Симптомы просветления. Просветленные. Мифы и реальность. Какой он, просветленный человек? Признаки, которые ни с чем не перепутать

Решил записать своё видение состояния или состояний, которые являются сигналом к тому, что с Вами скоро может случиться Просветление.
Итак, Признаки скорого Просветления:

1. Никто Вас не понимает, а Вы не понимаете других. Словно Вы говорите на одной волне, а другие на - других волнах. И они не пересекаются.
2. Ощущение, что Вы разговариваете со спящими людьми. Как наподобии в случае с лунатиками. Они говорят во сне, что-то делают. Но при этом они спят. Это ощущение постепенно ближе к Высшему Просветлению - всё нарастает и нарастает.
3. Вы всё чаще ловите себя на том, что ни о чём не думаете и Ваш взгляд какбы смотрит в никуда или сквозь материальные предметы, куда-то вдаль.
4. Ощущение электрического покалывания по коже, особенно в районе мозга.
5. Мозг словно становится тяжёлым или на него что-то давит энергетическое со всех сторон. И внутри мозга (по всей его площади) чувствуется электричество. Иногда это может становиться даже некомфортным ощущением.
6. Иногда ловите себя на том, что вообще не дышите (обычно на выдохе). Приходится заставлять себя дышать нормально, и контролировать этот процесс волевым усилием.
7. Возникает ощущение, что Вас нет. Что есть только присутствие чего-то, что Вы вот-вот поймёте.
8. Вы ловите себя на том, что Ваши желания исполняются. При этом Вы не желали исполнения этого, а это было какбы тенью желания, т.е. неявной мыслью, без всякого Вашего усилия. Это просто коснулось легонько Вашего сознания, и что-то в глубине Вас какбы сказало "пусть будет". И это исполнилось.
9. Всё чаще замечаете, что Ваше лицо полностью расслаблено. И Вам просто лень делать из лица какую-либо мимику. Если Вы с кем-то говорите и он рассказывает шутку - Вам нет желания даже изобразить улыбку и т.д. Вы полностью пребываете внутри (за своим лицом). И смотрите оттуда в полном спокойствии. Лицо для Вас как неживая маска, которой Вы больше вообще не доверяете, т.к. понимаете, что то, что Вы есть - оно передать просто не в состоянии. Да и не видите для себя больше смысла одевать какие-либо маски на свою вечную Суть.
10. Вдруг появляются порывы сказать всему миру, что ВЫ ВСЕ СПИТЕ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ - но тут же ловите себя на том, что это бесполезно.
11. Иногда не понимаете зачем нужно ложиться спать. Этот процесс кажется Вам совершенно непонятным. Поэтому не ложитесь спать очень долго. А когда ложитесь - то долго чувствуете, что спать-то Вы не собираетесь, а легли просто, чтобы расслабиться и подумать о чём-то глобальном. И в этом состоянии проваливаетесь во что-то, что похоже на сон, словно растворяетесь в бесконечном пространстве.
12. Вы начинаете чувствовать, что с Вами в любой ближайший момент может произойти что-то, что Вы не сможете контролировать. Что Вы окажетесь во власти чего-то очень могущественного, что полностью уничтожит всё Ваше прежнее понимание, знания, основы и т.д. Это чем-то похоже на пребывание около пропасти - Вы не знаете, толи Вы сейчас полетите, ведомые неизвестной Силой, толи камнем полетите вниз. Но Вы понимаете, что в любом случае Вам придётся шагнуть вперёд. И неизвестность пугает Вас. Но в тоже самое время она чем-то похожа на приближение экстаза, которому Вы отдаётесь. И Вы не пытаетесь это понять, Вы просто это чувствуете. И это чувствование - это единственное знание, которое у Вас есть. И больше нет никого и ничего, что способно Вам помочь или объяснить происходящее.

Эти признаки могут помочь Вам на Пути. Т.е. не бороться с этим, а просто правильно их понимать. И уж конечно не бояться этого и не думать, что Вы сходите с ума и т.д.

(с) Веретенников Сергей Васильевич

В различных духовно-эзотерических кругах эти два явления – просветление и духовное пробуждение – часто путают, трактуют по-разному, отождествляют и вообще не понимают. Потому что понять это можно только в одном случае – по-настоящему пережив это.

Любые объяснения – это лишь описания, концепции, и они не передают Истину, а лишь указывают на нее тем или иным образом, с той или иной стороны. Это подобно дорожному указателю, на котором написано название города, и стрелкой показано, где он находится. Или же это можно сравнить с картой, на которой в двухмерной плоскости изображена схема города. Многие духовно ищущие отождествляют указатель с тем, на что он указывает, или – карту с территорией. Из-за этого и возникают разногласия, путаница и бессмысленные споры.

В этой статье я попробую простыми словами описать разницу между духовным пробуждением и просветлением, перечислю основные признаки и симптомы того и другого, опираясь на свой опыт. Просто имейте в виду, что этот текст – просто еще одно описание, всего лишь один из указателей, а не Истина. Словами Истина не передается, никто и никогда не смог сделать это, и не сможет. Просто посмотрите в том направлении, куда указывают слова, вы должны сами обнаружить Высшую Реальность.

Источник материала — http://pro-svet.at.ua/index/0-146 .

В чем разница между просветлением и духовным пробуждением?

Я говорю исключительно из своего опыта. Вам не нужно в это верить, лучше считайте это моей точкой зрения и исследуйте самостоятельно. В своей книге «Просветление за полчаса» я настаиваю именно на этом – не верьте никому и ничему, исследуйте сами . Я могу лишь показать направление к Истине, но идти вам придется самим.

Первым случается духовное пробуждение , это намного более распространенное явление, чем просветление. Духовное пробуждение происходит в различных религиях, духовных (и не духовных) практиках, в различных системах самосовершенствования и самопознания. А иногда оно происходит и вне практик, совершенно неожиданно и без видимых причин. Есть множество описаний признаков и симптомов духовного пробуждения, и все они настолько разные, что в общей массе это выглядит как-то запутанно, противоречиво и сомнительно. Я выделил самые общие моменты , самые главные, универсальные, которыми и поделюсь здесь.

Духовное пробуждение – это пробуждение от иллюзии бытия телом-умом-личностью. Происходит осознание, что я не тело, не ум, не личность. Это разотождествление может произойти мгновенно, а может растянуться на годы, пока это понимание не станет абсолютно явным и очевидным.

В духовных кругах говорят, что духовное пробуждение – это осознание своей духовной природы. Я бы сказал проще – это осознание своей не-материальной природы. Со словом «духовность» связано много непонимания, искажений и откровенно неверных трактовок. Поэтому я бы предложил выйти за пределы религиозной терминологии и назвать это осознанием себя как Сознания.

Момент (или период) духовного пробуждения может сопровождаться различными яркими и необычными переживаниями, «спецэффектами» и озарениями, и их спектр очень большой. Это может быть переживание света, божественных звуков, видение ангелов или Богов, чувство переполняющей любви, экстаза, ощущение единства и т.д. В моем случае это был выход из тела в бодрствующем состоянии, когда я начал видеть не через глаза, а каким-то иным, непостижимым образом. Это сопровождалось непередаваемым «ВАУ!», и подтвердило то, в чем я и так уже был почти уверен – что я не тело, а сознание. У каждого свои спецэффекты, но общий знаменатель духовного пробуждения всего лишь один – осознание себя сознанием, а не материей .

После духовного пробуждения вы уже знаете из своего опыта, что человек в основе своей – сознание, а тело-ум-личность – это просто временная одежда. Исчезает отождествление с этими внешними вещами. Точнее, это отождествление осознаётся как иллюзия. Но это еще не просветление. На этом уровне всё еще есть некоторая двойственность «я» и «другие», даже если эти другие – тоже духовные существа, пусть и в оболочках.

Когда происходит просветление, иллюзия двойственности (множественности) прекращает восприниматься как реальность. Это еще труднее объяснить словами. Да, есть видимость разных людей, объектов, явлений и событий, но вместе с тем есть понимание адвайты, осознание недвойственности. И это тоже может сопровождаться различными спецэффектами.

Кстати, о спецэффектах. Это побочные вещи. На них вообще не следует ориентироваться. Все эти описанные в интернете признаки и симптомы – это широчайший спектр переживаний, и они не обязательно связаны с духовным пробуждением или просветлением. Мне периодически встречаются в интернете красивые истории типа «О, у меня было такое-то переживание, значит я пробуждаюсь (или пробужден, или просветлен)». Чаще всего это красивые сказки, которые так приятны для эго. Я даю простой и надежный критерий духовного пробуждения – осознание себя сознанием, а не чем-то материальным . Все остальные критерии могут ввести в заблуждение, причем надолго.

Вернемся к просветлению.

Какие основные признаки просветления?

После просветления все еще могут возникать привычные мысли, которые делят Неделимое на отдельные части, но есть осознание, что это деление условное, искусственное, нереальное. Ум больше не вводит в заблуждение.

Просветление – это осознание Истины, после чего все вопросы растворяются и исчезают. И все ответы, концепции, понимания, накопленные на духовном пути, перестают иметь значение. Просветление – это конец поиска. Конец личности. Конец иллюзиям. Это сат-чит-ананда – вечность-сознание-блаженство. Но жизнь продолжается.

Жизнь после просветления подобна просмотру фильма, в котором вы больше не отождествлены с главным героем, хотя и чувствуете его; вы скорее являетесь самим пространством, в котором и разворачивается весь этот фильм жизни. И этот фильм каким-то непостижимым образом «состоит» из того же материала, что и «вы». Я называю этот материал словом «сознание».

Всё есть Сознание. И от того, что сознание принимает ту или иную форму, оно не перестает быть сознанием. Это одно и то же сознание.

Это непостижимо. Это нельзя понять умом. И это невозможно объяснить словами.

И лишь когда ум утихает и перестает создавать ложные разделения на «я» и «не я», может произойти внезапное просветление – осознание адвайты, недвойственности.

Желаю всем быстрого и радостного духовного пробуждения!

Чем отличается просветление от духовного пробуждения

Новая глава из книги "Просветление за полчаса".

Обычно между этими двумя понятиями ставят знак равенства, но на самом деле есть отличия. Их мы и разберем.

Чем отличается просветление от духовного пробуждения

Желая пробуждения и осознания Истины,
ты чувствуешь себя вовлеченным в дела этого мира
и прилагаешь усилия, чтобы пробудиться
и познать себя как чистое свободное сознание.
Но вся эта вовлеченность в мирские дела,
как и все «твои» усилия просветлеть -
лишь часть сна, иллюзии, фильма жизни.
Это не то, что ты делаешь;
это то, что тебе снится.
Ты - не деятель.

Считая себя действующим существом, ты пытаешься выбраться из Сна Жизни, но действующее лицо является частью сна, а не частью Реальности, поэтому оно не может выйти за пределы сновидения, так же как персонаж в фильме не способен вылезти из экрана в реальную жизнь. Что бы ты ни делал как человек - это часть сценария, и ты всегда действуешь в его рамках, без исключения. Всё, что ты можешь делать как сознание - просто присутствовать, наблюдать, осознавать.

Увидев всё происходящее (включая «главного» персонажа) как своего рода сон, фильм, майю, ты начинаешь осознавать себя как чистое наблюдающее сознание, и тогда твой поиск закончен, нет больше ищущего, нечего больше искать и достигать в снящемся мире. Сон продолжается, персонаж добросовестно отыгрывает отведенную ему роль, но теперь ты не отождествлен с ним, ты - его наблюдатель, свидетель, присутствующее сознание, которое смотрит этот Фильм Жизни. И это огромная свобода.

На пути самопознания есть два этапа: духовное пробуждение и просветление. Это не одно и то же.

Духовное пробуждение означает разотождествление с телом-умом-личностью и всеми остальными вещами, которые ты почему-то считаешь собой. «Путь к просветлению лежит через разотождествление», сказал как-то Ошо, и это важный момент на пути самопознания.

Здесь пробуждение названо духовным только потому, что подразумевает отделение духа от материи - отделение чистого сознания от снящегося тела-ума. В духовных кругах есть привычка разделять духовное и материальное, и на данном этапе эта привычка полезна. При духовном пробуждении ты понимаешь, что не являешься телом, умом, личностью, именем и т.д., но у тебя, как правило, остается некоторое отождествление с душой - индивидуальным (но безличностным) сознанием, отдельным наблюдателем. Ты осознаешь свою духовную природу, но все еще остается некий безличный ты и некие безличные другие, такие же души, индивидуальные сознания. Это - духовное пробуждение. Это очень высокий уровень, но еще не совсем просветление, хотя часто его называют именно так.

Следует сказать, что духовное пробуждение не обязательно связано с религией , так как пробуждение происходит и вне религиозных практик. У людей со словом «духовность» часто ассоциируется святость, и духовными людьми обычно называют тех, кто является частью различных религиозных эгрегоров и ведет себя соответствующим образом. Но словосочетание «духовное пробуждение» в данном случае означает лишь пробуждение духа (души, Атмана, индивидуального чистого сознания) от сна ложных отождествлений, осознание своей нематериальной природы, и это далеко не всегда происходит в рамках религий.

Далее следует второй этап - просветление. Если духовное пробуждение еще как-то можно понять на уровне интеллекта, то с просветлением все гораздо сложнее, потому что просветление - это уже уровень недвойственности, осознание адвайты. При духовном пробуждении все еще есть некоторая двойственность и множественность - я, другие, другое. Просветление же подразумевает исчезновение иллюзии двойственности и множественности, а разделяющий ум этого понять не может, так как он функционирует только в рамках двойственности, которую сам же и создает.

На сайте я уже писал, что такое просветление, и мы также разбирали заблуждения о просветлении, здесь же коснемся самой сути.

Просветление - это исчезновение иллюзорного разделения на «я» и «не я», то есть исчезновение двойственности восприятия. Это осознание недвойственности, адвайты, глубокое озарение, что нет двоих. И тем более троих, четверых и дальнейшего множества. Это осознание приходит, когда ум перестает разделять единство на множество. Вначале исчезают отождествления с телом, умом, личностью, именем, ролями и т.д., а затем исчезает и тонкое отождествление с Атманом - индивидуальной душой, отдельным сознанием.

Конечно, мысли все еще возникают, и могут возникать привычные мысли, содержащие «я», «мне», «мое», «других» и «другое», но при этом осознаётся, что эти разделения нереальны, они - лишь видимость, которая исчезает так же быстро, как и появляется, не оставляя следов. Попытки обнаружить, что собой представляет это возникающее отдельное «я», неизменно приводят к осознанию, что нет никакого «я» - оно создается возникающей мыслью, и растворяется с исчезновением мысли. Это можно наблюдать, и такое наблюдение - отличная практика на пути духовного пробуждения. Можно даже сказать, что это практика высшего уровня.

Внимательное наблюдение приводит также к осознанию, что даже думающего нет: иллюзия думающего создается спонтанно возникающими мыслями о некоем якобы существующем мыслителе . Ты думаешь, что все эти мысли - хорошие и плохие, гениальные и глупые, красивые и уродливые - твои? Знаешь, что заставляет тебя считать их своими? Просто мысль, что они твои.

Поставь под вопрос реальность своего «я», мыслителя, исследуй его, и ты увидишь, что его никогда и не было на самом деле.

Тем, кто ищет практику для уничтожения (разоблачения) ложного я, можно порекомендовать технику стирания личности. Этот метод не для начинающих, так как обычно у новичка ум еще достаточно загрязнен повседневным мусором, чтобы всерьез заниматься самоуничтожением, поэтому на начальных этапах лучше очистить ум от мусора с помощью других практик. Те же, кто достаточно углубился в самопознание и близок к просветлению, смогут успешно растворять ложное я без всяких техник - просто наблюдая, как оно появляется и исчезает.

Вся слава Богу!

С благодарностью ко всем просветленным учителям!

Темы в статье:

  • Мифы о просветленных.
  • Можно ли определить просветление.
  • Есть ли стадии просветления.
  • Совершенно Просветленные, полупросветленные и непросветленные.
  • Воззрение, поведение и плод.
  • Отсутствие эмоций – миф.
  • Про чудеса и сидхи.
  • Уход мастеров.
  • Альтруизм и просветление.

Не знаю как у вас, а у меня одно время были определенные представления о том, кто такие просветленные мастера. Прямо вот я, не будучи сама просветленной, знаю точно какие они – что им свойственно, как они должны жить, что делать, о чем думать или не думать, какие у них ценности, чем должны заниматься в жизни, а чем не должны, что у них должно происходить, а чего нет…

Что там лукавить, у многих (кто интересуется саморазвитием и духовным ростом) есть определенные представления об этом, есть свои ожидания. Наслоения собственных проекций и отрывочной информации о жизни святых и о том, что такое просветление.

Например, в моей картине мира еще несколько лет назад просветленный человек – это просто образец человеческого совершенства во всех сферах жизни. Он должен состоять только из благородных и светлых качеств: любви, принятия, доброты, милосердия, сострадания, счастья, радости, позитива, честности. Он никогда не гневается и не ругается, никогда не грустит и не скорбит. Он все знает и всегда поступает правильно.

Это во всех сферах успешный и реализованный человек. Он материально благополучен, зарабатывает много денег. И все материальные блага у него должны быть в обязательном порядке и в избытке. Иначе, что это за реализация такая? У него либо нет семьи, и он не занимается сексом. Либо, другая крайность, у него все хорошо в отношениях – они у него идеальные. Идеальная семья, муж/жена, дети. Идеальные отношения со всеми. Он социально успешен. Ему везде сопутствует успех, чем бы он ни начал заниматься. Он должен быть полностью здоров до глубокой старости. А если и заболел, то должен сам себя легко исцелить. В его жизни после просветления все должно быть идеально и прекрасно. Сплошная белая полоса. Никакие проблемы и неприятности жизни больше его не касаются. Осталось добавить, что он писает нектаром, а какает цветами.

То, что многие просветленные были аскетами, вполне вписывалось в мою картину мира. Отрешается человек от всего и посвящает себя только Богу – это понятно. Меня ставило в тупик, что многие просветленные гуру умерли от рака, а Будда отравился, если я не ошибаюсь, грибами, и умер. «Если ты так близок к Богу, то почему с тобой это случилось?» – думала я.

Были еще и такие представления о просветленных: если ты полностью просветлен и реализован, то ты не должен зарабатывать деньги на распространении духовных знаний. Просветленный – это полностью альтруист. Все его мысли только о том, чтобы помочь людям. И вообще, есть такое мнение, что настоящий просветленный обязательно ДОЛЖЕН работать на благо общества и приносить людям пользу.

И такое мнение: все просветленные сидят в пещерах или монастырях и медитируют.

Ну вот, все мифы о просветленных, что я вспомнила. Предполагаю, что их может быть гораздо больше.

Конечно, все эти представления очень наивные и поверхностные. Я бы даже сказала – плоские! Хотя иногда вполне соответствуют реальности. Однако не всё так однозначно. Жизнь и опыт внесли свои корректировки, а если точнее, то полностью разрушили все мои представления о просветленных.


Во-первых, нужно понимать, что если ты сам не просветлен, то определить точно просветлен человек или нет ты не сможешь. Это все равно как человек, который ни разу не видел и не пробовал арбуз, не сможет определить спелость арбуза не только по внешнему виду, но и на вкус. Определить просветление может только тот, кто сам просветлен.

Представьте, что вы спите и вам снится сон, что вы проснулись. Вы встаете, видите, что ваш муж/жена уже проснулся/ась и пьет чай. Но через какое-то время вы пробуждаетесь уже на самом деле. Смотрите, а ваш супруг/супруга еще спит на своей половине кровати. Верно ли было ваше видение по отношению к реальности? Да, ваш муж/жена проснулся/ась в вашем сновидении, но в реальности вы оба спали.

Так и в случае с просветленными/пробужденными мастерами. Спящий человек не сможет понять кто перед ним. И всё, что люди могут делать – это только проецировать на просветленных свои идеи о пробуждении и просветлении. А то и вовсе, свои идеи об успешности и благополучии. Эго может видеть только другое эго. Помню, как об одном просветленном гуру шесть лет назад я говорила, что с таким эго, как у него, просветленных не бывает. А два года назад смеялась над собой и своей глупостью.

Более того, у каждой традиции свои критерии просветления. И несмотря на то, что все просветленные мастера всегда и везде открывают одну и ту же Абсолютную Реальность (апогей духовной реализации), их путь может иметь отличия. Поэтому даже мастер одной традиции не берется утверждать о просветлении мастера другой традиции заочно. Только непосредственно пообщавшись или помолчав вместе, такие мастера могут узнать об этом.

Если вы замечали, то спорят о просветлении и путях только новички в духовной практике или те, кто еще даже и не встал на духовный путь, а играется в духовный материализм.

Почему возникают споры и конфликты между практикующими из разных традиций и религий? Потому что, осознают они это или нет, но спорящие еще не утвердились в своем духовном пути, в Боге, у них нет своего опыта. Они слышат или видят отличия, и их вера начинает слабеть, закрадывается сомнение в правильности своего выбора. Им нужно доказать, прежде всего самим себе, что они сделали правильный выбор и идут верной дорогой. И чем больше сомнений внутри, тем больше агрессии снаружи. Так рождается фанатизм. Они начинают защищать свою веру и иногда очень радикально (крестовые походы, «джихад», сжигание ведьм и еретиков, запугивание «страшными» сектами, адом и т.д.).

Но настоящие мастера, просветленные гуру, святые – молчат. По молчанию вы узнаете мастера. Ни один просветленный не будет ввязываться в подобные споры и отстаивать какую-либо позицию и путь, если, конечно, таким образом не преподается какой-то урок. О чем спорить, если мастер любой традиции знает, что Бог для всех один. И все пути ведут к Одному и Тому же.

Ищущим полезно знать об уровнях и стадиях просветления.

С точки зрения Абсолютной Реальности нет ни стадий пробуждения, ни уровней, ни самого пробуждения, поскольку спящего и заблуждающегося тоже нет. Некому и незачем просветляться. Нет даже таких понятий как Абсолютная и относительная реальности. И это верно для высших путей (дзогчен, ати-йога, адвайта, лайя-йога). Но с точки зрения постепенных, двойственных путей эта информация не имеет смыла, поскольку пока не доступна пониманию. С точки зрения эго, относительной реальности, для успокоения ума и мотивации бывает полезно знать про стадии просветления. Тем более, что самые массовые духовные пути – это постепенные пути, где присутствует двойственность, и продвижение к Богу занимает несколько лет, а то и несколько жизней.

В каждой традиции есть свои стадии пробуждения и тайные знаки. Знаки обычно передаются от гуру ученику, и с помощью этих знаков садху (практикующий, идущий к Богу, ищущий просветления, духовной реализации) может определить, на какой стадии продвижения он находится. Ну и понять, не заблудился ли он в иллюзиях своего ума.

Из-за различий в методах и подходах эти знаки могут отличаться в разных традициях. Поэтому не имеет смысла сравнивать эти знаки. Тем более, что они только наметки на пути. Это как если один поднимается в гору через густой лес, а другой – по открытой местности, третий поднимается по отвесной скале, четвертый – на вертолете. В пути они встретят разные знаки. Но все они встретятся на одной и той же вершине. Так что сказать, кто на какой стадии находится, может только тот, кто уже на вершине и видит все возможные пути на эту вершину. Ну, или чтобы более-менее быть объективным – изучи хорошо все традиции и их критерии, чтобы иметь возможность авторитетно сравнивать их и выносить суждения.

Помню, мне писала одна девочка, увлеченная сахаджи-йогой, и спрашивала, поднялась ли у меня кундалини. Для нее это было важным критерием, поскольку в этой традиции поднятие кундалини – это один из признаков пробуждения. Но в адвайте-веданте признаки пробуждения совершенно другие. Поднятие кундалини само по себе – это еще не пробуждение.

В свое время я была очень очарована различными духовными опытами и переживаниями. И знаю, что таких людей очень много. Обычно практикующим очень нравится об этом рассказывать, слушать – а как это было у других, даже соревноваться… Практикуя различные практики, человек будет получать массу различных трансперсональных опытов и переживаний, очень тонких и красивых состояний, блаженства, видений, звуков, он может путешествовать в тонкие миры, встречаться с духами, святыми, могут открываться различные сверхъестественные способности и т.п… Велик соблазн решить, что это то, к чему ты стремился, и спутать с просветлением. Очень много ищущих, кто застревает на этом этапе, увлекаясь своими возвышенными переживаниями и способностями. Но каким бы красивым и волшебным ваш опыт ни был – это не есть высшая реализация. Какие бы способности у вас ни открывались – это еще не просветление. Это просто продолжение игры вашего ума и эго. Более тонкая и возвышенная, но игра, иллюзия. Поэтому в адвайте предлагается отбросить все ваши опыты и переживания, оставить все свои способности, все идеи о просветлении, отбросить все концепции о Боге. Любые построения ума только закрывают от нас Истинную реальность. И хорошо, если рядом есть мастер, который вам укажет на это.

В Йоге – Васиштхе (практическая философия йоги и веданты) говорят о том, что есть совершенно Просветленные, полупросветленные и непросветленные существа.

Непросветленные – это обычные люди и существа, которые еще крепко спят по отношению к Абсолютной Реальности.

Совершенно Просветленные – это те, кто, во-первых, осознал на собственном опыте, непосредственно познал себя как Абсолютную Реальность; достиг самосознания, укоренился в Абсолютной Реальности; находится все время в сахаджа-самадхи.

Самадхи – это полное слияние с Богом, соединение с Богом (Шивой, Кришной, Аллахом, Абсолютом…). Состояние, не передаваемое словами. То, к чему стремятся йоги.

Сахаджа – это постоянное и без усилий пребывание в изначальном состоянии.

Сахаджа–самадхи – соединение самадхи и обычной жизни. Когда «человек», находясь в самадхи, частично освобождает часть внимания на поддержание жизни в теле и на свои обязанности в этом мире. Сахаджа-самадхи медитация поддерживается сама по себе, являясь неотъемлемым свойством существования йога.

Во-вторых, совершенно Просветленный имеет чистое видение (все видит Богом, т.е. видит реальность такой, какая она есть), во время сна он также пробужден и осознает Абсолютную реальность, как и во время бодрствования. Его сны наполнены сиянием, Божественным светом. Он может путешествовать в тонкие миры сидхов, божеств и т.п.


Полупросветленные – это люди, которые пережили на короткое мгновение Абсолютную Реальность в непосредственном опыте, но потом вернулись в обычное состояние сознания сновидения. Однако, они полностью воспринимают и понимают Истину, но пока еще сильны тенденции ума, самскары и вассаны, эго. И у некоторых может присутствовать неверное понимание Истины. Однако со временем сознание очистится полностью, и человек станет совершенно Просветленным.

Есть еще и такие, кто понял и принял Истину интеллектуально, полностью с ней согласен, но прямого опыта и переживания Истины у них не произошло. Они часто спекулируют различными цитатами мастеров, своими формулировками, говоря об Истине (причем, об этом и не поспоришь с ними – все верно), но дальше этого дело не идет. Хотя, и это уже достижение – прекрасное начало, и пускай они проговаривают эти истины много раз, пока их сознание не будет очищено и ум не успокоится. Когда успокоится ум, тогда и случится подлинное переживание Истины. Но чтобы не заплутать в уловках своего ума, полезно помнить, что есть воззрение, а есть поведение и плод.

Воззрение – это то, во что мы верим, наше интеллектуальное понимание Истины, наши ценности.

Поведение – это когда мы на уровне поведения полностью соответствуем тому, во что верим. Например, если ты проповедуешь любовь, то будь добр, проявляй любовь ко всему на свете. Но дело в том, что не всегда это возможно. Скажем, вы всем сердцем понимаете и верите, что этот мир – иллюзия, однако если вас кто-то ударит, то вы чувствуете реальную боль, и можете обидеться и обозлиться. Это происходит, потому что ваше воззрение не стало плодом. Ваше интеллектуальное понимание не стало вашим опытом. Ваше знание еще не реализовано.

Плод – это реализация на собственном опыте твоей веры, твоего воззрения. Подлинное пребывание в Истине. И если садху (идущий по духовному пути) обрел плод, то он становится джняни – человеком знания. Говорят, что он реализовал Истину.

Просветленные существа всегда прибывают в Абсолюте, в Боге, если так можно это описать. По-сути, их уже нет для этой реальности, но зато теперь есть Абсолют. Их индивидуальных желаний больше не существует. Все, что теперь исходит из этих существ – это Божественная Игра Сознания. Их сознание и Сознание Абсолюта не отличны. Но поскольку кармические тенденции исчезают не у всех сразу (говорят, что колесо сансары продолжает вращаться еще какое-то время после пробуждения, как и колесо машины – после того, как вы нажали на тормоз, еще вращается по инерции), то многие продолжают жить, как и раньше, с радостью проигрывая все оставшиеся тенденции эго и тела, в котором находятся. Это простой человек хочет чего-то избежать в своей жизни и что-то реализовать. Что-то стремится изменить или исправить в себе и мире. Просветленные же не стремятся ни к чему и ничего не избегают. С радостью принимая участие в том, что приходит само по себе, и изживая свои кармические тенденции. Для них все приобретает одинаковый вкус.

  • Отсутствие эмоций – миф.
  • Просветление и социальный успех.
  • Про семью и отношения просветленных.
  • Пещера и уединение или социум?
  • Про чудеса и сидхи.
  • Уход мастеров.
  • Альтруизм и просветление.

и подписывайтесь!

Во многих религиях считается, что человек достигший святости или просветления, обретший познание Бога, приобретает определённые силы и качества. В той или иной степени эти характеристики в разных религиях совпадают, но в наибольшей степени они рассматриваются в системе йоги ведической традиции.

"Тот, кого не могут затрагивать почести и оскорбления, потери и обретения, тот - мудрец из лучшей категории. Лучший из мудрецов способен без всяких колебаний дать полные ответы на вопросы, касающиеся реализации и самых возвышенных истин... Например, джняни, который осознал высшую сущность, приложив самые малые усилия, может продолжать придерживаться своего прежнего образа жизни, хотя его ум при этом уже неприступен, и его взгляды невозможно поколебать. Он напоминает мирского человека во всех делах. Как тогда он может быть оценен другими?
Но как бы там ни было, один джняни узнает другого сразу же, подобно тому, как эксперт может оценивать драгоценные камни с первого взгляда..." (Даттатрейя, "Трипура рахасья", гл.XXI).

Достигший просветления никогда не переживает ни гнева, ни алчности, ни зависти, ни страха. Он смотрит на всех как на воплощение Божественного. Просветленный всегда возвышен. Его ум очень тонок, ясен и остр, хотя он не считает себя ученым. Просветленного забавляет мирская серьезность людей, придающих большое значение уму и эго, хотя он относится к другим с состраданием. Он видит Божественность повсюду, даже там, где другим видна лишь обыденность. Он мыслит абстрактно, чисто, широко, масштабно, глобально, парадоксально. Там где другие видят грязь, просветленный видит незапятнанную чистоту. Там, где другие видят яд, он видит нектар. Там, где другие видят уродство, просветленный видит божественную красоту. Там, где другие видят недостатки, он видит игру Божественного во всем. Просветленный благословляет проклинающих его и молится за них, желая им счастья и удачи, поскольку он видит Божественный свет в каждом. Просветленный не ищет чужого внимания, богатства и славы, но он и не отрицает ничего, что приходит к нему само, без усилий, ведь он находится во всеприятии.

Достижение просветления не предполагает ни неадекватного поведения, ни экзальтированных состояний, ни громогласных заявлений миру (если на то нет особого благословения), ни изменения внешнего статуса или поведения, ни получения каких либо дополнительных привилегий или статусов, потому что истинная цель духовного искателя - не искать просветления для себя, а служить Божественной воле, проводить Божественную волю, служить делу просвещения, просветления и освобождения всех живых существ в сансаре. Напротив, даже достигнув какого либо уровня просветления, предписывается много лет хранить его в тайне или просто никак не выражать. Просветленному все равно, кто просветлен, а кто не просветлен. Он во всем видит только Бога везде и всегда и не видит вообще других людей, существ, самих по себе вне Бога. Для просветленного все просветлены и все есть одно, Единое.

"Мудрецы знающие себя, обретают бесстрашие, бесстрастие и сияют в собственном великолепии. Они всегда самодостаточны и внутренне находятся в удовлетворенном состоянии. Мудрец видит сознание как сущность всего, как вездесущего Бога всего сущего, бесформенного, но наполняющего собой все формы...
Для него даже камни становятся друзьями и деревья в лесу - родственниками; даже когда он живет посреди леса, животные становятся его знакомыми и родными. Отсутствие гармонии становится гармонией, печаль - великой радостью, и даже погруженный в интенсивную деятельность, он ощущает внутреннее молчание...
Он делает все и ничего. Он наслаждается, не пробуя удовольствия. Он - лучший друг любого. Он свободен от жалости к другим, но полон сочувствия. Свободный от стремлений, он кажется желающим чего-то. Он кажется счастливым или несчастным в соответствующих ситуациях.
Он не оставляет то, что естественно, и играет свою соответствующую роль в этой драме жизни.
Он сострадает печалящимсяи радуется со счатливыми, но ни то ни другое не загрязняет его сердца." (Йога-Васиштха, гл. 6.20.).

Просветление это не только знание - джняна, это еще и шакти - духовная сила, и просветленный это также тот, кто обладает шакти (шактиман).

Первая сила , которая появляется у просветленного, это сила мудрости (джняна шакти), благодаря ей он может проявлять ясность, давать ответы на любые вопросы, создавать философские системы и разъяснять их, видеть суть причин и следствий.

Вторая сила - это сила самоосвобождения, сила внутренней свободы (сватантрийя шакти), благодаря которой просветленный может освобождать свое сознание от любых энергий, связей, отношений, сохраняя его чистым, незапятнанным (нираджана). Сила внутренней свободы возникает благодаря силе мудрости и черпает свое вдохновение из брахма ахам бхавы - чистого пространства сознания просветленного.

Третьей силой просветленного является сила намерения (иччха шакти), благодаря которой он может из пустоты притягивать события, материализовывать вещи, воплощать задуманное (санкальпа сиддхи).

Четвертая сила - это сила управлять реальностью, сила божественного всемогущества, владычество просветленного (айшварья шакти), благодаря которой он влияет на грубые и тонкие миры.

Наконец, пятая сила - это способность действовать, совершать многообразные деяния (крийя шакти) - творить, поддерживать, разрушать, сокрывать, низводить божественное.

Если знаком просветления является испытание сахаджа-самадхи: непрерывное осознавание в бодрствовании, осознанность во сне со сновидениями и во сне без сновидений, то знаками окончательного освобождения является переживание в медитации пяти тонких пространств (Вьома-панчака), описываемых в Адвайя-тарака упанишаде:
- пространство без качеств (гуна-рахита-акаша);
- высшее пространство (парамакаша);
- великое пространство (махакаша);
- пространство семени элементов (таттва-акаша);
- пространство солнца (сурья-акаша).