Пасхальные послания. Христос Воскресе из мертвых! Пасхальные послания Предстоятеля и архиереев УПЦ

Смотрите, какую любовь дал нам Отец,
чтобы нам называться и быть детьми Божиими.
(1 Ин. 3:1)

Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими радостными и жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех вас, дорогие мои, и поздравляю с великим и спасительным праздником Пасхи.

Праздником праздников и торжеством из торжеств именует Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей святителя Григория Богослова. И в этом заключается глубокий духовный смысл, ибо «настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (Слово 45. На Святую Пасху). В славном Воскресении Господа Иисуса, ставшем важнейшим событием в истории спасения человеческого рода, заключается самый смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и мощная сила христианского послания миру. Вся наша проповедь в эти дни умещается всего в два слова. «Христос воскресе! — Сказав сие, что могу сказать более? Все сказано!» — восклицает святитель Филарет, митрополит Московский (Слово в день Святой Пасхи, 18 апреля 1826 года).

История человечества после грехопадения Адама — это история непрерывной борьбы добра со злом. Проявив непослушание Создателю, люди впустили в свою жизнь и в мир грех, а вместе с ним страдания и болезни, тление и смерть. Но, самое главное, грех разлучил людей с Богом, Который зла не сотворил и чужд всякой неправды. Ни один праведник не был способен преодолеть это трагическое разделение, эту огромную духовную пропасть, поскольку исключительно человеческими силами сделать это невозможно. И потому, как говорит святитель Григорий Богослов, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» (Слово 45. На Святую Пасху).

Иными словами, Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность, благодаря которому была преодолена человеческая ограниченность и утолена жажда единения с Богом. Пасха — это торжество безграничной любви Творца к людям, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Но что значит праздновать Пасху в мире, отягощенном болью и страданиями, изнемогающем от войн и конфликтов, полном ненависти и злобы? Что значит петь «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» , когда смерть остается очевидным завершением земной жизни каждого из нас? Безусловно, Пасха не отменяет реального присутствия смерти во Вселенной, но теперь человеческая боль и трагедия земного бытия превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом, даровавшим нам, его ученикам и последователям, необоримую надежду на обретение вечной жизни. Смерть отныне для нас, христиан, — более не разлука, но радостная встреча и чаемое воссоединение с Богом.

Христос, первенец из умерших (1 Кор. 15:20), показал нам единственно возможный путь преодоления греха и смерти. Это путь любви. И об этой любви мы призваны свидетельствовать всему миру. И свидетельствовать призваны в первую очередь примером собственной жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики Спасителя, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств (Кол. 3:14), — это наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. С переходом в вечность, когда мы сподобимся узреть Самого Господа, наша вера превратится в знание, а надежда на спасение по милости Божией достигнет осуществления. Однако же любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13, 8) и никогда не изменится.

Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему (Аскетические опыты. О любви к ближнему). А что значит «совершенная любовь»? Это любовь, которая простирается до любви к незнакомым людям, к недоброжелателям и даже к врагам. Это любовь жертвенная, которая превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не укладывается в рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно через духовный подвиг, привлекающий благодать Божию, которая и дарует нам возможность отвечать любовью на ненависть и добром на зло.

Именно такую любовь явил к нам Христос, ради нашего спасения претерпевший страшные унижения, крестные страдания и мучительную смерть. Его всепобеждающей и все наполняющей любовью был до основания сокрушен ад, а для всего человечества открыты, наконец, врата рая. В любых обстоятельствах жизни мы призваны помнить о том, что на самом деле силы зла иллюзорны и не столь велики, ибо не могут сравниться с силами любви и добра, единый источник которых — Бог. Будем помнить и о том, что лучший ответ и действенное средство противления греху и неправде — наша искренняя и исходящая из глубины сердца молитва, и прежде всего — молитва соборная, возносимая в храме за богослужением, наипаче же — приобщение Телу и Крови Самого Спасителя в Таинстве Евхаристии.

Переживая ныне великую пасхальную радость и созерцая с благоговением и трепетом Восставшего от Гроба Христа Жизнодавца, поделимся же сей спасительной вестью с ближними и дальними, дабы и они узрели неизреченное сияние Божественной любви и вместе с нами благословили и прославили всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Превосходящий всякое разумение спасительный свет Воскресения Христова да озаряет неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая нас, делая причастниками и наследниками Небесного Царствия.

Радуйтесь, дорогие мои, ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ!

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе
архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О т сердца, исполненного светлой радости о Восставшем от Гроба Спасителе, всех вас приветствую этими жизнеутверждающими словами и поздравляю с праздником праздников — Пасхой Господней.

Н ыне мы призываемся на великий пир веры, на великое торжество духа. Единородный Сын Божий, пришедший в мир, претерпевший страдания и смерть на кресте, велением Небесного Отца победоносно восстал от гроба! Иисус воскрес — и «поглощена смерть победою» (1Кор.15:54) ! Он воскрес — и радуется вся Вселенная! Господь упразднил ад и сокрушил власть диавола. И все это совершил Человеколюбивый Бог, дабы усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Еф.1:4-5;7) .

П обеда Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию.

Н еслучайно и мученики за Христа мужественно встречали любые страдания. И если раньше даже великие праведники скорбели по умершим, как о погибших, то по воскресении Господа Иисуса смерть более не пугала их. Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти). Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке.

С егодня, когда мир все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи (см. Лк.12:16-21) , когда комфорт, успешность и долгая жизнь объявляются чуть ли не главными ценностями человеческого бытия, мы, ученики и последователи Спасителя, вслед за апостолом Павлом дерзновенно свидетельствуем: для нас жизнь — Христос (Флп.1:21) , а смерть — не конец бытия. Говорим и верим так, ибо знаем: Бог создал душу человека для вечности.

К ак часто нам, погруженным в суету и тревоги повседневности, недостает духовной зоркости, чтобы распознать преображающую силу Божественного присутствия в нашей жизни! Но пасхальный период — совершенно особая пора. В эти дни даже сам воздух как бы пропитан ни с чем не сравнимой пасхальной радостью, а любовь и милосердие Божии обильно изливаются на каждого человека.

В ходя в торжество сего дивного и светозарного праздника, мы призваны не только словом, но и делом убедительно свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса. Поделимся же с окружающими радостной Евангельской вестью, подарим нашу любовь, заботу и внимание близким, сотворим добро тем, кто нуждается в нашей помощи и утешении. Только так, благодарными устами и благодарным сердцем прославляя восставшего от гроба Спасителя, мы становимся наследниками свершившегося пасхального чуда и с дерзновением именуемся сынами и дочерями Бога Всевышнего, явившего безмерную любовь ко всем нам.

С ердечно поздравляя вас со светлым праздником Святой Пасхи, вновь и вновь обращаю к вам радостное приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, Пасха Христова, 2018 год

Смотрите, какую любовь дал нам Отец,
чтобы нам называться и быть детьми Божиими.

(1 Ин. 3:1)

Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими радостными и жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех вас, дорогие мои, и поздравляю с великим и спасительным праздником Пасхи.

Праздником праздников и торжеством из торжеств именует Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей святителя Григория Богослова. И в этом заключается глубокий духовный смысл, ибо «настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (Слово 45. На Святую Пасху).

В славном Воскресении Господа Иисуса, ставшем важнейшим событием в истории спасения человеческого рода, заключается самый смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и мощная сила христианского послания миру. Вся наша проповедь в эти дни умещается всего в два слова. «Христос воскресе! – Сказав сие, что могу сказать более? Всё сказано!» – восклицает святитель Филарет, митрополит Московский (Слово в день Святой Пасхи, 18 апреля 1826 года).

История человечества после грехопадения Адама – это история непрерывной борьбы добра со злом. Проявив непослушание Создателю, люди впустили в свою жизнь и в мир грех, а вместе с ним страдания и болезни, тление и смерть. Но, самое главное, грех разлучил людей с Богом, Который зла не сотворил и чужд всякой неправды. Ни один праведник не был способен преодолеть это трагическое разделение, эту огромную духовную пропасть, поскольку исключительно человеческими силами сделать это невозможно. И потому, как говорит святитель Григорий Богослов, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» (Слово 45. На Святую Пасху).

Иными словами, Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность, благодаря которому была преодолена человеческая ограниченность и утолена жажда единения с Богом. Пасха – это торжество безграничной любви Творца к людям, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Но что значит праздновать Пасху в мире, отягощенном болью и страданиями, изнемогающем от войн и конфликтов, полном ненависти и злобы? Что значит петь «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» , когда смерть остается очевидным завершением земной жизни каждого из нас? Безусловно, Пасха не отменяет реального присутствия смерти во Вселенной, но теперь человеческая боль и трагедия земного бытия превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом, даровавшим нам, Его ученикам и последователям, необоримую надежду на обретение вечной жизни. Смерть отныне для нас, христиан, – более не разлука, но радостная встреча и чаемое воссоединение с Богом.

Христос, первенец из умерших (1 Кор. 15:20), показал нам единственно возможный путь преодоления греха и смерти. Это путь любви. И об этой любви мы призваны свидетельствовать всему миру. И свидетельствовать призваны в первую очередь примером собственной жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики Спасителя, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств (Кол. 3:14), – это наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. С переходом в вечность, когда мы сподобимся узреть Самого Господа, наша вера превратится в знание, а надежда на спасение по милости Божией достигнет осуществления. Однако же любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13:8) и никогда не изменится.

Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему (Аскетические опыты. О любви к ближнему). А что значит «совершенная любовь»? Это любовь, которая простирается до любви к незнакомым людям, к недоброжелателям и даже к врагам. Это любовь жертвенная, которая превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не укладывается в рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно через духовный подвиг, привлекающий благодать Божию, которая и дарует нам возможность отвечать любовью на ненависть и добром на зло.

Именно такую любовь явил к нам Христос, ради нашего спасения претерпевший страшные унижения, крестные страдания и мучительную смерть. Его всепобеждающей и все наполняющей любовью был до основания сокрушен ад, а для всего человечества открыты, наконец, врата рая. В любых обстоятельствах жизни мы призваны помнить о том, что на самом деле силы зла иллюзорны и не столь велики, ибо не могут сравниться с силами любви и добра, единый источник которых – Бог. Будем помнить и о том, что лучший ответ и действенное средство противления греху и неправде – наша искренняя и исходящая из глубины сердца молитва, и прежде всего – молитва соборная, возносимая в храме за богослужением, наипаче же – приобщение Телу и Крови Самого Спасителя в Таинстве Евхаристии.

Переживая ныне великую пасхальную радость и созерцая с благоговением и трепетом Восставшего от Гроба Христа Жизнодавца, поделимся же сей спасительной вестью с ближними и дальними, дабы и они узрели неизреченное сияние Божественной любви и вместе с нами благословили и прославили всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Превосходящий всякое разумение спасительный свет Воскресения Христова да озаряет неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая нас, делая причастниками и наследниками Небесного Царствия.

Радуйтесь, дорогие мои, ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ!

+Кирилл,

Патриарх Московский и всея Руси

Пасха Христова, 2016 год

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АСТРАХАНСКОГО И КАМЫЗЯКСКОГО НИКОНА ПАСТЫРЯМ, ИНОКАМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ АСТРАХАНСКОЙ ЕПАРХИИ

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, братья и сестры, все боголюбивые христиане Астраханской епархии!

Спешу приветствовать всех вас жизнеутверждающим, спасительным и радостным для всякого верующего сердца пасхальным приветствием – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дни Великого поста приуготовляли нас к наступившему торжеству веры. Еще вчера мы переживали скорбные богослужения Страстной седмицы, воспоминая спасительные страдания Господа, Его восшествие на Голгофу, распятие и смерть на Кресте. Сама природа не могла взирать на совершавшееся беззаконие и среди дня солнце скрыло свои лучи (Мф. 27, 45). Вечный Бог, Которого небеса вместить не могут, претерпел во плоти Крестные страдания дабы освободить от смертной клятвы человеческий род. И вот ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15,20).

Наступила спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова. Смерть не могла удержать в своих узах Начальника Жизни. Ад не стерпел сошествия в свои мрачные недра Сына Божия и распался, разрушился, исторгая из себя томившиеся в нем души. Как говорит Евангелие, гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли Мф (27, 52). Глубокая ночь озарилась неземным светом Христова Воскресения, знаменуя собой начало новой жизни для всего человечества, пребывавшего во мраке язычества и богозабвения. Наступало время Нового Завета, время нового богопознания, время проповеди Евангелия всем народам. Святитель Московский Филарет говорит, что «самое сильное удостоверение в Божестве Иисуса Христа заключается в Его Воскресении».

Весть о Воскресении Христовом является краеугольным камнем Евангелия. Смерть вошла в мир через грех. Бог сотворил человека по Своему Образу, наделил его разумом и свободой, даровал ему жительство в раю. Но совершенный людьми грех и смерть разрушили первозданную гармонию. И только любовь Божия к человеку, явленная в Крестном подвиге и Воскресении Иисуса Христа, вновь даровали людям непреложное упование вечной жизни в Царстве Небесном.

Нет и не может быть для человека более радостотворной, веселящей и благой вести, чем весть о Воскресении Христовом. Вселенский учитель Церкви Иоанн Златоуст восклицает: «Вот наступил у нас вожделенный и спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа, основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и облеченные телом вместе с бестелесными силами теперь возносят песнопения. Сегодня ниспровергнута власть диавола, сегодня разрушены узы смерти, уничтожена победа ада; сегодня благовременно сказать также следующее пророческое изречение: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?».

Пасхальная радость открыта для каждого. Церковь словами святителя Иоанна Златоуста призывает к участию в ней всех: первых и последних, богатых и бедных, воздержных и ленивых. Пасхальная радость не похожа на сиюминутные переживания мира сего. Она вечна и всегда нова. Святые отцы Церкви сравнивают будущую жизнь с вечной Пасхой, вечным торжеством праведности, мира и любви Божией. Пасха присутствует в нашем мире как залог будущей жизни, как напоминание о нашем христианском уповании и побуждает нас к праведности и нравственной чистоте.

Сегодня мир особенно нуждается в праведности. Из книг Священного Писания мы знаем, что на протяжении всей человеческой истории послушание Богу и следование Его святой воле являлось причиной благоденствия народа, а греховная жизнь и противление Богу было причиной всевозможных бедствий и скорбей. Сейчас мы переживаем редкое время свободы веры. Открываются новые храмы, совершаются богослужения, имеется возможность получать религиозное образование. Церковь реализует многие просветительские и миссионерские проекты, главной целью которых является напоминание людям о Христе и об их высоком христианском звании. Праведность христиан во все века была солью, сохраняющей от нравственной порчи все человечество. И нам,

сегодняшних христианам, держать ответ перед Богом – как мы использовали это время. Как мы распорядились тем благоденствием, которое имеем ныне? Употребили ли на пользу данную свободу? Как воспитали детей? Как исполняли заповеди о жертвенной любви, милосердии и помощи ближним? Об этом нам следует чаще вспоминать.

В Библии приведены удивительные слова Бога к человеку: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11, 44). А апостол Петр говорит: вы же род избранный, царственное священство, народ святой (1 Пет 2:9). Это значит, что Господь призывает нас жить в святости, в мире и любви, чистоте и непорочности. Он даровал нам для этого и все благодатные средства. Пребывая в ограде Церкви Христовой, мы имеем благодать Таинств, имеем Божественную помощь и защищение, заступничество святых. В Церкви мы становимся сопричастниками Пасхальной радости, как предначатия вечного блаженства в Царстве Божием. И хотя христианское крестоношение – это путь узкий, подчас исполненный скорбей, но он освящен Самим Господом и оканчивается – Воскресением. И пусть не смущают нас треволнения житейского моря, Господь сказал для всех нас утешительные, исполненные силы слова: мужайтесь, Я победил мир (Ин. 16, 33).

Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас с великим и мироспасительным торжеством Воскресения Христова. Молитвенно желаю всем силы духа и твердости в вере, Пасхальной радости, счастья и добра. Пусть эта подлинная радость бытия умножится через нас во всем мире, вдохновит нас на добрые дела и Воскресший Господь пошлет всем нам свою милость и благоволение.

Какое чудо! Свет Жизни воссиял от гроба! Гроб, который всегда был орудием смерти, во Христе стал для нас Источником жизни.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Предстоятеля Украинской Православной Церкви

Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам

Украинской Православной Церкви

Христос Воскресе!

Боголюбивые Архипастыри и пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры – верные чада нашей Святой Украинской Православной Церкви! Почтительно поздравляю всех вас с наибольшим христианским праздником Светлого Воскресения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Воскресение Христово подарило миру и человечеству новую радость и новую жизнь. Воскресение Христово открыло светлую страницу новой эры человеческого бытия на земле. Эту новую эру не может затмить ничто: ни диавол, ни смерть, ни ад, – потому что Христос Спаситель на Кресте, как Человек, победил диавола, а когда Его душа, как Человека, сошла «в преисподняя земли», то там Христос, как Бог, исторгнул жало у смерти и отнял силу у ада («Слово на Пасху» свт. Ин. Златоуста).

Эту великую Тайну возвращения человечеству утерянного Рая невозможно постигнуть только силой человеческого разума, для этого нужно иметь очищенное сердце. Сердце, которое через молитву, покаяние и добрые дела освободилось от смертельной болезни, которую причиняет нам грех, делается способным проникать в такие глубины Божественной мудрости, куда не может проникнуть никакой человеческий разум. В меру своей чистоты мы начинаем видеть и понимать мудрость и красоту Божественного Промысла о спасении падшего человека.

А какой дивный этот Промысл!

Сын Божий приходит на землю и спасает человека, не ограничивая при этом свободу воли ни у человека, ни у диавола, от власти которого Господь освобождает человека. Для этого Бог одевается в одежду смирения, которой для Него послужила наша человеческая природа. Гордыня падших духов не могла постигнуть сего. Гордость – это порок, это духовная болезнь, которая в своем носителе уничтожает разум, величие и благородство. Разумного гордость делает безумным, величественного – бесславным, а благородного – ничтожным.

Когда диавольская гордыня, умноженная на человеческую, в своем безумии замыслила физически уничтожить Спасителя через позорную смерть на Кресте, она не подозревала, что под прикрытием человеческой души Спасителя во ад сойдет и Божество, Которое во Христе навеки соединило Себя с человеком.

Сияние Божества во аде развеяло мрак смерти и уничтожило сам ад. Святая Церковь в своих песнопениях говорит, что когда Господь, Который является Жизнью бессмертной, сошел к смерти, то Он умертвил ад сиянием Своего Божества, а когда Господь воскресил умерших, то все Силы Небесные воскликнули: «Жизнодaвче Христе Боже нaш, слaва Тебе» (тропарь воскресный, гл. 2).

Какая великая и дивная премудрость Божия! Какой разум может постигнуть ее до конца? Кто может измерить глубину смирения, через которое Творец низводит на землю Свою Божественную любовь, которой Он обнимает всё человечество и каждого человека, которой Он, наш Создатель и Бог, согревает наши оледенелые отчаянием души и сердца? Кто может измерить ту милость, которую Господь простирает к самым падшим грешникам, которой Господь прощает тех, кто недостоин прощения, и исцеляет тех, кто недостоин исцеления?

И всё это Господь дает нам даром через Свое преславное Воскресение. От нас требуется только одно: помнить про это и, по мере своих сил, благодарить своего Творца и Благоподателя.

Мы должны знать и то, что память и благодарение Богу за Его любовь и милость к нам грешным нужны не Богу, а нам, потому что благодарный человек делает себя достойным новых милостей, а неблагодарный – становится недостойным и того, что имеет.

И мы, дорогие братья и сестры, смиренно благодарим нашего Спасителя за Его безмерную любовь к нам, которая низвела Его с Неба на землю, которая одела Его во одежду смирения, которая привела Его ко Кресту, смерти и погребению. Мы благодарим нашего Спасителя за то, что Его любовь к человеку возвратила нам потерянный Рай и жизнь вечную. И какое чудо! Свет Жизни воссиял от гроба! Гроб, который всегда был орудием смерти, во Христе стал для нас Источником жизни.

В эти дни мы переносимся мысленно во святой град Иерусалим, к Живоносному Гробу Христову. Мы вспоминаем Матерь Божию, святых Жен Мироносиц и святых Апостолов, которые были свидетелями Христова Воскресения. Мы с любовью поклоняемся тому месту, где лежало Тело Иисусово (Ин. 20:12), и со смирением лобызаем тот камень, который был привален к двери Гроба (Мф. 27:60), из которого Христос Спаситель преславно воскрес.

Еще раз сердечно поздравляю всех Вас, дорогие братья и сестры, с Великим Днем Светлого Христова Воскресения. Пусть Воскресший Спаситель благословит миром нашу Украинскую землю и наш народ.

Помни, человек, безмерную любовь и милость Божию к тебе и старайся в своем сердце приумножать взаимную сыновнюю любовь к Богу и к ближнему своему. Любовь – это суть жизни, и пока между нами будет любовь, до тех пор будет жизнь на земле.

Смиряй себя под сильную руку Божию даже тогда, когда ты не до конца постигаешь то, что Божественный Промысл тебе посылает. Знай, что Бог делает тебе только добро и благо, и тот, кто смиряется под Божественную руку, – вкушает этого блага.

Смиряй себя и перед твоим ближним, как носителем образа Божия, потому что смирение делает нас способными вмещать в себе силу и красоту той жизни, которая воссияла от Живоносного Гроба через преславное Воскресение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которому от нас слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Воистину Христос Воскресе!

Смиренный Онуфрий, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Пасха Христова, 2017 год, Киев

Пасхальные послания архиереев Украинской Православной Церкви