В основе поэмы "дед мазай и зайцы - реальные факты, произошедшие в вятской слободе дымково. Николай Некрасов — Дедушка Мазай и зайцы: Стих

Cамый знаменитый персонаж русской литературы - это не Евгений Онегин и не Наташа Ростова, а несчастная собачка Муму. Про нее знают даже те, кто совсем книжки не читает.

Не менее известен и спаситель зайцев дед Мазай, герой стихотворения Н.А.Некрасова. О причинах этой известности будет сказано чуть ниже.

Н.А.Некрасов, кроме того, что был выдающимся поэтом, оказался не менее талантливым издателем. В 1846 году он купил журнал "Современник". Издание этого журнала затеял еще А.С.Пушкин. За десять лет своего существования "Современник" никакой прибыли владельцам не приносил. Трудами же Н.А.Некрасова в короткий срок "Современник" сделался самым популярным (а, следовательно, и самым прибыльным) журналом в тогдашней России. И не только из-за того, что к сотрудничеству в нем были привлечены самые талантливые писатели. Одновременно с заботой о качественном содержании номеров Н.А.Некрасов открыл широкий круг новых, "своих", читателей. С читателями этими журнал говорил на их языке и не стеснялся обсуждать "горячие" для них темы. Отсюда - потрясающая популярность и даже культовость. Нельзя сказать, что Н.А.Некрасов писал по заказу, но так называемый "социальный заказ" он учуял. Как опытный и удачливый картежник (которым, к слову сказать, Николай Алексеевич, являлся), увидев, что "карта пошла", он умело использовал подвернувшуюся возможность сорвать куш. Обличающие стихи о тяжелой доле русского крестьянина уходили словно горячие пирожки, заставляя забывать читателей, что написаны-то они помещиком-крепостником с норовом совсем не либеральным.

Мне и моим современникам не трудно представить за счет чего и каким образом выросла популярность того, некрасовского, "Современника". На нашей памяти в конце 1980-х годов подобный кульбит совершил журнал "Огонек", когда его редактором стал В.Коротич.

"Верхним чутьем" картежника, охотника и журналиста поэт Н.А.Некрасов открыл еще одного "своего" читателя. Детской литературы, как таковой в тогдашней России не существовало, дети же, естественно, были. И Некрасов стал писать стихи для детей. Из нескольких таких стихотворений история про то, как дедушка Мазай спасал зайцев - лучшая.

Как видим, и в этом вопросе поэт-охотник промаха не дал. Стихотворение про дедушку Мазая российским малышам читают их родители, воспитатели и учителя вот уже сто пятьдесят лет. Потому-то среди героев русской литературы по известности старый Мазай занимает второе место и если уступит его когда-нибудь, то разве что Чебурашке.

Внутренняя рифма в названии "Дедушка МаЗАЙ и ЗАЙцы" заставляет подумать, что история эта придумана поэтом от начала и до конца, а Мазай - вымышленный персонаж. Но некрасоведы утверждают, что это не так. Н.А.Некрасов описал истинное происшествие.

Начнем с места действия, которое упоминается уже в первых строках стихотворения:

В августе, около Малых Вежей

С старым Мазаем я бил дупелей.

Дупель - это небольшая болотная птица вроде бекаса. А Малые Вёжи - деревня неподалеку от Костромы. Отсюда до усадьбы Н.А.Некрасова в Карабихе - километров 60, но для охотника это не крюк. Так что поэт в Малых Вёжах бывал неоднократно.

Деревня находилась в междуречье Волги и реки Костромы. Место низменное, и каждую весну его затапливало весеннее половодье. Чтобы спастись от наводнений деревни здесь строили на возвышенностях. Так же, на холме, теснились и Малые Вёжи. Теснились, потому что места на холме было мало. А поскольку половодье иногда накрывало и холм, дома здесь ставили на столбы. О чем тоже написано в стихотворении:

Вся она тонет в зеленых садах;

Домики в ней на высоких столбах




Весенние неудобства во время разлива окупались сторицей летом. В заливных лугах вставала высоченная трава. Кроме того, до самой жаркой поры в пойме оставалось множество озер, кишевших рыбой. Местные жители не только сами себя этой рыбой кормили, но еще торговали ею в Костроме. Да и болот с дупелями и бекасами в районе деревни, где жил Мазай было предостаточно. Недаром приезжал сюда охотиться Н.А.Некрасов!

Сейчас Малых Вёж нет. Всю низменную часть между рекой Костромой и Волгой в 1955 году затопило Горьковское водохранилище, образовавшееся в результате строительства Горьковской ГЭС. Жители деревни перебрались в соседнее село Спас.

Теперь о главном герое. Н.А.Некрасов, наезжая в эти края не раз охотился вместе с жителем Малых Вёж Иваном Саввичем Мазайхиным . Родился тот в 1801 году, а умер где-то в 1860-х годах. Так что во время встреч с Некрасовым его деревенское прозвище, "дед Мазай", вполне соответствовало истине: дедом он и был.

Впрочем, безоглядно доверяться поэту не следует. По Н.А.Некрасову Мазай одинок, только маленький внук живет с ним. У реального И.С.Мазайхина была большая семья: двое сыновей и множество внуков. Потомки его жили в селе вплоть до затопления в 1950-е годы. Двухэтажный дом Мазайхиных считался местной достопримечательностью.

Сочинение

Творчество Н. А. Некрасова в области детской поэзии было Новым шагом в ее развитии. Великий поэт-демократ создал большой цикл стихотворений для детей, отразив в нем идеи и требования современной ему демократической педагогики и революционно-демократического направления в реалистической литературе того времени. Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России,- крестьянским детям.

Стихам поэт придал новую, никем до него не разработанную форму, близкую к разговорной крестьянской речи. В детскую поэзию он ввел выразительный народный язык. Одно из стихотворений Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). В нем поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай. Стихотворение написано в форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своем спутнике, тоже охотнике,- старом Мазае. Как всякий охотничий рассказ, эта поэтическая история изобилует подробностями почти невероятного, но тем не менее правдивого случая. Рассказчик ведет повествование с обстоятельностью балагура, стремящегося убедить своих слушателей в правдивости истории:

* В августе, около Малых Вежей
* С старым Мазаем я бил дупелей.
* Как-то особенно тихо вдруг стало,
* На небе солнце сквозь тучу играло.
* Тучка была небольшая на нем,
* А разразилась жестоким дождем!Эта несущественная подробность - то, что случился сильный дождь из небольшой тучки,- должна придать описанию особую достоверность. Рассказ о старом, добродушном и добром Мазае и его деревеньке сразу становится притягательным центром стихотворения. Побочные истории лишь придают изложению разговорную непринужденность. Речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода - «словно как в бочку пустую», о сыче - «рожки точены, рисованы очи». Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками. Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

* Я от Мазая рассказы слыхал.
* Дети, для вас я один записал…

Рассказывает Мазай о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от подступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром - в лодку бы все они не поместились.

В рассказе Мазая добрый юмор, подлинная любовь ко все,му живому, в нем нет «жалостливых», слезливых интонаций. Это речь реального, живого человека-гуманиста, рачительного хозяина и доброго охотника, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам. Выпустив зайцев, Мазай «ухнул» им вслед:

* «Живей, зверишки!
* Смотри, косой, Теперь спасайся,
* А чур зимой Не попадайся!
* Прицелюсь - бух! И ляжешь… Ууу-х!..»

Мойдодыра в природе не существует, равно как и Бармалея (вкупе с Бармаглотом). И в зоопарке крокодилами работают намного менее симпатичные существа, чем Гена. А вот другой персонаж произведения, написанного для ребёнков, имеет вполне реального прототипа. Причём, мордовского происхождения. В существовании зайцев, надеюсь, никто не сомневается. Даже я - живьём я видел только кроликов.

Cамый знаменитый персонаж русской литературы - это не Евгений Онегин и не Наташа Ростова, а несчастная собачка Муму. Про нее знают даже те, кто совсем книжек не читает. Не менее известен и спаситель зайцев дед Мазай, герой стихотворения Н.А. Некрасова (1821–1878). О причинах этой известности и поговорим.

Н.А. Некрасов, кроме того, что был выдающимся поэтом, оказался не менее талантливым издателем. В 1846 году он купил журнал «Современник». Издание этого журнала затеял еще А.С. Пушкин, однако за десять лет своего существования «Современник» никакой прибыли владельцам не приносил. Трудами же Н.А. Некрасова в короткий срок «Современник» сделался самым популярным (а, следовательно, и самым прибыльным) журналом в тогдашней России.

И не только из-за того, что к сотрудничеству были привлечены самые талантливые писатели. Одновременно с заботой о качественном содержании номеров Н.А. Некрасов открыл широкий круг новых, «своих» читателей. С читателями этими журнал говорил на их языке и не стеснялся обсуждать «горячие» именно для них темы. Отсюда - потрясающая популярность и даже культовость.

Нельзя сказать, что Некрасов писал по заказу, но так называемый «социальный заказ» он учуял. Как опытный и удачливый картежник (которым, к слову сказать, Николай Алексеевич являлся), увидев, что «карта пошла», он умело использовал подвернувшуюся возможность сорвать куш. Обличающие стихи о тяжелой доле русского крестьянина уходили, словно горячие пирожки, заставляя читателей забывать, что написаны-то они помещиком-крепостником с норовом совсем не либеральным.

Мне и моим современникам не трудно представить, за счет чего и каким образом выросла популярность того, некрасовского «Современника». На нашей памяти в конце 1980-х годов подобный кульбит совершил журнал «Огонек», когда его редактором стал В. Коротич.

«Верхним чутьем» картежника, охотника и журналиста поэт Н.А. Некрасов открыл еще одного «своего» читателя. Детской литературы как таковой в тогдашней России не существовало, дети же, естественно, были. И Некрасов стал писать стихи для детей. Из нескольких таких стихотворений история про то, как дедушка Мазай спасал зайцев, - лучшая.

Как видим, и в этом вопросе поэт-охотник промаха не дал. Стихотворение про дедушку Мазая российским малышам читают их родители, воспитатели и учителя вот уже сто пятьдесят лет. Потому-то среди героев русской литературы по известности старый Мазай занимает второе место и если уступит его когда-нибудь, то разве что Чебурашке.

Внутренняя рифма в названии «Дедушка МаЗАЙ и ЗАЙцы» заставляет подумать, что история эта придумана поэтом от начала и до конца, а Мазай - вымышленный персонаж. Но некрасоведы утверждают, что это не так. Н.А. Некрасов описал истинное происшествие.

Начнем с места действия, которое упоминается уже в первых строках стихотворения:

В августе, около Малых Вежей
С старым Мазаем я бил дупелей.

Дупель - это небольшая болотная птица вроде бекаса. А Малые Вёжи - деревня неподалеку от Костромы. Отсюда до усадьбы Н.А. Некрасова в Карабихе - километров 60, но для охотника это не крюк. Так что поэт в Малых Вёжах бывал неоднократно.

Деревня находилась в междуречье Волги и реки Костромы. Место низменное, и каждую весну его затапливало весеннее половодье. Чтобы спастись от наводнений, деревни здесь строили на возвышенностях. Так же, на холме, теснились и Малые Вёжи. Теснились, потому что места на холме было мало. А поскольку половодье иногда накрывало и холм, дома здесь ставили на столбы. О чем тоже написано в стихотворении:

Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах.

Весенние неудобства во время разлива окупались сторицей летом. В заливных лугах вставала высоченная трава. Кроме того, до самой жаркой поры в пойме оставалось множество озер, кишевших рыбой. Местные жители не только сами себя этой рыбой кормили, но еще торговали ею в Костроме. Да и болот с дупелями и бекасами в районе деревни, где жил Мазай, было предостаточно. Недаром приезжал сюда охотиться Н.А. Некрасов!

Сейчас Малых Вёж нет. Всю низменную часть между рекой Костромой и Волгой в 1955 году затопило Горьковское водохранилище, образовавшееся в результате строительства Горьковской ГЭС. Жители деревни перебрались в соседнее село Спас.

Теперь о главном герое. Н.А. Некрасов, наезжая в эти края, не раз охотился вместе с жителем Малых Вёж Иваном Саввичем Мазайхиным. Родился тот в 1801 году, а умер где-то в 1860-х годах. Так что во время встреч с Некрасовым его деревенское прозвище, «дед Мазай», вполне соответствовало истине: дедом он и был.

Впрочем, безоглядно доверять поэту не следует. По Н.А. Некрасову, Мазай одинок, только маленький внук живет с ним. У реального И.С. Мазайхина была большая семья: двое сыновей и множество внуков. Потомки его жили в селе вплоть до затопления в 1950-е годы. Двухэтажный дом Мазайхиных считался местной достопримечательностью.

А фамилия? Откуда она взялась, такая чудная? Оказывается, от соседнего народа, от мордвы. По-мордовски мазый - красивый. Есть даже мордовское собственное имя «Мазай», «красавец». От этого имени произошла и фамилия Мазайхиных, и другая распространенная русская фамилия, Мазаев.

Тот, кто рассказал эту достаточно удивительную историю (назовем его рассказчиком), любил приезжать в деревню Малые Вежи. Там всегда его ждал старый охотник, которого звали Мазаем. У Мазая рассказчик гостил и с ним ходил на охоту. И вот как-то раз на охоте попали они под проливной дождь, и пришлось искать убежище.

«Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание

Укрылись они в каком-то сарае, где сразу пошли веселые разговоры. Дед Мазай был большой мастак на разные байки и интересные истории. Сначала он травил про деревенских охотников, среди которых один сломал курок ружья и ходил на охоту с коробкой спичек, у другого постоянно мерзли руки и он согревался горшочком с углями, который носил с собой. А один был случай уникальнейший с самим Мазаем, и поэтому рассказчик решил записать его собственноручно.

И вот поэтому сюжет произведения «Дед Мазай и зайцы» (краткое содержание) весьма интересен.

Старый охотник стал рассказывать о том, что если бы в весенние паводки в низменных местах мужики не убивали дичь, то ее в здешних местах водилось бы гораздо больше.

Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание

Итак, однажды по весне, во время одного из таких сильных паводков, дед Мазай выбрался в лес за дровами.

Так начинается история под названием «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание - далее. Плавая на лодке, дед обнаружил небольшой островок в воде, на котором, спасаясь от паводка, сгрудились зайцы. Старый охоник забрал их к себе в лодку. А потом он заметил на пне зайчиху и тоже спас ее от верной гибели. Немного отплыв дальше, он увидел бревно, на котором сидели еще несколько зайцев. Тогда он зацепил бревно багром и поволок за собой. Дед вывез всех животных в безопасное место и отпустил их - они кинулись врассыпную. Две пары зайцев сильно ослабли и не могли бежать. Мазай засунул их в мешок и принес домой, отогрел и утром выпустил.

Вот так и закончилось произведение «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание можно завершить тем, что после этого случая вся деревня смеялась над дедом Мазаем. А он с тех пор зайцев ни весной, ни летом не стрелял, только исключительно зимой. Летом он охотился на уток, собирал ягоды и грибы да судачил с охотниками и часто ходил пешком в Кострому.

К величайшему открытию пришла группа вятских независимых историков! Изучая историю возникновения дымковской игрушки, была обнаружена связь этого явления не только со знаменитым наводнением 1869 года, но и с творчеством Некрасова! Однозначно, потомки поставят нам памятник. Читайте:

Вятка - родина слонов

В основе поэмы «Дед Мазай и зайцы» -
реальные факты, произошедшие в вятской слободе Дымково
(а также история создания дымковской игрушки)

Мало кто знает, что сюжет поэмы Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы» основан на реальных событиях, произошедших в Вятской губернии. Поэт описал наводнение, случившееся в 1869 году в слободе Дымково.
С давних времен жители Дымково занимались мясным кролиководством, благо полей и лугов по правому берегу реки Вятки было предостаточно. Слава о дымковском кролике гремела на всю страну, их отличительной особенностью была способность к быстрому набору массы - за первые полгода жизни маленький крольчонок превращался в животное весом до 5 фунтов (около 2,3 кг). А в 1868 году на ярмарке в Нижнем Новгороде демонстрировался дымковский кролик Фердинанд весом 16 фунтов (7,3 кг)! Хозяин рекордиста Мазай Таранов имел в хозяйстве одно из самых больших поголовий этих животных. Размеренная жизнь дымковских кролиководов была нарушена стихийным бедствием, случившимся весной 1869 года. Процесс разрушения карстовых пород привел к понижению уровня правого берега Вятки на 12 сантиметров, что вызвало затопление Дымково (с тех пор слободу топит каждый год). Наводнение явилось полной неожиданностью для местных жителей. За какие то 2-3 часа погибло почти все поголовье кроликов, смытых волной в пучину многоводной Вятки. Единственным, кто пытался бороться со стихией и спасти ценных животных, был Мазай Таранов. Главным объектом поиска был Фердинанд. Усилия Мазая были вознаграждены - на вторые сутки поисково-спасательной операции он обнаружил своего любимца дрейфующим на ящике из под пива. Попутно Таранову удалось спасти с десяток крольчих.
Вода спала через неделю, а происшествие вызвало немалый резонанс в местной прессе. Молва о стихии докатилась и до столицы и в июльском номере «Санкт-Петербургских ведомостей» была опубликована заметка «Мясозаводчик Мазай Тарановъ спас зайцев», послужившая исходным материалом для стихотворения Некрасова. Таранов попытался было возобновить процесс выведения дымковских кроликов, но в результате пережитого стресса спасенные Мазаем крольчихи потеряли способность к размножению. В дальнейшем они были употреблены Тарановыми в пищу, а Фердинанд умер естественной смертью в 1871 году. Так исчезла чудо-порода дымковских кроликов.
Без любимого дела Мазай Таранов с горя запил, что и явилось толчком к осознанию им своего дара лепки и росписи глиняных игрушек. Поначалу он лепил только зайцев, а затем перешел к более сложным композициям «баба с коромыслом» и «баба с козлом». Своему новому увлечению Таранов обучил жену, детей, многочисленных родственников и знакомых - таких же угнетенных горем бывших кролиководов. Со временем все трудоспособное население слободы лепило глиняные игрушки, с которыми и стало вскоре ассоциироваться название «Дымково». И по сей день дымковская игрушка является одной из визитных карточек Вятки.
А вот про чудо-кроликов забыли. Правда, порой бывалые охотники рассказывают о гигантских зайцах, замеченных в районе Коминтерна. Хотя подстрелить пока ни одного не удалось.

Вячеслав Сыкчин,
член-корреспонд ент ВНИИ Кролиководства,
мастер-лепщик по классу «олени, домашний скот»,
лепщик 1 категории по классу «барыня»