Внедрение фгос дошкольного образования в практику. О плюсах дошкольного образования


Таблица 1 - Положительные стороны и риски введения ФГОС ДО

Положительные стороны стандартизации дошкольного образования

Риски введения

ФГОС ДО


    Стандартизация дошкольного образования позволит реализовать государственную политику в сфере образования (введение ФГОС ДО позволит выполнить ФЗ «Об образовании в РФ»)

  • Утверждение ФГОС ДО свидетельствует о признании дошкольного образования уровнем общего образования

  • Ценное новизна ФГОСа ДО – требования к результатам освоения ООП ДО

  • Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием

  • ФГОС позволит обеспечить право на качественное дошкольное образование

  • Результаты освоения ООП ДО представлены в виде целевых ориентиров

  • Стандартизация ориентирует дошкольное образование на ребенка, его особенности и интересы

  • Инновационность ФГОС заключается в создании одновременно условий и для социализации, и для индивидуализации дошкольника

  • Требования к структуре ООП ДО в ФГТ И ФГОС ДО не имеют кардинальных отличий

  • ФГОС предполагает активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ

  • В ФГОС ДО предусмотрено создание условий для консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования

  • ФГОС ДО учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Стандартизация позволит сохранить единое образовательное пространство в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования

  • В ФГОС ДО предусмотрена система условий психолого-педагогической поддержки развития детей

  • Сформулированы профессиональные компетенции педагога, реализующего ООП ДО

  • Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности руководителей и педагогов в условиях стандартизации дошкольного образования

  • Форсирование процесса стандартизации дошкольного образования

  • Мониторинговые риски (отсутствие единого критериально-оценочного комплекса, обеспечивающего преемственность дошкольного и начального общего образования)

  • «Натягивание» школьной жизни на дошкольную

  • Трудность своевременно и логически последовательно разработать ООП ДО

  • Неадекватные требования родителей к дошкольному образованию

  • Отсутствие рекомендаций по организации инклюзивной группы в ДОУ

  • Неготовность педагогов и родителей к взаимодействию в условиях инклюзивного образования

  • Неприятие ребенка-инвалида в группе здоровых детей

  • Сложности в обеспечении гарантии качества дошкольного образования (недостаточность кадровых, материально-технических ресурсов; неготовность специалистов и обслуживающего персонала ДОУ участвовать в реализации ООП ДО)

  • Непонимание ФГОС ДО педагогами, родителями, общественностью

  • Кадровые риски

  • Личностно-профессиональные риски

  • Неготовность руководителей и педагогов к проектированию и реализации ООП ДО, разработанной с учетом ФГОС ДО

Стандартизация дошкольного образования, несомненно, принесёт положительные моменты в нашу деятельность. Во-первых, стандартизация дошкольного образования позволит реализовать государственную политику в сфере образования. По сути, новый стандарт в документальной форме устанавливает принципы содержания детей в детских садах для того, чтобы мог исполняться федеральный закон «Об образовании». Таким образом, ФГОС ДО должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования.

Во-вторых, утверждение ФГОС ДО будет означать, что дошкольное образование наконец-то признано уровнем образования. Стандарт позволит, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который несёт ответственность государство и есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребёнка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства. ФГОС ДО позволит создать доктрину развития дошкольного детства, в которой вместе, «в одной упряжке», будут государство, семья, работники системы образования, те, кто создаёт продукцию для поддержки детства – книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. По сути дела, принятие стандарта приведёт к ещё более резкому росту социального статуса детства.

А это значит, что возрастёт социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей – и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню.

Неизбежность форсирования процесса стандартизации не должна беспокоить. ФГОС ДО придёт в нашу жизнь не неожиданно. В его преддверии мы внедрили федеральные государственные требования (ФГТ) к основной общеобразовательной программе и к условиям её реализации. Что в свою очередь нашло отражение в стандарте. Новшество ФГОС ДО и отличие от ФГТ, в нём есть помимо требований к структуре основной общеобразовательной программы и к условиям её реализации – требования к результатам.

Положительная сторона стандарта также заключается в том, что стандарт основывается на требованиях к образовательной, воспитательной среде ДОУ, которая обеспечит достижение результата. Разработчики ФГОС ДО заложили в его основу концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода, которая лежит в основе дошкольного образования Финляндии, Швеции и отличается от англо-саксонской модели, где главное – академические результаты, которые демонстрируют дети. В личностно-ориентированной модели равное значение придаётся и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход даёт лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребёнка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе.

Поэтому в проекте стандарта наложено вето на требования к оценке образовательных результатов (ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ»). Разработчики исходили из того, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития. А чтобы вариативность не превратилась в хаос. В стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ.

ФГОС ДО обеспечит преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, учитывая сензитивные периоды в развитии ребенка дошкольника.

В пункте 7 раздела 4 проекта ФГОС ДО представлены требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО).

Целевые ориентиры ООП ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации ООП ДО настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Следовательно, ФГОС ДО направлен на формирование совокупности интегративных личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе (формирует качества, а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы. Это позволит:


  • исключить субъективный подход к приему детей в первый класс со стороны общеобразовательных учреждений: по собственным критериям, предъявление к детям слишком высоких требований

  • исключит ориентацию дошкольных образовательных учреждений на выполнение социального заказа учителей и родителей по подготовке ребенка к школе с превалированием познавательного компонента развития, в ущерб достижению готовности (физической и психологической) к школе;

  • формировать личностные качества ребенка соответственно возрасту.
На страницах интернета педагогическая общественность активно обсуждает вопрос организации и содержания мониторинга в ДОУ.

С базовыми ориентирами воспитанников, переходящих с одной возрастной ступени на другую все понятно, а в отношении мониторинга выпускников ДОУ возникает вопрос: если результаты мониторинга не имеют значения ни для начальной школы, ни для родителей, зачем его проводить? Для отчетности? Это формализм. В ДОУ - одна модель выпускника, школа ждет читающих и пишущих первоклассников, а родители подстраиваются под ожидания школы. Портрет выпускника ДОУ не всегда соответствует ожиданиям родителей и учителей, а, следовательно, и результаты мониторинга выпускников для них не значимы.

Несмотря на то, что в ФГОС ДО определены требования к результатам освоения ООП, однако не определен механизм оценки этой результативности. В пункт 4 раздела 3 указывается, что психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) проводится только с согласия родителей – это предполагает её необязательность. Согласно пунктам 3 и 9 раздела 4, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, освоение детьми ООП не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников .

У педагогов-практиков большое количество вопросов, свидетельствующие о наличие мониторинговых исследований. Как же определить результат освоения программы ребенком, сформированность социальных и психологических характеристик, достижений ребенка. Как отследить преемственность между двумя звеньями образования, как оценить сформированность предпосылок учебной деятельности?

Массовая психолого-педагогическая диагностика как процедура оценки уровня развития ребенка и освоения им программы проводится, как правило, с серьезными нарушениями (используются неапробированные методы диагностики, имеющие сомнительную научную и практическую ценность и др.). Важно понимать, что все это не соответствует специфике дошкольного воспитания.

В пункте 9 раздела 4 ФГОС ДО говорится о том, освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.

Следовательно, тот мониторинг, который проводится в учреждении, направлен на коррекцию выявляемых недостатков по созданию необходимых, регламентированных стандартом условий, которые в свою очередь обеспечат формирование целевых ориентиров, предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольной ступени образования.

Тем не менее, сохраняется риск того, что введение ФГОС повлечет за собой попытки конкретных педагогов «натянуть» школьную жизнь на дошкольную, усадив воспитанников детского сада за парты, заставить сдавать экзамены.

Для нивелирования данного риска в ФГОСе ДО определены целевые ориентиры дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации ООП ДО, особенностей развития воспитанников и видов ДОУ, реализующей ООП. Они не подлежат педагогической диагностики, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

На смену четырем направлениям развития детей и десяти образовательным областям пришло пять образовательных областей (коммуникативно-личностное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), которые включают в себя различные виды детской деятельности. Ведущим видом деятельности остается игровая деятельность. Как и в ФГТ, сохранился принцип интеграции видов деятельности и отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, что обеспечивает за собой воспитание свободной личности умеющий делать свой собственный выбор.

Новый стандарт ориентирован на то, чтобы вся система общественного дошкольного воспитания работала на ребёнка, строилась вокруг его интересов.

Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника. Главными критериями нового стандарта ДО названы социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка к школе, т.е. в стандарте образовательная программа впервые определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей. Самое важное, что проходит через весь стандарт, - подчёркивается поощрение инициативы ребёнка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу. Разработчики стандарта делают акцент не на том, чтобы ребёнок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, - к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребёнка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребёнка – как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью – в ФГОСе ДО утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка наравне с индивидуализацией.

Все эти особенности должны быть учтены при разработке ООП ДО. Вместе с тем, существует риск формального подхода к разработке ООП ДО.

В стандарте подчёркнута возможность того, что образовательное учреждение может разрабатывать и реализовывать различные ООП ДО с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, для детей раннего и дошкольного возраста. Вместе с тем, перечень видов детской деятельности определён только для пяти-шестилетних детей. Каким образом авторы ФГОС ДО предполагают организацию обязательной для годовалых или двухлетних детей деятельности по катанию на самокате и ходьбе на лыжах, организации сюжетно-ролевой игры и бытового труда? Необходимы четкие, конкретные методические рекомендации федерального уровня по разработке образовательных программ в дошкольных учреждениях.

Согласно ФГОС ДО, ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Ее содержание должно охватывать следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.


  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

  • характер взаимодействия со взрослыми;

  • характер взаимодействия с другими детьми;

  • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
ООП ДО предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть предполагает развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Вторая часть включает парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.

Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку (цели и задачи реализации ООП, характеристики: психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности ДОУ, специфику условий, принципы и подходы); целевые ориентиры.

Содержательный раздел определяет общее содержание ООП ДО, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и предполагает развитие специфических видов детской деятельности, становление первичной ценностной ориентации и социализации, коррекцию нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и др.

Организационный раздел определяет организацию образовательного процесса.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в ООП ДО в виде самостоятельного раздела, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации ООП для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Дополнительным разделом ООП ДО является текст её краткой презентации, ориентированный на родителей воспитанников и доступный для ознакомления.

К сожалению, в последнее время многие родители - откровенные оппоненты перемен. Во всяком случае, в СМИ они обвиняют ДОУ в неоправданных денежных поборах, перегибах в методах воспитания отдельными педагогами, несъедобном меню. Родители накопили очень много претензий к детским садам. Можно даже говорить об устойчивом кризисе доверия к ДОУ.

Вместе с тем ФГОС предполагает активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ. Так, в пункте 3 раздела 6 особое внимание уделено открытому характеру образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников для:

● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

● для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.

●непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Очевидна значимая роль родительской общественности. ФГОС ДО определяет конкретные направления вовлечения родителей в образовательный процесс. Эту задачу необходимо решать на местах именно от учреждений будет зависеть успешность ее выполнения.

Впервые о включении детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные детские сады говорят на законодательном уровне (пункт 5 общих положений ФГОС ДО). В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из задач ДОУ является организация реабилитации детей-инвалидов при наличии соответствующих условий. В проекте приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования», особое внимание уделено группам компенсирующей направленности, в которых осуществляется реализация адаптированной ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ООП ДО, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективной организации инклюзивного образования могут помешать следующее:


  1. Неготовность самих педагогов работать в режиме инклюзивного образования, психологическое неприятие ребенка-инвалида в группу здоровых детей.

  2. Отчасти отсюда и проблемы с родителями, которые часто манипулируют собственными детьми в борьбе с «не такими», говорят, что у их детей появился панический страх, выискивают царапины, синяки и т.д.. То, что допускается здоровому ребенку: ударил кого-то, укусил, кинул игрушку и т.д., ребенку-инвалиду не прощается, сразу навешивается ярлык: немотивированно агрессивен, угрожает жизни и здоровью, мешает проведению занятий, тормозит развитие здоровых детей. Родители требуют немедленно убрать такого ребенка из группы.

  3. Отсутствие четких рекомендаций по организации работы инклюзивной группы.
Необходимо обобщить передовой уже имеющийся опыт работы по данной проблеме, создать условия для профессионального общения педагогов инклюзивного образования и консультативной поддержки родителей, чьи дети воспитываются в инклюзивных группах.

Имеется риск в обеспечении гарантий качества образования в части создания условий и подготовки кадров. Несмотря на то, что в пунктах 10-15 раздела 3 ФГОС ДО достаточно полно прописаны требования к предметно-развивающей среде и подготовке кадров, существует ряд опасений. Например, в части материально-технического обеспечения необходимо иметь достаточное количество современных развивающих игр и игрушек, спортивного оборудования и др. для реализации ООП в соответствии с пятью вышеназванными образовательными областями. Однако если какая либо из областей не будет представлена в предметно-развивающей среде ДОУ или представлена в неполном объеме, то выполнение требований ФГОС, а именно предоставление качественных образовательных услуг, невозможно. Также не секрет, что в наших детских садах нет целого ряда функциональных помещений (лабораторий, мастерских, студий), которые включены в пространство современных образовательных учреждений Германии, Бельгии, Голландии, Финляндии и других стран. Недостаточно оборудованы детские игровые площадки.

Также на особом контроле необходимо держать вопрос укомплектованности ДОУ квалифицированными кадрами; поддержки педагогов на этапе проектирования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС (а именно содержательной, насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной). Необходима подготовка младших воспитателей, других работников ДОУ к участию в реализации ООП.

Одно из ключевых условий стандарта – намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию. В детских садах ребёнок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем), с которым ему надо выстраивать отношения. От компетентности воспитателя зависит весь воспитательный процесс.

Ещё одно определение Стандарта, которое используют между собой разработчики – «система условий психолого-педагогической поддержки развития детей». В нём впервые даны ориентиры тем, кто работает с дошкольным детством: что это за работа? Как она строится? Какие требования и условия должны обеспечивать её эффективность и качество? Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам: прописана также защита детей от всех форм физического и психического насилия, т.е от некомпетентных взрослых.

В связи с тем, что как уже ранее было сказано, данный стандарт предполагает принципиально иной подход к дошкольному детству, т.е. это стандарт, который не рассматривает дошкольное детство исключительно, как его рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе. Возникает один из главных вопросов: готова ли наша педагогическая общественность к реализации этого Стандарта. И тут же возникает один из самых первых и основных рисков, которого сильно опасаются и создатели ФГОСа – это непонимание этого стандарта (цитата Александра Асмолова). На данный момент нет тезауруса, который бы не допустил разного толкования этого документа как педагогами, так и родителями, и представителями проверяющих органов.

Другой не менее опасный и серьезный риск - это качественно иная подготовка педагогических и управленческих кадров. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта

От кадрового состава на 90% зависит успех реализации программы, необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Требования к условиям развития детей, к деятельности педагогов наиболее детально прописаны в стандарте. В проекте документа указаны компетенции, которые мы считаем необходимыми для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту

Если говорить о частных рисках, стоит затронуть и личностно-профессиональные риски, связанные с особенностями личности педагогов. Прежде всего, это такой психологический барьер, как неприятие нового. Известно, что на все новое, непривычное первая реакция зачастую – отторжение. К тому же педагоги в своем большинстве достаточно консервативны и мало изменчивы, что в общем-то не так уж и плохо. Но в данном вопросе это скорее «минус», чем «плюс». И преодолеть традиционность подхода к профессии, выработать осознание себя как педагога «нового типа», а тем более быть носителем этих новых целей в родительскую общественность задача непростая.

Обеспокоенность прогнозируемой неготовностью руководителей и педагогов к проектированию и реализации ООП ДО, разработанной с учетом ФГОС диктует необходимость организации научно-методического сопровождения данной деятельности, осуществляемой институтом в рамках формального и неформального повышения квалификации.

Выявленные положительные стороны стандартизации дошкольного образования позволит обеспечить условия для полноценного развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Зафиксированные риски введения ФГОС ДО позволят поставить актуальные для образовательные практики задачи, выделить приоритеты профессиональной деятельности. Эффективное решение поставленных задач возможно только при условии скоординированности действий всех уровней управления на этапе перехода к ФГОС ДО.

На сегодняшний день не утихают дискуссии по поводу целесообразности интеграции в образовательный процесс стандарта дошкольного периода. Существует целый ряд мнений и споров по поводу такого общенационационального проекта. Как же будут выглядеть образовательные программы в рамках инновационного решения? Радикально ли будет изменена подготовка педагогического состава? Имеют ли смысл внедрять новые требования в образовательную системe. Для этого необходимо четко проанализировать преимущества и недостатки самого стандарта.

Преимущества дошкольного образования

  1. Интеграция ФГОС стандарта существенно отобразится на общей системе образования: педагоги, дети, семья. Семья становится активным участником образовательного процесса.
  2. Сотрудникам школьных учреждений теперь не придется тратить большое количество времени на заполнение бесполезных документов и бюрократических отчетов. Таким образом, воспитатели будут уделять больше времени детям.
  3. Инновационный проект призван работать на развитие маленького ребенка. В фундаментальную задачу детского сада входит обязательное условие по созданию оптимальных условий формирования личности. Для этого государство финансирует воспитательные учреждения на высоком уровне. Ребенок будет заинтересован в приеме знаний и коллективном обучении.
  4. Образовательная программа подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку. Министерством была учтена специфика всех регионов, которые имеют свою культуры, исторические и религиозные ценности. То есть, унификация проекта была упразднена.
  5. В стандарте довольно детально сформирована пространственно-развивающая среда. Ребенок получит базовые знания во взаимоотношениях со взрослыми, детьми и окружающим миром.
  6. Педагоги обязаны максимально качественно обеспечить эмоциональное благополучие детей, поддерживать инициативу, корректно устанавливать правила взаимодействия между ребятами.
  7. Сотрудники дошкольной организации обязаны выстраивать теплые и доверительные отношения с родителями ребенка. Это максимизирует эффект взаимного сотрудничества в семье.
  8. Эффективная социализация детей будет достигнута за счет внедрения новых форм организации образовательного процесса. Ведь далеко не секрет, что фактор самостоятельности у детей в раннем возрасте не особо контролируется воспитателями. Новые методики призваны упорядочить и оптимизировать этот процесс на высоком уровне.
  9. Система подготовки педагогов будет пересмотрена и четко отредактирована. Акцент будет базироваться на концепции системности и общего видения личности. (Вспомним туже пирамиду потребностей А.Маслоу).

Недостатки амбициозного проекта

  1. На сегодняшний день еще не совсем понятна вся система и механизм переобучения педагогов под новые параметры и задачи, которые ставит перед собой государство. Цели обязаны иметь долгосрочную перспективу, а не только лишь предметность и намерения на пару лет активности.
  2. Большое внимание в стандарте акцентируется на улучшении качества преподавания. Но в проекте не упоминается механизм индивидуального образовательного маршрута и траектории становления каждого ребенка. Ведь по природе человек, как минимум делится на 4 категории ментальности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Каждый тип имеет свой подтип (смесь нескольких ментальностей личности).
  3. Умственное развитие некорректно приравнивается к математическому разуму. Такой склад ума далеко не всегда является критерием развития ребенка и может лишь отображать уверенность «оперирования» цифрами.
  4. Воспитателям детских садов навязывается программа с преобладанием ситуативной модели воспитания ребенка. Такой подход является составляющим классической модели образования, которая применялась в период Советского Союза. Теперь данный элемент всей системы выдвигается как единая целая философия. Но один винтик никогда не сможет стать двигателем внутреннего сгорания.
  5. Не совсем понятен механизм объективной оценки успехов ребенка в период дошкольного образования.
  6. Правовое поле на выполнение государственного заказа находится лишь на стадии разработки. Поэтому конкретизация процесса по сотрудничества требует прояснения для всех контрагентов.

Плюсы и минусы ФГОС основного общего образования.

Необходимость введения нового Федерального образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования-веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парагдигмы образования. Пожалуй, первый плюс нового ФГОС –это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менеее важный плюс-поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучение проектной и исследовательской деятельности.Третий плюс ФГОС –это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практитчески полностью утрачена за последние 20 лет, а четвёртый –преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Что касается минусов, то, на мой взгляд, очевиден пока один- требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая «общественный договор», должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причём этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.Таким образом, в новом ФГОС больше плюсов, чем минусов, однако всем работникам сферы общего образования нужно глубоко разобраться в технологии его реализации.

Хотя сегодня многие считают что школа живёт по стандартам, на самом деле стандарты были приняты совсем недавно, и на практике педагоги пользуются устаревшим базисным учебным планом. Причём структура этого плана позволяет многочисленным лоббистским группам «раздувать» школьную программу, внедряя в образовательный процесс углублённое изучение различных предметов: экономики, физкультуры, основ православной культуры и т.д. Более того, существующая логика учебных программ предусматривает экстенсивный подход к освоению школьных дисциплин. В результате учебники разбухают от новой информации, а на экзаменах, которые строятся на основе понятийной логики, у обучающихся проверяется знание малозначимых фактов. По этой причине у учителей нет особого желания (да и возможностей) использовать новые педагогические технологии, направленные на развитие критического и творческого мышления учеников.

В новом ФГОС есть серьёзная попытка впервые предоставить школьникам выбор.Да, многие считают, что наши дети не умеют выбирать, что выбор в руках подроста- это попытка упростить ему жизнь.Однако необходимо понимать, что обеспечение правильного выбора обучающегося- это сфера регулирования стандарта, а сфера методологии подготовки и повышения квалификации педагогов, которые должны стать тьюторами и помогать обучающимся в составлении индивидуальных образовательных траекторий. В идеале новый стандарт должен помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения. Кроме того, и это опять же впервые в истории нашей системы образования после гибели педологии в 1930 годах, в новом стандарте есть попытка сориентировать обучающихся на совместное познание мира, на «нелинейное»рассмотрение проблем и проектный поиск. Да, опять же есть много критиков, которые говорят, что мы копируем американцев. Полагаю, что это результат незнания сегодняшних мировых реалий. Во всех странах, которые сегодня считаются передовыми в плане развития общего образования, в том числе в Финляндиии Китае, подходы к обучению школьников давно уже не линейноклассноурочные. Всё вышеперечисленное- это плюсы.

Но без минусов не обошлось, да и не могло обойтись, уж слишком ФГОС политически конъюнктурный документ, к которому прикладывают руки и политические партии, и общественные объединения, и религиозные конфессии. Иными словами, ФГОС- это продукт компромисосв, нередко идущих во вред.

Серьёзным недостатком нового стандарта являетя слабая продуманность стоимости его введения, т.е. расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку учителей. Разработчики заявляют. Что стоимость невысока и давление на бюджет будет минимальным. Однако это лукавство. Какова реальная стоимость внедрения стандарта никто не говорит, хотя на самом деле общественность должна знать заранее, сколько. в какие сроки и за что будет платить государство,в конечном счёте мы-налогоплательщики. Кроме того, авторы не очень удачно сформировали в новом стандарте старшей школы набор инвариантных дисциплин. В нём отсутствует русский язык, литература, математика- не удивительно, что он у многих вызывает отторожение. Все эти минусы серьёзно снижают значимость документаи, на мой взгляд, будут и дальше серьёзно препятствовать успешному внедрению эффективных подходов в сфере общего образования.

В «Послании Президента РФ...» особое внимание было уделено образованию, и это правильно, ведь от того, насколько качественным будет образование в стране, зависит ее будущее. Несомненно, что система образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая средне-специальными и высшими учебными заведениями, должна соответствовать современным требованиям.

Ребенку необходимы такие знания и навыки, которые помогли бы ему не просто ориентироваться в постоянно меняющемся мире, но и найти в нем свое место, двигаться вперед. Поэтому изменения в системе образования необходимы и неизбежны, это понимают все. Однако шаги, предпринимаемые в этом направлении, многих настораживают.

«Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции».
Из послания Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации

Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", вызывает много вопросов и опасений. Суть вносимых изменений сводится к переходу от сметного финансирования существующих бюджетных учреждений, не способствующего повышению качества и объема предоставляемых услуг, к финансированию установленного государственного (муниципального) задания посредством предоставления субсидий. На бумаге все замечательно, но при реализации закона в конкретных учреждениях уже сейчас возникают серьезные проблемы.

Например, после введения новой системы оплаты труда педагогов, когда за каждого ученика преподавателю полагается рубль девяносто копеек (в среднем), количество учащихся во многих классах увеличилось до 30 - 32. Это, во первых, противоречит санитарным нормам, по которым учебное учреждение платит штраф за переполненность (больше 25 учеников), во-вторых, страдает вариативность обучения: если раньше гимназии, лицеи могли предоставить учащимся одного класса возможность выбора предмета, например часть из них изучала углубленно право, а часть - экономику, то теперь такое разделение экономически невыгодно. А что делать, если школа малокомплектная, и в ней нет «нужного» количества учащихся?

Допустим, с введением новой системы оплаты труда школам была дана большая самостоятельность в распоряжении финансовыми средствами, предусмотренными на заработную плату работников. Но эта «самостоятельность» приводит к сокращению нужных для школы кадров. Система 30 на 70, когда большая часть средств идет на оплату труда педагогического состава, а меньшая на заработную плату учебно-вспомогательному персоналу, уже сейчас лишила многие школы возможности оплачивать штатную единицу психолога, логопеда, социального педагога. А найти лаборанта в компьютерные классы, не говоря уже о квалифицированном специалисте, за ту плату, которую может предложить школа, просто невозможно. Кроме этого, многих волнует статья закона о предоставлении школами платных услуг. Что войдет в государственный стандарт образования, а что окажется платным?

Если говорить о стандартах, то уже сейчас введение обязательного третьего часа физкультуры вызвало у школ большие трудности. В стандартном учебном заведении один спортзал. Занятия в нем и так шли без перерывов, а теперь нужно найти время, чтобы разместить там все классы еще на одно занятие. Это - невозможно, утверждают педагоги. А проводить урок на улице в большинстве регионов России не позволит погода. Как быть?

Не меньше проблем выявляют и в тех школах, где сейчас работают «пилотные» классы начальной школы по новым образовательным стандартам. Не хватает помещений, специальной мебели, нет возможности организовать питание малышей, которые проводят в школе по пять часов.

Это только малая часть вопросов, которая возникает в обществе в связи с введением нового закона. Он уже вступил в силу, но до июля 2012 года предусмотрен переходный период. Каким он будет - неизвестно. Непосредственные участники образовательного процесса, которые сейчас находятся «в подвешенном состоянии», тем не но менее, находят в себе силы продолжать осуществлять этот процесс на должном уровне. Но где будет этот самый «уровень» для российских детей, пока многим непонятно.

Законопроект «Об образовании» вызывает еще больше эмоций, его бурное обсуждение продолжается уже довольно долго. Мы коснулись только проблем школьного образования, но ведь изменения произойдут и на более высоких его ступенях. Хотелось бы, чтобы модернизация системы привела к ее улучшению, но пока видно, что не все продумано, многое требует корректировок и доработок.

Мы поинтересовались мнением непосредственных участников образовательного процесса.

Учитель первого «А» класса, пилотного по апробации ФГОС (федерального государственного стандарта) гимназии №8 Светлана Исаенко:

Появление новых образовательных стандартов я приняла как следующий этап развития образования, который необходим, чтобы привести его в соответствие с изменениями, произошедшими в обществе, в детской среде, в научных и технических достижениях человечества за последние десятилетия. Мне понравилась идея оделять обучение комфортным, прежде всего для детей и учителей. Мне представлялось, что для этого нужно оборудовать кабинет современной мебелью, создать все условия для процесса образования. Но, ребенок, чтобы полноценно развиваться, должен чувствовать себя в классе комфортно, а это невозможно, когда в кабинете учатся одновременно 32 ученика. Да и само по себе нахождение в большом коллективе, ежедневно по четыре часа, действует на малыша утомительно. Поэтому после учебных занятий ребенку просто необходим отдых, полноценный обед, прогулка. Предполагалось, что для этого должна быть оборудована игровая комната без парт, а такой возможности в школе нет. Детям нравятся кружки, организованные в школе, они с удовольствием их посещают, но обязательная внеурочная деятельность начинается сразу после занятий, без перерыва. Утомленные учебой дети, по сути, отсиживают пятый час, а это является перегрузкой для малышей. Вдруг польза от таких занятий будет меньше, чем вред, нанесенный детскому здоровью. Нужно еще учесть, что часть детей не посещает столовую, а получает лишь буфетную продукцию.
Наверное, на сегодня наша школа готова работать по новым стандартам пока именно в таком виде, но если бы мой ребенок учился в этом классе, я отказалась бы от его внеурочной деятельности в таких условиях.

Президент общественной организации родительской общественности Алтайского края Николай Чер-кашин:

Создается впечатление, что закон писался без учета особенностей учреждений образования разных регионов нашей страны. Ведь нельзя сравнивать учебные заведения больших городов и, например, сельские. Из документа не очень понятно, кто будет осуществлять контроль и в итоге отвечать за так называемый «стандарт» образования. Кроме того, закон уже вступил в силу, а многие его положения еще не проработаны. Сможет ли бюджет города Рубцовска обеспечить выполнение этих обязательных программ? Пока представляется, что проводимая сейчас модернизация школы и образования - шаг назад, а не вперед, слишком много в ней противоречий. Но, поживем - увидим.

Из письма ветеранов педагогического труда:

«Реформа образования - это серьезный и многолетний процесс, он безусловно необходим. Но проект, предлагаемый для внедрения, имеет явную слабость в отсутствии альтернативного варианта (возможно, двух, трех)...

В пояснительной записке ничего не сказано о потенциале педагогического корпуса России, на плечи которого этот проект возлагается. Кто учел массовое старение учительского корпуса нашей страны и нулевой конкурс в педагогические университеты? Постоянно растущую нагрузку на преподавателя, которая еще многократно увеличится при переходе на новые стандарты образования?<...>».


История введения ФГОС дошкольного образования и пути преемственности с ФГТ «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования РФ от г., 448)


Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996г. 448). Они включали критерии А. оценки содержания и методов воспитательно - образовательной работы с детьми каждого года жизни по следующим направлениям: развитие, физическое развитие и здоровье, взаимодействие сотрудников с детьми, развитие игровой деятельности, развитие ребенка в изобразительной деятельности, развитие ребенка в музыкальной деятельности, развитие ребенка в театрализованной деятельности, развитие конструктивной деятельности, речевое развитие ребенка, развитие элементарных математических представлений, развитие элементарных естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей, развитие представлений о человеке в истории.


Б. Критерии организации деятельности дошкольного образовательного учреждения (руководство и контроль). В. Критерии оценки материально – технических и медико – социальных условий пребывания детей в ДОУ (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья ребенка).


Постановление Правительства РФ от «О федеральных компонентах образовательных стандартов дошкольного образования» Конкурс по разработке стандартов дошкольного образования


«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от г. 655) вступили в силу


Принцип интеграции 1. интеграция осуществляется в рамках образовательного, а не воспитательно- образовательного процесса 2. в качестве оснований для интеграции, объединения задач и содержания образовательного процесса выступают так называемые «образовательные области». Интеграция Задачи Содержание Механизмы Средства


Учет принципа интеграции при разработке образовательной программы детского сада Было: Образовательная программа как системная модель воспитательно- образовательного процесса, охватывающая все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Стало: Общеобразовательная программа как комплексная модель интеграции образовательных областей в соответствии с комплексно-тематическим принципом планирования образовательного процесса.


Требования к мониторингу При этом мониторинг должен описывать «интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы». Виды мониторинга Промежуточные результаты Итоговые результаты ППД развития в период перехода в школу






1. Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставлению данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе, государственному финансированию.


«Плюсы» стандарта 2. Несмотря на сведение образовательного процесса к образовательной услуге, закрепленную в ФЗ «Об образовании в РФ», ориентированность стандарта и образовательной программы на психолого- педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку.




«Плюсы» стандарта 4. Отражение в содержании образовательной программы следующих аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.


«Плюсы» стандарта 5. Формулирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста: 1) обеспечение эмоционального благополучия, 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей, 3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, 4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, 5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.


«Плюсы» стандарта 6. Обоснование необходимости использования (или введения) новых форм организации образовательного процесса, связанных с взаимодействием детей друг с другом в парах и между собой, с родителями. Такие формы будет способствовать социализации детей, формированию положительного микроклимата и дружеских отношений в коллективе сверстников.


«Плюсы» стандарта 7. Много внимания уделяется в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования поддержке детской инициативы и самостоятельности. При этом самостоятельная деятельность - это одно из "западающих" звеньев в нашем образовании, и не только в дошкольном. При этом основные проблемы связаны с взрослыми - родителями и педагогами, не владеющих как организацией самостоятельной (свободной) деятельностью, так и самой этой деятельностью. Работа по самообразованию в этой области предстоит огромная. Тем более, что многие практики даже не представляют себе, как можно совместить воспитание самостоятельности и коллективизма у дошкольников.




1. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. Это понятие определяет как объект, так предмет регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.



«Минусы» стандарта 2. Цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы. Цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательной программы детского сада и образовательной деятельности педагога – это не одно и то же. В ФГОС дошкольного образования они не дифференцируются, накладываются друг на друга и подменяют друг друга.


3. Самое «больное» место в стандарте – управление качеством процесса. В тексте нет вообще упоминания о том, что такое образовательный процесс, связанный с ним индивидуальный образовательной маршрут и траектории развития каждого ребенка, их виды и формы. Если уж речь идет об индивидуализации, образовательные потребности – не особые, а для всех детей, в соответствии с правом на образование, о котором говорится в Конституции РФ. Исходя из контекста использования данного термина, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс утратил признаки системы и возможности его преемственности со стандартом начального школьного образования, они только декларируются.


4. Больше всего «неразберихи» будет из-за выделения пяти образовательных областей, среди которых совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного, полностью охватывающих указанные в нем задачи), разведены речевое развитие и познавательное развитие, хотя они всегда проникали друг в друга и ранее объединялись термином «умственное развитие». Наравне с математическим и экологическим развитием.


5. Из образовательной программы выплеснуты модели организации образовательного процесса – единственный управленческий механизм, способный восстановить системность образовательного процесса. В программе вместо этого требуется описать режим дня в разных возрастных группах и события в течение года на уровне детского сада. Волей-неволей педагогам детского сада навязывается событийная или ситуативная модель организации.


6. Среди условий реализации программы большое внимание уделено финансовым условиям. При этом полностью отсутствует взаимосвязь этих условий с содержанием и результатами (особенно!) реализации образовательной программы. При аккредитации будет множество проблем, тем более, что нет критериев оценки результатов деятельности детского сада, а целевые ориентиры эту задачу не решают. Не учтены организационно- правовые формы ДОО, среди которых есть автономные, бюджетные и казенные учреждения. Правовые условия заключения и расторжения образовательных правоотношений, выполнения или невыполнения госзаказа на услуги в тексте тоже не отражены, хотя ФГОС призван регулировать правовые отношения в сфере образования. Шаг 1. Создание Координационного совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы ДОО Шаг 2. Определение изменений и дополнений в образовательную систему ДОО Шаг 3. Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений Шаг 4. Разработка плана-графика изменения дополнений образовательной системы основного общего образования


ФГОС дошкольного образования 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.


План мероприятий по подготовке к введению ФГОС… Задачи: 1. разработать локальные нормативные акты, регулирующие подготовку и введение ФГОС; 2. разработать проект Основной образовательной программы; 3. обеспечить методическое сопровождение педагогов, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС.


В городе Москве внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляют: Городской методический центр mosmetod.ru; Московский институт развития образования; Федеральный институт развития образования РАО; Институт стратегических исследований в образовании в Российской Федерации РАО; Городские педагогические университеты.