Богослужебные указания. Богослужебные указания всегда под рукой


Понедельник. Мц. Акили́ны. Свт. Трифи́ллия, еп. Левкуси́и Ки́прской.

Прпп. Андрони́ка, Саввы, Александра, Даниила и Андрея Московских.

Служба мц. Акилины и свт. Трифиллия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха.

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи воззвах» стихиры на 6: мученицы, глас 4-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ра́дуйся, душ просвеще́ние...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученицы, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мученицы на 4 и святителя на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святителя).

По 3-й песни – кондак святителя, глас 8-й; седален мученицы, глас тот же. «Слава» – седален святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак мученицы, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «На Тя упова́ние…».

По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко всех еси творе́ний...».

На часах – тропарь мученицы. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и мученицы читаются попеременно.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь мученицы, тропарь святителя; кондак дня, кондак мученицы, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь мученицы, тропарь святителя; кондак дня, кондак храма, кондак мученицы, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.


Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Л е́ ствичника. Глас 7-й.

Перенесение мощей свт. Ники́фора, патриарха Константинопольского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Служба свт. Ники́фора, патриарха Константинопольского, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 12 марта).

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 7, и Триоди (прп. Иоанна), глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди (прп. Иоанна), глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу стихиры храма, от стиховных.

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – Триоди (прп. Иоанна), глас 2-й: «На земли́ а́нгела…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О чудесе́ но́ваго…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна), глас 1-й: «Пусты́нный жи́тель…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди – 1-й (о впадшем в руки разбойников) на 4 и 2-й (прп. Иоанна) на 4.

Примечание. «Кано́ны: воскре́сный с Богоро́дичным на 6: и Трио́ди на 4, глас 5-й: и свята́го на 4, глас 8-й» (Типикон, гл. 49, «Неде́ля 4-я святы́х посто́в»). Данное предписание Устава может быть истолковано как указание на пение трех канонов: воскресного со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы единожды), Триоди – 1-го (о впадшем в руки разбойников) на 4 и 2-го (прп. Иоанна) на 4. (Ср.: Типикон, гл. 49, «В Неде́лю 5-ю святы́х посто́в».)

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос Триоди (прп. Иоанна), глас 4-й; седален Триоди, глас 5-й: «Пречи́стый Крест Твой…». «Слава» – седален Триоди (прп. Иоанна), глас 4-й: «Доброде́тельми к Небеси́…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На престо́ле…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен Триоди (прп. Иоанна): «Ми́ра благостра́стия…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Госпо́дственно Богоро́дицу…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й – 8; затем стих: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́», и самогласен Триоди, глас 1-й: «Прииди́те, де́лаим…». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 7-я.

На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна). Кондак Триоди (прп. Иоанна).

На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна). Кондак воскресный.

Литургия свт. Василия Великого.

На проскомидии заготовляются три Агнца – для среды, четверга и пятницы.

Блаженны гласа – 8.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (прп. Иоанна). «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Иоанна); кондак воскресный. «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Иоанна); кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и прп. Иоанна.

Апостол и Евангелие – Недели 4-й Великого поста и прп. Иоанна.

Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется…».

Примечание. «На трапе́зе учрежда́емся, я́коже предызъяви́ся в мимоше́дших Неде́лях» (Типикон, гл. 49, «Неде́ля 4-я святы́х посто́в»).

По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».

118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

Мц. Акили́ны. Свт. Трифи́ллия, еп. Левкуси́и Ки́прской. Прпп. Андрони́ка, Саввы, Александра, Даниила и Андрея Московских.

Совершается служба Недели Всех святых (по Триоди Цветной).

Примечание. Рядовая служба Минеи переносится (см. примечание 12 июня).

Календарные заметки:

Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст) *.
Служба только по Триоди.
С этого дня до 1 августа, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя…».

* Петров мясопуст в 2016 году приходится на 13 июня (см. Типикон, «Пасхалия зрячая по ключевым словам»; ср. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я).

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и всех святых, глас 6-й – 4. «Слава» – всех святых, глас тот же: «Му́ченик боже́ственный лик…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии всех святых – 3.

На литии стихира храма и стихиры всех святых, глас 1-й. «Слава» – всех святых, глас 5-й: «Ны́нешнему торжеству́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – всех святых, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь всех святых, глас 4-й: «Иже во всем ми́ре му́ченик Твои́х…» (единожды).

Примечание. «От се я́́ же Нед е́́ли начин а́́ем чест и́́ на у́́тренях Нед е́́льных Седмь Посл а́́ний Соб о́́рных, и 14 Посл а́́ний Свят а́́го ап о́́стола П а́́вла; Откров е́́ние Ио а́́нна Богосл о́́ва. Чтем же их на бд е́́ниих Нед е́́льных, пр е́́жде ин ы́́х чт е́́ний, до Вел и́́кия Свят ы́́я Нед е́́ли П а́́схи. В 50-цу же всю Де я́́ния свят ы́́х ап о́́стол чтем в Нед е́́лях, я́́коже предпис а́́ся. От сег о́́ же бд е́́ния начин а́́ем чест и́́ Толков а́́ния Ио а́́нна Злато у́́стаго, Ев а́́нгелие е́́же от Матф е́́я, от 13 Сл о́́ва п е́́рвыя кн и́́ги; ост а́́вшая же Богосл о́́ва чтем во 12 днех по Христ о́́ве Рождеств е́́. В весь же м е́́сяц сей, и втор ы́́й, соверш а́́ем о́́бе кн и́́ги толков а́́тельныя, 1-ю и 2-ю, на чт е́́ниих у́́тренних, до исх о́́да м е́́сяца а́́вгуста: кром е́́ егд а́́ прилуч и́́тся жити е́́ н е́́коего свят а́́го, тогд а́́ оставл я́́ем, и чтем жити е́́ свят а́́го» (Типикон, гл. 50, «Неделя всех святых», 1-е и 2-е «зри»).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь всех святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (из Триоди).

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и всех святых: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Примечание. «На трап е́́зе утеш е́́ние бр а́́тии, гот о́́вящимся к п о́́стному п о́́двигу» (Цветная Триодь. М., 2002. Л. 288 об.).

Примечание. «Подоб а́́ет в е́́дати, яко в пост свят ы́́х ап о́́стол, и Христ о́́ва Рождеств а́́, во вт о́́рник, и четверт о́́к, р ы́́бы не яд и́́м, но ел е́́й и вин о́́ т о́́чию. В понед е́́льник, в ср е́́ду и пят о́́к ни ел е́́я вкуш а́́ем, ни вин а́́, но пост и́́мся до 9-го час а́́, и яд и́́м в т ы́́я дни сухояд е́́ние. В субб о́́ты же и Нед е́́ли яд и́́м р ы́́бы. А́́ще случ и́́тся свят ы́́й во вт о́́рник, ил и́́ в четверт о́́к им е́́яй славосл о́́вие, яд и́́м р ы́́бу; а́́ще в понед е́́льник, под о́́бне. А́́ще сред а́́ и пят о́́к, разреш а́́ем на ел е́́й и вин о́́ т о́́чию; яд и́́м же ед и́́ною днем. А́́ще ли свят ы́́й им е́́яй бд е́́ние, в ср е́́ду, ил и́́ пят о́́к, разреш а́́ем на ел е́́й и вин о́́ и р ы́́бу. А́́ще ли случ и́́тся п а́́мять свят а́́го, ег о́́же есть храм, в ср е́́ду, ил и́́ пят о́́к, твор и́́м под о́́бне» (Типикон, глава 33-я, «зри»).

Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й (из Православного церковного календаря на 1928 год. М., 1928). Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели. Как определить утреннее Евангелие данной Недели? – Номер Недели нужно разделить на 11. Остаток укажет порядковый номер утреннего Евангелия. Если остаток 0, это означает 11-е Евангелие. Неделям 1 – 11 соответствуют утренние Евангелия 1 – 11.

Петров мясопуст в 2016 году приходится на 13 июня (см. Типикон, «Пасхалия зрячая по ключевым словам»; ср. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я).

118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

В храме Всех святых поется полиелей и величание: «Велича́ем вас, апо́столи, му́ченицы, проро́цы и вси святи́и, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите о нас Христа́, Бо́га на́шего», с избранным псалмом: «Блаже́н муж, боя́йся Го́спода...». После ипакои – седален всех святых (см. в каноне, по 3-й песни). Степенны – гласа. Прокимен и Евангелие – всех святых. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами всех святых...», и стихира всех святых (по выбору). Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и всех святых на 8.

Между тем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 692) отмечает, что перед этим аллилуиарием «должен бы быть еще воскресный аллилуиарий 8 гл.: Приидите, возрадуемся Господеви... , который, однако, не указан ни в Типиконе, ни в богослужебном Апостоле». Мнение В. Розанова подтверждается толкованием Н. Сырникова (см. его «Ключ к Церковному Уставу», л. 122 об.), согласно которому перед аллилуиарием всех святых назначается воскресный аллилуиарий 8-го гласа.

* дата в скобках - по новому стилю

Историко-экзегетическое содержание праздника.

Во время земной жизни Господа Иисуса слава Его чудес достигла до г. Едесы, за рекой Евфратом. Князь этого города, именем Авгарь, страдавший проказой, послал к Спасителю некоего живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. В то же время Авгарь поручил Анании снять изображение Христа. Господь обещал послать к князю одного из учеников Своих, все же усилия Анании написать образ Христа оставались тщетными. Тогда Господь отер лице Свое полотенцем, и на нем чудесно отпечатлелся Его Божественный лик. Авгарь с благоговением принял Нерукотворенный образ Христа и тотчас исцелился от проказы. В царствование Константина Багрянородного, в 944 г., образ сей был принесен в Царьград 16 авг., в каковой день и установили ему празднество.

(В отличие от праздников 1 и 6 августа, этот праздник народ называет Спасом третьим; в некоторых местах его называют “Спасом на холсте.”)

Есть предание, что во время завоевания Византии крестоносцами образ сей был похищен одним венецианским дожем и отправлен был им в Венецию, но корабль, на котором везли его, потонул в волнах Мраморного моря.

Молитвословия дня

Образу Спаса Нерукотворенному.

Тропарь, гл. 2.

Пречистому Твоему образу покланяемся Благий, просяще прощения прегрешений наших Христе Боже: волею бо благоволил еси, плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси, от работы вражия; тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, гл. 2.

Неизреченного и божественного Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный, и богописанный победителен, ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистого Лица Твоего преславное воображение.

Иное величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим образ Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Псалом избранный (тот же, что и на Преображение): Велий Господи и хвален зело (Мес. Мин., 16 авг;).

В Круге цер. песноп. обыч. напева Москов. еп. на 16 авг. указано второе величание. В издан. Киево-Печерской Лаврой в 1742 г. Часослове на 16 августа находится такое величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистаго зрака Твоего неписанное изображение.

Апостол и Евангелие см. ниже.

Богослужебные указания

Если храм Нерукотворенного Образа, или восхощет настоятель, творим бдение.

Паремия . Втор. 4:1, 6-7, 9-15.

2) Втор. 5, 1-7, 9-10, 23-26, 28; 6:1, 2, 4, 5, 13, 18.

3) 3 Цар. 8:22-23, 27-30.

Утреннее Евангелие и на литургии : Лук. 9:51-56; 10:22-24; 48 зач.

Апостол : Кол. 1:12-18; 250 зач.; или 2 Кор. 3:4-11; 173 зач.

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится попразднство Успения Богородицы и Нерукотворенного Обреза в

воскресенье, кроме храма.

Если случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в воскресенье, кроме праздника Нерукотворенного Образа.

Если случится попразднство Успения в субботу.

Примечания

(На этой и других иконах Спасителя в венце обыкновенно помещаются славянские буквы: О, ώ, N, вместо греческих: δ (указатель мужеского рода) ω и ν (ων - причастие от είμί), и означают: “сый,” “сущий,” “вечный.” - “Он Сущий”)

С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.

Удобство использования Богослужебных указаний издаваемых на каждый год Московской Патриархией неоспоримо и не подлежит сомнению. Для тех, кто имеет самые общие познания об Уставе богослужения - они просто незаменимы, по ним большинство регентов и уставщиков и учат Устав; для тех же, кто хорошо знает Устав - Богослужебные указания просто здорово экономят время.

Помнится как в конце 90-х годов, когда я уже работала регентом, а Богослужебные указания на каждый год еще не издавались (если не ошибаюсь, то первые Богослужебные указания мы купили на 2002 год), мне приходилось долго готовить каждую службу разбирая Устав с помощью таблиц В. Розанова (). Но этой книги у меня тогда не было, а были отдельно изданные на её основе таблицы, книжечка такая формата А3. Пользоваться ею во время богослужения было очень не удобно. Поэтому я для каждой службы делала черновичок на листке бумаге. Кроме того, были у меня Богослужебные указания на 1953 год, подаренные одним священником. Глядя на них я мечтала о том, как бы было хорошо если бы и сейчас издавали такие Богослужебные указания.

Прошло всего лишь несколько лет и моя мечта сбылась. Сейчас уже никто не мечтает о том, чтобы издавались Богослужебные указания, так как они издаются каждый год и все приходы, как правило, не задумываясь покупают несколько указателей на приход (в алтарь и на клиросы, а если есть возможность, то еще и священнику, и регенту домой). Но всё же есть и бедные приходы, которые могут позволить себе купить только один экземпляр Богослужебных указаний на весь приход. А ведь так хочется иметь Богослужебные указания всегда под рукой и на приходе, и дома.

У каждого священника и многих регентов бывают ситуации, когда служить не планировал, но вдруг пригласили на какое-то богослужение или нужно заменить кого-то, возможно на другом приходе, и нужно подготовить богослужение дома. Наверное именно с этой целью Богослужебные указания размещаются в Интернете.

Для вашего же удобства я в шапке сайта сделала ссылки на Богослужебные указания и на православный календарь. Однако, учитывая тот факт, что не все регенты являются достаточно продвинутыми пользователями персональных компьютеров, я решила в этой статье рассказать как удобнее и быстрее пользоваться Богослужебными указаниями.

Точно также пользуемся православным календарем. Нажимая на ссылку в шапке сайта, попадаем на страницу . Здесь нажимаем на ссылку сегодня. В строке браузера прописывается адрес страницы:

В настоящее время Богослужебные указания на 2019 год еще не опубликованы на сайте Патриархии. А вот на сайте издательства Московской Патриархии РПЦ уже опубликованы (до конца года). Сразу по ссылке открывается православный календарь, а внизу страницы ссылка на Богослужебные указания. Здесь открыть нужный день немного сложнее. Ссылка имеет вид , где =10 означает 10 января (н. ст.). Таким образом, если вам необходимо просмотреть указания например на 13 мая, то нужно адрес ссылки http://calendar.rop.ru/?idd=10 изменить на http://calendar.rop.ru/?idd=133 , так как 13 мая – это 133-й день года (31+28+31+30+13). Также опубликованы на сайте Азбука веры». Скачать к себе православный календарь на 2019 год можно , а богослужебные указания на 2019 год здесь и .

Если же вы являетесь обладателем смартфона, то у вас есть возможность иметь «Православный календарь» и «Богослужебные указания» всегда под рукой. Скачать приложения для Android Apps вы можете по ссылкам: « » и « ». Лично мне больше всего понравился Православный календарь с житиями святых. Скачала его , а через время обнаружила, что в нем есть всё: и Молитвослов, и Акафистник, и Канонник, и Псалтирь, и Библия, и Справочник терминов. И всё это богатство весит всего лишь 40,8 Мб. Я в восторге! Рекомендую всем. Осталось только найти время читать это всё.

Также есть возможность использовать приложения для Андроид на ПК, но для этого нужно эмулятор Андроид. Некоторые из них предложены . С помощью поисковых систем можно найти и другие.

Для жителей Украины Богослужебные указания, издаваемые Украинской Православной Церковью мне найти не удалось. Если кому-то попадутся – поделитесь, пожалуйста, ссылкой. Богослужебные указания прошлых лет были находятся

Для тех же, кто совсем плохо разбирается в Уставе, даже пользуясь Богослужебными указаниями, предлагаю два варианта: один быстрый, другой медленный, но основательный.

  1. Сайт «Регент за год» предлагает « » (это как раз на тот случай, если вообще ничего не знаешь, в какой книге что искать, просто берешь скачиваешь и служишь). Кстати, к этому варианту стоит присмотреться тем регентам, кому приходится оставлять вместо себя ничего незнающую замену, а такие случаи, наверное, хоть однажды, но бывают у всех.
  2. Переходите в раздел «Обучение» и изучайте « ». Это действительно нужно всем регентам, особенно тем, кто не учился на регентских курсах и не изучал этот интереснейший предмет.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку - не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».