Понятие труда

В обыденном языке слово «труд » имеет несколько значений, что отражено в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова:

1. целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей;

2. работа, занятие;

3. усилие, направленное к достижению чего-нибудь.

Существуют также и другие определения труда. Например, труд – это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека.

Труд по своей природе есть труд общественный благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастности человека к общественным результатам. Конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определённые связи и отношения друг с другом.

Обязательными элементами труда являются рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда.

Средства производства состоят из предметов труда и средств труда.

Предметы труда – это продукты природы, которые подвергаются изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля, её недра, флора и фауна, сырьё и материалы и т.д.

Средства труда – это орудия производства (машины, оборудование, инструменты, приборы).

Процесс труда есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Изучению и учету подлежат, прежде всего, три аспекта (три стороны) труда:

1. Психофизиологический аспект - проявляется в затратах человеческой энергии, которые выражаются в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем его нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

2. Организационно-технологический аспект - выражается во взаимодействии работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно- технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.


3. Организационно-экономический аспект - проявляется в производственном взаимодействии работников друг с другом как по горизонтали (отношения соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труд а- индивидуальной или коллективной, от численности работающих, организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, охраны труда, трудового права и др.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, обеспечивает повышение его материального и культурного уровня.

Труд - это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека и общества в целом.

Для трудовой деятельности характерны следующие черты:

а) сознательный характер;

б) эта деятельность направлена на получение благ;

в) рациональность;

г) общественная полезность;

д) целенаправленность.

Сферой действия трудового права является только та часть наемного труда, которая связана с общественными отношениями, возникающими по поводу процесса труда.

Трудовое право - это самостоятельная отрасль российского права, которая имеет свой особенный предмет, метод, принципы правого регулирования.

Предмет трудового права - группа общественных отношений (определены в ст. 1 ТК РФ):

1. Трудовые отношения. Центральный институт - трудовой договор. В нём сгруппированы нормы о понятии, видах тру­дового договора, порядке его заключения (приема на работу), изменения (перевода) и прекращения (увольнения);

2. Иные общественные отношения тесно связанные с трудовыми:

а) отношения по организации труда и управления трудом;

б) трудоустройство у данного работодателя (например , отношения, когда ещё не устроился на работу у данного работодателя);

в) подготовка и дополнительное профессиональное образование работников (в старых редакциях ТК РФ профессиональная подготовка и переподготовка и повышение квалификации) непосредственно у данного работодателя. Центральный институт - ученический договор.

г) социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений. Социальное партнерство выражается в заключение двух актов: коллективный договор и соглашение.

Пример: нельзя путать трудовой договор и коллективный договор. Коллективный договор является источником трудового права, т.к. носит нормативный характер: он распространяется на весь коллектив и может применяться несколько раз. Трудовой договор – не источник, т.к. он – персонифицированный акт конкретного работодателя, между конкретным работником и работодателем. Он действует определённый срок и в отношении отдельного работника;

д) участие работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;

е) материальная ответственность работодателя и работника в сфере труда. Отличие ответственности в ТП от ГП в том, что в ТП нужно возмещать только ущерб, а упущенная выгода работником не возмещается;

ж) по надзору и контролю, профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства;

з) разрешение трудовых споров;

и) обязательное социальное страхование.

Характерные черты трудового правоотношения:

1. Носит сложный характер. У работников и работодателей есть целый комплекс обязанностей по отношению друг к другу;

2. Трудовое отношение носит волевой характер. Основанием возникновения трудовых отношений является заключение трудового договора;

3. Характеризуется личным выполнением работником трудовой функции (работы). Однако есть исключения - относиться к видам договоров, где можно привлекать членов своей семьи - договор с надомниками (швея на дому);

4. Трудовое отношение носит длящийся характер. Работник регулярно должен выполнять обусловленную трудовым договором работу, а работодатель - регулярно выплачивать ежемесячную зарплату (два раза в месяц) и обеспечивать надлежащие условия труда;

5. Базовый характер трудовых отношений. Трудовое отношение является предпосылкой возникновения иных общественных отношений, тесно связанных с трудовыми.

Трудовое отношение (ст. 15 ТК РФ ) - отношение, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка (ВТР ), а работодатель обеспечивает надлежащие условия труда (Например , оплачиваемый отпуск 28 дней).

Метод трудового права и его особенности

Метод трудового права - комплекс юридических средств, используемых при регулировании трудовых и иных общественных отношений, тесно связанных с трудовыми.

Особенности и отличительные черты метода:

а)Сочетание централизованного и локального регулирования. Централизованное регулирование осуществляется органами государственной власти и социальными партнерами. Локальное регулирование - означает принятие актов на уровне работодателя. Например , должностные инструкции, положения об оплате труда и т. д.;

б) Сочетание государственного и договорного регулирования. Государственное регулирование осуществляется органами государственной власти, а договорное - между работником и работодателем посредством заключения трудового договора;

в) Участие представителей работников в установлении норм трудового права (профсоюзы могут участвовать в разработке локальных актов);

г) Единство и дифференциация правого регулирования. Единство проявляется в установление базовых трудовых прав и гарантий. Например , все имеют право на судебную защиту. Дифференциация выражается в установлении особенностей для отдельных категорий работников, эти особенности касаются, например, повышения уровня трудовых прав и гарантий или могут устанавливать изъятия из общих правил.

д) Метод трудового права характеризуется сочетанием императивного и диспозитивного регулирования.

К основаниям дифференциации относятся следующие группы отношений:

1. Условия труда: нормальные, вредные, опасные;

2. Климатические условия (Например , районы крайнего севера);

3. Физиологические особенности работников (женщины, инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины).

4. Социальное положение работников (например , совмещение работы с учебой, наличие несовершеннолетних детей и т.д.). Например , чтобы не было произвола работодателей, устанавливается кол-во часов, которые должен работать по совместительству – не более половины от времени основной работы.

5. Специфика трудовой связи. Сезонный, временный характер работы, совместительство, работа у работодателя - физического лица.

6. Характер трудовой деятельности (Например , государственная служба, творческая деятельность). Государственная служба бывает: правоохранительная, военная и гражданская.

Система трудового права

Предмет и цельсистемы науки, учебного курса - изучение норм трудового права, их развития, правовых связей. Система науки шире системы отрасли российского трудового права, в нее включаются и учение о пра­воотношениях в сфере трудового права, и история развития тру­дового законодательства, и зарубежное, и международное трудо­вое право.

Учебная дисциплина ТП состоит из тем.

Система отрасли трудового права – это совокупность расположенных в определенном порядке правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики об­щественных отношений, составляющих предмет данной отрас­ли.

Предметом и целью системы отрасли является создание структуры расположения норм ТП внутри отрасли.

В общей части науки ТП изучаются проблемы, имеющие сквозной характер для всей отрасли и науки, а в особенной - проблемы по отдель­ным институтам этой отрасли. В специальную часть входит изу­чение норм зарубежного трудового законодательства и междуна­родно-правового регулирования труда.

Система отрасли трудового права делится на две части : об­щую и особенную . (Некоторые учёные выделяют третью часть - спе­циальную . Сюда включают раздел XII ТК РФ).

В Общую часть вводят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников и работодателей, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений и т.д.

Особенная часть строится по ин­ститутам как совокупность однородных групп правовых норм.

Институты, в которых сгруппированы нормы, ре­гулирующие другие вопросы трудовых отношений:

а) институт занятости населения;

б) институт ра­бочего времени и времени отдыха;

в) институт оплаты труда;

г) ин­ститут гарантийных и компенсационных выплат;

д) институт трудо­вой дисциплины;

е) институт охраны труда.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие «труд» и его формы менялись во времени и пространстве. Труд как социокультурный и исторический феномен есть то, что считается таковым в том или ином обществе в то или иное время.

Труд

1)целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей;

2)основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействует на окружающую природ среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди обеспечивают свое существование, создают условия для развития общества.

3) (по Тощенко) Труд – целесообразная деятельность, обеспечивающая взаимодействие человека между природой и обществом.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основные формы: затраты чел энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом по горизонтали, по вертикали.

Роль труда в развитии и человека и общества в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности (для удовлетворения потребностей), но и развиваются сами работники, кот приобретают навыки, раскрывают свои способности.

Творческий характер труда – в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии => развитие потреб.

В процессе труд. деятельности производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности, появляются новые потребности.

В процессе труда люди вступают в опр. соц. отношения. Соц. взаимодействие в сфере труда – форма соц. связей, обмен деятельностью и взаимодействие. Основа взаимодействия людей – общность или расхождение их интересов, целей, взглядов. Посредники – орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие образует Социальные отношения – отношения м/д членами соц. общностей и общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, условий формирования и развития личности, социальных общностей. Неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Соц-труд. отношения позволяют определить соц.значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

Схема воздействия труда на человека и общество:

Изменяется организация труда. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда она оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда во вред среде.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается как динамично развивающееся и прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, – все это называется производством, где создаются новые потребности, под влиянием которых постепенно происходит преобразование общества.

Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определенных социальных условиях образует специфические социальные отношения.

Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида игруппы.
Характер труда определяет социальные различия
: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т.п.

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление сферы обитания, создание материальных и культурных ценностей для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда всегда связан с затратами физической и психологической энергии, а также ресурсов. Труд – один из главных факторов производства, наряду с землей, природными ресурсами, капиталом и предпринимательством. Труд – это естественные условия человеческой жизни. Он позволяет человеку стать личностью, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Трудовой процесс является самоуправляемым и управляемым извне. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда, как деятельности по приданию предмету труда необходимых свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную сторону.

Предметы труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предмет труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления, и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология – это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда.

Основными формами проявления труда являются:

1) Затраты человеческой энергии. Психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов и органов чувств. Затраты энергии человека определяется степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности. Они формируют такие состояния, как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность и здоровье человека, а также его развитие.

2) Взаимодействие работника со средствами производства. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего времени, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда. Эти параметры деятельности представляют требования к специальной подготовке работников и их квалификационному уровню.

3) Производственное взаимодействие работников друг с другом, как по горизонтали (коллектив), так и по вертикали (начальник-подчиненный). Оно определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности, которая зависит от уровня кооперации труда, от численности работающих, и т.д.

Роль труда в реальном развитие человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают свои знания.

Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые в свою очередь ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны – насыщение рынка товарами, услугами и культурными ценностями, а с другой стороны – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда.

Социальная роль труда проявляется в развитии и совершенствовании производства, благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Это идеальная схема воздействия труда на человека и общество.

Функции труда:

1) производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;

2) обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;

3) формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;

4) развитие самого человека, формирование творческой личности.

Виды труда:

По характеру и содержанию труда:

1) наемный и частный;

2) индивидуальный и коллективный;

3) по желанию, по необходимости или по принуждению;

4) физический и умственный;

5) репродуктивный и творческий;

6) по разной степени сложности.

По предмету и продукту труда

1) научный, инженерный, управленческий, производственный, и т.д.;

2) промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, коммуникационный, и т.д.

III. По средствам и способам труда

1) ручной (технически-невооруженный);

2) механизированный;

3) автоматизированный (в т.ч. компьютеризированный).

По условиям труда

1) стационарный и передвижной;

2) наземный и подземный;

3) по степени тяжести;

4) привлекательный и непривлекательный;

5) свободный и регламентированный, и по степени регламентации.

Общественная организация труда – существующая в данном обществе, государстве связь м/у людьми в процессе совместного труда, включающая их отношения по собственности к средствам производства и продукту труда. Эти исторически определенные для каждого государства, общества отношения людей, т.е. их связи по участию в общественной организации труда, и являются предметом правового регулирования, т.е. предметом отрасли трудового права.

Труд - целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Также «труд» - деградационная деятельность человека в малоразвитых цивилизациях (то есть использующих труд человека), системах (в том числе политических) приводящая к умственной и социальной отсталости в развитии человеческих индивидов, низведении человека до функционала машины, винтика в системе.

В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе труда природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой.

Труд, с точки зрения большинства современных экономистов, осуществляется за плату. Заработная плата может расти и падать, поскольку растущая производительность труда не всегда приводит к росту зарплаты (например, Кривая Филлипса). Разнообразие форм исчисления заработной платы является косвенным следствием того, что ни одна из них не совершенна. Труд облегчает выживание, труд приносит деньги, увеличить количество денег в краткосрочной перспективе можно, объединившись в профсоюз. Труд может быть бесплатным (см. рабство, коммунизм, военная служба). Полной противоположностью бесплатному труду является профессия рантье. Классический взгляд на труд как на физический процесс сильно изменился с началом НТР. Ничего физически не делающий учёный проделывает умственный труд, который может характеризоваться огромной производительностью труда. Но чаще оказывается, что учёный действительно ничего не делал, так как выдающиеся открытия совершаются не каждый день.

Труд структурирует не только индивидуальную, но и коллективную жизнь людей: их социальные роли, социальное пространство и время. Жизнь человека делится на этапы социализации в соответствии с трудовой деятельностью: активную жизнь и жизнь на пенсии, отдых. День, неделя, год также подчинены ритму, задаваемому работой. Пространство, в котором живет индивид, также оказывается функционально расчлененным: место работы, дом, место отдыха. Отсутствие дома большей части населения в течение рабочего дня определяет городскую среду обитания (спальные предместья, рабочие города) и организацию досуга (зрелищные мероприятия проводятся после окончания рабочего дня)

Фейджин, Л. и М. Литтл выделили несколько функций труда в жизни человека:

1. Работа является источником идентичности: через нее люди определяют себя в терминах класса, статуса, влияния, устанавливают свое место в социальной иерархии и групповых объединениях. Из этого вырастает чувство безопасности, принадлежности, социальное узнавание и понимание.

2. Работа создает социальные связи вне рамок семьи, обогащает межличностное общение.

3. Работа организует регулярную целенаправленную деятельность людей. Делать это самостоятельно могут не многие.

4. Труд создает условия для развития профессиональных навыков и творческих способностей, повышает самооценку, создает чувство уверенности и безопасности.

5. Труд структурирует психологическое время, заполняет и организует день. При потере работы люди зачастую не могут ответить, чем они занимались сегодня или вчера.

6. Труд – источник целеполагания, он связывает человека с миром, с другими людьми. Потеря труда приводит к ощущению бессмысленности существования.