​Пост, угодный Богу. Плод угодный Богу (Благость). Юрий Шмуляр

В последнее время особенно модно стало занятие поиска своих внутренних возможностей, утверждения своего "я", поиска своего пути в жизни и "саморазвитие". "Поверь в себя и свои возможности" - один из главных лозунгов в настоящее время. Стремление утвердиться и добиться всего возможного, на что человек способен, и даже более того – вот главная цель, стоящая перед современным человеком.
Но нужно ли это от нас Богу, действительно ли этого хочет от Своих творений Господь? Многие считают, что жизнь под подобными лозунгами совершенно не противоречит принципам Бога, что нельзя совершенно все проблемы и жизненные задачи возлагать на Его плечи, как говорится, "на Бога надейся, а сам не плошай". Многие даже не задумываются над тем, как на это смотрит Сам Господь, и какими на самом деле Он хотел бы нас видеть. Действительно ли образ такого современного человека – преуспевающего, целеустремленного и стремящегося к самосовершенствованию, угоден Богу, или все-таки Он хочет видеть нас несколько другими?
Разумеется, и это очевидно, что Божий Сын Иисус Христос представляет Собой тот образ, который угоден Богу. Если мы задумаемся над тем, каким человеком был Иисус, может нам придется удивиться. Некоторые представляют себе Иисуса кем-то типа Супермена, который совершает чудеса, властно сражаясь с фарисеями, изгоняет бесов, воскрешает из мертвых, и получает все, что ни потребует у Своего Отца. Некоторым Он видится в образе человека с очаровательной внешностью, говорящим с некоторым придыханием непонятными словами, ходящий плавно и чинно, словом, имеющий в своем поведении нечто необычное, отличающее Его от обычного человека. Интересно, как вы представляете себе Иисуса, как бы Он в вашем понимании смотрелся, если бы Он жил сейчас среди нас, водящего автомобиль, работающего в какой-нибудь компании или на заводе. Как вы представляете Его образ в наше время?
Для того, чтобы попытаться создать для себя образ Иисуса, мы обратимся к книге пророка Исаии:
" Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. (Исаия 53, 2-3)"

Читая эти строки, невольно удивляешься появляющемуся образу: совершенно неприметный человек, самый обычный среди всех, очень кроткий и покорный: "нет в Нем ни вида, ни величия". Можно представить, как многие над Ним смеялись и ругались Его словам о том, что Он есть сын Божий. Кто бы мог поверить в наши дни, если бы такой обычный и ничем не приметный человек на 31м году жизни стал бы вдруг заявлять, что Он является сыном Бога? За такое заявление Его презирали, над Ним смеялись, Его ни во что не ставили.... Несмотря на те чудеса, которые Он являл, никто не верил Ему. Его мудрость почитали за безумие. Он во всем всегда искал совета у Своего Отца, и всегда был готов исполнить Его волю. Перед тем как Его схватили, Он молился Своему Отцу и просил отвести от Него то, что Ему предстояло пройти, но все же говорил, что на все Его воля, и если это необходимо, Он пройдет через все и исполнит то, что Ему предназначено. По-человечески Ему было страшно, но любовь к людям и повиновение Своему Отцу было сильнее всех тех страданий, которые Ему предстояло перенести.
"Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. (Исаия 53, 4)"
Ему плевали в лицо, Его избивали, над Ним надругались и смеялись, говоря: "Где Бог твой, почему Он не спасает тебя?" Злые, жестокие люди, они не видели Его величия и не понимали Его силы и Его любви, превосходящее всякое понимание, когда Он молился за своих палачей, когда Он приносил Себя в жертву за всех этих людей....
" Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Исаия 53, 5-7)"

Смотря человеческими, а вернее, мирскими глазами, мы видим Иисуса безвольным и слабым, не достойным внимания, а может кто-то даже может испытывать презрение из-за видимой слабости. Но если видеть Иисуса духовными газами, глазами Бога – Отца, мы видим человека, наполненного бесконечной силой, данной Ему Отцом, а именно: бесконечной силой любви, непоколебимой веры и твердости, знания истины и непонятной обычному человеку жертвенности. Он не ищет своего, не стремится к самосовершенствованию, ибо Он само совершенство. В Нем огромная сила, которая может невозможное. Его совершенство настолько велико, что даже смерть не смогла удержать Его, Он был истязаем и унижаем людьми, но Он победно воскрес из мертвых и наступил на горло властелину мира и человечества, перед которым любой человек бессилен. Он стал угодным Богу настолько, что Господь положил под Его ноги все и отдал полную власть на этой земле.
" Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; (Исаия 42, 1-3)"

Иисус Христос есть Всесильный, Всемогущий, Любящий, словом - наш Господь. Он – образ того человека, который угоден Богу, на который нам нужно равняться, чтобы быть угодными Богу и чтобы иметь силу побеждать смерть. О каком еще большем совершенстве можно мечтать?


У каждого из нас есть своё представление о постах. Некоторые путают пост и диету, и по своему неведению называют диету, на которой находятся, - постом. Например, некоторые являются вегетарианцами и не едят ничего мясного. Это не пост, это вегетарианская диета.
Итак, в чём же различие между постом и диетой?
Первое отличие заключается в отношении к пище. Диета - это выборочное употребление пищи. Пост - это отказ от пищи. Второе отличие - в цели и назначении диеты и поста. Цель диеты - либо похудеть, либо улучшить здоровье, либо что-то ещё, но в первую очередь, это забота о теле. Цель же поста - это (в первую очередь) забота о духе
Библия много и часто говорит о постах. Даже сам Господь Иисус Христос постился в пустыне в течение 40 дней: Матфея 4:1-2 "Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал" . То же самое записано в Евангелии от Луки следующим образом: Лука 4:1-2 "Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни , а по прошествии их напоследок взалкал" .

Как вы видите, во время поста Господь Иисус ничего не ел и не пил!

А теперь давайте познакомимся с условиями, при которых люди соблюдали пост.

I. ПОСТ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СКОРБИ КОГДА КТО-ТО УМЕР

1 Царств 31:13 И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней .
2 Царств 1:11-12 Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча .

II. ПОСТ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СМИРЕНИЯ

Псалом 34:12-16 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня; воздают мне злом за добро, сиротством душе моей. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою , и молитва моя возвращалась в недро мое. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими .

III. ПОСТ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ (как его составная часть)

Неемия 9:1-3 В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих . И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему .

Иона 3:5-10 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле , и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели , не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел .

IV. ПОСТ - ТРАДИЦИЯ

Лука 18 10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю , даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится .
У практикующих иудейство евреев есть традиция - поститься 2 раза в неделю: в среду и пятницу. Во времена Иисуса учителя Закона и фарисеи обязаны были поститься дважды в неделю. И для многих пост превратился во что-то обыденное, в традицию, в "обязаловку".

V. ПОСТ И МОЛИТВА (обращение за помощью к Богу)

Пост и молитва (разговор с Богом) неразделимы. Именно поэтому пост является поиском Божьего водительства, ходатайством за родственников, друзей или знакомых и средством достижения духовной силы.

1. Пост как поиск Божьего водительства .
Деяния 13:2-3 Когда они служили Господу и постились , Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их .

2. Пост с молитвой как ходатайство пред Богом за кого-либо.
Даниил 9:1-17 И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле . (Даниил ходатайствует за всю нацию Израиля)

Деяния 14:23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали . (Ученики ходатайствуют за служителей)

3. Пост как средство приобретения духовной силы
Матфея 17:14-21 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом .

То же самое записано в Марк 9:28-29 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста .


VI. ИИСУС О ПОСТЕ.

1. Ответ ученикам Иоанна Крестителя:
Матфея 9:14-15 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься .

2. Поведение во время поста :
Матфея 6:16-18 Также, когда поститесь , не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься , помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим , Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно .

Пост - это очень личное, подобно молитве и покаянию, событие в жизни верующего человека. Это ваши взаимоотношения с Господом Богом. Посему не нужно трубить на каждом углу о своём решении поститься; не нужно хвастаться о том, который день вы поститесь или сколько дней вы "протянули" без еды. Также не стоит делать "постное" выражение лица и демонстрировать свои "страдания" и напускную святость окружающим. Если вы поститесь только для того, чтобы продемонстрировать окружающим свою праведность, то напрасно тратите время, потому что такой пост неугоден Богу. Пост - это не напускная святость, а внутреннее смирение.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ: ПОСТ И МОЛИТВА .

Обратите внимание на пример угодного Богу поста. Это история о смирении и покаянии апостола Павла (в прошлом Савла) после встречи с Иисусом Христом по дороге в Дамаск.

Деяния 9:1-9 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: "встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать". Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил
.

КАК БИБЛИЯ ОПИСЫВАЕТ ПОСТ, УГОДНЫЙ БОГУ?

Исаия 58 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?"
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал , день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал : разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиёшь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения
.

Пост, угодный Богу, заключается не в том, что мы отказываем себе в пище, а в том, что мы ищем лица Божия и воли Его. Пост, в отличие от диеты, в первую очередь укрепляет нас духовно. Отказ от пищи в данном случае лишь служит для ослабления плоти.
Однако, постом может быть не только отказ от пищи или питья, но и отказ от любимых вещей, угождающих нашей плоти. Это может быть отказ от телевизора - любимого сериала, футбольного или хоккейного матча, фильма или какой-то другой телепередачи. Это также может быть отказ от любимой компании, от любимой привычки (как правило, - вредной) и так далее.

Однако пост - это не только отказ от чего-то. Простой отказ от пищи называется голоданием. Пост же подразумевает духовные усилия. То есть, отказываясь от плотской пищи, человек должен кормить себя духовно. Что же является духовной пищей?

Сам Иисус сказал, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Матфея 4:4 ). Итак, пища для духа - Слово Божье. Библия является Божьим Словом. И ничто другое не в состоянии напитать нашего духовного человека.

Римлянам 10:17 Вера - от слышания, а слышание - от слова Божия .
Евреям 4:12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные .

Бог хочет пребывать во всех аспектах нашей жизни. Когда Иисуса спросили о наивысшей заповеди в законе, то он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». (Марк.12:30) Другими словами, Иисус советовал любить Бога больше всего на свете и отдавать Ему всё самое лучшее, что только есть в нашей душе, в нашем сердце и во всей нашей жизни. То же самое советует и Истинный Отец:

«Любовь к Богу - это первая заповедь для людей, но как Его нужно любить: какое-то время или до самой смерти? (До самой смерти.) А будете ли вы Его так любить? Вы должны любить Бога, даже рискуя умереть от удара молнии. Бога нужно любить до самой смерти. А если так, значит, пока не умерли, вы можете справиться с любым делом».

Мы не можем изобразить свою жизнь в виде секторной диаграммы, где какое-то время принадлежит Богу, а какое-то - финансам, какое-то - семье, а какое-то - личностному саморазвитию или просто отдыху. Бог хотел бы не просто получать остатки нашего времени, энергии и денег после того, как всё лучшее мы отдадим работе, развлечениям и семье. В этом отношении можно сказать, что Бог максималист и хотел бы, чтобы всё наше существо вместе со всеми нашими материальными ценностями безраздельно и полностью принадлежало Ему.

Место, время и стиль нашего служения Богу не так важны. Мы настолько уникальны и различны и по внешности, и по характеру, что единого какого-то способа встречать Бога в своей жизни просто не существует. Гораздо важнее то, почему мы решили служить Богу, и в какой степени мы вкладываем своё сердце во время этого служения.

Жизнь по формуле: «На, Тебе, Боже, что мне негоже» не только не порадует Бога, но и не позволит нам добиться хоть каких-то божественных результатов в жизни.

Мы можем быть свободными и творческими в выборе места, времени и стиля своего служения Богу, однако поклонение Ему может быть как правильным, так и неправильным.

Богу приятно, если наше служение соответствует Божьему Слову.

Иногда люди говорят: «Мне нравится представлять Бога…» и потом описывают, какому именно Богу им хотелось бы служить. Часто этот образ напоминает Деда Мороза или Фею с волшебной палочкой. В интернете я однажды увидел даже такое: «Нет Бога кроме спагетти, и дуршлаг – Его пророк» . Но ведь нельзя взять и придумать себе свой собственный, удобный и политкорректный образ Бога, чтобы потом строить с Ним отношения. Во-первых, это будет настоящим идолопоклонством, а, во-вторых, мы будем развивать отношения только лишь с собственными фантазиями, а, значит, никаких живых отношений с Богом-личностью просто не получится, а мы окажемся больны шизофренией.

Первая книга в Чхонсонегён называется «Истинный Бог», и в ней Истинный Отец подробно описывает и Цель творения, и различные Божьи атрибуты. Нам лишь нужно в своём служении ориентироваться на Божье Слово.

«Что представляет собой Бог? Он - Личность, обладающая разумом, чувствами и волей. Бог, имеющий личностное начало, больше всего на свете желает любви, по этой причине Он и создал нас, людей, в качестве объектов Своей любви». (Преп. Мун Сон Мён)

Однажды я читал лекцию студентам о Сердце Бога. На нашу лекцию также пришла мама одного из членов Церкви. Я говорил о страдающем Сердце Бога после грехопадения, я был настолько растроган, что у меня даже выступили слёзы. И в этот момент эта мама встала со своего места и сказала: «Что ты тут сопли распустил! Как Бог может страдать? Нам не нужен страдающий Бог! Наш Бог всемогущ, Он сидит на троне, и Ему нет дела до всех этих телячьих нежностей» . Она никак не хотела мириться с тем, что реальный Бог может не соответствовать её ожиданиям и представлениям.

Служение Богу должно быть основано на Слове Божьем, а не на нашем личном представлении о Нём.

«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». (Иоан.4:23)

«Поклоняться в истине» означает поклоняться такому Богу, каким Его открыли Истинные Родители. В Чхонсонгён даже есть отдельная глава под названием «Бог, каким Его увидел Истинный Отец».

Если мы не ориентируемся на истину в своих отношениях с Богом, то мы становимся лёгкой добычей для искушений и самооправданий, а близких, искренних и доверительных отношений между нами и Богом, как между Родителем и Детьми, просто не получится.

Служение Богу должно быть искренним и идти от чистого сердца.

«Лучший способ затронуть Сердце Бога - заниматься своими делами с полной искренностью». (Преп. Мун Сон Мён)

Когда мы молимся Богу, главное не в том, чтобы произносить правильные и возвышенные слова, а в том, чтобы произносить слова со смыслом, вкладывая всё своё сердце и потом воплощать эти слова в жизни. Когда мы служим Богу, то главное, не какое конкретное дело мы делаем, и даже не достигнутые нами результаты, Бог смотрит на состояние наших сердец и нашу мотивацию.

«Я смотрю не на вашу победу или поражение, а на то, что двигало вами всё это время. Есть большая разница в том, какой была ваша мотивация – вы думали о Боге или о себе. Когда ваше сердце забьётся в унисон с Сердцем Бога, вы решите все проблемы». (Преп. Мун Сон Мён)

Наши чувства и эмоции по отношению к Богу не должны быть притворными. Богу не нужны показуха и наигранность, так как Он и так видит насквозь все наши скрытые мотивы. Богу приятно видеть в нас честную и настоящую любовь. Мы можем оступаться и совершать ошибки, наше служение Богу может быть далеким от совершенства, но, по крайней мере, оно должно быть искренним.

«Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». (1Цар. 16:7)

Конечно, одной искренности недостаточно: можно быть очень искренним, но при этом глубоко заблуждаться. Поэтому Бог и ищет себе поклонников, способных поклоняться Ему в духе (то есть искренне) и в истине (то есть, основываясь на Божьем Слове). Мы должны знать Бога и служить именно Ему, а не собственным фантазиям и воображению. А также мы должны служить Богу искренне, от всего сердца. В настоящем служении Богу всегда участвуют и наш разум, и наши чувства. Истинный Отец говорит, что именно женщины смогли бы сыграть очень существенную роль в Божьем провидении, если бы сумели направить свои эмоции на служение Богу и человечеству.

Иногда мы воспринимаем свою эмоциональную реакцию на красивую музыку как отклик своего сердца на Божий призыв. Но это не всегда так, иногда некоторые душевные и сентиментальные песни даже мешают сосредоточиться на служении и поклонении Богу, потому что заставляют сфокусироваться на своём собственном состоянии, а не на Боге. А больше всего от Бога нас отвлекает именно наше собственное «я», наши заботы и беспокойство о том, кто и что о нас подумает.

Бог создал всех нас разными, и поэтому вкусы и предпочтения о том, как служить Ему и как Его восхвалять, могут быть очень разными. Кто-то черпает больше всего вдохновения для общения с Богом в естественном, природном окружении. Кто-то приходит к Богу посредством аскетических условий и уединения. Кто-то чувствует Бога лишь тогда, когда любит других людей и восполняет их нужды. Кому-то необходимо глубокое изучение основ философии и теологии. Кто-то просто не может сидеть на месте, если видит несправедливость, и его праведная борьба со злом становится наилучшим способом почувствовать Бога.

Каждому человеку необходимо искать свои собственные наикратчайшие пути к Богу, что-то, что позволит «мне лично» за очень короткое время дотянуться до источника вечной жизни и любви.

Для меня никогда не было привлекательным участие в проектах общественного служения: конечно, я могу в них участвовать, но это не приносит мне такого вдохновения и радости, как возможность читать лекции по Божественному Принципу. Даже если мне очень плохо, но стоит только начать кому-то рассказывать божественные идеи, как меня начинает переполнять энергия, сила и любовь. Я гораздо больше чувствую Бога в своей «тайной комнате» , когда весь дом ещё спит, чем во время общего собрания. Я никогда не любил музыкальные концерты и любая музыка, которая звучит более 10 минут, превращается для меня в обычный шум. Мне гораздо больше нравится поговорить с кем-то по душам, чем посетить красивый природный заповедник. Зная особенности своей личности, каждый человек может проложить к Богу свой собственный уникальный путь и послужить при помощи своих талантов общему делу построения Царства Небесного.

Мы не сможем соприкоснуться с Богом, если будем стараться быть такими людьми, которыми Он нас не создавал. Если мы будем пользоваться теми формами общения с Богом, которые не соответствуют уникальным особенностям нашей личности, то отношения с Богом могут превратиться в тоскливую рутину, не приносящую никакой радости.

Избегайте бездумного и бессмысленного служения Богу.

Сложно построить хоть какие-то отношения с Богом, если на «автомате» зачитывать Обет семьи , механически петь Святые песни, повторять заученные фразы в молитвах. Любые часто повторяемые слова становятся обычными избитыми фразами, даже если это Слово Божье. Мы можем просто читать Божье Слово или даже декламировать Его наизусть, но при этом совершенно не задумываться о значении того, что произносим. Гораздо легче рутинно повторять привычные и знакомые фразы вместо того, чтобы прилагать какие-либо усилия и прославлять Бога по-новому.

Именно поэтому нужно постоянно прилагать усилия, чтобы вдумчиво изучать Божье Слово, перекладывая его на свою жизнь. Прилагать усилия, чтобы вдумчиво молиться, вплоть до того, что менять привычные фразы, которые мы используем в молитве на что-то новое. Своего родного отца при определённых обстоятельствах мы можем назвать и отец, и папа, и папочка и батюшка. Более того, если мы говорим со своим собственным отцом и благодарим его за что-то, то не станем постоянно повторять: «Спасибо тебе за всё!» или «Научи меня жить в соответствии с Твоей волей!» Мы будем более конкретными и скажем, за что конкретно мы благодарны и чему конкретно мы хотели бы научиться. Гораздо приятнее услышать два конкретных комплимента, чем 20 общих фраз. Истинный Отец изучал Библию на трех языках и сравнивал тексты, чтобы ничего не упустить, молился зимой на улице под тоненьким одеялом, проявляя решимость жизни и смерти. Его отношение к Богу точно никогда не было рутинным.

«Во время молитвы вы должны чувствовать близость Божьего Духа. Когда вы голодны, вы хотите есть; точно так же вы должны чувствовать потребность молиться, ощущая неудовлетворённость в том случае, если не делаете этого. Пруд стоячей воды скоро иссякнет, а маленький бурлящий ручеёк продолжает своё течение, сколько бы вы из него ни черпали. Таким питающим источником может стать для вас молитва». (Преп. Мун Сон Мён)

Будьте не только человеком слова, но ещё и человеком дела.

Когда вам говорят: «Прийти сегодня не смогу, но душой я с вами» ,- то что это значит? Абсолютно ничего, это пустые и бессмысленные слова. Пока мы живём на земле, наш дух присутствует там, где находится наше тело. Где нашего тела нет, там и нас самих нет. Без тела на земле невозможно совершить ни одного реального дела. Служение Богу не может происходить только на словах, оно должно выражаться конкретными делами.

Пассивное служение Богу - это такая же бессмыслица, как выражения "горячий снег" или "живой труп". Создавая своё основание веры, мы приносим Богу себя и свою праведную жизнь, и, по сути, становимся живым приношением. Богу нужно всё: наша жизнь и наша любовь, наше смирение и раскаяние, наша благодарность и денежные пожертвования, наши молитвы и восполнение нужд наших ближних, наше родовое мессианство и помощь миру.

«Мы - живое приношение. Вначале, приняв нашу жертву, возрадуется Бог, а затем – человечество, которое таким путём избавится от греха. Последними возрадуемся мы, жертвы». (Преп. Мун Сон Мён)

Быть живым приношением нам мешает собственный эгоизм и себялюбие. Невозможно одновременно возвышать и себя, и Бога. Грехопадение произошло в тот момент, когда в своём сердце Адам и Ева на место Бога поставили самих себя. А после падения сердца произошли уже и все остальные грехи. Мы служим Богу не для того, чтобы вызвать чьё-то восхищение или сделать себе приятное - служа Богу, мы сознательно отводим взгляд от самих себя.

Когда мы встаём с постели и отправляемся в церковь, даже если сильно устали, когда мы помогаем другим, даже если сами еле держимся на ногах, тогда мы становимся «живым приношением». Это требует от нас и силы воли, и мужества.

«С собой после смерти мы должны взять вот что: любовь к Богу, любовь к себе, свои усилия утвердить себя как подлинного человека, супружескую любовь к своей второй половине, любовь к семье и свои старания распространить эту любовь по всему миру. Любовь к человечеству и к Богу - вот, что останется в конечном итоге». (Преп. Мун Сон Мён)

Служить Богу не всегда удобно и легко, однако, служа Ему искренне и основываясь на истине, служа Ему вдумчиво и конкретными делами, мы сможем выполнить своё предназначение и стать Его настоящими детьми, которые понимают сердце своего Родителя.

«Как можно заплатить вертикальное искупление? Для этого нужны два условия - выполнить свою ответственность и восстановить абсолютную любовь к Богу». (Преп. Мун Сон Мён)

А после того, как вертикальное искупление будет заплачено, на земле и на Небе появится идеальный мир.

Состояние духовного огрубления или одичания в современное время очень тяжело и опасно, ибо выйти из него опять на правильную дорогу гораздо труднее, чем встать на эту дорогу только что начинающему новичку. Часто многие, когда приходят в храм, думают, что помолившись единожды этого вполне достаточно, чтобы Бог нас услышал. По прошествии же некоторого времени, понимают, что это совсем не так.

Приучать себя к молитве очень тяжело, а приучать себя к внимательности на богослужениях и внимательной молитве всегда был большой труд. Одно только отвлеченное присутствие на богослужении мало приносит человеку пользы. В этом состоянии потери живого ощущения Бога вся внешняя деятельность, имеющая, по-видимому, целью приблизить к Нему человека, осуждена на полную духовную бесплодность. Прежде всего молитва, одно из главных средств духовной жизни, перестает быть действенной. До Бога она не доходит.

"Помни, - пишет о. Иоанн Кронштадтский, - что если ты во время молитвы не празднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи, без силы (как шелуха без зерна), но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. Это дело самое естественное, как естественны и обыкновенны в природе плод и оболочка его... Чем искреннее, сердечнее будешь произносить каждое слово, тем больше плода от молитвы; каждое слово, как зернышко, принесет тебе плод духовный, как зрелый колос... Но если ты слова бросаешь попусту, без веры, не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся; шелуху бросаешь, шелуха к тебе и воротится".

Есть старая легенда, наглядно показывающая нам, как бесплодны иногда бывают наши молитвы.

Давно-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо. Греха не убывает. Господи, - думал он, - неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?" Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И чудилось ему, будто светозарный ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей... По мере того, как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные, нежные звуки, как звуки далекой лютни.

Что это? - спросил старец.
-Это святые молитвы, - отвечал ангел, - только они слышатся здесь!
- Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме?..
Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.
-Ты хочешь знать?.. Смотри...

Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба - сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Видно было, как стоявший на левом клиросе дьячок что-то читал быстро-быстро, шлепая и перебирая губами, но слова туда, вверх, не долетали. На амвон медленно вышел громадного роста диакон, плавным жестом поправил свои пышные волосы, потом поднял орарь, широко раскрыл рот, и... ни звука!

На клиросе регент раздавал ноты: хор готовился петь. "Уж хор-то, наверно, услышу..." - подумал старец.

Регент стукнул камертоном по колену, поднес его к уху, вытянул руки и дал знак начинать, но по-прежнему царила полная тишина. Смотреть было удивительно странно: регент махал руками, притопывал ногой, басы краснели от натуги, тенора вытягивались на носках, высоко поднимая голову, рты у всех были открыты, но пения не было.

"Что же это такое?" - подумал старец. Он перевел глаза на молящихся. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

Отчего это? - спросил старец.
-Спустимся, и ты увидишь и поймешь... - сказал ангел. Они медленно, никем не видимые, спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней тихо коснулся рукой... И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли. "Ах, эта противная почтмейстерша! - думала она. - пять в новой шляпе! Муж - пьяница, дети - оборванцы, а Она форсит!.. Ишь выпялилась!.."

Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: ...Экая досада! Продешевил... Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тыщу потерял, а может, и полторы..." Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: "Эх, и хороша Дуняша!.. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой... Вот бы жену такую! Пойдет или нет?

И многих касался ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.
-Теперь ты понимаешь? - спросил ангел. - Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые...

В эту минуту вдруг чей-то детский робкий голосок отчетливо проговорил:
-Господи! Ты благ и милостив... Спаси, помилуй, исцели бедную маму!..
В уголке, на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму. Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.
-Вот молитвы, которые слышны у нас! - сказал ангел. Таким образом, наши лицемерные, чисто внешние молитвы до Бога не доходят и плода не приносят.

Приближаются ко Мне люди сии устами своими, - говорит Господь, - и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня (Мф. XV, 8-9). Более того: такая молитва прогневляет Бога.
"...Многие из нас, - пишет о. Иоанн Кронштадский, - совершают службу и таинства, молитвословия неохотно, вяло, небрежно, торопливо, с пропусками, желая скорее кончить святое дело да поспешить на житейскую суету. Какое страшное обольщение и какой тяжкий грех! Невольно при этом вспоминаешь грозный глагол Господа нерадивым исполнителям Его дел: проклят всяк творяй дело Господне с небрежением! Я сказал: какое страшное обольщение! Да, страшное обольщение, потому что мы по слепоте своей пренебрегаем глаголами Святого Духа, дышащего в молитвословиях таинств и служб, - пренебрегаем тем самым, что для нас служило бы при настоящем тщании и радении источником пресладкого мира, радости в Духе Святом и даже источником здравия телесного, ибо слова молитвы при службах и таинствах, читаемые с верою, благоговением, страхом Божиим, спокойно, горящим духом, имеют несомненное и чудное свойство вместе с душою оживотворять, укреплять и исцелять и самое тело наше. Это дознано опытом. Тяжкий грех, говорю, потому что, совершая небрежно таинства, мы через то кощунствуем святынею Господнею... Думают ли нынешние христиане-лицемеры, что они лицемерно молятся и лицемерно живут? - Не думают. Они молятся ежедневно, может быть, долго, молятся по привычке, устами, а не сердцем, без сердечного сокрушения, без твердого желания исправления, чтобы только исполнить заведенное правило и мнят службу приносити Богу (Ин. XVI, 2), тогда как молитвою своею они навлекают на себя только гнев Божий. Все мы больше или меньше грешны в том, что лицемерно молимся, и примем за это великое осуждение".

Но если долговременное служение Богу ведет к привычке, а привычка может вызвать формальное, чисто внешнее и Лицемерное исполнение религиозных обязанностей, то возникает важный вопрос: как избежать этой опасности? Ибо если этого мы сделать не сумеем, то печальный конец нашей духовной жизни неизбежен. Ответ на этот вопрос заключается отчасти в вышеприведенных словах кронштадтского пастыря: при настоящем Тщании и радении таинства, службы, молитвы служат источником мира, радости в Духе Святом и даже источником здравия телесного. Для одних они служат, таким образом, благословением, на других навлекают проклятия. Все зависит от отношения к ним человека.

сли христианин не вкладывает в свое служение Богу всего внимания, всего рвения, всей сердечной теплоты, на которую способен, то в нем скоро начинает развиваться привычка к небрежному и поверхностному исполнению религиозного долга. До этого человек доходит не вдруг, а постепенно.

Затем, закоренелая привычка побеждает все усилия, когда, сознав опасность положения, пытаются с ней бороться. Язык сам собою мчится вперед, стремительно выбрасывая слова, не поспевающая за ним мысль прыгает с пятого на десятое слово или мечется по сторонам, а руки и тело сами собой проделывают заученные и усвоенные привычкой жесты. Еще хуже, когда человек даже не сознает, что он перестал уже быть священником и молитвенником, что он не более как говорящий автомат. Здесь начинает уже чувствоваться гнет проклятия Божия за небрежность, ибо сказано: Проклят творяй дело Господне с небрежением (Иер. XLVIII, 10).

Подготовил Сторчевой С.В., препод. ПДС

Часто мы слышим призыв в церкви поститься и молиться в какой-то определённый день или период времени. Однако мало кто понимает истинное значение этого деяния и само действие поста превратилось в один из церковных обрядов, смысл которого не все могут осознать. Обычно церковные обряды в православной или протестанкой церкви основываются на прямых указаниях, как Ветхого Завета, так и Нового Завета. В случае с обрядом поста явных указаний иполнять это в Писании нет.
Тогда перед нами встаёт вопрос, а что же такое на самом деле пост? В чём его предназначение? И какой пост угодный Богу? На все эти вопросы отвечает Сам Господь в Его Слове - Библии.

Прежде всего необходимо понять само значение слова "пост". Древнееврейское слово צום (tsom) скорее всего является перевёрнутым словом древнеславянского слова "постъ". В древнегреческом языке в Новом Завете для обозначения поста применяется слово nhsteia (nesteia), видимо произошедшее от древнеславянского слова "не есть" или "не естья". Здесь уже проявляется само понятие поста - не есть, не вкушать пищу. По словарю Даля пост обозначает: ...постничать, соблюдать, держать пост, не есть вовсе...
Теперь выясним в Священном Писании, где применяется пост и в каких случаях нам необходимо соблюдать его.
Первым человеком, который применил пост был Моисей. Это событие описано в книге Исход 34 глава. Моисей второй раз поднялся на гору Синай для получения Божиих заповедей и Господь с ним разговаривал. Моисей не ел и не пил 40 дней. Пост Моисея был связан с важнейшим событием в истории Израиля - 10 заповей Господа.
В книге Судей 20 глава описаны другие события, связанные с постом. Народ Израильский решил идти с войной на Гиву и пришли сыны Израильевы к Богу вопрошать об этом,26 стих: "Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом" . И здесь мы видим пост связан с важнейшим событием - война с Гивой. Израильский народ просил Господа принять решение.
В книге Есфирь описывается время поста народа Израиля. Однако пост был связан непосредственно с событиями, связанными с будущей судьбой Израиля. Мы все помним этот момент, когда Есфирь должна была пойти на приём к царю и народ Израильский постился и молился, чтобы царь принял свою жену и выслушал её.
Далее очень много описываются событий, когда назначался пост. Прошу заметить, что пост назначался в Израильском народе только тогда, когда происходили важнейшие исторические события в жизни Израиля, которые могли повлиять на будущее этого народа на их судьбу. Они назначали пост, воздерживались от еды и молились своему Господу.
Теперь рассмотрим применение поста в личной жизни человека. Примером может послужить царь Давид. После того, как Давид согрешил с Вирсавией, Господь решил наказать Давида путём умершвления его будущего ребёнка. И какое же действие предпринял Давид? Он постился и молился, прося Бога простить его. Пост Давида был связан с очень важным моментом его жизни. Он понял, что согрешил перед Богом и хотел возобновить свои взаимоотношения с Ним опять, Давид очень сильно переживал за свой проступок. "И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле" (2 Цар. 12:16).
Мы видим действие поста у других людей, жизнь которых описана в Библии. Но во всех описанных событиях, пост являлся для них временем, когда люди искали Божьей воли, Его решения, взаимоотношения с Господом. Люди отказывались от пищи не потому, что это надо было. Они не могли даже об этом думать, им было не до того, чтобы есть. Они были в переживаниях.
На основании всего вышеперечисленного можно предположить, что пост является не обрядом как таковым, а действией самопроизвольным, связанным непосредственно с важным событием в жизни человека или всего народа. Никогда Господь не принуждал человека поститься. Я этого в Библии не вижу. Человек сам по своей воли отказывался от пищи. И по другому быть не может. Если кто-то из нас переживает в жизни значимые события или какие-нибудь трудности, требующие вмешательства Господа, то такому человеку просто не до пищи, не до чего-то другого. Такому человеку нужно принять решение, очень важное решение, разобраться в том, что он не понимает, разобраться пред лицом Бога. Пост это когда человек ищет Бога.
Господь через пророка Исаия в 58-й главе раскрывает смысл поста, который угодный Ему. Господь объясняет, что пост человека превратился в обряд. Бог говорит людям, что они постятся для Него, молятся Ему, но Он не слышит их. А всё потому, что люди пост воспринимают, как какое-то правило, порядок. Люди специально гнетут себя, усмиряют души свои, воздерживаются от еды. И вот на это Господь говорит: "Вот пост , который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо" . Кто-нибудь видит указание о воздержании от пищи? Я нет. Так какой же пост угодный Богу? Оказывается угодный Богу пост является не воздержание от пищи, а раскаянием перед Богом, поиском взимоотношения с Ним, познание воли Его, следствием всего этого является добрые дела. А действие поста ни что иное, как добровольный отказ человека от пищи. И Господь этого совсем не требует. Это уже решение самого человека.
Некоторые христианские церкви пост превратили не просто в обряд, а в рецепт для похудения. Иногда я слышу, когда христиане говорят такие фразы: "я пощусь каждый вторник". Я это называю рецептом для похудения. По другому это назвать нельзя. Это не пост угодный Богу. Иногда в церкви назначают дни поста, но только непонятно для чего. Обычно говорят, что будем молиться, так как есть некоторые нужды. Но я спешу спросить: насколько важные эти нужды, точнее насколько мы переживаем об этих нуждах, что собираемся держать пост? Насколько эти нужды близки нашему сердцу, что мы действительно вопиём к Богу просить Его? Пусть каждый задаст этот вопрос себе.
И последнее. Во время жизни Христа на земле к Нему подошли ученики фарисейские и Иоанновы и спрашивали: почему ученики Христа не постятся. Христос им отвечал: "...могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни". Этим Иисус Христос подразумевал - зачем ученикам поститься, ведь с ними Сам Христос, с ними Господь. Ученики видели Иисуса каждый день, Он мог решить все их трудности на месте, зачем поститься? А вот когда Иисус уйдёт на небо, тогда ученики и будут поститься, искать лица Его, Его воли и так далее.

Да будем придерживаться истинного поста, угодного Богу.