контуров отображаемого объекта. Толщина для нее определена в пределах 0,5-1,4 мм и в дальнейшем выбранное значение обозначается буквой S. Почему же это значение присваивают условной переменной? Дело в том, что в дальнейшем толщины всех остальных линий будут соизмерять с толщиной основной.

Любовь Митюхляева
Введение в предмет «Черчение». Урок с применением презентации

Конспект урока №1

ТЕМА : Введение . История развития черчения . Значение черчения в практической деятельности человека. Инструменты и принадлежности. Правила оформления чертежей.

ТИП урока : Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

ФОРМА урока : Урок с использованием презентации , беседа.

Области применения графики и ее виды . Основные виды графических изображений. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей.

Специальные умения и способы деятельности : Знать краткую история графического общения человека, значения графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.

Общеучебные умения и способы деятельности : Уметь логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания.

ВИД контрольно-оценочной деятельности : текущий.

ФОРМА контрольно-оценочной деятельности : УО.

Цель урока : Содействовать в осознании учащимися значения и места курса черчения в жизни и профессиональной деятельности человека, заинтересовать учащихся предметом .

Оборудование для учащихся : тетрадь, учебник «Черчение »

План урока .

1. Вступительное слово учителя.

4. Сообщение новой темы урока . История развития чертежа.

5. Формирование новых знаний.

6. Первичное усвоение и применение новых знаний .

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя о курсе черчения .

СЛАЙД 1 Презентация «Введение в предмет . Урок №1 » .

Черчение - учебная дисциплина, обеспечивающая изучение различной графической информации об объектах и явлениях предметного мира (запись в тетради)

Черчение в IX классе - обобщающая дисциплина, систематизирующая полученную ранее информацию о графических изображениях. Вместе с тем его изучение позволяет сформировать целостную систему знаний о правилах выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков, овладеть способами чтения графической информации, встречающейся во многих сферах деятельности человека.

Учебная дисциплина «Черчение » позволяет учащимся легче адаптироваться к продолжению обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, к овладению в будущем инженерно-техническими, технологическими, экономическими, педагогическими и другими специальностями, к участию в практической работе, в изучении основ графического языка как средства человеческого общения.

Знания и умения, полученные на уроках черчения , необходимы также при изучении геометрии, географии и других школьных дисциплин.

Количество часов. Количество графических (работа на форматах, практических работ (работа в тетрадях, тестирований (по разделам и итоговая промежуточная аттестация, контрольные работы (2 части : теоретическая и практическая) .Оценивание работ : критерии видов работ. Оценивание по полугодиям (с учетом четвертных) . Электронный журнал. Итоговые оценки в аттестат (протоколы) .

2. Организация рабочего места.

Принадлежности : тетрадь в клетку (подписать карандашом, использование условных обозначений, альбом или папка для черчения , учебник. Инструменты (циркуль, карандаши разной твердости и мягкости – курс изобразительного искусства, линейка, транспортир, 2 треугольника).

Все перечисленные инструменты и принадлежности необходимы для выполнения и передачи графической информации.

3. Актуализация опорных знаний.

Виды информации. Дома, в школе, на улице человека окружают различные предметы , которые можно описать словами, сфотографировать, нарисовать.

Сведения об окружающих нас предметах и явлениях , их свойствах, состоянии называют информацией.

Информация, воспринимаемая зрением - тексты, фотографии, рисунки, знаки - называется визуальной, т. е. зрительной. Информация, воспринимаемая слухом, - речь, музыка, различные сигналы - называется звуковой. Существуют и другие виды информации, которые человек получает благодаря чувствам восприятия (обоняние, осязание, тактильное) .

Визуальную информацию, представленную в форме графиков , чертежей, рисунков, схем и т. п., называют графическими изображениями.

4. Сообщение новой темы урока . История развития чертежа.

Изображения сопровождали человека на всех этапах его исторического развития.

Попытки людей изобразить окружающие предметы предшествовали письменности . Еще не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота. Для указаний мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности. До наших дней сохранилось одно из древнейших изображений охотничьего угодья Северного Кавказа, выгравированное на серебре. На рисунке изображено озеро и впадающие в него реки. Здесь же изображены звери, обитающие на склонах гор и в долинах. Рисунки-планы являются прообразами наших географических карт.

Позднее, когда людям потребовалось изобразить предмет не только с натуры , но и создать что-то новое,когда стали строить большие сооружения : крепости, жилища появились первые чертежи, которые назывались «планами» . Эти чертежи обычно выполнялись прямо на земле на месте будущего сооружения в натуральную величину. В дальнейшем такие планы-чертежи стали делать на пергаменте, дереве, холсте в уменьшенном виде. Вначале разницы между чертежом и рисунком практически не было. Изображения выполнялись от руки, на глаз. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно лишь приблизительно. Этот чертеж нуждается в словесных пояснениях, поэтому на нем сделаны различные надписи.

История чертежей и других графических изображений уходит в глубокую древность. Первые сведения о чертежах, напоминающих современные, относятся к XV в. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) - великий итальянский ученый и художник - в технических рисунках и эскизах раскрывал свои идеи в области техники и строительства. Однако дошедшие до нас выдающиеся памятники материальной культуры

свидетельствуют о более раннем применении чертежей как строительных документов. Такие сооружения, как древнеегипетский храм Луксор (XV-XIII вв. до н. э., древнегреческий храм Парфенон в Афинах (447-438 гг. до н. э., амфитеатр Колизей в Риме (75-80 гг. н. э.) не могли быть построены без заранее подготовленных проектов.

Значительное развитие строительные чертежи получили в XVI в. Известный итальянский архитектор Андреа Палладио в 1570 г. опубликовал разработанный им трактат "Четыре книги об архитектуре". Огромная заслуга принадлежит французскому инженеру Гаспару Монжу, опубликовавшему в 1798 году свой труд «Начертательная геометрия» , который лёг в основу проекционного черчения , используемого и в настоящее время.

Первое упоминание о чертежах в России относится к началу XVI века и содержится в описи царского архива, по которой самый древний чертеж относится к 1517 году.

Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени. Некоторые из них выполнены Петром I по правилам проецирования.

В эпоху Петра I были предприняты первые шаги в области обучения черчению в горнозаводских школах. Первая такая школа была открыта в 1721 году в Екатеринбурге. В горнозаводских школах черчение считалось одним из основных предметов . Такую школу окончили И. И. Ползунов, ставший впоследствии знаменитым механиком и изобретателем универсальной паровой машины. К. Д. Фролов – знаменитый строитель гидротехнических сооружений на рудниках.

Чертежом пользовались многие выдающиеся изобретатели и инженеры. Талантливый русский механик, конструктор и изобретатель XVII в. И. П. Кулибин только для выполнения одного из своих шедевров - часов в форме куриного яйца - изготовил несколько десятков чертежей. Другим примером его деятельности служат чертежи моста через реку Неву.Интересны машиностроительные чертежи : паровоза отца и сына Черепановых; первого в мире самолета, построенного А. Ф. Можайским (1881 г.)

Черчение изучалось в гимназиях в курсе геометрии. В этот период в России были открыты гимназии в Петербурге, в Москве и Казани. В 1828 году были объединены общей программой рисование и черчение . 1828 год считается годом введения преподавания черчения в средней школе .

Изобразительное искусство, черчение - учебные предметы , которые используют возможности для реального развития творческих способностей личности человека, его творческой индивидуальности.

В XX веке продолжают развиваться все виды чертежей и возникают новые - схематические или, короче,схемы : электрические, гидравлические, пневматические, кинематические и комбинированные. Большая трудоемкость и незначительная скорость ручного выполнения чертежей вынуждали искать средства механизации их выполнения. Совершенствуются различные чертежные приборы, разрабатываются разнообразные трафареты для вычерчивания окружностей , эллипсов,надписей и условных знаков для схем : создаются приборы для нанесения штриховки, построения аксонометрических проекций, портативные пишущие машинки для нанесения на чертежи цифр, знаков и букв. Механизация чертежных работ несколько повышает производительность труда конструктора, но не обеспечивает ощутимого выигрыша во времени.

Значительно ускорить выполнение проектно-конструкторских работ позволяет применение современной техники на основе ЭВМ и персональных компьютеров. Создается автоматизированное рабочее место конструктора (АРМ) . На основе АРМ создаются системы автоматического проектирования (САПР) . Составной частью САПР является также машинная графика (МГ, включающая различные технические, языковые, программные, математические, информационные и организационные средства. САПР позволяет решать сложные расчетно-конструкторские и графические задачи и значительно ускорять разработку технической документации в самых сложных областях современной науки,техники и производства : космической, электронной, авиационной и др.

Индустриализация нашей страны, создание отечественного машиностроения и других производств, сооружение новых фабрик, заводов и городов привели к более широкому использованию чертежей, к разработке конструкторских проектов.

Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам делают мебель, озеленяют города и поселки. Чертежи нужны врачу (для изучения медицинской техники, модельеру (для конструирования одежды и обуви, многим другим специалистам.

Чертежи как вид графической информации пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если он умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать основы графической информации.

Чертеж - это еще и своеобразный графический интернациональный язык. Он понятен любому специалисту независимо от того, на каком языке он говорит. Чертеж является лаконичным средством выражения технической мысли.

В. - Проследив историю развития чертежа, мы столкнулись с такими данными, которые были для вас уже известны. Разные графические изображения вы изучали на других школьных предметах . Кто может их назвать?

О. - География, геометрия, технология, физика, изобразительное искусство.

СЛАЙД 10, 11

5. Формирование новых знаний.

5.1. Виды графических и наглядных изображений.

На уроках черчения мы будем изучать другие графические изображения.

Чертеж – это документ, содержащий изображение предмета , а также данные для его изготовления и контроля (запись в тетради)

Чертеж сборочный - чертеж, содержащий изображения изделия (сборочной единицы) в соединении.

Эскиз – это чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций детали.

Развертка - плоская фигура, полученная совмещением всех точек какой-либо поверхности с плоскостью.

Наглядное изображение предмета – это изображение , на котором мы видим предмет сразу с трёх сторон . Наглядное изображение предмета может быть выполнено в виде аксонометрической проекции и в виде технического рисунка.

Аксонометрическая проекция – это наглядное изображение предмета , выполненное по правилам построения аксонометрических осей.

Технический рисунок – это наглядное изображение предмета , выполненное от руки и в глазомерном масштабе.

5.2. Правила оформления чертежей.

Стандарты ЕСКД. Представьте , что было бы, если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил. Такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы этого избежать, во многих странах приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) .

Стандарты ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности и производства.

Государственные стандарты (сокращенно ГОСТ) обязательны для всех предприятий и организаций .

Каждый стандарт имеет соответствующее обозначение. Например , ГОСТ 2.301-68. Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием теории практики графических изображений.

Чертежи и другие конструкторские документы нельзя выполнять на листах произвольных размеров.

Для экономного расходования бумаги, удобства копирования, хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает строго определенные размеры листов - форматы.

В школе вы будете пользоваться листами чертежной бумаги, размеры сторон которых 210x297 мм. Такой формат обозначают А4 (запись в тетради) Т – на полях в тетради уловное обозначение вопроса тестирования.

Каждый формат должен иметь рамку, которая ограничивает его рабочее поле, т. е. поле для выполнения чертежей. Линии рамки - сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от границы формата, а с левой стороны - на расстоянии 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей (запись в тетради) Т

Основная надпись чертежа.

На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись. Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22x145 мм. Т.

6. Первичное усвоение и применение новых знаний .

Задание – оформить формат А4.

7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.

Вопросы по новому материалу для анализа усвоения материала урока .

(на усмотрение учителя, по наличию времени)

1. Какой рисунок стал прародителем чертежа? Что способствовало развитию чертежа?

2. В каком веке стали применять чертежи в России ? В каких областях хозяйства?

3. В каких сферах современного производства применяют чертежи ?

4. Почему чертеж получил название – наглядное изображение?

5. Для чего установлены единые правила выполнения и оформления чертежей? Какими государственными документами они определяются ?

6. С какими учебными предметами взаимосвязан предмет Черчение ? Докажи.

7. С какой целью изучается Черчение в школе ?

8. Что именно понравилось или не понравилось на уроке ?

9. Что нового для себя взяли с урока ? Какие выводы сделали по дальнейшей учёбе?

Основы черчения

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.


Чертеж
- это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).

Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу - спецификацию .
Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом. Но несмотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом .
Масштаб не может быть произвольным. Например, для увеличения приняты масштабы 2:1 , 4:1 и т. д., для уменьшения -1:2 , 1:4 и т. д.
Например, если на чертеже сделана надпись «М 1:2 », то это означает, что изображение в два раза меньше действительного, а если «М 4:1 », то в четыре раза больше.

На производстве часто применяется эскиз - изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие . Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета .

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх . Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом Ø .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линии - сплошными тонкими ; линии невидимого контура - штриховыми ; осевые - штрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Наименование Изображение Назначение Размеры
Сплошная толстая основная Линии видимого контура Толщина – s = 0,5 … 1,4 мм
Сплошная тонкая Размерные и выносные линии Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная тонкая Осевые и центровые линии Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 3 … 5 мм
Штриховая Линии невидимого контура Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 2 … 8 мм, расстояние между штрихами 1 … 2 мм
Сплошная волнистая Линии обрыва Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная с двумя точками Линии сгиба на развертках Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 4 … 6 мм

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок - значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Техническая документация и средства гармонизации

Техническая документация на изготовление простого однодетального, многодетального или комплексного изделия включает в себя:
изображение готового изделия, спецификацию и краткие сведения о функции (Ф ), конструкции (К ), технологии (Т ) и отделке (эстетике) (Э ) данного объекта труда - первый лист;
схемы возможных вариантов изменения габаритных размеров и конфигурации изделия или его деталей. В основу предлагаемых изменений положены различные системы соотношения и членения форм - второй лист;
чертежи деталей сложной конфигурации, которые изготавливаются по шаблонам,- третий лист (не для всех изделий);
иллюстративно-технологическую карту , содержащую сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении данной операции,- последующие листы. Содержание их может быть частично изменено. Эти изменения касаются в основном использования специальных технологических приспособлений, позволяющих ускорить выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Разработка конструкции любого изделия, к внешнему виду которого предъявляются те или иные эстетические требования, сопряжена с использованием определенных закономерностей, приемов и средств композиции. Игнорирование хотя бы одного из них ведет к существенному нарушению формы, делает изделие невыразительным и некрасивым.
Чаще всего применяют такие средства гармонизации, как пропорционирование (нахождение гармонического отношения сторон изделия), соподчинение и расчленение формы .

Пропорциональность - это соразмерность элементов, наиболее рациональное соотношение частей между собой и целым, придающее предмету гармоническую целостность и художественную завершенность. Пропорции устанавливают гармоническую меру частей и целого с помощью математических отношений.
Систему прямоугольников с пропорциональным отношением сторон можно построить, используя:
а) отношения целых чисел от 1 до 6 (1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6, 2:3, 3:4, 3:5, 4:5, 5:6) (рис. 1);
б) так называемое, «золотое сечение ». Определяется формулой а:в=в:(а+в). Любой отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части в этом отношении (рис. 2). На основе этого отношения можно построить или расчленить стороны прямоугольника (рис. 3);
в) пропорциональный ряд , составленный из корней натуральных чисел : √2, √3, √4» √5. Можно построить систему прямоугольников этого ряда так: на стороне квадрата «1» и его диагонали «√2» - прямоугольник с отношением сторон 1: √2; на диагонали последнего - новый прямоугольник с отношением сторон 1: √3; далее прямоугольник - 1: √4 (два квадрата) и 1: √5 (рис. 4).
Для нахождения гармонического соотношения сторон используют систему соподчинения и расчленения формы :
а) соподчинение применяется тогда, когда к какому-то элементу пристраивают другой, соразмерный основной части (рис. 5);
б) расчленение используется тогда, когда необходимо разбить на более мелкие элементы основную форму (рис. 6).

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.


Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка - одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок .
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением ,- не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.

Разметочные и измерительные инструменты. Как вам уже известно, разметку древесины и древесных материалов выполняют различными инструментами, большинство из которых используют и для измерений в процессе изготовления деталей: рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов; метр - для разметки черновых заготовок; линейка - для измерения деталей и заготовок; угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей; ерунок - для вычерчивания и проверки углов 45° и 135° и при разметке соединений на «ус»; малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру); рейсмус и скоба - для нанесения параллельных линий при обработке кромок или пластей заготовок; циркуль - для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров; кронциркуль - для определения диаметра круглых отверстий; нутромер - для измерения диаметра отверстий.

От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске . Припуск - слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании - до 5 мм).

При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а ) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии ).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б )
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в ).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г ).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д ).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е ).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).


Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов . Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией .

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений . Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей . С одним из приспособлений - зажимом столярного верстака - вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте , в которой указана последовательность операций . Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.


№ п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10 … 12 мм и разметить контур изделия по шаблону. Шаблон, карандаш
2. Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3. Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие. Шило, сверло, дрель
4. Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы. Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски

В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.

Введение.

Цели и задачи предмета, ознакомление с разделами программы предмета и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии графики и стандартизации, о значении конструкторской документации в производстве.

Обзор ГОСТов, единой системы конструктивной документации. Роль стандартизации в повышении научно-технического прогресса.

Ознакомление студентов с необходимыми учебными пособиями, материалами, инструментариями, приспособлениями и машинами, применяемыми в работе и оснащении современных проектных и конструкторских бюро.

знать:

основные положение стандартов на оформление и разработку чертежей; - ГОСТ 2.301-68 «Форматы», ГОСТ 2.302-68 «Масштабы», ГОСТ 2.303-68 «Линии», ГОСТ 2.304-68 «Шрифты чертёжные», ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров и предельных отклонений, правила и приёмы геометрических построений».

уметь:

организовать рабочее место , правильно пользоваться чертёжными инструментами;

оформлять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов; выполнять основные геометрические построения.

Вопросы для самопроверки к разделу 1.

1. Какие форматы установлены для черчения.

2. Из чего складывается обозначение дополнительного формата.

3. В каком месте чертежа располагают основную надпись. Какие данные помещают в графах.

4. Какая линия на чертеже является основной. От чего зависит её толщина.

5. Какие установлены типы линий чертежа в зависимости от их назначения.

6. Что определяет размер шрифта.

7. Какие размеры чертёжного шрифта установлены ГОСТом.

8. Что называется масштабом чертежа. Назовите стандартные масштабы.

9. Каковы основные правила нанесения размеров на чертежи.

10. Как разделить отрезок прямой на любое число равных частей.

11. Что называют уклоном и конусностью.

12. Что называют сопряжением. Какова последовательность выполнения сопряжений.

13. Какие кривые называют лекальными.

Раздел 2. Основы проекционного черчения.

Тема 2.1.Методы проецирования. Ортогональные проекции.

При изучении темы необходимо усвоить терминологию процесса проецирования, уяснить разницу между центральным и параллельным проецированием, ортогональным и косоугольным. Плоскости и оси проекции, их обозначение. Проецирование точек, отрезков, плоских фигур. Проецирование геометрических тел. Построение развёртки поверхности геометрических тел.

Упражнение: Решение задач на построение проекций точки, прямой, плоскости. Построение развёрток геометрических тел.

Тема 2.2.Аксонометрические проекции.

Общие понятия , принцип получения аксонометрических проекций. Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции многоугольников, окружностей, геометрических тел.

Упражнение: Изображение плоских фигур и геометрических тел в разных видах аксонометрических проекций.

В результате изучения раздела студент должен: иметь представление:

о методах проецирования; - о зависимости наглядности чертежа от выбора аксонометрической проекции;

знать:

Методику проецирования точек, фигур, геометрических тел;

последовательность выполнения комплексного чертежа модели с применением среза;

уметь:

выполнять комплексные чертежи точек, фигур, геометрических тел; - проводить анализ геометрической формы предметов по проекциям;

вычерчивать аксонометрические проекции плоских фигур и геометрических тел.

Вопросы для самопроверки к разделу 2.

1. Что называется проекцией точек, плоскостью проекций, проецирующей прямой.

2. В чём разница между параллельным и центральным проецированием.

3. Что называется развёрткой геометрического тела.

4. Что называется аксонометрией. Каковы достоинство аксонометрии по сравнению с ортогональными проекциями.

5. Как построить третью проекцию по двум данным.

6. Какими способами можно определить натуральную величину фигуры сечения.

7. В каком порядке выполняется чертёж модели в аксонометрии.

Раздел 3. Основы технического черчения

Тема 3.1. Изображения. Виды, разрезы, сечения.

При изучении темы необходимо рассмотреть такие изображения технического черчения, как виды, разрезы, сечения. ГОСТ 2.305-68.

Виды - основные, дополнительные, местные, принцип получения, расположение. Сечение. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Разрезы - простые, сложные, местные. Обозначение секущей плоскости. Соединение части вида и части разреза. Упражнение:

по заданным моделям построить три вида модели;

один из видов на чертеже заменить сложным ступенчатым разрезом;

* по заданному наглядному изображению и виду выполнить целесообразные сечения.

Тема 3.2. Разъемные и неразъёмные соединения.

При изучении темы необходимо уяснить назначение соединений, их виды и изображение на чертеже. Изучить резьбовые соединения, условное изображение и обозначение резьбы на чертеже. Сварные соединения. Понятие о типах сварных швов. Понятие о сборочном чертеже.

Тема 3.3. Технический ри сунок.

При изучении темы необходимо усвоить назначение технического рисунка и его особенности. Технические приёмы владения карандашом.

Черчение – это графическая азбука, облегчающая чтение схем, деталей и узлов со всеми техническими параметрами и пониманием разновидности материала, из которого последние изготовлены. Чертежные обозначения строго регламентированы, что делает их понятными и легко читаемыми во всех странах мира, где применяются данные стандарты ЕСКД.

Штамп чертежа

Штамп чертежа иначе называют рамкой для чертежа. В соответствии с ЕСКД чертеж должен располагаться на листе определенного размера, также он имеет рамку и штамп. Левое поле с учетом расположения технического рисунка (горизонтально или вертикально) предназначено для сшивания и составляет всегда 20 миллиметров, а остальные поля по 5 миллиметров.

Первый лист чертежа несет максимальную информацию и имеет высоту штампа 55 миллиметров, со спецификацией – 40 (ее наличие не обязательно), а каждый последующий – по 15. Штамп всегда располагают внизу справа относительно рамки чертежа.

Чертежный алфавит

Все обозначения, наносимые на чертеж и на любые иные технические документы, выполняются русскими, греческими или латинскими буквами, а числа – арабскими или римскими. Они должны быть исполнены регламентированным чертежным шрифтом, для унификации которого принято несколько технических характеристик.

В первую очередь, размер шрифта, что соответствует высоте прописной (заглавной) буквы, выраженная в миллиметрах, которая замеряется строго перпендикулярно основанию надписи. Следует отметить, что буквы могут быть как с наклоном в 15 градусов от вертикали, так и без него.

Параметры шрифта в настоящее время признаны следующие:

  1. h - размер (1.8; 2.5; 3.5; 5; 7; 10; 14; 20);
  2. d - толщина;
  3. c - высота строчной (маленькой) буквы или цифры;
  4. a - расстояние между буквами (цифрами);
  5. e - минимальная дистанция от слова;
  6. b - максимальный шаг строки.

Следует обратить внимание на следующую особенность, что при написании слов из букв, стоящих последовательно и не параллельно друг другу (например, «А» и «Б»), расстояние между ними необходимо уменьшить вдвое. Надписи выполняются вручную без применения линейки. Буквы и цифры должны иметь четкость.

При подписании технических характеристик самого чертежа, важно не размещать их внутри самой проекции за исключением размерных чисел . Последние должны располагаться над размерной линией 1 миллиметр от нее.

Сопряжение

Сопряжением в черчении называют округление одной прямой линии в другую прямую, то есть плавный переход с помощью циркуля или лекала. Сопряжение возможно между любыми линиями: двумя прямыми, окружностью и прямой, двумя дугами окружностей, а также может быть внутренним или внешним.

Для того чтобы технические характеристики сопряжения не были нарушены, то радиус последнего должен под перпендикуляром соединяться в точке касания прямой линии. При соблюдении этого правила линия такой сложной формы будет выглядеть едино. Это необходимо в случае, когда контуры детали, узла или букв (цифр) большого размера шрифта имеют округлые формы.

Линии

Основным инструментом передачи чертежа, безусловно, является линия. Она бывает разного начертания, толщины и несет различное назначение. Существуют следующие типы линий: обычные и обводки (основных элементов и маловажных деталей).

Линия-обводка должна быть только черного цвета и предназначена для обведения контуров чего-либо:

  • Сплошная (различной толщины) – внутренний и внешний контур предмета, очертание его внутренних частей, а также применяется для нанесения размерных линий и штампа чертежа.
  • Штриховая – линия невидимого контура предмета или пересечения поверхностей.
  • Штрихпунктирная - используется для выявления симметрии, центров, геометрических осей, секущей плоскости.
  • Линия излома или обрыва наносится в месте прерывания детали, когда ее размер не сопоставим с размером листа.

Графические изображения в технике получают, используя множество различных способов, причем некоторое количество из них было изобретено совсем недавно, а другие – еще в глубокой древности. До наших дней дошло не так уж и много письменных свидетельств, изучение которых позволило бы исследователям досконально изучить то, как эволюционировали графические способы отображения информации, однако совершено ясно, что их основы были заложены еще на ранних этапах человеческой цивилизации.

Историки утверждают, что истоки графического языка, который сейчас широко используется в технике, следует искать еще в каменном веке. Именно этой эпохой датируются древние пиктограммы и наскальные первобытные рисунки. По всей вероятности, как раз тогда сформировались основные способы изображений, которые используются в графическом языке.

Еще задолго до того, как появилась письменность, рисунки использовались в качестве одного из средств коммуникации. Они послужили основой для развития так называемого рисунчатого письма.

При помощи рисунков в древности передавались сообщения делового, экономического и военного характера, множество другой важной информации, в том числе и технической. При помощи простых рисунков практически невозможно получить исчерпывающую информацию о различных объектах, однако именно они успешно использовались древними архитекторами и строителями при проектировании и сооружении многих грандиозных объектов.

Постепенно, с течением времени, такого рода рисунки трансформировались и превратились в «специализированные» технические.

Механизация рабочего места конструктора

На протяжении многих столетий технические чертежи выполнялись исключительно вручную, при помощи таких инструментов, как линейки, угольники и циркули, и этот процесс требовал больших затрат времени.

Чтобы их сократить, стали изобретать различные приспособления, позволявшие конструкторам работать быстрее и эффективнее. Так появились и стали активно эксплуатироваться различные специализированные чертежные приборы и машины. На сегодняшний день они представляют собой сложные компьютеризованные программно-аппаратные комплексы, существенно ускоряющие и упрощающие разработку различной проектно-конструкторской документации. Тем не менее, даже используя их, невозможно обойтись без знания основ графического языка, которые изучаются предметом «Черчение ».

Системы автоматизированного проектирования

Конструкторы широко используют в своей работе различные инновационные системы автоматизированного проектирования, позволяющие им трудиться с наибольшей эффективностью.

Одной из наиболее популярных и распространенных из них является система AutoCAD , которая первоначально была рассчитана на создание двумерных графических построений. Поскольку этого функционала довольно быстро конструкторам стало недостаточно, то разработчики американской фирмы Autudesk разработали и успешно интегрировали в программный пакет модули, позволяющие создавать трехмерные изображения.

Конструкторами довольно широко используются и такие программы, как CATIA , SolidWorks , Pro/Engeneer и Autodesk Inventor , изначально созданные для 3D -моделирования и имеющие широкие возможности в части оформления конструкторской документации в соответствии с действующими стандартами.

Поскольку технические грамотные люди могут без проблем читать чертежи, которые созданы в разных странах , графический язык можно смело назвать интернациональным средством коммуникации.

Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО

ЧЕРЧЕНИЯ

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

в качестве учебного пособия для студентов учреждений,

обеспечивающих получение высшего образования по техническим и технологическим специальностям

УДК 744.4(075.8) ББК 30.11я7

А. И. Вилькоцкий, В. А. Бобрович, С. Э. Бобровский, В. С. Исаченков

Рецензенты:

кафедра пожарной профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций государственного учреждения образования «Командно-инженерный институт» МЧС Республики Беларусь (начальник кафедры кандидат технических наукИ. И. Полевода); заведующий кафедрой инженерной графики машиностроительного профиля БНТУ, кандидат технических наук, доцентП. В. Зелёный

Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей книги или

ее части не может быть осуществлено без разрешения учреждения образования « Белорусский государственный технологический университет».

Основы машиностроительного черчения: учеб. пособие для О-75 студентов технологических специальностей / А. И. Вилькоцкий [и др.]. –

Минск: БГТУ, 2008. – 236 с. ISBN 978-985-434-793-6

Пособие предназначено для ознакомления студентов с основанми машиностроительного черчения. В нем приведены данные о правилах выполнения рабочих чертежей, эскизов, сборочных чертежей и спецификаций. В приложении содержится большое количество чертежей типовых деталей, применяемых в химическом машиностроении.

УДК 744.4(075.8)ББК 30.11я 7

ВВЕДЕНИЕ

Любая машина, прибор состоят из деталей, соединенных между собой. Детали могут отличаться друг от друга формой, размерами и технологическим процессом их изготовления. Одни детали изготовляют из листового материала, другие – из сортаментного и фасонного проката, третьи получают литьем, горячей штамповкой и т. д.

Применяют самые различные способы соединения деталей: разъемные – соединения на резьбе (болтовые, винтовые, шпилечные, свинчиванием), шпоночные инеразъемные – соединения на заклепках, а также полученные методами пайки, сварки, запрессовки, опрессовки, склеивания, сшивания и др.

Собирая или разбирая какую-нибудь машину, легко заметить, что одни детали можно просто отвернуть, другие – разъединить при снятии крепежных изделий, например болтов или винтов, третьи – снять в виде целой группы деталей (соединенных между собой сборочными операциями), представляющей сборочную единицу. Если соединение деталей разъемное, то сборочную единицу, в свою очередь, можно разобрать на отдельные детали.

Изготовление всех деталей, как простых, так и сложных, а также сборочных единиц и изделий в целом выполняется по технологическим и операционным картам, составленным на основе чертежей.

Без чертежей невозможно современное производство. Для изготовления даже самой простой детали потребовалось бы подробное словесное описание ее формы и размеров, шероховатости поверхностей и т. д. Такое описание значительно сократится и станет яснее, если мы добавим наглядное изображение этой детали.

Прочитать современный рабочий чертеж изделия (детали, узла) – значит получить полное представление о форме, размерах и технических требованиях к готовому изделию, а также определить по чертежу все данные для его изготовления и контроля.

По чертежу детали выясняют форму и размеры всех ее элементов, назначенный конструктором материал, форму и расположение поверхностей, ограничивающих деталь, и другие данные.

При чтении сборочного чертежа изделия выясняют взаимное расположение составных частей , способы их соединения и другие данные для выполнения сборочных операций.

1. ВИДЫ КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ

1.1. Единая система конструкторской документации

Современное производство невозможно без тщательно разработанной конструкторской документации. Она должна, не допуская произвольных толкований , определять, что необходимо изготовить (наименование, величина, форма, внешний вид , используемые материалы и др.). Такое большое значение конструкторской документации потребовало создания правил ее разработки, одним из видов которых является Единая система конструкторской документации (ЕСКД) – комплекс стандартов, устанавливающий правила по разработке и оформлению конструкторской документации.

Чертежи должны быть выполнены грамотно и с хорошей техникой оформления. Под грамотностью необходимо понимать целесообразное и правильное применение положений стандартов для передачи конструктивных и

технологических требований, которые должны быть отражены на чертежах.

Под техникой оформления понимают графическую аккуратность, четкость и соответствие стандартам всех линий, условных обозначений и надписей чертежа.

Единообразие графического оформления чертежей регламентируется стандартами:

1) линии – ГОСТ 2.303–68;

2) форматы – ГОСТ 2.301–68;

3) шрифты чертежные – ГОСТ 2.304–81;

4) основные надписи – ГОСТ 2.104–68;

5) масштабы – ГОСТ 2.302–68.

1.2. Линии чертежа

ГОСТ 2.303–68 устанавливает начертание и основное назначение линий, применяемых при выполнении чертежей (табл. 1.1). Толщинаs сплошной основной линии выбирается в пределах 0,5–1,5 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата чертежа. Крупные изображения, вычерчиваемые на больших форматах, выполняются более толстыми линиями и наоборот. Выбранная толщина линий должна быть одинаковой для всех изображений, вычерчиваемых в одинаковом масштабе на данном чертеже. На учебных чертежах толщину сплошной основной линии следует принимать равной

Таблица 1.1

Наименование, начертание и толщина типов линий по отношению к толщине основной линии

s = 0, 5−1, 5 мм

перехода, линии контура разрезов и вынесенных

Окончание табл. 1.1

Наименование

Начертание,

Основное назначение

толщина линий

Сплошная тонкая

Размерные и выносные линии, линии штриховки,

линии контура наложенного сечения, полки линий-

Сплошная волнистая

Линии обрыва, линии разграничения вида и разреза

Штриховая

Линии невидимого контура, невидимые линии

перехода

Штрихпунктирная

Осевые и центровые линии

Штрихпунктирная

Линии сгиба на развертках, линии для изображения

частей изделий в крайних или промежуточных

Штрихпунктирная

Линии, обозначающие поверхности, подлежащие

утолщенная

термообработке или покрытию; линии для

изображения элементов, расположенных перед

секущей плоскостью («наложенная проекция»)

Разомкнутая

Линии разрезов и сечений

Сплошная

изломами

Длинные линии обрыва

Длину штрихов в штриховых и штрихпунктирных линиях следует выбирать в зависимости от величины изображения. Для большинства изображений, выполняемых в учебных чертежах, длину штрихов штриховой линии принимают равной 4–6 мм, а промежуток между ними – 1–1,5

Длину штрихов в штрихпунктирной линии, применяемой в качестве осевой или центровой, принимают равной 12–20 мм, а промежутков между


ними – 2–3 мм. Штрихи в линии должны быть одинаковой длины, промежутки между ними также должны быть равны. Штрихпунктирные линии пересекаются и заканчиваются штрихами, а не точками (рис. 1.1).

Центр окружности изображают пересечением штрихов, а не точкой. Если диаметр окружности или размеры других геометрических фигур в изображении менее 12 мм, в качестве центровых применяются сплошные тонкие линии. Осевые и центровые линии выходят за контур изображения на 3–5 мм (рис. 1.1).

1.3. Форматы

Чертежным форматом называют размер конструкторского документа. Форматы листов определяются размерами внешней рамки, выполняемой сплошной тонкой линией (рис. 1.2).

За основной принят формат с размерами 1189×841, площадь которого равна 1 м2 , а также меньшие форматы, получаемые делением каждого предыдущего формата на две равные части линией, параллельной меньшей стороне. Обозначение и размеры основных форматов приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Размеры основных форматов

Обозначение формата

Размеры сторон формата, мм

Пример разбиения формата А1 дан на рис. 1.3.


При необходимости допускается применять формат А5 с размерами 148×210.

Внутри внешней рамки сплошной линией, равной по толщине основной линии, принятой для обводки чертежа, проводят внутреннюю рамку. Сверху, справа и снизу расстояние между линиями, ограничивающими внутреннюю и внешнюю рамки, принимается равным 5 мм, слева – 20 мм.

Дополнительные форматы образуются увеличением сторон основных форматов на величину, кратную их размерам. Обозначение производного формата составляется из обозначения основного формата и его кратности, согласно табл. 1.3.

Таблица 1.3

Обозначения основных и дополнительных форматов

Кратность

Выполнение чертежа начинается с определения необходимого формата и его оформления. Формат следует выбирать так, чтобы чертеж был ясным, четким, изображения достаточно крупными, надписи и условные обозначения удобочитаемыми.

Не следует надписи и изображения приближать к рамке формата ближе чем на 5–10 мм.

Формат не должен быть излишне велик. Значительные пустоты не допускаются. Исходя из общих требований к оформлению чертежей, можно рекомендовать такую последовательность определения оптимального формата для чертежа:

1. Выбрать масштаб изображения, определить число изображений (виды, сечения, разрезы) и их расположение, а также учесть место для основной надписи, расстановку размеров, расположение технических требований и технической характеристики.

2. Определить рабочее поле чертежа, т. е. той части формата чертежа, которая отводится непосредственно для изображений. Расчет рабочего поля заключается в определении охватывающего изображения контура. Необходимо, чтобы рабочее поле составляло 70–80% площади всего чертежа.

1.4. Шрифты

На всех чертежах и в других технических документах применяют стандартные шрифты русского, латинского и греческого алфавитов, арабские и римские цифры и специальные знаки. Параметры этих шрифтов определяются ГОСТ 2.304–81. Эти шрифты отличаются четкостью, простотой исполнения и обеспечивают высокое качество получения копий. Начертание букв должно соответствовать рис. 1.4.

АБВГДЕЖЗИЙКЛ

МНОПРСТУФХЦ

ЧШЩЪЫЬЭЮЯ

абвгдежзийкл

мнопрстуфхц

чшщъыьэюя

Размер шрифта характеризуется высотой h прописных букв в миллиметрах. Установлены следующие его размеры: 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.

На чертежах, выполненных карандашом, размер шрифта должен быть не менее 3,5 мм. Можно использовать шрифты или без наклона, или с наклоном

около 75° к основанию строки. В последнем случае размер шрифта измеряется также по перпендикуляру к основанию строки.

Перед нанесением надписей рекомендуется выполнить на чертеже разметку в виде сетки из тонких параллельных линий, проведенных на расстоянии h (высоты шрифта) друг от друга, и нескольких линий, задающих наклон шрифта, т. е. расположенных под углом 75° к первым линиям.

Расстояние между словами должно быть не менее ширины одной буквы шрифта данного размера. Толщина обводки букв и цифр должна составлять примерно s 2 (половину толщины основной линии).

Пример выполнения надписей чертежным шрифтом дан на рис. 1.5.

Принятые размеры надписей должны быть одинаковыми для данного чертежа.

1.5. Основная надпись чертежа

Основную надпись помещают в правом нижнем углу чертежа. На форматах А4 она может быть расположена только вдоль короткой стороны листа, на других форматах – как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

ГОСТ 2.104–68 устанавливает формы основных надписей на чертежах. В частности, для чертежей и схем применяется форма 1 (рис. 1.6), а для текстовых конструкторских документов первого и заглавного листа – форма 2 (рис. 1.7). Для последующих листов чертежей и схем используют форму 2а (рис. 1.8).


В основной надписи (номера граф даны в скобках) указывается:

графа 1 – наименование изделия (например, Вал);

графа 2 – обозначение технического документа (например, БГТУ 010203.

графа 3 – обозначение материала, данную графу заполняют только для чертежей деталей (например, Сталь 20 ГОСТ 1050-88);

графа 4 – литера, присвоенная данному документу по ГОСТ 2.103–68 (графу заполняют последовательно, начиная с крайней левой клетки. Например, литера О означает «опытный образец», «опытная партия», литера У – « учебный чертеж»; при этом заметим, что литера У стандартом не предусмотрена, но широко используется в технических учебных заведениях);

графа 5 – масса изделия (например, 0,7 кг);

графа 6 – масштаб изображения предмета на чертеже (например, 1: 1); проставляется в соответствии с ГОСТ 2.302–68;

графа 7 – порядковый номер листа (например, 1); если чертеж выполнен на одном листе, то графа не заполняется;

графа 8 – общее количество листов документа (графу заполняют только на первом листе);

графа 9 – наименование предприятия, выпустившего данный чертеж. Пример выполнения основной надписи приведен на рис. 1.9.

Подпишитесь на новости

Инструкция

Классический "бумажный" чертеж тоже можно сделать быстро или медленно, при этом совсем не факт, что скорость непременно приведет к неряшливости. Очень часто бывает как раз наоборот. Чтобы быстрее, необходимо в первую очередь позаботиться о качестве инструментов. Правильно закрепите рейсшину. Если вы пользуетесь доской для формата А4, проверьте угол. Опытный чертежник может пользоваться и с валиком, но в этом случае необходимо строго следить, чтобы она двигалась плавно и без рывков.

Рейсшина обеспечивает линий, но лишь в одном направлении. Либо это горизонтальные линии, либо горизонтальные. Если вы только начинаете осваивать это ремесло и предпочитаете классический способ компьютерным программа, разметьте противоположные стороны листа точками. Для листа А4 можно взять расстоянии 0,5см, для формата А3 можно сделать шаг и побольше. ориентир.

Не чертите деталь или план по частям. Если один край объекта строго горизонтальный, но имеет выемки или выступы, сразу откладывайте размеры всех отрезков, лежащих на одной прямой. Поле, на котором расположена деталь, лучше вообще разметить сразу и по вертикали, и по горизонтали. Потом останется только соединить точки, что существенно ускорит процесс.

Если вам нужно обвести чертеж тушью, подберите линейки и угольники достаточно толстые и при этом плотно прилегающие к листу. Разумеется, рейсшина тоже должна лежать плотно, иначе тушь будет затекать под линейку. Сразу отрегулируйте толщину линии, чтобы она соответствовала стандартам.

Компьютерная программа способна значительно ускорить работу даже самого искусного чертежника. Прежде всего необходимо подобрать программное обеспечение, соответствующее именно вашим задачам. Например, AutoCAD может быть "заточен" под архитектуру, машиностроение и т.д. Для того чтобы подогнать стандартную программу под конкретную задачу, найдите и установите необходимые приложения.

Программу необходимо изучить. Это, конечно, можно сделать и по учебнику. Но лучше взять какой-нибудь готовый чертеж и поэкспериментировать с ним. Сначала пройдитесь по всем вкладкам главного меню и посмотрите, какими возможностями вы располагаете. Попробуйте каждую опцию. Линию, окружность или многоугольник можно задать несколькими способами, при этом варианты можно задавать тоже по-разному. Для этого существуют выпадающие окна и командная строка.

Адаптируйте AutoCAD под свою машину и под свои потребности. Установите "горячие клавиши", которые позволят какие-либо часто повторяющиеся операции проводить легким движением руки. Задайте функции правой кнопки мыши. В программе можно настроить и другие параметры, в зависимости от конкретных задач. Расположите удобным для вас образом панели инструментов. Настройте рабочее поле - ему можно, например, задать цвет. Разберитесь с масштабами.

Научитесь использовать встроенный калькулятор. Это значительно сократит время, которое обычно тратится на расчеты. От вас требуется только ввести данные, а дальше программа сама все сделает, причем не только посчитает, но и изобразит.

Умение создавать чертежи может пригодиться любому. Но если черчение – это хлеб инженера, то представители других профессий часто относятся к этому занятию, как к чему-то бессмысленному.

Даже если вы собираетесь создать что-то примитивное, мангал, скамейку или улей для пчел, то без чертежа не обойтись. С его помощью легче понять последовательность действий, рассчитать габариты, избежать многих ошибок.

В этой статье мы расскажем, как научиться делать чертежи, какие они бывают и что для этого нужно.

Виды чертежей

Знакомство с миром изображений предметов стоит начать с ответа на вопрос, какие бывают виды чертежей. Профессиональная чертежная документация выполняется строго по требования государственных стандартов. Самодеятельность и творчество не уместно, иначе чертеж не сможет прочитать никто, кроме его создателя.


ГОСТ устанавливает следующие графические документы:

  • чертеж детали;
  • сборочный чертеж, показывающий состав и способ сборки конструкции;
  • чертеж общего вида, помогающий определить назначение отдельных узлов и работы всей конструкции;
  • теоретический чертеж;
  • габаритный чертеж;
  • монтажный чертеж, содержащий информацию по установке изделия на место монтажа;
  • электромонтажный чертеж;
  • упаковочный чертеж;
  • схема.

Чертежные тонкости

При вдумчивом просмотре фото чертежей можно обнаружить интересные нюансы. Так, сборочный чертеж может быть документом, включающим в себя монтажный вид.

В этом случае помимо самой сборочной единицы, прочерчивают чертеж фундаментов, места установки фундаментных или анкерных болтов и т.д.

Во многих случаях полноценный чертеж детали составлять необязательно, можно ограничиться эскизом. Он представляет собой изображение без определенного масштаба, но с соблюдением пропорций и норм ГОСТов.

С чего начинается чертеж

Подобно театру, начинающемуся с вешалки, чертеж начинается с умения строить основные виды и проекции чертежей.

Представьте себе любой предмет, который помещен внутрь куба. Каждая сторона этого предмета будет давать отображение (проекцию) на параллельные ей грани куба. В черчении под видом принято понимать ту часть предмета, которую видит наблюдающий человек.

Всего существует 6 видов: главный или спереди, справа, слева, сверху, снизу и сзади. Количество видов выбирают с учетом однозначного понимания геометрии и формы детали.

Каждому виду отводится свое место на чертеже. Под главным видом должен находиться вид сверху, а вид слева размещают справа от вида спереди. Нельзя нарушать это правило, располагая виды в произвольном порядке.

При необходимости изобразить что-либо в масштабе можно взять миллиметровую бумагу. А если речь идет об эскизе, то требований к бумаге нет. Подойдет обычный листок в клеточку 5х5 мм.

Карандаши классифицируют исходя из твердости их грифелей на твердые (маркировка Т или Н) и мягкие (М или В). Перед буквенным обозначением стоит цифра, указывающая степень твердости или мягкости. Чем она больше – тем тверже или мягче стержень.

Несколько простых советов, как правильно сделать чертеж на бумаге простым карандашом:

  • Для выполнения контуров предмета выбирайте карандаши марки ТМ.
  • Для проставления размеров или выносных линий используйте карандаши типа Т.
  • Для прорисовки рамки, ограничивающей поле чертежа подойдет карандаш серии М или 2М.

Чертим в специальных программах

Способы и инструкции, как сделать чертеж на компьютере основаны на применении специального программного обеспечения (ПО).


Преимущества компьютерного черчения:

  • можно создавать чертежи любой сложности;
  • работа как в 2-Д, так и в 3-Д режиме с созданием наглядных моделей;
  • помимо черчения, можно проводить расчеты (на прочность, на срез);
  • ПО избавляет человека от рутинной, трудоемкой работы.

Наибольшей популярностью среди любителей и профессионалов пользуются 3 программных среды – AutoCAD, Компас и SolidWorks. Алгоритм работы у них всех примерно одинаковый. Для создания документа следует кнопкой мыши выбрать “Чертеж”.

На экране появится окно со стандартной рамкой и основной надписью. Дальнейшее построении осуществляется с помощью выбора команд на панели пользователя.

Пример создания чертежа вручную

Предположим, перед нами стоит задача начертить чертеж прямоугольного ящика 100х50х20 мм (длина, ширина и высота соответственно), на верхней грани которого в центре расположено сквозное отверстие диаметром 40 мм. Ничего сложного в этом нет, если выполнять рекомендации, изложенные ниже.

Пошаговый мастер-класс, как сделать чертеж предмета в трех видах:

На первой стадии необходимо определиться, какой вид будет главным. Согласно рекомендациям, главный вид несет максимально полное представление о детали.

В нашем случае, это будет самая большая грань ящика. Поэтому строим прямоугольник размером 100х20 мм, по центру которого проводим вертикальную штрих-пунктирную линию длиной 30 мм. Это будет ось симметрии, которая делит фигуру на 2 равные части.


Переходим к виду сверху, мысленно представляя, как выглядит наш ящик с высоты. Строго под главным видом, с небольшим от него отступом, изображаем прямоугольник 100х50 мм. В центре его с помощью штангенциркуля чертим окружность диаметром 40мм. Не забываем про оси симметрии.

С правой стороны от главного вида на том же уровне помещаем вид слева – прямоугольник 50х20 мм.

Чертеж в трех видах был бы готов, если бы не один момент: как понять по нашим изображениям, что отверстие сквозное?

Представьте себе, что оно глухое, т.е. доходит до середины детали. Тогда вид сверху выглядел бы аналогично. В этих случаях поступают так: на главном и виде слева показывают расположение отверстий штриховыми линиями. Или прибегают к разрезу или сечению деталей.

Осталось только проставить габаритные размеры. Рекомендуется равномерно распределять все размеры между видами.

Фото чертежей на бумаге и ПК