Православные храмы в эстонии. Православие в Эстонии: взгляд двух митрополитов. История православия в Эстонии

Русской Православной Церкви 10 мая года на территории вновь образованного Эстонского государства - т.е. части Псковской епархии и Ревельского викариатства .

Вскоре после аннексии Эстонии Советским Союзом , 10 ноября года Синод Эстонской Православной Церкви обратился к патриаршему местоблюстителю митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию с прошением о восстановлении Эстонской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата. По определению патриаршего местоблюстителя Эстонская Церковь 28 февраля года была воссоединена с Русской Православной Церковью. Но уже через несколько месяцев немецкие войска вторглись в СССР и митрополит Таллинский Александр заявил о своем разрыве с Русской Церковью и о повторном переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, тогда как епископ Нарвский Павел остался верен Московскому Патриархату. После оккупации Эстонии немецкие власти не препятствовали ни митрополиту Александру, ни епископу Павлу управлять приходами последовавшими за ними. Незадолго до освобождения Таллина от немецкой оккупации митрополит Александр покинул Эстонию, а Синод Эстонской Церкви вновь обратился с прошением о возвращении под омофор Московского первоиерарха и был принят.

В то время как православных в Эстонии окормляла Таллинская епархия Московского Патриархата, Эстонская Православная Церковь Константинопольского Патриархата некоторое время продолжала формально существовать в эмиграции. Согласно определению Константинопольского патриарха Димитрия I (протокол 267 от 3 мая года), "Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со Святой Русской Православной Церковью, в которой и раньше состояла Православная Церковь в Эстонии ".

Однако, после повторного обретения Эстонией политической независимости, автономную Эстонскую Православную Церковь в пределах этой страны организовали как Константинопольский так и Московский Патриархаты. Русская Церковь приняла это решение первой. В августе года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил подтвердить самостоятельность Эстонской Церкви, что было закреплено Томосом патриарха Алексия II от 26 апреля года, и утверждено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря года. Однако, 20 февраля года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви принял решение о создании на территории Эстонии "Автономной Православной Эстонской Митрополии " в юрисдикции Константинопольского Патриархата на базе зарубежной церковной структуры с центром в Стокгольме .

Последовавший кризис дошел до того что в году Русская Церковь приостановила евхаристическое и каноническое общение с Константинопольским Патриархатом, а также поминовение имени патриарха Константинопольского Варфоломея за патриаршим богослужением. 16 мая того же года совместным решением Священных Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений при условии четырёхмесячного моратория на исполнение решения Константинополя об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Московским Патриархатом канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в константинопольскую юрисдикцию. Общение между двумя Церквами было восстановлено, но теперь из отношения на долгие годы омрачились "эстонским вопросом" - аномальным параллельным существованием двух Церквей.

В середине 90-х годов XX века Эстония стала наиболее "горячей точкой" Вселенского Православия. Тяжелая ситуация, в которой оказалась Эстонская Православная Церковь, явилась результатом всплеска неразумного национализма после распада СССР. 22 мая 1999 года в приветственном послании Патриарха Алексия II в адрес Совета Церквей Эстонии говорилось: "Не секрет, что процесс обретения независимости и роста национального самосознания граждан Эстонии не всегда проходил гладко с точки зрения межнациональных и межкультурных связей". (1) Государственные власти Эстонии фактически не препятствовали явному нарушению прав русскоязычного населения, ущемляли свободу совести десятков тысяч православных христиан. Давлению подвергались священнослужители, монашествующие и миряне Эстонской Апостольской Православной Церкви с целью побудить их к самовольному разрыву канонической связи со Священноначалием Московского Патриархата.

Эстонская Православная Церковь оказалась глубоко разделенной. Это неизбежно привело к усугублению разобщенности внутри неоднородного по этническому, национальному и конфессиональному составу эстонского общества, треть населения которого являются русские. Наводит на размышления тот факт, что печальная участь разделения не постигла ни эстонских католиков, духовный центр которых находится за пределами Эстонии, ни лютеран, имевших, как и православные, в советское время параллельную зарубежную Церковь.

Тенденция разделения православных церквей характерна для всего православного мира после краха коммунистической системы на территории бывшего Советского союза и в странах Восточной Европы. На Украине, в Молдавии, Румынии православная Церковь переживает аналогичную "болезнь роста".

С сожалением приходится признать, что серьезно осложняют последствия этой болезни действия Константинопольского Патриархата. Его политику, проводимую в Эстонии, можно рассматривать как один из случаев претворения в жизнь теории Константинопольского патриарха Мелетия IV Метаксакиса, появившуюся в начале 20-х годов XX столетия. Согласно теории, Константинополь пользуется исключительным правом управлять всеми православными в диаспоре, где несут свое служение пятнадцать Поместных автокефальных Церквей. Следуя идеям теории, поддержав националистические, антироссийские и антирусские настроения эстонского правительства, в 1996 году Константинополь принял под свой омофор Эстонскую Православную Церковь, что привело к тяжелейшим последствиям - приостановлению отношений между двумя крупнейшими православными Патриархатами, Константинопольским и Московским, и расколу православных в Эстонии. Рассмотрим историю эстонского церковного конфликта. В 1991 году после отделения от Союзного государства был восстановлен суверенитет Эстонской республики. По мере восстановления политической независимости, в церковной среде стали усиливаться аналогичные тенденции.

В августе 1992 года епископ Корнилий был назначен правящим архиереем епархии с титулом "Таллиннский и Эстонский". Епископ Корнилий энергично приступил к устроению жизни Эстонской Церкви в изменившихся условиях ее бытия. В апреле 1992 года, по решению Собора Эстонской Православной Церкви, епископом Корнилием был подан на имя Патриарха Алексия II рапорт с просьбой вернуть Эстонской Православной Церкви статус самостоятельности (автономии), дарованный ей Патриархом Тихоном в 1920 году. При этом члены Собора единодушно выразили желание сохранить каноническое подчинение Московскому Патриархату. Просьба была удовлетворена, и епископ Корнилий получил следующее решение Синода РПЦ от 11 августа 1992 года:

1) Подтвердить решение Святейшего Патриарха Тихона от 15/28 июня 1920 года № 1780 о даровании православной Церкви в Эстонии самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских, принимая во внимание, что Православная Церковь в Эстонии осуществляет свою деятельность в суверенном и независимом государстве.

2) Московский Патриархат, как религиозный центр, признает Православную Церковь в Эстонии собственником всех объектов церковной собственности на территории Эстонии.

3) Преосвященного Корнилия, Епископа Таллиннского, викария Патриарха назначить правящим архиереем епархии с титулом "ТАЛЛИННСКИЙ ЭСТОНСКИЙ...". (2)

Следует отметить, что постановление Священного Синода РПЦ от 11 августа 1992 года эстонским духовенством было встречено неоднозначно. Озабоченные восстановлением структуры Эстонской Апостольской Православной Церкви, были, одной стороны, рады, а с другой - раздражены "непоследовательностью" этого становления - по Уставу Эстонской Апостольской Православной Церкви архиерея выбирают, а Синод РПЦ назначил епископа Корнилия (пункт 3). Те, кто к этому вопросу относился равнодушно или отрицательно, сочли, что данная структура еще не доросла до уровня автономной Церкви, а некоторых возмутило обращение Епархиального Совета в Патриархию с просьбой о самостоятельности без предварительного опроса всего духовенства Эстонской епархии. По замечанию священника Игоря Прекупа, "тогда не было организовано широкого обсуждения вопросов исторического и канонического порядка, по которым не было взаимопонимания". (3)

Первое собрание эстонского духовенства, выявившее полную неподготовленность сторон к конструктивному диалогу, состоялось после того, как единым фронтом выступили Служба по делам вероисповеданий (в некоторых документах фигурирует как Департамент по делам религий) при МВД Эстонской республики и некие "чада Эстонской Православной Церкви". Первая прислала "Заключение по Уставу Эстонской Православной Церкви" от 28 января 1993 года, а "чада" - Декларацию от 31 декабря 1992 года. В этих документах отражена концепция раскольников и тогдашних эстонских госструктур, далекая от восприятия церковной жизни на основе канонического права и исторической справедливости.

В своем Заключении Служба по делам вероисповеданий пытается навязать Церкви свое понимание ее внутреннего устройства и правильных отношений с государством. Составитель Заключения юрист Службы по делам вероисповеданий М-А.Хельяс приходит к выводу о том, что "рассматриваемый устав Эстонской Православной Церкви не обеспечивает православным права свободного самоопределения и самоуправления, а оставляет эти права за Патриархом Московским и Всея Руси" (4)

"Чада" в своей Декларации спекулируют на исторических ошибках некоторые церковных деятелей, на унижении советскими функционерами национального достоинства и, пользуясь стереотипами политизированного мышления, пытаются создать оппозицию законной церковной иерархии, узурпировать власть и образовать свою национальную структуру, претендующую в исключительном порядке на правопреемство юридическое и каноническое. По своей сути Декларация сводится к нападкам на Московский Патриархат. "Мы признаем только каноническую связь с Константинополем, которую Эстонская Православная Церковь сохранила неизменно с 1923 года", - заявляют ее составители. Из Декларации следует, что посредником сохранения "канонической связи" является Церковь в эмиграции, которой, однако, не существует как таковой. (5)

26 апреля 1993 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил епископу Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию Томос о восстановлении автономии. Томос устанавливал права и обязанности высшей законодательной, административной, судебной и контролирующей власти Эстонской Церкви, т.е. ее Собора, а также Синода, при сохранении ею юрисдикции Московского Патриархата.

29 апреля 1993 года в Пюхтицком монастыре состоялся Поместный собор, на котором председательствовал Патриарх Алексий П. Мнение Церкви по вопросу о правопреемстве было выражено в итоговом документе Собора: "Считать Эстонскую Православную Церковь преемницей православного наследия в Эстонии в дореволюционный период, также как и после образования Ревельского викариатства Рижской епархии в 1917 году, а затем по получении от Святейшего Тихона, Патриарха Всероссийского, в 1920 году статуса Автономной Церкви, признанной в 1923 году Святейшим Патриархом Константинопольским Мелетием.

В дальнейший период ряд происшедших структурных изменений не исказил существа, и на этом основании Эстонскую Православную Церковь при ее нынешней структуре следует признать субъектом канонического и государственного права, который не прекратил своего существования в 1940 году, но приспосабливал свою внешнюю структуру к реалиям времени для продолжения и осуществления главного назначения Церкви." (6)

Собор с благодарностью принял восстановление автономии Эстонской Церкви и ее наименования - Эстонской Апостольской Православной Церкви - установленного в 1935 году.

Собор постановил на основании Томоса и Устава Эстонской Апостольской Православной Церкви 1935 года разработать новый Устав (новую редакцию Уста ЭАПЦ 1935 года). Для чего была выбрана редакционная комиссия.

Параллельно Поместному Собору в Таллиннском Преображенском храме происходило альтернативное собрание. Оно называлось "расширенным собранием Синода ЭАПЦ". В своем обращении к Вселенскому Патриарху Варфоломею от 29 апреля 1993 года оно именовало себя "собранием членов приходов Апостольской Православной Церкви граждан Эстонской Республики". (7) В этом обращении участники собрания заявляли о своем стремлении восстановить Эстонскую Апостольскую Православную Церковь. Критерий членства в ЭАПЦ - гражданство Эстонской республики. Хотя наука о Церкви говорит о том, что все христиане как члены Церкви являются гражданами небесного Отечества. Председательствовал на собрании глава Стокгольмского Синода протоиерей Н. Суурсеет. Инициаторы были заранее предупреждены епископом Корнилием о незаконности планируемого собрания.

После Поместного Собора Эстонской Апостольской Православной Церкви его решения были официально сообщены президенту Эстонской республики, Премьер-министру, Министру внутренних дел в Обращении от 25 мая 1993 года, подписанном епископом Корнилием. В Обращении было изложено решение Собора считать нынешнюю церковную структуру той самой Эстонской Апостольской Православной Церкви, которая не прекращала своей деятельности в 1940 году, но непрерывно продолжала ее, меняя свой статус, название, внешнюю структуру в зависимости от необходимости, а теперь восстанавливающая свой статус, название и структуру, МВД Эстонии было уведомлено о том, что разрабатывается новая редакция Устава ЭАПЦ 1935 года, которая и будет представлена для регистрации после утверждения Патриархом Московским и всея Руси.

Однако не только вопреки этому предупреждению, но и при безусловном понимании того, что естественной преемницей ЭАПЦ является церковная организация, возглавляемая епископом Корнилием, 11 августа 1993 года Департамент по делам вероисповеданий при МВД Эстонской республики зарегистрировал "Устав ЭАПЦ", поданный пребывающим в Стокгольме зарубежным "Синодом ЭАПЦ" и тем спровоцировал церковный раскол на территории Эстонии.

При регистрации Эстонской Апостольской Православной Церкви через зарубежный "Синод" Службой по делам вероисповеданий было нарушено несколько статей действующего Закона о церквах и приходах Эстонской республики, принятого Госсобранием Эстонской республики 20 мая 1993 года. Во-первых, параграф 2 (1) гласит: "Церковь - это епископальная структура". У зарегистрированной "ЭАПЦ" признаки епископальной структуры отсутствовали: не было ни епархии, ни епископа. Ни Константинопольский Патриарх, ни какой-либо другой епископ не принял их на тот момент в свою юрисдикцию. Во-вторых, параграф 15 (2) говорит о том, что "правление Церкви, союза приходов или прихода находится в Эстонии, независимо от местонахождения духовного центра". В то время как правление зарегистрированной структуры "Синод" находится в Стокгольме, и все его члены являются шведскими гражданами, не имеющими избирательных прав в Эстонской республики. (8)

По основным нарушениям Закона о церквах и приходах 8 сентября 1993 года епископом Корнилием было направлено Заявление заведующему Службой по делам вероисповеданий Т. Сеппу. Оно заключалось просьбой пересмотреть вопрос о регистрации Эстонской Апостольской Православной Церкви через зарубежный Синод. (9)

Вместо официального ответа епископ Корнилий получил Заявление пресс-службы МВД Эстонской республики от 18 сентября 1993 года: "В связи с опубликованными в печати в последнее время различными и дезориентирующими общественность позициями в вопросах, затрагивающих проблемы ЭАПЦ, считаем нужным заявить следующее...". Далее следовала историческая справка о Православной Церкви в Эстонии, поданная в характерном политизированном свете. И без логических переходов и разъяснений по поводу произвола заведующего Службой по делам вероисповеданий и нарушения параграфа 15 (2) Закона о церквах и приходах Эстонской республики следовал вывод: "исходя из вышеизложенного, Синод ЭАПЦ (имеется в виду зарубежный) как правопреемник незаконно и репрессивно ликвидированного церковного управления имеет право вновь ввести в силу принятое 1935 году, положение о ЭАПЦ". (10) Таким образом, МВД само, без решения суда определило, кто правопреемник.

Представителям законной Эстонской Апостольской Православной Церкви был отказано в правопреемстве. Пропагандистская кампания, развернутая зарубежным "Синодом" и его сторонниками в Эстонии объявила каноническую церковную организацию "оккупационной Церковью", "пятой колонной", "рукой Москвы". А законным представителем ЭАПЦ стала сохранившаяся "в изгнании" структура.

17 ноября 1993 года состоялся поместный Собор ЭАПЦ, который постанови считать регистрацию зарубежного "Синода" незаконной и просить Департамент по делам вероисповеданий пересмотреть этот вопрос. Устав ЭАПЦ 1935 года признавался действующим. В связи с этим, было принято решение "регистрироваться Службе по делам вероисповеданий на основании Устава 1935 года в юрисдикции Московского Патриархата, признавая нынешнее положение - переходным периодом". В течение "переходного периода" предполагалось зарегистрировать "промосковскую" и "проконстантинопольскую" церковные организации, в том каноническом подчинении, в котором они находятся фактически, а потом провести размежевание каноническим путем.

Служба по делам вероисповеданий была извещена письмом №886 от 19 ноября 1993 года о решениях Собора с просьбой аннулировать регистрацию ЭАПЦ от 1 августа 1993 года и зарегистрировать ЭАПЦ, представленную на Поместном Соборе, тем самым, предоставив ей самой решить вопросы церковного размежевании принявшего необратимый характер.

Служба по делам вероисповеданий не вняла справедливому прошению канонической Церкви и 25 ноября 1993 года отклонила прошение о регистрации ее Устав. А 10 декабря 1993 года Вице-канцлер МВД Эстонской республики X. Арике уведомил епископа Корнилия в письменной форме о том, что "о продлении срока пepepегистрации основных документов ЭАПЦ... не надо ходатайствовать, так как пpaва названной Церкви в Эстонской республики восстановлены 11 августа 1993 года (11)

Все последующие попытки добиться законной регистрации ЭАПЦ, возглавляемой епископом Корнилием, остались безрезультатными. Были поданы жалобы административный суд города Таллинна. Но судебные власти Эстонии последовательно оставили без удовлетворения все апелляции епископа Корнилия. Уместно привести здесь свидетельство священника И. Прекупа о том, что сопредседатель межпарламентской комиссии Эстонии Энн Лейссон заявил епископу Корнилию "Вы правы морально и юридически, но на первом этапе Вы проиграете, потому что все знают, чем кончилось для некоторых судей их непослушание директивам сверху. Но у Вас нет другого выхода. Вторая инстанция - Окружной суд, затем Государственный, а затем - Страсбург..." Поэтому, продолжает священник И. Прекуп, "заявитель (епископ Корнилий) прекрасно понимал, что уж слишком большое мужество требуется от судьи, чтобы не побояться не только отставки..., но и обличения прессе как "предателя эстонского народа". (12)

Правительство Эстонии требует изменения наименования Церкви, что приведет к потере прав собственности на все ее имущество, включая церковные здания. По существующему законодательству Эстонии все имущество должно быть возвращено ЭАПЦ, под именем которой уже зарегистрирован стокгольмский "Синод" Таким образом, тысячам русскоязычных православных христиан Эстонии, чьим трудами на протяжении столетий сохранялись православные храмы на эстонской земле, угрожает лишение своего законного достояния.

Священный Синод РПЦ, состоявшийся 5 октября 1995 года, выразил принципиальное несогласие и горечь по поводу изложенной представителем Эстонской Правительства позиции в отношении юридического оформления Православной Церкви в Эстонии, как нарушающей элементарные права человека и находящейся в противоречии с общеевропейскими нормами религиозной свободы. Члены Синода постановили вступить в переговоры с Константинопольским Патриархом Варфоломеем по этому вопросу и выразили надежду, что Священноначалие Константинопольской Церкви, в чьей юрисдикции находится "Синод в изгнании", примет мудрое решение, способное предотвратить разгром Православной Церкви в Эстонии (13)

В это время государственные власти Эстонии активно продолжали поиски путей канонического признания раскольников из "Синода ЭАПЦ". В ноябре 1994 го, премьер-министр Эстонии направил письмо с просьбой об этом Константинопольскому Патриарху Варфоломею: "... Просим утвердить созданную в 1923 году и аннулированную в оккупационный период каноническую связь между Константин польским Патриархатом и приходами ЭАПЦ". (14)

В феврале 1995 года по личному приглашению президента и премьер-министра Эстонии, (а не представителя церковной иерархии) в Таллинн прибыли представители Константинопольского Патриарха митрополиты Мелитон и Иоанн. В тот же день они были официально приняты президентом и премьер-министром, что было расценено эстонской общественностью как прямое вмешательство властей во внутрицерковные проблемы. Это подтверждается и просьбой о принятии раскольников в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, с которой сам президент Эстонии Л.Мери обратился к последнему 7 февраля 1995 года. (15)

В мае 1995 года, находясь с визитом в Финляндии, Константинопольский патриарх Варфоломей передал обращение к "возлюбленным чадам из соседней Эстонии". В нем Патриарх призвал верующих к "скорейшему возрождению Эстонской автономной Православной Церкви в непосредственном общении с... Вселенским Патриархатом". Развивая эту идею, Константинопольский Патриарх, в частности пишет: "...Даже если бы воспоминания о советском периоде могли в будущем изгладятся из памяти, мы хорошо знаем, что размеры и мощь русского гиганта будут казаться Эстонии угрожающими опасностью. Поэтому мы понимаем некоторые имевшиеся опасения, что если вы, православные эстонцы, будете продолжать находиться в зависимости от Русского Патриархата, то вас будут считать чуждыми эстонскому обществу и даже сотрудниками опасного соседа".

Особенно гнетущее впечатление производит то, что Константинопольский патриарх не стесняется открыто сеять вражду и недоверие между народами двух стран называя Россию "опасным соседом" для Эстонии и полагая естественным, что население этой страны должно считать православных граждан Эстонии, нежелающих изменять юрисдикционную принадлежность, "чуждыми эстонскому обществу".

Более всего поражает одна из фраз послания, где эстонцам рекомендуется последовать примеру православных финнов принять юрисдикцию Константинопольской Церкви, дабы таким образом получить "национальное признание на своей земле" и вместе с ними образовать "единую, независимую Православную Церковь. (16)

В связи с этим не лишним было бы вспомнить, что Православие на эстонской земле со времен Ярослава Мудрого утверждалось трудами Русской Православной Церкви.

Этот односторонний шаг еще более обострил противостояние в церковной жизни страны. Неоднократные увещания со стороны Московского Патриарха не возымели своего действия на Патриарха Варфоломея.

Нельзя не отметить явной, не соответствующей соборному духу Православия тенденции Константинопольской Патриархии к единовластному решению церковных проблем диаспоры при полном отстранении от этого процесса остальных Поместных Церквей, имеющих своих верующих в этих регионах.

В справке ОВЦС МП от 21 августа 1995 года действия Константинополя в отношении Православной Церкви в Эстонии названы "деструктивными". "Константинопольский Патриархат фактически стал инициатором и средством кампании эстонских властей по искоренению канонической Эстонской Апостольской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой частью Московского Патриархата. Данная кампания ведется эстонскими властями с использованием небезызвестно идеологического штампа, называющего каноническую ЭАПЦ "московской церковью" ....Возмутительно, что глашатаем этого штампа стал Патриарх Варфоломей. Еще более удивляет, что в письме, направленном на имя Святейшего Патриарха Алексия, Константинопольский Патриарх назвал ЭАПЦ насаждавшейся "под игом тирании". В связи с вышеизложенным, представляется, что позиция Константинопольского Патриархата по указанным вопросам является сугубо недоброжелательной по отношению к церковным структурам Московского Патриархата..., и в конечном итоге является грубым вмешательством в российско-эстонские отношения."(17)

Интересно, что к решению межцерковных проблем Русской Церковью были привлечены политические деятели. Так 1 декабря 1995 года Патриарх Алексий направил письмо президенту США Биллу Клинтону "с просьбой сделать все возможное для устранения вопиющей несправедливости". Искренне надеясь, что "со своей стороны вы окажете максимальное воздействие на правительство Эстонии деле нормализации положения Церкви в этой стране в соответствии с ее законами общепринятыми нормами прав человека." (18) В свою очередь, архиепископ Корнилий направил аналогичное письмо президенту Финляндии.

Сознавая, что создавшееся опасное положение в Эстонской Православной Церкви имеет угрожающее значение для сохранения православного мира, Московский Патриархат трижды направлял в Константинополь для ведения переговоры своих официальных высоких представителей и единожды принимал в Москве делегацию представителей Константинопольского Патриархата.

На проведенной 3 января 1996 года в Стамбуле встрече делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов не пришли к единому мнению, хотя бы и согласны в том, что все православные приходы в Эстонии, независимо от их npe6ывания в той или иной юрисдикции, должны быть зарегистрированы государственной властью и получить право преемства на принадлежащую им собственность.

Примечательно то, что Константинопольская сторона продолжала противоправные действия на канонической территории Московского Патриархата в Эстонии. Несмотря на достигнутую договоренность о продолжении переговоров, уже января митрополит Филадельфийский Мелитон от имени патриарха Варфоломея направил послание "Православным общинам в Эстонии", в котором говорилось: "Вселенская Патриархия вполне готова предпринять конкретные шаги для возобновления деятельности Автономной ЭАПЦ. Вселенская Патриархия глубоко и искреннейше беспокоится о благополучии православных в Эстонии. Она сознает великую меру страданий ЭАПЦ и ее паствы после советской оккупации в 1940 году. Вселенский Престол не оставит православных верующих Эстонии, делая все, что в его силах, дабы создать соответствующие канонические и пастырские условия для духовного и материального благополучия ее общин и ее миссии в обществе Эстонии ныне и в будущем." (19)

В различных документах Московской Патриархии того периода содержится предупреждение о том, что выходящие за рамки двусторонних обсуждений акции со стороны Константинополя "наносят серьезную угрозу межправославному миру и каноническому единству".

12 января 1996 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий предоставил делегации Европейского Парламента текст Меморандума о положении Православной Церкви в Эстонии. В документе, в частности, говорилось:

"Отказ в регистрации ЭАПЦ под своим историческим именем означает лишение существующей канонической Церкви с принадлежащими ей общинами имущественных прав и отчуждение в пользу самозваной группировки всего церковного имущества. Этим самым эстонское правительство подвергает дискриминации православных верующих, значительную часть которых составляет русскоязычное население Эстонии. Своими действиями эстонские власти открыто поддерживают националистические околоцерковные круги, которые, разогревая антирусские настроения, стремятся принудить православных эстонцев отречься от Матери-Церкви, а русскоязычных верующих сделать иностранцами в стране своего проживания. В этих целях они добились поддержки от Константинопольского Патриарха, обещавшего учредить на территории Эстонии церковную структуру в юрисдикции Константинопольской Церкви. ..." (20)

19 февраля 1996 года Константинопольский Патриарх поставил в известность Московскую Патриархию о том, что "...Константинопольская Патриархия остается верной своим каноническим положениям..., которые не позволяют откладывать дальше настоящее крайне напряженное в Эстонии церковное положение... Константинопольская Церковь абсолютно никакого материального интереса не преследует в данном деле, поэтому она будет пребывать неуступчивой." (21)

Кульминация конфликта приходится на 20 февраля в Константинополе принимается решение о создании Эстонской Апостольской Православной Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриархата, которое в течение двух дней хранится в тайне. Русская Церковь узнает об этом из эстонских и финских СМИ и из сообщений представителей в Эстонии и Финляндии.

На заседании 22 февраля 1996 года члены Священного Синода РПЦ постановили "признать планируемые действия Константинопольской Патриархии по отношению к православным общинам Эстонии антиканонической акцией, ведущей к возможному прекращению евхаристического общения между двумя нашими Церквами...". Было решено направить срочную телеграмму Константинопольскому Патриарху Варфоломею, в которой выражался решительный протест. Действия Константинополя расценивались как антиканоническая акция. "Братски предупреждаем Ваше Святейшество, что в случае осуществления Вашего намерения на Вас ложится тяжелая ответственность за трагическое разделение Православия...". (22)

22 февраля 1996 года Верховный Секретариат и Священный Синод Вселенского Патриархата издал Коммюнике, где сообщалось о том, что 20 февраля сего года "Священный Синод единогласно принял Патриарший и Синодальный декрет о восстановлении Томоса 1923 года... , назначил Иоанна, архиепископа Карельского и всея Финляндии, местоблюстителем заново учрежденной автономной Эстонской Православной Митрополии, по его географической близости." При этом особо подчеркивалось, что "Вселенский Патриархат пришел к такому решению вследствие настойчивых просьб со стороны Эстонского правительства и подавляющего большинства Эстонских Православных приходов", которые, между прочим, "категорически заявили, ... что ни при каких обстоятельствах не останутся долее под Московским патриархатом." (22)

23 февраля 1996 года Священный Синод РПЦ постановил "приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом и Финляндской Автономной Архиепископией, а также приостановить поминовение Константинопольского Патриарха по диптиху Предстоятелей Поместных Православных Церквей". (23) В этот день впервые за 1008 лет истории Русской Православной Церкви на Божественной литургии Патриарх Московский не возгласил имени главы Константинопольской Православной Церкви патриарха Варфоломея, чем было засвидетельствовано разрушение веками существовавшего православного единства. Это явилось кульминацией развивавшегося конфликта вокруг Православной Церкви в Эстонии.

Архиепископ Корнилий направил послание патриарху Константинопольскому Варфоломею, где оценивал происшедшее в Эстонии как не только "не соответствующее правилам святых Отцов, но и элементарным нормам приличий". (24)

24 февраля 1996 года патриарх Варфоломей прислал письмо Патриарху Алексию, в котором настаивал на каноничности деяний Константинопольского престола.

26 февраля 1996 года архиепископ Корнилий обратился к президенту Финляндской республики: "Меня не может не беспокоить позиция кажущегося невмешательства финских властей в эти несчастья, кажущегося, ибо совсем недавно государственные власти Финляндии выделили крупную сумму своей государственной Православной Церкви на "расширение деятельности". ... Призываю Вас, господин Президент, обратить Ваше внимание на деятельность в Эстонии граждан Финляндии - высокопоставленных руководителей государственной Финской Православной Церкви".

Верные и ошибочные моменты спора по поводу Эстонии являют собой чрезвычайно сложную связь, и практически не представляется возможным найти ни в Москве, ни в Константинополе лиц, ответственных за события, произошедшие в феврале 1996 года. Каждая из сторон может выдвигать весомые аргументы в поддержку своей собственной точки зрения, но ни одна из них не имеет ни малейших намерений прислушаться к глубоко укоренившемся аргументам другой стороны. Различные исторические, канонические и политические факторы переплетались борьбе мнений. Очевидным является то, что за сторонниками насильственного от деления Эстонской Православной Церкви от Московского Патриархата стоят крупные политические структуры со своими финансово-экономическими рычагами, которые ведут борьбу с единственной оставшейся на территории бывшего СССР государственнообразующей силой в лице Русской Православной Церкви. Ясно одно суть спора двух Патриархатов кроется гораздо глубже конфликта по поводу церковных границ. Особое сожаление вызывает тот факт, что необходимость выбора между Константинопольской и Московской юрисдикцией разделила православных Эстонии на два лагеря.

Вскоре после прекращения общения между Русской и Константинопольской церквами к их предстоятелям обратились главы Православных Церквей и другие церковные деятели с просьбой о скорейшем преодолении раскола: Генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей Конрад Райзер (25), Александрийский патриарх Парфений (26), патриарх Сербский Павел и архиепископ кипрский Хризостом (27).

Характерно, что миссия ОБСЕ во главе с депутатом Бундестага Рудольфов Биндингом, посетившая Эстонию в апреле 1996 года, пришла к заключению о том что "разделение произошло вследствие "идеологических" расхождений между Москвой и Константинополем". (28) Об участии в конфликте эстонских властей нет ни малейшего упоминания.

7 марта, по сообщению Эстонского информационного агентства, архиепископ Эстонской Лютеранской Церкви Яан Киивит и Экуменический Совет Церквей в Эстонии заявили о своей готовности выступить в роли посредников в споре между эстонскими православными. Архиепископ Яан Киивит выразил согласие с позицией эстонского правительства, официально признавшего ЭАПЦ и не признающего Церковь, находящуюся в юрисдикции Московского Патриархата. (29)

Между тем, Константинополь обвинял Москву в "безнравственных угрозах". По сообщениям католического агентства печати APIC, в коммюнике, обнародованном 29 февраля, Вселенский Патриарх, призывая к примирению, упрекнул Московского Патриарха в его "безнравственных угрозах". (30) Константинопольская сторона не раз подчеркивала, что "Москва пошла на эту меру для того, чтобы впечатлить и использовать ее как средство давления". (31)

16 мая 1996 года между Константинопольским и Московским Патриархатами было достигнуто соглашение, по которому две православные Церкви, из которых каждая подчиняется иному Патриархату, останутся функционировать в Эстонии. По данным Агентства BNS, в Эстонии имеется всего 84 православных прихода, из которых 54 хотят подчиняться Константинополю, 6 колеблются, а остальные верны Москве. "Промосковские" приходы насчитывают около 40 000 из 55 000 православных верующих Эстонии. (32)

21 августа 1996 года делегации Московского и Константинопольского Патриархатов встретились для нового раунда переговоров. В результате трехдневных переговоров были осуществлены соглашения, достигнутые между Патриархатами мая. Оба Патриархата заявили о своем намерении вести переговоры с эстонским правительством о легальном статусе своих церквей, а также о решении проблемы собственности.

Таким образом, к концу 1996 года тяжелейший в истории Православной Церкви конфликт, не раз именовавшийся в прессе "расколом", был разрешен компромиссом - Русская и Константинопольская Православные Церкви согласились существование церквей принадлежащим двум юрисдикциям на территории Эстонского государства, что не соответствует ни нормам церковного права, ни исторической справедливости.

Однако этот компромисс оказался лишь частичным уврачеванием остро конфликта. Остался нерешенным главный вопрос: кому же принадлежат права собственности на историческое церковное имущество.

За прошедшие годы представители Московского и Константинопольского патриархатов неоднократно встречались и договаривались о "совместных усилиях по отношению к правительству Эстонии для юридического урегулирования имущестевенного вопроса". Но результатов эти усилия не приносили. Время от времени Церкви Московского Патриархата удавалось достичь компромиссов с эстонскими властями. Несомненной удачей можно считать получение гражданской регистрации Александро-Невского собора в Таллинне. Он приобрел право юридического лица и особое покровительство Патриарха Московского и всея Руси, став ставропигиальным, т.е. подчиняющимся напрямую Московскому Патриарху. Собор стал канонической частью Московского Патриархата на территории Эстонии, обладающей правами автономии (самостоятельности).

Лишь 17 апреля 2002 года после прихода к власти нового эстонского президента А. Рюйтеля, под давлением эстонских парламентариев и предпринимателей состоялась регистрация устава Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, которая не имела легального статуса на протяжении девяти лет. После получения регистрации на первый план вышел имущественный вопрос. МВД Эстонии предложил Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата арендовать 18 церковных зданий сроком на 50 лет за символическую плату - 1 крону (50 центов) в месяц. Московский Патриархат, в течение долгого времени не соглашавшийся арендовать то, что он считает своей собственностью, в конце концов, принял эти условия. И 4 октября 2002 года митрополит Корнилий и министр внутренних дел Эстонии А. Сеппик подписали соответствующий документ. Остается только задать вопрос: почему в Эстонии никому не приходить в голову сдать в аренду Церкви лютеранским приходам.

Спор между Москвой и Константинополем по поводу Эстонской Церкви представляет собой характерный эпизод взаимоотношений двух Патриархатов. На протяжении почти всего XX века Константинопольский Патриархат, поддерживаемый враждебно настроенными по отношению к СССР, впоследствии к России, государства ми, постоянно пытается ослабить позиции Русской Православной Церкви и проводит згу политику в Эстонии, на Украине, в Молдавии.

В результате православная Церковь в Эстонии оказалась глубоко разделенной 50 приходов, насчитывающих 7 тысяч верующих, выбрали юрисдикцию Константинополя; 30 приходов и Пюхтицкий монастырь, в общей сложности от 50 до 100 тысяч верующих, остались верными Московскому Патриархату. (33)

В драматичных событиях, разыгравшихся в Эстонии, отразились как сложные процессы, происходящие в отношениях между православными церквами, так взаимоотношения Русской Православной Церкви и государственных институтов, тесное переплетение и взаимозависимость жизни Церкви и государства, его внутренней и внешней политики.

Здесь важно выделить два аспекта. Во-первых, очевидно, что на сегодняшний день Русская Православная Церковь является единственной нерасчлененной структурой на территории бывшего Советского Союза, способной в какой-то мере коне лидировать российское общество, а также поддержать и объединить русских, проживающих в бывших республиках СССР.

Во-вторых, необходимо отметить, что Эстония, имеющая общую с Россией границу, входит в сферу ближайших интересов Российской Федерации, является одним из первостепенных направлений российской внешней политики.

Имея в виду эти два обстоятельства, можно прийти к выводу о том, что агрессивная политика Константинопольского престола в Эстонии не лишена мощной поддержки враждебно настроенных по отношению к России политических кругов.

В заключение можно привести слова Патриарха Алексия II о том, что "Православие в Эстонии обретет и спокойствие, и процветание, и духовное возрастание только в единстве с Матерью - Русской Церковью. Об этом свидетельствует вся история Православия в Эстонии и мой более чем тридцатилетний опыт архипастырского окормления Эстонской епархии". (34)

За тему Православия в Эстонии сложно браться без некоторой тревоги. Слишком много сложных, порой противоречивых событий произошло в церковной жизни страны с 1992 года, когда стали проявляться раскольнические тенденции в тогдашней Таллинской епархии Русской Православной Церкви. Упрёки, взаимные претензии, конфликты, судебные тяжбы - увы, но именно эти слова вошли в лексикон эстонской церковной жизни.

Конечно, с тех пор в стране многое изменилось, в том числе в православной среде. Некоторые активные участники раскола отошли от дел или вовсе ушли в мир иной. Там, в вечности, они, возможно, по-иному смотрят на печальные события, которые двадцать лет назад внесли в церковную жизнь сумятицу, горечь и раздор. Но от грустных последствий тех лет никуда не деться, их невозможно не ощутить.

Эти последствия очевидны, ведь сейчас на территории сосуществуют две юрисдикции: Эстонская Православная Церковь (ЭПЦ) Московского патриархата и Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. Обе церкви заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга.

Государство с самого начала благоволило структурам, отделившимся от Москвы: именно они получили практически всё церковное имущество, конфискованное в годы советской власти. ЭПЦ МП (в составе которой более 85 процентов православного населения Эстонии) была лишена этих имущественных прав, а потому в большинстве случаев вынуждена арендовать у государства те храмы, в которых уже много лет совершает богослужения. Такова, увы, не очень благостная картина церковной жизни страны.

Справка. Почва для раскола в Эстонии готовилась постепенно: в начале 1993 года некие «чада Эстонской Православной Церкви» (их имена так и остались неизвестны) обнародовали Декларацию, в которой выдвигали различные обвинения против Москвы и заявляли о признании канонической связи только с Константинополем. Это был первый сигнал тревоги, предвестник грядущей беды.

В апреле 1993 года Эстонская Церковь Московского патриархата провела в Пюхтицах собор, причём на соборе был озвучен Томос патриарха Алексия II о восстановлении автономии (самостоятельности) церкви (Православная Церковь в Эстонии имела автономию с 1920 по 1941 годы).

Параллельно Пюхтицкому собору в Преображенском храме Таллина прошло заседание незначительной части духовенства и мирян, названное «собранием членов приходов Апостольско-Православной Церкви граждан Эстонской Республики». На собрании председательствовал священник из другой страны - протоиерей Николай Суурсет, возглавлявший «зарубежный Синод» Эстонской Церкви. Этот Синод, именуемый «Синодом Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании» располагался в Стокгольме и находился в юрисдикции Вселенского патриархата. Создание Синода датируется 1948 годом; ему подчинялось несколько эстонских приходов за пределами Эстонии.

К сожалению, церковный конфликт быстро вышел за рамки сугубо межправославных отношений: началось активное вмешательство государства в религиозные дела. В августе 1993 года Служба по делам вероисповеданий зарегистрировала под названием «Эстонская Апостольская Православная Церковь» немногочисленные эстонские приходы, перешедшие в юрисдикцию Стокгольмского Синода (при этом признав их права на довоенную собственность Церкви). Представителям Церкви Московского патриархата было предложено регистрироваться в качестве новой церковной структуры, без всяких имущественных прав.

Попытки оспорить это решение успехом не увенчались. В феврале 1996 года Константинополь заявил о принятии в свою юрисдикцию «Эстонской Апостольской Православной Церкви». В ответ Москва на несколько месяцев разорвала евхаристическое общение с Константинополем. В самой Эстонии, нередко против воли большинства прихожан, приходы переводились в юрисдикцию Вселенского патриархата.

К слову, только в этом случае государство возвращало конфискованное советской властью имущество. Приходы, сохранявшие верность Москве, были лишены имущественных прав и возможностей. Более того, несколько лет Эстонская Православная Церковь Московского патриархата находилась, по сути, на полулегальном положении: официальную регистрацию ЭПЦ МП смогла получить только в апреле 2002 года. Государство согласилось с названием «ЭПЦ МП», но от наименования «ЭАПЦ» пришлось отказаться, как уже признанного за церковной структурой Константинополя.

Если отвлечься от горечи эстонского церковного раскола, то нельзя не заметить, что Эстония-очень красивая страна, с аккуратными, ухоженными городами и сёлами, хорошими дорогами, грибными и ягодными лесами и неплохо работающим комфортабельным общественным транспортом (включая бесплатный Интернет в междугородних автобусах). Живёт в этом прибалтийском государстве всего полтора миллиона человек (меньше, чем в Минске), из них примерно четверть - русские.

Эстонский язык мелодичен и красив; именно эта мелодичность привила эстонцам любовь к хоровому пению. Ежегодный фестиваль на Певческом поле в Таллине собирает тысячи жителей со всех уголков страны. Люди приезжают для того, чтобы вместе петь, выражая тем самым своё единение, любовь к родному языку и стране.

Конечно, за те девять месяцев, что я прожил в Эстонии, было непросто разобраться в хитросплетениях эстонской общественной жизни. Ещё сложнее было понять перипетии жизни церковной. Родным приходом на это время для меня стал Таллинский Александро-Невский собор - кафедральный храм Эстонской Православной Церкви Московского патриархата. В этом соборе обычно служит митрополит Корнилий (Якобс), предстоятель ЭПЦ. Есть в Таллине ещё один митрополит - Стефан (Хараламбидис), возглавляющий церковную структуру Константинопольского патриархата - ЭАПЦ. Владыка Стефан обычно служит в Симеоновской церкви.

Мне удалось встретиться с обоими митрополитами, расспросить их о том, как развивается церковная жизнь, как решаются проблемы, возникшие после раскола, и как выстраиваются взаимоотношения друг с другом. Печально, когда в среде православных, не очень-то многочисленных в этих краях, возникают разделения. Но что поделаешь - жизнь невозможно вписать в заранее заданные схемы, и порой она приносит горькие разочарования, разрушая даже лучшие намерения и мечты.

Митрополит Корнилий: «Нам сейчас очень сложно»

О митрополите Корнилии вполне можно говорить как о самом уважаемом архиерее в Эстонии. Уже больше шести десятилетий владыка служит у престола Божия-вначале в иерейском сане, а с 1990 года - в архиерейском.

Справка. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) родился в 1924 году в Таллине. В 1943 году окончил гимназию, служил псаломщиком в таллиннской Церкви Рождества Богородицы. Рукоположен во диакона в августе 1945 года, во иерея - в феврале 1948 года, с назначением настоятелем храма Марии Магдалины в Хаапсалу.

В 1951 году заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию. В 1951-1957 гг. состоял в клире Вологодской епархии. За «антисоветскую агитацию» (хранение книг религиозного содержания, беседы с верующими) был приговорён в 1957 году к тюремному заключению, которое отбывал в политических лагерях в Мордовии (Дубравлаг).

В ноябре 1960 года вернулся в Эстонию и был назначен настоятелем храма Иоанна Предтечи в Нымме (район Таллина), где и прослужил почти тридцать лет. В 1990 году, после принятия монашества, хиротонисан во епископа Таллинского. В 1995 году возведен в сан архиепископа, с ноября 2000 года - митрополит.

Моя беседа с митрополитом Корнилием проходила в его резиденции, что на улице Пикк в старом Таллине. Здесь на фасаде трёхэтажного дома висит табличка, извещающая (на эстонском и русском языках) о нахождении резиденции владыки. Сама резиденция занимает только часть здания (по сути, речь идёт о большой квартире, которая даже не находится в собственности церкви). Сюда митрополит приезжает в рабочее время. Живёт он в другом месте-в обычной двухкомнатной квартире в таллинском районе Ласнамяэ.

Владыка стал архиереем в непростом 1990-м, когда в СССР происходили радикальные перемены, а управляющий Таллинской епархией - митрополит был избран патриархом. Конечно, давнее знакомство с будущим патриархом сыграло некоторую роль в судьбе тогдашнего протоиерея Вячеслава Якобса; хотя нельзя не заметить, что были и другие кандидаты на архиерейский престол, хорошо известные Святейшему.

С патриархом Алексием мы были давно знакомы, - отметил митрополит Корнилий. - Почти с детства; хотя дружеских отношений у нас не было, так как я на пять лет его старше. Отец патриарха - священник Михаил Ридигер, настоятель Казанской Церкви, где я служил диаконом, хотел нас подружить, но дружбы не получилось.

Правда, мы вместе с Алексеем Ридигером поступали в семинарию, в 1947-м году. Но я всего полгода отучился, потом меня рукоположили в священника, и я перешёл на заочное отделение. Почти тридцать лет я прослужил в приходе св. Иоанна Крестителя в Нымме, одном из районов на юго-западе Таллина. Думаю и дальше бы там служил, если бы не предложение патриарха об архиерействе.

- То есть это предложение прозвучало из уст самого предстоятеля Русской Церкви?

Да, но ещё до этого меня избрали председателем епархиального совета. На поместном соборе я не был, но перед отъездом в Москву митрополита Алексия я ему сказал: «Владыка, в каком бы статусе Вы не вернулись с собора, прошу Вас служить в нашем храме в Нымме на престольный праздник». Он обещал и обещание выполнил. Была, наверное, уникальная ситуация: в самом маленьком храме города служил патриарх и два архиерея.

Когда я провожал патриарха на поезд, у нас была очень краткая беседа, минут 15–20, не больше. И он предложил мне архиерейство. Предложение прозвучало для меня неожиданно; некоторых других кандидатов, о которых я упомянул, патриарх отверг. Я ведь никаких административных должностей раньше не занимал; должность руководителя епархиального совета была первой. В общем, я ответил, что к архиерейству не готовился, но если нужно, то я принимаю. Состоялся монашеский постриг, потом меня возвели в архимандрита, а затем уже последовала архиерейская хиротония.

В то же время, по словам митрополита Корнилия, некоторые известия, полученные сразу после хиротонии, были для него неожиданны и не очень приятны.

Меня заранее не предупредили, что я назначаюсь викарным епископом. Патриарх мне об этом сказал только во время вручения архиерейского посоха, отметив, что мы будем управлять епархией вместе. Для меня это был неприятный момент. Можно ведь по-разному истолковать такое решение, в том числе как некоторое недоверие ко мне.

Кроме этого, мне не было сказано, что становится ставропигиальным, то есть выводится из прямого подчинения епархиальному архиерею. Но я в любом случае начал заниматься делами епархии, которые были в большом непорядке.

- Что конкретно Вы имеете в виду?

Во-первых, нехватка духовенства. Во-вторых, не всё духовенство адекватно относилось к своим обязанностям. В Эстонию ведь никто особо не хотел ехать. Сложно сказать, почему так было, ведь в республике имелись свои преимущества. Эстонцы в целом и эстонские коммунисты в частности не были рьяными безбожниками. Да, они были неверующими людьми, но не такими рьяными атеистами, как в России. А уровень жизни в Эстонии всё-таки был немного выше, чем в других регионах Советского Союза. Но как-то всё это не учитывалось, и здесь оказалось много неподходящего духовенства, даже рукоположенного с нарушениями канонов.

Справка. В настоящее время в Эстонской Православной Церкви 31 приход, 45 священников и 13 диаконов. ЭПЦ МП разделена на две епархии: Таллинскую и Нарвскую; последняя включает в себя в основном русскоязычные районы на востоке страны. В 1992 году, до раскола, в Эстонской Церкви было 80 приходов.

Владыка, мне встречалась информация, что в 1994 году больше половины приходов Таллинской епархии попросились в Константинополь. Было ли такое на самом деле? - я пытаюсь разобраться в волнующем меня вопросе.

На самом деле, когда государство признало зарубежный Синод (так называемый «Стокгольмский Синод») в качестве преемника Эстонской Апостольской Православной Церкви, у них было очень мало приходов, буквально несколько. Потом число стало расти, процесс резко политизировался.

У меня собралась целая коробка газетных вырезок, со статьями, в которых меня ругают, обзывают вором, говорят, что я хочу забрать не свою собственность и т. д. Так и проходила эта борьба, очень неприятная. Но не все эстонцы хотели от нас уйти (хотя уходили в основном эстонцы).

Вот, скажем, священник Феликс Кадарик из Курессааре. Очень долго держался. Потом он приехал ко мне и говорит: «Что мне делать? Со мной на улице эстонцы не здороваются, потому что статья в газете была такая… Русского языка я не знаю, чтобы служить в русском приходе, а служить хочу. Я вынужден уйти». Он провёл в приходе голосование: две пятых высказалось за Московскую патриархию, а три пятых-за Константинополь. Вот они и ушли. Но это был хороший священник, а некоторые всё решали политизировано, просто используя неприятие к Москве.

- Почему же большинство эстонцев решило уйти в Константинополь? Да ведь и не только эстонцы ушли…

Я вспоминаю протоиерея Симеона Кружкова, настоятеля Успенского собора в Тарту. Близкий друг патриарха Алексия, был с ним на «ты». Мечтал об архиерействе. Когда мне патриарх предложил архиерейство, я ему сказал - есть же отец Симеон, но патриарх по ряду причин отказался принять его кандидатуру. Отец Симеон ушёл в раскол и получил там архиерейство, в Стамбуле. Вернулся в Эстонию и вскоре умер, по-моему, даже не отслужив ни одной литургии!

А вообще, в газетах шла страшная пропаганда против нас, пробуждался националистический дух, - говорит митрополит Корнилий. - Думаю, православие в Эстонии всё-таки не успело укрепиться. Виной тому - смешанные браки, а также влияние лютеранской церкви. Когда была образована первая Эстонская Республика, в 1918 году, наша церковь воспринималась как русская. Судя по всему, с тех пор это восприятие мало изменилось.

Помню, как-то проезжали мы возле одного местечка, где, я знаю, был эстонский православный приход. Я у жителей спрашиваю, но никто не знает. А вот когда спросил: «Где русская церковь?» - мне сразу сказали. Это ведь тоже имеет значение. Кроме того, эстонцы вообще народ нерелигиозный. Лютеранство для них, видимо, проще.

- Владыка, а как же сейчас складываются взаимоотношения с эстонскими властями?

Думаю, что эстонские власти лично против меня ничего не имеют. Хотя я и русской культуры человек, но уроженец Эстонии и говорю на эстонском языке. Эстония - моя вторая родина, здесь родился я, мой дед и мой прадед. Отец мой тоже в Эстонии родился, в Нарве, был репрессирован, его расстреляли.

Впрочем, во взаимоотношениях с властями я стараюсь быть осторожным. Не очень приятной была для меня встреча с министром регионального развития, когда приезжал последний раз , в марте 2012 года. Мы подняли вопрос об имуществе нашей Церкви, но министр твёрдо стоял на своём: имущество возвращается тем, кто владел им до советской Эстонии (то есть в их понимании - Константинополь).

Вероятно, многое зависит от принадлежности (или симпатий) политика или чиновника конкретной политической партии. Например, одна эстонская партия даже пригласила нашего священника для беседы, чтобы узнать о том, что такое православие. Такие вот бывают встречи.

- Значит, в вопросе о возврате имущества для ЭПЦ по-прежнему нет положительных изменений?

Некоторое имущество в некоторых городах возвращено, если оно принадлежало городу. А то, что принадлежит государству, нам не отдают. Например, в Таллине две церкви принадлежат городу. Они могли бы эти церкви нам вернуть, но земля принадлежит государству, а государство - против. Такие вот возникают мелкие зацепки. Видимо, они хотят, чтобы мы жили только за счёт свечей и тарелочного сбора.

С другой стороны, ЭАПЦ получила всё имущество, которое могла получить. И более не имеет имущественных претензий?

Да, это так. Они получили и храмы, и имущество (приходские дома, землю и т. д.). И сейчас всем этим имуществом распоряжаются, продают. Но они были против того, чтобы государство и нам вернуло собственность.

- Но у Вас же есть контакты с митрополитом Стефаном, Вы с ним иногда встречаетесь?

Встречаемся, разговариваем, пытаемся решать наши вопросы. И толку никакого. Хотя в ЭАПЦ уже есть новые веяния: появились люди, пришедшие после раскола. А некоторые раскольники умерли. Картина меняется. Я, например, заметил, что епископ Тартуский Илия (Ояперв) очень благожелательно настроен, интересуется структурой нашего православия. Он эстонец, у него с митрополитом Стефаном, видимо, не очень добрые отношения.

Мне кажется, что расколу содействуют два момента: личность самого митрополита Стефана и националистические настроения. Вообще, надо заметить, что патриарх Варфоломей не вмешивается в дела своих приходов в Эстонии. А вот нам сейчас очень сложно, но при этом из Москвы из разных отделов нас забрасывают всевозможными предписаниями, указаниями, предложениями. Всё это, конечно, хорошо, но не стоит забывать, что наша Эстонская самоуправляемая церковь - это всего тридцать приходов, которые ещё разделили на две епархии. Скажу прямо: это дробление кроме трудностей нам ничего не принесло.

- Вы считаете, что не нужно было разделять?

Нужно было, по каким-то причинам, известным в Москве. Но не исходя из наших потребностей. Вообще, причудские приходы (близ Чудского озера), которые как раз отошли в новую епархию, к епископу Лазарю, очень непростые. Священнику там самостоятельно жить невозможно, не хватит средств. Раньше у приходов были земли, сейчас же, в основном, приходится полагаться на пожертвования. Есть там один священник, который занимается фермерством, отец Иаков Метсалу, эстонец. Но это исключение, а не правило.

Думаю, если бы Пюхтицкий монастырь был в составе епархии, а не отдельно (как сейчас, в качестве ставропигиального), то многие вопросы можно было бы решить. Например, чтобы священник отслужил в приходе в субботу и воскресенье, а затем мог послужить в монастыре. Сейчас фактически получается, что в Эстонской Православной Церкви нет ни одного монастыря. Мне (как и любому другому архиерею) нужно просить разрешение патриарха, чтобы служить в Пюхтицах. Получается, что я никакого отношения к Пюхтицкому монастырю не имею (даже минимально, как при патриархе Алексии и игумении Варваре), я не знаю, что там происходит.

Владыка Корнилий заметил, что для него такая ситуация огорчительна. По мнению митрополита, Пюхтицкая обитель - это «часть Эстонской Православной Церкви, наша главная святыня». Впрочем, личные отношения с новой настоятельницей (назначенной в ноябре 2011 года) сложились у него вполне хорошие. «Игумения Филарета - человек образованный, общение с ней всегда проходит на хорошем интеллектуальном уровне. Она и в Таллин к нам приезжала, на духовные концерты, которые мы организовывали», - сказал владыка.

Ближе к концу нашей беседы я затронул вопрос о переводе богослужебных книг на эстонский. Всё-таки в епархиях Московского патриархата есть эстонцы и, вероятно, им приятно слышать службы на родном языке. Наверное, такие переводы важны и для миссионерских целей, и для просвещения.

Да, конечно, переводим, - подтвердил владыка Корнилий. - У митрополита Стефана тоже этими переводами занимаются. Надо бы вместе нам работать, потому что разночтения получаются. Эстонский язык, к сожалению, не очень богат богословскими терминами, поэтому переводить непросто.

- Судя по Вашим словам, сложно ожидать какой-то нормализации…

Я очень этого жду. Но я не политик и не могу играть в их игры.

Впрочем, говорить на эту тему в деталях было непросто, и я перевёл разговор на обсуждение вопроса о будущем православия в Эстонии. Тем более, православных христиан (всех национальностей) сегодня в Эстонии фактически больше, чем лютеран, поскольку многие эстонцы (возможно, ранее считавшие себя лютеранами) говорят о себе как о людях неверующих, атеистах. Не случайно Эстония держит пальму первенства в Евросоюзе по числу неверующих жителей, хотя этим первенством вряд ли можно гордиться. Скорее, такое лидерство огорчительно.

Думаю, что православных эстонцев будет больше, - заверил меня митрополит Стефан. - Через десять лет их будет больше на 45 процентов. В основном к нам приходят люди, которые хотят обрести веру. Из лютеран мало кто обращается, хотя, как мне кажется, лютеране нас не очень любят, мы для них конкуренты. Думаю, что в целом эстонцы находятся под сильным влиянием лютеран.

- Вы ведёте какую-то миссионерскую деятельность среди эстонцев?

Наше миссионерство - это, во-первых, устроение наших приходов, обучение священников. Полагаю также, что наша литургия по своей сути имеет миссионерский характер. Если мы хорошо служим и наша духовная жизнь хорошо организована, то люди к нам идут. Но у нас и трудностей немало. Например, не во всех приходах возможны регулярные богослужения. В материальном плане мы бедны, из-за чего не можем порой организовать нужные мероприятия, какие-нибудь семинары. Полагаю, что Церковь всё-таки должна быть богатой.

Вообще, все думают, что мы работаем в единой связке с государством, но это не так. Не забывайте, что я из Франции и для меня очень важно, чтобы церковь была отделена от государства. Да, у нас сложились хорошие отношения, но это не значит, что мы существуем потому, что так хочет государство или потому, что мы находимся под его протекторатом.

Я от государства никакой помощи не получал. Наше упование-на Бога, а не на государство, - подчеркнул владыка Стефан в завершение нашей беседы.

Справка. В Эстонской Апостольской Православной Церкви 60 приходов, в которых служит 30 священников и 9 диаконов. Церковь разделена на три епархии: Таллинскую, Пярнускую и Тартускую. В составе ЭАПЦ три архиерея: митрополит Стефан (Хараламбидис), епископ Александр (Хопёрский) и епископ Илия (Ояперв). Имеется монастырский скит на острове Саарема.

Материал из Азбука паломники

Эсто́ния (эст. Eesti ), официальное название - Эсто́нская Респу́блика (эст. Eesti Vabariik ) - государство, расположенное в Северной Европе, на северо-восточном побережье Балтийского моря, омываемое водами Финского и Рижского заливов. На востоке граничит с Россией (протяжённость границы 294 км), на юге с Латвией (339 км). На севере, в Финском заливе, проходит морская граница с Финляндией. На севере и западе омывается водами Балтийского моря.

Крупнейшие города

  • Таллин
  • Тарту
  • Нарва
  • Пярну
  • Кохтла-Ярве

Православие в Эстонии

Православие в Эстонии (эст. Eesti Õigeusu Kirik ) - христианская деноминация в Эстонии, представленная двумя юрисдикциями - Московским Патриархатом и Константинопольским Патриархатом.

  • Эстонская апостольская православная церковь
  • Эстонская православная церковь Московского патриархата

Эстонская православная церковь Московского патриархата

Эсто́нская правосла́вная це́рковь Моско́вского патриарха́та (эст. Moskva Patriarhaadi Eesti Őigeusu Kirik ) - самоуправляемая православная Церковь в канонической юрисдикции Русской православной церкви (Московского патриархата).

Получила автономию 10 мая 1920 года постановлением Московского патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета Православной российской церкви; в июле 1923 года была принята на правах автономного митрополичьего округа в юрисдикцию Константинопольского патриархата.

История православия в Эстонии

Православное вероисповедание пришло на земли современной Эстонии через территорию Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с юго-востока. В зонах контактов эстонских племён и славян на юго-востоке современной Эстонии сложилась народность сету, сохранившая православие до наших дней. Сету оставались православными даже во время усиления влияния крестоносцев, нахлынувших из Дании и Швеции.

В период иностранного владычества большая часть эстонцев на северо-западе страны приняла лютеранство (одна из ветвей протестантизма). Современные оценки религиозного состава населения Эстонии имеют противоречивый характер. Согласно данным общенациональной переписи 2000 года количество православных в Эстонии незначительно уступает количеству лютеран (143 554 против 152 237 человек). Географически православие широко распространено на востоке и севере страны.

Раскол

В начале 1990-х гг. XX в. Эстонская Православная Церковь раскололась на две структуры: Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую апостольскую православную церковь Константинопольского патриархата (ЭАПЦ КП). Раскол произошел в основном по этноязыковой линии. Большинство верующих русскоязычных Эстонии склоняются к первой, большинство православных эстонцев ко второй.

Первой долгое время отказывалось в регистрации, в связи с чем Госдума России принимала особые заявления в 1996 и 2011 году. Помимо этого, в современной Эстонии сохраняется и довольно крупная (по меркам небольшой страны) старообрядческая община русских поселенцев ХVIII века (остров Желачек, посёлок Муствеэ и др., где они составляют большинство населения).

Современное положение ЭПЦ МП

Эстонская православная церковь Московского патриархата объединяет 33 прихода.

Численность духовенства составляет 57 человек: 45 священников и 14 диаконов. С 11 августа 1992 года предстоятель Церкви - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс Вячеслав Васильевич).

27 мая 2009 года решением Священного Синода РПЦ учреждена должность викарного епископа, на каковую был определён наместник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря города Саранска архимандрит Лазарь (Гуркин) (хиротония совершена 21 июля 2009 года).

30 мая 2011 года в составе Эстонской православной церкви образована Нарвская епархия в административных границах города Нарва, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), волостей Торма, Касепяя, Пала (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа). Иные административные территории Республики Эстония отнесены к Таллинской епархии, управляемой митрополитом Таллинским и всея Эстонии.

Святые

  • Благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
  • Священномученик Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавшие (+ 1472, память 8 января)
  • Преподобная Васса Псково-Печерская (+ ок. 1473, память 19 марта)
  • Преподобный Иона Псково-Печерский (+ ок. 1480, память 29 марта)
  • Преподобный Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (+ 1482, память 15 мая, 7 сентября)
  • Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (+ 1570, память 20 февраля)
  • Священномученик Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (+ 1772, память 28 февраля)
  • Праведный Иоанн Кронштадтский, прот., чудотворец (+ 1908, память 20 декабря)
  • Священномученик Иоанн Кочуров (+ 1917, память 31 октября)
  • Сващенномученики Александр Волков и Димитрий Чистосердов Ивангородские (+ 1918, память 26 декабря)
  • Священномученик Сергий Флоринский, Раквереский (+ 1918, память 17 декабря, 19 июня)
  • Священномученики Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, протт., (+ 1919, память 1 января)
  • Святитель Агафангел (Преображенский), исповедник, митрполит Ярославский (+ 1923, память 3 октября)
  • Священномученик Николай Сиймо, пресвитер Кронштадтский (+ 1931, память 5 апреля)
  • Священномученик Карп Эльб (+ 1937, память 11 сентября)

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Эстонии находятся в храмах Русской Православной Церкви.

  • сщмч. Платон Ревельский (ХХ в.).
  • сщмч. Сергий Флоринский (ХХ в.).

С. КУРЕМЯЭ (ок. 20 км. к югу от Йыхви). Православный Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь :

  • оригинал иконы Божией Матери «Пюхтицкая» («У источника»),
  • икона «Успение Пресвятой Богородицы»,
  • икона свт. Николая.

ВАЛГА. Кладбище:

  • могила мч. Иоанна Петтайа (ХХ в.).

Храмы

Таллиннская епархия

  • АЗЕРИ. Храм св. блаж. Ксении Петербургской

Pargi 8, 43401 Aseri, Aseri vald, Ida-Virumaa

  • ВАЛГА. Храм Владимирской иконы Божией Матери (2001)

Tehnika 7, 68205 Valga

  • ВИЛЬЯНДИ. Храм Иоанна Предтечи
  • ЙЫХВИ. Храм Богоявления Господня (1895)

Narva mnt. 2A, 41532 Jõhvi

  • КИВИЫЛИ. Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Piiri 2, 43125 Kiviõli, Ida-Virumaa

  • КОХТЛА-ЯРВЕ. Храм Преображения Господня (1938)

Jarveküla tee 3, 31024 Kohtla-Järve

  • ЛОКСА. Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского

Posti 17A, 74805 Loksa, Harjumaa

  • МААРДУ. Храм Архангела Михаила (1998)

Keemikute 40, 74112 Maardu, Harjumaa

  • ПАЛДИСКИ. Храм вмч. и цел. Пантелеимона (2003)

Muuli 4, 76805 Paldiski

  • ПЯРНУ. Храм вмц. Екатерины (1769)

Vee 8, 80011 Pärnu

  • РАКВЕРЕ. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1839)

Tallinna tn. 17, 44306 Rakvere СИЛЛАМЯЭ. Храм Казанской иконы Божией Матери (1990) Jõe 1, 40232 Sillamäe, Ida-Virumaa

  • ТАЛЛИНН. Кафедральный собор св. блгв. кн. Александра Невского (1900)

Lossi plats 10, 10130 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Казанская церковь) (1721)

Liivalaia 38, 10145 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм свт. Николая (1827)

Vene 24, 10123 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм свт. Николая (в Копли) (1936)

Treiali 6, 11712 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм Иоанна Предтечи (1923)

Tähe 2, 11629 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"

Sitsi 15A, 10313 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм во имя иконы Божией Матери "Скоропослушница"

Loopealse pst. 8

  • ТАПА. Храм Иоанна Предтечи (1904)

Pikk 1, 45106 Tapa, Lääne-Virumaa

  • ТАРТУ. Храм вмч. Георгия Победоносца (1870, восстановлен в 1945)

Narva mnt. 103, 51008 Tartu

  • ТЮРИ. Храм Святой Троицы (1910)

Aia 2b, 72212 Türi, Järvamaa

  • ХААПСАЛУ. Храм св. благ. кн. Александра Невского (1897)

Surnuaia 16-3, 90504 Haapsalu

Нарвская и Причудская епархия

  • АЛАЙЫЭ. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1889)

41001 Alajõe, Alajõe vald, Ida-Virumaa

  • ЛОХУСУУ. Храм Богоявления Господня (1898)

Järvetee 5, 42001 Lohusuu, Lohusuu vald, Ida-Virumaa

  • МУСТВЕЭ. Храм свт. Николая (1864)

Tartu tn. 14, 49604 Mustvee, Jõgevamaa

  • НАРВА. Воскресенский кафедральный собор (1896)

Bastrakovi 4, 20308 Narva

  • НАРВА. Храм Нарвской иконы Божией Матери (2003)

Rakvere tn. 39, 20609 Narva

  • НАРВА. Храм свв.равноап. Кирилла и Мефодия (1993)

Kerese tn. 14a, Narva

  • НАРВА. Храм священномучеников Дмитрия и Александра Нарвских (домовый храм при Епархиальном управлении)
  • НАРВА. Домовой храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Нарвском доме попечения

Rahu põik 10, Narva

  • НАРВА-ЙЫЭСУУ. Храм Казанской иконы Божией Матери (1868, до 1948 находился в Мерекюла, до 2013 г. - храм св. князя Владимира)

Vabaduse 63, 29023 Narva-Jõesuu, Ida-Virumaa

  • НАРВА-ЙЫЭСУУ. Домовый храм св. кн. Владимира

Koidu tn. 6, 01234, Narva-Jõesuu, Ida-Virumaa

  • НИНА. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1828)

60201 Nina, Alatskivi vald, Tartumaa

  • ЯАМА. Храм свт. Николая (1904, восстановлен в 1991)

41001 Jaama, Illuka vald, Ida-Virumaa