Карл густав юнг его известные ученики. К. Г. Юнг творческая биография

(Jung) Карл Густав (1875-1961) - швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - «аналитической психологии». Один из ближайших учеников и сотрудников З. Фрейда, впоследствии переосмысливший фрейдистскую трактовку и порвавший со своим учителем. Основные работы (в скобках - годы рус. изд.): «Либидо. Его метаморфозы и символы» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Проблема души в наше » (1931), «Психология и » (1940), «Paracelsica» (1942), «Формы бессознательного» (1950), «Misterium Coniunctionis» T. 1-2 (1955-1956), «Современный » (1958).
В своей психиатрической практике Юнг обратил на то, что в сновидениях, в шизофреническом бреде, камлании шаманов, в поэтических и религиозных откровениях часто появляются одни и те же фольклорные и мифологические , что натолкнуло его на о существовании в психике помимо личного бессознательного более глубокого слоя - коллективного бессознательного, бессознательного прошлых поколений. Коллективное - это совокупность архетипов, древних способов переживания человеком окружающего мира, не существует наподобие неких врожденных структур нашей психики, оно не поддается осознанию при нормальных условиях, никакая аналитическая не поможет «вспомнить» его, поскольку в отличие отличного бессознательного оно никогда не было вытеснено или забыто. Архетипы - это не врожденные представления, а врожденные возможности представления. Архетип - это фигура демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая . Это прежде всего мифологическая фигура, итог огромного типического опыта бесчисленного ряда предков, остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. При этом , в виде символа проявляющийся в сновидениях, фантазии или жизни, всегда несет в себе некоторое особое влияние или силу, благодаря которой его воздействие носит нуминозный, зачаровывающий . Подобно тому, как наше , полагал Ю., в целом ряде рудиментарных органов хранит старинных функций и состояний, так и , переросшая архаические влечения, хранит в себе признаки пройденного развития и бесконечно повторяет древние мотивы в своих фантазиях и снах.
С помощью архетипов создаются , религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы и исторические эпохи. Если личные комплексы суть за односторонние или дефектные установки сознания, то сходным образом религиозные мифы можно, согласно Ю., интерпретировать как ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества в целом.
Ю. различает два вида мышления: логическое, словесное, приспособленное к действительности и обслуживающее наши повседневные «дневные» нужды, и фантастически-мифологическое , которое преобладало в древности. Оно существует и сейчас у примитивных народов, у детей, повсеместно проявляется в снах. Логическое мышление - более поздний продукт развития культуры. Эпоха, создавшая мифы, мыслила по-детски. И люди никогда не могли отрешиться от этой эпохи. Если бы удалось одним разом отрезать всю мировую традицию, то вместе со следующим поколением вновь возникли бы вся и все исторически существовавшие религии.
Религия и создавали символы, служившие защитной стеной нашей психики от бессознательного. Молитвы, обряды, ритуалы защищали человека и укрощали его звериную природу. Протестантизм разрушил эту стену, и мощная бессознательного хлынула в , что первоначально привело к экспансии зап. мира, бурному динамическому развитию общества, но постепенно положило начало массовым психозам, весь западный оказался в состоянии шизофрении. «Освободившийся» зап. не понимает, насколько его , расстроивший его отвечать божественным символам и идеям, отдал его на психической преисподней. Он освободил себя от суеверий, но его моральная и духовная распалась, и он расплачивается за этот повсеместный распад дезориентацией и разобщенностью.
Многие современные последователи Ю. считают его пророком, гуру, показывающим европейской цивилизации новые пути развития.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля,- 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих) , швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - «аналитич. психологии».

В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из осн. методов психиатрич. исследования. В 1907-12 один из ближайших сотрудников Фрейда. Пересмотр Ю. осн. положений психоанализа (трактовка либидо как психич. энергии вообще, сексуальной этиологии неврозов, психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации, и др. ) привёл к разрыву с Фрейдом.

В работе «Метаморфозы и символы либидо» («Wandlungen und Symbole des », 1912) Ю. исследовал появление фольклорных и мифологич. мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя - коллективного бессознательного, которое, по Ю., есть опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляет общечеловеч. первообразы - архетипы (напр., матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.) , динамика которых лежит в основе мифов, символики художеств. творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредств. восприятию и осознаются через их проекцию на внеш. объекты. Центр. роль среди архетипов Ю. отводил архетипу «самости» (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - процесса становления личности (самореализации, индивидуации) . Осн. задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиц. культурах динамич. равновесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются у Ю, с метафизич. представлениями о психике как некой безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.

Ю, разработал типологию характеров («Психологич. типы», 1921 , рус. пер. 1924) , в основе которой лежит выделение доминирующей психич. функции (мышление , чувство, интуиция , ощущение) и преобладающей направленности на внеш. или внутр. мир (экстравертивный и интровертивный типы) . Оказал большое влияние на сравнит. изучение религий, мифологии, фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде, Р. Вильгельм, Г. Циммер; меж-дунар. ежегодник по проблемам культуры «Eranos-Jahr-buch», изд. с 1983 в Цюрихе) , а также эстетику и лит.-художеств. критику (X. Рид и др. ) . В 1948 был создан Ин-т Ю. в Цюрихе, в 1958 - Междунар. аналитич. психологии (изд. «Journal of Analytical Psychology», с 1955) .

Gesammelte Werke, Bd l -17, Z.- Sluttg., 1958-76; Post-hume Autobiographie, Z., 19674; и рус. пер.- Психоз и его , СПБ , 1909.

Аверинцев С. С., «Аналитич. » К. Г. Ю. и творч. фантазии, «Вопр. литры», 1970 , № 3; Jасоbi J., Die Psychologie v. C. G. Jung, Z,- Stuttg. , 19675; Meier C. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975 ; Ford h am F., An introduction to Jung"s psychology, Harmondsworth, 19783.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(Jung)

Карл Густав ( . 26 июля 1875, Базель – . 6 июня 1961, Цюрих) швейц. психолог и психиатр; в течение 1910-1913, а затем с 1933 – доцент Цюрихского ун-та, основатель цюрихской ветви психоаналитической школы (« »). Подобно Фрейду, Юнг защищал понимание индивида как активного и реактивного центра той сферы, с которой он реально связан, центра того круга, в котором он живет и который покидает с приходом смерти. Юнг признает (наряду с существованием бессознательного в личности) существование бессознательного в коллективе, и однообразное, присущее всему человечеству , структурные которого являются «архетипами» и из которого развилась каждая индивидуальная духовность: «Все основные формы и основные стимулы мышления коллективны. Все, что люди единодушно расценивают как , коллективно, так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem UnbewuЯten», 1938). Юнг отличает «маску» (лат. persona), которая есть не действительное, а компромисс между индивидом и обществом по вопросу о том, чем является , от внутренней установки на неясные побуждения, и мысли бессознательного. Направление интереса у Юнга называется «движением либидо». По Юнгу, существуют четыре осн. формы установки души: мысль , чувство, ощущение и интуиция. От предсексуалъной стадии через стадию пробуждающейся сексуальности (половая зрелость) идет к зрелому возрасту (зрелость); ср. Глубинная психология. Осн. работы: «Wandlungen und Symbole der Libido», 1912; «Die Psychologie der unbewuЯten Prozesse», 1926; «Psychologische Typen», 1921; «Seelenprobleme der Gegenwart», 1931; «Wirklichkeit der Seele», 1934; «Analytische Psychologie und Erziehung», 1936; «Psychologie und Religion», 1940; «Ьber die Psychologie des UnbewuЯten», 1943; «Die Psychologie der Ьbertrдgung», 1946; «Symbolik des Geistes», 1948; «Aion. Untersuchungen zur Symbolgeschichte», 1951; «Antwort auf Hiob», 1952; «Psychologie und Alchemie», 1952; «Versuch einer Darstellung der psychoanalytischen Theorie», 1954; «Welt der Psyche. Eine Auswahe zur Einfьhrung», 1954; «Misterium Coniunctionis» (в соавторстве с M. Л. Францем), 3 Bde., 1955-1957.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ЮНГ (Jung) Карл Густав (26 июля 1875, Кесвиль - 6 июня 1961, Кюснахт) - швейцарский психиатр и психолог. Получил медицинское в Базеле, с 1900 работал в клинике Бургхельцли (Цюрих) под руководством Э. Блейлера. В 1902 защитил докторскую диссертацию “О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов”. В организованной им психологической лаборатории разработал словесно-ассоциативный , который стал источником для множества других проективных тестов. Известность в медицинском мире принесла ему книга “Психология Dementia Praecox” (1907). В 1907 встречается с 3. Фрейдом, становится одним из самых активных его последователей, способствует распространению психоанализа в Европе и Америке, избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации и является главным редактором журнала этой ассоциации. Как личные конфликты, так и теоретические разногласия ведут к разрыву с Фрейдом в 1913. В работе “Метаморфозы и символы либидо” (Wandlungen und Symbole des Libido, 1912) Юнг подверг критике учение Фрейда о либидо и выдвинул собственную концепцию коллективного бессознательного. В 20-е гг. эта получает свой окончательный вид как архетипов коллективного бессознательного. Рост числа учеников и последователей способствовал формированию ассоциации “комплексной”, или “аналитической” психологии; в 1948 в Кюснахге (под Цюрихом) был основан первый “Институт К. Г. Юнга”. Юнгианская располагает несколькими десятками подобных институтов в различных странах, будучи второй (после фрейдовской) по числу членов ассоциацией в рамках глубинной психологии. Учение Юнга, разрабатывавшееся на основе эмпирического опыта - лечения пациентов, возникло под несомненным влиянием немецкого романтизма, учений Шопенгауэра и Ницше. Коллективное бессознательное вполне сопоставимо с мировой волей Шопенгауэра, но с тем отличием, что лежащие в глубинах психики архетипы коллективного бессознательного получают у Юнга то виталистскую, то спиритуалистическую интерпретацию. В символах мифов и религиозных учений всех времен и народов видит истинной природы человека.

Психика рассматривается Юнгом как энергетическая , в которой сознание и бессознательное взаимодействуют и дополняют друг друга. Целью терапии является “индивидуация”, т. е. от “эго” () к глубинному архетипу Самости. Юнг называл свое учение “западной йогой”, им был написан трудов по восточным религиозно-философским учениям. Но значительно большее внимание он уделил гностицизму и алхимии, считая авторов гностических и алхимических трактатов своими предшественниками в области психологии. В последние два десятилетия своей деятельности он написал несколько работ (прежде всего “Ответ Иову”), в которых развивал собственный вариант гностического богословия. Его идеи получают распространение в далеких от науки кругах - он делается “гуру” для увлекающихся оккультизмом, восточными учениями и практиками медитации. В эти же годы им разрабатывается концепция “синхроничности” - акаузальных синхронных связей, т. е. значимых событий, принадлежащих различным реальностям, находящимся не в причинной, но в смысловой связи. Отталкиваясь от идей Лейбница, Юнг создает учение о своего рода предустановленной гармонии между физическими и психическими событиями, процессами во внешнем и внутреннем мире. Такого рода связями Юнг объясняет различные парапсихологические феномены, древнюю магию и т. п.

Критика современной технической цивилизации и массового общества во многих трудах Юнга обусловлена тем, что человек Запада создал обезбоженный мир, предал забвению собственную религиозную традицию и истребляет прочие по всему земному шару. На индивидуальном уровне это ведет к психопатологиям, а на социально-политическом - к распространению тоталитарных идеологий. Церковная традиция располагала средствами для трансформации энергии архетипов в прекрасный символический ; начавшийся с протестантизма “штурм священных стен” привел к материалистической цивилизации, не обладающей такого рода универсумом, а потому особенно уязвимой для неожиданных “прорывов” энергии коллективного бессознательного.

Последователями Юнга в строгом смысле слова являются несколько тысяч практикующих психотерапевтов, получивших подготовку в учебных институтах асссоциации аналитической психологии. Но влияние его воззрений было значительно более широким. В академической психологии это влияние ограничивается теорией типов (“интроверт - экстраверт”) и указанными выше проективными тестами; некоторые привнесения Юнга в технику психоанализа в начале века сохранились и приняты даже ортодоксальными фрейдистами, враждебно относящимися к Юнгу. Хотя от его идей отталкивались некоторые видные историки мифологии и религии (К. Кереньи, М. Элиаде), взгляды Юнга в этой области нередко подвергаются критике - из частого повторения одних и тех же образов в мифах разных народов мира еще не следует их обусловленность архетипами коллективного бессознательного. Значительным было влияние Юнга на многих писателей, художников, кинорежиссеров и отдельных далеких от ортодоксии богословов.

Сот.: Gesammelte Wferke, Ölten, Bd. 1-20. Z., 1958- ; The Collected W)rks, Princeton, vol. 1-20. L., 1953-64; Избр. труды по аналитической психологии. Цюрих, 1929; Архетип и . М., 1991; Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Психологические типы. СПб., 1995; Ответ Иову. М., 1995; Психология и . К., 1997; AION. Исследование феноменологии самости. М., 1997.

А. М. Руткевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЮНГ" в других словарях:

    - (Jung) Карл Густав (1875 1961) швейц. психиатр, создатель школы “аналитич. психологии”. Получив мед. образование в Базеле, Ю. с 1900 работает в психиатрич. клинике Бургхельцли. После защиты докт. дис. (“О психологии и патологии т.н.… … Энциклопедия культурологии

    - (Jung): Юнг, Александр (1799 1884) немецкий писатель. Юнг, Артур (англ. Arthur Young, [Янг]; 1741 1820) известный английский писатель. Юнг, Джон Радфорд (англ. John Radford Young, [Янг]; р. 1799) английский математик.… … Википедия

26 июля 1875 года родился основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Об открытиях, которые сделали психиатра известным во всём мире, АиФ.ru рассказала психолог Анна Хныкина .

Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное

Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.

По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.

Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.

По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Как это применяется сегодня?

Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».

Аналитическая психология

Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.

Плюс ко всему юнгианцы (так называют себя психологи-приверженцы теории доктора Юнга — аналитические психологи) активно используют спектр других психологических методов: арт-терапия, психодрама, активное воображение, все виды проективных техник (как, например, анализ рисунков) и т. д. Юнг особенно любил арт-терапию — терапию творчеством. Он считал, что посредством непрекращающейся творческой деятельности можно буквально продлевать свою жизнь. С помощью творчества (арт-терапии), любых спонтанных видов рисования, особенно мандал (схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках), высвобождаются глубокие слои психики.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Ортодоксальный психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2-3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается, даже если вы работаете сутки через трое и не имеете возможности соблюдать договорённости по своему рабочему графику. Зато, когда вы изъявите желание выяснить, почему аналитик к вам так несправедлив и не хочет войти в ваше положение, вам будет задана пара вопросов о том, почему в вашей жизни всё так неудобно складывается? А также кто обычно в реальной жизни склонен входить в ваши обстоятельства и подстраиваться под вас?

Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни. Также, помимо диалога, вам могут предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…

Границы и правила общения между аналитиком и пациентом всё равно остаются довольно жёсткими, что определяет качество контакта и, соответственно, работы.

Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.

Концепция психологических типов

Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует. Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Как это применяется сегодня?

Ведущий тип личности для практикующего психолога определить несложно, и это даёт массу информации о человеке, в частности о его способе восприятия и выдачи информации и адаптации к реальности.

Например, если у человека ведущая функция — мышление, ему будет трудно говорить о своих чувствах и ощущениях, он будет всё сводить к фактам и логике. У человека с ведущим экстравертным мышлением жизнь проходит под гнётом чувства справедливости. Чаще всего это военные, директора, учителя (математики, физики). Все они, как правило, тираны, поскольку у них сильно построены причинно-следственные связи, им сложно представить, что по какой-то причине их можно нарушать, они фокусируются всегда на объективных фактах окружающего мира, имеющих практическое значение.

А вот например, человек с ведущей интровертной интуицией будет сосредоточен на внутреннем мире и собственных представлениях о внешней реальности, он спокойно относится к окружающим его людям и предметам, предпочитая проживать свою жизнь внутри, нежели производить впечатление снаружи.

На основании типологии Юнга создана масса упрощённых подобий, самое известное из которых — соционика.

Ассоциативный метод

Началось всё с метода свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, вы должны давать ассоциацию на только что возникшую ассоциацию. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке. Предполагается, что в результате вы должны выйти на свой Эдипов комплекс.

Юнг же однажды обратил внимание на то, что над какими-то словами в ассоциативном ряду люди задумываются дольше, чем над другими. Он подумал, что сильные эмоции вызывают ступор или «кашу в голове», и по этой причине выдать резкую реакцию сложнее. Так родился ассоциативный эксперимент Юнга, который прекрасно показан в фильме «Опасный метод». В данном эксперименте Юнг доказывает, что ключевым значением является именно время, затраченное на построение ассоциации. Позже анализируются слова, которые заставляют задуматься (обычно более, чем на 4 секунды), и интерпретируются смыслы ассоциаций.

Как это применяется сегодня?

В дальнейшем на основании своего ассоциативного эксперимента и фрейдовского свободного ассоциирования Юнг создал метод амплификации, когда вокруг одного образа (ворон в нашем примере) собирается множество ассоциаций, образов из культурного наследия, мифологии, искусства, приводящих пациента к осознаванию комплекса, стоящего за этим.

Теория сновидений

С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.

Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.

Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики и аналитические психологи интерпретируют сновидения, и это является частью их работы точно так же, как первичное интервью, активное воображение или ассоциативный тест. Вас могут спросить на первом сеансе психоанализа о ваших самых важных снах или о том, что, возможно, приснилось вам накануне первого визита. Для аналитика это будет очень важная информация, не только диагностического, но и прогностического характера — нередко первый сон в анализе описывает будущую работу.

Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung, 26.07.1875 - 6.06.1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Родился в местечке Кессвил в семье священника. В юности запоем читал философские работы. Окончил университеты Базеля и Цюриха, в 1900 году стал работать в клинике для умалишенных при Цюрихском университете.

Во время работы в клинике Юнг познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, а позднее - и с их автором. С 1907 г. они стали работать в тесном сотрудничестве, продолжавшемся пять лет.

В 1921 г. увидела свет работа "Психологические типы", в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов.

В 1933 году Юнг стал профессором психологии Федерального политехнического университета в Цюрихе. В 1943 г. перебрался в Базель, в университете которого занял пост профессора медицинской психологии.

Книги (33)

Аналитическая психология и психотерапия

Составитель: Валерий Лейбин

Швейцарский психолог, психотерапевт и культуролог Карл Густав Юнг — один из выдающихся ученых XX столетия, основоположник аналитической психологии и психотерапии.

Идейное наследие К.Г.Юнга отражает его энциклопедические познания в области психологии, психотерапии, философии и религии. Включенные в хрестоматию тексты знакомят с его теорией психологических типов, коллективного бессознательного и архетипов, индивидуации и самости, раскрывают психологию западного и восточного мировосприятия, теорию сновидений и метод конструктивного их толкования, а также основы аналитической психологии и психотерапии.

Архетип и символ

В настоящий сборник вошли работы К.Г.Юнга: "Подход к бессознательному", "Об архетипах коллективного бессознательного", "Психология и религия", "Проблема души современного человека", "Йога и Запад", "Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии", "Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству".

Божественный ребенок

В предлагаемом издании собраны речи, выступления, лекции, статьи, эссе по проблемам глубинных основ психики человека, воспитания личности известного швейцарского философа, ученика и последователя З. Фрейда, основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга.

Созданные в разное время, эти работы позволяют не только ознакомиться со взглядами выдающегося ученого, но и лучше понять себя, свое окружение.

Дух Меркурий

В настоящий, четвертый том входят малые работы К.Г. Юнга, разрабатывающие тему архетипа духа, каким он предстает в алхимии, фольклоре и искусстве и науке, а также в самосознании творца аналитической психологии.

Основу книги составляют две работы из «малого алхимического цикла» — «Дух Меркурий» и «Парацельс как духовное явление», публикующиеся на русском языке впервые.

Душа и миф. Шесть архетипов

Настоящее издание отличается от многих других «осевой темой, неслучайность которой позволяет увидеть в новом свете основные элементы философии Юнга».

Проблема мифа - от «Введения в сущность мифологии», написанного на античном материале, до «Архетипики мифа», составленной из работ, охватывающих широчайший географический и тематический ареал,- разворачивается предельно полно и разнообразно. Читатель знакомится с такими архетипами коллективного бессознательного, как Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер.


Личность и творчество Юнга не только тема для дискуссий, но и обязательный пункт вузовской программы. Рождаются новые интерпретации, информация постоянно обновляется, ее объем растет. Книга является универсальной презентацией современного объема материала по данной теме, позволяющей читателю в зависимости от его интересов написать грамотный, «продвинутый» реферат, подготовиться к развернутому ответу на экзамене, узнать о великом мыслителе новые интересные факты и лучше понять его, по-настоящему увлечься темой и обратиться к первоисточникам.


Центральная тема этой работы - символическое представление психической целостности через концепции Самости, историческим эквивалентом которой является Христос.

В этом аспекте Юнг исследует символ рыбы и его связь с астрологией, гностический и алхимический символизм.

Карл Густав Юнг. Дух и жизнь

Основу сборника составляют автобиография К.Г.Юнга «Воспоминания, сны, размышления» и работа А.Яффе «Психологическое учение К.Г.Юнга» - краткое систематическое изложение юнговской аналитической психологии.

В сборник включена ранняя работа К.Г.Юнга «Семь проповедей мертвецам», а также Глоссарий психологических терминов и Хронограф жизни и творчества Юнга, составленные А.Яффе.

Конфликты детской души

Основную часть составляют работы К. Г. Юнга, посвященные проблемам воспитания, становления и развития личности, значению бессознательного в этом процессе. Сам Юнг издал эти сочинения отдельным томом, полный перевод которого предлагается вниманию читателя.

Красная книга

«Красная книга», известная также под названием Liber Novus («новая книга») - манускрипт психолога и философа Карла Густава Юнга, созданный им в период между 1914 и 1930 годами.

К работе над «Красной книгой» Юнг приступил после разрыва с Фрейдом, произошедшего в 1913 году. Родственники и потомки психолога долгие годы препятствовали публикации этого важного для истории психологии документа: лишь в 2001 году к манускрипту были допущены исследователи, а широкая публика смогла познакомиться с книгой только после её публикации в 2009 году.

Перевод Красной книги на русский исходно является совместным проектом Касталии и Inverted tree Переводчики - Седрик (Иван Ерзин) Guarda и Taleann. Исходные сайты:
http://www.castalia.ru
http://invertedtree.ucoz.ru

Книга взята с сайта: http://garmoniya-est.com

Критика психоанализа

Почти все представленные к публикации настоящие работы Карла Густава Юнга составляют цикл, именуемый "критика психоанализа", и входят в четвертый том его Собрания Сочинений.

Исключение составляет лишь небольшая заметка в виде ответов на вопросы, заданные Юнгу корреспондентом газеты "Нью Йорк таймс" 7 августа 1953 года, которая впоследствии вошла в 18 том упомянутого Собрания.

Либидо, его метаморфозы и символы

Настоящая книга - одна из самых известных в психоаналитической литературе. С данного произведения молодого еще Карла Юнга, труда одновременно классического и ревизионистского, начался его отход от фрейдовского анализа. Перевод авторизован самим Юнгом.

О психологии восточных религий и философий

В сборник вошли избранные произведения К-Г. Юнга, основоположника аналитической психологии, посвященные анализу психологических основ восточных религий и философских систем и проблеме их контакта с европейской цивилизацией.

Читатель узнает, как аналитическая психология относится к выдающимся личностям и сакральным текстам Востока — Индии, Тибета и Китая.

Один современный миф

Эта книга - одна из последних работ выдающегося швейцарского психолога, психиатра, философа, культуролога, основателя аналитической психологии. В центре внимания автора феномен НЛО, возрастающий интерес к которому он связывает с обостренным переживанием социально-психологических проблем в кризисные периоды истории.

Огромная эрудиция, широкий спектр интересов Юнга выводит содержание книги за пределы вопроса о «летающих тарелках» - читатель найдет здесь анализ мифологических сюжетов и болезненных состояний, сновидений и произведений искусства.

Проблемы души нашего времени

Эта книга - один из наиболее удобных входов в мир аналитической психологии Карла Густава Юнга.

Психоанализ и искусство

Сборник работ выдающихся психологов К.Г.Юнга и Э.Нойманна посвящен взаимоотношению человека искусства с культурой своей страны и собственным `я`. Предлагаются работы К.Г.Юнга о Пикассо, о романе Д.Джойса `Улисс`, о творческом процессе поэтов и писателей.Э.Нойман рассматривает влияние архетипа Матери на творчество Леонардо да Винчи, связь работ М.Шагала с бессознательным и др. Психологические проблемы в искусстве, в частности связь формы с хаосом современного мира.

Психология и алхимия

Монументальный труд К.Г.Юнга, созданию которого он посвятил более 40 лет своей жизни, является не только глубоко психологическим, но и философским исследованием.

Юнг проводит связь от гностицизма через алхимический символизм к философской психологии. В этой книге затронуты настолько смелые предположения и гипотезы, что ее смело можно назвать произведением XXI века.

Энциклопедические познания, феноменальная эрудиция и оригинальность мышления позволили К.Г.Юнгу, который опирался в своих исследованиях как на восточную философию, так и на западную герметическую традицию, охватить гигантский круг вопросов.

Психология и религия

"...так как религия, без сомнения, является одним из самых ранних и наиболее универсальных видов деятельности человеческого ума, то очевидно, что любого рода психология, затрагивающая вопрос о психологической структуре человеческой личности, неизбежно сталкивается по крайней мере с тем фактом, что религия является не только социологическим или историческим феноменом, но имеет личностную значимость для огромного числа индивидов..."

Психология переноса

В книге впервые представлены лучшие терапевтические работы К. Г. Юнга, в частности - `Шизофрения`, `Практическое использование анализа сновидений`, а также монография `Психология переноса`, в которой он на базе алхимического трактата рассматривает принципы и теорию переноса и контрпереноса, их природу и символизм, дает ценные терапевтические советы.

Работы по психиатрии

Здесь собраны исследование Юнга о шизофренических расстройствах мышления (открывающее настоящий сборник) положило начало многолетнему сотрудничеству Юнга и Фрейда. Эта работа оказалась первой, в которой предлагалась психосоматическая теория шизофрении. В данную книгу включены также девять других статей Юнга по проблемам психиатрии.

Сборник книг

Архетип и символ
Воспоминания, сновидения, размышления
Душа и миф. Шесть архетипов
Жизнеописание, мировоззрение, цитаты за 60 минут
Исследование феноменологии самости
Конфликты детской души
Красная книга
Критика психоанализа
Символы и метаморфозы. Либидо

Один современный миф
Проблемы души нашего времени
Психоанализ и искусство
Психологические типы
Психология и религия
Психология переноса
Работы по психиатрии
Трансцендентальная функция
Человек и его символы

Символы трансформации

Основополагающий труд швейцарского психолога и мыслителя К.Г.Юнга «Символы трансформации», написанный на этапе расхождения с Фрейдом, знаменует собой перелом в психоанализе и появление принципиально новой позиции в глубинной психологии, получившей впоследствии название аналитической психологии.

Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип

Написав эту работу, я, если можно так выразиться, выполнил обещание, о котором на протяжении многих лет боялся вспоминать.

Прочитав первые несколько страниц, любой читатель поймет, что здесь и речи не может быть о полном описании и объяснении столь сложного явления. Это всего лишь попытка подойти к проблеме таким образом, чтобы обнажить некоторые из ее многих аспектов и связей и проникнуть в очень загадочную область, которая имеет величайшее философское значение.

Сознание и бессознательное

«Отношения между Я и бессознательным» считается главной теоретической работой Юнга. Правда, обобщающим обзором юнговского учения ее назвать нельзя, но введением в аналитическую психологию, в ее дух и методы, считать можно. Ведь основа основ аналитической психологии — отношения между «я» и бессознательным, т. е. между личностным и коллективным началами психики.

Юнг стремится дать научные ответы на вопросы, которые ставит общая психология, — о природе, структуре и функциях психики человека. А нарушения этой структуры и этих функций, т. е. душевное расстройство, получают объяснение исходя из общих представлений о психике.

Юнг пытается нащупать понятие не только индивидуальной, но и коллективной психической нормы в ее динамике на протяжении всей человеческой жизни, поднимаясь при этом над исторически обусловленным (т. е. современным) понятием нормы, подходя к ней с позиций универсальных и «вечных» закономерностей, обнаруженных им в отношениях между сознанием и бессознательным. В поисках закономерностей утраченной душевной (а лучше сказать, просто человеческой) нормы Юнг обращается к иным эпохам и регионам. Множество его сочинений посвящено поиску путей нормального душевного развития в восточных религиях и западных алхимических учениях. Одна из таких работ — знаменитая «Психология и алхимия», введение к которой (часто публикуемое как самостоятельное произведение) читатель найдет в этой книге.

Психологическая "тран-сцендентальная функция" возникает из соединения содержимого бессознательного с содержимым сознания.

Эон. Исследования о символике самости

Книга выдающегося швейцарского психолога и исследователя истории культуры К.Г.Юнга, написанная в 1950-м и впервые опубликованная в 1951 г., посвящена изучению сущности и феноменологии важнейшего архетипа коллективного бессознательного - самости.

На богатейшем материале христианской, иудейской, герметической, гностической и алхимической символики ученый иллюстрирует и раскрывает исторические преломления неизменных, фундаментальных структур человеческой психики и постепенное превращение изначальной христианской коллективной психологической установки в современную, «антихристовскую».

По своему значению Карл Густав Юнг (1875-1961) является фигурой, почти равной Зигмунду Фрейду. Разработанное им психоаналитическое направление называют аналитической или глубинной психологией.

Надо сказать, что это единственный человек в истории науки, который оказался одновременно признан и учеными, и оккультистами.

К.Г. Юнг родился 26 июля 1875 г. в маленьком местечке на севере Швейцарии, около знаменитого Рейнского водопада.

Прадед К. Юнга был достаточно известен еще во время наполеоновской войны, он возглавлял крупный военный госпиталь, можно сказать, был главным военным врачом Баварии. Брат прадеда был канцлером Баварии. Почему же потомок столь знатных коренных баварцев родился не в Германии?

Дело в том, что дед Юнга был очень многогранной личностью и наряду с медицинским образованием обладал еще и огромным стремлением к лидерству, публицистике, публичным выступлениям, вел достаточно активную политическую агитацию националистического толка. И хотя тогда еще никто не видел ужасов фашистской Германии, тем не менее за националистическую пропаганду он получает 13 лет тюрьмы.

После этого ему запрещается вести какую-либо деятельность в Германии. Тогда его брат находит для него место в Швейцарии, в Базеле, и дед Юнга переезжает туда. Там он работает хирургом. Благодаря своей лидерской натуре он достаточно быстро становится знаменитой фигурой в обществе.

Интересно, что дед Юнга был уверен, что приходится внебрачным сыном Гете. Кстати, Карла Густава Юнга назвали в честь деда, на которого он поразительно походил.

Сам Карл Густав Юнг не настаивал на том, что он правнук Гете в буквальном смысле (хотя многие так считают), но был уверен, что в нем реинкарнирована душа Иоганна Вольфганга Гете. Действительно, биографы прослеживают у них очень много общего в характерах, интересах и даже определенных психических отклонениях и способах их волевого преодоления.

Что касается отца Юнга, то он тоже был очень интересной личностью, но энергетики деда у него не было. Отец Юнга был по образованию теологом, доктором филологии по восточным языкам. Его пытливый ум увидел то, к чему потом придет Фрейд, - важную скрытую роль бессознательного, которое не всегда «дружит» с нашим сознанием.

Основанием для разочарования в разумности человека у отца Юнга стало понимание факта, что подсознательное или иррациональное достаточно ярко проявляется в сознании не только отдельных личностей, но также и народов, что люди, особенно в толпе, и даже целые народы часто бывают бессмысленно жестоки и безрассудны. Он публикует статьи и обзоры на модную в то время тему об иррациональности «психологии толпы». Разуверившись в человеческом разуме, он обращается к религии, проходит соответствующую подготовку и начинает пасторское служение. Но и там он не находит себя и, будучи знатоком восточных языков, все более интересуется различными восточными эзотерическими учениями.

Что касается матери Карла Густава, то она женщина очень эмоциональная, склонная к перепадам настроения, которая, несмотря на то что происходит из семьи потомственных протестантских пастырей, больше интересуется (как и ее муж) эзотерическими учениями и практиками.

Интересно, что первые воспоминания Юнга относятся к книге с красивыми иллюстрациями богов из эзотерических религий - вместо детских сказок и Библии мать читала ему различные эзотерические истории. Юнг растет в атмосфере, сочетающей в себе догматичную религию, которой формально служит отец, и более занимательных для ребенка религий, которыми увлечена мать, т. е., с одной стороны, у него укрепляется вера в Бога, а с другой - не устраивают подходы, принятые в традиционном христианстве. Юнг начинает интересоваться древними религиями разных стран, смотреть, что было до христианства.

Важно отметить, что его мать была не просто поклонником оккультизма, но одним из известных организаторов различных спиритических сеансов и собраний медиумов. Юнг растет в этой обстановке и скоро сам начинает проявлять незаурядные паранормальные способности, пророческие сновидения, предсказания и т.п. Благодаря любви к чтению и феноменальной памяти он поражает всех подробнейшими знаниями древних религий, культов, мистерий и оккультных практик. Несмотря на молодость, он становится признанным авторитетом среди любителей эзотерических учений и оккультных наук.

В дальнейшем, став известным психиатром, он осуществит глубокое профессиональное изучение своих паранормальных способностей, а также всех доступных ему медиумов и вынужден будет констатировать у себя и у них различные проявления шизофрении (которые многократно отмечались у многих выдающихся людей). Для непрофессионалов важно пояснить, что термин «шизофрения» в силу его широкой применимости часто рассматривается как синоним слабоумия. Однако это всего лишь одно из его значений. Понятие «шизофрения» произошло от греч. schizo - расщепление и phren - ум, мысль, т. е. расщепление мысли, а фактически речь идет о расщеплении сознания, раздвоении (и дальше большем «размножении») личности, утрате логических связей между мыслями и чувствами. Этот разрыв стереотипов может быть не только у слабоумных, но и у гениальных людей, приводя их к неожиданным озарениям. Термин шизофрения ввел в 1911 г. Эжен Блейлер, под руководством которого Юнг напишет первые работы на эту тему (одновременно занимаясь с Фрейдом психоанализом). Блейлер, а за ним и Юнг не отрицали генетической предрасположенности к шизофрении (как одного из факторов развития заболевания).

Это важно отметить, так как отец Карла Густава периодически впадал в глубокую депрессию, а мать страдала от малой (биполярной) депрессии с перепадами настроения. Это немаловажная информация для правильной оценки всей практической и теоретической работы Юнга, которая (как и учение Фрейда) была во многом вызвана собственными проблемами и попыткой их решения. Это оказалось одной из причин, которая привела Юнга, хотя и не сразу, к посвящению себя психиатрии.

Если добавить еще несколько слов о биографии Юнга, то следует отметить, что он учился в очень хорошей гимназии, был первым учеником, хотя замкнутым и малообщительным. Его идеалами всегда были герои античных времен, в которых гармонически сочеталось духовное и физическое совершенство. Более того, он вслед за Пифагором и Платоном видит в физическом совершенствовании путь к укреплению психического здоровья, считая, что взгляд на мир и себя «из нездорового тела» не может быть здоровым. (Вспомните русскую пословицу: «В здоровом теле - здоровый дух».) Поэтому Юнг внимательно следил за своим физическим состоянием, закаляя себя и развивая физическими упражнениями свои прекрасные природные данные. Позже он стал как бы олицетворением арийского психотипа немца - высоким, сильным, красивым, умным и поразительно волевым.

Он блестяще учится на медицинском факультете, собирается быть хирургом, ему уже приготовлено место в престижной клинике.

Но однажды, готовясь к зачету по разделу «Психические болезни», он встречает фразу Крафта-Эбинга о том, что шизофрения - это болезнь личности. Юнг вспоминает, что эта фраза озарила его как молния и определила его дальнейшую профессию - психиатрия.

Что же так потрясло Юнга в этой фразе? Дело в том, что в медицине тех времен бытовало мнение, что все психические болезни имеют органический характер (наследственное, травматическое или инфекционное поражение нервной системы), практически неизлечимы, и уж тем более методами психологии и психотерапии. Утверждение выдающегося психиатра Крафта-Эбинга, что шизофрения - это болезнь личности, а не нервной системы (по крайней мере, во многих случаях), открывало возможности применения значительно более широкого арсенала подходов к ее лечению.

Напомним, что эта проблема была актуальна и для самого Юнга с его трудной наследственностью и домашней атмосферой периода раннего детства. С этого момента и до конца дней Юнг работает главным образом как психиатр, сначала под руководством Эжена Блейлера, а затем и самостоятельно разрабатывая проблему шизофрении и ее лечения. Даже к Фрейду он приходит в поисках новых путей разрешения этой проблемы и лишь потом «входит во вкус» разработки собственного психоаналитического направления, соединив в нем свои многосторонние научные увлечения.

Итак, Юнг уходит от практически готовой и престижной карьеры хирурга в весьма сомнительную в медицинских кругах того времени профессию - психиатрию, да еще не с медицинским (органическим), а психологическим подходом к диагностике и лечению нервно-психических заболеваний.

В этом весь Юнг - если он чувствовал «зов судьбы», его ничто не могло остановить, никакие престижные или материальные соображения. Так же в дальнейшем он откажется от предложения Фрейда стать полномочным наследником его психоанализа, к этому времени уже всемирно признанного, имеющего четкую международную организацию.

Это давало ему власть, славу, стабильное материальное положение и ставило его в истории психотерапии на второе место после великого Фрейда. Но вот этого второго места он и не захотел. И не столько из-за тщеславия, сколько из-за «зова судьбы» к собственному пути или, говоря его терминологией, к реализации «самости» - истинной сущности индивидуума.

Юнг не был прямым учеником Фрейда и пришел к нему как психиатр в поиске психологических подходов к лечению нервно-психических заболеваний. До этого было знакомство с работами Фрейда, переписка, договоренность о встрече. Встреча перешла в беседу двух невероятно эрудированных и творчески мыслящих врачей-практиков, наконец-то встретивших достойного собеседника. Эти два не очень-то общительных человека проговорили друг с другом без остановки 13 часов и расстались в полном взаимном восхищении. В этом же 1911 г. по предложению Фрейда Юнга избирают президентом Международного психоаналитического сообщества. Это вызывает ревность и недовольство Адлера и других венских коллег Фрейда. Фрейд приглашает Юнга в совместную поездку с лекциями в Соединенные Штаты. С этого начинается распространение психоанализа в Америке, хотя Юнг уже не является безоговорочным пропагандистом фрейдизма, а при всем искреннем уважении к нему начинает отстаивать собственные научные взгляды.

Можно сказать, что недолгое сотрудничество Юнга и Фрейда оказалось взаимовыгодным. Юнг благодаря Фрейду быстро завоевал всемирную славу, а Фрейд благодаря швейцарскому немцу Юнгу, с его харизматической внешностью и невероятной эрудицией, выводит психоанализ из узкого кружка венских врачей-единомышленников на мировую арену.

Но вот когда Фрейд, сделал Юнгу предложение стать не просто президентом общества (т. е. выборным администратором), а полным наследником Фрейда, он отказался, хотя знал, что это приведет к разрыву с Фрейдом.

Фрейд требовал от Юнга дать клятву, что он будет отстаивать как незыблемые догмы положения о ведущей роли сексуального инстинкта в развитии неврозов, о стадиях ранней детской сексуальности и об эдиповом комплексе. Юнг же, признавая эти положения, как заслуживающие внимания, отказывался считать их непогрешимыми и недискутируемыми. Более того, он считал, что психоанализ существенно сужает свои возможности, фокусируясь на этих проблемах как на основных.

Под libido Юнг, в отличие от Фрейда, понимал не только энергию сексуального инстинкта, но объединенную силу всех первичных жизненно важных потребностей, а проявления эдипова комплекса считал частными случаями.

К тому же Юнг, для которого психоанализ был не единственной сферой деятельности, стремился к никогда не поощрявшейся Фрейдом излишней самостоятельности, выразившейся в расширении сферы психоанализа далеко за рамки классического фрейдизма.

Юнг включил в него изучение и толкование мифологии, различных, в первую очередь восточных религий и культовых ритуалов и даже теоретизирование вокруг парапсихологии и алхимии, что уж было совсем неприемлемо для Фрейда, считавшего себя последовательным материалистом.

Фрейд сам глубоко изучал корни формирования бессознательного в историческом развитии человечества (см. «Тотем и табу», «Моисей и единобожие» и др.), но всегда придерживался строго материалистического толкования.

Фрейд считал религию массовым неврозом (что не помешало в последующем теологам попытаться соединить фрейдизм, как модное и привлекающее интеллигенцию течение, с различными направлениями религии), а Юнг всегда был верующим человеком, хотя не в строго конфессиональном смысле.

Он утверждал, что психологи, вне зависимости от их личного отношения к религии, не могут игнорировать присущую всем народам во все времена потребность в религиозности, как одну из важнейших потребностей человека, нереализованность или неудовлетворительная реализованность которой часто является причиной неврозов.

Воинствующим атеистам Юнг указывал, что раз уж эта потребность у людей существует, то следует «официально» признать Бога, «иначе люди начнут поклоняться чему-нибудь глупому и несуразному». Что мы и имеем в виде различных сект, самозваных «пророков» и доморощенных «религиозных философов».

Итак, короткий, но очень продуктивный для всего психоанализа период сотрудничества Фрейда и Юнга закончился в 1913 г. Они обменялись письмами о несовместимых расхождениях во взглядах и в том, что не имеют друг к другу никаких претензий. Расстались они корректно. Фрейд в своих работах Юнга практически не упоминал, а Юнг (в отличие от другого великого «отступника» Адлера), даже высказывая критические замечания в адрес различных положений Фрейда, всегда отзывался о нем исключительно уважительно.

Юнг очень болезненно переживал разрыв с Фрейдом, который у него совпал с периодом длительной депрессии, а возможно, и спровоцировал ее. Он вынужден был на время прекратить активную работу, но не бездействовал, а мужественно боролся с депрессией своими методами.

Юнг еще от матери унаследовал внимательное отношение к сновидениям и любовь к их толкованию. В отличие от Фрейда, который видел в сновидениях лишь неотреагированные переживания прошлого, Юнг считал, что они несут определенную информацию и о будущем. Он говорил, что почти все важнейшие решения жизни принимал, «посоветовавшись со снами», а точнее, со своим подсознанием, в котором, по Юнгу, и находится наша самость - истинная сущность, требующая реализации.

Выход из депрессии он тоже связывает со сном. Ему приснился труп на земляном полу, который вдруг зашевелился и был резко отброшен мощным фонтаном яркой крови. Большинство, наверное, испугались бы такого сна, а Юнг встал бодрый и сказал: «Депрессия кончилась. Этот труп был авторитет Фрейда, который давил на меня, но теперь отброшен фонтаном свежей крови моих собственных идей».

И Юнг пошел своим путем. Страстное увлечение историей, религиями, философией и медициной сделали свое дело: синтезировав эти интересы, Юнг дополнил психоанализ учением о коллективном бессознательном. Напомним, что у Фрейда, несмотря на его глубокие исторические экскурсы («Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого «Я» и др.), речь идет главным образом об индивидуальном бессознательном.

Открытия Густава Юнга используются психологами всех направлений. Именно он ввел в обиход такие термины, как «интроверсия» и «экстраверсия», а также разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности.

Об известном психологе и его работах рассказывает автор сайт Анна Баклага.

Будучи еще подростком Карл Юнг хотел быть священником, как и его отец, но чем глубже он изучал религиозные тексты, тем чаще у него возникали противоречивые мысли о боге и церкви. Поступив в лучшую гимназию швейцарского города Базеля, к ее окончанию он был полностью уверен, что карьера священника ему чужда. И вскоре он начал интересоваться медициной.

Изначально Карл Юнг хотел быть священником


В 1895 году, параллельно изучая медицинскую науку в университете, Карл Юнг стал работать в клинике для умалишенных. Находясь там в качестве ассистента выдающегося психолога Эйгена Блёйлера, он узнал о трудах Зигмунда Фрейда. И уже в 1907 году Юнг познакомился с ним лично. Впоследствии Фрейд оказался тем, кто оказал большое влияние на дальнейшую деятельность будущего психолога — Карл Юнг становится его последователем и учеником. Однако со временем Юнг начинает все чаще не соглашаться со своим учителем, и в 1912 году пишет книги «Метаморфозы и символы либидо» и «Психология подсознательного». Идеи этих работ во многом противоречили взглядам Фрейда.


Вскоре Карл Густав Юнг становится основоположником своего собственного направления — аналитической психологии. Суть заключается в осмыслении мотивов человеческих действий и поведения путем изучения сновидений, символов, фольклора и мифологии. Задачами аналитической психологии Юнг считал толкование образов, возникающих у пациентов. В целом, философия его учения опирается на существование бессознательной сферы личности, которая, по его мнению, является источником и развитием индивидуальности. Ко всему прочему он считал, что бессознательное является независимой частью психики, обладающей собственной динамикой и дополняющей ее сознательную часть.

Учение Зигмунда Фрейда значительно повлияло на становление Юнга


В основу аналитической психологии Карл Юнг заложил понятие коллективного бессознательного — отражение опыта прошлых поколений, закрепившихся в структуре мозга. Например, образ матери-земли, героя, мудрого старца или демона. Основными же архетипами индивидуальности психики Юнг считал: эго, персону, тень, аниму и самость. Эго в его трудах является центральным элементом личного сознания, которое собирает разрозненные данные опыта в единое целое. Персона — это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, кем хотим быть в глазах других людей. Тень представляет собой центр личного бессознательного, те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его персоной или сторонами общества. Психолог считал, что игнорировать тень вредно, так как ее нужно анализировать. Анима — это те части души, которые отражают межполовые связи, представления о противоположном поле. И, наконец, самость — архетип порядка. Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души, а соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга.

Карл Юнг впервые выделил понятия «интроверсии» и «экстраверсии»


Юнг был уверен, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию. Через актуализацию определенных архетипов, культура влияет и восстанавливает индивидуальную психику человека.

В 1921 году Карл Юнг разработал типологию характеров. В ее основу легло выделение доминирующей психологической функции: мышление, чувства, интуиция, ощущения. Ко всему этому он разработал преобладающую направленность на внешний или внутренний мир: экстраверт и интроверт. Интроверты в процессе индивидуализации обращают большее внимание внутрь себя, строят свое поведение на основе собственных идей, норм и убеждений, также они крайне не склонны к коммуникации. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на персону, на внешнее, учитывая интересы и пожелания окружающих.


В 1922 году Юнг приобрел поместье на берегу цюрихского озера в Боллингене. На протяжении многих лет он строил там башню. И к 1956 году сооружение приобрело вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, придорожным двориком и причалом для лодок. Процесс строительства он описывал как воплощение в камне исследования структуры психики человека.

Карл Юнг поддерживал политику Гитлера


В 1935 году Карл Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в Цюрихе. С 1933 по 1944 преподавал и в Базеле. Параллельно он издавал журнал по психотерапии и смежным областям в которых выражал симпатию Адольфу Гитлеру. Психолог не сомневался, что Германия должны играть особую роль в Европе. После поражения третьего рейха Юнга критиковали за связь с нацистами.

В целом, работы Юнга оказали значительное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на другие области науки о человеке.