Фрустрация в психологии и социологии - как бороться с фрустрацией? Фрустрация и фрустрационный невроз

Как уже упоминалось, на действие стрессора человек реагирует, в частности, фрустрацией.

Фрустрация это психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимым или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи.

Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.

Принято различать: фрустратор причину, вызывающую фрустрацию; фрустрационную ситуацию и фрустрационную реакцию.

Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, такими как разочарование, раздражение, тревога, отчаяние и т. д. Фрустрация может возникать, например, в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Состояние фрустрации, как правило, достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Дело в том, что человек планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, при этом, одновременно мобилизует блок обеспечения своих целей определенными действиями. В этом случае имеется в виду энергетическе обеспечение целенаправленного поведения. Перед этим запущенным в ход действием возникает некое препятствие – само психическое событие тормозится или прерывается, при этом в месте прерывания события происходит повышение психической энергии. Все это приводит к повышению активизации корковых образований, в частности ретикулярной формации. Именно этот пререизбыток нереализованной энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения, которое необходимо снять.

А. И. Еремеева и Э. И. Киршбаум приводят такие условия возникновения фрустрации: 1) наличие потребности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия; 2) наличие сопротивления, т. е. препятствия – фрустратора. Сами же препятствия могут быть нескольких видов: 1) пассивное внешнее сопротивление (физическая преграда, барьер, удаленность объекта потребности во времени и пространстве; 2) активное сопротивление (запреты, угрозы наказания, если субъект совершает или продолжает совершать, то, что ему запрещено); 3) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности, неспособность осуществить намеченное, расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения; 4) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести – оправданы ли выбранные средства в достижении цели, моральна ли цель).

Следует отметить, что возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но также зависит от особенностей личности. Например, у детей фрустрация возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации могут быть неудача в овладении предметами, неожиданные запреты со стороны взрослых и др. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, к агрессивности, повышенной возбудимости.

Поведение человека в состоянии фрустрации может быть самым разнообразным, оно зависит от многих факторов, таких как возрастные особенности, сила фрустратора, привлекательность цели, объем остановленной психической энергии.

Вообще, фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.

Сама фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций, таких как гнев, раздражение, чувство вины и т. д. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Надо отметить, что при изучении фрустрации важным понятием является фрустрационная толерантность – устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.

Немецкий психотерапевт Беттхер (1973) выделяет две группы реакций на фрустраторы. Приведем одну из них: 1) препятствие усиливает мотивацию и человек не отказывается от своих целей, а продолжает с большей настойчивостью стремиться к ним, таким образом, препятствие интенсифицирует действия и повышает уровень активации; 2) препятствие вынуждает человека пересмотреть ситуацию в целом, сопоставить достигнутое с затратами, используемые средства и цели, изменить средства, сохранив цель, возможна также корректировка первоначальной цели. Приведенные поведенческие реакции остаются в пределах нормы, в целом сохраняется конструктивное поведение.

Следует отметить, что если толерантность низка, человек реагирует на фрустраторы даже незначительной силы неадекватным поведением. Можно привести основные типы неконструктивного поведения: 1) агрессивное поведение, направленное на человека, который вызвал ситуации фрустрации; 2) агрессия выливается на предполагаемого виновника, а не настоящего, также агрессия может быть направлена на самого себя, на неодушевленные предметы; 3) самоуспокоение, т. е., человек усматривает в недостигаемых целях массу недостатков и отказывается от них.

С. Розенцвейг – создатель теории фрустрации – составил психодиагностическую методику определения типов реагирования, сведя все виды реакций к девяти типам. На основании этой методики можно, с известной долей вероятности, предполагать, как будет вести себя исследуемый человек в фрустирующих ситуациях и каковы его адаптивные возможности. Изучение фрустрации приобретает важное значение для медицинской психологии в связи с актуализацией задач формирования устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных факторов.

Так или иначе, адаптивная личность формируется и развивается благодаря наличию препятствий как внутреннего плана, так и внешнего. Именно они стимулируют активность личности, расширяют спектр связей с окружающей действительностью, делают их глубже и дифференцированнее.

Дата создания: 17.12.2007
Дата обновления: 27.07.2017

Людям часто свойственно строить планы, намереваться чего-то достичь, или совсем просто, - надеяться на чудо. Но когда по тем или иным причинам планы рушатся, достижения не осуществляются, а чуда не происходит – многие (да практически все!) испытывают достаточно выраженные неприятные ощущения: напряжение, тревожность, разочарование...


Фрустрация [лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror - обманываю, делаю тщетным, расстраиваю], психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности.
БСЭ

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.
Большой психологический словарь, 2004 г.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Ф. – это внутриличностный конфликт между направленностью личности и осознанием объективных возможностей, с которыми субъект не согласен. Ф. сопровождается отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, досадой, чувством вины и т. д. Типичными реакциями на Ф. является агрессия (или аутоагрессия), снижение ценности недосягаемого объекта, регрессия.

Словарь конфликтолога-2009

Приведя эти и некоторые другие определения к общему знаменателю, можно определить фрустрацию как психическое состояние невротического характера, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
Иными словами, фрустрация – это комплекс негативных эмоциональных переживаний, которые возникают в результате некоего обмана ожиданий.

С состоянием фрустрации сталкиваются в той или иной степени все или почти все, кто так или иначе воспринимал себя обманутым. Неважно, кто выступил в роли обманщика: чужой человек или близкий родственник, государство или «дорогое мироздание». Часто наряду с чувством обмана наличествует и ощущение потери чего-то значимого, подчас невосполнимого.

Клиническая картина расстройств, вызванных фрустрацией, определяется и особенностями личности, и нюансами самой ситуации. А во многом и протяжённостью деятельности человека, дающей надежду и предшествующей осознанию обмана.

Одно дело, когда, вложив требуемую денежную купюру в торговый автомат, после короткого жужжания человек не получает ничего. Другое дело, если в течение всей школьной жизни с интересом набирать знания, преодолевать трудности на пути к ним, учиться понимать то, что многим доступно только в вузе, и не набрать необходимого балла для поступления в этот вуз. Конечно, и та и другая ситуация настроения не улучшит, но в первом случае будет лишь короткий приступ агрессии, направленный на железяку, не желающую продолжать диалог. Во втором случае депрессия с аутоагрессией нередко приводит к суицидам . Человек, поставивший перед собой цель и уверовавший в правильности длинного и трудного пути к ней, часто ставит под сомнение правильность вообще своей жизни; и не видит смысла , не желает жить дальше. Его высказывания часто носят характер риторических вопросов: «Зачем мне нужна эта жизнь? Как мне всё это пережить?» Частые, но мелкие обманы приводят к затяжным хроническим депрессиям и, как следствие, к апатии, безынициативности, потере трудоспособности. В таких ситуациях многие «решают» проблемы, уходя в другую крайность: вообще ничего в жизни не предпринимать и практически полностью ограничить свою активную деятельность. Такое психологические и социальное затворничество, предпринимаемое вопреки желаниям самого человека, тоже приводит к дополнительным стрессам и кризисам. В так называемых цивилизованных станах это привело к массовому применению седативных препаратов, а в России - к традиционному алкоголизму.

Я обозначил лишь только наиболее яркие осложнения фрустрационного невроза , но приведёнными примерами список не ограничен. Так попробуем проанализировать возникновение и дальнейшее развитие столь массового и столь опасного явления.

Как уже отмечалось, важнейшим компонентом фрустрации является обман. Но для того, чтобы человек оказался обманутым кем-либо (или чем-либо), нужно, чтобы он этому кому-либо (или во что-либо) поверил. Человека, который не верит, или как чаще говорят, не доверяет, обмануть очень проблематично. Поэтому придётся коснуться таких понятий, как вера и знания, стоящих по разные стороны так называемого рубежа Юма.

Понятие рубежа Юма (ещё его иногда называют «гильотина Юма») разделяет различные законы на действующие в природе – естественные, и на созданные людьми. Естественные законы природы действуют вне зависимости от их первооткрывателей и даже от существования человека на Земле. А нарушителю этих законов нередко грозит Нобелевская премия. Самое же главное, что определил ещё Юм – эти законы описывают те или иные явления так, как это есть. Это естественное существование природы (в древности её называли натурой, и даже предполагалось, что культура в человеке, путём внутриличностной борьбы, должна окончательно победить натуру).
Законы второго типа всегда придуманы людьми, хотя в идеологических целях авторство нередко приписывается неким высшим силам. Эти законы и правила часто написаны, напечатаны, нацарапаны на твёрдых носителях, но могут передаваться от человека к человеку «из уст в уста». Вне человеческого общества эти законы не работают (животные, например, ничего не знают про закон о запрете пропаганды гомосексуализма). Но главное по Юму - они определяют, как должно быть. Мы все, живя среди людей, живём в мире этих законов. Различные правила, предписания и всевозможные ограничения и запреты пронизывают наше бессознательное и по сути являются тем, что Фрейд назвал Супер-Эго, а Бёрн – внутренним Родителем. Можно предположить, что некоторые из этих запретов прописаны даже в генах: если некий авторитетный палеоантроп запрещал своему подопечному посещать вон ту пещеру, а ученик нарушил запрет, то, встретив в ней пещерного медведя, юноша лишился возможности передать свои гены потомству.

Вообще действие цензуры обычно поддерживается системой наказаний. Не всегда можно было дождаться помощи карающего медведя, и авторитеты-иерархи брали эту функцию на себя: естественно, в своих интересах. И использовали принцип не только кнута, но и пряника. А для понимания такого явления, как фрустрация, в первую очередь важна именно вторая часть воспитания-дрессировки – система поощрения. Главный тезис которой – если всё сделать правильно, то в конце получишь награду. И это тоже порой становится частью бессознательного: той самой его части, которую Берн назвал внутренним Ребёнком, самой ранимой и впечатлительной части человеческой психики. То, что после самоограничений и страданий наступит заслуженная награда, постулировано ещё в мифах и сказаниях Древней Индии: оттуда вместе с индоевропейской группой языков эта установка распространяется по планете уже на протяжении более чем пятидесяти тысяч лет, приобретая в каждой культуре свои особенности. Более того – баланс потерь и наград воспринимается как чувство справедливости, и нарушение этого баланса сбивает эмоциональный гомеостаз и даёт ощущение фрустрации.

В качестве примера рассмотрим сценку из советского кинофильма «Серёжа» режиссёров Георгия Данелии и Игоря Таланкина по одноимённой повести Веры Пановой: где взрослый мужчина протягивает ребёнку пустой, но свёрнутый как конфета фантик. Сцена, где Серёжа уличил взрослого дядю в обмане, да ещё и спросил "Дядя Петя, ты дурак? », в годы выхода фильма вызвала шквал официальной критики: «Ребёнок не должен так поступать!» И внутренний Ребёнок, ведомый цензурой, обычно так и не поступает, в результате проглатывая обман за обманом и испытывая фрустрацию за фрустрацией.

Казалось бы, сейчас уже многое изменилось в странах, которые мы называем цивилизованными. Люди в большинстве своём получили расширенный доступ к информации и возможность сравнивать её, выверять несоответствия и превращать эту информацию в знания, не полагаясь на веру. Действительно, средний европеец и североамериканец стали менее подвержены внушению, менее гипнабельными, чаще проявляют здравый скепсис и прагматизм. Даже к рекламе, точнее, к рекламируемому товару многие относятся с определённым скепсисом. Но вот идеологический подтекст рекламы, вместе с иными пропагандистскими посылами СМИ, окружает современного человека везде. Сияющие счастьем рекламные модели предлагают соревнование в вещественном благополучии, опередить и победить конкурентов, превращая людей в зомби-гладиаторов в Колизее жизни. Идеология соревновательности повседневной жизни превращает её в борьбу на выбывание: «Пусть проигравший плачет». Соревнование – везде и во всём: например, в супружестве . Два близких человека оказавшись в одной семейной упряжке, вдруг начинают бороться друг с другом, чаще всего за власть, а захватив её, стремятся унизить своего партнёра, чтобы эту власть закрепить. Проф. В. В. Макаров говорил, что семья могла бы быть первым психотерапевтом для её членов, но на практике она часто становится первым источником фрустраций. В мегасемье при современных быстро меняющихся условиях родители уже не могут обеспечить себе авторитет на монополию актуальных знаний, и часто готовы идти на обман для сохранения власти.

Примерно то же подчас происходит и на работе: от старого и почти безобидного соцсоревнования друзья-коллеги все чаще переходят к противостоянию. Даже внутри одной организации псевдодрузья борются за продвижение по службе, благосклонность начальства, подогреваемые начальственным принципом «разделяй и властвуй». И об этом никому нельзя говорить, ибо проигравший подвергается социальному моббингу .

Ситуацию фрустрации отягощает и часто значительно осложняет давление не просто внутренней цензуры , а так называемого Родителя-контаминанта , который вешает на человека чувство вины, обзывая его ни к чему не способным неудачником, лузером и другими новомодными словечками. Так что поводов испытать фрустрацию у современного человека более чем достаточно. К сожалению, собираясь на консультацию к психологу и даже к психотерапевту, потенциальный клиент нередко строит для себя «предполагаемую модель» будущей работы и взаимоотношений с консультантом на основе обычно контаминированных представлений «как должно быть». И закономерно чувствует себя обманутым, когда и взаимодействие в реальности происходит несколько иначе, и работа протекает не так, как думалось, и результаты предполагаются вообще какие-то не те.

Таким образом, однажды попав в ловушку фрустрационного невроза, человек может уйти в соматизированную депрессию , замкнуться в себе и попытаться спрятаться от контаминанта за щитом нарастающей соматики. Шутка, что почти все болезни от нервов, приобретает иной смысл: почти все болезни от фрустраций.

Наверное, лучшей профилактикой подобных неврозов был бы общечеловеческий отказ от обмана, а также избавление всех людей от чувства несправедливости, от навязывания межличностной борьбы, оценочности и ранжирования по неким «общепризнанным» стандартам. Понятно, что в настоящее время это утопия. Были попытки найти фармакологические средства, способные создать человеку такие ощущения. Но там, где удавалось продвинуться в этом направлении, получался новый наркотик. И это закономерно, так как это попытка один обман заменить другим.

В порядке самопомощи для укрепления устойчивости к фрустрациям может быть полезным усиление здравого скепсиса, некоторое недоверие к требованиям типа «ты должен(а)», если конечно, у вашего контрагента нет реальной долговой расписки. Опора на знание, а не на веру (тут помним про принцип Юма). Иными словами – развитие и использование той субличности, которую Эрик Бёрн называл внутренним Взрослым. Конечно, всё это требует определенного интеллектуального труда и способности думать, но тем не менее это одно из наиболее действенных средств против будущих (да и наступивших) фрустраций: быть информационно и интеллектуально независимым, иметь свое обоснованное мнение и не опираться на чужой разум.

Какую-то часть поводов для возможных фрустраций предусмотреть всё равно нельзя: это всё, что связано с так называемыми форс-мажорными обстоятельствами разного рода и прочими не зависящими от человеческого разума факторами. Но человек разумный как вид стал, как говорится, вершиной эволюции еще и потому, что пока что сохраняет высокую приспособляемость к различного рода условиям, в том числе и быстро меняющимся. И так называемое стохастическое мышление предполагает, что желаемый результат можно получить далеко не единственно «правильным» путём: всегда возможны варианты. Иными словами, даже непредсказуемой фрустрации скорее избежит (или переживёт ее с минимальными последствиями) тот, кто в принципе имеет определенную гибкость мышления .

Что касается психотерапии фрустраций – то это одна из наиболее сложных тем работы. Как минимум потому, что внутри головного мозга каждого человека уникальный космос, а возможность увидеть его только через узенький речевой канал. Кроме того, врач и клиент многие термины и понятия часто представляют по-разному, а бессознательное у каждого конкретное и уникальное. И важно, что вышеупомянутый контаминант сидит в том же самом бессознательном, являясь его частью его. Работа осложняется ещё и тем, что на высоте невротических проявлений, вызванных фрустрацией, происходит как бы «сужение сознания», как бы зацикленность на упущенной возможности, на не достигнутой цели или пережитой потере. А частая попытка консультанта «дать добрый совет» воспринимается как замена одного контаминанта другим, не менее чуждым.

Но кое-что можно предложить и здесь в помощь и консультанту-психотерапевту, и клиенту.

Известно, что чем точнее эталоны, к которым стремится человек, тем труднее их достичь. Например: если достигать точности изготовления детали трактора по стандартам важнейших деталей самолётных турбин, то сама деталь станет дороже всего трактора, да и поля со всем его урожаем. Но с позиции инфантильно-бинарного оценочного подхода «всё, что не эталон - то брак, всё, что не идеальный порядок – хаос». Собственно эталонно-линейная логика сама по себе является источником фрустраций и основной пищей контаминанта. Так будем учиться у природы. Ей чуждо эталонно-армейское однообразие, но в ней нет и полного хаоса. Есть некоторые закономерности с компонентами хаотичности, анализируемые с помощью стохастической логики . Опираясь на стохастическое мышление , можно помочь клиенту выйти из жестких рамок детерминированной безысходности фрустрации. А вооружившись отдельными компонентами стохастической логики, человек может начать изменять свою жизнь по-своему, уникальным образом, гармонизируя её с реальной окружающей его средой (при этом не забывая о рубеже Юма).

Я хочу вернуть дочь
Я хочу вернуть любовь Темы: личностные кризисы , Новый Год , праздники , фрустрация .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Наверное, немногие знают, что такое фрустрация, а между тем бывать в этой ситуации, к сожалению, приходилось большому числу людей. Frustratio c латинского переводится как «обман», «напрасные ожидания», и в общем состояние фрустрации характеризуют именно эти неприятные переживания - крушение надежд, невозможность достижения цели.

Определение понятия

Такие явления, как стресс, кризис, тревожность и фрустрация, в психологии изучаются обычно в комплексе, как негативные психические состояния, имеющие схожие проявления. Понятия «фрустрация» и «стресс» особенно сближаются, есть даже мнение, что фрустрацию можно считать формой стресса. Фрустрация и тревожность также могут вызывать примерно одинаковые ощущения.

Что же вкладывается в понятие фрустрации, что выделяет ее в этом ряду? Определение явления в психологических словарях звучит так: фрустрация - это такое эмоциональное состояние, которое возникает, если человеку не удается добиться цели или удовлетворить потребность.

Состояние фрустрации сопровождают такие негативные эмоции, как тревога, чувство вины, разочарование, гнев и другие. Можно также встретить толкования, рассматривающие фрустрацию как пример той самой ситуации, когда желания не совпадают с возможностями. Уже заметна терминологическая путаница.

Что именно подразумевает термин: саму ситуацию или реакцию, которой организм на нее отвечает? В литературе используется и то, и другое понимание, однако в некоторых источниках специально оговаривается, что следует разделять фрустратор (причины фрустрации), фрустрационную ситуацию и реакцию на нее.

Всякая ли ситуация способна фрустрировать? При ответе на этот вопрос, во-первых, нужно учитывать особенности характера человека (насколько он устойчив к невзгодам, может ли успешно бороться с трудностями) и его общее физическое состояние. А во-вторых, есть обязательные компоненты самой ситуации. Таких составляющих две: сильная мотивация к достижению цели (удовлетворению потребности) и барьер, мешающий этому.

Следовательно, группировать фрустрации можно по мотивам (потребностям) и по барьерам. Например, серьезные последствия может нести неудовлетворение первичных потребностей (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне), а неудовлетворение вторичных (самореализация, уважение других), как правило, переносится менее болезненно.

Фрустрация порождается самыми разными барьерами, виды которых можно представить следующими группами. Физические (стены здания, из которого невозможно выйти), психологические (страх, сомнения), биологические (болезнь, возрастная изношенность организма), социокультурные (общественные нормы, правила).

Интересны также идеологические барьеры. Термин этот предложил американский психолог немецкого происхождения Курт Левин при исследовании барьеров, посредством которых взрослые управляют поведением ребенка. Это подвид социокультурных барьеров, куда включены ценности, которые разделяет сам ребенок («Ты же девочка!»).

Если понимать фрустрацию как особое состояние, то требуется обратиться к : психология обогатилась этим термином именно благодаря теории . Как известно, Фрейд считал, что психика человека состоит из трех компонентов: Ид (бессознательные влечения), Эго (посредник между внутренним миром личности и окружающими) и Супер-Эго (моральные нормы, сдерживающие Ид).

Состояние фрустрации, согласно психоаналитической теории, возникает, если человек отказывается от своих влечений, порожденных Ид, которые подавляет «цензор» Супер-Эго. Постоянная борьба Ид и Супер-Эго и ведет к многочисленным фрустрациям.

Поведение при фрустрации

В концепции фрейдистов и неофрейдистов была намечена идея связи между фрустрацией и агрессивным поведением, которая позже получила значительное распространение в других психологических подходах. Так, типология американского психолога Сеула Розенцвейга включает три формы фрустрации, отличающиеся направленностью .

  • Экстрапунитивная форма характеризуется выплеском гнева и агрессии на внешние объекты, то есть стремлением обвинить в неудаче обстоятельства или других людей.
  • Противоположный тип - интропунитивный, когда в случившемся человек винит самого себя.
  • Импунитивное реагирование свойственно тем, кто к неудачам относится философски, считая их событием либо не слишком значимым, либо неизбежным.

Однако на современном этапе в признаки фрустрации включается не только агрессивное поведение. Обобщая существующие подходы, можно выделить несколько основных реакций на состояние фрустрации.

  • Уже рассмотренное агрессивное поведение (различной направленности).
  • Регрессия - «спуск» на более примитивный уровень поведения или реагирования. Плач, например, будет формой эмоциональной регрессии.
  • Уход от ситуации. Может выражаться в виде рационализации (попытке логически обосновать ненужность цели) и замещении (попытке выбрать новую цель).

Тип личности

Существует еще такая формулировка, как «фрустрирующий тип личности». Этот тип выделяется в новой, экспериментальной S-теории личности, в рамках которой и существуют как фрустрирующий, так и фрустрационный тип.

Что же отличает фрустрирующий тип от остальных? Это активные люди, инициаторы всевозможных начинаний, которые, кажется, никогда не сидят на месте. Любят пробовать новое, легко дают обещания и так же легко о них забывают. Они не доверяют другим, предпочитая лично убедиться в правильности или неправильности вывода или способа действия. Им очень тяжело принять собственные неудачи, в которых они предпочитают винить обстоятельства или других людей, они с трудом берут на себя ответственность.

Фрустрационный тип, наоборот, не любит суеты и спешки. Такие люди часто оттягивают момент принятия решений, не могут завершить начатые дела. С фрустрирующим типом их роднит боязнь ответственности и желание познать все на личном опыте, а не на чужом. Зато человек этого типа обычно миролюбив, спокоен, легко сглаживает острые углы в общении и так же непринужденно и мягко обходит мешающие ему запреты и правила. Автор: Евгения Бессонова

Слово «фрустрация» в психологии встречается довольно часто. Это не удивительно, ведь многие исследователи, считают состояние подавленности, растерянности, тревожности характерной чертой современного общества и утверждают, что ему подвержен каждый человек.

У всех нас есть потребности, начиная от базовых: пища, вода, тепло; заканчивая высшими: признание в социуме, самореализация. В определенный момент времени отдельные потребности становятся для индивида наиболее актуальными и значимыми. Он желает их удовлетворения. Однако это не всегда происходит. В таком случае возникает состояние фрустрации.

Определение понятия

Таким образом, фрустрация — это психологическое состояние, характеризующееся как негативное эмоциональное состояние, возникающее по причине, не получения человеком желаемого. При этом не важно, существует ли объективная преграда на пути к цели или дело всего лишь в субъективном восприятии. Например, человек может сделать действие, но его останавливает страх.

Психоанализ трактует это понятие как результат конфликта между бессознательными влечениями и моральными нормами. Это явление присутствует в жизни каждого человека.

Часто термин фрустрация отождествляют с понятием психологический стресс. Хотя, если разбираться детально, фрустрация в психологии — это одна из разновидностей стресса.

Причины фрустрации

Существует несколько подходов к классификации причин фрустрации. В соответствии с одной из теорий человек может не получить желаемое из-за:

  • Лишения. Отсутствуют средства для реализации потребности. Человек хочет пить, а источника воды рядом нет и добраться до него он не может.
  • Потери. Ранее потребность удовлетворялась, но затем ресурс закончился или был утерян. Близкий человек был рядом, но погиб в автокатастрофе.
  • Конфликта. Ситуация, в которой существует несколько побуждений, и они противоречат друг другу. Мужчина влюблен в женщину, но знает, что она замужем. Его нравственные устои не позволяют выразить чувства открыто.

С другой точки зрения, причина, по которой возникает фрустрация — это барьер, который мешает достижению цели. Выделяют несколько видов подобных преград:

  • физические (закрытая дверь, высокая стена);
  • психологические (страх, неуверенность в себе);
  • биологические (заболевание, слабость);
  • социокультурные (традиции, нормы общества).

Однако не всегда возникновение барьера на пути к достижению цели или удовлетворению потребности вызывает подавленное состояние, гнев, агрессию. К факторам, которые способствуют обострению ситуации, можно отнести:

  1. Превышение порога выносливости. Потребность не удовлетворяется слишком долго или она слишком значима.
  2. Человек воспринимает препятствие как непреодолимое и не видит перспективы его устранения.

Эти ситуации значительно повышают вероятность развития негативного эмоционального состояния, которое называется фрустрация.

Причина фрустрации в теории дизайна человека

Последнее время можно часто встретить упоминание о новом инструменте для понимания индивидуальности личности. Дизайн человека, ложное «Я», фрустрация – неразрывно связаны в рамках этой теории.

С этой точки зрения под воздействием социокультурных ограничений формируется так называемое ложное «Я» — приобретенные стратегии поведения, которые обусловлены не истинными стремлениями личности, а принятыми в социальной группе правилами. Социум с детства задает ребенку определенные роли, навязывает модели действий. Что приводит к подавлению истинного «Я».

При существовании такой структуры, как ложное «Я», фрустрация – это постоянное явление. Человек вынужден отказываться от собственных потребностей и подчинять их общественным нормам.

Дизайн человека предлагает разработать индивидуальную карту тела, определить тип и профиль человека, понять себя, свое истинное «Я». Как следствие, устранить конфликт между своими истинными желаниями и навязанными социальными ролями.

Проявления и виды

Фрустрация — это эмоциональное состояние. По мнению многих психологов, она напрямую связана с гневом. В зависимости от его направленности выделяют несколько видов этого состояния:

  1. Гнев направлен на внешние объекты (виноваты окружающие).
  2. Гнев направлен на себя (я неудачник).
  3. Человек принимает неудачи, считает их неизбежными, уровень гнева минимален.

Агрессия может носить как системный характер, так и проявляться в виде коротких, но ярких вспышек. Она может захватить человека, который до возникновения фрустрации не был к ней склонен.

Последняя модель поведения является оптимальным и самым конструктивным вариантом. В этом случае личность быстро преодолевает сложную ситуацию, не зацикливается на негативных моментах.

Помимо гнева фрустрация потребностей может проявляться в форме регрессии. В таком случае фрустрация — это модель поведения при которой индивид переходит на более низкий уровень развития. Например, взрослый человек возвращается к детским привычкам: плачет, кричит, топает ногами.

Пытаясь защититься от негативных последствий провала в достижении цели, индивид часто прибегает к такому методу, как уход от ситуации. Он объясняет себе, что потребность и не была значима. Следовательно, ничего страшного, в том, то ее не удалось удовлетворить.

Последствия фрустрации

Состояние фрустрация особенно опасно тем, что постепенно может поглощать человека. Формируется замкнутый круг. Из-за подавленности снижается эффективность деятельности, еще меньше потребностей получает удовлетворение. Внутри человека бушуют деструктивные эмоции.

Все это может привести к кардинальным изменения личности. Существует риск, что человек превратится из спокойного и жизнерадостного в агрессивного и враждебного. Или вовсе утратит стимул и интерес к жизни, станет апатичным.

При таком состоянии как фрустрация, агрессия направленная на себя может стать причиной развития сначала чувства, а затем и устойчивого комплекса неполноценности. Человек перестает верить в свои силы, в то, что он способен достичь результата.

Такие деструктивные тенденции отражаются на всех сторонах жизни, разрушают карьеру, семью, дружбу. Нельзя их игнорировать, это состояние нужно преодолевать.

Устойчивость к фрустрации

Не все люди реагируют на сходные ситуации идентичным образом. Устойчивость к возникновению фрустрации зависит от:

  • личностных характеристик;
  • состояния здоровья.

Целеустремленного человека с сильным характером ситуация, в которой ему не удалось достичь цели может еще больше подстегнуть к действию. Он не будет тратить время на переживания, впадат ьв негативное эмоциональное состояние, а приложит дополнительные усилия. А вот пассивный или ранимый индивид может глубоко погрузиться в свои эмоциональные переживания.

Человек в хорошей физической форме всегда легче переносит сложные психологические ситуации. У него достаточно внутренних резервов для сопротивления.

С другой стороны, благоприятной почвой для развития состояния фрустрации является завышенная самооценка. Реальные возможности человека не позволяют удовлетворить излишне амбициозные цели и преувеличенные потребности. Повышается вероятность разочароваться.

Диагностика состояния

Как уже отмечалось, проявления фрустрации сказываются на эффективности деятельности и кардинально меняют взаимоотношения с окружающими. Члены семьи, коллеги, знакомые замечают, что с человеком что-то не так, хотя и не всегда понимают причину.

Однако для более точной диагностики и выбора стратегии преодоления деструктивного состояния разработаны специализированные психологические тесты.

Так, с помощью теста фрустрации Розенцвейга можно определить к какому типу реакции на неудачу склонен человек. Как будет себя вести, если на его пути возникнет препятствие. Методика носит проективный характер и предлагает проанализировать картинки и принять решение о поведении персонажа.

Для быстрой оценки ситуации подойдет опросник уровня фрустрации Бойко. Он состоит из 12 вопросов и максимально прост в использовании.

Оптимальна стратегия – обратиться к специалисту, который подберет комплекс методов для разносторонней оценки ситуации и поиска эффективных способов решения проблемы.

Как преодолеть фрустрацию?

Побороть фрустрацию гораздо проще на первых этапах. Некоторые люди способны сделать это самостоятельно, с помощью самоанализа и самовнушения. Другим важна поддержка близкого человека, который готов помочь разобраться в причинах, принять их и помочь преодолеть преграды.

Если негативное состояние затянулось — может потребоваться помощь психотерапевта. Разные школы психологии предлагают свои методы.

Позитивная психотерапия направлена на переосмысление ситуации. Пациент получает одобрение специалиста, его поддержку. Приходит к пониманию того, что каждая личность имеет ценность, не зависимо от достижений и неудач.

Когнитивно-поведенческое направление ориентировано на выявление негативных мыслей и превращение их в конструктивные. Это позволяет человеку успешно адаптироваться к любым событиям и избежать состояния эмоциональной напряженности.

Эксперты экзистенциального направления называют потерю смысла жизни человеком «экзистенциальная фрустрация». Они помогают личности вновь обрести смысл, а также принять реальность. Способствуют устранению негативных последствий действия защитных механизмов психики индивидуума.

Практически каждый человек на своем жизненном пути встречает примеры фрустрации, как у себя, так и у окружающих. Самое главное – вовремя найти выход из этого состояния. К сожалению, полностью избежать неудач невозможно. Однако не стоит воспринимать их слишком близко к сердцу и погружаться в негативные эмоции, тогда фрустрация будет не страшна.

Видео по теме

Состояние неудовлетворенности, возникающее при несоответствии ожидаемого и действительного, то есть на пути к желанной цели возникает какое-либо непреодолимое препятствие, которое приводит к сильному переживанию.

Фрустрированный человек находит выход своим чувствам либо через агрессию, направленную на других, либо отчаивается и замыкается, винит себя.

Изучением явления занимались такие ученые, как Симонов, Маслоу, Фрейд, многие бихевиористы. Были даны определения потребностям и выявлены ожидания, связанные с ними. Потребности бывают биологическими, социальными, идеальными (духовными). Если человек не может удовлетворить какую-либо потребность, то у него возникает психическое напряжение, которое и приводит к фрустрации. Другими словами, фрустрация - это эмоциональный стресс.

Последствия

Фрустрация - это запускающий механизм для начала конфликта. направляется на другого человека или на объект (такие люди все крушат, ломают). Стойкий индивидуум, умеющий анализировать ситуацию и владеть собой, попытается использовать внешние условия и свои внутренние силы для нахождения оптимальных вариантов выхода из сложившейся ситуации. Напротив, человек, не умеющий владеть собой, в момент наступления фрустрационной ситуации становится импульсивным, теряет самоконтроль, злится, скандалит, оскорбляет, может применить физическую силу.

Иногда человек реагирует на создавшуюся ситуацию уходом. Агрессия не проявляется открыто, а компенсируется психологическими барьерами, такими, как сублимация (агрессия - спорт, секс - творчество); фантазия (мечты, мир грез); рационализация (интеллектуальное оправдание своего поведения). В каких-то случаях человек начинает регрессировать, т.е. трудную, недостижимую задачу заменяет более легкой. Фиксация происходит тогда, когда индивидуум зацикливается на недостигнутой цели, результатом чего станет полная парализация деятельности (не может думать ни о чем другом, ничего не может делать).

Основные фрустрационные причины

Межличностные отношения:

Отношения в семье (бытовые проблемы, деньги, дети).

Отношения на работе (несоответствие затраченного труда получаемому вознаграждению приводит к недовольству начальством, коллегами и т.д.).

- (возбуждение не находит выхода, разрядки).

Фрустрация - это травмирующая ситуация. Она вызывает определенное поведение:

Деструкция и агрессия;

Длительное возбуждение;

Фиксированное поведение (стереотипия);

Регрессия.

Фрустрация. Лечение

Фрустрация - это не болезнь, и вылечить ее нельзя. Для того чтобы разобраться в ситуации, которая повлекла за собой неудовлетворенность, разочарование, крах надежд, нужно обладать умением самоанализа. Психотерапевты советуют «прокрутить» ситуацию назад, как кинопленку, и попытаться представить себе все события другим образом, то есть нарисовать другую картину с положительным финалом. Это нужно для скорейшего выхода из состояния фрустрации.

В сексуальных отношениях фрустрация может привести к невротическим сна, истериям, половой дисфункции. Если вовремя не обратиться к психологу или психотерапевту, то возможны серьезные последствия, вплоть до импотенции у мужчин и половой холодности у женщин. В лучшем случае пары распадаются.

Для преодоления состояния фрустрации необходимо выработать в себе стойкость, умение анализировать ситуацию и принимать ее как очередной опыт, а не удар судьбы.