Кто и когда впервые совершил ночной воздушный таран. Первый ночной воздушный таран

Ровно 75 лет назад, в ночь на 7 августа 1941 года, младший лейтенант Виктор Талалихин одним из первых в советской авиации совершил ночной таран вражеского бомбардировщика. Воздушная битва за Москву только начиналась.

Зловещий самолет

В эту ночь заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО Виктор Талалихин получил приказ перехватить противника, который шел на Москву. На высоте 4800 метров младший лейтенант настиг вражеский самолет, молниеносно зашел к нему в хвост и начал по нему стрелять.

Однако сбить дальний бомбардировщик "Хейнкель-111" было непросто. Из пяти членов экипажа трое боролись с истребителями. Подфюзеляжный, задний и боковой стрелки в полете постоянно держали в поле зрения свой сектор обстрела и в случае появления цели открывали по ней яростный огонь.

Зловещий силуэт "Хейнкеля-111" был хорошо знаком жителям Польши, Дании, Норвегии, Франции, Великобритании. Этот бомбардировщик считался одним из основных в люфтваффе и принимал активное участие во всех военных кампаниях Третьего рейха в Европе. Он принял активное участие и в нападении на СССР с самых первых минут.

Лишить СССР Москвы

В 1941 году немцы попытались разбомбить Москву. Они преследовали две стратегические задачи: во-первых, лишить Советский Союз крупнейшего железнодорожного и транспортного узла, а также центра управления войсками и страной. Во-вторых, они надеялись помочь своим наземным войскам сломить сопротивление защитников Москвы.

Эта задача была возложена Гитлером на командующего 2-м воздушным флотом Германии фельдмаршала Альберта Кессельринга. Это оперативное соединение численностью в 1600 самолетов поддерживало наступление группы армий "Центр", чьей главной целью, согласно плану "Барбаросса", была советская столица.

У экипажей бомбардировщиков был обширный боевой опыт ударов по крупным городам, в том числе в ночное время.

Неприятные сюрпризы для люфтваффе

Оружие победителей: особые, секретные, универсальные "Катюши" Первый залп знаменитые "Катюши" сделали 75 лет назад, а потом все годы Великой Отечественной эти реактивные установки были палочкой-выручалочкой для пехоты и танкистов. Историю разработки и применения "Катюш" напоминает Сергей Варшавчик.

Фюрер потребовал от летчиков "нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата". Сильного сопротивления не предвиделось, а потому военное и политическое руководство Германии было уверено в своем скором параде на Красной площади.

В ночь на 22 июля 1941 года состоялся первый налет на Москву. Немцы обнаружили, что у русских много зенитных орудий, аэростатов заграждения, которые установлены куда выше, чем обычно, и немало истребительной авиации ПВО, активно действовавшей и ночью.

Понеся ощутимые потери, пилоты люфтваффе стали подниматься на новую высоту. Активно участвовали в массированных налетах и "Хейнкели-111".

Трофеи 177-го истребительного полка

Командование ВВС Германии не вынесло урока из воздушной битвы за Британию в 1940 году, в которой немцы лишились двух с половиной тысяч самолетов. Из них почти 400 "хейнкелей-111". Как азартный игрок, в сражениях над Москвой нацисты ставили на свою удачу, игнорируя боевой потенциал противника.

Между тем истребительный полк ПВО под командованием майора Михаила Королева, в котором служил Талалихин, открыл боевой счет вражеским потерям 26 июля 1941 года.

В этот день заместитель командира полка капитан Иван Самсонов сбил немецкий бомбардировщик. Вскоре у этой воинской части появились и другие "трофеи".

Молодой, но опытный летчик

"Непробиваемый" "Хейнкель-111", с которым встретился в ночном бою Талалихин, не успел сбросить бомбы на цель и стал уходить. Один из его моторов загорелся. Советский летчик продолжал стрелять, но вскоре авиапулеметы замолчали. Он понял, что патроны кончились.

Тогда младший лейтенант принял решение таранить вражеский самолет. В свои почти 23 года Виктор имел невысокое звание, но к началу Великой Отечественной войны он был уже опытным пилотом. За его плечами была советско-финская война 1939/40 годов и орден Красной Звезды за четыре сбитых финских самолета.

Там молодой пилот воевал на морально устаревшем биплане И-153, прозванном "Чайкой". Однако в первом же бою одержал воздушную победу. Другой вражеский самолет был сбит им, когда Талалихин прикрывал своего командира Михаила Королева.

Не дать гадам уйти

В молниеносной схватке в ночном московском небе, когда советский летчик направил свой самолет на таран, его руку внезапно обожгло. Один из вражеских стрелков ранил его.

Позднее Талалихин рассказывал, что "принял решение жертвовать собой, но не упустить гада". Он дал полный газ и своим самолетом врезался в хвост противника. "Хейнкель-111" загорелся и беспорядочно начал падать вниз.

Поврежденный истребитель И-16 после страшного удара потерял управление, и Талалихин покинул его на парашюте. Он приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться местные жители. Весь немецкий экипаж погиб. На следующий день Виктор Васильевич Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Адская ПВО

Потеряв за короткое время 172 самолета "Хейнкель-111" (не считая значительного числа бомбардировщиков других типов), к десятым числам августа 1941 года германская авиация отказалась от тактики налета большими группами с одного или двух направлений.

Теперь пилоты люфтваффе старались "просочиться" в Москву с разных сторон и часто нападали на цель, заходя по очереди, один за другим. Им приходилось напрягать все свои силы и умение в борьбе с адской для нацистов противовоздушной обороной столицы СССР.

Апогея воздушная борьба достигла осенью 1941 года, когда на подступах к Москве развернулась грандиозная наземная битва. Немцы перебазировали свои аэродромы поближе к городу и смогли увеличить интенсивность боевых вылетов, перемежая ночные налеты с дневными.

Гибель в бою

В ожесточенных схватках поредели ряды 177-го истребительного авиационного полка. 27 октября 1941 года в воздушном бою погиб Виктор Талалихин, а 8 декабря не стало Ивана Самсонова.

Однако и немцы несли ощутимые потери, прорываясь сквозь стену зенитного огня и отбиваясь от советских истребителей. За период с 26 июля 1941 года по 10 марта 1942 года к городу прорвалось 4% вражеских самолетов. За этот период средствами ПВО Москвы было уничтожено свыше тысячи самолетов противника.

Те из экипажей немецких бомбардировщиков, кому удавалось сбросить бомбы, делали это хаотично, торопясь поскорее освободиться от груза и уйти из зоны обстрелы.

Провал воздушного блицкрига

Британский журналист Александр Верт, который находился в СССР с начала Великой Отечественной войны, писал, что в Москве шрапнель зенитных снарядов барабанила по улицам, точно град. Десятки прожекторов освещали небо. В Лондоне ему не приходилось ни видеть, ни слышать ничего подобного.

От зенитчиков не отставали и летчики, причем не только истребители. Например, командир эскадрильи 65-го штурмового авиационного полка лейтенант Георгий Невкипелый за свои 29 боевых вылета сжег не только шесть вражеских самолетов, но и несколько танков, и более сотни автомашин с пехотой.

Он пал смертью храбрых 15 декабря 1941 года и посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Мощность противовоздушной обороны столицы Советского Союза оказалась в целом непреодолимой для люфтваффе. Воздушный блицкриг, на который рассчитывали летчики Геринга, провалился.

Имя лётчика Виктора Талалихина носят улицы в Москве, Подольске и 16 городах России и ближнего зарубежья.

Так чем же прославился этот человек?

Нажмите для увеличения

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Саратовской губернии. Отец и мать Виктора были крестьянами, кроме него, в семье было ещё два старших сына.

Позже семья перебралась в город Вольск, где отец работал на заводе, а Виктор окончил школу-семилетку. В 1933 году Талалихины перебрались в Москву, и Виктор совмещал учёбу в фабрично-заводском училище с работой на мясокомбинате.

Как и многие мальчишки довоенного и первого послевоенного поколения, Виктор Талалихин мечтал стать лётчиком.

Первые шаги к исполнению мечты он сделал в аэроклубе. Спустя два десятилетия так же — через ремесленное училище и аэроклуб — .

Инструктор в аэроклубе обнаружил у Виктора настоящий талант лётчика, но заметил, что для повышения мастерства парню нужна холодная голова. Это качество Талалихин обретёт уже в своей военной карьере.

Оба старших брата Виктора уже служили в авиации, что только подхлёстывало его желание пойти той же дорогой.

Боевое крещение

В 1937 году Виктор Талалихин был призван в армию и по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебское авиационное училище, которое в 1938 году успешно окончил. Младшего лейтенанта Талалихина отправили для прохождения дальнейшей службы в 27-й истребительный авиационный полк.

И в авиашколе, и в полку отмечали, что Виктор отлично владеет техникой пилотирования, принимает логичные и трезвые решения в сложных ситуациях, сочетая это со смелостью и решительностью.

Боевое крещение Виктор Талалихин принял на советско-финской войне 1939-1940 годов. Молодой лётчик на самолёте И-153 уже в первом воздушном бою уничтожил вражеский самолёт.

Всего за финскую кампанию Талалихин сбил 4 самолёта противника. Один из них был сбит в тот момент, когда пилот прикрывал своего командира Михаила Королёва .

За подвиги в советско-финской войне младший лейтенант Талалихин был награждён орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года лётчик Талалихин окончил курсы командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк, которым командовал его фронтовой товарищ по финской кампании Михаил Королёв.

Страшное лето 1941-го

Первые месяцы Великой Отечественной войны были по-настоящему трагическими для нашей армии. Авиации приходилось труднее всего — противник превосходил и в технике, и в мастерстве. Массированный удар по аэродромам в первые часы войны привёл к огромным потерям в ВВС Красной Армии.

Люфтваффе господствовало в воздухе, однако даже немецкие асы признавали беспримерное мужество советских лётчиков. Когда не было других возможностей остановить врага, пилоты бесстрашно шли на таран. Только за первый день войны было совершено 19 воздушных таранов, а всего во время Великой Отечественной войны советские лётчики таранили противника более 600 раз. Самое большое количество таранов пришлось на первые, тяжелейшие месяцы войны.

Для лётчика таран в большинстве случаев означал гибель, и потому для использования подобного приёма нужна была невероятная отвага.

С началом войны 177-й истребительный полк, в котором служил Виктор Талалихин, был переброшен под Москву. Лётчикам полка было поставлена задача оборонять небо столицы на юго-западном направлении.

Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости

Система противоздушной обороны столицы оказалась самой эффективной во Второй мировой войне. Хвалёным асам Геринга не удалось нанести Москве тяжёлый урон. Огромная заслуга в этом принадлежит лётчикам-истребителям.

Враг рвался к столице. 177-й полк принял первый воздушный бой уже 25 июля. С каждым днём натиск врага становился сильнее, вылетов было всё больше.

Ночная схватка

Бой, прославивший имя Виктор Талалихина, произошёл в ночь на 7 августа 1941 года. Лётчик получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. На высоте 4500 метров И-16 Талалихина сел на хвост немецкому «Хенкелю-111». Гитлеровский ас маневрировал искусно, однако советскому истребителю удалось поджечь один из моторов самолёта противника. Тем не менее немец уходил от погони. Талалихин зашёл в новую атаку, но обнаружилось, что боеприпасы кончились.

Тогда лётчик принял решение таранить «Хенкель». Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу!

Пока И-16 подбирался к хвосту «Хенкеля», немецкий бортстрелок сумел ранить Виктора в руку. Тем не менее советский лётчик настиг противника и нанёс удар. Повреждённый И-16 отбросило в сторону, и Виктор Талалихин сумел воспользоваться парашютом.

Лётчик приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться жители близлежащей деревни.

Немецкий самолёт рухнул на землю, весь его экипаж погиб.

Новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась в мгновение ока. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из первых в истории мировой авиации.

Самый первый ночной таран совершил 28 октября 1937 года в небе над Барселоной советский лётчик Евгений Степанов , сбивший таким образом итальянский бомбардировщик SM-81. Степанов под псевдонимом Эву Хеньо добровольцем сражался на фронтах Гражданской войны в Испании, помогая республиканцам бороться с франкистами, которых поддерживали Гитлер и Муссолини .

Нажмите для увеличения

Интересно, что, несмотря на статистику, сулящую лётчикам верную гибель при таране, Степанов, как и Талалихин, остался жив.

Невысокий паренёк с задатками актёра

Ночной таран Виктора Талалихина на фоне тяжёлых боев на фронте был тем подвигом, который вдохновлял тех, кто уже было пал духом.

На следующий день рассказ лётчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио.

8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Только родные, друзья и однополчане знали, что этот бесстрашный герой в обычной жизни был весёлым и добродушным человеком. Виктор не был лишён актёрских способностей, ещё в школе играл в драмкружке. При этом и дома, и в школе, и в аэроклубе, и в училище, и в полку носил лейтенант Талалихин отнюдь не грозное прозвище «Малыш».

Проистекало оно из роста Виктора, который был равен всего 155 см. Из-за этого роста на него в своё время скептически смотрели в аэроклубе, а потом в авиаучилище, сомневаясь, что столь невысокий паренёк сможет овладеть серьёзной техникой. Но пословица «мал, да удал» была как раз про Талалихина. Он доказывал свои способности делом.

Нажмите для увеличения

Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, лётчик-герой занимался агитацией — выступал на митингах, встречался с молодёжью и рабочими.

2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Последний бой героя

Спустя две недели Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года.

Всего 23 года, а сколько уже за плечами… Но лётчик Талалихин не был бы самим собой, если бы, увенчанный регалиями, отсиживался бы за чужими спинами в разгар тяжёлых боёв.

И лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь и вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице. К концу октября 1941 года он сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы.

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости

27 октября 1941 года комэск Талалихин во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109. Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в голову Виктору.

Машина потеряла управление и через некоторое время упала.

Останки Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром, с которого лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске и Москве.

Автор первого ночного тарана в воздушном бою над Москвой 7 августа 1941 года Виктор Васильевич Талалихин в начале своей трудовой биографии вряд ли представлял себя военным летчиком, хотя на них выучились его старшие братья.

В 1933 году, 15 лет отроду, он нанялся рабочим на Московский мясокомбинат, которому вскоре присвоили имя его прародителя – тогдашнего наркома пищевой промышленности СССР Анастаса Ивановича Микояна. Предприятие, куда приняли будущего пилота Героя Советского Союза, стало на долгие годы главным поставщиком Кремля разных вареных и копченых колбас, ветчины, паштетов, других мясных деликатесов.

Витя Талалихин, работая по началу шпигорезом, одновременно был взят в школу ФЗУ (фабрично-заводского обучения) комбината, где получил более высокую квалификацию обвальщика. Трудная, не для всех, профессия: по нормам того времени каждому работнику требовалось за одну смену разделать не менее шести туш животного, полностью отделив их мясо от костей и сухожилий.

В Советском Союзе устроиться на мясокомбинат означало реально помочь не только семье, но и родне. На каждом таком предприятии руководители давали работникам возможность ежедневно бесплатно или по бросовым ценам получить мясные кости (они шли на супы), колбасные обрезки (не магазинные, мусорные, а заводские, качественные – они в голодные годы были лакомством ни для одного поколения москвичей) и другие т.н. "отходы производства". На мясокомбинате, где работал будущий летчик-герой, раз в две недели полагались мясные пайки, продукты из которых сотрудникам продавали со скидкой в 75 процентов. В мясной набор входили: до 1,5 кг мяса на кости, 1,5 кг ливера (это - печень, почки, сердце, легкие, диафрагма, трахея в их естественном соединении), а также полкило вареной колбасы.

Мясником будущий прославленный летчик проработал больше трех лет. Но был призван в РККА и одновременно поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Краткая биографическая справка

Талалихин Виктор Васильевич родился 18 октбяря 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. В малолетнем возрасте вместе с семьей переехал в Москву. С 1933 по 1937 год работал на Московском мясокомбинате. В 1938 году закончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов в Воронежской области и получил звание младшего лейтенанта. Участник советско-финской войны, за время которой на биплане И-153 совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 вражеских самолета. Награжден орденом Красной Звезды. Накануне Великой Отечественной войны прошел курсы переподготовки. Назначен замкомандира эскадрильи 177 авиаполка, который вошел в состав ПВО Москвы. В ночь на 07 августа 1941 года на истребителе И-16 первым из защитников неба столицы провел успешный таран тяжелого немецкого бомбардировщика Не-111. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Он также был назначен командиром эскадрильи. Погиб в бою над Подольском Московской области 27 октября 1941. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

30 ноября 1939 года началась война между СССР и Финляндией, на которой Виктор Талалихин получил боевой опыт, которого не было у многих его коллег по ПВО в небе над Москвой в 1941 году.

На финской войне однополчанам скромный улыбчивый парень из Москвы запомнился тем, что в первом же бою сбил самолет противника. Другой памятной вехой тех боев стало спасение Талалихиным своего командира Михаила Королева. Он умело отсек от его борта, и так изрядно помятого зенитками врага, а потом и уничтожил немецкий FW-190 ("Фоккер").

Но, конечно же, главным поступком боевой биографии летчика стал первый в истории ночной таран, совершенный им в небе над столицей в ночь на 7 августа 1941 года.

После финской войны Виктор Талалихин жил в Клину, в окрестностях которого базировалась его эскадрилья. После первого налета германской авиации на Москву 21 июля 1941 года, одно из главных заданий летчика – так называемая "свободная охота". Обычно она осуществлялась в паре с другим истребителем сразу же после сообщений с дальних подступах о приближении вражеских "бомбардиров".

Советские пилоты отслеживали свою цель, отсекали ее от группы и уничтожали. Жизнь в любой авиачасти во время большой войны, в сущности, одинакова, и каждый ее день мало отличается от другого. Отдых, еда, боевой вылет, отдых, проверка технического обслуживания своего борта, вновь вылет на войну.

Нормы питания в РККА во время Великой Отечественной войны регламентировались Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП (б) за № 1357- 551сс от 15.05.41. и Приказом НКО за № 208 от 24.05.41. Очень приличные нормативы, открывающие возможности сытой жизни и рядового состава, и офицеров. С вторжением гитлеровцев на территорию СССР, продовольственный запас резко сократился. Из западных регионов не удалось эвакуировать почти 70% военного НЗ. Нормы питания в РККА пришлось срезать, однако ВВС оставались в привилегированном положении.

Летом – в начале осени 1941 года летчики авиачастей ПВО, оборонявших небо Москвы, в одной из которых и служил Виктор Талалихин, получали в сутки обязательное трехразовое горячее питание.

Как кормили летчиков

  • по 400 граммов ржаного и пшеничного хлеба
  • 390 граммов мяса
  • 190 граммов круп и макарон

  • В суточный рацион экипажей были также включены:
  • полкило картофеля
  • 385 граммов других овощей
  • 80 граммов сахара
  • 200 граммов свежего и 20 граммов сгущенного молока
  • По 20 граммов творога и сыра
  • 90 граммов сливочного масла
  • 5 граммов растительного масла
  • 10 граммов сметаны
  • половина куриного яйца

  • К тому же, в каждый борт на случай непредвиденной ситуации полагалось положить по 3 банки сгущенного молока и 3 банки мясных консервов, 800 граммов галет, 400 граммов шоколада или 800 граммов печенья, 400 граммов сахара на одного члена экипажа.

    Хроника 7 августа

    Из сводок Совинформбюро, подписанных его руководителем и одновременно главным партийным городничим Москвы А. Щербаковым:

    "18-я армия группы армий "Север" прорвала фронт обороны 8-й армии и 7 августа вышла на побережье Финского залива в районе Кунда, перерезав железную и шоссейную дорогу Ленинград - Таллин. Советские войска, сражавшиеся в Эстонии, оказались рассеченными на две части".

    "26-я армия Юго-Западного фронта нанесла контрудар в направлении на Богуслав и на следующий день освободила город, создав угрозу тылу 1-й танковой группы противника".

    "В течение 7 августа наши войска продолжали вести упорные бои с противником на Кексгольмском, Холмском, Смоленском и Белоцерковском направлениях".

    Совинформбюро в тот же день оценила потери Германии с начала войны: 6 тысяч танков, 7 тысяч орудий, 6 тысяч самолетов.

    Потери РККА в сообщении: 5 тысяч танков. 7 тысяч орудий, 4 тысячи самолетов.

    7 августа 1941 года – четверг, седьмая неделя войны СССР с Германией. В этот же день Мосгорисполком принял два решения. Первое за № 30/15 "Об организации пунктов помощи погорельцам". В документе, в частности, предписывалось председателям райсоветов в суточный срок организовать районные пункты помощи погорельцам и разрешить использование под эти цели помещений эвакопунктов.

    Второе решение за № 30/16 озаглавлено "О плане капитального ремонта жилого фонда Московского совета на 1941 г. и на 2-е полугодие". В документе, в частности, говорится: "Во изменение решения Мосгорисполкома от 24.02.41 № 8/1 утвердить суммы финансирования капремонта жилых домов Моссовета на 2-е полугодие и на 1941 год в целом, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ, противопожарных мероприятий, спецработ".

    Из других событий дня в столице. На магистралях Московского железнодорожного узла приступили к практике учащиеся Московского железнодорожного училища № 4. После 8 месяцев обучения они стали трудиться кочегарами паровозов. В тот же день на торфоразработки отправились женские бригады города, а в ЦПКО им. Горького и Сокольническом парке Государственная библиотека СССР имени Ленина открыла свои летние филиалы.

    И еще 7 августа 1941 года – очередной день массового сбора металлолома. Приносят даже негодные к употреблению самовары, примусы, утюги.

    В этот день был 16-й по и один из последних крупных налетов гитлеровской авиации на Москву.

    Сам Виктор Талалихин так рассказал военным журналистам обстоятельства своего ночного тарана (цитата по их записи):

    "Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "Хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно. Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы. Оставалось одно – таранить. Если я погибну, так один, – подумал я, – а фашистов в бомбардировщике четверо. Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета. В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".

    Ни прибавить – не убавить. Прыгнув из обреченной машины, Виктор Талалихин около 800 метров летел, не раскрывая парашюта – страховался от пуль немецких самолетов. Приводнился на озерцо близ Подольска. И благополучно добрался до аэродрома базирования своей эскадрильи.

    К тому времени свидетели боя с советской стороны зафиксировали таран. Командованию принесли и расшифровки радиоперехватов переговоров летчиков люфтваффе, в которых сообщалось о "сумасшедшем русском пилоте", уничтожившим своей машиной тяжелый немецкий бомбардировщик.

    Парадигма истории непредсказуема. Но всегда объяснима. Именно 7 августа 1941 года дальняя авиация ВВС РККА в первый раз бомбила Берлин, приведя в ярость все нацистское руководство. 9 августа советские газеты напечатали Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении летчику Виктору Талалихину звания Героя Советского Союза, вручении ему медали "Золота звезда" и Ордена Ленина.

    Отважный пилот погиб через два месяца и 20 дней после своего подвига, сбитый в небе там же, над Подольском. В воздушном бою получил тяжелое пулеметное ранение в голову. И управлять своим истребителем или выброситься из него с парашютом уже просто не смог.

    Кто еще совершал тараны

    Прославленный русский воздухоплаватель, создатель классики высшего пилотажа, среди которой знаменитая "петля Нестерова", Петр Николаевич Нестеров совершил самый первый в мире таран 26 августа (8 сентября) 1914 года в небе над небольшим городком Жолкиев Львовской губернии. Шла Первая мировая война. Россия воевала с германцем. На недосягаемой для орудий с земли высоте шел тяжелый австрийский аэроплан "Альбатрос". Не раздумывая, Петр Нестеров поднял в воздух свой "Моран". А поскольку никакого оружия (как, впрочем, и парашютов) на борту не было, он просто протаранил и уничтожил самолет противника. Но погиб и сам.

    "Сознательно презрев личную опасность, преднамеренно поднялся, настиг и ударил неприятельский аэроплан собственной машиной, и погиб, разбившись о землю", – говорилось в посмертном представлении к награде штабс-капитана Нестерова, легенды русской авиации. А, в сущности, таран – техника воздушного боя, не так уж редко применяемая в различных войнах различных времен.

    Известно, по крайней мере, 7 видов таранов. Это удар шасси своего борта по крылу самолета противника, удар пропеллером по хвостовому оперению цели, удар крылом по машине врага, удар всем фюзеляжем. Другие виды таранов носят имена их "авторов" – летчиков Ибрагима Бикмухаметова, Валентина Куляпина, Серафима Субботина. При этом, последние два пилота "изобрели" свои тараны уже в эпоху реактивных самолетов, преимущественно во время участия советских ВВС в войне на Корейском полуострове.

    В любом случае таран – последняя надежда на уничтожение противника в воздушном бою, когда все остальные резервы исчерпаны. Вот, и в годы Великой Отечественной войны "сталинские соколы" шли на таран, преимущественно, по крайности: или отказывало оружие и техника или заканчивались боеприпасы.

    Тараны и другие подвиги первого дня битвы с гитлеровцами не слишком афишируется, потому как неразбериха и практическое незнание подробностей 22 июня 1941 года стали "проклятьем" военной истории, и нынче только в общих чертах известно, на какое геройство шли воины РККА. В документах, в частности, можно найти, что только 22.06.41. зафиксировано 7 таранов. Их совершили старшие лейтенанты И. И. Иванов и А. И. Мокляк, лейтенанты Л. Г. Бутелин, Е. М. Панфилов и П. С. Рябцев, старший политрук А. С. Данилов и младший лейтенант Д. В. Кокорев. Не все остались живы, но самолеты захватчиков уничтожили.

    Впрочем, в истории войны были и те, кто шел на таран неоднократно. И выжил. И это, прежде всего, военный летчик Борис Ковзан. Он 4 раза и всякий – без последствий для себя уничтожал вражеские самолеты тараном. Умер своей смертью в Минске в 1985 году в чине полковника авиации в запасе. И все-таки, больше всего таранов за Великую Отечественную войну – "огненных". Их совершили из последних сил 237 летчиков ВВС РККА на своих подбитых и горящих машинах, направляя их в скопление вражеских войск, техники, на железнодорожные станции, мосты и другие стратегически важные объекты. Среди таких героев наиболее известны Николай Францевич Гастелло и Александр Прокофьевич Грибовский.

    А прах "автора" первого ночного тарана в воздушном бою над Москвой Виктора Васильевича Талалихина покоится на главном кладбище страны – Новодевичьем. В его честь названы улицы в столице, Борисоглебске, Волгограде, Челябинске и других городах. В Подольске, в окрестностях которого погиб отважный пилот, ему установлен памятник.

    Евгений Кузнецов

    Известный факт, первые авиаторы не воевали в небе, а приветствовали друг-друга.
    В 1911 году и французы и русские одновременно оборудовали самолеты пулеметами и понеслась эра воздушных боев. При отсутствии патронов пилоты применяли таран.

    Таран — приём авиационного боя, предназначенный для вывода из строя самолета противника, наземной цели или зазевавшегося пешехода.
    Впервые был применен Пётром Нестеровым 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

    Существуют несколько видов таранов: удар шасси по крылу, удар пропеллером по хвостовому оперению, удар крылом, удар фюзеляжем, удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова)
    Таран, совершённый И. Ш. Бикмухаметовым во время Великой Отечественной войны: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов смог даже довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться.
    Таран В. А. Куляпина таран С. П. Субботина, таран на реактивном истребителе, применён в воздушном бою в Корее. Субботин попал в ситуацию, когда его на снижении догонял противник. Выпустив тормозные щитки, Субботин сбросил скорость, фактически подставив свой самолёт под удар. В результате столкновения противник был уничтожен, Субботин успел катапультироваться и остался жив.

    1

    Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

    2


    За время войны сбил 28 самолётов противника, из них один в группе, а 4 самолёта сбил тараном. В трёх случаях Ковзан на своём самолёте МиГ-3 возвращался на аэродром. 13 августа 1942 года на самолёте Ла-5 капитан Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер.

    3


    Нарпавил поврежденный самолет на назменую цель. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика. Подвиг Гастелло был в некоторой степени канонизирован. Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 мин. позже Кокорева)

    4


    На лёгком бомбардировщике Су-2 сбила один немецкий истребитель Me-109, второй таранила. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины.

    5


    Первый 7 августа 1941 года применил ночной таран, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. При этом сам остался жив.

    6


    20 декабря 1943 года в своём первом воздушном бою, уничтожил два американских бомбардировщика Б-24 «Либерейтор» — первый из пулемёта, а второй воздушным тараном.

    7


    13 февраля 1945 в южной части Балтийского моря при атаке концевого транспорта водоизмещением 6000 тонн в самолёт Носова В. П. попал снаряд, самолёт стал падать, но лётчик направил свой горящий самолёт прямо в транспорт и уничтожил его. Экипаж самолета погиб.

    8


    20 мая 1942 года вылетел на самолёте И-153 на перехват вражеского разведчика Ju-88, фотографировавшего военные объекты в городе Ельце Липецкой области. Подбил самолет противника, однако тот остался в воздухе и продолжал полет. Барковский нарпавил свой самолет на таран и уничтожил Ju-88. Пилот погиб при столкновении.

    9


    28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ совершил таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана (при нарушении последним Государственной границы СССР в районе Муганской долины АзССР) капитаном Г. Елисеев погиб.

    10 Куляпин Валентин (Таран Куляпина)


    Совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении.

    Сама природа не хотела, чтобы он стал летчиком, но всю свою короткую жизнь Виктор Талалихин умел принимать нужные решения

    За прожитые 23 года этот саратовский парень успел пройти две войны и вырасти в опытного летчика, имевшего в своем послужном списке 10 воздушных побед. Он совершил один из первых воздушных таранов Великой Отечественной, получил Золотую Звезду Героя Советского Союза под номером 347 и превратился в настоящего идола советской молодежи, стремившейся прожить жизнь так, как Виктор Талалихин .

    Вслед за братьями

    Виктор родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии, став «последышем». Родители жалели и любили малыша, который фактически заменил им самого старшего, погибшего в годы Гражданской войны. В 1933 году отец, в поисках лучшей доли, перевез семью в столицу Советского Союза. 15-летний Виктор поступил в училище при московском (микояновском) мясокомбинате, на который сразу же и пошел работать в 1937 году.

    Но небо манило его к себе. Этому в немалой степени способствовали и судьбы старших братьев. Александр служил бортовым механиком, Николай – морским пилотом. И в свободное от работы и участия в драмкружке время Виктор посещает аэроклуб, приобретая общие навыки управления аэропланом и прыжков с парашютом.

    Не на того напали

    После призыва в армию Виктор изъявил желание стать военным летчиком и был направлен в Борисоглебскую военную школу, которую с успехом окончил в 1938 году. Надо учесть, что рост Талалихина составлял всего 155 см, его по жизни сопровождало прозвище «Малыш». Его даже не хотели допускать к самолетам, но не на того, как говорится, напали.

    Молодому пилоту доверили управлять несколько устаревшим бипланом И-153 «Чайка». Боевую машину он освоил в совершенстве, что очень помогло младшему лейтенанту Талалихину в период советско-финской войны.

    На устаревшем истребителе с открытой и продуваемой всеми ветрами кабиной молодой летчик совершил 49 боевых вылетов и сбил 4 вражеских самолета, за что его представили к награждению орденом Красной Звезды. На то время это была одна из наиболее уважаемых боевых наград, иметь которую мечтали даже военачальники самого высокого ранга.

    В начале 1941 года Виктор Талалихин нес службу в городе Клин Московской области, исполняя обязанности заместителя командира авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиаполка. Теперь он летал на «ишачке» И-16, зарекомендовавшем себя лучшим истребителем испанской кампании, но стремительно устаревавшем на фоне новейшей немецкой техники.

    Сражение за небо Москвы

    22 июля 1941 года состоялся первый авианалет на Москву. Прорваться к столице днем у фашистов не было практически никаких шансов, и они предпринимали попытки ночных бомбардировок, подлетая к городу с различных сторон.


    Советское командование поставило перед истребителями 177-го авиаполка задачу полностью перекрыть один из секторов московского неба, не допуская подлета к столице вражеских бомбардировщиков. По сигналу тревоги в воздух поднимались только наиболее подготовленные летчики, способные ориентироваться и вести бой в ночном небе.

    Нужно было не только обнаружить и уничтожить немецкие бомбардировщики «Юнкерс», «Хейнкель» и «Дорнье», но и не попасть под огонь наземных средств своей же противовоздушной обороны. Виктор Талалихин сразу же продемонстрировал себя виртуозом воздушного боя, умело лавировавшим между трассирующими очередями зенитных снарядов, а также выстрелами вражеских пушек и пулеметов.

    Как стать героем, оставшись в живых

    Звездный час молодого летчика наступил в ночь на 7 августа 1941 года, когда в небе над современным Домодедовским районом Москвы Виктор Талалихин обнаружил бомбардировщик «Хейнкель-111» немецкого лейтенанта И. Ташнера .

    Это были два достойных соперника, умело уходящие от взаимных атак. Достаточно быстро наш летчик израсходовал боезапас. По инструкции ему следовало немедленно возвратиться на базу, но тогда бы фашист беспрепятственно сбросил свои бомбы на мирных жителей Москвы.

    И советский парень, которому даже не исполнилось 23 лет, решил пожертвовать своей жизнью ради Родины. Он направил истребитель в сторону вражеского бомбардировщика и не позволил тому увернуться от удара. Винт нашего истребителя буквально срезал хвостовое оперение фашиста. Не остановили героя даже прямые пулеметные очереди, одна из которых нанесла ему серьезное ранение в руку.