Л. Столяренко основы психологии. Столяренко Л.Д. (ред

7-е изд. - М.: 200 6. - 7 04 с.

Данный практикум содержит материал для проведения практических занятий по курсам: «Психология и педагогика», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика».
В учебном пособии проведен теоретический анализ основ психодиагностики, обзор наиболее признанных психодиагностических методик, включен практический материал для проведения тестов и интерпретации результатов по следующим направлениям: «Психодиагностика познавательных психических процессов, интеллекта и креативности», «Психодиагностика топологических особенностей темперамента» и личности», «Психодиагностика психических состояний, мотивации и эмоционально-личностной дезадаптации», «Диагностика межличностных отношений и коммуникативности». Предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Психология и педагогика», «Психодиагностика», а также для. практических психологов и всех лиц, интересующихся проблемами психодиагностики, самопознания и самосовершенствования.

Формат: pdf

Размер: 8 ,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Предисловие 3
Глава 1. Психодиагностика: теоретические основы 5
1. Предмет и задачи психодиагностики 5
2. Характеристики психодиагностических методик 7
3. Надежность, ВЗЛИДНОСТЬ И стандартизация психодиагностических тестов 11
4. Классификация психодиагностических методик 17
5. Типы тестов 25
Тесгы интеллекта 25
Тесты "учебных и профессиональных достижений 26
Тесты способностей 31
Личностные тесты 35
Проекгивные методики 37
Глава 2. Познавательные и£ИХМчеемие процессы 40
Занятие 1. Восприятие, внимание, память. 40
Опыт 1. Ощущения и восприятие 41
Опыт 2. Иллюзии 41
Опыт 3. Тест «Корректурная проба» 42
Опыт 4. Тест «Таблицы Шульте^-. 44
Опыт 5. Тест «Распределение и переключение внимания» 45
Опыт 6. Методика * Красно-черная таблица» 46
Опыт 7. Методика Мюнстерберга 47
Опыт 8. Прием информации 47
Опыт 9. Тест «Непроизвольная память» 48
Опыт 10. Тест «Объем кратковременной памяти* 49
Опыт П. Методика «Память на числа» 49
Опыт 12. Методика «Память на образы» 50
Опыт 13. Различие между узнаванием и воспроизведением 51
Опыт 14. Осмысленность восприятия в запоминании 52
Опыт 15. Методика «Оперативная память» 52
Опыт 16. Тренировка и развитие памяти 54
Опыт 17. Тест «Долговременная память» 55
Занятие 2. Мышление 58
Опыт 1. Тест Липпмана «Логические закономерности» 58
Опыт 2. Тест «Логически-понятийное мышление.
Образование сложных аналогий» , 59
Опыт 3. Тест «Логичность умозаключений» . 60
Опыт 4. Роль представления в решении мыслительной
задачи 61
Опыт 5. Обобщение 62
Опыт 6. Сопоставимость понятий по объему. 62
Опыт 7. Тест «Установление закономерностей* 62
Опыт 8. Тест «Художник- Мыслитель» 65
Опыт 9. Тест «Особенности творческого воображения» 66
Опыт 10. Методика «Интеллектуальная лабильность» 66
Опыт 11. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой) , 70
«Ключи» и интерпретация результатов ~ 79
Глава 3. Диагностика интеллекта в креативности 84
Занятие 3. Интеллект Ятворческие способности {креативность) 84
1. Диагностика интеллекта 85
Теоретический обзор 85
Оценка интеллекта 89
2. Краткая характеристика теетов интеллекта 90
Тест Векслсра 90
Тест Равена, или прогрессивные, матрицы Равена 96
Тест интеллекта Р. Амтхауэра.. 96
Аналитический тест интеллекта Мейли 100
Краткий отборочный тест В. Н. Бузина 103
Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка, 108
Тест возрастающей Трудности (методика Равена) (сокращенный вариант) 115
Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) S20
Ключи к тестам интеллекта 148
3. Психодиагностика креативности 153
Теоретический обзор 153
Тест креативности Торраиса 158
Глава 4. Типологические особенности личности 176
Занятие 4. Структура личности 176
Опросник Айзенка по определению темперамента 176
Тест «Формула темперамента» А. Белова 180
Опросчик для изучения темперамента Я. Стреляу. 183
Определение свойств нервной системы по психомоторным
показателям (теппинг-тест) 189
Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс) 191
Тест «Определение социотипа личности» 196
Цифровой тест «Социотип» В. Метель и А. Овчарова 201
Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова 229
Ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта 232
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы
по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппикг-тест) 233
Занятие 5. Личностные особенности 235
Опросник Шмишека. Акцентуации характера 236
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела 243
Тест Кеттела (сокращенный вариант) 269
Тест «Самооценка» 275
Тест «Уровень притязаний» 285
Психодиагностическая шкала
(разработана К. Шварпладером) 286
Тест «Как совмещаются ваши характеры» 287
Тест «Психогеометрическая типология» 288
Методика определения «Типа личности» и «Вероятностных
расстройстз» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса 290
Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК)332
Тест «Способность самоуправления» 339
Глава 5. Педагогическая психология и педагогика 348
Занятие 6. Педагогическая деятельность и процесс обучения 348
Деловая игра «Методы обучения». 349
Анкета «Индекс воспитанности школьников» для 7-11 классов 369
Обработка результатов (ключ) 376
Психодиагностика педагогических способностей (склонности к стилю, ориентированному на «результат»
Или на «развитие») Н. А. Аминова 377
Теппинг-тест. 377
Анкета преференций Аминова-Шалвена 382
Психодиагностические методики определения социально-психологических предпосылок склонности к тому
или иному стилю педагогической деятельности.386
Шкала ауторейтинга Н.А. Аминова 397
Шкала «Эффективности педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой 400
Опросник «Стили педагогических воздействий». 400
Занятие 7. Нарушение в развитии „. 403
* Диагностика нарушений развития 404
Диагностика готовности ребенка к школе. 409
3.1. Ориентационный тест школьной зрелости ч Керна - Йерасика 412
3.2. Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака 415
Глава 6, Психодиагностика психических состояний и эмвщиональна-лйчноегаэй дезадаптации 442
Занятие 8„ Мотивация,психические состояния, дезадаптация личности 442
1. Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор 443
2. Краткий обзор проективных тестов 447
3. Методики диагностики психических состояний и дезадаптации 454
4. Диагностика мотивационной сферы 511
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребчостной сфере 0. Ф. Потемкиной 521
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 527
5. Проективные методики 530
Глава 7. Диагностика межличностных отношений 580
Занятие 9. Группа и межличностные отношения.
Социальная психология 580
1. Тест «Групповые роли» 581
2 Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе. 586
3. Референтометрия 596
4. Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 597
5. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства). Методика Р. О. Немова 600
6. Изучение психологического климата коллектива 601
7. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К. Томаса 603
8. Тест «Стили руководства» 606
9. Тест «Жесткий ли вы руководитель?» 608
10. Тест «Управленческая ситуация и направленность руководителя» 609
11. Методика «Q-сортировка тенденций поведения в группе» 618
12. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева 621
13. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто. 624
14. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) 629
15. Матрица мотивационного поведения руководителя на разных должностях 632
16. Методика диагностики межличностных отношений Т Лири 632
17. Межличностные отношения в семье. 641
Тест «Каков ваш брак?» 656
Тест «Какие у вас характеры?» 657
Тест «Ревнивы ли вы?» 660
Тест «Ревнивы ли вы?» 663
Занятие 10. Коммуникативная компетентность. Психология общения 665
1. Тест «Общительность» 666
2. Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» 668
3. Тест «Ведущая репрезентативная система» 669
4. Опросник для диагностики способности к эмпатки А. Мехрабисна, Н. Эпштейна 671
5. Методика диагностики уровня эмгтатических способностей В. В. Бойко 673
6. Тест «Можете ли вы влиять на других»? „ 676
7. Тест «Умеете ли вы слушать?». 678
8. Методика диагностики коммуникативной установки
9. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко 690
10. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко 695

ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие включает основные сведения о теоретических основах психодиагностики, о сущности диагностируемых психических качеств, о наиболее признанных психодиагностических методиках и тестах, которые могут применяться для диагностики тех или иных психических качеств. Методики психодиагностики широко используются при решении вопросов профессионального отбора и расстановки кадров, для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования поведения, изучения личности в сфере образования, а также в медицинских и экспертных целях. Предложенные в учебном пособии психодиагностические методики и тесты позволят практически определить индивидуальные психологические особенности человека, особенности его памяти, мышления, интеллекта, творческих способностей, темперамента, характера, психосоциотипа, мотивации, психических состояний, уровня тревожности и агрессивности, особенности межличностных отношений, стили общения и т. п.
Данное учебное пособие может применяться для знакомства с теоретическими основами и практическими методиками по курсу «Психодиагностика и практическая психология», а также является необходимым дополнением к учебнику «Основы психологии» Столяренко Л.Д., поскольку включает примерные планы семинарско-практических занятий по базовой дисциплине, изучаемой во всех вузах, «Психология и педагогика» с приложением практических заданий, деловых игр, психологических и педагогических упражнений, психологических тестов, которые позволяют и глубже понять теоретические темы по курсу «Психология и педагогика», и создают возможность применения этих знаний для лучшего понимания самого себя и других людей, для выявления и объективной оценки индивидуальных психологических особенностей людей, для построения коррекционных программ развития и самосовершенствования.
Книга будет полезна всем студентам, и как учебное пособие8 и как средство самопознания, самооценки и самосовершенствования. Одновременно данная книга является хорошим помощником психологам, педагогам, психотерапевтам, социальным
работникам, менеджерам, поскольку содержит собрание полноценных методик и тестов, которые подтвердили свою валидность и надежность многолетним применением в практической психодиагностике и позволяют объективно оценить психологические качества и способности людей.

Учебник отражает основное содержание дисциплины «Общая психология». Авторами раскрываются предмет и объект психологии, ее методы; приведены основные направления психологии и концепции выдающихся психологов: З. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна, К. Юнга и др. Широко освещены такие разделы, как психология личности, когнитивная психология. Также внимание уделено взаимодействию людей в группах и развитию деятельности человека. Для лучшего усвоения материала после каждой главы приведены контрольные вопросы и задания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Название: Основы психологии: практикум

    Тип: учебное пособие

    Издательство: Феникс

    Год издания: 2006

    Страниц: 704

    Формат: PDF

    Размер файла: 8,96 МВ

    Размер архива: 5,79 МВ

    Описание: Данный практикум содержит материал для проведения практических занятий по курсам: «Психология и педагогика», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика». В учебном пособии проведен теоретический анализ основ психодиагностики, обзор наиболее признанных психодиагностических методик, включен практический материал для проведения тестов и интерпретации результатов по следующим направлениям: «Психодиагностика познавательных психических процессов, интеллекта и креативности», «Психодиагностика топологических особенностей темперамента» и личности», «Психодиагностика психических состояний, мотивации и эмоционально-личностной дезадаптации», «Диагностика межличностных отношений и коммуникативности».

    Предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Психология и педагогика», «Психодиагностика», а также для. практических психологов и всех лиц, интересующихся проблемами психодиагностики, самопознания и самосовершенствования.

    ===================================================== =======

    Предисловие

    Глава 1. Психодиагностика: теоретические основы

    1. Предмет и задачи психодиагностики

    2. Характеристики психодиагностических методик

    3. Надежность, валидность и стандартизация психодиагностических тестов

    4. Классификация психодиагностических методик

    5. Типы тестов

    Тесты интеллекта

    Тесты учебных и профессиональных достижений

    Тесты способностей

    Личностные тесты

    Проективные методики

    Глава 2. Познавательные психические процессы

    Занятие 1. Восприятие, внимание, память

    Опыт 1. Ощущения и восприятие

    Опыт 2. Иллюзии

    Опыт 3. Тест «Корректурная проба»

    Опыт 4. Тест «Таблицы Шульте»

    Опыт 5. Тест «Распределение и переключение внимания»

    Опыт 6. Методика «Красно-черная таблица»

    Опыт 7. Методика Мюнстерберга

    Опыт 8. Прием информации

    Опыт 9. Тест «Непроизвольная память»

    Опыт 10. Тест «Объем кратковременной памяти»

    Опыт 11. Методика «Память на числа»

    Опыт 12. Методика «Память на образы»

    Опыт 13. Различие между узнаванием и воспроизведением

    Опыт 14. Осмысленность восприятия в запоминании

    Опыт 15. Методика «Оперативная память»

    Опыт 16. Тренировка и развитие памяти

    Опыт 17. Тест «Долговременная память»

    Занятие 2. Мышление

    Опыт 1. Тест Липпмана «Логические закономерности»

    Опыт 2. Тест «Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий»

    Опыт 3. Тест «Логичность умозаключений»

    Опыт 4. Роль представления в решении мыслительной задачи

    Опыт 5. Обобщение

    Опыт 6. Сопоставимость понятий по объему

    Опыт 7. Тест «Установление закономерностей»

    Опыт 8. Тест «Художник- Мыслитель»

    Опыт 9. Тест «Особенности творческого воображения»

    Опыт 10. Методика «Интеллектуальная лабильность»

    Опыт 11. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)

    «Ключи» и интерпретация результатов

    Глава 3. Диагностика интеллекта в креативности

    Занятие 3. Интеллект и творческие способности (креативность)

    1. Диагностика интеллекта

    Теоретический обзор

    Оценка интеллекта

    2. Краткая характеристика тестов интеллекта

    Тест Векслера

    Тест Равена, или прогрессивные, матрицы Равена

    Тест интеллекта Р. Амтхауэра

    Аналитический тест интеллекта Мейли

    Краткий отборочный тест В. Н. Бузина

    Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка

    Тест возрастающей трудности (методика Равена) (сокращенный вариант)

    Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)

    Ключи к тестам интеллекта

    3. Психодиагностика креативности

    Теоретический обзор

    Тест креативности Торраиса

    Глава 4. Типологические особенности личности

    Занятие 4. Структура личности

    Опросник Айзенка по определению темперамента

    Тест «Формула темперамента» А. Белова

    Опросник для изучения темперамента Я. Стреляу

    Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест)

    Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс)

    Тест «Определение социотипа личности»

    Цифровой тест «Социотип» В. Метель и А. Овчарова

    Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова

    Ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта

    Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппикг-тест)

    Занятие 5. Личностные особенности

    Опросник Шмишека. Акцентуации характера

    Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела

    Тест Кеттела (сокращенный вариант)

    Тест «Самооценка»

    Тест «Уровень притязаний»

    Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварпладером)

    Тест «Как совмещаются ваши характеры»

    Тест «Психогеометрическая типология»

    Методика определения «Типа личности» и «Вероятностных расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса

    Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК)

    Тест «Способность самоуправления»

    Глава 5. Педагогическая психология и педагогика

    Занятие 6. Педагогическая деятельность и процесс обучения

    Деловая игра «Методы обучения»

    Анкета «Индекс воспитанности школьников» для 7-11 классов

    Обработка результатов (ключ)

    Психодиагностика педагогических способностей (склонности к стилю, ориентированному на «результат» или на «развитие») Н. А. Аминова

    Теппинг-тест

    Анкета преференций Аминова-Шалвена

    Психодиагностические методики определения социально-психологических предпосылок склонности к тому или иному стилю педагогической деятельности

    Шкала «Эффективности педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой

    Опросник «Стили педагогических воздействий»

    Занятие 7. Нарушение в развитии

    Диагностика нарушений развития

    Диагностика готовности ребенка к школе

    Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасика

    Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака

    Глава 6. Психодиагностика психических состояний и эмоционально-личностной дезадаптации

    Занятие 8. Мотивация, психические состояния, дезадаптация личности

    1. Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор

    2. Краткий обзор проективных тестов

    3. Методики диагностики психических состояний и дезадаптации

    4. Диагностика мотивационной сферы

    Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной

    Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

    5. Проективные методики

    Глава 7. Диагностика межличностных отношений

    Занятие 9. Группа и межличностные отношения. Социальная психология

    1. Тест «Групповые роли»

    2 Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе

    3. Референтометрия

    4. Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов

    5. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства). Методика Р. О. Немова

    6. Изучение психологического климата коллектива

    7. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К. Томаса

    8. Тест «Стили руководства»

    9. Тест «Жесткий ли вы руководитель?»

    10. Тест «Управленческая ситуация и направленность руководителя»

    11. Методика «Q-сортировка тенденций поведения в группе»

    12. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева

    13. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто

    14. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

    15. Матрица мотивационного поведения руководителя на разных должностях

    16. Методика диагностики межличностных отношений Т Лири

    17. Межличностные отношения в семье

    Тест «Каков ваш брак?»

    Тест «Какие у вас характеры?»

    Тест «Ревнивы ли вы?»

    Тест «Ревнивы ли вы?»

    Занятие 10. Коммуникативная компетентность. Психология общения

    1. Тест «Общительность»

    2. Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении»

    3. Тест «Ведущая репрезентативная система»

    4. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабисна, Н. Эпштейна

    5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко

    6. Тест «Можете ли вы влиять на других»?

    7. Тест «Умеете ли вы слушать?»

    8. Методика диагностики коммуникативной установки

    9. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко

    10. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко

    Размер архива 5,79 МВ

    Соглашение

    Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

    Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

    Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

    Запрещается использовать чужие данные;

    Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

    Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

    1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

    1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

    1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

    4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

    4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

    4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

    4.4. Угрозы в адрес участников форума.

    4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

    4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

    4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

    4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

    5.1. Мат и ненормативная лексика.

    5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

    5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

    5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

    5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

    5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

    5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

    5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

    5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

    5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

    6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

    6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

    6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

    6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

    6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

    6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

    7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

    7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

    7.4. Удаление учетной записи.

    7.5. Блокировка IP.

    8. Примечания

    8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

    8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

    8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

    8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

    9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

    Серия «Учебники, учебные пособия»

    Л. Д. СТОЛЯРЕНКО

    ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

    Издание третье, переработанное и дополненное

    «Феникс» Ростов-на-Дону

    ББК 22. ЗЯ72 С 81

    Рецензенты:

    профессор, доктор психол. наук А. И. Галактионов (Институт психологии РАН)

    профессор, доктор психол. наук Б. Б. Коссов (НИИ высшего образования Госкомитета РФ) профессор, доктор биол. наук П. Н. Ермаков (РГУ)

    Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

    В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

    Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.

    ISBN 5-222-00483-Х

    ББК 22. ЗЯ72 цгаБим.Н.А.Некрасова

    " Огжл абонемента пбсдужжиип Cacrop ... ___,-------------

    © Столяренко Л.Д., 2000 © Оформление: издательство «Феникс», 1999

    Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.....................

    Психология как наука...............................................

    1.1. Задачи и место психологии в системе наук.........

    1.2. Отрасли психологии.....................................

    1.3. Методы психологии.......................................

    Понятие психики....................................................

    2.1. Психика и организм....................................

    2.2. Психика, поведение и деятельность................

    Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.......................

    Краткий экскурс в историю психологии......................

    Фрейдизм, психоанализ............................................

    Бихевиоризм............................................................

    3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера...........

    3.2. Теория социального научения.........................

    Когнитивный подход в психологии............................

    4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли)......

    Гуманистические теории личности...................

    5.1. Феноменологический подход Роджерса............

    5.2. Теория личности Г.Тома..............................

    6. Аналитическая психология К. Юнга............................

    6.1. Коллективное бессознательное и архетипы.........

    Трансперсональная психология.................................

    7.1. Трансперсональный подход к человеку

    Станислава Грофа...................................

    Психогенетический подход Ч. Тойча..........................

    Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ......136

    Ощущения и восприятия.........................................

    1.1. Восприятие................................................

    1.2. Внимание..................................................

    Закономерности памяти..........................................

    2.1. Расстройства памяти....................................

    Мышление.............................................................

    3.1. Развитие мышления в персоногенезе..............

    3.2. Понятие и представление.............................

    3.3. Способы активизации мышления...................

    3.4. Расстройства мышления...............................

    Основы психологии

    Воображение...........................................................

    4.1. Виды воображения......................................

    Речь......................................................................

    5.1. Виды речевой деятельности и их особенности..212

    Интеллект..............................................................

    6.1. Оценка интеллекта......................................

    6.2. Креативность, или творческая одаренность.......

    6.3. Коррреляция между креативностью и инди-

    дуальными характеристиками.....................

    Глава 4. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ .........................................

    Сознание как высшая ступень развития психики............

    Самосознание.........................................................

    2.1. Нарушения самосознания............................

    Взаимодействие сознания и подсознания...................

    Эмоциональные процессы и управление эмоциями.........

    4.1. Теории эмоций...........................................

    4.2. Стресс и фрустрация...................................

    4.3. Физиологические механизмы стресса.............

    Воля как характеристика сознания...........................

    5.1. Структура волевого действия....................

    Состояния сознания..................................................

    6.1. Нарушения сознания...................................

    Глава 5. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ

    ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.....................

    Индивидуальность и личность..................................

    1.1. Свобода воли.............................................

    1.2. Общее и индивидуальное.............................

    1.3. Психологическая структура личности..............

    Способности как проявление индивидуального

    в психике.............................................................

    Типология темперамента..........................................

    3.1. Типы темперамента и их психологическая

    характеристика..........................................

    3.2. Роль темперамента в деятельности.................

    Конституционные типологии....................................

    Диспозиционное направление и факторный анализ

    личности..............................................................

    5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией-

    интроверсией.............................................

    Типологический подход.........................

    Характер, акцентуации характера и неврозы..........

    Акцентуации характера...............................

    Самооценка, уровень притязаний и фрустрации.....................................................

    Неврозы.....................................................

    Характерный

    мышечный

    препятствия

    развитию

    личности.....................................

    Типологии характера...............................................

    9.1. Классификация А. Ф. Лазурского...................

    9.2. Типология социальных характеров Фромма

    9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь)

    ................................

    9.4. Типология манипулятивных типов харак-

    тера (Э. Шостром).......................................

    9.5. Типологические модели индивидуальных

    характеров................................................

    9.6. Типологическая модель К. Юнга....................

    9.7. Типология психосоциотипов.........................

    9.8. Сенсорная типология...................................

    9.9. Психогеометрическая типология.....................

    9.10. Клинические типологии личности................

    9.11. От «комплекса неполноценности» к лич-

    ностному росту........................................

    9.12. Типы людей и «локус контроля».................

    9.13. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности....................

    Мотивация...........................................................

    Психические состояния..........................................

    11.1. Агрессивность и агрессивное поведение.........

    Глава 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ.......

    Психология общения...............................................

    1.1. Функции и структура общения.....................

    1.2. Трансактный анализ общения.......................

    1.3. Вербальные и невербальные средства общения...419

    1.4. Общение как восприятие людьми друг друга___423

    1.5. Синтоническая модель общения.....................

    1.6. Виды и техники слушания...........................

    Психология взаимодействия людей. Межличностные

    отношения...........................................................

    2.1. Межличностные отношения и взаимодействия...

    2.2. Взаимодействие в группе.............................

    2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных

    группах...................................................

    2.4. Личность и группа: проблема лидерства и

    руководства..............................................

    Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. .496

    Предмет педагогической психологии и предмет

    педагогики...........................................................

    1.1. Целеполагание в педагогике и педагогиче-

    ские принципы.........................

    ................

    1.2. Основные понятия дидактики.......................

    Психологические особенности обучения......................

    2.1. Стратегии формирования новых знаний и

    способностей................................

    2.2. Стратегия экстериоризации............................

    2.3. Психологические факторы, влияющие на

    процесс обучения......................................

    Основы психологии

    Структура педагогической деятельности.......................

    3.1. Методологическая структура педагогической деятельности..............................................

    3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность........................

    3.3. Основные дидактические концепции..............

    обучения

    особенности

    традиционного

    обучения.....................................................

    4.1. Программированное обучение....................

    4.2. Проблемное обучение и деловые игры

    4.3. Производственно-профессиональное обучение...559

    4.4. Инновационное обучение.............................

    5. Педагогическое общение..........................................

    5.1. Стили педагогического общения.....................

    5.2. Воспитание и его закономерности

    .................

    Глава 8. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

    И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ............................

    1. Жизненный цикл развития человека..............

    1.1. Развитие нервной системы...........................

    1.2. Физическое развитие...................................

    1.3. Половое развитие........................................

    1.4. Когнитивное развитие........................

    1.5. Нравственное развитие................................

    2. Формирование и развитие личности..........................

    2.1. Социализация личности...............................

    2.2. Эпигенетическая теория развития личности

    Эриксона..................................................

    3. Психологические особенности возрастных периодов.......

    3.1. Кризис новорожденности...............................

    3.2. Стадия младенчества...................................

    3.3. Ранний возраст...........................................

    3.4. Кризис трех лет...........................................

    3.5. Дошкольный возраст....................................

    3.6. Младший школьный возраст.........................

    3.7. Подростковый возраст..................................

    3.8. Психологические особенности юношеского

    и студенческого возраста..............................

    Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

    1. Психология как наука Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим

    данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

    С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существованиидуши, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначальнопсихология

    выступала как наука о душе.

    Основы психологии

    Происхождение Своим названием и первым on-

    слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.

    Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом

    так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков- превратить Психеюв богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

    Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие,- стала символом души, ищущей свой идеал.

    Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

    Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

    I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап -психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

    III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

    IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и

    механизмы психики.

    Введение в психологию Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических

    процессов и практическое применение получаемых знаний.

    Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

    Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

    Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вноситьв него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

    1.1. Задачи и место психологии в системе наук Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной

    сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его Основы психологии

    центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана систорией общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия

    религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природыи человека. Дискуссионной областью являетсяпарапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

    Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными наукамии т. д.).

    Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 1. 1) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

    Рис. 1.1. Классификация А. Кедрова

    Введение в психологию Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь;

    все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практиков. Кратко укажем функции некоторых из этих профессиональных психологов-практиков. Годфруа выделяет следующие прикладные области психологии:клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант. Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессия, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочнокишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

    Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистомуниверсалом, «невозможно все делать хорошо»), например, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительски-детских отношений, детский психологконсультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

    Основы психологии

    истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически Основы психологии

    достоверные закономерности развития психических явлений.

    Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым.

    Метод тестов - метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

    2. Понятие психики Традиционно дают определение понятию психики -как свойства живой высокоорганизованной

    материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

    Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи.

    Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это

    Отражаемое (весь мир) Отражающая система Отраженное (психическое явление)

    Введение в психологию

    виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

    Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение

    Это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира,т. к. принадлежит всегда субъекту,

    вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

    Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» - здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждаетсяпроблема субстрата психики.

    Проблема может ставиться так: психика- это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат!

    Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

    Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять

    через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью

    которого обусловлена психика, но содержание этой психики

    Основы психологии

    производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

    Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразование сигналов, совершающееся в мозге, воспринимается человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».

    Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в

    теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем - как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга.

    Т. о. предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам.

    Теория механического тождества,"напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теориив том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

    Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

    В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функция, которая реализуется этим участком мозга. Френологи составляли «карты шишек и впадин черепа» и ставили им в соответствие определенные психические функции. Однако взаимосвязь психических функций и мозга оказалась значительно сложнее, чем предполагали френологи.

    Введение в психологию Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с

    отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е.

    психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые

    функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности иопыта человечества через

    собственную активную деятельность.

    Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека - человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общенияс людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом,

    специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение - полноценная

    деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

    Психическое отражение характеризуется рядом особенностей.