Как устроен человеческий. Как устроен мир. Как информация поступает в мозг

Если вы хотите научиться управлять каким-либо механизмом, прежде всего необходимо изучить его устройство и принцип работы. Допустим, что вы научились управлять автомобилем, но совершенно не знаете устройства двигателя. Тогда малейшая его поломка поставит вас в затруднительное положение. Организм же человека несравненно сложнее и совершеннее любой, самой сложной машины. Поэтому, чтобы научиться управлять им, надо знать как устроен организма человека - самой сложной и удивительной «машины» в природе.

Клеточное строение тела человека

Тело человека , как показывает примерный подсчет, состоит из 35 триллионов клеток , каждая из них в свою очередь имеет чрезвычайно сложное строение. В организме человека есть самые различные клетки, которые отличаются друг от друга по строению и по выполняемой ими работе. Клетки наших мускулов удлиненной формы; они способны сокращаться и выполнять, таким образом, механическую работу, которая сообщает движение нашему телу. Клетки крови - красные и белые кровяные шарики - приспособлены для переноса кислорода в организме и для борьбы с бактериями и т. д. В то же время все клетки животного и растительного происхождения имеют принципиально сходное строение, что позволяет нам считать клетку основной единицей, из которой построены все живые существа. Клетки являются основой организмов . В живом организме идет непрерывный процесс образования и обновления. Одновременно с этим протекает и процесс разрушения. Эти два противоположных процесса являются двумя сторонами обмена веществ организма . Процесс усвоения веществ, которые поступающих в организм извне, и образования из них живого вещества клеток называется, ассимиляцией , а процесс распада вещества - диссимиляцией . Эти процессы, являются источником энергии , необходимой для жизнедеятельности организма.

Функции клеток организма

В организме человека различные виды клеток образуют органы и системы, которые выполняют различную работу. Так, нервная система , состоящая из большого количества клеток, осуществляет взаимосвязь организма с внешним миром и регулирует работу всех внутренних органов. Костно-мышечная система осуществляет функцию движения. Пищеварительная система перерабатывает пищу и снабжает организм необходимыми питательными веществами. Среди многих органов нашего тела особое место занимает нервная система . Благодаря ей люди видят окружающий мир, слышат звуки, ощущают запахи, температуру, боль и т. п. Все эти ощущения воспринимаются окончаниями нервов, заложенных в ваших органах чувств, и передаются в различные участки коры больших полушарий головного мозга . Этим руководит . Например, вы прикоснулись пальцем к горячему предмету и мгновенно отдергиваете руку. Болевое ощущение, которое вы получили при этом, передалось по нервным волокнам в определенный участок головного мозга, а оттуда по другим нервным путям к руки, заставив их сократиться. Такое непроизвольное отдергивание руки - это безусловная оборонительная реакция, или, безусловный рефлекс . Эти рефлексы существуют у человека с момента его рождения. В течение всей жизни человек приобретает так называемые условные рефлексы , которые и определяют в дальнейшем его поведение, способности и характер.

Типы темпераментов у людей

Еще 2000 лет назад знаменитый древнегреческий врач Гиппократ разделил людей на четыре типа в зависимости от их темперамента .
  • Сангвиники - подвижные, веселые и любознательные люди, хорошо приспосабливающиеся к новым условиям жизни.
  • Флегматики - медлительные, очень спокойные люди, умеющие много и плодотворно работать.
  • Холерики - люди с безудержным темпераментом. Они способны преодолевать значительные трудности, но, если им что-либо не удается, их усилия быстро истощаются.
  • Меланхолики - люди со слабым типом нервной системы. Они склонны к сомнениям, малоактивны.
Типы темперамента: 1 - Сангвиник; 2 - Меланхолик; 3 - Флегматик; 4 - Холерик В жизни редко встречаются люди с выраженным одним из перечисленных типов темперамента; гораздо чаще они обладают рядом черт смешанных типов. В зависимости от темперамента и других способностей человека формируется и его характер. И хотя врожденный тип нервной системы и определяет свойства характера человека, однако систематическая целенаправленная деятельность его может привести к изменению тех свойств, которые могут оказаться нежелательными. В большей степени это относится к молодому возрасту , когда организм человека очень пластичен и податлив. От состояния нервной системы в огромной мере зависит здоровье человека, его способность к учебе и труду, сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Если в результате неправильного режима дня нарушается чередование работы и отдыха, то переутомление нервной системы может привести к ряду серьезных заболеваний.

Сердце человека

Организм человека устроен так, что нервная система управляет деятельностью организма , а сердце является его главным двигателем . За 70 лет жизни сердце человека весом около 300г. перекачивает по сосудам около 220 миллионов литров крови . С работой сердца связан и человека. Как же устроен этот чудесный двигатель, с работоспособностью которого не может сравниться ни один, даже самый совершенный механизм. Какова . Расположено сердце в грудной клетке несколько несимметрично: меньшая часть - справа, большая - слева. Его стенки состоят из трех мышечных слоев , переплетенных в различных направлениях. Такое строение обеспечивает высокую прочность сердечной мышцы, позволяющей ей выполнять огромную работу. Внутри полость сердца разделена продольной перегородкой на правый и левый желудочек; поперечная перегородка отделяет желудочки от предсердий. Поперечная перегородка имеет отверстия, снабженные клапанами, благодаря которым выталкиваемая из желудочков кровь перегоняется в нужном направлении.

Кровь человека

Кровь из сердца разносится по человеческому организму по системе кровеносных сосудов - вначале по крупным, а затем по все более и более утончающимся артериальным трубкам. Далее кровь поступает в самые мелкие сосуды - капилляры, обеспечивая клетки органов и тканей кислородом и питательными веществами.
Общая длина капилляров огромна. Если вытянуть их в одну нить, ее будет достаточно, чтобы дважды обмотать земной шар по экватору. Из капилляров кровь по венам снова возвращается в сердце. Так происходит кровообращение в организме человека . А какова же роль крови в кровообращении? Прежде всего кровь переносит кислород и питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Жидкая часть крови составляет 60% и только 40% приходится на ее клетки, которые можно разделить по их роли в организме на три основных вида: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты .
  • Эритроциты , или, как их называют, красные кровяные шарики, содержат особое вещество - гемоглобин , который поглощает кислород из воздуха и разносит его по всему организму.
  • - белые кровяные шарики - играют защитную роль, «сражаясь» с различными микроорганизмами, попадающими в организм извне.
  • Тромбоциты обладают свойством свертывать кровь в сгусток, препятствующий кровотечению. Не будь их, малейшее кровотечение могло бы оказаться для человека смертельным.

Легкие человека

Обогащение крови кислородом происходит в легких , которые являются основным органом в системе дыхания человека . Атмосферный воздух попадает в легкие по системе дыхательных путей. Это носовые ходы, где воздух согревается и увлажняется, далее находятся гортань, трахея и бронхи, которые многократно разветвляются на все более мелкие веточки. Так воздух попадает в альвеолы - мельчайшие пузырьки, стенки которых пронизаны огромным количеством капилляров. Именно здесь кислород из воздуха через тончайшие стенки альвеол и капилляров попадает в кровь . Человек должен заботиться о сохранении здоровья и не подвергать свои органы риску опасных заболеваний, например таких, как .

Процесс пищеварения

Кроме кислорода, организм нуждается в питательных веществах, которые образуются из пищевых продуктов в результате процесса пищеварения . Очень образно охарактеризовал этот процесс великий русский физиолог И. П. Павлов:
Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке, и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответствующей обработки сырого материала.
Главными из этих «фабрик» является печень и поджелудочная железа . Значение пищи для человеческого организма огромно. Из пищи мы получаем белки - основу живого вещества, жиры и углеводы, которые служат нам энергетическим материалом . Кроме этих веществ, для организма необходимы вода, минеральные соли и витамины , которые также содержатся в пищевых продуктах. Из сказанного выше становится ясно, насколько важно для жизнедеятельности организма правильно организовать полноценное питание . Известно, что нерегулярное питание, еда всухомятку могут привести к тяжелым заболеваниям. Особое значение приобретает правильная организация

В новом увлекательном путешествии дядя Кузя рассказывает Чевостику о строении нашего организма — о его самых важных системах и внутренних органах. Как происходят процессы кровообращения, газообмена и пищеварения. Для чего нам нужны сердце и лёгкие, мозг и желудок, печень и почки. Как работают наши мышцы, глаза и уши.

Слушая рассказ дяди Кузи, вы узнаете, почему кровь темнеет, зачем люди потеют, откуда мы берём энергию, как мы чувствуем мягкое и шершавое, холодное и горячее. А также найдёте еще много-много ответов на детские вопросы, которые заставят вас удивиться — как же интересно устроен человек!

Кто такой Чевостик?

Чевостик — симпатичный герой, родом из известного аудиопроекта. Сегодня ребята знают его по энциклопедиям. В серии продолжают выходить книги, которые объяснят детям устройство мира.

Малыши гораздо лучше воспринимают информацию, когда о мире им рассказывает какой-нибудь сказочный персонаж. Именно поэтому девчонки и мальчишки так любят подобные энциклопедии.

Чевостик — маленький человечек, который вместе со своим дядей Кузей совершает удивительные путешествия в мир наук: физики, химии, астрономии, анатомии, геологии и других. Он рассказывает детям о великих географических открытиях, покорении космоса и волшебных химических превращениях.

Для кого эта книга?

Для младших школьников.

Развернуть описание Свернуть описание

Человеческий мозг – самый сложный биологический механизм, регулирующий и координирующий все жизненные функции. Как устроен мозг и на сколько процентов он задействован. Каковы механизмы его работы и как мы можем помочь мозгу работать эффективнее.

Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

С его работой связаны все мысли и чувства, желания и ощущения. Если мозг перестает функционировать, человек впадает в вегетативное состояние: утрачивает способность что-либо чувствовать, на что-либо реагировать и способность действовать, одним словом – .

Дать полный ответ, как устроен мозг и как он работает, невозможно. Загадки начинаются с вопроса, как он возник, и заканчиваются вопросами о его связях с невидимым тонким миром Вселенной, которые влияют на глубины человеческого подсознания. Его потенциал вряд ли будет когда-либо раскрыт полностью. Так сложилось, что этот совершенный механизм должен изучать себя сам.

Как устроен человеческий мозг?

Мозг взрослого человека в среднем составляет 1,5 кг – это всего лишь 2% от общего веса тела. (Однако доказано, что уровень ума и интеллекта не зависит от веса мозга.) Его собственные энергетические запасы очень малы, поэтому он очень зависит от снабжения кислородом. Мозг весь пронизан не одной сотней тысяч кровеносных сосудов – таким образом он поглощает 20% кислорода, получаемого легкими.

Если вдруг человеку по каким-то причинам приходится голодать, его мозг страдает в последнюю очередь, поскольку большая часть питательных веществ направляется на поддержание его работы. При потере массы тела на 50% мозг теряет всего 15% веса.

Эти факты говорят о том, что мозг в организме человека занимает привилегированное положение. Он внешнего мира его нежные ткани защищает черепная коробка, внутри же от сотрясений его оберегает спинномозговая жидкость.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов, благодаря которым осуществляются прямые и обратные связи – информация от органов чувств поступает в кору, а после обработки отсылается обратно в виде команд для действия разных участков тела.

70% мозга составляют большие полушария – правое и левое. Они соединены мозолистым телом, благодаря которому могут обмениваться информацией. Правое и левое полушария симметричны и представляют собой как бы 2 мозга, каждый из которых руководит своими процессами, и в то же время они помогают друг другу.

Правое и левое полушарие состоят из лобной, теменной, затылочной и височной доли. В каждой из них находятся центры, отвечающие за определенную деятельность: височная – за слух, и речь; затылочная – за зрительные ощущения, лобная – за двигательную активность, теменная – за телесные ощущения. Под затылочными долями полушарий находится мозжечок, отвечающий за координацию движений и равновесие тела. А под корой головного мозга – таламус, контролирующий внимание и бодрствование, и гипоталамус, регулирующий процессы саморегуляции организма.

Это лишь самое поверхностное описание такого сложнейшего органа, как человеческий мозг. И если с точки зрения физиологии он изучен далеко не полностью, то о том, как происходят в нем мыслительные процессы, известно еще меньше. Людей волнует вопрос: является ли духовная жизнь человека, его мысли, чувства и эмоции следствием физических и химических процессов, происходящих в нем, или это что-то другое – еще не изученное и таинственное

Любопытно, что еще в 19 в. некий архимандрит Борис в своем сочинении «О невозможности чисто физиологического объяснения душевной жизни человека» утверждал, что несмотря на то, что жизнь души является результатом работы мозга, психические явления «имеют свое подлинное бытие вне головного мозга». Однако каким образом, «сие нам неизвестно». С ним соглашаются и люди науки, например физиолог из Англии Ч.Шеррингтон. Он считал, что мысль рождается за пределами материи, но поскольку она возникает в головах людей, они думают, что произвели ее сами.

На сколько процентов работает мозг человека

Ученные не однократно пытались оценить, на сколько работает мозг человека, и в результате их исследований, в прошлом веке, возникло множество ложных теорий. По одной из них считалось, что человек использует только 3% от его потенциала, в то время как другие утверждали, что 15-20 процентов.

Миф о 10% мозга

В 1936 году в предисловии к книге « » американский писатель Лоуэлл Томас написал «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют своих умственных способностей».

Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно». Барри Бейерштейн приводит аргументы, опровергающие миф о десяти процентах:

  1. Исследования повреждений мозга: если 90% мозга обычно не используется, повреждения этих частей не должно влиять на его работу. Практика же показывает, что почти не существует областей, которые могут быть повреждены без потери способностей. Даже небольшие повреждения могут приводить к огромным последствиям.
  2. Мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20% всей энергии тела, при этом составляя лишь 2% массы. Если бы 90% были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество – остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности.
  3. Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
  4. Локализация функций: вместо того, чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
  5. Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки. Если бы 90% мозга бездействовала, это сразу бы заметили.
  6. Нейронные заболевания: клетки мозга которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90% мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.

Другим аргументом является то, что большой размер мозга требует увеличения черепа, что повышает риск смерти при рождении. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга. Таким образом получается, что мы используем 100% мозга в целом, но для каждой задачи используется свой участок и намного меньше процентов.

Как начинается мыслительная деятельность?

Пытаются разобраться, как работает мозг человека с точки зрения происходящих в нем мыслительных процессов, и современные ученые. Ведь зная, как мозг думает, можно понять, как стимулировать его работу. Итак, чтобы мозг начал думать, в него должна поступить информация, то есть он должен иметь то, о чем думать. Таким образом, начать мыслить означает начать оперировать имеющейся информацией.

Как информация поступает в мозг?

1. Первоначальная информация является сенсорной – она воспринимается от органов чувств, и это то, что мы видим, слышим и ощущаем. Чем сильнее внимание будет сконцентрировано на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступит в память. А внимание усиливается, когда человеку что-то интересно. Например, если он постоянно ходит на работу одной и той же дорогой, его мозг как бы уходит в спячку и задействован примерно на 5%. Если же он меняет маршрут, мозг «просыпается», чтобы воспринять новую информацию

2. Такой сенсорный вид информации хранится в памяти совсем недолго, ведь ее поступает довольно много. Мозг должен отделить более важную от менее важной, чтобы более важную переместить из краткосрочной памяти в долгосрочную. Для этого надо, чтобы разные свойства объекта объединились и сложились в образ. Например, чтобы запомнить имя нового знакомого или его телефон, необходимо услышанную и увиденную информацию связать с его внешностью, обстоятельствами встречи и пр.

4. Накопленный запас образов и понятий, наделенных личностным смыслом, позволяет осуществлять мыслительные операции, позволяющие проникать вглубь проблемы и решать определенные задачи.

5. Формой мышления является суждение (или высказывание) – мысль о предмете, в которой путем отрицания или утверждения раскрываются его признаки.

6. На основе суждений человек делает умозаключение. Например, увидев утром на улице лужи, он приходит к выводу, что ночью шел дождь.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Любопытно, что если по какой-то причине (например, из-за травмы или заболевания) ребенок не будет видеть во младенчестве, то в дальнейшем связи между нейронами в его мозге никогда не образуются и он так и не научится видеть. Его глаза будут здоровые, он будет видеть свет, но останется слепым, потому что нейронные связи, обеспечивающие поступление сигнала в мозг, могут образовываться почти всегда только в детстве.

Это же относится и к слуху и, в меньшей мере, к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи) (см. « »). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).

Человек на Земле стоит во главе живых организмов. Он несколько схож с животными и даже чуточку с растениями. Здоровое человеческое тело может двигаться, ощущать запахи, слышать звуки и издавать их, выражать эмоции, производить потомство. Для всех этих действий нам нужны органы и системы, которые имеют сложный механизм. Именно с ними мы сегодня и познакомимся.

Организмы людей имеют практически одинаковое строение. У каждого есть руки, ноги, волосы, при этом каждый человек уникален. У него индивидуальные черты лица, похожие на его родных, и свой набор клеток, делающих его особенным и единственным созданием на Земле. В мире не существует двух абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга внутренним устройством органов, отпечатками пальцев, рисунком радужной оболочки глаз и т.д.

Человеческое тело состоит из определенных «материалов»: тканей разного типа, органов и систем. Все они находятся в постоянном движении и связи друг с другом. Рабочий процесс внутри человека не останавливается ни на секунду. Обычно, при сбое одного органа в организме зачастую возникает сбой другого. Это приводит к болезни, которую необходимо лечить. Органы делятся на группы, у каждого из них своя работа и задача, поэтому их принято разделять на системы. О них мы поговорим ниже.

Условно принято выделять органы, управляющие организмом в автоматическом цикле, которые мы не можем контролировать при всем желании и те органы, которыми мы можем управлять. К таким относится рот, язык, глаза, голова и некоторые другие. Самым крупным органом у человека является кожа, мозг выполняет функции администратора всех систем, он управляет всем организмом, а сердце по праву признано двигателем человеческого тела, оно перекачивает огромное количество крови и служит своеобразным насосом.

Системы организма человека 4 класс

  • Опорно-двигательная система. Главный стержень нашего организма, благодаря которому у нас фиксируются внутренние органы и происходит движение всех подвижных частей — это скелет. К нему прикрепляются мышцы (для этого требуются дополнительные элементы сухожилия и связки), кости между собой заключены в суставы;

  • Пищеварительная система — играет важную роль по обеспечению организма энергией и насыщению его питательными веществами. Пищеварительный тракт включает в себя целую цепочку органов, начиная с ротовой полости и заканчивая прямой кишкой (анусом);

  • Дыхательная система — через ее сложные механизмы человек дышит и насыщает тело кислородом. Воздух попадает через носоглотку, спускается по трахее и попадает в легкие. По соседству с легкими располагается диафрагма, она разделяет брюшную полость. Эта мышца помогает легким расширяться и осуществлять вентиляцию;

  • Мочевыделительная система — относится к органам, осуществляющим выделение продуктов жизнедеятельности (мочи или урины). Биологическую жидкость перерабатывают почки, а выводится она через мочеиспускательный канал;

  • Репродуктивная система — отвечает за размножение. Мужские и женские репродуктивные органы имеют существенное отличие. Женские яйцеклетки формируются в яичниках, а клетки мужского типа (сперматозоиды) вырабатываются в мужских половых органах — яичках. При слиянии двух клеток происходит оплодотворение. Оплодотворенная клетка начинает расти, образуя зародыш, который со временем превращается в ребенка и вскоре появляется на свет;

  • Система кровообращения — представляет собой два круга кровообращения, иногда его называют большой восьмеркой, — большой и малый. Главным органом, отвечающим за перекачивание крови, является сердце. Мышечный орган создает давление и дает старт крови по сосудам;

  • Нервная система — она служит проводником, похожим на сеть проводов, раздающим электричество. Через головной мозг, спинной мозг, нервы, осуществляется управление нашим телом. На клеточном уровне, где генерируются импульсы, от мозга поступают задачи, приводящие в действие руки, ноги, другие части нашего тела. Мысль только зародилась в голове человека, а он уже успел обернуться, осмотреть вокруг и удовлетворить свой интерес;

  • Покровная система — занимает самую большую площадь в организме человека (около 2 квадратных м в организме взрослого человека). Кожный покров защищает людей от различного рода травм, перепада температур, проникновения микробов. В состав поверхностного слоя человека входят волосы, ногти, несколько слоев кожной ткани, слизистые оболочки, некоторые железы, способствующие выводу переработанных веществ.

Двигательная система организма человека 4 класс

Двигательная система организма по-другому еще называется опорно-двигательной. По сути, эта система является стержнем и каркасом нашего организма. В нее входит скелет с мышечной тканью. Прочный костный столб служит опорой, а мышцы приводят в движение наше тело. Скелет — это примерно пара сотен костей и 640 мышц, некоторые их группы делятся на подгруппы и по отдельности можно выделить около 850 мышц.

Двигательная система не только двигает наше тело, но и служит его прочной защитой. За костным скелетом находятся хрупкие внутренние органы, которые располагаются в скелетных полостях. Так, сердце и легкие защищены ребрами, а мышечная ткань в области живота и спины защищает органы, которые расположены ниже. Благодаря скелету мы можем стоять, а наши внутренности не скатываются в одну кучу.

Нервная система в организме человека 4 класс

Системой, отвечающей за мышление, чувства, речевой поток, согласованность действий, в человеческом теле отвечает нервная система. Она подразделяется на центральную и периферическую. В центральной нервной системе главным является головной мозг, также сюда относится спинной мозг. К периферической относятся нервы и нейроны.

Наш организм контролирует головной мозг, именно отсюда поступают импульсные команды, которые в доли секунд выполняет наше тело. Благодаря неразрывной связи нервной системы с аппаратурой других систем человек может слышать, видеть, разговаривать, запоминать, проявлять эмоции. Другими словами, воспринимать информацию, реагировать на нее, воспроизводить действия.

Схема человек живой организм 4 класс

Человек живое и самое разумное существо, населяющее Землю. В течение всей жизни он изменяется, с самого рождения и до 25 лет он растет, формируется его обличие. В течение всего периода жизнедеятельности ни одна из систем человека не перестает работать, таким образом поддерживается постоянство внутренней среды. Если по какой-либо причине человеку становится некомфортно, он пытается создать уютные для себя условия. Тем самым, он реагирует на окружающую среду: прячется от осадков, уходит в тихое место, если его окружают слишком громкие звуки, включает свет, если становится темно и т.д.

Человек, как и все живые существа, после созревания может воспроизводить потомство. В течение всей жизни он развивается: получает новые знания, навыки в исполнение чего-либо, совершенствует свои знания. Если взять несколько семей, то мы можем заметить, что младшие члены семьи похожи на старших. Поколению передаются наследственные черты лица, фигуры, ровно также могут передаваться какие-то определенные умения, генетические заболевания.

Видео урок как устроен организм человека 4 класс

Организм человека тест 4 класс

Тест 1

Какая из систем руководит работой всего организма, делая его единым целым?

  1. Выделительная система;
  2. Нервная система;
  3. Дыхательная система.

Тест 2

Главный орган дыхательной системы, это:

  1. Легкие;
  2. Язык;
  3. Полость рта.

Тест 3

Из этих запасных частей формируется каркас человеческого организма:

  1. Кости и мышечная ткань;
  2. Штифты;
  3. Пластины.

Тест 4

Сердце приводит эту органическую жидкость в движение. Именно это движется по сосудам и капиллярам:

  1. Кровь;
  2. Желудочная слизь;
  3. Вода.

Тест 5

Самый большой по площади орган человека, защищающий его от воздействия микроорганизмов, грязи, перегрева:

  1. Волосы;
  2. Головной мозг;
  3. Кожа.

Тест 6

Главный орган-фильтр мочевыделительной системы:

  1. Ногти;
  2. Прямая кишка;
  3. Почки.

Тест 7

Главный орган обоняния:

  1. Легкие;
  2. Волосы.

Тест 8

Реакция человека на восприятие положительной или отрицательной информации, как факт выражения, это:

  1. Эмоции;
  2. Аплодисменты;
  3. Слезы.

Тест 9

Когда начинается процесс пищеварения?:

  1. Сразу во время приема пищи;
  2. Спустя 20 минут, после поедания пищи;
  3. За 30 минут до еды.

Тест 10

Чтобы организм был здоров и поддерживал как можно дольше физическую форму нужно употреблять:

  • Фрукты, овощи, воду без газов;
  • Жареное и острое;
  • Газировку с полуфабрикатами.

Доклад организм человека 4 класс, просто и ясно

Человек — это удивительное существо, которое самостоятельно передвигается, может говорить, добывать себе пищу. Внутри него действует целый ряд систем и подсистем, которые работают круглые сутки. Даже если человек находится в покое, то внутри него постоянно происходит движение.

Главными органами человека являются:

  • головной мозг — он раздает команды и без него наше тело не справится;
  • сердце — стучит в течение всей жизни в режиме онлайн, это наш мотор;
  • легкие — без него мы бы просто не могли дышать;
  • почки — помогают выводить жидкость из организма, очищать кровь и насыщать ее нужными веществами;
  • печень — губка нашего организма, которая терпит жирную пищу, газировку и прочие вкусности, благодаря такой пище приходится фильтровать поступающие вещества в усиленном режиме;
  • желудок и кишечник — главные пищевые проводники.

Все эти органы относятся к разным системам, но между собой они едины и заключены в целостный организм.

Человеческий организм полностью адаптирован для земного существования. Он дышит кислородом, а, значит, ему нужна природа. Он питается растительной и животной пищей, ему требуется вода для насыщения организма влагой и поддержания водного баланса. Этот фактор делает его схожим с животными организмами.

Как и любой живой организм, человек наделен системой органов. У каждой аппаратной системы своя функция, принято выделять следующие системы:

  • Опорно-двигательную;
  • Нервную;
  • Дыхательную;
  • Пищеварительную;
  • Выделительную;
  • Кровеносную;
  • Репродуктивную;
  • Кожную или покровную.

Все эти системы просто не могут существовать друг без друга. Двигательный аппарат (скелет и мышцы) обеспечивают корпусу человека с его органами движение и защиту. Нервная система контролирует импульсы, другими словами, как в компьютере, обеспечивает ввод и вывод информации.Только человек гораздо сложное существо, разум и возможности которого не разгаданы даже более чем на 10%.

Без дыхательной системы жизнь человека попросту невозможна. Как и растениям человеку необходим кислород. Взамен он выпускает водяные пары и углекислый газ. Помимо кислорода человеку нужна и еда, для этого в организме человека предусмотрена пищеварительная система. Еда, попадая через рот путешествует практически по всему организму. Процесс пищеварения начинается прямо сразу во рту, как только слюнные железы начали выделять ферменты и определять пищевой состав. Далее она отправляется по трахее в желудок, там соединяется с желудочными соками под действием поджелудочной железы. Далее пища путешествует по кишечнику, где происходит всасывание полезных веществ в кровь.

Кровь в свою очередь разносит вещества по всему организму, снабжая его энергией и питательными элементами. А после ненужные (переработанные и вредные) вещества выводятся из организма через выделительную систему. Помимо этих систем хочется отметить репродуктивные органы, заключенные в целую систему. У мужчин и женщин они отличаются, но при взаимодействии две разные системы приводят к появлению потомства. И самой большой и не менее важной в организме человека является кожная система. Она выстилает собой эпителий внутренних органов, слизистые оболочки и, конечно, наружный кожный покров. Из-за наличия большого количества пигмента меланина у разных людей может быть разный окрас тела от смуглого до пепельно-черного. Благодаря этому люди различаются на расы, национальности и народности. Но об этом в следующей теме.

Человеческий организм является сложным механизмом, все элементы которого находятся в тесном взаимодействии и занимают в нем определенное место. Изучение расположения внутренних органов человека позволяет понять основы функционирования тела, установить его уязвимые и важные области, диагностировать болезнь по локализации ее проявлений, в экстренном случае оказать первую помощь.

Анатомия человека: фото с надписями

Изучением строения и функций человеческого тела занимается анатомия - раздел биологии. Науками о внутренностях организма и их размещении являются спланхнология и топография.

Принято выделять строение тела:

  • Внешнее - доступное визуальному наблюдению. К нему относят голову, шею, туловище, ноги, руки и так далее;
  • Внутреннее - скрытое от глаз. К такому строению причисляют желудок, мозг, печень, кишечник и прочие.

Основные органы приведены на рисунке. Каждый из них занимает определенное место и выполняет свои функции.

Строение человека целесообразно изучать в разных проекциях. Ниже представлено фото с подробным списком органов с подписями на русском языке для рассмотрения спереди и сзади.

Печень, желудок, кишечник, мочевой пузырь, щитовидная железа лучше визуализируются в передней части тела. Почки, кости таза, лопатки, позвоночник подлежат рассмотрению со спины. Это учитывается при проведении диагностических исследований.

Структуру внутренних органов туловища принято разделять на полости:

  • грудную, включающую плевральную и околосердечную области;
  • брюшную;
  • тазовую.

Первую от второй отделяет диафрагма, выполняющая дыхательную и опорные функции. Органы головы расположены в полости черепа. В позвоночном канале находится спинной мозг и отделы нервных корешков.

В зависимости от назначения, совокупность человеческих органов формирует системы. Основные представлены в таблице, каждая отвечает за определенную функцию, а также взаимодействует с другими.

В организме выделяют системы:

Система Органы, входящие в систему Основные функции
Сердечно-сосудистая Сердце и сосуды Выполняет транспортную задачу, снабжая кровью ткани и органы
Скелетно-мышечная Скелет и мышцы Создает опору и обеспечивает передвижение
Дыхательная Носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, легкие Насыщает кровь кислородом, выводит углекислоту
Нервная Головной и спинной мозг, нервы За счет передачи импульсов регулирует деятельность организма
Эндокринная Эндокринные железы, одиночные гормонсинтезирующие клетки, части неэндокринных органов Отвечает за обменные процессы
Пищеварительная Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень, желчный пузырь и протоки, слюнные железы
Перерабатывает пищу
Репродуктивная Половые пути и железы (у женщин - яичники, у мужчин - семенники) Выполняет функцию размножения
Мочевыделительная Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал Выводит отработанные вещества из организма
Кожных покровов Кожа, слизистые оболочки Защищает тело от воздействия внешних факторов

Вживую изучают расположение органов при анатомировании - разрезании мертвого тела.

Какие органы находятся справа

Чтобы определить, как устроен организм, что и где находится, рекомендуется воспользоваться анатомическим атласом.

С правой стороны тела расположены:

  • часть диафрагмы;
  • правое легкое;
  • печень - ее правая доля и часть левой, лежащие «под прикрытием» диафрагмы;
  • желчный пузырь и протоки;
  • правая почка с надпочечником;
  • часть кишечника - двенадцатиперстная, подвздошная и слепая кишка с аппендиксом;
  • мочевой пузырь - находится ближе к центру нижней области живота;
  • поджелудочная железа - справа располагается ее головка;
  • правый яичник и маточная труба у женщин.

Какие органы находятся слева

На анатомической карте можно рассмотреть, какие есть части тела с левой стороны, и как они располагаются относительно друг друга.

В этой области находятся:

  • левое легкое;
  • часть диафрагмы;
  • сердце - отклонено назад и влево, положение органа - за легкими;
  • желудок;
  • селезенка;
  • поджелудочная железа;
  • левая почка с надпочечником;
  • кишечник - часть тонкой, поперечной и нисходящая толстая, сигмовидная кишка;
  • мочеточник;
  • левый яичник и маточная труба у женщин.

Скелет

Опорно-двигательный аппарат выступает поддержкой и защитой для мягких тканей, обеспечивает движение. Скелет является его пассивной частью, элементом приложения мышц, при этом каждая кость считается отдельным органом. В него входят череп, грудная клетка, позвоночный столб, пояс верхних и нижних конечностей и непосредственно руки и ноги.

На картинке представлен скелет в полный рост с названиями основных костей. Всего их в теле взрослых людей насчитывается до 207.

Кости объединяются и обретают подвижность с помощью суставов, связок и прочих соединений.

Назначение скелета в опоре, движении и защите, в участии в кроветворных процессах и обмене веществ. Последнее обусловлено содержанием в костях костного мозга.

Строение кости представлено на рисунке.

Костная ткань образована из компактного и губчатого веществ. Соотношение их содержания варьируется. Преимущественно компактное вещество составляет 80% костной массы. Этот внешний слой характеризуется плотностью и включает нервы, сосуды, костные клетки.

Губчатое вещество составляет 20% массы скелета. Пористый слой образует решетчатую структуру, что необходимо для хранения костного мозга и запасов жиров.

Кости объединяются и обретают подвижность с помощью суставов, связок, хрящей.

Расположение основных суставов изображено на рисунке.

Эти элементы сравнимы с шарнирами, обеспечивающими плавное скольжение костей за счет содержания специфической смазки - синовиальной жидкости, препятствующей их разрушению. Суставы могут быть неподвижными (фиксированными), частично подвижными (полусуставы) и подвижными (истинные), иметь форму эллипса, цилиндра, шара.

Сочленения обеспечивают движение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга, сохранение устойчивой позы.

Коленный сустав с указанием расположения связок и хрящей изображен на картинке.

Хрящ осуществляет функцию амортизатора, предотвращает истирание костной ткани. Связки соединяют кости, поддерживают мышцы, фасции, они эластичны и гибки.

Голова

Эта часть тела признана главной, поскольку заключает в себе центр управления организмом - головной мозг. Череп служит его защитой. В лицевой части головы расположены основные органы чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса.

Череп

На рисунке обозначены кости, формирующие череп человека.

Орган состоит из 2 отделов:

  • Мозгового , образованного 8 костями. Верхнюю область называют сводом, нижнюю - основанием черепа, которые разделены условной чертой от затылочной части по направлению к лобной над ухом и по подглазничной границе;
  • Лицевого , сформированного из 15 парных и непарных костей. В этой области расположены глазницы, ротовая, носовая, барабанная полости (здесь находится орган слуха). Единственной подвижной костью выступает нижнечелюстная, к которой приложены жевательные мышцы.

Уши

Парный орган слуха находится в височной части головы, крепится к ней с помощью рудиментарных мышц и отвечает за передачу звуковых волн, регулирует равновесие и координацию движений человека.

На картинке представлено схематичное строение его главных отделов:

  • Наружного , куда входят ушная раковина, улавливающая звук, и наружный слуховой проход, содержащий сальные и серные железы.
  • Среднего , представленного барабанной полостью и евстахиевой трубой, связывающей отдел с носоглоткой.
  • Внутреннего уха (перепончатого лабиринта) - включает преддверие, улитку и полукружные каналы, заполненные жидкостью. В этом отделе расположена вестибулярная система, ответственная за равновесие и ускорение.

Устройство органа слуха начинается с внешне обозримой раковины и заканчивается в черепной коробке. Человек слышит в момент достижения звуком барабанной перепонки, колебания которой приводят в движение маленькие косточки - наковальню, молоточек и стремечко. Далее волны передаются специальной жидкости во внутреннем ухе, о чем слуховой нерв сигнализирует головному мозгу.

Глаза

Наглядный рисунок изображает физиологическое строение органа зрения - своеобразного оптического аппарата организма.

Глаза располагаются в передней области головы в глазных впадинах черепа и совместно с веками, бровями, ресницами выступают частью лицевого отдела.

Орган имеет главные составляющие: глазное яблоко и зрительный нерв, а также вспомогательные: веки, слезный аппарат, мышцы, обеспечивающие вращение. Заднюю область век и переднюю яблока покрывает слизистая оболочка - конъюнктива.

Подробная структура глаза представлена на картинке.

Свет от предмета, который видит человек, проходит сквозь роговицу и зрачок в хрусталик. При этом лучи преломляются, и на сетчатке глаза проявляется перевернутое изображение. Далее импульсы по зрительному нерву попадают в мозг, в результате вид нормального положения предмета восстанавливается.

Трехмерное 3D изображение обеспечивается взаимодействием обоих глаз. Они передают вид своей половины предмета в мозг, который соединяет полученные части.

Нос

Орган обоняния размещен в передней части головы, его анатомия включает составляющие: наружный отдел и носовую полость. Внешняя видимая часть состоит из 2 костей, образующих спинку носа и хрящей, формирующих его крылья и кончик.

Носовая полость имеет верхний, средний и нижний ходы.

Она симметрично разделена перегородкой на 2 половины. Спереди посредством наружного носа она сообщается с атмосферой, сзади - с глоткой.

Назначение органа - доставка очищенного, согретого и увлажненного воздуха в легкие, а также в восприятии и распознавании запахов.

Для механической обработки воздушного потока предназначена слизистая оболочка. Ее мерцательный эпителий оказывает очищающее действие, задерживая и изгоняя частички пыли. Слизистые железы способствуют увлажнению воздуха, богатая венозная сеть оказывает согревающий эффект.

Дополнительную вентиляцию обеспечивают околоносовые пазухи, размещенные вокруг полости обонятельного органа. Они также покрыты слизистой оболочкой. 4 пары околоносовых пазух схематично изображены на рисунке.

Ароматические частицы, попадая в нос, оказывают раздражающее действие на обонятельные нервы. По ним сигналы поступают в мозг, который распознает запахи - так осуществляется функция обоняния.

Рот

Ротовая полость считается началом пищеварительного тракта.

В ее строение входят десны, зубы, нёбо, слюнные железы и язык. Своеобразным входом считаются губы, сформированные кожно-мышечными складками. Их повышенная чувствительность обусловлена обширной сетью нервов.

Слюнные железы полости рта бывают:

  • подъязычной;
  • подчелюстной;
  • околоушной.

За счет продукции слизи они обеспечивают постоянную влажность среды. Слюна оказывает антисептический эффект, способствует ощущению вкуса, смачивая почки языка.

Ротовая полость задействована в 2 функциях организма: пищеварительной и дыхательной, а также связана с речью человека. Зубы механически обрабатывают поступающую еду, твердое небо способствует ее размягчению и перемешиванию, мягкое препятствует попаданию в носовую полость.

Из центра последнего выходит так называемая «третья миндалина», назначение которой неизвестно. Однако считается, что она выступает своеобразной заслонкой дыхательного тракта, не давая человеку задохнуться при глотании.

Язык является органом вкуса со множеством сосочков-рецепторов. На рисунке представлено его строение с описанием и указанием участков, ответственных за вкусовое и температурное восприятие.

Кожа

Наружный покров считается самым обширным органом человеческого тела. Строение кожи в разрезе приведено на рисунке.

Покров состоит из эпидермиса, дермы и гиподермы (подкожно-жировой клетчатки).

Придатками считаются потовые и сальные железы, волосяные фолликулы, ногти. В дерме и подкожной клетчатке также обнаруживаются кровеносные и лимфатические сосуды, нервные волокна.

Основной функцией кожи считается защитная. Она противостоит вредному воздействию окружающей среды, охраняет организм от патогенной микрофлоры, повреждений.

Кожные покровы участвуют в обменных процессах, выводят ненужные вещества из организма, регулируют температуру тела. Дерма осуществляет около 2% газообмена в тканях.

Кожа является органом осязания, посредством нервных окончаний импульсы передаются в мозг, формируя восприятие предмета при прикосновении к нему.

Нервная система

На рисунке представлено структурированное описание составляющих нервной системы человека, регулирующей функционирование всех органов человеческого тела. Она объединяет чувствительность, двигательную активность, деятельность иных регуляторных механизмов (иммунного, эндокринного).

Она классифицируется на:

  • Центральную , включающую головной и спинной мозг. Она является основой, имеющей главную функцию - реализацию рефлексов. Мозг управляет работой отдельных органов, систем, обеспечивает их связь между собой и слаженную работу. Высший отдел - кора больших полушарий и подкорковые образования осуществляют целостное взаимодействие организма с внешним миром.
  • Периферическую , к которой относятся черепно-мозговые и спинномозговые нервы и нервные узлы. Соединяет центральную систему с органами. Не защищена костной тканью, поэтому склонна к повреждениям. Функционально периферическая система делится на соматическую, регулирующую мышечную деятельность скелета, и вегетативную, отвечающую за работу органов. Последняя классифицируется на симпатическую, которая формирует реакцию на стресс, вызывая тахикардию, рост давления и так далее, и парасимпатическую, управляющую механизмами расслабления, состояния покоя.

Головной мозг

Орган расположен в черепной коробке и является центром управления телом. Мозг состоит из множества нервных клеток и отростков, связанных друг с другом.

Строение органа насчитывает 5 отделов:

  • продолговатый мозг;
  • средний;
  • промежуточный;
  • задний- объединяет мозжечок и мост;
  • большие полушария (передний мозг).

За высшую нервную деятельность ответственна кора головного мозга, занимающая площадь около 4 квадратных метров.

При этом борозды и извилины делят орган на доли, представленные на рисунке:

  • лобную - обусловливает контроль поведения человека, движение, речь;
  • теменную - формирует большинство ощущений, анализирует информацию, отвечает за способность читать, писать, считать;
  • височную - осуществляет восприятие звуков;
  • затылочную - ответственна за зрительную функцию.

Поверхность мозга покрыта 3 видами оболочек:

  • Мягкой (сосудистой) - прилегает к мозговому веществу, обволакивая извилины и заходя в борозды. Сосудистая сеть питает орган.
  • Паутинной - не имеет сосудов. Не заходит в борозды, эти участки между мозговой и паутинной оболочками заполнены спинномозговой жидкостью.
  • Твердой - надкостницы для внутренней поверхности черепа. Оболочка отличается высокой концентрацией болевых рецепторов.

Спинной мозг

Орган центральной нервной системы расположен в позвоночном канале. Как выглядит спинной мозг, его нахождение и строение указаны на рисунке.

Он разделен на правую и левую части и имеет твердую, мягкую и паутинную оболочку. Между 2 последними существует пространство, изнутри заполненное спинномозговой жидкостью.

В центральной части органа обнаруживается серое вещество, сформированное из нейронов и окруженное белым. Его длина составляет 50 сантиметров, ширина не более 10 миллиметров. Структура органа в разрезе показана на картинке.

Спинной мозг характеризуется прямой связью и взаимодействием с органами, кожными покровами, мышцами.

Различают рефлекторные функции органа, отвечающие за двигательную активность, и проводниковые, которые заключаются в передаче импульсов.

Нервы

Нервы выступают структурными единицами нервной системы, сформированными из сплетения пучков нервных волокон (длинных отростков нейронов). На картинке изображено строение органа и определено его назначение.

Нервы передают импульсы от головного и спинного мозга к органам. Их совокупность формирует периферическую систему.

Нервы имеют различную толщину. Это обусловлено числом и калибром сформировавших его пучков. Крупные называют стволами. Отходя от мозга, они образуют разветвленную сеть, в органах и тканях представлены отдельными волокнами, завершения которых являются нервными окончаниями. На карте указано расположение нервов в организме человека.

Как видно, они пронизывают практически все тело и связывают органы и части в единый механизм.

Грудная полость

В области груди расположены органы:

  • дыхания (легкие, трахея, бронхи);
  • сердце;
  • пищевод;
  • диафрагма;
  • вилочковая железа (тимус).

Сердце

Главный орган системы кровообращения находится между легкими слева от центральной линии груди. Отмечается косое предлежание сердца - широкая часть расположена выше, отклонена назад и вправо, узкая - направлена влево и вниз.

Сердце содержит 4 камеры, отделенных перегородками и клапанами. За счет постоянных ритмичных сокращений орган нагнетает кровь и участвует в ее обработке, способствует распространению биологической жидкости по организму.

Венозная кровь из верхней и нижней полых вен попадает в правое предсердие, затем правый желудочек. Далее посредством легочного ствола она попадет в легкие, где преобразуется в артериальную. Затем кровь возвращается в сердце, левое предсердие и желудочек, поступает в аорту и разносится по организму.

Регуляцию работы сердца производят рецепторы, представленные в его полости и крупных сосудах. Импульсы от продолговатого и спинного мозга вызывают рефлекторную деятельность органа с учетом потребностей организма. При этом парасимпатические нервы передают сигналы, снижающие число сокращений сердца, симпатические - увеличивающие.

Легкие

Самый объемный орган дыхательной системы, который занимает 2/3 грудной клетки. Легкие опираются на диафрагму и направлены к зоне над ключицей. Их поверхность, обращенная к ребрам - выпуклая, к сердцу - вогнутая.

Размеры парных органов постоянно меняются и зависят от глубины и фазы дыхания.

Левое и правое легкое различаются по структуре. Первое содержит 2 доли: верхнюю и нижнюю. У правого есть дополнительно третья, средняя. Доли делятся на сегменты и на лабулы. Покрывает орган дыхания и стенку грудной полости серозная оболочка - плевра.

Трахея

Орган расположен между бронхами и гортанью, выступает продолжением последней. По нему воздух попадает в легкие.

Представляет собой полукольцевые образования из хрящевой ткани, сформированные в виде трубки, берущей начало на уровне 6 шейного позвонка. Треть органа лежит в районе шейного отдела позвоночника, остальная часть - в грудной полости.Трахею также называют «дыхательным горлом».

Орган покрывает слизистая оболочка, задняя стенка сформирована из соединительной ткани с гладкомышечной структурой. Это помогает прохождению пищи по пищеводу, расположенному позади трахеи. Спереди размещена часть щитовидной железы.

Бронхи

Парный орган дыхания в виде трубковидных отростков трахеи, которые разветвляются в легких, образуя их скелет или бронхиальное дерево.

Функции бронхов заключаются в проведении воздуха, его согревании, увлажнении и очищении от пыли, микроорганизмов, вредных веществ. Каждый из них входит в легкие с кровеносными сосудами и переходит в бронхиолы. Эти конечные ответвления завершаются альвеолами, в которых происходит газообмен.

Бронхи покрыты слизистой оболочкой изнутри, их стенки имеют хрящевое строение. Разветвленное дерево снабжено лимфоузлами и нервами.

Брюшная полость

Размещение органов в полости брюшины показано на рисунке.

К данной области относятся:

  • желудок;
  • поджелудочная железа;
  • печень;
  • желчный пузырь и протоки;
  • кишечник;
  • селезенка;
  • почки и надпочечники.

Желудок

Орган ЖКТ является продолжением пищевода, от которого отделен клапаном. Желудок находится под диафрагмой и смещен в левый бок, в область подреберья.

Он имеет мешкообразный вид, форма органа зависит от телосложения конкретного человека.

Размер желудка постоянно меняется, по мере заполнения пищей он вытягивается и давит на диафрагму и поджелудочную железу.

Назначение органа - обработка еды, всасывание некоторых компонентов (сахара, воды и прочих) и дальнейшее ее продвижении в кишечный тракт. Химическое воздействие на пищу осуществляется за счет сока, выделяемого стенками. Содержащаяся в нем соляная кислота оказывает антисептический эффект. Отмечается эндокринная функция желудка, заключающаяся в продукции гормонов и биологически активных веществ.

Печень

Считается самым большим внутренним железистым органом в теле человека. Печень лежит справа непосредственно под диафрагмой. Орган состоит из правой и левой долей.

Главная очистительная функция обусловлена особенностями кровообращения в нем: кровь от кишечного тракта, содержащая токсины, продукты распада, жизнедеятельности микрофлоры поставляется по воротной вене в печень, где происходит детоксикация.

Далее сосуд разветвляется. Кровь, богатая кислородом, попадает в печень по печеночной артерии, которая также разветвляется. В результате по междольковым венам и артериям кровь поступает в синусоиды, при этом смешанная биологическая жидкость течет в центральную вену, далее в печеночные и нижнюю полую.

К функциям органа относятся очищение организма от токсинов, избытков биоактивных веществ (гормонов, витаминов), регуляция обменных процессов, в том числе липидного, синтез желчных кислот, билирубина, гормонов. Печень является депо для крови, пополняя запасы в случае кровопотери.

Желчный пузырь и протоки

Орган расположен в нижнем отделе печени вдоль правой борозды и выступает резервуаром для поступающей желчи.

Он состоит из шейки, дна и тела. По форме пузырь напоминает грушу размером с куриное яйцо. Орган имеет верхнюю и нижнюю стенки, одна из них прилегает к печени, другая смотрит в брюшную полость. Дно сообщается с 12-перстной кишкой и ободочной поперечной кишкой. Накопленная в органе жидкость по желчным протокам поступает в кишечник.

Пузырь подвижен и способен перекрутиться, в результате возможен его некроз. Бывает удвоение органа, аномальное положение в брюшной полости, в том числе внутрипеченочное.

Поджелудочная железа

Полное описание строения и расположение органа изображено на рисунке.

Ей присущи функции внутренней и внешней секреции. Железа выделяет в кровоток гормоны инсулин и глюкагон. Она участвует в выработке ферментов (трипсина, химотрипсина, липазы, амилазы) для переваривания пищи и в обмене веществ: углеводном, белковом, жировом.

Панкреатический сок хранится в междольковых протоках, объединяющихся с главным выводным протоком, который выходит в двенадцатиперстную кишку.

Селезенка

Орган овальной формы лежит в левом боку рядом с желудком. Он соприкасается с ободочной кишкой, поджелудочной железой, левой почкой и диафрагмой. Иногда встречается добавочная долька органа, никак себя не проявляя. Селезенка способна видоизменяться, в зависимости от скопившейся крови.

На картинке видно строение и функции органа.

Селезенка отвечает за происходящие в организме процессы кроветворения и иммунную защиту: накапливает кровь, разрушает поврежденные клетки биологической жидкости (эритроциты, тромбоциты) и чужеродные агенты, депонирует железо.

Кишечник

Признан самым длинным органом, состоящим из тонкого и толстого кишечника. Расположен в нижней области живота.

Трубкообразный орган, в котором всасываются необходимые вещества и выводятся ненужные и вредные, постепенно переходит справа налево из своей тонкой части в толстую и заканчивается анальным отверстием.

Главное назначение кишечника - переработка и усвоение питательных компонентов, поскольку он является конечным пунктом пищеварительной системы.

Также обозначены выделительная, иммунная, секреторная функции. Кишечник предотвращает развитие патогенной микрофлоры, продуцирует иммуноглобулины, Т-лимфоциты, гормоны и витамины.

Аппендикс

Является отростком слепой кишки, расположенным с правой стороны в подвздошной области, спускаясь ко входу в малый таз. В слепую кишку открывается отверстие органа со слизистой заслонкой. При этом характерно частичное или полное зарастание просвета.

Не считается жизненно важным органом, но осуществляет защитную функцию, сохраняет полезную микрофлору, считается инкубатором кишечной палочки, содержит скопления лимфоидных фолликулов, является частью иммунной системы.

При воспалении аппендикс подлежит срочному удалению.

Почки

Парные органы системы выделения находятся в поясничной области позади брюшины на уровне 12 ребра. При этом правая почка расположена немного ниже левой. Органы покрывает фиброзная оболочка.

Анатомия почек представлена на рисунке.

Внутренняя часть органа формирует своеобразные ворота, через которые проходят сосуды, нервы, мочеточник. Последний отходит из лоханки и дистальным концом направляется в мочевой пузырь. Органы регулируют химический гомеостаз, отвечают за мочевыделение, регулируют кровяное давление. Как и печень, почки считаются своеобразным фильтром организма.

Надпочечники

Парные железы эндокринной системы находятся в верхней части почек и состоят из коркового и мозгового вещества.

Органы регулируют обмен веществ, продуцируют гормоны (адреналин, норадреналин, альдостерон, кортикостерон и так далее), помогают организму приспосабливаться к неблагоприятным условиям существования и стрессам.

Дисфункции органа приводят к тяжелым патологиям.

Надпочечники способны увеличиваться в размерах при длительной стрессовой ситуации, возможно истощение, когда им становится не под силу продуцировать гормоны.

Органы большого и малого таза

Таз относится к нижней части туловища. Эту область образуют 2 тазовые кости, крестец и копчик. Большой таз с передней стороны ограничивается перегородкой брюшины, с задней - позвоночником, с боковых - частями подвздошных костей. Малый проходит от лобка, завершается крестцом и копчиком, сбоку - костями седалища.

К внутренним органам области относятся кишечник, мочевой пузырь, мочеточник, гениталии.

Мочевой пузырь

Орган расположен в нижней части тазовой зоны за лобком.

На рисунке наглядно изображено строение пузыря, представляющего собой резервуар для накопления мочи, которая периодически выводится из тела.

Орган эластичен, способен сжиматься или вытягиваться, при наполнении жидкости растет вверх, касаясь брюшной стенки.

В его среднюю часть с обеих сторон впадают мочеточники, нижняя область формирует шейку, сужается и переходит в мочеиспускательный канал. Здесь расположен внутренний сфинктер, препятствующий непроизвольному мочеиспусканию.

Мочеточники

Орган находится выше мочевого пузыря и соединяет его с почкой.

Мочеточник имеет трубчатое строение и предназначен для прохождения мочи за счет сократительных движений его сегментов. Это обусловлено наличием во внешней стенке мышечного слоя.

Изнутри орган покрыт слизистой оболочкой. Мочеточники имеют механизмы, предупреждающие рефлюкс (обратный заброс) содержимого мочевого пузыря.

Прямая кишка

Орган является конечной частью толстой кишки, расположен книзу от сигмовидной до ануса. Находится на уровне 3 крестцового позвонка.

У мужчин прямая кишка прилегает к мочевому пузырю, простате, семенным пузырькам, у женщин - к задней стенке влагалища и матке.

В орган попадает пища, которая не усвоилась в тонкой кишке и вода. Там же находятся клетчатка, желчь, соли, бактерии. В прямой кишке происходит окончательное расщепление пищи, формирование кала с помощью пищеварительного сока и его выведение.

Мочеполовая система

К данной системе относятся мочевыделительные и репродуктивные органы человека.

Общими для мужчин и женщин являются:

  • почки;
  • мочеточники;
  • мочевой пузырь;
  • мочеиспускательный канал.

Однако из-за различий устройства половой системы обоих полов, выделяют особенности строения и размещения органов, изображенные на картинках ниже.

Мужчины

Общее строение мочеполовой системы дополняют мужские органы:

  • Простата - предстательная железа, которая размещена ниже мочевого пузыря, ее выводные протоки открываются в уретру. Функции органа заключаются в продукции секрета (составной части спермы), содержащего иммуноглобулины, ферменты, витамины и прочее. Является клапаном, блокирующим выход из мочевого пузыря при эрекции.
  • Яички - парные органы представлены в мошонке и могут отличаться размерами, размещаться на разном уровне. В них формируются сперматозоиды - мужские половые клетки и стероидные гормоны (преимущественно тестостерон).
  • Семявыносящий проток - парный орган, связывающий проток придатка яичка и выделительный проток семенного пузырька.
  • Пенис (половой член) - наружный орган мужчины, выполняющий мочевыделительную и репродуктивную функции.

Женщины

В данном случае к общим органам урогенитального тракта дополнительно относятся женские органы:

  • Матка с придатками - осуществляют репродуктивную функцию. Матка является органом с гладкомышечной структурой и размещена в середине полости малого таза. Состоит из дна, тела и шейки. Предназначена для вынашивания плода и его последующего изгнания, участвует в менструальной функции, синтезе простагландинов, релаксина, половых гормонов. К придаткам относят фаллопиевы трубы, соединяющие яичники с маткой.
  • Яичники - парные женские органы, являются местом созревания половых клеток и отвечают за продукцию гормонов. Состоят из соединительной ткани и коркового вещества, содержащего фолликулы в разных стадиях развития.
  • Влагалище - внутренний трубчатый половой орган у женщин, размещается между мочевым пузырем спереди и прямой кишкой сзади. Осуществляют репродуктивную, защитную, родовую функции.

Пищеварительная система

Включает органы желудочно-кишечного тракта и вспомогательные.

К первым относятся:

  • ротовая полость;
  • глотка;
  • пищевод;
  • желудок;
  • кишечник.

Вспомогательными органами пищеварения, способствующими перевариванию пищи, считаются:

  • слюнные железы;
  • желчный пузырь;
  • печень;
  • поджелудочная железа и так далее.

Кровообращение

Непрерывный кровоток в организме, обеспечивающий органы и ткани питанием и кислородом и удаляющий из них продукты переработки, производится посредством замкнутой сети сосудов.

В теле человека различают большой и малый круги кровообращения. Их расположение, строение артериальной и венозной систем представлено на рисунке.

Малый круг исходит из правого желудочка: венозная кровь выбрасывается при сокращении в легочный ствол и следует в легкие, где осуществляется газообмен (насыщение кислородом). Артериальная кровь по легочным венам направляется в левое предсердие, замыкая круг.

Большой круг кровообращения берет начало в левом желудочке. Во время его сокращений артериальная кровь поступает в аорту, артерии, артериолы, капилляры всего организма, отдавая тканям питательные компоненты, кислород и забирая продукты метаболизма, углекислоту. Далее венозная кровь следует по венулам и венам в правое предсердие, замыкая круг кровообращения.

Лимфатическая система

Считается составляющей сердечно-сосудистой системы, участвует в обменных процессах и очищении организма. Не замкнута и не имеет насоса.

К лимфатической системе относятся:

  • капилляры;
  • сосуды;
  • узлы;
  • стволы и протоки.

Железы

Эндокринная система отвечает за стабильность деятельности органов, регулирует их работу, рост и развитие.

Расположение основных желез у мужчин и женщин изображено на рисунке:

  • Щитовидная железа продуцирует гормоны, участвующие в обмене веществ, влияющие на рост, потребление кислорода (кальцитонин, тироксин, трийодтиронин).
  • Паращитовидные отвечают за уровень кальция в организме.
  • Тимус играет важную роль в иммунной системе, продуцируя Т-лимфоциты и гормоны (тималин, тимозин и другие).
  • Надпочечники синтезируют гормон адреналин, запускающий реакцию на внешний стресс.
  • Поджелудочная железа продуцирует инсулин, глюкагон и ферменты для переваривания пищи.
  • Половые железы (яичники, семенники) выполняют функцию репродукции.
  • Гипофиз и гипоталамус формируют гипоталамо-гипофизарную систему. Гипофиз регулирует деятельность всей эндокринной системы, продуцирует соматотропин.
  • Эпифиз противодействует гормонам роста, замедляет прогрессирование опухолей, влияет на половое развитие, контролирует водный баланс в организме и смену фаз сна, отвечает за мышечные сокращения.

Мышцы

Мышечная система человеческого тела является составляющей опорно-двигательного аппарата. Она приводит в движение различные его части, поддерживает позу, обеспечивает дыхание, глотание и так далее.

Мышцы сформированы из эластичной и упругой ткани, содержащей миоциты. Под влиянием сигналов, отдаваемых нервной системой, они сокращаются. Однако для мышечной системы характерно утомление. Наиболее сильными выступают икроножные и жевательные мышцы, обширными - ягодичные, отвечающие за движения ног.

Выделяют виды мышц:

  • скелетные - прикреплены к костям;
  • гладкие - представлены в стенках органов и сосудов;
  • сердечная - находится в сердце и постоянно сокращается на протяжении всей жизни.

Анатомия детей

Строение тела ребенка имеет некоторые особенности. Основное отличие от взрослого организма заключается в меньшем росте и размере органов.

У парней и девочек подросткового возраста строение постепенно становится идентичным взрослому.

Особенности организма детей приведены на рисунках ниже.

Скелет новорожденного ребенка имеет 270 костей, что больше, чем у взрослого человека (до 207 костей). В дальнейшем некоторые из них объединяются.Мышцы развиты слабее, чем у взрослых. С возрастом они удлиняются и утолщаются.

Расположение органов пищеварения не имеет значительных отличий.

Беременная женщина

Физиология тела девушки при беременности с ростом срока значительно изменяется. Увеличивается размер матки, основные органы поднимаются, формируется плацентарная система кровообращения.

Повышается масса сердечной мышцы, выброс крови и ее объем. Отмечается увеличение емкости легких, усиливается их работа. Становится напряженной деятельность почек, снижается тонус мочевого пузыря. Повернувшись вправо, матка может стать причиной затруднений оттока мочи из правой почки, повышая риск развития гидронефроза.

Изменения строения тела беременной женщины приведены на рисунке.

После родов органы занимают прежнее положение.

Картинки строения человека для детей

Чтобы показать ребенку, что находится внутри тела человека, можно воспользоваться разными способами. Для малышей подойдут красивые и красочные картинки организма.

Целесообразно использовать пазлы и раскраски.

Детям постарше будут интересны модели и макеты с органами.

Они выглядят как настоящее тело человека, при этом являются сборными

Полезное видео