Как найти глаголы 1 спряжения. «Спряжение глагола

Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

Некоторые тонкости

Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

Виды

Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .

Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

Пример использования на практике основного правила

  1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
  2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
  3. Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
  4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.

Сопряжение глаголов

Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.

Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».

В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам). Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка. В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.

Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.

Виды спряжений в русском языке

В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)

Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения. Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.

Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить », кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.

Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть » — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать » — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.

Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:

Примеры глаголов второго спряжения

К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать », «-оть », «-уть », «-ть ».

Правила и примеры определения спряжения

При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме . Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.

При безударном личном окончании у глагола необходимо:


В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.

Например:

Глагол «рисует» (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);

Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);

Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.

Глагол «рисует »

Я рисую Мы рисуем

Ты рисуешь Вы рисуете

Он рисует Они рисуют

Глагол «пилит »

Я пилю Мы пилим

Ты пилишь Вы пишете

Он пилит Они пилят

Определяем гласную безударных личных окончаний глагола

Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.

Для этого существуют два способа:

Первый способ

Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа

Ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».

В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).

Ат, -ят – второе спряжение – буква «И»

В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).

Второй способ

Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?

Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»

Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».

Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвали т.

Разноспрягаемые глаголы

Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).

К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).

Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.

Заключение

Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.

Вконтакте

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

А еще такие:

Гоним, держим, смотрим, видим.

Дышим, слышим, ненавидим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть - удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.

Вопрос о том, как определить спряжение глагола, является довольно проблематичным даже для русскоязычного населения. Чтобы окончательно разобраться в этом, необходимо понять строгий алгоритм вычисления спряжения и выбора правильной гласной буквы окончания глагола.

Если ударение выпадает на окончание глагола.

Для примера возьмем глаголы – «встаешь», «вершишь» (окончания –ешь и –ишь). Ставим их в третье лицо множественное число – получаем «встают» (окончание –ют) и «вершат» (окончание –ат).

Сверяем с окончаниями первого и второго спряжения: –ут, -ют и –ат, -ят соответственно. Получается, что глагол «встаешь» («встают») относится к первому спряжению, а «вершишь» («вершат») – ко второму.

Как определить спряжение глагола в безударной позиции окончания.

Существует грамматическое понятие в русском языке – неопределенная или безличная форма глагола. Для постановки любой из них в данную форму, нужно задать вопрос – что делать? (что сделать?).

Например, глаголы «колет», «бормочет». Ставим их в неопределенную форму, получается – колоть и бормотать. Теперь обратите внимание на буквы, стоящие перед –ть: в данном случае это «о» и «а». Окончания, которые соответствуют в неопределенной форме 1 и 2 спряжению необходимо запомнить.

Алгоритм такой – вспоминаем, на какие вопросы отвечает глагол в инфинитиве, запоминаем окончания для первого спряжения:

Ранее рассматриваемые глаголы «колоть» и «бормотать» оба принадлежат к первому спряжению.

Ко второму будут относиться инфинитивные формы, заканчивающиеся на –ить (кроме брить, стелить, зиждиться) и ряд исключений, которые необходимо запоминать.

Определимся непосредственно с окончаниями, которые будут соответствовать глаголам 1 и 2 спряжения в разных лицах и числах. Для этого нам понадобится глагол, который мы проспрягаем – это будет «сеять» (1 спряжение) и «бросить» (2 спряжение).

В инфинитиве глагол «сеять» очевидно относится к первому спряжению, мы можем это определить по окончанию. В итоге получаем – я се(ю), ты се(ешь), он се(ет), мы се(ем), вы се(ете) и они се(ют).

В скобочках указаны окончания 1 спряжения, в 1 лице ед.ч. и 3 лице мн.ч. оно может быть также –у и –ут соответственно. Например в глаголе «сказать» (инфинитив) эти формы будут – «скаж(у)» и «скаж(ут)».

Обратимся теперь к глаголу второго спряжения «бросить» и проспрягаем его, смотрите таблицу.

По окончанию нетрудно понять, что это глагол второго спряжения. Изменяем по лицам и числам – я брош(у), ты брос(ишь), он брос(ит), мы брос(им), вы брос(ите), они брос(ят).

Правильное определение окончаний на письме влияет не только на глаголы, написание которых можно иногда просто угадать. Это необходимо при грамотной постановке суффиксов в причастиях настоящего времени. Поэтому данный вопрос затрагивает сразу несколько тем в грамматике русского языка.

Теперь попробуем определить правильное написание окончаний глаголов в предложенном тексте:

«Почему ты об этом спрашива(ешь)?» — удивился он. – «Не знаю, скоро прилет(ят) голуби, и письмо будет у меня».

У нас есть два выделенных глагола – их инфинитивы «спрашивать» и «прилетать». Казалось бы в первом случае это глагол, относящийся к первому спряжению и соответственно его окончание –ешь. А что со вторым, ведь окончание –ят относится ко второму спряжению, а инфинитив указывает на первое?

Дело в том, что окончание –ать в инфинитиве ударное. В этом случае мы не можем по нему определять падеж, нам нужно прикинуть мысленно какие окончания будут соответствовать различным лицам и числам для данного глагола и поймем, что перед нами первое спряжение:

Становится понятно, что важно не только, на какие вопросы отвечает глагол в инфинитивной форме. Нужно понимать, что инфинитив с ударной позицией в окончании не является определителем спряжения.

Остается важный вопрос для обсуждения – исключения, относящиеся всегда ко второму спряжению, хотя заканчиваются не на –ить. Их просто нужно запомнить и держать в голове как таблицу умножения, применяя при необходимости.

Подобных исключений одиннадцать, вопрос того, как выучить неправильные глаголы, волнует многих. Наилучший вариант – заучить как детскую считалочку, а выглядит она так:

«Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а потом терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть».

Учится считалочка за пару минут и действительно прочно запоминается. Как использовать знания об этих глаголах?

Проспрягаем один для наглядности:

инфинитив Обидеть (2 спряжение)
Я обиж(у) Мы обид(им)
Ты обид(ишь) Вы обид(ите)
Он обид(ит) Они обид(ят)

Глаголы-исключения первого спряжения

Вспомним, что у первого спряжения тоже есть исключения – это глаголы, заканчивающиеся на характерные для второго спряжения окончания в инфинитивной форме – брить, стелить, зиждиться, зыбиться. Последние, конечно, редко встретишь и на письме, но один стоит проспрягать в качестве примера.

Действительно, некоторые формы вызывали сомнения, вполне можно было бы написать, например, «он стелит» или «мы стелим». Во избежание недоразумений придуманы исключений, которые легко запоминаются.

Разноспрягаемые глаголы

Кроме всех указанных ранее исключений стоит отметить существование разноспрягаемых глаголов. То есть вы не сможете их изменять по правилам только 1 и 2 спряжения, такие глаголы нужно также запомнить.

Итак, глаголы, которые не изменяются в лицах и числах по обычному алгоритму – бежать, хотеть, а также дать и есть. Пример:

Формы единственного числа соответствуют 1 спряжению, окончания во множественном числе относятся ко второму. Это важно запомнить, дабы не написать «хочит» вместо «хочет» с непривычки. Первое время глаголы-исключения заучиваются, в дальнейшем формы автоматически вспоминаются, и вы удивитесь, насколько просто определять спряжение.

Напоследок подведем итоги, для выявления спряжение глагола:

  1. Посмотрите, на какое место падает ударение. Если это окончание, поставьте глагол в форму, которая соответствует местоимению «они», и определите спряжение.
  2. В противном случае ставим глагол в инфинитивную форму. По окончании определяем спряжение, вспомнив предварительно, не является ли глагол исключением.

Определение спряжения глагола не настолько сложная тема, просто необходимо запомнить порядок действий и держать наготове ряд имеющихся исключений.

Видео про то как определить спряжение глагола

В далеком прошлом в русском языке часто употреблялось слово "глаголить" (говорить). "Глагол" же означало "то, что говорится", то есть "речь, слово и т.п.", сейчас он называет любое действие и отвечает на вопросы: Что

  • делать/сделать?
  • делаем/сделаем?
  • делали/сделали?
  • сделаем/будем делать?

Как правильно отвечать на вопросы о спряжении глаголов, интересуются не только младшие школьники, но и выпускники, а также их родители. Поэтому стоит разобраться в этом непростом грамматическом явлении с самого начала. Уже из вопросов ясно, что глагол изменяется в зависимости от того, кто производит действие. Такое изменение называется спряжением. Что значит проспрягать глаголы — знают даже младшие школьники.

Что такое спряжение?

Что значит спряжение? Спряжение — это основной признак глагола, его способность изменяться по лицам и числам. Знание правила поможет безошибочно определить, какую букву следует писать в безударном окончании.

Изменение глагола по числам

"Число" - это просто: "один" — единственное, "несколько или много" — множественное. Глаголы или обозначают действия, производимые одним лицом или предметом (единств. число), или же действия двух или более лиц или предметов (множеств. число).

Единств. число

Множеств. число

Что делаю/сделаю? Что буду делать?

перевожу, переведу, буду переводить

Что делаем/сделаем? Что буду делать?

переводим, переведем, будем переводить

Что делаешь/сделаешь? Что будешь делать?

переводишь, переведешь, будешь переводить

Что делаете/сделаете? Что будете делать?

переводите, переведете, будете переводить

Что делает/сделает? Что будет делать?

переводит, переведет, будет переводить

Что делают/сделают? Что будут делать?

переводят, переведут, будут переводить

Что делалсделал? Что делала/сделала? Что делало/сделало?

переводил, перевел, переводила, перевела, переводило, перевело

Что делали/сделали?

переводили, перевели

Изменение глаголов по родам

Если внимательно изучить следующие примеры, можно сделать интересный вывод.

жен. род, ед. число

жен. род, мн. число

муж. род, ед. число

муж. род, мн. число

средн. род, ед. число

средн. род, мн. число

Настоящее вр.

Лампа разбивается

Лампы разбиваются

Бокал разбивается.

Бокалы разбиваются

Сердце разбивается

Сердца разбиваются

Прошедшее вр.

Лампа разбилась

Лампы разбились

Бокал разбился.

Бокалы разбились

Сердце разбилось

Сердца разбились

Будущее время

Лампа разобьется

Лампы разобьются

Бокал разобьется.

Бокалы разобьются

Сердце разобьется

Сердца разобьются

Как видим, только в единственном числе и только в прошедшем времени зависит от рода. В настоящем и будущем временах с существительными разного рода используется один и тот же глагол.

Примеры спряжения

Что значит проспрягать глаголы ? Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. С числом все более или менее понятно, что же такое лицо как грамматическая категория? В русском языке 3 лица:

  • я, мы — 1 лицо;
  • ты, вы — 2 лицо;
  • он, она, оно, они — 3 лицо.

Лицо показывает отношение между участником действия и собственно действием:

  • Я чувствую. Мы хотим. Я смотрел. Мы сбегали. Я напишу. Мы будем открывать.
  • Ты вяжешь. Вы основываете. Ты брал. Вы утвердили. Ты встретишь. Вы будете жить.
  • Он исполняет. Она привозит. Оно подходит. Они огорчились. Он хлопнул. Она запечатала. Оно выгорело. Они уехали. Он поднимет. Оно спустится. Они намокнут.

Выделяют два спряжения глагола:

  1. 1 спряжения заканчиваются на -ать, -ыть, -еть, -ять -уть, личные формы имеют в окончаниях -е, -у, -ю.
  2. Глаголы 2 спряжения в начальной форме заканчиваются на -ить и имеют в окончаниях -и, -а, -я.

Глагол: примеры спряжения

Исключения

Как из любого другого, из правила спряжения глаголов есть исключения:

  • К первому относятся 2 глагола на -ить: стелить, брить.
  • Ко второму — ряд глаголов, оканчивающичся не на -ить, а на -ать и -еть: дышать, вертеть, видеть, слышать, обидеть, держать, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть, гнать.

Вот и найден ответ на вопрос "Что значит проспрягать глаголы?"

Спряжение I спряжен. II спряжен.
Лицо/число еддинств. ч множеств. ч. единств. ч. множеств. ч.
1

Мы бреем.

Мы стелем.

Я ненавиж-у.

Я смотр-ю.

Я терпл-ю.

Я завиш-у.

Мы слыш-им.

Мы вид-им.

Мы обид-им.

Мы держ-им.

Мы гон-им.

Мы ненавид-им.

Мы смотр-им.

Мы дыш-им.

Мы верт-им.

Мы терп-им.

Мы завис-им.

2

Ты бреешь.

Ты стелешь.

Вы бреете.

Вы стелете.

Ты завис-ишь.

Ты вид-ишь.

Ты обид-ишь.

Ты терп-ишь.

Ты гон-ишь.

Ты ненавид-ишь.

Ты смотр-ишь.

Ты дыш-ишь.

Ты верт-ишь.

Ты держ-ишь.

Ты слыш-ишь.

Вы завис-ите.

Вы вид-ите.

Вы обид-ите.

Вы терп-ите.

Вы гон-ите.

Вы ненавид-ите.

Вы смотр-ите.

Вы дыш-ите.

Вы верт-ите.

Вы держ-ите.

Вы слыш-ите.

3

Он/она стелет.

Он/она бреет.

Они стелет.

Они бреют.

Он/она дыш-ит.

Он/она завит-ит.

Он/она обид-ит.

Он/она смотр-ит.

Он/она гон-ит.

Он/она ненавид-ит.

Он/она держ-ит.

Он/она вид-ит.

Он/она верт-ит.

Он/она терп-ит.

Он/она слыш-ит.

Они дыш-ат.

Они завис-ят.

Они обид-ят.

Они смотр-ят.

Они гон-ят.

Они ненавид-ят.

Они держ-ат.

Они вид-ят.

Они верт-ят.

Они терп-ят.

Они слыш-ат.

Спряжение глаголов: проверочное упражнение

Чтобы закрепить и проверить знания по теме "спряжение глаголов", можно выполнить несложные задания:

  1. Закончите правило "Что значит проспрягать глаголы? Спряжение глаголов - это закономерность в изменении их окончаний, в зависимости от: 1) чисел и родов, 2) чисел и лиц, 3) времен и чисел, 4) времен и лиц".
  2. Исключи глагол 1 спряжения: 1) читаешь, 2) бесит, 3) ходите, 4) любим.
  3. Определи глагол 2 спряжения: 1) выдувает, 2) надевают, 3) захочешь, 4) дробишь.
  4. Найди слово с ошибкой: 1) перекладываишь, 2) застрянешь, 3) выплывешь, 4) хочешь.
  5. Какой из следующих глаголов является исключением? 1) ненавидеть, 2) чувствовать, 3) перевозить, 4) высиживать?
  6. Отыщи глагол с буквой «И» в окончании: 1) напо…т, 2) посм…т, 3) завед…т, 4) пожина…т.
  7. Найди глагол, в котором пропущена буква «Е»: 1) слыш…т, 2) повстреча…шь, 3) улож…т, 4) увид…м.
  8. В каком случае во всех глаголах пропущена буква «Е»? 1) раду…шь, постро…те, слома...те, 2) слыш…м, нарису..шь, укро...шь, 3) посе…м, работа…те, пересыпа...те, 4) корм…шь, увол…т, выпь...шь?
  9. В каких примерах во всех словах пропущена «И»? 1) дела…шь, суд…шь, храп...т, 2) задерж…те, топ…т, плат...т, 3) перетащ…м, лета…м, дыш...м, 4) зна..м, рыда…шь, снима...шь?
  10. Где сказуемое выражено глаголом 2 спряжения? 1) Северяне с удовольсьвием улетают на юг. 2) Ты хорошо его знаешь? 3) Ученики поедут в Лондон на большом красном автобусе? 4) В огороде мы посадим чеснок.
  11. В каком из предложений сказуемое выражено глаголом 1 спряжения? 1) Они хорошо поют гимн. 2) Мама часто жарит вкусные котлеты. 3) Жених нежно любит невесту? 4) Как солдаты не услышали утром кукушку?
  12. Какие буквы являются признаками 1 спряжения? 1) е, ё, у, ю, 2) и, а, я, 3) е, ё, а, я, 4) и, у, ю?
  13. Какие гласные в окончаниях являются показателем 2 спряжения? 1) е, ё), а, я, 2) и, а, я, 3) е, ё, у, ю, 4) и, у, ю.