Мученик севастиан и засохшее дерево. Мученик севастиан медиоланский, никострат, зоя, касторий, транквиллин пресвитер, диаконы маркеллин и марк, клавдий, симфориан, викторин, тивуртий и кастул

Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане. При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284–305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере.

Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк, сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь. «Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слез и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь – бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, то непременно пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно».

Святой Севастиан убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Жена царского казнохранителя Никострата, Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, – она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались.

Святой мученик Севастиан († ок. 287)

Марк сказал: «Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах». Никострат и его супруга просили Крещения. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. Тогда Никострат попросил начальника тюрем Рима, Клавдия, прислать к нему в дом всех заключенных. Беседуя с узниками, Севастиан убедился, что все они достойны Крещения, и призвал пресвитера Поликарпа, который приготовил их к таинству огласительным словом, предписал им поститься, назначив совершение таинства на вечер.

В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот привел к святому Севастиану своих больных сыновей, Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещенных было 64 человека.

Представ перед епархом Хроматием, Никострат рассказал ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Слова Никострата убедили епарха. Он призвал к себе святого Севастиана и пресвитера Поликарпа, просветился от них и уверовал во Христа. Вместе с Хроматием приняли святое Крещение его сын Тивуртий и все домочадцы. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек.

По совету христиан Хроматий оставил должность епарха. В это время епископом Рима был святой Гаий (впоследствии папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа). Святитель благословил Хроматия, чтобы он уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом. Христиане, которые были не в силах идти на мученичество, уехали с ними. Священник Поликарп был послан для утверждения новообращенных в вере и совершения таинств.

Сын Хроматия, Тивуртий, желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане. Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк, посвященные в диаконы, Никострат, жена его Зоя и брат Касторий, Клавдий, сын его Симфориан и брат Викторин. Они собирались во дворце императора у тайного христианина, сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.

Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и почила, повешенная за волосы над гниющими отбросами; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, она сообщила о своей смерти.

После нее пострадал пресвитер Транквиллин: его язычники побили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр. Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Их привели к епарху, и святые отказались исполнить его повеление – принести жертву идолам. Тогда святым мученикам привязали камни на шеи и утопили в море.

Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но Господь сохранил его: Тивуртий ходил по горящим углям, не чувствуя жара. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.


Катакомбы св. Севастиана

Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула. После истязаний Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.

Последним был взят на мучения святой Севастиан. Его допрашивал лично император Диоклитиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами.


Гробницы в катакомбах св. Севастиана

Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым и принесла в свой дом. Святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Севастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого.

(Галлия), а образование получил в Медиолане . При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284 - 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере.

Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк , сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь и убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: "Ты всегда будешь со Мною". Жена царского казнохранителя Никострата , Зоя , 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, - она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались. Марк сказал: "Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах".

Свя-той му-че-ник Се-ва-сти-ан ро-дил-ся в го-ро-де Нар-боне (Гал-лия), а об-ра-зо-ва-ние по-лу-чил в Ме-дио-лане. При им-пе-ра-то-рах-со-пра-ви-те-лях Дио-кли-ти-ане и Мак-си-ми-ане (284-305) он за-ни-мал долж-ность на-чаль-ни-ка двор-цо-вой стра-жи. Свя-той Се-ва-сти-ан поль-зо-вал-ся ав-то-ри-те-том и лю-бо-вью у во-и-нов и при-двор-ных, ибо был че-ло-ве-ком храб-рым, ис-пол-нен-ным пре-муд-ро-сти, прав-ди-вым в сло-вах, спра-вед-ли-вым в су-де, преду-смот-ри-тель-ным в со-ве-те, вер-ным на служ-бе и во всех по-ру-че-ни-ях. Бу-дучи сам тай-ным хри-сти-а-ни-ном, свя-той мно-го по-мо-гал бра-тьям по ве-ре. За-то-чен-ные в тем-ни-цу бра-тья-хри-сти-ане Мар-кел-лин и Марк, сна-ча-ла твер-до ис-по-ве-до-вав-шие ис-тин-ную ве-ру, под вли-я-ни-ем слез-ных уго-во-ров сво-их ро-ди-те-лей-языч-ни-ков (от-ца Тран-квил-ли-на и ма-те-ри Мар-кии), жен и де-тей по-ко-ле-ба-лись в сво-ем на-ме-ре-нии по-стра-дать за Хри-ста. Свя-той Се-ва-сти-ан при-шел к цар-ско-му каз-но-хра-ни-те-лю, в до-ме ко-то-ро-го со-дер-жа-лись в за-клю-че-нии Мар-кел-лин и Марк, и про-из-нес вдох-но-вен-ную про-по-ведь.

«Доб-лест-ные во-и-ны Хри-сто-вы! Не бро-сай-те зна-ме-ни ва-ших по-бед ра-ди жен-ских слез и не да-вай-те ослаб-ле-ния низ-ло-жен-но-му под ва-ши но-ги вра-гу, дабы он, по-лу-чив опять си-лу, не на-чал с ва-ми борь-бу. Воз-двиг-ни-те же над зем-ны-ми при-стра-сти-я-ми слав-ную хо-ругвь ва-ше-го по-дви-га. Ес-ли бы те, ко-го вы ви-ди-те пла-чу-щи-ми, зна-ли, что есть дру-гая жизнь - бес-смерт-ная и без-бо-лез-нен-ная, в ко-то-рой цар-ству-ет непре-ста-ю-щая ра-дость, то непре-мен-но по-же-ла-ли бы вой-ти в нее с ва-ми и, пре-зи-рая вре-мен-ную жизнь, ста-ра-лись бы по-лу-чить веч-ную. Кто не хо-чет быть слу-жи-те-лем веч-ной жиз-ни, тот и эту вре-мен-ную жизнь по-гу-бит на-прас-но».

Свя-той Се-ва-сти-ан убе-дил бра-тьев ид-ти на му-че-ни-че-ский по-двиг. Речь его по-тряс-ла всех при-сут-ство-вав-ших. Они уви-де-ли, что ли-цо свя-то-го си-я-ет, как у Ан-ге-ла, явив-ши-е-ся семь Ан-ге-лов об-лек-ли его в свет-лую одеж-ду, а Пре-крас-ный Юно-ша бла-го-сло-вил про-по-вед-ни-ка и ска-зал: «Ты все-гда бу-дешь со Мною». Же-на цар-ско-го каз-но-хра-ни-те-ля Ни-ко-стра-та, Зоя, 6 лет на-зад по-те-ряв-шая дар ре-чи, при-па-ла к но-гам свя-то-го Се-ва-сти-а-на и зна-ка-ми про-си-ла ис-це-лить ее. Свя-той осе-нил жен-щи-ну крест-ным зна-ме-ни-ем, - она тот-час же за-го-во-ри-ла и про-сла-ви-ла Гос-по-да Иису-са Хри-ста и ска-за-ла, что ви-де-ла Ан-ге-ла с рас-кры-той кни-гой, по ко-то-рой свя-той Се-ва-сти-ан чи-тал свою про-по-ведь. То-гда все при-сут-ство-вав-шие уве-ро-ва-ли в Спа-си-те-ля ми-ра. Ни-ко-страт снял око-вы с Мар-кел-ли-на и Мар-ка и пред-ло-жил им скрыть-ся, но бра-тья от-ка-за-лись.

Марк ска-зал: «Пусть тер-за-ют на-ши те-ла лю-бы-ми му-ка-ми; они мо-гут убить те-ло, но ду-шу, во-ин-ству-ю-щую за ве-ру, по-бе-дить не в си-лах». Ни-ко-страт и его су-пру-га про-си-ли Кре-ще-ния. Свя-той Се-ва-сти-ан по-со-ве-то-вал Ни-ко-стра-ту устро-ить так, чтобы Кре-ще-ние со-вер-ши-лось над воз-мож-но боль-шим чис-лом лю-дей. То-гда Ни-ко-страт по-про-сил на-чаль-ни-ка тю-рем Ри-ма, Клав-дия, при-слать к нему в дом всех за-клю-чен-ных. Бе-се-дуя с уз-ни-ка-ми, Се-ва-сти-ан убе-дил-ся, что все они до-стой-ны Кре-ще-ния, и при-звал пре-сви-те-ра По-ли-кар-па, ко-то-рый при-го-то-вил их к та-ин-ству огла-си-тель-ным сло-вом, пред-пи-сал им по-стить-ся, на-зна-чив со-вер-ше-ние та-ин-ства на ве-чер.

В это вре-мя Клав-дий из-ве-стил Ни-ко-стра-та, что его вы-зы-ва-ет рим-ский епарх Агре-стий Хро-ма-тий для объ-яс-не-ния, по ка-кой при-чине в его до-ме со-бра-ны уз-ни-ки. Ни-ко-страт рас-ска-зал Клав-дию об ис-це-ле-нии сво-ей же-ны, и тот при-вел к свя-то-му Се-ва-сти-а-ну сво-их боль-ных сы-но-вей, Сим-фо-ри-а-на и Фе-лик-са. Ве-че-ром свя-щен-ник По-ли-карп кре-стил Тран-квил-ли-на, его род-ных и дру-зей, Ни-ко-стра-та и его се-мью, Клав-дия и его сы-но-вей, а так-же 16 осуж-ден-ных уз-ни-ков. Все-го но-во-кре-щен-ых бы-ло 64 че-ло-ве-ка.

Пред-став пе-ред епар-хом Хро-ма-ти-ем, Ни-ко-страт рас-ска-зал ему, как свя-той Се-ва-сти-ан об-ра-тил их в хри-сти-ан-скую ве-ру и мно-гих ис-це-лил от бо-лез-ней. Сло-ва Ни-ко-стра-та убе-ди-ли епар-ха. Он при-звал к се-бе свя-то-го Се-ва-сти-а-на и пре-сви-те-ра По-ли-кар-па, про-све-тил-ся от них и уве-ро-вал во Хри-ста. Вме-сте с Хро-ма-ти-ем при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние его сын Ти-вур-тий и все до-мо-чад-цы. Ко-ли-че-ство но-во-про-све-щен-ных воз-рос-ло до 1400 че-ло-век. По со-ве-ту хри-сти-ан Хро-ма-тий оста-вил долж-ность епар-ха. В это вре-мя епи-ско-пом Ри-ма был свя-той Га-ий (впо-след-ствии па-па рим-ский, с 283 по 296 год; па-мять его 11 ав-гу-ста). Свя-ти-тель бла-го-сло-вил Хро-ма-тия, чтобы он уехал в свои по-ме-стья на юге Ита-лии вме-сте с пре-сви-те-ром По-ли-кар-пом. Хри-сти-ане, ко-то-рые бы-ли не в си-лах ид-ти на му-че-ни-че-ство, уеха-ли с ни-ми. Свя-щен-ник По-ли-карп был по-слан для утвер-жде-ния но-во-об-ра-щен-ных в ве-ре и со-вер-ше-ния Та-инств. Сын Хро-ма-тия, Ти-вур-тий, же-лал при-нять му-че-ни-че-ство и остал-ся в Ри-ме при свя-том Се-ва-сти-ане. Оста-лись так-же по-свя-щен-ный свя-ти-те-лем Га-и-ем в сан пре-сви-те-ра Тран-квил-лин, Мар-кел-лин и Марк, по-свя-щен-ные в диа-ко-ны, Ни-ко-страт, же-на его Зоя и брат Ка-сто-рий, Клав-дий, сын его Сим-фо-ри-ан и брат Вик-то-рин. Они со-би-ра-лись во двор-це им-пе-ра-то-ра у тай-но-го хри-сти-а-ни-на, са-нов-ни-ка Ка-сту-ла, но вско-ре для них на-ста-ло вре-мя по-стра-дать за ве-ру.

Пер-вой языч-ни-ки схва-ти-ли свя-тую Зою, мо-лив-шу-ю-ся у гроб-ни-цы апо-сто-ла Пет-ра. На су-де она му-же-ствен-но ис-по-ве-да-ла ве-ру во Хри-ста и по-чи-ла, по-ве-шен-ная за во-ло-сы над гни-ю-щи-ми от-бро-са-ми; те-ло ее бы-ло бро-ше-но в ре-ку Тибр. Явив-шись в ви-де-нии свя-то-му Се-ва-сти-а-ну, она со-об-щи-ла о сво-ей смер-ти. По-сле нее по-стра-дал пре-сви-тер Тран-квил-лин: его языч-ни-ки по-би-ли кам-ня-ми у гроб-ни-цы свя-то-го апо-сто-ла Пет-ра, а те-ло его так-же бро-си-ли в Тибр. Свя-тых Ни-ко-стра-та, Ка-сто-рия, Клав-дия, Вик-то-ри-на и Сим-фо-ри-а-на схва-ти-ли на бе-ре-гу ре-ки, ко-гда они отыс-ки-ва-ли те-ла му-че-ни-ков. Их при-ве-ли к епар-ху, и свя-тые от-ка-за-лись ис-пол-нить его по-ве-ле-ние - при-не-сти жерт-ву идо-лам. То-гда свя-тым му-че-ни-кам при-вя-за-ли кам-ни на шеи и уто-пи-ли в мо-ре. Свя-то-го Ти-вур-тия пре-дал лжехри-сти-а-нин Торк-ват. Не до-бив-шись от-ре-че-ния от Хри-ста, су-дья ве-лел по-ста-вить юно-го Ти-вур-тия на рас-ка-лен-ные уг-ли, но Гос-подь со-хра-нил его: Ти-вур-тий хо-дил по го-ря-щим уг-лям, не чув-ствуя жа-ра. Му-чи-те-ли обез-гла-ви-ли свя-то-го Ти-вур-тия. Неиз-вест-ный хри-сти-а-нин по-хо-ро-нил свя-то-го.

Торк-ват вы-дал так-же свя-тых диа-ко-нов Мар-кел-ли-на и Мар-ка и са-нов-ни-ка Ка-сту-ла. По-сле ис-тя-за-ний Ка-сту-ла бро-си-ли в ров и жи-во-го за-сы-па-ли зем-лей, а Мар-кел-ли-ну и Мар-ку при-гвоз-ди-ли но-ги к пню. Они про-сто-я-ли всю ночь в мо-лит-ве, а утром их прон-зи-ли ко-пья-ми.

По-след-ним был взят на му-че-ния свя-той Се-ва-сти-ан. Его до-пра-ши-вал лич-но им-пе-ра-тор Дио-кли-ти-ан и, убе-див-шись в непо-ко-ле-би-мо-сти свя-то-го му-че-ни-ка, при-ка-зал от-ве-сти его за го-род, при-вя-зать к де-ре-ву и прон-зить стре-ла-ми. Же-на са-нов-ни-ка Ка-сту-ла, Ири-на, при-шла но-чью, чтобы по-хо-ро-нить свя-то-го Се-ва-сти-а-на, но на-шла его жи-вым и при-нес-ла в свой дом. Свя-той Се-ва-сти-ан вско-ре из-ле-чил-ся от ран. Хри-сти-ане уго-ва-ри-ва-ли его уда-лить-ся из Ри-ма, но он от-ка-зал-ся. По-дой-дя к язы-че-ско-му хра-му, свя-той уви-дел на-прав-ляв-ших-ся ту-да им-пе-ра-то-ров и пуб-лич-но об-ли-чил их в нече-стии. Дио-кли-ти-ан при-ка-зал от-ве-сти свя-то-го му-че-ни-ка на ип-по-дром и каз-нить. Свя-то-го Се-ва-сти-а-на уби-ли, а те-ло его бро-си-ли в му-сор-ный ров. Свя-той му-че-ник в сон-ном ви-де-нии явил-ся хри-сти-ан-ке Лу-кине и по-ве-лел ей взять те-ло и по-хо-ро-нить в ка-та-ком-бах. Бла-го-че-сти-вая хри-сти-ан-ка с че-стью по-хо-ро-ни-ла те-ло свя-то-го.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

18/31 декабря отмечаетcя день памяти святого мученика Севастиана († ок. 287), известного западным христианам с именем Себастьян. Часть мощей этого святого с древних времен хранится на юге Германии.

Более тысячи лет баварский город Эберсберг (Ebersberg) в Германии известен как популярное место паломничества к мощам одного из самых почитаемых раннехристианских мучеников — святого Севастиана Медиоланского и Римскогo, начальникa дворцовой стражи. 18/31 декабря в Православной Церкви отмечается как день памяти мучеников Севастиана и дружины его: Никострата казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула († ок. 287). Западным христианам этот святой известен с именем Себастьян (греч. — досточтимый), и день его памяти отмечается 20 января. В Германии св. Себастьяна считают своим покровителем военные, полицейские, охранники, охотники, оружейники, стрелки, лучники, кузнецы, садовники, переплетчики, мастера по изготовлению спиц и иголок, и др. Верующие призывают этого святого в молитвах против чумы, эпилепсии, врагов религии, болезней скота и др. В Средние века св. Себастьян считался одним из самых почитаемых на Западе святых и входил в число 14 святых-заступников. Ему поклонялись как заступнику против эпидемии чумы, а в последние десятилетия эта страшная и заразная болезнь рассматривается в контексте нового значения — заболевания СПИД.

В VII в. во время эпидемии чумы жители Павии (Италия) по молитвам к св. Себастьяну остановили в городе распространение «черной смерти».

Среди верующих, посещающих в качестве пилигримов Эберсберг, популярен и такой сувенир-атрибут святого, как «Стрела Себастьяна», напоминающая об орудии мученичества святого и являющаяся символом внезапной болезни.

В этой же церкви находится построенная в 1668 —1671 гг. часовня Св. Себастьяна (Sebastianskapelle), где в алтаре установлен драгоценный бюст-реликварий с мощами (лобно-теменная часть черепа) св.Севастиана (Cебастьяна).

До 1808 г. эта церковь была монастырской и принадлежала бенедиктинскому аббатству Эберсберг в Верхней Баварии. Само поселение Эберсберг основано графом Зигфартом в 876 — 880 гг. и первоначально оно называлось «Эбереспере». Ок. 931 г. пребывший из баварского Эбереспере в Рим Риме августинский пропст Хунфрид получил в подарок от папы Стефана VIII (928 — 931) мощи св. Севастиана (1, с. 239). Примерно с того же года начинается паломничество к мощам св. Себастьяна в Эбереспере (Эберсберг), продолжающееся и по сей день.

В 970 г. архиепископ Фридрих освятил в Эбереспере первую соборную церковь Cв. Марии и Cебастьяна, где далее хранились мощи святого мученика.

Местом рождения св. мученика Севастиан считается город Нарбоне (Narbonne), в Галлии (cм.: 3). На месте предполагаемого места, где стоял в этом городе родительский дом Севастиана, в 1451 г. возвели церковь.

Образование св. Севастиан получил в г. Медиолане (Милан), который святитель Амвросий Медиоланский († 397) называл и местом рождения святого мученика. При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284—305) Севастиан занимал должность начальника дворцовой стражи. Он был храбрым, правдивым и справедливым человеком, пользующимся авторитетом у придворных и воинов. Будучи тайным христианином, св. Севастиан много помогал преследуемым за веру. Он обратился к заключенным в темницу Маркеллину и Марку с призывом сохранить верность Христу и преодолеть соблазн вероотступничества.
Св. Севастиан обращал многих в христианскую веру и исцелял людей от болезней. Количество новопросвещенных в Риме возрастало. История страданий св. мученика Севастиана имеет характер эпического романа, где присутствуют лишь незначительные исторические подтверждения, приписываемые святителю Амвросию Медиоланскому. В разгар страшных гонений на христиан братья уговаривали Севастиана удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. После того, как стража задержала членов дружины св. Севастианa и взяла его на мучения, святого мученика допрашивал император Диоклитиан.

Убедившись в непоколебимости исповедника, император после истязаний мученика приказал отвести его на ипподром, привязать к дереву и пронзить стрелами.

Мученически погибли в Риме и члены дружины св Севастиана: Никострат, Зоя, Касторий, Транквиллин, Маркеллин, Марк, Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул († ок. 287).

По преданию, местом казни св. Севастиана является территория ипподрома возле Дворца Флавиев на римском холме Палатин.


Тело убитого св. Севастиана бросили в большой коллектор сточных вод, которые текли от Дворца Флавиев и впадали в Тибр возле Моста Эмилия.


Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого за городскими воротами в ранней христианской могиле, называемой «Coemeterium». В более поздние времена это место стали называть «Катакомбами св. Себастьяна». Здесь, на месте небольшого сооружения (258 г.), позже построили базилику (340 г.), посвященную апостолам Петру и Павлу, где ранние христиане почитали апостолов. По одним данным, уже в V веке на могиле святого мученика Себастьяна, расположенной на Аппиевой дороге (Via Appia) в Риме, построили базилику его имени. В IX в. ее стали именовать церковью Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура. В XIII веке здание церкви было перестроено, a в 1612 г. ее фасад приобрел барочный вид.

Эта церковь долгое время считалась одной из семи главных паломнических церквей Рима. Около 1671/72 г. в Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура на месте предполагаемого захоронения св. Себастьяна была установлена скульптура Джузеппе Гиоргетти, изображающая лежащее и пронзенное стрелами тело святого.


Во второй половине XVI в. в Европе распространилась информация о существовании, помимо Рима, еще одной главы св. Севастиана, которая якобы хранится с XVI в. в Эхтернахе (Люксембург).


В связи с этим баварские историки засвидетельствовали, что папа Пий II (1458—1464), папа Климент VIII (1592— 1605) не раз подтверждали достоверность мощей св. Себастьяна в Эберсберге (2, c. 34).


Чтобы еще раз разрешить сомнения верующих в Баварии, в 1928 г. кардинал Фаульберс и папа Пий XI (1922 —1939) совместно с профессором Фердинандом Брикнером сначала в Эберсберге, а позже и в Риме еще раз подтвердили, что хранящаяся в Баварии верхняя часть черепа св. Cебастьяна точно совпадает с размерами той части честной главы святого, что хранится в монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати (Basilica dei Santi Quattro Coronati) на холме Целий в Риме (1, с. 241).

8--11 июля 1928 г. был составлен и подписан 10-ю ответственными лицами специальный протокол о достоверности мощей св. Себастьяна в Эберсберге (Там же).


О существовании «баварской» части мощей св. Себастьяна и его житии стало известно в конце X-го — начале XI-го в. и на Святой Земле от католической святой Хадемунды (? —1029), графини, паломницы и уроженки Эберсберга. Она приходилась родной дочерью графа Адальберо Эберсбергского и сестрой графа Ульриха. Хадемунда была воспитана в страхе Господнем и набожности, в родном городе она молилась перед мощами святого мученика Севастиана. Вскоре после смерти супруга-маркграфа и раздачи всего нажитого имущества графиня отправилась как простая паломница в Иерусалим, где до самой смерти вела праведную жизнь. Согласно преданию, на её иерусалимской могиле происходило множество чудес (См.:4).

Литература :

1.Kloster Ebersberg. Prägekraft christlich -abendlandischer Kultur im Herzen Altbayerns.- München:Verlag Lutz Garnies, 2002

2. Krammer M. Ebersberg. Katholische Pfarrkirche St.Sebastian.-Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2003.

3. Минея. Декабрь. Ч.2.- М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.

Анатолий Холодюк

Святой мученик Севастиан родился около 250 года в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане (ныне Милан, Италия). При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284-305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан был человеком храбрым, правдивым, справедливым и предусмотрительным, он пользовался авторитетом и любовью у придворных и воинов. Будучи тайным христианином, святой много помогал преследуемым за веру. Заточенные в темницу братья христиане Маркеллин и Марк, сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю Никострату, в доме которого были заключены Маркеллин и Марк, и обратился к ним с вдохновенным призывом сохранить верность Христу, преодолеть соблазн вероотступничества: «Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига... Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно».
Речь его потрясла всех присутствовавших. Явившиеся семь Ангелов облекли святого Севастиана в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Жена царского казнохранителя Никострата Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением,- она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Иисуса Христа - Спасителя мира. Казнохранитель Никострат снял оковы с Маркеллина
и Марка и предложил им бежать, но братья отказались. Никострат и его супруга просили Крещения. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. По просьбе Никострата начальник тюрьмы Клавдий прислал к нему в дом многих заключенных. Беседуя с узниками, святой Севастиан убедился, что все они достойны Крещения. Пресвитер Поликарп приготовил их к таинству огласительным словом и, предписав поститься, назначил совершение таинства на вечер.
В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот, уверовав во Христа, привел к святому Севастиану своих больных сыновей Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещеных было 64 человека.
Представ перед епархом Хроматием, Никострат открыл ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Уверовав во Христа, Хроматий принял святое Крещение от святого Севастиана вместе с сыном своим Тивуртием и всеми домочадцами.
Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек. Епископ Римский святой Гаий (впоследствии Папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа) благословил Хроматия, чтобы он, оставив должность епарха, уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом и частью новообращенных христиан. Сын Хроматия Тивуртий желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане.
Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк, посвященные в диаконы, Никострат, жена его Зоя и брат Касторий, Клавдий, сын его Симфориан и брат Викторин. Они собирались во дворце
императора у тайного христианина сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.
Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и приняла мученическую кончину через повешение; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, святая Зоя сообщила о своей смерти. После нее пострадал пресвитер Транквиллин: его язычники убили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр. Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Приведенные к епарху, святые отказались исполнить его повеление - принести жертву идолам. Тогда святых мучеников утопили в море, привязав к ним тяжелые камни. Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но святой безбоязненно ходил по горящим углям. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.
Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула. После истязаний мученика Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а святым Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.
Последним был взят на мучения святой Севастиан. Его допрашивал император Диоклитиан. Убедившись в непоколебимости исповедника, император приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами. Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым. В ее доме святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров-соправителей и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром, где святого Севастиана предали казни, а тело его бросили в мусорный ров. Это произошло в 287 году. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого. Мощи святого мученика Севастиана почивают в Риме, в церкви его имени, построенной в V веке на могиле святого.

Тропарь мученикам, глас 4:

           Мученицы Твои, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости, / тех молитвами / спаси души наша.

(Минея декабрь. Ч.2. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).

Гробницы мученика. Катакомбы св.мч.Севастиана. Рим.
Гробницы мучеников. Катакомбы мч.Севастиана. Рим.
Гробницы мучеников. Катакомбы св.мч.Севастиана. Рим.
Катакомбы св.мч.Севастиана в Риме.
Катакомбы св.мч.Севастиана в Риме.
Катакомбы св.мч.Севастиана в Риме.
Катакомбы св.мч.Севастиана в Риме.