Куда склоняет приходское духовенство протоиерей андрей ткачев - инок аркадий. «У меня была команда, я был тренером». Перемены в ногу со временем

Над Православием на Украине сегодня нависла страшная угроза - угроза нового раскола, «канонически-автокефального», который может в конечном итоге погубить миллионы душ. И как это всегда бывало в критические для Церкви времена, когда насаждались расколы, ереси, унии или вероотступничество, огромное значение будет иметь позиция приходских священников - белого духовенства.

А белому духовенству уже стало почти невозможно сохранять свой приход, по крайней мере, в центре, и оставаться русофилами. И многие из них стали склонятся в сторону русофобии, даже если раньше говорили о единстве РПЦ. Из приходских священников на Украине, пожалуй, самый известный - протоиерей Андрей Ткачев, настоятель киевских храмов свт. Луки и прп. Агапита Печерского. Он также является известным проповедником, публицистом и ведущим телепрограмм на церковную тематику. О. Андрей Ткачев также является сотрудником Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ (МП), членом редколлегии и ведущим автором журнала Ионинского монастыря «Отрок». Поэтому позиция такого известного священника по такому важному вопросу как автокефалия УПЦ имеет огромное значение. В том числе, и для сотен не очень духовно образованных и эрудированных настоятелей храмов как в столице так и в глубинке. Для них она будет «знаковой». Дескать, если уж такой «умница» и богослов-проповедник как о. Андрей такого мнения об автокефалии - то, следовательно, и нам, простым священникам желательно ее придерживаться.

Андрей Ткачев пришел в Церковь уже во взрослом возрасте, что в принципе типично для поколения, чье становление пришлось на времена развала СССР. Изначально Андрей Ткачев был человеком эрудированным умел и любил много читать поэтому довольно быстро восполнил тот информационный пробел, который к сожалению имеется у большинства наших граждан в силу атеистического воспитания в школе и зачастую в семье. И есть немало свидетельств того, что впервые годы своего священства о Андрей, как неофит отличался идеалистическими взглядами и особо за мирской славой и мирскими благами не гонялся, а также ревностно исполнял свой пастырский долг. На первых порах это и ему и Церкви помогло - храм во Львове, где он был настоятелем, являлся сосредоточением полноценной церковной жизни во враждебном униатско-раскольничьем окружении.

Однако время шло, о.Андрея заметили, дали эфир на телевидении, перевели в Киев, сделали настоятелем одного из быстро развивающихся киевских приходов. Материальное благополучие о. Андрея и его семьи значительно возросло. И здесь, увы, в о. Андрее начал просыпаться обычный приспособленец-карьерист.
Стало очевидно, что чем дальше - тем больше, что он колеблется только вместо с «генеральной линией партии» то бишь либерально-автокефального лобби в митрополии УПЦ (МП).

Особенно «флюгерным» поведение о. Андрея Ткачева стало в последние годы, когда в УПЦ стремительно развиваются афтокефалистско-экуминическо-либеральные тенденции. О. Андрей явно «прочувствовал» аппаратным чутьем все усилия «драбинковско-коваленковского лобби» в митрополии на разрыв с Русской Православной Церковью, на экуменизм, обновленчество и «европеизацию» и недвусмысленно ее поддерживает. И драбинковцы это с благодарностью отметили, почему и дают ему эфир и место в газетах. И это его подхалимство не может не вызывать чувства омерзения у всякого нормального человека.

Он в этом году даже не выступил против «гей-парада», несмотря на просьбы православных мирян. Это слишком «нетолерантно» для Драбинко. Выкинут из Киева в деревню - и конец материальному благополучию и славе нашего говоруна.

А недавно о. Андрей принял участие в дискуссии с известным политиеческим клоуном и провокатором Дмитрием Корчинским - лидером Всеукраинской политической партии «Братство», которая состоялась в «Inpress-клубе» Киева и была посвящена религиозности украинцев и 1025-летию Крещения Руси. Вообще «низводить» себя до уровня придворного шута олигархов Корчинского в последнее время мало кто решается, настолько это деятель себя дискредитировал.

Также известно, что Корчинский в свое время поставлял боевиков для чеченских сепаратистов, воевавших против России. Потом вроде как каялся, потом снова поливал Россию грязью. И сам факт того, что о.Андрей, который формально заявлял, что он русский, сторонник России и Русского мира не считает для себя зазорным с таким деятелем беседовать перед телекамерами, говорит о многом.

«Спрыгнуть» с темы поддержки Русского мира, с которой он начинал, непросто - обвинят в непоследовательности - о. Андрей потихоньку от Русского мира дистанцируется. В частности в дискуссии с Корчинским он весьма сдержанно высказался в отношении доктрины Русского мира, выдвинутой Патриархом Кириллом. «Русский мир — это рабочая идея. Я к ней отношусь как к рабочей идее, - сказал о. Андрей Ткачев. - Пользуясь случаем, должен с сожалением сказать, что земля, на которой я родился, вырос, которая меня воспитала, не рождает идей — идеи Украинского мира нет, а идея Русского мира есть. При том, что она уязвима, это рабочая идея, с ней можно спорить».

Между тем известно, что к идее «украинского мира» вплотную подошел Александр Драбинко (правда она в его представлении носит названии «киевской идеи». Что ж, ненавязчиво, но быстро Ткачев эту идею Драбинко развивает. Ну, а с идеей Русского мира, по словам о. Андрея Ткачева, «можно спорить», т.е. реально он уже готов от нее отказаться.

Интересно также, как сам протоиерей Андрей Ткачев признался в якобы своих промосковских взглядах. «Да, я москвофил, причем очень убежденный, сердечно, а не головой. Когда я приезжаю в Москву, я чувствую, что это богатырь, который просыпается. Когда я приезжаю откуда-то в Украину, я чувствую, что это богатырь, который спит», - сказал он. Так что и здесь получается, что от темы «Русского мира» к «украинскому» недалеко. Украина тоже, мол, богатырь, только спящий. Хотя даже сравнивать мелкое и зависимое государство с ядерным гигантом просто смешно.

Это уж как бы призыв к Корчинскому и другим провокаторам - «вы будите Украину - а мы поможем». Однако самое главное, чем о. Андрей подобно советскому замполиту выступает «в полном согласии с линией партии», так это в вопросе автокефалии. Он, в частности, открыто заявил, что не видит ничего плохого и в идее автокефалии УПЦ. «Идея автокефалии демонизирована поспешностью шагов и личностями некоторых людей… В общем эта идея ничего плохого в себе не содержит, поэтому здесь нужен консенсус иерархии и народа. А в принципе, идея хорошая», - заявил протоиерей Андрей Ткачев также высказав уверенность, что «автокефальные тенденции внутри УПЦ МП напрямую зависят от живучести автокефальной идеи». Таким образом он как бы призывает верующих «проникнуться» идеей автокефалии, чтобы она была «живучей».

В чем же сегодня о. Андрей полностью согласен — так это с «европейским выбором» Украины. О Андрей заявил, что Украина «это европейская страна, это факт». Более того, по его мнению, украинское Православие от передовых европейских идей «отстает».

«Я не вижу никакого церковного возрождения, - оценил о. Андрей нынешнее состояние дел в УПЦ. - Поп ходит, кадилом машет, народ идет с яичками тогда-то, а с веточками тогда-то, и все это в ХХІ веке совершенно не рабочая идея, она не живучая. Это отрыжка ХІХ века, это последыши древних идей западной Европы, которые уже пережиты в самой Европе».

Таким образом, соблюдение простыми верующими церковных обычаев и традиции о. Андрей считает «не рабочей идеей» и «отсталостью». Дескать, Европа это давно пережила. А что тогда должны желать верующие чтобы «соответствовать современной Европе»? Участвовать в «гей парадах», которые он уже перестал осуждать? В ХІХ веке в Европе этого точно не было - а сейчас есть. Такое действо, кстати, в этом году и пытались организовать под охраной свыше 1000 милиционеров из «Беркута» возле храма о. Андрея недалеко от пушкинского парка полсотни европейских извращенцев.

Так что тенденция ныне наблюдается устрашающая - массовое приспособленчество духовенства под волю кучки «автокефалистов» становится печальным фактом.

У некоторых людей вызывает удивление (а порой и возмущение), что священникам выплачивается жалование из пожертвований верующих на храм. Видимо, борцам за чужое не-стяжание в голову едва приходит, что священник и его семья - это тоже люди, нуждающиеся в некоторых материальных благах (пище, одежде, крыше над головой), получаемых в обмен лишь на денежные знаки.

Но вот что непонятно совершенно — это подобные высказывания отдельных священнослужителей. Собственно, данная статья и родилась, как горький ответ реальных священнических семей на очень красивые теоретические (но абсолютно оторванные от реальности) высказывания о.Андрея Ткачёва.

Напомним, что прот.Андрей Ткачев в одном из выпусков телепередачи «На сон грядущим» (ТК КРТ, тема «О деньгах») говорит, ссылаясь на ап.Павла: “чтобы не показаться в глазах людей которым он проповедовал стяжателем, Павел у них ничего не брал, и говорил что нуждам моим и тех которые со мною послужили руки мои сии, он был делатель палаток.” Основываясь на 9-ой главе послания ап.Павла к коринфянам, о.Андрей утверждает, что священники «обязаны работать. Кроме того, чтобы служить, и проповедовать, и питать вас Таинствами, мы, как Павел, обязаны работать и быть от вас независимыми» , а служить безвозмездно, «ради Христа Иисуса, а не ради хлеба куса». Сегодня, по мнению батюшки, любому священнику необходимо стать независимым от приношений паствы, з арабатывая деньги на светской работе или в собственном подсобном хозяйстве: «сегодня очень важно, чтобы священник параллельно имел образование или юридическое, или педагогическое, или медицинское. Или бы он в селе своем, например, служа, имел бы пасеку, или рыб разводил, или сад, вишневый или яблочный имел. И трудился от рук своих или от ума своего и в карман к пастве не заглядывал…Как Павел делал, и нам так нужно». Вот практический пример решения подобной проблемы, по о.Андрею: «Любой труд полезен. У нас сегодня строится храм, у меня на приходе, и у нас крановщик - священник. Нет на приходе людей, приход вымирает, некому молиться, прокормить свою семью он не может. Он уехал из далекого городка к нам сюда в столицу и на кране между небом и землей висит пять дней в неделю. И там молится и поднимает раствор, кирпич и так далее. А в субботу и воскресенье служит с нами. Независимый от паствы, ну хотя бы потому, что паства такая бедная сегодня стала и малочисленная, вымирающий поселок. Но так или иначе…»

Как известно, Св.Писанием можно обосновать всё, что угодно. Для этого достаточно вырвать из общебиблейского контекста отдельные цитаты, подтверждающие собственное богословское мнение. При этом игнорируются все «нежелательные» слова Писания, а главное - общецерковный опыт понимания этих Библейских мест. Именно так возникали расколы и ереси; именно по этой схеме возник протестантизм, продолжающий делиться и дробиться на бесчисленные противоречивые учения, сходные лишь в одном - все они живут «точно по Библии»

К сожалению, Библейскую аргументацию уважаемого и любимого многими о.Андрея Ткачёва, очень выборочно цитирующего ап.Павла в вышеупомянутой передаче, также нельзя назвать добросовестной.

Действительно, ап.Павел неоднократно подчёркивал свою полную материальную независимость от общины, пока в ней жил, учил и проповедовал. Однако он с благодарностью принимал от этой же общины любые дары и пожертвования после своего ухода. Например, трудясь в Фессалониках, и подчёркивая свою независимость от пожертвований фессалоникийской общины, ап.Павел в то же время с благодарностью принимает пожертвования христиан из Филипп, где он трудился несколько раньше: «вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду» (Фил.4:15-17). Точно так, трудясь в Коринфе, и отказываясь принять помощь от коринфян, Павел принимает приношения от Македонских и других церквей: «Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии» (2Кор.11:8,9).

Причина такой политика Апостола ясна и вполне оправдана: пока Павел находился в каком-либо месте, он отстаивал свою абсолютную независимость, не будучи обязанным никому. Ведь крайне трудно принять дар от кого-либо, а потом обличить его или проповедовать против него. Пока Павел находился среди филиппийского братства, он не мог быть обязанным кому-либо. Но после его ухода условия изменились. Тогда он мог принять любой дар, доказывавший любовь филиппийцев к нему, ибо тогда он не был обязан кому-либо в Филиппах. Столь же невозможным было для Павла принять материальную поддержку от коринфян, пока он находился у них и сохранять необходимую независимость. Он не был непоследовательным, а лишь поступал мудро (комментарий Баркли).

При этом не нужно забывать тот факт, что белое (т.е.женатое) духовенство не может следовать примеру ап.Павла просто потому, что Павел не имел семьи и детей. Священнику нужно не только печься о собственном пропитании, но и о том, чем кормить семью, - и это в условиях постсоветской церковной разрухи, когда большинство приходов требуют максимального внимания и сил священнослужителя. Нередка следующая картина, которую застаёт среднестатистический батюшка, приехав на свой приход: храм, требующий ремонта (варианты: храм полуразрушен/ разрушен/храма нет совсем - его священник сам должен будет построить); весьма малочисленные прихожане, чьи познания в Православии сводятся к набору псевдоцерковных примет и суеверий; отсутствие людей, знающих устав и способных петь-читать на клиросе; засилие сект или откровенного язычества и т.д. Если священник в таких условиях будет “плести палатки” , чтобы прокормить семью, кто будет заниматься миссионерством? Кто будет искать благодетелей для строительства разрушенных храмов и восстанавливать эти храмы? Кто будет посещать людей на дому? Кто будет вырывать заблудших из рук сектантов, наводнивших наши города и сёла?
Св.Писание неоднократно подчёркивает право благовествователей питаться от пожертвований. «Трудящийся достоин награды за труды» , - говорит Спаситель, посылая апостолов на проповедь (Лук.10:7). «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне» , - пишет ап.Павел филиппийским христианам, присылающим ему пожертвования для продолжения его миссионерских трудов (Фил.4:10). Сам Апостол, не имевший жены и детей, и возможно именно по этой причине не всегда пользовавшийся своим правом «питаться от святилища» (1 Кор.9:13), в отличие от о.Андрея, отстаивает это право для других священнослужителей. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» - даёт ап.Павел последние наставления Тимофею незадолго до своей казни (1Тим.5:17,18). Он призывает Тимофея, не смущаясь, принимать материальную помощь общины (комментарий Брюссельской Библии на 2 Тим.2:4-6).

Причина этого вполне ясна: священство - это не ремесло, а служение, подобное службе военного. Чтобы в нём совершенствоваться, человек в идеале не должен распыляться на заботу о пропитании. В первом официальном собрании законов Римской империи - Кодексе Феодосия - сказано: “Мы запрещаем людям, занятым на военной службе, заниматься гражданскими профессиями”. Говоря о священстве в контексте материального обеспечения священнослужителя, ап.Павел сравнивает его именно с военной службой: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?» (1Кор.9:7), «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:4). Солдат - это только солдат, также и священник - это только священник, который должен сконцентрировать все свое время, все свои силы, и что особенно немаловажно - все свои помыслы на служении. Если все офицеры большую часть времени начнут заниматься частным извозом или разгрузкой вагонов - армии конец. Если все священники большую часть времени начнут тратить на зарабатывание денег - конец Церкви.

Об этом же говорит и Устав Православной Церкви: об обязанности (а не добровольности) прихожан содержать своего священника. Хорошо, когда священнику удается совмещать свою пастырскую работу со светской, но практика показывает, что это далеко не всегда возможно без ущерба для священнического служения. Для того, чтобы приход жил, священник должен жить приходом, а не посторонней работой и мыслями о заработке на хлеб насущный, что нам и предлагает о.Андрей. «Нехорошо, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян.6:2); именно поэтому - чтобы забота о его собственном столе не заменяла священнику заботы о проповеди Слова Божия - в некоторых поместных Православных Церквях (например, Кипрской) священнослужителям вообще не разрешаются никакие подработки на стороне. Того же мнения придерживается и нынешний Патриарх Московский Кирилл: приходской священник не должен быть «обременен постоянными поисками средств на содержание себя и своей семьи», он не должен искать подработки на светских должностях, но должен полностью сконцентрироваться на своём служении (из доклада Патриарха на епархиальном собрании, Москва, декабрь 2009 г)

Вопрос о том, на какие средства должен жить священник и его семья - гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Дело здесь в том, как мы на самом деле относимся к священнику и его служению. Считаем ли мы, что священство - это не более, чем хобби, которым достаточно заниматься пару раз в неделю в перерывах между основной работой (крановщиком, юристом или учителем), причём священник сам же должен это «хобби» оплачивать? Или же мы признаём, что священство - это самоотверженное служение, которое должно занимать все силы и время служителя? В той клятве, которую даёт любой священник перед рукоположением, есть такие слова, что отныне он полностью посвящает себя служению Алтарю и приходу. Совершенно непонятно стремление о.Андрея превратить всех священников в светских работников, изредка исполняющих своё служение в нерабочее время. Ненормальна ситуация, когда священник вынужден пренебрегать своими обязанностями пастыря и искать другой способ поддержать материальное состояние своей семьи и своего храма. Такой человек просто будет не в состоянии часто служить, проповедовать, миссионерствовать, восстанавливать храмы, посещать школы, больницы, тюрьмы, ездить в отдаленные села и деревни, в которых нет собственных храмов, заниматься самообразованием — т.е. исполнять свои прямые священнические обязанности.

Почему получать деньги от служения - это “стяжательство”, а всю неделю, вместо заботы о храме и пастве, пахать на свой карман - это не стяжательство, не обворовывание собственных прихожан? Батюшка столько раз говорит о том, что священник обязан работать: как можно меньше брать от прихожан, и как можно больше зарабатывать самостоятельно. Именно обязан. Встает вопрос: а кто тогда обязан служить, если священник большую часть своего времени будет занят зарабатыванием денег для себя? Кто обязан в любой момент все бросить и поехать за несколько десятков километров напутствовать умирающего в глухом селе? Кто обязан в любое время по телефонному звонку, даже ночью окормить пасомого? Кто обязан искать спонсоров для строительства храма, а затем и строить сам храм, беря на себя функции администратора, прораба и завхоза в одном лице? Кто кроме священника обязан остановить самоубийцу, заниматься с молодежью, доказывать администрации, что жизнь района надо улучшать, и брать на себя конкретные шаги по улучшению? Нет, оказывается, 5 дней в неделю он должен быть крановщиком, и лишь иногда, в свободное от этой работы время, - ещё и священником. Двум господам работать…

Если мы хотим, чтоб священник был “без страха и упрека”, умел катехизировать, вести полемику с иноверцами, посоветовать в жизненной ситуации, был молитвенником и эрудитом хотя бы в своей области (а для священника желательно наличие еще и светского образования) - тогда он должен заниматься только своим делом, как хирург, как учитель. Если мы говорим хирургу, чтоб он оперировал за бесплатно, а по ночам подъезды мыл, то сами будем виноваты, когда попадем на операцию к человеку, засыпающему в оперблоке и потерявшему квалификацию.

Пример, который привел о.Андрей в конце беседы, вообще не следовало бы озвучивать зрителям, тем более в положительном ключе. Ситуация священника, бросившего нищий приход и семью, ради работы на стройке в столице - это позор и развал нашей Церкви, который нам предлагается поддержать! Это должно стать болью каждого православного: и мирянина, и священника, и архипастыря. Если к настоятелю большого прихода приходит его бедствующий собрат, то предложить ему работу на кране - это не помощь, но следующий шаг, подталкивающий священника ещё дальше в мiр, отдаляющий его ещё больше от паствы и Престола. А почему бы о.Андрею не помочь бедному батюшке по-другому? Можно на своем приходе организовывать регулярный целевой сбор средств для бедствующего прихода. Можно заглянуть в свою ризницу - а вдруг там есть комплект облачения, который может еще быть использован по назначению, а не пылиться в ненужности и забвении в закромах. Так же можно поступить и с книгами, и с церковной утварью. В любом случае помощь и внимание дадут силы бедному священнику, поддержку и ощущение того, что он не брошен, что он не один, ведь уныние идет под руку с бедностью. Стоит упомянуть и еще один момент: строительные специальности имеют повышенный риск травматизма. Сможет ли продолжать служение священник, в случае, если, не дай Бог, с ним произойдет несчастный случай?

Если верить Руссо, французская королева Мария -Антуанетта, будучи оповещенной о голоде среди французских крестьян, ответила буквально следующее: «Если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные!». Один из Российских губернаторов, комментируя журналистам ситуацию с пробками на Ленинградском шоссе, предложил автолюбителям пересаживаться на вертолеты: «Я летаю на вертолете. Вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин». Не менее легкомысленным является и призыв известного (и, очевидно, небедного) столичного настоятеля отказываться от священнических зарплат и искать средства для жизни подработками на стороне.

Неужели жизнь о.Андрея совершенно оторвана от той реальности, в которой живёт абсолютное большинство его собратьев-священников? Скорее всего, он просто не знает о том, что многие рядовые священники имеют максимум 1-2 выходных в неделю, служат годами без отпусков, и при этом вынуждены содержать семьи (часто многодетные) на весьма скромную священническую зарплату. Как в таких условиях возможно содержать семью на какие-то иные доходы? Какому работодателю нужен такой работник, у которого постоянно то службы среди недели, то отпевания, то венчания, то Крещения?

Священник всегда несет ответственность за свои слова: ответственность и перед зрителями, и перед своими же собратьями-священниками. Тем более, если эти слова противоречат Св.Писанию, а сказаны на такую обширную аудиторию. Не забыл ли об этом о.Андрей?

Слова о.Андрея вызвали недоумение и несогласие среди жен православных священнослужителей: среди тех женщин, которые изо дня в день видят все тяготы священнического служения и являются зачастую первыми помощницами своих мужей. Эта статья, собственно, и родилась в результате интернет-дискуссии между супругами священников ПЦ. Вот что пишут матушки комментирую выступление о.Андрея:

Елена, 45 лет, Россия: Я вот посмотрела и думаю, где взять еще 24 часа в сутки, или хотя бы 12, чтобы работать еще где-то, кроме служения в церкви? Наш Владыка благословляет на мирскую работу в очень исключительных случаях. Мой муж работал, пока не стал настоятелем. А потом физически не стало времени.

Мария, 50 лет, Россия: Не знаю, когда можно работать. И так мой муж в отпуске лет 15 не был. А среди недели тогда как служить? Какой работодатель будет постоянно отпускать работника на службы и требы? Осталось еще врачей и учителей послать разгружать вагоны и кирпич класть - а лечить и учить будут в свои выходные.

Ужаснула ситуация священника-крановщика: и дети у него как сад-огород растут, и жена старится, не видя свою половинку годами. После нескольких лет такой жизни, все заработанное батюшка истратит на свое лечение и еще не хватит. Не может человек трудиться без выходных и праздников. Есть предел физическим возможностям организма.

Екатерина, 25 лет, Россия: И без того очень грустно и больно от того, какие зарплаты получают священники. Их просто не хватает на жизнь. Возникает ужасное противоречие: священники должны посвящать себя служению, а им приходится посвящать себя выживанию. Все больше убеждаюсь, что гораздо удобнее вести жизнь христианскую будучи семьей прихожан, а не семьей священнослужителя. Так много говорится про взаимопомощь и христианское милосердие, но на деле … если уж пошел на подвиг (служение в сане, рождение многих детей без хорошего материального обеспечения), то рассчитывать стоит только на Бога и на себя. Что касается подработки - это просто смешно. Где может подрабатывать человек, у которого максимум полтора выходных в неделю?

Светлана, 35 лет, Россия: В городском храме, к сожалению, благочинный-настоятель не понимает как жить многодетному отцу с семьёй на зарплату чуть больше прожиточного минимума. Не жалуюсь: слава Богу не голодаем, есть что одеть, пусть и не всегда новое.

Александра, 39 лет, Россия: Мой муж служит 5 дней в неделю, а в два “выходных” ходит на работу. Понятно, что за два дня в неделю много денег не заработаешь. Да и не увольняют его только потому что он там много лет трудится. В храме муж старается не распространяться о том, что работает. Только долго ли человек может прожить без выходных?

Татьяна, 38 лет, Россия: У моего мужа выходных нет вообще. В прежней епархии за 14 с лишним лет служения вынужденные выходные дни можно посчитать по пальцам, и 2 раза за это время отпуск по 2 недели. На нынешнем одноштатном приходе выходных дней в принципе не бывает, за лето с семьей провел два раза сутки - приезжал к нам в деревню. Служить в храме мой муж любит, и работать умеет: постоянно помогает наладить то отопление, то электрику в храмах, то закупает для других храмов необходимое, решает много вопросов. Постоянно что-то строит или восстанавливает.

На семью только совсем нет времени, и мне кажется, что многие годы, когда на семью не было сил и времени, не прошли даром: он живет интересами прихода, благочиния, епархии, дальних храмов, а мне приходится дома быть и за папу, и за маму. Семья многодетная, бабушки и дедушки живут далеко. Я сейчас вынуждена выйти на работу, потому что зарплаты мужа хватает впритык, он из храма копейку лишнюю не возьмет. Продукты сама закупаю, таскаю все, даже картофель…

Ксения, 40 лет, Россия: Как плановик, буду раскладывать все по полочкам.

1. По поводу сада. Вообще о.Андрей в реальной жизни живет или он в своем выдуманном мире проживает? Сад - это самое затратное производство. Сначала надо вырастить деревья в течении 4-5 лет, что оно стало плодоносить, а потом надо сразу решать проблему с реализацией своей продукции, а так как сейчас перерабатывающих заводов мало и они имеют свои теплицы и сады, то с садом ты точно можешь крупно прогореть. При этом не факт, что вложив в это деньги, ты их себе вернешь. Есть такой парадокс на Руси - морозы и деревья могут просто вымерзнуть, что у нас и случилось в прошлом году. Влетели мы в копеечку.

2. Пчелы. Надо иметь как минимум для начального старта около 780 тыс. руб. Хорошая семья пчел стоит очень дорого. А одной семьей не обойдешься. Так же надо строить им улья, делать подкормки, содержать их на лугах, поить при жаре. Это все очень трудоемкое дело. Да и вся живность не терпит к себе хладного отношения, сельхоз работами надо жить и много времени этому уделять: с рассветом вставать, а с предрассветом ложиться.

А когда тогда служить?

Анна, 31 год, Украина: Хорошо звучит: разводить рыб, держать пасеку, выращивать сад. Почему же тогда практически все жители села, у которых “жить от земли” - единственный источник дохода, едва сводят концы с концами? О.Андрей просто не представляет себе, каково это: держать хозяйство, чтобы оно не просто не было в убыток, но ещё и давало хоть какой-то доход. Фермерство сегодня убыточно: еле выживают те, кто только им и занимается почти сутки напролёт.

Конечно, любой батюшка в селе старается иметь огород и по возможности птиц, корову. Но это скорее подспорье для собственной семьи, но никак не дополнительный приработок. Чтобы священнику заниматься сельским хозяйством всерьёз, т.е. для зарабатывания денег, ему нужно будет полностью отказаться от любой миссионерской, катехизаторской деятельности, и 16-18 часов в сутки посвящать работе на себя.

Юлия, 32 года, Россия: Как же священник будем независим, если он на светской работе? Ну и прижми его с этой работой, и вся независимость полетела прахом. Плюс моральное. Я еще помню, когда муж был на приходе “отец Димитрий”, а на работе “Дима, какого *** так с клиентом говорил?” Если батюшка может быть юристом, журналистом, еще кем… под таким прессингом он уйдет и лучше будет хорошим юристом, чем плохим батюшкой, ищущим, где б заработать.

Сейчас в связи со строительством храма, мужа вижу только по ночам, службы - требы - встречи - стройка. И потом кто-то будет мораль читать, что остающиеся 5-6 часов на сон ему надо провести на кране?

А еще не понимаю, зачем так было о. Андрею в первых же словах передачи оскорблять свою паству. Ап.Павел не хотел смущать язычников. Неужели о.Андрей и вправду считает, что все прихожане сплошь “язычники”, которые искушаются тем, что батюшка должен на что-то жить? 2000 лет прошло от Рождества Христова - а “сознательных” христиан так и не появилось?

Юлия, 25 лет, Россия: Мне кажется, если будут вынуждать священников работать, многие будут просто уходить от служения. Я понимаю, если бы наше священство служило в таких же условиях, как на Западе. Там священник вообще не решает хозяйственно-бытовые проблемы храма: пришел раз в неделю, отслужил - и свободен, а обо всем остальном думает староста или группа актива. У нас же священники всю неделю не могут отлучиться от храма: без конца реставрируют, ремонтируют, благоустраивают территорию, мотаются по епархиальным делам, несут послушания. Какая работа в таких условиях?

Надежда, 29 лет. Украина: Никогда не подумала бы, что о.Андрей настолько оторван от реальности… Священник, который работает крановщиком из-за того, что не может прокормить семью - это трагедия. Это боль Церкви. Я знаю такого, каменщика. Это его личная трагедия. Не потому, что ему кирпич класть не хочется, а потому, что он не может в полной мере заниматься тем, к чему призван. Еще одного батюшку знаю, он сезонно комбайнером работает. Но во время сезона вспашки и сбора урожая он не в состоянии ни крестить, ни отпевать, ни соборовать - ничего…

Нет ничего хорошего и нормального в ситуации, когда священник вынужден работать, чтобы не умереть с голоду. Другое дело, когда у него есть такая возможность и она не мешает его служению - тогда да, это его выбор: и он доволен, и служение не страдает. А если возможности нет? А если это еще и осудят? А если придется оставить семью, уйти за штат и уехать в столицу класть кирпич? Не в форме о.Андрей явно в этой передаче, при всем моем к нему уважении…

О.Андрей забыл, что белое священство не может следовать примеру ап.Павла, потому что Павел был не женат и не имел детей. И отказываться от жертвы, чтобы не выглядеть стяжателем большинство священников просто не в состоянии. Не могут позволить себе такую роскошь.

Долгие десятилетия вера была под запретом властей. Сегодня никто не притесняет верующих, однако уровень религиозной грамотности остается весьма низким. Люди увлекаются ритуалами, заменяя ими подлинное христианство. И лишь благодаря немногим талантливым проповедникам христиане могут понять, в том ли направлении развивается их духовная жизнь. Один из таких ревностных служителей - протоиерей Андрей Ткачев.

Биография

Родился Андрей во Львове (Украина) 30 декабря 1960 г . Его родители хотели видеть сына военным. По достижении возраста 15 лет он поступил в Московское суворовское училище. Закончив непростое обучение, продолжил подготовку в институте при Министерстве Обороны. Уже тогда проявились склонности к восточной культуре - своей специализацией студент выбрал персидский язык.

В это время пробудился в юноше глубокий интерес к классической литературе. Произведения великих помогли понять, что его больше волновал внутренний мир человека, а не внешняя политика государства. Поэтому, вопреки воле родителей, он не окончил обучение. Кто знает, каким образом Господь постучал в сердце и призвал к себе на служение? Это и неважно, главное, что голос был услышан.

В возрасте 23 лет Андрей Ткачев начал обучение в Киевской духовной семинарии. Уже через год был поставлен на дьяконское служение, спустя полгода - рукоположен в иереи. Это говорит о несомненном призвании, которое смогло разглядеть в нем церковное начальство. По завершении курса он поступил на службу в один из храмов в родном городе. Дальнейшая жизнь была связана лишь со служением Богу и людям.

События, развернувшиеся в Украине, не смогли заставить о. Андрея заглушить в себе голос совести . Он всегда имел очень активную жизненную позицию, не боялся земных властей, признавая над собой лишь высший суд. Прямые высказывания против событий на Майдане привели к тому, что его стали преследовать. Чтобы обезопасить семью, пришлось перебраться в Россию. Поначалу иерей Андрей Ткачев служил при домовом храме МГУ. Сегодня же он является одним из священников при храме Воскресения Словущего центрального Московского благочиния.

Творчество

Миссионерская деятельность тесно связана с умением красиво выразить свою мысль, достучаться до многих сердец, в том числе неверующих людей. И такой талант был дан батюшке. Еще будучи в Украине, он начал вести программу «На сон грядущий». Всего за 10 мин. эфирного времени успевал доходчиво освещать темы, волнующие зрителей, отвечать на их вопросы. Все это подавалось в ненавязчивой форме, но грамотно и вдумчиво.

Затем появилась программа о Псалтири - «Сад божественных песен». Как известно, библейские тексты имеют несколько вариантов толкования. О богословском значении псалмов здесь и шла речь. Обычному человеку бывает сложно читать между строк. Кто еще поможет верующим понять всю глубину Священного Писания, как не представитель духовенства? Эту роль и взял на себя миссионер.

Сегодня батюшка стал так популярен, что про него даже есть статья в Википедии . Его проповеди записывают, передают знакомым, слушают через интернет. Благодаря им многие стали лучше понимать, чего от них ждет Бог. Вот сколько пользы может принести один человек, если верит в свое призвание и не сворачивает с прямого пути. Кто может остаться равнодушным к искреннему обращению священника? Таких людей очень мало.

Где послушать новые проповеди о. Андрея? Он часто принимает участие в передачах телеканала «Союз», выступает на радио «Радонеж». Все обновления можно увидеть на его официальной странице вконтакте, имеется у протоиерея и сайт. Материалы собирает и выкладывает особая редакторская группа.

Писательство

Достучаться до сердец прихожан можно и через печатное слово. Книги протоиерей А. Ткачев начал выпускать с 2008 г ., уже имея опыт служения, работы с людьми. Ведь простого образования бывает недостаточно в таком вопросе, как христианство. Здесь важно поработать на ниве Христовой, набить шишек, столкнуться со сложностями. Иначе кто поверит человеку, который не в состоянии понять сердца простых прихожан?

Поскольку батюшка относится к белому духовенству, у него есть семья, живет он среди обычных граждан, как говорится, в миру. Ежедневно сталкивается с теми же проблемами, что и его подопечные. Популярному духовному отцу стали приходить письма с вопросами. В качестве отзыва на них были написаны первые книги. Вот несколько названий: «Первое чудо. Беседы о семье и браке», «Письмо к Богу», «Тебе и мне Бог письмо написал». Поскольку многие произведения поданы в форме ответов на вопросы, читать их достаточно интересно, материал усваивается легко.

Проповеди

Никакой миссионерский труд нельзя представить без проповеди. Она бывает разной как по форме, так и по целям произнесения. Важна и аудитория, для которой произносится речь. Можно сказать, что проповедь - это целое искусство . Далеко не все священнослужители владеют им в совершенстве. Да и трудов вложить необходимо немало - изучать Библию, наставления Церкви и святых отцов. При этом слова должны идти от самого сердца, не быть повторением сухих догматов.

Но в словах А. Ткачева всегда есть искра, чувствуется и знание предмета, и живая вера в Бога. Поэтому каждую проповедь люди ждут с нетерпением. Существуют текстовые версии, читать их можно как в социальных сетях, так и на официальном сайте. Есть и аудиозаписи. Однако, некоторым это может показаться неприятным, поскольку батюшка никогда не приукрашивает действительность, говорит откровенно. Он дает понять людям, что следует торопиться делать добро, работать над собой, служить ближним.

Протоиерей Андрей Ткачев - известный православный деятель, получивший признание благодаря своему искреннему желанию помогать людям. Священнослужитель - своего рода новатор. Он не боится выражать личное мнение относительно канонов церкви и тщательно исследует Священное Писание. Протоиерей выражает свои мысли в книгах, проповедях и лекциях. Со многими из них можно ознакомиться в интернете.

С 2014 года жизнь протоиерея сильно изменилась. Он покинул родную страну вместе со своей семьей, но трудности не сломили этого мужественного человека.

Глядя на неординарных людей, всегда возникает желание узнать их путь и попытаться мысленно пройти его вместе с ними. К счастью, Андрей Ткачев не склонен скрывать свою личную жизнь. Вся необходимая информация широкодоступна.

Детство и юность

О ранней жизни священника подлинно известно следующее:

Миссионерство

Андрей занимался не только деятельностью пастыря, но и миссионерством . Тогда вышли на свет его первые произведения. Он занимался также и просвещением подрастающего поколения, читая библию в школах Львова. Его проповеди стали широко известными. Тогда он и привлек внимание одного из телеканалов в Киеве.

Телевидение

Участвуя в телепередачах, батюшка активно делится своими знаниями. Было затронуто множество тем, так или иначе, волнующих современное общество.

Одним из проектов была передача «На сон грядущим» , которую вел лично протоиерей. Передача представляла собой десятиминутный разговор со священником. Слушатели могли узнать что-то новое для себя, задать вопросы и получить для себя ответы. Это был очень успешный проект с тысячами благодарных откликов.

Святой отец мог интересно рассказать о бытии святых, правильной молитве, значении отдельных стихов из библии. При всем при этом, лекции Андрея не отличались нравоучениями, все очень лаконично и увлекательно.

Позже появился еще один проект «Сад божественных песен» , в котором ведущий знакомил людей с псалтырем. Священник не только читал псалмы, но и передавал историю того времени, связывая их событиями, когда они были написаны.

Жизнь в Киеве

Телевизионная деятельность не только сделала Ткачева известным, но и принесла ему лишние хлопоты. Проживая во Львове, Андрею приходилось преодолевать долгую дорогу на работу в Киев. Это длилось шесть лет. После чего священнослужитель решил изменить свою жизнь:

  • В 2005 году, утомившись от бешеного жизненного ритма, он переезжает в столицу. Это было очень решительное действие, ведь никаких приходов и направлений у священника не было. Непродолжительное время он проводил службы в нескольких храмах. А уже через месяц получил приглашение в храм Агапита Печерского. Здесь он становится клириком, а затем и настоятелем.
  • В 2007 году в его подчинение переходит еще один храм, строящийся в честь Луки Войно-Ясенецкого. За преданное служение, в 2011 году патриарх Кирилл удостоил его особой награды - митре.
  • В 2013 году священнослужитель берет на себя новую задачу - руководство отделом миссионерства Киевской епархии.

Журналистика и писательство

В своих статьях и книгах отец Андрей пытается достучаться до современного общества. Сам он называет себя журналистом, пишущим о злободневных, актуальных событиях. Он старается запечатлеть настоящее время для будущих потомков в докладах и писать так, чтобы изложенное было интересным даже спустя века.

  • «Письмо к Богу»;
  • «Возвращение в рай»;
  • «Мы вечны!».

Эти книги являются отражением мыслей протоиерея, заключенные в рассказы. Обычно, каждый рассказ написан в емкой, лаконичной форме, но очень ярко и волнующе. Автор хорошо передает эпизоды бытия святых, а также описывает жизнь обычных христиан.

Многие книги представляют собой диалоги со священнослужителем и строятся по принципу: вопрос - ответ. Темы диалогов самые разнообразные: рождение и воспитание детей, спорт, искусство, любовные отношения, психология личности. Но есть и более глубокие рубрики: страх, страсть, старость, вопросы к Богу, жизнь и смерть.

Массовое обсуждение вызвало произведение автора «Беглец от мира». Речь здесь идет об известном философе XVIII века - Григории Сковороде. Ткачев посмотрел на него без прикрас, разглядывая все особенности. Многие предшественники чуть ли не обожествляли Сковороду. Ткачев же сохранил объективность и выразил собственное непредвзятое мнение.

Помимо деятельности писателя, протоиерей участвовал в работе православных журналов и сайтов. При помощи журналов о православии, священнослужитель направлял свои силы на то, чтобы воспитать и благословить подрастающее поколение. Примером такого проекта служит Otrok. ua. Здесь батюшка уже много лет трудится в качестве автора и члена редакции.

Лекции и проповеди

Проповеди занимают особое место в жизни священнослужителя . В них он обращается ко всем людям, неважно кто перед ним находится. Его аудитория состоит из разных классов общества, будь то искренне верующие люди, отчаявшиеся пенсионеры, беззаботные студенты, маргиналы или даже носители совершенно другой веры.

Он говорит емко и четко, не пытаясь завлечь слушателя, уговорить принять его точку зрения. Каждый сам услышит то, что нужно именно ему.

Позиция протоиерея делает его весьма неоднозначной личностью, но в то же время это и принесло ему известность. В своих проповедях, Ткачев часто использует цитаты древних мыслителей, раскрывает настоящую картину мира.

На сайте «елица» батюшка ведет видеоблог . А также с записями видео можно познакомиться на ютубе.

Андрей Ткачев в видео беседах затрагивает очень важную тему о любви других людей. Сегодня люди больше думают о личной выгоде, они утратили настоящие ориентиры в жизни. Наблюдая все это, очень сложно найти себя. Чтобы себя найти, стоит ненадолго уйти. Осознанное одиночество позволит восстановиться.

Он часто упоминает о том, что общество и одиночество взаимосвязаны и невозможны друг без друга. Личность проявляется в социуме, но развивается без него. Человеку необходимо одиночество.

Очень популярными лекциями протоиерея в мультиблоге является беседы, где он повествует о Ксении Петербургской и князе Ростиславе .

Некоторые высказывания священника повергались неоднократной критике за излишнюю агрессивность и некомпетентность. В одном из интервью, Ткачев ответил, что преподносит ту правду, которая существует на самом деле, но постарается впредь быть более уравновешенным в своих словах.

Один из самых известных скандальных инцидентов с участием Ткачева. Проповедь на видео произвела эффект разорвавшейся бомбы. В ней священник нелестно отзывался о женщинах, не сохранивших девственность до свадьбы, и позволил себе некорректные высказывания. Возможно, протоиерею действительно сложно сохранять самообладание в некоторых вопросах.

Личная жизнь

Священник связал себя узами брака в 1992 году , когда его жизнь еще не была связана с церковью. Самое важное для протоиерея Андрея Ткачева его семья. Фото жены и детей батюшка никогда не выставляет на всеобщее обозрение.

Батюшка - семейный человек, но в своих интервью служитель не называет имен матушки и детей, не отвечает на вопросы об их возрасте. Но не скрывает, что детей у него четверо. Такой подход свидетельствует о заботе. Это и защита от мнения и влияния общественности.

Текущая деятельность

Ткачев всегда стремился к открытости в общении со слушателями , потому его выступления на тему происходящего на Майдане вызвали травлю.

В 2014 году начались преследования со стороны радикалов. Для того чтобы выполнить свой мужской долг и уберечь свою семью, батюшке пришлось покинуть страну и обосноваться в Москве. Ведь именно Россия протянула ему руку помощи и оказала гостеприимство в это нелегкое время.

В Москве Ткачев назначен клириком в храме Воскресения Словущего, а главным местом для служения является гимназия Святого Василия Великого в Подмосковье.

Очень сильный человек Андрей Ткачев протоиерей . Последние проповеди все так же заряжены особой внутренней силой. Он не ушел в подполье, все так же проводит беседы в интернете, ведет телепроекты, участвует в работе православного канала «Союз» и радио «Радонеж».


Проводы протоиерея Андрея Ткачева

В воскресенье 29 октября состоялись проводы протоиерея Андрея Ткачева, бывшего три года сверхштатным клириком нашего храма.

Идя навстречу пожеланиям отца Андрея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил освободить его от сверхштатного служения в нашем храме и назначить штатным клириком храма Святителя Василия Великого при одноименной православной гимназии в селе Зайцево, Одинцовского района Московской области , дабы посвятить все силы пастырской, проповеднической и преподавательской деятельности среди учеников этого замечательного учебного заведения и их родителей.

Три года и три месяца отец Андрей служил в нашем храме, совмещая своё служение у нас с преподаванием в гимназии и со службами в храме святителя Василия. Церковь эта поначалу находилась в стадии строительства, и тогда батюшка мог уделять храму Воскресения Словущего больше времени. Потом для череды в нашем приходе у отца Андрея остался один литургический день - вечер пятницы и утро субботы. Сегодня храм в Зайцеве готов к регулярному богослужению, по воскресным дням в нем бывает более ста причастников. Пришлось сделать выбор…

Наши прихожане полюбили отца Андрея как неутомимого и пламенного проповедника слова Божия , ревностного служителя алтаря Господня, заботливого духовника и неравнодушного советчика. Расставаться было нелегко.

Воскресную литургию наш настоятель протоиерей Николай Балашов и протоиерей Андрей Ткачев совершили вместе. Отец Андрей произнес замечательную проповедь на тему евангельского чтения дня о сеятеле, которое так близко к образу служения самого проповедника.

По окончании богослужения отец Николай обратился к отцу Андрею с теплым прощальным словом и подарил батюшке икону святителя Спиридона Тримифунтского. «Мы благодарны Богу и отцу Андрею за то, что это время совместного служения в жизни нашего прихода было. Здесь служили выдающиеся пастыри и благовестники. Мы стараемся как можем хранить заповеданное ими и, насколько это для нас возможно, подражать им в их служении. Надеемся, что и для отца Андрея это время служения с нами было полезно». Высоко оценив труды собрата и засвидетельствовав данные ему от Бога незаурядные таланты, наш настоятель выразил пожелание часто видеть отца Андрея на праздничных богослужениях в качестве гостя нашего храма. От лица благодарных прихожан протоиерей Николай передал отцу Андрею букет роз.

В ответном слове протоиерей Андрей Ткачев поблагодарил отца настоятеля, собратьев-священнослужителей, тружеников и прихожан нашего храма за совместную службу, за теплые слова в свой адрес, обещал не забывать наш приход и регулярно бывать на наших праздниках. «Я никуда не исчезаю, мы - в одной Церкви, в одной епархии, под общим Патриаршим омофором. В году будет много возможностей для того, чтобы нам встречаться и общаться. Я здесь нашел для себя семью церковную. Спасибо за то, что вы меня приняли. Что будет дальше - знает Господь. Но мы - люди одной Чаши, одной Книги, и у нас одно дело и один путь. Христос воскресе, Церковь живет, работы много, сеять нужно, пахать надо, будем делать это вместе», - сказал отец Андрей.

После богослужения отец Николай и отец Андрей приняли участие в традиционном чаепитии с прихожанами, во время которого священники ответили на вопросы присутствующих.

В этот день наш храм посетил и принял участие в прощальной трапезе и настоятель храма святого Василия Великого в Зайцеве протоиерей Владимир Вигилянский с супругой. Отец Владимир, всегдашний друг нашего прихода, рукоположенный в сан священника в нашем храме в день его престольного праздника, является также настоятелем храма святой мученицы Татианы при Московском университете, где отец Андрей начинал свое служение после переезда в Москву.