Эллора — древние пещерные храмы и монастыри Индии. Пещеры Эллоры (Ellora Caves)

Показывая вам этот объект, очередной раз поражаюсь и очередной раз как то даже не вериться, что давным давно могли построить такие величественные сооружения. Сколько же труда, сил и энергии было вложено в эти скалы!

Самый посещаемый древний памятник Махараштры — пещеры ЭЛЛОРЫ, которые находятся в 29 км на северо-запад от Аурангабада, возможно, расположены не в столь впечатляющем месте, как их более древние сестры в Аджанте, но удивительное богатство их скульптуры полностью компенсирует этот недостаток, и их не в коем случае нельзя пропустить, если вы держите путь в Мумбаи или из Мумбаи, который находится в 400 км на юго-запад. Всего 34 буддистских, индуистских и джайнских пещеры — некоторые из которых создавались одновременно, конкурируя друг с другом — опоясывают подножие, протянувшегося на два километра утеса Чамадири (Chamadiri) в том месте, где он переходит в открытые равнины. Главная достопримечательность этой территории — гаргантюанских размеров храм Кайлаша — поднимается ввысь из огромной, с отвесными стенами впадины в склоне холма. Самый большой монолит мира, этот невероятно огромный кусок твердого базальта превращен в живописное скопление взаимопересекающихся залов с колоннадами, галерей и священных алтарей. Но давайте обо все подробнее...

Храмы Эллоры возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством, его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Самыми могущественными индийскими правителями в то время являлись раштракуты.


Пещеры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. Стены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах на протяжении половины тысячелетия (6-10 век нашей эры). Также характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.


В XIII веке по приказу раджи Кришны был создан пещерный храм Кайласантха. По вполне конкретным трактатам о строительстве возводился храм, в них было до мельчайших подробностей изложено все. Между небесными и наземными храмами промежуточным должен был стать Кайласантха. Своего рода вратами.

Размеры 61 метр на 33 метра имеет Кайласантха. 30 метров высота всего храма. Кайласантха создавали постепенно, начали вырубать храм с верхней части. Сначала вырыли траншею вокруг глыбы, которая со временем превратилась в храм. В ней прорубили отверстия, позже это будут галереи и залы.


Путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы был создан храм Кайласантха в Эллоре. Из этого можно судить, что те, кто создавали план этого храма, обладали незаурядной фантазией. Черты Дравидского стиля демонстрирует Кайласантха. Это можно увидеть и в воротах перед входом Нандин, и в самом очертании храма, который постепенно сужается к верху, и по фасаду с миниатюрными скульптурами в виде декора.

Все индусские постройки расположены вокруг самого выдающегося храма Кайлаш, который олицетворяет священную гору Тибета. В отличие от спокойного и более аскетического убранства буддийских пещер, индуистские храмы отделаны броской и яркой резьбой, что очень характерно для индийской архитектуры.

Около Ченнаи в Тамилнанде находится храм Мамалллапурама, с его башнями имеет сходство башня храма Кайласантха. Их строили примерно в одно время.

В построение храма вложены невероятные усилия. В колодце 100 метрового в длину и 50 метрового в ширину стоит этот храм. У Кайласанатха основание не только трехъярусный монумент но и огромный комплекс со двором у храма, портиками, галереями, залами, статуями.

Цоколем в 8 метров заканчивается нижняя часть, фигурами священных животных слонов и львов он опоясан со всех сторон. Фигуры охраняют и в то же время поддерживают храм.

Первоначальной причиной, по которой это достаточно удаленное место стало центром такой активной религиозной и художественной деятельности, стал оживленный караванный путь, который пролегал здесь, соединяя цветущие города на севере и порты западного побережья. Прибыль от выгодной торговли поступала на строительство святилищ этого выдалбливаемого в камне на протяжении пятисот лет комплекса, начатого в середине 6 в. н. э., примерно в то же самое время, когда была покинута Аджанта, расположенная в 100 км на северо-восток. Это был период заката буддийской эры в центральной Индии: к концу 7 в. снова начался подъем индуизма. Возрождение брахманизма набирало силу в течение трех последующих веков при покровительстве королей Чалукья (Chalukya) и Раштракута (Rashtrakuta) — двух могущественных династий, благодаря которым была выполнена большая часть работ в Эллоре, включая создание храма Кайлаша в 8 в. Третья и последняя стадия взлета строительной деятельности на этой территории пришлась на конец первого тысячелетия новой эры, когда местные правители обратились от шиваизма к джайнизму направления дигамбара. Небольшая кучка менее выдающихся пещер на севере от основной группы стоит как напоминание об этой эпохе.


В отличие от уединенно расположенной Аджанты, Эллора не избежала последствий фанатической борьбы с другими религиями, сопровождающей пришествие к власти мусульман в 13 в. Худшие крайности предпринимались во время правления Аурангзеба, который в припадке благочестия приказал систематически разрушать “языческих идолов”. Хотя Эллора и поныне носит шрамы того времени, большая часть ее скульптуры осталась чудесным образом нетронутой. Тот факт, что пещеры были вырублены в твердых скалах, вне зоны воздействия муссонных ливней, определил их сохранность в замечательно хорошем состоянии.


Все пещеры пронумерованы, приблизительно согласно хронологии их создания. Номера от 1 до 12 в южной части комплекса являются самыми старыми и датируются начиная от буддийской эры Ваджрайяна (Vajrayana) (500—750 гг. н. э.). Индуистские пещеры под номерами от 17 до 29 строились одновременно с более поздними буддийскими и датируются периодом между 600 и 870 гг. новой эры. Расположенные далее на север джайнские пещеры - номера от 30 до 34 - выдалбливались с 800 г. нашей эры до конца 11 в. Из-за наклонного характера склона холма, большая часть входов в пещеры отодвинуто от уровня земной поверхности и находится позади открытых двориков и больших веранд с колоннами, или портиков. Вход во все пещеры, кроме храма Кайлаша, бесплатный.

Чтобы сначала увидеть самые старые пещеры, поверните направо от автомобильной парковки, куда прибывают автобусы, и идите вдоль главной дорожки к Пещере 1. Отсюда постепенно продвигайтесь далее на север, не поддаваясь соблазну пойти к Пещере 16 - храму Кайлаша, осмотр которого лучше оставить на потом, когда в конце дня уедут все туристические группы, а длинные тени, отбрасываемые заходящим солнцем, оживят его поразительную каменную скульптуру.


Искусственные пещеры в скалах, разбросанные по вулканическим холмам северо-западного Декана, входят в число самых удивительных религиозных монументов Азии, если не всего мира. Варьируя от крошечных монашеских келий до колоссальных, тщательно выполненных храмов, они замечательны тем, что были вырублены вручную в твердом камне. Ранние пещеры 3 в. до н. э., похоже, являлись временными убежищами буддийских монахов, когда проливные муссонные дожди прерывали их странствия. Они копировали более ранние деревянные постройки и финансировались купцами, для которых бескастовая новая вера явилась привлекательной альтернативой старому, дискриминационному социальному порядку. Постепенно, вдохновленные примером императора Ашоки Маурья, местные правящие династии также стали обращаться в буддизм. Под их покровительством, в течение 2 в. до н. э., в Карли, Бхадже и Аджанте были созданы первые крупные пещерные монастыри.


В это время в Индии преобладала аскетичная буддийстская школа тхеравада. Закрытые монашеские общины мало взаимодействовали с внешним миром. Пещеры, созданные в эту эпоху, представляли собой в основном простые “молитвенные залы” (chaityas) — длинные, прямоугольные апсидальные палаты с цилиндрическими сводчатыми крышами и двумя низкими проходами с колоннами, мягко изгибающимися вокруг задней части монолитной ступы. Будучи символами просветления Будды, эти полусферические могильные курганы являлись главными центрами поклонения и медитации, вокруг которых общины монахов совершали свои ритуальные обходы.

Методы, используемые при создании пещер, мало изменились на протяжении веков. Вначале на переднюю часть скалы наносили основные размеры декоративного фасада. Затем группы каменщиков вырубали грубую дыру (которая впоследствии становилась элегантным окном чайтьи в форме подковы), через которую они врезались дальше в глубину скалы. По мере того, как рабочие добирались до уровня пола, используя при этом тяжелые железные кирки, они оставляли куски нетронутой скалы, которые искусные скульпторы затем превращали в колонны, молитвенные фризы и ступы.

К 4 в. н. э. школа Хинайяна стала уступать место более склонной к роскоши школе махаяны, или “Великой Колесницы”. Больший акцент этой школы на постоянно увеличивающийся пантеон божеств и бодхисаттв (милостивых святых, которые откладывали собственное достижение Нирваны, чтобы помогать человечеству в его продвижении к Просветлению) выразился и в изменении архитектурных стилей. Чайтьи были вытеснены богато украшенными монастырскими залами, или вихарами, в которых монахи и жили, и молились, а изображение Будды приобрело большую значимость. Заняв место, где раньше в конце зала стояла ступа, вокруг которого совершались ритуальные обходы, появилось колоссальное изображение, которое несло в себе 32 характеристики (lakshanas), включая длинные висящие мочки ушей, выпуклый череп, завитки волос, отличающие Будду от других существ. Искусство Махайяны достигло пика в конце буддийской эпохи. Создание обширного каталога тем и образов, содержащихся в древних рукописях, таких как джатаки (легенды о предыдущих воплощениях Будды), а также представленных на изумительных, вызывающих чувство благоговения образцах настенной живописи в Аджанте, возможно, частично объяснялось попыткой подогреть интерес к вере, которая к тому времени уже начала угасать в этом регионе.

Стремление буддизма соревноваться с возрождающимся индуизмом, сформировавшееся в 6 в., в конце концов привело к созданию внутри Махаяны нового, более эзотерического религиозного движения. Направление Ваджрайана, или “Громовая Колесница”, подчеркивая и утверждая творческий принцип женского начала, шакти; в тайных ритуалах тут использовались заклинания и магические формулы. Однако, в конечном итоге, такие модификации оказались в Индии бессильными перед лицом возрожденной притягательности брахманизма.

Последующий перенос королевского и народного покровительства на новую веру лучше всего очевиден на примере Эллоры, где на протяжении 8 в. многие из старых вихар были переделаны в храмы, а в их святилищах водворились отполированные шивалинги вместо ступ или статуй Будды. Индуистская пещерная архитектура, с ее тяготением к драматической мифологической скульптуре, получила свое высшее выражение в 10 в., когда был создан величественный храм Кайлаша - гигантская копия сооружений на поверхности земли, которые уже стали заменять вырубленные в скалах пещеры. Именно индуизм вынес главный удар фанатического средневекового преследования других религий исламом, воцарившимся в Декане, а буддизм к тому времени уже давно переместился в сравнительно безопасные Гималаи, где процветает и поныне.


Буддийские пещеры расположены по бокам пологой выемки в склоне утеса Чамадири. Все, кроме Пещеры 10, являются вихарами, или монастырскими залами, которые монахи первоначально использовали для обучения, медитации в уединении и общих молитв, а также для таких мирских занятий, как еда и сон. По мере того, как вы будете по ним проходить, залы будут постепенно становиться все более впечатляющими по размеру и стилю. Ученые приписывают это подъему индуизма и необходимости соперничества в стремлении добиваться покровительства властителей с более успешно настраивающими на благоговейный лад шиваитскими пещерными храмами, которые выкапывались так близко по-соседству.


Пещеры от 1 до 5
Пещера 1, которая, возможно, являлась зернохранилищем, так как ее самый большой зал представляет собой простую, лишенную украшений вихару, в которой размещаются восемь маленьких келий и почти нет никакой скульптуры. В гораздо более впечатляющей Пещере 2, большую центральную палату поддерживают двенадцать массивных колонн с квадратными основаниями, а вдоль боковых стен восседают статуи Будды. По бокам ведущего в алтарное помещение входа возвышаются фигуры двух гигантских дварапала, или стражников ворот: необычно мускулистого Падмапани, бодхисаттвы сострадания с лотосом в руке, слева, и богато украшенного драгоценностями Майтрейи, “Будды Грядущего”, справа. Обоих сопровождают супруги. Внутри самого святилища на троне в виде льва восседает величественный Будда, который выглядит более сильным и решительным по сравнению со своими безмятежными предшественниками в Аджанте. Пещеры 3 и 4, которые немного старше и схожи по дизайну с Пещерой 2, находятся в довольно плохом состоянии.

Известная под названием “Махарвада” (потому что во время муссонных дождей в ней укрывалось местное племя махаров), Пещера 5 представляет собой самую большую в Эллоре одноэтажную вихару. Ее огромный, 36 м длиной, прямоугольный зал для собраний, говорят, использовался монахами в качестве трапезной, в ней протянулись два ряда скамей, вырубленных в камене. В дальнем конце зала, вход в центральное святилище охраняют две прекрасных статуи бодхисаттв - Падмапани и Ваджрапани (“Держателя Грома”). Внутри восседает Будда, на этот раз на возвышении; его правая рука касается земли делая жест, указывающий на “Чудо Тысячи Будд”, которое Учитель совершил, чтобы смутить группу еретиков.

Пещера 6
Следующие четыре пещеры были вырыты приблизительно в одно время в 7 в. и являются всего лишь повторением своих предшественников. На стенах вестибюля в дальнем конце центрального зала в Пещере 6 находятся самые знаменитые и прекрасно выполненные статуи. Тара, супруга бодхисаттвы Авалокитешвары, стоит слева, с выразительным, дружелюбным лицом. На противоположной стороне расположилась буддийская богиня учения Махамаюри (Mahamayuri), изображенная с символом в виде павлина, перед ней за столом сидит прилежный ученик. Очевидна параллель между Махаюри и соответствующей ей индуистской богиней знания и мудрости Сарасвати (мифологическим средством передвижения последней, правда, был гусь), которая наглядно показывает, до какой степени индийский буддизм 7 в. заимствовал элементы соперничающей с ним религии в попытке возродить свою собственную ослабевшую популярность.


Пещеры 10, 11 и 12
Вырытая в начале 8 в. Пещера 10 является одним из последних и наиболее величественных залов чайтья в пещерах Декана. Слева от ее большой веранды начинаются ступеньки, поднимающиеся к верхнему балкону, откуда на внутренний балкон ведет тройной проход, с летящими всадниками, небесными нимфами и фризом, украшенным игривыми карликами. Отсюда открывается прекрасный вид на зал с его восьмиугольными колоннами и сводчатой крышей. От каменных “стропил”, вырезанных на потолке, имитаций балок, которые присутствовали в более ранних деревянных сооружениях, происходит популярное название этой пещеры — «Сутар Джхопади» — “Мастерская Плотника”. В дальнем конце зала на троне, перед воздвигнутой по обету ступой, восседает Будда — эта группа представляет собой центральное место поклонения.

Несмотря на открытие в 1876 г. ее прежде скрытого подземного этажа, Пещеру 11 по-прежнему называют «Дхо Тал», или “двухярусной” пещерой. Ее верхний этаж представляет собой длинный колонный зал для собраний со святилищем Будды, а изображения на его задней стене Дурги и Ганеши, сына Шивы с головой слона, свидетельствуют о том, что пещера была переделана в индуистский храм после того, как была покинута буддистами.

Соседняя пещера 12 - «Тин Тал», или “трехярусная” - является еще одной трехярусной вихарой, вход в которую ведет через большой открытый дворик. И снова главные достопримечательности находятся на верхнем этаже, который некогда использовался для обучения и медитации. По бокам алтарного помещения в конце зала, вдоль стен которого расположились пять больших фигур бодхисаттв, стоят статуи пяти Будд, каждая из которых изображает одно из его предыдущих воплощений Учителя. Фигуры слева показаны в состоянии глубокой медитации, а справа — снова в положении “Чудо Тысячи Будд”.


Семнадцать индуистских пещер Эллоры группируются вокруг середины утеса, где расположен величественный храм Кайлаша. Вырубленные в начале периода возрождения брахманизма в Декане, во время относительной стабильности, пещерные храмы полны ощущения жизни, которого их сдержанные буддийские предшественники были лишены. Здесь уже нет рядов большеглазых, с мягким выражением лиц Будд и бодхисаттв. Вместо них вдоль стен тянутся огромные барельефы, изображающие динамические сцены из индуистских преданий. Большинство из них связано с именем Шивы, богом разрушения и возрождения (и главным божеством всех индуистских пещер комплекса), хотя вы также встретите многочисленные образы Вишну, хранителя Вселенной, и его многочисленных воплощений.

Снова и снова повторяются те же самые картины, что дало ремесленникам Эллоры прекрасную возможность оттачивать свою технику веками, венцом и величайшим достижением которой стал храм Кайлаша (Пещера 16). Описанный отдельно храм является достопримечательностью, которую надо непременно посетить находясь в Эллоре. Однако вы сможете лучше оценить его прекрасную скульптуру, если сначала осмотрите более ранние индуистские пещеры. Если у вас не слишком много времени, то учтите, что номера 14 и 15, расположенные прямо на юге, являются самыми интересными в группе.

Пещера 14
Датируемая началом 7 в., одна из последних пещер раннего периода - Пещера 14 - являлась буддийской вихарой, переделанной в индуистский храм. Ее план похож на Пещеру 8 с алтарным помещением, отделенным от задней стены и окруженным круговым проходом. Вход в святилище охраняют две внушительные статуи речных богинь — Ганги и Ямуны, а в алькове позади и справа, семь богинь плодородия «Сапта Матрика» качают на коленях упитанных младенцев. Сын Шивы — Ганеша с головой слона — восседает справа от них рядом с двумя ужасающими образами Калы и Кали, богинь смерти. Прекрасные фризы украшают длинные стены пещеры. Начиная с передней части, на фризах слева (если стоять лицом к алтарю) изображена Дурга, умерщвляющая демона-буйвола Махишу; Лакшми, богиня богатства, восседает на троне из лотоса, а ее прислужники-слоны поливают ее водой из хоботов; Вишну в образе кабана Варахи, спасающий богиню земли Притхви от потопа; и наконец Вишну со своими женами. Панели на противоположной стене посвящены исключительно Шиве. На второй спереди изображено, как он играет в кости со своей женой Парвати; затем он исполняет танец творения Вселенной в образе - Натараджи; а на четвертом фризе - беспечно игнорирует тщетные попытки демона Раваны сбросить его с супругой с их земного жилища - Горы Кайласа.

Пещера 15
Подобно соседней пещере, двухэтажная Пещера 15, ко входу в которую ведет длинная лестница, начала свое существование в качестве буддистской вихары, но была занята индусами и превратилась в святилище Шивы. Можно пропустить в целом не особенно интересный первый этаж и сразу подняться вверх, где находится несколько образцов самой величественной скульптуры Эллоры. Название пещеры - «Дас Аватара» («Десять Аватаров») - происходит от ряда панелей, расположенной вдоль правой стены, на которых представлены пять из десяти воплощений — аватар — Вишну. На ближайшей ко входу панели Вишну показан в своем четвертом образе Человека-Льва — Нарасимхи, который он принял, чтобы уничтожить демона, которого не мог убить “ни человек, ни зверь, ни днем, ни ночью, ни внутри дворца, ни снаружи” (Вишну одолел его, затаившись на рассвете на пороге дворца). Обратите на безмятежное выражение лица демона перед смертью, который уверен и спокоен, так как знает, что, будучи убитым богом, получит спасение. На втором от входа фризе Хранитель изображен в воплощении спящего “Первобытного Мечтателя”, возлежащего на кольцах Ананды — космического змея Бесконечности. Из его пупка вот-вот вырастет побег цветка лотоса, а из него выйдет Брахма и начнет творение мира.

На резной панели в углублении справа от вестибюля изображен Шива, появляющийся из лингама. Его соперники — Брахма и Вишну, стоят перед его видением униженно и просяще, символизируя преобладание в этом регионе шиваизма. И наконец, в середине левой стены помещения, если стоять лицом к святилищу, самая элегантная скульптура пещеры изображает Шиву в образе Натараджи, застывшего в танцевальной позе.

Пещеры от 17 до 29
Только три индуистских пещеры из всех расположенных на склоне холма на севере от храма Кайлаша достойны осмотра. Пещера 21 - «Рамешвара» (Ramesvara) - была создана в конце 6 в. Полагают, что она самая старая индуистская пещера в Эллоре, в ней находятся несколько изумительно выполненных образцов скульптуры, в том числе пара прекрасных речных богинь по бокам веранды, две чудесных статуи стражей-привратников и несколько чувственных любовных пар (mithunas), украшающих стены балкона. Обратите внимание также на великолепную панель с изображением Шивы и Парвати. В Пещере 25, расположенной подальше, находится поразительный образ Бога Солнца - Сурьи, погоняющего свою колесницу навстречу рассвету.

Отсюда тропа ведет мимо еще двух пещер, а затем резко спускается по поверхности крутой скалы к ее подножию, где расположено маленькое речное ущелье. Пересекая сезонную речку с водопадом, тропинка поднимается вверх по другой стороне расщелины и приводит к Пещере 29 - «Дхумар Лена» (Dhumar Lena). Эту датируемую концом 6 в. пещеру отличает необычный наземный план в виде креста, похожий на пещеру Элефанта в Мумбайской гавани. Три ее лестницы охраняют пары вздыбленных львов, а стены внутри украшены огромными фризами. Слева от входа Шива пронзает демона Андхаку (Andhaka); на соседней панели он отражает попытки многорукого Раваны стряхнуть его и Парвати с вершины горы Кайлаша (обратите внимание на толстощекого карлика, дразнящего злого демона). На южной стороне изображена сцены игры в кости, на которой Шива поддразнивает Парвати, удерживая ее руку, когда она готовится к броску.


Храм Кайлаш (Пещера 16)
Пещера 16, колоссальный храм Кайлаша (ежедневно с 6.00 до 18.00; 5 рупий) является шедевром Эллоры. В данном случае термин “пещера” оказывается ошибочным. Хотя храм, как и все пещеры, был вырублен в твердой скале, он поразительно похож на обычные сооружения на поверхности земли - в Паттадакале и Канчипураме в Южной Индии, по образцу которых он и был построен. Полагают, что этот монолит был задуман правителем Раштракуты Кришной I (756 - 773 гг.). Прошла, однако, сотня лет и сменилось четыре поколения королей, архитекторов и ремесленников, пока этот проект не был закончен. Поднимитесь вверх по дорожке, ведущей вдоль выступа северной скалы комплекса, к площадке над приземистой главной башней и вы поймете, почему.

Одни только размеры сооружения потрясают. Работы начались с выкапывания трех глубоких траншей в верхней части холма с использованием кирк, мотыг и кусков дерева, которые, намоченные в воде и вставленные в узкие трещины, расширялись и крошили базальт. Когда таким образом выделился огромный кусок необработанной скалы, к работе приступили королевские скульпторы. Оценивают, что в общей сложности четверть миллиона тонн осколков и крошки было вырублено из склона холма, импровизировать или ошибаться при этом было нельзя. Храм был задуман как гигантсткая копия гималайского жилища Шивы и Парвати — пирамидальной Горы Кайлаш (Кайласа) — тибетского пика, который, говорят, является “божественной осью” между небом и землей. Сегодня практически весь толстый слой белой известковой штукатурки, которая придавала храму вид снежной вершины горы, отвалился, обнажив тщательно обработанные поверхности серо-коричневого камня. В задней части башни эти выступы подвергались воздействиям столетий эрозии и выцвели и расплылись, как если бы от жестокого Деканского зноя гигантская скульптура медленно таяла.

Главный вход в храм ведет через высокую каменную перегородку, которая призвана разграничивать переход от мирского к царству священного. Пройдя между двумя охраняющими вход речными богинями Гангой и Ямуной, вы оказываетесь в узком проходе, который открывается в главный передний двор, напротив панели с изображением Лакшми - Богини Богатства - которую поливает душем пара слонов - эта сцена известна индусам под названием “Гаджалакшми”. Обычай требует, чтобы паломники обходили вокруг Горы Кайлаш по часовой стрелке, поэтому спуститесь по ступенькам слева и идите через переднюю часть внутреннего дворика к ближайшему углу.

С вершины бетонной лестницы в углу видны все три основные секции комплекса. Первая - вход со статуей буйвола Нанди - транспортного средства Шивы, лежащего перед алтарем; следующая - замысловато украшенные, углубленные в камень стены главного зала для собраний, или мандапы, на которой все еще сохранились следы цветной штукатурки, первоначально покрывавшей всю внутреннюю часть сооружения; и наконец, само святилище с короткой и толстой 29-метровой пирамидальной башней, или шикхарой (которую лучше всего рассматривать сверху). Эти три компонента покоятся на соответствующих размеров приподнятой платформе, которую поддерживают дюжины собирающих лотосы слонов. Кроме того, что он символизирует священную гору Шивы, храм изображает также гигантскую колесницу. Трансепты, выступающие сбоку главного зала, являются ее колесами, святилище Нанди - хомутом, а два слона без хоботов в натуральную величину в передней части внутреннего двора (изуродованные мародерствующими мусульманами) - тягловыми животными.


Большинство основных достопримечательностей самого храма ограничивается его боковыми стенами, которые покрыты выразительной скульптурой. На расположенной вдоль ведущей к северной части мандапы лестницы длинной панели живо изображены сцены из Махабхараты. На ней можно увидеть некоторые эпизоды из жизни Кришны, включая тот, который представлен в нижнем правом углу, с младенцем-богом, сосущим отравленную грудь кормилицы, присланной его злым дядей, чтобы убить его. Кришна выжил, но яд окрасил его кожу в характерный синий цвет. Если продолжать осмотр храма по часовой стрелке, вы увидите, что большинство панелей нижних секций храма посвящены Шиве. В южной части мандапы, в алькове, вырезанном из наиболее выдающейся ее части, вы найдете барельеф, который общепризнанно считается самым прекрасным образцом скульптуры комплекса. На нем показано, как Шиву и Парвати беспокоит многоголовый демон Равана, который был заключен внутри священной горы и сейчас раскачивает стены своей тюрьмы своими многочисленными руками. Шива собирается утвердить свое главенство, успокоив землетрясение движением большого пальца ноги. Парвати, между тем, беззаботно наблюдает за ним, опершись на локоть, в то время как одна из ее служанок в панике убегает.


В этом месте сделайте небольшой крюк и поднимитесь по лестнице в нижнем (юго-западном) углу внутреннего двора в “Зал Жертв” с его поразительным фризом с изображнением семи богинь-матерей, Сапта Матрика, и их ужасающих спутниц Калы и Кали (представленных стоящими поверх горы трупов), или направляйтесь прямо по ступенькам главного зала для собраний, мимо энергичных батальных сцен эффектного фриза Рамаяны, в алтарную комнату. Зал для собраний с шестнадцатью колоннами окутан мрачным полусветом, который призван сфокусировать внимание молящихся на присутствии внутри божества. С помощью портативного электрического фонарика чоукидар осветит фрагменты росписи потолка, где Шива в образе Натараджи исполняет танец рождения Вселенной, а также представлены многочисленные эротические пары митхуна. Само святилище уже не является больше действующим алтарем, хотя в нем до сих пор находится большой каменный лингам, установленный на пьедестале йони, символизируя двойственный аспект воспроизводящей энергии Шивы.

Замечательно то, что по прошествии стольких лет, на нашей земле запечатлелись навеки культурные, исторические и архитектурные наследия планеты. И одно из них - это пещеры Эллоры. Пещеры и храмы Эллоры внесены в список ЮНЕСКО, как памятники, являющиеся всемирным достоянием человечества.

один из вопросов, который мне интересен таков: тут наверняка жило или приходило сюда множество народа. А как тут были устроены водопроводы? Да хотя бы та же самая Канализация топас

Предыдущая фотография Следующая фотография

Индия - страна с удивительно богатой историей и самобытной культурой, ее духовное и материальное богатство нашли свое отображение в частности и в пещерных храмовых комплексах Аджанта и Эллора. Круглый год тысячи туристов со всего мира приезжают в центральный индийский штат Махараштра , чтобы взглянуть на непревзойденной красоты храмы, высеченные в огромных скалах и щедро украшенные настенными фресками, резными колонами и многочисленными скульптурами.

Если Аджанта славится своей необыкновенной живописью, повествующей о светской жизни Индии, то Эллора - это сокровищница уникальных барельефов, вырезанных в скалах, которые таят в себе многовековую мудрость индийской мифологии.

Как добраться

Добраться до Эллоры можно рейсовым автобусом из Аурангабада, дорога займет не больше часа. Вход в каждый храм оплачивается отдельно, самый дорогой входной билет стоит около пяти долларов США. По вторникам комплекс закрыт для посетителей.

Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)

Немного истории

Эллора - это целый комплекс пещерных храмов трех самых популярных в Индии религиозно-философских течений: буддизма, индуизма и джайнизма. Они были созданы в 6-11 веках нашей эры, бытует мнение, что именно сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту. В отличие от последней Эллора имеет более выгодное расположение, в непосредственной близости проходят маршруты государственного значения, сюда часто приезжали с визитом самые знатные особы и представители правящей династии Индии.

Так как храмы Эллоры возводили в совершенно иную историческую эпоху, уже при правлении Раштракутов, которые имели не малое влияние на мировой политической арене и обладали поистине несметными богатствами, они могут похвалиться более сложным устройством и непередаваемой красоты декоративным оформлением.

Храм Кайласанатха

Самым впечатляющим из всех храмов Эллоры несомненно является Кайласанатха. Чтобы его создать понадобилось целых полтора столетия, ведь храм полностью высечен в скале, а его общая площадь составляет около двух тысяч метров квадратных. Кайласанатха как бы возвышается над всеми остальными храмами, и символизирует священную для многих религий одну из гималайских вершин - Кайлас, которая считается духовным центром всего мироздания. Именно на этой горе восседал верховный бог в индуизме - Шива, поэтому Кайласанатха посвящен именно ему. Здесь есть множество статуй божества, изображений из индийской мифологии искусно высеченных в камне.

Фасад и внутренние стены храма щедро украшены барельефами, изображающими сюжеты индийских мифов, они как бы защищены от влияний извне огромной стеной, полностью покрытой рельефными изображениями. Просто завораживает сцена сражения Шивы с олицетворением сил зла - Раваной.

Скульптор настолько точно передал все черты персонажей, что даже непосвященный человек сможет с легкостью интерпретировать события, запечатленные в камне. Особенно грандиозно смотрятся эти барельефы в лучах заходящего солнца.

Благодаря особому составу горной породы храм прекрасно сохранился до наших дней, более того в некоторых местах можно обнаружить остатки белой краски, которой когда-то были покрыты стены, что придавало Кайласанатху особое сходство с заснеженной вершиной. У ее подножья высечены статуи львов и слонов, причем слоны размещены таким образом, что со стороны фасада видно только троих слонов, на спинах которых, согласно мифологии, держится мир.

Пещеры Эллоры и Аджанты

Храм Тин-Тхал

Кайласанатха считается самым крупным монолитным каменным изваянием. Но все же центральным храмом Эллоры принято называть Тин-Тхал, он имеет целых три этажа и является одним из самых масштабных пещерных храмов в мире. Что касается архитектурных особенностей Тин-Тхала. То здесь все выполнено предельно просто и сдержанно. Шестнадцатиметровый фасад украшают лишь мощные квадратные колоны, расположенные в три ряда, далее следует небольшой прямоугольный двор, вход в который, увенчанный довольно узкими воротами, высеченными в скале. Каменная лестница ведет непосредственно в огромные залы, своды которых поддерживают массивные квадратные колоны. В глубине каждого из них расположены грандиозные статуи, овеянные полумраком. Вся эта аскетическая простота и монументальность производит на присутствующих неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара

Храм Рамешвара несколько уступает по своей площади, но вполне может конкурировать по богатству внутреннего оформления. Здесь каждый сантиметр стен украшен изящной резьбой по камню, таким же образом декорированы и массивные колоны. Попадая сюда, оказываешься в таинственном и всепоглощающем мире индийской мифологии, со стен на вас смотрят высеченные из камня мифические существа, мастерски вписанные в сцены из самых важных сказаний Древней Индии. Узнать храм Рамешвара несложно по необычному фасаду с изящной резьбой и колонами в виде стоящих девушек.

Пещерные храмы джайнов

Интересно также посетить и пещерные храмы джайнов, их всего три, но они также украшены резьбой и искусными барельефами с изображением Махавира - основателя джайнской философии, а также величественных львов и лотосов.

Показывая вам этот объект, очередной раз поражаюсь и очередной раз как то даже не вериться, что давным давно могли построить такие величественные сооружения. Сколько же труда, сил и энергии было вложено в эти скалы!

Самый посещаемый древний памятник Махараштры - пещеры ЭЛЛОРЫ, которые находятся в 29 км на северо-запад от Аурангабада, возможно, расположены не в столь впечатляющем месте, как их более древние сестры в Аджанте, но удивительное богатство их скульптуры полностью компенсирует этот недостаток, и их не в коем случае нельзя пропустить, если вы держите путь в Мумбаи или из Мумбаи, который находится в 400 км на юго-запад.

Всего 34 буддистских, индуистских и джайнских пещеры - некоторые из которых создавались одновременно, конкурируя друг с другом - опоясывают подножие, протянувшегося на два километра утеса Чамадири (Chamadiri) в том месте, где он переходит в открытые равнины.

Главная достопримечательность этой территории - гаргантюанских размеров храм Кайлаша - поднимается ввысь из огромной, с отвесными стенами впадины в склоне холма. Самый большой монолит мира, этот невероятно огромный кусок твердого базальта превращен в живописное скопление взаимопересекающихся залов с колоннадами, галерей и священных алтарей. Но давайте обо все подробнее...

Храмы Эллоры возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством, его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Самыми могущественными индийскими правителями в то время являлись раштракуты.

Пещеры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. Стены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах на протяжении половины тысячелетия (6-10 век нашей эры). Также характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.

В XIII веке по приказу раджи Кришны был создан пещерный храм Кайласантха. По вполне конкретным трактатам о строительстве возводился храм, в них было до мельчайших подробностей изложено все. Между небесными и наземными храмами промежуточным должен был стать Кайласантха. Своего рода вратами.

Размеры 61 метр на 33 метра имеет Кайласантха. 30 метров высота всего храма. Кайласантха создавали постепенно, начали вырубать храм с верхней части. Сначала вырыли траншею вокруг глыбы, которая со временем превратилась в храм. В ней прорубили отверстия, позже это будут галереи и залы.

Путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы был создан храм Кайласантха в Эллоре. Из этого можно судить, что те, кто создавали план этого храма, обладали незаурядной фантазией. Черты Дравидского стиля демонстрирует Кайласантха. Это можно увидеть и в воротах перед входом Нандин, и в самом очертании храма, который постепенно сужается к верху, и по фасаду с миниатюрными скульптурами в виде декора.

Все индусские постройки расположены вокруг самого выдающегося храма Кайлаш, который олицетворяет священную гору Тибета. В отличие от спокойного и более аскетического убранства буддийских пещер, индуистские храмы отделаны броской и яркой резьбой, что очень характерно для индийской архитектуры.

Около Ченнаи в Тамилнанде находится храм Мамалллапурама, с его башнями имеет сходство башня храма Кайласантха. Их строили примерно в одно время.

В построение храма вложены невероятные усилия. В колодце 100 метрового в длину и 50 метрового в ширину стоит этот храм. У Кайласанатха основание не только трехъярусный монумент но и огромный комплекс со двором у храма, портиками, галереями, залами, статуями.

Цоколем в 8 метров заканчивается нижняя часть, фигурами священных животных слонов и львов он опоясан со всех сторон. Фигуры охраняют и в то же время поддерживают храм.

Первоначальной причиной, по которой это достаточно удаленное место стало центром такой активной религиозной и художественной деятельности, стал оживленный караванный путь, который пролегал здесь, соединяя цветущие города на севере и порты западного побережья. Прибыль от выгодной торговли поступала на строительство святилищ этого выдалбливаемого в камне на протяжении пятисот лет комплекса, начатого в середине 6 в. н. э., примерно в то же самое время, когда была покинута Аджанта, расположенная в 100 км на северо-восток. Это был период заката буддийской эры в центральной Индии: к концу 7 в. снова начался подъем индуизма. Возрождение брахманизма набирало силу в течение трех последующих веков при покровительстве королей Чалукья (Chalukya) и Раштракута (Rashtrakuta) - двух могущественных династий, благодаря которым была выполнена большая часть работ в Эллоре, включая создание храма Кайлаша в 8 в. Третья и последняя стадия взлета строительной деятельности на этой территории пришлась на конец первого тысячелетия новой эры, когда местные правители обратились от шиваизма к джайнизму направления дигамбара. Небольшая кучка менее выдающихся пещер на севере от основной группы стоит как напоминание об этой эпохе.

В отличие от уединенно расположенной Аджанты, Эллора не избежала последствий фанатической борьбы с другими религиями, сопровождающей пришествие к власти мусульман в 13 в. Худшие крайности предпринимались во время правления Аурангзеба, который в припадке благочестия приказал систематически разрушать “языческих идолов”. Хотя Эллора и поныне носит шрамы того времени, большая часть ее скульптуры осталась чудесным образом нетронутой. Тот факт, что пещеры были вырублены в твердых скалах, вне зоны воздействия муссонных ливней, определил их сохранность в замечательно хорошем состоянии.

Все пещеры пронумерованы, приблизительно согласно хронологии их создания. Номера от 1 до 12 в южной части комплекса являются самыми старыми и датируются начиная от буддийской эры Ваджрайяна (Vajrayana) (500-750 гг. н. э.). Индуистские пещеры под номерами от 17 до 29 строились одновременно с более поздними буддийскими и датируются периодом между 600 и 870 гг. новой эры. Расположенные далее на север джайнские пещеры - номера от 30 до 34 - выдалбливались с 800 г. нашей эры до конца 11 в. Из-за наклонного характера склона холма, большая часть входов в пещеры отодвинуто от уровня земной поверхности и находится позади открытых двориков и больших веранд с колоннами, или портиков. Вход во все пещеры, кроме храма Кайлаша, бесплатный.

Чтобы сначала увидеть самые старые пещеры, поверните направо от автомобильной парковки, куда прибывают автобусы, и идите вдоль главной дорожки к Пещере 1. Отсюда постепенно продвигайтесь далее на север, не поддаваясь соблазну пойти к Пещере 16 - храму Кайлаша, осмотр которого лучше оставить на потом, когда в конце дня уедут все туристические группы, а длинные тени, отбрасываемые заходящим солнцем, оживят его поразительную каменную скульптуру.

Искусственные пещеры в скалах, разбросанные по вулканическим холмам северо-западного Декана, входят в число самых удивительных религиозных монументов Азии, если не всего мира. Варьируя от крошечных монашеских келий до колоссальных, тщательно выполненных храмов, они замечательны тем, что были вырублены вручную в твердом камне. Ранние пещеры 3 в. до н. э., похоже, являлись временными убежищами буддийских монахов, когда проливные муссонные дожди прерывали их странствия. Они копировали более ранние деревянные постройки и финансировались купцами, для которых бескастовая новая вера явилась привлекательной альтернативой старому, дискриминационному социальному порядку. Постепенно, вдохновленные примером императора Ашоки Маурья, местные правящие династии также стали обращаться в буддизм. Под их покровительством, в течение 2 в. до н. э., в Карли, Бхадже и Аджанте были созданы первые крупные пещерные монастыри.

В это время в Индии преобладала аскетичная буддийстская школа тхеравада. Закрытые монашеские общины мало взаимодействовали с внешним миром. Пещеры, созданные в эту эпоху, представляли собой в основном простые “молитвенные залы” (chaityas) - длинные, прямоугольные апсидальные палаты с цилиндрическими сводчатыми крышами и двумя низкими проходами с колоннами, мягко изгибающимися вокруг задней части монолитной ступы. Будучи символами просветления Будды, эти полусферические могильные курганы являлись главными центрами поклонения и медитации, вокруг которых общины монахов совершали свои ритуальные обходы.

Методы, используемые при создании пещер, мало изменились на протяжении веков. Вначале на переднюю часть скалы наносили основные размеры декоративного фасада. Затем группы каменщиков вырубали грубую дыру (которая впоследствии становилась элегантным окном чайтьи в форме подковы), через которую они врезались дальше в глубину скалы. По мере того, как рабочие добирались до уровня пола, используя при этом тяжелые железные кирки, они оставляли куски нетронутой скалы, которые искусные скульпторы затем превращали в колонны, молитвенные фризы и ступы.

К 4 в. н. э. школа Хинайяна стала уступать место более склонной к роскоши школе махаяны, или “Великой Колесницы”. Больший акцент этой школы на постоянно увеличивающийся пантеон божеств и бодхисаттв (милостивых святых, которые откладывали собственное достижение Нирваны, чтобы помогать человечеству в его продвижении к Просветлению) выразился и в изменении архитектурных стилей. Чайтьи были вытеснены богато украшенными монастырскими залами, или вихарами, в которых монахи и жили, и молились, а изображение Будды приобрело большую значимость. Заняв место, где раньше в конце зала стояла ступа, вокруг которого совершались ритуальные обходы, появилось колоссальное изображение, которое несло в себе 32 характеристики (lakshanas), включая длинные висящие мочки ушей, выпуклый череп, завитки волос, отличающие Будду от других существ. Искусство Махайяны достигло пика в конце буддийской эпохи. Создание обширного каталога тем и образов, содержащихся в древних рукописях, таких как джатаки (легенды о предыдущих воплощениях Будды), а также представленных на изумительных, вызывающих чувство благоговения образцах настенной живописи в Аджанте, возможно, частично объяснялось попыткой подогреть интерес к вере, которая к тому времени уже начала угасать в этом регионе.

Стремление буддизма соревноваться с возрождающимся индуизмом, сформировавшееся в 6 в., в конце концов привело к созданию внутри Махаяны нового, более эзотерического религиозного движения. Направление Ваджрайана, или “Громовая Колесница”, подчеркивая и утверждая творческий принцип женского начала, шакти; в тайных ритуалах тут использовались заклинания и магические формулы. Однако, в конечном итоге, такие модификации оказались в Индии бессильными перед лицом возрожденной притягательности брахманизма.

Последующий перенос королевского и народного покровительства на новую веру лучше всего очевиден на примере Эллоры, где на протяжении 8 в. многие из старых вихар были переделаны в храмы, а в их святилищах водворились отполированные шивалинги вместо ступ или статуй Будды. Индуистская пещерная архитектура, с ее тяготением к драматической мифологической скульптуре, получила свое высшее выражение в 10 в., когда был создан величественный храм Кайлаша - гигантская копия сооружений на поверхности земли, которые уже стали заменять вырубленные в скалах пещеры. Именно индуизм вынес главный удар фанатического средневекового преследования других религий исламом, воцарившимся в Декане, а буддизм к тому времени уже давно переместился в сравнительно безопасные Гималаи, где процветает и поныне.

Буддийские пещеры расположены по бокам пологой выемки в склоне утеса Чамадири. Все, кроме Пещеры 10, являются вихарами, или монастырскими залами, которые монахи первоначально использовали для обучения, медитации в уединении и общих молитв, а также для таких мирских занятий, как еда и сон. По мере того, как вы будете по ним проходить, залы будут постепенно становиться все более впечатляющими по размеру и стилю. Ученые приписывают это подъему индуизма и необходимости соперничества в стремлении добиваться покровительства властителей с более успешно настраивающими на благоговейный лад шиваитскими пещерными храмами, которые выкапывались так близко по-соседству.

Пещеры от 1 до 5

Пещера 1, которая, возможно, являлась зернохранилищем, так как ее самый большой зал представляет собой простую, лишенную украшений вихару, в которой размещаются восемь маленьких келий и почти нет никакой скульптуры. В гораздо более впечатляющей Пещере 2, большую центральную палату поддерживают двенадцать массивных колонн с квадратными основаниями, а вдоль боковых стен восседают статуи Будды. По бокам ведущего в алтарное помещение входа возвышаются фигуры двух гигантских дварапала, или стражников ворот: необычно мускулистого Падмапани, бодхисаттвы сострадания с лотосом в руке, слева, и богато украшенного драгоценностями Майтрейи, “Будды Грядущего”, справа. Обоих сопровождают супруги. Внутри самого святилища на троне в виде льва восседает величественный Будда, который выглядит более сильным и решительным по сравнению со своими безмятежными предшественниками в Аджанте. Пещеры 3 и 4, которые немного старше и схожи по дизайну с Пещерой 2, находятся в довольно плохом состоянии.

Известная под названием “Махарвада” (потому что во время муссонных дождей в ней укрывалось местное племя махаров), Пещера 5 представляет собой самую большую в Эллоре одноэтажную вихару. Ее огромный, 36 м длиной, прямоугольный зал для собраний, говорят, использовался монахами в качестве трапезной, в ней протянулись два ряда скамей, вырубленных в камене. В дальнем конце зала, вход в центральное святилище охраняют две прекрасных статуи бодхисаттв - Падмапани и Ваджрапани (“Держателя Грома”). Внутри восседает Будда, на этот раз на возвышении; его правая рука касается земли делая жест, указывающий на “Чудо Тысячи Будд”, которое Учитель совершил, чтобы смутить группу еретиков.

Следующие четыре пещеры были вырыты приблизительно в одно время в 7 в. и являются всего лишь повторением своих предшественников. На стенах вестибюля в дальнем конце центрального зала в Пещере 6 находятся самые знаменитые и прекрасно выполненные статуи. Тара, супруга бодхисаттвы Авалокитешвары, стоит слева, с выразительным, дружелюбным лицом. На противоположной стороне расположилась буддийская богиня учения Махамаюри (Mahamayuri), изображенная с символом в виде павлина, перед ней за столом сидит прилежный ученик. Очевидна параллель между Махаюри и соответствующей ей индуистской богиней знания и мудрости Сарасвати (мифологическим средством передвижения последней, правда, был гусь), которая наглядно показывает, до какой степени индийский буддизм 7 в. заимствовал элементы соперничающей с ним религии в попытке возродить свою собственную ослабевшую популярность.

Пещеры 10, 11 и 12

Вырытая в начале 8 в. Пещера 10 является одним из последних и наиболее величественных залов чайтья в пещерах Декана. Слева от ее большой веранды начинаются ступеньки, поднимающиеся к верхнему балкону, откуда на внутренний балкон ведет тройной проход, с летящими всадниками, небесными нимфами и фризом, украшенным игривыми карликами. Отсюда открывается прекрасный вид на зал с его восьмиугольными колоннами и сводчатой крышей. От каменных “стропил”, вырезанных на потолке, имитаций балок, которые присутствовали в более ранних деревянных сооружениях, происходит популярное название этой пещеры - «Сутар Джхопади» - “Мастерская Плотника”. В дальнем конце зала на троне, перед воздвигнутой по обету ступой, восседает Будда - эта группа представляет собой центральное место поклонения.

Несмотря на открытие в 1876 г. ее прежде скрытого подземного этажа, Пещеру 11 по-прежнему называют «Дхо Тал», или “двухярусной” пещерой. Ее верхний этаж представляет собой длинный колонный зал для собраний со святилищем Будды, а изображения на его задней стене Дурги и Ганеши, сына Шивы с головой слона, свидетельствуют о том, что пещера была переделана в индуистский храм после того, как была покинута буддистами.

Соседняя пещера 12 - «Тин Тал», или “трехярусная” - является еще одной трехярусной вихарой, вход в которую ведет через большой открытый дворик. И снова главные достопримечательности находятся на верхнем этаже, который некогда использовался для обучения и медитации. По бокам алтарного помещения в конце зала, вдоль стен которого расположились пять больших фигур бодхисаттв, стоят статуи пяти Будд, каждая из которых изображает одно из его предыдущих воплощений Учителя. Фигуры слева показаны в состоянии глубокой медитации, а справа - снова в положении “Чудо Тысячи Будд”.

Семнадцать индуистских пещер Эллоры группируются вокруг середины утеса, где расположен величественный храм Кайлаша. Вырубленные в начале периода возрождения брахманизма в Декане, во время относительной стабильности, пещерные храмы полны ощущения жизни, которого их сдержанные буддийские предшественники были лишены. Здесь уже нет рядов большеглазых, с мягким выражением лиц Будд и бодхисаттв. Вместо них вдоль стен тянутся огромные барельефы, изображающие динамические сцены из индуистских преданий. Большинство из них связано с именем Шивы, богом разрушения и возрождения (и главным божеством всех индуистских пещер комплекса), хотя вы также встретите многочисленные образы Вишну, хранителя Вселенной, и его многочисленных воплощений.

Снова и снова повторяются те же самые картины, что дало ремесленникам Эллоры прекрасную возможность оттачивать свою технику веками, венцом и величайшим достижением которой стал храм Кайлаша (Пещера 16). Описанный отдельно храм является достопримечательностью, которую надо непременно посетить находясь в Эллоре. Однако вы сможете лучше оценить его прекрасную скульптуру, если сначала осмотрите более ранние индуистские пещеры. Если у вас не слишком много времени, то учтите, что номера 14 и 15, расположенные прямо на юге, являются самыми интересными в группе.

Датируемая началом 7 в., одна из последних пещер раннего периода - Пещера 14 - являлась буддийской вихарой, переделанной в индуистский храм. Ее план похож на Пещеру 8 с алтарным помещением, отделенным от задней стены и окруженным круговым проходом. Вход в святилище охраняют две внушительные статуи речных богинь - Ганги и Ямуны, а в алькове позади и справа, семь богинь плодородия «Сапта Матрика» качают на коленях упитанных младенцев. Сын Шивы - Ганеша с головой слона - восседает справа от них рядом с двумя ужасающими образами Калы и Кали, богинь смерти. Прекрасные фризы украшают длинные стены пещеры. Начиная с передней части, на фризах слева (если стоять лицом к алтарю) изображена Дурга, умерщвляющая демона-буйвола Махишу; Лакшми, богиня богатства, восседает на троне из лотоса, а ее прислужники-слоны поливают ее водой из хоботов; Вишну в образе кабана Варахи, спасающий богиню земли Притхви от потопа; и наконец Вишну со своими женами. Панели на противоположной стене посвящены исключительно Шиве. На второй спереди изображено, как он играет в кости со своей женой Парвати; затем он исполняет танец творения Вселенной в образе - Натараджи; а на четвертом фризе - беспечно игнорирует тщетные попытки демона Раваны сбросить его с супругой с их земного жилища - Горы Кайласа.

Подобно соседней пещере, двухэтажная Пещера 15, ко входу в которую ведет длинная лестница, начала свое существование в качестве буддистской вихары, но была занята индусами и превратилась в святилище Шивы. Можно пропустить в целом не особенно интересный первый этаж и сразу подняться вверх, где находится несколько образцов самой величественной скульптуры Эллоры. Название пещеры - «Дас Аватара» («Десять Аватаров») - происходит от ряда панелей, расположенной вдоль правой стены, на которых представлены пять из десяти воплощений - аватар - Вишну. На ближайшей ко входу панели Вишну показан в своем четвертом образе Человека-Льва - Нарасимхи, который он принял, чтобы уничтожить демона, которого не мог убить “ни человек, ни зверь, ни днем, ни ночью, ни внутри дворца, ни снаружи” (Вишну одолел его, затаившись на рассвете на пороге дворца). Обратите на безмятежное выражение лица демона перед смертью, который уверен и спокоен, так как знает, что, будучи убитым богом, получит спасение. На втором от входа фризе Хранитель изображен в воплощении спящего “Первобытного Мечтателя”, возлежащего на кольцах Ананды - космического змея Бесконечности. Из его пупка вот-вот вырастет побег цветка лотоса, а из него выйдет Брахма и начнет творение мира.

На резной панели в углублении справа от вестибюля изображен Шива, появляющийся из лингама. Его соперники - Брахма и Вишну, стоят перед его видением униженно и просяще, символизируя преобладание в этом регионе шиваизма. И наконец, в середине левой стены помещения, если стоять лицом к святилищу, самая элегантная скульптура пещеры изображает Шиву в образе Натараджи, застывшего в танцевальной позе.

Пещеры от 17 до 29

Только три индуистских пещеры из всех расположенных на склоне холма на севере от храма Кайлаша достойны осмотра. Пещера 21 - «Рамешвара» (Ramesvara) - была создана в конце 6 в. Полагают, что она самая старая индуистская пещера в Эллоре, в ней находятся несколько изумительно выполненных образцов скульптуры, в том числе пара прекрасных речных богинь по бокам веранды, две чудесных статуи стражей-привратников и несколько чувственных любовных пар (mithunas), украшающих стены балкона. Обратите внимание также на великолепную панель с изображением Шивы и Парвати. В Пещере 25, расположенной подальше, находится поразительный образ Бога Солнца - Сурьи, погоняющего свою колесницу навстречу рассвету.

Отсюда тропа ведет мимо еще двух пещер, а затем резко спускается по поверхности крутой скалы к ее подножию, где расположено маленькое речное ущелье. Пересекая сезонную речку с водопадом, тропинка поднимается вверх по другой стороне расщелины и приводит к Пещере 29 - «Дхумар Лена» (Dhumar Lena). Эту датируемую концом 6 в. пещеру отличает необычный наземный план в виде креста, похожий на пещеру Элефанта в Мумбайской гавани. Три ее лестницы охраняют пары вздыбленных львов, а стены внутри украшены огромными фризами. Слева от входа Шива пронзает демона Андхаку (Andhaka); на соседней панели он отражает попытки многорукого Раваны стряхнуть его и Парвати с вершины горы Кайлаша (обратите внимание на толстощекого карлика, дразнящего злого демона). На южной стороне изображена сцены игры в кости, на которой Шива поддразнивает Парвати, удерживая ее руку, когда она готовится к броску.

Храм Кайлаш (Пещера 16)

Пещера 16, колоссальный храм Кайлаша (ежедневно с 6.00 до 18.00; 5 рупий) является шедевром Эллоры. В данном случае термин “пещера” оказывается ошибочным. Хотя храм, как и все пещеры, был вырублен в твердой скале, он поразительно похож на обычные сооружения на поверхности земли - в Паттадакале и Канчипураме в Южной Индии, по образцу которых он и был построен. Полагают, что этот монолит был задуман правителем Раштракуты Кришной I (756 - 773 гг.). Прошла, однако, сотня лет и сменилось четыре поколения королей, архитекторов и ремесленников, пока этот проект не был закончен. Поднимитесь вверх по дорожке, ведущей вдоль выступа северной скалы комплекса, к площадке над приземистой главной башней и вы поймете, почему.

Одни только размеры сооружения потрясают. Работы начались с выкапывания трех глубоких траншей в верхней части холма с использованием кирк, мотыг и кусков дерева, которые, намоченные в воде и вставленные в узкие трещины, расширялись и крошили базальт. Когда таким образом выделился огромный кусок необработанной скалы, к работе приступили королевские скульпторы. Оценивают, что в общей сложности четверть миллиона тонн осколков и крошки было вырублено из склона холма, импровизировать или ошибаться при этом было нельзя. Храм был задуман как гигантсткая копия гималайского жилища Шивы и Парвати - пирамидальной Горы Кайлаш (Кайласа) - тибетского пика, который, говорят, является “божественной осью” между небом и землей. Сегодня практически весь толстый слой белой известковой штукатурки, которая придавала храму вид снежной вершины горы, отвалился, обнажив тщательно обработанные поверхности серо-коричневого камня. В задней части башни эти выступы подвергались воздействиям столетий эрозии и выцвели и расплылись, как если бы от жестокого Деканского зноя гигантская скульптура медленно таяла.

Главный вход в храм ведет через высокую каменную перегородку, которая призвана разграничивать переход от мирского к царству священного. Пройдя между двумя охраняющими вход речными богинями Гангой и Ямуной, вы оказываетесь в узком проходе, который открывается в главный передний двор, напротив панели с изображением Лакшми - Богини Богатства - которую поливает душем пара слонов - эта сцена известна индусам под названием “Гаджалакшми”. Обычай требует, чтобы паломники обходили вокруг Горы Кайлаш по часовой стрелке, поэтому спуститесь по ступенькам слева и идите через переднюю часть внутреннего дворика к ближайшему углу.

С вершины бетонной лестницы в углу видны все три основные секции комплекса. Первая - вход со статуей буйвола Нанди - транспортного средства Шивы, лежащего перед алтарем; следующая - замысловато украшенные, углубленные в камень стены главного зала для собраний, или мандапы, на которой все еще сохранились следы цветной штукатурки, первоначально покрывавшей всю внутреннюю часть сооружения; и наконец, само святилище с короткой и толстой 29-метровой пирамидальной башней, или шикхарой (которую лучше всего рассматривать сверху). Эти три компонента покоятся на соответствующих размеров приподнятой платформе, которую поддерживают дюжины собирающих лотосы слонов. Кроме того, что он символизирует священную гору Шивы, храм изображает также гигантскую колесницу. Трансепты, выступающие сбоку главного зала, являются ее колесами, святилище Нанди - хомутом, а два слона без хоботов в натуральную величину в передней части внутреннего двора (изуродованные мародерствующими мусульманами) - тягловыми животными.

Большинство основных достопримечательностей самого храма ограничивается его боковыми стенами, которые покрыты выразительной скульптурой. На расположенной вдоль ведущей к северной части мандапы лестницы длинной панели живо изображены сцены из Махабхараты. На ней можно увидеть некоторые эпизоды из жизни Кришны, включая тот, который представлен в нижнем правом углу, с младенцем-богом, сосущим отравленную грудь кормилицы, присланной его злым дядей, чтобы убить его. Кришна выжил, но яд окрасил его кожу в характерный синий цвет. Если продолжать осмотр храма по часовой стрелке, вы увидите, что большинство панелей нижних секций храма посвящены Шиве. В южной части мандапы, в алькове, вырезанном из наиболее выдающейся ее части, вы найдете барельеф, который общепризнанно считается самым прекрасным образцом скульптуры комплекса. На нем показано, как Шиву и Парвати беспокоит многоголовый демон Равана, который был заключен внутри священной горы и сейчас раскачивает стены своей тюрьмы своими многочисленными руками. Шива собирается утвердить свое главенство, успокоив землетрясение движением большого пальца ноги. Парвати, между тем, беззаботно наблюдает за ним, опершись на локоть, в то время как одна из ее служанок в панике убегает.

В этом месте сделайте небольшой крюк и поднимитесь по лестнице в нижнем (юго-западном) углу внутреннего двора в “Зал Жертв” с его поразительным фризом с изображнением семи богинь-матерей, Сапта Матрика, и их ужасающих спутниц Калы и Кали (представленных стоящими поверх горы трупов), или направляйтесь прямо по ступенькам главного зала для собраний, мимо энергичных батальных сцен эффектного фриза Рамаяны, в алтарную комнату. Зал для собраний с шестнадцатью колоннами окутан мрачным полусветом, который призван сфокусировать внимание молящихся на присутствии внутри божества. С помощью портативного электрического фонарика чоукидар осветит фрагменты росписи потолка, где Шива в образе Натараджи исполняет танец рождения Вселенной, а также представлены многочисленные эротические пары митхуна. Само святилище уже не является больше действующим алтарем, хотя в нем до сих пор находится большой каменный лингам, установленный на пьедестале йони, символизируя двойственный аспект воспроизводящей энергии Шивы.

Замечательно то, что по прошествии стольких лет, на нашей земле запечатлелись навеки культурные, исторические и архитектурные наследия планеты. И одно из них - это пещеры Эллоры. Пещеры и храмы Эллоры внесены в список ЮНЕСКО, как памятники, являющиеся всемирным достоянием человечества.

один из вопросов, который мне интересен таков: тут наверняка жило или приходило сюда множество народа. А как тут были устроены водопроводы? Да хотя бы та же самая Канализация топас там. - как? Казалось бы обыденное дело, но это же надо как то организовывать!

Обязательно посетите виртуальную экскурсию по храму. Нажимайте на картинку ниже...

С егодня предлагаю ознакомиться с подобными сооружениями в Индии. Встречайте: Пещеры Аджанты и Эллоры. При взгляде на комплекс создаётся впечатление, что его никто не выдалбливал в горной породе, а вырезал одним махом ножа по маслу, а декоративные статуи, скорее, были отпечатаны неким 3D-штампом. Весной 1819 года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры. Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.

Увиденное ещё больше их заинтересовало: их взорам открылось множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе XIX века о том, как случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалёку от селения Аджанта. На скалистом утёсе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер протяжённостью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами ещё во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Лично я склоняюсь к версии, что храмы были опустошены вследствие мощной техногенной катастрофы, о чём свидетельствует местами оплавленная порода на внешней стороне.


Тут явно был вырван большой кусок.


Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке. В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 - храмами.

В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые учёные называют не иначе как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определённое представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка: отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чём-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими.

Роспись, созданная монахами в далёкие времена, - словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что всё в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на стенах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды - от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни. Всё это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844 году прибыл в пещеры Аджанты.

Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя всё время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866 году часть копий основных фресок была собрана для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако, на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи пещер, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла ещё одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнём, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учёными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясён искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии».

Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983 году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры. Но всё же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остаётся масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые всё ещё хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор учёные не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены ещё до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива - это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.

8.jpg

В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу: как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстаёт скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану.

К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако и увиденная за время экскурсии часть буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса оставит самые яркие воспоминания.

Индуистские пещеры Эллоры

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.

Тут создается впечатление, что весь храм был выдавлен в скале одной большой печаткой.







































Кстати, на вершине гор Кайласа (в Индии) есть ещё один огромный храм - шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесён к комплексу пещер Эллоры. Так вот, по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведёт на небо, и именно в нём обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами; повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако, они остаются лишь теориями, которые ещё только предстоит объяснить нашим потомкам.

В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии - загадочные пещеры Эллоры. Какие всё-таки смешные наши историки «Пещеры освещались с помощью каких-то металлических экранов или белых простыней, и таким образом в пещеры попадал солнечный свет». «Скорее всего, это была стихийная постройка, и сделали её буддистские монахи» - это притом, что сами монахи всем открыто говорят, что всё это построили боги...

В Эллоре располагаются горы Кайласа. На их вершине построен храм, который называется Кайласанатка. По убеждению народа, который его возводил, храм принадлежит владыке гор и является вершиной мира, где обитает бог Шивы.

Храм украшен искусной резьбой, а в главном тайнике была найдена табличка, на которой были выгравированы слова: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?!». Все, кто видел это изваяние, задаются аналогичным вопросом - как без специальной техники, которая имеется у современного человека, можно было высечь из целой каменной глыбы такой огромный храм2

История пещер Эллора

Все пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах в 26-30 км. от Аурангабада в штате Махараштра. Они представляют собой лучшие образцы как собственно индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетия нашей эры.

Пещерный храм Кайласантха был создан по приказу раджи Кришны из рода Раштракутов в XIII веке. Храм возводился по вполне конкретным трактатам о строительстве, где все было изложено до мельчайших подробностей. Кайласантха должен был стать промежуточным между небесными и наземными храмами, своего рода вратами.

Кайласантха имеет размеры 61 на 33 метра. Высота всего храма - 30 метров. Создавался он постепенно, словно освобождался от каменной шелухи. Вырубать храм начали с верхней части. Сначала траншею, окружавшую монолитную глыбу. А затем эта глыба начинала превращаться в храм. В ней прорубались отверстия, которые позже станут галереями и залами. Каждая деталь имела свое предназначение.

Изумляет в Кайласантхе то, что, в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.

Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы, что говорит о незаурядной фантазии архитекторов, создавших план этого храма. Кайласантха демонстрирует типичные черты Дравидского стиля. Об этом говорят и ворота, лежащие перед входом Нандин, и очертания храма, постепенно сужающегося к верху, по фасаду декорированного миниатюрными скульптурами.

Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама, находящихся около Ченнаи в Тамилнанде. Они построены примерно в одно и тоже время. Храм Кайласантха сходен по стилю с архитектурой династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.

Особенности строения пещер Эллора

Невероятные усилия вложены в построение храма. Получается, что он сам стоит в колодце почти 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Основание Кайласанатха - это не только трехъярусный монумент, это целый огромный комплекс, который включает двор перед храмом, полоны, портики, галереи, залы и отдельно стоящие статуи.

Нижняя часть заканчивается цоколем в 8 метров, опоясанным со всех сторон белоснежными фигурами слонов и львов - священными животными. Эти фигуры как бы поддерживают храм Кайласантха и в то же время охраняют его.

Весь храм делится на 3 главные части. Но, кроме них, есть еще дополнительные помещения, каждое из которых посвящено определенному богу, связанному с культом Шивы. Гладких стен в храме невозможно найти - все покрыто орнаментом. Фигурки так искусно сделаны, что при соответствующем освещении они кажутся вполне объемными, не связанными со стенами.

Перед храмом большой холл с колоннами. Галерея колонн, идущая вниз передней части скалы, формирует глубокий узкий проход, окружающий храм. Этот проход имеет 2 яруса холла и крытую галерею. Верхняя часть храма демонстрирует множество скульптурных образов.

Храм занимает около 60.000 квадратных футов, и его башня имеет в высоту около 90 футов.

Внутренние помещения украшены скульптурными изображениями богов. Одно из них относится к богине Раме и ее супругу Парвати, есть скульптура многорукого демона Равана, который считался воплощением темных сил.

Весь скальный храм с его многочисленными скульптурами производит магическое впечатление. Особенно оно сильно в вечернее время, когда Кайласанатха освещен лучами заходящего солнца. Складывается ощущение, что все рисунки вот-вот оживут.
Пещеры и храмы Эллоры внесены в список памятников, являющихся всемирным достоянием и наследием человеческой цивилизации.