Пользуясь энциклопедией образовательных технологий селевко г к. Биография Селевко Г.К

В 2 т. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с. — (Энциклопедия образовательных технологий). — ISBN 5-87953-227-5.Книга представляет собой учебно-методическое пособие нового поколения. Представлены около 500 технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных технологий; в отдельной главе выделены педагогические технологии на основе применения современных информационных средств.
Методологической основой книги стала концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет coбoй совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.
В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый для освоения материал. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика "Предтечи, разновидности, последователи"). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
Книга ориентирует читателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, представляет и некоторые технологии будущего.Предназначена для широкого круга работников образования, учителей и студентов педагогических, психологических и социально-педагогических специальностей.Предисловие ко второму тому
Введение. Краткое содержание вводных (теоретических) глав первого тома
Основные категории педагогики
Личность как объект и субъект образовательной технологии
Структура качеств личности ребёнка
Знания, умения, навыки (ЗУН)
Способы умственных действий (СУД)
Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
Действенно-практическая сфера личности (СДП)
Сфера творческих качеств (СТК)
Сфера психофизиологического развития (СПФР)
Возрастные и индивидуальные особенности личности
Сущность технологического подхода в образовании
Соотношение «технологии» и других педагогических понятий
Основные качества современных педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии
Технологии развивающего образования
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского — Г. К. Селевко
Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан)
Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Информационно-коммуникационные образовательные технологии
Технологии формирования информационной культуры
Технология применения средств ИКТ в предметном обучения
Технологии компьютерного урока
Технология подготовки учителя-предметника к компьютерным занятиям
Технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе
Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
Технология медиаобразования
Использование средств ИКТ в управлении школой
Вопросы и задания для самоконтроля
Социально-воспитательные технологии
Технологии семейного воспитания
Технологии дошкольного воспитания
Технология «Школа — центр воспитания в социальной среде» (С. Т. Шацкий)
Технологии социально-педагогических комплексов
Технологии дополнительного образования
Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)
Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
Технология установления связей с общественностью (PR-технологии)
Вопросы и задания для самоконтроля
Воспитательные технологии
Технология коммунистического воспитания советского периода
Технология «жёсткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова
Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В. А. Караковский, Н.Л. Селиванова)
Технологии воспитания в современной массовой школе
Технология воспитательной работы с коллективом класса (по E.H. Степанову)
Технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания
Воспитание в процессе обучения
Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову
Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения
Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
Вопросы и задания для самоконтроля
Педагогические технологии авторских школ
Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург)
Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
Педагогическая гимназия (А.Г. Каспржак)
Современный сельский социокультурный комплекс (А.З. Андрейко)
Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)
Центр дистанционного образования «Эйдос» (А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова)
Другие разновидности авторских школ
Вопросы и задания для самоконтроля
Технологии внутришкольного управления
Технология управления общеобразовательной школой (по B.C. Лазареву, A.M. Поташнику)
Технология методической работы в школе
Технология педагогического эксперимента
Технология внутришкольного контроля и мониторинга
Технологии проектирования и освоения новых технологий
Заключение
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответы на вопросы и задания для самоконтроля
Предметный указатель
Именной указатель

Селевко Герман Константинович (15 февраля 1932, Ярославль) — академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

Свою трудовую биографию начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.

В 1954 поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант и появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.

В 1962 поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета. В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.

В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.

За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

Г.К. Селевко разрабатывает технологию саморазвития личности человека как непрерывную систему от детского сада до выпуска из профессионального учебного заведения, обогащает ее новыми практически-ми заданиями-ситуациями, выезжает в школы, консультирует учителей, слушает их советы.

С 2000 года проведено четыре межрегиональные научно-практические конференции, на которых более тысячи педагогов делились опытом.

Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование».

Герман Константинович активно участвует в международном сотрудничестве, выступает с докладами на международных симпозиумах, встречах, в том числе в ближнем и дальнем зарубежье (Казахстане, Беларуси, Словакии).

Книги (5)

Познай себя

Сборник развивающих занятий для учащихся пятого класса. Учебное пособие, сборник развивающих занятий.

Книга открывает серию «Самосовершенствование личности» и предназначена для учащихся пятого класса средней школы в качестве учебного пособия по разделу «Познай себя».

В ней даются различные сведения о психологии личности. Рассматриваются основные качества личности в нравственной, умственной, волевой и эмоциональной сферах, приводятся способы самопознания и самооценки.

Реализуй себя. Сборник развивающих занятий для учащихся 11 класса

Книга посвящена формированию личности выпускника, стремящегося к реализаций всех своих потенциалов, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего использовать и умножать духовные и материальные богатства общества.

Книги предназначены для учеников и учителей, психологов и воспитателей, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами развития и самосовершенствования личности.

Энциклопедия образовательных технологий. Том 1

Энциклопедия образовательных технологий. Том 2

Книга представляет собой учебно-методическое пособие нового поколения.

Представлены около 500 технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных технологий; в отдельной главе выделены педагогические технологии на основе применения современных информационных средств.

Методологической основой книги стала концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет coбoй совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый для освоения материал. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, представляет и некоторые технологии будущего.

Предназначена для широкого круга работников образования, учителей и студентов педагогических, психологических и социально-педагогических специальностей.

Селевко Г.К.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Москва Народное образование

Рецензенты:

В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. МоскваК.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, пе-

дагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва

А.М. Кушнир – доктор психологических наук, МоскваО.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный

колледж», г.Ярославль Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой

общей и социальной психологии КГУ, г. Курган Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики вос-

питания ИПКРО, г. Псков

Селевко Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.

В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, фор- мально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

© Селевко Г.К.

© Народное образование

Предисловие к первому тому........................................................................................................

Введение: Технологический подход в образовании..................................................................

I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий.................

1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии............................

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН).............................................................................................

1.4. Способы умственных действий (СУД).................................................................................

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)................................................................

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)...........................................

1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)...............................................................

1.8. Сфера творческих качеств (СТК)..........................................................................................

1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)...............................................................

1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности.....................................................

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических

технологий.......................................................................................................................................

2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии...........................................

2.2. Структура педагогической технологии................................................................................

2.3. Терминологические взаимоотношения................................................................................

2.4. Основные качества современных педагогических технологий...........................................

2.5. Научные основы педагогических технологий.....................................................................

2.6. Классификация педагогических технологий.......................................................................

2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии..............................................

III. Современное традиционное обучение (ТО).......................................................................

3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения.................................

3.2. Технология классического и современного урока...............................................................

Урок в малочисленной сельской школе...........................................................................................

3.3. Пути совершенствования традиционной технологии..........................................................

Вопросы и задания для самоконтроля..............................................................................................

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации

педагогического процесса............................................................................................................

4.1. Педагогика сотрудничества..................................................................................................

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.......................................................

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин).........................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

учащихся (активные методы обучения) ................................................................................

5.1. Игровые технологии............................................................................................................

Игровые технологии в дошкольном периоде................................................................................

Игровые технологии в младшем школьном возрасте...................................................................

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте..................................................

5.2. Проблемное обучение.........................................................................................................

5.3. Технология современного проектного обучения...............................................................

5.4. Интерактивные технологии................................................................................................

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного

материала (В.Ф. Шаталов).........................................................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации

учебного процесса........................................................................................................................

6.1. Технология программированного обучения......................................................................

6.2. Технологии уровневой дифференциации...........................................................................

Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик).......................

Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В.

Фирсов).............................................................................................................................................

Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель

сводных групп», «стратовая» дифференциация)...........................................................................

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)........

Модель «Профильное обучение»..................................................................................................

6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)....

Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного

образования.....................................................................................................................................

Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении........................

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).................................

Вертикальный вариант (Красноярский).........................................................................................

Горизонтальные варианты..............................................................................................................

6.6. Технологии групповой деятельности................................................................................

Модель: групповая работа в классе...............................................................................................

Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)..................................................

Модели коллективного творческого решения проблем................................................................

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием

опорных схем при комментируемом управлении.....................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и

реконструирования материала.................................................................................................

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)...........................................................................

7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)..............................................................

7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев).............................................

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,

Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)..................................................................................................

7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов).287

7.6. Технологии интеграции в образовании

Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева.............................................................

Модель «Технология воспитания экологической культуры».......................................................

Модель глобального образования..................................................................................................

Концепция холистической педагогики..........................................................................................

Концепция гражданского образования..........................................................................................

7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах................................................

Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» ................................................

Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем...............................

Модель межпредметных связей......................................................................................................

7.8. Технологии концентрированного обучения.......................................................................

Особенности идеографических моделей........................................................................................

7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга..............................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

VIII. Частнопредметные педагогические технологии..........................................................

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)............................

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

.....................................................................................................................................................

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)..................

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).....

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)..................................................

8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского..........................

8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе.....................................

А.Е. Сутормина................................................................................................................................

года – 91» В.А. Гербутова...............................................................................................................

А.В. Зарубы......................................................................................................................................

О.Г. Парамонова..............................................................................................................................

...........................................................................................................................................................Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95»

З.В. Климентовской.........................................................................................................................

«Учителя года России - 96» Е.А. Филипповой..............................................................................

А.Е. Глозмана...................................................................................................................................

В.А. Морара.....................................................................................................................................

А.В. Крылова....................................................................................................................................

И.Б. Смирнова..................................................................................................................................

И.А. Карачевцева.............................................................................................................................

Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004»

Е.И. Славгородского........................................................................................................................

8.9. Технологии учебников и учебно-методических комплексов............................................

Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»........................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

IX. Альтернативные технологии..............................................................................................

9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning).........................................

9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)....................................................

Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка.............

9.3. Технология мастерских.......................................................................................................

9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской).............................................

Предтечи, разновидности, последователи.....................................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

X. Природосообразные технологии.........................................................................................

10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья...................

10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир)...............

Природосообразная модель обучения чтению А.М. Кушнира....................................................

Модели природосообразного обучения письму А.М. Кушнира..................................................

10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира...........

10.4. Технология обучения детей с признаками одаренности..................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

XI. Технологии свободного образования.................................................................................

11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)..................................................

11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого..................................................................................

11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)...........................................................................

11.4. Технология саморазвития (М. Монтессори)....................................................................

11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст)........................................................................

11.6. Технология свободного труда (С. Френе)........................................................................

11.7. Школа-парк (М.А. Балабан)..............................................................................................

11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко......................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

Предметный указатель для 1 и 2 тома.....................................................................................

Именной указатель для 1 и 2 тома...........................................................................................

Ответы на вопросы и задания для самоконтроля..........................................................................

Предисловие к первому тому

Со времени издания книги «Современные образовательные технологии» (Г.К. Селевко, Народное образование, 1998) прошло уже более пяти лет. Мир вступил в новое тысячелетие.

В российском образовании провозглашены сегодня принципы гуманизации ,демократизации ,развития ,вариативности , которые дают возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по своей модели, учитывающей региональные и местные условия. Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур.

Появилось множество новых педагогических течений, обучающих и воспитательных систем, технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ори-

ентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и предназначена эта книга, названная нами «Энциклопедией».

Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала. Обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок представлен в классифицированном и обобщенном виде, в котором нашли отражение:

а) все основные направления развития образования; б) все иерархические уровни образования: от метатехнологий государственного уровня до

микротехнологий самовоспитания индивида; в) все возрастные категории образовательных объектов: от младенчества до взрослого, со-

циально зрелого возраста.

В каждой из технологий четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания технологии и применяемых методик, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.

Описания технологий заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного многолетнего опыта работы автора. Авторскими являются и анализ, и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую классификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, рекомендательный список доступных литературных источников.

Первая глава представляет описание договоренностей относительно терминологии и структуры основных психолого-педагогических понятий, которые используются в дальнейшем изложении.

Во второй главе приведен анализ понятия образовательной технологии. Рассмотрены различные толкования этого понятия, его связь с родственными понятиями педагогики. На основе критического анализа имеющейся литературы и обобщения образовательной практики предложена авторская концепция понятия «педагогическая технология ».

Получили развитие идеи о многомерной, многоаспектной структуре образовательных технологий и их классификации, предложен аналитический аппарат широкого технологического подхода к образовательному процессу.

В последующих 15 главах даются краткие (концентрированные) описания образовательных технологий в системе классификации, основанной на выделенных автором направлени-

ях модернизации традиционной технологии. «Энциклопедия» содержит 36 таблиц и 125 ри- сунков-схем.

В двухтомнике описано около 500 образовательных технологий, включая воспитательные

и социально-воспитательные технологии. Сделаны ссылки на технологии и системы, являющиеся предтечами, разновидностями или последователями описанных технологий. В заключение раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

Особенностью книги «Энциклопедия образовательных технологий» является ее дидактическая направленность. К каждой главе даются контрольные вопросы с выборочными ответами, правильные ответы приводятся отдельно. Навигационный библиографический аппарат книги включает: колонтитулы, подробный предметный и именной указатели, списки рекомендуемой литературы, к некоторым параграфам даны краткие «словарики». Кроме чисто информационно-справочной функции, «Энциклопедия» может использоваться:

как учебное пособие;

для организации отдельных учебных курсов по педагогическим технологиям;

при изучении отдельных разделов педагогики;

для повышения квалификации педагогических работников и т.д.

при организации методической работы;

для анализа и обобщения педагогического опыта (в том числе собственного);

при построении индивидуальных образовательных программ;

при разработке программ развития образовательных учреждений;

при освоении и использования образовательных технологий в практике.

Пособие предназначено в основном для практических работников образования, поэтому рекомендованные литературные источники относятся к наиболее доступным изданиям Московских и Санкт-Петербургских издательств.

Автор выражает глубокую благодарность коллективам и руководителям инновационных школ и территорий Российской Федерации, которые вели и сегодня ведут работу по применению и дальнейшей разработке многих из описанных технологий:

– г. Ярославль – № 26 (Сибриков А.В., Бройде Б.А.), № 59 (Квитницкая Г.Л., Закатова И.Н.), № 70 (Маслов Д.Е., Игнатченко Г.В.)

Ярославская область – г. Рыбинск – № 2 (Богачев Б.Н., Беляева Л.А.), № 8 (Смирнова С.В., Селезнева Н.Н.), № 18 (Горева Н.В., Ульянова Т.С., Короткова З.М.), № 19 (Журавлев В.В., Озеров В.А., Худякова М.Н.)

г. Углич – № 8 (Тихомирова Н.А., Курзина Т.Н.)

Первомайский МО (Лебедева Т.Н.), Пречистенская СОШ (Курсо Т.И., Горчагова Г.А.)

г. Архангельск – СОШ № 36 (Пантелеева Г.Н.)

г. Воркута – гимназия № 5 (Мурасова А.М., Куйдан Г.В.)

г. Иваново, частная школа «Шанс» (Замыслов С.В., Замыслова Н.Н.)

г. Котлас Архангельской обл. – СОШ № 75 (Дунаева Н.В.)

г. Калининград – лицей № 10 (Петропавловская С.М.), СОШ № 47 (Гнатенко О.А.)

ст. Каневская Краснодарского края – СОШ № 2 (Колесник Т.А.)

г. Муром Владимирской обл. – СОШ № 5 (Филоненко Л.Т.)

г. Орск Оренбургской обл. – с.ш. № 32 (Устиченко Л.И.)

г. Шарья Костромской обл. – СОШ № 7 (Толстоброва Т.С., Бурлакова Е.П.)

г. Енисейск Красноярского края – СОШ № 2 (Шароглазова А.В.)

Особую благодарность автор высказывает ученым, принимавшим участие в обсуждении и рецензировании книги: член-корреспонденту РАО В.Г. Бочаровой, профессорам В.В. Новикову, Е.Н. Степанову,Р.В. Овчаровой, К.Я. Вазиной, Я.С. Турбовскому, П.И. Третьякову, А.Г. Каспржаку, Н.Л. Дашниц, А.М.Кушниру,О.Г.Левиной.

Посвящаю своей жене, воплотившей образ Учителя с большой буквы, матери двоих замечательных детей, бабушке троих внуков, заботливой и умелой хозяйке – Заслуженному учителю школ РФ – Альбине Николаевне Селевко

Введение: Технологический подход в образовании

Системы образования наиболее развитых стран мира (к которым относился и бывший

СССР) в последние десять-двадцать лет перешли к новому этапу, который характеризуется изменением:

– отношения к «знаниям, умениям и навыкам» как к приоритетной цели образования; это место начинают занимать ценности мышления, творчества, компетентностей личности;

– традиционных подходов к его содержанию – переход к сообразному с современным

уровнем развития общества компетентностному подходу;

– иерархии целей образования : интегративные цели обучения доминируют над предметными, деятельностный подход вытесняет преподносящий;

образовательных ценностей и смыслов: не «вы должны выучить и воспроизвести…»,

а «мы поможем вам овладеть и применить…»;

характера педагогических отношений : авторитаризм уступает место сотрудничеству,

вдалбливание знаний «сверху» – партнерству в познании и деятельности.

Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, происходит дальнейшее развитие: предлагаются иное содержание, новые подходы, новое право, новые отношения, новое поведение.

Формируется новый педагогический менталитет:

Формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь ».

Методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом наиндивидуализацию образовательных программ.

Информационно-телекоммуникационные средства обучения и воспитания охватыва-

ют все большее образовательное пространство.

Личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками становится важнейшей составляющей педагогического процесса.

В воспитании взят ориентир на общечеловеческие духовные ценности , становление

нравственного облика выпускника.

Происходит дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, средств массовой коммуникации, микро- и макросоциума.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного развития.

В психолого-педагогическом планеосновные тенденции совершенствования образова-

тельных технологий характеризуются переходом:

от образования как трансляции к образованию как диалогу с культурой ;

от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития ,

позволяющего использовать усвоенное;

от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий, к компетентностным характеристикам личности;

от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным, профильным ииндивидуализированным программам обучения;

от внешней мотивации учения к внутренним мотивам самосовершенствования;

от дисциплинарно-знаниевой и принудительно-нормативной доминанты образования к доминантесаморазвития, самостроительства и самосовершенствования ребенка.

Вхождение России в мировое образовательное пространство сталкивается со многими трудностями: социальными, политическими, экономическими и др. Процессы модернизации образования не поспевают за требованиями времени.

Вместе с тем в современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.

Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход , применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания

технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. В ХХ веке технологии, основанные на достижениях физики, химии, энергетики, биологии, математики, информатики и других наук, произвели технологическую революцию.

Технологический подход в производственной сфере – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Применение технологического подхода и термина « технология » к социальным процессам , к области духовного производства – образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

Понятия «образовательный процесс», « образовательная технология » (технология в сфере образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс»,« педагогическая технология » , ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование – ещё и развитие ребёнка. Однозначного толкования этих терминов не существует; так, образовательная технология иногда понимается узко – как технология учебного процесса. С другой стороны, понятие «педагогическая технология» относится, очевидно, ко всем разделам и видам непрерывного образования (дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, семейное, профессиональное, производственное, специальное и др.). В зарубежной литературе применение этих терминов имеет близкие написания: «technology in education» («технологии в образовании»), «technology of education» («технологии образования»), «educational technology» («педагогические технологии»). В дальнейшем изложении мы будем, иногда пренебрегая их различиями, применять и тот и другие термины как взаимозаменяющие.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:

с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт

и его использование;

комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем

Технологический подход к обучению, предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей; сегодня он активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, Е.С. Полат, А.Я. Савельева, Г.К. Селевко, А.И. Умана и других ученых, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и других).

По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.

Конечно, следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений науки и практики.

Селевко Г.К.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Том 2

Москва


Народное образование

2005
Рецензенты:

В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

К.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород

А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва

А.М. Кушнир – доктор психологических наук, Москва

О.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный колледж», г.Ярославль

Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии КГУ, г. Курган

Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

Селевко Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 2. – М.: Народное образование, 2005.


Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.

В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, атакже представляет некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

© Селевко Г.К.

© Народное образование

Предисловие ко второму тому 6

Введение. Краткое содержание вводных (теоретических) глав первого тома 8

Личность как объект и субъект образовательной технологии 9

Структура качеств личности ребенка 10

Знания, умения, навыки (ЗУН) 12

Способы умственных действий (СУД) 13

Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 13

Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 14

Действенно-практическая сфера личности (СДП) 14

Сфера творческих качеств (СТК) 15

Сфера психофизиологического развития (СПФР) 15

Возрастные и индивидуальные особенности личности 15

Сущность технологического подхода в образовании 20

Соотношение «технологии» и других педагогических понятий 26

Основные качества современных педагогических технологий 29

Классификация педагогических технологий 31

Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии 36

XII. Технологии развивающего образования 42

12.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова 49

12.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 54

12.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) 68

12.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 72

12.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 79

12.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко 83

12.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон 103

Вопросы и задания для самоконтроля 107

XIII. Информационно-коммуникационные образовательные технологии 109

13.1. Технологии формирования информационной культуры 113

Модель «Информатизация (компьютеризация) образовательного учреждения» 119

Модель «Непрерывное формирование информационной культуры учащихся» 121

Модель «Базовый курс "Информатика и ИКТ"» 126

13.2. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении 130

13.3. Технологии компьютерного урока 139

13.4. Технология подготовки учителя-предметника к компьютерным занятиям 146

13.5. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе 154

Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва) 157

Модель телекоммуникаций 160

13.6. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации 166

13.7. Технология медиаобразования 173

Модель «Медиаобразование» как учебный курс 175

Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым» 177

Модель «Школьный Центр СМК» 178

13.8. Использование средств ИКТ в управлении школой 181

Вопросы и задания для самоконтроля 187

XIV. Социально-воспитательные технологии 189

14.1. Технологии семейного воспитания 192

14.2. Технологии дошкольного воспитания 202

14.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий) 211

14.4. Технологии социально-педагогических комплексов 215

Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов» 218

Модель «Содружество школы и производства» 218

Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка» 219

Модель «СПК как специально спроектированная среда» 222

14.5. Технологии дополнительного образования 226

14.6. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования 234

Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе 237

Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения 239

14.7. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами 247

Модель дифференциации и индивидуализации обучения 251

Технологии компенсирующего обучения 252

Технология работы с проблемными детьми в массовой школе 253

Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР 259

14.8. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) 262

Технология работы с умственно отсталыми детьми 264

Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями 265

14.9. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений 268

Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе» 270

Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних» («Центра ППМС - психолого-педагогической и медико-социальной помощи») 277

Модель «Социальный приют» 278

Технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде 279

Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» 282

14.10. Технология установления связей с общественностью (PR технологии) 285

Вопросы и задания для самоконтроля 291

XV. Воспитательные технологии 293

15.1. Технология коммунистического воспитания советского периода 298

15.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко 304

15.3. Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова 310

15.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского 319

15.5. Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова) 323

Модель самоуправления в ученическом коллективе 328

15.6. Технологии воспитания в современной массовой школе 333

15.7.Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову) 344

15.8. Технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания 351

Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман) 356

Модель тьюторской поддержки и сопровождения ребенка (Т.М. Ковалева) 361

Технология нейролингвистического программирования 363

15.9. Воспитание в процессе обучения 370

15.10. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову 379

15.11. Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения 391

Модель «Воспитание патриотизма и гражданственности» 399

15.12. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания 403

15.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека 411

Модель формирования субъектной активности личности подростка в деятельности Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций (СПО-ФДО) 415

Модель воспитания социальной инициативности в деятельности общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ) 421

Вопросы и задания для самоконтроля 429

16.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург) 433

16.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров) 437

16.4. Педагогическая гимназия (А.Г. Каспржак) 451

16.5. Агрошкола А.А. Католикова 457

16.6. Современный сельский социокультурный комплекс (А.З. Андрейко) 461

16.7. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) 465

16.8. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.) 468

Вопросы и задания для самоконтроля 480

XVII. Технологии внутришкольного управления 482

17.1. Технология управления общеобразовательной школой (по В.С. Лазареву, М.М. Поташнику) 484

Модель программно целевого управления школой в режиме развития 492

Модель управления школой по результатам (по П.И. Третьякову) 497

17.2. Технология методической работы в школе 503

Методический совет школы 506

Модель «Обобщение передового педагогического опыта» (по Ф.Ш. Терегулову) 508

Модель «Педагогические советы» 511

17.3. Технология педагогического эксперимента 523

17.4. Технология внутришкольного контроля и мониторинга 531

17.5. Технологии проектирования и освоения новых технологий 546

Модель «Проектирование и освоение общешкольной инновационной технологии» 548

Модель «Проектирование и освоение предметной технологии через технологическую карту» (В.М. Монахов) 556

Заключение 559

Вопросы и задания для самоконтроля 561

Предметный указатель к 1 и 2 тому 562

Именной указатель к 1 и 2 тому 589

Ответы на вопросы и задания для самоконтроля 597

В книге представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В работе описаны эффективные педагогические технологии обучения и воспитания, снижающие энергозатраты со стороны педагогов, развивающие мотивацию учащихся за счет изменения позиции ученика с пассивной на активную. Особое внимание в работе уделено проблеме оценки знаний. Книга предназначена педагогам и руководителям системы образования.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2008 году издательством Каро. Книга входит в серию "Педагогический взгляд (Каро)". На нашем сайте можно скачать книгу "Энциклопедия педагогических технологий. 2-е издание" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.