Возрастные нормы частоты дыхательных движений. Частота дыхания в норме у взрослого в минуту в норме В чем измеряется дыхание

Попросите согласие у человека, которому хотите определить частоту дыхания.

  • Существует теория, что лучше всего проверять частоту дыхания не предупреждая об этом, чтобы исключить влияние внешних факторов и нервной системы. Однако это не очень хорошая идея с точки зрения этики.

Выберите место с хорошим освещением и найдите часы с секундной стрелкой (или секундомером).

Попросите человека сесть ровно, выровнять спину. Убедитесь в том, что он не нервничает. Частоту дыхания нужно проверять в спокойной, расслабленной обстановке.

Важно исключить проблемы с дыханием. Их главными признаками являются: холодная, влажная кожа, посинение губ, языка, ногтевых пластин или слизистой оболочки щеки, поднятие плечевого пояса при дыхании, прерывистая речь.

Положите ладонь на верхнюю часть груди человека, немного ниже ключицы.

Подождите, пока секундная стрелка часов не будет на отметке 12 или 6. Так будет проще начать отсчет.

Сосчитайте количество вдохов с помощью движений грудной клетки. Одно дыхательное движение включает 1 вдох и 1 выдох. Обращайте внимание на вдохи – это упростит подсчет.

Прекратите подсчеты через 1 минуту. Нормальная частота дыхания 12 – 18. Обратитесь к врачу если показатели ниже 12 или выше 25 – это говорит о проблемах с дыханием.

  • Последующие причины могут объяснять замедленное или ускоренное дыхание:

    • Дети дышат чаще, чем взрослые. Ускоренное дыхание может быть вызвано нервозностью, физическими упражнениями, громкой или быстрой музыкой, большой высотой. Проблемы с дыханием могут быть также вызваны медицинскими причинами такими как: анемия, горячка, заболевания головного мозга, сердечно - сосудистые заболевания, пневмония, астма или другие респираторные заболевания.
    • У людей пожилого возраста дыхание замедлено. Дыхание также замедляется во время сна или в расслабленном состоянии. Медицинские причины могут быть: прием наркотических препаратов(в частности морфия), заболевания легких, отек головного мозга, заболевания на последних стадиях.
  • Проверьте наличие следующих симптомов, что может указывать на наличие проблем с дыханием:

    • Неравномерность дыхания. С одинаковой ли частотой вдыхает и выдыхает человек? Нерегулярные дыхательные движения могут указывать на проблемы с дыханием.
    • Глубина дыхания. Дыхание глубокое (незначительно расширяется грудная клетка) или поверхностное? У пожилых людей дыхание, как правило, неглубокое.
    • Одинаково ли расширяется правая и левая часть грудной клетки на вдохе?
    • Звук во время дыхания. Присутствуют ли какие либо звуки при дыхании, такие как хрипы, бульканье, урчание, возникают они на вдохе или на выдохе. Ля их дифференциации используйте фонендоскоп или стетоскоп.
  • О состоянии ребенка многое могут поведать не только пульс, температура и артериальное давление. Очень информативным показателем считается и частота дыхательных движений. О том, как научиться ее измерять, и какая частота считается нормой, мы расскажем в этой статье.


    Что это такое?

    Такой биомаркер, как частота дыхательных движений, известен с самых древних времен. Врачеватели античного мира заметили, что у больного человека этот показатель изменяется. Сегодня ЧДД (частота дыхательных движений) не теряет своей актуальности в диагностике самых разнообразных детских и взрослых заболеваний. За одно движение принято считать одну серию «вдох-выдох». Оценивается количество таких движений за конкретный промежуток времени - обычно это 1 минута.

    Следует отметить, что ЧДД у детей совсем не похожа на аналогичный показатель у взрослых. Дети в силу анатомических особенностей дышат несколько иначе - их дыхание неглубокое, поверхностное, частота вдохов и выдохов значительно выше. Потребности в кислороде у растущего детского организма чрезвычайно велики, а объем легких и размеры грудной клетки маленькие. Именно поэтому малышу необходимо интенсивное дыхание.

    Однако есть определенные нормы для разного возраста. И превышение частоты дыхания сверх этих норм может свидетельствовать о том, что у ребенка имеется кислородное голодание (гипоксия). Учащенное дыхание сопровождает самые разнообразные патологии у детей.


    Зачем измерять?

    Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка. Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так. Большинство заболеваний, которые сопровождаются учащенным дыханием у детей, успешно лечатся при своевременном обращении и оказании правильной медицинской помощи. Педиатр, конечно, будет обращать внимание на ЧДД ребенка при каждом плановом посещении поликлиники.

    В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.

    Сделать это несложно, частота дыхательных движений - это параметр, который может определить самостоятельно любая мама, любой отец и бабушка малыша. Главное, все сделать грамотно и правильно оценить полученные результаты.


    Как измерять?

    Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.

    Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе - опускается).


    В 4 года начинается освоение нового для малыша способа дышать - грудного дыхания (когда при совершении вдоха и выдоха поднимается и опускается грудная клетка). К 10 годам у ребенка формируется тот тип, который более свойственен ему по половому признаку. У мальчиков обычно наблюдается брюшное дыхание, а у девочек - диафрагмальное. Таким образом, определить место, куда положить руку, очень просто – надо отталкиваться от возраста ребенка.


    Алгоритм подсчета довольно прост. В течение 1 минуты считают эпизоды «вдох-выдох». Одна серия таких движений считается за одно дыхательное движение. Большая ошибка измерять дыхание в течение 30 секунд, чтобы потом умножить полученное число на два. Дыхание не настолько ритмично, как, например, пульс, а потому такой упрощенный способ для измерения ЧДД не подходит. Еще одну минуту родители потратят на измерение частоты сердечных сокращений (пульса) и можно будет оценить состояние ребенка, отталкиваясь от возрастных норм.

    Для измерения пригодятся электронные часы, секундомер или часы со стрелкой.



    Нормы

    В интернете существует масса таблиц, по которым предлагается сопоставить данные, полученные в результате измерения частоты дыхания ребенка с нормами. Сложно оценивать правдивость каждой. Педиатры стараются придерживаться данных, которые опубликованы в Berkowitz s Pediatrics: A Primary Care Approach. Они признаны официально:

    1. Новорожденные. Частота дыхания - 30-60 раз в минуту. Пульс – от 100 до 160.
    2. Дети в 6 месяцев. Частота дыхания - 25-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
    3. Дети в 1 год. Частота дыхания 20-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
    4. Дети в 3 года. Частота дыхания 20-30 раз в минуту. Пульс - от 80 до 120.
    5. Дети в 6 лет. Частота дыхания 12-25 раз в минуту. Пульс - от 70 до 110.
    6. Дети в 10 лет. Частота дыхания - 12-20 раз в минуту. Пульс - от 60 до 90.


    Внимательные родители смогут заметить любое отклонение от индивидуальной детской нормы. Речь идет о той частоте, на которой ребенок обычно дышит, ведь у одного грудничка насчитывается 40 вдохов-выдохов за 60 секунд, а у другого малыша в том же возрасте - только 25. Понятно, что во втором случае повышение частоты до 40-45 будет считаться нарушением, а в первом, у крохи с частым от рождения дыханием такие же показатели будут нормой. Родителям не стоит игнорировать собственные наблюдения. Ведь мамы и папы лучше знают индивидуальные особенности своего младенца, чем любой, даже очень хороший доктор, который видит ребенка в первый раз.


    Причины отклонения

    Превышение частоты дыхательных движений в медицине носит название «тахипноэ» . Это – не заболевание, а всего лишь симптом, который может говорить о развитии определенной патологии. Говорить о тахипноэ можно в том случае, если ЧДД отличается от нормы в большую сторону не менее, чем на 20%. У частого детского дыхания есть вполне объяснимые физиологические и психологические причины. Когда дети волнуются, переживают, находятся в состоянии стресса, испуга, в нервной ситуации, они очень часто реагируют на стресс именно учащением дыхательных движений.

    Такое тахипноэ не требует коррекции, лечения и обычно проходит самостоятельно по мере укрепления нежной детской нервной системы. Если стресс очень сильный, то родителям можно проконсультироваться с неврологом и детским психологом.



    При одышке поверхностное неглубокое дыхание у ребенка наблюдается только в периоды повышенной физической активности, в моменты, когда ребенок устал и пытается отдышаться. Одышка временная и преходящая. Тахипноэ носит постоянный характер. Если превышение нормальной частоты дыхания не исчезает у ребенка даже во сне, это, безусловно, основание для того, чтобы вызвать врача и обследовать малыша на предмет возможного заболевания.


    Что делать?

    При обнаружении повышения ЧДД у новорожденных, лучше всего вызвать врача. Если у малыша имеются и другие симптомы - насморк, кашель, жар, вдох или выход стали затрудненными, оптимальное решение - позвонить в «Скорую помощь». Ребенку постарше можно попытаться оказать помощь самостоятельно. Обязательное условие - отсутствие каких-либо дополнительных болезненных признаков.

    Для купирования приступа тахипноэ достаточно взять бумажный пакет, прорезать в нем небольшое отверстие и предложить ребенку в игровой форме подышать через пакет. Это поможет восстановить газовый обмен в клетках, и дыхание стабилизируется.

    Вдох и выдох должны делаться только через пакет, воздух извне вдыхать нельзя.

    Внезапное учащение дыхания без видимых причин (волнения, стресса, испуга) - всегда тревожный симптом, игнорировать который родители не должны. Важно быстро взять себя в руки, успокоить малыша, подышать через пакет, удостовериться, что кожные покровы ребенка имеют нормальный окрас, не изменились, не побледнели и не появилось синюшности. Лечение всегда подразумевает терапию основного заболевания, вызвавшего учащенное дыхание.


    Чего делать нельзя?

    Родители не должны пытаться дать ребенку с участившимся дыханием медикаменты. Никакие таблетки и капли в этот момент не могут повлиять на отдельный симптом вероятного скрытого заболевания. Но вот ухудшить состояние малыша самовольно данными препаратами вполне возможно. Не стоит пытаться сделать ребенку с нарушениями частоты дыхания ингаляции. Помочь они не в состоянии, а вот ожог дыхательных путей, который кроха может получить при ингаляции паром, – вполне реальная угроза.

    Родителям важно научиться отличать тахипноэ от самой обыкновенной одышки.


    О том, какая частота дыхания у ребенка считается правильной, смотрите в следующем видео.

    Соотношение ЧДД и ЧСС у здоровых детей на первом году жизни составляет 3-3,5, т.е. на одно дыхательное движение приходится 3-3,5 сердечных сокращения, у детей старшего года – 5 сердечных сокращений.

    Пальпация.

    Для пальпации грудной клетки обе ладони симметрично прикладывают к исследуемым участкам. Сдавливая грудную клетку спереди назад и с боков, определяют её резистентность. Чем меньше возраст ребёнка, тем более податлива грудная клетка. При повышенном сопротивлении грудной клетки говорят о ригидности.

    Голосовое дрожание – резонансная вибрация грудной стенки пациента при произнесении им звуков (предпочтительно низкочастотных), ощущаемая рукой при пальпации. Для оценки голосового дрожания ладони также располагают симметрично. Затем ребёнку предлагают произнести слова, вызывающие максимальную вибрацию голосовых связок и резонирующих структур (например, «тридцать три», «сорок четыре» и т.д.). У детей раннего возраста голосовое дрожание можно исследовать во время крика или плача.

    Перкуссия.

    При перкуссии лёгких важно, чтобы положение ребёнка было правильным, обеспечивающим симметричность расположения обеих половин грудной клетки. При неправильном положении перкуторный звук на симметричных участках будет неодинаковым, что может дать повод к ошибочной оценке полученных данных. При перкуссии спины целесообразно предложить ребёнку скрестить руки на груди и одновременно слегка нагнуться вперёд; при перкуссии передней поверхности грудной клетки ребёнок опускает руки вдоль туловища. Переднюю поверхность грудной клетки у детей раннего возраста удобнее перкутировать, когда ребёнок лежит на спине. Для перкуссии спины ребёнка сажают, причем маленьких детей кто-нибудь должен поддерживать. Если ребёнок ещё не умеет держать голову, его можно перкутировать, положив животом на горизонтальную поверхность или свою левую руку.

    Различают непосредственную и опосредованную перкуссию.

    Непосредственная перкуссия – перкуссия с выстукиванием согнутым пальцем (чаще средним или указательным) непосредственно по поверхности тела пациента. Непосредственную перкуссию чаще применяют при обследовании детей раннего возраста.

    Опосредованная перкуссия – перкуссия пальцем по пальцу другой руки (обычно по фаланге среднего пальца левой кисти), плотно приложенному ладонной поверхностью к исследуемому участку поверхности тела пациента. Традиционно перкуссионные удары наносят средним пальцем правой руки.

    Перкуссию у детей раннего возраста следует проводить слабыми ударами, так как вследствие эластичности грудной клетки и её малых размеров перкуторные сотрясения слишком легко передаются на отдалённые участки.

    Так как межребёрные промежутки у детей узкие (по сравнению со взрослыми), палец-плессиметр следует располагать перпендикулярно рёбрам.

    При перкуссии здоровых лёгких получается ясный лёгочный звук. На высоте вдоха этот звук становится ещё более ясным, на пике выдоха несколько укорачивается. На разных участках перкуторный звук не одинаков. Справа в нижних отделах из-за близости печени звук укорочен, слева вследствие близости желудка принимает тимпанический оттенок (так называемое пространство Траубе).

    Аускультация.

    При аускультации положение ребёнка такое же, как и при перкуссии. Выслушивают симметричные участки обоих лёгких. В норме у детей до 6 месяцев выслушивают ослабленное везикулярное дыхание, с 6-ти месяцев до 6 лет – пуэрильное (дыхательный шум более громкий и продолжительный в течение обеих фаз дыхания).

    Особенности строения органов дыхания у детей, обусловливающие наличие пуэрильного дыхания, перечислены ниже.

    Большая эластичность и малая толщина стенки грудной клетки, увеличивающие её вибрацию.

    Значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающий воздушность ткани лёгких.

    После 6-ти лет дыхание у детей постепенно приобретает характер везикулярного, взрослого типа.

    Бронхофония – проведение звуковой волны с бронхов на грудную клетку, определяемое при помощи аускультации. Пациент шёпотом произности слова, содержащие звуки «ш» и «ч» (например, «чашка чая»). Бронхофонию обязательно исследуют над симметричными участками лёгких.

    Инструментальные и лабораторные исследования.

    Клинический анализ крови позволяет уточнить степень активности воспаления, анемии, уровень эозинофилии (косвенный признак аллергического воспаления).

    Посев мокроты из трахеального аспирата, промывных вод бронхов, (мазки из зева отражают микрофлору только верхних дыхательных путей) позволяет выявить возбудитель респираторного заболевания (диагностический титр при полуколичественном методе исследования – 10 5 – 10 6), определить чувствительность к антибиотикам.

    Цитоморфологическое исследование мокроты , полученной путем забора трахеального аспирата или при проведении бронхоальвеолярного лаважа позволяет уточнить характер воспаления (инфекционное, аллергическое), степень активности воспалительного процесса, провести микробиологическое, биохимическое и иммунологическое исследование полученного материала.

    Пункция плевральной полости проводится при экссудативных плевритах и других значительных скоплениях жидкости в плевральной полости; позволяет провести биохимическое, бактериологическое и серологическое исследование полученного при пункции материала.

    Рентгенологические метод:

    Рентгенография – основной метод рентгенодиагностики в педиатрии; проводится снимок в прямой проекции на вдохе; по показаниям проводится снимок в боковой проекции;

    Рентгеноскопия – даёт большую лучевую нагрузку и поэтому должна проводится только по строгим показаниям: выяснение подвижности средостения при дыхании (подозрение на инородное тело), оценка движения куполов диафрагмы (парез, диафрагмальная грыжа) и при ряде других состояний и заболеваний;

    Томография – позволяет увидеть мелкие или сливающие между собой детали поражения лёгких и лимфатические узлы; при большей лучевой нагрузке уступает по разрешающей способности компьютерной томографии;

    Компьютерная томография (используются в основном поперечные срезы) – даёт богатую информацию и в настоящее время все чаще заменяет томографию и бронхографию.

    Бронхоскопия - метод визуальной оценки внутренней поверхности трахеи и бронхов, Проводится ригидным бронхоскопом (под наркозом) и фибробронхоскопом с волокнистой оптикой (под местной анестезией).

    Бронхоскопия - инвазивный метод и должен проводиться только при наличии бесспорных показаний.

    - П о к а з а н и я м и для проведения диагностической бронхоскопии являются:

    Подозрение на врожденные пороки;

    Аспирация инородного тела или подозрение на неё;

    Подозрение на хроническую аспирацию пищи (лаваж с определением наличия жира в альвеолярных макрофагах);

    Необходимость визуализации характера эндобронхиальных изменений при хронических заболеваниях бронхов и лёгких;

    Проведение биопсии слизистой оболочки бронха или трансбронхиальной биопсии легкого.

    Помимо диагностической, бронхоскопию, по показаниям, используют с лечебной целью: санация бронхов с введением антибиотиков и муколитиков, дренирование абсцесса.

    Во время бронхоскопии возможно проведение б р о н х о а л ь в о л я р н о г о л а в а ж а (БАЛ) – промывание периферических отделов бронхов большим объемом изотонического раствора натрия хлорида, что даёт важную информацию при подозрении на альвеолиты, саркоидоз, гемосидероз легких и некоторые другие редкие заболевания легких.

    Бронхография - контрастирование бронхов с целью определения их строения, контуров. Бронхография не является первичным диагностическим исследованием. В настоящее время используется в основном для оценки распространенности поражения бронхов и возможности хирургического лечения, уточнения формы и локализации врожденного порока.

    Пневмосцинтиграфия - используется для оценки капиллярного кровотока в малом круге кровообращения.

    Исследование функций органов дыхания. В клинической практике наиболее широко используют вентиляционную функцию легких, что методически более доступно. Нарушение вентиляционной функции легких может быть по о б с т р у к т и в н о м у (нарушение прохождения воздуха по бронхиальному дереву), р е с т р и к т и в н о м у (уменьшение площади газообмена, снижение растяжимости легочной ткани) и к о м б и н и р о в а н н о м у типу. Функциональное исследование позволяет дифференцировать виды недостаточности внешнего дыхания, формы вентиляционной недостаточности; обнаружить нарушения, не выявляемые клинически; оценивать эффективность проводимого лечения.

    Для исследования вентиляционной функции лёгких используют спирографию и пневмотахометрию.

    Спирография даёт представление о вентиляционных нарушениях, степени и форме этих нарушений.

    Пневмотахиметрия даёт кривую выдоха ФЖЕЛ, по которой рассчитывают около 20 параметров как в абсолютных значениях, так и в % от должных величин.

    Функциональные пробы на реактивность бронхов. Ингаляционные фармакологические пробы проводят с β 2 -адреномиметиками, для определения скрытого бронхоспазма или подбора адекватной спазмолитической терапии. Исследование ФВД проводят до и через 20 минут после ингаляции 1 дозы препарата.

    Аллергические пробы.

    Применяют кожные (аппликационные, скарификационные), внутрикожные и провокационные пробы с аллергенами. Определяют общее содержание IgE и наличие специфических имуноглобулинов к различным аллергенам.

    Определение газового состава крови.

    Определяют р а О и р а СО 2 , а также рН капиллярной крови. При необходимости длительного непрерывного наблюдения за газовым составом крови проводят чрескожное определение насыщения крови кислородом (S 2 O 2) в динамике при дыхательной недостаточности.

    Программные тесты

    Сердце – это полый мышечный орган, «насос» нашего организма, который перекачивает кровь по кровеносным сосудам: артериям и венам.

    По артериям кровь течет от сердца к органам и тканям, при этом она богата кислородом и называется артериальной. По венам кровь течет к сердцу, при этом она уже отдала каждой клетке организма кислород и забрала из клеток углекислый газ, поэтому эта кровь более темная и называется венозной.

    Артериальным называется давление , которое образуется в артериальной системе организма при сокращениях сердца и зависит от сложной нервно-гуморальной регуляции, величины и скорости сердечного выброса, частоты и ритма сердечных сокращений и сосудистого тонуса.

    Различают систолическое (СД) и диастолическое давление (ДД). АД записывается в миллиметрах ртутного столба (мм. рт. ст.). Систолическим называется давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков. В норме у здорового взрослого человека СД равно 100 – 140 мм рт. ст. Давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу желудочков, называется диастолическим, в норме у взрослого здорового человека оно равно 60 – 90 мм рт. ст. Таким образом, АД человека состоит из двух величин – систолического и диастолического. Первым записывается СД (больший показатель), вторым через дробь – ДД (меньший показатель). Повышение АД выше номы называется гипертонией или гипертензией. Разница между СД и ДД называется пульсовым давлением (ПД), показатели которого в норме 40 – 50 мм.рт ст. АД ниже нормы называется гипотонией или гипотензией.

    Утром АД ниже, чем вечером на 5-10 мм рт. ст.. Резкое падение АД опасно для жизни! Оно сопровождается бледностью, резкой слабостью, потерей сознания. При низком давлении нарушается нормальное течение многих жизненно важных процессов. Так, при падении систолического давления ниже 50 мм рт. ст. происходит прекращение образования мочи, развивается почечная недостаточность.

    Измерение АД производится непрямым звуковым методом, предложенным в 1905 году русским хирургом Н.С. Коротковым. Аппараты для измерения давления носят следующие названия: аппарат Рива-Роччи, или тонометр, или сфигмоманометр.

    В настоящее время используются и электронные аппараты, позволяющие определить АД незвуковым методом.

    Для исследования АД важно учитывать следующие факторы: размер манжетки, состояние мембраны и трубок фонендоскопа, которые могут быть повреждены.

    Пульс - это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца. Различают центральный (на аорте, сонных артериях) и периферический (на лучевой, тыльной артерии стопы и некоторых других артериях) пульс.

    В диагностических целях пульс определяют и на височной, бедренной, плечевой, подколенной, задней больше-берцовой и других артериях.

    Чаще пульс исследуют у взрослых на лучевой артерии, которая расположена поверхностно между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы.

    Исследуя пульс, важно определить его частоту, ритм, наполнение, напряжение и другие характеристики. Характер пульса зависит и от эластичности стенки артерии.

    Частота - это количество пульсовых волн в 1 минуту. В норме у взрослого здорового человека пульс 60-80 ударов в минуту. Учащение пульса более 85-90 ударов в минуту называется тахикардией. Урежение пульса менее 60 ударов в минуту называется брадикардией. Отсутствие пульса называется асистолией. При повышении температуры тела на ГС пульс увеличивается у взрослых на 8-10 ударов в минуту.

    Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если они одинаковые - пульс ритмичный (правильный), если разные - пульс аритмичный (неправильный). У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени.

    Наполнение пульса определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца. Если высота нормальна или увеличена, то прощупывается нормальный пульс (полный); если нет - то пульс пустой. Напряжение пульса зависит от величины артериального давления и определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса. При нормальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного (удовлетворительного) напряжения. При высоком давлении артерия сдавливается сильным надавливанием - такой пульс называется напряженным. Важно не ошибиться, так как сама артерия может быть склерозирована. В таком случае необходимо измерить давление и убедиться в возникшем предположении.

    При низком АД артерия сдавливается легко, пульс по напряжению называется мягким (ненапряженным).

    Пустой, ненапряженный пульс называется малым нитевидным.

    Данные исследования пульса фиксируются двумя способами: цифровым - в медицинской документации, журналах, и графическим - в температурном листе красным карандашом в графе «П» (пульс). Важно определить цену деления в температурном листе.

    Дыхательная система обеспечивает необходимый для поддержания жизни газообмен, а также функционирует как голосовой аппарат. Функция дыхательной системы сводится лишь к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ. Жизнь без кислорода для человека не возможна. Обмен кислорода и углекислого газа между организмом и окружающей средой называется дыханием.

    Дыхание – это, состоит из 3 звеньев:

    1. Внешнее дыхание – газообмен между внешней средой и кровью легочных капилляров.

    2. Перенос газов (с помощью гемоглобина крови).

    3. Внутреннее тканевое дыхание – газообмен между кровью и клеткой, в результате чего клетки потребляют кислород и выделяют углекислый газ. Наблюдая за дыханием, особое внимание следует уделять изменению цвета кожных покровов, определению частоты, ритма, глубины дыхательных движений и оценить тип дыхания.

    Дыхательное движение осуществляется чередованием вдоха и выдоха. Количество дыханий за 1 минуту называют частотой дыхательных движений (ЧДД).

    У здорового взрослого человека норма дыхательных движений в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. Зависит ЧДД не только от пола, но и от положения тела, состояния нервной системы, возраста, температуры тела и т.д.

    Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, ритм, глубину дыхания. ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4. При повышении температуры тела на 1°С дыхание учащается в среднем на 4 дыхательных движения.

    Различают дыхание поверхностное и глубокое. Поверхностное дыхание может быть неслышным на расстоянии. Глубокое дыхание, слышимое на расстоянии, чаще всего связано с патологическим урежением дыхания.

    К физиологическим типам дыхания относятся грудной, брюшной и смешанный тип. У женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин - брюшной. При смешанном типе дыхания происходит равномерное расширение грудной клетки всех частей легкого во всех направлениях. Типы дыхания вырабатываются в зависимости от влияния как внешней, так и внутренней среды организма. При расстройстве частоты ритма и глубины дыхания возникает одышка. Различают инспираторную одышку - это дыхание с затрудненным вдохом; экспираторную - дыхание с затрудненным выдохом; и смешанную - дыхание с затрудненным вдохом и выдохом. Быстро развивающаяся сильная одышка называется удушьем.