Биография Матроны Московской. Предсказания и помощь. Блаженная матрона московская

Кто такая Матрона Московская? Святая Матрона Московская – одна из очень почитаемых и известных православных святых. Блаженная Матрона имела от рождения дар чудотворения и еще до своей смерти стала известной подвижницей во славу Божью. Ее жизнь – пример безграничной любви, самоотречения, сострадания и терпения .

Рождение

Родилась Никонова Матрона Димитриевна в Тульской губернии в селе Себино в 1881 году. Ее родители Наталья и Димитрий были крестьянами. Они честно трудились, однако — жили бедно. Матрона была младшей дочерью в семье. У нее было два брата Михаил и Иван, и сестра – Мария.

Из-за нужды, в которой жила семья Никоновых, четвертый ребенок был не в радость. Прежде всего – это был лишний рот. Поэтому мать еще до рождения решила от него избавиться. В об убийстве ребенка во чреве не могло быть и речи. Но существовало много приютов, где необеспеченные и незаконнорожденные дети воспитывались на благотворительные средства или за казенный счет.

Родители Матроны решили отдать ее в приют князя Голицына, однако, Наталья увидела вещий сон, в котором еще не родившаяся дочь явилась в виде белой птицы с лицом человека и закрытыми глазами . Богобоязненная женщина приняла сон за знамение и наотрез отказалась от мысли отдать в приют ребенка.

Девочка родилась незрячей, но при этом очень милой. Мать сильно любила своего «несчастного ребенка».

Согласно Священному Писанию, Всевидящий Бог еще до рождения избирает Себе служителей . Так и Матрона родилась для особого служения и терпеливо, и покорно с самого начала несла возложенный на нее крест. Дочка, которая казалась « обузой» стала большей радостью для матери, чем старшие дети. Она была доброй и ласковой. Кроха старалась поддерживать мать, при этом считая, что сама не нуждается в поддержке.

Детство

Девочку назвали Матроной. Практически с появления на свет ребенка сопровождали удивительные и необычные события . И первое чудо случилось во время крещения, в момент, когда ребенка опустили в купель, вокруг малышки появился столб благоухающего тумана.

Отец Василий, местный священник, которого прихожане считали блаженным и праведником был очень удивлен, и отметил, что такое видит впервые. Еще он отметил что:

  • девочка эта святая ;
  • что она предскажет его собственную кончину;
  • в будущем Матрона станет на его место.

Все пророчества сбылись. Однажды ночью девочка сказала матери, что умер отец Василий. Когда испуганные и удивленные родители прибежали в дом священника, оказалось, что это правда, и он действительно скончался.

У Матронушки был особый телесный знак , подчеркивающий, что она Богом избрана – выпуклость, имеющая форму креста на груди. Девочка непросто была слепая, у нее отсутствовали глазные яблоки. Глазные впадины, как у белой птицы, которую во сне видела мать, закрывались плотно сомкнутыми веками.

Будучи младенцем, Матрона Московская по пятницам и средам не брала у матери грудь. Она спала в эти дни так крепко, что ее очень сложно было разбудить.

Когда девочка подросла, она почти всегда находилась дома. Необычного ребенка часто обижали ровесники. Дети дразнили ее, стегали крапивой и сталкивали в яму. Им было любопытно наблюдать, как Матрона выбиралась на ощупь из ямы, при этом они были уверенны, что из-за своей слепоты девочка не узнает, кто ее обижал.

Жили Никоновы в доме поблизости красивого храма, который был один на семь окрестных поселений. Родители девочки были глубоко благочестивы, и Матронушка практически выросла при церкви. Она ходила в храм сначала с матерью, затем одна. Во время службы ребенок неподвижно стоял у западной стены за входной дверью.

Еще с детства Матрона стяжала дар непрестанно находиться в мольбе . Она отлично знала песнопения и часто подпевала.

В возрасте семи — восьми лет у Матроны открылся дар исцеления и предсказания. Она была прозорлива, обладала даром духовного рассуждения. Близкие начали замечать, что девочке ведомы не только грехи человеческие и преступления, но и мысли . Она предвидела стихийные бедствия, чувствовала приближение опасности. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешения в скорбях.

К Матроне стали приходить посетители. К дому Никоновых тянулись подводы не только со всего уезда, но и с губернии. Девочка поднимала на ноги даже лежачих больных. Она имела особую телесную и духовную чистоту, поэтому молитва ее обладала большой силой . В благодарность ей оставляли продукты питания. Так, вместо того чтобы стать обузой, девочка стала главной кормилицей семьи.

Отрочество

В отрочестве Матронушке представилась возможность попутешествовать. Лидия, дочь местного помещика Янькова брала ее с собой в паломничество в Петербург, в Киево – Печерскую Лавру, в Троице-Сергиеву Лавру и другие города России. Согласно преданию Матрона встречалась с Иоанном Кронштадским в Андреевском соборе. После окончания службы он попросил расступиться народ и пропустить к солее 14-летнюю девочку, сказав, что она его смена. Он отметил, что Матрона – восьмой столп России .

В шестнадцать лет святая девушка лишилась возможности ходить . У Матроны отнялись ноги. После причасти к ней подошла незнакомая женщина и навсегда забрала у нее возможность ступать по земле. Матрона это знала, но приняла все как Божью волю не противясь.

Эта удивительная женщина 50 лет оставалась в сидячем положении , но никогда не роптала, смиренно неся свое крест.

В семнадцать лет Матрона предсказала, что в России произойдет революция. Она говорила, что будут рушить храмы, убивать и грабить, с жадностью хватать большие наделы земли, а потом, бросив их, побегут в город. Помещику Янькову провидица посоветовала распродать все свое имущество и уехать за границу. Он не стал слушать блаженную и был убит, а его благочестивая праведная дочь закончила жизнь в нищете.

Икона «Взыскание погибших»

По настоянию Матроны для церкви в Себино была написана икона Божьей Матери . Святая провидица попросила свою мать пойти к священнику и сказать, что на определенной полке в церкви находится книга с изображением этой иконы. Услышав подобное, священник очень удивился, но ушел в библиотеку, где действительно нашел указанную книгу. На одной из страниц было соответствующее изображение. Матрона сказала, что хочет такую икону, поэтому она благословила женщин собрать деньги для ее воспроизведения. Жертвовали деньги люди по-разному. Кто-то давал «от души», кто-то дал рубль с неохотой, а кто-то вручил копейку с насмешкой.

Когда провидице принесли собранную сумму, она перебрала монеты, и сказала вернуть копейку и рубль которые: «Все портят». Кроме того, матушка назвала тех, кому надо вернуть пожертвования.

Писать икону заказали художнику из Епифани. Когда он приехал к Матроне, она спросила: сможет ли мужчина написать икону? В ответ человек сказал, что для него это привычное дело, не составляющее никакой трудности. Провидица велела ему пойти в церковь причаститься, исповедаться и покаяться в грехах, что он и сделал в тот же день. После того, как художник все выполнил, ему вновь был задан вопрос. И снова тот заверил, что сможет все сделать наилучшим образом.

Прошло много времени и мастер появился у Матроны, сказав, что не получается у него написать икону. Тогда ему было сказано, чтобы он пошел в церковь и раскаялся в тех грехах, которые не исповедал. Художник прямиком направился в церковь и когда вернулся матушка, удовлетворенно кивнув, сказала, что теперь все получится, и он напишет икону Царицы Небесной. Работа над иконой была закончена в 1915 году. Матушка хранила ее всю жизнь при себе.

Еще одна икона была заказана по инициативе провидицы в Богородицке.

На сегодняшний день первая икона находится в . Вторая хранится в Новомосковске и принадлежит Свято — Успенскому монастырю тульской епархии.

К матушке Матроне приходило много людей со своими скорбями и болезнями. Она никому не отказывала, молилась и просила чудесную помощь у Бога для больных телом и душой. Святая читала молитвы над водой и давала нуждающимся выпить, после чего человек избавлялся от напастей и болезни.

Блаженная старица Матрона

За годы жизни Матроны Московской известно много необычных историй:

  1. Удивительным фактом было то, что у святой было четкое представление об окружающем мире. Однажды на сочувствующую фразу: « Жалко, что Вы не видите окружающую красоту» — Матрона ответила, что однажды Бог показал ей Свое творение, и она видела все, что ее окружает: солнце и небо, звезды и горы, травку зеленую и реки, птичек и цветы.
  2. Но есть свидетельство прозорливости пророчицы еще более удивительное. Из воспоминаний Ждановой: « Несмотря на свою безграмотность, Матушка все знала. Мне надо было защищать дипломный проект в 1946 году. Непонятно за что руководитель преследовал меня, но за пять месяцев ни одного раза он не проконсультировал. За 14 дней до защиты он сказал, что комиссия утвердит несостоятельность моей работы. Я пришла домой и расплакалась. Помочь было некому: мама на иждивении, отец в тюрьме. Надежда была только на то, чтобы защититься и пойти работать. Матушка выслушала и сказала: « Защитишься! Будем вечером пить чай – поговорим». Я очень ждала вечера и вот матушка стала говорить: « Поедем вместе с тобой в Рим, в Италию, во Флоренцию, посмотреть творения мастеров великих!» Затем она начала перечислять здания и улицы, описывая так, как будто была там и все видела собственнолично. Ненадолго замолчав, она сказала: « Вои палаццо Питти, а это другой дворец с оригинальными арками. Ты сделай также: нижние три арки крупной кладкой, а две – въездом». Утром, придя в институт, я, наложив на проект кальку, сделала коричневой тушью все исправления. Прибывшие члены комиссии, посмотрев на проект, отметили, что он получился, и сказали защищаться.
  3. Были в жизни Матроны поистине удивительные и логически необъяснимые истории. Ей передали, что очень нуждается в ее помощи мужчина, который живет в 4 км от Сербино. Провидица сказала, чтобы он с утра начал ползти к ней. Мужчина приполз к матроне, а назад пошел своими ногами.
  4. Однажды на Пасхальной седмице, к матушке пришли из деревни женщины. Принимала их Матрона, сидя у окошка. Одной из них она дала воду, другой – просфору, третьей — красное яйцо, которое повелела съесть, когда она выйдет на гумно за огород. Когда вышли на гумно, женщина разбила яйцо и увидела там мышь. Она сильно испугалась и, вернувшись обратно, подошла к окну. Матрона ее спрашивает: « Что мышь есть гадко? А как же ты людям продаешь молоко и мышь из него вытаскиваешь. Бог-то все знает!»



Матрона подавала болящим помощь, не прибегая к заговорам, экстрасенсорике, ворожбе и другим колдовским действиям. Будучи угодницей Божьей, она читала над водой молитвы и давала пить страждущим. Содержание молитв неизвестно. Но известно, что целительными благодатными свойствами обладает не только вода заговоренная, но и вода источников, водоемов, колодцев, ознаменованные молитвенной жизнью и пребыванием возле них святых людей.

Последний земной приют праведная Матрона нашла на одной из подмосковных станций (Сходня) — поселившись у дальней родственницы. И туда со своей скорбью пошли люди нескончаемым потоком. Только перед смертью, уже совсем слабая матушка, ограничила прием.

За три дня до кончины, провидица попросила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения, и сделала все необходимые распоряжения. На похороны Матрона велела не приносить пластмассовые цветы и венки.

Матрона Московская всю жизнь причащалась и исповедовалась у приходящих к ней священников. Однако, она, как обыкновенные люди, по своему смирению боялась смерти и не старалась скрыть этого страха от близких.

С какими просьбами обращаться к Матроне

В мае 1952 года Матрона почила. Перед смертью своей святая сказала: « Приходите все ко мне, как к живой, и рассказывайте о своих горестях, я буду помогать вам!

Так люди и поступают по сегодняшний день. К Матроне идут с просьбой:

  • об исцелении от болезней;
  • о материнстве;
  • о встрече с суженным;
  • об избавлении от наркотической зависимости и от алкоголизма;
  • помочь в материальных вопросах, в работе и в учебе;
  • избавить от страданий.

Необходимо помнить, что прежде, чем призвать помочь святую Матрону, следует в молитвах обратиться к Спасителю и Богородице.

Обратиться к Матроне можно в храме, который Вы обычно посещаете, или дома. Не обстановка важна, а открытое сердце и твердая вера. Православные обычно просят о помощи святых угодников, осеняя себя крестным знамением и губами прикладываясь к иконе. Если образа Матроны нет – его можно мысленно представить и почувствовать связь с ней.

К Матроне можно обратиться словами молитвы, которую вычитать из молитвослова, но можно просить о помощи своими словами, идущими из глубины души и сердца.

Более того, если очень нужна помощь святой Матроны и ее святое заступничество за вас перед Богом, можно обратиться к ней в письме и отправить его в монастырь на адрес: индекс-109147, Покровский женский монастырь, ул. Таганская, г. Москва настоятельнице. Служители монастыря ваши просьбы возложат к мощам блаженной старицы.

Полное фамилия, имя, отчество святой праведной блаженной Матроны Московской — Матрона Димитриевна Никонова. Родилась она 22 ноября 1882 года в селе Себино Епифановского уезда Тульской губернии. Ныне это Кимовский район Тульской области. С 1942 по 1958 год принадлежал Московской области. Население района на сегодняшний день составляет около 43 тысяч человек. В XIX веке это были сельскохозяйственные угодья, дающие хлеб Москве и близлежащим городам.

Родителей Матроны Московской звали Димитрий и Наталия. Были они людьми честными, благочестивыми и занимались тяжёлым крестьянским трудом. Родила Наталия четверых детей. Двух мальчиков — Ивана и Михаила, и двух девочек — Марию и Матрону. Матрона по возрасту была самой младшей. Когда она появилась на свет, родителям было уже за 30. Возраст этот в то время считался далеко немолодым.

Большого достатка в семье не было, поэтому четвёртый ребёнок мог стать лишним ртом. Абортов в крестьянских семьях не делали. Рассматривалось это как богопротивное деяние. Для нежеланных детей существовали специальные приюты. В них малыши содержались за казённый счёт и на денежные средства благотворителей.

Наталия решила передать будущего ребёнка в приют, находящийся в соседней деревне Бучалки. Создан он был князем Голицыным, и дети содержались в нём в сытости и достатке. Но незадолго до родов мать увидела вещий сон. К ней явилась ещё не родившаяся дочь. Имела она вид белой птицы с человеческим лицом. Глаза у божьей твари были закрыты. Села она ну руку женщины и печально склонила голову набок.

Будучи человеком глубоко верующим, Наталия приняла сон за знамение. Она отказалась от мысли расстаться с ещё не родившимся ребёнком. Девочка родилась слепой, но мать любила её больше других детей и всегда окружала любовью и лаской.

В Священном Писании сказано, что Бог иногда предъизбирает себе верных служителей ещё до их появления на свет. Так, Господь обращается к святому пророку Иеремии: «Прежде чем я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя». Также Создатель избрал и Матрону для особого служения. Он с самого начала возложил на неё тяжелейший крест. Его она с покорностью и терпением несла всю свою жизнь.

Родившуюся слепую девочку при крещении назвали Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской (392-492). Это греческая подвижница V века, прожившая на земле сто лет. Память о ней празднуется 9 (22) ноября.

О том, что Господь избрал девочку для служения себе, свидетельствует тот факт, что когда дитя опустили в купель, над ним поднялось облако благоухающего дыма. Крестил ребёнка отец Василий. Прихожане почитали его как праведного и благочестивого человека. Он несказанно удивился видению и сказал: «Крестил я много, но такое вижу впервые. Этот младенец будет свят». Затем отец Василий обернулся к Наталии и произнёс: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обращайтесь прямо ко мне. Идите и говорите, что вам нужно».

Священник также добавил, что Матрона предскажет его кончину и встанет на его место. Так и случилось впоследствии. Однажды поздно вечером Матрона вдруг заявила, что отец Василий умер. Родители тут же побежали в дом священника и обнаружили, что он действительно только что скончался.

У девочки был внешний телесный знак, подчёркивающий, что она избрана Богом. Это выпуклость на груди в форме креста. Поэтому Матронушка могла не носить нательный крестик, так как он присутствовал на её теле от рождения.

В младенчестве Матрона Московская не брала грудь у матери по средам и пятницам. В эти дни она спала, а разбудить её не представлялось возможным. Девочка была не просто слепая. Глазные яблоки у неё отсутствовали. На их месте находились впадины, которые плотно закрывались веками.

Но вместо глаз она получила духовное зрение. В раннем детстве её любимым занятием было пробраться ночью в святой угол, снять иконы, разложить их на столе и играть с ними. Лики святых заменяли ей кукол. В ночной тишине ребёнок общался с теми, вровень с которыми должен был встать.

Над слепой девочкой очень часто издевались дети. Они дразнили её, стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто над ней измывается. Мальчишки сажали её в яму, а потом с любопытством наблюдали, как малышка на ощупь выбиралась из неё и медленно брела домой. В результате этого девочка очень рано перестала играть с детьми, и всё время проводила в стенах родительского дома.

Дом семьи Никоновых находился недалеко от церкви Успения Божьей Матери. Это был большой и красивый храм — один на восемь окрестных деревень. Родители девочки регулярно посещали божью обитель. С ними постоянно находилась и Матронушка. Практически девочка выросла при храме. Она посещала все службы. Вначале с матерью, а затем, когда подросла, стала приходить в храм одна.

Наталия, ища дочку, всегда могла найти её в церкви. У той было любимое место. Находилось оно слева за входной дверью. Там девочка неподвижно стояла во время службы. Она очень хорошо знала церковные песнопения и постоянно подпевала певчим.

Мать иногда жалела свою убогую дочку и говорила: «Дитя ты моё несчастное!» На что девочка всегда удивлённо отвечала: «Это я-то несчастная!? У тебя Ваня несчастный да Миша». Ребёнок понимал, что ему дано от Бога гораздо больше, чем другим.

Дар предсказания, прозорливости и исцеления больных открылся у Матронушки в 7-летнем возрасте. Именно в это время близкие стали замечать, что девочке ведомы человеческие грехи, преступления, а также мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные бедствия и общественные смуты. Помолившись, Матрона давала людям исцеление от болезней и душевное утешение в скорби.

К удивительному ребёнку потянулись люди. К девочке ехали из окрестных деревень, из других уездов и губерний. Привозили больных, которые не могли не то что ходить, но даже вставать. Девочка молилась. После этого человек вставал на ноги и шёл. Люди старались всячески отблагодарить наделённое божественным даром юное создание. Они оставляли родителям продукты и подарки. Так, вместо того, чтобы стать обузой для семьи и лишним ртом, Матронушка сделалась главной её кормилицей.

Родители Матроны всегда ходили в церковь вместе. Однажды в праздник Димитрий в церковь не пошёл, осталась дома и Матрона. Отец с дочерью читали молитвы и пели. Мать ушла в божий храм одна и всё думала о муже: «Надо же, не пошёл со мной на богослужение». Когда литургия закончилась, и женщина вернулась, дочь ей говорит: «Мама, ты не была в храме». На эти слова мать удивлённо воскликнула: «Как это не была? Я только что оттуда». Но дочь покачала головой и сказала: «Нет, тебя там не было. Вот отец был в храме». Своим духовным зрением Матронушка увидела, что мать находилась в церкви только телесно.

В отрочестве Матроне представилась возможность попутешествовать. В длительную поездку взяла её с собой дочь местного помещика Лидия Янькова. Побывали они в Киево-Печёрской лавре, Троице-Сергиевой лавре, Петербурге, а также в других городах и святых местах необъятной Российской империи.

В Кронштадте Матронушке довелось встретиться со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Тот, по окончанию службы в Андреевском соборе, попросил присутствующих расступиться и пропустить к нему 14-летнюю слепую девушку. Обращаясь к народу, он сказал: «Матронушка, иди ко мне. Посмотрите, люди, — это моя смена, восьмой столп России».

Значение этих слов осталось для окружающих неясным. Но можно догадаться, что отец Иоанн провидел особое служение Матроны многострадальному русскому народу во время гонений на Церковь.

В 16 лет у девушки отнялись ноги, и она лишилась возможности ходить. Сама Матронушка указывала, что болезнь имеет духовную причину. Шла она по храму после причастия и знала, что сейчас к ней подойдёт неизвестная женщина. Именно она навсегда лишит её возможности ступать ногами по земле. Так и произошло. «Я не противилась этому. Такова была божья воля», — поясняла впоследствии святая Матрона Московская.

Всю свою оставшуюся жизнь эта удивительная женщина оставалась в сидячем положении. Сидела она в разных домах и квартирах, где люди давали ей приют. Продолжалось это 50 лет, но матушка никогда не роптала. Она смиренно несла тяжкий крест, данный ей от Бога.

В 17 лет девушка предсказала революцию в России. Она говорила, что будут убивать, грабить, разрушать храмы. Начнут делить землю, хватать с жадностью огромные наделы, а затем бросят их и побегут в города. Земля никому не станет нужна. Провидица советовала помещику Янькову всё продать и уехать за границу. К сожалению, мужчина не послушал блаженную. В жуткие годы красного террора он был убит, а его праведная и благочестивая дочь закончила жизнь в нищете.

Для церкви в Себино по настоянию Матроны была написана икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Произошло это сразу после начала Первой мировой войны. Матушка Матронушка попросила свою мать сходить к священнику и сказать ему, что в церковной библиотеке на такой-то полке, в таком-то ряду стоит книга, в которой находится изображение иконы «Взыскание погибших».

Икона Божьей Матери «Взыскание погибших»

Священник, услышав подобное, очень удивился. Он ушёл в библиотеку и вскоре вернулся с нужной книгой, на одной из страниц которой находилось соответствующее изображение. Матрона осталась очень довольной и сказала, что хочет заказать такую икону. Она благословила женщин собирать деньги на этот заказ по деревням. Люди жертвовали с разной охотой. Один человек дал рубль и плюнул с досады, что расстался с деньгами. Его брат пожертвовал копейку на смех.

Когда собранную сумму принесли к провидице, та перебрала все купюры и монеты. Рубль и копейку она отложила в сторону со словами: «Отнесите эти деньги назад: они всё портят». При этом матушка назвала имена тех людей, кому необходимо вернуть пожертвования.

Икону заказали художнику из Епифани. Тот приехал к святой Матроне, и та спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Человек сказал, что дело это для него привычное и никакой сложности не представляет. Тогда женщина велела сходить ему в церковь, исповедоваться, причаститься и покаяться в грехах. После того как душа художника очистилась, провидица опять задала ему тот же вопрос. Тот заверил матушку, что сделает всё в лучшем виде.

Прошло много времени, и художник появился у Матронушки. Он сказал, что не может написать икону. Не получается у него ничего. На это ему был дан ответ: «Иди и раскайся в своих грехах, которые ты не исповедовал». Человек был потрясён до глубины души. Он прямиком направился в церковь, причастился, покаялся и вернулся к матушке. Та кивнула головой и удовлетворённо сказала: «Вот теперь ты напишешь икону Царицы Небесной».

По инициативе провидицы была заказана в Богородицке ещё одна аналогичная икона. Первая икона увидела свет в 1915 году. Всю жизнь матушка хранила её при себе. В настоящее время икона находится в женском Покровском монастыре. Вторая икона принадлежит Свято-Успенскому монастырю тульской епархии и хранится в городе Новомосковске.

Много людей приходило к матушке Матронушке со своими болезнями и скорбями. Никому она не отказывала. Но помощь её не имела ничего общего с ворожбой, заговорами, магией. Она базировалась на абсолютно иной основе. Женщина молилась и испрашивала у Бога чудесную помощь больным душой и телом.

Святая Матрона Московская читала молитвы над водой, а затем давала её нуждающимся. Выпив воду и окропившись ей, человек избавлялся от болезней и напастей.

После того как в России повсеместно установилась советская власть, братья провидицы вступили в партию. Понятно, что блаженной, которая целыми днями принимала народ и призывала хранить православную веру, места в доме уже не было. Всё это могло плохо кончиться и для стариков родителей, и для братьев. Чтобы обезопасить родных, матушка Матронушка в 1925 году переехала в Москву. В стольном городе она прожила до конца своих дней.

Это был абсолютно новый период в жизни удивительной женщины. Она стала бездомной странницей. Жить приходилось в разных местах. Иногда матушку окружали люди, враждебно к ней настроенные. Ухаживали за святой послушницы. Они везде сопровождали Матронушку и заботились о ней.

До войны жила матушка на Ульяновской улице у священника Василия. Это был муж её послушницы Пелагеи. Вскоре, однако, его посадили. После этого женщина переехала на Пятницкую улицу в Сокольники. Здесь её устроили в фанерном домике. Пережила в нём матушка суровую зиму.

Одна из женщин вспоминала, как приехала к матушке глубокой холодной осенью. Зашла в дом, который скорее можно было назвать сараем, и увидела, что маленькая комнатка вся заполнена сырым промозглым паром. В углу топится железная печка буржуйка, а матушка лежит на кровати лицом к стене. Гостья её окликнула, а та и повернуться не может, так как волосы примёрзли к подушке. Еле их отодрали.

Пришедшая говорит: «Матушка, да как же так. Вы же знаете, что я живу вдвоём с мамой. У нас две комнаты в тёплом доме, отдельный вход. Почему вы ничего не сказали и не попросились к нам». На это блаженная вздохнула и сказала: «Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели».

После Сокольников переехала Матрона Московская в Вишняковский переулок. Здесь она прожила какое-то время в квартире племянницы. Жила также у Никитских ворот и в Загорске. С 1942 по 1949 год жила на Арбате в Староконюшенном переулке. Поселили её в старинном деревянном особняке в просторной комнате. Три угла в ней сверху донизу матушка заставила иконами.

Староконюшенный переулок в наши дни

Жила святая Матрона Московская в столице без прописки. Для неё это могло кончиться чревато. Уж из Москвы бы точно выслали и сослали за 100 километр в лучшем случае. Но женщина удивительно чувствовала опасность. Она всегда покидала очередное место жительства за день до прихода милиции. Тем самым она спасала и себя, и тех, кто давал ей кров.

Однажды, правда, она знала, что должен придти милиционер, но никуда не уехала. Когда служитель закона появился и велел окружающим собрать провидицу, чтобы увезти её с собой, та сказала: «Иди скорее, несчастье у тебя в доме. А я то куда денусь слепая да не ходячая».

Милиционер послушался матушку, поехал домой. А там жена на полу лежит, помирает. Пользовалась она керогазом, что-то сделала не так и обгорела вся. Мужчина жену на руки схватил, выбежал из дома да в больницу отвёз. Еле-еле успели её врачи спасти.

На следующий день пришёл милиционер на работу, а его и спрашивают: «Ну что, арестовал слепую?» А он отвечает: «Слепую я никогда арестовывать не буду. Если бы не она, то потерял бы я жену. А так успел до больницы довезти, и жизнь она себе сохранила».

Живя в столице, матушка изредка приезжала в родную деревню. То какое-то дело у неё, то соскучится по дому и матери (умерла мать в 1945 году). В целом же жизнь её протекала однообразно. Днём она принимала людей, ночью молилась. Спала подобно древним подвижникам: дремала на боку, подсунув под голову кулак. В таком размеренном ритме проходили годы.

Ещё в 1939 году провидица предсказала страшную войну, которая принесёт много горя русской земле. Когда же немецкие войска пересекли советскую границу, матушка велела приносить ей ивовые ветки. Их она ломала и делала палочки одинаковой длины. Очищала их от коры и молилась. Она духовно присутствовала на фронтах и помогала воинам. Окружающим говорила, что немцы Москву не возьмут, поэтому из города уезжать не надо.

За день святая Матрона Московская принимала до 40 человек. Она никому не отказывала в помощи. Давала от ворот поворот лишь тем, кто обращался к ней с лукавыми намерениями. Многие смотрели на матушку как на народную целительницу. Они приходили за тем, чтобы снять порчу или сглаз. Но, пообщавшись с провидицей, эти люди осознавали, что перед ними божий человек, в совершенстве владеющий спасительными таинствами православной церкви. За свою помощь матушка у людей никогда ничего не брала.

Немало приходило людей с неизлечимыми болезнями. Многих беспокоила пропажа имущества. Просили помочь с несчастной любовью, с хорошей работой. Спрашивали, связывать ли себя узами брака с определённым человеком, менять ли место жительства. Эти были обычные житейские вопросы. На все из них у матушки был ответ.

Провидица боролась за каждую душу, обращающуюся к ней за помощью. Она всегда одерживала победу над чёрными силами. По-сути, матушка совершала ежедневно великий подвиг, сравниться с которым в обычной жизни не может ничто. Всё это конечно изматывало её физически и духовно. Но внешне она держалась молодцом.

Матрона всегда сидела на кровати или сундуке, скрестив ноги. У неё были пушистые волосы, расчёсанные на прямой пробор. От всей её фигуры веяло добротой и божьей благодатью. Говорила она ласковым голосом, молитвы читала громко. К человеческим слабостям проявляла терпение. Никогда не говорила категоричным назидательным тоном и не проповедовала. Совет всегда был конкретным, без общих слов и недомолвок. Встречу с каждым человеком заканчивала молитвой. На прощание осеняла крестным знамением.

Матушка никогда не отличалась многословием. На вопросы отвечала кратко и по существу. Всегда учила окружающих не осуждать ближних. При этом говорила: «Зачем осуждать других людей? Думай чаще о себе. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Какое тебе дело до чужих хвостиков ».

Матрона учила жить с молитвой, как можно чаще налагать на себя и окружающих крестное знамение, тем самым, ограждаясь от злой силы. Постоянно наставляла людей: «Защищайтесь крестом, молитвой, святой водой и частым причащением. Пусть у вас в доме всегда висят иконы, а перед ними горят лампады ».

Она учила любить, а самое главное прощать старых и немощных за то зло, которое они совершили в прошлом. Про сны говорила: «Не обращайте на них внимание. Сны бывают от лукавого. В их задачу входит расстроить человека, опутать мыслями ».

Часто любила повторять: «Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайтесь». Также предупреждала доверчивых людей: «Если идёте к кому-то за советом, то молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет». Матушка настоятельно учила терпению и утверждала, что истинно верующие люди никак не должны выделяться среди других и подчёркивать своё душевное стремление приобщиться к Богу. Во время молитвы она советовала ни на кого не смотреть, а закрыть глаза, или смотреть на святой образ, икону.

Блаженная неустанно напоминала: «Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас сидит на левом плече, а на правом — ангел. Держит каждый из них свою книгу. В одну записываются наши грехи, в другую — добрые дела. Чаше креститесь. Крест — такой же замок, как на двери. Никогда не забывайте крестить еду. Спасайте себя силой животворящего креста ».

В дни демонстраций матушка просила близких не выходить на улицу, закрывать форточки, окна, двери. Она утверждала, что в воздухе находятся полчища демонов, разлагающих души.

Однажды провидицу спросили: «Как же так получилось, что Господь допустил разрушить столько храмов?» На это святая ответила: «На всё воля божья. А количество храмов сократилось, потому что верующих стало мало. Народ находится под гипнозом, сам не свой. Страшная сила овладела душами людей. Проникает она везде. Раньше сидела по болотам и дремучим лесам, потому что люди молились регулярно, а их дома были защищены святыми образами, лампадами и освещением. Бесы без оглядки пролетали мимо таких домов, боялись и на минуту возле них остановиться. А теперь в каждой квартире бесы сидят, и души людей ими заселяются, так как пропала вера в Бога».

Непрестанные молитвы помогали святой Матроне Московской нести крест служения людям. Это было настоящим подвигом. К концу каждого дня у святой уже не было сил говорить. Она лишь тихо стонала. Но, помогая другим, провидица так и не раскрыла никому свою подлинную духовную жизнь. Высшее же её достижение в том, что праведной жизни она учила не словами, а личным примером . Старалась приобщить людей к духовному зрению, ибо только в нём содержится путь к спасению души.

Исцелений по молитвам матушки Матронушки было великое множество. Она несла людям добро. В то же время не имела своего угла и имущества. Жила лишь на приношения, которыми сама и распоряжаться-то не могла. Всё попадало к послушницам, а те раздавали продукты и подарки своим родственникам. Без ведома этих женщин матушка ни могла ни есть, ни пить.

В тяжёлые военные годы к блаженной валом шли люди, чтобы узнать судьбу своих отцов, сыновей, братьев, ушедших на фронт. Матрона в этих случаях никогда не ошибалась. Кому-то она говорила, что человек жив, а кому-то велела отпевать и поминать. Матушка всегда подбадривала людей в тяжёлой ситуации. Она говорила, что бояться не надо, как бы не было страшно. Господь сам сделает как нужно, так как всё в руках его.

Последним местом жительства святой Матроны Московской стала Сходня. Это микрорайон города Химок Московской области. Здесь блаженная жила по адресу улица Курганная, дом 23. Поселилась она у дальней родственницы, покинув Староконюшенный переулок на Арбате. Это был 1949 год.

Люди быстро узнали новое местожительство блаженной, и пошли непрерывным потоком. Здоровье матушки к этому времени ослабло. Всё-таки начал сказываться старческий возраст. Но она всё равно принимала несколько десятков человек в день. Лишь незадолго до кончины Матронушка ограничила приём, так как у неё уже просто не хватало сил.

Господь открыл ей дату смерти. О своём последнем часе на земле святая Матрона Московская узнала за три дня до того, как он наступил. Она попросила окружающих, чтобы отпели её в церкви Ризоположения на Донской улице. Матушка категорически не велела, чтобы, прощаясь с ней, люди приносили венки и искусственные цветы.

Всю свою праведную жизнь, отданную беззаветному служению Богу, провидица причащалась у приходящих к ней священников. Она, как и все люди, боялась смерти. Перед кончиной её исповедовал отец Димитрий. Он спросил у блаженной: «Да неужели и вы испытываете страх перед смертью?» На что получил ответ: «Да, я боюсь смерти. Всякая божья тварь её боится, потому как является она концом телесной жизни и началом иного существования. Страх неизвестности гложет каждого, а по-другому и быть не может».

Почила матушка Матронушка 2 мая 1952 года. А 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка об упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку, — взволнованно спросил мужчина, — разве матушка умерла?»

Мать с дочерью, приехавшие из Москвы, утвердительно кивнули. Они сказали, что сегодня вечером гроб с телом покойной будет установлен в церкви Ризоположения на Донской. Таким же образом и в других церквах необъятной России узнавали о смерти блаженной Матроны.

Отпевание покойной совершил отец Николай Голубцов. После этого все присутствующие подходили и прикладывались к руке святой. Погребение состоялось 4 мая в Неделю жён-мироносиц при большом стечении народа. По желанию матушки похоронили её на Даниловском кладбище.

Незадолго до смерти святая старица сказала: «После моей смерти на могилу немного будет ходить людей. Навещать будут только близкие, а когда они умрут, то запустеет могила. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами. И всякому я буду помогать и всех услышу».

Ещё она сказала: «Все приходите ко мне и рассказывайте о своих скорбях. Я буду вас видеть и слышать, и помогать вам. Все, кто доверит себя и жизнь свою моему ходатайству к Господу — спасутся. Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти ».

В 80-е годы XX столетия могила матушки на Даниловском кладбище сделалась святым местом православной Москвы. На неё приходили и приезжали люди со всей России и из-за рубежа. Шли они к Матронушке со своими бедами и болезнями, и никому матушка не отказывала, всем помогала.

В наши дни Матрону знают миллионы людей. Называют её ласково и нежно — Матронушка. Её чудодейственную помощь чувствуют все те, кто обращается к матушке, просит о заступничестве и ходатайстве перед Создателем. Ведь к Богу блаженная старица имеет великое дерзновение.

Обретение честных останков блаженной старицы Матроны

Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Комиссию по вскрытию захоронения возглавлял архиепископ Истринский Арсений. В перенесении честных останков принимали участие: епископ Орехово-Зуевский Алексий, архимандрит Алексий с братией, священник Александр Абрамов. Гроб старицы был доставлен в Данилов монастырь и помещён в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника.

Помимо представителей православной церкви в работе комиссии принимал участие судебно-медицинский эксперт профессор Звягин Виктор Николаевич, а также доктор исторических наук Танюкович Андрей Кириллович. Этими непредвзятыми людьми на груди старицы была обнаружена выпуклость в форме креста.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II было совершено перенесение честных останков блаженной Матроны в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужила заупокойное всеношное бдение.

1 мая гроб с честными останками блаженной Матроны был препровождён в московский Покровский женский монастырь, находящийся у Абельмановской заставы. Там его при колокольном звоне встретила игумения Феофания и сёстры обители.

В настоящее время честные останки блаженной почивают в этом монастыре. К ним, за помощью, идёт нескончаемый поток людей.

Зимняя Вишня



Схема проезда к мощам Матроны Московской

– одна из самых известных и почитаемых православных святых.

Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания.

При жизни Матронушки у её дома всегда были паломники. Люди приезжали за помощью к матушке за десятки километров со своими болезнями, тревогами, скорбями. И Матронушка помогала, исцеляла, наставляла.

Блаженная Матрона не требовала от людей многого, но всегда требовала — верить в Бога. Также учила не отчаиваться и по мере сил пытаться исправлять свою жизнь от грехов и пороков с помощью Божией.

Поток паломников, чтобы приложиться к её святым мощам, не иссякает и сегодня: с раннего утра до поздней ночи к Абельмановской заставе, где расположен , идут люди с цветами. Чаще всего это белые розы и хризантемы – их Матрона любила более всех и не любила цветов искусственных. К Матронушке – так ласково называют её люди – приходят семьями с детьми, идут женщины, мужчины.

Современники запомнили её очень светлой, ласковой, с тихим голосом. Никогда не жаловалась, принимая все, выпавшее на её долю, как даваемое от Бога.

Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придёт. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

Ещё перед смертью Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

А ещё матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Краткое житие

Матрона Московская (урождённая Матрона Дмитриевна Никонова) (22 ноября 1881 года - 2 мая 1952) - святая Русской Православной Церкви.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье. Согласно житию святой Матроны, родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила своё «дитя несчастное».

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть мать как-то стала ругать её: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», - отвечала девочка.

Житие сообщает, что уже с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. По её молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли её родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала её главной кормилицей.

Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырёх километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идёт ко мне, ползёт. Часам к трем доползёт». Он полз эти четыре километра, а от неё пошел на своих ногах, исцелённый.

До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена - восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. Как говорила сама Матронушка, «такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой так и прожила до конца своих дней. Жила где придётся - у друзей и знакомых. В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи.

Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. позже стала местом неофициального паломничества.

8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную .

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая. Определение Священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952)». В том же году состоялась общецерковная канонизация. Документ об этом был принят на заседании Архиерейского Собора РПЦ 6 октября 2004 г.

Памятные даты

2 мая — День Памяти святой Матроны Московской установлен Православной Церковью в День её кончины (02.05.1952 года); День канонизации;
22 ноября — День Тезоименитства (День Ангела). День, в который родилась святая Матрона (22.11.1881 года);
7, 8* марта — Празднование обретения святых мощей блаженной Матроны (08.03.1998 года).
Вспоминается святая блаженная Матрона также в дни Собора Московских святых - 2 сентября и Собора Тульских святых - 5 октября.

* — 7 марта в високосный год или 8 марта в невисокосные годы (Православный календарь)
— 8 марта установлен как дополнительный день памяти святой Матроны Московской Решением Священного Синода РПЦ от 16 июля 2013 г. (Журнал № 81).

Век атеизма и всеобщего безверия, наступивший после 1917 года, явил миру новых подвижников Православия, людей, само существование которых доказывало силу веры и Божьей молитвы.

Святая Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в Тульской земле, в селе Себино, что в 22 километрах от города Епифани (ныне Кимовский район Тульской области), в восточной части знаменитого Куликова поля, столь славного в истории России. Родилась она в бедной крестьянской семье, у благочестивых родителей, Дмитрия и Натальи, и была их младшим, четвертым ребенком. Точный год ее рождения неизвестен: в одних источниках называется 1881 год, в других — 1885-й. Было это в ноябре; при крещении девочке дали имя в честь преподобной Матроны Константинопольской, память которой празднуется 9 (по новому стилю 22) ноября.

Матрона родилась полностью незрячей, без глаз; веки ее были плотно сомкнуты. Однако уже в детстве односельчане стали замечать, что девочка обладает внутренним, сокровенным зрением и способна прозревать то, что другим недоступно. Этот дар, как и дар исцеления, проявился у нее очень рано — с семи или восьми лет. Она читала над болящим молитву — и тот исцелялся; предсказывала, что случится вскоре, — и предсказанное ею исполнялось; давала страждущему совет, как поступить в той или иной ситуации, — и совет этот оказывался верным. Люди стали приходить к ней, приносить с благодарностью кто хлеб, кто какую-нибудь другую снедь, — и так бедная девочка сделалась не обузой, но кормилицей для своей семьи.

Как подчеркивается в Житии блаженной Матроны, все это не имело ничего общего со знахарством или, тем более, с ведовством и так называемой экстрасенсорикой. Напротив, Матрона всю жизнь боролась с колдунами и знахарями. Горячая и неустанная молитва к Богу — единственный источник ее благодеяний людям. Она, пока могла, проводила все свое время в церкви, непрестанно пребывала в молитве, окружала себя иконами и — незрячая и не получившая никакого образования! — понимала смысл и знала содержание всех икон как у себя дома, так и в храме. «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает» — так позднее говорила она тем, кто приходил к ней. От исцеляемых Матрона требовала веры к Богу, а иной раз условием исцеления ставила обязательное еженедельное посещение храма, исповедь священнику, принятие святого причастия или вступление в церковный брак для супругов, состоявших в одном только гражданском браке. Об особой избранности девочки свидетельствовал и внешний знак: на груди у нее имелась выпуклость в форме креста, как бы нерукотворный нательный крестик. Рассказывают, что однажды мать стала укорять дочку: «Зачем ты с себя крестик снимаешь?» — «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — отвечала девочка.

Известно, что по ее просьбе для себинской церкви Успения Пресвятой Богородицы была написана икона Божьей Матери «Взыскание погибших», ставшая чтимой местной святыней (в настоящее время икона находится в Успенском монастыре города Новомосковск Тульской области, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы). Еще один такой же образ Матрона заказала для себя у местного художника. Деньги на икону собирали всем миром: кто давал деньги, кто продукты — яйца, масло, хлеб. Рассказывают, что один крестьянин дал нехотя рубль, а брат его — для смеха копеечку. Когда деньги принесли Матроне, она, перебрав их, нашла эти рубль и копейку и велела вернуть обратно: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят». Впоследствии Матрона не расставалась с этой иконой (в настоящее время она хранится рядом с ее святыми мощами в московском Покровском монастыре).

На семнадцатом году жизни Матрона потеряла способность ходить. С тех пор и до самой смерти она оставалась «сидячей». Это тяжелейшее испытание для человека. Но Матрона безропотно несла свой крест, не жалуясь ни на что и всё так же беззаветно помогая людям.

Предсказания ее касались самых обычных, житейских дел. Но иной раз она говорила пророчески и о судьбе России. Известен рассказ о том, как Матрона предсказала судьбу царя. Она попросила у матери куриное перо, ободрала его и показала матери: «Мама, видишь это перышко? Вот так обдерут нашего царя-батюшку!» А когда мать испугалась и не велела дочери говорить таких слов, добавила: «Не бойся, мама, его уже ободрали». И еще она предсказала революцию: «как будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно показывала, как будут делить землю: «лягут, руки протянут вперед, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю, побегут кто куда; земля никому не нужна будет». Предсказала она и великие бедствия Русской церкви, крушение идеалов веры, нравственности — и то, что уже, к несчастью, исполнилось в нашей истории, и то, чему еще, возможно предстоит случиться. «Начнутся смуты… распри…» — говорила она незадолго до смерти. И добавляла: «Как мне вас всех жаль… Доживете до последних времен. Жизнь будет все хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб и скажут: “Выбирайте!”…»

В 1925 году Матрона покинула деревню и переселилась в Москву. Этот переезд был вынужденным: ее братья Иван и Петр стали местными активистами, вступили в партию и с крайней враждебностью относились и к сестре, и к тем людям, которые по-прежнему приходили к ней за советом. В Москве Матрона прожила почти тридцать лет, до самой смерти, и очень полюбила этот город. В течение всех этих лет она не имела своего угла, жила там, где ей давали приют: то у родственников, то у односельчан, то у совсем чужих людей. С нею вместе переезжали с места на место женщины, которые ухаживали за ней, — «хожалки». Менять адреса приходилось часто, так как, опасаясь властей, Матрону почти никогда не прописывали, а долго жить без прописки было нельзя. Она жила то на Ульяновской (Николоямской) улице; то на Пятницкой возле Павелецкого вокзала, у церкви, в домике трамвайной линии; то в Вишняковском переулке, недалеко от храма Николы в Кузнецах; то в Царицыно; то в Сокольниках, в летней сторожке; то в Петровско-Разумовском; то в Загорске (Сергиевом Посаде), у племянника; то на Сходне. Дольше всего, с 1942-го по 1949 год, она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке, в большой, уставленной иконами комнате у своей односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и ее дочери Зинаиды Владимировны. З. В. Жданова и составила первое и наиболее полное жизнеописание блаженной по собственным воспоминаниям и воспоминаниям других людей, знавших святую Матрону. О том, насколько тяжело иной раз приходилось блаженной, мы узнаем из рассказа З. В. Ждановой, которая в военном 1942 году отыскала ее в Сокольниках, в маленьком фанерном строении, отданном ей на время: «Была глубокая осень… Я вошла в домик, а в домике сырой, промозглый, густой пар, топится железная печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати, лицом к стене, повернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали… Я в ужасе сказала: “Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы с мамой живем, брат на фронте, отец в тюрьме, неизвестно где, две комнаты у нас… Почему же вы не попросились к нам?” Матушка вздохнула тяжело и сказала: “Бог не велел, чтобы ты потом не пожалела”». Так Матрона оказалась у Ждановых на Арбате… Из-за своего физического состояния она находилась в полной зависимости от своих «хожалок», а те не всегда относились к ней с надлежащим почтением и состраданием. «Она жила, не имея своего угла, имущества и запасов, кто пригласит, там она и живет, — продолжает З. В. Жданова, — жила на приношения, которым она не была хозяйка. Была в послушании у злой Пелагеи, она всем распоряжалась, пила и отдавала своим родственникам. Без ее ведома матушка не могла ни пить, ни есть. Иногда губы у нее пересохнут, она жалобно просит Пелагею: “Пить хочу”, а та грубым голосом, выпившая, поевшая втихаря, лежа на кровати: “Не время тебе пить!” Мы тихонько подносим еду и питье, а матушка не берет — иногда и сутками».

И при этом Матрона по-прежнему принимала множество людей — иной раз до сорока человек в день! И всем помогала. К ней со своими бедами и невзгодами приходили самые разные люди: и вчерашние крестьяне (в том числе из ее родных мест), и коренные москвичи, и приезжие из других городов и деревень, иной раз — люди весьма высокопоставленные, по советским меркам. Чаще — женщины, реже — мужчины. Многих она исцелила: поднимала на ноги не ходячих (то есть страдающих той самой болезнью, которой страдала она сама), распрямляла скрюченных, исцеляла бесноватых, страдающих припадками, разного рода психическими и нравственными заболеваниями. Однажды, в 1946 году, в Матроне привели женщину-комиссара, только что прибывшую с фронта. Ее единственный сын сошел с ума; мать не знала, что делать: она возила сына даже в клинику в Швейцарии, но никто не смог ей помочь. «Я пришла к вам от отчаяния! Мне идти больше некуда!» — сказала женщина. «Матушка выпрямилась и говорит: “Господь вылечит твоего сына, а ты в Бога поверишь?” — “Я не знаю, как это верить”. Тогда матушка попросила воды, сказала “смотри” и начала при ней громко читать над водою молитвы, потом налили пузырек воды, и матушка, подавая ей пузырек, сказала: “Поезжай сейчас же в Кащенко (Московская психиатрическая клиническая больница), договорись с санитарами, чтобы они его крепко держали; когда будут выводить его, он будет биться, а ты постарайся плеснуть этой воды ему в глаза и обязательно попади в рот”». Так и получилось. Позднее женщина, на коленях благодаря блаженную, рассказала, что сын ее исцелился. Когда она, держа пузырек с водой в кармане, подошла к нему, он действительно начал биться в руках санитаров и кричать: «Мама, выброси, что у тебя лежит в кармане, не мучай меня». А когда женщина изловчилась и плеснула ему святой водой в лицо, вмиг успокоился; «он остановился, глаза стали прежними, и он сказал: “Как хорошо”». Его вскоре выписали из больницы. В другой раз к Матроне привели дочь какого-то генерала (по другой версии, полковника), лаявшую по-собачьи. Когда матушка исцелила девушку, отец предлагал ей любое вознаграждение, готов был отстроить для нее дачу, выхлопотать машину, дать денег. Но Матрона отказалась от всего. Она вообще не брала денег, лишь принимала домашние продукты, принесенные благодарными людьми, — чтобы не умереть с голода, — да и те раздавала другим, почти ничего не оставляя себе. Сохранилось немало рассказов о том, как она исцеляла женщин от злокачественных опухолей (онкология — подлинный бич XX века!), силой молитвы излечивала туберкулез, другие болезни, предотвращала ненужные операции. При этом она никогда не запрещала лечиться у врачей, напротив. «Тело — домик, Богом данный, — говорила она, — его надо ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные все, и пренебрегать этим нельзя». Понимала она и значение образования. «Сейчас время такое, учиться надо», — наставляла она дочь своей односельчанки, решившую выучиться на медицинскую сестру.

Не имевшая глаз, она видела и понимала красоту окружавшего мира. «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое, — призналась она как-то. — И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек». З. В. Жданова приводит поразительный случай, когда матушка Матрона помогла ей, учившейся в Архитектурном институте (!), подготовить дипломный проект: матушка, никогда не бывавшая за границей и не видевшая ни одного художественного альбома, стала перечислять ей творения великих итальянских зодчих и указала дворец, который мог послужить образцом для ее проекта!

Вообще наставления Матроны — удивительно простые, ясные. Одна женщина жаловалась ей: «Я с мужем живу плохо». А матушка отвечала: «А кто виноват? Виновата ты. Потому что у нас Господь глава, а Господь в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны подчиняться». Этого оказалось достаточно, чтобы отношения в семье наладились. Она учила: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным надо со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали или ни сделали». Одна женщина пожаловалась ей на нервы (а было это в годы войны). «Какие нервы? — удивилась блаженная. — Вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов. Надо владеть собой, терпеть». А когда близкая ей З. В. Жданова попала в лагерь (по сфабрикованному делу о «церковно-монархической группе»), матушка передала ей свое последнее, предсмертное наставление, предсказав, что ничего с нею не случится: «Пусть знает это и живет, как малое дитя в саночках: возят дитя, и нет никакой заботы — Господь всё сам управит». «Матушка часто шутила, — рассказывала та же З. В. Жданова, — на вопрос, как спастись, говорила: “Цепляйтесь все-все за мою пяточку и спасетесь. И не отрывайтесь от меня, держитесь крепко”». «Зачем осуждать других людей? — говорила она. — Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?"

Как она исцеляла? Сохранилось несколько воспоминаний на этот счет. Блаженная вела аскетический образ жизни: спала очень мало, лежа на голом кутничке (сундучке) или на койке, на боку, «на кулачке»; большую часть ночи проводила в молитве; принимала посетителей сидя. «Матрона ножки поджимала под себя, под юбку, — рассказывала ее внучатая племянница А. Д. Прохорова. — Люди сядут на колени, она одной рукой по голове водит, а другой крестит». «Когда принимала, она садилась, скрестив ножки, — вспоминала З. В. Жданова, — две ручки вытянуты прямо в воздухе, наложит пальчики на голову стоящего перед нею на коленях человека, перекрестит, скажет главное, что надобно его душе, помолится… Исцелений было много от ее ручек. Возьмет двумя руками голову плачущих страдальцев, пожалеет, поможет святостью своею, и люди уходили, как на крыльях… А она вечером тихо, обессиленная, только вздыхает и молится ночи напролет. У нее на лбу была ямка от пальчиков при крещении крестом. Крестилась медленно, усердно, пальчики искали ямку».

А вот рассказ Нины Чижик, которая была в детстве исцелена святой; она в семь лет заболела воспалением легких, болезнь дала тяжелые осложнения: отнялись руки и ноги, девочка была полностью обездвижена. Ее принесли к Матроне, которая жила тогда на окраине Загорска: «Матушка сидела на металлической кровати, обложенная подушками. Меня она велела положить к ней на кровать, так, чтобы она могла достать мои руки. Как сейчас вижу ее: в белом платочке в мелкий синий горошек, платье темно-синее тоже в мелкий горошек, пуговички на груди. Ручки маленькие, пухленькие, рукава у платья на резинке, глазницы пустые. Комната была вся в иконах. Свет как бы отражался от икон, и от матушки как будто исходили свет и тепло. Комната была наполнена этим светом. Я лежала рядом с ней на постели, а матушка вела прием посетителей. Я чувствовала, что матушка будто вошла в меня, мне передавались ее тепло, ее боголюбие, ее любовь. В первый день матушка постоянно держала меня то за одну, то за другую руку, непрестанно поглаживая, и я чувствовала, как теплели мои руки и как они отходили. На второй день матушка позвала ухаживающую за ней женщину и сказала ей: "Поставь ее на пол, а то она залежалась". Она мне ласково говорит: "Залежалась ты, залежалась!" Я очень испугалась, ведь я лежала без движения целый год. Женщина меня поддержала, и я встала на ноги и стояла у кровати, на которой сидела матушка. Потом она велела положить меня на кровати, чтобы она могла доставать руками до моих ног. День она принимала посетителей и поглаживала мои ноги, а ночи мы с ней были вдвоем. Она немного дремала, сидя в подушках, очень много молилась и гладила, гладила мои ноги и руки. На третий день матушка сказала мне, чтобы я немного прошлась, попросила женщину помочь мне, она мне помогала передвигать ноги. Мне было очень страшно. Матушка говорила мне: "Двигай, двигай ногами, они у тебя ходячие". На четвертый день за мной приехал отец, и я уже шла до машины своими ногами, после года полной неподвижности мои ноги плохо слушались меня. Мне нужно было еще время, чтобы привыкнуть к тому, что я совершенно здорова».

Казалось бы, ничего особенного — доброта и ласка, свет и тепло, исходящие от доброй маленькой женщины (эта удивительная доброта святой Матроны ощущается даже на ее сохранившихся фотографиях). Но ведь в действительности случилось настоящее чудо — чудо излечения от тяжелейшей болезни силой молитвы, силой веры…

Все, что происходило в жизни страны и касалось миллионов людей, становилось и предметом ее забот. Все прошло через ее жизнь — революция и гражданская война, раскулачивание и беспощадная борьба с религией, закрытие храмов и массовые аресты, война, голод, страх новой войны… Сила молитвы матушки Матроны помогала людям справиться с разными бедами — арестом близких, утерей документов, пропажей имущества, неурядицами в работе. Она не раз предчувствовала, что и ее хотят арестовать, и заблаговременно покидала квартиру, в которой жила, оберегая от ареста не только себя, но и принявших ее людей. Однажды дело дошло до появления милиционеров в ее доме. Но этот несостоявшийся арест обернулся очередным чудом. Дочь ее односельчанки А. Ф. Выборнова рассказывала об этом так. Когда милиционер пришел забирать Матрону, та сказала ему: «Поезжай скорее, у тебя дома несчастье». А когда милиционер заколебался, добавила: «Слепая от тебя никуда не денется. Я сижу на постели, никуда не хожу». Милиционер бросился домой; оказалось, что его жена обгорела от керогаза, но он все-таки успел отвезти ее в больницу. Когда на следующий день милиционера спросили: «Ну что, забрал слепую?», он отвечал: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я бы жену упустил, а тут я жену все-таки в больницу свез». Чем закончилась эта история для милиционера, неизвестно. Но то, что он укрепился в вере, несомненно. Саму же матушку Матрону так и не подвергли аресту.

За некоторое время до начала Великой Отечественной войны, в 1939 или 1940 году, Матрона сказала людям, которые были рядом с ней и спорили о чем-то: «Ну, что, вот сейчас вы ругаетесь, делите, а ведь война накануне. Конечно, много народу погибнет, но наш русский народ победит». Когда война началась, Матрона стала просить всех приносить ей ивовые веточки. Она их ломала на палочки одинаковой длины и очищала от коры. Веточек таких было очень много. Близким своим Матрона говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает. Много позже сложилось предание о том, что в годы войны к ней якобы приезжал сам Сталин и Матрона будто бы предсказала ему, что он один не покинет Москву, когда все правительство эвакуируется из столицы (по другой версии, предсказала ему победу). Это, конечно, вымысел, легенда. Но очень многие верили и продолжают верить в то, что так и было на самом деле. Так причудливо преломились в народном сознании и представления о чудесном спасении столицы, так и не взятой фашистами, и внезапный поворот советского руководства к поддержке Православной церкви, и несомненное уважение к Сталину, не покинувшему Москву в самый тяжелый момент, когда падение ее казалось неизбежным, и всегдашняя наивная вера народа в «доброго царя», окруженного злыми советчиками. Такие представления, по всей вероятности, разделяла и матушка Матрона. «Кто знает, может, Господь и простит Сталина! Он сам пленник», — сказала она как-то З. В. Ждановой. А когда та переспросила: «У кого пленник?», объяснила: «У Кагановича и всех тех ». Еще в 1943 году Матрона предсказала, что зловещую 58-ю статью (контрреволюционная деятельность) отменят, «и не будет того, что было». — «Матушка, а когда это будет?» — «После войны. Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители, один хуже другого. Растащат Россию…»

Отголоском этой истории уже в наши дни стало появление иконы, на которой святая Матрона благословляет Сталина. Икона была выставлена в храме Святой Ольги в Стрельне, под Санкт-Петербургом. Это стало причиной скандала, вышедшего далеко за рамки церковного обсуждения. В конце концов икона была признана неканонической и, по требованию церковных властей, удалена из храма.

Вообще же блаженная старица отстраненно относилась к властям. Не любила шумных демонстраций, усматривая в них бесовское действо: в дни демонстраций просила никого не выходить из дома, закрывать окна, форточки, двери. З. В. Жданова как-то спросила ее: как же Господь допустил закрыть столько храмов, разрушить, уничтожить? Матушка отвечала ей: «На это воля Божия. Сокращено было количество храмов потому, что верующих будет мало, служить будет некому». А на вопрос: «Почему же никто не борется?», отвечала так: «Народ под гипнозом, не свой, страшная сила вступила в действие, эта сила существует в воздухе, проникает везде; раньше болота и дремучие леса были обитанием этой силы, так как люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением и бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога». Так поняла смысл ее слов составительница ее жизнеописания и так передала ее слова нам.

Последним обиталищем Матроны Московской стала подмосковная станция Сходня, где она жила у своих дальних родственников на улице Курганной, в доме 23 (ныне это город Химки). Здесь она и преставилась 2 мая 1952 года (по новому стилю), предсказав свою кончину за три дня. Когда перед смертью ее пришел исповедовать священник, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. «Да неужели и вы боитесь смерти?» — спросил священник. «Боюсь», — отвечала она. Отпевали ее в церкви Ризоположения на Донской улице. Погребение состоялось 4 мая, в Неделю Жен-мироносиц (третье воскресенье по Пасхе); похоронили матушку Матрону при огромном стечении народа на Даниловском кладбище, как она и просила.

Не раз еще при жизни блаженная говорила близким ей людям: «После смерти моей приходите на могилку. Как принимала людей, так и буду принимать… Разговаривайте со мной, все горести свои поверяйте мне, я буду вас видеть и слышать; что душе вашей скажу, то и делайте». И вправду: множество людей по-прежнему приходили к матушке Матроне искать исцеления от недугов или помощи в трудных жизненных обстоятельствах. Случаи помощи по молитвам блаженной многочисленны, чудотворения продолжаются и по сей день.

Как это часто бывало в русской истории, народное почитание предшествовало официальной церковной канонизации. С конца 80-х годов прошлого века имя блаженной Матроны Московской стало известно повсеместно; поток людей, устремлявшихся к ее могиле, непрестанно возрастал. 8 марта 1998 года, в первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, по благословению святейшего патриарха Алексия II, состоялось обретение, а затем и освидетельствование честных останков старицы Матроны, которые были помещены сначала в надвратный храм во имя Симеона Столпника, затем в главный храм Святых Отцов Семи вселенских соборов Данилова монастыря, а 1 мая 1998 года торжественно перенесены в Свято-Покровский женский монастырь в Москве, где святыня хранится и поныне, привлекая множество верующих — со всех концов нашей страны и из других стран. 2 мая 1999 года при служении самого святейшего патриарха состоялась официальная канонизация блаженной Матроны в лике местночтимых святых. В октябре 2004 года состоялась и общецерковная канонизация. Ныне память святой блаженной Матроны Московской празднуется Церковью 19 апреля (2 мая по новому стилю), а также в воскресенье перед 26 августа (8 сентября) — в Соборе Московских святых, и 22 сентября (5 октября) — в Соборе Тульских святых.

Литература:

Святая блаженная Матрона Московская. Житие. Акафист (разные издания).

Сказание о житии блаженной старицы Матроны / Составила и записала З. В. Жданова. М., 1993.

Материалы на православных сайтах: http://days.pravoslavie.ru; http://matrona-moskowskaya.narod.ru; http:// www.pokrov-monastir.ru ; и др.


© Все права защищены

Небольшая история про Святую Матронушку...
Если выйти из Московского метро на станции «Марксистская» к торговому центру «Таганка», слева от вас будет немного странная, не типичная для суетливой Москвы картина: троллейбусная остановка, заполненная обладателями красивых букетов. Здесь почти каждый держит в руках цветы! Эти цветы - для Матронушки.

Так любовно называют православные св. Матрону Московскую. Две остановки на любом троллейбусе – и перед вами стены Покровского женского монастыря, где покоится прах столь почитаемой народом святой.
Она еще при жизни была любимицей народа, а сейчас, после прославления в лике святых в 1998г., монастырь едва справляется с человеческим потоком.
Тысячи людей идут сюда за утешением, за исцелением, за надеждой. Перед смертью Матрона говорила:
«Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

«Маленькая святая»

Так иногда называли ее у себя на родине, в селе Себино Тульской губернии. Маленькая – потому, что ростом она была очень мала, а святая – потому, что с детства умела исцелять людей, предсказывать события, видеть грехи человека «духовным зрением».
Обычного зрения у Матроны не было – с самого рождения она была слепой. А в возрасте семнадцати лет перестала ходить – отказали ноги. Всю оставшуюся жизнь Матрона провела сидя, но никогда ни на что не жаловалась.
Родившись в 1881 году в большой крестьянской семье, в 1925 году Матрона навсегда переехала в Москву – чтобы не быть обузой для престарелых родителей - ведь прокормиться в те годы в деревне было очень сложно.
В Москве она не имела не только своего жилья, но даже прописки – кочевала от одних «добрых людей» к другим. И так – всю жизнь, до самой смерти в 1952 г.

«Москва – это святой город»

Говорила Матрона и очень любила Москву. Правда, ей приходилось очень часто переезжать, менять адреса – в те годы можно было легко получить уголовную статью за религиозность, за распространение «опиума для народа».
Несколько раз Матрона чудом избегала ареста: она всегда предчувствовала, что будет обыск или визит милиции и спешно перебиралась в другое место. Жила там, куда ее приглашали – сама ни к кому не навязывалась, не напрашивалась.
Дольше всего Матронушка прожила в Староконюшенном переулке, в семье своей односельчанки Е. М. Ждановой и ее дочери Зинаиды – целых семь лет.
В старинном особняке (до революции муж Е. М. Ждановой был очень богат) она занимала комнату, в которой три угла сверху донизу были заняты иконами и лампадами - здесь она принимала людей, сидя на старом сундуке.

«С чем приходили к матушке люди?

Пишет в своих воспоминаниях З. Жданова. - С обычными бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства…
С житейскими нуждами и вопросами. Выходить ли замуж? Менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих, одержимых разными недугами: кто-то внезапно занемог, у кого-то руки-ноги свело, кого-то преследуют галлюцинации…
Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла.
Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания.
Матушка не проповедовала, не учительствовала. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла. Она вообще была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы.
Она учила не осуждать ближних. Говорила: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»

Какой она запомнилась очевидцам?

«С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос»
(Из книги «Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской»). Она читала молитвы громко, внятно, и всегда подчеркивала, что помогает не она – помогает Бог.
Трудно представить, как жилось практически недвижимой женщине, не имеющей ни пенсии, ни другого дохода. Не имеющей своего угла, своих вещей. Однако Матронушка при этом еще и другим помогала…

Помощь Матронушки

Получили очень многие люди. Каждый день она принимала около сорока человек, среди которых были и тяжелобольные, и те, от кого отказывалась официальная медицина.
Сотни случаев исцелений описаны в житии матушки. Она помогала найти работу, помириться с близкими, забеременеть, выйти замуж. Люди не только исцелялись по ее молитвам, но и получали духовную поддержку.
В этом было предназначение святой. Маленькая, слепая, убогая женщина, которая не могла самостоятельно даже передвигаться, была очень сильна духом. Многих людей она привела к Православию, помогла обрести душевный покой.
Описан такой случай: в 1946 году к Матронушке пришла женщина, которая занимала очень высокое положение и была атеисткой. Муж ее погиб на фронте, единственный сын сошел с ума. Она возила сына в Европу, у нее был доступ к лучшим врачам, но результата не было – сын продолжал находиться в полном душевном расстройстве.
«Я пришла к вам от отчаяния, - сказала она, - мне идти некуда». Матушка помолилась, дала несчастной матери пузыречек святой воды и велела ехать «в Кащенко» и сбрызнуть сына этой водой.
«Через некоторое время, - вспоминает З. Жданова, - мы с братом стали свидетелями, как эта женщина вновь приехала к Матроне. Она на коленях благодарила матушку и сообщила, что ее сын теперь здоров».

Подобные истории

Вы можете услышать сами, если захотите побывать «у Матронушки». В огромной очереди, которая ведет к ее святым мощам, обязательно есть те, которым она уже помогла.
До официального прославления и перенесения мощей в Покровский монастырь желающие приходили на могилку матушки на Даниловском кладбище – с теми же просьбами, мольбами…
Сама она предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет людей ходить, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет…
Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».