Невротические состояния – про симптомы, лечение. Неврозоподобные расстройства Неврозоподобное состояние лечение

Неврозоподобные состояния (неврозоподобные расстройства, псевдоневротические состояния) - группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных психогенными воздействиями. Они занимают промежуточное положение между органическими заболеваниями и неврозами, приближаясь к первым. В прошлом такие состояния обозначались как "органоиды".

В основе Н. с. лежит легкая резидуальная церебральная патология (преимущественно компенсированная, реже - субкомпенсированная) вследствие дородового дизонтогенеза или перенесенных после рождения (чаще в раннем возрасте) заболеваний нервной системы травматической, инфекционной и другой этиологии, а также соматическая патология - очаги хронической фокальной инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, аллергизация организма. При клинических исследованиях нередко обнаруживают у таких больных неврологические микроорганические нарушения и легкую дисфункцию глубинных структур мозга - гипоталамической области, ретикулярной формации, лимбической системы. Придается также значение врожденной, в том числе наследственной неполноценности определенных функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма.

Н. с. подразделяются на две группы: 1) процессуальные неврозоподобные расстройства при текущих нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, прогрессирующие органические заболевания головного мозга); 2) непроцессуальные Н. с. при резидуально-органической патологии головного мозга и при общесоматических заболеваниях. Детскому неврологу преимущественно приходится наблюдать вторую группу Н.с, которая может проявляться в виде следующих синдромов: астенического (псевдоневрастенического), истероформного, сенестопатически-ипохондрического, фобического, депрессивно-дистимического, моносимптоматического двигательного и сомато-вегетативного.

Клиническая картина. Астеническое (псевдоневрастеническое) состояние у детей нередко проявляется гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности). Истероформные и сенестопатически-ипохондрические состояния встречаются относительно редко. Фобические расстройства протекают в виде неврозоподобных страхов конкретного (например, страх смерти) или неопределенного содержания, ночных страхов и ночных кошмаров; депрессивно-дистимических состояний (плохое настроение, плаксивость, недовольство собой и окружающим при выраженных вегетативных расстройствах). Периодически на этом фоне могут возникать аффекты агрессивности. У детей особенно часто встречаются моносимптоматические двигательные и соматовегетативные расстройства в виде неврозоподобных тиков, заикания, энуреза, энкопреза. В отличие от соответствующих форм системных неврозов указанные моносимптомные Н. с. характеризуются стереотипностью клинических проявлений, монотонностью течения, индифферентным отношением ребенка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, к своему состоянию.

Н. с. необходимо дифференцировать от неврозов с аналогичными клиническими симптомами. При этом существенным и главным являются отсутствие связи Н. с. с психотравмирующими конфликтными ситуациями, длительность течения, меньшая эффективность психотерапевтических воздействий (хотя последние при любом заболевании благотворно влияют на больного). Моносимптомные Н. с, например тики, следует отличать от тиков органического происхождения. При последних отмечается четкая причинно-следственная временная связь между перенесенным органическим поражением мозга и возникновением данного гиперкинеза, что отсутствует при неврозоподобном тике. Однако во многих случаях для окончательного решения вопроса о природе заболевания (органическое, психогенное, неврозоподобное) требуются длительное наблюдение, подробное клиническое и параклиническое обследование.

Неврозы (невротические состояния) могут возникнуть из-за внезапного страха или нервного напряжения и т.д. Невротические и могут проявляться разными способами, например действиями навязчивого характера, такими как кусание ногтей, сосание пальцев и т.д. Неврозы могут выражаться в виде заикания, тиков, недержания мочи.

Почти все неврозы и невротические состояния сопровождаются основными симптомами:

  • потерей аппетита;
  • тревожными состояниями;
  • нарушением сна.

Степени нервных расстройств

  1. Кратковременная невротическая реакция, ее продолжительность составляет от нескольких часов до нескольких дней.
  2. Невротическое состояние может длиться месяцами.
  3. . Невроз, который появлялся периодически, перерастает в хроническое состояние. От этого личность меняется до неузнаваемости.

Невротическое состояние

Это психогенно обусловленное состояние, которое возникает из-за воздействия психотравмирующих факторов. Проявляется невроз общеневротическими клиническими феноменами, плохим ночным сном, головными болями и различными вегетативно-висцеральными симптомами функционального характера при отсутствии психотических явлений.

К характерным чертам невроза относятся:

  • обратимость патологических явлений;
  • он относится к психогенной природе заболевания;
  • при клинических проявлениях болезни доминируют эмоциональные расстройства психики.

В отличие от психических видов болезней при неврозе не наблюдаются такие явления как бред, галлюцинации, расстройство восприятия, нарушение сознания и др.

Вернуться к оглавлению

Как появляется невроз?

Формирует невроз два фактора — это страх и вегетативные нарушения, например бессонница, боль, расстройство пищеварения. Навязчивые состояния, страх вызывают панику, это, в свою очередь, приводит к вегетативным расстройствам, которые также порождают панику. И этот порочный круг порой трудно разорвать. Данные действия могут усиливаться в зависимости от тяжести болезни.

До сих пор ученые не могут с уверенностью назвать точную причину возникновения невротических состояний. Кто-то утверждает, что невроз — это внутренний конфликт, который сформировался на основе неправильного воспитания и множества запретов. Другие же придерживаются мнения, что заболевание это защитная реакция на враждебное или агрессивное воздействие окружающей среды.

К наиболее распространенным причинам возникновения неврозов можно отнести:

  • сильные душевные переживания, они могут быть связаны со многими событиями в жизни, например, смерть близкого человека, болезнь, развод, проблемы на работе, финансовые проблемы и т.п.;
  • умственное напряжение встречается у студентов, ответственных работников и т.д.;
  • возникшие проблемы, которые невозможно решить;
  • наследственный фактор;
  • наличие хронических болезней, которые вызывают общую интоксикацию и истощение нервной системы;
  • никотин и алкоголь.

Радует только то, что невроз это обратимый процесс временного характера.

Проявляться невротические состояния могут следующим образом:

  1. Невроз навязчивых состояний. У человека присутствуют различные фобии. Прежде всего, это боязнь общества.
  2. . Человек может вести себя неадекватно, появляются расстройства сексуального плана. Возникают нервные срывы, вегетативные нарушения. Нарушение движений.
  3. Неврастения. Вегетативные расстройства, повышенная возбудимость и в то же время быстрая утомляемость. Человек несдержан и раздражителен. Работоспособность снижена. Постоянная смена настроений, нарушен сон.

Вернуться к оглавлению

Виды неврозов и их проявления

В настоящее время в медицине существуют следующие виды неврозов:

  • неврастения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • истерия;
  • фобия;
  • ипохондрический вид;
  • депрессия.

Данные виды могут проявляться как соматически, так и психически. У каждого вида имеются особенности в проявлении, но объединяют все виды невротических состояний следующие симптомы:

  • снижается работоспособность;
  • быстро наступает утомляемость и усталость;
  • возникают приступы лени;
  • бессонницы;
  • неуверенность в действиях;
  • постоянное присутствие напряжения и тревоги.

К соматическим проявлениям болезни всех видов относятся:

  • боли в районе сердца;
  • повышенное потоотделение;
  • иногда обморочное состояние.

Неврастения — это нервное истощение, которое может быть вызвано психологической травмой, напряжением эмоционального характера и т.д. Неврастения может проявляться двумя состояниями — гиперстеническим, когда повышена раздражительность, и гипостеническим, т.е. депрессивным состоянием.

Невроз навязчивых состояний проявляется постоянными страхами, опасениями, тревожностью, неуверенностью. Возникнуть такие состояния могут из-за психической травмы, которая возможно перенесена еще в детском возрасте.

Истерия проявляется нервностью и раздражительностью. Предугадать дальнейшее поведение больного человека невозможно. В некоторых случаях может возникнуть тремор или навязчивые движения. Приступы истерии могут возникать с целью привлечения внимания к себе, но в некоторых случаях это результат патологических нарушений.

Фобия — вид невроза, который сопровождается постоянными страхами. При этом ярче проявляются вегетативные симптомы — сердечные боли, частое мочеиспускание, нарушение пищеварительного тракта.

Проявляется повышенным вниманием к своему здоровью. Люди при этом приписывают себе несуществующие болезни и активно занимаются их лечением.

Депрессия обычно возникает из-за нерешенных проблем. При этом вегетативные расстройства могут затрагивать все системы и органы. К наиболее частым проявлениям относятся рвота, диарея, боли в груди, головные боли, повышенная утомляемость, затрудненное дыхание, тахикардия и др.

Для полного понимания такой проблемы, как неврозоподобный синдром у детей, что это такое, и к каким последствиям он приводит, следует рассмотреть причины возникновения такого состояния. Решение данного вопроса позволит предотвратить появление неврозов у подростков.

Виды детских неврозов

Под неврозом понимается функциональное и обратимое расстройство нервной системы. Первичные признаки психических нарушений возникают обычно в возрасте старше трех лет. В некоторых случаях подобные расстройства могут развиваться еще раньше.

В медицинской практике принято выделять следующие виды неврозов у детей и подростков:

  • истерия;
  • неврастения;
  • энурез;
  • пищевой невроз.

Появление истерических реакций у детей вызывает частую смену настроения и эгоцентризм.

При такой форме нарушений у пациентов как истерический невроз отмечаются судорожные задержки дыхания. Однако клинические явления в данном случае обусловлены поведением ребенка. Дети искусственно вызывают истерию, стремясь привлечь к себе внимание взрослых. Головная боль при неврозе этого типа либо спазмы желудка возникают при условии, что расстройство обусловлено соматической патологией.

При неврастении возникает депрессия. У детей дошкольного возраста неврологические расстройства этого типа вызывают стремление спать дольше необходимого. Они в состоянии депрессии не выказывают интереса в отношении игрушек или подарков.

У подростков на неврастению указывают частые жалобы на боли, локализующиеся в районе сердца или желудка. Ребенок в этом состоянии полагает, что страдает от смертельной патологии.

Неврозы навязчивого состояния вызывают появление беспричинного страха. Причем в качестве объекта, провоцирующего тревожное состояние, могут выступать как реальные вещи или животные, так и абстрактные понятия. Например, подростки опасаются наступления скорого конца света.

Навязчивые состояния характеризуются тем, что дети постоянно выполняют повторяющиеся действия: почесывают нос, теребят ухо, потирают руки и так далее. При таком типе расстройства требуется психологическая коррекция. Дети не способны силой воли избавиться от навязчивости. Но даже если им удается, например, прекратить почесывать нос, в стрессовом состоянии это действие будет заменено другим повторяющимся движением.



Энурез как проявление неврозоподобного синдрома часто выступает в качестве единственного признака, указывающего на психические нарушения. В отсутствии лечения данное состояние делает пациентов замкнутыми, излишне ранимыми.

При пищевом неврозе у детей наблюдается отсутствие аппетита, а после еды возникает рвота. Этот тип расстройства возникает у людей любого возраста вплоть до новорожденных. Без лечения пищевые нарушения провоцирует развитие авитаминоза и анорексии. Часто к расстройству приводят насильственные действия со стороны родителей, которые силой заставляют малыша есть то, что ему не нравится.

Причины неврозов у детей

Причины неврозов у детей носят разнообразный характер. Появление расстройств в первые годы жизни обычно обусловлено биологическими факторами:


Позднее неврозы у детей возникают по следующим причинам:

  • физическое и умственное переутомление;
  • недостаток сна;
  • особенности психики пациента (мнительность, повышенная чувствительность).

Также расстройства нервной системы возникают из-за органической патологии головного мозга. Однако основная причина возникновения неврозов в детском возрасте кроется в поведении родителей и социального окружения. В данном случае речь идет о психологической травме.

Неврозы у детей возникают из-за неспособности адаптироваться к изменяющимся условиям. Внешние факторы оказывают угнетающее воздействие на психику, поэтому и возникают нарушения в работе нервной системы.

Особую роль в этом играют родители.Ошибки в воспитании, семейные конфликты могут спровоцировать невротическое состояние. Подобные явления часто возникают у детей с повышенной самооценкой. Из-за эгоцентризма дети постоянно испытывают потребность во внимании со стороны близких людей. В случаях, когда они не получают удовлетворения, у них возникает страх перед одиночеством и другие навязчивые состояния.

Отдельного внимания заслуживает так называемый школьный невроз. Постоянные учебные нагрузки, неправильное поведение со стороны учителей и сверстников вызывают у детей неприятие подобного образа жизни, что приводит к нервным расстройствам.

В действительности самостоятельно выявить причины неврозоподобного состояния достаточно сложно. Поэтому при появлении симптомов нервных расстройств необходима помощь психолога.

Общие признаки и симптомы неврозов

Невроз у детей вызывает различные симптомы. Характер клинической картины определяется множественными факторами. В частности, признаки психического расстройства зависят от возраста пациента. У детей до 6-7 лет патологическое состояние характеризуется боязнью темноты, одиночества, неизвестности. Пациент, испытывающий страх, становится беспомощным и теряет способность совершать простые действия.

У подростков на неврастению могут указывать следующие клинические явления:


Приступы невроза характеризуются повышением температуры тела. Психические расстройства также изменяют поведение пациента. У детей отмечаются:

  • ранимость, мнительность;
  • зацикленность на конфликте;
  • нарушение когнитивных функций;
  • непереносимость яркого света, громких звуков;
  • проблемы со сном;
  • приступы тахикардии.

Во время сильного стресса возможно непроизвольное выделение кала и мочи.

Как лечить невроз у детей?

Диагностика и лечение невроза осложнена тем, что при таких нарушениях симптомы во многом напоминают проявления различных заболеваний.

Поэтому при подозрении на психические расстройства требуется комплексное обследование пациента, в ходе которого уточняются все обстоятельства, которые могут привести к развитию рассматриваемой проблематики.

Какие врачи лечат детский невроз?

При подозрении на детский невроз лечение определяет врач-невропатолог. При этом пациента отправляют на обследование к кардиологу, психологу, эндокринологу и другим специалистам. Такой подход позволяет исключить течение заболеваний, вызывающих описанные выше симптомы.

Медикаментозное лечение

Лечение неврозов у детей медикаментами дополняет психотерапевтическую коррекцию. Лекарственные препараты восстанавливают работу нервной системы и устраняют депрессивное состояние. В зависимости от характера клинической картины медикаментозное лечение включает в себя прием:


При сильной возбудимости пациента лечение дополняется «Сонопаксом». Принимать антидепрессанты и транквилизаторы необходимо под непосредственным контролем со стороны врача. В ином случае снизится эффективность психотерапии при неврозоподобном синдроме.

Психотерапия

Основу лечения детских неврозов составляют психотерапевтические методики. Для восстановления психического состояния пациента применяются:

  • гипноз;
  • арт-терапия;
  • рациональная терапия;
  • игровая терапия;
  • суггестивная психотерапия.

Каждый метод лечения подбирается, исходя из характера развития невроза, индивидуальных особенностей психики и причинного фактора.

Психотерапевтическое вмешательство направлено на коррекцию поведения пациента. В особых случаях (особенно, когда лечатся неврозы у подростков) занятия с больным проводятся в группах.

Семейная терапия

Чтобы повысить эффективность лечения неврозов у детей дошкольного возраста, нередко проводятся сеансы семейной терапии. Такой подход позволяет выявить истинную причину развития психического расстройства.

На начальном этапе врач в рамках данного метода лечения устанавливает особенности поведения и взаимодействия внутри семьи. В дальнейшем проводятся консультативные беседы с родителями. Затем назначаются сеансы совместной психотерапии, в которых участвуют взрослые и дети. На этом этапе врач прорабатывает с пациентов и его родителями сценарии, которые могут вызвать негативную реакцию.

Лечение неврозов у подростка также часто проводится в рамках семейной терапии, так как часто именно из-за негативного отношения со стороны взрослых возникают нервные расстройства.

Как снизить риск развития неврозоподобного синдрома?

Профилактика неврозов у детей предусматривает комплексный подход к решению данной проблемы. Важную роль в предотвращении развития нервных расстройств играет психологический климат в семье. Родители не должны конфликтовать между собой на глазах у ребенка. Также им следует скорректировать тактику поведения с детьми, отказавшись от чрезмерного давления.

Кроме того, необходимо постоянно общаться с ребенком, чтобы сразу выявить наличие у того проблем со сверстниками или учителями.

К профилактике неврозов нужно прибегать сразу после появления малыша на свет. Родители должны внимательно следить за поведением детей, отмечая излишнюю требовательность или капризность.

Неврозы – наиболее распространенная группа нервно-психических заболеваний у детей. Проявления неврозов у них отличаются большим разнообразием.

Причина неврозов – межличностные конфликты (невротический конфликт). Невроз является формой психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации). Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок. Оранические изменения головного мозга при невозах отсутствуют.

Важной особенностью невроза является то, что человек сознает свою болезнь и стремится ее преодолеь. Сохраняется способность адаптироваться к окружающей среде.

Выделяют три основные формы невроза:

1. Неврастения (астенический невроз) - наиболее распространенная форма невроза. В развитии невроза у детей и подростков основная роль принадлежит стрессу или хроническим психотравмам, чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм, их развод, конфликтная ситуация из-за отсутствие работу супругов, чувство социальной несраведливости – недоступность многого, что есть у других сверстников) или затяжными школьными конфликтами. Имеет значение и неправильный подход к воспитанию (чрезмерные требования, излишние ограничения), а также ослабление здоровья ребенка вследствие частых заболеваний, сособствует развитию невоза перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах, дополнительные занятия в кружках и т.п.). Однако сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать переутомление и астенизацию нервной системы, при остутствии психотравмирующей ситуации обычно не ведет к развитию астенического невроза.

Астенический невроз в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков (у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются начальные и атипичные астенические реакции).

Основное проявление неврастении - состояние раздражительной слабости, характеризуется, с одной стороны, повышенной несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражительности и даже гнева, нередко агрессии (чрезмерное реагирование по малозначительному поводу), а с другой - в психическом истощении, слезливости, непереносимости любого психического напряжения, быстрой утомляемости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности, настроение подавленное, отмечается недовольство собой и всеми вокруг, депрессия – сильная тоска, спровождающаяся чувством отчаяния и тревоги, могут быть попытки суицида (самоубийства).

При неврастении всегда присутствуют вегетативные нарушения: сердцебиение, чувство замирания сердца или перебои, боли в области сердца, склонность к сосудистым обморокам (при быстрой смене положения тела), понижение или повышение АД, одышка, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон, похолодание рук, ног, потливость (гипергидроз), что способствует простудным заболеваниям ребенка, которые в свою очередь отягощают течение астенического невроза.

2. Истерия (греч. hystera– матка) – по частоте занимает второе место после неврастении. Возникает у инфантильных, истероидных личностей со слабой психической адаптацией (часто с пикнотической соматической конституцией), часто в психотравмирующей ситуации, связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым (низкая успеваемость, невнимание со стороны сверстников и т.п.), с ущемленным самолюбием, с недовольством своим положением в коллективе. Формы ее разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания («большая обманщица», «большая обезьяна» - так образно именуют этот вид невроза).Формы ее отражают два известных животных (и детских) типа реагирования перед лицом опасности – «мнимая смерть» (замирание) и «двигательная буря» (пугание, избегание, нападение) – припадки (по типу эпилепсии). Истерический припадок обычно бывает в присутствии зрителей и направлен на привлечение их внимания. Частичная фиксация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами болевой чувствительности, координации движений, расстройствами речи (заикание, беззвучность вплоть до полной немоты), приступами удушья, напоминающими астматические и др. «Бегство в болезнь» играет роль своеобразной патологической защиты личности от трудных для нее ситуаций, оправдывают неуспеваемость ребенка или избавляют от необходимости ходить в школу.

3. Невроз навязчивых состояний. Встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Считают, что очерченнй невроз навязчивых состояний не может возникнуть ранее 10-летнего возраста. Это связано с достижением определенной степени зрелости самосознания личности ребенка и формирования тревожно-мнительного фона психики, на основе которого и возникают навязчивые явления. У детей более раннего возраста целесообразно говорить не о неврозе, а о невротических реакциях в форме навязчивых состояний.

Выделены две разновидности невроза:

Невроз навязчивых страхов (фобии). Их содержание зависит от возраста ребенка. У детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я». Например, навязчивые страхи болезни и смерти, страх покраснеть (эрейтофобия), навязчивый страх речи у заикающихся (логофобия). Особую разновидность фобического невроза у подростков представляет невоз ожидания, который характеризуется тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия (например, страх устных ответов перед классом, несмотря на то что хорошо поготовлен), а также нарушением его при попытке выполнения.

Невроз навязчивых действий. Однако часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера. Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства.

У детей нередко возникают системные неврозы:

Невротическое заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек.

Мутизм (лат. mutus - молчание) – это расстройство преимущественно школьного возраста (у взрослых – редко), т.к. формирующаяся речь ребенка – самая молодая функция психики, поэтому чаще ломается подвлиянием самых разнообразных вредных факторов.

Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении- не наказывать, не высмеивать, не оскорблять, не выставлять к доске «пока заговорит».

Невротические тики – разнообразные автоматизированне привычные элементарные движения (мигание, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также покашливания, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респитаротные тики), которе возникают в результате фиксации того или иного защитного действия. Чаще всего наблюдаются в возрасте от 7 до 12 лет. Тики могут приобретать навязчивый характер, тогда они относятся к проявлению невроза навязчивых состояний;

Нервная анорексия – отказ от еды;

Невротическое расстройство сна – нарушение засыпания, глубины сна с ночными пробуждениями, ночнми страхами, а также снохождение (сомнамбулизм) и сноговорение.

Невротический энурез – неосознанное недержание мочи, преимущественно во время ночного сна;

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, возникающее при отсутствии нарушений и заболеваний нижнего отдела кишечника. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает наличия испражнений и лишь спустя некоторое время ощущает неприятный запах. Чаще всего встречается в возрасте 7–9 лет, у мальчиков чаще.

Методы лечения неврозов основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии.

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992

2. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков.- М.: Просвещение, 1998

3. Дорошкевич М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: Учеб.пособие для студентов пед специальностей высш.учеб.заведений/ -Мн.:Беларусь, 2004

4. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. Пособие для студ. Высш. Пед. Уч.заведений.-М.: 1998

5. Основы психологических знаний – Уч.пособие. Автор-составитель Г.В.Щекин – Киев, 1999

1. перечислить наиболее частые признаки нарушений познавательной деятельности, эмоциональной и волевой деятельности.

2. назвать пограничные психические состояния у детей.

3. объяснить необходимость знаний о таких состояниях для учителя.

4. охарактеризовать различные виды психопатий

5. проанализировав причины психопатий, дать рекомендации по их профилактике.

6. дать понятие невроза.

7. рассказать о видах неврозов и их профилактике.

Большинству современных людей известно такое состояние как . Зачастую он бывает вызван большим количеством стресса в жизни человека, и проявляется в раздражительности, утомляемости, вялости.

В некоторых случаях такие симптомы могут возникать сами по себе, без присутствия стрессовых ситуаций. В такой ситуации симптомы вызваны имеющимися или перенесенными заболеваниями внутренних органов, нервной и эндокринной системы.

Неврозоподобные состояния являются нервно-психическими заболеваниями, которые похожи по проявлениям на неврозы, однако возникают не по причине стрессов, либо психологических факторов. Специалисты склоняются к мнению, что это органическая патология.

Разновидности неврозоподобных состояний

Среди неврозоподобных состояний выделяют , .

Этот синдром не возникает внезапно, а прогрессирует постепенно. Поначалу проявления выражаются в утомляемости и ощущении усталости, эмоциональной неустойчивости и повышенной нервозности.

Затем раздражительность исчезает, и сменяется бездеятельностью и апатией. При этом у человека также появляется безучастность и неправильное восприятие окружающего, искаженная оценка событий.

Пациенты с трудом переносят громкие и резкие звуки, прикосновения, яркий свет, запахи. Также характерными особенностями являются ночная бессонница и дневная сонливость, чрезмерная потливость, постоянные приступы головной боли, боли в сердце, постоянное чувство напряжения и тревожности. Состояние пациента становится хуже при перемене погодных и климатических условий.

Данный синдром часто является началом многих психических заболеваний, однако может также наблюдаться в период лечения от соматических и инфекционных заболеваний.

Обсессивно-компульсивный синдром

Само название говорит о том, что он связан с . Пациент может быть подвержен навязчивым мыслям, страхам, склонностям, странным ритуалам, бесконтрольным движениям.

Больной понимает нелепость своих состояний и переживаний, однако не может самостоятельно справиться с ними. В некоторых случаях от обсессий возможно избавиться при помощи самоконтроля, однако зачастую эти состояния вновь возвращаются и обращения за медицинской помощью не избежать.

Навязчивые идеи часто являются симптомом неврозов, психопатии, шизофрении, а также тяжелой депрессии.

При этом синдроме у больного наблюдается демонстративное поведение и бурные эмоциональные проявления. Все действия больного, его мимика, речь, жесты, идут вместе с чрезвычайно бурными эмоциями, плачем, смехом, криками, заламыванием рук, обмороками и т.д.

Не следует путать это состояние с настоящим , так как при истерическом синдроме пациент изображает припадок, его действия демонстративны.

Существует вероятность развития , функционального паралича, частичной или полной слепоты, глухоты.

Ипохондрический синдром

При этом синдроме у больного появляется стойкое болезненное опасение за свое здоровье, боязнь тяжелых заболеваний. Такой страх не покидает больного все зависимости от времени суток, или окружающей действительности.

Изначально толчком к таким страхам являются болезненность или дискомфортные ощущения в организме. Пациент начинает искать у себя проявления различных заболеваний, ощущать конкретные симптомы, посещать различных специалистов, требуя диагностировать и вылечить его болезнь.

Комплекс причин

Неврозоподобный синдром зачастую появляется в детском возрасте. Причиной могут быть дородовые нарушения развития, перенесенные в раннем возрасте заболевания и травмы. Когда болезнь появляется в более позднем возрасте, то причины могут быть различны.

Наиболее распространены следующие:

  • наличие психических и неврологических заболеваний (шизофрении, и пр.), при этом больной регулярно наблюдается и получает лечение у участкового психиатра;
  • наличие органической патологии головного мозга (относительно незначительных нарушений в строении и работе некоторых отделов мозга);
  • присутствие хронических инфекций ;
  • присутствие соматических заболеваний (сердечнососудистой системы, печени и желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта);
  • наличие хронических заболеваний аллергической природы .

Эти состояния появляются в результате отклонений в работе гипоталамо-лимбических структур мозга (вызванного вышеуказанными заболеваниями), и как следствие развивается расстройство нейродинамики коры головного мозга.

Детские причины

У детей неврозоподобный синдром начинает проявляться в возрастном промежутке от 2 до 7 лет.

Появление синдрома в детстве может возникать по различным причинам. К ним относятся:

  • патологии внутриутробного развития, негативное влияние во время беременности (алкоголь, наркотики, табакокурение);
  • болезни нервной системы различного происхождения ( , травматического);
  • соматические нарушения (хронические инфекционные воспаления, заболевания желудно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы);
  • наследственные патологии различных отделов головного мозга.

Особенности симптоматики

Заподозрить неврозоподобное состояние у детей можно при наличии таких симптомов:

  • гиперактивности, дефиците внимания, повышенной эмоциональной возбудимости;
  • ночных кошмаров, страхов, фобий;
  • приступов агрессии, плаксивости;
  • пониженного тонуса, слабости;
  • тиков, заикания, энуреза;
  • запора или диареи;
  • тошноты, рвоты;
  • повышенной потливости, либо сухости кожи.

У взрослых синдром имеет следующие симптомы:

  • быстрые перемены настроения, повышенная тревожность и раздражительность, преобладание негативных эмоций;
  • появление сложностей с контролем поведения, агрессии, вспыльчивости;
  • рвота и тошнота во время стресса;
  • диарея и запоры;
  • повышенная утомляемость;
  • сонливость, бессонница, кошмары;
  • отсутствие аппетита;
  • резкое повышение и понижение показателей пульса и артериального давления;
  • мнительность, тревожность, необоснованные страхи;
  • потливость и слезливость;
  • энурез.

У пациента не обязательно должны присутствовать все симптомы из списка. В каждом конкретном случае отличается количество и интенсивность проявления симптомов.

Отличие от неврозов

Неврозоподобные состояния и неврозы имеют одинаковые проявления и симптоматику. Отличие между ними заключается в природе появления.

Неврозы появляются в результате длительных стрессовых ситуаций, которые истощают нервную систему, вызывают тревожность, вегетативные нарушения. Неврозоподобные состояния не имеют психологических причин. Они относятся к органическим заболеваниям. Ранее они носили название «органоиды».

Причиной подобных расстройств является легкая церебральная патология, вызванная патологиями внутриутробного развития, либо появившаяся вследствие перенесенных заболеваний.

К лечению особый подход

Одним из главных признаков, помогающих отличить неврозоподобное состояние от невроза это отсутствие психотравмирующих ситуаций, а также безрезультатность психотерапии.

Необходим поиск органической причины заболевания. Для корректной диагностики невропатолог назначит комплексное обследование, включающее в себя и , консультацию гастроэнтеролога, кардиолога и эндокринолога.

При лечении данных состояний необходим комплексный подход. Невропатолог составляет программу лечения, основываясь на причинах болезни, симптомах и тяжести проявления болезни.

Основное внимание уделяется устранению причин заболевания (инфекционных, соматических, органических), а затем лечению последствий (нарушений работы мозга и нервной системы).

Программа лечения может состоять из таких пунктов: