От чего можно начать заикаться. Вход в профиль. Поражения органического характера

(лого) - вид дефекта речи, из-за которого пациент запинается в процессе разговора, один слог повторяет два и более раз. Это создает ощутимые трудности при общении. Отмечается, что проявления расстройства могут значительно усиливаться при эмоциональном возбуждении. Методов лечения заикания у взрослых несколько. Прежде всего назначаются занятия с логопедом. Специалист обучает пациента разговору с наименьшими проявлениями патологии. Также необходимы:

  • дыхательная гимнастика;
  • нормализация психоэмоционального фона;
  • корректный режим отдыха, питания;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • физические нагрузки;
  • седативные лекарства по предписанию лечащего врача.

Симптомы

Заикание у взрослых имеет несколько форм. Они различаются особенностями проявления патологии. У пациентов диагностируют:

  • Тонический логоневроз. Происходит запинание с типичными паузами. Говорящему сложно произнести очередной слог. Также наблюдается растягивание некоторых звуков.
  • Клонический логоневроз. Пациент множественно повторяет отдельные слоги.
  • Смешанный. В разговоре отмечаются проявления тонической и клонической форм.

Заболевание имеет свои особенности развития. На основе этих факторов специалисты выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. В первом случае наблюдается стабильный явно выраженный дефект произношения. Неврозоподобная форма характеризуется элементами логопатии, возникающими при нервных срывах, стрессах. Как избавиться от заикания взрослым больным? Терапия длительная и осуществляется под наблюдением нескольких специалистов.

В ряде случаев выявить конкретную причину заикания у взрослых не всегда возможно. Наиболее распространенными факторами считаются:

Причиной заикания у взрослых, носящего временный характер, нередко является приступ ярости или сильный испуг.

Какой врач лечит заикание у взрослых?

Как лечить заикание у взрослых, обычно решают психолог, невролог и логопед. Терапия назначается после уточнения типа расстройства, провоцирующих факторов, сопутствующих патологий.

Если нарушения явные и мешают нормальному образу жизни, необходима помощь специалиста. На приеме доктору важно узнать:


  1. Какова психоэмоциональная обстановка на работе и в семье пациента?
  2. Заикание наблюается регулярно, или его провоцируют какие-то факторы?
  3. Как давно пациент жалуется на логоневроз?
  4. Предшествовала ли нарушению речи какая-либо ситуация?

Если не заниматься лечением дефекта, то он может сохраняться на протяжении длительного периода времени. Запинания и повторения нередко усиливаются, становятся более интенсивными. Также нарушается адаптация человека со сбивчивой речью в обществе. Иногда приходится менять работу, образ жизни. Известны случаи, когда у человека, находящегося в стрессе, шоке, после глотка теплого чая или алкогольного напитка восстанавливался естественный темп речи.

Разумеется, талант и известность, но их объединяет не только это. Все они заикались.

Заикание - сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции . Иными словами, заикание - это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении.

Здоровый человек 7-10 процентов речи произносит с прерыванием - повторяет отдельные слова или фразы (звуки: э–э, м-м, или междометия). Однако, когда перерывы в речи составляют более 10 процентов - это уже заикание. В то время, как для большинства людей речь считается чем-то самим собой разумеющимся, заикающиеся испытывают неимоверные трудности при использовании устной речи в повседневной жизни.

В разных странах мира процент заикающихся неодинаков и зависит от некоторых национальных черт, например, от особенностей темперамента, определяющих в известной мере такие характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. В Европе число заикающихся уменьшается с запада на восток: у французов - 5,7 %, у немцев - 2%, у русских - 1,2%. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: речь ребенка неуверенная, неплавная, с частыми повторами слов, сопряжена с видимым напряжением и часто расстраивает его. Иногда малыш внезапно замолкает и вовсе отказывается говорить. В таком случае необходимо срочно обратиться к логопеду. Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.

Любые нарушения речи , в том числе заикание, лучше всего удается скорректировать при максимально раннем начале лечения. В настоящее время разработано множество методик лечения заикания – от лекарственных препаратов и иглоукалывания до специальных антизаикательных устройств и компьютерных программ.

Причины

На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания . Первый возникает у детей с дефектом нервной системы . Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой . Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный - вполне. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь , при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо - такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.

Что происходит?

Заикание это результат периодически возникающих судорог мышц речевого аппарата - языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов (клоническое заикание ), сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи (тоническое заикание ); часто имеет место смешанная форма заикания , когда сочетаются оба вида нарушений. Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей - возникают непроизвольные, насильственные движения.

Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет? Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока - голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике - слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр - анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее.

Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Как совершенно верно отмечал еще Сикорский, заикание чаще всего возникает у детей. Именно в возрасте 2-5 лет, когда речевые центры и синхронная связь между ними только формируется, спровоцировать заикание легче всего.

Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

Как проявляется?

Прерывание речи при заикании бывает разным. Возможны повторения звуков или слогов, блоки молчания, неестественное растягивание звуков. Заикание часто сопровождаются напряжением и тревогой, гримасами лица или тиком.

Если ваш ребенок колеблется перед началом речи, повторяет слова, запинается перед произношением слова или фразы, присмотритесь к нему повнимательнее. Многие дети торопятся сказать что-либо, и не успевают выразить свою мысль в правильной словесной форме. Неуверенная, неплавная речь и повторения в возрасте от двух до семи лет является вариантом нормы. Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, это может указывать на начинающееся заикание.

Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:

  • Часто встречающиеся повторы слов.
  • Пролонгированные звуки.
  • Избегание ситуации общения, фразы: «Я не могу этого сказать».
  • Расстроенный вид.
  • Напряженный вид мышц лица и шеи.
  • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

Проблемная речь, неуверенность в себе, изоляция от общества – малая часть проблем, с которыми можно столкнуться при такой проблеме, как заикание у взрослых. Заболевание может быть врожденным или появиться вследствие стрессов и серьезных нарушений здоровья. Специалистами разработаны качественные способы для борьбы с заиканием, эффективность которых доказана. Посодействовать лечению логоневроза можно и в домашних условиях, следуя советам компетентных психологов и логопедов.

Описание и симптомы заикания

С проблемой заикания люди сталкивались еще в древние времена, но попытки лечения были начаты только в XIX веке. До этого времени заикание являлось редким явлением и не поддавалось лечению известными на тот момент способами.

В связи с возникновением сопутствующих психических заболеваний, медиками было принято решение начать исследования по методам лечения от логоневрозов. В нынешнее время заикание у взрослых признано болезнью, требующей пристального внимания. Для его лечения изобретено множество способов, которые, учитывая особенности больного, подбираются индивидуально.

В физиологическом плане заикание выражается как судороги в речеобразующей области и дыхательные проблемы.

Диагноз «логоневроз» подразумевает наличие следующих проявления:

  • нервные тики;
  • непроизвольные изменения в мимике;
  • неконтролируемая артикуляция;
  • наличие дефектов речи;
  • заметные усилия, прилагаемые для продолжения разговора.

Нарушения речи, присущие заиканию, делятся на две группы – тоническая и клоническая. Первая выражается в растягивании гласных звуков, появлении пауз и разрывов при произношении звуков. Ко второй относятся циклические повторения одних и тех же звуков или слогов. Существует смешанный вид заболевания.

Симптоматика заикания предполагает появление сопутствующих нарушений:

  • проблемы сна;
  • потеря аппетита;
  • постоянная потливость;
  • появление необоснованных страхов.

Невроз у взрослого человека всегда выражается только во внешней речи – механизмы работы внутренней не нарушены, и речь остается четкой и плавной.

Причины возникновения заикания

Заикание может проявиться у любого человека, болезни подвержено больше 1% населения планеты. Причины заикания:

  • невротические причины (логоневрозы). Патология такого типа проявляется во взрослом возрасте вследствие психологических травм, сильных стрессов, испуга или шоковых состояний. В таком случае заикание может появляться непостоянно – перед большой публикой или во время важных бесед. Физиологические патологии у больного отсутствуют.
  • органические (неврозоподобные) причины. Болезнь появляется после механических травм, инсультов, заболеваний мозга. Проявляться речевые дефекты могут как постоянно, так и под действием определенных факторов. Органическое заикание проходит после избавления от основной болезни.

К психологическим причинам возникновения неврозов следует отнести постоянное угнетение больного, страх и неуверенность в себе, навязанные в детстве. Многие проблемы психологического характера, не только заикание, возникают в детстве, но проявляются во взрослом возрасте.

Врачи уверены, что все причины невротического заикания относятся к психоматическим. Под влиянием каких-либо факторов человек теряет место в обществе, силы для общения, дает волю страхам и подвергается тяжелым психическим атакам на нервной почве.

Внимание стоит обратить и на временное заикание, которое появляется вследствие испуга или шока. Такой вид заболевания легко лечится при своевременном обращении за помощью, но имеет риск перерасти в хроническую форму.

Еще одним фактором риска является наследственность, но и в этом случае логоневроз у взрослых поддается лечению. Существует теория, что у левшей больший риск заболеть неврозом. Теория подтверждена исследованиями. Заиканию больше подвержены мужчины, что объясняется особенностью строения мозга женщин и наличием естественной защиты от болезни. Согласно статистике, на пять заболевших мужчин приходится всего две женщины.

Предпосылки для возникновения заикания – уже имеющиеся проблемы с речевым аппаратом, отставание в развитии, подростковый возраст больного, наличие ДЦП и нарушений в функционировании нервной системы. В более раннем возрасте заикание может развиться вследствие подражания знакомому или родственнику с уже имеющимся неврозом.

При наличии в анамнезе одного или нескольких факторов риска следует быть готовым к возможному появлению заикания. Таким людям важно избегать стрессов, хранить нервную систему в равновесии и не терять уверенность.

Этапы развития заболевания

Приобретенное заикание развивается медленно, и течение болезни можно разделить на четыре этапа и придать ему следующую структуру:

  • Первая фаза характерна редкими проявлениями болезни. Заминки речи возникают в основном в начале построенной фразы. Невроз на данном этапе больше всего заметен при произношении коротких слов и предлогов. Сам пациент еще не переживает о своей проблеме и свободно разговаривает.
  • На втором этапе начинаются легкие проблемы в общении, появляется смущение. Человек начинает обращать внимание на свою речь и все время ее контролировать. Длинные и тяжелые слова становятся тяжелыми для произношения, дефективность речи проявляется чаще.
  • На третьем этапе трудности при разговоре появляются чаще, но заболевший не уделяет много внимания проблеме, продолжает спокойно жить в не теряется перед большой аудиторией.
  • Четвертая фаза больше влияет на психику человека: появляется желание изолироваться от общества, избегать речей перед публикой. Больной начинает заменять слова на более удобные, боится говорить и находится в постоянном волнении. Этой фазе больше подвержены взрослые заболевшие.

Определение заболевания на ранних этапах даст больному больше шансов на полное избавление от заикания.

Разделяют заикание и по возрасту начала проявления симптомов – врожденное, детское, подростковое и взрослое. Такое разделение помогает врачу лучше понять причины болезни, подобрать правильные средства, увидеть, как проходит заболевание и сформировать подходящую методику борьбы с неврозом.

Возможные осложнения

Опасность неврозов выражается в сильном влиянии на психологический фон больного. Человек находится в постоянном страхе, испытывает неконтролируемые судороги, старается не разговаривать, просьба об остановке в транспорте становится серьезным испытанием. У больного занижается самооценка, пропадает желание развиваться. Проблема возникает и в личной жизни: создание семьи для таких людей не видится реальным.

Для предупреждения развития серьезных отклонений в психике заикание требует оперативного лечения под контролем психолога.

Диагностика заикания

Постановка диагноза, проведение тестов, психолингвистический анализ и определение способа лечения заикания должны производиться только лечащим врачом. Диагностирует отклонение невролог, с привлечением логопеда, психолога и психиатра. Каждый врач сможет посмотреть на случай со своей стороны, что является важным для раскрытия всех причин болезни. Присутствие специалистов из разных областей поможет учесть особенности пациента и понять, какому направлению лечения отдать предпочтение.

Методы лечения заикания

С каждым днем специалисты изобретают новые методики борьбы с неврозами, действенность многих из них доказана и не вызывает сомнения. Широкий выбор способов лечения позволяет подобрать каждому пациенту подходящий терапевтический комплекс, который определяется с учетом всех особенностей больного и являющийся системным.

Медикаментозные способы

Лечение с помощью медицинских препаратов нацелено на снятие физических симптомов и нормализацию нервной системы больного. Полного излечения с помощью таблеток ждать не стоит, саму причину лекарства не уберут. Назначаются лекарства с седативным, противосудорожным эффектом, по надобности к лечению подключают витамины и добавки. Сборы из лекарственных трав, продающиеся в аптеке, оказывают не меньший эффект и во многих случаях назначаются врачами для лечения заикания.

Логопедические способы

Логопедия помогает больному с восстановлением речевой функции. Врач формирует систему автоматических навыков у человека, включающие правильное дыхание, темп речи, естественную артикуляцию, учит контролировать судороги и речевые механизмы. Популярны групповые занятия, где пациенты учатся расслабляться и спокойно разговаривать в обществе других людей.

Психотерапевтические способы

Психология поможет человеку понять причину болезни, научиться справляться с осложнениями. Объясняется психосоматика болезни, человек постепенно возвращается в общество. Такой вид лечения подразумевает терапию гипнозом, которая имеет спорные отзывы, но достаточно эффективна в отдельных случаях. Нейропсихология, как раздел психологии, предлагает не меньшее количество вариантов для лечения заикания.

Логоневроз предполагает большое участие психолога или психиатра в лечении больного. Психотерапия, проведение тестирований и специальных упражнений могут выявить более серьезное заболевание, требующее лечения.

Авторские методики

Набирают популярность разработанные специалистами в области заикания комплексы для борьбы с неврозом, где психологические аспекты являются одними из ключевых. Они включают в себя упражнения, медитации, моделирование разных ситуаций для адаптации больного в обществе и борьбы с болезнью.

К лечению заикания привлекают массажистов, иглотерапевтов и физиотерапевтов. Наибольший эффект имеет комплексная терапия, включающая в себя постоянный контроль нескольких врачей и участие самого больного в лечении.

Борьба с заиканием в домашних условиях

Лечение невроза предполагает обязательное наблюдение у врача, но заболевший может усилить эффект с помощью народных методов, ароматерапии и самогипноза.

Масла

Эфирные масла помогут приобрести спокойствие и гармонию в жизни. Рекомендуется добавлять масла в ванну или использовать в качестве ароматерапии. Наибольшее действие в лечении заикания оказывают масла розмарина, лаванды, сандала и сосны.

Лекарственные травы

Сборы из лекарственных трав отлично помогают в стабилизации нервной системы и нормализации речевого аппарата. Для лечения заикания подходят ромашка, мелисса, крапива, валериана, листья березы, шиповник, анис.

Лучшие рецепты для лечения заикания травами:

  • Смешать в равных пропорциях сухие цветы и листья ромашки, валерианы, мяты и крапивы. Залить одним стаканом кипятка чайную ложку полученной массы и дать настояться в темном месте в течение 15 минут. Принимать 2 раза в день на протяжении месяца.
  • 7 грамм смеси из хмеля, тмина, шиповника, листьев березы, мяты, полыни, фиалки, корня одуванчика, сушеницы и ясменника залить 2 стаканами холодной воды и оставить на ночь в теплом месте. Утром довести настой до кипения и дать настояться полчаса. Принимать внутрь 4 раза в день перед едой.

Самогипноз

Самогипноз – действенная практика, помогающая обрести уверенность в себе и настроиться на продуктивный день. Для проведения такого вида гипноза выбирается тихое, уютное место, где нет раздражающих факторов.

Больной должен принять сидячее положение, расслабиться и произнести определенные фразы. Существует два вида гипноза – расслабляющий и ободряющий. Первый рекомендуется проводить перед сном, а второй – утром, сразу после пробуждения.

Упражнения для дыхания

Дыхательные упражнения помогут расслабиться и окажут положительное влияние на органы дыхания. Наиболее эффективные упражнения:

  • Принять положение лежа, одну руку разместить на животе, вторую – на груди. Сделать глубокий ровный вдох, оставляя диафрагму в состоянии покоя, посмотреть на живот – он должен надуться как воздушный шарик. Во время выдоха нужно аккуратно надавить рукой на живот. Через несколько недель перейти к выполнению упражнения сидя, затем – стоя.
  • Для выполнения этого упражнения понадобится стакан с водой и коктейльная трубочка. Нужно вдохнуть животом через нос и рот, губы находятся в положении полуулыбки. Выдыхать нужно ртом через трубочку в стакан, следя за неподвижностью губ.

Чтение

Поможет поставить речь и обрести уверенность в себе чтение вслух. Но нужно соблюдать несколько правил в рамках методики.

  • Выбор правильной книги для чтения. Начинать лучше с Горького и басен Эзопа.
  • В первое время нельзя переусердствовать, читайте не больше одной главы в день.
  • Текст произведения должен быть легко читаемым и иметь простую структуру.
  • Хорошая помощь – заранее расставленные ударения в трудных словах.
  • Не менее важным является расстановка логических пауз.
  • Читать правильно на выдохе, делая вдох во время остановок. Во время вынужденных остановок стоит делать глубокий вдох и продолжать чтение.
  • Читать нужно громко и уверенно, в удобном темпе. Нужно подготовить помещение – обеспечить тишину и комфортное освещение.
  • Музыкальное сопровождение в виде классических произведений будет хорошим дополнением к лечению чтением.

Домашнее лечение гипноза – отличное дополнение к основному. Только от самого больного зависит, какому варианту отдать предпочтения. Выбирая такой вид терапии, нужно убедиться в отсутствии противопоказаний и аллергий. Не станет лишней предварительная консультация с лечащим врачом. Органический невроз требует особого внимания и осторожности при выборе домашних методов лечения.

Профилактика

Заикание вызывает у больного постоянный стресс и плохое настроение. Профилактические мероприятия заключаются в исключении их жизни нервных ситуаций. Отличный эффект показывает проведение занятий йогой и медитации. Человеку стоит выделять время на отдых, слушать классическую музыку и держать нервную систему в равновесии.

Важным в профилактике заикания является общее физическое здоровье человека. Стоит уделять время зарядке, начать бегать по утрам или пойти в спортзал. Не лишним будет переход на здоровое питание, избавление от вредных привычек и насыщение организма витаминами.

Нельзя отчаиваться, если лечение не увенчалось успехом. Следует попробовать другие методики, посетить психолога и постараться улучшить качество своей жизни. Дать однозначный прогноз о сроках и успешности лечения не сможет ни один врач. Результат зависит от многих факторов – длительность болезни, причины возникновения, правильность подобранной методики.

Заключение

Невроз может проявиться у любого человека, причины возникновения бывают психологическими или органическими. Избавиться от проблемы возможно с помощью комплексного лечения при участии нескольких специалистов. Заболевший может сам поучаствовать в борьбе с заиканием, используя народные средства или самогипноз. Главное – убедиться в собственных силах и настроиться на счастливую жизнь.

Плавная, внятная речь естественна и привычна для человеческого слуха. Неуместные паузы, частые повторы или растягивания звуков и слогов, иные отклонения от нормального темпа и плавности разговора бывают свойственны взрослым людям, страдающим . Дефекты речи в зрелом возрасте часто сопровождаются непроизвольными, импульсивными движениями конечностей или тиками мышц лица .

С древних времён медицина считала речевые затруднения проявлением болезни, а не простым недостатком. Успешных и проверенных методик лечения долгое время не существовало, хотя врачи стремились к этому. Лишь к концу 19-го века феномен заикания был достаточно изучен, чтобы дать почву для разработки системных мер помощи пациентам.

Диагноз, который ставится заикающемуся человеку, учитывает не только внешнее проявление речевых нарушений, но и их психоневрологическое происхождение. В реабилитации больных принимают участие логопеды, неврологи, психологи и психотерапевты. Практика подтверждает, что даже упорное, многолетнее заикание, начавшееся в раннем возрасте, может быть скорректировано.

Причины


Во время произнесения слов у заикающегося человека судорожно сокращаются мышцы речевого и дыхательного аппарата. Первопричины этого состояния делятся на два класса, в зависимости от типа патологии. Диагностируется невротическое заикание (логоневроз) или органическое (неврозоподобное).

  1. Органические патологии связаны с наличием функциональных отклонений в работе мозга. Современная энцефалография с высокой точностью определяет такие отклонения. Проявления симптомов бывают постоянными и не зависят от обстоятельств речевого акта. Травмы , контузии, инсульты , опухолевые процессы способны спровоцировать возникновение заикания, избавление от которого связано с лечением основного заболевания.
  2. Логоневрозы возникают у взрослых людей после перенесённой психологической травмы, внезапного потрясения, тяжкого горя, глубокого эмоционального шока. Патологическая речь в этом случае не обусловлена физиологией. Часто человек начинает заикаться в определённый момент, хотя перед этим он говорил нормально. К провоцирующим обстоятельствам относятся высокая важность разговора или необходимость говорить перед аудиторией.

Сильный испуг или приступ гнева может вызвать временное заикание, которое проходит со временем. Такой логоневроз относится к стрессовому, или реактивному типу и требует своевременной медицинской помощи. Если помощь не оказана, то риск закрепления патологии возрастает. К речевым симптомам стрессовых заиканий присоединяются судорожные синдромы, подёргивания мышц, усугубляющие психологический дискомфорт. Обычное общение становится почти невозможным, вызывая потерю сил у больного и негативную реакцию у собеседника.

Наиболее многочисленной является группа пациентов, страдающих заиканием с детства .

Наследственная предрасположенность и сформировавшиеся привычки дополнительно отягощают состояние больного. Это вовсе не означает, что прогноз заболевания неблагоприятен. Но общий курс лечения может оказаться продолжительным – год и более.

Установление объективных причин заикания относится к компетенции врача. Специалист анализирует анамнез нарушений – врождённых или приобретённых, изучает результаты лабораторных анализов. На этой надёжной основе будет разработана методика индивидуальной коррекции заболевания.

Особенности заикания у взрослых

В числе десяти людей, страдающих заиканием, семеро окажутся мужчинами. Женщины более устойчивы эмоционально, сама природа защитила их от речевых проблем. Расположены к возникновению дефекта и левши. Эти обстоятельства подтверждают причастность особенностей строения мозга к нарушениям речевых функций.

Если свидетель стрессовой ситуации наблюдает неожиданное появление заикания у потрясённого человека, то жертве обстоятельств можно попытаться помочь. Известны случаи, когда горячий чай или глоток спиртного восстанавливали нормальный темп речи, не давая образоваться устойчивым искажениям. Такая «скорая помощь» не исключает необходимости дальнейшего лечения больного у невропатолога.

Внутренняя речь взрослого человека всегда свободна. Заикание, наступившее в зрелые годы, проявляется только при общении. «Про себя» люди говорят без затруднений, даже если дефект имеет максимальное внешнее воплощение.

Этот факт говорит в пользу возможности излечения от недуга.

Лечение

Научные исследования однозначно свидетельствуют о возможности преодоления речевых нарушений при комплексном подходе к лечению. Должны быть учтены все аспекты заболевания: социальный, биологический, психологический. Курсы медикаментов, занятия с логопедом, участие невропатолога и психотерапевта в работе с пациентом включаются в коррекционные системы, ориентированные на исцеление.

Авторские методики коррекции заикания


  • Методика устойчивой нормализации речи Л. З. Арутюнян включает способы формирования новых речевых двигательных навыков, согласованных с гармоничными движениями руководящей руки. Метод с успехом применяется во многих клиниках, для взрослых больных с любыми степенями тяжести заикания. Есть данные о возвращении плавности речи больным, имеющим врождённые органические отклонения.
  • Метод социореабилитации Ю. Б. Некрасовой имеет успех в случаях логоневрозов и требует участия опытного психотерапевта. Лечение – длительное, проводится поэтапно, рассчитано на группы пациентов. В процессе занятий и сеансов больные обучаются самостоятельным приёмам стабилизации дыхания и нервной системы. Эти знания и навыки остаются полезными в течение всей жизни.
  • Метод биологической обратной связи (БОС) относится к наиболее современным и предполагает использование компьютерных технологий. БОС практикуется для индивидуальной коррекции с участием логопеда. Высокотехнологичные аппаратные комплексы имеются во многих зарубежных и российских клиниках. В состав оборудования входят тренажёры дыхания, регистраторы активности мозга и мышечных сокращений. Врач-инструктор проводит необходимое количество сеансов, позволяющих пациенту освоить эффективные приёмы саморегуляции и самоконтроля.

Что можно сделать самостоятельно

Лечение заикания невозможно без освоения приёмов самопомощи. Оптимальные советы пациент получает от опытного врача после обследования и прохождения курса лечения.

Ставка на исключительно самостоятельную работу может принести успех в случаях лёгких степеней логоневрозов.

К методам, доступным для применения самими пациентами, относится аутотренинг и дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Преодоление заикания во многом зависит от установки человека на достижение желанной цели. Первоначальная помощь специалистов актуальна как в лечебном, так и в методическом аспекте. Положительная динамика в состоянии человека, страдающего от речевых дефектов, способна вдохновить его на достижение всё более высоких результатов и привести к полному выздоровлению.

Ниже следует фрагмент передачи "НТВ Утро", в которой говорится о проблеме заикания:

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.