Квотирование рабочих мест для инвалидов. Кто обязан соблюдать нормы. Подготовка локальных актов

Квотируемое рабочее место - что это такое?

Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест. Такие места называются квотируемыми. Квотируемое рабочее место: что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование - обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ . Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Что значит квотируемое рабочее место

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Квоты для инвалидов

Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Извещение службы занятости

Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах. Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.

Ответственность

За неисполнение компанией обязанности по выделению и созданию мест для работы по установленной квоте предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф за такое нарушение, как и за отказ в трудоустройстве инвалида по квоте, составляет от 5000 до 10 000 руб.

Если в вашей организации более 100 человек, то в нее обязаны принять инвалидов в количестве 2-4% от среднесписочной численности работников. Об особенностях квотирования рабочих мест для инвалидов в 2017 в столице и регионах эксперты рассказали в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Найти работу в современных реалиях непросто. Даже высококвалифицированные специалисты порой вынуждены становиться на учет на бирже труда и подолгу обивать пороги рекрутинговых агентств. В зону риска по безработице в первую очередь попадают граждане предпенсионного возраста, новоиспеченные выпускники вузов, не имеющие практического опыта работы, и не только. Но сложнее всего найти работу людям с ограниченными возможностями.

Скачайте документы по теме:

Работодатели, как правило, неохотно принимают инвалидов на работу, желая избежать дополнительных проблем и расходов, связанных с созданием для них особых условий труда. Поэтому в деле поиска работы инвалиды, как и другие социально незащищенные категории работников, пользуются дополнительной поддержкой со стороны государства. Одним из инструментов такой поддержки стало квотирование рабочих мест.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году призвано обеспечить реализацию законного права инвалидов на труд. Механизм квотирования прост и понятен. Работодатели в процессе поиска и набора кадров сохраняют небольшое (по отношению к общему числу сотрудников) количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. А при отсутствии вакансий - создают новые рабочие места, уведомив об этом службу занятости.

Квота выражается в процентах от среднесписочной численности работников, причем в федеральных нормах указывается только минимальное и максимальное значение - от 2% до 4%. Более точный размер квоты определяется нормами, действующими на территории конкретного региона.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов: федеральные и региональные нормы

Законодательные нормы о квотировании рабочих мест в 2017 году делают трудоустройство инвалидов обязательным для многих учреждений и предприятий. На федеральном уровне действует два нормативных правовых акта:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1, утвержденный 19.04.1991г.;

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995г.

Именно эти документы определяют государственную политику в области защиты трудовых прав лиц с инвалидностью. О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов говорится в ст.21, 22 Федерального закона №181-ФЗ и в ст.13 Закона РФ №1032-1.

Кроме того, существуют региональные нормативы, актуальные для отдельных областей и населенных пунктов РФ. Например, на столичные предприятия распространяется действие ст.3 Закона г.Москвы № 90 от 22.12.2004г., устанавливающей самую низкую из возможных квоту рабочих мест для инвалидов на 2017 год - всего 2%. Аналогичный показатель утвержден и в населенных пунктах Московской области.

Но от региона к региону ситуация меняется. Так, организации Воронежской области должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, а в Ростовской - 3%. Поэтому при определении актуальной для конкретного предприятия квоты нужно обращаться к региональному законодательству.

На региональном уровне прописываются и другие нюансы квотирования - рекомендованные сроки сдачи отчетности, особенности процедуры обустройства рабочих мест для инвалидов и т.д. Работодатели, попадающие под действе квот, обязаны ежемесячно информировать органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов, локальных актах, содержащих сведения о таких рабочих местах, и выполнении квоты (п.3 ст.25 Закона РФ №1032-1).

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов-2017

Начиная с 2013 года к перечню основных обязанностей работодателей по выделению рабочих мест в рамках квоты для инвалидов добавился еще один пункт. Согласно Федеральному закону от 03.02.2013г № 11-ФЗ., внесшему ряд изменений в действующие нормативные акты по вопросу квотирования рабочих мест, теперь нужно разрабатывать локальную документацию по вопросам трудоустройства инвалидов на выделенные рабочие места. Раньше это делалось в добровольном порядке.

Основным документом, регламентирующим порядок квотирования рабочих мест в конкретной организации, считается «Положение» или аналогичный ему документ со сведениями о выделенных рабочих местах и порядке трудоустройства инвалидов:


Скачать в.doc

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2017 году утверждается в ходе стандартной процедуры. Типовых форм и шаблонов, рекомендуемых законодателем, не существует. Поэтому каждая организация разрабатывает «Положение» в пределах своей компетенции, руководствуясь общими нормами трудового права и действующими соглашениями.

Фирмы, численность которых от 100 чел и больше, должны брать на работу 4% от численности инвалидов и также молодежи, которая еще не имеет стажа (требование органов службы занятости). Если не принимали на работу таких, то надо начисления делать на это количество по среднему размеру зп по региону для трудового населения.Как правильно это рассчитать, какие налоги/взносы с этого надо уплачивать, как отражать в бухгалтерском учете (если компания уже приняла инвалидов, но недостаточно).

Социальные гарантии при трудоустройстве определяются федеральными законами от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данными законами установлено, что работодатели обязаны устанавливать квоту на прием инвалидов и молодежи. При этом регионам дано право устанавливать размеры квоты в пределах величин, указанных в федеральных законах.

Федеральное законодательство не предусматривает замену квотирования рабочих мест на выплату денежной компенсации. Однако законодательство субъектов РФ такую возможность предоставляет.

Так, в п. 3 ст.2 Закона Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» сказано, что вместо квоты для молодежи работодатель имеет право выплатить в бюджет города Москвы компенсацию. Компенсация выплачивается ежемесячно, размер компенсации равен прожиточному минимуму на дату выплаты за каждое не созданное рабочее место. В отношении инвалидов выплата такой компенсации не предусмотрена. Величина прожиточного минимума устанавливается постановлениями Правительства Москвы. Так, на 3 квартал 2016 года прожиточный минимум установлен в размере 17487 рублей. На 4 квартал прожиточный минимум еще не установлен, но в п.2 указанного постановления говорится, что для расчета нужно брать прожиточный минимум для 2 квартала 2016 года. Вероятно, до утверждения прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года лучше ориентироваться на эту же величину.

В Санкт-Петербурге порядок квотирования определяется Законом Санкт-Петербурга от 08.10.97 N 161-53 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге». Для молодежи квот не установлено. Также закон не устанавливает права уплатить компенсацию взамен резервирования рабочих мест для инвалидов.

По мнению контролирующих органов, выплата в бюджет компенсации не учитывается при расчете налога на прибыль. Такая точка зрения высказывалась в письмах Минфина России от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504, УФНС России по Москве от 22.03.2011 № 16-15/026835@, ФНС России от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ и других.

Страховыми взносами выплата компенсации вместо квотирования рабочих мест не облагается страховыми взносами. Связано это с тем, что объектом обложения взносами являются выплаты в рамках трудовых, гражданско-правовых или авторских договоров. Однако в данной ситуации не идет речи о заключении договора, т.е. выплата производится за рамками трудовых и договорных отношений.

В бухучете отразите начисление квоты в прочих расходах:

Д 91.2 – К 76

Д 76 – К 51 – уплата компенсации в бюджет г. Москвы.

Обоснование

Ивана Шкловца , заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Можно ли отказать в приеме на работу гражданам, входящим в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест. Организация расположена в г. Москве

Да, можно. Однако сделать это организация вправе только по объективной причине или когда квота выбрана полностью.

Ведь если среднесписочная численность сотрудников превышает пороговое значение, и нет объективной причины не нанимать гражданина, для которого предусмотрена квота, то его придется принять в штат. По-другому поступить работодатель не вправе (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).

К объективным причинам отказа в приеме на работу относят, например, неподходящее образование соискателя, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания ().

Давайте разберемся с существующим порядком.

Государственные гарантии

Квотирование рабочих мест установлено законодательно. Это дополнительная гарантия трудоустройства для инвалидов и молодежи. Разобраться в том, когда нужно применять квоту, поможет таблица.

Среднесписочная численность у работодателя Группы населения, для которых квота предусмотрена Как утверждают квоту Предельный размер квоты Основание
От 35 до 100 человек Инвалиды Местные власти вправе сами решить устанавливать квоту для приема или нет Не более 3 процентов среднесписочной численности персонала Часть 1
От 100 человек Инвалиды и молодежь В субъектах РФ квоту устанавливают обязательно Больше 2 и меньше 4 процентов среднесписочной численности сотрудников Пункты и статьи 13 Закона от 19 апреля 1991 № 1032-1,
часть 1 статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ

В среднесписочной численности персонала для расчета квоты сотрудников с вредными и (или) опасными условиями труда не считайте. Главное, подтвердить тяжелые условия результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест).

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.

Учет расходов в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места

Вопрос: Может ли налогоплательщик учитывать для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с уплатой в целевой бюджетный фонд компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждого нетрудоустроенного лица, в том числе из числа несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет?

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников не менее 2 и не более 4% ().

При этом полномочия Российской Федерации в области содействия занятости, переданные для осуществления органам государственной власти субъектам Российской Федерации, установлены в Закона № 1032-1. К ним относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, в частности, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте до 18 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В силу норм пункта 2 статьи 7.1 Закона № 1032-1 средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона № 1032-1 полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, федеральное законодательство устанавливает необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет. При этом указанными законами не предусмотрена замена квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного гражданина в возрасте до 18 лет.

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (). Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств являются средства работодателя.

Многие организации обязуются принимать инвалидов в трудовой коллектив. Некоторые руководители для решения данной проблемы обращаются в местные центры занятости или в организации инвалидов. Как правило, там находятся кандидатуры на вакансии, подходящие для данной категории граждан. Подробно о приеме на работу инвалидов можно узнать далее.

Законодательная база

Законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены следующие нормативы:

  • В трудовых коллективах с численностью от 35 до 100 инвалиды должны составлять до 3%. Данная норма регулируется законодательством субъекта РФ.
  • В трудовых коллективах с численностью от 100 сотрудников и более – от 2% до 4% (то есть от двух до четырех инвалидов на одну сотню здоровых работников). Эта норма предписана федеральным Законом и является обязательной на всей территории РФ.

В число штатных сотрудников при таком расчете не учитываются вакансии с тяжелыми и вредными условиями труда, ведь на такие должности прием людей с ограниченными возможностями не допускается.

Количество работников с ограниченными возможностями определяет сам работодатель, опираясь на знание действующего законодательства и собственные интересы. Он же решает, какие именно рабочие места будут отданы для организации труда сотрудников с ограниченными способностями. При этом учреждения, изначально созданные исключительно с целью трудоустройства инвалидов и организующие их кооперацию, не обязаны соблюдать установленные квоты.

Недобор работников с группой инвалидности является нарушением трудового законодательства РФ. Необоснованное отрицательное решение при рассмотрении заявления о приеме на работу соискателя с нарушенным здоровьем является административным правонарушением. Должностное лицо, принявшее такое решение при трудоустройстве инвалида, будет оштрафовано на сумму от 5000 до 10000 рублей.

Несоблюдение квоты также является административным правонарушением. За несоответствие количества вакансий, занятых инвалидами, и количества положенных рабочих мест, которые должны быть заняты инвалидами, грозит наказание согласно статье 5 пункт 42 КоАП РФ.

Льготы работодателю

В 2017 году работодателю в РФ, принявшему в рабочий коллектив инвалидов согласно квотируемому числу, предоставляется фактически налоговая льгота – уменьшение суммы страховки на травматизм до 60%. Это снижение касается только страховых выплат за инвалидов. За остальных сотрудников размер выплат остается обычным.

К тому же предусматриваются субсидии на создание одного рабочего места для инвалидов: 1 группы – до 100 тыс. рублей, 2 группы – до 72 тыс., а 3 группы – до 65 тыс. Более того, агентство занятости перечисляет субсидии на создание инфраструктуры, которая необходима для людей с ограниченными способностями. Их размет составляет до 500 тыс. рублей.

Прием на работу инвалидов 3 группы

Инвалиды 3 группы фактически являются работниками, временно утратившими полную работоспособность. Очень часто это работники организации, уже принятые на работу, но по какой-то причине утратившие возможность работать с полной отдачей. Причиной может быть:

  • осложнение после болезни (воспаление легких);
  • небольшая травма, например, в результате автокатастрофы;
  • острое сезонное обострение какого-либо недомогания (аллергия на амброзию) и тому подобное.

И даже если инвалид 3 группы еще не является частью трудового коллектива, руководство, как правило, более охотно принимает такого работника в штат. Это обусловлено следующими причинами:

  • закрывается вакансия для инвалида, а инвалид 3 группы – все-таки не 2 и не 1, поэтому каких-то особенных специальных условий ему обычно создавать не требуется;
  • работоспособность такого инвалида практически такая же, как у здоровых работников;
  • в ближайшее время такой инвалид, скорее всего, станет снова здоров и сможет работать с полной отдачей.

Прием на работу инвалидов 2 и 1 групп

Инвалиды 2 и 1 групп имеют полное право на создание на рабочем месте особой обстановки, либо занятие такой вакансии, которая не будет мешать их индивидуальному плану реабилитации. Поэтому найти вакансию для такого работника бывает непросто. Как правило, они работают сторожами, уборщицами, вахтерами и так далее.

В любом случае, их работа обычно не требует высокой квалификации и подразумевает:

  • небольшие физические нагрузки;
  • отсутствие стрессов;
  • небольшую вероятность возникновения опасных ситуаций;
  • возможность некоторое время отсутствовать на рабочем месте.

Инвалиды таких групп имеют небольшие шансы избавиться от инвалидности. Часто им нужно регулярно проходить профилактический или другой курс лечения, для чего им соответственно требуется больничный отпуск. Кроме того, хроническое заболевание может регулярно требовать ухода на больничный. В связи с этим их принимают на работу с расчетом на возможность подмены или распределения его обязанностей между его коллегами – членами коллектива.

Для инвалидов 1 и 2 групп длительность рабочей недели должна составлять не более 35 часов. Важный нюанс: даже при меньшей длительности рабочего времени работодатель все равно должен оплачивать работнику 35 отработанных часов.

Особенности трудоустройства инвалидов

При приеме на работу инвалидов учитываются следующие нюансы:

  • На некоторые виды работ инвалидов не берут просто из-за того, что эти работы требуют только здоровых исполнителей. Например, это большинство вакансий в МВД, МЧС и тому подобных организациях, где от состояния здоровья сотрудников напрямую зависит эффективность работы учреждения. Справка о состоянии здоровья будет обязательным документом при трудоустройстве в такие организации.
  • Законодательно запрещено принимать инвалидов на такие виды рабочих мест, где невозможна реабилитация инвалида и даже напротив, возможно нанесение вреда его здоровью. Например, это работы в шахте, сталеплавильном цеху, химическом предприятии и так далее. Бывает и наоборот, когда на некоторых предприятиях преднамеренно зарезервированы места для людей с ограниченными возможностями.
  • И до, и после трудоустройства работник сам вправе выбирать, в каком качестве он будет работать – как здоровый человек, или как инвалид (и тогда работодатель обязан обеспечить ему условия, подходящие не только для работы, но и для восстановления полной трудоспособности, ИПР).
  • Руководитель должен знать, что при трудоустройстве инвалид не обязан предоставлять Индивидуальную Программу Реабилитации и справку об инвалидности, если не намерен работать в льготных условиях как инвалид.

Некоторые соискатели работы сначала трудоустраиваются как здоровые люди, а уже потом сообщают руководству, что являются инвалидами и требуют особого отношения. Такое поведение не является нарушением законодательства.

Права инвалидов при трудоустройстве

Российская Федерация является государством-участником международной «Конвенции о правах инвалидов». Согласно положениям Конвенции, инвалиды в РФ имеют право на выбор своего рабочего места, а также имеют право работать для собственного материального обеспечения. Кроме вышеназванных прав, инвалидам гарантируется:

  • отсутствие дискриминации в связи с ограниченными физическими возможностями при трудоустройстве, карьерном росте, повышении квалификации и так далее;
  • активное участие в профсоюзном движении;
  • доступ к государственным и частным программам переподготовки кадров;
  • равная или большая по сравнению с другими работниками оплата труда (за выполнение такой же работы);
  • свободный прием на государственные должности;
  • право использования полного спектра услуг Центров Занятости (постановка на учет, подбор вакансий, бесплатная юридическая помощь в ходе трудоустройства, профессиональные курсы, выплата материальной помощи и так далее);
  • возможность создавать и развивать собственный бизнес, включая право на получение государственных кредитов и тому подобное;
  • прохождение государственных реабилитационных программ, позволяющих вернуться к полноценной трудовой деятельности;
  • право на отказ от выполнения работ, которые могут усугубить состояние здоровья работника или сделать невозможным его выздоровление;
  • возможность трудоустройства на вакансию, занимаемую ранее, до получения инвалидности (либо сохранения рабочего места при получении инвалидности уже в ходе работы на этой должности).

Людям с ограниченными возможностями создается щадящая трудовая обстановка. Например:

  • увеличенный отпуск (не менее 30 календарных дней);
  • возможность взять отпуск без оплаты (до 60 календарных дней);
  • инвалид вправе ответить несогласием на приказ начальства ехать в командировку;
  • выполнение должностных обязанностей исключительно в дневные часы. Для работ в исключительное время требуется подписанное инвалидом согласие и допустимость таких работ, указанная в медицинском заключении.

Видео: Путеводитель по трудоустройству инвалидов

В видеоролике ниже эксперт расскажет обо всех правилах и нюансах, которые возникают при приеме на работу инвалида:

Как известно, полностью здоровых людей нет, а есть не дообследованные. Принять инвалида на работу – это не только социально ответственное дело, это еще и обязанность владельца предприятия, при невыполнении которой потребуется понести административную ответственность – оплатить штраф.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Трудоустройство инвалидов в РФ в 2019 году - льготы при приеме инвалида на работу

Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

Трудоустройство инвалидов – общие положения

Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.

Особенности трудоустройства инвалидов в России

Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:

  • Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
  • Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.

Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.

Как инвалиду трудоустроиться?

Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.

При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:

  • Основной документ гражданина – паспорт;
  • Документы об имеющемся образовании и прохождении курсовых и профессиональных подготовок и получении дополнительного образования;
  • Сведения о трудовом стаже или трудовую книжку;
  • Страховое и налоговое свидетельства;
  • Медицинские документы или иной документ, подтверждающий инвалидность.

В ходе приема решается вопрос о том, как встать на . Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.


Трудовой договор с инвалидом и его особенности

Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

  • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
  • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
  • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
  • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
  • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
  • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.

Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов

Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.

Инвалиды по зрению и особенности их труда

Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.


30.04.2019