Сколько н пишется в кратких. «Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных. Алгоритм определения количества Н

Сначала необходимо понять, в какой форме стоит прилагательное:

Затем нужно выяснить, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола.

Полная форма
I. Прилагательные от существительных II. Прилагательные от глаголов (причастия)
-Н- -НН- -Н- -НН-
-ан, -ян, -ин

лев - львиный
соль - соляной
кожа - кожаный

! Стеклянный
оловянный
деревянный

1. -онн, -енн

революция - революционный
листва - лиственный

! Ветреный
Но - безветренный

2. Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румяный,
свиной, пряный,
пьяный, поганый,
зелёный, синий.

К первообразным также относятся слова: единый, фазаний, вороний, бараний, сазаний, тюлений, павлиний, багряный, рьяный, буланый.

3. МЯ = енн

временный (время)

1. без приставки

мороженый сом (от морозить)

не мороженый
полу мороженый

1. с приставкой

за мороженный сом

2. зависимое слово

мороженный мамой сом

3. суф. ова, ева, ирова

маринованный
асфальтированный

! кованый, жёваный, клёваный

! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный

Краткая форма
1. Значение действия (что сделаны?) - "Н"
воспитаны отцом, взволнованы бурей
2. Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой.
Они воспитанн ы и образованн ы (воспитанные и образованные).

Задачи и тесты по теме "Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях"

  • Правописание причастий - Причастие 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 12 Тестов: 1

  • Правописание причастий, причастный оборот

    Уроков: 4 Заданий: 11 Тестов: 2

  • Правописание имён прилагательных - Имя прилагательное 6 класс

    Уроков: 5 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Морфология. Самостоятельные части речи 10 класс

Причастие и прилагательное. В этих двух частях речи столько общего, что зачастую сложно отличить, что есть что. А ведь от правильного определения зависит безошибочное правописание. Это касается и правила, регламентирующего употребление Н и НН в прилагательных и причастиях.

Причастие: одна или две н

Причастие - глагольная форма, которая содержит как глагольные признаки, так и признаки прилагательного. Размышляя, сколько букв Н употребить в написании причастия, учтите, что в этой части речи всегда две Н.

Однако есть особая группа - отглагольные причастия. Н и НН и тонкости их правописания в этих частях речи подробно рассмотрим ниже, а пока приведем примеры к основному правилу. В полных страдательных причастиях с суффиксами -нн- и -енн- пишутся всегда две буквы Н при условии:

  1. У причастия есть приставка, например: вспаханное поле, потушенные овощи, поджаренная рыба.
  2. Наличие у причастия зависимых от него слов: сушенная на балконе рыба, моченные в бочке яблоки, паханное поутру поле.
  3. Это причастие совершенного вида: купленный плащ, решенное уравнение, плененный воин.
  4. В образовании причастия участвовал глагол с суффиксом -ова-(-ева-, -ирова-) : асфальтированная дорога (асфальтировать), исследованная местность (исследовать).

Если соблюдено хотя бы одно из этих условий, можно смело употреблять две буквы Н.

Одна Н в прилагательных

Гораздо сложнее обстоит дело с именами прилагательными. Здесь правописание одной Н или двух зависит от многих факторов.

Рассмотрим случаи, когда нужна одна Н:

  1. Если у прилагательного имеются суффиксы -ин-, -ан-(-ян-) . Первый, как правило, относится к животному (орлиный клюв, петушиный хвост, лебединая верность). Второй указывает, из чего сделан предмет: кожаный ремень, масляная краска (краска на основе масла, следует отличать от слова масленый в значении пропитанный маслом - масленый блин), серебряная ложка (также следует отличать от слова серебреный, с ударением на е - значение у слова «обработанный серебром», у слова в этом значении суффикс -ен-). У этого пункта есть три слова, являющиеся исключениями: стеклянный, оловянный, деревянный.
  2. В прилагательных, в образовании которых не участвовала никакая часть речи (первообразных): синий, юный. У подобных прилагательных суффикс отсутствует.
  3. Слово-исключение - прилагательное ветреный , здесь требуется писать одну Н, однако его производные с приставками будут иметь НН: погода стояла безветренная, мы подошли с подветренной стороны. Также стоит отличать слово с другим лексическим значением: ветряной (работающий на основе ветра) - ветряной двигатель, ветряная оспа.

НН в прилагательных

НН нужно писать у прилагательных в следующих случаях:

  1. Буквы стоят на стыке корня и суффикса: глубина - глубинный; туман - туманный; миллион - миллионный.
  2. Прилагательное образовано с помощью суффиксов -енн-, -онн- : операционный (от операция), станционный (станция), умышленный (умыслить).
  3. Оканчивающийся на -ованный (-еванный) : балованный, малеванный, организованный.

Отглагольное прилагательное

Существует целая группа прилагательных - отглагольные. Именно с их различением в тексте делают ошибки, неправильно применяют правило Н и НН в причастиях. Почему? Дело в том, что они имеют очень ярко выраженное значение действия: жареный, пареный, кипяченый. К ним правило "правописание Н и НН в причастиях" не подходит. В отглагольных формах имени прилагательного всегда употребляется одна Н.

У таких прилагательных есть ряд специфичных признаков, по которым можно легко догадаться, что перед нами именно эта часть речи:

  1. Отсутствие приставки. Сравним: крашеный - покрашенный. Во втором слове есть приставка, поэтому к нему применимо правило «Н и НН в причастиях» - следует употребить НН. А вот первое - отглагольное прилагательное, которое необходимо писать с одной Н.
  2. Отсутствие зависимых слов. Сравним: путаный след - путанный с особой тщательностью след. В первом случае наблюдаем отглагольное прилагательное, в котором напишем одну Н (зависимых слов нет). Они есть во втором случае - пишем, согласно правилу «Н и НН в причастиях», с двумя Н.

Отглагольное прилагательное или причастие: алгоритм

Определить правописание Н и НН в прилагательных и причастиях можно по алгоритму, основное в котором - правильно узнать часть речи. Нужно помнить, что в причастии требуется постановка двух Н, а в отглагольном прилагательном одна. Разберем два примера.

  • Первый: В графин налита кипяченая вода. Для начала определим наличие приставки: в образовании слова использован глагол «кипятить», соответственно, приставка отсутствует. Далее посмотрим, есть ли зависимые слова. Их нет. Если эти два пункта не совпали, значит, скорее всего, перед нами отглагольное прилагательное. Единственное, что осталось сделать, - проверить, от глагола какого вида образовано слово. Кипятить (что делать? - несовершенный вид). Значит, правило «правописание Н и НН в причастиях» здесь не работает. Это имя прилагательное - пишем одну букву Н.
  • Второй: В графин налита недавно вскипяченная вода. Смотрим на наличие приставки: вскипяченная, образовано от глагола «кипятить» с помощью приставки -вс- . Хотя на этом можно было бы остановиться, применить правило «Н и НН в причастиях» и написать две Н, проверим дальше. У слова « вскипяченная» есть зависимое слово - «недавно», значит, перед нами однозначно причастие.

Итак, кратко алгоритм употребления Н и НН в суффиксах причастий сводится к следующему: определяем, есть ли у слова приставки или зависимые слова. Если есть - это причастие, где пишется НН. Если же ни одного, ни другого нет - проверяем вид глагола, участвовавшего в образовании слова: несовершенный - одна Н, совершенный - НН.

Правописание Н и НН в кратких прилагательных и причастиях

Еще один аспект правила касательно употребления Н или НН в причастиях и именах прилагательных - их краткие формы.

Краткая форма имени прилагательного отвечает на вопросы «каков?», «какова?» В такой форме требуется столько букв Н, сколько употреблено и в полной форме: торжественная речь - речь торжественна, длинный путь - путь длинен, таинственная природа - природа таинственна или раненый боец - боец ранен, ветреная погода - погода ветрена, путаное правило - правило путано.

В кратких причастиях всегда употребляется одна Н, даже если в полной форме их две. Например: выученные уроки - уроки выучены, прочитанная газета - газета прочитана, написанное стихотворение - стихотворение написано, построенный дом - дом построен.

Алгоритм распознавания «Н или НН писать в словах » предполагает умение определить:

  1. часть речи анализируемого слова (прилагательное, причастие, существительное, наречие);
  2. грамматическую форму , в которой оно употреблено (полная или краткая);
  3. часть речи производящего слова (слова, от которого образовано анализируемое ), а если это глагол — то его вид ;
  4. наличие зависимых слов .

В существительных, наречиях и сложных прилагательных пишите столько Н , сколько в исходном слове. Сначала найдите производящее слово, затем работайте по алгоритму: вареник — вареный — варить (несов. вид); путано (отвечать) — путаный путать (несов. вид); запутанно (мыслить) — запутанный — запутать (сов. вид), свежемороженый — мороженый — морозить (несов. вид), немороженый — мороженый — (не) морозить (несов. вид).

Запомните: необходимо найти ближайшее по смыслу прилагательное или причастие.

Не перескакивайте через ступеньку — не образовывайте существительное или наречие сразу от глагола или существительного: нефтяник образовано от нефтяной (работник нефтяной промышленности), а вот нефтяной уже от нефть . Согласно законам словообразования все наречия на произведены от прилагательных (сдержанно — сдержанный и т.п.)

Н и НН в полных формах причастиях и прилагательных

Самое сложное — разграничить Н — НН в полных формах прилагательных и причастий. Здесь разграничение собственно на прилагательные и причастия несущественно: последовательность действий и результат для тех и других одинаковы.

Исключения для указанного алгоритма:

  1. Н — ветреный (но: безветренный ), приданое, юный, румяный, багряный, свиной (непроизводные слова);
  2. НН — стеклянный, оловянный, деревянный , неслыханный, невиданный, (не)виденный, нежданный, негаданный, желанный, священный, медленный, читанный, считанный, данный, окаянный (от устар. окаяти = осудить, сов. вида), неожиданный, нечаянный, нетленный, жеманный, деланный и некоторые другие.
  3. С одной Н пишутся также притяжательные прилагательные (отвечают на вопрос чей?) с основой на -Н: бараний, фазаний, вороний, кабаний.
  4. Глагол ранить — так называемый двувидовой: он может выступать в предложении в значении как совершенного, так и несовершенного вида. Для того чтобы правильно написать Н-НН (за исключением особо сложных случаев), достаточно работать с ним как с глаголом несовершенного вида: раненый боец — израненный солдат, раненный в перестрелке, тяжелораненый, раненный тяжело.
  5. Различаются прилагательные масляный (образовано от существительного масло + -ян-; в значении «для масла, из масла, на масле» (масляное пятно, масляные краски, масляный насос) и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить (вспомните, перед Н-НН гласный И инфинитива меняется на Е): масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица), а также в переносном значении — масленые глаза (глаза, которые блестят, будто пропитанные маслом). Сравните также: ветреный человек — ветряная оспа, ветряная мельница; соленый груздь (от глагола солить) — соляная кислота.

Н и НН в кратких формах причастиях и прилагательных

Краткая форма наиболее употребительна у страдательных причастий прошедшего времени (брошенный — брошен, брошена, брошено) и у прилагательных (веселый — весел, весела, весело).

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных достаточно ясно и лаконично:

  1. кратких страдательных причастиях пишется Н;
  2. в кратких прилагательных — столько, сколько в полных.

Поэтому важно только точно определить, какой частью речи — прилагательным или причастием — является слово .

Запомните смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия.

  1. Причастие обозначает действие , обычно его можно заменить синонимичным глаголом, «перевернув» предложение или построив неопределенно-личное (безличное): Баржа выгружена рабочими Рабочие выгрузили баржу ; Что написано пером — Что написали пером.
  2. При причастии есть или можно придумать зависимое слово в творительном падеже , которое обозначает производителя этого действия или инструмент: выгружена (кем?) рабочими ; написано (чем?) пером.
  3. Те слова, которые не удовлетворяют двум вышеописанным критериям, те. не являются причастиями, — краткие прилагательные . Добавим для большей надежности, что они отвечают на вопрос каков? какова? , обычно относятся к существительному и обозначают качество : девушка была красива и хорошо образованна (подсказкой может служить однородный член — краткое прилагательное красива ).

Увидев слово с конечным , сначала проверьте, не наречие ли оно (наречие относится к глаголу и отвечает на вопрос как? ). Если да, пишите столько Н , сколько в полной форме. Если нет, тогда смотрите, краткое причастие это или краткое прилагательное.

Образец. Он поступил необдума..о — поступил как? необдума..о , это наречие (в предложении является обстоятельством), следовательно, определяю производящее слово — обдуманный (от глагола совершенного вида). Пишу: необдуманно .

Правописание н и нн в причастиях

1. В полных формах страдательных причастий прошедшего времени, образованных от совершенного вида (как приставочных, так и бесприставочных) пишется нн , например: купленный, исправленный, названный, спаренный, срезанный, решённый, высушенный, брошенный, пленённый, данный, заставленный, наказанный, проработанный, встроенный и др.

Исключения: с одним н пишутся полностью утратившие связь с причастиями отглагольные (образованные от совершенного вида) прилагательные, входящие в состав устойчивых сочетаний, например: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец.

Примечание 1. Вышеприведенные страдательные причастия могут употребляться и в значении прилагательного, но это не влияет на их написание, например: выдержанный человек (с выдержкой), данный случай (именно этот), заинтересованный разговор (представляющий интерес), изможденный старик (очень уставший).

2. В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно н , например: правленый, вяленый, жареный, варёный, мочёный, кипячёный, глаженый, кованый, кошеный, стриженый, стираный, ломаный, мощёный, плетёный, гружёный, плавленый, мороженый, а также раненый (хотя образовано от двувидового глагола ранить). С одним н пишется прилагательное смышленый.

Исключения: С двумя н пишутся отглагольные прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида: виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный.

Примечание 1. Вышеприведенные отглагольные прилагательные при наличии зависимых слов переходят в разряд причастий и пишутся с двумя н , например: мощенные булыжником улицы, груженные лесом вагоны, раненный в ногу боец, стриженный парикмахером мальчик.

Примечание 2. С двумя н пишутся отглагольные прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -ован (-ёван) , например: балованный, рискованный, корчёванный, линованный. В отглагольных прилагательных кованый, жёваный сочетания ов (ев) входят в состав корня, а не суффикса.

3. Не влияет на написание страдательных причастий и отглагольных прилагательных наличие частицы не- , например: нерешенные проблемы, незаинтересованные лица, неизведанный край; нехоженые тропы, некрашеная стена, непрошеный гость, некошеный луг.

4. Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выяснение вопроса о написании нн-н ) иногда производится не по формальному признаку, а по смысловому. Например, в предложении Будучи раненным, солдат оставался в строю слово раненный - причастие и пишется с двумя н, несмотря на отсутствие при нем приставки и пояснительных слов: оно сохраняет глагольное значение.

Примечание 1. В сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм, стираное-перестираное белье, читаная-перечитаная книга, штопаные-перештопаные чулки и т.п оба слова в целях единообразия следует писать с одним н . Кроме того, вторая часть сложных образований, несмотря на то, что образована от глаголов совершенного вида, подчиняется слову в целом, имеющему значение прилагательного.

Примечание 2. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, цельнокроеный, домотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосоленый, мелкодробленый, свежегашеный, свежемороженый и др. (ср. с подобными прилагательными, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, малонаезженный, свежезамороженный и др.).

5. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется два н или одно н в соответствии с производящей основой, например:

  • 1) бесприданница, воспитанник, данник, избранник, священник, ставленник, утопленник;
  • 2) вареник, копчености, мороженое, мученик, труженик, ученик.

6. В наречиях, образованных от отглагольных прилагательных, пишется столько н , сколько в полных формах прилагательных, например: деланно улыбаться, нежданно-негаданно явиться, путано объяснять.

7. В кратких формах страдательных причастий, в отличие от полных всегда пишется одно н , в кратких формах отглагольных прилагательных пишется столько н , сколько в полных формах. Ср.:

Демократическая общественность взволнована (причастие: ее взволновали) сообщениями о межнациональных столкновениях. - Игра актера была проникновенна и взволнованна (прилагательное: полна волнения).

Многие из них были приближены ко двору и возвышены (причастие: их возвысили). - Их идеалы и стремления были возвышенны (прилагательное: благородны и глубоки).

Их дети воспитаны (причастие: их воспитали) в духе передовых идей. - Манеры этой девушки свидетельствуют о том, что она тактична и воспитанна (прилагательное: умеющая хорошо себя вести).

Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны (причастие: их запутали). - Сюжеты этих произведений сложны и запутанны (прилагательное: трудны для понимания).

Вам всегда везет, вы, по-видимому, избалованы (причастие: вас избаловали) судьбой. - При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны (прилагательное: испорчены баловством, капризны, изнежены).

Эти выводы обоснованы (причастие: их обосновали) самой логикой исследования. - Предъявленные нам требования произвольны и необоснованны (прилагательное: неубедительны).

Масштабы работ были ограничены (причастие: их ограничили) отпущенными средствами. - Его возможности ограниченны (прилагательное: малы).

Врачи были озабочены (причастие: их озаботило) состоянием больного. - Шторм усиливался, и лица моряков были серьезны и озабоченны (прилагательное: беспокойны).

Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы (причастие: их оправдали). - Чрезвычайные меры в этих условиях были необходимы и вполне оправданны (прилагательное: имеющие объяснение).

Все варианты дальнейшей игры шахматистом до конца продуманы (причастие: он их продумал). - Ответы экзаменующихся были содержательны и продуманны (прилагательное: разумны, обоснованны).

Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные в составе сложных слов пишутся в полной форме с двумя н , а в краткой - с одним н , например: общепризнанное превосходство - превосходство общепризнано, свежезамороженные ягоды - ягоды свежезаморожены.

Примечание 2. В некоторых отглагольных прилагательных допускается двоякое написание в краткой форме в зависимости от значения и конструкции: при наличии зависимых слов пишется одно н , при отсутствии - два н , например: Сестра намерена вскоре уехать. — Его дерзость намеренна. Мы преданы Родине. — Старые друзья всегда преданны. Наши легкоатлеты уверены в победе. — Движения гимнастов легки и уверенны. Она не заинтересована в успехе этого начинания. — Лица слушателей заинтересованны.

Тема. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях

и кратких прилагательных (7 класс)

Цель урока : показать различие в написании кратких страдательных причастий и кратких прилагательных; формирование умения отличать краткие страдательные причастия от кратких прилагательных, навыка написания н, нн в них. Воспитывать уважение к товарищу.

Тип: изучение нового материала

Оборудование: учебник, таблица, карточки

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.Опрос.

2.Запись под диктовку с объяснением написания н, нн и указанием части речи.

Посеребренная инеем, ветреный человек, ветряная мельница, безветренная погода, тяжело раненный боец, раненое животное, писанная масляными красками картина, масленые блины, желанный гость, подлинная рукопись, глиняный сосуд, иллюстрированный журнал, отшлифованные прибоем, нарисована на холсте, кованый сундук, подкованная лошадь, груженная песком баржа, жаренные в масле грибы, застеленная шерстяным одеялом койка.

III. Мотивация деятельности учащихся

Синтаксическая пятиминутка.

1.Учащиеся должны распространить причастным оборотом одну из частей предложения Солнце высоко стояло в небе, и его лучи освещали сопки; затем записать полученное предложение, знаки препинания объяснить графически.

2.Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а № 1

Вставить пропущенные буквы.

Поездка организова(н, нн)а родителями; речи проникнове(н, нн)ы и взволнова(н, нн)ы; девочка рассея(н, нн)а; войска рассея(н, нн)ы; было уделе(н, нн)о внимание; бойцы мужестве(н, нн)ы: движения медле(н, нн)ы.

К а р т о ч к а № 2

Вставить пропущенные буквы.

Девочка смуще(н. нн)а; эти недостатки вам свойстве(н, нн)ы; увере(н, нн)ы в победе; знания ограниче(н, нн)ы; все было тщательно провере(н, нн)о; солдаты сдержа(н, нн)ы; бригада ограниче(н, нн)а во времени; документы подли(н, нн)ы.

К а р т о ч к а № 3

Вставить пропущенные буквы.

Просьба зако(н, нн)а, работа оконче(н, нн)а, дли(н, нн)ый день, статья написа(н, нн)а, получение выполне(н, нн)о, правило выуче(н, нн)о, ране(н, нн)ый пулей, ране(н, нн)ый боец, зажже(н, нн)ый молнией, кале(н, нн)ые орехи, закале(н, нн)ые в бою, соле(н, нн)ые на зиму огурцы.

К а р т о ч к а № 4

От данных причастий образовать краткие причастия мужского, женского и среднего рода. Составить с ними словосочетания и записать. Поставить ударение. К выделенному причастию подобрать однокоренные слова.

Любимый, разбитый, написанный, собранный, открытый, надломленный, раненный, организованный, продуманный .

3.Комментированное письмо.

История необыкновенна, улицы пустынны, герои юны, мысли прекрасны, глаза грустны, бойцы мужественны, утро туманно.

Делается вывод о написании н, нн в кратких прилагательных.

4. Фронтальный опрос.

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? Как изменяются полные и краткие причастия? Какова синтаксическая роль полных и кратких причастий? На какие вопросы они отвечают?

IV. Объяснение нового материала.

Запись на доске и в тетрадях.

Делается вывод: в кратких причастиях пишется одно н.

Запомни: чтобы отличить краткие прилагательные от кратких причастий, необходимо поставить их в полную форму, а затем найти глагол или существительное, от которого они образованы. Причастие можно заменить глаголом, прилагательное - другим прилагательным.

Например: Враги окружены. Полная форма - окруженные. Заменяем глаголом: враги, которых окружили. Следовательно, окружены - краткое причастие, в котором пишется одна буква н .

Речи (каковы?) торжественны и напыщенны.- Речи торжественные и напыщенные. Это прилагательные. Их можно заменить - речи восторженные.

Юная теннисистка воспитана (воспитывалась) детской спортивной школой.- Девочка (какова?) воспитанна и образованна. (Девочка воспитанная и образованная.)

V. Закрепление материала.

1. Работа с учебником с.62-63

2. Запись с объяснением.

1) Все мои друзья достаточно образованны, и мне с ними всегда интересно. 2) Все комиссии уже образованы. 3) Лица солдат были серьезны и сосредоточенны. 4) Все они были озабочены происходящим. 5) История эта очень запутанна. 6) Шерсть так запутана котенком, что ее трудно распутать. 7) Мое внимание сосредоточено на решении этой задачи. 8) Бригада организованна и дружна. 9) Собрание хорошо организовано. 10) Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля к победе. 11) На картине едва намечены отдаленные горы в предутреннем тумане, ветряная мельница, машущая крыльями.

VI. Подведение итогов урока.

VI I . Домашнее задание : § 17; упр.125(126*)

VI II . Рефлексия.