Подбор оправы для очков типичные ошибки. Типичные ошибки в подборе очков. Обследование пациента в готовых очках

25-05-2014, 17:44

Описание

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Данный этап является основным и не может быть пропущен: именно на нем принимают решение о назначении очков.

Повторное обследование в естественных условиях включает монокулярный, а затем бинокулярный подбор линз для дали и подбор добавочных линз для близи.

Монокулярный подбор для дали. В гнезда пробной оправы помещают точно такие линзы, которые были определены в результате всех уточняющих проб при циклоплегии. Поочередно исследуют остроту зрения каждого глаза. Если острота зрения оказывается не ниже той, что была определена при широком зрачке, переходят к бинокулярному подбору. Чаще, однако, в силу привычного тонуса аккомодации она бывает снижена.

При этом следует прежде всего попробовать изменить сферический компонент коррекции: ослабить положительную или усилить отрицательную линзу. Сила дополнительной отрицательной линзы, восстанавливающей максимальную остроту зрения, укажет величину привычного тонуса аккомодации.

При гиперметропии он играет корригирующую роль, а при миопии, наоборот, усиливает аметропию. Поэтому отношение к нему различное: при гиперметропии его следует учитывать при назначении коррекции, при миопии - стремиться к полному его расслаблению. Однако и при гиперметропии высокий привычный тонус аккомодации (выше 2,5 дптр) нежелателен, так как он бывает нестойким и в неблагоприятных условиях не обеспечивает высокого зрения.

При миопии тонус аккомодации до 0,75 дптр условно считается нормальным. Чтобы снять его, достаточно бывает провести «затуманивание» по Шерду, иногда он исчезает сразу при двух открытых глазах. Лишь в редких случаях привычный тонус аккомодации превышает критические значения. При этом приходится прибегать к длительной атропинизации и надевать очки на высоте циклоплегии.

Обычно после нескольких дней ношения очков избыточный тонус аккомодации исчезает и острота зрения достигает максимальной. Совсем редко требуется длительное лечение псевдомиопии с применением лекарственных средств и упражнений.

Итак, в результате исследования тонуса аккомодации оставляют прежнюю сферическую коррекцию или несколько более слабую (в случае гиперметропии).

Если ни одна из сферических линз не восстанавливает первоначально достигнутую остроту зрения, то необходимо проверить цилиндр. При этом улучшение остроты зрения может быть достигнуто при ослаблении или увеличении ее силы. В первом случае силу Цилиндра, стоящего в оправе, снижают до оптимального значения (дающего наивысшую остроту зрения), во втором - оставляют прежней, так как неравномерный тонус аккомодации, усиливающий астигматизм, нежелателен и от него надо избавиться.

Наконец, может оказаться, что для восстановления прежней остроты зрения необходимо повернуть ось корригирующего цилиндра: проводят осевую пробу со скрещенным цилиндром и определяют новое оптимальное положение оси. Значительное отличие его от первоначального положения бывает чаще всего обусловлено длительным ношением очков с ошибочно установленным цилиндром, т. е. ось которого не соответствует главному сечению астигматическою глаза.

В этих случаях целесообразно назначать коррекцию по новому положению оси, установленному при циклоплегии. Если же раньше пациент астигматических очков не носил, то расхождение может объясняться неравномерной аккомодацией. В этих случаях рекомендуется выбирать для оси цилиндра среднее направление между его положениями при узком и широком зрачке.

Таким образом, исследование в условиях циклоплегии необходимо главным образом для точной диагностики главных сечений астигматизма и для определения граничных значений сферы и цилиндра. В естественных условиях определяют, насколько эти значения могут быть снижены, в то время как исправлять ось цилиндрической линзы нежелательно.

Бипокулярный подбор для дали. Для того чтобы убедиться, что пациент будет хорошо переносить очки, следует проверить участие двух глаз в акте зрения.

Такое равновесие должно означать соблюдение трех условий:

  1. одинаковое напряжение аккомодации обоих глаз и фокусирование их на рассматриваемом предмете (аккомодационно-рефракционное равновесие);
  2. направление зрительных линий обоих глаз на рассматриваемый предмет (мышечное равновесие, или ортофория);
  3. одинаковая величина изображений этого предмета на сетчатке обоих глаз (равновесие но величине изображений, или изейкония).

Для их оценки существуют специальные приборы, в которых с помощью поляроидных стекол, растров или других устройств изображения показывают раздельно для правого и левого глаза, причем сам обследуемый не знает, каким глазом и что он видит. В бывшем СССР выпускался прибор РРД-1 (растровый разделитель для дали).

На его экране показывают одну из двух фигур -крест, состоящий из четырех одинаковых прямоугольных балок, или «скобки» - две равные прямоугольные буквы С , направленные концами навстречу друг другу (рис. 96). Эти же фигуры имеются в зарубежных проекторах или специальных приборах с поляроидным разделением полей (например, «Полатесте» Хаазе).

Обследуемый с расстояния 5 м видит одним глазом вертикальные, а другим - горизонтальные балки креста, при показе «скобок» одним глазом видит правую, а другим - левую часть фигуры.

Аккомодационно-рефракционное равновесие определяют по равной четкости видения всех балок креста, мышечное равновесие - по симметричности его изображения, а изейконию - по равенству размеров «скобок».

Наибольшее значение практически имеет первый вид равновесия. Равенства четкости балок креста добиваются подстановкой сферических линз ±0,25 дптр перед хуже видящим глазом. Мышечное равновесие необходимо исследовать при неудовлетворенности пациента подобранными очками (т. е. на 4 -м этапе обследования). Необходимость в исследовании изейконии возникает крайне редко - только при коррекции анизометропии высокой степени.

При отсутствии прибора РРД-1 рекомендуется последовательная бинокулярная проба: пациент с подобранными линзами наблюдает самые мелкие различимые им оптотипы; проводящий исследование поочередно прикрывает щитком то правый, то левый глаз пациента. Если пациент замечает разницу в четкости знаков, то исследующий добавляет +0,25 дптр или -0,25 дптр перед хуже видящим глазом. Эту процедуру продолжают до уравнения четкости видения обоими глазами. Проба удается в случае одинаковой остроты зрения обоих глаз (отсутствия амблиопии) и при разнице их рефракции не более 2,0 дптр.

Перед выпиской очков пациенту рекомендуется поносить подобранные линзы в пробной оправе в течение 10-15 мин. Если пациент плохо переносит коррекцию, то необходимо прежде всего уменьшить разницу в силе сфер двух глаз за счет уменьшения силы линзы на худшем глазу. Если это не помогает, то снижают силу цилиндров на обоих глазах, а если и этого недостаточно, то уменьшают силу сфер. При этом добиваются чувства комфорта за счет некоторого снижения остроты зрения.

Подбор очков или добавочных линз для близи. Подбор отдельных линз для близи бывает необходим при пресбиопии, а также при недостаточности аккомодации в молодом возрасте. Последняя особенно часто сопровождает начальную миопию у детей и подростков.

Подбор проводят при двух открытых глазах. В гнезда пробной оправы вставляют линзы, подобранные для дали, и добавляют одинаковые для обоих глаз положительные сферические линзы. Пациент читает текст № 4 таблицы для определения остроты зрения вблизи, находящейся в 33 см перед его глазами. Лучше всего для этого использовать прибор ПОЗБ-1 или другой прибор для определения зрения вблизи.

Выбирают линзы, с которыми чтение текста наиболее удобно. Такой строго обоснованной методики, как при подборе линз для дали, для подбора очков для близи не существует. Есть несколько способов выбора оптимальной коррекции.

Дуохромный тест-выбирают линзы, дающие равную четкость знаков на красном и на зеленом фоне (на расстоянии 33 см).

Тест по запасу расстояний - определяют такие линзы, с которыми чтение удается без затруднений с расстояния 33 ± 7 см, а после 60 лет - с расстояния 33 ± 5 см, очки при этом устанавливают глаза к середине «зоны комфорта».

Тест по запасу относительной аккомодации - определяют самую слабую положительную линзу, с которой возможно чтение текста, затем добавляют к ней + 1,5 дптр, а у лиц старше 55 лет - +1,0 дптр.

При пресбиопии «компасом» служит также возраст обследуемого. Ориентировочно сила добавочных линз равна возрасту пациента минус 30 , поделенному на 10 :

гдеД - сила добавочных линз, дптр;

А - возраст пациента, годы (при возрасте старше 60 лет А принимается за 60 .

При ослаблении аккомодации невозрастной природы сила добавочных линз определяется степенью этого ослабления, т. е. уровнем запаса относительной аккомодации. Обычно она колеблется от 1,5 до 3,0 дптр.

Следует иметь в виду, что если абсолютная острота зрения не снижена и чтение возможно на нормальном расстоянии (33 см), то сила добавочных линз не должна превышать 3,0 дптр.

После определения силы линз для дали, а если необходимо то и для близи, измеряют межзрачковое расстояние и выписывают очки.

Мы не описываем здесь технологию подбора мультифокальных очков (т. е. с линзами прогрессивного действия). Для него требуются специальные наборы этих линз и прибор для измерения конвергенции при смене направления взора.

Правила выписывания корригирующих очков. Эффективность оптической коррекции нарушений зрения при аметропии во многом зависит не только от правильного подбора очков, но и от точности их изготовления.

Чтобы избежать возможных ошибок при выписывании рецептов и изготовлении очков, врачи и оптики должны придерживаться единой системы обозначений средств оптической коррекции.

Приводим основные правила составления рецептов на корригирующие очки разных видов.

Общие правила. В рецепте на очки приводятся следующие обязательные сведения:

  1. дата выписки;
  2. фамилия пациента (если ему меньше 14 лет, то указывается возраст);
  3. фамилия врача;
  4. параметры очковых линз, сначала для правого, затем для левого глаза;
  5. расстояние между оптическими центрами очковых линз;
  6. назначение очков (для дали, для постоянного ношения, для работы на близком расстоянии).

Помимо этого, рецепт на очки может содержать следующие сведения: основные параметры лица пациента, необходимые для выбора оправы; необходимость децентрации очковых линз; другие особенности, относящиеся к линзам или оправе.

Для измерения расстояния между центрами зрачков существуют специальные приборы. На рис. 97 изображен измеритель расстояния между центрами зрачков (ИРГ-65 ). Порядок работы с ним следующий. Прибор располагают так, чтобы рукоятки перемещения индексов были обращены вниз.

Прикладывают прибор носовым упором к переносице пациента и просят его смотреть на фиксационную марку. При этом исследующий видит оба глаза пациента и находящиеся перед ним шкалы и индексы. При помощи рукояток, расположенных на нижней стороне корпуса, исследующий производит поочередно установку индексов так, чтобы они разделяли зрачки глаз пополам, и по шкале определяет межзрачковое расстояние.

При отсутствии прибора ИРГ-65 расстояние между центрами зрачков можно определить с помощью измерительной линейки для подбора очковых оправ или обычной линейки. Врач находится на расстоянии 30-35 см от лица пациента, который смотрит на какой-либо далекий предмет поверх головы врача. Затем врач приставляет линейку к переносице пациента и визирует положение центра зрачка его правого глаза своим левым глазом, а левого глаза -своим правым; по делениям линейки определяет межзрачковое расстояние в очках для дали.

Аналогичным образом измеряют межзрачковое расстояние в очках для близи, но при этом пациент смотрит на переносицу врача, который визирует оба зрачка одним глазом.

Расчеты показывают, что при межзрачковом расстоянии 60 мм и расстоянии от глаз до объекта 33 см расстояние между центрами линз в очках для близи должно быть на 5 мм меньше, чем в очках для дали. Именно эта разница учитывается в заготовках спеченных бифокальных линз: центр нижнего сегмента линзы для каждого глаза смещен на 2,5 мм в сторону носа по отношению к центру основной линзы.

Правила выписывания очковых линз. Очковые линзы могут быть одно- и многофокальными.

Каждый из этих видов линз может включать следующие оптические элементы: сферический, астигматический, призматический, эйконический. Кроме того, очковые линзы могут быть светозащитными с различным коэффициентом пропускания.

Далее приведены правила выписывания однофокальных линз. Сферические (стигматические) линзы выписывают следующим образом: после обозначения sph (или по-русски - «сфера») указывают знак «+» для собирающих и знак «-» для рассеивающих линз и затем силу линзы в диоптриях (D ). Силу линзы обозначают в виде десятичной дроби, при целом числе диоптрий после запятой ставят 0 . Например:

При выписке астигматических линз после числа, указывающего силу сферического элемента, ставят запятую, затем символ cyl (или по-русски - «цилиндр») и указывают знак и силу цилиндрического элемента в диоптриях, а также положение его оси (недеятельного сечения) по международной шкале ТАБО . Например:

Как уже говорилось, эйконический элемент для коррекции анизейконии практически но применяется; эйконическим действием пользуются лишь при коррекции слабовидения.

Вместо запятой иногда ставят знак сочетания (=), напоминающий знак равенства, но с выпуклыми полосками. Например:

В последнее время символ D часто опускают. Например:

За рубежом обозначение сфероцилиндрических комбинаций, как правило, упрощено: вначале ставят знак и силу сферической линзы с двумя цифрами после запятой, затем знак и силу цилиндрической линзы, вместо слова ось (ах ) - знак умножения - х .

Приведенная выше пропись выглядит так:

В случае отсутствия цилиндрической линзы приводят только первое число, при отсутствии сферической линзы вместо первого числа ставят 0,00 .

В наших рецептах при отсутствии сферического элемента его обозначение разрешается опускать. Например, вместо sph 0,0 су1 +1,0 D ах 10° разрешается писать су1 +1,0 D ах 10° .

Положение оси корригирующей цилиндрической линзы следует обозначать на схеме ТАБО стрелкой.

При сложном астигматизме следует выписывать сферу и цилиндр одного знака, при смешанном астигматизме-противоположного знака. Не разрешается выписывать комбинацию из двух цилиндрических элементов в одной линзе.

Если подбор очков проводился цилиндром одного знака, а выписать нужно цилиндр другого знака (например, если при сложном гиперметропическом астигматизме пробный подбор проводится с отрицательными цилиндрами), то следует произвести транспозицию. При этом цилиндр одного знака заменяют на комбинацию сферы того же знака с цилиндром противоположного знака с осью, расположенной под углом 90° относительно первоначальной оси цилиндра.

Правила транспозиции следующие: знак цилиндра меняют на противоположный, направление оси меняют на перпендикулярное (т. е. следует отнять или прибавить 90° ), знак сферы меняют на противоположный, а сила ее равняется алгебраической сумме сферы и цилиндра в первоначальной записи.

ГОСТ 23265-78 «Линзы очковые» для оптического производства и службы медицинского снабжения предусматривает другую систему обозначения рефракции астигматических линз. Она не рекомендуется для рецептов на очки, однако врачи-офтальмологи и оптометристы должны знать ее чтобы проверить, правильно ли изготовлены очки.

По этой системе для характеристики астигматической линзы указывают три ее параметра в следующем порядке:

  1. задняя вершинная рефракция меньше преломляющего сечения (для положительных линз - меньшая по абсолютному значению, для отрицательных линз - соответственно большая);
  2. задняя вершинная рефракция больше преломляющего сечения;
  3. направление главного сечения с наименьшей рефракцией по шкале ТАБО в градусах.

Примеры перевода системы сфера - цилиндр в систему ГОСТ 23265-78 даны в табл. 9.

В России серийно изготовляют линзы с астигматической разностью до 4,0 дптр и задней вершинной рефракцией от-30 до +20 дптр. При астигматической разности до 2,0 дптр интервалы между значениями цилиндрического элемента составляют 0,25 дптр, свыше 2,0 дптр - 0,5 дптр.

При выписывании очков с призматическим действием (после характеристики сферического и цилиндрического элементов) указываются сила призматического элемента в призменных диоптриях (? ) и направление линии вершина-основание по шкале ТАБО . В этом случае шкала ТАБО продолжается до 360° .

Так же как сферические и цилиндрические линзы, призмы можно выписывать в латинской и русской транскрипции: призма - р r , основание - bas . Например:

При горизонтальном положении линии вершина - основание разрешается указывать ее направление словами: «основанием к носу» и «основанием к виску» - «bas nas » и «bas temp ».

При других положениях этой линии следует указывать ее направление по круговой шкалеТАБО с обязательным обозначением стрелкой по схеме.

При выписывании очков с призматическим действием силу корригирующей призмы следует «раскладывать» примерно поровну на два глаза, т. е. призматический элемент должен быть примерно одинаковым на каждом глазу, а линия вершина - основание должна иметь противоположное направление.

Например, при необходимости коррекции экзофории 6,0 прдптр следует выписывать призмы:

При коррекции комбинированной гетерофории, исправляемой призмой 8,0 прдптр основанием 30° перед правым глазом, следует выписать:

Согласно существующим нормам, разрешается выписывать призматические элементы силой от 0,5 до 10 прдптр.

Далее приведены правила выписывания многофокальных линз. Наиболее часто применяются бифокальные линзы. Их выписывают в виде дроби, в числителе которой указывают характеристику элементов верхней части, а в знаменателе-нижней части линзы по приведенным выше правилам.

Например:

Поскольку сегмент линзы, используемый для работы на близком расстоянии, отличается от основной части линзы только добавлением сферического компонента (обычно одинакового на обоих глазах), нередко применяют второй способ выписывания бифокальных очков: после указания всех компонентов линз для дали обозначают преломляющую силу дополнительной сферической линзы для близи.

Например:

В последнее время чаще всего не пишут «низ» и «верх», а после обозначения линз, предназначенных для зрения вдаль для обоих глаз, указывают: добавка для близи столько-то дптр. Например:

В англоязычных странах пишут «n.а.» (near addition ).

Следует иметь в виду, что серийно выпускаются только сферические бифокальные линзы (ГОСТ 23265-78 ).

Трифокальные линзы выписываются в виде трех строк, разделенных линиями. Например:

Бифокальные сферопризматические очки, назначаемые для разгрузки аккомодации и конвергенции, выписывают следующим образом: после линз для дали (они должны быть неастигматическими и разница двух линз не должна превышать 2,5 дптр) пишут «БСПО ». Например:

После характеристики преломляющих свойств очковых линз могут указываться их светопропускающие свойства. При этом обозначается коэффициент светопропускания (25, 50 или 75% ). Возможно и обозначение цвета линзы. Например:

Светофильтры зеленые 25%.

Светофильтры дымчатые (нейтральные) 50%.

При выписывании очков, содержащих линзы несерийного изготовления (включающие неастигматические и астигматические элементы, превышающие значения, предусмотренные стандартами; включающие призматические элементы; астигматические линзы со светозащитными свойствами; трифокальные линзы), пациенту следует указывать пункт, где данные очки могут быть изготовлены.

Правила выписывания очковых оправ. В обычном рецепте указывают один параметр, относящийся к очковой оправе,- расстояние между центрами очковых линз, которое соответствует расстоянию между центрами зрачков пациента. Все остальные параметры оправы определяют путем ее пробного подбора к лицу пациента непосредственно при оформлении заказа на очки в оптическом магазине.

При несоответствии размеров лица и расстояния между зрачками пациента или при желании пациента выбрать широкую современную оправу расстояние между центрами проемов которой намного превышает его межзрачковое расстояние, возникает необходимость смещения центров линз к носу.

Минимальный диаметр нефацетированной линзы, необходимый для получения такой децентрации, можно определить по формуле:

гдеL - диаметр нефацетированной линзы;

а - ширина проема очковой оправы;

b - ширина переносья очковой оправы;

Dp - расстояние между центрами линз, которое должно быть у данного пациента в данных очках.

Напоминаем, что значения «а » и «b » обозначены на внутренней стороне одного из заушников оправы в виде дроби а/ b . Значительно реже бывает необходима децентрация линз по направлению к виску. При этом минимальный диаметр нефацетированной линзы определяется по формуле:

При невозможности очного заказа в рецепте на очки следует указывать основные параметры лица, необходимые для подбора оправы, а именно:

А п и А л - расстояние от центра переносицы до центров зрачков правого и левого глаза, мм;

Б - ширина переносья, мм;

В - расстояние между основаниями ушных раковин, мм;

Г - расстояние между висками, мм;

Д - высота переносья, мм;

Е - длина заушника, мм.

Эти параметры могут быть определены с помощью линейки для подбора очковой оправы, имеющейся в пробных наборах очковых линз.

РасстояниеА п и А л определяют по шкале-сетке 5 , при этом нулевую точку базового углубления 1 устанавливают на центр переносицы. По шкале, имеющейся на этом углублении, определяют ширину переносья Б . Расстояния В и Г измеряют с помощью шкалы 2 , при этом врач левым глазом визирует по шкале положение правой ушной раковины и правого виска, а правым глазом - положение левой ушной раковины и левого виска обследуемого. Определение высоты переносья Д и длины заушника Е ясно из рисунка. Однако предпочтительнее все же очный подбор оправы.

Рецептурный бланк на очки. Для унификации прописи очков и более полного отражения всех характеристик линз и оправ разработаны два варианта рецептурного бланка на очки.

Первый вариант-предназначен для выписывания наиболее ходовых однофокальных сферических и астигматических очков (рис. 98). В графе «Примечание» могут указываться дополнительные сведения, касающиеся очковых линз и оправы. Этот бланк предназначен для очного заказа, т. е. в этом случае пациент должен сам подобрать себе оправу с помощью квалифицированного оптика-приемщика.

Второй вариант-полный (рис. 99) - предназначен для выписывания однофокальных и бифокальных очков, содержащих, наряду со сферическими и астигматическими, также и призматические элементы. Лицевую сторону заполняют во всех случаях: в ее графы-клетки вносят всю информацию об очковых линзах. Положение осей астигматического элемента указывают па схеме линией. Направление линии вершина - основание призматического элемента указывают на той же схеме стрелкой.

Оборотную сторону бланка заполняют только при заочном заказе очков, когда нет возможности непосредственного подбора оправы к лицу пациента. При этом проставляются все необходимые размеры лица (А п, А л, Б, В, Г, Д, Е ), измеренные с помощью линейки или штангенциркуля, а также требуемое расстояние от задней поверхности линзы до глаза (Ж ).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА В ГОТОВЫХ ОЧКАХ

Обследование проводят не ранее чем через 2 недели после того, как пациент начал пользоваться очками. Этого срока достаточно для привыкания к очкам или выявления их недостатков.

Если пациент не удовлетворен очками, то необходимо выявить причину этого. Вначале устанавливают соответствие их рецепту. Силу линз проверяют на диоптриметре либо методом нейтрализации. Затем определяют правильность положения очков на лице. Соответствие центров линз центрам зрачков проверяют с помощью центрископа.

Можно также маркировать положение центров линз на диоптриметре.

Смещение обоих центров линз на одинаковое расстояние в одну и ту же сторону (например, кверху или книзу) не является дефектом.

Смещение центров в противоположные стороны по горизонтали (т. е. увеличение или уменьшение расстояния между центрами линз по сравнению с межзрачковым расстоянием) допустимо в следующих пределах: для линз силой до 0,5 дптр ±6 мм, для линз 0,75...1,0 дптр ±4 мм, для линз свыше 1,0 дптр ±2 мм.

При больших отклонениях наступает призматическое действие и возникает вызванная очками гетерофория. А так как экзофория вызывает меньший дискомфорт, чем эзофория, то в очках с отрицательными линзами пациент легче переносит смещение центров кнаружи, а с положительными - кнутри.

Особенно плохо пациент переносит относительное смещение центров линз по вертикали. Для линз до 2,0 дптр оно не должно превышать 2 мм, для линз свыше 2,0 дптр - 1 мм.

Для линз высоких рефракций, например при коррекции афакии, даже эти установленные ГОСТом допуски могут оказаться слишком завышенными. При жалобах пациентов на диплопию и устранении ее с помощью призм очки приходится переделывать.

Далее проверяют отстояние линз от вершины роговицы с помощью кератометра или обычной линейки. Точность этого измерения не очень высока, так как увидеть задний полюс линзы сбоку нельзя. Измеряют расстояние от вершины роговицы до края оправы и добавляют 1 мм. Нормальное расстояние линзы от глаза составляет 12 мм. Его увеличение усиливает действие положительных и ослабляет действие отрицательных линз. Допустимые отклонения расстояния линз от роговицы следующие: для линз до ±0,75 дптр ±10 мм, 1,0...3,75 дптр ±5 мм, 4...6,5 дптр ±3 мм, 7..8,5 дптр ±2 мм, 9...12,5 дптр ±1,5 мм, 13...20 дптр ±1 мм.

Если очки полностью соответствуют рецепту и положение их на лице также правильное, то непереносимость может быть связана с физиологическими причинами.

Наиболее частая из них - гетерофория. Гетерофорию в очках исследуют с точечным источником света и цилиндром Мэддокса. Подбирают призмы, корригирующие гетерофорию, и выписывают очки с призматическими элементами.

Основным симптомом неправильного расстояния очковых лииз от глаза является ухудшение остроты зрения в готовых очках, по сравнению с той, которая достигалась при пробном подборе. В этих случаях следует попробовать приставить к очковому стеклу дополнительную линзу от ±0,25 до ±1,0 дптр. Линза, с которой восстановится наивысшая острота зрения, укажет величину ошибки. При этом следует взвесить, как лучше ее устранить: подобрать новую оправу или вставить новые линзы в оправу, выбранную пациентом.

В связи с этим следует отметить, что при выписке очков с сильными линзами (со сферической линзой выше ±8,0 дптр) рекомендуется осмотреть пациента с выбранной оправой. Ориентировочно переносимость будущих очков можно оценить, укрепив на ней подобранные линзы с помощью так называемой клипсы Хальберга.

Другая причина непереносимости - искажение восприятия пространственных отношений, вносимое очками. Положительные линзы дают кажущееся увеличение предметов, отрицательные - их уменьшение. Астигматические линзы обладают свойством дисторсии, вследствие которой меняется форма предметов - они растягиваются по горизонтали или по вертикали, одни предметы удаляются, другие приближаются.

Это может, например, затруднить ходьбу по лестнице: ступени кажутся слишком близкими или слишком далекими. Разница в силе линз двух глаз может вызывать симптомы, характерные для анизейконии: при разнице в силе сферических линз - чувство помехи зрению, иногда двоение предметов (общая анизейкония), при разнице в силе цилиндрических линз увеличение и приближение к наблюдателю одной стороны предметов, правой или левой (меридиональная анизейкония).

При подобных жалобах следует несколько ослабить силу корригирующих линз: при изометропии - на обоих, а при анизометропии - на худшем глазу. При этом идут на компромисс: за счет некоторого ухудшения остроты зрения добиваются чувства комфорта.

Каждому из нас известно, что очки являются необходимым оптическим прибором для коррекции зрения. Их конструкция абсолютно проста: пара очковых линз, заключенных в оправу. На первый взгляд все предельно просто, тогда почему их выбор превращается в сложную задачу, при которой не редко допускаются типичные ошибки?
Было бы неплохо, если диагностику вашего зрения проводил грамотный специалист. Это уже верный шаг в направлении выбора очков. Однако главной ошибкой при выборе этого изделия является неправильное распределение приоритетов, т.е. люди выбирают красивую оправу , абсолютно не придавая значения тому, какие линзы вставлены в нее. Нельзя забывать, что очки - это медицинское изделие, а не галантерейный атрибут.

Это происходит из-за того, что сегодня торговля очками Самары осуществляется везде: в переходах метрополитена, на вокзалах, в электропоездах, на рынке и на уличных лотках. Естественно продавцы этих изделий не имеют специального образования, которое требуется для осуществления подобной торговли. Конечно же, люди, приобретающие товар в подобных местах абсолютно не задумываются о качество оптики, обращая свое внимание исключительно на внешнюю привлекательность оправы .

Какие последствия приобретения некачественных очков ? Если в изделии не соблюдены специальные оптические показатели либо линзы изготовлены из некачественных материалов, организм будет стараться подстроиться под искажения, дающие такие очки. В результате этого, у человека могут начаться головные боли, быстрая утомляемость глаз. В дальнейшем это грозит значительным ухудшением зрения.

Оптические показатели очковых линз, к которым относятся диоптрии и межцентровое расстояние в праве определять лишь специалист-офтальмолог и то, только после проведения необходимого исследования. Помните, очки нужно приобретать только в магазинах оптики или специализированных отделах аптек. Это даст гарантию приобретения качественного изделия.

При выборе материала для изготовления очковых линз важно помнить, что и пластик, и стекло имеет ряд своих достоинств и недостатков. Прежде чем определиться, рекомендуется обратиться за помощью к тому же врачу-офтальмологу, проводящему исследование. Он поможет определить оптимальный вариант для вашего организма. Выбирая удобную оправу, Вы должны обращаться внимание на две важные детали - упор на переносицу и заушные дуги. Лучшим материалом для носового упора принято считать силикон, который не оказывает давления очков на нос, тем самым, оберегая владельца очков от болей и быстрой утомляемости при их использовании. Тоже касается и заушных элементов. Они не должны быть жесткими, чтобы не надавливать область на висках и за ухом. Кроме того, расстояние до ушной раковины тоже бывает разным. Уточняйте это в процессе покупки.

Отдавайте предпочтение только качественным материалам и не доверяйте продаже оптики «с рук». Покупайте очки Самара в проверенных салонах оптики. Помните, некачественное изделие может стать причиной порчи зрения, а также тяжелых аллергических реакций. Берегите свое здоровье! По материалам http://venus-med.ru/.

Уважаемые пользователи! Мы подготовили данное руководство, чтобы вы смогли с его помощью подобрать себе оправу и солнцезащитные очки, которые наиболее соответствуют вашему типу внешности, стилю жизни и зрительным потребностям. Кроме того, мы надеемся, что представленное руководство расширит ваши представления о тех возможностях, которые сегодня предлагает оптическая отрасль для того, чтобы в любой жизненной ситуации вы смогли и видеть, и выглядеть великолепно.


Что собой представляет оправа и зачем она нужна

С чисто утилитарной точки зрения оправа представляет собой не что иное, как устройство для фиксации линз. Ее задачей является обеспечение правильного положения линз перед глазами. Идеальным считается положение, при котором средняя линия световых проемов (световой проем есть пространство, ограниченное ободком оправы) проходит примерно через центры зрачков или несколько ниже. Оптимально, когда задняя поверхность линз находится на расстоянии 12 мм от вершины роговицы (более подробно см.: Розенблюм Ю. З. Выбор оправы // Веко. 2001. № 5. С. 44-45). Исключение составляют лишь так называемые очки-половинки , облегчающие перевод взгляда с дальних расстояний (поверх очков) на ближние (сквозь очки). На практике посадка оправы часто дает немного завышенное положение зрачка относительно средней линии светового проема.

Положение линз в очках:
слева - идеально, справа - неидеально

Элементы оправы

Оправа состоит из двух основных частей, а именно рамки , обеспечивающей фиксацию линз, и заушников , обеспечивающих заданное положение очков. Ограниченные ободком световые проемы рамки соединены между собой так называемым мостиком , или мостом, или переносицей - носовой частью оправы. В целом вариантов оформления носовой части достаточно много (так, в оправах, выполненных в стиле ретро, она может иметь вид седла, или буквы W, оправы крупных форм нередко имеют двойной мостик). Учитывая то, что максимум веса готовых очков приходится как раз на область переносицы пользователя, важно, чтобы оправа обеспечивала наибольшее прилегание очков в этой части, и вес бы распределялся равномерно. Большинство металлических оправ для лучшей их фиксации на лице дополнительно оснащены подвижными регулируемыми носоупорами , обычно выполненными из силикона или каучука. Специалисты в области производства пластиковых оправ успешно решают проблему фиксации и распределения веса готовых очков за счет конструкции самой оправы.
Соединение рамки и заушников осуществляется с помощью шарнирного соединения . Иногда в производстве очков используют подпружиненные, или флексовые, шарниры . Использование высококачественных шарниров положительно отражается на фиксации очков на голове и их сроке службы. Некоторые производители, как, например, австрийская компания Silhouette, используют бесшарнирные заушники. На металлические заушники во избежание возможных аллергических реакций кожи на металл и сдавливания головы в области висков надевают наконечники , выполненные из гипоаллергенного материала, например из силикона.




Оправа с W-образной переносицей из коллекции Lunor

Конструкции оправ

Оправы в зависимости от их конструктивных особенностей можно разделить на следующие типы: ободковые, полуободковые и безободковые.
Ободковые, или полноободковые, оправы - оправы, световые проемы которых полностью ограничены ободком. Наряду с металлическими и пластиковыми существуют также комбинированные модели ободковых оправ, для изготовления которых используется и пластик, и металл.
Полуободковые оправы - оправы, в которых ободком ограничена верхняя часть световых проемов (гораздо реже - нижняя). Помимо полуободка для крепления линз в этих оправах чаще всего используется нейлоновая леска. Полуободковые оправы могут быть пластиковыми, металлическими и комбинированными.
Безободковые оправы - оправы, которые не имеют рамки. Линзы в них удерживаются за счет винтовых креплений. В традиционных безободковых оправах, как правило, линзы имеют отверстия в назальной и темпоральной частях, в которые винт вставляется с передней стороны линзы и закрепляется с внутренней. Существуют конструкции, позволяющие производить вставку винта с внутренней стороны, а для закрепления его с наружной стороны применяются специальные декоративные крепежные элементы. Одним из преимуществ безободковых оправ является то, что они малозаметны на лице. Однако следует учитывать, что использование для сборки в безободковые оправы отрицательных и положительных очковых линз высоких рефракций часто сводит это преимущество на нет.
На оправы корригирующих очков, считающиеся изделиями медицинской техники, распространяется ГОСТ Р 51932-2002 «Оптика офтальмологическая. Оправы корригирующих очков. Технические требования», с текстом которого можно познакомиться пройдя, например, по ссылке .

Размеры оправ

Для того чтобы определить свои размеры оправы (солнцезащитных очков), можно идти разными путями. Самое простое - воспользоваться теми очками, которые вы носите в настоящее время (при условии, что они, конечно, вам подходят). С внутренней стороны правого заушника (иногда - на мостике) рядом с наименованием модели вы увидите три числа, которые обозначают (все - в миллиметрах):




1 - размер светового проема;
2 - размер мостика;
3 - длину заушника.

Два первых числа обычно разделяет наклонная черта или изображение квадрата. Бывает так, что числа нанесены слишком мелко или же уже частично стерлись от длительного ношения очков. В этом случае вы можете провести замеры образца самостоятельно.
При выборе оправы, за исключением некоторых случаев, вряд ли есть смысл отталкиваться строго от ее размеров. Прежде всего нужно примерить оправу. Если вам нравится, как она выглядит на вашем лице, то скорее всего и ее размер вам подходит. Тем не менее существует золотое правило, согласно которому общая ширина рамки оправы должна примерно равняться ширине лица. В этом случае комфорт будет идеальным.
Ширину лица можно измерить при помощи линейки. Для удобства к каждому уху нужно приложить карандаши, а затем измерить расстояние между ними на уровне переносицы.

Подбор оправы с учетом ваших индивидуальных особенностей

Выбор оправы - задача непростая. Для того чтобы решить ее, следует учитывать несколько вещей:
  • свой тип лица,
  • свой цветотип,
  • предпочитаемый вами стиль в одежде.

Определение типа лица

Определить тип лица, или, иначе говоря, его форму, несложно. Зафиксируйте волосы ободком либо повязкой, чтобы они вам не мешали, и встаньте вплотную к зеркалу. Обведите контуры лица (начиная от корней волос и заканчивая подбородком) помадой или водорастворимым маркером и оцените результат.


Характеристики типов лиц

При всем многообразии лиц чаще всего выделяют пять основных типов: это овальное, круглое, треугольное (сердцевидное), прямоугольное и трапециевидное лицо.


Овальное лицо. Оно характеризуется плавным переходом ото лба к скулам, а затем к подбородку, самое широкое место находится на уровне скул. Нижняя часть овального лица обычно длиннее верхней.


  • оправы практически любой формы, начиная от классики и заканчивая авангардом;
  • оправы чуть шире, чем размер лица в самой широкой части, для того чтобы уменьшить (как правило, вытянутые лица еще и достаточно узкие);
  • массивные оправы с широкой низкой переносицей, которая может отвлечь внимание от длинного узкого носа, и с низкой посадкой заушников, которые позволяют нивелировать эффект вытянутости (особенно если нижний и верхний ободки рамки образованы горизонтальными линиями).
Не рекомендуются:
  • слишком крупные оправы, которые будут диссонировать с чертами лица.


Круглое лицо. Такое лицо имеет плавные мягкие очертания, при этом его высота практически равна ширине. Нередко, хотя и необязательно, у людей с круглым лицом достаточно короткая шея.


  • оправы с прямыми линиями, образующими ярко выраженные углы с боковыми частями;
  • прямоугольные оправы, визуально делающие лицо менее круглым (если ширина оправы преобладает над ее высотой, то лицо воспринимается как более узкое);
  • оправы с высоко расположенными заушниками;
  • цветные пластиковые оправы, являющиеся, когда речь идет о коррекции формы лица, более предпочтительными, нежели филигранные металлические; оправа в этом случае может быть броской.
  • слишком маленькие оправы;
  • оправы округлой формы.


Треугольное (сердцевидное) лицо. Его отличают широкий лоб, широкие высокие скулы и ярко выраженный, довольно заостренный подбородок.


  • громоздкие оправы, которые усилят эффект тре-уголь-ника: подбородок будет выглядеть еще уже и острее, а область лба — еще шире;
  • оправы формы «кошачий глаз»;
  • оправы с высокой посадкой заушников.

* Подбор безободковой конструкции несколько отличен от подбора ободковой оправы, так как в этом случае первостепенное значение имеет даже не форма лица, а область глаз, верхняя граница которой проходит по линии бровей.

Прямоугольное лицо. Для него характерны четкие параллельные прямые линии от висков до подбородка и резко выраженные углы нижней челюсти.


  • скругленные, овальные оправы, которые помогут сгладить угловатость и облегчить тяжелую нижнюю часть;
  • оправы с заушниками, которые крепятся к рамке по центру или к ее верхней части;
  • оправы с подъемом в их верхней части, благодаря чему область щек будет казаться более узкой, а лицо — менее угловатым;
  • безободковые конструкции, которые несколько смягчат строгие черты лица;
  • цветные пластмассовые оправы, но они уместны при условии, что форма подобрана правильно.
  • угловатые оправы, которые подчеркнут тяжеловесность лица;
  • слишком маленькие оправы, диссонирующие с чертами лица;
  • оправы с низкой посадкой заушников.

Трапециевидное лицо. По своей форме оно напоминает грушу, самое узкое место находится в области висков, самое широкое — в области щек, лоб по сравнению с довольно массивным подбородком кажется узким.


  • оправы формы «кошачий глаз», чтобы добавить ширину верхней части лица и отвлечь внимание от подбородка;
  • оправы с широкими заушниками, которые позволят визуально выровнять переход между широкими скулами и узкой височной частью.
  • любые оправы, которые подчеркивают тяжеловесную нижнюю часть лица;
  • оправы с низко расположенными заушниками.

Азиатский тип лица. Определенные сложности могут возникнуть при подборе оправ людям с азиатским типом лица. Из-за особенностей антропометрии переносицы многие модели «сидят» у них не на носу, как следовало бы, а смещаются на скулы.



Специально для людей с азиатским типом лица некоторые компании производят отдельные линии и даже коллекции оправ и солнцезащитных очков. Такие коллекции, например, присутствуют в ассортименте концерна Rodenstock .

Определение цветотипа

Определение цветотипа является важным при выборе не только декоративной косметики, цвета волос и одежды, но и оправы. Выявить свой цветотип - холодный он или теплый - .
Для тех, кто хочет получить расширенное представление о собственном цветотипе, полезно будет познакомиться с , согласно которой всех людей можно разделить на четыре цветотипа - по аналогии с четырьмя временами года: весна, лето, осень, зима. Два из них являются теплыми: это весна и осень, а два - холодными: лето и зима.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей весеннего типа
При выборе оправы для людей этого цветотипа рекомендуется обратить внимание на все прозрачные тона весенней палитры, например светло-бежевый, нежно-голубой, теплый золотистый, липовый цвет. Приемлемы также ярко-красный и темный беж. Однако оттенок не должен быть холодным или слишком насыщенным. В целом людям весеннего типа хорошо подходят тонкие металлические оправы с покрытием под золото.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей осеннего типа
Цветовая палитра осеннего типа внешности состоит из теплых насыщенных тонов. Естественно, что человеку со светлой прозрачной кожей и ярко-рыжими волосами подойдут несколько другие тона, чем брюнету того же осеннего типа. Вполне нейтрально на его лице будет смотреться оправа коричневого, бежевого или золотисто-медового цвета. Уместны и различные оттенки зеленого. Если речь идет о металлической оправе, то выбор следует остановить на оправе цвета меди или золота, но не серебра.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей летнего типа
При выборе оправы людям летнего типа лучше отказаться от оранжевых и золотистых оттенков. Представителям данного цветотипа со светлой кожей к лицу пастельные тона, если же кожа имеет более темный или оливковый оттенок, подойдут и более насыщенные цвета, например фиолетовый, темно-серый, лиловый, индиго.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей зимнего типа
Людям, относящимся к зимнему типу, подходят прозрачные, яркие, чистые холодные тона. Черный - идеальный для них цвет, а вот от оранжевой оправы лучше отказаться, так как в ней представитель цветотипа «зима» будет выглядеть устало и даже скучно. Если же речь идет о металле, лучше остановить внимание на оправе цвета серебра.

Предпочитаемый стиль в одежде

во многом обусловлен образом жизни человека. При всем многообразии стилей выделим три наиболее емких:
  • деловой стиль;
  • экстравагантный стиль;
  • стиль кэжуал (повседневный).
■ Деловой стиль
Основные черты делового стиля, или бизнес-стиля, - строгость, сдержанность, функциональность, лаконичность. Помимо делового костюма важным атрибутом современного бизнес-стиля являются очки для коррекции зрения. Удачным решением для делового человека могут оказаться политкорректные безободковые очки, не ограничивающие поле зрения оправой. Иногда их называют очками политиков в силу особой приверженности к ним последних. Также их нередко выбирают ведущие политических ток-шоу и иных интеллектуальных программ. Для создания безободковых конструкций сегодня часто используют такие материалы, как нержавеющая сталь , титан и сплавы на его основе. В ассортименте некоторых производителей, специализирующихся на так называемой ювелирной оптике, присутствуют безободковые, как, впрочем, и ободковые модели из драгоценных металлов. Для изготовления оправ из драгоценных металлов, призванных подчеркнуть высокий статус их обладателя, сегодня широко используются золото , серебро, платина и металлы платиновой группы: рутений, палладий, родий и некоторые другие.
Стремлению многих деловых людей окружить себя комфортными и престижными вещами в полной мере отвечают и оправы, выполненные из натуральных материалов, например, .
В безободковых очках или в очках формы «авиатор » куда легче прослыть демократом, чем в строгих темных очках из ацетата целлюлозы прямоугольной формы. Однако последние будут вполне уместны, когда деловому человеку требуется усилить свой авторитет, что особенно важно, когда он делает первые шаги в бизнесе. При этом, однако, нельзя оставлять без внимания его тип лица .

■ Экстравагантный стиль
Экстравагантный стиль часто предпочитают студенты и люди творческих профессий (художники, фэшн-журналисты, фотографы, дизайнеры, блогеры). Они любят контрастные сочетания, смелые формы и цвета, неожиданные комбинации фактур, асимметричный крой и яркие аксессуары, в том числе, конечно, и очки. Самым смелым из них, то есть тем, кому не дает покоя слава Леди Гаги, рекомендуем обратить внимание на очки в виде крестов и крыльев марки Jeremy Schott или асимметричные очки от Ic! Berlin. Весьма экстравагантно могут выглядеть и пластиковые очки, выполненные в ретростиле, или же подлинные винтажные очки. Особое внимание при подборе оправы следует уделить цвету. Поклонники экстравагантного стиля часто тяготеют к ярким цветам. Удачным решением могут оказаться оправы из двух- или трехслойного ацетата целлюлозы, в которых сочетаются сразу несколько цветов. В результате наложения может получиться совсем нескучный микс!

Формы оправ

«Авиатор»




«Авиатор» - это, пожалуй, самая главная и самая узнаваемая модель солнцезащитных очков всех времен и народов. Вот уже на протяжении многих десятилетий она занимает первые строчки очкового хит-парада, не давая надолго потеснить себя ни одной другой. Первыми оценить преимущества «авиаторов» с характерными каплевидными линзами (тогда серо-зелеными) смогли летчики военно-воздушных сил США, для которых «авиаторы», собственно, и разрабатывались. А произошло это в 1930-е годы. Однако исключительно достоянием ВВС США «авиаторы», обеспечивающие максимальный обзор и пропускающие минимум рассеянного света, оставались недолго. Внимание общественности они привлекли сразу после того, как в прессе появились снимки мужественного генерала американской армии Дугласа Мак-Артура, запечатленного в «авиаторах» на одном из Филиппинских островов во время Второй мировой войны.
Впрочем, большая слава «авиаторов» на тот момент была еще впереди. Она лавиной обрушилась на них в 1969 году, после того как в прокат вышел американский кинофильм «Беспечный ездок» (Easy Rider) с Питером Фондой, благодаря которому очки с линзами-каплями стали символом стиля унисекс и приобрели статус культовых. В 1980-е годы поддержанию этого статуса способствовал выход на экраны американского фильма «Лучший стрелок» (Top Gun), в котором в «авиаторах» предстал уже Том Круз.

«Вайфарер»



Первые «вайфареры» - солнцезащитные очки с трапециевидными линзами, ставшие впоследствии золотой классикой очковой моды, - были представлены на рынке в 1952 году. Из актуальных вариантов наиболее близка к первоначальной версии модель RB 2140 марки Ray-Ban, под которой «вайфареры», собственно, и появились на свет.
Когда в 1961 году зритель увидел фильм «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s) с Одри Хепберн в главной роли, солнцезащитные очки формы «вайфарер» вмиг стали популярными. Вообще, по части успеха в кино позавидовать «вайфарерам» могла бы любая голливудская звезда. За свою «кинокарьеру» они «снялись» более чем в ста картинах, в том числе в легендарном фильме «Братья Блюз» (The Blues Brothers), который вышел в прокат в 1980 году. Черные солнцезащитные «вайфареры» фигурировали в этом фильме с первой и до последней сцены. Главные герои в исполнении Дэна Эйкройда и Джона Белуши не расставались с ними даже ночью, считая их аксессуаром первой необходимости. Похоже, что после просмотра фильма в это уверовали и многие зрители: продажи «вайфареров» в восьмидесятые вновь стремительно пошли вверх.

«Ленноны»




«Леннонами» сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону - одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60-70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное.
Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о «леннонах», мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно). После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к «детям цветов», конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн «оззи».
Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, «ленноны» ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

«Кошачий глаз» и «бабочка»




Очки формы «кошачий глаз» - по нашему глубокому убеждению, самой женственной из когда-либо существовавших - появились на рынке в 50-е годы XX века. Есть мнение, что этот «фасон» придумал сам Кристиан Диор (Christian Dior). Якобы в его модном доме долгое время работала манекенщица - наполовину казашка, наполовину русская. И Диор создал форму «кошачий глаз» для того, чтобы подчеркнуть очертания ее раскосых глаз. На наш взгляд, это не более чем красивая легенда; по крайней мере, мы не располагаем ее фактическим подтверждением.
Зато мы вполне можем говорить о том, что самым известным производителем очков формы «кошачий глаз» в 1950-е годы являлась американская компания Tura . На этот факт, в частности, указывают авторы вышедшей в 2007 году книги «Только лишь для ваших глаз? Очки от А до Я» - журналисты Алессандра Альбарелло и Франческа Джопполо , которые, работая в профессиональных оптических изданиях, посвятили изучению истории очков ни один год.
Одними из самых известных очков формы «кошачий глаз», вызывающих ассоциации с эпохой пятидесятых, являются, пожалуй, те, что носила героиня Мэрилин Монро в фильме «Как выйти замуж за миллионера» (How to Marry a Millionaire), который вышел на экраны в 1953 году. Воскресив в памяти очки Полы - экранной героини Монро, иной читатель подумает, что форма модели скорее похожа на «бабочку», чем на «кошачий глаз». Вот очки героини Анук Эме в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita; 1959) - это настоящий «кошачий глаз»!
Действительно, с «кошачьим глазом» и «бабочкой» порой случается путаница, которую можно объяснить тем, что многие полагают, что это две абсолютно разные формы очков. Аргументируя свою точку зрения, сторонники данной теории говорят о том, что очки «кошачий глаз» повторяют форму глаз «домашней хищницы», их уголки резко устремляются вверх, в то время как очки модели «бабочка» напоминают, соответственно, распахнутые крылья бабочки, отличаясь большей площадью рамки и менее стремительным «характером». В теории это объяснение кажется вполне логичным, на практике же, учитывая большое разнообразие решений оправ, деление порой вызывает вопросы, так что строго придерживаться его мы бы все-таки не стали. Понятия «кошачий глаз» и «бабочка» довольно часто выступают в качестве синонимичных, что нам нередко случается наблюдать, читая пресс-релизы производителей очков.

«Панто»




Очки формы «панто» (в перевод с греческого panto означает «всё» или «весь») - это очки, обеспечивающие пользователю полный обзор. Этим преимуществом они обязаны своей форме: нижняя часть ободка абсолютно круглая, а верхняя линия более прямая. Их верхняя граница проходит чуть ниже бровей, что не только эстетически привлекательно, но и практично: брови не пачкают линзы.
Очки этой формы появились на рынке в 30-е годы XX века и сразу же полюбились многим интеллектуалам. С началом Второй мировой войны о них, правда, благополучно забыли (как ни крути, но стрелять из окопов все-таки удобнее в очках с большими круглыми световыми проемами), однако с наступлением мирного времени вновь вспомнили. В 1950-60-е годы «панто» пользовались репутацией едва ли не самой популярной мужской модели очков в США. В 1980-е годы мир моды вновь проникся теплыми чувствами к форме «панто», поклонниками которой стали режиссер Вуди Аллен и актер Джонни Депп - натуры, прямо скажем, незаурядные.

«Стрекоза»




Огромные, как глаза стрекозы, солнцезащитные очки округлой формы приобрели популярность в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. Предпосылкой к их появлению стало продвижение на рынок полимерных линз - гораздо более легких, чем изготовленных из минерального стекла.
Одной из главных поклонниц «крупногабаритных» очков того времени была вдова президента США Джона Кеннеди, супруга греческого миллиардера Аристотеля Онассиса Джеки Онассис, по праву считающаяся одной из самых элегантных женщин XX века. Во время поездок на Капри Джекки никогда не расставалась со своими «стрекозами», созданными лично для нее парижским оптиком Робертом Пинтоном из ацетатцеллюлозного пластика и натурального черепахового панциря. Вскоре после того, как Джеки Онассис появилась в «стрекозах» в обществе, очки подобной формы вошли в коллекции многих производителей, значительно облегчив девушкам задачу выглядеть, как Джеки.

«Клабмастер»




«Клабмастеры», или «броулайнеры» (brow-liners), как их еще называют, - это очки в комбинированной оправе с округлыми световыми проемами. Верхняя часть «клабмастеров» усилена пластиковыми «дугами», создающими эффект двойных бровей.
В Европу мода на «клабмастеры» пришла из Америки. Одним из самых известных их пользователей середины XX века был борец за права темнокожих Малкольм Икс, у которого было сразу несколько очков этого «фасона» разных цветов. С приходом пластиковой революции, благодаря которой рынок наводнился новыми моделями, привлекательность «клабмастеров» как-то померкла. В восьмидесятые они вновь вернулись на модную сцену, но лишь в качестве солнцезащитных очков, а вот в начале текущего десятилетия в связи с увлечением дизайнерами стилем ретро они пережили настоящий ренессанс.

«Лолита»



Название «Лолита» прилепилось к очкам, выполненным в виде двух сердец, вскоре после того, как в 1962 году в прокат вышел фильм Стэнли Кубрика «Лолита» (Lolita) по одноименному роману Владимира Набокова. Интересно, что ни в самом фильме, ни в книге Лолита очков не носила. Идея надеть их на нее пришла в голову известному американскому фотографу Берту Стерну, который делал рекламные фотографии к фильму.
С легкой руки Стерна очки в форме сердечек у многих стали ассоциироваться в первую очередь с образом набоковской героини и лишь потом с Мадонной, которая также питала слабость к очкам-сердечкам. Именно их суперзвезда шоу-бизнеса выбрала для своего мирового турне 2008-2009 годов под названием Sticky & Sweet.
В нашем XXI веке создать что-то абсолютно новое в дизайне очков, откровенно говоря, вряд ли возможно. Так что, как нам думается, дизайнерам очков не остается ничего иного, как пойти по пути модернизации уже существующих форм. А значит, наши истории непременно будут иметь продолжение.

* Позволим себе напомнить нашим читателям, что впервые очки формы «авиатор» появились на рынке под маркой Ray-Ban (дословно ее название можно перевести как «защита от лучей», «преграда для прохождения лучей»). Производителем этих очков являлась компания Bausch & Lomb.
** До Джона Леннона благодаря своему вкладу в дело мира прославился другой владелец круглых никелированных очков - Махатма Ганди, один из самых известных политических деятелей XX века и отец индийской нации.
*** Интересно, что в качестве материала очков Tura использовала анодированный алюминий, идею применения которого заимствовала у производителей авиационной техники.
**** Albarello A., Joppolo F. For your eyes, only? Eyewear from A to Z. Modena: Logos, 2007. P. 39.
***** Примечательно, что в коллекции компании François Pinton Paris, которой сегодня руководит сын Роберта Пинтона Франсуа Пинтон (Francois Pinton), модель «Джекки O.» присутствует и по сей день.

ПРОДОЛЖАЕМ ОТДЫХАТЬ..!

Природа наделила нас двумя глазами,

двумя ушами, но лишь одним языком,

дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Сократ

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ
ОПРАВУ ДЛЯ ОЧКОВ И ВСЁ УЧЕСТЬ?

Салют! Те, кто носят очки, поймут меня, и выбор темы лучше тех, у кого единица и порядок со зрением. Посчитал, и получилось, что из-за всяких досадных происшествий приходится менять или ремонтировать очки гораздо чаще, чем хотелось бы.

За последний год, наверное, раз пять случалось! Шнурок или цепочку, не дающую упасть очкам, не ношу принципиально, т.к. с этой приспособой теряется весь шарм аксессуара. Я разбирался с выбором оправ экспериментально и нашел свою форму. Но! Оказывается, всё совсем непросто, и выбор очков — целая наука!


Очки — современный и стильный аксессуар, который подчёркивает серьёзность
и элегантность образа в целом. Чтобы очки не испортили впечатление, нужно знать, как правильно подобрать оправу очков, которая должна гармонировать и с типом кожи,
и с овалом лица, и с цветом глаз.

Нужно добиться того, чтобы очки сливались с общим образом, а не бросались в глаза окружающим экстравагантным пятном на лице.

Стилисты разработали несколько общих советов, которые помогут вам выбрать именно ту оправу, которая станет настоящим украшением для вашего лица.

Как подобрать оправу для очков по форме лица

Природная форма лица у всех людей различна, и именно от неё будет зависеть, как сядут очки. Оправа не должна повторять её: она должна контрастировать с ней. Есть несколько рекомендаций, как правильно подобрать оправу для очков под разную форму лица.


Квадратное лицо

Если верхняя часть лица пропорциональна, а нижняя отличается массивностью, выбирайте оправу с мягкими, округлыми линиями. Модная оправа «кошачий глаз» станет для вашего лица прекрасным вариантом. Для мужчин с такой же формой лица идеально подходит классическая форма очков Ray Ban, Aviator ("капли") тоже годятся. Проверено на себе. Как раз такая форма физиономии, с тяжеловатым подбородком. :)


Круглая форма лица

Если ваше лицо имеет одинаковые параметры по высоте и ширине, оправа должна быть вытянутой, узкой и отличаться заострёнными внешними углами. Можно выбрать симпатичную оправу прямоугольной формы, которая также удачно подкорректирует недостатки круглого лица. Узкие бы не рекомендовал. Наоборот!
У мужчин похожая история.


Вытянутое лицо

Если у вас узкое, удлинённое лицо, очки помогут придать ему объём. Для этого нужно выбрать прямоугольную оправу с массивными дужками. Например, в последнее время вошли в моду оправы «бабочки», которые могут визуально расширить лицо своими приподнятыми внешними углами и декором на дужках.

Вам противопоказаны квадратные оправы. Не стоит забывать и о том, что из каждого правила существуют свои исключения, а поэтому в любом случае при выборе оправы у вас должны быть три советчика: зеркало, близкий человек и продавец-консультант.

Как правильно подобрать оправу очков:
универсальные правила


Напоследок — несколько универсальных правил, как подобрать оправу очков для всех, независимо от формы лица, цвета глаз и типа кожи.

1. Верхняя часть оправы не должна подниматься выше бровей, а нижняя часть не должна касаться щёк.

2. Оправа не должна быть тесной, а иначе дужка будет давить на нос и оставлять на нём следы. Слишком широкая, свободная оправа приведёт к тому, что очки будут постоянно сваливаться с носа.

3. Дужки не должны давить на виски, а иначе ношение очков будет сопровождаться головной болью.

4. Лучше приобрести пару очков: это позволит вам менять образ и подстрахует, если одни очки сломаются или потеряются.

5. Перед покупкой внимательно осмотрите оправу, чтобы она была без деформаций, трещин и царапин. Выбирайте бренды, которые уже зарекомендовали себя на этом рынке.

Если вам прописали очки, не стоит комплексовать по этому поводу, потому что они зачастую становятся тем аксессуаром, который выгодно подчёркивает прелести лица и становится прекрасным дополнением образа. Главное — знать основные правила, как подобрать оправу очков, и следить за модными тенденциями разных сезонов, которые касаются ношения очков.

Запись создана с использованием материалов: zapiskiprofana.ru, Google pictures

Подбор очковдля коррекции зрения - чрезвычайно ответственное дело. Неправильно подобранные очки могут принести значительный вред здоровью и значительно ухудшить зрение.

Во всем мире существует специальная профессия - ОПТОМЕТРИСТ - это специалисты с высшим образованием, специально обученные для правильного определения параметров зрения. К сожалению, в нашей стране таких специалистов не готовят. Подбором очков у нас занимаются офтальмологи (хотя их задача заключается в лечение глазных болезней). Проблема состоит в том, что офтальмологические кабинеты районных поликлиник часто не имеют в своем распоряжение всего необходимого оборудования для полного определения всех параметров зрения.

Подбор очковдля коррекции зрения желательно доверить кабинетам и клиникам, специально занимающимся этими вопросами и обладающим всем необходимым оборудованием для полного определения параметров зрения.

Очки - немного истории

Кто является изобретателем современных очков не известно. При раскопках Трои и на Крите были найдены оптические линзы из горного хрусталя, которые теоретически можно было использовать как оптический прибор для коррекции зрения. По преданию, римский император Нерон использовал оптическую линзу из изумруда для коррекции зрения. Очкам, в современном понимании, около 600 лет, именно с конца XIII века в медицинских трактатах упоминаются стеклянные линзы для коррекции зрения.

Очки - что это такое?

Очки - это оптический прибор для коррекции зрения. Он состоит из очковых линз и оправы. Казалось бы, все просто, но на самом деле, подобрать хорошие очки достаточно сложная задача. Допустим, вам повезло, диагностика зрения проведена грамотным специалистом и вам выписан правильный рецепт для очковой коррекции зрения. Что нужно знать, покупая очки?

Покупаем очки - типичные ошибки

Типичная ошибка при покупке очков состоит в том, основное внимание уделяется выбору оправы. О том, какие очковые линзы будут вставлены в оправу, многие даже не задумываются, предполагая, что оправа это и есть очки. К сожалению, в массовом сознании закрепилось отношение к очкам не как к медицинскому изделию, а скорее, как к галантерейному товару. Очками торгуют везде - с лотков на рынке, в переходах метро, на вокзалах и в электричках. При покупке таких очков внимание обращается только на внешний вид оправы, качество оптики даже не обсуждается. Что происходит, если куплены «неправильные» очки, где не соблюдены оптические показатели (диоптрии и межцентровое расстояние) или очковые линзы сделаны из материала низкого качества? Начинается процесс «привыкания», при котором организм пытается компенсировать оптические искажения (аберрации), ценой переутомления глаз, головной боли и, дальнейшего ухудшения зрения.

Очковые линзы - главная часть очков

Именно очковые линзы компенсирую те нарушения рефракции, которые являются причиной вашего плохого зрения. Поэтому, выбирая очки нужно в первую очередь правильно выбрать очковые линзы. Итак, что нужно знать, выбирая очковые линзы:

* ОПТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (межцентровое расстояние, диоптрии) - эти данные должен дать вам специалист по подбору очков, после полного обследования вашего зрения. Разумеется, очки нужно заказывать только в специализированных отделах аптек или салонах оптики, где есть уверенность в том, что эти показатели будут точно соблюдены.

* КОЭФФИЦИЕНТ ПРЕЛОМЛЕНИЯ (ИНДЕКС) ОЧКОВОЙ ЛИНЗЫ - самый главный показатель класса очковой линзы. Общее правило - чем выше ИНДЕКС, тем меньше толщина и искривленность линзы, дающей те же самые диоптрии. И чем более сильные линзы вам требуются, тем заметнее разница. На практике это значит, что линзы с высоким ИНДЕКСОМ будут легче, они будут меньше искажать ваши глаза и лицо, к ним легче будет подобрать тонкую и стильную оправу. У современных линз ИНДЕКС колеблется - для оптического стекла в пределах 1,5 - 1,9, а для оптического пластика - в пределах 1,5 - 1,7. Линзы с индексом, близким к 1,5, считаются низкоиндексными, а с индексом больше 1,6 - высокоиндексными.

* МАТЕРИАЛ ОЧКОВОЙ ЛИНЗЫ - в настоящее время выбор лежит между СТЕКЛОМ и ПЛАСТИКОМ. Однозначно преимущество нельзя отдать ни тем ни другим линзам. Пластик, как материал, гораздо мягче стекла, и более уязвим к повреждениям. Но все современные качественные пластиковые линзы выпускаются с упрочняющим покрытием, которое делает их столь же устойчивыми против царапин, как и стеклянные.

* ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАСТИКОВЫХ ЛИНЗ - это легкость - удельный вес оптического пластика вдвое меньше стекла, и потому ваши очки с пластиковыми линзами будут намного легче. Менее травмоопасны, чем стеклянные, так как пластик устойчивее к раскалыванию и его осколки менее опасны. Пластик дает большие возможности для обработки, в частности для окрашивания линз.

* ПРЕИМУЩЕСТВА СТЕКЛЯННЫХ ЛИНЗ - в целом коэффициент преломления (индекс) стеклянных линз выше, чем пластиковых. Кроме того, прочность (кроме ударной) у стекла выше, чем у пластика. Это значит, что качественные стеклянные линзы, при равных диоптриях, могут быть более тонкими и плоскими, чем пластиковые.

* АНТИ-РЕФЛЕКСНОЕ ПОКРЫТИЕ ЛИНЗЫ - специальная технология, значительно улучшающая оптические свойства очковой линзы. АНТИ-РЕФЛЕКС повышает прозрачность линз на 8-10%. За счет большей прозрачности и отсутствия визуальных помех линзы с анти-рефлексом комфортнее для глаз и вызывают меньшее утомление при зрительных нагрузках. В темное время суток линзы с анти-рефлексом позволяют лучше видеть за рулем.

Таким образом, выбор очков стоит начать именно с выбора очковых линз, особенно если требуется коррекция выраженных нарушений со многими диоптриями.

Оправа - важная часть очков

Оправа очков должна достойно «оправлять» ваши качественные очковые линзы. Что нужно знать, выбирая оправу для очков:

* ВЫБОР ОПРАВЫ ДЛЯ ОЧКОВ - при выборе оправы нужно уделять особое внимание таким деталям, как подвижность носоупоров - жесткие носоупоры часто давят на переносицу и вызывают быстрое утомление. Желательно подобрать оправу с мягкими силиконовыми, подвижными носоупорами. Размер заушников должен строго соответствовать расстоянию от оправы до выпуклости за ушной раковиной. Заушники не должны оказывать давления на виски и область за ухом. Оправа должна быть удобна и не вызывать утомления даже при длительном использование.

* ОПРАВА КАК ПРИЧИНА АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ - дешевые металлические оправы, неизвестного происхождения при контакте с кожей лица могут вызывать тяжелые аллергические реакции и раздражения.

* ОПРАВА ДОЛЖНА ВАМ НРАВИТЬСЯ - если говорить об очках не только как о приборе для коррекции зрения, но и как о средстве имиджа и стиля человека, то роль правильно выбранной оправы тут бесспорна. Эта тема несколько выходит за рамки проблемы коррекции зрения, но мы обязательно вернемся к ней в специальных публикациях.

Елена СТОЛБОВА.