Таинство священства. Рукоположение во диаконы. Условия действительности хиротонии. Степени церковной иерархии

Рукоположение во священника

Это рукоположение может быть совершено только на полной литургии и притом сразу после Великого входа, дабы новорукоположенный иерей мог принять участие в освящении Св. Даров.

Хиротония во священника совершается во всем подобно хиротонии во диакона, лишь с некоторыми отличиями и особенностями: - во время Великого входа посвящаемый во иерея несет на главе «аэр», то есть воздух, рукополагаемого от среды Церкви ведут не иподиаконы, а протодиакон и диакон, принимает в царских вратах и обводит вокруг престола, а также возглашает: «Вонмем » не протодиакон, а старший из сослужащих архиерею священников архимандрит или протоиерей, рукополагаемый преклоняет перед престолом оба колена, в знак того, что он приемлет на себя высшее служение и потому большее бремя, чем диакон. Мирную ектению также произносит не протодиакон, а водивший старший из иереев. На рукоположенного возлагаются с возглашением: «Аксиос » священнические одежды: епитрахиль, которую надевают по снятии ораря, пояс, фелонь и дается в руки служебник. Новорукоположенный становится первым среди всех иереев, после старшего архимандрита, первым и причащается. После освящения святых Даров, архиерей вручает новорукоположенному часть святых Даров с надписанием «ХРИСТОСЪ» со словами: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ». Новорукоположенный принимает эту частицу Св. Даров на антиминской губе, положенной на особый дискос и, отойдя, стоит позади св. трапезы, руки положив на нее и читая про себя 50–й псалом. Перед возгласом: «Святая святым » он возвращает эту частицу архиерею. Рукоположенный читает в конце литургии Заамвонную молитву .

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

9. Что такое рукоположение? Вопрос: Что такое рукоположение?Отвечает священник Константин Пархоменко:Это возложение рук епископа на того, кто поставляется на служение Церкви.Чаще рукоположение называют просто посвящением. Возлагать руки на преемников стали еще св.

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Таинство Священства (Рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти

Из книги Святитель Игнатий - Богоносец Российский автора (Петровская) Игнатия

Рукоположение во епископа Преклонение колен перед Престолом.Возложение на голову ставленника Евангелия и рук архиерея.Чтение тайносовершительной молитвы.«Кирие, элейсон».Две молитвы.Ектенья, произносимая первым и вторым митрополитами.Облачение новопоставленного в

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Постриг, рукоположение и настоятельство Постриг этот тоже не был обычным. Подготовка к нему происходила в глубокой тайне от всех членов высокопоставленной семьи послушника, и, приехав в Вологду, он укрылся на постоялом дворе, готовясь к решительному и долгожданному дню

Из книги Не от мира сего автора

Рукоположение во диакона Во диаконы может быть рукоположен только тот, кто уже посвящен в чтеца и иподиакона. Поэтому в настоящее время часто бывает так, что рукополагаемый во диакона в тот же день сперва посвящается в чтеца и иподиакона (если он не был до того посвящен в

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Рукоположение во епископа Совершается с особой торжественностью. Накануне дня рукоположения совершается наречение избранного во епископа. Все рукополагающие архиереи (ибо рукоположить нового епископа может только собор епископов, и никак не меньше трех или, по крайней

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Рукоположение Жизнь тождественна учению, так учение тождественно жизни.Св. Григорий Богослов.УЖЕ СЕМЬ ЛЕТ ЖИВЯ В ПУСТЫНИ, отцы отказывались от священства. Еще в 1970 году, принимая постриг, о. Герман объяснил, что не хочет создавать видимость, будто их скит стал для

Из книги Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе автора Фаст Геннадий

§94. Рукоположение J. Morinus (католик): Comment. Hist, ас dogm. de sacris Ecoles, ordinationibus. Par., 1655, etc. Fr. Halierius (католик): De sacris electionibus et ordinationibus. Rom., 1749. 3 vols. fol. G. L. Hahn: l. с, p. 96, p. 354 ff. См. также соответствующие разделы в археологических трудах: Bingham, Augusti, Binterim, etc.Доставление священников на служение,

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Рукоположение в сан диакона Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того,

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Рукоположение в сан пресвитера Чин хиротонии во пресвитера имеет ту же структуру, что и чин диаконского рукоположения. Однако совершается он после великого входа, перед началом евхаристического канона – для того, чтобы новорукоположенный священник мог участвовать в

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

Рукоположение во епископа Чинопоследование рукоположения во епископа по своей структуре сходно с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно более торжественно. Кроме того, епископской хиротонии предшествуют два самостоятельных чина

Из книги Автобиографические заметки автора Булгаков Сергей Николаевич

Таинство Священства (Рукоположение) Епископ возлагает руки и возводит человека в сан дьякона или в сан пресвитера. Собор епископов возлагает руки и возводит инока в сан епископа. Когда говорят: «священство», имеют в виду и епископов, и пресвитеров, и дьяконов. Каким

Из книги автора

Таинство священства (рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти

Из книги автора

Рукоположение во иеромонаха 2 сентября 1793 года по ходатайству старцев преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; †1811) и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин.

Из книги автора

На свое рукоположение Служение духовному пиру дошло и до нас, способных более пользоваться услугами других, нежели себя предлагать в услугу другим. И я всячески упрашивал освободить меня от таких даней по убожеству моему в слове, ссылаясь на некий закон пиршеств. Ибо

Из книги автора

МОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ (24 года)Игорю Платоновичу ДемидовуЯ родился в семье священника, во мне течет ле–витская кровь шести поколений. Я вырос у храма Преп. Сергия, благодатно обвеянный его молитвой и звоном. Мои впечатления детства эстетические, моральные, бытовые связаны с

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Священство есть таинство, в котором чрез святительское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо христиан (Катехизис).

Таинство Священства, как и другие таинства, имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Внешнюю сторону таинства составляет святительское рукоположение с молитвой. Употребление рукоположения как символа благословения и передачи другому власти, полученной от Бога, встречается еще в Ветхом Завете (Быт. 48, 14; Чис. 27, 23; Втор. 34, 9). В христианской Церкви, с самого начала ее существования, рукоположение является как необходимая принадлежность таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, не иначе передавали ее своим преемникам, как через рукоположение (Деян. 6, 6; 13, 3; 14, 23), и заповедали им поступать в свою очередь так же (1 Тим. 4, 14; 5, 22; 2 Тим. 1, 6). Православная Церковь всегда следовала этой заповеди со всей строгостью.

Внутреннюю сторону таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая лицам, рукополагаемым во диакона, священника и епископа. Уже в Священном Писании говорится об избрании на эти служения определенных лиц и преподании им Святого Духа чрез рукоположение (Деян. 6, 10; Еф. 3, 2; 1 Тим. 4, 14; Деян. 8, 29; 13, 2 и др.). И Церковь всегда исповедовала, что в таинстве Священства рукополагаемому преподается особая благодать Святого Духа для прохождения служения Церкви, и свою веру выражает в молитвах, употребляемых при посвящении на разные степени священства.

УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА

Таинство это установлено Самим Господом Иисусом Христом, который избрал апостолов из числа Своих слушателей и учеников и дал им власть учить и совершать таинства, и по вознесении ниспослал им Святого Духа, облекшего их потребными для их служения силами (Деян. 1, 8; 2, 4). С тех пор зажженный Божественный огонь благодати Святого Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Наглядным и символическим знаком этой преемственной связи благодатных даров и власти священства служит рукоположение, употребляющееся для низведения на посвящаемых лиц благодати Святого Духа.

ПОНЯТИЕ О ЛИЦАХ ЦЕРКОВНОГО КЛИРА:

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯХ И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЯХ

Лица, над которыми совершается таинство Священства, - священнослужители, - бывают в Церкви трех степеней: епископ, священник и диакон.

Посвящение в эти степени церковной иерархии совершается после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными. К лицам низших степеней клира, или так наз. церковнослужителям, принадлежат: чтец, певец (свещеносец) и иподиакон.

ПОНЯТИЕ О ХИРОТОНИИ И ХИРОТЕСИИ

Таинство Священства, совершаемое через рукоположение, еще называется хиротонией (слово это происходит от греческого heir - рука и teino - распростираю). Хиротония всегда совершается епископом во время литургии, и притом в алтаре.

Посвящение в низшие степени клира: чтеца, певца (свещеносца) и иподиакона совершается чрез благословение епископа - чрез обряд руковозложения, называемый хиротесией (от греческого heir - рука и tifimi - возлагаю, назначаю). Хиротесия совершается епископом вне алтаря, на середине храма и не на литургии (обычно пред литургией).

ПОСВЯЩЕНИЕ В ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬСКИЕ ДОЛЖНОСТИ

Посвящение (хиротесия) в чтеца и певца. Должность чтеца или певца состоит в том, чтобы читать, петь и канонаршить в церкви, а также носить свечу пред Евангелием, на великом входе пред Святыми Дарами, прислуживать в алтаре (обязанности пономаря) и проч. Поэтому в чине на посвящение в чтеца и певца посвящаемый называется одним именем «свещеносца».

Посвящение в чтеца и певца совершается среди церкви пред началом литургии, сразу по облачении архиерея (перед чтением часов или во время их чтения). Посвящение может совершаться одновременно не над одним, а над несколькими избранными в эту должность. Иподиаконы приводят избранного (или избранных) в должность чтеца или певца на середину храма, вместе творят три поклона к алтарю и затем архиерею. Подойдя к архиерею, посвящаемый преклоняет главу, а архиерей, осенив его крестным знамением, возлагает на него руки и читает первую молитву. В ней он испрашивает благословение Божие на служение посвящаемого как свещеносца, просит Бога:

«Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинством изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами: да просвещен, и в будущем сретив веце, приимет жизни нетленный венец, со избранными Твоими веселяся во присносущем блаженстве».

После этого поются тропари: апостолам, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому и Григорию Богослову. (По Уставу пред тропарями положено «Благословен Бог наш» и обычное начало, если посвящение совершается не во время чтения часов.)

В это время архиерей посвящает чтеца и певца чрез крестообразное пострижение, произнося слова: «Во имя Отца (протодиакон и посвящаемый говорят: «Аминь») и Сына (те же: «Аминь») и Святаго Духа (те же: «Аминь»).

Само пострижение посвящаемого, по изъяснению блаженного Симеона Солунского, означает посвящение его и всецелое пожертвование на служение Богу. Пострижение крестообразное, с произнесением имени Пресвятой Троицы, служит напоминанием о том, что Господь Иисус Христос воплощением и Крестом Своим освятил всю вселенную, а Триединый Бог есть Творец и Совершитель всего.

После этого пострижение уже не повторяется, хотя и возводится после того чтец или певец на высшие степени священства.

В знак посвящения Богу и отделения от общества простых верующих, после пострижения чтец и певец облачается в короткую фелонь, которая есть «начаток священных одежд» и «начало священства». Она одевается на «выю», в знамение того, что «он приходит под ярем священства и, посвященный на служение Богу, вступает под покров Самого Бога» (архиепископ Вениамин. Новая скрижаль).

После этого архиерей, благословив главу посвящаемого трижды и возложив на нее руку, читает вторую молитву о нем, как о чтеце и певце.

Архиерей молится: «Господи Боже Вседержителю, избери раба Твоего сего, и освяти его; и даждь ему со всякою мудростию и разумом, Божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его во непорочном жительстве».

По окончании этой молитвы посвящаемый (сделав поклон архиерею и повернувшись лицом к востоку) прочитывает часть из Апостола в знак того, что его первая обязанность состоит в чтении Священного Писания.

После этого с него снимается фелонь и, по троекратном благословении рукой архиерея, надевается стихарь. Перед облачением в стихарь архиерей благословляет стихарь (над крестом) и посвящаемого, который целует крест на стихаре и руку архиерея.

По облачении архиерей говорит новопосвященному поучение об обязанности чтеца - первой, низшей, степени священства.

После поучения архиерей говорит:

«Благословен Господь! Се бысть раб Божий (имя) чтец святейшия церкве (название), во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

И дают ему подсвечник со свечой, которую он носит пред архиереем и с которой стоит на определенном месте (у иконостаса) пред архиереем.

Посвящение (хиротесия) в иподиакона . Посвящение в иподиакона также совершается среди церкви, пред литургией, сразу же после облачения архиерея. Иногда это посвящение бывает в один и тот же день с посвящением в чтеца и певца. Иногда же, если последнее было уже совершено в другой день, посвящение в иподиакона бывает пред посвящением этого лица в тот же день на литургии во диакона.

Если посвящение в иподиакона следует за посвящением в чтеца, то сразу же по облачении певца в стихарь иподиаконы подносят архиерею орарь («стихарный пояс»). Архиерей благословляет орарь, и посвящаемый, беря его, целует орарь и руку архиерея. Иподиаконы опоясуют посвящаемого крестообразно.

Иподиакон изображает служение Ангелов; поэтому ему при посвящении дается орарь, которым он опоясуется крестообразно, для изображения крыльев, которыми закрываются Херувимы, предстоя Престолу Божию. Опоясуется иподиакон орарем (по Симеону Солунскому) и в знак того, что «он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: почему и не может после этого вступать в брак». Но он может пребывать в супружестве, если прежде посвящения вступил в брак - законным образом.

После опоясания орарем архиерей трижды благословляет рукой на главе посвящаемого и, возложив на голову руку, читает молитву, в которой испрашивает благословение Божие на предстоящее ему служение - «к послужению Святых и Нескверных Таин».

Архиерей молится: «Сего раба Твоего достойна быти, еже служити Святей Твоей Церкви, Сам Владыко безпорочна его во всех сохрани. И даждь ему любити благолепие дому Твоего, предстояти дверем храма святаго Твоего, возжигати светильник селения славы Твоея. И насади его во Святей Твоей Церкви, яко маслину плодовиту, плодоносяща плод правды, и совершена покажи раба Твоего во время пришествия Твоего, благоугодивших Тебе восприяти воздаяние».

По окончании молитвы протодиакон возглашает «Господу помолимся», и совершается положенное после облачения умовение рук архиерея. Для этого новопосвященному иподиаконы дают лохань и возлагают на него полотенце. Новопосвященный иподиакон возливает воду на руки и затем, как и другие иподиаконы, целует руку архиерея и отходит в алтарь. (Здесь он, по Уставу, читая в себе какие знает молитвы, держит «лохань и рукомывало с убрусом» до Херувимской).

При пении Херувимской песни посвященный приводится к царским вратам и снова служит при умывании рук архиерея. (По Уставу, на великом входе он идет позади всех с лоханью и «рукомывалом»). После великого входа иподиакон стоит у царских врат «на уреченном месте по чину», а по возгласе архиерея: «И да будут милости», отводится иподиаконами в алтарь и, приняв благословение от архиерея, становится с иподиаконами.

В обязанность иподиакона, по толкованию Симеона Солунского, Властаря и др., входит: облачать архиерея, прислуживать ему во время богослужения, приготовлять облачение и священные сосуды к священнодействию (иподиакон может касаться только порожних священных сосудов, когда в них не содержатся Святые Тайны), хранить священные сосуды, содержать в чистоте покровы и светильники на престоле и жертвеннике, зажигать светильники на престоле и др.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ (ХИРОТОНИЯ) ВО ДИАКОНА

Пред рукоположением во диакона как первой степенью священства ставленник постится и проходит так называемую ставленническую исповедь у назначенного архиереем духовника. Здесь он исповедуется за всю свою жизнь.

В диаконы производят только из иподиаконов. Поэтому, по существующей практике, в большинстве случаев рукополагаемый диакон в тот же день сперва посвящается в иподиакона (если не был посвящен ранее).

В соответствии с первоначальным установлением и предназначением диаконского достоинства еще в апостольское время (Деян. 6, 1-6) и во все последующие времена, Церковь всегда усвояла диаконам только обязанности служения при совершении священнодействий, но не само совершение их. На таком понимании диаконского служения основывается и сам чин рукоположения во диакона. Так как диакон не совершает Евхаристии, то рукоположение во диакона бывает на литургии после освящения Даров, а именно после возгласа архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами» (пред ектенией: «Вся святыя помянувше...»).

Посвящение во диакона может быть на литургиях св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого, а также на литургии Преждеосвященных Даров. Рукоположение же во священника может быть только на первых двух и не бывает на литургии Преждеосвященных Даров.

После указанного возгласа два иподиакона ведут рукополагаемого (находящегося в том же чине) из середины церкви к царским вратам с возглашением:

«Повели» (обращено к народу, у которого испрашивается согласие на предстоящее посвящение).

«Повелите» (к церковному клиру).

При входе посвящаемого чрез царские врата в алтарь протодиакон произносит:

«Повели, преосвященнейший владыко».

В царских вратах посвящаемого принимают протодиакон и диакон, в чин которых он вступает, берут входящего за руки и вводят пред престол.

Архиерей, сидя на поставленной у левой (северной) стороны, впереди престола, кафедре, благословляет кланяющегося ему в землю ставленника.

Затем протодиакон обводит рукополагаемого вокруг престола трижды. Рукополагаемый, обходя престол, целует все четыре угла престола, а также, после каждого обхождения, кланяется в землю архиерею, целует конец омофора (после первого обхождения), палицу (после второго обхождения) и руку архиерея, и затем снова кланяется архиерею в землю.

Троекратным обхождением вокруг престола рукополагаемый выражает обет навсегда посвятить себя служению у престола Божия, пребывая в непрерывном союзе с Церковью; целованием углов престола рукополагаемый выражает свое благоговение к святости престола и свою горячую любовь к Богу. Целованием же омофора, палицы и руки архиерея он выражает сыновнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, чрез которого низводится на него Божия благодать.

Во время троекратного обхождения вокруг престола поются тропари брака, сперва в алтаре, потом хором.

В первом тропаре: «Святии мученицы, иже добре страдальчествовавшии и венчавшиися...» - призываются страстотерпцы, как молитвенники наши пред Богом и вместе высокие учителя сохранения веры и чистоты, и образцы самоотверженного прохождения своего служения.

Во втором тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие» - возвещается рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью рукополагаемого должна быть Троица Единосущная, и чтобы он служил Христу Богу словом и делом, с готовностью, по примеру их, положить за истину душу свою.

В третьем тропаре: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила» указывается, что основанием священства в Церкви послужило воплощение Сына Божия, Которого и должно величать, ублажая Святую Деву. Эти песнопения поются в другом порядке, чем при браке, потому что союз Христа с Церковью здесь прославляется высшим образом.

После троекратного обхождения архиерей встает с кафедры (которую убирают) и становится спереди престола к правой его стороне. Рукополагаемый после третьего обхождения трижды поклоняется престолу, произнося:

«Боже, умилостивися мне, грешному» (при этом в третий раз омофор и палицу архиерея не целует), затем, став справа престола у переднего угла, преклоняет одно правое колено, на руки же (положив их ладонями вниз крестовидно на престоле) преклоняет главу.

Посвящаемый становится на одно колено в знак того, что на него возлагается не полное священнослужение, а только служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Преклонение же главы на руки означает, что он посвящает все свои силы души и тела служению у престола Божия.

В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя тем, что и посвящаемый готовится быть участником пастырского бремени и, благословив рукополагаемого трижды и возложив руку на главу его, после возглашения протодиакона: «Вонмем», - в слух всей церкви (возбуждая всех к молитве) произносит молитву посвящения.

«БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ, ВСЕГДА НЕМОЩНАЯ (слабая) ВРАЧУЮЩИ И ОСКУДЕВАЮЩАЯ (недостающее) ВОСПОЛНЯЮЩИ, ПРОРУЧЕСТВУЕТ (имя), БЛАГОГОВЕЙНЕЙШАГО ИПОДИАКОНА ВО ДИАКОНА: ПОМОЛИМСЯ УБО О НЕМ, ДА ПРИИДЕТ НА НЕГО БЛАГОДАТЬ ВСЕСВЯТАГО ДУХА».

В алтаре поют: «Господи, помилуй» трижды, а хор трижды «kirie eleison». Хор поет медленно, пока архиерей прочтет молитвы.

Архиерей, благословив трижды посвящаемого и возложив на главу его руку, читает тайно остальные две молитвы: «Господи Боже наш» и «Боже, Спасе наш», в которых молит Господа нашего Иисуса Христа сохранить рукоположенного «во всякой честности» и даровать ему веру, любовь, благодатные силы и святость к достойному прохождению этого служения.

Во время чтения архиереем этих молитв протодиакон произносит вполголоса мирную ектению об архиерее и деле рук его и о «ныне проручествуемом диаконе». (Ектения напечатана в архиерейском Чиновнике буквами, обратно расположенными к буквам молитв, и ее читает протодиакон из Чиновника, одновременно с чтением архиереем тайных молитв, сам стоя впереди архиерея за иподиаконом, держащим Чиновник.)

После окончания молитв рукополагаемый встает, и архиерей «разрешает» орарь, опоясанный через оба плеча, возлагает его на левое плечо, а также дает рукоположенному поручи и рипиду, которые рукополагаемый целует. При возложении этих одежд и вручении рипиды сперва архиереем, а потом на клиросах произносится: «Аксиос» (axios - достоин).

Это возглашение есть объявление того, что рукополагаемый достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи и рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать порученное ему священнослужение.

Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея, становится на левую сторону престола и держит рипиду над дискосом до возгласа: «Святая святым», т. е. до времени причащения. (Обыкновенно рукоположенный отлагает рипиду на ектении пред «Отче наш».)

Новопоставленный диакон первым из диаконов (вслед за протодиаконом) удостаивается святого причастия, получая это предпочтение ради обновления в этот день на нем Божественной благодати (священства).

После перенесения Святых Даров на жертвенник новопоставленный диакон является на амвон народу и произносит ектению «Прости приимше».

Этим он показывает свое новое служение - творить прошения, призывать народ к молитвам и возносить их к Богу.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ (ХИРОТОНИЯ) ВО СВЯЩЕННИКА

Поставление священников, как и диаконов, рассматривалось всегда Церковью как собственное право епископов. Это право сообщено епископам самими апостолами, как это ясно видно из слов ап. Павла к епископам: Титу (1, 5) и Тимофею (1 Тим. 5, 22). Необходимой принадлежностью пресвитерского поставления всегда было возложение руки епископской и молитва епископа.

В настоящее время рукоположение во священника (пресвитера) совершается после Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, т. е. еще до освящения Святых Даров, чтобы рукоположенный священник мог участвовать в освящении Даров.

Во время великого входа диакон, рукополагаемый во священника, исполняет диаконское служение, неся на главе вместо дискоса воздух. Он идет в великом входе впереди всех (вслед за свещеносцами), придерживая воздух на голове за передние концы двумя руками, сходит с солеи и становится позади священников.

После великого входа (когда все священники войдут в алтарь) рукополагаемый отдает диакону воздух, отлагая тем диаконское служение, и стоит среди храма.

После окончания Херувимской песни, - перед благословением архиереем народа трикирием и дикирием и пением «Ис полла», - рукополагаемый творит три поклона, и его из середины церкви ведут протодиакон и диакон, а не иподиаконы, и дальше хиротония совершается таким же образом, как и хиротония во диакона, с тем различием, что: 1) в алтаре принимают посвящаемого священники, в лик которых он вступает; 2) вокруг престола его обводит не протодиакон, а старший из священников (протоиерей или архимандрит). 3) Рукополагаемый во священника преклоняет пред престолом не одно, а оба колена, в знак того, что он принимает и служение большее, и дар высший, чем диакон. При этом возглас «вонмем» произносит входящий священник (а не протодиакон). После «вонмем» архиерей читает совершительную молитву.

«БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ, ВСЕГДА НЕМОЩНАЯ ВРАЧУЮЩИ И ОСКУДЕВАЮЩАЯ ВОСПОЛНЯЮЩИ, ПРОРУЧЕСТВУЕТ (имя), БЛАГОГОВЕЙНЕЙШАГО ДИАКОНА ВО ПРЕСВИТЕРА: ПОМОЛИМСЯ УБО О НЕМ, ДА ПРИИДЕТ НА НЕГО БЛАГОДАТЬ ВСЕСВЯТАГО ДУХА».

«Господи, помилуй», - трижды возглашает вся церковь. Протодиакон: «Господу помолимся». Архиерей трижды благословляет рукополагаемого на главе, полагает руку на его главу и читает две тайные молитвы, а старший священник (а не протодиакон) читает вполголоса мирную ектению.

В первой тайной молитве: «Боже безначальный и безконечный» архиерей молит Господа сохранить новорукоположенного «в непорочном жительстве и непреклонной вере».

Вторая молитва является завершением и окончанием совершительной молитвы. Держа еще омофор и руки на голове посвящаемого, архиерей молится:

«Боже великий в силе и неизследный в разуме, дивный в советех паче сынов человеческих, Сам, Господи, и сего, егоже благоволил еси на пресвитерский взойти степень, исполни Святаго Твоего Духа дара, да будет достоин предстоять непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священнодействовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возобновляти люд Твой чрез купель втораго рождения.

Яко и сей, сретив во Втором Пришествии Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Единороднаго Твоего Сына, приимет мзду благаго икономства своего чина, во множестве благодати Твоея». - И славословие.

В этой молитве начертывается образ пастырского делания: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого домостроительства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благодатию Христовой чрез пастыря.

Пять сил, пять действований здесь указывается и разумеется в священстве:

предстоять жертвеннику Искупления, имея жизнь свою, как жертву;

проповедовать Евангелие Царствия Божия, утверждать веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя мира;

благовествовать Божественную истину и правду Христову, являть ее применительно ко всем случаям и обстоятельствам жизни;

приносить дары и жертвы духовные: совершать литургию; приносить бескровную жертву славословия и благодарения за все;

являть миру Божие отцовство (символом этого делания священник носит имя «отца духовного»), крестить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному возрождению.

После прочтения молитв архиерей дает рукополагаемому священнические одежды: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Служебник как руководство для священнодействия. Принимая подаваемое, рукополагаемый целует то, что получает, а затем и руку архиерея.

При подавании священнических одежд и Служебника архиерей возглашает: «Аксиос». Клир и хор трижды поют «аксиос». Новорукоположенный после всего целует омофор и руку архиерея, отходит и целует сослужителей в рамена, выражая тем общение и любовь, которая должна соединять их всех, после чего становится в ряду священников.

После освящения Святых Даров архиерей дает новопосвященному на другом дискосе горнюю часть Святого Хлеба («ХС»), говоря:

«Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во Второе и страшное Пришествие Великаго Господа и Спаса нашего Иисуса Христа».

Священник, взяв, целует руку архиерея и, отойдя, стоит сзади престола, оставаясь наклоненным над Пречистым Телом Христовым, лежащим на его руке, читает 50-й псалом и молится Господу сил об укреплении в предлежащем великом и страшном священническом служении.

Перед возгласом «Святая святым» он возвращает Святой Хлеб архиерею.

Рукоположенный во священника приступает к приобщению первым из священников (по обычной практике - после первого протоиерея), получая предпочтение ради благодати обновления от Божественного Духа.

Перед отпустом он же читает заамвонную молитву, этим являя народу свое вступление на степень священства. Новопосвященный после рукоположения семь дней подряд совершает литургии, в соответствие семи дарам Святого Духа, от Которого он принял благодать священства.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ (ХИРОТОНИЯ) ВО ЕПИСКОПА

Церковь в самой глубокой древности поставляла во епископов только лиц пресвитерского достоинства. Для самого поставления во епископа требовалось правильное избрание и законное рукоположение. В древности избрание считалось правильным, когда в нем участвовали, по возможности, все епископы области, а также и народ, который, со своей стороны, свидетельствовал о достоинстве избранного. За избранием следовало само посвящение, которое совершалось исключительно собором епископов чрез возложение рук и Евангелия на главу поставляемого, с произнесением молитв.

Поставление епископа в настоящее время. После избрания кандидата во епископа и утверждения его патриархом и Священным Синодом, происходит в здании патриархии (или экзархии) наречение его во епископа.

Наречение во епископа состоит в том, что за один или несколько дней до самого рукоположения, в присутствии патриарха и членов Синода (или в присутствии экзарха области и епископов), после обычного начала, пения тропаря и кондака в честь Святого Духа, краткой ектении и отпуста дня Пятидесятницы (обычное начало, ектению и отпуст произносит, возложив на себя епитрахиль, патриарх или первенствующий архиерей), Управляющий делами Московской Патриархии (или экзархии) читает нарекаемому во епископа указ о его избрании. Избираемый отвечает: «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».

И сказав затем речь, он берет от патриарха и от остальных епископов благословение. Обряд наречения заканчивается многолетствованием.

Рукоположение во епископа в настоящее время совершается обычно собором епископов во главе с патриархом, или, по крайней мере, собором трех, и не менее двух епископов (Апостольское правило 1-е).

Испытание новоизбранного епископа бывает в самый день посвящения пред литургией. Пред окончанием часов епископы, которые должны посвящать нареченного, в сопровождении духовенства, выходят из алтаря в полном облачении и садятся на седалищах на кафедре посреди храма.

Протопресвитер и протодиакон, взяв благословение у патриарха, идут в алтарь, берут поставляемого, одетого во все священнические одежды и, совершив (трижды) поклонение перед престолом (два поясных и одно до земли), приводят его пред кафедру на середину храма, поставляя на край большого орлеца. Протодиакон возглашает:

«Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемых градов (название)».

Патриарх после этого спрашивает:

«Чесо ради пришел еси, и от нашея мерности чесого просиши? И како веруеши?»

Посвящаемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати...», и потом исповедует Символ православной веры.

После второго и третьего вопроса: «како исповедуеши о свойствах трех ипостасей непостижимаго Божества» и «яже о вочеловечении ипостаснаго Сына и Слова Божия?» - посвящаемый подробно излагает исповедание веры о трех ипостасях Триединого Бога и особо излагает учение о воплощении Бога Слова. После каждого ответа посвящаемый получает благословение от патриарха. Затем дает обещание соблюдать законы святых апостолов, семи Вселенских Соборов и девяти поместных и прочие каноны, повиноваться патриарху и Синоду.

По принятии этого обещания, подписанного рукою самого новопосвященного архиерея, патриарх благословляет его, говоря:

«Благодать Святаго Духа, чрез мою мерность, производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита и иеромонаха (имя) избраннаго епископа богоспасаемых градов (название)».

После этого, получив благословение патриарха, рукополагаемый трижды поклоняется архиереям и целует у каждого руку.

Затем бывает многолетствование, которое рукополагаемый выслушивает лицом к востоку, стоя между протопресвитером и протодиаконом. После этого испытания он

отводится в алтарь, и начинается литургия обычным порядком.

Само рукоположение во епископа бывает после малого входа, пред чтением Апостола, т. к. епископ может не только учить людей и освящать Дары, но и рукополагать во священника и диакона.

После малого входа с Евангелием во время пения «Святый Боже», а именно пред пением заключительного «Святый Боже» и восхождением архиереев на горнее место, протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого пред царские врата, и отсюда он приемлется архиереем в алтарь пред престол. Здесь, сняв с себя митру и трижды поклонившись престолу и приложившись к нему, он встает пред престолом на оба колена, полагая руки крестообразно на престол и главу, этим свидетельствуя свою покорность воле Божией.

Тогда на его главу возлагается разогнутое Евангелие письменами вниз, поддерживаемое со всех сторон архиереями, - это как бы рука Самого Господа, возвышающая посвящаемого и вместе с тем подчиняющая его закону Евангелия.

Патриарх (или первенствующий архиерей) вслух всем возглашает совершительную молитву таинства:

«Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго собора Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имя), благоговейнейшаго архимандрита во епископа: помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».

В алтаре священнослужители поют «Господи, помилуй» (трижды), а хор поет «Кирие, элейсон».

После этого первенствующий архиерей трижды благословляет хиротонисуемого на главе, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Архиереи полагают правые руки на главу рукополагаемого. Тогда читаются первенствующим две тайные молитвы, а один из архиереев произносит тихо мирную ектению.

В читаемых тайных молитвах («Владыко Господи Боже наш» и «Господи Боже наш») содержится прошение ко Владыке Господу «укрепить рукоположеннаго силою Святаго Духа, показать архиерейство его непорочным и святым, сотворить его подражателем истиннаго Пастыря, душу Свою положившаго за овцы», «да совершив души, вверенные ему в настоящей жизни, предстанет Престолу Божию непостыдно».

После молитв, когда с главы хиротонисуемого снимут Евангелие, снимают с него крест и фелонь, и подносит иподиакон ему саккос, омофор, крест, панагию и митру. Приняв каждое из этих одеяний, он целует его, подносит к каждому архиерею, получает благословение, целует у каждого руку и облачается. При возложении омофора как отличительной одежды архиерея, возглашается: «аксиос», но в саккос, как заменяющий фелонь священника, он облачается без возглашения «аксиос». После облачения архиереи целуют рукоположенного, и он идет со всеми архиереями на горнее место (во время заключительного пения Трисвятого).

Во время чтения Апостола новорукоположенный архиерей «восседает на престоле» (на седалище на горнем месте) среди архиереев и «мирствует Апостолу» в начале и конце чтения.

На великом входе он принимает от протопресвитера потир, и во время приобщения преподает пресвитерам святую чашу.

После окончания литургии, когда все архиереи разоблачатся в алтаре, первенствующий архиерей возлагает на новопоставленного, с осенением руки, архиерейскую рясу, панагию, мантию (с источниками), клобук, и вручает ему четки («вервицу»). Наконец, все архиереи и новопосвященный выходят на середину храма и здесь, среди народа, новопосвященный вводится в служение архипастыря чрез вручение ему пастырского жезла как символа пастырской власти. При вручении жезла говорится новопоставленному архиерею приличное тому поучение.

После этого новопосвященный благословляет народ.

ВОЗВЕДЕНИЕ (ХИРОТЕСИЯ) В ЧИН ПРОТОДИАКОНА, ПРОТОИЕРЕЯ, ИГУМЕНА И АРХИМАНДРИТА

Возведение во все эти церковные чины бывает на литургии во время малого входа с Евангелием и совершается вне алтаря, чрез благословение и руковозложение, молитву, наречение в производимый чин и возглашение: «аксиос».

Производимый в один из указанных чинов приводится протодиаконом обыкновенно из середины храма к престолу, делает там три земных поклона и приводится к архиерею на середину храма, трижды кланяясь ему. Архиерей сидя трижды благословляет на главе его и, встав, полагает руку на главу его. Протодиакон возглашает: «Господу помолимся», и архиерей возносит молитву о посвящаемом, соответственную с чином, в который он посвящается.

При посвящении в архидиакона или протодиакона архиерей молится:

«Сам одей благодатию сего архидиаконства, присущаго раба Твоего (имя), и украси его честностию Твоею (достоинством) в начале (во главе) стояти диаконов люда Твоего и образ (пример) добр его быти сущим по нем. Сотвори и во старости маститей достигнути, славити Твое великолепое имя...»

При посвящении в протоиерея (протопресвитера) архиерей молится:

«Сам одей Твоею благодатию и брата нашего (имя) и честностию украси его в начале стояти пресвитеров, и образ добр его быти сущим с ним благоволи. И со благоговением и честностию во старости добрей совершити житие благоволи, и вся ны яко Благ Бог помилуй, яко Ты еси Датель мудрости и Тя поет все (со)здание...»

Потом знаменует архиерей посвящаемого крестовидно и полагает руку на главу его, возглашая: «аксиос».

Если производимый в протоиереи не имел набедренника, то он надевает ему, а на посвящаемого в архимандриты возлагается митра, крест и мантия со скрижалями (без повторного пения «аксиос»). После этого новопосвященный архимандрит целует омофор архиерея в правое и левое рамо.

После этого продолжается литургия: все священнослужители при пении «Приидите поклонимся» идут в алтарь через царские врата по чину.

Благословение

  • Возложение руки на главу посвящаемого
  • Чтение молитвы
  • Первое омовение рук архиерея
  • Второе омовение рук архиерея
  • Архиерейское благословение
  • Схема чинопоследования хиротонии во диакона

    1. Архиерейское благословение
    2. Троекратное шествие вокруг престола
    3. Пение тропарей
    4. Преклонение правого колена пред святым престолом
    5. Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
    6. Архиерейское благословение
    7. «Кирие элеисон»
    8. Две молитвы
    9. Мирная ектения
    10. Разрешение препоясания
    11. Возгласы: «Аксиос»
    12. Возложение ораря и надевание поручей
    13. Вручение рипиды
    14. Целование с диаконами
    15. Причащение Святых Таин
    16. Ектения: «Прости, приимше...»
    17. Потребление Святых Даров

    Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера

    1. Полагание воздуха на главу посвящаемого на Херувимской песни
    2. Передача воздуха диакону
    3. Возглашение: «Повели..., повелите..., повели, преосвященнейший Владыко»
    4. Троекратное хождение ставленника вокруг престола при пении тропарей
    5. Преклонение колен пред святым престолом
    6. Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
    7. Архиерейское благословение
    8. Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
    9. Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать...»
    10. «Кирие, элеисон» («Господи, помилуй», греч )
    11. Две молитвы
    12. Мирная ектения
    13. Облачение в епитрахиль , пояс, фелонь , вручение креста и служебника с возгласом: «Аксиос»
    14. Приветствие сослужителей целованием
    15. Преподание новопоставленному иерею части Святого Агнца после преложения Святых Даров
    16. Чтение 50-го псалма
    17. Возвращение части святого Агнца архиерею
    18. Причащение Святых Таин
    19. Чтение заамвонной молитвы

    Схема чина хиротонии во епископа

    1. Наречение кандидата во епископа «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст
    2. Указ об избрании. Речь избранного. Многолетие
    3. Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Символа веры .
    4. Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых Апостолов, семи Вселенских соборов, девяти поместных и правил святых отец
    5. Передача текста обещания Святейшему Патриарху
    6. Благословение ставленника
    7. Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому
    8. Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого»
    9. Преклонение ставленником колен пред святым престолом. Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев. Тайносовершительная молитва. «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй). Чтение Патриархом двух молитв. Чтение первым и вторым митрополитами ектении. Облачение в архиерейские одежды. Приветствие и целование архипастырей
    10. Участие в Божественной литургии. «Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия. Осенение народа свечами
    11. Принятие святой Чаши от протопресвитера на Великом входе. Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии. Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов
    12. Вручение архипастырского жезла. Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею. Вручение жезла. Архипастырское благословение народа

    Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АлексияII от 7 мая 2003 года № 2184 Настоятель Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Лонгин назначен епископом Саратовским и Вольским.
    Епископ Лонгин (в миру - Корчагин Владимир Сергеевич) родился 31 июля 1961 г. в г. Сухуми Абхазской АССР в семье служащих. В 1977 г. окончил среднюю школу и поступил на вечернее отделение филологического факультета Абхазского Государственного университета. Во время обучения работал экскурсоводом и преподавателем русского языка и литературы в средней школе. Окончил университет в 1982 г., с октября 1983 по май 1985 г. служил в рядах Вооруженных сил.

    После демобилизации из армии поступил в Московскую Духовную семинарию. В мае 1986 г. был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры. 21 июля 1986 г. пострижен в монашество с именем Лонгин, в честь мученика Лонгина Сотника. 29 августа 1986 г. рукоположен во иеродиакона, 7 июня 1988 г. - во иеромонаха.

    В 1988 году окончил Московскую Духовную семинарию и был принят в Московскую Духовную академию. В октябре того же года направлен на учебу в Болгарию, в Софийскую Духовную академию святителя Климента Охридского. В период обучения в Болгарии служил внештатным священником в русском храме святителя Николая в Софии. В 1992 г. окончил богословский факультет Софийского Государственного университета.

    В июле 1992 г. вернулся в братию Троице-Сергиевой Лавры и нес послушание помощника эконома. 15 декабря 1992 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен настоятелем Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В мае 1994 г. возведен в сан игумена. В 1996 г. удостоен права ношения палицы. В 1998 г. удостоен права ношения Креста с украшениями. 15 апреля 2000 г. возведен в сан архимандрита.

    В соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви 13 августа в домовом храме Всех Святых, в Земле Российской просиявших Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря, было совершено наречение архимандрита Лонгина (Корчагина) во епископа Саратовского и Вольского. Чин наречения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Воронежский и Борисоглебский Сергий, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Тверской и Кашинский Виктор, Истринский Арсений, Рязанский и Касимовский Павел, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Бакинский и Прикаспийский Александр, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх.

    По совершении богослужения новонареченный епископ обратился к Предстоятелю Церкви и его Высокопреосвященным сослужителям со ставленническим словом.

    Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, благословите!

    Ваше Святейшество! Божиим изволением, по Вашему представлению Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Саратовским и Вольским.

    Я искренне исповедую сейчас перед Вами свою человеческую немощь и свое недостоинство. И сознание этой немощи и недостоинства вместе с пониманием высоты и ответственности архипастырского служения не могут меня не страшить. Но вместе с тем я безусловно верю, что решение Священноначалия в отношении меня служит выражением воли Божией. И поэтому с полной покорностью предаюсь Промыслу Всемогущего и Многомилостивого Господа, Единого Сердцеведца, от Которого не может укрыться ничто, все проницающего и все испытующего.

    Благодарю Господа за Его милость ко мне, за Его попечение и водительство, которого, оглядывая прожитую мною жизнь, не могу в ней не усматривать. Принятие в сердце благодатного дара веры в Живого Бога, силы, необходимые, чтобы сохранить и возрастить этот дар в том безбожном обществе, которое нас окружало, учеба в Московских Духовных школах и сама жизнь в стенах столь любимой мною обители преподобного Сергия, - все это в отношении меня есть дело неизреченного Божественного милосердия.

    Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, благодарю и за то доверие, которым почтен от Вас сейчас, благодарю и за тот высокий пример Вашего служения, который имел перед собою на протяжении всех этих лет, находясь под Вашим Первосвятительским омофором. Видя Ваши труды на благо Церкви Христовой, я мог понять, что епископ - это действительно отец для своей паствы, для тех чад Божиих, которых вверил его попечению Сам Господь. И в Вашем лице мы все имеем такого отца - радующегося радостями своих детей, скорбящего их скорбями, отца любящего, терпеливого и милостивого к нашим немощам, непрестанно возносящего перед Престолом Божиим молитву о нашем спасении.

    Я благодарен всем тем людям, которые помогали мне на пути моего христианского, монашеского и пастырского становления, тех, через кого действовал в моей жизни Господь. Их было, к счастью, немало. Я благодарю владыку Феогноста, наместника Троице-Сергиевой Лавры, за его помощь и заботу обо мне. Благодарю нашего дорогого батюшку, духовника лаврской братии отца архимандрита Кирилла. Благодарю и близких, любимых мною людей - маму и бабушку, вырастивших меня человеком, способным увидеть и воспринять Божественный свет истины Христовой.

    Вы не свои , - говорит святой апостол Павел, обращаясь вообще ко всем христианам, - ибо куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших,и в душах ваших, которые суть Божии (ср. 1 Кор 6:19–20). Более чем когда-либо именно теперь я сознаю, что вся моя и нынешняя, и дальнейшая жизнь принадлежит собственно не мне, но даровавшему мне ее Богу. Как я понимаю то служение, к которому призывает меня сейчас Господь? Прежде всего, оно, по слову того же Апостола, есть воистину доброе дело (1 Тим 3:1). Доброе, ибо что может быть добрее, чем служить главной цели Божественного Домостроительства - спасению людей и возведению их к познанию Бога, к нерасторжимому единению с Ним?

    Господь, желая спасти человеческий род, сошел с небес не для того, чтобытворить волю Свою, но волю пославшего Его Отца (ср. Ин 6:38). И конечным исполнением этой воли стало распятие Спасителя, принесение Им Самого Себя в жертву за страждущий человеческий род. А значит, и жизнь епископа, призванного быть, подобно Апостолам, подражателем Христу (см. 1 Кор 4:16), - это постоянное отречение от себя и своей человеческой воли ради исполнения воли Божественной, постоянное самораспятие на кресте самоотверженной любви к Богу и к людям.

    Мы живем в очень трудное время: жатвы , к участию в которой мы призваны, много (см. Мф 9:37). И много людей, удалившихся от Церкви, от Христа, забывших о Боге или даже вовсе не ведавших Его. Много людей верующих, но в вере по-настоящему не утвержденных, прельщающихся соблазнами мира и погибающих среди них. Дать этим людям возможность познать Единого истинного Бога, открыть для них Его великую сокровищницу благодати, Православную Церковь, научить их искать в своей жизни единого на потребу (ср. Лк 10:42) - вот та цель, посвятить которой всю свою жизнь есть истинное счастье для человека.

    Я глубоко убежден, что невозможно воздать должным образом Господу за то, что Он дарует нам. Но в то же время каждому человеку Господь Сам указывает наиболее благоугодный Ему образ такого воздаяния. Мне же Господь судил ныне послужить Ему и Его Церкви в епископском сане. Это служение таково, что в нем соединяются и величайшая честь, и тягчайшее бремя. Чести этой я отнюдь не достоин. Бремя это для меня самого, немощного человека, поистине непосильно. Но я возлагаю все мое упование на Всемогущего Бога, Который Один действующею внас силою Его может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или очемпомышляем (ср. Еф 3:20). И именно о том я молю Господа, чтобы благодать Его, которую Он ниспосылает в Таинстве хиротонии, сама действовала во мне, врачуя мои немощи, восполняя мои недостатки, а более всего совершая через меня спасение людей, которых Божественный Промысл вверяет моим заботам и попечению.

    Прошу у Вас, Ваше Святейшество, и у Вас, богомудрые архипастыри, Вашего отеческого благословения и молитв, дабы через сей дар благодати удостоился я неосужденно и непреткновенно проходить открывающееся передо мной поприще епископского служения во славу Христовой Церкви и во спасение своей собственной души.

    Преосвященный Лонгин,
    епископ Саратовский и Вольский

    19 августа 2003 года, в день праздника Преображения Господня, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в городе Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и хиротонию архимандрита Лонгина во епископа Саратовского и Вольского в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия; митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, Управляющего делами Московской Патриархии; митрополита Элассонского Василия (Элладская Православная Церковь); митрополита Неврокопского Нафанаила (БолгарскаяПравославная Церковь); митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия; архиепископа Тульского и Белевского Алексия; архиепископа Тверского и Кашинского Виктора; архиепископа Костромского и Галичского Александра, Председателя Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви; архиепископа Истринского Арсения; архиепископа Тихвинского Константина; архиепископа Верейского Евгения, Председателя Учебного комитета при Священном Синоде Рус-

    ской Православной Церкви; архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла; епископа Пензенского и Кузнецкого Филарета; епископа Томского и Асиновского Ростислава; епископа Орехово-Зуевского Алексия; епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана; епископа Красногорского Саввы; епископа Бакинского и Прикаспийского Александра; епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана; епископа Дмитровского Александра; епископа Сергиево-Посадского Феогноста; епископа Брянского и Севского Феофилакта; епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия; епископа Люберецкого Вениамина.

    На торжественном богослужении присутствовали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л. К. Слиска, делегация Саратовской области, возглавляемая губернатором Д. Ф. Аяцковым, а также другие видные российские политики и общественные деятели.

    Хиротония владыки Лонгина стала семидесятой архиерейской хиротонией, совершенной Святейшим Патриархом Алексием за время Первосвятительского служения на Московской кафедре, и 83-й хиротонией, возглавляемой им как архиереем.

    По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий напутствовал новохиротонисанного епископа Лонгина Первосвятительским словом и вручил ему архиерейский жезл, которым владыка Лонгин преподал свое первое архипастырское благословение верующим, во множестве собравшимся, дабы вознести молитвы о новом епископе Русской Православной Церкви.

    * * *

    Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину

    Преосвященный епископ Лонгин, возлюбленный во Христе собрат наш!

    Достоинство епископского служения в Церкви Христовой - это служение апостольского преемства в учении, освящении и приведении словесного стада Христова к Небесному Царству.

    Через возложение рук архиереев Господь призвал тебя ныне принять жребийсего служения и Апостольства (Деян 1:25).

    Ты стоишь перед нами, облеченный в знаки архиерейского достоинства. Одного тебе не достает - архипастырского жезла. Но прежде чем Мы вручим его тебе, Нам надлежит сказать слово назидания перед твоим вступлением на нелегкий путь крестного подвига епископского служения.

    Твоя архиерейская хиротония совершилась в день праздника Преображения Господня. Сегодня ты взошел на мысленный Фавор для духовного преображения, чтобы через благодать Святого Духа стать причастником Божественной Славы и Присносущного Света. Ты достиг высоты иерархического служения, приближающей тебя к Богу, к Небу. Но в радости духовного торжества не забывай и о том, что на Фаворе Господь беседовал о Кресте. Пусть это всегда напоминает тебе о трудном крестном пути архиерейского служения, о тех обетах, которые ты давал при пострижении в монашество и при архиерейском исповедании.

    Через епископа подается в Церкви неоскудевающая благодать Божия, но этот дар Божий , отныне живущий в тебе , необходимо постоянно возгревать (2 Тим 1:6).

    Ты должен непрестанно стремиться к духовному совершенству, являя собой пример пасомым; быть мудрым кормчим в бурном житейском море, совершатьмолитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим 2:1), искупленных драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Пет 1:19).

    К благим подвигам пусть побуждает тебя частое напоминание себе апостольского увещевания: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, ввере, в чистоте (1 Тим 4:12).

    Будь верен учению Божию до последней йоты и черты закона (Мф 5:18), сохраняй в чистоте апостольское учение, священные каноны Святых Соборов и тысячелетние традиции нашей Церкви.

    Не надейся на свои немощные силы, но все упование возлагай на силу Божию, совершающуюся в немощи (2 Кор 12:9) и оскудевающее восполняющую.

    На всех нас, чадах Русской Православной Церкви, лежит ответственность за будущее нашей Церкви. Время, в которое мы живем, исполнено надежд, но это непростое время, время лукавое, и силы тьмы продолжают скрытое и открытое противодействие нашей Церкви Христовой, пытаясь разделить и ослабить ее. Основа любого разделения - отсутствие любви. “Стяжи в себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя”, - учил преподобный Серафим Саровский.

    В год столетия прославления в лике святых этого всероссийского угодника Божия ты призываешься к подвигу архиерейского служения. Да будет тебе благим напутствием благословение преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, святым мощам которого ты удостоился поклониться, принимая участие в юбилейных торжествах в Сарове и Дивееве. Сугубые молитвенные обращения к преподобному Серафиму укрепят и поддержат тебя.

    На путь епископского служения Господь призвал тебя от обители преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Пребывавшим в Лавре Живоначальной Троицы особенно близко и свойственно уповать на молитвы преподобного Сергия и всего сонма Радонежских святых.

    Прибегай и к близкому ныне для тебя покровительству святителей Московских. Будем надеяться, что их молитвы и невидимое благодатное вразумление и содействие будут споспешествовать, чтобы начатки твоего нового служения были благонадежны для Церкви.

    Прими сей жезл. Как говорил святитель Филарет Московский, - “святые предшественники наши употребляли его, как необходимую подпору для изнуренного подвигами внешнего их человека, когда в них обновлялся внутренний, поскольку внешний тлел”.

    А теперь взыди на кафедру и от новой данной тебе благодати преподай благословение православным людям, молившимся о тебе во время твоей хиротонии .

    При подготовке данной публикации использовались материалы интернета, в первую очередь - Отдела коммуникации ОВЦС Московского Патриархата.

    Смысл таинства

    Таинство священства - это таинство посвящения (рукоположения, по-гречески хиротонии) в священнослужителя: диакона, священника или епископа.

    Во время этого таинства на избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и «пасти стадо Христово», то есть наставлять людей в вере, церковной жизни и добрых делах. Диакон участвует в богослужении, священник может самостоятельно совершать таинства, епископ совершает таинства, управляет Церковью и может поставлять новых диаконов, священников и епископов.

    История таинства

    По своем Воскресении Христос явился ученикам и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 22-23). Таким образом Господь Своей благодатью дал апостолам особую власть.

    В свою очередь, апостолы поставили священников, епископов и диаконов.

    В переводе на русский язык «диакон» означает «служитель». Диакон - низшая степень священнослужителя. Диаконы занимались делами милосердия, благотворительностью, их функция была чисто служебной. В настоящее время диаконы помогают священникам во время службы.

    Вторая степень священства - пресвитер, или священник. Это тоже греческое слово, которое переводится на русский язык как старец, человек, умудренный опытом. Помимо священников в общинах существовали епископы, что по-русски означает «блюстители». В те времена пресвитеры и епископы не различались между собой, как теперь: те и другие совершали литургию, а власть над церковной жизнью принадлежала самим апостолам.

    После того как апостолы отошли ко Господу, их власть была передана епископам. С тех пор епископы возглавляют Церковь, рукополагают священников и диаконов.

    Что нужно для совершения таинства священства

    Священнослужителем может стать совершеннолетний мужчина, не имеющий так называемых канонических препятствий для рукоположения.

    Канонические препятствия - это тяжкие грехи, совершенные в прошлом: убийство, воровство и другие уголовные преступления, пьянство, блуд (внебрачная связь), прелюбодеяние (измена жене или связь с замужней женщиной). Будущий священник может быть женат только один раз, причем его жена также не должна быть вдовой или разведенной и не должна иметь в прошлом блудных грехов. Исключение составляет случай, когда человек совершал тяжкие грехи, был разведен или вступил во второй брак до крещения - потому что в крещении происходит рождение человека заново.

    Епископом может стать только монах.

    Как проходит рукоположение

    Таинство священства может совершать только епископ.

    Рукоположение диакона совершается в конце литургии, после освящения Святых Даров и пения «Достойно и праведно есть»; рукоположение священника - после пения «Херувимской песни», то есть до освящения Святых Даров, и потом новопоставленный священник служит вместе с другими священниками литургию; рукоположение епископа совершается после пения «Святый Боже». Иными словами, чем выше степень священства, тем раньше на литургии совершается рукоположение.

    Епископ возлагает руку на избранного и произносит особую молитву (она называется тайносовершительной), призывающую на него благодать Святого Духа. Когда рукополагаемого облачают в священные одежды, соответствующие его сану, епископ возглашает «Аксиос», что значит «Достоин», а хор повторяет этот возглас. По уставу это совершается трижды.