Как проводить открытый урок

Хотите, чтобы ученики бежали на ваши уроки и были готовы учить ваш предмет дни напролет?

Тогда стоит взять на вооружение замечательное высказывание Анатоля Франса: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом ".

Теперь давайте поговорим, как воплотить этот совет в жизнь.

Конечно, лучший способ - проводить нестандартные уроки. Но этот метод работает не всегда. Согласитесь, трудно абсолютно для каждой темы находить нестандартные способы объяснения и закрепления. Да и методика не рекомендует увлекаться нестандартными уроками.

Но есть несколько составляющих, которые помогут вам разнообразить любой урок.

1. Эффектное начало - залог успеха. Всегда начинайте урок необычно, интересно. Это тот самый момент, когда вы можете использовать нестандартные методы " на всю катушку". Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.

2. Обязательно планируйте урок, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так вы задействуете не только активистов, но и отстающих учеников, которые частенько на уроках просто зевают. Найдите дело для каждого!

3. Используйте технику! Поверьте, презентация, рассказывающая, например, биографию писателя или свойства железа, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.

4. Включайте игровые элементы. Всегда и в любом классе! Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру.

5. Ломайте стереотипы! Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция - опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Не следуйте шаблонам.

6. Подключайте учеников к объяснению новой темы. Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Пусть потрудятся! Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.

7. Ведите себя нестандартно! Привыкли объяснять тему, стоя у доски? Попробуйте почитать лекцию, устроившись на стуле перед классом. Если постоянно ходите в деловом костюме, попробуйте в следующий раз надеть яркий свитер.

Можно привести пример одного ярчайшего педагога, преподавателя литературы. Например, когда предстояла лекция по творчеству Маяковского, учитель пришел на урок в желтой кофте. К концу урока все ученики запомнили, что футуристы любили эпатаж. А на урок по биографии Гоголя этот учитель пришел в украинской сорочке. Эффект был потрясающий. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!

8. Держите в запасе несколько необычных, даже шокирующих вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться - самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание.

И напоследок - пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег. Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов - штука увлекательная.

Возможно ли стать идеальным учителем? Таким, которому больше нечего добавить к своей методике, чтобы сделать её ещё лучше? Наш ответ однозначен: нет, это невозможно. Потому что лучший педагог всегда будет стремиться учиться и развиваться до бесконечности, не пренебрегая опытом коллег, ведь, как известно, non est terminus - «Нет предела совершенству». Здесь мы расскажем о таком инструменте профессионального развития преподавателя, как открытые уроки.

В сознании учителей понятие «открытый урок» превратили в проверку знаний, некоторый элемент контроля. Поэтому воспринимается данный вид активности негативно, «к нам едет ревизор». После подобных уроков ожидается либо наказание, либо (крайне редко) - поощрение; к этим урокам готовятся, стараясь показать на них что-то особенное.

Но открытый урок должен представлять из себя обычное занятие, которое учителя каждый день проводят со своими учениками, просто на такой урок может прийти любой другой педагог, чтобы посмотреть, как работает коллега.

Никакой отдельной подготовки не требуется: нужно вести урок так же, как обычно, а гость (или гости) не будет потом ни наказывать, ни поощрять - он просто поделится своим впечатлением и даст педагогу возможность взглянуть на себя со стороны, получить ценные советы. После каждого урока гости проводят беседу, на которой рассказывают о своих впечатлениях, о том, что можно было бы добавить, чтобы сделать занятие ещё лучше, а от чего стоило бы отказаться.

Что необходимо для качественного и эффективного открытого урока

Желательно, чтобы на открытом уроке присутствовали два гостя. Большее количество людей будет негативно действовать на учеников, они станут вести себя не так, как обычно: замыкаться, бояться отвечать на вопросы, что может помешать естественному течению занятия. Но почему тогда не один человек? Потому что мнение двоих более объективно и взвешенно. Ведь после открытого урока должен состояться его разбор, на котором гости укажут педагогу, у которого они побывали, опорные точки для дальнейшего самосовершенствования.

Крайне важно проводить запись открытого урока (на веб-камеру, планшет, ноутбук или телефон - главное, чтобы на записи учителя было хорошо видно и слышно). Видео нужно для того, чтобы до разбора показать его педагогу, который провёл урок. Это даст ему возможность посмотреть на самого себя (о пользе подобного анализа мы уже говорили ), а обсуждение гостям открытого урока следует начинать с вопросов о том, что думает сам учитель о своём занятии: какие он увидел плюсы и минусы? Что ему хотелось бы изменить?

После каждого открытого урока проводится его разбор. Это должно произойти в течение недели, пока все впечатления ещё свежие. Сначала оба гостя должны обсудить данный урок между собой, сделав следующее резюме:

  • два плюса урока, которые необходимо сохранить,
  • два минуса, которые стоит исправить до следующего открытого урока,
  • оценка (по желанию). Можно ставить оценку за урок, руководствуясь, к примеру, 5-балльной шкалой, где 5 - недостижимый идеал, а 1 - абсолютно неподготовленный и скучный урок. Оценки помогают более тщательно отслеживать собственный прогресс.

На разборе не только гостям стоит высказывать своё мнение: очень важно, чтобы учитель подверг себя самоанализу. Поэтому большую часть разбора должен говорить он сам, а гости лишь должны своими вопросами направлять его в нужное русло. Намного лучше, если моменты к улучшению будут вынесены как будто самостоятельно: психологически проще следовать своим собственным рекомендациям, подкреплённым чужим мнением, чем просто выслушивать, что плохо, а что хорошо.

На что нужно обращать внимание во время открытого урока?

Тайминг. Укладывается ли преподаватель в выделенное время? Не затягивает ли подачу материала? Возможно, наоборот - даёт его быстрее. Почему это происходит? Из-за непроработанной программы или потому что сам учитель медлит или торопится?

Атмосфера. Какая обстановка на уроке? Хотят ли ученики беседовать с преподавателем, отвечать на его вопросы, или они замыкаются в себе, боятся высказаться? Держит ли учитель школьников в тонусе, или же атмосфера слишком расслаблена и ребята позволяют себе отвлекаться и разговаривать? Приятно ли находиться на таком уроке?

Знание материала и подготовка к уроку. Способен ли учитель ответить на каждый вопрос из класса? Рассказывает лишь то, что прописано в учебнике, или даёт материал шире и интереснее?

Рациональность. Насколько преподаватель логично и продуманно даёт материал? Насколько этот конкретный урок встроен во всю программу обучения (стоит об этом подробнее пообщаться на разборе), какое место занимает данный урок, что из него должны извлечь ученики?

Отдельно хотелось бы отметить следующие нюансы: гостями на уроке могут быть любые коллеги учителя. Почему бы на урок математики не прийти историку и химику? Возможно, они не смогут заметить, если педагог не так хорошо подготовил материал, но атмосферу, отношения с учениками, тайминг и прочее у них оценить точно получится. От урока к уроку гости могут меняться, одна из целей этой активности - чтобы учителя делились опытом, смотрели друг на друга.

Наблюдая, анализируя и обсуждая, можно за короткое время очень сильно поднять уровень преподавания.

Педагогу стоит представить ученикам гостей (если, конечно, ученики ещё не знакомы с этими преподавателями), объяснить, что это просто такая добрая традиция - ходить в гости, вот и в школе мы теперь так будем поступать, постараться сделать так, чтобы ученики не стали замыкаться в присутствии других людей.

В компании MAXIMUM каждый учитель должен провести за год пять открытых уроков. Педагоги любят ходить друг к другу в гости и признаются, что такие занятия помогают «держать себя в форме». Это подтверждают и оценки, которые ученики ставят своим преподавателям во время регулярных опросов. Опросы учеников, кстати, тоже очень полезный элемент мотивации в работе над собой. Но это уже тема для отдельной статьи.

В оформлении статьи использована фотография пользователя

Удачный оргмомент концентрирует внимание на учителе, потом на предмете, на теме и задачах урока. Сколько бы мы ни говорили об объективизации процесса обучения (а любая педагогическая образовательная технология нацеливает на то, что процесс обучения является не столько искусством, сколько ремеслом, доступном каждому после соответствующей тренировки), дети воспринимают учебный материал через преподавателя, опосредованно, и в том объеме и под тем углом зрения, которым педагог владеет.

Все многообразие возможных сценариев поведения и слов учителя в начале урока можно свести к двум условно выделенным группам: организация сосредоточенности учащихся на уровне произвольного и непроизвольного интереса. Психологи говорят о произвольном внимании, когда человек осознает важность события, необходимость конкретного действия, самостоятельно формирует сценарий своего поведения, оно формируется и самостоятельно и через внешние указания: читаем стр.34, выполняем упражнение 35, смотрим на картинку, что изображено?... Непроизвольное возникает спонтанно, когда решается трудная, но посильная задача, учитель делится жизненным опытом, яркое, эмоциональное описание событий в рассказе, выход на непосредственно знакомые ученику предметы или события, касающиеся его жизни…

Организационный момент занятия на основе произвольного внимания можно опосредовать фразами: «Так, народ, все сели, замолчали, слушаем новую тему»; «все садимся, мои хорошие»; «так, садимся, показываем домашнее задание» (пройтись по классу, посмотреть); «садитесь, начинаем слушать и записывать»;» садимся, начинаем занятие»… если педагог ориентируется, прежде всего, на осознанное и ответственное отношение к учебе. В высокомотивированном классе этого достаточно, но не всегда…

Способов провести оргмомент результативно на основе непроизвольного интереса – множество. Но условия возникновения непроизвольного внимания преподаватель должен умело «смастерить».

Проверенный временем советский способ – громко хлопнуть журналом об стол, и командирским голосом что-либо приказать «Встали!», «Закрыли рты!», «Хватит болтать!», «Приготовились к уроку!». На самом деле хватит любой из этих фраз, произнесенных с соответствующим настроем. Но партнерские отношения на уроке в таком случае исключены. Другой способ, диктаторский, но весьма успешный: зайдя в класс, с ходу (от двери) очень громким «жёстким» голосом, с середины предложения объявлять тему урока. У детей мгновенный паралич – урок уже начался, а они не готовы… все быстро по местам и сосредоточились на том, что говорит учитель. А он повторяет сказанное еще раз – уже спокойно, ставит цели занятия, дальше – повторение пройденного материала. Способ затратный, требующих больших усилий и времени, зато окупается сторицей: урок начинаем со стихотворения (можно по теме, но подойдут и просто красивые звучны стихи). Педагог читает текст с выражением, детям знакома такая форма работы, они знают, как тяжело иногда учить стихи. Вы достигаете как минимум трех результатов: первичное внимание собрано на вас, удивленно-уважительная заинтересованность свидетельствует, что авторитет ваш (здесь и сейчас) усилился, и учащихся легче вовлечь в творческую внеклассную работу (участие в спектакле, экскурсии, конкурсе газет, подготовка школьного праздника). Четвертый по списку способ больше подходит для предметников-гуманитариев (или классных руководителей): начать урок с эмоционально насыщенного описания какого-либо случая, сценки из жизни. Ученики, вникая постепенно, настороженно слушают и недоумевают: вроде история, а нам про поездку в поезде… Возникает чувство противоречия –«должна быть история. Пусть будет!» Внимание собрано, цель достигнута. Можно переводить рассказ на тему урока. Если начинать урок с оглашения оценок за предыдущую контрольную работу, с «разбора полетов», то не рассчитывайте на произвольное внимание у детей: секундный интерес – как у меня? – сменяется рассредоточением и непроизвольным переключением на что-либо более приятное: плюнуть в соседа жеваной бумажкой из трубочки – продолжить жить переменкой.

Детская психика такова, что неосознаваемая увлеченность (даже у старшеклассников) дает большую результативность, чем произвольная, осознаваемая сосредоточенность под лозунгами «я должен», «мне надо». Если преподаватель умеет переключать внимание школьников с произвольного на непроизвольное и обратно, его урок всегда будет достигать поставленных целей.

В статье названы самые распространенные приемы организации первичного внимания для старшеклассников. Младшая и средняя школа охотнее «покупаются» на обычны слова «давайте начнем наш урок с …» (проверки д/з, письменного опроса, доклада, презентации…) Здесь подкупают ребят слова и интонация объединения с учителем «наш урок, наша тема, наша контрольная работа». А есть педагоги-артисты, которые голосом волшебника спрашивают: «А вы знаете, какую тему мы будем изучать сегодня? Нет? О, она очень интересная и важная…»

Методы построения оргмомента лучше менять, не повторяя их часто в одном и том же классе. Опытный педагог «чувствует» класс в начале урока практически сразу, но и заготовки никогда не повредят. А удачное начало урока – уже половина успеха.

Большой опыт преподавательской деятельности "у станка"позволяет сформулировать еще одну педагогическую заповедь в отношениях с учениками: "было и прошло", "кто старое помянет..." Помните, что каждый день, каждый урок - это новая страница в жизни вашей и учеников. Память на злые выходки, неадекватное поведение, сознательное нарушение учебной дисциплины - играет злую шутку, настраивая учителя на продолжение конфликта (на уровне взгляда, жеста идет негативная информация от вас к ученику и возвращается сторицей). Зная об основных , можно (и нужно) корректировать свое и ученическое поведение, не допуская затягивания психологически травмирующей ситуации.

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки?

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

    Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.

    Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.

    Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно - с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.

    Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем - до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

    Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.

    Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше - в игровой форме).

    Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.

    Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.

    Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.

    Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!

    Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий, и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.

    Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

В центре внимания – личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

    Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.

    Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат - дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.

    Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, - это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию - основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Инструкция

Поставьте триединую задачу (цель) урока. Для этого просмотрите учебную программу, перечитайте объяснительную записку, изучите требования стандарта по данной теме. Сформулируйте цель и запишите в плане таким образом, чтобы она была понятна ученикам.Образовательная составляющая триединой цели должна вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная - формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.Развивающая - при обучении развивать у учащихся интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Все элементы урока должны способствовать достижения этой цели.

Разбейте урок на основные компоненты.Организационный - организация в течение всего урока, готовность учащихся к , порядок и дисциплина.Целевой - постановка целей учения как на весь урок, так и на его отдельные этапы.Мотивационный - значимости изучаемого материала как в данном курсе, так и во всем курсе.Коммуникативный - уровень общения учителя с .Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, проверки знаний.Технологический - выброр форм, методов и приемов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока.Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности учеников.Аналитический - подведение итогов урока, анализ результатов.

Напишите поурочный план. При этом учтите его примерное содержание:
- Тема урока, его цели и задачи, тип, структура урока, методы и приемы обучения, средства наглядности.
- Повторение в начале урока понятий, законов, проверка домашнего задания, формы контроля знаний.
- Усвоение нового материала: законов, понятий, решение проблемных вопросов.
- Формирование у учащихся конкретных умений и навыков, подбор видов устных и письменных работ.
- Разбор домашнего задания.При составлении конспекта учтите особенности класса: уровень подготовленности, темп работы, отношение к предмету, общую дисциплину, тип нервной системы, эмоциональность.

Подготовьтесь к уроку непосредственно перед звонком. Для этого мысленно воспроизведите основные этапы урока, оформите необходимый материал на доске, продумайте использование технических средств обучения. Определите, каких учащихся будете опрашивать. Эта работа позволит вам сэкономить время на уроке, сделать его более интенсивным и четким.

Для проведения хорошего урока выполните следующие немаловажные условия. Хорошо выучите материал урока. Если есть трудности, разберитесь с ними до начала урока. До мелочей продумайте , правильно подберите разнообразные методы обучения. Старайтесь материал излагать занимательно. Используйте нетрадиционные уроки: путешествия, расследования. Следите за своей речью: она должна быть эмоциональной, богатой интонациями. Ваша мимика должна быть выразительной, а жестикуляция образной.Темп урока должен быть интенсивным, но посильным для ученика. Если ученики не успевают следить за изложением материала, измените темп. Задания четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

Есть условия, которые затрудняют проведение хорошего урока и препятствуют достижению результатов. Неуверенность в своих знаниях и безразличное отношение ко всему происходящему на уроке приведут к потере внимания и ослабят дисциплину. Однообразные методы обучения и неумение с ними работать скажутся на результате урока. Плохо воспринимается материал, если учитель излагает его сухо и монотонно. Никогда не отходите от темы урока, не увлекайтесь посторонними , не связанными с задачами урока.Не оскорбляйте учеников. Не перебивайте, дайте договорить во время ответа. Поддерживайте их инициативу, одобряйте активность.