Сикхизм религия. Религия сикхов, основные сведения

Сикхизму, младшей из мировых религий, едва пятьсот лет. Ее основатель, учитель Нанак, родился в году. Учитель Нанак распространил простое послание "Ек-Онкар ": мы все равны и созданы единственным Творцом всего сущего. Это было в то время, когда Индия была разделена кастами, сектами, религиозными группировками и различными фанатиками. Он уважал все религии, однако не причислял себя ни к одной из них. Он так выразил своё видение реальности: есть только один Бог и много путей, которые приводят к нему, и имя Божье есть Истина "СатНам ".

Последователи учителя Нанака называли себя сикхами (искателями истины). Он учил их склоняться только перед Богом, и связывать себя со Светом Истины, высшим Учителем, существующим в сознании Бога и неразрывного с ним. Через слова и примеры высший Учитель показывает последователям как почувствовать Бога внутри себя, и выйти из тьмы к свету. Учитель Нанак был скромным носителем этого Света Истины. Он выступал против суеверий, несправедливости и лицемерия и вдохновлял ищущих пением божественных песен, которые тронули сердца даже самых черствых слушателей. Эти песни были записаны и сформировали основы сикхских священных писаний, чтобы затем стать Священной Книгой - Учителем ("Сири Гуру Грантх Сагиб ").

Contents

Учитель Нанак: основные уроки

Хам Джапна - вставать каждый день до восхода солнца, чтобы очистить тело, медитировать, концентрируясь на Имени Бога, и читать высшему Учителю гимны, чтобы очистить разум; в течение дня постоянно вспоминать Имя Бога с каждым вздохом.

Дхарам ди Кират Карни - работать и зарабатывать в поте лица, чтить семейные ценности и практиковать правдивость и честность во всех отношениях.

Ванд Ке Чакна - делиться плодами своего труда с другими и только потом вспоминать про себя. Таким образом, своей жизнью вдохновлять и поддерживать сообщество.

Золотая цепь

Десять учителей сикхов

Основы сикхизма были заложены учителем Нанаком Дев Джи (глубокоуважаемым учителем Нанаком). Учитель Нанак Дев Джи, вместо того, чтобы передать лидерство его учения своим собственным сыновьям (как это было принято в то время) искал кого-то, кто проявит себя как наиболее заслуживающий возглавить общину. Выбрав преемника, учитель Нанак возложил на него руку и объявил его "Ангад" (частью его собственного тела). Впоследствии свет высшего Учителя передавался таким же образом, переходя к человеку, который проявил себя достойным стать новой заменой Нанака.

Каждый из десяти учителей воплощает божественный аспект:

Основные ценности

Сикхи должны разделять следующие ценности:

  1. Равенство : Все люди равны перед Богом.
  2. Божий дух : Все существа - носители Божьего духа и заслуживают соответствующего уважения.
  3. Личные права : Каждый человек имеет право на жизнь, но это право ограничено.
  4. Действия учитываются : спасение - результат действий (добрые дела, память о Боге, и т.д.)
  5. Семейная жизнь : надо быть семейными человеком, обеспечивать и воспитывать детей.
  6. Совместное пользование : Поощряется делиться и давать на благотворительность 10 процентов своего чистого дохода в пользу общины.
  7. Принятие воли Бога : Следует работать над собой так, что чтобы научиться принимать радостные события и несчаcтья одинаково.
  8. 4 Плода жизни : Истина, удовлетворённость, созерцание и Наам (имя Бога).

Запрещенное поведение

  1. Нелогичное поведение : суеверия и ритуалы не имеют смыла для сикхов (паломничество, пост и купание в реках; обрезание; поклонение могилам, идолы, изображения; обязательное ношение покрывала для женщин и т.п.)
  2. Одержимость материальным : ("Майя") накопление собственности не имеет никакого смыла в сикхизме. Богатство, золото, должность, акции, товары, собственность - все останется здесь, на Земле, когда ты уйдешь. Не привязывайся к ним.
  3. Жертвоприношения живых существ : «сати» - самосожжение жен в погребальном костре их мужей; забой ягнят или телят в священные праздники; и любые подобные жертвы запрещены.
  4. Неприятие семейных ценностей : сикх не может жить как отшельник, бомж, йог, монах или давать обет безбрачия.
  5. Никчемные разговоры : не допускается хвастовство, сплетни, ложь и т.д.
  6. Самоотравление : алкоголь, наркотики, табак и потребление других одурманивающих веществ не допускается.
  7. Нет жрецов или священников : сикхи не должны зависеть от священника для выполнения каких-либо религиозных функций.

Техники и методики

  1. Наам Джапо :- Безвозмездная работа («сева»Sewa), медитация и молитвы («симран»Simran), духовная музыка («киртан»Kirtan)
  2. Кират Карни :- Искренность, заработки, труд и т.д. с памятью о Боге
  3. Ванд Кай Шако :- Кормление нуждающихся, организация бесплатной столовой («лангар») , пожертвование 10% дохода на нужды общины и т.д.

Некоторые дополнения

  1. Не Сын Божий : Учителя были не в христианском смысле "сыны Божьи". Сикхизм говорит, что мы все дети Божьи и соответственно, Бог - наш отец/мать.
  2. Всем “Добро пожаловать!” : Члены всех религий могут помещать сикхские храмы (гурдвары), но должны соблюдать определенные правила, принятые у сикхов - покрыть голову, снять обувь, не курить и не пить опьяняющие.
  3. Многоуровневый подход : Сикхизм признает концепцию постепенного достижения своих целей в качестве адепта веры. Например, «сахадждхари» («постепенно становящиеся», «идущие по пути») - сикхи не придерживаются всех 5К, но остаются полноправными сикхами.

Примечание

В языке Панджаби, на котором написаны священные тексты сикхов, у слова «Бог» нет половой принадлежности. К сожалению, при переводе невозможно корректно это передать, и смысл искажается, создавая впечатление, что Бог является мужчиной или женщиной. Это не верно. Читатель должен помнить об этом каждый раз, когда видит упоминание половой принадлежности слова «Бог», например «Он», «Его» и т.п.

См. также

External links

  • Сикхизм по Йоги Харбхаджан Сингху (Sikhism according to Yogi Harbhajan Singh)
Structure :

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Наверняка в фильмах или на фотографиях вам встречались эти смуглые длиннобородые мужчины с огромными тюрбанами на голове, которые у многих непременно ассоциируются с Индией? Так вот – это и есть сикхи.

При этом они далеко не типичные индийцы. Это удивительный народ: они имеют свою религию, но не имеют автономии, они прячут в тюрбане или под одеждой оружие, но выступают за добро и любовь к ближнему.

Сегодня мы хотим рассказать вам о том, кто такие сикхи в Индии. Статья ниже поведает, что это за народ, сколько их насчитывается по всей планете, где и как они живут, каковы основы их учения и какие традиции считаются у них священными. А еще вы непременно узнаете, что такое правило пяти «К».

Что же, начнем — впереди много интересного!

Сикхи – кто это?

Слово «сикх» с языка хинди переводится как «ученик, преемник». И это верно – все сикхи в первую очередь являются последователями сикхизма.

Большинство сикхов относятся к национальности пенджабцев. Это неудивительно – домом многих сикхов является штат Пенджаб в северо-западной части Индии, где пролегает пакистанская граница.

Местоположение во многом сказалось и на религиозных идеях учения, и на характере самого народа. Дело в том, что Пенджаб исторически располагался на стыке двух культур – индийской и мусульманской. Сикхи пошли третьим путем – в 16-м столетии они создали собственную религию, в чем-то вобравшую черты индуизма и ислама, но все же абсолютно другую.

В то же время вечное религиозное противостояние порождало бесконечные войны. Такая обстановка обязывала сикха самому становиться воином, иметь при себе оружие и ревностно отстаивать свою свободу. Подобно тамилам в Шри-Ланке или испанским баскам, они старались создать собственное суверенное государство, но все заканчивалось кровопролитием, не приводя к успеху.

Сегодня по всему миру насчитывается более 25 миллионов представителей сикхизма. Порядка 80% из них живет в Индии, среди которых трое из четырех – жители Пенджаба. Остальные живут в индийских штатах, как например Харьяна, Кашмир, Химачал-Прадеж и в столичном Дели.


Дели, Индия

Немало сикхов проживает также за пределами Индии: в США, Канаде, Великобритании, Таиланде, Малайзии, восточных африканских республиках, на Фиджи. Несмотря на широкую географию, их всех объединяет одно – вера, единый язык пенджаби и доброта, скрывающаяся за воинственной внешностью.

Исторический экскурс

Сикхизм зародился благодаря гуру по имени Нанак. Он любил исследования, путешествия, в числе покоренных им городов была даже Мекка. В начале 16-го века он переехал в Пенджаб и стал там нести в массы свое учение, которое обрело множество последователей.

Две сотни лет звание гуру передавалось по линии преемственности. Именно главный учитель был главой организации, держащим всю власть в своих руках. Однако при десятом по счету главе Гобинде Сингхе власть гуру, передаваемая по наследству, была отменена – с этих пор все решала община, так называемая хальса.


Последователи Гобинда разделили все земли сикхов на 12 частей – мисалей. Однако это оказалось не лучшей идеей – предводители каждых мисалей развернули политическую борьбу между собой.

В самом начале 19-го столетия у «руля» встал Ранджит Сингх и превратил территорию в настоящую империю. При нем она достигла расцвета и занимала часть земель современной Индии, Пакистана, Афганистана.

Все изменилось, когда в 1849 году британская армия нанесла сильное поражение сикхам и сделала их частью Индии, ставшей английской колонией. На дальнейшую историю, уже веком позже, также повлияли британцы: в 1947 году, после Второй мировой войны, они уже не могли иметь колоний. Британскую Индию разделили на современную Индию и Пакистан, а от него позже отделился Бангладеш.


На территории Пенджаба начались волнения, снова поднялось мусульманско-сикхийское противостояние. Штат был поделен на две части: восток отошел Пакистану, где преобладал ислам, а запад – Индии. Сикхи вынуждены были переселиться на индийскую часть Пенджаба. В 1966 году от нее отделился штат Харьяна, где сейчас тоже проживает немало сикхов.

В 70-х годах прошлого столетия начала накаляться обстановка из-за разногласий с индуистами. В религии сикхизма появились сепаратисты, которые желали создать отдельное государство Халистан и обнесли забором Золотой храм, который находится в Армитсаре и считается священным местом всех сикхов.

Известный политик Индира Ганди выступила резко против подобного сепаратизма, в результате чего погибли люди. Это подняло волну возмущения среди сикхов, и в 1984 году из мести ее застрелили два собственных охранника, которые являлись сикхами.


Индира Ганди (1917—1984)

Весь индийский народ восстал против сикхов, сотни людей погибали. Такая напряженная обстановка продолжалась десятилетие и унесла около двадцати тысяч жизней противоборствующих сторон.

Сейчас атмосфера в Пенджабе довольно спокойная: сикхи неплохо уживаются с индийцами. В государственном аппарате встречаются последователи сикхизма на высоких должностях, а каждый пятый офицер армии – сикх.

Основы учения

Адепты сикхизма верят, что Бог един, вездесущ, непостижим и трансцентентен. Он дарит любовь, сострадание, не ведает страстей и гнева.

Творца с точки зрения сикхизма можно рассматривать по-разному:

  • Ниргун – всеведающий Абсолют;
  • Саргун – Бог внутри нас, который помогает духовно расти.

Есть только один Бог, не может быть иных божеств, духов, демонов. Поклонение Богу возможно только в медитативных практиках, которые заключаются в повторении его священного имени и пении молитв.


Человек не может родиться или умереть – он существовал всегда, а после физической смерти просто соединяется с Природой, возвращаясь к Богу, и это есть счастье. Именно поэтому в сикхизме нет понятия ада, рая, греха и кармы.

Учение говорит о пороках, к которым относятся:

  • похотливая страсть;
  • злость;
  • подчиненность;
  • алчность;
  • эгоизм.

Они не нужны человеку, ведь любым плохим поступкам Природа будет оказывать сопротивление на жизненном пути.


Главными добродетелями можно назвать:

  • любовь;
  • честность;
  • милосердие;
  • чувство меры;
  • смирение.

Для сикхов все люди – братья, достойные любви. Основные правила записаны в Священном тексте, который называется «Ади Грантх». В главной Святыне – Золотом храме – постоянно проходят службы, на которые ежедневно собираются сотни верующих.

Каждый сикх должен хотя бы раз в жизни не просто посетить Золотой храм, а вымыть там пол – это служит лучшим проявлением веры и смирения.

Повседневная жизнь и ценности

Большая часть сикхов входит в сословие джатов – касту пенджабских землевладельцев. Они занимаются в основном сельским хозяйством, причем весьма успешно.

Не зря сикхи считаются одним из богатейших народов Индии. А в том, чтобы встретить на улице зарубежных городов вроде Лондона или Нью-Йорка молодого человека на дорогой машине и с тюрбаном сикха на голове вовсе нет ничего удивительного. Они могут находиться в любом уголке планеты, но при этом остаются верны своей традиции.


Сикх – хороший хозяин в своем доме. Повзрослев, молодые люди заводят семьи, где главой считается мужчина. Но при этом у женщин равные с мужчинами права, они могут сами выбирать род деятельности, их мнение весомо в принятии семейных решений.

У сикхов всего две фамилии. Всем мужчинам дается фамилия Сингх, что значит лев, а девушкам – Каур, то есть львица.

Сикхи по своей природе очень добрые и отзывчивые. Неспроста среди иностранных туристов, приезжающих в Индию, ходит негласная поговорка: «Хочешь попросить помощи – попроси ее у сикха».

Действительно, они стараются распространять милосердие повсюду. В этом легко убедиться, если прийти в любой храм: здесь всегдаголодные могут найти еду, а бездомные – кров. Они считают, что человек человеку брат, поэтому занимаются благотворительностью, если имеют возможность.

При этом сикхи убеждены, что каждый должен проявлять уважение к свободе других. За эту идею они готовы бороться с оружием в руках.

У сикхов даже есть специальный танец , который показывает высокую степень владения боевыми искусствами, – гатка. Он использовался на протяжении 17-19 веков при борьбе с противниками.

Приверженцы сикхизма ведут праведный и здоровый образ жизни. Так, например, они строгие противники мясоедения и курения.

Сикхизм не отличается большим количеством обрядов,но все же некоторые его обычаи являются священными. Пожалуй, главный из них – посвящение, в ходе которого происходит омовение – амрит. Стать сикхом может каждый, несмотря на пол, расу, род или национальность.

Каждый сикх должен соблюдать правило пяти «К» и всегда иметь следующие атрибуты:

  • кэш – волосы, которые нужно прятать под тюрбан и не следует стричь;
  • кангха – гребень для фиксации волос;
  • кара – браслет из стали или другого металла, который выступает своего рода оружием;
  • качха – легкие брюки, которые играют роль нижнего белья;
  • кирпан – спрятанный меч, который используют крайне редко, лишь для самообороны.

Мужчины выглядят весьма колоритно: штаны, рубашка, жилетка и обязательно тюрбан, или пагри, который им не разрешается снимать при посторонних. Длина ткани для него достигает пяти метров, а то и больше, поэтому иногда можно встретить просто гигантские пагри.


К внешнему виду сикхи относятся со скромностью, мужские стрижки, бритье и женский макияж считают излишеством.

Женщины обычно надевают юбки иголовной убор.


Заключение

Вот мы и познакомились с этим удивительным народом, его культурой, историей, религией. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, если хотите узнать еще больше о мире Востока.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

(духовным учителем) Нанаком ( -).

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек , 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна . Это девятая по численности последователей религия в мире .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак , родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб , округ Лахор , Пакистанский Пенджаб).

    Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

    После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию , гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе , где и сформировалась сикхская община . Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

    Морально-этические нормы сикхизма

    Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

    Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом - веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами - можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и люди не могут выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними - это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи - и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен жить в оптимизме, радости и надежде.

    Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех - манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие - это отвратительное проявление эгоизма .

    Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

    В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке - но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

    Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

    Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

    Сикхизм о душе и реинкарнациях

    Человек не начинает свою жизнь с пустого места - он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несёт ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать всё своё прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

    Сознавание своего «Я» - это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом - до уровня Природы, и дальше - до уровня Бога. Сикхи - не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

    Учителя сикхов

    С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать - это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

    Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. ) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью, Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.

    Ритуалы

    Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов , который обозначился к началу XVIII века . Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

    • Провинцию Пенджаб , современный Пакистан
    • Штат Пенджаб , современная Индия
    • Союзную территорию Чандигарха , Индия
    • Штат Харьяна , Индия
    • Штат Химачал-Прадеш , Индия
    • Бывшее «туземное государство» Джамму , Индия
    • Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
    • Зону племён, Пакистан
    • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
    • Части северо-восточного Афганистана

    После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично - «туземных государств», частично - территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор .

    Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) - Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

    С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в , конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета , с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

    После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

    Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556-1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха , власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам , и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

    С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов ; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди - в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан . Решение

    Особое место в сикхской культовой практике принадлежит общей, совместной сикхской молитве. Сикхское моление может проводить любой сикх; эта была заведена для того, чтобы не вызывать к жизни целый класс священников с их претензиями на власть. Проводить его может даже женщина, потому что провозглашает и проводит в равенство мужчины и . Это может быть обычное чтение гимнов киртан или совместный молитвенный с элементами проповеди, который называется ардас.

    Предрассветная совместная молитва в храме является одной из самых святых сикхских традиций. Общей молитвой в храме сикхи приветствуют наступление нового дня, благодарят Бога за спокойно проведенную ночь и испрашивают Его благословения на дневные дела. Такая утренняя молитва называется киртан (буквально: «прославление»). Во время нее исполняются начальные страницы Ади Грантх. Это Мул (буквально: «корневая мантра»), которая открывает Книгу. Собрание из 26 гимнов Нанака Джапджи, расположенное вслед за «Мул Мантрой», содержит сикхский веры и исполняется каждый день. После этого распределяется карах прасад. Обязательная для всех ежедневная храмовая молитва на этом завершается, и дальнейшее храмовое расписание зависит от многих обстоятельств. Обычно стараются, чтобы в храме было проведено за день пять полных молитвенных служб (число 5 в сикхизме священно). В течение дня в любом случае обязательно исполняются определенные части Ади Грантх. Поэма Аса-ди Вар гуру Нанака, Ананд Сахиб, сочинение гуру Амар Даса, или Сукхмани, написанная гуру Арджуном, исполняются чаще всего. По окончании чтения этих молитв также распределяется карах прасад.

    В течение дня, после обязательных молитв, почти всегда проводится ардас. Этот вид совместного моления сикхской общины, содержащий элементы проповеди, проводится во всех сколько-нибудь значимых случаях в жизни общины или отдельного ее представителя. Во многих случаях проведение ардаса по просьбе сикха или его семьи отмечает важные моменты и переходные точки жизненного пути человека. Ардас совершается перед началом , перед всяким важным делом, перед вселением в новый дом. Ардас всегда проводится во время ритуалов жизненного цикла. Для участия в молении ардас сикхи собираются в храме или на дому у того, по чьей просьбе оно проводится. Собравшихся должно быть не менее пяти человек, как это вообще принято в сикхизме, и обязательно действо проводится в присутствии Гуру Грантх.

    Молитвенный ритуал ардас принят в хальсе со времен гуру Гобинд Сингха и имеет четкую структуру. Все присутствующие принимают активное участие в молитве, часто восклицая знаменитую сикхскую формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». В первой части молитвы произносится несколько стихов из Книги, в которых упоминаются Бог и все десять гуру. Во второй части моления сикхи вспоминают свою героическую историю и говорят о том, как община прошла через испытания. Они призывают помнить о прошлых испытаниях и победах Пантха, а также о святых мучениках сикхской , о «тех верных членах хальсы, кто был обезглавлен за веру, четвертован, скальпирован, колесован, распилен на куски; кто принес свои жизни в жертву, защищая святые гурдвары, никогда не отказываясь от своей веры; тех, кто был тверд в своей верности нестриженым волосам истинного сикха; передан им свою милость, о хальса, и призови Бога, говоря Вахигуру». В третьей части моления ардас упоминается повод, по которому оно проводится, и приводятся религиозные формулы и тексты, подходящие к случаю. Заканчивается моление пожеланиями благополучия всей хальсе. Его обычно исполняют в унисон все члены общины. После ардаса карах красил распределяется всем присутствующим.

    Во время Бхог, завершающей, вечерней части ежедневного чтения, перед общиной сангат исполняются шлоки гуру Тегх Бахадура Мундавни и Раг , то есть последние четыре страницы Книги. Затем Книга накрывается покрывалом румал. и на сегодня ее оставляют отдыхать.

    Главная религиозная церемония в жизни сикха, это без сомнения, церемония посвящения в сикхскую общину, хальсу. Она называется амршпа-саискар или пахул. Посвящение в общину проводится в сикхском храме в присутствии всей общины или в сикхском ломе в присутствии родственников и друзей сразу для многих мальчиком и девочек. достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Обычно это молодые люди из сикхских семей. Провозглашенная сикхскими гуру возможность вступления в сикхскую общину для представителей любой веры и происхождения теоретически остается в полной силе, но практически теперь не реализуется. Сикхская община сама превратилась в своего рода замкнутую кастовую группу, и для нее также характерны наследственные профессии, браки внутри общины (эндогамия) и культурное своеобразие. В этом проявилось действие социальных механизмов индийского традиционного общества. Более того, в этом обществе закрытость общины воспринимается со стороны других сект и каст как правильная и естественная.

    Ритуал проводится так, как некогда его совершил десятый гуру Гобинд Сингх, учреждая хальсу. Для проведения ритуала избираются пять особо уважаемых членов общины, которые в память о первых героических посвященных в хальсу сикхах называются Панч Пьяре. Эти пятеро должны иметь при себе все полагающиеся члену хальсы пять символов. Сами принимающие посвящение должны перед этим совершить омовение и надеть чистые одежды. Обряд проводится перед Книгой Ади Грантх. Один из посвящающих рассказывает собравшимся неофитам о принципах хальсы и спрашивает, принимают ли они их. После того как те дали согласие, один из посвящающих начинает читать молитву. Одновременно для церемонии приготовляется в железном сосуде амрита - особый ритуальный напиток, символ бессмертия, которому в обряде посвящения отводится главная роль. Ее готовят пять посвящающих. Они ставят в центр большой железный сосуд с водой, взятой из пруда около Золотого Храма, и сладкими добавками. По очереди они читают молитвы и гимны из Ади Грантх, при этом размешивают воду мечом. (Сикхская традиция гласит, что при первых гуру амрита не приготовлялась и обряд посвящения в сикхи был другим. Тот, кто хотел стать сикхом, пил воду, в которой были омыты ноги гуру, - в знак полного подчинения его воле.)

    Когда напиток готов, начинается собственно посвящение. Каждый кандидат вызывается для принятия амриты. Он или она складывает руки в пригоршню, чтобы жидкость не проливалась, и выпивает пять раз полную пригоршню, приговаривая вслед за произносящими молитву Панч Пьяре формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». Затем ему пять раз брызгают амритой в глаза и лицо, пять раз на голову и волосы. Всякий раз вступающий произносит сикхскую молитвенную формулу. Затем вступающий пьет амриту прямо из сосуда. После этого он читает пять раз молитву «Мул Мантра». Затем Панч Пьяре рассказывают новообращенным о правилах поведения сикха и других важных указаниях сикхских гуру. С этого момента прошедшие обряд считаются принятыми в хальсу. Они получают добавление к имени Сингх («Лев») для мужчин и Каур («Принцесса») для женщин. Новообращенные сикхи получают все права члена общины: они могут отныне посещать все собрания, сикхские святыни и вступать в брак. Обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно. Важнейшие из этих обязанностей - ежедневно совершать молитвы, передавать 1/10 своего дохода на цели общины и носить атрибуты хальсы, «пять К». Главными грехами, которые сикх не должен допускать, считаются: стрижка волос и бритье бороды и усов; употребление мяса, приготовленного по мусульманским правилам; нарушение супружеской верности; употребление табака.

    В сикхизме предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по каким-либо причинам (в том числе и по причине совершения греха) выбыл из общины. Такие люди должны сообщить о своей причине Панч Пьяре, выдержать возложенное наказание и после этого могут присоединиться к остальным посвящаемым.

    Сикхизм прославляет обычную семейную жизнь как фундаментальную основу бытия. Служение Богу в простоте будничных дел, провозглашенное гуру Нанаком, не предполагало совершения особых ритуалов. Но существующую у всех народов традицию сопровождать особыми обрядами узловые, переходные моменты в жизни человека сикхизму изменить не удалось. Третий гуру Амар Дас разработал сикхские обряды, знаменующие рождение, церемонию бракосочетания и похоронный ритуал.

    Наречение имени. При рождении ребенка практически сразу проводится специальный обряд. На кончик кирпана (сикхского кинжала) берется капля меда или сладкой воды, над ним прочитывается молитва «Мул Мантра», и этот освященный мед кладется прямо с кинжала в рот новорожденного. Подобный обряд есть и в индуизме, но освященный молитвами мед кладется в рот ребенку с третьего пальца правой руки. Это символизирует предрекание сладкой жизни явившемуся на свет божий. Когда мать младенца окрепнет настолько, что сможет выходить из дому, она идет с родственниками и друзьями в гурдвару, где будет проведен обряд наречения имени младенцу. Как правило, это бывает, когда ребенку" всего несколько дней. В присутствии всей общины читается часть Гуру Грантх, выбранная произвольно. Главный содержательный момент обряда состоит в том, что Священная Книга Ади Грантх раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Все члены общины могут предлагать свой вариант имени, а родители выбирают его. Строгих предписаний насчет выбора имени нет: используются индуистские, даже мусульманские и европейские имена, хо-тя есть и излюбленные - имена гуру и других великих людей. Добавление к имени «Сингх» или «Каур», по которым сикхи так известны, они получают в момент посвящения (если таковое имеет место) в хальсу. После того как имя выбрано, читается завершающая молитва «Ананд Сахиб», и всем присутствующим устраивается угощение.

    Бракосочетание в сикхизме совершается во время церемонии ананд карадж, которая, как считают исследователи, имеет много общего с индуистской. Сахадждхари-сикхи тоже проводят именно такую церемонию бракосочетания. В 1909 г. был принят специальный «Anand Marriage Act», который легализовал браки, заключенные по сикхским традициям. В брак не вступают родственники и свойственннки. Первые шаги в организации брака предпринимают родители молодого человека. Сваты жениха приходят в дом невесты, где их должны хорошо; принять, угостить и выслушать. Если предложение принимается, то родственники невесты пересыла-ют жениху со сватами кинжал кирпан и сласти. Все это проводится в присутствии Ади Грантх Удобную для всех дату назначают сами родственники.

    У сикхов нет обычая давать за невестой приданое. Накануне бракосочетания вечером жених с друзьями и родственниками идет к дому невесты или в гурдвару, где невеста уже ждет его, и будущие су-пруги могут познакомиться, если до этого не знали. друг друга. Читаются гимны из Ади Грантх, и потому все расходятся. Сама церемония бракосочетания проводится на рассвете. Сикхская община собирается в гурдваре, где проводятся молитвенные приготовления, приходят музыканты. Бракосочетание проводится перед Книгой Ади Грантх - как в присутствии гуру. Невесту усаживают по левую руку от жениха. Ведущий церемонию уважаемый сикх произносит благословляющие брак молитвенные формулы и читает специальный свадебный гимн Лаван (Лава), который сочинил гуру Рам Дас. Он рассказывает молодым об их новых обязанностях и о том, что брак - это союз для духовного развития и жизненной поддержки, а не для физических наслаждений. После этого невесте дают в руку кончик шарфа ее жениха, и они четыре раза обходят вокруг Священной Книги Ади Грантх, жених впереди, невеста за ним. При этом четырежды читаются свадебные гимны. Это главный момент церемонии. После этого читаются другие гимны и молитвы из Ади Грантх. По окончании церемонии для гостей устраивается угощение - обычно стороной невесты. В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа.

    В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Сикхские гуру порицали индуистский обычай добровольного самосожжения вдовы на погребальном костре мужа, который называется . Гуру Амар Дас говорил, что настоящая сати - это такая жена, которая умирает от потрясения, узнав о смерти мужа. В случае второго брака или брака со вдовой также проводится церемония ананд карадж.

    Похоронный обряд. Если это возможно, около постели умирающего собираются родственники и друзья, которые читают молитвы Джап джи или Сукхмани. В момент смерти они произносят молитвенную формулу «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». Плач, рыдания, оплакивание и другие проявления эмоций абсолютно запрещены в сикхизме. тела, как считается, дает душе возможность соединиться с Богом. обмывается, обряжается и снабжается пятью атрибутами хальсы, и процессия направляется на место кремации, которое бывает устроено на берегу или водоема. Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во многом общие с индуистскими. Читаются гимны из Ади Грантх. В том случае, если кремацию невозможно осуществить, останки предаются воде. Осиротевшая , как правило, проводит Патх - сплошное чтение всей Книги Ади Грантх, которое обычно длится семь дней и долее. Период траура длится четыре-десять дней. На десятый день друзья и родственники собираются на молитвы Бхог, то есть чтение последних четырех страниц Ади Грантх; считается, что эти молитвы и гимны особенно важны для души умершего. После этого проводится поминальная трапеза. Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения для предков, которые у индуистов называются шраддха. Также не принято ставить памятники в честь умерших. Сикхи верят в перерождение и бессмертие души.

    , Великобритания , Фиджи

    Происхождение

    Расселение и численность

    В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии, в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании и др. Общая численность свыше 20 млн человек. В Индии проживают 19,215,730 человек , в Великобритании - 389,000 , на островах Фиджи - 4,674 . Этническая основа сикхов - пенджабцы .

    Социальная структура

    Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные .

    Учения сикхов

    Сикх означает «ученик». Сикхи являются учениками универсального религиозного учения. Это учение было передано в Индии десятью духовными учителями, которых называли Гуру . Первым из них был Гуру Нанак , который родился в Северной Индии в пятнадцатом веке, когда люди были очень угнетены, но зато процветали невежество, преступления, неуважение и мошенничество. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и, что нам нужно любить Бога , что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа . Бог - всемогущий и всепронизывающий Творец, непостижимый и недосягаемый. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа - он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме - он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения. Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии - это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

    Священная книга сикхов

    Морально-этические нормы сикхизма

    Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу. Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто никого не принуждает к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни. Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи. Страшным грехом считается манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие.

    Ритуалы сикхов

    Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (правило пяти «К»):

    • Кеш (Kes) - нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму
    • Кангха (Kangha) - гребень, поддерживающий волосы
    • Кара (Kara) - стальной браслет
    • Качх (Kaccha) - короткие штаны в качестве нижнего белья
    • Kирпан (Kirpan) - меч или кинжал, спрятанный под одеждой

    Это обязательные правила. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других. Погребальная церемония сикхов - кремация, после совершения которой пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви. Обряды и ритуалы помогают придать идеалу осязаемую форму. Каждая душа индивидуально неповторима, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

    Сикхи и сикхизм в современной Индии

    С разделом бывшей Британской Индии в 1947 г. на Индию и Пакистан между мусульманами и сикхами разгорелись конфликты, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 г. территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата - Харьяны . Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 70-х гг. ХХ в.: сикхи обвинили индуистское большинство в дискриминации. Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан . В начале 80-х гг. ХХ в. особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством главная святыня сикхов - Золотой храм в Амритсаре - была превращен в укрепленную крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди , премьер-министр Индии, была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая унесла жизни тысяч сикхов. В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии традиционно воинственнные сикхи занимают 20 % всех должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение - например, при выборе брачных партнеров. Многие сикхи занимается сельским хозяйством и являются успешными фермерами .

    Одежда

    Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову .

    Примечания

    Ссылки

    Литература

    • Альбедиль М. Ф. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / М. Ф. Альбедиль. - М., 1996. - С. 161-164.
    • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии / А. Володин // Народы Африки и Азии. - 1989. - № 1. - С. 214.
    • Захарьин Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV - первой половине ХIХ вв / Б. А. Захарьин. - М., 2000, С. 40.
    • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивиллизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001. - С. 371
    • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - С. 482.
    • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 474 с.
    • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. - 2009. - P. 96.
    • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. - New York, 1995. - P.105.
    • - 1) последователи сикхизма. Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (17 нач. 18 вв.) и создали свое государство (1765 1849) в Пенджабе. Современные сикхи живут главным образом в индийском шт. Пенджаб;2) народ, выделившийся из пенджабцев.… … Большой Энциклопедический словарь

      Ов; мн. (ед. сикх, а; м.). Последователи сикхизма. ◁ Сикхский ая, ое. * * * сикхи 1) последователи сикхизма. Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII начало XVIII вв.) и создали своё государство (1765 1849) в Пенджабе. Современные… … Энциклопедический словарь

      О народе см. Сикхи (народ). Бог монотеистических культур основные понятия … Википедия

      Кханда наиболее значительный символ сикхизма Сикхизм (от пандж. ਸਿੱਖੀ, «сикх», «последователь, ученик») религия, основанная в Пенджабе, в северо западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469 1539). К 1990 сикхский … Википедия

      Республика Индия, гос во в Юж. Азии. Др. инд. название Sindhus от названия реки Синдху (совр. традиц. Инд). От него авест., др. перс. Hindu, далее др. греч. и латин. India, откуда русск. Индия и аналогичные названия в других европ. языках: англ.… … Географическая энциклопедия

      - (на языке хинди Бхарат), Республика Индия, государство в Южной Индии. 3,3 млн. км2. Население 953 млн. человек (1996). Индия многонациональное государство; наиболее многочисленны хиндустанцы, телугу (андхра), маратхи, бенгальцы, бихарцы, тамилы … Энциклопедический словарь

      Распад империи Великого Могола - Колонизаторская деятельность западноевропейских Ост Индских компаий В XVII в. судьбы народов Индии перестали определяться только внутренним развитием индийского общества. В двери Индии, одной из богатейших стран Востока, давно уже стучались… … Всемирная история. Энциклопедия

      Исламская Республика Пакистан, гос во в Юж. Азии. Гос во Пакистан образовано в 1947 г., но его название было предложено еще в 1931 г. По замыслу автора оно имеет двоякую расшифровку. При чтении по буквам: П Пенджаб, А Афгания (Северо Западная… … Географическая энциклопедия

      - (от этнос и позднелат. confessio вероисповедание), этническая группа, обособленная вследствие религиозной принадлежности её членов (например, друзы в составе ливанцев, сикхи панджабцев). * * * ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ… … Энциклопедический словарь