Пневмония у детей: симптомы, формы, лечение. Советы врачей. Чем сейчас лечат пневмонию у детей

Пневмония относится к заболеванию, которое можно часто встретить у детей различного возраста. Воспаление легких является сложным недугом дыхательных путей, как при утверждении диагноза, так и при назначении лечения. Все будет зависеть, насколько обширно поражены легкие. Учитывая возраст, признаки пневмонии у ребенка 3 лет могут возникать со своими особенностями. Исходя из клинической выраженности заболевания, диагноз может быть поставлен сразу либо потребуются дополнительные исследования. Симптомы и лечение ребенка при пневмонии будут индивидуальны.

Пневмония представляет собой инфекционное поражение легочной ткани. При заболевании инфекция проникает в самые низкие отделы системы дыхания, вследствие чего пораженный участок органа не способен выполнять свою дыхательную функцию (усваивать кислород, выделять углекислый газ). Потому данное заболевание намного тяжелее иных инфекций респираторного характера.

Во время болезни часто происходит поражение альвеол и тканей легкого. Воспаление бывает различного происхождения, его могут вызывать:

Исходя из площади недуга, пневмония бывает:

  • очаговой;
  • сегментарной;
  • долевой;
  • сливной;
  • тотальной.

Когда поражается одно из легких, воспаление называют односторонним. При воспалении 2-х легких, тогда это двустороннее воспаление.

Также заболевание может развиться самостоятельно либо быть осложнением перенесенной ранее инфекции.

К факторам заражения относят:

  • госпитальная (внутрибольничная) пневмония;
  • внебольничная;
  • недуг, возникший вследствие медицинского вмешательства;
  • аспирационная;
  • атипичная.

Излечение пневмонии у детей возрастом 3 года направлено, чтобы устранить возбудитель, уменьшить проявление симптомов, поддержать защитную функцию организма. Главное, правильно определить фактор развития недуга, тогда лечение будет эффективным.

Важно знать, что заразность заболевания зависит от возбудителя. Часто пневмония является заразной. Это типичная пневмония, которая вызвана пневмококком. Помимо воспаления легких, этот микроб поражает среднее ухо, проявляясь отитом, также развивается менингит. Даже больной, который перенес инфекцию, может быть бессимптомным носителем пневмонии. Потому можно не заметить, кто стал разносчиком инфекции, от которого заразился ребенок.

Однако проявление пневмонии зависит и от вирусных недугов, которые протекают длительное время. В данном случае бактериальный недуг налаживается на вирусную инфекцию, так как иммунитет ребенка снижен.

Причины проявления болезни

Заболевание у детей может отличаться проявлениями и скоростью развития. Зачастую оно тяжелое и требует лечения в стационарных условиях.

Пневмония у детей младшего возраста редко заразная, чаще проявляется как осложнение ангины, бронхита.

Факторы, которые способствуют развитию пневмонии у детей в возрасте 3-х лет.

  1. Кислородное голодание младенца при беременности либо во время родов.
  2. Травмы, осложнения при родах.
  3. Проблемы с раскрытием легких, возникшие после рождения.
  4. Недоношенность ребенка.
  5. Анемия, рахит.
  6. Отставание в развитии.
  7. Заражение матерью ребенка хдамидиями, герпесом.
  8. Слабый иммунитет.
  9. Порок сердца.
  10. Наследственные болезни.
  11. Расстройство пищеварения.
  12. Нехватка витаминов.

Пневмония развивается и при вдыхании химических испарений, аллергических процессов в организме, при переохлаждении, перегреве путей дыхания. У ребенка в три года разного рода процессы, которые ослабляют ткань органа, могут спровоцировать воспалительный процесс.

Чаще всего болезнь проявляется на фоне острого респираторного заболевания или гриппа. Благодаря действию вируса защитная функция организма слабеет, по этой причине болезненные микроорганизмы вызывают возникновение воспаления. Бактерии присутствуют в воздухе, на окружающих предметах, игрушках. Также дети могут заразиться от больного, у которого присутствует гнойно-воспалительное образование.

Детям в возрасте трех лет нелегко откашлять мокроту, по этой причине она накапливается в органах, что приводит к развитию болезнетворных микроорганизмов.

Причиной пневмонии у ребенка может стать неправильное лечение болезни респираторного характера. В данном случае не стоит заниматься самостоятельным лечением ребенка. Особенно это касается профилактических курсов и терапии антибиотиками.

Почему заболевание возникает вновь?

Довольно часто заболевание поражает детей возрастом трех лет. Не исключение и повторения недуга. Это происходит по причине того, что возбудитель болезни не был совсем исключен из организма. Потому во время снижения иммунной системы бактерии снова вызывают воспалительный процесс в легких.

Повторы пневмонии несут опасность ребенку сильной интоксикацией организма.

К причинам, которые приводят к рецидиву воспаления, относят :

  • хронические недуги (пороки сердца);
  • муковисцидоз;
  • прописан неправильный препарат, который направлен на борьбу с бактериями во время излечения пневмонии первичного проявления;
  • ослабленный иммунитет.

Если у детей часто возникает пневмония, необходимо полное обследование, для выявления фактора, который способствует ослаблению защитной функции организма.

Признаки заболевания

При высокой активности возбудителя инфекции либо при ослабленной защитной функции организма на этот возбудитель, когда применение эффективных медикаментов не приносит положительного результата, любой родитель может догадаться по отдельным симптомам, что его ребенку необходимо серьезное лечение и срочный осмотр педиатра.

Чаще всего возникновение воспаления легких зависит от уровня и обширности инфицирования органа. Если зона воспаления крупная и развивается активно, тогда заболевание способно проявляться ярко и тяжело развиваться. При этом в большинстве случаев, воспаление легких развивается не тяжело и поддается лечению.

Основные симптомы пневмонии у ребенка в возрасте 3-х лет следующие :

  • заложенный нос либо насморк;
  • чихание;
  • слабое и вялое состояние;
  • постоянно хочется спать;
  • снижен аппетит;
  • бледные кожные покровы;
  • увеличена температура;
  • кашель.

Для очаговой (бронхопневмонии) характерно возникновение как осложнение либо развитие ОРВИ. Недуг на первоначальном этапе проявляется обычной простудой. У ребенка появляется насморк, он сопливит, кашляет. Относительно меры развития легочной болезни инфекция опускается ниже. Редко вирусные инфекции первоначально поражают бронхи, а потом переходят на легкие. Затем присоединяется микробная флора, у ребенка ухудшается самочувствие, спустя 5 дней болезни.

Ребенок мучается проявлением одышки, она возникает при физической нагрузке, во время плача. Также одышка способна проявиться, даже в спокойном положении и во сне.

Во время дыхания ребенка на расстоянии можно услышать шумы в легких. Крылья носа раздуваются, и дыхание осуществляется также мышцами грудной клетки.

В основном болезнь сопровождается увеличением температуры, она достигает 39 градусов, в отдельных моментах выше, ее нелегко понизить. Хотя у маленьких детей такого возраста пневмония может протекать без температуры или с ее понижением из-за недостаточности защитной силы организма и механизмов температуры.

У малышей двухлетнего возраста при лихорадке возникают судороги, когда температура большая и длительнее время не спадает. Понижающие жар препараты в данной ситуации не приносят эффекта.

Лихорадка способна присутствовать несколько суток, даже если лечение будет своевременно, так как она относится к типичному признаку для данного заболевания.

В отдельных случаях малыш двух лет активный, что не сразу можно заподозрить о присутствии воспаления легких. Далее, при истощении организма компенсационными механизмами, у малыша изменяется поведение, он становится капризным, сильно возбужден. Бывают высыпания на коже. Кожа у ребенка влажная и горячая при прикосновении, происходит нарушение стула, он отказывается кушать, что приводит к рвоте. Кашель сильный, способен вызвать кровотечение с носа.

Осматривая ребенка можно наблюдать бледную кожу, вокруг рта и носа заметна синева. Он беспокоен, не хочет кушать, много спит. При прослушивании доктором грудной клетки допускаются симптомы тяжелого дыхания, что указывает на воспалительный процесс в месте бронхов и верхних путей дыхания. Помимо этого, слышны мелкие хрипы, которые отмечаются над поверхностью легких. Хрипы влажные, не уходят во время покашливания ребенка. Это скопившаяся жидкость в альвеолах, которая хлопает о ее стенки.

Можно отметить и наличие тахикардии (учащение сердечных ритмов), возможно и приглушение тонов сердца на фоне токсикоза. Также могут быть и такие симптомы :

  • тошнота;
  • рвота;
  • боль живота;
  • диарея, которая побуждает кишечную инфекцию;
  • печень увеличивается;
  • вздутие петли кишечника.

При данных признаках самочувствие ребенка оценивается как тяжелое.

Симптомы могут определяться и при дополнительных обследованиях ребенка.

  1. Аускультация, выслушивание легких.
  2. Рентген органов грудной клетки.
  3. Показатели исследования крови.

На снимке рентгена легких симптом заболевания у малышей определяются очаговыми тканями с контурами нервов, в дополнение усилен рисунок легкого, замечено расширение легочных корней.

При исследовании крови определено увеличение СОЭ, повышены лейкоциты, имеется сдвиг лейкоцитарной формулы.

Как лечить заболевание

Чаще всего легочный недуг у детей лечится в стационаре. Единственным методом лечения воспаления является прием антибиотиков, зачастую, в виде инъекций.

Существует большое количество средств. Какие подойдут препараты вашему ребенку, решит лечащий врач, опираясь на результаты тщательного обследования. Когда один из назначенных антибиотиков не приносит должного результата, врач назначит другой.

Важно следовать предписаниям врача и не уклоняться от применения препаратов, ведь пневмония часто является причиной смерти пациента. Использование народных средств, в качестве основного лечения не несут положительного действия, они являются лишь вспомогательным компонентом.

Принимать антибиотики следует строго по времени. Когда прописано принимать препарат два раза в день, необходимо сделать перерыв между приемами 12 часов. Назначаются такие антибиотики:

  • пенициллин - принимать 7 дней;
  • цефалоспорин - принимать 7 дней;
  • макролиды (джозамицин, азитромицин, кларитромицин) - принимать 5 дней.

Действенность препаратов наступает через 72 часа после приема. У ребенка улучшается аппетит, снижается температура, уходит одышка.

Средства, снижающие температуру, применяют в случае превышения температуры более 39 градусов. На первоначальном этапе развития болезни жаропонижающие средства не применяются, так как они затрудняют провести оценку эффективности лечения.

Важно помнить, что при высокой температуре в организме происходит выработка максимального количества антител против возбудителя заболевания. Потому, когда ребенок способен перенести температуру 38 градусов, ее не стоит понижать. В этом случае, организм быстро справится с вредоносным микроорганизмом, который вызвал недуг у ребенка.

Если были замечены эпизоды фебрильных судорог, температуру можно сбивать и при 37,5 градусов.

Когда у детей отсутствует аппетит во время недуга, это явление считается нормальным и отказ от употребления пищи указывает на серьезное влияние на печень. Потому заставлять ребенка есть, не стоит. По возможности необходимо готовить легкую пищу. Это могут быть каши, супы, котлеты на пару, отварной картофель, которые легко усваиваются, также овощи, фрукты. Нельзя давать жаренные, жирные продукты.

Пить ребенку свежие соки (из моркови, яблок). Также это может быть, чай из малины, настой шиповника, воду, добавляя в питье водно-электролитные растворы (регидрон).

Необходимо каждый день проветривать и проводить влажную уборку в помещении. Использовать увлажнитель воздуха, он поможет облегчить состояние больного.

Нельзя применять средства, которые имеют общеукрепляющее действие также антигистаминные и иммуномодулирующие медикаменты, так как это может привести к побочным действиям и не улучшат развитие и исход болезни.

Во время лечения антибактериальными препаратами у ребенка происходит нарушение в микрофлоре кишечника. В этом случае педиатр назначит прием пробиотиков.

  1. Риофлора Иммуно.
  2. Аципол.
  3. Бифиформ.
  4. Нормобакт.
  5. Лактобактерин.

Чтобы вывести токсины после окончания лечения доктор может прописать сорбенты.

  1. Полисорб.
  2. Энтеросгель.
  3. Фильтрум.

Если болезнь вызвана вирусной инфекцией, принимать антибиотики не нужно. Потребуется лечение в палате интенсивной терапии и кислородное дыхание.

Выполняя все предписания врача, соблюдая постельный режим, при отсутствии осложнений ребенок пойдет на поправку, при этом на протяжении месяца будет проявляться остаточный кашель, незначительная слабость в теле. Если присутствует атипичная форма пневмонии, терапия может затянуться.

В ходе эффективного лечения на обычный режим и прогулки ребенка можно переводить на 6-10 день заболевания. Возобновлять закаливание разрешено, спустя 3 недели. Если течение болезни не тяжелое, физические, спортивные нагрузки разрешены через 6 недель. При осложненной пневмонии через 12 недель.

Важно не запрещать детям гулять и больше двигаться, при этом стараться, не допускать перегрева и переохлаждения, одевая ребенка по погоде.

Да Нет

Пневмония у детей. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Острая пневмония - это воспаление легких, характеризу­ется воспалением паренхиматозной, респираторной части легких.

Классификация. По морфологичекой форме: оча­говая, очаговая сливная, сегментарная, долевая, интер-стициальная.

По течению: острая, затяжная (при отсутствии раз­решения пневмонического процесса в сроки от 6 до 8 недель).

По развитию осложнений:

    легочные (синпневмотический плеврит, метапне-вмонический плеврит, легочная деструкция, абсцесс легкого, пневмоторакс, пиопневмоторакс);

    внелегочные (инфекционно-токсический шок, сер­дечно-сосудистая недостаточность, ДВС-синдром, респираторный дистресс-синдром).

Этиологическим фактором являются различные бактерии: пневмококки, стафилококки, стрептококки, клебсиелла пневмонии, грамотрицательная флора и микоплазмы (внебольничная форма); стафилококк, синегнойная палочка (внутрибольничная форма); хла-мидии, цитомегаловирусы (при перинатальной инфек­ции); различные бактерии у больных с иммунодефи­цитом.

Острая пневмония обычно начинается с острого пе­риода, нередко после переохлаждения больной начи­нает испытывать потрясающий озноб: температура те­ла повышается до фебрильных цифр 39-40 °С, реже до 38-41 °С; боль при дыхании на стороне поражен­ного легкого усиливается при кашле, в начале сухом, затем влажном с гнойной вязкой мокротой. Состояние больного тяжелое. Кожные покровы лица гиперемированы и цианотичны. Дыхание учащенное, по­верхностное, с раздуванием крыльев носа. Аналогично протекает пневмококковая пневмония и стафилококковая пневмония. Чаще стафилококковая пневмония протекает более тяжело, сопровождаясь деструкцией легких с образованием тонкостенных воз­душных полостей, абсцессов в легочной ткани. Для та­кого рода пневмонии характерна выраженная инток­сикация, проявляющаяся повышением температуры тела, ознобом, гиперемией кожных покровов и слизи­стых оболочек, головокружением, головной болью, выраженной одышкой, кровохарканьем, тахикардией, тошнотой, рвотой. Если у больного тяжелый инфек-ционно-токсический шок, то развивается сосудистая недостаточность, артериальное давление 90-80 и 60- 50 мм рт. ст., при осмотре бледность кожных покро­вов, липкий пот, холодные конечности. При прогрес-сировании интоксикационного синдрома выявляюся церебральные расстройства, нарастает сердечная не­достаточность, нарушается ритм сердца, развивается шоковое легкое, гепаторенальный синдром, ДВС-синд-ром, токсический энтероколит. Эти пневмонии могут привести к быстрому летальному исходу.

На основании клинических и лабораторных данных учитывают укорочения перкуторного звука, отмечают усиленное везикулярное дыхание с очагами бронхи­ального дыхания, выслушивается крепитация, мелко-и среднепузырчатые хрипы, на рентгенограммах (иног­да на томограммах) - очаговые затенения. Иссле­дуют мокроту или мазки из глотки на бактерии, вклю­чая микобактерии туберкулеза, вирусы, микоплазму пневмонии.

1. Если при осмотре у ребенка независимо от уровня температуры и при отсутствии обструкции имеется:

Учащение дыхания: 60 в минуту у детей первого месяца жизни;

50 в минуту у детей 2-12 месяцев; 40 в минуту у детей 1-4 лет;

    втяжение межреберий;

    стонущее (кряхтящее) дыхание;

    цианоз носогубного треугольника;

Признаки токсикоза («больной» вид, отказ от еды и питья, сонливость, нарушение сознания, резкая бледность при повышенной температуре тела), то состояние расценивается как тяжелое с большой вероятностью пневмонии.

Этим больным следует назначить антибиотик и напра­вить их в стационар.

2. Если у ребенка нет признаков, указанных в пункте 1, но есть:

    температура тела 38 °С дольше 3 дней;

    локальные физикальные признаки пневмонии;

    асимметрия хрипов, то следует предположить наличие пневмонии.

Этим больным необходимо сделать анализ крови, направить их на рент­генографию; при ее невозможности - назначить антибиотик.

3. Если ребенок с ОРЗ и признаками бронхиальной обструкции имеет:

Асимметрию хрипов;

-«воспалительную» гемограмму, то следует исключить пневмонию про­ведением рентгенологического исследования. Госпитализации подлежат боль­ные с признаками дыхательной недостаточности.

4. Если у ребенка фебрильная температура тела в тегение 1 -2 дней и от- сутствуют указанные выше признаки, то пневмония мало вероятна. Эти боль- ные подлежат наблюдению на дому как больные ОРЗ без пневмонии.

В стационаре всем детям с подозрением на пневмонию делают рентгено­грамму грудной клетки. Повторную рентгенограмму проводят через 2 недели, а при осложненном течении пневомнии - по показаниям. Обязательны: кли­нический анализ крови и мочи, посевы мокроты, слизи из зева (совпадение с флорой из нижних дыхательных путей в 30%). Помогают диагностике этиоло­гии пневмонии серологические исследования и выявление антигенов возбуди­телей в крови (полимеразная цепная реакция и др.).

Помимо перечисленных в схеме показаний к госпитализации, следует принимать во внимание преморбидный фон (гипотрофия, аномалии консти­туции и др.), низкий социальный статус семьи, психологические особенности родителей.

Лечение пневмоний при легком течении заболева­ния и при благоприятном течении и благоприятных бы­товых условиях можно осуществлять лечение на дому, но многие больные нуждаются в стационарном лече­нии. По экстренным показаниям больных госпитали­зируют с долевым поражением легочной ткани и при выраженном инфекционно-токсическом синдроме. В разгар болезни назначают постельный режим, меха­нически и химически щадящую диету с ограничением поваренной соли и повышением количества витами­нов, особенно А и С. При исчезновении или значитель­ном уменьшении явлений интоксикации рекомендуют расширять режим, применяют лечебную физкультуру, если нет противопоказаний. Сразу же после взятия мокроты, мазков и смывов с бронхов для бактериоло­гического исследования начинают этиотропную анти­бактериальную терапию, которую проводят под контро­лем клинической эффективности, а при последующем назначении лечения учитывают результаты исследо­вания высеянной микрофлоры и ее чувствительности к антибиотикам. При внебольничной пневмонии назначают полусинтетические пенициллины макролиды нового поколения. При внутриболь-ничных пневмониях назначают «защищенные» пе-нициллины, аминогликозиды, цефалоспорины 2-3-го поколения, фторхонолоны и другие антибиотики груп­пы резерва. При пневмониях с внутриутробной инфек­цией макролиды нового поколения (спиромицин, рок-ситромицин, азитромицин). При пневмониях у больных с иммунодефицитами назначают цефалоспорины 3- 4-го поколения, фторхинолоны.

При тяжелых вирусно-бактериальных пневмониях, часто развивающихся в результате взаимодействия вируса гриппа и стафилококка, вместе с внутривенно вводимыми антибактериальными препаратами широ­кого спектра действия назначают введение специфи­ческого донорского противогриппозного у-глобулина.

Комбинации антибиотиков для лечения осложнен­ной пневмонии: цефалоспорины + полусинтетические пенициллины; полусинтетические пенициллины + ами-ногликозиды; цефалоспорины + аминогликозиды. Применяют также дезинтоксикационные средства (гемодез и др.).

Лечение дыхательной недостаточности, устранение обструктивного синдрома. Назначается муколитиче-ская терапия, бронхолитическая терапия, физиотера­пия, иммунокоррегирующая терапия, ЛФК. При выра­женной тахикардии, снижении систолического давления до 100 мм рт. ст. и ниже больным пневмониями пока­зан строфантин, сульфокамфокаин. Повышают имму­нологическую реактивность больного (иммуноглобулин, дибазол, метилурацил). Проводится витаминотерапия.

Профилактика заключается в:

    комплексе социально-гигиенических мероприятий;

    рациональном питании, закаливании, улучшении экологии жилища;

Предупреждении ОРВИ, вакцинопрофилактике пневмоний (конъюгиро-ванная вакцина против Н. influenzae , пневмококка, вакцинопрофилактика грип­па);

Профилактике внутрибольничных пневмоний (госпитализация в боксы).

Хроническая пневмония

Хроническая пневмония (ХП) - хронический воспалительный не- специфигеский процесс, имеющий в основе необратимые морфологигеские измене­ния в виде деформации бронхов и пневмосклероза в одном или нескольких сег­ментах, сопровождающийся рецидивами воспаления в бронхах и легогной ткани.

Термин «хроническая пневмония» в настоящее время используется только в отечественной педиатрии. Терапевты ставят диагноз «бронхоэктатическая болезнь» или «пневмосклероз» с указанием локализации процесса.

Клиническая картина. Локальный пневмофиброз может протекать бес­симптомно и быть рентгенологической находкой. Склероз одного сегмента не влияет на функцию внешнего дыхания. При полисегментарном поражении мо­гут быть выявлены рестриктивные нарушения.

Клинические проявления бронхоэктатической болезни зависят от объема поражения, характера бронхоэктазов (цилиндрические, мешотчатые, смешан­ные бронхоэктазы) и периода заболевания.

Утомляемость, общее недомогание, снижение аппетита, отставание в физи­ческом развитии наблюдается при распространенном процессе, мешотчатых бронхоэктазах. У таких больных следствием хронической гипоксии может быть формирование деформации пальцев в форме барабанных палочек - «пальцы Гиппократа». При осмотре обращает на себя внимание уплощение грудной клетки на стороне поражения, отставание этой половины в акте дыха­ния.

К постоянным симптомам бронхоэктатической болезни относят кашель, выделение мокроты и стойкие хрипы в легких. Интенсивность кашля (больше в утренние часы), качество и количество мокроты коррелирует с объемом по­ражения и периодом заболевания. При обострении мокрота бывает гнойной или слизисто-гнойной, в периоде ремиссии - слизистой.

Для бронхоэктазов характерна постоянная локальная аускультативная симптоматика. Над зоной поражения выслушиваются средне- и мелкопузырча­тые влажные хрипы. При обострении часто аускультативная картина указыва­ет на обострение вторичного хронического бронхита (диффузные сухие хри­пы) с сохранением локальной симптоматики.

Диагностика. Проводят анализ анамнеза жизни и заболевания (с целью ретроспективного выявления возможного источника формирования заболева­ния). При объективном обследовании устанавливают наличие перечисленных выше клинических признаков заболевания.

При рентгенологигеском исследовании (в двух проекциях) определяют при­знаки сближения элементов бронхососудистого рисунка в зоне поражения, по­вышение воздушности соседних сегментов, смещение тени средостения в сто­рону поражения. При локальном пневмофиброзе без выраженных бронхоэкта­зов определяется гомогенная тень с четкими границами.

Бронхоскопия позволяет оценить локализацию поражения, характер секре­та, получить материал для цитологического и микробиологического исследо­вания. При микробиологическом исследовании мокроты обязательно опреде­ляют чувствительность выделенного возбудителя к антибиотику для проведе­ния целенаправленной антибактериальной терапии с учетом чувствительности флоры.

Бронхографию проводят для уточнения объема поражения, характера брон­хоэктазов. В настоящее время этот метод бронхологического исследования ис­пользуют только для уточнения объема оперативного вмешательства при на­личии показаний.

Компьютерная томография - менее инвазивный и достаточно информа­тивный метод диагностики хронической пневмонии.

Лечение должно быть длительным, этапным, индивидуальным в зависи­мости от периода болезни, частоты обострений, наличия сопутствующих забо­леваний.

    Антибактериальная терапия назначается в периоде обострения с учетом чувствительности выделенных микроорганизмов.

    В периоде обострения по показаниям проводят санационные бронхо­скопии с местным введением антибиотиков и антисептических средств.

    Большое значение имеет муколитическая терапия (см. Легение ОБ) с проведением вибрационного массажа и постурального дренажа с учетом лока­лизации воспалительного процесса. Обязательно проведение лечебной физ­культуры.

Необходимо лечение заболеваний ЛОР-органов, санация полости рта.

    Вопрос об оперативном лечении решается строго индивидуально в зави­симости от тяжести заболевания, эффективности консервативной терапии, воз­раста ребенка и наличия осложнений

    Бронхоэктазы, сформировавшиеся в процессе течения муковисцидоза, первичного иммунодефицита, синдрома Картагенера, оперативному лечению, как правило, не подлежат.

    Все дети, больные хронической пневмонией, должны проходить сана­торный этап лечения.

Под пневмонией следует понимать острый или хронический инфекционно-воспалительный процесс, развивающийся в легочной ткани и вызывающий синдром дыхательных расстройств.

Пневмония относится к тяжелым заболеваниям дыхательной системы у детей. Заболеваемость носит спорадический характер, но в редких случаях могут возникать и вспышки заболевания среди детей в одном коллективе.

Уровень заболеваемости пневмонией у детей до 3 лет составляет около 20 случаев на 1 тысячу детей этого возраста, а у детей старше 3 лет - около 6 случаев на 1 тысячу детей.

Причины пневмонии

Пневмония – полиэтиологичное заболевание: для разных возрастных групп более характерны различные возбудители этой инфекции. Зависит вид возбудителя и от состояния , и от условий и местонахождения детей при развитии пневмонии (в стационаре или дома).

Возбудителями пневмонии могут быть:

  • пневмококк – в 25% случаев;
  • – до 30%;
  • хламидии – до 30%;
  • (золотистый и эпидермальный);
  • кишечная палочка;
  • грибки;
  • микобактерия ;
  • гемофильная палочка;
  • синегнойная палочка;
  • пневмоцисты;
  • легионелла;
  • вирусы ( , парагриппа, аденовирус).

Так, у малышей в возрасте со второго полугодия жизни и до 5 лет, заболевших дома, чаще всего пневмонию вызывают гемофильная палочка и пневмококк. У ребятишек дошкольного и младшего школьного возраста пневмонию может вызвать микоплазма, особенно в переходный летне-осенний период. В подростковом возрасте причиной пневмонии может стать хламидия.

При развитии пневмонии вне стационара чаще активируется собственная (эндогенная) бактериальная флора, находящаяся в носоглотке. Но может возбудитель поступать также и извне.

Факторами, способствующими активации собственных микроорганизмов, являются:

  • развитие ;
  • переохлаждение;
  • аспирация (попадание в дыхательные пути) рвотных масс при срыгивании, пищи, инородного тела;
  • в организме ребенка;
  • врожденный порок сердца;
  • стрессовые ситуации.

Хотя пневмония в основном является бактериальной инфекцией, ее могут вызывать и вирусы. Особенно это характерно для деток на первом году жизни.

При частом срыгивании у детей и возможном попадании рвотных масс в дыхательные пути пневмонию может вызвать и золотистый стафилококк, и кишечная палочка. Причиной пневмонии может также стать микобактерия туберкулеза, грибки, в редких случаях – легионелла.

Возбудители попадают в дыхательные пути и извне, воздушно-капельным путем (с вдыхаемым воздухом). При этом пневмония может развиться как первичный патологический процесс (крупозная пневмония), а может быть вторичной, возникать как осложнение воспалительного процесса в верхних дыхательных путях (бронхопневмония) или в других органах. В настоящее время чаще регистрируются вторичные пневмонии у детей.

При проникновении инфекции в легочную ткань развивается отек слизистой мелкого бронха, в результате чего затрудняется подача воздуха в альвеолы, они спадаются, нарушается газообмен, развивается кислородное голодание во всех органах.

Выделяют еще госпитальные (внутрибольничные) пневмонии, которые развиваются в условиях стационара во время лечения у ребенка другого какого-либо заболевания. Возбудителями таких пневмоний могут быть устойчивые к действию антибиотиков «госпитальные» штаммы (стафилококки, синегнойная палочка, протей, клебсиелла) или микроорганизмы самого ребенка.

Развитию госпитальной пневмонии способствует получаемая ребенком антибактериальная терапия: она губительно действует на обычную микрофлору в легких, и вместо нее в них заселяется чуждая для организма флора. Возникают больничные пневмонии через двое и более суток пребывания в стационаре.

Пневмонию у новорожденных в первые 3 суток жизни можно считать проявлением госпитальной пневмонии, хотя в этих случаях трудно исключить и внутриутробное инфицирование.

Пульмонологи выделяют еще крупозную пневмонию, вызванную пневмококком и захватывающую несколько сегментов или всю долю легкого с переходом на плевру. Чаще она развивается в дошкольном и школьном возрасте детей, редко до 2-3 лет. Типичным для крупозной пневмонии является поражение левой нижней доли, реже – правой нижней и правой верхней долей. В грудном возрасте она проявляется в большинстве случаев бронхопневмонией.

Интерстициальная пневмония проявляется тем, что воспалительный процесс преимущественно локализуется в межуточной соединительной ткани. Чаще встречается у детей первых 2 лет жизни. Отличается особой тяжестью у новорожденных и грудничков. Чаще встречается в осенне-зимний период. Вызывается она вирусами, микоплазмой, пневмоцистами, хламидиями.

Помимо бактериальной и вирусной, пневмония может быть:

  • возникать при ;
  • связанной с действием химических и физических факторов.

Почему пневмонией чаще болеют маленькие дети?

Чем меньше ребенок, тем выше риск развития пневмонии и тяжести ее течения. Частому возникновению пневмонии и хронизации ее у малышей способствуют такие особенности организма:

  • дыхательная система полностью не сформирована;
  • дыхательные пути более узкие;
  • легочная ткань незрелая, менее воздушна, что тоже снижает газообмен;
  • слизистые в дыхательных путях легко ранимы, имеют много кровеносных сосудов, быстро при воспалении;
  • реснички эпителия слизистых тоже незрелые, не справляются с удалением мокроты из дыхательных путей при воспалении;
  • брюшной тип дыхания у малышей: любая «проблема» в животе (вздутие живота, заглатывание воздуха в желудок при кормлении, увеличение печени и др.) еще больше затрудняет газообмен;
  • незрелость иммунной системы.

Способствуют возникновению пневмонии у крохи также такие факторы:

  • искусственное (или смешанное) вскармливание;
  • пассивное курение, возникающее во многих семьях: оказывает токсическое действие на легкие и снижает поступление кислорода в детский организм;
  • гипотрофия, рахит у ребенка;
  • недостаточное качество ухода за малышом.

Симптомы пневмонии

Согласно существующей классификации, пневмония у детей может быть одно- или двухсторонней; очаговой (с участками воспаления 1 см или больше); сегментарной (воспаление распространяется на весь сегмент); сливной (процесс захватывает несколько сегментов); долевой (воспаление локализуется в одной из долей: верхней или нижней доле легкого).

Воспаление легочной ткани вокруг воспаленного бронха трактуется как бронхопневмония. Если процесс распространяется на плевру – диагностируется плевропневмония; если в плевральной полости накапливается жидкость – это уже осложненное течение процесса и возникший .

Клинические проявления пневмонии в большей степени зависят не только от вида возбудителя, вызвавшего воспалительный процесс, но и от возраста ребенка. В старшем возрасте детей заболевание имеет более четкие и характерные проявления, а у малышей при минимальных проявлениях может быстро развиться тяжелая дыхательная недостаточность, кислородное голодание. Предположить, как будет развиваться процесс, достаточно сложно.

Вначале у малыша могут появиться легкое затруднение носового дыхания, плаксивость, снижение аппетита. Затем внезапно повышается температура (выше 38°С) и удерживается 3 дня и дольше, появляется учащение дыхания и , бледность кожных покровов, выраженная синюшность носогубного треугольника, потливость.

В дыхании участвует вспомогательная мускулатура (видно невооруженным глазом втяжение межреберной мускулатуры, над- и подключичных ямок при дыхании), раздуваются («парусят») крылья носа. Частота дыханий при пневмонии у грудничка – более 60 в 1 минуту, у ребенка до 5 лет - более 50.

Кашель может появиться на 5-6 день, но его может и не быть. Характер кашля может быть разным: поверхностный или глубокий, приступообразный малопродуктивный, сухой или влажный. Мокрота появляется только в случае вовлечения в воспалительный процесс бронхов.

Если заболевание вызвано клебсиеллой (палочкой Фридлендера), то признаки пневмонии появляются после предшествующих диспепсических проявлений ( и рвоты), а кашель может появиться с первых дней болезни. Именно этот возбудитель может вызвать эпидемическую вспышку пневмонии в детском коллективе.

Кроме учащенного сердцебиения, могут отмечаться и другие внелегочные симптомы: мышечные боли, высыпания на коже, понос, спутанность сознания. В раннем возрасте ребенка возможно появление при высокой температуре .

Врач при выслушивании ребенка может обнаружить ослабление дыхания в области воспаления или асимметричные хрипы в легких.

При пневмонии у школьников, подростков практически всегда имеются предшествующие незначительные проявления . Затем состояние нормализуется, а спустя несколько дней появляются и боль в груди, и резкий подъем температуры. Кашель возникает в течение 2-3 последующих дней.

При пневмонии, вызванной хламидиями, отмечаются катаральные проявления в зеве и увеличенные шейные . А при микоплазменной пневмонии температура может быть невысокой, отмечается сухой кашель и осиплость голоса.

При долевой пневмонии и распространении воспаления на плевру (то есть, при крупозной пневмонии) дыхание и кашель сопровождаются сильной болью в грудной клетке. Начало такой пневмонии бурное, температура поднимается (с ознобами) до 40°С. Выражены симптомы интоксикации: , рвота, вялость, может быть бред. Могут появиться боль в животе и понос, вздутие живота.

Нередко появляются на стороне поражения герпетические высыпания на губах или крыльях носа, покраснение щеки. Могут быть . Дыхание стонущее. Кашель болезненный. Соотношение дыхания и пульса 1:1 или 1:2 (в норме в зависимости от возраста 1:3 или 1:4).

Несмотря на тяжесть состояния ребенка, в легких при выслушивании выявляются скудные данные: ослабленное дыхание, непостоянные хрипы.

Крупозная пневмония у детей отличается от проявлений ее у взрослых:

  • обычно не появляется «ржавая» мокрота;
  • не всегда поражается вся доля легкого, чаще процесс захватывает 1 или 2 сегмента;
  • признаки поражения легких появляются позже;
  • исход более благоприятный;
  • хрипы в острой фазе выслушиваются только у 15% детей, и практически у всех – в стадии разрешения (влажные, стойкие, не исчезающие после кашля).

Особо следует выделить стафилококковую пневмонию , учитывая ее склонность к развитию осложнений в виде формирования абсцессов в легочной ткани. Чаще всего она является вариантом внутрибольничной пневмонии, причем золотистый стафилококк, вызвавший воспаление, обладает устойчивостью к Пенициллину (иногда и к Метициллину). Вне стационара она регистрируется в редких случаях: у детей с иммунодефицитным состоянием и у младенцев.

Клинические симптомы стафилококковой пневмонии отличаются более высокой (до 40°С) и более продолжительной лихорадкой (до 10 дней), трудно поддающейся действию жаропонижающих средств. Начало, как правило, острое, симптоматика ( , синюшность губ и конечностей) нарастает быстро. У многих детей отмечается рвота, вздутие живота, понос.

При задержке с началом антибактериальной терапии в легочной ткани формируется абсцесс (гнойник), представляющий опасность для жизни ребенка.

Клиническая картина интерстициальной пневмонии отличается тем, что на первый план выступают признаки поражения сердечно-сосудистой и нервной систем. Отмечается нарушение сна, ребенок сначала беспокоен, а потом становится безучастным, малоподвижным.

Частота сердечных сокращений до 180 в 1 минуту, может отмечаться . Выраженная синюшность кожных покровов, одышка до 100 дыханий за 1 минуту. Кашель, вначале сухой, становится влажным. Пенистая мокрота характерна для пневмоцистной пневмонии. Повышенная температура в пределах 39°С, волнообразного характера.

У старших детей (в дошкольном и школьном возрасте) клиника скудная: умеренная интоксикация, одышка, кашель, субфебрильная температура. Развитие болезни может быть и острым, и постепенным. В легких процесс имеет склонность к развитию фиброза, к хронизации. Изменений в крови практически нет. Антибиотики малоэффективны.

Диагностика


Аускультация легких позволит заподозрить пневмонию.

Для диагностики пневмонии используются различные методы:

  • Опрос ребенка и родителей позволяет выяснить не только жалобы, но и установить сроки заболевания и динамику его развития, уточнить перенесенные ранее заболевания и наличие аллергических реакций у ребенка.
  • Осмотр пациента дает при пневмонии врачу очень много информации: выявление признаков интоксикации и дыхательной недостаточности, наличие или отсутствие хрипов в легких и другие проявления. При простукивании грудной клетки врач может выявить укорочение звука над участком поражения, но этот признак отмечается не у всех детей, и его отсутствие не исключает пневмонию.

У маленьких детишек клинических проявлений может быть мало, но интоксикация и дыхательная недостаточность помогут врачу заподозрить пневмонию. В раннем возрасте пневмонию «видно лучше, чем слышно»: одышка, втяжение вспомогательной мускулатуры, цианоз носогубного треугольника, отказ от еды могут свидетельствовать о пневмонии даже при отсутствии изменений при прослушивании ребенка.

  • Рентгенологическое обследование (рентгенография) назначается при подозрении на пневмонию. Этот метод позволяет не только подтвердить диагноз, но и уточнить локализацию и обширность воспалительного процесса. Эти данные помогут назначить правильное лечение ребенку. Большое значение этот метод имеет и для контроля за динамикой воспаления, особенно в случае развития осложнений (деструкции легочной ткани, ).
  • Клинический анализ крови также информативен: при пневмонии повышается число лейкоцитов, увеличивается число палочкоядерных лейкоцитов, ускоряется СОЭ. Но отсутствие таких характерных для воспалительного процесса изменений в крови не исключает у детей наличие пневмонии.
  • Бактериологический анализ слизи из носа и зева, мокроты (по возможности) позволяет выделить тип бактериального возбудителя и определить его чувствительность к антибиотикам. Вирусологический метод дает возможность подтвердить причастность вируса к возникновению пневмонии.
  • ИФА и ПЦР используются для диагностики хламидийной и микоплазменной инфекции.
  • В случае тяжелого течения пневмонии, при развитии осложнений назначаются биохимический анализ крови, ЭКГ и др. (по показаниям).

Лечение

Лечение в условиях стационара проводится детям младшего возраста (до 3 лет), и в любом возрасте ребенка при наличии признаков дыхательной недостаточности. Родителям не следует возражать против госпитализации, так как тяжесть состояния может нарастать очень быстро.

Помимо этого, при решении вопроса о госпитализации следует учитывать и другие факторы: гипотрофия у ребенка, аномалии развития, наличие сопутствующих заболеваний, иммунодефицитное состояние ребенка, социально незащищенная семья и др.

Детишкам старшего возраста можно организовать лечение на дому, если у врача есть уверенность в том, что родители будут тщательно выполнять все назначения и рекомендации. Наиболее важный компонент лечения пневмонии – антибактериальная терапия с учетом вероятного возбудителя, поскольку точно определить «виновника» воспаления практически невозможно: у маленького ребенка не всегда удается получить материал для исследования; кроме того, ожидать результатов исследования и не начинать лечение до их получения невозможно, поэтому выбор препарата с соответствующим спектром действия основывается на клинических особенностях и возрастных данных маленьких пациентов, а также опыте врача.

Эффективность выбранного препарата оценивают через 1-2 суток лечения по улучшению состояния ребенка, объективных данных при осмотре, анализа крови в динамике (в некоторых случаях и повторной рентгенографии).

При отсутствии эффекта (сохранении температуры и ухудшении рентгенологической картины в легких) препарат меняют или комбинируют с препаратом другой группы.

Для лечения пневмонии у детей применяют антибиотики из 3 основных групп: полусинтетические пенициллины (Ампициллин, Амоксиклав), цефалоспорины II и III поколений, макролиды (Азитромицин, Ровамицин, Эритромицин и др.). При тяжелом течении заболевания могут назначаться аминогликозиды, имипинемы: комбинируют препараты из разных групп или в сочетании с Метронидазолом или сульфаниламидами.

Так, новорожденным для лечения пневмонии, развившейся в раннем неонатальном периоде (в течение первых 3 дней после рождения) применяют Ампициллин (Амоксициллин/клавуланат) в сочетании с цефалоспоринами III поколения или аминогликозидом. Пневмонию в более позднем сроке возникновения лечат комбинацией цефалоспоринов и Вакомицина. В случае выделения синегнойной палочки назначают Цефтазидим, Цефоперазон или Имипинем (Тиенам).

Деткам в первые 6 месяцев после рождения препаратом выбора являются макролиды (Мидекамицин, Джозамицин, Спирамицин), ибо чаще всего у младенцев вызвана хламидиями. Сходную клиническую картину может давать и пневмоцистная пневмония, поэтому при отсутствии эффекта и для лечения применяется Ко-тримоксазол. А при типичной пневмонии применяются те же антибиотики, что и для новорожденных. Если с вероятным возбудителем трудно определиться, назначают два антибиотика из разных групп.

Пневмонию, вызванную легионеллой, предпочтительно лечат Рифампицином. При грибковой пневмонии необходимы для лечения Дифлюкан, Амфотерицин В, Флюконазол.

При нетяжелой внебольничной пневмонии и при сомнениях у врача о наличии пневмонии начало антибактериальной терапии можно отложить до получения результата рентгенологического обследования. У детей старшего возраста в нетяжелых случаях лучше применять антибиотики для внутреннего приема. Если вводились антибиотики в инъекциях, то после улучшения состояния и нормализации температуры врач переводит ребенка на лекарства внутреннего приема.

Из таких препаратов предпочтительно использовать антибиотики в форме Солютаб: Флемоксин (Амоксициллин), Вильпрафен (Джозамицин), Флемоклав (Амоксициллин/клавуланат), Юнидокс (Доксициклин). Форма Солютаб очень удобна для детей: таблетку можно растворить в воде, можно глотать целиком. Эта форма дает меньше побочных действий в виде поноса.

Фторхинолоны можно применять детям только в крайне тяжелых случаях по жизненным показаниям.

  • Одновременно с антибиотиками или после проведенного лечения рекомендуется прием биопрепаратов для предупреждения дисбактериоза (Линекс, Хилак, Бифиформ, Бифидумбактерин и др.).
  • Постельный режим назначается на период лихорадки.
  • Важно обеспечить необходимый объем жидкости в виде питья (вода, соки, морсы, травяные чаи, овощной и фруктовый отвар, Оралит) – 1 л и больше, в зависимости от возраста ребенка. Ребенку до года суточный объем жидкости равен 140 мл/кг массы тела, учитывая грудное молоко или смесь. Жидкость обеспечит нормальное течение и, в какой-то мере, дезинтоксикацию: с мочой будут выводиться токсические вещества из организма. Внутривенное введение растворов с целью дезинтоксикации применяется только в тяжелых случаях пневмонии или при возникновении осложнений.
  • При обширном воспалительном процессе, с целью профилактики деструкции легочной ткани в первые 3 суток могут применяться антипротеазы (Гордокс, Контрикал).
  • При выраженной гипоксии (кислородной недостаточности) и тяжелом течении болезни применяется кислородотерапия .
  • В некоторых случаях врач рекомендует витаминные препараты .
  • Жаропонижающие средства назначают при высокой температуре детям при угрозе развития судорог. Систематически давать их ребенку не следует: во-первых, лихорадка стимулирует защитные силы и иммунный ответ; во-вторых, многие микроорганизмы гибнут при высокой температуре; в-третьих, жаропонижающие средства затрудняют оценку эффективности назначенных антибиотиков.
  • При возникновении осложнения в виде плеврита могут применяться коротким курсом, при упорной лихорадке – (Диклофенак, Ибупрофен).
  • При наличии у ребенка упорного кашля применяются средства, разжижающие мокроту и облегчающие ее выделение. При густой, вязкой мокроте назначаются муколитики: АЦЦ, Мукобене, Мукомист, Флуимуцин, Мукосалван, Бизолвон, Бромгексин.

Обязательным условием для разжижения мокроты является достаточное питье, так как при дефиците жидкости в организме вязкость мокроты повышается. Не уступают этим препаратам по муколитическому эффекту ингаляции с теплой щелочной минеральной водой или 2% раствором питьевой соды.

  • Для облегчения отхождения мокроты назначают отхаркивающие средства , которые усиливают выделение жидкого содержимого мокроты и усиливают моторику бронхов. С этой целью применяются микстуры с корнем алтея и йодида , нашатырно-анисовые капли, Бронхикум, «Доктор Мом».

Есть еще группа препаратов (карбоцистеины), которые и разжижают мокроту, и облегчают ее отхождение. К ним относятся: Бронкатар, Мукопронт, Мукодин. Эти препараты способствуют восстановлению слизистой бронхов и повышению местного иммунитета слизистой.

В качестве отхаркивающих средств можно применять настои растений (корень ипекакуаны, корень солодки, трава крапивы, подорожника, мать-и мачехи) или препараты на их основе (Мукалтин, Эвкабал). Средства, подавляющие кашель, не показаны.

  • Для каждого конкретного ребенка врач принимает решение о необходимости противоаллергических и бронхорасширяющих средств. Горчичники и банки в раннем возрасте детей не применяются.
  • Применение и общестимулирующих средств не оказывает влияния на исход заболевания. Рекомендации по их назначению не подкреплены доказательными фактами их эффективности.
  • Могут использоваться физиотерапевтические методы лечения (СВЧ, электрофорез, индуктотермия), хотя некоторые пульмонологи считают их неэффективными при пневмонии. Лечебную физкультуру и массаж подключают в лечение рано: после исчезновения лихорадки.

Воздух в помещении (палате или квартире) с больным ребенком должен быть свежим, увлажненным и прохладным (18°С -19°С). Насильно кормить дитя не следует. По мере улучшения самочувствия и состояния появится аппетит, это своего рода подтверждение эффективности лечения.

Особых ограничений в питании при пневмонии нет: питание должно соответствовать возрастным требованиям, быть полноценным. Щадящая диета может назначаться в случае нарушения стула. В остром периоде болезни лучше давать ребенку легкоусвояемые продукты небольшими порциями.

При дисфагии у грудничков с аспирационной пневмонией нужно подбирать положение ребенка во время кормления, густоту пищи, размер отверстия в соске. В особо тяжелых случаях иногда используется кормление ребенка через зонд.

В период выздоровления рекомендуется проводить комплекс оздоровительных мероприятий (реабилитационный курс): систематические прогулки на свежем воздухе, употребление кислородных коктейлей с соками и травами, массаж и лечебная физкультура. Питание старших детей должно включать свежие фрукты и овощи, быть полноценным по составу.

Если у ребенка имеются какие-либо очаги инфекции, нужно их пролечить (кариозные зубы, и др.).

После перенесенной пневмонии ребенок в течение года наблюдается участковым педиатром, периодически проводится анализ крови, осмотры ЛОР-врача, аллерголога, пульмонолога, иммунолога. При подозрении на развитие хронической пневмонии назначается рентгенологическое обследование.

При рецидивах пневмонии проводится тщательное обследование ребенка с целью исключения иммунодефицитного состояния, аномалии органов дыхания, врожденных и наследственных заболеваний.


Исход и осложнения при пневмонии

Дети имеют склонность к развитию осложнений и тяжелому течению пневмонии. Залогом успешного лечения и благоприятного исхода болезни является своевременная диагностика и раннее начало антибактериальной терапии.

В большинстве случаев полное излечение неосложненной пневмонии достигается за 2-3 недели. В случае развития осложнения, лечение длится 1,5-2 месяца (иногда и дольше). В особо тяжелых случаях осложнения могут стать причиной смерти ребенка. У детей может отмечаться рецидивирующее течение воспаления легких и развитие хронической пневмонии.

Осложнения при пневмонии могут быть легочными и внелегочными.

К легочным осложнениям относятся:

  • абсцесс легкого (гнойник в легочной ткани);
  • деструкция ткани легкого (расплавление ткани с образованием полости);
  • плеврит;
  • бронхообструктивный синдром (нарушение проходимости бронхов вследствие их сужения, спазма);
  • острая дыхательная недостаточность (отек легких).

К внелегочным осложнениям относятся:

  • инфекционно-токсический шок;
  • , эндокардит, (воспаление мышцы сердца или внутренней и наружной оболочки сердца);
  • сепсис (распространение инфекции с кровью, поражение многих органов и систем);
  • или менингоэнцефалит (воспаление оболочек мозга или вещества мозга с оболочками);
  • ДВС-синдром (внутрисосудистое свертывание крови);

Наиболее частыми осложнениями являются деструкция легочной ткани, плеврит и нарастающая легочно-сердечная недостаточность. В основном эти осложнения возникают при пневмонии, вызванной стафилококками, пневмококками, синегнойной палочкой.

Такие осложнения сопровождаются нарастанием интоксикации, высокой стойкой лихорадкой, повышением числа лейкоцитов в крови и ускорением СОЭ. Обычно они развиваются на второй неделе заболевания. Уточнить характер осложнения можно с помощью повторного рентгенологического обследования.

Профилактика

Различают первичную и вторичную профилактику пневмонии.

Первичная профилактика включает следующие меры:

  • закаливание организма ребенка с первых дней жизни;
  • качественный уход за ребенком;
  • ежедневное пребывание на свежем воздухе;
  • профилактика острых инфекций;
  • своевременная санация очагов инфекции.

Существует также вакцинация против гемофильной инфекции и против пневмококка.

Вторичная профилактика пневмонии заключается в предупреждении возникновения рецидивов пневмонии, профилактике повторного заражения и перехода пневмонии в хроническую форму.


Резюме для родителей

Пневмония – частое среди детей тяжелое заболевание легких, которое может угрожать жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Успешное применение антибиотиков значительно снизило смертность от пневмонии. Однако несвоевременное обращение к врачу, запоздалая диагностика и позднее начало лечения могут привести к развитию тяжелых (даже инвалидизирующих) осложнений.

Забота о здоровье ребенка с раннего детства, укрепление защитных сил малыша, закаливание и правильное питание – лучшая защита от этого заболевания. В случае заболевания не следует родителям самим пытаться ставить диагноз ребенку, а тем более лечить его. Своевременное обращение к врачу и четкое выполнение всех его назначений убережет ребенка от неприятных последствий заболевания.

К какому врачу обратиться

Обычно пневмонию у ребенка диагностирует педиатр. Лечится она в стационарных условиях врачом-пульмонологом. Иногда необходима дополнительная консультация инфекциониста, фтизиатра. Во время восстановления после перенесенного заболевания полезно будет посетить физиотерапевта, специалиста по лечебной физкультуре и дыхательной гимнастике. При частых пневмониях необходимо обратиться к иммунологу.

Предлагаем вашему вниманию видеоролик о данной болезни.

Заболевание наиболее распространено в период межсезонья, когда повышается частота острых респираторных инфекций. Пневмония, как правило, присоединяется вторично. Это связано с локальным снижением иммунитета.

Что такое пневмония у ребенка, как понять? Данным термином обозначается группа заболеваний, имеющих 3 характерных признака:

  1. Воспалительное поражение легких с преимущественным вовлечением в патологический процесс дыхательных отделов (альвеол), в которых накапливается экссудат.
  2. Наличие клинического синдрома дыхательных расстройств (одышка, увеличение частоты экскурсий грудной клетки и т.д.);
  3. Наличие инфильтративных признаков на рентгеновском снимке (данный критерий Всемирная организация здравоохранения считается самым главным ).

При этом причины и механизмы развития пневмонии могут быть самыми различными. Они не являются решающими в постановке диагноза. Важно наличие клинико-рентгенологического воспалительного синдрома.

Причины пневмонии всегда связаны с наличием микробного фактора. Более чем в 80-90% - это бактерии, остальные случаи – это вирусы и грибки. Среди вирусных частиц наибольшую опасность представляет грипп, аденовирус и парагрипп.

На фоне тяжелого течения пневмонии может развиться абсцесс легкого. Что это такое и как лечится:

Характер возбудителя накладывает отпечаток на выбор этиологического (воздействующего на причину) средства лечения. Поэтому с клинической точки зрения выделяют 3 основные формы пневмонии:

1). Внебольничная - развивается в домашних условиях и не имеет связи с медицинским учреждением.

2). Внутрибольничная или госпитальная -развивается в течение 72 часов (3 суток) пребывания в больнице или в течение этого же временного промежутка после выписки.

Эта форма представляет наибольшую опасность, т.к. связана с микроорганизмами, выработавшими факторы устойчивости к фармакологическим препаратам. Поэтому в медицинском учреждении регулярно проводится микробиологический мониторинг.

3). Внутриутробная – ребенок заражается от матери во время беременности. Клинически она дебютирует в течение 72 часов после родов.

Для каждой из этих групп характерны наиболее вероятные возбудители. Эти данные получены в серии эпидемиологических исследований. Они нуждаются в регулярном обновлении, т.к. микробный пейзаж по прошествии нескольких лет может существенно изменяться.

На сегодняшний момент они выглядят следующим образом. Внебольничные пневмонии чаще всего связаны с такими микроорганизмами, как:

  • до полугода – это кишечная палочка и вирусы;
  • до 6 лет – пневмококки (реже гемофильная палочка);
  • до 15 лет – пневмококки.

В любом возрастном периоде возбудителями могут быть пневмоцисты, хламидии, микоплазмы и другие (нетипичная разновидность заболевания).

Инфекция, вызванная ими, протекает с незначительно выраженными клиническими проявлениями, но быстрым развитием дыхательной недостаточности. Атипичная пневмония у ребенка 3 года чаще всего связана с микоплазмами.

Микробный спектр внутрибольничных пневмоний отличается от домашних. Причинными агентами могут быть:

  • резистентный стафилококк (золотистый);
  • псевдомонады (их роль особенно велика при различных медицинских манипуляциях);
  • серрации;
  • клебсиеллы;
  • условно-патогенная микрофлора у пациентов, находящихся на искусственной вентиляции.

Выделяется группа детей, у которых риск развития пневмонии повышен. Они имеют предрасполагающие факторы:

  • табачный дым, если курят родители или другие люди из окружения;
  • заглатывание молока в дыхательные пути (у малышей);
  • хронические очаги в организме (тонзиллит, ларингит и т.д.);
  • переохлаждение;
  • перенесенная в родах гипоксия (у младенцев);
  • иммунодефицитные состояния.

Первые признаки пневмонии у ребенка

Признаки пневмонии у ребенка характеризуются повышением температуры тела. Это неспецифическая реакция на присутствие инфекционного агента в организме. Обычно она повышается до высоких значений, но иногда бывает субфебрильной.

Воспалительная реакция плевры приводит к болезненному дыханию. Оно часто сопровождается кряхтящим звуком, появляющимся в начале выдоха. Его ошибочно можно принять за признак бронхиальной обструкции (например, как при бронхиальной астме).

Часто выявляется вовлечение в дыхание вспомогательной мускулатуры. Но этот признак неспецифичен, т.к. может наблюдаться при других заболеваниях.

Нижняя правосторонняя пневмония у ребенка может симулировать заболевания печени. Это связано с появлением . Однако при пневмонии отсутствуют симптомы, наблюдающиеся при поражении пищеварительной системы – (могут быть при выраженной интоксикации), понос, урчание в животе и т.д.

Выраженная интоксикация при пневмонии обуславливает появление общих симптомов:

  • полное отсутствие аппетита или значительное его снижение;
  • возбуждение ребенка или безучастие;
  • плохой сон;
  • повышенная плаксивость;
  • бледность кожи;
  • судороги, появляющиеся на фоне подъема температуры.

Симптомы пневмонии у детей

Симптомы пневмонии у детей могут иметь определенные вариации в зависимости от причинного микроорганизма. Это составляет основу клинико-эпидемиологической диагностики, которая позволяет без лабораторного обследования подобрать наиболее рациональный антибиотик.

Отличительными признаками пневмококкового поражения легких являются:

  • высокое повышение температуры (до 40°С);
  • озноб;
  • кашель с выделением мокроты ржавого цвета;
  • боли в груди;
  • частая потеря сознания;
  • может развиваться у детей, начиная с 6-месячного возраста.

Стрептококковая пневмония:

  • чаще подвержены дети в возрасте от 2 до 7 лет;
  • гнойные осложнения (гнойный плеврит, абсцесс легкого);
  • нарушения блокады проведения импульсов от предсердия к желудочкам.

Гемофильная инфекция:

  • чаще наблюдается до 5-летнего возраста;
  • острое начало;
  • выраженный токсикоз;
  • незначительное повышение лейкоцитов в крови;
  • обширный процесс в легких с развитием геморрагического отека;
  • неэффективность назначенного пенициллина.

Микоплазменная пневмония:

  • чаще встречается у школьников;
  • длительно сохраняющийся кашель;
  • нетяжелое общее состояние, обуславливающее позднюю обращаемость к педиатру;
  • покраснение конъюнктивальной оболочки глаз («красные глаза»);
  • нормальный уровень лейкоцитов в крови;
  • асимметричная инфильтрация легочных полей.

Диагностика и анализы

Диагностика пневмонии в детском возрасте базируется на результатах клинического, рентгенологического и лабораторного обследования. При наличии подозрительных на заболевание симптомов проводится легочная рентгенография.

Она позволяет определить массивность поражения органов дыхательной системы и выявить возможные осложнения. При характерной рентгенологической картине устанавливается точный диагноз пневмонии.

Показания для назначения и нормы биохимического анализа крови у детей:

На втором этапе проводится идентификации причинного возбудителя. С этой целью могут проводиться различные исследования:

  1. Посев мокроты в рамках бактериологического анализа.
  2. Посев крови для исключения сепсиса.
  3. Определение в крови иммуноглобулинов (антител) к атипичным возбудителям (серологический анализ).
  4. Обнаружение ДНК или РНК возбудителя. Материалом для исследования является соскоб из задней стенки глотки, конъюнктивы или мокрота.

Всем детям с повышением температуры показан общеклинический и биохимический анализ крови. При пневмонии в нем будут следующие изменения:

  • повышение уровня лейкоцитов. Однако при вирусных и микоплазменных инфекциях лейкоцитоз редко превышает 15 000/мкл. Максимальным он бывает при хламидийном поражении (30 000/мкл и более);
  • сдвиг формулы влево с появлением юных форм и токсической зернистости лейкоцитов (наиболее типичный признак при бактериальных пневмониях);
  • повышение СОЭ (20 мм/ч и более);
  • снижение гемоглобина из-за его перераспределения между органами и системой микроциркуляции;
  • повышение уровня фибриногена;
  • ацидоз.

Основные принципы лечения пневмонии у детей

Лечение пневмоний начинается с правильного режима и диеты. Всем больным детям рекомендован постельный режим. Его расширение становится возможным после снижения температуры и ее стабилизации в пределах нормальных значений.

Помещение, в котором находится ребенок, должно проветриваться, т.к. свежий воздух углубляет и урежает дыхание. Это положительно сказывается на течении заболевания.

Подробно о причинах, признаках и методах лечения пневмонии у взрослых:

Диетическое питание подразумевает:

  • в рационе преобладает легкоусваивающаяся пища;
  • продукты должны быть с низким аллергенным индексом;
  • в рационе увеличивается количество белковой пищи (мясо, яйца, творог);
  • обильное питье (очищенная вода, чаи).

Антибиотики при пневмонии у детей являются основным средством лечения, т.к. направлены на устранение причинного агента, вызвавшего заболевание. Чем раньше они будут назначены, тем быстрее начнут действовать, и состояние ребенка нормализуется.

Выбор антибактериального препарата зависит от формы пневмонии. Его осуществляет только врач – самолечение неприемлемо.

Основными антибиотиками, разрешенными к применению в детском возрасте, являются:

  • Амоксициллин, в т.ч. защищенная форма (Амоксиклав);
  • Ампициллин;
  • Оксациллин.

Альтернативными антибиотиками (назначаются при отсутствии основных или непереносимости) являются цефалоспорины:

  • Цефуроксим;
  • Цефтриаксон;
  • Цефазолин.

Антибиотики резерва используют, когда вышеперечисленные оказываются неэффективными. Их применение ограничивается в педиатрии из-за повышенного риска побочных эффектов . Но в ситуациях фармакологической резистентности микроорганизмов – это единственный способ этиотропного лечения.

Представителями этих препаратов являются:

  • Ванкомицин;
  • Карбопенем;
  • Эртапенем;
  • Линезолид;
  • Доксициклин (у детей старше 18 лет).

Одновременно проводится симптоматическая терапия.

Она зависит от развившихся осложнений и общего состояния ребенка:

  1. Лихорадка – жаропонижающие средства (нестероиды и Парацетамол).
  2. Дыхательная недостаточность – кислородотерапия и искусственная легочная вентиляция (в тяжелых случаях).
  3. Отек легких – тщательный учет вводимой жидкости для исключения гипергидратации и искусственная вентиляция.
  4. Диссеминированное свертывание крови в сосудах – преднизолон и гепарин (в фазе повышенного сворачивания крови).
  5. Септический шок – адреналин и преднизолон для повышения давления, оценка эффективности применяющихся антибиотиков, достаточная инфузионная терапия, искусственные методы очищения крови (в тяжелых случаях).
  6. Анемия – железосодержащие препараты (но в остром периоде заболевания они противопоказаны).

Прогноз и последствия

Прогноз при пневмонии у детей зависит от своевременности начатого лечения и состояния преморбидного фона (наличия отягощающих факторов). Если терапия начата в течение 1-2 суток от начала заболевания, то наступает полное выздоровление без остаточных изменений.

Если упущены первые признаки заболевания, то возможно развитие осложнений.

Последствия пневмонии могут быть различными. Их тяжесть зависит от причинного агента. Чаще всего наиболее тяжелые последствия вызывают гемофильные палочки, пневмококки, стафилококки, стрептококки, клебсиеллы и серрации. Они способствуют развитию деструкции легких.

Утяжеление инфекционного процесса может быть связано с неблагоприятным преморбидным фоном:

  • недоношенность ребенка;
  • дефицит питания;
  • инородное тело в дыхательных путях;
  • привычное попадание пищи в дыхательную систему.

Классифицируются на 3 вида (в зависимости от топографии):

1. Легочные:

  • воспаление плевры;
  • абсцесс легкого;
  • легочной отек;
  • – попадание воздуха в плевральную полость при разрыве легочной ткани с ее последующим сдавлением.

2. Кардиологические:

  • сердечная недостаточность;
  • эндокардит;
  • миокардит.

3. Системные:

  • нарушение свертываемости крови (ДВС-синдром);
  • септический шок, проявляющийся критическим падением давления и нарушением микроциркуляции в органах;
  • сепсис – наличие микроорганизмов в крови и распространение их по различным органам (крайне тяжелое состояние).

Ребенок после перенесенной пневмонии может длительное время покашливать по утрам. Это связано с еще не окончательно законченным восстановлением слизистой. Кашель, как правило, сухой. Для его устранения рекомендуется вдыхание соленого морского воздуха и общее закаливание организма. Физические нагрузки разрешаются только через 1,5 месяца после выздоровления при нетяжелой пневмонии, и через 3 месяца – после тяжелой (с осложнениями).

Профилактика

Специфическая профилактика (вакцинация) пневмонии в детском возрасте проводится против наиболее опасных и распространенных возбудителей. Так была разработана и внедрена в практику вакцина против Hib-инфекции (гемофильной палочки).

Неспецифическая профилактика подразумевает следующие правила:

  • исключение переохлаждения;
  • рациональное и сбалансированное питание ребенка, не приводящее к дефициту веса или ожирению;
  • отказ родителей от курения;
  • общее закаливание;
  • своевременное лечение простудных заболеваний (не самолечение, а терапия, назначенная врачом).

Пневмония считается опасным заболеванием. Если своевременно не начать лечение, возможны тяжелые осложнения. Увы, но летальные исходы при этом заболевании не редкость. Чтобы по максимуму избежать вероятности воспаления легких, нужно придерживаться некоторых правил.

Профилактика пневмонии разделяется на два типа: первичная и вторичная. В первом случае подразумеваются процедуры, направленные на поднятие защитных сил детского организма. В комплекс профилактики входят такие меры, как:

  • — закаливание;
  • — правильное и сбалансированное питание;
  • — активный образ жизни;
  • — режим.

Во втором случае профилактические меры нужны, чтобы навсегда избавиться от воспаления легких и предотвратить рецидив. Программу вторичной профилактики назначает врач. При ней используются следующие процедуры:

  • — массаж грудной клетки;
  • — физиотерапия;
  • — регулярный прием витаминов B и C;
  • — промывание и антибактериальная обработка носоглотки.

Профилактика после пневмонии у ребенка

Переохлаждение. Не стоит находиться на протяжении длительно времени на холоде и сквозняках.

Закаливание. Этот метод профилактики лучше применять после болезни. Он надежно защитит ребенка от любой болезни.

Иммунитет. Помимо закаливания и общеукрепляющих процедур, рекомендуется пить отвар ромашки и эхинацеи.

Контакты. Стоит временно пресечь контакты ребенка с больными пневмонией, поскольку вирусное воспаление быстро переходит к другому человеку.

Прогулки. Нужно гу лять с малышом не менее часа в день.

Массаж. Эффективный способ предостеречь ребенка от пневмонии.

Гимнастика. Подходит не только детям, но и взрослым. Дыхательная гимнастика разрабатывает легкие и не дает вирусу прикрепиться.

Лечение хронических заболеваний. Важно вовремя выявить и заглушить рецидив хронической патологии, которая может спровоцировать возникновение пневмонии.

Методы профилактики пневмонии у детей

Основным способом обезопасить ребенка от пневмонии является закаливание организма . Оно может начинаться постепенно, начиная с обливания ног.

На начальном этапе температура воды не должна превышать 34 градуса. Потом также постепенно она охлаждается до 25 градусов. После таких процедур иммунитет ребенка укрепляется и с большей силой противостоит болезням.

Второй по эффективности метод профилактики – употребление иммуномодуляторов . Это ромашка и эхинацея. Их можно давать ребенку в виде чая. Часто у детей профилактика пневмонии, это массаж. Точнее сказать, техника похлопывания.

Важно не давать ребенку мерзнуть и м ного нервничать. Нужно контролировать малыша, чтобы он не дышал вредными парами и пылью.

Необходимо знать о санитарных манипуляциях, которые нужно проводить в детской комнате. В эти обязательные пункты входят такие манипуляции, как:

  • — регулярное проветривание помещений;
  • — ежедневное устранение пыли;
  • — умеренные нагрузки (совсем активные игры и движения исключать не стоит);
  • — изоляция больных.

Профилактика пневмонии для грудничков

У грудных детей иногда развивается застойная пневмония. Это обуславливается длительным положением лежа. По этой причине образуется застойный процесс в легочном круге кровотока.

Затем наблюдаются нарушения в вентиляции бронхов, провоцирующие возникновение вязкой мокроты. В этом случае бактерии развиваются молниеносно и «вызывают» пневмонию.

Профилактические меры против пневмонии, это не обязательно прием антибиотиков. Главное, не допускать скопления слизи и ее засыхания в легких. Получается, нужно делать все то, что осуществляется при ОРВИ.

Долой постельный режим. Пусть ребенок больше двигается, ведь тогда мокрота будет выходить чаще и больше.

Чистый воздух. Важно соблюдать в детской комнате прохладу и влажность. Это облегчит дыхание малышу и не даст слизи сохнуть в легких.

Вода. Пусть ребенок пьет как можно больше жидкости. Это могут быть соки, компоты, морсы. Обильное питье хорошо разжижает мокроту.

Какой бы не была болезнь и здоровье ребенка, профилактические меры следует проводить регулярно. Это поможет избежать серьезных последствий и сохранит здоровье ребенка.