Происхождение и формирование армянского народа. Происхождение армянского народа

Армяне - один из древнейших народов...

Армяне живут в более чем в 85 странах мира, преимущественного в городах. Всего армян в мире насчитывается порядка 7- 11 млн человек. Армяне - христиане, в основном верующие армянской апостольской церкви, относящейся к группе дохалкидонских (миафизитских) древневосточных православных церквей. Есть верующие униатской армянской католической церкви, а также протестанты.

Об образовании армянского народа ходят не только легенды, но и многочисленные научные теории. Но случай с армянами это как раз тот случай, когда легенда всё объясняет, а научная теория всё только запутывает.

История армян началась тогда, кода ассирийский царь Салманасар V завоевал Северное Израильское царство, населённое десятью из двенадцати колен Израиля. Всё население царства было уведено в неизвестном для евреев направлении. Однако будучи неизвестным для евреев, это направление было хорошо известно самим ассирийцам.
Уведены они были на Армянское Нагорье, на то место, где ещё недавно располагалось государство Урарту, также разгромленное Ассирией. Жителей Урарту увели на западное побережье Персидского залива, жителей тех мест переселили на место бывшего Израильского царства, а самих израильтян поселили вокруг озера Ван и у подножья Арарата. Там, слившись с остатками местного населения, ранее находившегося под властью Урарту, бывшие израильтяне переняли их язык, но в основном сохранили свой антропологический тип. Вот почему армяне так похожи на евреев.

Подтверждение этой легенды даёт и генетика - большинство армян обладают гаплогруппой J2. Она хотя и нееврейская, но имеет с евреями общего предка. Предок это жил задолго до Авраама. Носитель исходного базового гаплотипа армянской и еврейской популяций жил 6200 лет назад, то есть за две с половиной тысячи лет до исхода Авраама из Ура в Ханаан.

В самой Армении больше распространена другая версия происхождения армян: армянским государством, от наименования которого происходи самоназвание армян, была Хайаса, о которой достаточно подробно рассказываются в древних хеттских клинописях между 1500—1290 гг. до н. э., ещё ранее, между 1650—1500 гг. до н. э. эта страна встречалась в хеттских клинописях под названием Арматана. Сами же армяне называют себя хай, а свою страну - Хайястан. Однако вторая версия ничуть не противоречит перврой: сначала урарты захватили Хайясу, а потом на эту территорию привели протоевреев, и те смешавшись, с хайястанцами, образовали армянский этнос.

Армянский язык относятся к индоевропейской семье языков. Новейшие исследователи предполагают, что в древности он вместе с фракийским и фригийским языками входил в южную группу индоевропейских языков. Вместе с тем армянский язык имеет черты сходства с кавказскими языками. Они прослеживаются в словарном составе, фонетике и грамматическом строе.

Древнеармянский язык сохранился вплоть до XIX в. в качестве литературного языка. Однако вследствие эволюции живой речи и взаимодействия с другими языками (персидским, греческим, арабским, грузинским, тюркскими) древнеармянский язык постепенно становился только языком письменности, получив название «грабар» («письменный язык»). Простой народ перестал понимать ого, и он сделался достоянием лишь узкого круга образованных людей и церкви.

В языке армянского народа был обнаружен и вкратце описан 31 диалект. Некоторые из них имеют столь глубокие звуковые расхождения с национальным языком, что непонятны армянам, не говорящим на этом диалекте. Таковы мсгрипский, карадагский, карчеванскии, агулисский, зейтунскнй, малатийский, сасупский и многие другие диалекты. Городское население современной Армении говорит на литературном армянском языке, а армяне диаспоры пользуются Западно-Армянским диалектом.

Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом.

Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.

Из всех компонентов традиционной культуры армян наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы.

Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам - жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса - каша с разваренным до волокон мясом, кюфта - мясо-крупяные тефтели в супе, толма - овощные голубцы с мясом и крупой и т.д. Очень широк набор консервантов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.

Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в 19 веке стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю.


Первое упоминание названия Армении, выступавшей тогда её синонимом Урарту, встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. После разгрома Персидской империи войсками Александра Македонского Армения попала в зависимость от Селевкидов и управлялась особыми наместниками, из которых. двое, Артаксиас и Зариадр, в 190 до н.э., объявили себя независимыми и образовали два государства: Великую и Малую Армении.

Правитель первой из них Тигран Великий объединил обе в 70 году до н.э. При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря, но вскоре Армянскокое Царство попало в полувассальную зависимость сначала от Рима, а потом и от Византии, которая в итоге поделила её территорию с персами.

Постоянные сношения все с новыми народами развили в армянах любовь к торговле, и вскоре они поняли, какой огромной силой является капитал в повседневной жизни не только человека, но и целых государств. В 301 году нашей эры Армения стала первой в мире христианской страной, но не приняв участия в IV Вселенском соборе, армяне сохранили, то есть отвержение в Иисусе Христе Богочеловека.


В 405 году армянским ученым и просветителем Месропом Маштоцем создается армянский алфавит, используемый армянами и до сих пор. До Машатоца армяне, как в прочих эллинистических государствах Передней Азии в государственной и культурной жизни пользовались сирийским и греческим письменами.

«Так претерпел он много лишений в [деле] оказания доброй помощи своему народу. И ему было даровано такое счастье всемилостивейшим богом святой десницей своей, он, как отец, породил новое и чудесное дитя - письмена армянского языка. И там он поспешно начертал, дал названия и расставил [письмена по порядку], расположил [их] по силлабам-слогам».

В середине VII века армянские земли были захвачены арабами, но в 860-е годы княжеский род Багратидов объединил большую часть армянских земель и сверг власть Арабского халифата.

В 885 году арабы и византийцы признали независимость Армянского царства Багратидов которое являлось самым большим и мощным феодальным государством древней Армении.

В 908 году образовалось Васпураканское царство, в 963 году — Карсское царство, в978 году — Ташир-Дзорагетское царство, и в 987 — Сюникское царство.

Все эти армянские государства находились в вассальных отношениях с родом Багратидов. В 1064 году бо́льшая часть Армянских земель, за исключением Сюника и Ташир-Дзорагетского царства, была завоёвана турками-сельджуками.

В конце XII века, во времена правления грузинской царицы Тамары, армянские земли вошли в состав усилившегося Грузинского царства. В первой половине XIII века армяне подверглись нашествию монголов, а позднее и войск Тамерлана. В результате многовековых иноземных нашествий армянские земли оказались заселены тюркскими кочевыми племенами. В середине XVI века Оттоманская империя и Персия после 40-летней войны договорились о разделе сфер влияния. Восточные армянские земли отошли к персам, а западные - к туркам.

Под владычеством турок, довольно индифферентных во всех отношениях к покоренным ими народам, армяне спокойно отправляли свой религиозный культ и, объединившись вокруг католикоса - главы армянской церкви - смогли сохранить язык, письменность и культуру. Но иногда турецкий индифферентизм исчезал сам собой, и покорители обращались к карманам покорённых.

Больнее всего это, конечно, приходилось армянам, ставившим главной целью в жизни капитал. Сопротивление будило боевые инстинкты турок, и поэтому нередко начинались армянские погромы.

В 17-м столетии у турок появился смертельный враг — Россия. Армяне это заприметили и, когда увидели, что этот враг мало-помалу наносит тяжелые удары Турции и постепенно движется на юг, то несмотря на то, что Россия была еще далека от Армении, воспользовались этим и стали просить защиты у русских. Уже Потемкин стал их ярым защитником.

Для того, чтобы еще более вызвать сочувствие, армяне прибегли к обману со своей религией и выставили себя такими же православными. Когда Император Павел принял на себя звание Гроссмейстера Мальтийского ордена и вместе с тем звание защитника христиан всего мира, армяне отправили к нему депутацию с просьбой о принятии под свою защиту. В 1799 году Павлу I даже был представлен чин литургии, составленный специально для этого епископом Иосифом Аргутинским. В этой литургии говорилось, что положено молиться и за Православного Императора Всероссийского и Августейший Дом. С тех пор в России армян стали считать «православными-братушками». Обман раскрылся лишь в 1891 году, когда Восточная Армения уже находилась в составе России.

Ещё в 1779 году армяне появились на Дону. Переселением армян на Дон из Крыма командовал прославленный полководец Суворов. Ими был основан Нахичевань-на-Дону, который в 1928 году слился с Ростовом. Вот почему Армян так много в Ростове-на-Дону.

В результате русско-персидской войны (1826—1828) Россия завладела Эриванским и Нахичеванским ханствами и Ордубадским округом. К XIX веку на этих территориях, в результате многовековой эмиграции и изгнания Армянского населения], Армяне составляли лишь 20 % населения. Русские власти организовали массовое переселение в Закавказье Армян из Персии и Турции, что привело к значительным изменениям демографии региона, учитывая также наличие массовой эмиграции в Турцию мусульманского населения из областей, присоединённых к России.


Согласно камеральному описанию армянской области генерала Мерлини за 1830 год, в Нахичеванской провинции (сюда не входили Шарур и Ордубад) проживало 30.507 человек, из которых 17.138 человек являлись мусульманами, 2.690 человек — коренными армянами, 10.625 человек — армянами, переселёнными из Персии и 27 человек — армянами, переселёнными из Турции. В 1830 ещё примерно 45 тысяч армян Эрзурумского и Баязетского пашалыков иммигрировали на земли бывшего Эриванского ханства и поселились к юго-востоку от озера Севан. К 1832 численность армянского населения Эриванской губернии достигла 50 %. Этнический состав региона подвергся большим изменениям также и во второй половине XIX века. В результате войны 1877—1878 годов Российская империя одержала победу над Турцией и захватила часть южной Грузии, которая впоследствии составила Батумскую область. За два года (1890—1891) из области были выселены более 31 тыс. мусульман, место которых заняли армянские и частично грузинские переселенцы из восточных районов Османской империи. Переселение армян из этих районов в Батумскую область продолжалось вплоть до начала XX века.

В Турции отношения между армянами и мусульманами обострились во 2-й половине 19 в. Неоднократно турки вырезали армянское население целых областей (Сасунская резня 1896, Аданская резня 1909), а во время первой мировой войны турки решили истребить армян поголовно. По личному приказанию Николая II русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых из 1 миллиона 651 тысячи душ армянского населения Турции было спасено 375 тысяч, то есть 23%.

В 1918 году армяне обрели независимость, но остались один на один с турками и азербайджанцами, которые и не думали отказываться от планов поголовного уничтожения всех армян. 24 сентября 1920 года началась армяно-турецкая война. Турецкие войска под командованием Кязыма Карабекира взяли сначала Сарыкамыш, потом Ардаган, а 30 октября пал Карс. На запрос о намерениях Антанты, сделанный в Тифлисе армянским представителем Александром Хатисовым, представитель Англии Стокс заявил, что Армении не остается ничего кроме как выбрать из двух зол меньшее: мир с Советской Россией.

29 ноября 1920 года группа армянских большевиков при помощи советской 11-й армии и войск советского Азербайджана вошла в город Иджеван и провозгласила создание Революционного комитета, восстание против армянского правительства и установление советской власти в Армении. Воевать с русскими турки не стали, тем более, что их главу Мустафу Кемаля большевики поддерживали деньгами и оружием.

Армения вошла в Закавказскую Федерацию, а в её составе в 1922 году вступила в СССР. В 1991 году с развалом СССР Армения стала независимой. Уже несколько лет к тому времени она вела войну с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, которая завершилась в итоге армянской победой.

У этого народа существует самоназвание - ай, хай (или гай). Откуда произошли армяне? Абсолютно точных свидетельств не может дать никто, поскольку они считаются "первородными", а таких народностей очень мало. Кроме того, не все могут похвалиться тем, что основой происхождения служит интересная библейская легенда о потопе, когда Ной и его семейство чудесным образом спаслись на горе Арарат.

Споры не стихают

У армяноведческих исследований весьма длинная история. Однако самый главный вопрос пока остался без однозначного ответа. Откуда произошли армяне? Сведения разнятся. Более того, есть даже диаметрально противоположные версии. Где была колыбель этого народа? Когда именно он сумел сформироваться в отдельную этническую единицу? Какие упоминания о нем в письменных источниках являются древнейшими?

Спорят исследователи не только по кардинальным вопросам, но и по отдельным их пунктам. А все дело в том, что даже в древних первоисточниках информация о том, откуда произошли армяне, дается противоречивая. Да и исследователи часто бывают слишком заинтересованы политической стороной вопроса. Однако факты в наличии имеются, пусть они в чем-то и противоречат друг другу.

Уровень исследования в наше время стал значительно более высоким, поэтому есть возможность получить более точные ответы о зарождении и формировании народа, установить, откуда произошли армяне. Нужно тщательнее изучить предания, пришедшие из древних веков, сопоставить историографические теории с современными исследованиями.

Предания старины глубокой

В Книге Бытия потомство Ноя названо по именам, там же указано и расселение людей по Санаарской долине неподалеку от Арарата. Греческие, сирийские, халдейские древние историки почти все эти сведения подтверждают. Когда состарился правнук Ноя по имени Форгом (сын Гомера, внук Иафета), он разделил собственные земли между своими сыновьями. Армения досталась Гайку (иначе - Айк). Отсюда и пошли Гайкиды. Их по праву считают родоначальниками целого народа. То есть, кто такие армяне и откуда они появились, уже становится понятно.

Про царя Гайка легенд сохранилось очень много. Кроме армянского, он породил и значительную часть вавилонского народа, даже знаменитую башню строил по приглашению родоначальника халдеев Немврода (он же Бел). Почувствовав, что верховный халдей властью делиться не хочет, Гайк легко уступил ему (но и подчиняться не стал) и вернулся в свои земли. А Немврод затаил обиду. Он хорошо знал, кто такие армяне и откуда они появились, а потому очень хотел подчинить себе этот Богом отмеченный народ.

Гайк был умный, в расставляемые ему ловушки не попадался, даже от выбора земель в Вавилоне отказался. Завоевать армян у Немврода тоже не получилось. Отметим, это была самая первая зафиксированная документально настоящая война между людьми. Около озера Ван войско Немврода было разбито, а сам он пал. На месте сражения был построен город Гайк. Вот откуда идут корни армян. Вся эта история подробнейшим образом описана в Библии.

С точки зрения историков

Исследователи все равно доподлинно не берутся утверждать, откуда взялись армяне. Они считают, что процесс формирования нации значительно более сложен. Дело в том, что любой достаточно многочисленный народ всегда складывается из сотен и сотен разнообразных родов, племен и групп. Происходят переселения, завоевания, набеги, победы и поражения в войнах. Все это обязательно добавляет "свежей крови" любой древней нации.

Поэтому доподлинно узнать, откуда взялись армяне как нация, ученые пока не могут. Слишком большой отрезок времени нужно брать во внимание, слишком много противоречивых источников, которые претендуют на статус единственно правильного. Кроме того, на формирование народа влияют религиозные традиции. С этим тоже нужно обязательно считаться. Откуда родом армяне - понятно. Насколько видоизменялся этот народ на протяжении тысячелетий? Это не менее важно, поскольку формирование нации проходило по общим законам.

"Свежая кровь"

Древние письменные памятники свидетельствуют, что территория, откуда пошли армяне, постепенно стала местом жительства для многих мелких племен. Это каркарийцы, дзотийцы, джанарийцы, картманийцы, утийцы, албаны, агуваны и другие. Они расселялись во всех частях Армении и были ассимилированы. Это означает, что они создавали семьи с представителями местного населения. В браке рождались дети.

Кроме того, целый миллион семитов, попавших в плен к царю Грачье, полностью растворился среди местного населения. Именно из семитских армян появился великолепный род Багратуни - князья, полководцы. Самый известный среди них - Багратион. Они пополнили царскую династию сначала в Армении, затем в Грузии.

Ассимилировались и переселенцы из Китая, которые владели землями, граничившими с Грузией. Они внесли огромный вклад в происхождение армян, откуда появился княжеский титул знаменитых Мамиконянов и Орбелианов.

Расселение

Миграции людей существовали во все времена. Армяне тоже не все века в полном составе были в тени Арарата. Они активно расселялись по миру. Тому служили разные причины. Сегодня практически на всех континентах и во всех странах во множестве проживают их представители.

Например, в Средней Азии армяне появились примерно в третьем или четвертом веках. Способствовало тому не только гонение на распространение христианства, но и торговля - Великий шелковый путь. Можно найти представителей этого народа в Иране, в Таджикистане, в Туркестане, есть армяне ферганские. Откуда они появились - понятно. Все вышли из Санаарской долины.

Процесс формирования нации очень длительный, но армяне отличаются от остальных народов. Дело в том, что самосознание у них было приобретено очень рано, и с тех пор серьезных изменений этнического состава вплоть до наших дней этот народ не допускал. Однако самое интересное в истории - откуда появились армяне. Этот вопрос, как уже было сказано, очень спорный, поэтому следует рассмотреть хотя бы некоторые из существующих версий.

Предание от армян

Сейчас наиболее популярной является история происхождения нации, рассказанная выше. Это и есть версия самих армян (согласно записям средневекового историка Мовсеса Хоренаци). Многие фрагменты этого сказания упоминают и другие историки данного периода. Айк (или Гайк) в них наделен богоподобием сына титана.

Позднее армянское предание видоизменилось, подстроилось под сведения, которые дала Библия: три сына Ноя породили человечество - Хам, Сим и Иафет. Гайк - потомок последнего. Отцом его был Торгом, именно поэтому в Средние века страну называли Торгомовым домом, а армян - торгомовой нацией. Исходной датой появления Армении считается день победы в первой человеческой войне - 1 августа (2492 год).

Гайк (или Айк), родоначальник этого народа, его имя звучит повсеместно прямо в названиях - местностей, рек, озер, поселений. Его потомок - Арам, отсюда и Армения. Достаточно вслушаться в названия: Айкашен, Арагац, Арагацотн, Аракс, Арарат.

Предание от греков

В этой стране распространился миф об аргонавтах, связанный с происхождением армян самым тесным образом. Родоначальником этого народа греки называют Арменоса Тесальского. Он - активный участник экспедиции за Золотым Руном вместе с Ясоном и другими его товарищами. Этот аргонавт решил оставить родную область Тесалию и родной город Арменион и обосноваться на новых землях. Основанная им страна стала носить его имя.

Эти сведения даны греческим библиографом I века до нашей эры Страбоном, который почерпнул их из рассказов военачальников армии Александра Македонского. Все говорит о том, что сам миф об аргонавтах зародился в период походов великого полководца. Более раннего источника не найдено.

Грекам такой поворот был на руку: они хотели считать практически все людей выходцами из Эллады. То же самое мы видим в их отношении к медийцам, персам и ко многим другим народам. Так всегда правовая форма укладывается на ложные основания, многие завоеватели грешили именно этим подходом. Достоверной, судя по всему, такую информацию считать нельзя.

Однако и Геродот, и Евдокс писали о том же фригийском происхождении армян, приводили в доказательство большое количество одинаковых слов в языках, а также схожесть в одежде воинов. Конечно, происхождение и у того, и у другого народа индоевропейское, а нации эти родственные. Поэтому некоторая похожесть вполне закономерна.

Предание от грузин

Согласно еще одной легенде, которая явно создавалась под воздействием уже существовавших преданий на соседних территориях (время первой известной грузинской записи принадлежит к 9-11 векам, то есть, это значительно более поздние свидетельства), у Торгома (называемого Таргамусом) было восемь сыновей, от которых и произошли все кавказские народы.

Старшим был Айос, родоначальник армян. Грузины происходят от его брата Картлоса. Вполне возможно, что запись этого предания имела некий первоисточник, до нашего времени не дошедший. Однако и в рассматриваемой легенде присутствуют явные политические мотивы, соответствующие именно той эпохе, когда составлялся данный документ. Влияние Багратидов в тексте просматривается уже по всему Кавказу.

Предание от арабов

В сказаниях этого народа происхождение армян связано с особым представлением о расселении людей после потопа стараниями сыновей Ноя. Письменные труды здесь объемные и очень подробные, датируются 12-13 веками.

Арабы полностью согласны с библейской трактовкой этого процесса: Ной родил Яфиса (Иафета), далее родился Авмар, затем от него - Торгом (арабы назвали его Лантаном), а потом появился и прямой предок всех армян - Армини. У него был брат, от которого произошли кавказские албанцы (агваны) и грузины. В этом предании интереснее всего то, что оно сохраняет древнейшее воспоминание из периода полного единения всех индоевропейцев.

Арабы справедливо считают родственниками не только грузин, армян и греков, но и славян, иранцев, даже франков.

Предание от древних евреев

У Иосифа Флавия (I век до нашей эры), на страницах его труда "Еврейские древности" можно познакомиться с легендой, утверждающей, что Армению основал не Гайк, а Урос.

Можно предположить, что имеется в виду сын родоначальника - Ара Прекрасный. Но возможна и другая трактовка: Урос - сын Руса Эримены. Упоминался такой царь еще в клинописях в Ванском царстве.

Ассирийские письменные источники прозрачно намекают, что имя Эримена вполне сопоставимо с названием армянского рода. Правда, Руса в этих документах звучит, как Урса. Однако полностью согласиться с древнееврейской трактовкой происхождения своего народа армяне не могут.

Что говорит историография

С 5 века и до 19-го армянская версия этногенеза принималась беспрекословно. Именно она опубликована в трудах уже упоминавшегося Мосвеса Хоренаци. Это был одновременно и учебник истории, и свидетельство генеалогии. Но в конце 19 века были найдены новые памятники, благодаря чему достоверность сведений самого авторитетного историка оказалась под подозрением.

Тогда же появились новые науки, включая и сравнительное языкознание, благодаря которому стала явной принадлежность армян к индоевропейским народам. Они были едины в доисторические времена и проживали на одной и той же территории (индоевропейская прародина). Далее теории происхождения армянского народа возникали часто, но ни одна из них не была действительно достоверной. Некоторые даже использовались в политических целях (турками, например).

Точка зрения относительно местонахождения индоевропейской прародины постоянно пересматривается. Многие факты говорят о том, что она находилась в Малой Азии на Армянском нагорье. Большая часть специалистов в этом уверена. Судя по данной точке зрения, переселения армян не происходило. Они изначально находились там же, где живут и сейчас.

Что можно сказать точно

На сегодняшний день по имеющимся сведениям можно утверждать, что до нашей эры в пятом и четвертом тысячелетиях армяне входили в состав индоевропейского народа, а в начале третьего тысячелетия от этой общности отделились. Именно тогда они начали формировать собственную нацию - сначала за счет слияния родов в раннегосударственное объединение, затем (к шестому веку до нашей эры) была создана единая государственность.

Самостоятельными они стали примерно в четвертом веке до нашей эры. В это время и начались упоминания в письменных памятниках о горной стране, где деятельный и предприимчивый армянский народ создавал свою богатейшую и очень долгую историю.

Один из древнейших народов, говорящий на армянском языке(индоевропейская языковая семья). Численность около 12 миллионов. Государствообразующий народ страны Армения.

Площадь: 229 743 км.кв.
Население: около 3 млн чел.
Столица: Ереван
Язык: армянский
Денежная единица: драм
Крупные города: Ереван, Ванадзор, Гюмри
Форма правления: парламентская республика


Страницы истории

1. Армянский народ – один из самых древних образований, именно поэтому существует немало легенд, исторических фактов и предположений об армянах. Впервые упоминания об армянах датируются VI веком до нашей эры. Считалось, что подданные Персидской империи – это предки армян.

2. Другая версия – библейская. Она гласит о чуде спасения семьи Ноя на вершине горы. Правнук Ноя, Иафет, считается родоначальником армян.

3. Еще одно предание имеет греческие корни: предположительно, что один из аргонавтов (Арменос Фессальский) обосновался на благодатной земле.

4. Историки больше склонны верить в длительный процесс рождения нации. Огромный народ мог сформироваться, объединяя племена, роды, сотни малых народов. Развитие не могло происходить без набегов и завоеваний, переселений и смешанных браков. В разных частях Армении были расселены племена албанов и джанарийцев, утийцев и картманийцев. Таким образом, гипотеза происхождения армян такова: народ сформировался из древнего населения нагорья(урартов, лувийцев и хурритов) .

5. История армянского государства насчитывает более 3600 лет.В новейшей истории государственная эпоха Армении – это период с 1828 года. Образование Ереванского княжества в 19 веке стало началом периода развития государства в новом времени.

В современном Ереване

Современная Армения — это быстро развивающаяся страна. Горная страна с богатейшим кладезем исторических реликвий притягивает сюда и туристов, и ученых. Столица Ереван- это политический, сельскохозяйственный, торговый, культурный и туристический перекресток Армении. Жизнь здесь кипит постоянно: по железнодорожным веткам отправляются дары полей и садов во многие уголки. Урожай ароматных абрикосов, наливного винограда и спелых томатов, пожалуй, уверенно занимает высокий рейтинг высококачественной сельской продукции в мире.

Несмотря на свою древнейшую историю, Ереван – уникальная столица. С одной стороны, город соответствует всем скоростям бурной жизни мегаполиса, а с другой – величественные памятники архитектуры и исторического наследия гармонично сосуществуют в рамках столицы. Нет никакой перегруженности или ощущения «скачка эпох». Наоборот, развитая инфраструктура, современное искусство и почтенный исторический возраст Еревана делают пребывание в нем и комфортным, и весьма познавательным. Музеи, подробные экскурсии, радушие поваров армянской кухни ждут вас непременно.

Культура и традиции

Отпечаток богатейшей древней истории армянского народа проявляется в культурных традициях Армении. Об известном гостеприимстве кавказских народов, наверное, слышали многие. Но счастливцами считают себя те, кто смог испытать это радушие, искреннюю открытость сердца на себе: побывать в гостях у армянской семьи – это праздник. Богатый стол с вкусностями (шашлык, долма, хаш, бастурма), щедрая рука хозяина, подливающая золотистый коньяк и чарующие звуки дудука…

Запоминающееся зрелище — экспрессивные и зажигательные танцы. Кочари – древний танец, популярный и в наше время.Он очень символичен: танцующие выстраиваются стеной, передавая тем самым единый дух сплоченности армянского народа.

Трндез , национальный день влюбленных, празднуется в феврале. Прыжки молодых через пламя костра – это древняя традиция. В летний период весело отмечается Вардавар , или День воды. Брызги и смех молодых – атрибуты античного праздника, дошедшего до современной молодежи.

Особенности армянской нации

Армянская диаспора многочисленна и расселена во многих городах мира. Представителей этой нации отличает крепость и ценность семейных уз, почтение старших, забота о детях. Женщина имеет авторитет в семьях, поэтому к бабушкам, матерям, женам и сестрам относятся с заботой. С детства армян приучают к уважению стариков.

Легкий нрав, коммуникабельность и доброжелательность помогают представителям армянской национальности хорошо адаптироваться в рабочих коллективах даже за пределами своей Родины. Однако, вспыльчивый характер, «горячая кровь кавказца», желание отомстить за собственную обиду или за своего родственника, друга могут привести к серьезному конфликту. Взаимопомощь и взаимовыручка в трудных ситуациях характерны для всех армян.

Кандидат исторических наук, профессор ЕрГУ, старший научный сотрудник Института Востоковедения, арменовед Артак Мовсисян отвечает на вопросы ведущего и автора проекта Вадима Арутюнова. Вопросы подготовлены на основе различных обсуждений, ведущихся в сети интернет, по вопросам истории Армении и армянского народа.

- Часто задается вопрос, касающийся происхождения армянского народа, в частности, откуда родом протоармяне?

Это довольно большая тема. В интернете у меня есть специальная лекция длительностью около часа о происхождении армянского народа для тех, кто интересуется, а сейчас попробую представить в очень сжатом и более популярном виде. Говоря о происхождении армян, очень четко надо понимать, что армяне - автохтонный народ. Армянские сказания свидетельствуют о том, что армяне - коренной народ. Армянский историк 18 века Микаэл Чамчян и другие историки, основываясь на Библии и армянских источниках, пошли еще дальше. Они утверждали, что Армения - колыбель человечества, страна, где возродилась жизнь после Потопа, а армяне - коренной народ этой божественной, райской, библейской земли, земли Ноeва ковчега.

Но наступил 19 век и что случилось? При расшифровке найденных в Армении клинописей, обнаружилось, что они были не на армянском языке, это были клинописи, называемые урартскими или клинописями Биайнили, а имена царей - Менуа, Аргишти, Сардури, не упоминались у Мовсеса Хоренаци. Сегодня, конечно, ясно и понятно, почему их нет, но в 19-ом веке это дало повод для сомнений. Тем более, что поднимался вопрос - где искать родину индоевропейцев или ариев, как их называют некоторые ученые, то есть надо было понять, где находится прародина индоевропейцев. В 19-м веке в среде европейских ученых было принято считать, что прародина индоевропейцев находится в Европе, в юго-восточной части Европы - на Балканах. То есть, получилось с одной стороны, что найденные на Армянском нагорье клинописи были прочитаны не на армянском, цари не упоминались у Хоренаци, а с другой стороны было принято считать, языкознание считало, что родина индоевропейцев находится на Балканах. Если она находится в Европе, на Балканах, следовательно, и армяне пришли оттуда. И возникла такая теория, что, якобы, армяне пришли с Балкан, захватили территорию Армянского нагорья, а позднее создали свое государство. И это, несмотря на то, что находились клинописи, где упоминаются древнейшие варианты наименования Армения, упоминаются более чем 30 раз еще до известной Бехистунской надписи. Первые упоминания относятся к 24-23 веку до Рождества Христова. Аккадские правители - Саргон Аккадский, Нарам-Суен и другие, упоминают страну Армани, которая является древнейшей формой названия Армения. И поскольку бытовало представление, что армян тут не было, они пришлые, то считалось, что и схожесть названий Армения, армяне, Арарат носит случайный характер. Если армян здесь не было, значит и схожесть названий случайна. Случайность может быть 1, 2, 3 раза, но не десятки раз, есть сотни клинописей, где упоминаются в разных вариантах наименования армен, хай, Арарат. Впоследствии, эта Балканская теория не получила развития, поскольку было обнаружено, что родина индоевропейцев находилась не на Балканах, а на севере Передней Азии, конкретнее на территории Армянского нагорья, на востоке Малой Азии, на северо-западе Ирана и в северной части Междуречья. И это сегодня подтверждают не только данные языкознания, археологии, но и генной инженерии, а исследования на уровне изучения ДНК дают сверхточные данные. Сегодня мы можем утверждать, что - армяне автохтонный народ. Период отделения армянского языка от протоиндоевропейского, языковеды возводят к концу 4 тысячелетия до Р. Х, а данные генной инженерии еще раньше, к 6 тысячелетию до Р. Хр., то есть за 8 тысяч лет до нас. То есть мы четко можем говорить о наличии отдельного армянского этноса уже за эти прошедшие 8 тысяч лет, можем говорить, что армяне создавали всю свою историю на этой территории, на Армянском нагорье, которое, кстати, не армянские ученые назвали Армянским. В письменных источниках, самых древних шумерских письменных источниках еще с 28-27 в. до Р. Хр. говорится о государстве Аратта, которое является древнейшим названием Арарата в шумерских источниках.

В разные времена у армян и Армении были связи с семитскими народами. Можно ли сказать, что помимо индоевропейского начала, у армян нельзя исключить и какой-то процент семитской крови?

С точки зрения происхождения нет. Но в течение истории, говоря семитский, мы должны иметь ввиду в том числе и, например, ассирийцев. Конечно, они жили в Армении, были нашими южными соседями, в 4 веке мы пользовались ассирийским языком и письменами, многие труды ассирийских авторов сохранились только на армянском языке, ассирийцы пользовались армянским языком. Контакты были, конечно, и некоторое количество ассирийцев ассимилировалось с армянами. Некоторое очень небольшое количество евреев могло ассимилироваться с армянами. Сегодня, когда говорят семитский, люди почему-то страшатся этого термина, понимая под этим сугубо евреев. Это не так, в конце концов, не надо забывать, что был огромный арабский мир, арамейцы, которые были южными соседями армян. С точки зрения происхождения мы чистые индоевропейцы. Но в историческом разрезе каждый народ общается, каждый отдает кровь и берет, и это естественно. И последние исследования ДНК дали поразительные результаты. Даже в китайской генетике обнаружилось 4 процента армянской крови, что на первый взгляд очень удивительно. Можно показать в результате каких исторических событий, в какие временные промежутки наблюдались миграция и эмиграция. Неслучайно, что доля армянской крови довольно часто встречается в крови других народов, а не только кровь других народов обнаруживается у нас, мы не жили, окружив себя крепостной стеной. Но с точки зрения происхождения, армяне - не семитского происхождения. Хотя, надо сказать, что согласно иудейскому преданию, которое сохранилось у Иосифа Флавия, армяне являются потомками Арама, следовательно, они семиты, то есть находятся с иудеями в родстве. В преданиях многих народов древних и средних веков сохранились сведения о том, что они в родстве с армянами. Но это имеет свое простое объяснение, потому что в древние и средние века Армения была могущественным государством, армяне были великим народом, а родство с могущественным всегда желательно. Вот очень простое объяснение.

Учитывая, что эти самые семиты: ассирийцы, евреи, арабы относятся к арменоидной субрассе, мне кажется, что и в них есть индоевропейское зерно, благодаря может быть тем же армянам.

Есть такое мнение в науке, причем автор не армянин - Игорь Дьяконов. Он выдвинул теорию, по которой арамейцев, в древнейших клинописях их называют ахламу, которые пришли в Армению начиная примерно с 14 века до Р Хр., стали называть ахламу-арамейцы, а потом - арамейцы и Дьяконов выдвинул точку зрения, что имя Арам, этническое название, они взяли от армян. Мы знаем, что французы, например, название франк взяли от немцев, это нормальное явление. Естественно, такие связи были, но видеть под этим какие-то сверхсложные явления не надо, Я знаю, что сегодня есть крайние, преднамеренно политизированные мнения, но и только.

Много разговоров также идет вокруг государства Урарту. Кто были его жители и на каком языке они разговаривали?

Начнем с того, что сам термин Урарту восходит к ашуро-вавилонскому варианту наименования Арарата. Как в шумерских источниках это была Аратта, а в Библии Армения всегда зовется Арарат. В ашуро-вавилонских клинописях есть чередование звуков а-у: Арме- Урме, Арбела-Урбилу, Арарат-Урарту. И что интересно, в Палестине в Кумранских пещерах, где нашли огромное количество древних рукописей 1-го тысячелетия до Р. Хр, там вместо Арарата упоминается Урарат. Арарат-Урарат-Урарту, то есть сохранилось даже промежуточное переходное звено. То есть это одно из названий Армении. И сегодня говорить, что армяне - это один народ, а хайи другой, или сомехи, как нас называют грузины, третий, это просто абсурд.

На каком основании решили, что Урарту - армянское государство? Расшифровав клинописи, поняли, что они не на армянском. Но давайте не забывать, что в Урарту пользовались тремя системами письма: в ассирийских клинописях использовался ассирийский, в местных клинописях, условно говоря, урартский или биайнийский, и местная иероглифика, расшифровка, которой показывает, что это древнейший армянский. Обе клинописи импортированы, привнесены из Междуречья, а местная иероглифика, которая восходит к армянским наскальным изображениям, армянская. И даже эти письмена уже свидетельствуют в пользу армянского происхождения. Можно привести множество аргументов. Например, урартская иерархия богов - это классическая индоевропейская иерархия, с тремя верховными божествами, с трехступенчатой структурой, то есть, нет никаких сомнений, что она связана с индоевропейским миром. Что касается имен царей, то уже очень давно Менуа связывают с Миносом, Аргишти с Аргестесом и т.д, которые были известны в индоевропейском мире. Есть множество критериев: в каком случае государство можно считать армянским, скажем, грузинским, русским или монгольским. Можно ли считать династию достаточным условием? Конечно, нет. Династия может быть армянской, но государство не быть армянским. Например, в Византии династия, начало которой в 867-м году взойдя на трон положил Василий Первый, была армянской по происхождению, но государство Византия от этого не стало армянским государством. Или, допустим, династия Аршакидов, которая утвердилась в Армении, была парфянской по происхождению, но понятно, что от этого Армения не стала Парфией. И таких примеров множество. Так в каком случае государство считается, скажем, армянским? Если подавляющее большинство населения составляли армяне, можно ли считать, что государство было армянским? И да, и нет. Нет, потому что, например, и в восточных районах Османской империи, то есть в Западной Армении, большинство населения было армянами, но государство не было армянским. Таким образом, сопоставляя все критерии, который же из них можно считать определяющим? Есть только один ответ. А именно: определяющим является то, интересы какого этноса представляет верховная элита государства. Сталин был грузином, но ведь Советский Союз не был грузинским государством. Напротив, Сталин все время говорил о великом русском народе, и даже имел великорусские взгляды, понятно, что он взошел на трон и должен был подчиняться интересам русских. Таким образом, возвращаясь к Урарту, интересы какого этноса он выражал? Безусловно, армян. Это было первое всеармянское государство, вобравшее всю территорию Армянского нагорья и соседние области. И не случайно, что окончательное формирование армянского этноса большая часть ученых относит именно ко времени существования государства Урарту. Армянские племена были многочисленны, и естественно объединившись в составе единого государства, слились воедино именно в период Урарту. И если бы был другой какой-то этнос, то он где-то упоминался бы и в дальнейшем. Как может быть, что в 7 веке до н. э. Урарту упоминается, а в 6 веке - нет, нет урартов, нет Урарту. Нет, потому что Урарту - это Армения, урарты - это те же армяне. Я в своих работах часто об этом говорю, и хотелось бы, чтобы больше знали, о том, что термин Урарту употреблялся вплоть до 360-ых годов, до 4 века до н. э. То есть после падения Ванского царства, царства Урарту-Биайнили, термин употреблялся еще 200-300 лет. И употреблялся как эквивалент понятия Армения. Как в Бехистунской надписи 520 года до Р. Хр., которая, как вы знаете, написана на трех языках, Армения в персидской надписи зовется Армина, в эламской - Харминуа, вавилонской - Урарту. В ашурских и вавилонских текстах Урарту в последний раз упоминается в клинописях ахеменидского царя Артаксеркса Второго, который правил до 360 года до н. э. В вавилонских текстах Армения зовется Урарту, а армяне - урартами.

- Тогда откуда пошел тезис, что от урартов пошли кавказские племена?

Здесь мы имеем дело с политикой, причем в чистом виде. Скажу почему. Еще в 1890-ых годах очень известный русский востоковед Никольский издал сборник «Клинописные надписи Закавказья». И уже в предисловии он пишет: «Почему нас русских интересуют эти клинописные надписи, культура клинописи? Потому что Урарту был первым государством на территории Российской империи». То же самое было в советский период: Урарту считался первым государством, рабовладельческим государством на территории СССР. Именно поэтому была проделана довольно большая работа, были проведены раскопки, выделены достаточно большие средства, все это делалось не ради прекрасных глаз армян. Смотрите, что получилось в итоге: помните, что писалось в советских учебниках истории? Что потомками урартов считаются армяне, грузины, азербайджанцы. Азербайджанцы… Турки, предки которых, турки-сельджуки появились в этих краях в лучшем случае только в 11 веке нашей эры, а Урарту существовало в 9 веке до нашей эры, то есть за 2000 лет до этого. Но ведь советское государство пропагандировало интернационализм, и потомками урартов провозглашались закавказские народы, тогда как ни грузины, ни азербайджанцы никак не соотносились с Урарту. И появилась теория, что надо оторвать Урарту от индоевропейства. И были даже признания - Борис Пиотровский сам признавался, что была спущена соответствующая директива ЦК. В конце 19-го - начале 20 века Урарту считалось индоевропейским государством, советское же урартоведение получает директиву отрезать Урарту от индоевропейского мира. Естественно, Урарту, будучи отрезанным от индоевропейского мира, отделяется и от нас, но это наша территория, урартские слова сохранились в армянском. Когда уже в 1960-70-ые выдвигается новый тезис об углублении связи с русским государством, потому что, если это индоевропейское государство, то только армянское, а армяне начали иметь дело с Российской империей только после 1801 года, надо было углубить связь с севером. И тут вышла на арену северо-кавказская, восточно-северо-кавказская и протодагестанская теория родства языков, которая резко критиковалась уже в 60-ые годы. И Джаукян, наш известный языковед, и немецкий ученый, представитель немецкой языковедческой школы просто камня на камне не оставил от этой теории. Но сверху был спущен заказ. К сожалению, изучая историю исследования Урарту, мы видим, что в основном исполнялся политический заказ, а не чистая наука. Мы сейчас работаем над документальным фильмом об Урарту. Надеюсь, он будет готов до конца года и выйдет на трех языках: армянском, русском, английском. Надеюсь, что наши телезрители, также и на youtube, получат возможность его посмотреть и получат ответы на все вопросы. Это будет большой фильм из 2 частей, каждый длительностью 40-50 мин.

Известно, что есть чеченские историки, которые изучают грабар, так как свои корни они ищут на Армянском нагорье.

Я сам видел карты, где Нахиджеван они считают своим городом, поскольку их самоназвание нохчи, а аван - это поселение по-армянски. И, кажется, чеченские авторы самоназвание нохчи тоже интерпретируют как сын Ноя, Нохчи, Нохчаван и считают своим городом.

Часто обсуждается культ богини Анаит. Некоторые ее имя связывают чуть ли не с проституцией. Что представлял из себя культ этой богини?

В армянских источниках, у армянских авторов Анаит считалась матерью всех добродетелей. Само имя Анаит переводится как непорочная, добродетельная. У некоторых греческих авторов, в частности у Страбона, есть упоминание того, что культ богини Анаит был распространен почти у всех народов Востока, но особенно ее любили армяне. Это восходит к гетеризму - научное название священной жреческой проституции. Был один день в году, когда каждый мог совокупляться с кем хотел. Надо отметить, что греческие авторы, часто, обращаясь к Востоку, представляли все в гипертрофированном виде, желая подогреть интерес к своим историям.

Что касается культа богини Анаит у армян, то был день в году, это был день культа богини, когда бесплодным женщинам, только бесплодным, позволялось вступать в связь с другим мужчиной. И это деяние древних жрецов достойно уважения и не имеет никакой связи с проституцией. Мы живем в 21 веке и проблема бесплодия и сегодня все еще актуальна - несоответствие хромосом и т.д. То, что сегодня делается с помощью медицинского вмешательства, тогда делалось таким образом. Причем, часто это делалось конфиденциально, женщина не видела лица того, с кем вступала в связь, и это не имело никакого отношения к проституции. И если от этой связи рождался ребенок, его часто называли Анахтатур или Аствацатур (Богоданный), он считался даром матери-богини и никто не имел права обвинить эту женщину, или назвать ее аморальной или проституткой. Это я считаю проявлением человеколюбия. И сегодня в 21 веке любят, женятся, но часто, когда нет возможности иметь детей, брак разваливается и пара разводится. И только уважения достойно, что жрецы в древние времена были озабочены и этой проблемой: и в день культа богини материнства бесплодной женщине давалась такая возможность, а кто хочет наклеивать ярлыки, это уже пусть будет на его совести.

Беседовал Вадим Арутюнов

Откуда произошли армяне? И кто такие зоки? - Есть мнение О происхождении армян имеются различные версии, но первое, и к тому же до сих пор не потерявшее своего значения, самое достоверное упоминание об этом принадлежит «отцу истории» Геродоту. Этот древнегреческий историк, живший в V веке до н.э., писал, что предполагаемые предки армян - фриги (фригийцы) переселились в Малую Азию из Европы, с территории по соседству с Македонией. Bизантийский писатель Стефан (конец V века - начало VI века) приводит сообщение жившего до него 1000 лет назад греческого автора Книдли Эвдокса, которое следующим образом звучит в переводе видного востоковеда И.М.Дьяконова: «Ар­мяне – родом из Фригии и по языку очень похожи на фригийцев». Другой византийский автор - Евстафий (XII век), ссылаясь на сообщение жившего за десять веков до него греческого автора Дионисия Периэгета, также отмечает сходство армянского и фригийского языков. Современные исследователи, основываясь на эти сведения, приведенные древнегреческими авторами, также предполагают, что предки армян – племена фригов, покинули общим потоком свою родину на Балканском полуострове, переселились в конце II тысячелетия до н.э. в Малую Азию, на территорию современной Турции. Любопытно, что хотя это переселение и произошло в хронологическом отношении в период упадка самого могущественного государства на территории Анатолии - Хеттского царства, в хеттских текстах нет никаких сведений ни о фригийцах, ни об армянах. Вместе с тем известно, что фриги в VIII веке до н.э. создали в долине Сангария (современная Сакарья) царство с центром в Гордионе и стремились влиять на политические процессы в регионе. О событиях последующего периода (VIII-VII веков до н.э) наиболее полные сведения дают ассирийские и урартские тексты, где также нет никаких сведений об армянах. Много интересного о фальсификации фактов, связанных с происхождением армян, рассказал в беседе с корр. 1news.az известный азербайджанский историк Ильгар Нифталиев. По его словам, все написанное про предков армян относительно периода с середины XII века до н.э. (то есть со времени предполагаемого переселения «протоармян» с Балканского полуострова в Малую Азию) и до падения армянского царства в конце IV века построено в основном на предположениях и допущениях греческих и римских авторов, а также умозаключениях армянских хронистов, которые не подтверждаются ни результатами археологических раскопок, ни сведениями ассирийских летописей, ни филологическим анализом названий мест и имен личностей. Кстати, фригийский и армянский языки, хотя и относятся к индоевропейской языковой семье,но имеют между собой достаточно много различий. Причем различия не ограничиваются лишь лексикологическим материалом и некоторыми грамматическими показателями. По этому поводу в свое время известный русский историк- востоковед И.M.Дьяконов писал: «…близость армянского языка с фригий­ским не очень велика, чтобы можно бы­­ло вывес­ти армянский из фригийского». Не случайно во фригийских текстах, содержание которых удалось определить, не приводится ни один факт касательно армян. Как появился Тигранакерт Известно, что армяне со свойственной им изворотливостью прибегают к различным уловкам в попытках обосновать свои территориальные претензии на Карабах. И одним из примеров тому является фальсификация фактов, связанных якобы с выявлением на территории оккупированной части Агдамского района Азербайджанской Республики развалин столицы мифической «Великой Армении» города Тигранакерта. По мнению азербайджанского ученого Ильгара Нифталиева, эта псевдоидея с самого начала была подброшена армянами с политической целью. «Мировая научная общественность давно уже привыкла к подобным «шокирующим находкам» армянских псевдоученых. Еще в 60-80-х гг. ХХ века в Карабахе азербайджанскими учеными-археологами были проведены широкие исследовательские работы. В Агдаме ученые исследовали находящееся на окраине современного города и относящееся к первой половине II тысячелетия д.н.э. (период средней бронзы) поселение Узерликтепе, обнесенное крепостными стенами. Азербайджанскими археологами были изучены на территории селений Агдама - Шыхбабалы и Паправенда - поселения, обнесенные крепостными стенами и относящиеся к XII-IX векам до н.э. Эти памятники свидетельствуют о формировании ранней городской культуры в Азербайджане, особенно в его Карабахской области. Что же касается временной и пространственной локализации Тигранакерта, то из источников следует, что идеи армянских псевдоученых просто не выдерживают критики. К примеру, современник царя Тиграна, правившего в I веке до н.э., греческий географ Страбон писал в своей «Географии», что « … Тигран близ Иберии, между этим местом и Зевгмой над Евфратом построил город. Он переселил сюда население 12 разграбленных им греческих городов и назвал город Тигранакерт. Однако воевавший с Митридатом VI (понтийский царь) Лукулл (римский полководец, его поход на Тигранакерт датируется примерно 69 г. до н.э.) не только отпустил население в свои родные места, но и разрушил построенный до половины город, оставив на его месте только небольшое селение», - рассказал ученый. Армянский историк М.Нерсесян в книге «История армянского народа с древнейших времен до наших дней», изданной в 1980 году, отмечает, что Тигранакерт был построен на берегу одного из верхних притоков реки Тигр. Тигранакерт, который к тому же так и не был достроен, и находился не только за пределами Карабаха, но и Кавказа, на юго-западе озера Ван, на территории современной Турции. Данной версии придерживаются также авторы второго тома «История древнего мира», изданной в 1989 году под редакцией И.М.Дьяконова. Миф об Армянском нагорье Немало домыслов имеется о происхождении так называемого Армянского нагорья. И.М.Дьяконов отмечал в связи с этим: «Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья… ясно, что он занесен сюда извне…. протоармяне в эту область пришли в VII – VI веках до н.э… («Армянское нагорье» – вымышленный армянскими авторами термин - A.M.) По мнению И. Нифталиева, у древнегреческих и римских историков, а также у древнеармянских хронистов нет понятия об «Армянском нагорье», так как оно появилось с легкой руки европейцев в конце XIX - начале XX вв. Позже армянские авторы политизировали данное понятие, по-своему интерпретировав его географические очертания и размеры. Если исходить из армянской версии, получившей отражение в Армянской советской энциклопедии, изданной в 70-е годы прошлого века, это нагорье охватывает часть территории СССР (вся территория Армянской ССР, южная часть Грузинской ССР и западная часть Азербайджанской ССР), Ирана и Турции, и располагается между Иранским и Малоазиатским плоскогорьями, Черным морем, Закавказской и Месопотамской равнинами. Там же отмечалось, что территория Армянского нагорья составляет 400 тыс. квадратных километров, и она целиком входила в состав территории «Великой Армении», где якобы с древних времен формировался армянский народ. Хотя на территории т.н. Армянского нагорья еще за 600 - 1000 лет до появления здесь предков современных армян, а также после их появления существовали различные государства и жили различные народы, почему-то название нагорья было обозначено как армянское. «А верно ли вообще связывать название горного рельефа с именем народа, который на протяжении более тысячелетий не играл сколь-нибудь решающей роли в политических процессах, имевших место на карте Ближнего и Среднего Востока, не был государствообразующим этносом на данной территории, долго жил в основном в границах мусульманских тюркских государств, и лишь в 1918 году, в силу благоприятного стечения обстоятельств, впервые создал свое национальное государство?», – задался вопросом ученый, отметив следующую немаловажную деталь. «Несмотря на то, что нагорье называется Армянским, в названии составляющих его горных вершин нет ни одного армянского топонима. Большинство их носят тюркские названия: Кабирдаг, Агдаг, Кероглыдаг, Зордаг, Сичанлыдаг, Карачумагдаг, Парченисдаг, Памбугдаг или Хачгедук и т.д. Эти горные вершины составляют с запада на восток Агрыдагский хребет - потухший вулкан, который в армянской исторической литературе получил название Арарат»,- указал Нифталиев, добавив, что в древних источниках этот горный рельеф называется горой Тавр. К слову, армянские историки до того увлеклись фантазией о древней Армении, что все еще путают основательно разнящиеся между собой этнические и географические понятия. «Известно, что одни страны названы по имени населяющих их народов (Турция, Германия, Франция, Англия), другие, в соответствии с географическим или административным названием, определяющим и имя насельников - по территории (Грузия, Италия, Азербайджан и т.д.). В древние времена в современной Анатолии, которую армяне считают колыбелью армянского народа, не имелось географических названий, которые объединяли жителей этих местностей независимо от их этнической принадлежности. Соответственно, здесь никогда не было общностей, называемых по названию этих географических понятий. То, что Армения является географическим понятием, известно давно. Естественно, что все насельники древней Армении, или Арминии назывались армянами, независимо от своей языковой и этнической принадлежности. Название географического пространства перешло к названию различного по этнолингвистическому составу населения. Это то же самое, что жители древней Кавказской Албании назывались албанами, хотя и состояли из объединения 26 племен, отличавшихся по своему языковому и этническому составу. Таким образом армяне – это собирательное название всех жителей Арминии и не выражающее названия какого-либо одного этноса», - продолжил историк. По его словам, между населением и территорией древней Армении (находившейся вне пределов Кавказа) и армянами и территорией современной Армении никакой преемственности не прослеживается - ни этнической, ни языковой, ни географической. По оценкам азербайджанского ученого, утверждение современных армянских исследователей, что в этих местах со времени первого упоминания в письменных источниках понятия «армянин» проживали предки нынешних армян - такой же миф, как утверждение о том, что армяне произошли от Ноя. «Термин, схожий с географическим названием «Aрмения», впервые встречается в надписи Дария I (522-486 гг. до н.э.) на Бехистунской скале (территория современного Ирана). В этой надписи среди стран, входящих в состав Ахеменидской империи, упоминается и «Армина». В Бехистунской надписи Aрмина упоминается в ряду стран, восставших против Ахеменидов после прихода к власти Дария I в 522 году до н.э. Но в надписи ничего не сообщается ни о восставшем в Армине народе, ни о руководителе восстания. Последующие сведения о территории расположения Aрмины мы встречаем в вышеупомянутом труде Геродота «История». Согласно сообщению греческого автора, Aрмения, или Армина располагалась к северо-западу от озера Ван, в районе истоков реки Евфрат. Геродот включал Армению в XIII округ (сатрапию) Ахеменидской империи. Причем греческий автор, упоминая названия некоторых племен, населявших XIII сатрапию, называет каспиев, пактиев. Следовательно, на территории, входившей, согласно Геродоту, в XIII сатрапию Ахеменидского государства, проживали различные этносы, и в Бехистунской надписи этот округ был назван Армина не по этническому признаку, а по древнему наименованию территории, что не имеет никакого отношения к современным армянам», - пояснил И.Нифталиев. Армяне-зоки-евреи? К слову, существующие версии о происхождении армян-зоков также весьма любопытны. К примеру, русский этнограф конца в XIX века В.Девицкий писал о том, что зоки жили в селении Акулис (Айлис) по соседству с Ордубадом (нынешняя Нахчыванская Автономная республика), в 7-8 деревнях, имели самостоятельный язык, большая часть слов которого в корне совершенно отличалась от армянского. Это давало основание утверждать, что зоки были остатками какого-либо самостоятельного этноса, которые приняв религию и богослужебный язык армян, постепенно арменизировались, хотя между собой продолжали говорить на своем языке. Развивая тему, азербайджанский историк дополнил ее еще одним интересным фактом. По его словам, существует также версия, что это были евреи, которые в силу исторических обстоятельств (потери государственности, переселения) оказались соседями армян и приняли христианство. Интересно, что армянские авторы отрицают эту версию, заверяя, что зоки - это те же армяне, название которых не выражает этнического содержания и произошло от особенностей местного диалекта. Таким образом, несмотря на тщетные старания армянских псевдоисториков, рьяно утверждающих, что армянский народ - автохтонный, реальные факты, отраженные в собраниях мировых ученых, говорят об обратном, что ставит под большое сомнение раздутый миф о древнейшем происхождении армян. Матанат Насибова