Задание 1 русский язык егэ. ЕГЭ по русскому языку: подробный разбор заданий со специалистами

Задания 1-3.
1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
2. Средства связи предложений в тексте
3. Лексическое значение слова

1 вариант

1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определённой точке пространства, а следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3) такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

1) Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомо ложным выводам и легко опровергаются простым указанием на факт существования движения.

2) Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждый

определённый момент времени древнегреческий философ Зенон сделал

вывод об отсутствии движения как такового.

3) В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу,

руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, что

свидетельствует о принципиальной невозможности познания мира

посредством логики.

4) Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицании существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.

5) Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

3) Однако 4) Именно 5)Вероятно

ВРЕМЯ . Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕ́МЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.

1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).

3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.

4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).

6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но

основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось

земледелие.

2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.

3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров,

превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих,

иконописцев, музыкантов.

4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца,

так как основным занятием восточных славян на протяжении многих

веков было земледелие.

5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых

людей – земледельцев и ремесленников.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

3) Однако 4) Именно 5)Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА . Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУ́РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).

1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.

2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура .

3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.

4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.

5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).

6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.

7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

3 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона исполь­зования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, вклю­чив в неё всё лексическое богатство русского языка.

3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным сти­листическим приемом и использовалась при описании «высо­ких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

3) Однако 4) Именно 5)Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК .

ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4 знач.), м.

1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н . «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка . «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин . «Языком играл сигналики, песни пел - такие хватские. «Некрасов .

|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык .

2. только ед . Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин . «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев . Лишиться языка. Владеть языком. Язык - один из признаков, отличающих человека от животных . «Язык до Киева доведет.» Пословица .

3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин . «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин . «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев . «На всех языках говорит.» Лермонтов . Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки (преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка .

4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык .

5. только ед . Способ выражения, стиль, свойственный кому-чему-н. Язык Пушкина. Язык художественных произведений .

6. только ед . Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин . У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык .

4 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обо¬значение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, ины¬ми словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.

2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторско­го искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.

3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение со­беседника во время публичного выступления.

4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выра­жают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.

5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических вы­ражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Наоборот, 2) Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЧЬ Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕЧЬ , речи, мн. речи, речей, жен.

1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).

2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).

3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький . Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.

4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.

5. мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин . «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов . «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов . «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин . «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин . «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов . «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький . Дружеские речи.

6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А. Тургенев . О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет идти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.

7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.

8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов.» Салтыков-Щедрин . Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.

9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.

5 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, - чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

2) Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

3) Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

4) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

5) Бриллианты и режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Во-первых, 2)Потому что 3)Наверное,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИСК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДИСК -а; м. [от греч. diskos - круглая пластинка].

1. Видимая форма Солнца, Луны, планет. Д. Солнца. Лунный д. Тень Земли при затмении Солнца покроет четверть его диска.

2. Предмет, имеющий вид плоского круга. Д. маятника часов. Камень в виде диска. Металлический д. // Деталь машины, какого-л. устройства в виде плоского круга. Д. пилы. Тормозные диски автомобиля. Крутить д. телефона. Д. автомата, пулемёта (магазинная коробка автомата, пулемёта).

3. Легкоатлетический снаряд для метания. Метать д.

4. Грампластинка. Купить новый д. Д. с записью инструментального ансамбля. Обменять диски.

5. Информ. Устройство, позволяющее записывать и хранить информацию в компьютере. Жёсткий д. Гибкий д.

6. Информ. Носитель данных, предназначенный для записи и воспроизведения звука и изображения; компакт-диск. Магнитный д.

7. Мед. Хрящевая прослойка, находящаяся между суставов. Повредить д. Диски стёрлись.

6 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.

2) Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

3) При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.

4) В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвуют в водном метаболизме.

5) Жиры – один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Вопреки этому

2) В частности,

3) Следовательно,

4) Несмотря на это,

5) Возможно,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛО́ВИЕ , условия, ср.

1. Уговор, соглашение (на словах или письменное) о чем-нибудь между двумя или несколькими лицами. По условию, они должны были съехаться в Москве. Выполнить условие. Нарушить условие. Все наши условия остаются в силе.

2. Официальный договор. Заключить условие. Подписать условие.

3. Статья договора, предусматривающая действия его участников в определенных обстоятельствах, в той или иной области (офиц.). В договор включено условие о сроках платежа.

4. Требование, предложение одной договаривающейся стороны, принимаемое или отвергаемое другой стороной. Победители навязали тяжелые условия побежденным. Выставить определенные условия. Какое ваше условие? Он принял все наши условия. Отклонить чьи-нибудь условия.

5. преим. мн., какие или чего . Правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности. Условия пользования электрическим освещением. На льготных условиях. На тяжелых условиях.

6. только мн., какие или чего . Обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь. «- Необычайно тяжелы были жилищные условия. В маленьких "каморках", в рабочих казармах жили по 10 - 12 человек рабочих.» История ВКП(б) . Работать в хороших условиях. В лучших условиях. Нормальные условия для труда. Условия жизни.

7. какое или чего . То, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое. Это возможно только при одном условии, а именно… При том условии, чтоб… При условии, если… При условии не опаздывать. Дать деньги при условии или под условием возвращения в срок. При условии хорошей погоды. При прочих равных условиях. Важным условием успешности учащихся является применение правильных педагогических методов.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

6 вариант

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку 2019.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Формулировка задания:

Задание оценивается 1 баллом.

ТЕОРИЯ . Определение главной информации текста

Текст - речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.

Тема текста - то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль (идея) текста - то, что хотел сказать автор читателю.

Смысловые конструкции текста - слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста.

Ключевые слова - слова, несущие основную информацию в тексте.

Любой текст построен по следующим логическим схемам:

Причина - Следствие. Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот)

Часть - Целое . Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление.

Факт - Вывод . Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце.

Как решить первое задание правильно:

Алгоритм:

1. Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова.

2. Обратите внимание на 2-3 предложение - это смысловой центр текста.

3. Произведите сжатие текста путем компрессии: объедините информацию 2 и 3 предложения.

4. Соотнесите свой вариант с ответами.

5. Исключите из ответов предложения:

а) С информацией, которой нет в тексте - это искажение текста;

б) Цитату из теста с мелкими деталями ненужными подробностями;

в) Предложение с половиной главной информации.

6. Выберите те 2 варианта ответа, которые передают одно и то же содержание, но разным речевым оформлением. Оба эти варианта ответа очень похожи, т.е. в них используются практически одинаковые или синонимичные фрагменты предложения. Разница лишь в их расположении.

Например: Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Интересной страницей нашей отечественной культуры является фольклорный театр - народное театрально-драматическое искусство.
2) Фольклорный театр - это отдельные театральные явления в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игра на музыкальных инструментах и пляски.
3) Фольклорный театр, корнями уходящий в глубокую древность, является увлекательной страницей нашей культуры и до сих пор не перестаёт привлекать внимание всех, кто интересуется народным искусством.
4) Интересная страница нашей культуры, фольклорный театр, представляющий собой совокупность театральных явлений в народном искусстве, уходит корнями в глубокую древность, но продолжает привлекать внимание всех, кому дорога отечественная культура.
5) Истоки фольклорного театра уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды, этим он и привлекает современников.

Выбираем правильные ответы. Ответ: 3,4

Ещё одно наблюдение: как правило, очень короткие варианты ответа не содержат основную мысль текста, поэтому их можно исключить сразу (обычно их 1 - 2).
Типичные ошибки :
В качестве ответа указывают:

Информацию, которой нет в тексте;
- недостоверную информацию;
- неполную информацию;
- два разных по содержанию ответа.

Таким образом, если вы внимательно прочитаете текст, поймете его логику, запомните хитрости этого задания, то оно не будет представлять для вас сложности.

Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку тесно взаимосвязаны и представляют информационную обработку текста. Здесь проверяется ваше умение определять главную информацию, содержащуюся в тексте научного стиля, устанавливать логическую связь между частями высказывания, выбирать слово с нужным лексическим значением.

Задание 1 - 3 на ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания: Прочитайте текст и выполните задание 1 - 3

(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3) этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.

2) Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка и этнография, ведь современные границы диалектов позволяют с большей или меньшей степенью вероятности восстановить границы, разделявшие древние племена, а затем различные феодальные области.

3) Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.

4) Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.

5) В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.

Это задание проверяет ваше умение понимать информацию (главную и второстепенную), применять основные приемы сжатия текста.

Как работать с текстом? Прочитайте только исходный текст и проанализируйте его. Не читайте сразу же предложения, помещенные после текста. Это запутает вас. Начните работу в таком порядке:

1. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, словосочетания.

2. Определите логические и смысловые отношения между предложениями. Например, в данном тексте в предложении 1 содержится тезис: диалектология связана с историей языка и этнографией. Предложения 2 и 3 поясняют мысль, выраженную в предложении 1. Это аргументы, доказательства тезиса: что связывает историю языка с диалектологией (2), а что интересует этнографов (3).

3. Перескажите сжато главную информацию, соблюдая логику развития мысли.

В процессе выполнения этой работы вы сделаете задание 2 , так как слово, которое надо выбрать из списка и вставить на место пропуска, как раз и помогает установить эти смысловые связи. Например, уточняющая информация потребует слов так, то есть, именно, например ; вывод из сказанного – поэтому, так что, итак, таким образом ; противопоставление – наоборот, но, зато, однако ; порядок изложения фактов – во-первых, с одной стороны ; причина описываемых явлений – потому что, так как, поскольку и т. д. Вставьте выбранное слово и прочитайте текст. Оно должно прояснить смысловые отношения между предложениями.

Формулировка задания: Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Тем самым

Несмотря на это,

(В данном тексте это противительный союз а: историков интересует одно, а этнографов другое .)

4. Сравните свой сжатый текст с предложенными вариантами ответов. Выберите 2 ответа, в которых содержится ВСЯ главная информация.

Что могут содержать отвергнутые варианты?

  1. Вся информация правильная, но неполная, только частичная.
  2. Наряду с правильной использована неверная информация.
  3. Иногда может быть допущена незаметная фактическая ошибка. (Например, на территории России вместо на территории Европейской части России. )
  4. Приведены детали, подробности, примеры, которые мешают увидеть, что главная информация представлены не целиком.

(В данном задании предложение 2 содержит неверную информацию, предложения 3, 4 только частично передают главную информацию, в них допущено искажение фактов.)

Что нужно помнить?

В правильном варианте информация может быть изложена не в том порядке, в каком она расположена в исходном тексте (см. предложение 5).

Задание 3. Формулировка задания: Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАТИТЬСЯ , -ащусь, -атишься; сов .

1) вокруг чего . Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси .

2) к кому-чему . Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну .

3) к чему . Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам . О. к занятиям.

4) к кому . Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н .

5) в кого-что . То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).

Подставляйте каждое лексическое толкование слова взамен слова, указанного в исходном тексте, а также сравнивайте примеры использования данного значения слова. Подставленное лексическое толкование не должно исказить смысла предложения и его грамматический строй. Перечитывайте то, что каждый раз получается, слушайте себя, делайте вывод:

Историки языка всегда обращались «поворачивались в направлении» к данным современных диалектов…

Обращаться к данным современных диалектов = обращаться к первоисточникам.

Сейчас я хочу предложить своеобразную «шпаргалку». Объясню, как просто выполнить задание № 7.

Как легко выполнить задание №7

В качестве примера для комментария я возьму задание, предложенное в демоверсии за 2016 год.

Русский язык ЕГЭ

Задание №3. Работа со словарной статьей

Обогащаем свой словарный запас!


Слова, слова… Как много их появилось в русском языке буквально за несколько последних десятилетий. Тысячи новых слов, часто многозначных. Как понять их смысл? Возможно ли вообще успевать за так быстро мчащимся временем, дарящим человеку всё новые и новые слова?

Конечно, возможно. Нужно огромное желание быть в курсе всего нового, современного, идти в ногу со временем, постоянно пополнять свой словарный запас, особенно в той области, с которой связана деятельность.

Не случайно на ЕГЭ по русскому языку в 2015 году включили новый тип задания - работу со словарной статьей.

Форма слова – это морфологическая разновидность слова, в которой заключён ряд грамматических значений, свойственных именно данной части речи.

На ЕГЭ по русскому языку задание № 6 будет связано со словоформами, в которых заключены грамматические непостоянные признаки частей речи, ведь именно в их употреблении и допускаются ошибки. По форме слова мы можем определить:

    у существительных – число, падеж

    у прилагательных - род, число, падеж

    У глаголов - время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в единственном числе прошедшего времени)

    У местоимений - род, число, падеж (данные признаки есть не у всех разрядов местоимений)

    У числительных - род (у порядковых числительных), число, падеж.

Задние №7. Ошибки в построении предложений

Грамотная речь всегда привлекает окружающих людей. Приятно слышать ясную, чёткую, аргументированную речь собеседника.

К сожалению, часто допускаются ошибки в построении предложений и словосочетаний. Конечно, нужно учиться избегать их, говорить правильно, грамотно.

На ЕГЭ по русскому языку в задании № 7 2015 года нужно установить соответствие между предложениями, данными в первом столбике, и допущенными в них ошибками, данными во втором.

Давайте сначала разберём некоторые типы ошибок, которые могут быть в этом задании.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Информационная обработка текста Задание 1

Прочитать внимательно текст Выделить в каждом предложении ключевые слова Обратите внимание на СПП Вычеркните второстепенную информацию (пояснения, комментарии, описания, повторы) Соотнесите полученное с вариантами ответов Выберите нужный ответ и запишите его Алгоритм работы над заданием

Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники. Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора. Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов. Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой. Алмазы, ценные, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, – чрезвычайно твёрдые камни. Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. Например, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий. Самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество. Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего тем, что они дают представление о жизни и быте древних славян. Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадаются настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению. Археологи находят в славянских землях много кладов. Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). Но самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.

Предварительный просмотр:

Задание 1

Город Владимир был основан как крепость киевским великим князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, избравшим для него место, напоминавшее Киев, на высоком берегу реки Клязьмы. Многое во Владимире напоминало «мать городов русских». Высокая гора с крепостью получила название Печернего города, притоки Клязьмы стали называться именами киевских рек – Почайная, Ирпень, Лыбедь.

  1. Город Владимир похож на Киев, так как место, на котором он был построен, напоминало Киев.
  2. Во Владимире текут реки с такими же названиями, что и в Киеве: Клязьма, Почайная, Ирпень и Лыбедь.
  3. «Мать городов русских» и Владимир имеют сходные архитектурные сооружения.
  4. Город Владимир был заложен как крепость Владимиром Мономахом, желавшим придать ему сходство с Киевом.

Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. В каждой резиденции у него имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место. Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть об одиночестве и житейских неприятностях.

  1. Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.
  2. В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.
  3. Наполеон с детства пристрастился к чтению, заменявшему ему общение со сверстниками, поэтому в каждой резиденции император имел одинаковую библиотеку.
  4. Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых были составлены все его библиотеки.

Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. Но главной составляющей магмы является окись кремния. От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения – спокойный или взрывной, форма вулкана.

  1. Магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы, а также окись кремния.
  2. От количества окиси кремния зависят свойства вулканической магмы, определяющие характер извержения и форму вулкана.
  3. Существует множество вулканов различных форм и состава магмы.
  4. От состава магмы зависят многие её свойства, влияющие на возникновение извержений вулканов.

Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

  1. Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
  2. Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
  3. Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон
  4. Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

Первые модели парашютов делали в виде огромных навесов, но, хотя эти парашюты и тормозили падение, они сильно раскачивали парашютиста в разные стороны. Воздух, который улавливался парашютом, надувал его то с одной, то с другой стороны. Отверстие в куполе устранило этот недостаток: часть воздуха вытекала вверх, и благодаря этому парашют не раскачивался.

  1. Отверстие в куполе парашюта препятствует тому, чтобы воздух улавливался парашютом.
  2. Первые модели парашютов делали в виде огромных навесов, сильно раскачивавших парашютистов в разные стороны.
  3. Хотя первые парашюты и тормозили падение, пользоваться ими было неудобно, потому что они сильно раскачивали парашютиста.
  4. Чтобы парашютист не раскачивался во время падения, как при использовании первых моделей парашюта, в куполе парашюта стали делать отверстие, через которое часть воздуха вытекает вверх.

Мы не чувствуем, что у воздуха есть вес, потому что он давит на нас с одинаковой силой. Кроме того, в нашем организме существует давление, равное давлению воздуха вокруг нас. И поэтому мы замечаем, что у воздуха есть вес, только тогда, когда сравниваем вес воздуха с весом других газов.

  1. Мы не замечаем, что у воздуха есть вес, только тогда, когда сравниваем вес воздуха с весом других газов
  2. Давление в организме человека равно давлению окружающего воздуха.
  3. Вес воздуха человек ощущает только при сравнении с весом других газов, потому что равномерное давление воздуха равно давлению в организме человека.
  4. Сравнивая вес воздуха с весом других газов, мы замечаем, что у воздуха есть давление.

Интуиция всегда считалась свойством замечательным, но «окутанным глубоким и густым мраком». И сегодня мрак, скрывающий от человека сущность интуиции, не вполне рассеялся, но это не мешает учёным ежедневно пользоваться ею в своих изысканиях. Догадки проверяются опытом и логикой, поэтому опыт и логика считаются главными в научном методе.

  1. В настоящее время мрак, скрывающий от человека сущность интуиции, не вполне рассеялся, но научный метод требует её использования.
  2. Хотя сущность интуиции не ясна, учёные пользуются ею, проверяя догадки главным в научном методе – опытом и логикой.
  3. Интуиция – свойство замечательное, и учёные всегда опираются на это свойство в научном поиске.
  4. Интуиция не может быть использована в научном методе, потому что сущность её не вполне ясна.

Профессионального подхода и профессионального обучения требует любая специальность. Неопытный человек никогда не сумеет так ловко и аккуратно подмести двор, как настоящий дворник, а чтобы стать певцом, нужно не только иметь голос, но и долго учиться. Не имея специального образования, пользуясь лишь одним здравым смыслом, нельзя анализировать произведения искусства, хотя, к сожалению, это часто делается.

  1. Не каждый сумеет так ловко и аккуратно подмести двор, как настоящий дворник.
  2. Чтобы стать профессиональным певцом, достаточно иметь красивый голос
  3. Любая специальность требует профессионального подхода и профессионального обучения.
  4. К сожалению, произведения искусства анализируют люди, не имеющие специального образования.

Предварительный просмотр:

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Уже в настоящее время человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту: ведь общее потребление воды в мире в тысячу раз превышает использование всех остальных ресурсов вместе взятых. Для утоления «водного голода» жителей нашей планеты существуют различные пути. Один из наиболее эффективных - опреснение солёных вод Мирового океана, тем более что большие площади засушливых и малообводнённых террторий примыкают к его берегам.

1) Опреснение морских вод - это один из самых эффективных путей решения проблемы острой нехватки пресной воды, поэтому в настоящее время человечеству известно не менее тридцати способов решения этой сложной задачи.
2) Уже сегодня человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту, так как общее потребление воды в мире всё время возрастает.
3) Для решения одной из острых проблем человечества - нехватки пресной воды - существуют различные пути, самым эффективным и целесообразным из которых является опреснение солёных вод Мирового океана.
4) Большие площади засушливых и малообводнённых территорий примыкают к берегам Мирового океана, поэтому жители, населяющие эти территории, ощущают острую нехватку пресной воды.

2. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и поэтому нарёк местных жителей «индейцами». Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент. Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

1) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.
2) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.
3) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».
4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

3.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль. Этот процесс называется опреснением и может осуществляться разными способами. Чаще всего применяется кипячение воды, при котором вода начинает подниматься вверх в виде пара, а соль остаётся внизу, после чего пар охлаждается и, конденсируясь, превращается в чистую воду.

1) В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль с помощью фильтрации и аэрации.
2) В местностях с особенно жёсткой водой для удаления некоторых растворённых в ней солей иногда используют химическую обработку, и только после этого вода поступает в трубы для бытовых нужд.
3) Там, где запасы пресной воды невелики, используют морскую воду, опресняя воду при кипячении, когда она в виде пара поднимается вверх, а соль остаётся внизу; пар, крнденсируясь, превращается в чистую воду.
4) Там, где запасы морской воды велики, для опреснения морской воды строят специальные опреснительные станции, которые позволяют получить из солёной воды пресную.

4. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Принцип конкурентного исключения гласит, что два вида не могут существовать в одной местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу. Любые два вида с одинаковыми экологическими потребностями бывают разобщены в пространстве или во времени (живут в разных ярусах леса; ведут разный - дневной или ночной - образ жизни). При невозможности пространственно-временного расхождения один из видов погибает или вырабатывает новую экологическую нишу.

1) Согласно принципу конкурентного исключения два вида не могут существовать в одной местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу: один из видов погибает или вырабатывает новую экологическую нишу.
2) Принцип конкурентного исключения гласит, что экологическая толерантность, или валентность вида, всегда шире экологической толерантности отдельной особи.
3) Принцип конкурентного исключения гласит, что экологические спектры разных видов, проживающих в одной местности, никогда не совпадают, если виды отличаются хотя бы по одной валентности.
4) Согласно принципу конкурентного исключения любые два вида с одинаковыми экологическими потребностями бывают разобщены во времени, если проживают не в одной местности.

5. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. Бесспорно, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

1) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.
2) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины - это представители второй земной цивилизации.
3) Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.
4) Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.

6. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Когда воздух влажный, мы лучше воспринимаем пахучие вещества, растворённые в воздухе, они сильнее возбуждают обонятельные рецепторы в носу. Поэтому, когда мы гуляем в дождливую погоду, нам кажется, что всё пахнет сильнее. За городом мы радуемся свежему воздуху, а в городе ощущаем неприятные запахи выхлопных и промышленных газов намного острее в дождливую погоду, чем в солнечную.

1) Растворённые во влажном воздухе пахучие вещества сильнее возбуждают обонятельные рецепторы, поэтому в дождливую погоду нам кажется, что всё пахнет сильнее.
2) В солнечную погоду мы почти не ощущаем неприятные запахи выхлопных и промышленных газов.
3) Когда воздух влажный, всё пахнет сильнее, поэтому за городом мы радуемся свежему воздуху.
4) За городом мы радуемся свежему воздуху, а в городе ощущаем неприятные запахи выхлопных и промышленных газов намного сильнее.

7. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф - возвышение в форме кольца. Он состоит из скелетов кораллов - микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. По мере того как вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

1) В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется возвышение в форме кольца.
2) Коралловый риф состоит из скелетов кораллов - микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине.
3) Состоящий из скелетов кораллов риф, имеющий форму кольца, образуется вокруг кратера подводного вулкана и поднимается по мере разрушения вулканического острова.
4) По мере того как вулканический остров разрушается, коралловый риф опускается.

8. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Человекообразные обезьяны, помогая своим сородичам, особенно детёнышам, в случае необходимости используют тот же метод искусственного дыхания, что и современные врачи. Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутан таким способом спас жизнь своему новорождённому детёнышу. В отличие от человека, обезьяны прибегают к искусственному дыханию безотчётно, инстинктивно, а не сознательно.

1) Человекообразные обезьяны не понимают, что дышат воздухом и что воздух насыщает кровь кислородом именно в лёгких, поэтому прибегают к искусственному дыханию инстинктивно.
2) Не все детёныши орангутана рождаются жизнеспособными, для их их спасения обезьяны прибегают к методу искусственного дыхания.
3) Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутан спас жизнь своему новорождённому детёнышу.
4) В отличие от человека, человекообразные обезьяны при необходимости делают искусственное дыхание своим сородичам инстинктивно.

9. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Теория Эйнштейна была поистине эпохальным открытием. Он утверждал, что единственная постоянная величина в природе - это скорость света в вакууме, а время и пространство относительны. Смелое заявление опровергало законы Ньютона, бывшие в то время общепризнанными.

1) Теория относительности Эйнштейна, опровергшая законы Ньютона, гласит, что скорость света в вакууме постоянна, а время и пространство относительны.
2) Теория относительности Эйнштейна со временем стала общепризнанной.
3) Законы Ньютона, утверждавшего, что единственная постоянная величина в природе - это скорость света в вакууме, во времена Эйнштейна были общепризнанными.
4) Эйнштейн утверждал, что время, пространство и скорость света относительны.

10. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Паскаль – один из самых знаменитых людей в истории человечества. Упомянем ещё об одной грани наследия Паскаля – его практических достижениях. Некоторые из них просто замечательны, но сегодня мало кто помнит имя их автора. Для И.С. Тургенева мерилом удобства и простоты было «яйцо Колумба» и «Паскалева тачка». Узнав, что великий учёный изобрел самую обыкновенную тачку, он писал Н.А. Некрасову: «Я говорю о Паскалевой тачке – ты знаешь, что Паскаль изобрел эту, по-видимому, столь простую машину». А ещё Паскалю принадлежит идея омнибусов – общедоступных карет с фиксированными маршрутами – первого вида общегородского транспорта. (С.Г. Гиндикин из книги «Рассказы о физиках и математиках»)

1) Паскалю посвящена необъятная литература, потому что он один из самых знаменитых людей в истории человечества.
2) Каких только сторон жизни и наследия Паскаля не касалось «паскалеведение»!
3) Паскаль известен не только своими научными, но и практическими достижениями: именно ему принадлежат идеи создания, например, тачки и омнибуса.
4) И.С. Тургенев в переписке с Н.А. Некрасовым упомянул об изобретениях Паскаля.