Эффективность диспансеризации оценивается на основании числа. Диспансеризация населения. Удельный вес не наблюдавшихся в течение года =

В работе детских поликлиник наряду с общими для всех амбулаторно-поликлинических учреждений формами первичной учетной медицинской документации используются следующие специальные формы:

    История развития ребенка (ф. 112/у);

    Карта профилактических прививок (ф. 063/у);

    Журнал учета профилактических прививок (ф. 064/у);

    Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школинтернатов (ф. 026/у-2000);

    Санаторно-курортная карта для детей (ф. 076/у-04) и др.

В соответствии с приказом МЗиСР № 102 от 09.02.2007 на каждом врачебном участке должен заполняться «Паспорт врачебного участка (педиатрического)» (ф. 030/у-пед) (далее - Паспорт).

Паспорт предназначен для получения информации о прикрепленном детском населении, половозрастном и социальном составе детей, структуре заболеваемости, наличии детей, имеющих право на получение набора социальных услуг, а также для учета обеспечения их необходимой бесплатной медицинской помощью, восстановительным лечением, комплексной реабилитацией, в том числе на санаторно-курортном этапе. Паспорт дает возможность проводить анализ обоснованности медицинских назначений, проведения лечебно-профилактических мероприятий, качества оказания медицинской помощи. Наличие в Паспорте сведений о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети из групп социального риска, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей и др.), позволяет своевременно проводить медико-социальные мероприятия, в том числе с привлечением правоохранительных органов и органов социальной защиты населения. Включение в Паспорт таблицы по юношам допризывного возраста дает возможность оценить лечебно-оздоровительные мероприятия по их подготовке к военной службе. Анализ данных Паспорта позволяет планировать работу на врачебном (педиатрическом) участке и оценивать эффективность работы врача-педиатра участкового. Паспорт составляется и ведется регулярно с учетом примечаний к разделам, в течение отчетного периода (календарного года) участковым врачом-педиатром на основании «Истории развития ребенка» (ф. 112/у) и других утвержденных форм медицинской документации. По завершению отчетного периода (календарного года) Паспорт подписывается участковым врачом-педиатром и сдается в отдел статистики учреждения здравоохранения, где хранится в течение 3 лет. К началу нового отчетного периода Паспорт заполняется с учетом данных на конец предыдущего отчетного периода. На основании данных Паспорта участковый врач-педиатр планирует ежемесячную, квартальную и годовую работу на врачебном участке и готовит пояснительную записку к отчету о проделанной работе.

Статистические показатели, характеризующие медицинскую деятельность детских поликлиник, можно объединить в следующие группы:

    заболеваемость детского населения 1 ;

    профилактическая работа;

    объем амбулаторно-поликлинической помощи;

Расчет показателей объема амбулаторно-поликлинической помощи и нагрузки персонала детской поликлиники проводится аналогично таковым поликлиники для взрослых.

Показатели профилактической работы. Профилактическая работа является ведущим направлением в деятельности детских поликлиник. Основным методом реализации этого направления является диспансеризация. К этой группе относятся:

    общий показатель диспансеризации детского населения;

    полнота охвата детей, состоящих под диспансерным наблюдением, лечебно-профилактической помощью;

    полнота охвата больных детей, состоящих на диспансерном учете, лечебно-профилактической помощью;

    удельный вес детей, состоящих на диспансерном учете по поводу заболеваний;

    эффективность диспансеризации детского населения;

    охват патронажем детей 1-го года жизни;

    удельный вес детей, находившихся на грудном вскармливании от 3 до 6 мес и от 6 мес до 1 года;

    полнота охвата детей периодическими медицинскими осмотрами;

1 Методика расчета и анализа показателей заболеваемости детского населения представлена в главе 3.

    полнота охвата детей профилактическими прививками;

    распределение детей по группам здоровья.

Общий показатель диспансеризации детского населения характеризует охват динамическим наблюдением здоровых и больных детей. Показатель рассчитывают по формуле:

* Показатель рассчитывают в целом и по отдельным видам помощи.

Этот показатель должен приближаться к 1000%o.

Показатель полноты охвата детей, состоящих под диспансерным наблюдением, лечебно-профилактической помощью уточняет общий показатель диспансеризации и характеризует уровень обеспечения детей отдельными видами помощи (стационарной, санаторно-курортной, противорецидивным лечением и др.). Показатель рассчитывают по формуле:

Показатель полноты охвата больных детей, состоящих на диспансерном учете, лечебно-профилактической помощью дополняет общий

показатель диспансеризации и характеризует уровень обеспечения больных детей, состоящих на диспансерном учете, отдельными видами помощи (стационарной, санаторно-курортной, противорецидивным лечением и др.). Показатель рассчитывают как в целом, так и по отдельным заболеваниям по формулам:

* Показатель рассчитывается в целом и по отдельным видам помощи.

Удельный вес детей, состоящих на диспансерном учете по поводу заболеваний, дополняет общий показатель диспансеризации. Показатель рассчитывают как по всем заболеваниям суммарно, так и по отдельным видам патологии:

Дети с хронической патологией берутся на диспансерный учет и наблюдаются педиатром на участке или врачом-специалистом по месту жительства с проведением противорецидивных курсов лечения до полного выздоровления или до состояния стойкой ремиссии

Показатель эффективности диспансеризации детского населения также дополняет общий показатель диспансеризации и используется для анализа качества проводимой детскими поликлиниками и консультациями диспансерной работы. Этот показатель рассчитывают по формуле:

* Показатель может рассчитываться по отдельным нозологическим формам.

Показатель охвата патронажем детей 1-го года жизни характеризует соблюдение стандартов систематического врачебного наблюдения детей данной возрастной группы. Показатель рассчитывают по формуле:

Оптимальное значение этого показателя должно составлять 100%.

Показатели удельного веса детей, находившихся на грудном вскармливании от 3 до 6 мес и от 6 мес до 1 года, характеризуют охват детей первого жизни естественным вскармливанием. Удельный вес детей, находившихся на грудном вскармливании от 3 до 6 мес, определяется путем деления числа детей, достигших 1 года и получавших молоко матери не менее 3 мес, но не более 5 мес 29 дней, на общее число детей, достигших 1 года. Удельный вес детей, находившихся на грудном вскармливании от 6 мес до 1 года, определяется путем деления числа детей, достигших 1 года и получавших молоко матери 6 мес и более, на общее число детей, достигших 1 года. В эту группу входят также дети, которые получали молоко матери более 1 года.

В течение последних лет эти показатели в Российской Федерации составляют в среднем: удельный вес детей, находившихся на грудном вскармливании от 3 до 6 мес, - 40-41%; удельный вес детей, находившихся на грудном вскармливании от 6 мес до 1 года, - 36-39%. Рекомендуемые ВОЗ показатели должны составлять в среднем соответственно 80 и 60%.

Показатель полноты охвата детей периодическими медицинскими осмотрами характеризует работу детских поликлиник и консультаций по контролю за состоянием здоровья организованного детского населения. Показатель рассчитывают по формуле:

* Показатель может рассчитываться по отдельным декретированным возрастным группам.

Этот показатель должен приближаться к 95%, для детей 1-го года жизни - к 100%.

Показатель полноты охвата детей профилактическими прививками

характеризует работу детских поликлиник и консультаций по иммунизации детского населения в рамках Национального календаря профилактических прививок. Показатель рассчитывают по формуле:

* Показатель может рассчитываться по каждому виду профилактических прививок, предусмотренных Национальным календарем профилактических прививок.

Этот показатель должен приближаться к 100%.

Показатель распределения детей по группам здоровья позволяет комплексно оценить здоровье детского населения и рассчитывается по формуле:

Этот показатель может рассчитываться по отдельным возрастным группам.

По данным всероссийской диспансеризации, 32,1% детей были признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имели функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% имели хронические заболевания (III группа здоровья) (рис. 12.6).

Рис. 12.6. Распределение детей по группам здоровья по итогам всероссийской диспансеризации

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите основные принципы оказания амбулаторно-поликлинической помощи. Раскройте их содержание.

2. Дайте определение термина «диспансеризация».

3. Перечислите основные задачи городской поликлиники для взрослых.

4. Приведите примерную организационную структуру городской поликлиники для взрослых.

5. Какие основные задачи решает регистратура поликлиники?

6. Как организуется запись пациентов на прием к врачам в поликлинике? Что такое «электронная регистратура»?

7. Перечислите основные функции участкового терапевта.

8. Какие основные задачи стоят перед детской поликлиникой?

9. Приведите примерную организационную структуру детской городской поликлиники.

10. Как организована прививочная работа в детской поликлинике?

11. Перечислите основные функции участкового врача-педиатра.

12. Какие задачи решают врачи-специалисты детской поликлиники?

13. Приведите примерную организационную структуру женской консультации. Перечислите основные задачи.

14. Каковы функциональные обязанности врача акушера-гинеколога?

15. Что представляет собой «Родовой сертификат»?

16. Раскройте содержание понятия «планирование семьи».

17. Какие способы регулирования деторождений вы знаете?

18. Какие требования предъявляются к способам предохранения от беременности?

19. В чем вы видите перспективы развития сети центров общей врачебной (семейной) практики?

20. Приведите примерную организационную структуру центра общей врачебной (семейной) практики.

21. Какие основные обязанности выполняет врач общей практики (семейный врач)?

22. Перечислите статистические показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений. Приведите формулы их расчета, рекомендуемые значения.

23. Какие статистические показатели используют для анализа деятельность женских консультаций? Приведите формулы их расчета, рекомендуемые значения.

24. Какие статистические показатели используют для анализа деятельности детских поликлиник? Приведите формулы их расчета, рекомендуемые значения.

Для оценки качества диспансеризации больных с ГБ необходимо учитывать следующие показатели: своевременность и полнота дифференциально-диагностического обследования; выполнение рекомендуемой программы исследований при активном динамическом наблюдении; соблюдение сроков диспансеризации; частота обострений ГБ и госпитализаций; число больных, у которых АД нормализовалось; число умерших больных с ГБ от мозгового инсульта (МИ), инфаркта миокарда (ИМ) (в том числе внезапная коронарная смерть); количество больных с ГБ, вновь признанных инвалидами (группа); число больных ГБ, лечение которых оказалось безрезультатным (группа инвалидности). Анализируя результаты диспансерного наблюдения, лечащий врач пишет 1 раз в год итоговый эпикриз, в котором отражает особенности течения заболевания и динамику результатов лабораторно-инструментальных исследований.

Статистический анализ диспансерной работы проводится на осмнове расчета трех групп показателей:

  • - показателей, характеризующих организацию и объем диспансеризации;
  • - показателей качества диспансеризации (активности врачебного наблюдения);
  • - показателей эффективности диспансеризации.
  • А) показатели объема диспансеризации
  • 1 Охват диспансерным наблюдением больных данной нозологической формой:

2 Структура больных, состоящих на диспансерном учете:

  • Б) показатели качества диспансеризации
  • 1 Своевременность охвата диспансерным наблюдением вновь выявленных больных:

2 Активность выполнения явок к врачу:

3 Процент госпитализированных диспансерных больных:

Аналогично рассчитывается активность выполнения других лечебно-диагностических и оздоровительных мероприятий среди диспансеризуемых (диетпитание, санаторно-курортное лечение, противорецедивное лечение и т.д.)

  • В) показатели эффективности диспансеризации
  • 1 Изменения в состоянии здоровья диспансеризуемых (с улучшением, с ухудшением, без изменений)

2 Удельный вес больных, имевших обострение заболевания, по поводу которого осуществляется диспансерное наблюдение.


3 Заболеваемость с временной утратой трудоспособности диспансеризуемых (в случаях и днях):

4 Первичная инвалидность среди диспансеризуемых:


5 Летальность диспансеризуемых:

Анализ диспансерной работы проводится в конце года по участкам, по отделениям и по учреждению в целом дифференцированно по характеру патологии, показатели оценивается их в динамике по сравнению с аналогичными показателями за другие годы.

Выводы по Iглаве

1. Артериальная гипертензия - одна из самых распространенных заболеваний сердечнососудистой системы.

Столь широкая распространенность гипертонической болезни обусловливает тот факт, что данная группа заболеваний является одной из ведущих причин трудопотерь, инвалидизации и смертности населения.

Таким образом, сердечнососудистая патология в целом (и ГБ в частности) продолжает оставаться проблемой номер один в здравоохранении. Это связано в первую очередь с их преобладанием в структуре смертности и возрастающим удельным весом в структуре заболеваемости населения, широким распространением и огромной социально-экономической значимостью этих заболеваний.

  • 2 Диспансерный метод - основа профилактического направления нашего здравоохранения. Он включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболевания путем врачебного наблюдения за состоянием здоровья людей, условиями их труда и быта, раннюю диагностику АГ, своевременное взятие на учет, лечение больных и вторичную профилактику.
  • 3. Для оценки качества диспансеризации больных с ГБ необходимо учитывать показатели и проводить анализ результатов диспансерного наблюдения, которые отражают особенности течения заболевания и динамику результатов лабораторно-инструментальных исследований.

Под показателями эффективности диспансерного наблюдения следует понимать показатели, оценивающие достижение поставленной цели диспансеризации, конечных результатов. К показателям эффективности диспансеризации можно отнести динамика заболеваемости и болезненности по данным ЗВУТ для работающих; общей заболеваемости по основной и сопутствующей патологии; госпитализированной заболеваемости; инвалидизация, в том числе первичная; летальность; исходы диспансеризации по данным годовых эпикризов выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение.

Оценку эффективности диспансеризации следует проводить раздельно по группам:

    здоровые, больные лица, перенесшие острые заболевания;

    больные хроническими заболеваниями.

Критерием эффективности диспансеризации здоровых (I группа диспансерного наблюдения) является отсутствие заболеваний, сохранение здоровья и трудоспособности (отсутствие перевода в группу больных).

Критерием эффективности диспансеризации лиц, перенесших острые заболевания (II группа диспансерного наблюдения), является полное выздоровление и перевод в группу здоровых.

Критерием эффективности диспансеризации лиц, страдающих хронической патологией (III группа диспансерного наблюдения) является стойкая ремиссия (отсутствие обострений заболевания).

Кроме этого эффективность диспансеризации подтверждается показателем заболеваемости с временной утратой трудоспособности (с случаях и днях) по конкретным нозологическим формам, по поводу которых больные были взяты на диспансерное наблюдение, если наблюдается его снижение. Показатель сравнивают с показателем за предыдущий год или за несколько лет (наиболее полное представление об эффективности диспансеризации дает сравнение за 3 - 5 лет); показатель первичной инвалидности диспансеризируемых; показатель доли больных, состояние которых улучшилось в течение года (III группа диспансерного наблюдения); показатель смертности лиц, находящихся на диспансерном учете (на 1000 диспансеризированных);

Название показателя

Способ вычисления

Исходные формы стат. документов

Эффективность диспансеризации

Число больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания с улучшением (переведен в группу практически здоровых) [ухудшением, без изменения состояния] на конец отчетного года

ф. 030/у-04 , ф. 12

Общее число больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания на конец отчетного года

Число случаев (дней) временной нетрудоспособности (на 100 работающих, состоящих на диспансерном учете)

Число случаев (дней) временной нетрудоспособности у работающих, состоящих на диспансерном учете

ф. 025-12/у

Общее число работающих, состоящих на диспансерном учете

Доля больных, состоявших на диспансерном учете, переведенных на инвалидность

Число больных, состоявших на диспансерном учете, переведенных на инвалидность

ф. 030/у-04 , ф. 12

Показатель первичной инвалидности диспансеризуемых за год (на 100 диспансеризуемых)

Число больных, состоявших на диспансерном учете, впервые признанных инвалидами в данному году по данному заболеванию

ф. 030/у-04 , ф. 12

Общее число больных, состоявших на диспансерном учете в течение года по данному заболеванию

Доля больных, состояние которых улучшилось в течение года (%)

Число больных, у которых улучшилось состояние здоровья за год

ф. 030/у-04 , ф. 12

Общее число хронических больных, состоявших на диспансерном учете (III группа)

Смертность лиц, находящихся на диспансерном учете (на 1000 диспансеризованных)

Число умерших из состоявших на диспансерном учете

ф. 030/у-04 , ф. 12

Общее число больных, состоявших на диспансерном учете

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить организационные основы диспансеризации населения. Уметь формулировать задачи диспансеризации, содержание работы всех подразделений лечебного учреждения по организации диспансеризации взрослого населения, детей, беременных женщин и гинекологических больных. Овладеть методикой вычисления и анализа показателей диспансеризации, умением сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению организации, качества и эффективности диспансеризации.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно по годовому отчету лечебно-профилактического учреждения производят вычисление основных показателей организации, эффективности и качества диспансеризации. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что представляет собой диспансерный метод и каково его значение?

2. Каковы цель и задачи диспансеризации населения?

3. На каких уровнях может проводиться диспансеризация населения?

4. Как организована диспансеризация взрослого населения?

5. На какие группы подразделяют лиц прошедших профилактические осмотры?

6. Как организована диспансеризация в условиях женской консультации?

7. В чем проявляются особенности диспансерного наблюдения за детьми?

8. Какие показатели используют для оценки качества и эффективности проведения диспансеризации?

Диспансеризация - метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска. Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.

Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни людей и повышении производительности труда работающих путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления условий труда и быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.

Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины. Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий. Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Основными задачами диспансеризации населения являются:

1. определение состояния здоровья каждого индивида ежегодным осмотром и оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;

2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;

3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;

4. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

5. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.

Диспансеризация заняла ведущее место в работе поликлиник, амбулаторий, МСЧ, женских консультаций и врачей различных специальностей, в первую очередь врачей общей практики, территориальных и цеховых врачебных участков. Для эффективного и качественного проведения диспансеризации необходимо:

Активное выявление больных в ранних стадиях заболевания;

Систематическое наблюдение за их состоянием здоровья;

Своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий для скорейшего восстановления здоровья и трудоспособности;

Изучение внешней среды, производственных и бытовых условий и проведение мероприятий по их улучшению;

Систематическое повышение квалификации врачей, как по основной специальности, так и по вопросам гигиены труда, профзаболеваний, экспертизе временной нетрудоспособности;

Участие в диспансеризации администрации предприятий, профсоюзных и других общественных организаций.

Среди всего населения, подлежащего диспансерному наблюдению, в первую очередь под наблюдение должны быть взяты рабочие ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда; учащиеся (профессионально-технических училищ, техникумов и вузов), работающие подростки независимо от характера производства и отраслей промышленности; инвалиды и ветераны Отечественной войны; женщины детородного возраста; больные по основным группам заболеваний, определяющих уровень временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения; лица с повышенным риском заболевания: с повышенным артериальным давлением, с предопухолевыми заболеваниями, преддиабетом и другими состояниями, кроме того, злоупотребляющие алкоголем, с избыточным питанием, ведущие малоподвижный образ жизни и т. д.

В диспансеризации всего населения должна участвовать вся сеть амбулаторно-поликлинических учреждений с широким привлечением медицинских работников больниц, высококвалифицированных специалистов медицинских вузов, НИИ и др. Особое внимание при этом должно уделяться расширению медицинских программ раннего выявления различных заболеваний. Задачи органов здравоохранения в вопросах диспансеризации заключаются в упорядочении работы врачей со здоровыми людьми. Каждый человек должен находиться под диспансерным наблюдением одного лечебно-профилактического учреждения, у одного врача при полном удовлетворении потребности в диагностической, консультативной и лечебной помощи врачей других специальностей. При множественной хронической патологии приоритет определяется в соответствии с международной классификацией болезней и группой диспансерного наблюдения. Это обеспечивает индивидуальный подход, повышает ответственность врача за качество и эффективность проводимых мероприятий, устраняет дублирование в обследовании, наблюдении, уменьшает число необоснованных и неэффективных посещений лечебно-профилактических учреждении.

Учреждения по степени участия их в диспансеризации населения различаются по следующим уровням:

I уровень - амбулаторно-поликлинические учреждения, обслуживающие население по производственному или территориальному принципу: ФАП, врачебные амбулатории, здравпункты, МСЧ, территориальные поликлиники, женские консультации. Технология ориентирована на имеющиеся кадровые и материально-технические возможности, использование мобильных систем, современной вычислительной техники. На этом уровне необходимы автоматизация диагностического процесса; сбор данных анамнеза, анализ ЭКГ и ФКГ, лабораторно-диагностических исследований, проведение функциональных и психофизиологических тестов; решение административно - организационных задач.

II уровень - специализированные диспансеры, стационары больниц, консультативно-диагностические центры. Технология ориентированна на использование имеющихся материально-технических средств, дополнительного аппаратурного парка, отличающегося от I уровня. На данном уровне наряду с задачами общего скрининга предусмотрено углубленное обследование кардиологического, онкологического, пульмонологического офтальмологического, психоневрологического и других профилей.

III уровень - областные и республиканские больницы, специализированные центры клиники медицинских и научно-исследовательских институтов. Технология ориентированна на использование всех современных и перспективных методов диагностики и лечения, создание проблемно ориентированных баз и банков данных для больных соответствующего профиля, а также отдельных регионов страны.

Этапы диспансеризации:

Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования. Второй этап. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья. Третий этап. Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.

По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.

I группа – здоровые – лица, не имеющие хронических заболеваний или нарушения функций отдельных органов и систем, у которых при обследовании не найдено отклонений от установленных границ нормы и полностью трудоспособные.

II группа - практически здоровые- лица, часто и длительно болеющие острыми заболеваниями, имеющие хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов и не влияющее на трудоспособность

III группа - больные хроническими заболеваниями. Подразделяются на лиц с компенсированным течением заболевания, редкими и непродолжительными потерями трудоспособности; с субкомпенсированным течением заболевания, частыми обострениями и продолжительными потерями трудоспособности; с декомпенсированным течением, устойчивыми патологическими изменениями, ведущими к стойкой утрате трудоспособности.

В каждой из групп выделяют лиц с факторами риска производственного, бытового и генетического характера.

В группе здоровых обследование должно быть направлено на определение функционального состояния отдельных систем и органов, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварения, центральной и периферической нервной системы, степени адаптации организма, выявления резервов.

При обследовании лиц, практически здоровых и имеющих факторы риска, наряду с вышеперечисленными методами должны определяться отклонения отдельных органов и систем, реакции функциональных систем организма на динамическую нагрузку, а также оцениваться трудоспособность.

В группе больных должно проводиться целенаправленное обследование, включающее все современные методы лабораторных, функционально-диагностических, рентгенологических, радиоизотопных, эндоскопических и других исследований. Частота и длительность наблюдения за пациентами, имеющими хронические заболевания, зависит от течения заболевания, его формы и стадии. Так, длительность диспансерного наблюдения за больными ревматизмом, ишемической болезнью сердца, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки составляет свыше 5 -6 лет. Планирование активных осмотров больных подлежащих диспансеризации должно строиться так, чтобы провести противорецидивное лечение перед сезонным обострением (август - сентябрь, февраль – апрель).

Организация диспансеризации в условиях женской консультации.

Акушер-гинеколог делает заключение о состоянии репродуктивной функции женщины. Интегральная оценка состояния здоровья каждой женщины проводится, исходя из анамнеза, жалоб и данных объективного обследования. Заключение здорова - дается, если в анамнезе отсутствуют нарушения в становлении и последующем течении менструальной функции, гинекологические заболевания, жалобы; при объективном обследовании (лабораторном, клиническом) изменения в строении и функции органов репродуктивной системы. Группа риска. В анамнезе имеются указания на гинекологические заболевания, функциональные отклонения или аборты; отсутствуют жалобы; при объективном обследовании могут быть анатомические изменения, не вызывающие нарушений репродуктивной системы и трудоспособности женщин. Имеющиеся пренатальные факторы не превышают 4 баллов при их суммарной оценке. Функциональные нарушения отдельных органов и систем не вызывают осложнений в течение беременности, и каждое из них не оценивается выше 2 баллов по шкале пренатального риска. Больна. Могут быть указания на наличие гинекологических заболеваний в анамнезе, жалобы могут быть или отсутствовать; при объективном обследовании выявлено гинекологическое заболевание. Беременная с экстрагенитальной или акушерской патологией.

Популяция беременных, являясь особой группой населения в определенный временной интервал, нуждается также в оценке состояния здоровья. Здоровье беременной можно рассматривать как состояние оптимального физиологического, психического и социального функционирования, при котором все системы материнского организма обеспечивают полноценность здоровья и развитие плода.

Важным является вопрос о диспансеризации женщин вне беременности. Диспансеризация здоровых женщин обеспечивает сохранение здоровья, создание у них устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды (на производстве, в быту) адекватному формированию здорового образа жизни применительно к отдельным возрастным периодам. Здоровые женщины могут проходить диспансерный осмотр акушера-гинеколога 1раз в год.

Диспансеризация женщин из группы риска имеет своей целью разработку профилактических мероприятий против факторов риска, увеличение резервов организма, направленных на предупреждение гинекологических заболеваний. Эта группа должна проходить диспансерный осмотр не менее 2 раз в год.

Диспансеризация больных женщин ставит своей задачей изучение и выбор возможностей устранения причин, вызвавших заболевание, раннее выявление, эффективное их лечение и последующую реабилитацию.

Для основных форм гинекологических заболеваний в настоящее время отработаны конкретные схемы диспансерного наблюдения.

Организация диспансеризации детей.

Первый этап диспансеризации детей включает несколько взаимосвязанных периодов:

Первый период - антенатальная охрана плода, осуществляется участковой педиатрической службой в контакте с акушером-гинекологом женской консультации. В этом периоде основной задачей является организация преемственности в деятельности женской консультации и детской поликлиники, которая должна осуществляться в виде постоянной информации, поступающей в детскую поликлинику, о каждой беременной женщине, взятой под наблюдение. Для этого применяют такие формы работы, как школа молодой матери и дородовые патронажи (в 28 и 32-36 недели беременности). Дородовый патронаж, как правило, выполняет участковая медицинская сестра. Педиатр проводит патронаж беременных с нормально протекающий беременностью на приеме в поликлинике, а при неблагоприятно протекающей беременности и отягощенном анамнезе на дому. Следует отметить, что при втором патронаже, проводящемся в 32-36 недель беременности, будущая мать должна получать необходимые сведения по уходу и организации условий жизни ребенка. Рождение здорового ребенка является в известной степени показателем эффективности и качества антенатальной профилактики.

Второй период - динамическое наблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медицинской сестрой. Качественно важным моментом при этом должна стать оценка особенностей течения беременности и родов у матери, раннего постнатального онтогенеза, т.е. выявление возможной принадлежности ребенка к группе риска. Уже при первом патронаже новорожденного можно в известной степени прогнозировать состояние здоровья ребенка и назначить соответствующие корригирующие и оздоравливающие мероприятия, в соответствии с состоянием здоровья ребенка и группой риска. При первом патронаже целесообразно также собирать генеалогический анамнез для того, чтобы проводить по показаниям своевременные лабораторные методы исследования. Задачи и цели динамического наблюдения за новорожденным заключаются в том, чтобы дать матери определенную систему знаний с учетом конкретных условий семьи, ее санитарной грамотности в вопросах воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний.

Третий период - ежемесячное динамическое наблюдение за ребенком на протяжении 1-го года жизни. Следует помнить, что физическое и нервно-психическое развитие, а также уровень состояния здоровья ребенка в первые 3 месяца жизни могут быть показателем эффективности и качества наблюдения ним в периоде новорожденности. При оценке качества наблюдения в течение 1-го года жизни необходимо большое значение придавать комплексной оценке уровня развития и состояния здоровья в декретированные для ребенка этого периода жизни возрасты: 3, 6, 9 и 12 месяцев. Врач, делая заключение о состоянии здоровья ребенка в эти возрастные периоды, пишет этапный эпикриз, в котором отражает развитие и здоровье ребенка за прошедший период, оценивает уровень его физического развития, для чего пользуется местными стандартами определения гармоничности развития, важно оценить уровень нервно-психического развития. Решающее значение для оценки состояния здоровья имеет факт наличия или отсутствия заболеваний в момент обследования, а также частота и длительность острых заболеваний, перенесенных ребенком, в предыдущий квартал. Кратность и длительность заболеваний косвенно отражают состояние реактивности организма ребенка.

Четвертый период - динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет. Такое наблюдение, как известно, проводит участковый педиатр в том случае, если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, а воспитывается в семье. В возрасте 5-7 лет это обследование совмещают с комплексным осмотром перед поступлением в школу. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о необходимости проведения осмотра детей в возрасте 3 и 5 лет с целью профилактики хронических заболеваний всеми врачами-специалистами: ЛОР, окулистом, хирургом-ортопедом, невропатологом, стоматологом, логопедом.

Для всех детей дошкольного возраста большое значение имеют комплексная оценка состояния здоровья. У детей 2-го и 3-го года жизни обязательно оценивают нервно-психическое развитие. Поскольку участковый врач ввиду ограниченности времени заниматься оценкой нервно-психического развития ребенка на приеме и поликлинике не может, эта функция возложена на медицинскую сестру кабинета здорового ребенка. Данные указанной оценки следует заносить в «Историю развития ребенка» с тем, чтобы врач на приеме, составляя свое комплексное заключение, мог бы учесть показатели нервно-психического развития ребенка. Таким образом, на протяжении первых 7 лет жизни ребенок находится под наблюдением участковой педиатрической службы и специалистов детской поликлиники.

Следует отметить, что состояние здоровья ребенка при поступлении в школу является показателем качества и эффективности такого наблюдения.

Детей, у которых выявляются отклонения в состоянии здоровья или заболевания в любом периоде, берут под дифференцированное наблюдение участкового врача или врача-специалиста. Для этого ребенку назначается необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, т. е. осуществляется третий этап диспансеризации.

Получив необходимые данные, участковый педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья, которая дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого ребенка и контингента наблюдаемых детей в целом, чем только диагноз. Кроме того, она позволяет выделить «угрожаемый» контингент детей. При комплексной оценке состояния здоровья ребенка учитывают:

Наличие или отсутствие хронической (и том числе врожденной патологии;

Функциональное состояние органов и систем;

Резистентность и реактивность организма;

Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

В результате научных исследований, проведенных в детских лечебно-профилактических учреждениях ряда территорий страны, предложено 5 групп здоровья. К I группе относят здоровых детей; ко II группе - здоровых, но с наличием риска возникновения патологии; к III, IV и V группам - хронически больных детей в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации патологического процесса.

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Врачебные назначения детям этой группы включают в профилактические, общеоздоровительные и воспитательные мероприятия.

Дети II группы здоровья с наличием риска возникновения патологии нуждаются в особом внимании педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, дают наибольший эффект по предупреждению формирования у них хронической патологии. Сроки наблюдения за данной группой детей устанавливает врач индивидуально для каждого ребенка в соответствии со степенью риска в отношении формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др., относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции их берут под особый контроль. Врачебные назначения детям этой группы включают не только профилактические, воспитательные и общеоздоровительные, но и специальные лечебно-оздоровительные мероприятия. Лечебно-оздоровительные мероприятия детям II группы здоровья назначает не только педиатр, но и врачи-специалисты.

Дети III, IV, V групп здоровья находятся под диспансерным наблюдением у педиатра и соответствующих специалистов и должны получать необходимое лечение в зависимости от имеющейся у них патологии. Объединение детей в однородные группы здоровья позволяет обеспечивать дифференцированное обслуживание контингентов детей и более рационально планировать медицинскую помощь.

Организация медицинского контроля за состоянием здоровья школьников предусматривает ежегодное проведение профилактических осмотров, которые проводятся поэтапно: первый этап - скрининговые исследования, второй этап - обследование детей, отобранных при помощи тестов; третий этап - обследование специалистами школьников, направленных врачом школы на консультацию. Эти принципы организации массовых медицинских осмотров обеспечивают не только повышение эффективности самих осмотров, но и совершенствование организационных подходов медицинского обслуживания учащихся. В частности, они способствуют повышению роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья детей; рациональному использованию рабочего времени врача школы и врачей-специалистов для дифференцированного контроля за состоянием здоровья школьников; более широкому проведению лечебно-профилактических мероприятий среди детей с начальными формами отклонений.

Всех детей, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья, берут на диспансерный учет, и на каждого из них заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения». Кроме врача детского учреждения, эти дети наблюдаются врачами-специалистами поликлиники и участковыми педиатрами. Сроки их осмотров зависят от тяжести и течения патологического процесса.

В дошкольных учреждениях и школах силами медицинских работников этих учреждений и детской поликлиники должны быть обеспечены консервативное лечение хронических заболеваний ЛОР - органов, санация зубов, занятия корригирующей гимнастикой и лечебной физкультурой.

Врач школы совместно с администрацией и педагогами составляет комплексный план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает организацию рационального учебного и трудового режима, питания, физического воспитания, проведение закаливающих процедур, выполнение санитарно-гигиенических требований. План обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором школы, а также заведующим детской поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа.

Большие задачи стоят перед персоналом дошкольных учреждений и школ по широкой пропаганде медицинских и педагогических знаний среди родителей, организации практической помощи семьям в решении задач физического воспитания детей, снижению заболеваемости. В этом плане особую важность имеет вовлечение детей в регулярные занятия физической культурой, спортом, туризмом.

Успешное проведение диспансеризации во многом зависит от четкого оформления и ведения медицинской документации. Основным документом, содержащим все сведения по диспансеризации, является «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у), «История развития ребенка» (ф.112/у), «Карта учета диспансеризации» (ф.131/у) и «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф.030/у).

Показатели эффективности диспансеризации

1. Удельный вес больных снятых с диспансерного учета в связи с выздоровлением.

2. Удельный вес больных снятых с диспансерного учета в связи со смертью.

3. Удельный вес больных улучшивших состояние здоровья (перешедших из третьей во вторую группу наблюдения).

4. Снижение частоты и продолжительности рецидивов заболеваний (на 1000 диспансеризуемых).

5. Частота выхода диспансеризуемых на первичную инвалидность (на 1000 диспансеризуемых).

6. Снижение общей заболеваемости среди контингента диспасеризуемых (на 1000 больных).

7. Снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности (число случаев, дней на 100 диспансерных больных, средняя длительность одного случая).

Показатели качества диспансеризации

1. Регулярность диспансерного наблюдения больных (в %).

2. Среднегодовое число активных посещений приходящихся на одного больного, состоящего под диспансерным наблюдением.

3. Полнота обследования больных, состоявших под диспансерным наблюдением (в %).

4. Полнота проведения лечебно-оздоровительных мероприятий за год наблюдения (в %).

5. Процент позднего выявления злокачественных новообразований (IV стадия).

6. Доля диспансеризуемых не наблюдавшихся врачом в течение года.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Задание №1.

По годовому отчету лечебно-профилактического учреждения вычислите показатели диспансеризации, используя для этого учебно-методическое пособие «Методика расчета показателей деятельности учреждений здравоохранения и здоровья населения» (Ставрополь, 2006). Проанализируйте полученные данные и сделайте заключение об организации и качестве диспансеризации в лечебно-профилактическом учреждении.

Задание №2.

Составьте план диспансерного наблюдения за практически здоровым новорожденным ребенком (6 дней жизни), впервые поступившим под наблюдение детской поликлиники 1 сентября 2006 года, а также план наблюдения за ребенком первого года жизни из группы социального риска.

Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Москва, 1999. – с. 329 – 331.

Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова М. «МЕДпресс-информ»., 2002. - с. 189-194.

Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. С-П, 2000. – с. 259 – 268.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ :

Профилактика представляет собой систему государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. Профилактические мероприятия лишь тогда будут эффективны, если они будут осуществляться на всех уровнях: государственном, трудового коллектива, семейном, индивидуальном.

Государственный уровень профилактики обеспечивается мерами по повышению материального и культурного уровня жизни населения, законодательными мерами, регламентирующими охрану общественного здоровья, участием всех министерств и ведомств, общественных организаций в создании оптимальных с позиций здоровья жизненных условий на основе всестороннего использования достижений научно-технического прогресса.

Профилактические мероприятия на уровне трудового коллектива предусматривают меры по обеспечению санитарно-гигиенического контроля производственных условий, гигиены жилища, торговли и общественного питания, по созданию рационального режима труда, отдыха, благоприятного психологического климата и взаимоотношений в коллективе, санитарно-гигиеническому воспитанию.

Профилактика в семье неразрывно связана с индивидуальной профилактикой и является определяющим условием формирования здорового образа жизни, она призвана обеспечить высокий гигиенический уровень жилья, рациональное питание, полноценный отдых, занятия физической культурой и спортом, создание условий, исключающих появление вредных привычек

Индивидуальная профилактика - соблюдение гигиенических правил и навыков здорового образа жизни: отказ от вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем), поддержание гигиены брака, жилища, питания, занятия физкультурой и спортом и другие.

Система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой. Медицинская профилактика подразделяется на примордиальную, первичную, вторичную и третичную профилактику.



Примордиальная профилактика – совокупность мер, направленных на недопущение факторов риска возникновения заболеваний, связанных с неблагоприятными условиями жизнедеятельности, окружающей и производственной среды, образа жизни.

Первичная профилактика – это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий призванный сохранять и укреплять ненарушенное здоровье, направленный на снижение и устранение влияния вредных факторов, способствующих развитию заболеваний и формирование здорового образа жизни. Первичная профилактика включает санитарно-гигиеническое воспитание населения, иммунопрофилактику, привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом, спортом и другим видам оздоровления.

Вторичная профилактика – активное раннее выявление заболеваний, предупреждение прогрессирования патологического процесса и возможных его осложнений.

Третичная профилактика или реабилитация – комплекс мероприятий, направленных на компенсацию утраченных функций, ограничений жизнедеятельности, восстановление социального и профессионального статуса индивида.

Профилактическая направленность отечественного здравоохранения наиболее ярко проявляется в диспансеризации населения. Диспансеризация - метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска. Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.

Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни людей и повышении производительности труда работающих путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления условий труда и быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.

Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины. Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий. Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Основными задачами диспансеризации населения являются:

1. определение состояния здоровья каждого человека в ходе ежегодных профилактических осмотров, оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;

2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;

3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;

4. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

5. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.

Диспансеризация заняла ведущее место в работе поликлиник, амбулаторий, МСЧ, женских консультаций и врачей различных специальностей, в первую очередь врачей общей практики, территориальных и цеховых врачебных участков. Для эффективного и качественного проведения диспансеризации необходимо:

§ активное выявление больных в ранних стадиях заболевания;

§ систематическое наблюдение за их состоянием здоровья;

§ своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий для скорейшего восстановления здоровья и трудоспособности;

§ изучение внешней среды, производственных и бытовых условий и проведение мероприятий по их улучшению;

§ систематическое повышение квалификации врачей, как по основной специальности, так и по вопросам гигиены труда, профзаболеваний, экспертизе временной нетрудоспособности;

§ участие в диспансеризации администрации предприятий, профсоюзных и других общественных организаций.

Среди всего населения, подлежащего диспансерному наблюдению, в первую очередь под наблюдение должны быть взяты рабочие ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда; учащиеся (профессионально-технических училищ, техникумов и вузов), работающие подростки независимо от характера производства и отраслей промышленности; инвалиды и ветераны Отечественной войны; женщины детородного возраста; больные по основным группам заболеваний, определяющих уровень временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения; лица с повышенным риском заболевания: с повышенным артериальным давлением, с предопухолевыми заболеваниями, преддиабетом и другими состояниями, кроме того, злоупотребляющие алкоголем, с избыточным питанием, ведущие малоподвижный образ жизни и т. д.

Учреждения по степени участия их в диспансеризации населения различаются по следующим уровням:

I уровень - амбулаторно-поликлинические учреждения, обслуживающие население по производственному или территориальному принципу: ФАП, врачебные амбулатории, здравпункты, МСЧ, территориальные поликлиники, женские консультации. Технология ориентирована на имеющиеся кадровые и материально-технические возможности, использование мобильных систем, современной вычислительной техники. На этом уровне необходимы автоматизация диагностического процесса; сбор данных анамнеза, анализ ЭКГ и ФКГ, лабораторно-диагностических исследований, проведение функциональных и психофизиологических тестов; решение административно - организационных задач.

II уровень - специализированные диспансеры, стационары больниц, консультативно-диагностические центры. Технология ориентированна на использование имеющихся материально-технических средств, дополнительного аппаратурного парка, отличающегося от I уровня. На данном уровне наряду с задачами общего скрининга предусмотрено углубленное обследование кардиологического, онкологического, пульмонологического офтальмологического, психоневрологического и других профилей.

III уровень – областные, краевые и республиканские больницы, специализированные центры, клиники медицинских и научно-исследовательских институтов. Технология ориентированна на использование всех современных и перспективных методов диагностики и лечения, создание проблемно ориентированных баз и банков данных для больных соответствующего профиля, а также отдельных регионов страны.

Этапы диспансеризации:

Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования. Второй этап . Активное приглашение на медицинские осмотры всех пациентов подлежащих диспансеризации. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья для каждого осмотренного пациента. Третий этап . Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.

Основной формой проведения активного наблюдения за здоровьем населения являются медицинские осмотры, которые подразделяются на предварительные, периодические и целевые медицинские осмотры. Предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении на работу или учебу с целью определения соответствия состояния здоровья требованиям профессии или обучения. Периодические медицинские осмотры проводятся для декретированных групп населения, связанных общими физиологическими признаками или условиями труда (дети, подростки, работники учреждений общественного питания, детских учреждений, службы быта и т.д.). Проводятся регулярно через определенные промежутки времени с целью оценки состояния здоровья и выявления ранних признаков заболеваний.Целевые медицинские осмотры проводятся для раннего выявления социально значимых заболеваний: туберкулеза, злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения, нарушения осанки, плоскостопия и т.д.

По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.

I группа – практически здоровые. К этой группеотносятся лица, не имеющие хронических заболеваний и полностью трудоспособные. В этой группе могут редко встречаться острые заболевания, однако протекают они не длительно и не приводят к нарушению функций отдельных органов и систем, при обследовании не находят отклонений от установленных границ нормы.

II группа - группа риска. К этой группе относятся лица, у которых отсутствует какая-либо хроническая патология, но имеются функциональные отклонения, снижение иммунологической резистентности, частые острые заболевания, а также факторы риска производственного, бытового и генетического характера.

III группа - больные хроническими заболеваниями. Подразделяются на лиц с компенсированным течением заболевания, редкими и непродолжительными потерями трудоспособности; с субкомпенсированным течением заболевания, частыми обострениями и продолжительными потерями трудоспособности; с декомпенсированным течением, устойчивыми патологическими изменениями, ведущими к стойкой утрате трудоспособности.

В первой группе - активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья здоровых, как правило, проводится один раз в год, но может строиться в зависимости от пола, возраста и физиологического состояния пациента. Обследование должно быть направлено на определение функционального состояния отдельных систем и органов, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварения, центральной и периферической нервной системы, степени адаптации организма, выявления резервов.

При обследовании лиц из группы риска наряду с вышеперечисленными методами должны определяться реакции функциональных систем организма на динамическую нагрузку, а также оцениваться трудоспособность. Частота наблюдения за этой группой диспансерного наблюдения увеличивается до двух раз в год.

В группе хронически больных должно проводиться целенаправленное обследование, включающее все современные методы лабораторных, функционально-диагностических, рентгенологических, радиоизотопных, эндоскопических и других исследований. Частота и длительность наблюдения за пациентами, имеющими хронические заболевания, зависит от течения заболевания, его формы и стадии. Так, частота диспансерного наблюдения за больными ревматизмом, ишемической болезнью сердца, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки составляет четыре раза в год. Планирование активных осмотров для третьей группы диспансерного наблюдения должно строиться так, чтобы предупредить сезонные обострения хронических заболеваний.

Успешное проведение диспансеризации во многом зависит от четкого оформления и ведения медицинской документации. Основным документом, содержащим все сведения по диспансеризации, является «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у), «История развития ребенка» (ф.112/у), «Карта учета диспансеризации» (ф.131/у) и «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф.030/у).