Мотивация: что это, виды, как мотивировать себя. Мотивация: источник сил для действий

1. Функции мотивации

Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив организации в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Данные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.

Сущность мотивации заключается в том, чтобы, ориентируясь на систему потребностей работников, обеспечить полное и эффективное использование их трудового потенциала для скорейшего достижения целей организации.

Изменить отношение людей к труду в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, если трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие.

Руководители всегда осознают, что необходимо побуждать людей работать на организацию, но при этом считают, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. В некоторых случаях такая политика бывает успешной, хотя по существу она не верна.

Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Не существует единого рецепта выработки механизма эффективной мотивации работников к труду. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связаны с конкретной ситуацией.

Мотивацию можно определить по-разному.

С одной стороны, мотивация - это процесс побуждения себя и других людей к действию, предполагающий возможность удовлетворения личных потребностей при достижении целей организации.

С другой стороны, мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения трудовых обязанностей.

Поскольку нашей целью является обзор процессов и методологии воздействия руководства службы управления персоналом на индивидов для повышения их трудовой заинтересованности, то простым и точно отражающим сущность процесса мотивации является первое определение, предложенное М.Х. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури.

То есть мы рассматриваем мотивацию трудовой деятельности как процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в ходе выполнения выбранной ими работы, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами организации, и вместе с тем как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления, для повышения эффективности труда работников.

Общепризнанная точка зрения, что потребность – это ощущение психологически или физиологически недостатка чего-либо.

Исследователями данной проблемы установлено, что первичные потребности представляют собой чувство необходимости пищи, воды, сна, интимной близости. Вторичные потребности, более высокого уровня, подразумевают потребность в успехе, уважении, власти, привязанности, принадлежности кому-либо. Давно доказано, что первичные потребности - заложены генетически, вторичные же осознаются человеком с опытом.

Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо и осознание индивидом того, какие действия нужно предпринять для восполнения этого недостатка. Степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Люди стремятся повторить то поведение, которое ведет к удовлетворению потребности, избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением потребности. Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, менеджеры должны создавать такие ситуации, в которых бы люди чувствовали, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.

Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Трудовой мотив - это та потребность (причина), для удовлетворения которой работник осуществляет высокопроизводительную трудовую деятельность. Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий, либо если благо очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется. Формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека. Для получения благ требуются личные трудовые усилия работника. Трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности, и приносит ему большее удовлетворение.

В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена - издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия. Для формирования трудовой мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидуумом трудовых норм и ценностей, придающих смысл всей дальнейшей трудовой деятельности, определяющих образ жизни. В профессиональную трудовую деятельность человек вступает с уже сформированным ценностным сознанием. Он знает, какие интересы хотел бы реализовать посредством труда.

Так формируется второй, практический пласт трудового сознания, обусловленный, с одной стороны, ценностными ориентациями личности, а с другой - конкретными обстоятельствами профессиональной трудовой жизни. Практические требованная к работе обуславливают конкретную мотивацию, которая, в отличие от ценностного сознания, определяющего смысл и перспективные цели трудовой деятельности, предопределяет в основном выбор путей и способов их реализации.

Мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, то есть всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность. В целом трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала (способностей и склонностей человека, его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы) и личностного (мотивационного) потенциала.

Мотивационный потенциал играет роль пускового механизма, определяющего, какие способности и в какой степени работник будет развивать и использовать в процессе трудовой деятельности. Очевидно, что хотя связь мотивации и результатов труда опосредована природными способностями и приобретенными навыками труда, уже доказано, что именно мотивация является основным источником результативной трудовой деятельности личности.

Вознаграждение служит для побуждения людей к эффективной деятельности. В совокупности с понятием «мотивация» термин «вознаграждение» приобретает более широкий смысл, чем просто «деньги или удовольствия», с которыми чаще всего это слово ассоциируется. Вознаграждение - это все, что работник считает ценным для себя. Но понимание ценности у каждого из людей специфично, а следовательно различаются оценки вознаграждения и его относительной ценности.

Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба между членами трудового коллектива и просто общение с коллегами в процессе работы также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы, вызывающих удовлетворение от самого процесса труда.

2. Группы мотивационных мер

Внешнее вознаграждение дает не сама работа, а субъект управления, имеющий возможность вознаграждать за труд. С мотивационной точки зрения внешнее вознаграждение можно определить как стимулирование труда.

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, называется мотивационным ядром (комплексом), которое имеет свою структуру и зависит от конкретной трудовой ситуации.

Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые требуются человеку для удовлетворения его потребностей, по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим у них является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.

Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

К социальным мотивам целесообразно отнести: коллективизм (потребность быть в коллективе), личное самоутверждение, мотив самостоятельности, мотив надежности (стабильности), противоположный предыдущему мотив приобретения нового (знаний, вещей), мотив справедливости, мотив состязательности, генетически присущий каждому человеку. Рассмотрим некоторые мотивы данной группы более подробно.

1. Потребность быть в коллективе. Данный мотив особенно характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом, где доминируют понятия: групповая мораль, отсутствие индивидуального соревнования, корпоративная культура и прочие. Для работников бывшего СССР данный мотив до сих пор является существенным фактором в выборе места работы и ценностных ориентаций. Потребность работать в хорошем коллективе, по мнению многих социологов, до сих пор входит в лидирующую группу трудовых ориентаций работника.

2. Мотив самоутверждения характерен для многих работников, преимущественно молодого и среднего возраста, он является собственно мотивирующим фактором сотрудников высокой квалификации.

3. Мотив самостоятельности присущ работникам с мотивацией «хозяина», которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками, взамен установки "быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес".

4. Мотив надежности (стабильности) - это по существу мотив самостоятельности с противоположным знаком. Если в первом случае работники предпочитают риск, активный поиск новых видов деятельности, то во втором - предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. Как показывают социологические исследования, в основе ностальгии по прошлому у большинства опрошенных лежит именно стабильность, существование которой характерно для прошлой системы.

5. Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе многих элементов рыночной экономики. На нем построена система создания материально-вещественного мира в экономически развитых странах. Именно он используется производителями новых товаров и услуг, а другие мотивы - порой лишь внешняя оболочка или начинка.

6. Мотив справедливости пронизывает всю историю развития человеческой цивилизации. Сколько лет существует человечество, столько лет идет полемика о том, что справедливо, а что несправедливо в этом обществе. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости, несоблюдение которой ведет к демотивации работников, а порой и к катаклизмам.

7. Мотив состязательности - один из сильнейших мотивов, действующих во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. Он наиболее часто применяется в США и Канаде и формулируется так: "Мы работаем в спортзале". При реализации этого мотива в стратегии управления персоналом компании система "норма труда - оплата труда" - заменяется системой "норма труда - соревнование - оплата труда", что существенно мотивирует работников.

При этом в специальной литературе по вопросам управления персоналом и мотивации трудовой деятельности разделяются понятия мотивации и стимулирования. Полагаем, что мотивация направлена на изменение отношения работника к труду, а стимулирование - на поддержание заданного уровня производительности труда, то есть результатом мотивации будет изменение среды осуществления трудовой деятельности или местоположения самого индивида, а результатом стимулирования – закрепление положения индивида, упрочение его положения, обеспечение выполнения им трудовых норм или повышение производительности труда и качества работы без существенного изменения его условий труда. Стимулирование является ориентацией на фактическую структуру ценностных устремлений и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала. И хотя мотивация и стимулирование дополняют друг друга, они, как уже упоминалось, противоположны по направленности: первое ориентировано на изменение существующего положения; второе - на его закрепление.

Стимулирование труда является частью процесса мотивации работников, значение которой для российских предприятий и организаций в настоящее время очень велико.

Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.

Экономическая функция заключается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различные уровни доходов, которые в значительной степени зависят от того, как стимулы воздействуют на различных людей.

Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиций и исторического опыта.

На рисунке ниже нами представлены некоторые виды стимулов обеспечения эффективной трудовой деятельности:

Совокупность стимулов эффективной трудовой деятельности

Исследователями данных вопросов на основе обобщения опыта практической деятельности определен ряд требований к организации стимулирования труда.

Комплексность подразумевает единство моральных и материальных коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций организаций.

Дифференцированностъ означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников.

Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе,
Стимулирование должно базироваться на определенных принципах.

Доступность – предполагает, что каждый стимул должен быть доступен для всех работников.

Ощутимость, то есть наличие порога действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах.

Постепенность предполагает, что материальные стимулы постоянно подвергаются коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать.

Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой (например, еженедельная оплата труда, введение системы авансов).
Современное содержание механизма мотивации в его настоящем виде формировалось постепенно, исследователи данной проблемы поэтапно производили прирост знаний в данной сфере воздействия на индивидов для повышения эффективности их трудовой деятельности.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Из этой статьи вы узнаете, что такое мотивация, какие виды мотивации бывают, как мотивировать себя, какие существуют заблуждения о мотивации, а также признаки мотивированных людей.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, которые стимулируют желание и энергию человека на поддержание интереса и посвящение его определенной деятельности либо приложение усилий для достижения цели.

Мотивация – это готовность делать что-то.

Мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов, таких как стремление или потребность, ценность вознаграждения, ожидания индивида. Эти факторы и являются причинами, по которым человек ведет себя определенным образом.

В какой-то момент боль от того, что вы ничего не делаете, становится сильнее, чем боль, возникающая в результате ваших действий.
Стивен Прессфилд

Согласно исследованиям, проведенным Андерсом Эрикссоном, мотивация является важным предвестником . Самыми успешными становятся те, кто постоянно продолжает двигаться к своей цели.

Люди, обладающие высокой мотивацией, как правило, подготовлены наилучшим образом и обладают максимальной производительностью, что в итоге приводит к положительным результатам.

Легче всего быть мотивированным в отношении деятельности, которой вы страстно увлечены. Поэтому задайте себе вопрос: что вас сильно заводит, а что навевает на вас скуку?

Занимаясь любимым делом, вы не только будете мотивированы, но также сможете привлечь к своей деятельности других людей, и получить поддержку, необходимую для выполнения задуманного.

1. Стимул

Это вид мотивации, который включает в себя вознаграждения, как денежные, так и нематериальные.

Многие люди руководствуются осознанием того, что будут вознаграждены определенным образом в результате достижения поставленной цели.

Различного рода поощрения и бонусы являются хорошими примерами стимулов, которые используются для мотивации.

2. Страх

Мотивация страха связана с возможностью наказания или наступления неблагоприятных последствий. Такой вид мотивации часто используется, когда мотивация стимулов не срабатывает.

Наверняка вам не понаслышке известен метод “кнута и пряника”, стимулом в котором является пряник, ну а в роли пугающего инструмента выступает кнут.

Этот вид мотивации часто используется в системе образования, а также на профессиональном поприще для регулирования поведения сотрудников.

Если учащийся либо работник нарушают установленные для них правила или не достигают поставленной цели, к ним будут применены негативные меры стимулирования.

3. Достижение

Мотивация достижения также часто называется стремлением к компетентности.

Мы стремимся к реализации целей и решению новых задач. Мы хотим улучшить свои навыки и доказать свою компетентность как другим, так и самим себе.

Как правило, мотивация достижения по своей природе является неотъемлемой спутницей человека. Однако в определенных обстоятельствах мотивация достижения может включать в себя необходимость внешнего признания.

У нас часто возникает желание или необходимость получать положительную оценку со стороны нашего окружения: близких людей, коллег и др. Эта потребность может включать в себя что угодно: от материального поощрения до простого рукопожатия за хорошо выполненную работу.

4. Саморазвитие

Необходимость самосовершенствования является очень сильной внутренней движущей силой. Мотивация лучше всего проявляется в стремлении к переменам.

Конечно же не все, но многие из нас стремятся совершенствовать свой внутренний мир, а также свое тело.

Большинство из нас обусловлены собственной личностью или воспитанием, которые становятся отправной точкой для осуществления изменений в нашей внутренней сущности, знаниях или внешней среде, потому что застой – это не тот показатель, которому следует придерживаться.

5. Власть

Мотивация власти может принимать форму стремления к управлению собственной жизнью, либо желания контролировать окружающих людей.

Мы стремимся к развитию способности оказывать влияние на нашу сегодняшнюю жизнь, а также на улучшение условий жизни в будущем.

Кроме того, нередко мы пытаемся контролировать других людей, и у некоторых из нас такое стремление к контролю окружающих развито намного сильнее, чем у остальных.

Иногда ярко выраженное стремление к власти побуждает людей к негативному, аморальному или даже противозаконному поведению. В других ситуациях стремление к власти – это просто желание оказать влияние на других.

Мы испытываем потребность в том, чтобы люди делали то, что мы хотим и как мы этого хотим.

6. Социум

Многие люди мотивированы социальными факторами. Это может быть желание принадлежать и быть принятыми определенной группой людей, либо стремление к взаимодействию с другими людьми в разных сферах.

Люди имеют врожденную потребность ощущать связь с другими, а также необходимость в принятии и принадлежности обществу.

Другой формой социальной мотивации может выступать подлинное и страстное желание внести свой вклад в жизнь других людей.

Если вы имеете стремление изменить окружающий мир, это, как правило, признак социальной мотивации.

Частое заблуждение о мотивации

Одно из самых удивительных свойств мотивации проявляется в том, что она часто возникает после совершения новых действий, а не предшествует им.

Люди испытывают распространенное заблуждение, полагая, что мотивация приходит в результате пассивного знакомства с мотивационным видео или чтения вдохновляющей книги. Однако активное вдохновение является гораздо более сильным мотиватором.

Чаще всего мотивация становится результатом действия, а не его причиной. Первый шаг в новом деле является формой активного вдохновения, дающего толчок к дальнейшим действиям.

Объекты в движении имеют тенденцию оставаться в движении. Объекты в покое, как правило, остаются в покое.
Первый закон Ньютона

Таким образом, как только вы оттолкнулись от состояния бездействия, вам намного легче продолжить движение вперед.

Почти все трудности для решения какой-либо задачи находятся в самом начале. Но после того, как вы уже начали, прогресс происходит более естественно.

Другими словами, часто легче выполнить задачу, чем положить начало ее выполнению. Поэтому одним из ключей к мотивации является упрощение начальной стадии.

Нет начала и конца. Только действие.
Цитата из х/ф “Мирный воин”, 2006

1. Запишите свои цели, и успех гарантирован

На просторах интернета можно нередко наткнуться на историю, согласно которой в 1953 году было проведено одно исследование.

У выпускников Йельского университета выясняли, имеются ли у них конкретные цели, которые они хотели бы достичь в будущем. Утвердительно ответили лишь 3% респондентов.

Двадцать лет спустя исследователи обнаружили, что эти 3% студентов, имеющих в прошлом конкретные цели, достигли большего финансового благополучия, нежели оставшиеся 97%. Разве это не удивительно?

И такое развитие событий стало бы действительно впечатляющим фактом, если бы оно было правдой, но это не так. В 1997 году журнал Fast Company разоблачил эту историю, причислив ее к разряду легенд.

Более того, даже такой человек как Форрест Марс (младший), генеральный директор компании Mars, а также внук ее основателя, ответил отрицательно на вопрос о том, были ли у него перспективы трудоустройства на момент окончания Йельского университета.

Хотелось бы, чтобы все было так просто. Однако следует добавить, что наличие конкретных целей является немаловажных аспектом достижения успеха. Сама по себе цель необходима, но одной ее недостаточно.

2. Просто сделайте всё возможное

Считается, что психологическая установка “просто сделай всё возможное” является отличным мотиватором. Это не так.

Несомненно, такое убеждение несет в себе позитивный заряд, но не имеет существенного эффекта.

Психологи Эдвин Локк и Гэри Лэтхэм посвятили большое количество времени изучению различий между целью “сделай всё возможное” и ее оппоненту – труднодостижимой цели с конкретным планом по ее реализации.

Результаты исследований показывают, что цели, которые устанавливают высокую планку, а также детально раскрывают, что нужно сделать для их достижения, приводят к гораздо более высокой производительности, чем просто попытка “сделать всё возможное”.

Это связано с тем, что более сложные но проработанные задачи заставляют людей, часто бессознательно, прилагать большие усилия, повышать концентрацию и оставаться верными цели, упорствуя дольше и лучше используя наиболее эффективные стратегии.

3. Просто визуализируйте успех

Одна лишь визуализация успеха не просто бесполезна, но и является отличным способом настроить себя на неудачу.

Вера в то, что вы добьетесь успеха, и уверенность в том, что успех дается легко – совершенно разные взгляды на одни и те же вещи.

Реалистично настроенные люди убеждены, что добьются успеха, но также они готовы прилагать любые необходимые усилия, проявлять настойчивость, а также уделять время тщательному планированию и выбору правильных стратегий.

Они не уклоняются от размышлений о препятствиях, с которыми им придется столкнуться, и о способах их преодоления.

Нереалистично настроенные люди считают, что успех придет сам по себе, если они будут постоянно и помногу визуализировать. Но по иронии судьбы такой подход способен привести лишь к истощению внутренней энергии, необходимой для достижения целей.

Люди, которые проводят слишком много времени, фантазируя о прекрасном будущем, тем самым лишают себя топлива, необходимого чтобы добраться до своей мечты.

Вы можете развивать более реалистично-оптимистичный взгляд, сочетая в своей способности добиться успеха с объективной оценкой проблем, которые могут возникнуть у вас на пути.

Не занимайтесь постоянной и изнурительной визуализацией своего успеха, но при этом визуализируйте шаги, которые вы предпримете, чтобы реализовать задуманное.

Будь несчастен. Или мотивируй себя. Все, что ты делаешь – это твой собственный выбор.
Уэйн Дайер

1. Просто начните, и пусть ваша мотивация догонит вас

Вам не нужно ждать мотивацию, чтобы начать. Если вы хотите работать последовательно, каждый день, то все, что вам необходимо, это совершить первый шаг.

Спустя какое-то время все становится проще и интереснее, а мотивация догонит вас.

2. Начните с малого

Если проект или задуманные цели слишком масштабны и сложны для реализации, не позволяйте этим обстоятельствам сдерживать вас.

Вместо облачения размышлений в негативные оттенки, разбейте задачи на , а затем, сконцентрировавшись на ближайшей из них, начните движение вперед.

3. Сократите ежедневные отвлекающие факторы

Когда вы находитесь в окружении отвлекающих факторов, вам становится трудно сосредоточиться.

Поэтому закройте дверь в офисе, переведите свой телефон в беззвучный режим и прекратите проверять сообщения в социальных сетях.

4. Получайте мотивацию от окружающих вас людей

Проводите меньше времени с отрицательно настроенными людьми, которые всегда и во всем видят негативную сторону вещей, фильтруйте то, о чем вы им рассказываете или полностью исключите общение с ними.

Уделяйте больше внимания позитивному успешному окружению, энергия которых будет переходить к вам и заряжать на новые свершения.

5. Получайте мотивацию от незнакомых вам людей

Не ограничивайте себя мотивацией, которую вы можете получить исключительно от близких вам людей.

Существует большое количество мотивационных книг, видеоматериалов, историй успеха других людей, которые вы можете использовать, чтобы мотивировать себя.

6. Слушайте музыку, которая дает вам энергию

Одна из самых простых вещей, которая поможет вам мотивировать себя в тот момент, когда вы ощущаете недостаток энергии или мотивации, заключается в прослушивании музыки, которая способна вдохновить вас.

Поэтому создайте музыкальный плейлист, способный зарядить вас энергией.

Отдых от работы, который вы заполните прослушиванием мотивационных музыкальных композиций, окажет положительное влияние на прогресс в вашем деле.

7. Ищите возможности в негативных событиях

Пессимистичный настрой способен истощить вашу энергию и мотивацию. С другой стороны, позитивный и конструктивный способ взглянуть на ситуацию может стать прекрасным помощником мотивировать себя.

Поэтому когда вы столкнулись с негативным событием, задайте себе вопросы: “Что в этом хорошего?” и “Какая здесь существует скрытая возможность?”.

Затем учтите полученный опыт и примите меры, чтобы улучшить то, что вы делаете.

8. Будьте добры к себе, совершая ошибки

Очень легко попасть в ловушку самобичевания и ненависти к себе, когда вы спотыкаетесь или терпите неудачу.

Но такое отношение является проводником отрицательной энергии, убивая мотивацию и снижая вашу самооценку.

Поэтому будьте добры к своей прекрасной личности, и в случае неудачи подтолкните себя, чтобы снова выйти на ваш путь, сделав очередной шаг вперед.

Вместо того, чтобы убивать свою мотивацию, сравнивая себя с теми, кто находится впереди, оглянитесь назад.

Пускай вас все еще ожидает долгий путь, но как много уже пройдено.

10. Дружеское соревнование

Как правило, элемент конкуренции оживляет ситуацию. Поэтому найдите себе оппонента и придумайте дружеское соревнование с коллегой, одногруппником, другим человеком, занятым в той же деятельности.

С целью дополнительной мотивации можете определить приз, например, победитель получает порцию мороженого или бутылку виски.

11. Напомните себе, зачем вы это делаете

Когда вы не знаете, как мотивировать себя, легко упустить из виду, почему вы этим занимаетесь, зачем вы все это начали.

Поэтому уделите 2 минуты свободного времени и выпишите 3 основные причины осуществления ваших действий, получения образования, реализации проекта, и т.п., после чего разместите эту запись на видном месте или сохраните ее в своем смартфоне.

12. Подумайте, что вы можете упустить

Вы можете мотивировать себя, чтобы продолжить движение к намеченной цели, рассматривая негативные последствия прекращения ваших действий. Что в итоге вы можете упустить.

Спросите себя: каковы могут быть результаты, если я продолжу делать это в течение еще одного года? А в течение 5 лет?

13. Будьте благодарны за то, что у вас есть

Когда уровень мотивации оставляет желать лучшего, легко начать наблюдать свою жизнь в мрачных тонах.

Чтобы зарядить себя позитивом, а также сосредоточиться на том, что вы имеете, и кем являетесь, задайте себе вопрос: “Какие 3 вещи имеются в моей жизни, которые я принимаю как должное, но могу быть благодарен за них?”

14. Наведите порядок на рабочем месте

Наличие незагроможденного и минималистичного рабочего пространства помогает мыслить более ясно.

Вы почувствуете себя более сосредоточенным и готовым решить следующую задачу.

15. Сократите список дел до одной задачи

Переполненный список дел может быть настоящим убийцей мотивации, поэтому попробуйте уменьшить текущий список задач до одной.

Выберите наиболее важную из них или задачу, которую вы слишком долго откладывали, после чего перейдите к ее выполнению.

Вы удивитесь, как в ближайшее время все дела будут выполнены.

16. Не забывайте про перерывы

Если вы хотите лучше разобраться, как мотивировать себя, прекратите работать без остановок.

Вместо этого работайте в течение 45 минут каждый час и используйте отдых на перерыв, чтобы перекусить, выйти на свежий воздух или сделать разминку.

17. Калибровка цели

Если масштабность цели вас пугает, определите меньшую цель, чтобы снова найти мотивацию.

Если незначительность цели не кажется вдохновляющей, установите более высокую планку и наблюдайте, как это повлияет на вашу мотивацию.

18. Физические нагрузки

Физические нагрузки оказывают положительное влияние не только на ваше тело.

20-30 минут физических упражнений снизят внутреннее напряжение и позволят снова сосредоточиться.

19. Отмечайте свои достижения

Если вы ожидаете поощрение, которое получите после достижения цели, ваша мотивация, как правило, повышается.

Независимо от того, насколько велики либо незначительны ваши текущие успехи, отметьте свои результаты или сделайте себе подарок.

20. Будьте осведомлены, прежде чем начать

Изучение достижений других людей в интересующей вас сфере поможет вам избежать ловушек и составить реалистичный график реализации целей.

В противном случае вы можете получить демотивацию, если будете продвигаться не так быстро, как изначально предполагали.

21. Сделайте перерыв на медитацию

Когда ваш ум немного устал или сильно утомлен, запас энергии и мотивация истощаются.

Поэтому во второй половине дня, или когда вы посчитаете это необходимым, можете заняться . Просто закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании в течение удобного для вас периода времени.

Медитация очищает разум и снижает внутреннее напряжение.

22. Отправьтесь на прогулку

Прогулка по свежему воздуху отлично помогает мотивировать себя, а также освежить голову и размять тело.

Признаки мотивированных людей

1. Жизнерадостность. Мотивированные люди в предвкушении счастливого будущего и имеют стратегии достижения своих целей.

2. Настойчивость. Они не относятся к возможным препятствиям как к неразрешимым проблемам.

3. Энергичность. Они само воплощение энтузиазма, и не видят причин, чтобы угасать от сожалений и разочарований. Мотивированные люди всегда продолжают прилагать усилия, чтобы достичь результата.

4. Позитив. Они знают, что все будет хорошо и, не дожидаясь приближения счастливого момента, получают удовольствие от выполнения очередной задачи.

5. Концентрация. Они понимают, куда направляются, и не отвлекаются от задуманного.

6. Уверенность. Они свои слабости, но вместо проявления , мотивированные люди компенсируют их другими качествами. В результате возникает уверенность, что поставленные цели обязательно будут достигнуты.

7. Осведомленность. Они не тратят время впустую, вместо чего получают новые знания и совершенствуют навыки.

8. Перфекционизм. Они всегда пытаются найти лучшие способы выполнения задачи, в большей степени ориентируясь на качество.

Судя по панораме мотивационных книг, речей, видеороликов и практических руководств, вы можете подумать, что психология имеет верный ответ, который может объяснить простую основу нашего многомерного поведения. Как оказалось, сложность нашего поведения требует сложного набора пояснительных идей. После преподавания этих концепций в моем курсе по вводной психологии в течение многих лет, используя отличный текст Роберта Фельдмана (2011), я обнаружил, что эти идеи могут быть сведены к некоторым простым и полезным сведениям.

Почему №1: Теория инстинктов. Согласно самой старой мотивационной теории в книгах, организмы ведут себя так же, как и они, потому что они следуют набору биологически запрограммированных инстинктивных побуждений. Подобно птицам и пчелам, люди вводят множество способов поведения, связанных с нашей нервной схемой. Эта теория, несомненно, слишком проста для применения к людям, а тем более к птицам и пчелам. Однако внутренние потребности, безусловно, должны быть частью уравнения в понимании нашего поведения.

Почему № 2: Теория уменьшения привода. Этот следующий подход к мотивации предполагает, что организмы, большие и малые, простые и сложные, предпочитают состояние гомеостаза, в котором выполняются все их потребности. Их «приводы», другими словами (потребность в том, что поведение движения) должны быть «уменьшены». У каждого может быть другое определение гомеостаза – возможно, ваш спят поздно утром в выходные или просто наслаждаются расслабляющим напитком в уютном стул. Критики теории сокращения диска согласны с тем, что здорово удовлетворить ваши потребности, по крайней мере, некоторое время. Однако, если бы теория была правдой, никто бы никогда не искал волнения. Никто не отправился бы в банджи-джампинг или не попытался найти сопоставимые умственные проблемы.

Почему № 3: Теория возбуждения.

На противоположном полюсе сокращения движения теория возбуждения предлагает, чтобы мы стремились увеличить, а не уменьшить наш уровень стимуляции. Нам нужен максимум, который сопровождает прилив эндорфинов, когда мы подталкиваем себя физически или умственно. Животным, а также людям становится скучно от слишком большого гомеостаза. Однако слишком сильное возбуждение может также препятствовать нашей способности достичь наших целей. Этот вариант теории возбуждения, называемый «законом Йеркса-Дод а», учитывает этот факт. Закон Йеркса-Додсона, предложенный в 1908 году, но все еще используемый сегодня (Smith et al., 2007), предлагает, чтобы каждая из них функционировала в соответствии с оптимальным уровнем возбуждения. Вы могли бы считать это принципом мотивации «Златовлазок». Если вы слишком сонные или слишком нервничаете, вы всегда будете выполнять плохо, будь то речь или стрельба по баскетболу. Каждый человек и каждая задача имеют свой собственный пик между слишком сильным возбуждением и чрезмерным возбуждением. Как только вы найдете оптимальный уровень возбуждения, ваша производительность будет безупречной и приятной.

Почему № 4: Теория стимулирования. Наше поведение также может быть определено силами, которые побуждают нас делать то, чего мы иначе не хотели бы. Теория стимулирования является основным принципом а. Хорошая маркетинговая стратегия заставит вас хотеть чего-то, чего у вас нет, и не думаю, что вам нужно. Вы ожидаете, что, имея эту «вещь», вам будет лучше, чем без нее (Beckmann & Heckhausen, 2008). Это похоже на те каталоги, которые выпадают из вашего почтового ящика во время курортного сезона, и электронные письма, которые загромождают ваш почтовый ящик, предлагая невероятные «сделки». Розничные продавцы надеются, что вы пойдете за продуктами, которые они продают перед вами. Аналогичным образом, бакалейные магазины, удобства и крупномасштабные магазины розничной одежды размещают свои небольшие, но часто дорогостоящие соблазны, где они должны иметь наибольшее влияние, а именно, пока вы ждете, чтобы проверить. Элемент, о котором вы бы сейчас не подумали, становится удобной небольшой импульсной покупкой, которую вы бросаете в свою сумку или корзину. Добавление к привлечению импульсной покупки – это тот факт, что вы можете почувствовать, что заслуживаете удовольствия, практикуя экстремальную сдержанность во всей остальной части вашей шоппинг-экспедиции (явление, называемое «истощением эго»).

Почему № 5: Когнитивная теория. Переходя от простого кондиционирования к сфере поведения, контролируемого мыслями, когнитивная теория мотивации предполагает, что наши ожидания определяют наше поведение. Вы будете вести себя так, как вы думаете, приведет к желаемому результату. Когнитивная теория, создание психологов Университета Рочестера Эд Дечи и Ричарда Райана, предложили, чтобы у нас были два типа мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя – вот что заставляет нас выполнять наш внутренний потенциал и интересы. Ваша внутренняя мотивация – ваше желание выразить свое истинное «я» в вашем поведении, будь то работа или досуг. Более того, когда вы руководствуетесь внутренней мотивацией, вы чувствуете, что определяете результаты своих усилий. Напротив, внешняя мотивация – это ваше желание достичь ощутимых вознаграждений, таких как деньги или слава, которые приходят со статусом и признанием. Дечи и Райан разработали контринтуитивное предложение о том, что люди, которые получают внешние награды за поведение, которые они находят внутренне удовлетворяют, становятся менее творческими и продуктивными. У этого есть живописное название «мотивационного вытеснения». Внешние награды за деньги, славу и признание вытесняют внутреннее удовлетворение, которое вы испытываете от того, чтобы что-то делать, потому что вам действительно нравится это делать. Мотивационная идея вытеснения имеет некоторые очевидные недостатки. Менеджеры могли использовать эту теорию, чтобы меньше платить работникам или лишать их рекламных акций. «Почему мы должны платить вам больше (или вообще)?» Вы будете менее творческими и продуктивными! Эта проблема привела к пересмотру в теории, которая называется …

Почему № 6: Теория самоопределения. С очевидным недостатком когнитивной теории стало ясно, что мотивация работы должна включать как внутренние, так и внешние источники мотивации. Поэтому Дечи и Райан пересмотрели свою теорию. Теория самоопределения предлагает, чтобы вы могли сочетать внутреннюю и внешнюю мотивацию, влияющую на ваше поведение, связанную с работой и другим поведением. Наиболее удовлетворяющие действия, которые вы можете предпринять, те, которые будут мотивировать вас больше всего, – это те, которые позволяют вам больше всего контролировать свое поведение. Вы можете мотивироваться мирским удовлетворением, полученным внешними наградами. Тем не менее, чем больше автономии вы чувствуете, тем более самонадеянными вы будете, и наиболее удовлетворены вы будете в своей работе, как было предложено исследованием в колледжах, которые чувствовали, что они выполняют свои внутренние потребности (Niemiec et al, 2009). Быть способным выражать свои внутренние мотивы и получать деньги одновременно – это сложная комбинация. Проблема для многих людей заключается в том, что они чувствуют, что их рабочее поведение контролируется факторами вне собственного внутреннего самоопределения. Это ощущение внешнего контроля, которое приводит к недовольству работы и застою. Средством для решения этой проблемы является поиск способов выразить свою автономию, даже если это происходит лишь несколькими незначительными способами.

Почему № 7: теория самоактуализации.

На самой вершине мотивации теория самоактуализации предлагает, чтобы мы были наиболее мотивированы, чтобы реализовать свой собственный внутренний потенциал. Теория самоактуализации Маслоу – одна из наиболее узнаваемых тем в психологии, но также одна из наименее проверенных и наименее понятных. Согласно Маслоу, самоактуализация – это истинная реализация вашего внутреннего потенциала, что бы это ни было. Самоактуализация не является совершенным совершенством. Очень высокое определение Маслоу предполагает, что самоактуализация является непрерывным процессом становления. Иерархия мотивов, известная Маслоу, предложила нам более низкие потребности (эти инстинкты и приводы) и потребности высшего порядка (полное ). После того, как вы удовлетворите свои потребности более низкого порядка, говорит теория, вы можете самореализоваться. Эту идею можно неверно перевести в выражение «голодный поэт не может писать». Однако, как мы все знаем, голодные поэты пишут. Фактически, многие люди будут откладывать физические потребности, безопасность и даже позитивное отношение к другим, чтобы удовлетворить их потребности в самом высоком порядке. Для многих Стива Джобса был просто такой человек. Маслоу фактически предположил, что, по сути, многие из людей, которых он считал самоактуализированными, отказались от своих низших потребностей в безопасности, безопасности и даже любви, чтобы реализовать свои сокровенные страсти. По словам Маслоу, очень мало людей достигают этой нирваны, и когда они это делают, они обычно находятся в середине или более поздних годах.

Теперь, когда вы увидели ряд теорий мотивации, вы, вероятно, смогли выбрать части каждого, которые применимы к вам либо сейчас, либо в какой-то момент вашего прошлого. Признавая, что ваше поведение отражает эти много сложных частей, вы можете перейти к разработке своего собственного уникального пути для изменения. Является ли это возбуждением, стимулом, самоопределением или самоактуализацией, мотивации вашего поведения может дать вам понимание, необходимое для разработки вашего собственного уникального пути к выполнению.

Следуйте за мной на Twitter @swhitbo для ежедневных обновлений психологии, здоровья и старения, и, пожалуйста, зайдите на мой сайт www.searchforfulfillment.com, где вы можете получить дополнительную информацию, самопроверки и ссылки.

Copyright 2011 Сьюзан Краусс Уитбурн Кандидат технических наук.

Фельдман, RS (2011). Понимание психологии (10е). Нью-Йорк: McGraw-Hill (превосходный обзор вышеупомянутых теорий).

Подробнее читайте здесь о обширной эмпирической поддержке SDT и ответе на критику со стороны бихевиористов и других.

Beckmann, J., & Heckhausen, H. (2008). Мотивация как функция ожидания и стимула. В J. Heckhausen, H. Heckhausen, J. Heckhausen, H. Heckhausen (Eds.), Мотивация и действие (2-е изд.) (Стр. 99-136). Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Пресса Кембриджского университета. DOI: 10,1017 / CBO9780511499821.006

Niemiec, CP, Ryan, RM, & Deci, EL (2009). Путь: последствия достижения неотъемлемых и внешних стремлений в послевузовской жизни. Journal of Research in Personality , 43 (3), 291-306. DOI: 10.1016 / j.jrp.2008.09.001

Yerkes, RM, & Dodson, JD (2007). Отношение силы стимула к быстроте привыкания. У Д. Смита, М. Бар-Эли, Д. Смита, М. Бар-Эли (Ред.), Основные чтения в спорте и психологии упражнений (стр. 13-22). Шампейн, Иллинойс США: человеческая кинетика

    Для начала я предлагаю разобраться с тем, что такое мотивация. Итак, с одной стороны мотивация - это сильное желание, которое заставляет человека сдвигаться с мертвой точки и предпринимать действия которые его приближают к цели. А в идеале и достигнуть этой самой цели.

    Ок. т.е. для достижения цели - нужно сильное желание. И чем больше цель, тем сильнее должно быть желание.

    Второй аспект достижения цели - это "у меня должно хватить сил/денег/знаний (ресурса) на то, чтобы пройти расстояние между точкой, в которой я нахожусь сейчас и точкой, в которой находится моя цель". Чем больше/выше цель, тем дальше она от меня, тем больше сил мне понадобится на преодоление этого расстояния.

    Если не хватает одного из двух компонентов, то достижение цели становится проблематичным или вовсе невыполнимым, и тогда мы говорим, что у нас не хватило мотивации. Точнее, когда мы говорим о нехватке мотивации, мы, скорее всего, имеем в виду, что не было достаточного уровня желания, но в большинстве случаев изначально желание было, но не хватило подкрепления.

    Итак, у нас 2 варианта:

    1) не очень хотелось

    2) не хватает сил

    Но если копнуть глубже, то мы обнаружим несколько вариантов каждого пункта. Иногда, например, кажется, что я этого очень хочу, но если начать разбираться, то хочу я не этого, а чего-то, что с декларируемым желанием только ассоциируется. Ну, например, довольно распространенный сценарий, когда барышне (может мужчинам этот вариант тоже характерен, но я пока сталкивалась с ним у барышень) не хватает внимания со стороны отца или обоих родителей, или молодых людей или какого-то конкретного молодого человека. Но кажется же, что привлечь внимание можно только чем-то масштабным. Ну, например, стать звездой или заметной личностью достойной уважения. Кто-то идет в актрисы, а кто-то решает что бизнес - тоже способ. И человек бросается в этот самый собственный бизнес. Без бизнес-навыков и знаний, без серьезной подготовки, без стратегии и вообще без понимания, что это такое. Через какое-то время человек приобретает себе полный набор бизнес-проблем, при отсутствии сил и навыков с ними справляться, с желанием чтобы все было как прежде и в попытке из всего этого выкарабкаться с минимальными потерями. И все силы тратятся на решение проблем, хотя внимание, конечно, человек получает, но не то, которое ему хочется. Вопрос отношений отодвигается на второй-третий-десятый план, потому что не до того сейчас. Короче, человек остается с кучей проблем, без отношений. Хорошо еще, если друзья есть и не разбежались. Всякий раз, когда я задаю на консультации людям вопрос: "Зачем вам бизнес?" - очень часто обнаруживается, что первоначальным желанием был не сам бизнес или желание заработать, а другое желание, которое с бизнесом никак не связано. Условно, бизнес являлся средством. Но сам по себе бизнес - проект настолько масштабный, что быть средством не может.

    В таких случаях, мотивацию поддерживает только ожидание, что все удастся быстро и достаточно просто. Но начало бизнеса сложно не только тем, что на старте приходится работать сильно больше, чем до бизнеса, но и тем, что результаты ты увидишь не сразу. А отсутствие результатов - роняет мотивацию, если ее не подпитывать.

    Как ее подпитывать? Если с доходами уже все сложно, то попытаться разобраться с тем "чего я действительно хочу" и, если бизнес уже стоит целью, то разработать стратегию, оптимизировать тактику, максимально снизить косты и решать уже бизнес-задачу.

    И это не только про бизнес. Как правило, если есть желание оно не исполняется, то причина в половине случаев в том, что человек этим желанием прикрывает свое истинное желание. Например, хочется свою квартиру, а на самом деле хочется, чтобы предки оставили тебя в покое; или хочется отношений, а под ним страх отношений и простое желание показать себе или окружающим, что ты не хуже других, или желание, чтобы кто-то прекрасный продемонстрировал тебе насколько высока твоя ценность для него.

    Неумение определять свои настоящие желания, приводит к тому, что подсознание начинает разрываться между внутренним запросом и выбранным человеком способом его реализовать. И человек застревает как муха в паутине, не в состоянии ни обрести свободу от родителей, ни заработать деньги на квартиру, или между активным поиском отношений и выбором персонажей, которые категорически на эту роль не подходят.

    Пункт 2 - не хватает сил. Под силами тут понимаются и реальное количество энергии, и навык ее восстанавливать быстро, и умение держать удар и давление агрессивной среды, и умение просчитывать варианты и реально/трезво смотреть на ситуацию, и в соответствии с этой самой ситуацией распределять ресурс. Т.е. не достаточно посмотреть на карту и определить маршрут движения к цели, надо еще грамотно распределить силы, чтобы до этой цели дойти, определить как и в каких случаях ты сможешь восполнить ресурс, какую поддержку и о кого получить и т.д. и т.п.

    И в результате мы имеем странную комбинацию, где вначале пути, на стадии желаний от 50 до 70% случаев человек не может определиться со своим реальным желанием, а мотивация у вторичной выгоды слабая, и чтобы поддерживать слабую мотивацию человек мобилизует свои силы и начинает их тратить на поддержку мотивации, вместо того чтобы сильная мотивация давала человеку ресурс и облегчала движение к цели. И на втором этапе, когда ты должен какое-то более или менее длительное время продержаться на первоначальной мотивации, потому что результатов нет, а силы расходуются, тебе просто не хватает временнОго запаса прочности. И ты сходишь с дистанции. А твой мозг фиксирует поражение и формирует убеждение, что ты неудачник, что в жизни все сложно и что добиться чего-либо самостоятельно невозможно. А также страх поражения в будущем и поведение называемое выученной беспомощностью.

    Что делать?

    1. Дробить цели. Не ставить глобальных целей. Точнее, глобальную цель можно ставить, но с перспективой достижения в 5-10 лет. И тогда сразу понятно, готов я 10 лет на это потратить или нет? Сильно мое желание или так себе?

    2. А здесь и сейчас идти к промежуточным целям, которые двигают меня к глобальной цели. Осваивайте искусство маленьких шагов.

    3. Достигая промежуточную цель - радоваться, петь себе дифирамбы, устраивать праздничный ужин или что-то в этом духе - это усиливает поведение и мышление победителя, добавляет уверенности в себе, и формирует механизм "я могу с этим справиться"

    4. Заниматься спортом - это восстанавливает ресурс.

    5. Включать в рацион продукты стимулирующие выработку дофамина - этот нейромедиатор отвечает за мотивацию и поддерживает ее, так что шоколад вам в помощь.

    6. Выработать стратегию и тактику достижения цели. Даже если потом вы что-то в них поменяете, то двигаться к цели будет легче.

    7. На достижение цели тратить минимум от 20 мин. до часа. Если совсем не хочется, то 20 минут потратить на обдумывание или какие-то несложные действия - просто, а заодно вырабатывает навык действовать и концентрирует ваше внимание на цели. А там где ваше внимание - там ваша энергия.

    8. Хорошо высыпаться. Любые психологические проблемы начинаются с расстройства сна. Если в течение долгого времени у вас расстройство сна, это повод обратиться к как минимум к неврологу, как максимум к психиатру. (Обращение к психиатру вовсе не означает, что вы сумасшедший.)

    9. На реализацию цели давать себе в 2 раза больше времени, чем вам кажется, что это потребует. Нам свойственно ошибаться во всем, что касается времени. Нам кажется, что мы успеем сделать это вовремя, хотя на самом деле делаем все 2 раза медленнее, чем сами от себя ожидаем, так что если на достижение цели вам кажется реально потратить 6 месяцев, давайте себе на эту цель 1 год, и используйте п.7

    10. Пересматривайте свои цели, и если они не соответствуют вашим сегодняшним стремлениям, убеждениям, желаниям, то освобождайте себя от них. Просто вычеркивайте их из плана жизни как неактуальные. Это сразу освободит массу энергии.