Кто такой колчак александр васильевич. Семейная жизнь русского адмирала

Колчак Александр Васильевич — (рожд. 4 (16) ноября 1874 г. — смерть 7 февраля 1920 г.) военный и политический деятель, вождь Белого движения в России - Верховный правитель России, адмирал (1918 год), русский ученый-океанограф, один из крупнейших полярных исследователей конца XIX - начала XX столетия, действительный член Императорского русского географического общества (1906 год).

Герой русско-японской и Первой мировой войн, одна из наиболее ярких, спорных и трагических фигур русской истории начала XX столетия.

Обучение

Александр Колчак родился 4 ноября 1874 г. в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. До третьего класса он обучался в классической гимназии, а в 1888 г. перешел в Морской кадетский корпус и спустя 6 лет окончил его вторым по старшинству и успеваемости с денежной премией имени адмирала П.И.Рикорда. В 1895–1896 гг. мичман перешел во Владивосток и служил на кораблях эскадры Тихого океана вахтенным начальником и младшим штурманом.


Во время плаваний Колчак побывал в Китае, Корее, Японии и других странах, увлекся восточной философией, занимался изучением китайского языка, самостоятельно занялся углубленным изучением океанографии и гидрологии. По возвращении в «Записках по гидрографии» он опубликовал первую научную работу «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенные на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 по март 1898 г.»

1898 год — Колчак был произведен в лейтенанты. Однако после первого похода молодой офицер разочаровался в военной службе и начал подумывать о переходе на коммерческие суда. Он не успел попасть в арктическое плавание на ледоколе «Ермак» с С.О. Макаровым. 1899 год, лето — Александра Васильевича назначили во внутреннее плавание на крейсере «Князь Пожарский». Колчак подал рапорт о переводе в Сибирский экипаж и вахтенным начальником броненосца «Полтава» отправился на Дальний Восток.

Полярная экспедиция (1900-1902 гг.)

Адмирал Колчак и жена Софья Федоровна

По прибытии корабля в Пирей, лейтенанту предложили принять участие в экспедиции Петербургской академии наук по поискам «Земли Санникова». 1900 год, январь — по распоряжению Морского штаба он возвратился в столицу. Несколько месяцев он стажировался в Главной физической обсерватории Петербурга, Павловской магнитной обсерватории и в Норвегии, чтобы быть гидрологом и вторым магнитологом. В 1900–1902 годах на шхуне «Заря» Колчак принимал участие в полярной экспедиции, которую возглавил барон Э.В.Толль.

Он проводил наблюдения за температурами и удельными весами поверхностного слоя морской воды, проводил глубоководные работы, исследовал состояние льда, собирал останки млекопитающих. 1901 год — вместе с Толлем Александр Васильевич совершил санную экспедицию на полуостров Челюскина, производил географические исследования и составил карты берегов Таймыра, острова Котельный, острова Бельковского, открыл остров Стрижева. Толль один из островов Карского моря назвал именем Колчака (ныне остров Расторгуева), а остров в архипелаге Литке и мыс на острове Беннета названы именем жены Кочака Софьи Федоровны. Результаты работ молодой исследователь опубликовал в изданиях Академии наук.

Спасательная экспедиция (1903 г.)

1903 год — Толль отправился с астрономом экспедиции и якутами-промышленниками в санную экспедицию к мысу Высокому острова Новая Сибирь, с намерениями достичь острова Беннета, и пропал. По возвращении «Зари» Академией наук было разработано два плана спасения. Александр Васильевич взялся выполнить один из них. В 1903–1904 гг. по поручению Петербургской академии наук вначале на собаках, потом на вельботе он перешел от бухты Тикси до острова Беннета, едва не утонув в ледовой трещине.

Экспедиция доставила записки, геологические коллекции Толля и весть о гибели ученого. 1903 год — за полярное путешествие Колчак был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. 1905 год — за «выдающийся сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг» Русское географическое общество представило будущего адмирала к награждению большой золотой Константиновской медалью, в 1906 г. избрало своим действительным членом.

Русско-японская война

1904 год, март — узнав о нападении японцев на Порт-Артур, Александр Колчак сдал дела экспедиции, выехал на Дальний Восток и явился к вице-адмиралу С.О.Макарову. Вначале Колчак был назначен вахтенным начальником на крейсер «Аскольд», с апреля 1904 г. он стал исполнять обязанности артиллерийского офицера на минном транспорте «Амур», с 21 апреля 1904 г. командовал миноносцем «Сердитый» и совершил несколько смелых атак.

Под руководством Колчака ставили минное заграждение на подступах к Порт-Артурской бухте, а также минную банку в устье Амура, на которой подорвался японский крейсер «Такасаго». Колчак был одним из разработчиков плана экспедиции для прорыва блокады крепости с моря и активизации действий флота против японских транспортов в Желтом море и на Тихом океане.

После гибели Макарова Витгефт отказался от осуществления плана. Со 2 ноября 1904 года до капитуляции крепости Колчак командовал 120-мм и 47-мм батареями на северо-восточном крыле обороны Порт-Артура. Раненный, с обострением ревматизма, он оказался в плену. Александра Васильевича не раз награждали за отличия под Порт-Артуром: орденом Святой Анны 4-й степени, золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами. 1906 год — он получил серебряную медаль «Памяти русско-японской войны».

Научная работа

Как эксперт по военно-морским вопросам, Колчак добивался в комиссии по обороне 3-й Государственной Думы правительственных ассигнований на строительство военных судов для Балтийского флота, в частности 4 дредноутов, но не смог преодолеть сопротивление думцев, который требовали вначале проведение реформ морского ведомства. Разочаровавшись в возможности осуществления задуманного, в 1908 г. Александр Васильевич продолжил чтение лекций в Николаевской морской академии. 1907 год — он был произведен в капитан-лейтенанты, в 1908 г. - в капитаны 2-го ранга.

По предложению начальника Главного гидрографического управления А.В.Вилькицкого Колчак принимал участие в разработке проекта научной экспедиции с целью исследования Северного морского пути. 1909 год, апрель — Колчак выступил с докладом «Северо-восточный проход от устья р. Енисея до Берингова пролива» в Обществе изучения Сибири и улучшения ее быта. Тогда же ученый написал основную свою работу «Лед Карского и Сибирского морей», которая была опубликована в 1909 г. Основанная на наблюдениях, сделанных в экспедиции Толля, она в течении долгого времени не теряла своего значения.

1909 год, осень — ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» отправились из Кронштадта во Владивосток. Суда эти составили экспедицию Северного Ледовитого океана, которой надлежало заняться исследованием пути из Тихого океана в Ледовитый вдоль берегов Сибири. Колчак как командир ледокольного транспорта «Вайгач» пришел на нем летом 1910 г. через Индийский океан во Владивосток, после плавал к Берингову проливу и в Чукотское море, где выполнял гидрологические и астрономические исследования.

Возвращение в Морской генеральный штаб

Продолжать деятельность на Севере ученому не удалось. Осенью он был отозван из экспедиции, и с конца 1910 г. Колчак был назначен начальником Балтийского оперативного управления Морского генерального штаба. Александр Васильевич занимался разработкой судостроительной программы России (в частности кораблями типа «Измаил»), преподавал в Николаевской морской академии, в качестве эксперта Государственной Думы добивался увеличения ассигнований на кораблестроение. 1912 год, январь — он представил записку о реорганизации Морского генштаба. Колчак подготовил книгу «Служба Генерального штаба: сообщения на дополнительном курсе военно-морского отдела Николаевской морской академии, 1911–1912 гг.», в которой настаивал на введении полного единовластия командующего на флоте. Мысль эту он в дальнейшем твердо проводил на всех занимаемых им постах.

Служба на Балтийском флоте

1912 год, весна — по предложению адмирала Н.О.Эссена Колчак принял командование эсминцем «Уссуриец». 1913 год, декабрь — за отличную службу он был произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего морскими силами Балтийского моря и одновременно командиром эсминца «Пограничник» - посыльного судна адмирала.

Первая мировая война

В начале Первой мировой войны капитан 1-го ранга составил диспозицию операций военного времени на Балтике, организовывал успешную постановку мин и нападения на караваны германских торговых судов. 1915 год, февраль — 4 эсминца под его командованием выставили в Данцигской бухте около 200 мин, на которых подорвались 12 боевых кораблей и 11 транспортов противника, что заставило германское командование временно не выводить корабли в море.

1915 год, лето — по инициативе Александра Васильевича Колчака в Рижский залив ввели линейный корабль «Слава» для прикрытия минных постановок у берегов. Эти постановки лишили наступающие германские войска поддержки флота. Временно командуя с сентября 1915 г. Минной дивизией, он с декабря являлся одновременно и начальником обороны Рижского залива. Используя артиллерию кораблей, он помог армии генерала Д.Р.Радко-Дмитриева отразить натиск противника при Кеммерне. Свою роль сыграл десант в тылу вражеских войск, который был высажен в соответствии с тактическим замыслом Колчака.

За успешные нападения на караваны германских судов, которые доставляли руду из Швеции, Колчака представили к награждению орденом Святого Георгия 4-й степени. 1916 год, 10 апреля — он был произведен в контр-адмиралы, а 28 июня назначен командующим Черноморским флотом с производством «за отличие по службе» в вице-адмиралы. Колчак не хотел отправляться на незнакомый ему морской театр. Но он смог быстро освоиться, и уже в июле 1916 г. на линкоре «Императрица Мария» принимал участие в рейде русских кораблей в Черном море, завязал бой с турецким крейсером «Бреслау». Спустя месяц под началом Колчака была усилена блокада Босфора и угольного района Эрегли - Зонгулдак, произведено массированное минирование портов противника, в результате которого выходы неприятельских кораблей в Черное море почти прекратились.

После Февральской революции

1917 год, 12 марта — адмирал Колчак привел флот к присяге Временному правительству. Александр Васильевич активно боролся против революционного «брожения» и постепенного падения дисциплины на флоте. Сторонник продолжения войны до победного конца, он выступал против окончания боевых действий. Когда под влиянием прибывших с Балтики агитаторов матросы начали разоружение офицеров, Колчак в середине июня 1917 г. передал командование контр-адмиралу В.К.Лукину и по требованию Керенского выехал с начальником штаба в Петроград для объяснения несанкционированной отставки. Выступив на заседании правительства, Колчак Александр Васильевич обвинил его в развале армии и флота.

В Америке

1917 год, начало августа — вице-адмирал был назначен начальником военно-морской миссии в Америке. По прибытии в Вашингтон он внес свои предложения по намечавшейся высадке в Дарданеллах, занимался сбором технической информации об американских военных приготовлениях. 1917 год, начало октября — адмирал принимал участие в военно-морских маневрах на американском линкоре «Пенсильвания». Поняв, что американцы не намерены помогать России в войне, к середине октября он решил возвратиться на Родину.

В Японии

Но, прибыв в ноябре 1917 г. в Японию, Колчак узнал об установлении советской власти и о намерении большевиков заключить мир с Германией, после чего решил не возвращаться. Большевиков он считал германскими агентами. Так как война овладела всем его существом, адмирал в начале декабря 1917 г. обратился к английскому послу в Японии с просьбой принять его на английскую военную службу. 1917 год, конец декабря — последовало согласие. 1918 год, январь — Колчак отправился из Японии на Месопотамский фронт, где русские и английские войска воевали с турками. Но в Сингапуре он получил от лондонского правительства предписание прибыть в Пекин к российскому посланнику князю Н.А.Кудашеву для работы в Маньчжурии и Сибири.

В Китае

В Пекине Александр Васильевич Колчак был избран членом правления Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). С апреля по 21 сентября 1918 г. он занимался созданием вооруженных сил для обороны КВЖД. Очевидно, избравшим кандидатуру вице-адмирала импонировала его решительность. Но уже в скором времени в полной мере сказалась политическая неподготовленность Колчака. Адмирал обещал навести порядок, намеревался на Дальнем Востоке создать оплот для борьбы с большевиками. Но в штабе главковерха были недовольны тем, что он ничего не понимает в военном деле и требует немедленного похода на Владивосток, не располагая достаточными силами.

Гражданская война

Колчак вступил в борьбу с атаманом Семеновым, опираясь на созданный им отряд полковника Орлова, который мало чем отличался от атаманского. На попытку сместить Колчака тот пригрозил вызвать войска. До конца июня сохранялось неопределенное положение. Командующий пробовал начать наступление. Но китайцы отказались пропускать русские войска, и адмирал уехал в Японию. Колчак не знал, что предпринять. У него была даже идея снова отправиться к англичанам на Месопотамский фронт. Наконец он решил пробираться в Добровольческую армию генерала М.В.Алексеева. По пути в октябре 1918 г. он с английским генералом А.Ноксом прибыл в Омск.

14 октября главнокомандующий силами Уфимской директории В.Г.Болдырев предложил адмиралу войти в правительство. 4 ноября указом местного Временного правительства Колчак был назначен военным и морским министром и сразу же отправился на фронт.

«Верховный правитель»

Деятельность директории, являвшейся коалицией разных партий, включая меньшевиков и эсеров, не устроила Колчака. 17 ноября, вступив в конфликт из-за отношения директории к морскому министерству, адмирал вышел в отставку. Опираясь на надежные войска, он 18 ноября арестовал членов директории и созвал экстренное заседание Совета министров, на котором его произвели в адмиралы и передали власть с присвоением наименования «Верховный правитель».

Колчак Александр Васильевич предоставил командующим военными округами право объявлять местности на осадном положении, закрывать органы печати и выносить смертные приговоры. Жестокими мерами адмирал боролся с противниками его диктатуры, вместе с тем при поддержке союзников увеличивая и вооружая свои полки.

1918 год, декабрь — результате Пермской операции колчаковские войска взяли Пермь и продолжали наступление вглубь Советской России. Первые удачи обратили на Колчака внимание союзников. 16 января Верховный правитель подписал соглашение о координации действий белогвардейцев и интервентов.

Генерал франции М.Жанен стал главнокомандующим войсками союзных государств в Восточной России и Западной Сибири, а английский генерал А.Нокс - руководителем тыла и снабжения колчаковских войск. Значительные поставки военного снаряжения и вооружения из Америки, Англии, Франции, Японии дали возможность увеличить к весне численность армий Колчака до 400 000 человек. Адмирал организовал наступление. В марте был прорван Восточный фронт Красной армии. Часть колчаковских войск двигалась на Котлас для организации подвоза снабжения через северные моря, тогда как главные силы пробивались к юго-западу на соединение с А.И.Деникиным.

Успешное наступление колчаковцев, взявших 15 апреля Бугуруслан, побудило премьер-министра Франции Ж.Клемансо рекомендовать Жанену главными силами наступать на Москву, а левым флангом соединиться с Деникиным и образовать единый фронт. Казалось, этот план вполне осуществим. Колчаковские войска в конце апреля подошли к Самаре и Казани. В мае верховную власть Колчака признали А.И.Деникин, Н.Н.Юденич и Е.К.Миллер.

Но неудачный выбор Колчаком ближайших помощников, крайний оптимизм командующего Сибирской армией генерал-лейтенанта Гайды и его молодых генералов, неверно оценивавших обстановку и обещавших вступить в Москву через полтора месяца, в скором времени сказались. В результате контрнаступления Красной армии в мае-июне 1919 года понесли поражение и откатились далеко на восток лучшие Сибирская и Западная армии Колчака.

Арест и расстрел адмирала Колчака

Сибирякам не нравилась реставрация самодержавного управления; в тылу нарастало партизанское движение. Огромное влияние оказывали союзники, от поставок которых зависели действия армии. Поражения на фронте вызвали панику в тылу. В октябре эвакуация чешских войск вызвала бегство из Омска семей белогвардейцев. Сотни эшелонов запрудили железную дорогу.

Александр Васильевич Колчак пробовал демократизировать власть, но было поздно. Фронт развалился. Чехи арестовали передвигавшегося под охраной союзных флагов Колчака и 15 января 1920 г. на станции Иннокентьевская сдали эсеро-меньшевистскому «Политическому центру».

Центр передал адмирала Колчака большевистскому Иркутскому Военно-Революционному комитету (ВРК). 21 января начались допросы. Вначале предполагалось отправить адмирала в столицу, но, получив указание из Москвы, ВРК расстрелял Колчака и Пепеляева 7 февраля 1920 г.


Биография
Русский адмирал. Среди предков А.В. Колчака - Колчак-паша, плененный войсками Миниха при взятии Хотина в 1739, бугские казаки, потомственные дворяне Херсонской губернии; многие в роду Колчака служили в армии и на флоте. Отец Александра Васильевича Колчака - Василий Иванович - воспитывался в одесской гимназии Ришелье, затем служил в морской артиллерии; прошел курс в Институте корпуса горных инженеров, где изучал металлургию. На Обуховском заводе служил приемщиком Морского ведомства. Ушел в отставку в чине генерал-майора. В 1894 выпустил "Историю Обуховского завода, в связи с прогрессом артиллерийской техники", а в 1904 - книгу "Война и плен, 1853-1855 гг. Из воспоминаний о давно пережитом". Являлся франкофилом. Умер в 1913. Мать А.В. Колчака - Ольга Ильинична - родом из донских казаков и херсонских дворян (урожденная Посохова). Кроме Александра, родила двух дочерей, одна из которых умерла в детстве (на дочерей не везло и Александру Васильевичу: Татьяна, его первенец, прожила всего несколько дней; Маргарита, третья, и последняя, из его детей, скончалась в двухлетнем возрасте). При рождении Александра матери было восемнадцать. Умерла в 1894.
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874. В 1888-1894 учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из 6-й Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела, увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории.
В 1895-1899 на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" Колчак побывал в дальних заграничных плаваниях, в которых начал заниматься океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи, пытался самостоятельно изучить китайский язык, готовился к южнополярной экспедиции, мечтая продолжить работы Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, дойти до Южного полюса. К этому времени прекрасно владел тремя европейскими языками, хорошо знал лоции всех морей Земли. В 1900 произведен в лейтенанты. При подготовке к Русской полярной экспедиции (РПЭ), участвовать в которой ему предложил барон Э.В. Толль, Колчак изучал магнитологию в Павловской магнитной обсерватории, практиковался в Норвегии у Нансена. В 1900-1902 с "Зарей" прошел путь по арктическим морям (с двумя зимовками - по одиннадцать месяцев каждая). Во время зимовок совершал дальние - до 500 верст - поездки на собачьих нартах и на лыжах. Исполнял должности гидролога и второго магнитолога. Во время плавания под руководством лейтенанта Колчака проводились комплексные гидрологические исследования, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела совершенно новые очертания на картах; один из вновь открытых у берегов Таймыра островов Толль назвал именем Колчака. После навигации 1902 "Заря", добравшаяся до бухты Тикси, была раздавлена льдами и экспедиция, снятая пароходом "Лена", через Якутск прибыла в декабре в столицу. Толль, ушедший с тремя спутниками к острову Беннетта по морскому льду, не вернулся и Колчак, прибыв в Петербург, предложил Императорской Академии наук организовать спасательную экспедицию к острову Беннетта на шлюпках. Когда Колчак выразил готовность возглавить предприятие, Академия дала ему средства и полную свободу действий.
В полярную экспедицию Колчак отправился женихом, затем, в период подготовки спасательной экспедиции, оказалось не до свадьбы, и Софья Омирова вновь осталась ждать своего жениха. В конце января на собаках и оленях поисковая экспедиция прибыла в Якутск, где тут же было получено известие о нападении японцев на Порт-Артур. Колчак телеграфировал Академии просьбу об отчислении в Морское ведомство и о направлении в район боевых действий. Пока решался вопрос о его переводе, Колчак с невестой перебрались в Иркутск, где в местном географическом обществе он сделал доклад "О современном положении Русской полярной экспедиции". В условиях начавшейся войны свадьбу решили далее не откладывать и 5 марта 1904 Александр Васильевич Колчак и Софья Федоровна Омирова обвенчались в Иркутске, откуда через несколько дней и разъехались. За участие в Русской полярной экспедиции Колчак получил орден Святого Владимира 4-й степени.
В Порт-Артуре Колчак служил вахтенным начальником на крейсере "Аскольд", артиллерийским офицером на минном заградителе "Амур", командиром эскадренного миноносца "Сердитый". На поставленной им к югу от Порт-Артура минной банке подорвался и погиб японский крейсер "Такасаго". В ноябре, после тяжелой пневмонии, перешел на сухопутный фронт. Командовал батареей морских орудий в вооруженном секторе Скалистых гор. Награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость". 20 декабря, в момент сдачи крепости, из-за суставного ревматизма в очень тяжелой форме (последствие экспедиции на Север) оказался в госпитале. Попал в плен. Начав поправляться, был перевезен в Японию. Правительство Японии предложило русским военнопленным либо остаться, либо "вернуться на родину без всяких условий". В апреле-июне 1905 Колчак проделал путь через Америку в Петербург. За отличие под Порт-Артуром он был пожалован золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Святого Станислава II степени с мечами. Врачи признали его совершенным инвалидом и отправили лечиться на воды; лишь через полгода он смог вернуться в распоряжение ИАН.
До мая 1906 Колчак приводил в порядок и обрабатывал экспедиционные материалы, была подготовлена книга "Лед Карского и Сибирского морей", напечатанная в 1909. 10 января 1906 на объединенном заседании двух отделений Императорского Русского Географического общества Колчак сделал сообщение об экспедиции на остров Беннетта, а 30 января Совет ИРГО присудил ему "за необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью", высшую награду ИРГО - Большую золотую Константиновскую медаль.
После событий 1905 года офицерский состав флота пришел в состояние упадка и деморализации. Колчак оказался среди небольшого числа тех морских офицеров, которые взяли на себя задачу воссоздания и научной реорганизации русского военного флота. В январе 1906 он стал одним из четверых основателей и председателем полуофициального офицерского Санкт-Петербургского Морского кружка. Вместе с другими его членами разработал записку о создании Морского Генерального штаба (МГШ) как органа, ведающего специальной подготовкой флота к войне. МГШ был создан в апреле 1906. Колчак, оказавшийся в числе первых двенадцати офицеров, выбранных из всего русского флота, был назначен заведывать Отделением русской статистики в МГШ. На основе предположения о вероятном нападении Германии в 1915, в МГШ была разработана военно-судостроительная программа, одним из главных составителей которой был Колчак.
В 1907 Главное гидрографическое управление Морского ведомства начало подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Колчак разработал один из проектов этой экспедиции, при его активном участии происходил выбор типа судов для нее и наблюдение за постройкой ледокольных транспортов большого радиуса действия "Вайгач" и "Таймыр", строившихся на Невском судостроительном заводе в 1908-1909. В мае 1908 в чине капитана 2-го ранга Колчак стал командиром спущенного на воду "Вайгача", оборудованного специально для картографических работ. Весь экипаж экспедиции состоял из военных моряков-добровольцев, на всех офицеров возлагались научные обязанности. В октябре 1909 суда вышли из Петербурга, а в июле 1910 прибыли во Владивосток. В конце 1910 Колчак уехал в Петербург.
В 1912 Колчак назначается начальником Первого оперативного отдела МГШ, в его ведении - вся подготовка флота к ожидаемой войне. В этот период Колчак участвует в маневрах Балтфлота, становится специалистом в области боевых стрельб и в особенности минного дела: с весны 1912 он в Балтийском флоте - у Эссена, потом служил в Либаве, где была база Минной дивизии. В Либаве до начала войны оставалась и его семья: жена, сын, дочь. С декабря 1913-го Колчак - капитан 1-го ранга; после начала войны - флаг-капитан по оперативной части. Разработал первое боевое задание флоту - закрыть сильным минным полем вход в Финский залив (та самая минно-артиллерийская позиция Порккала-удд-остров Нарген, которую полностью с успехом, но не так быстро повторят моряки-краснофлотцы в 1941). Приняв во временное командование группу из четырех миноносцев, в конце февраля 1915 Колчак закрывает двумя сотнями мин Данцигскую бухту. Это была самая трудная операция - не только по военным обстоятельствам, но и по условиям плавания кораблей со слабым корпусом во льдах: тут вновь пригодился полярный опыт Колчака. В сентябре 1915 Колчак вступает в командование, сначала временное, Минной дивизией; одновременно в его подчинение переходят все морские силы в Рижском заливе. В ноябре 1915 Колчак получает высшую русскую военную награду - орден Святого Георгия IV степени. На Пасху 1916, в апреле, Александру Васильевичу Колчаку присваивают первый адмиральский чин.
После Февральской революции 1917 Севастопольский Совет отстраняет Колчака от командования, и адмирал возвращается в Петроград. Колчак получает приглашение от американской миссии, официально обратившейся к Временному правительству с просьбой командировать адмирала Колчака в США для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками. 4 июля А.Ф. Керенский дал санкцию на осуществление миссии Колчака и в качестве военного советника он отбывает в Англию, а затем в - США. Ответив согласием на предложение партии кадетов баллотироваться в Учредительное Собрание, Колчак возвращается в Россию, но октябрьский переворот задерживает его в Японии до сентября 1918. В ночь на 18 ноября в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Совет министров настоял на его провозглашении Верховным Правителем России, Верховным Главнокомандующим вооруженных сил и производстве полным адмиралом. В 1919 Колчак переносит Ставку из Омска в правительственный эшелон, - новой столицей назначается Иркутск. Адмирал останавливается в Нижнеудинске. 5 января 1920 он соглашается передать верховную власть генералу Деникину, а управление Восточной окраиной - Семенову, и переходит в чешский вагон, под покровительство союзников. 14 января совершается последнее предательство: в обмен на свободный проезд чехи выдают адмирала. 15 января 1920 в 9 часов 50 минут вечера по местному, иркутскому, времени Колчака арестовали. В одиннадцатом часу ночи под усиленным конвоем арестованных провели по торосистому льду Ангары, а дальше на автомобилях Колчака и его офицеров перевезли в Александровский централ. Иркутский ревком намеревался сделать открытый судебный процесс над бывшим Верховным правителем России и министрами его Российского правительства. С 22 января Чрезвычайная следственная комиссия начала допросы, продолжавшиеся до 6 февраля, когда остатки армии Колчака вплотную подошли к Иркутску. Ревком вынес постановление о расстреле Колчака без суда. 7 февраля 1920 в 4 часа утра Колчака вместе с премьером В.Н. Пепеляевым расстреляли на брегу реки Ушаковки и сбросилит в прорубь.
Среди произведений Александра Васильевича Колчака - "Лед Карского и Сибирского морей" (напечатана в 1909), "Служба Генерального штаба" (1912; цикл лекций об организации военно-морского командования)
__________
Источники информации:
"Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...". Москва-1996. Издательская группа "Прогресс", "Традиция", "Русский путь"Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

Александр Васильевич

Сражения и победы

Военный и политический деятель, вождь Белого движения в России - Верховный правитель России, адмирал (1918 г.), русский ученый-океанограф, один из крупнейших полярных исследователей конца XIX - начала XX веков, действительный член Императорского русского географического общества (1906 г.).

Герой русско-японской и Первой мировой войн, лидер Белого движения, одна из наиболее ярких, спорных и трагических фигур русской истории начала XX века.

Колчака мы знаем как Верховного Правителя России в годы Гражданской войны, человека, неудачно попытавшегося стать тем самым диктатором, который железной рукой приведет Белые армии к победе. В зависимости от политических воззрений одни любят и восхваляют его, другие считают лютым врагом. Но если бы не братоубийственная гражданская война, кем бы остался в нашей памяти Колчак? Тогда мы видели бы в нем героя нескольких войн с врагом «внешним», известного полярного исследователя и, возможно, даже военного философа и теоретика.

А.В. Колчак. Омск, 1919 г.

Александр Васильевич родился в семье потомственных военных. Учебу он начинал в 6-й Петербургской гимназии (где среди его однокашников был, кстати, будущий глава ОГПУ В.Менжинский), однако уже вскоре по собственному желанию поступил в Морское училище (Морской кадетский корпус). Здесь он показал весьма обширные способности к учебе, преуспев, прежде всего, в математике и географии. Был выпущен в чине мичмана в 1894 г., при этом по успеваемости оказался вторым в выпуске, и то лишь потому, что сам отказался от первенства в пользу друга Филиппова, считая его более способным. По иронии судьбы во время экзаменов единственную «четверку» Колчак получил по минному делу, в котором он отличится в годы русско-японской и Первой мировой войн.

После окончания учебы Александр Васильевич служил на различных кораблях на Тихоокеанском и Балтийском флотах, был произведен в чин лейтенанта. Однако молодой и энергичный офицер стремился к большему. Конец XIX века ознаменовался повышенным интересом к географическим открытиям, которые должны были явить цивилизованному миру последние неисследованные уголки нашей планеты. И здесь особое внимание публики оказалось приковано к полярным исследованиям. Неудивительно, что пылкий и талантливый А.В. Колчак также захотел исследовать арктические просторы. По разным причинам первые две попытки обернулись неудачей, однако на третий раз ему повезло: он попал в состав полярной экспедиции барона Э.Толя, который заинтересовался молодым лейтенантом, ознакомившись с его статьями в «Морском сборнике». Помогло и особое ходатайство президента Императорской Академии наук вл. кн. Константина Константиновича. В ходе экспедиции (1900-1902 гг.) Колчак руководил гидравлическими работами, собрав ряд ценнейших сведений о прибрежных районах Северного Ледовитого океана. В 1902 г. барон Толь вместе с небольшой группой решил отделиться от основной экспедиции и самостоятельно найти легендарную Землю Санникова, а также исследовать остров Беннетта. В ходе этого рискованного похода группа Толя пропала. В 1903 г. Колчак возглавил спасательную экспедицию, которой удалось установить фактическую гибель товарищей (сами трупы не были найдены), а кроме того исследовать острова Новосибирской группы. По итогам Колчак был награжден высшей наградой Русского географического общества - золотой Константиновской медалью.

Завершение экспедиции совпало с началом русско-японской войны. Колчак, будучи, прежде всего, морским офицером, проникнутым долгом перед Отечеством, подал ходатайство об отправке на фронт. Однако по прибытии на театр военных действий в Порт-Артур его ждало разочарование: адмирал С.О. Макаров отказался давать ему в командование миноносец. Доподлинно не известно, чем это решение было мотивировано: то ли он хотел, чтобы лейтенант отдохнул после полярных экспедиций, то ли полагал преждевременным назначать его на боевую должность (тем более в военных условиях!) после четырехлетнего отсутствия на флоте, то ли хотел поубавить темперамент ретивого лейтенанта. В итоге Колчак стал вахтенным начальником на крейсере «Аскольд», и только после трагической гибели адмирала смог перевестись на минный заградитель «Амур», а через четыре дня получил эскадренный миноносец «Сердитый». Так Колчак стал одним из участников легендарной обороны крепости Порт-Артур, ставшей славной страницей в истории России.

Основная задача заключалась в протраливании внешнего рейда. В начале мая Колчак принял участие в постановке минных заграждений в непосредственной близости от японского флота: в результате подорвались два японских броненосца. На расставленных им минах в конце ноября подорвался японский крейсер, что стало громким успехом русского флота на Тихом Океане в годы войны. В целом, молодой лейтенант зарекомендовал себя в качестве отважного и инициативного командира, выгодно отличаясь от многих сослуживцев. Правда, уже тогда проявилась и его излишняя импульсивность: во время кратковременных вспышек гнева не чурался он и рукоприкладства.

В середине октября по состоянию здоровья Колчак был переведен на сухопутный фронт и принял командование 75-мм артиллерийской батареей. Вплоть до самой сдачи крепости он находился непосредственно на передовой, ведя артиллерийскую дуэль с врагом. За заслуги и проявленную храбрость Колчак по итогам кампании был награжден Георгиевским оружием.

После возвращения из непродолжительного плена Александр Васильевич с головой окунулся в военную и научную деятельность. Так, он стал членом неформального кружка молодых морских офицеров, которые стремились исправить недостатки русского флота, выявленные в годы русско-японской войны, и способствовать его обновлению. В 1906 г. на основе этого кружка был образован Морской генеральный штаб, в котором Колчак занял должность начальника оперативной части. В это время по долгу службы он часто выступал в качестве военного эксперта в Государственной думе, убеждая депутатов (остававшихся по большей части глухими к нуждам флота) в необходимости выделить требуемое финансирование.

Как вспоминал адмирал Пилкин:

Говорил он очень хорошо, всегда с большим знанием дела, всегда думая то, что он говорил, и всегда чувствуя то, что думал… Речей своих не писал, образ и мысли рождались в самом процессе его речи, и потому он никогда не повторялся.

К сожалению, в начале 1908 г. ввиду серьезного конфликта между морским ведомством и Государственной думой получить требуемые ассигнования не удалось.

Одновременно Александр Васильев занимался наукой. Сначала он обрабатывал материалы полярных экспедиций, затем составлял специальные гидрографические карты, а в 1909 г. вышла фундаментальная работа «Лед Карского и Сибирского морей», которая заложила основы изучения морского льда. Любопытно то, что она была переиздана в 1928 г. Американским географическим обществом в сборнике, в который вошли труды 30 наиболее видных мировых полярников.

В мае 1908 г. Колчак покинул Морской генштаб с тем, чтобы стать участником очередной полярной экспедиции, однако в конце 1909 г. (когда корабли уже находились во Владивостоке) он был отозван обратно в столицу в военно-морское ведомство на прежнюю должность.

Здесь Александр Васильевич занимался разработкой программ судостроения, написал ряд общетеоретических работ, в которых, в частности, высказывался за развитие всех видов кораблей, однако предлагал в первую очередь уделять внимание линейному флоту. Писал он и о необходимости усилить Балтийский флот ввиду опасения серьезного конфликта с Германией. А в 1912 г. для внутреннего пользования вышла книга «Служба Генерального штаба», в которой анализировался соответствующий опыт других стран.

Тогда же окончательно складываются взгляды А.В. Колчака на философию войны. Они были сформированы под влиянием идей немецкого фельдмаршала Мольтке-старшего, а также японских, китайских и буддистских философских учений. Судя по имеющимся свидетельствам, для него весь мир представлялся сквозь призму метафоры войны, под которой он понимал в первую очередь естественное («природное») для человеческого общества явление, печальную необходимость, которую необходимо принимать с честью и достоинством: «Война есть одно из неизменных проявлений общественной жизни в широком смысле этого понятия. Подчиняясь, как таковая, законам и нормам, которые управляют сознанием, жизнью и развитием общества, война является одной из наиболее частых форм человеческой деятельности, в которой агенты разрушения и уничтожения переплетаются и сливаются с агентами творчества и развития, с прогрессом, культурой и цивилизацией».


Война дает мне силу относиться ко всему «хорошо и спокойно», я верю, что она выше всего происходящего, она выше личности и собственных интересов, в ней лежит долг и обязательство перед Родиной, в ней все надежды на будущее, наконец, в ней единственное моральное удовлетворение.

Заметим, что подобные представления о мировом историческом процессе (как о вечной войне между народами, идеями, ценностями), который управляется объективными закономерностями, были широко распространены в интеллектуальных кругах как России, так и Европы, а потому воззрения Колчака в целом мало отличались от них, хотя и обладали определенной спецификой, связанной с его военной службой и беззаветным патриотизмом.

В 1912 г. он был переведен командиром на эскадренный миноносец «Уссуриец», а в мае 1913 г. назначен командовать миноносцем «Пограничник». В декабре состоялось его производство в капитаны 1-го ранга, а также перевод в штаб Балтийского флота на должность начальника оперативного управления. Командующим тогда был выдающийся русский адмирал Н.О. Эссен, который благоволил ему. Уже летом 1914 г. незадолго до начала войны Колчак становится флаг-капитаном по оперативной части. На этой должности он и встретил Первую мировую войну.

Именно Колчак становится идейным вдохновителем и активнейшим участником разработки практически всех планов и операций Балтийского флота в это время. Как вспоминал адмирал Тимирев: «А.В.Колчак, обладавший изумительной способностью составлять самые неожиданные и всегда остроумные, а подчас и гениальные планы операций, - не признавал никакого начальника, кроме Эссена, которому он всегда непосредственно докладывал». Старший лейтенант Г.К.Граф, служивший на крейсере «Новик», когда Колчак командовал Минной дивизией, оставил следующее описание своего командира: «Небольшого роста, худощавый, стройный, с движениями гибкими и точными. Лицо с острым, четким, тонко вырезанным профилем; гордый, с горбинкой, нос; твердый овал бритого подбородка; тонкие губы; глаза то вспыхивающие, то потухающие под тяжелыми веками. Весь его облик - олицетворение силы, ума, благородства и решимости. Ничего фальшивого, придуманного, неискреннего; все естественно и просто. В нем есть что-то, приковывающее взоры и сердца; он с первого же взгляда располагает к себе и внушает обаяние и веру».

Учитывая превосходство германского флота над нашим Балтийским, не удивительно, что и Колчак, и Эссен ориентировались на ведение минной войны. Если первые месяцы Балтийский флот находился в пассивной обороне, то с осени все чаще высказывались идеи о необходимости перейти к более решительным действиям, в частности, к постановке минных заграждений непосредственно у германских берегов. Александр Васильевич стал одним из тех офицеров, которые активно отстаивали эти воззрения, а в дальнейшем именно он разрабатывал соответствующие операции. В октябре первые мины появились близ военно-морской базы Мемель, а в ноябре - у о. Борнхольм. А в конце 1914 г., накануне Нового года (по старому стилю) была предпринята дерзкая операция по постановке мин в Данцигской бухте. Хотя А.В.Колчак был ее инициатором и идейным вдохновителем, непосредственное командование было поручено контр-адмиралу В.А.Канину. Отметим, что в этих событиях Александр Васильевич сыграл ключевую роль: не доходя 50 миль до места назначения, Канин получил тревожный доклад о том, что противник находится в непосредственной близости, а потому решил прекратить выполнение операции. Согласно свидетельствам очевидцев, именно Колчак настоял на необходимости довести дело до конца. В феврале Александр Васильевич командовал полудивизионом особого назначения (4 миноносца), который расставил мины в Данцигской бухте, на которых подорвалось 4 крейсера, 8 миноносцев и 23 транспорта.

Отметим и то искусство, с каким минные заграждения были расставлены непосредственно у наших берегов: они позволили надежно защитить столицу, а также побережье Финского залива от нападения противника. Более того, в августе 1915 г. именно минные заграждения помешали германскому флоту прорваться в Рижскую бухту, что стало одной из причин срыва германских планов захвата Риги.

К середине 1915 г. Александр Васильевич начал тяготиться штабной работой, он стремился непосредственно в бой, а в частности, выказывал желание стать командиром Минной дивизии, что и произошло в сентябре 1915 г. ввиду болезни ее командира адмирала Трухачева.

В то время русские сухопутные войска Северного фронта вели активные боевые действия в Прибалтике, а потому основной целью Колчака было содействовать правому флангу нашего фронта в районе Рижского залива. Так, 12 сентября линейный корабль «Слава» был направлен к мысу Рагоцем с целью обстрела неприятельской позиции. В ходе завязавшегося артиллерийского боя был убит командир корабля, на который сразу же прибыл А.В. Колчак и вступил в командование. Как вспоминал офицер «Славы» К.И.Мазуренко: «Под его руководством «Слава», подойдя снова близко к берегу, но не становясь на якорь, открывает огонь по стреляющим батареям, которые теперь достаточно ясно видны с марса, быстро пристреливается к ним, забрасывает градом снарядов и уничтожает. Мы отомстили врагу за гибель нашего доблестного командира и других воинов. Во время этой операции мы подверглись безрезультативной атаке аэропланов».

В дальнейшем Минная дивизия предприняла ряд других мероприятий по оказанию помощи сухопутным частям с моря. Так, 23 сентября были обстреляны неприятельские позиции у м. Шмарден, а 9 октября А.В. Колчак предпринял смелую операцию по высадке десанта (две морские роты, эскадрон кавалерии и подрывная партия) на побережье Рижского залива с целью содействовать армиям Северного фронта. Десант был высажен у селения Домеснес, при этом противник даже не заметил активность русских. Этот район патрулировался небольшими отрядами ландштурма, которые оказались быстро сметены, потеряв 1 офицера и 42 солдата убитыми, 7 человек попало в плен. Потери десанта составили всего четыре тяжелораненных матроса. Как потом вспоминал старший лейтенант Г.К.Граф: «Теперь же, что ни говори, а налицо блестящая победа. Значение ее, правда, только моральное, но все же это победа и неприятность противнику».

Активная поддержка сухопутных частей оказала свое влияние на положение 12-й армии Радко-Дмитриева под Ригой, более того благодаря Колчаку была усилена оборона Рижского залива. За все эти подвиги он был награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. Служивший под начальством Колчака офицер Н. Г. Фомин вспоминал об этом следующим образом: «Вечером флот оставался на якоре, когда из Ставки Верховного Главнокомандования была мною принята телефонограмма приблизительно такого содержания: «Передается по повелению Государя Императора: капитану 1 ранга Колчаку. Мне приятно было узнать из донесений командарма XII о блестящей поддержке, оказанной армии кораблями под вашим командованием, приведших к победе наших войск и захвату важных позиций неприятеля. Я давно был осведомлен о доблестной вашей службе и многих подвигах... награждаю вас Св. Георгием 4-ой степени. Николай. Представьте достойных к награде».

Конечно, были и отдельные неудачи. Например, в конце декабря сорвалась операция по постановке мин у Мемеля и Либавы, т.к. один из миноносцев сам подорвался на мине. Однако в целом, мы должны высоко оценить деятельность Колчака как командира Минной дивизии.

Зимой 1916 г., когда Балтийский флот скованный льдами стоял в портах, происходило активное перевооружение многих кораблей. Так, к открытию навигации ввиду установки новых более мощных артиллерийских орудий крейсера Минной дивизии оказались вдвое сильнее.

С открытием навигации возобновилась и активная деятельность Балтийского флота. В частности, в конце мая Минная дивизия совершила «молниеносный налет» на германские торговые суда у берегов Швеции. Операцией руководил Трухачев, а Колчак командовал тремя эскадренными миноносцами. В результате вражеские пароходы были рассеяны, одно из конвоирующих судов потоплено. В дальнейшем историки предъявляли претензии Колчаку, что он не воспользовался внезапностью, дав предупредительный выстрел и тем самым позволив противнику уйти. Однако как потом признавался сам Александр Васильевич: «Я, имея в виду возможность встречи со шведскими судами… решил пожертвовать выгодой внезапности нападения и вызвать со стороны идущих судов какой-нибудь поступок, который дал бы мне право считать эти суда неприятельскими».

В июне 1916 г. А.В. Колчак был произведен в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом. Как вспоминал Г.К.Граф: «Конечно, расставаться с ним было очень тяжело, так как вся дивизия его очень любила, преклоняясь перед его колоссальной энергией, умом и храбростью». На встрече с Верховным главнокомандующим Николаем II и его начальником штаба генералом М.В. Алексеевым были получены указания: весною 1917 г. должна быть произведена десантная операция по захвату Босфорского пролива и турецкой столицы Стамбула.

А.В. Колчак на Черноморском флоте

Принятие Колчаком командования Черноморским флотом совпало с получением известия о том, что мощнейший немецкий крейсер «Бреслау» вышел в Черное море. Колчак лично возглавил операцию по его поимке, однако, к сожалению, она окончилась неудачно. Можно, конечно, говорить, об ошибках самого Александра Васильевича, можно указывать и на то, что он еще не успел освоиться с врученными ему кораблями, однако важно подчеркнуть одно: личную готовность идти в бой и стремление к самым активным действиям.

Основную задачу Колчак видел в необходимости прекратить вражескую активность на Черном море. Для этого уже в конце июля 1916 г. он предпринял операцию по минированию Босфорского пролива, тем самым лишив противника возможности активно действовать на Черном море. Причем для поддержания минных заграждений в непосредственной близости постоянно дежурил специальный отряд. Одновременно Черноморский флот занимался конвоированием наших транспортных судов: за все время противнику удалось потопить лишь одно судно.

Конец 1916 г. прошел в планировании дерзкой операции по захвату Стамбула и проливов. К сожалению, Февральская революция и начавшаяся после нее вакханалия сорвали эти планы.


Колчак до последнего оставался верен императору и далеко не сразу признал Временное правительство. Однако в новых условиях ему пришлось по-другому организовывать свою работу, в частности, по поддержанию дисциплины на флоте. Постоянные выступления перед матросами, заигрывание с комитетами позволили относительно долгое время сохранять остатки порядка и не допустить тех трагических событий, которые произошли в это время на Балтийском флоте. Однако ввиду общего развала страны ситуация не могла не ухудшиться. 5 июня революционизированные матросы постановили, что офицеры обязаны сдать огнестрельное и холодное оружие.

Колчак взял свою георгиевскую саблю, полученную за Порт-Артур, и выбросил ее за борт, сказав матросам:

Японцы, наши враги - и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!

Уже вскоре он сдал командование (в сложившихся условиях - номинальное) и уехал в Петроград.

Конечно, волевой офицер, государственник Александр Васильевич Колчак не мог нравиться все более левеющим политикам в столице, а потому он был отправлен фактически в политическую ссылку: стал военно-морским консультантом при американском флоте.

Символика Верховного правителя России

За границей Колчак провел более года. За это время произошла Октябрьская революция, на Юге России была создана Добровольческая армия, а на Востоке образовался ряд правительств, которые в сентябре 1918 г. создали Директорию. В это время А.В. Колчак и вернулся в Россию. Надо понимать, что позиции Директории были очень слабы: ее мягкостью, политиканством и непоследовательностью было недовольно офицерство и широкие деловые круги, выступавшие за «крепкую руку». Колчак в результате ноябрьского переворота стал Верховным правителем России.

На этой должности он старался восстановить закон и порядок на подконтрольных ему территориях. Колчак провел ряд административных, военных, финансовых и социальных реформ. Так, были предприняты меры по восстановления промышленности, снабжению крестьян сельскохозяйственной техникой, освоению Северного морского пути. Более того, с конца 1918 г. Александр Васильевич начал готовить Восточный фронт к решающему весеннему наступлению 1919 г. Однако к этому времени и большевики сумели подтянуть крупные силы. Ввиду ряда серьезных причин уже к концу апреля наступление белых выдохлось, а потом они попали под мощнейший контрудар. Началось отступление, которое так и не удалось остановить.

По мере ухудшения положения на фронте начала падать дисциплина в войсках, а общество и высшие сферы оказались деморализованы. Уже к осени стало ясно, что белая борьба на востоке проиграна. Не снимая ответственности с Верховного правителя, все же отметим, что в сложившейся ситуации с ним рядом не оказалось практически никого, кто был способен помочь решить системные проблемы.

В январе 1920 г. в Иркутске Колчак был выдан чехословаками (которые больше не собирались участвовать в Гражданской войне в России и пытались максимально быстрее покинуть страну) местному революционному совету. До этого Александр Васильевич отказался бежать и спасти жизнь, заявив: «Я буду разделять судьбу армии» . В ночь на 7 февраля он был расстрелян по приказу военно-революционного комитета большевиков.

Генерал А. Нокс (английский представитель при Колчаке):

Я признаю, что всем сердцем симпатизирую Колчаку, более мужественному и искренне патриотичному, чем кто-либо другой в Сибири. Его трудная миссия почти невыполнима из-за эгоизма японцев, тщеславия французов и безразличия остальных союзников.

Пахалюк К., руководитель интернет-проекта «Герои Первой мировой», член Российской ассоциации историков Первой мировой войны

Литература

Кручинин А.С. Адмирал Колчак. Жизнь, подвиг, память. М., 2011

Черкашин Н.А. Адмирал Колчак. Диктатор поневоле. М.: Вече, 2005

Граф Г.К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию. СПб., 1997

Мазуренко К.И. На «Славе» в Рижском заливе // Морские записки. Нью-Йорк, 1946. Т.4. № 2., 3/4

Интернет

Борис Михайлович Шапошников

Маршал Советского Союза, выдающийся советский военный деятель, военный теоретик.
Б. М. Шапошников внёс значительный вклад в теорию и практику строительства Вооружённых сил СССР, в их укрепление и совершенствование, подготовку военных кадров.
Был последовательным поборником строгой дисциплины, но врагом окрика. Грубость вообще ему была органически чужда. Истинный военный интеллигент, б. полковник царской армии.

Мой выбор маршал И.С. Конев!

Активный участник Первой мировой и гражданских войн. Окопный генерал. Всю войну от Вязьмы до Москвы и от Москвы до Праги прошел в самой тяжелой и ответственной должности командующего фронтом. Победитель во многих решающих битвах Великой Отечественной войны. Освободитель ряда стран Восточной Европы, участник штурма Берлина. Недооценен, несправедливо остался в тени маршала Жукова.

За несколько дней до 16 ноября, дня 142-летия Александра Колчака, на одном из домов улицы Большая Зеленина в Санкт-Петербурге была открыта мемориальная доска в его честь. Доску установили на здании, в котором известный полярный исследователь и флотоводец жил в 1906-1912 годах. Буквально через день после открытия неизвестные закрасили надпись черной краской. Во вторник доску отмыли. На четверг 17 ноября намечено предварительное заседание Смольнинского районного суда против установки мемориальной доски.

До сих пор вокруг этой непростой исторической фигуры кипят страсти. Это неудивительно, учитывая, что в советское время личность Колчака была окружена рядом вымыслов, а многие факты из его биографии остались неизвестными широкой публике.

Почти неизвестный ученый

Труды Колчака в качестве ученого и полярного исследователя в советское время всячески принижались и замалчивались.


Между тем, Александр Васильевич был выдающимся океанографом, гидрологом и географом. Наблюдение за состоянием океанов и морей он начал вести, служа на боевых кораблях еще молодым офицером.

Главным научным интересом Колчака стало исследование Северного морского пути, который для России представлял стратегический интерес - это был кратчайший путь из европейской части страны на Дальний Восток.

Колчак принимал участие в нескольких экспедициях, в том числе и вместе с известным полярным исследователем Эдуардом Толлем. Тот отозвался о своем молодом коллеге так: "научная работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудности соединить обязанности морского офицера с деятельностью учёного". Он назвал в честь Колчака один из открытых островов и мыс в Таймырском заливе.

© Фото: Public domain Члены экспедиции Толля лейтенанты А. В. Колчак, Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен у борта шхуны "Заря"


Когда Толль пропал в 1902 году, Колчак снарядил экспедицию, и в сложнейших условиях крайнего Севера предпринял многомесячные поиски своего товарища, к сожалению, безрезультатные. При этом он описал неизвестные земли, уточнил очертания берегов и внес уточнения в природу льдообразования.

С научной точки зрения рейд был оценен как географический подвиг. В 1906 году Русское географическое общество вручило Колчаку Константиновскую медаль. Он стал первым из россиян, кто удостоился этой почетной награды. Материалы его полярных экспедиций были столь обширны, что специальная комиссия Академии наук работала над ними вплоть до 1919 года. Своими работами, в частности, книгой "Лед Карского и Сибирского морей", Колчак заложил основы учения о морских льдах.

© Фото: Public domain Титульный лист монографии А. В. Колчака "Лёд Карского и Сибирского морей"

Плодами его трудов воспользовались уже в советское время, при освоении Северного морского пути, не упоминая, естественно, автора научных разработок.

Русско-японская война

Немного массовый читатель знает и о боевом пути Колчака в начале XX века. О нем не принято было говорить.
О начале Русско-японской войны 1904-1905 годов морской офицер узнал в ходе полярной экспедиции. Он попросил перевести его из ведения Академии наук на флот, выразив горячее желание отправиться в Порт-Артур, где разворачивались основные военно-морские события начала войны.

Колчак командовал миноносцем "Сердитый", обстреливал неприятеля, ставил мины. В ночь на 13 декабря 1904 года на минах, поставленных им, подорвался и затонул японский крейсер "Такасаго", вместе с которым погибли 280 неприятельских моряков. Это была серьезная победа русского флота.

После того, как события вокруг Порт-Артура переместились на сухопутный фронт, Колчак списался на берег, где принял командование батарей разнокалиберных орудий и вплоть до сдачи крепости в январе 1905 года (по новому стилю), находился в боях, отбивая атаки японской пехоты. Его заслуги были отмечены многочисленными наградами, в том числе — Георгиевским оружием с надписью "За храбрость".


Громя немцев на море и на суше

Перед Первой мировой Колчак стал инициатором создания Морского генерального штаба, возглавляя в нем комиссию по изучению причин, приведших русский флот к поражению в Цусимском бою 1905 года, был экспертом думской комиссии по обороне, выступил с рядом научных работ, которые стали теоретическим обоснованием модернизации военного судостроения.

1914 год он встретил капитаном 1-го ранга в должности начальника оперативного отдела штаба командующего Балтийским флота. Под его руководством была разработана и осуществлена операция по блокированию германского побережья. Это стоило немецкому Флоту открытого моря крейсеров "Фридриха Карла", "Аугсбург" и "Газелле".

Летом 1915 года Германия предприняла активное наступление на русском фронте. Действия армии поддержал и германский флот, который попытался прорваться в Рижский залив. Потеряв несколько эсминцев на минных заграждениях, выставленных ранее миноносцами Колчака, немцы вынуждены были отказаться от агрессивных планов. Это привело к срыву наступления германских пехотных дивизий на Ригу.

Став начальником Минной дивизии, Колчак стал прибегать к более активным действиям. Осенью 1915 года под его личным руководством был осуществлен десант на пяти боевых кораблях в немецком тылу. Немцы вынуждены были серьезно усилить береговую линию с помощью войск с фронта, опасаясь непрошенных гостей с востока.

Корабли Колчака оказывали и серьезную помощь своим сухопутным частям. Осенью того же года миноносцы во главе с Колчаком по просьбе армейского командования спасли русские части, отрезанные немцами от своих войск на мысе Рагоцем в Рижском заливе. Огонь русских кораблей был столь убийственен, что течение часа немецкие позиции были разбиты и нашими солдатами взят город Кеммерн (ныне Кемери).

Потери немцев на Балтике к концу 1915 года многократно превышали российские, что было немалой заслугой Колчака.

Гроза турецкого флота

В апреле 1916 года он был произведен в контр-адмиралы, в июне стал вице-адмиралом и получил назначение командующим Черноморским флотом. Там энергичный Колчак в короткие сроки загнал турецкий флот в порты. Командующий применил тот же метод, что и на Балтике, заминировав побережье Турции, и тем самым почти прекратил активные действия врага до 1917 года.

Был разработан дерзкий план Босфорской операции, в ходе которого в сентябре 1916 года стремительными ударами с моря и с суши флот и армия должны были захватить Константинополь. Скорее всего, город бы пал, но начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев активно отстаивал свой вариант, который требовал 10 пехотных дивизий и трех месяцев подготовки. В итоге операцию отложили на весну 1917 года, а затем всем стало не до нее.

Когда грянула Февральская революция, Колчак стал одним из немногих генералов и адмиралов, кто до конца остался верен присяге и не поддержал отречение Николая II. Телеграмму Временному правительству он послал с такой ремаркой: "команда и население просили меня послать от лица Черноморского флота приветствие новому правительству, что мною и исполнено".

Друг или враг Антанты?

Колчака часто обвиняют в том, что он участвовал в гражданской войне в качестве марионетки Антанты. В те годы в Красной Армии была популярна язвительная песня "Мундир английский,//Погон французский,//Табак японский,//Правитель омский".

Но так ли это?

Брусиловский прорыв: как Россия спасала союзников по Антанте Член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Олег Назаров напоминает об истории знаменитой битвы - Брусиловского прорыва Русской армии, - которая во многом определила результаты Первой мировой войны.

Ноябрьский переворот 1918 года в Омске, в результате которого "Всероссийский" Совет министров распустил лево-социалистическую Директорию и тайным голосованием выбрал в качестве Верховного правителя России Александра Колчака, присвоив ему чин полного адмирала, застал английский истеблишмент врасплох. Там расценили произошедшее как настоящую катастрофу, могущую помешать планам Великобритании в России.

Французский генерал Морис Жанен, назначенный командующим войсками Антанты в России (то есть, чехословаками), сделал все, чтобы помешать Колчаку и его войскам. В декабре 1919 года он поддержал восстание против белого правительства в Иркутске, а затем отдал распоряжение о выдаче адмирала Иркутскому военно-революционному комитету, который расстрелял Колчака.Судьба Франции тогда висела на волоске, однако с помощью русских войск французам удалось остановить германское наступление. О подробностях битвы при Вердене напоминает Сергей Варшавчик.

Особое раздражение Антанты вызывало то, что Колчак не собирался отдавать им захваченную у большевиков большую часть золотого запаса царской империи. Золото расходовалось им бережно и рачительно, а доходы от вкладов в зарубежных банках возвращались в Россию.

Впоследствии чехословаки отняли у Колчака золото, передав большевикам свыше 400 миллионов золотых рублей в обмен на гарантии своего беспрепятственного выезда из страны.

Взгляд на террор

Основное обвинение, которое предъявляется Колчаку его противниками, состоит в том, что на подконтрольной ему территории действовал террор в отношении гражданского населения. На основании этого 26 января 1999 года военный суд Забайкальского военного округа признал адмирала не подлежащим реабилитации.

Однако в 2000 году Конституционный суд России постановил, что суд Забайкальского округа не имел права выносить свой вердикт в отсутствие защитников Колчака, а, следовательно, дело должно быть рассмотрено заново.

Любопытно, что сами большевики, при которых массовый террор стал системой государственного управления, с пониманием относились к действиям администрации Верховного правителя. В частности, Владимир Ленин писал: "Довольно неумно порицать Колчака за то, что он насильничал против рабочих. Это вульгарная защита демократии, это глупые обвинения Колчака. Колчак действует теми способами, которые он находит".

Когда в стране есть памятные знаки не только красным, но и белым, это означает, что гражданская война закончилась.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Александр Васильевич Колчак (4 ноября (16 ноября) 1874 года, Санкт-Петербург, Обуховский завод - 7 февраля 1920, Иркутск) - русский ученый-океанограф, один из крупнейших полярных исследователей конца XIX - начала XX веков, военный и политический деятель, флотоводец, действительный член императорского русского географического общества (1906 г.), адмирал (1918 г.), вождь Белого движения, Верховный правитель России.

Участник ряда полярных экспедиций 1900-1909 годов: Русской полярной экспедиции, Спасательной экспедиции 1903 года, Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Награждён Императорским Русским географическим обществом Большой Константиновской медалью (1906 г.).

Автор фундаментального научного труда «Лёд Карского и Сибирского морей», теоретического труда «Какой нужен России флот», родоначальник теории подготовки, организации и проведения совместных операций армии и флота. Автор целого ряда научных статей и работ. Лектор Морской академии (1908 г.).

Участник Русско-японской войны, Обороны Порт-Артура. Во время Первой мировой войны командовал минной дивизией Балтийского флота (1915-1916), Черноморским флотом (1916-1917). Георгиевский кавалер.

Руководитель Белого движения как в общероссийском масштабе, так и непосредственно на Востоке России. На посту Верховного правителя России (1918-1920 гг.) был признан всеми руководителями Белого движения, «де-юре» - Королевством сербов, хорватов и словенцев, «де-факто» - государствами Антанты.

Верховный главнокомандующий Русской армией.

Верховный правитель России

Приход к власти в Сибири адмирала А.В. Колчака, принявшего звание Верховного правителя Российского государства и главнокомандующего русской армией, концентрация в его руках военной, политической и экономической власти дала возможность белым оправиться от поражений, понесённых ими в Поволжье осенью 1918 года. Противобольшевистское движение после омских событий стало более консолидированным, однако события не обошлись без потерь для него:
политическая база движения стала у;же. Таким образом, в результате событий 18 ноября 1918 года антибольшевистское движение трансформировалось в Белое движение.

Колчак надеялся, что под знаменем борьбы с красными ему удастся объединить самые разнородные политические силы и создать новую государственную власть.
Поначалу положение на фронтах благоприятствовало этим планам. В декабре 1918 года Сибирская армия заняла Пермь, имевшую важное стратегическое значение и существенные запасы военного снаряжения.

Если говорить о роли западных держав в приходе к верховной власти А.В. Колчака, то можно сказать однозначно: Антанта поддерживала Колчака, но выдвинули его отечественные, русские антибольшевистские силы.

30 ноября 1918 г. Верховный Правитель и Верховный Главнокомандующий адмирал А. В. Колчак издал приказ не только о восстановлении дня празднования в честь Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 26 ноября (старого стиля), но и расширении его значения, повелев:
Считать этот день праздником всей Русской Армии, доблестные представители которой высокими подвигами, храбростью и мужеством запечатлели свою любовь и преданность нашей Великой Родине на полях брани.

Расследование убийства Царской Семьи

Верховным правителем было организовано тщательное расследование дела о расправе большевиков с семьей Императора Николая II, поручено оно было опытному следователю Н.А. Соколову, который провёл кропотливую работу и на основе раскопок, сбора и анализа документов, поиска и допросов свидетелей установил время, место и обстоятельства трагедии, хотя останки убитых до отступления Русской армии от Екатеринбурга в июле 1919 года найти не успели в СССР была опубликована записка Ленина заместителю Троцкого Э. Склянскому для передачи по телеграфу члену Реввоенсовета 5-й армии, председателю Сибревкома И. Смирнову, которая к этому моменту была известна за границей уже 20 лет - с момента опубликования в Париже издания «Бумаги Троцкого»:

Шифром. Склянскому: Пошлите Смирнову (РВС 5) шифровку: Не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска пришлите строго официальную телеграмму с разъяснением, что местные власти до нашего прихода поступали так и так под влиянием угрозы Каппеля и опасности белогвардейских заговоров в Иркутске. Ленин. Подпись тоже шифром.

1. Берётесь ли сделать архи-надёжно?
2. Где Тухачевский?
3. Как дела на Кав. фронте?
4. В Крыму?

По мнению ряда современных российских историков, эту телеграмму следует расценивать как прямой приказ Ленина о бессудном и тайном убийстве Колчака.

Историк И.Ф. Плотников отмечает, что в отношении А.В. Колчака дело большевиками изначально ставилось на неправовые рельсы, и при оценке личности, как политического противника, и как военнопленного. Историк В. Г. Хандорин обращает внимание на то обстоятельство, что решение о казни адмирала А. В. Колчака без суда было принято вскоре после официального постановления советского правительства от 17 января 1920 года об отмене смертной казни.
Пепеляев при этом перед расстрелом даже не был допрошен.

4 ноября 2004 года в Иркутске торжественно открыт памятник адмиралу А. В. Колчаку. Автор идеи и спонсор проекта С. В. Андреев, скульптор В. М. Клыков.
Фото Г. В. Коробовой

Задача данной статьи - выяснить, как заложена трагическая гибель адмирала АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА КОЛЧАКА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 26 38 62 63 74 75 87 93 104 122 123 137 142 159 162 163 181 191 203 232 238 241 251 275
К О Л Ч А К А Л Е К С А Н Д Р В А С И Л Ь Е В И Ч
275 264 249 237 213 212 201 200 188 182 171 153 152 138 133 116 113 112 94 84 72 43 37 34 24

1 13 19 30 48 49 63 68 85 88 89 107 117 129 158 164 167 177 201 212 227 239 263 264 275
А Л Е К С А Н Д Р В А С И Л Ь Е В И Ч К О Л Ч А К
275 274 262 256 245 227 226 212 207 190 187 186 168 158 146 117 111 108 98 74 63 48 36 12 11

275 = КОЛЧАК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ.

К(ровоизлияние) (в п)ОЛ(ость) Ч(ереп)А+КА(знь)+(застре)ЛЕ(н) (в затыло)К+С(мертельное) (р)АН(ение)+(раз)ДР(облена голо)ВА+СИЛЬ(но)Е (кро)В(о)И(злияние) (в полость) Ч(ерепа)

275 = К,ОЛ, Ч,А + КА, + ,ЛЕ,К + С,АН, + ,ДР,ВА + СИЛЬ,Е,В,И, Ч,.

18 24 29 58 71 86 92 113 119 122 139 140 152 184
С Е Д Ь М О Е Ф Е В Р А Л Я
184 166 160 155 126 113 98 92 71 65 62 45 44 32

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

(рас)С(тр)Е(л) + (зло)Д(еяние) + (гибел)Ь МО(зга)+(кровоизлияни)Е+(катастро)Ф(а)+(пул)ЕВ(ые) РА(нения) (го)Л(овы)+(скончалс)Я

184 = ,С,Е, + ,Д, + ,Ь МО, + ,Е + ,Ф, + ,ЕВ, РА,Л, + ,Я.

Код полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 76-СОРОК + 96-ПЯТЬ = 172.

18 33 50 65 76 92 124 143 172
С О Р О К П Я Т Ь
172 154 139 122 107 96 80 48 29

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

С(мертельн)О Р(анен) (в затыл)ОК П(ул)Я(ми) + (смер)ТЬ

172 = С,О Р,ОК П,Я, + ,ТЬ.

Смотрим верхнюю таблицу кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

26 = (сор)ОК; 74 = (сор)ОК ПЯ(ть); 93 = (сор)ОК ПЯТ(ь); 122 = (сор)ОК ПЯТЬ.

122 = (сор)ОК ПЯТЬ = УБИТ В УПОР
____________________________________
171 = 63-ГИБЕЛЬ + 108-РАССТРЕЛ

171 - 122 = 49 = В ГОЛО(ву).

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.