Глаголы в условном наклонении примеры. Наклонения в русском языке

Каждая часть речи обладает какими-то своими морфологическими признаками, характеризующими её грамматические свойства. Знание этих отличительных особенностей позволит не только грамотно использовать словоформы, но и правильно их писать. Характеристики влияют, например, на выбор суффиксов причастий и деепричастий и личных окончаний у существительных. Для описания глагола используются вид (совершенный и несовершенный), возвратность, переходность, время, число, лицо, род и наклонение. Последняя характеристика помогает определить другие непостоянные свойства этой части речи и даёт возможность узнать, можно ли образовать ту или иную форму глагола. Что же такое сослагательное, повелительное и изъявительное наклонение? Какова их роль?

Определение

Во-первых, нужно разобраться в том, что такое наклонение. Если верить словарям, то это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности. В русском языке существует три, как уже говорилось выше, наклонения. Сложноватая формулировка, не так ли? Попробуем проще.

Каждое из трёх наклонений отвечает за какую-то конкретную ситуацию. Например, для описания возможности, нереального, гипотетического действия используется сослагательное наклонение ("я пошёл бы", "читала бы", "нарисовал бы"), узнать которое можно по частице «бы». Для того чтобы приказать что-то, существует повелительное наклонение ("расскажи", "уйдите", "дыши"). Изъявительное наклонение глагола позволяет сообщить о любом действии, произошедшем в прошлом, настоящем и будущем - именно в этом выгодное отличие данного вида наклонения от других.

Ещё немножко теории

Идём дальше, к временам. Как уже говорилось чуть выше, изъявительное наклонение может существовать в любом времени русского языка, от этого будет меняться только форма глагола ("читал - читает - будет читать", "записала - запишет"). Но здесь есть одно уточнение, заметное уже в примерах: для глаголов несовершенного вида доступны и прошедшее, и настоящее, и будущее время, тогда как совершенный вид образует формы только прошедшего и будущего. Попробуйте образовать настоящее время для глагола «проговорить». И убедитесь, что сделать это получится только тогда, когда изменится его вид. Таким образом, форма изъявительного наклонения позволяет понять, какой вид имеет данный глагол (проще сказать, отвечает он на вопрос «что делать?» или «что сделать?»).

Другие наклонения

Полезное уточнение: не только изъявительное наклонение позволяет говорить о времени глагола. В случае сослагательного (его, кстати, ещё называют условным) всё просто: исключительно прошедшее, образующееся с помощью суффикса «л» ("читал бы", "зашёл бы", "отдохнула бы", "вязала бы"). Следовательно, слова имеют только число и род, никакого лица. Частица «бы», которая служит своеобразным маячком этого типа наклонения, может стоять как до, так и после глагола, да и в принципе - находиться в любой части предложения.

Изъявительное и повелительное наклонение имеют лицо и число, но в случае последнего нельзя говорить о роде: для «приказов» доступно только второе лицо ("ты/вы") в единственном и множественном числе ("откажи/откажите", "налей/налейте", "оставь/оставьте"). Кстати, здесь есть одна оговорка: с помощью частицы «пусть» или «да» можно перевести любой глагол в третьем лице ("он, она, оно, они") в повелительное наклонение ("пусть вернётся", "да здравствуют").

Нюансы

Иногда случается, что изъявительное наклонение глагола может употребляться в значении повелительного. Некоторые исследователи отмечают, что говорить о переходе одного наклонения в другое можно в том случае, когда выражается приказ, не терпящий возражений ("сходишь", "скажешь"), или же для обозначения побуждения к совместному действию ("начнём", "поедем"). В последнем случае используются ещё и частицы «давай»/«давайте» и интонационное выделение глагола, поясняющее его значение в контексте. Сравните: «Завтра мы поедем в горы» и «Давай поедем кататься!» - одно и то же слово, но оттенки значения разные.

Повторение

Теперь попробуем закрепить информацию обо всех типах наклонения.

Сослагательное (оно же условное) - гипотетическое действие, возможная ситуация. Образуется прибавлением к глаголу прошедшего времени частицы «бы» («б»), не имеет лица, изменяется только по числам и родам: "произнёс бы", "выпила бы", "бросил бы".

Повелительное - приказ или указание. Используются глаголы второго лица единственного и множественного числа, но иногда допускается и третье лицо с частицей «пускай»: "говори", "откажите", "пускай поёт", "да здравствуют".

Изъявительное наклонение - описание события, происходившего в любой момент. Существует в прошедшем, настоящем и будущем времени, во всех лицах, числах и родах (для глаголов несовершенного вида, для совершенного - только в прошедшем и будущем времени). При определённых условиях может переходить в другие типы наклонения. Для повторения воспользуемся таблицей, в которой показаны все формы глагола «читать».

Прошедшее

Настоящее

Будущее

Как видите, всё очень просто. На самом деле наклонение глаголов - одна из простейших тем русского языка, поэтому запомнить все её нюансы будет совсем не сложно.

Глаголы русского языка могут употребляться в трех наклонениях: изъявительном, условном и повелительном. Рассмотрим каждое наклонение более подробно.

Изъявительное наклонение

Изъявительное наклонение глагола служит для передачи наличия или отсутствия действия в рамках какого-либо времени (прошлого, настоящего или будущего). Основное отличие глаголов в повелительном наклонении - они могут изменяться по временам. Более подробно о времени глаголов читайте в статье . Итак, если глагол стоит в настоящем, прошедшем или будущем времени и передает реальное действие, то он употреблен в изъявительном наклонении.

Пример: Чашка стоит (стояла, будет стоять) на столе.

Условное наклонение

Употребляется для выражение действия, которое может быть совершено только при каких-то условиях. Отличительная особенность - добавление частицы «бы» («б»), которая может ставиться в любое место предложения. Употребляется только в прошедшем времени.

Пример: Чашка стояла бы на столе, если бы он ее не взял.

Повелительное наклонение

Служит для передачи волеизъявления говорящего (просьбы, совета, приказа). Чаще всего стоит во втором лице. Число в этом случае может быть и единственное, и множественное. Пример: Поставь (поставьте) чашку на стол.

Если глагол повелительного наклонения употреблен в третьем лице, то он обязательно будет иметь будущее время, и к нему добавляются слова «пусть» (иногда «да»). Пример: Пусть поставит чашку на стол.

Если такой глагол употреблен в первом лице, то он обязательно имеет множественное число. Иногда добавляется слово «давай». Пример: [Давай] Поставим чашку на стол. При наличии всех этих признаков можно говорить, что глагол употреблен в повелительном наклонении.

Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью речи, с реальной действительностью. Так, различают изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонение глагола. При этом первые два противопоставлены третьему по признаку реальности/нереальности действия. Каждое из наклонений имеет свои смысловые и грамматические характеристики.

Изъявительное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения выражают действие, происходящее реально в одном из трех времен: я спал, я сплю, я буду спать (посплю) . Следовательно, глаголы в этом наклонении имеют категорию времени, лица и числа (в настоящем и будущем временах), а также рода (в прошедшем времени). Формальным показателем данного наклонения глагола являются личные окончания.

Повелительное наклонение глагола

Данное наклонение - это языковой способ выразить побуждение к действию, приказ либо просьбу. В отличие от изъявительного, глаголам в форме повелительного наклонения свойственны лишь категории лица и числа, а время у них отсутствует. Данное наклонение имеет несколько форм со своими формальными показателями и семантическими особенностями:

    форма 2-го лица обоих чисел производится при помощи суффикса -и- / бессуффиксально и с помощью постфикса -те. Она обозначает побуждение к действию, обращенное непосредственно к собеседнику: беги, делай, коснитесь, прыгните ;

    форма 3-го лица - это побуждение к действию третьих лиц и даже неодушевленных предметов. Повелительное наклонение глагола в этом случае образуется аналитическим способом, то есть состоит из нескольких слов: пусть, пускай, да плюс форма 3-го лица изъявительного наклонения, например, да здравствует, пусть сделают, да взойдет солнце и т.д. ;

    форма 1 лица также образуется аналитически (добавлением слов давай, давайте к начальной форме несовершенного вида или к форме 1 лица будущего времени совершенного вида) и обозначает побуждение к действию, участником которого желает стать и сам говорящий: давай убежим, давай петь, давайте потанцуем и др.

Условное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения обозначают действие нереальное - желаемое или возможное при определенных условиях. Формальный показатель - частица бы (б), которая может располагаться как непосредственно перед глаголом или после него, так и дистантно, отделенная от глагола другими членами предложения: я сделал бы, я бы сделал, я бы наверняка сделал . Глаголам в форме условного наклонения свойственно изменение по родам и числам.

Употребление одного наклонения в роли другого

Часто встречаются речевые ситуации, когда для достижения максимального эффекта одно наклонение глагола в русском языке используется в значении другого, например:

    изъявительное в роли повелительного: Ты сейчас же ляжешь спать!

    повелительное в значении условного: Будь я немного прозорливее…

    условное в роли повелительного: Прислушался бы ты к мнению специалистов.

Понятие о категории наклонения. Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как реальность, как возможность или желательность, как долженствование или необходимость. Оценка говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к действительности называетсямодальностью . Модальность выражается в русском языке формами наклонения, интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.

Категория наклонения - это ГК в системе глагола, определяющая модальность действия, т.е. обозначающая отношение действия к действительности. Выражает устанавливаемое говорящим отношения действия к действительности. В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.

Изъявительное наклонение выражает действие, мыслимое говорящим как вполне реальное, фактически протекающее во времени (настоящем, прошедшем и будущем):Урал хорошо служит, служил и будет служить нашей Родине. Выражение модальности изъявительным наклонением может осуществляться также сочетанием его формы с модальными словами и частицами:будто шагнул, словно изменился . От других наклонений изъявительное наклонение отличается тем, что имеет формы времени.

Сослагательное наклонение выражает действие глагола, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное, но зависящее от какого-то условия:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге (П.). Это наклонение образуется посредством сочетания формы прошедшего времени глагола с частицейбы . Частицабы может занимать различное место в предложении. Морфологической особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица. Однако лицо может быть выражено присоединением личных местоимений. Глагол в сослагательном наклонении в ед. ч. изменяется по родам (шел бы, шла бы, шло бы ) и имеет одну форму множественного числа (шли бы ). Наиболее распространенными и типичными значениями этого наклонения являются условность и желательность действия.

Повелительное наклонение выражает волю говорящего - просьбу, приказание или побуждение к совершению действия, обозначенного глаголом, и характеризуется особой повелительной интонацией:Сердечный друг, желанный друг, приди, приди : я твой супруг! (П.). Основное значение повелительного наклонения - побуждение к совершению действия - обычно относится к собеседнику, поэтому основной формой этого наклонения является форма 2-го лица единственного или множественного числа.

Повелительная форма образуется от основы настоящего времени и имеет следующие три разновидности:

а) с конечным j после гласных (чистая основа):строй, давай, не плюй ;

б) с окончанием после согласных:неси, стриги, повтори ;

в) с конечным мягким согласным, а также с твердым ж иш (чистая основа):оставь, экономь, обеспечь, мажь, ешь .

Глаголы пью, бью, лью, вью образуют формыпей, бей, лей, вей ; глаголлягу имеет повелительную формуляг, лягте , а глаголем - ешь, ешьте ; при глаголееду используются повелительные формыпоезжай - поезжайте . Повелительная форма 2-го лица множественного числа образуется присоединением к форме единственного числа аффикса -те: стройте, несите, оставьте. Возвратные глаголы присоединяют к указанным образованиям повелительной формы аффиксы-ся (после согласного и) и-сь (послеи-те ):не упрямься, стройся, стригись, стригитесь .

Кроме основной формы 2-го лица единственного и множественного числа, повелительное наклонение имеет формы, выражающие действие 3-го лица и 1-го лица множественного числа. Формы 3-го лица выражаются (аналитически) сочетанием частиц пусть, пускай, да с формой 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и будущего простого:Пусть пылает лицо, как поутру заря (Кольц.);Пускай послужит да потянет лямку (П.);Да здравствуют музы, да здравствует разум! (П.). 1-е лицо множественного числа повелительного наклонения выражается формой 1-го лица множественного числа настоящего времени или, чаще, будущего простого, произносимой с особой интонацией приглашения:Начнем , пожалуй (П.). Присоединение к этой форме аффикса-те выражает обращение ко многим лицам или придает высказыванию оттенок вежливости:Уж вы, братцы мои, други кровные, поцелуемтесь да обнимемтесь на последнее расставание (Л.).

Некоторые глаголы по семантическим причинам не образуют повелительную форму 2-го лица, например безличные глаголы, отдельные глаголы со значением восприятия (видеть, слышать ), со значением состояния (гнить, недомогать ).

В обозначении лиц повелительная форма отличается большим разнообразием. Этой форме свойственно обобщенно-личное значение, особенно в пословицах и поговорках: Крути, да не перекручивай (погов.). При наличии разных оттенков модальности она сочетается со всеми лицами обоих чисел:Пропадай моя телега (погов.);Приди они пораньше, ничего не случилось бы .

В зависимости от контекста, а также присоединения местоимений и частиц повелительная форма получает дополнительную экспрессивную окраску: Не отнимай ты моей воли, дорогой (А. Остр.);Не разбей , смотри (Т.);Сходи-ка , старуха, невестку проведать (Ник.).

Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи:Отселе я вижу потоков рожденье (П.) - зрительное восприятие потоков (вижу ) происходит в то самое время, когда поэт говорит об этом.

Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи:Много я часов бежал... (Л.) - форма глаголабежал выражает действие, которое производилось говорящим до того, как началась речь об этом.

Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи:Мне казалось... что она скоро умрет (М. Г.).

Время, выраженное в глагольных формах по отношению к моменту речи, называетсяабсолютным временем .Относительным временем глагольной формы называется время, определяемое в данной форме не моментом речи, а соотношением с временем другого действия, например:писал, что работает (настоящее время глагола работает указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголомписал ).

Значения и употребление форм времени . Настоящее время . Формы настоящего времени имеют следующие разновидности значения и употребления: а) значение конкретного действия, которое осуществляется в момент речи и имеет ограниченную длительность:Вон каменщики мостят улицу (А.Н. Т.); б) значение действия неопределенной длительности, постоянно совершающегося:

Глаголы спрягаются , а существительные склоняются , или действия обычного, характерного для лица или предмета -...Стихотворец поет , ученый мыслит , живописец, ваятель, зодчий творят и зиждут , ремесленник работает (П.). Форма настоящего времени употребляется для живописного изображения событий прошлого, а также во всех случаях, где используются экспрессивные приемы речи. Такая форма настоящего времени соответствует как прошедшему несовершенного вида, так и прошедшему совершенного вида и называется настоящим историческим:Знакомятся они, потом дружатся , потом не могут уж расстаться и целые проводят вместе дни (Кр.). Форма настоящего времени от глаголов движения иногда выражает действие ближайшего будущего:Уходим завтра в море .

Прошедшее время . Особенности значения форм прошедшего времени связаны с их принадлежностью к совершенному или несовершенному виду. Прошедшее время глаголов несовершенного вида выражает действие как факт прошлого и используется при описании:Всю первую половину мая шли дожди (Гарш.). Прошедшее время глаголов совершенного вида имеет несколько значений, которые не являются строго разграниченными: а) завершенность действия в прошлом:Погиб Поэт! - невольник чести - пал , оклеветанный молвой (Л.); б) последовательность завершенных действий, смену одного такого действия другим:Князь Багратион приостановил свою лошадь, узнав князя Андрея, кивнул ему головой (Л. Т.); в) сохранение в настоящем результата завершенною действия:Посмотри - какая мгла в глубине долин легла (Полонский).

К особым случаям выражения прошедшего времени относятся: а) многократность действия с оттенком давности («давнопрошедшее время»): А вот камин; здесь барин сиживал один. Здесь с ним обедывал зимой покойный Ленский, наш сосед (П.); б) повторность действия:Бывало, писывала кровью она в альбомах нежных дев... (П.); в) начатое, но прерванное действие:Тут он было вышел , но остановился в дверях... (П.); г) внезапно-мгновенное действие, выраженное междометными глаголами (типашмыг, хвать, шлеп и др.):Легче тени Татьяна прыг в другие сени (П.); д) мгновенно-произвольное действие:Положил я его на стол, чтобы ему операцию делать, а он возьми и умри у меня под хлороформом (Ч.).

Будущее время . Формы будущего времени различаются как по образованию, так и по значению. Будущее время глаголов несовершенного вида образуется сочетанием форм будущего времени вспомогательного глаголабыть и неопределенной формы спрягаемого глагола (буду носить ) и называется будущим сложным. Будущее время глаголов совершенного вида имеет одинаковые окончания с настоящим временем и называется будущим простым (понесу ).

Будущее сложное по значению однородно: оно всегда обозначает действие, которое будет происходить после момента речи: Как управлять ты будешь под грозой, тушить мятеж, опутывать измену? (П.).

Будущее простое имеет разнообразные значения. Основным значением будущего простого является обозначение результата действия безотносительно к моменту речи: Так если сей неведомый бродяга литовскую границу перейдет , к нему толпу безумцев привлечет Димитрия воскреснувшее имя (П.). В этом результативном значении будущее время используется в пословицах и поговорках:Проголодаешься , так и хлеба достать догадаешься (погов.). Кроме основного значения, будущее простое может обозначать действие, относящееся к настоящему или прошедшему времени. Синонимичность будущего простого формам настоящего времени чаще наблюдается в описаниях, при употреблении рядом форм настоящего и будущего времени:Буря мглою небо кроет , вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет , то заплачет , как дитя (П.). Для обозначения действий, совершающихся в прошлом, будущее простое употребляется в сочетании с прошедшим временем глаголов несовершенного вида:Герасим глядел, глядел , да как засмеется вдруг (Т.), а также с частицей бывало и частицей как (в восклицательном предложении):А матушка-то, бывало, прикроет синие глаза да как заведет песню на великую высоту (М. Г.);Как царица отпрыгнет , да как ручку замахнет , да по зеркальцу как хлопнет , каблучком-то как притопнет (П.).

История форм прошедшего времени в РЯ.

В ДРЯ формы прошедшего времени делились на простые (аорист, имперфект) и сложные (перфект и плюсквамперфект). Существование 4х форм объяснялось наличием различий в системе этих форм.

Значения: Аорист – действие в прошлом. Имперфект – длительное повторяющееся действие в прошлом (акцент на обстоятельствах действия). Перфект – прошлое в настоящем (результат. Сильно отличается от всех времен – обозначает состояние). Плюсквамперфект – давно прошедшее.

Простые формы образовывались от основы инфинитива + соединительный гласный + суффикс + соединительный гласный + окончание.

Имперфект и аорист были утрачены (сначала имперфект). Остатками аориста считаются: частица бы, чу, некоторые формы в фразеологизмах. Утрата форм сопровождалась их смешением, семантическим неразличением. Утрата имперфекта привела к развитию новых глагольных форм со значением многократности: с 14в. – говаривахуть; с 16в. – говаривалЪ.

Перфект образовывался с помощью глагола БЫТИ в настоящем времени + элевое причастие. В письменный период перфект стал единственной формой прошедшего времени со значением СВ/НВ. Утратил связь с настоящим временем в связи с распространением личных местоимений в роли подлежащего. Причастие стало личной глагольной формой, которое утратило родовые различия во мн.ч. Перфект сохранялся по говорам.

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.