Психолог юнга. Карл густав юнг - биография и основные понятия

Если вы знаете кто такой Зигмунд Фрейд, то наверняка имя Карла Густава Юнга вам также известно. Оба жили и работали на рубеже XIX-XX веков, оба внесли огромный вклад в развитие психологии и психотерапии, а также оказали заметное влияние на медицину, социологию, антропологию, даже на литературу и искусство.

Являясь учеником знаменитого Фрейда, Юнг пошел дальше своего наставника. Он подверг фрейдизм тотальному, глобальному переосмыслению, критике и привнес свои новые идеи в понимание того, что есть такое , личность и душа.

Коллективное бессознательное

Одним из основополагающих аспектов в концепции Юнга выступает так называемое коллективное бессознательное. Автором этого термина является сам ученый, до его исследований такое словосочетание нигде не встречается.

Толчком в появлению целого учения о коллективном бессознательном стал кошмарный сон Юнга. На протяжение многих лет по ночам он видел одно и то же: убийства, смерть, войну, реки крови, поднимающиеся до самых Альп, и плавающие в них тела. Что самое интересное, такие же кошмары снились многим другим людям, и прекратились они только в начале первой мировой войны, в 1914 году.

На основе этого опыта сновидений - своего личного и по рассказам других - Юнг сформировал свое собственное, во многом отличное от , понимание того, что есть такое бессознательное, личность и какие глубинные механизмы управляют человеческим поведением. Тем самым он сделал достаточно смелое заявление для того времени, когда фрейдизм имел большой авторитет.

Юнг утверждал, что сознание и бессознательное не противоборствуют, не сражаются друг с другом. Напротив, они как бы две стороны одной медали. И самый главный принцип их отношений - это взаимодействие, а не борьба.

Юнг отрицал версию о том, что в основе бессознательного лежит сексуальный, животный, примитивный инстинкт, и что именно половая сфера управляет поведением человека. Он сформировал свое понимание бессознательного. Ученый пришел к выводу, что это действительно некая энергия, а не биология и физиология, это некоторые инстинктивные слои психики, которые охватывают все особенности личности, все прежние переживания человеческого опыта и все существующие типы поведения.

Новаторством стала мысль о том, что феномен бессознательного - это нечто уникальное, которое передается из поколения в поколение, которое всегда проявляется не только на личностном уровне, в личных аспектах, но и на уровнях коллективных, общественных. То есть оно имеет две сути - индивидуальную и коллективную, и может передаваться человеку и быть врожденным.

То есть коллективное бессознательное - это нечто общее для абсолютно разных людей, не зависимое от личного опыта и особенностей развития конкретного человека, основанное на опыте общества в целом. А проявляется оно в сознании через систему целого рода разнообразнейших символов, упорядоченных определенным специфическим образом. Так родилось понятие архетипа.

Архетип

Сам Юнг так объяснил термин «архетип» - это трансцендентные (то есть непознаваемые, не изученные до конца) по отношению к сознанию реальности, вызывающие к жизни целые комплексы разного рода представлений, которые выступают в виде мифологических мотивов.

Архетипы проявляются в сознании человека, но уловить их мы не можем, так как они невидимы, их невозможно обнаружить. Но они есть и мы можем наблюдать за их действием в нашей жизни.

Сам Юнг для того, чтобы объяснить этот загадочный феномен, приводит такой пример. Представьте себе кристалл, который растет в специальном растворе. Мы определенно точно знаем, что он развивается по вполне конкретным геометрическим осям. Кристалл растет по строгой закономерности, он не делает это произвольно, у него есть заданное направление. Но самих этих осей до того, как ответвления окончательно сформируются, в пространстве не видно. Мы их не обнаруживаем: их нет ни в камне, ни в этом растворе. И только по тому как растет кристалл, его причудливые, но всегда очень гармоничные и последовательные ответвления, мы можем проследить историю этих осей, не видимых на самом деле. Так и архетипы, по мысли Юнга, тоже нельзя обнаружить, но они в любом случае формируют, определяют наше сознание, воздействуют на него разного рода символами, которых может быть безграничное количество.

Юнг всю свою жизнь пытался понять феномен этих образов. Он считал, что основная задача психологии заключается в толковании архетипов, которые возникали у пациентов.

Индивидуация

Еще одним фундаментальным понятием в концепции Юнга стала индивидуация, осуществление которой виделось ученому как цель всей психотерапии.

Индивидуация - это процесс, в рамках которого человеческое сознание вдруг ощущает свое обособленное положение, свою отделенность от природы. Проще всего объяснить это понятие на примере ребенка. В определенной стадии своего развития до какого-то момента своей жизни малыш не отличает себя от окружающего мира, в связи с этим, например, он о себе может говорить в третьем лице («Маше больно, она ударилась»). Тогда окружающий мир для ребенка - есть он сам. Но потом наступает время, когда маленький человек вдруг начинает осознавать и чувствовать разорванность, потерю связи с миром, которая до этого не ощущалась, но была ему необходима. Вдруг он понимает, что уже не часть природы, поэтому испытывает невероятный страх и желание снова слиться с ней, вернуть все. Но это становиться уже невозможным.

Человеку тем не менее необходимо это слияние с природой. Юнг говорил, что для этого люди и создают магию, ритуалы, разного рода мифы, с помощью которых они на какую-то секунду возвращаются в это лоно природы и ощущают взаимосвязь с ней и свою целостность. С течением времени ритуалы усложняются, разветвляются, дифференцируются, приобретают все более яркую интеллектуальную, эмоциональную, волевую, психологическую окраску. И так, по мнению Юнга, появляется религия, самая главная роль которой в том, чтобы сохранять чувство целостности в человеке.

Структура и типы личности

До сих пор остается актуальным предложенное когда-то Юнгом деление людей по типам личности: на экстравертов и . Однако сам ученый понимал, что в «чистом» виде они не встречаются, что в личности всегда переплетены оба вида, один из которых может преобладать.

Экстраверт - это человек, сознание которого по большей части обращено во внешний мир. Здесь, как правило, превалирует европейское, логическое мышление, направленное на преобразование внешнего мира. - это типаж восточного человека с интуитивным мышлением, где преобладают чувства, сознание здесь обращено вовнутрь.

Вершиной творчества Юнга можно считать его концепцию структуры личности, которая состоит из шести элементов. В человеке они присутствуют в комплексе, где какой-то один из них может превалировать. И задача врача, по мнению Юнга, - помочь разобраться человеку в этих его индивидуальных внутренних наслоениях.

Структура личности, по Юнгу, состоит из следующих элементов:

  1. Анима - бессознательная женская сторона личности мужчины.
  2. Анимус - бессознательная мужская сторона личности женщины.
  3. Эго - центр личности, который строится на основе сознательных ощущений, отвечает за чувство идентичности.
  4. Персона - компонент, отвечающий за то, каким образом человек представляет себя миру, то есть каким образом он позиционирует себя (социальные роли, индивидуальный стиль самовыражения, подачи).
  5. Самость - настоящий, подлинным центр личности, то, что человек есть на самом деле, а не как себя ощущает или преподносит. Этот компонент обеспечивает равновесие, стабильность, единство личности.
  6. Тень - центр личного бессознательного; включает в себя желания, переживания, которые так или иначе отрицаются человеком либо осознанно, либо на бессознательном уровне, а также противоречат социальным нормам, рамкам, идеалам.

Концепция Юнга стала прогрессивной для того времени, поскольку усложнила структуру личности, добавила в нее компоненты, которые продолжают изучать и развивать психологи, философы, исследователи и ученые до сих пор.

Если у вас остались вопросы по философии и психологии Юнга, напишите их в комментариях к этой статье. Оставьте свое мнение и впечатления о концепции этого ученого, тем более, что для современного человека она может показаться где-то спорной, а где-то даже наивной.

Карл Густав Юнг (нем. Carl Gustav Jung). Родился 26 июля 1875 года в Кесвиле, Тургау, Швейцария - умер 6 июня 1961 года в Кюснахте, кантон Цюрих, Швейцария. Швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии (аналитической психологии).

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо» ). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности.

Также получила известность концепция психологических типов Юнга.


Карл Густав Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909-1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. Скоро он стал главой большого семейства. В 1904 году у них родилась дочь Агата, в 1906-м - Грета, в 1908-м - сын Франц, в 1910-м - Марианна, в 1914-м - Хелена.

В 1904 году познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн-Шефтель. В 1907-1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

В 1914 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню (нем. Turm). Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики.

В 1933 году стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 год вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 года - в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. В интервью Кароль Бауман 1948 года в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом Юнг не находит ничего лучше как заявить, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Хотя и тогда и сейчас ряд историков упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете.

Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten», 1928), «Психология и религия» («Psychologie und Religion», 1940), «Психология и воспитание» («Psychologie und Erziehung», 1946), «Образы бессознательного» («Gestaltungen des Unbewussten», 1950), Символика духа («Symbolik des Geistes», 1953), «Об истоках сознания» («Von den Wurzeln des Bewusstseins», 1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города.

Научные воззрения Карла Юнга:

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом... представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по . Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») - своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием - обретением новой установки.

Оккультизм Карла Юнга:

Ряд исследователей отмечает, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией Юнга и его концепцией «коллективного бессознательного», которую привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды.

Отмечается, что многие направления оккультизма сегодня развиваются в русле основных идей Юнга, которые адаптируются к научным представлениям современности. Юнг ввел в культурный обиход огромный пласт архаической мысли - магического и гностического наследия, алхимических текстов средневековья и др. Он «возвел оккультизм на интеллектуальный пьедестал», придав ему статус престижного знания. Это, безусловно, не является случайностью, поскольку Юнг был мистиком, и по мнению исследователей, именно в этом следует искать подлинные истоки его учения. Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Его окружала соответствующая атмосфера дома Прейсверков - родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших. Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом.

В воспоминаниях Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Вот он задает «крылатому Филимону» (своему «духовному руководителю») вопросы своим собственным голосом, а отвечает фальцетом своего женского существа - анимы, вот в его дом стучат мёртвые крестоносцы... Неслучайно психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга разрабатывала принципы общения с мистическим миром и включала моменты вхождения в транс.

В то же время безусловный знак равенства между юнгианством и эзотерическими представлениями нашего времени ставить нельзя, поскольку учение Юнга отличается от них не только своей сложностью и высокой культурой, но и принципиально иным отношением к миру мистики и духа.

Введение

Цель моего реферата раскрыть мнение психолога Карла Юнга об архетипах культуры. юнг культура архетипический критика

Основными задачами для описания раскрытия цели считаю: привести краткую биографию Карла Юнга, для того чтобы понять какие факторы повлияли на его теорию об архетипах, проиллюстрировать воззрения Карла Юнга на вопросы культуры его времени, описать концепцию культуры Карла Юнга, и привести некотурую критику его теории.

Актуальность темы не следует и описывать, согласно теории Юнга, которая имеет важное место в психологии и на сегодняшний день, мы можем говорить о том что архетипы будут актуальны, еще крайне долгое время.

Соверщенно очевидно что главным исследователем по теме выступает сам Карл Густав Юнг, однако помимо него, мы можем выделить многих исследователей в области культурологии, которые несомненно обращались к работе Юнга. Такими будут Е. В. Попов или Л. И. Бондаренко

Краткая биография Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился 26 июня 1875 года в швейцарском местечке Кесвиль в семье лютеранского пастора. Еще подростком, размышляя над собственным внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая -- сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая -- взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.

При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор между двумя интересными для него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки -- зоология, антропология, палеонтология, а с другой -- гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно -- медицины.

Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание -- психиатрия. В ней ему удается найти наилучшее приложение для своих стремлений, в психиатрии Юнг сумел соединить как свои медицинские и естественнонаучные знания, так и многие постулаты гуманитарных наук.

В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки.

В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее -- дружба.

Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.

Умер Карл Юнг в 1961 году.

Карл Густав Юнг - основатель аналитической психологии, не потерял свой высокий статус в отличие от своего заклятого друга и радушного . Последнего сейчас редко воспринимают всерьез, причем немало усилий по уничтожению «научности психоанализа» приложил сам Юнг. Но мы не будем вдаваться в подробности этого противостояния, достаточно лишь сказать, что аналитическая психология сегодня живет и здравствует, ее методы активно применяются по всему миру и она помогает людям, а психоанализом занимаются лишь отъявленные романтики - эта дисциплина в опале у научного сообщества. Впрочем, нельзя рассматривать личность Карла Густава Юнга только с позиции психологии, ведь он был еще и отменным знатоком человеческой истории и мифов, которые порождает каждый из нас. Он ввел в научный дискурс такие термины, как «коллективное бессознательное» и «архетип». Юнг не боялся идти вразрез с общими представлениями науки ХХ века, потому и смог добраться до самых потаенных уголков нашего разума. Ему удалось описать (хотя и не полностью) влияние мифа на становление человеческого разума, а значит и его страхов, слабых и сильных мест. Разумеется, у такого человека полно железобетонных высказываний, которые могут помочь разобраться в собственной жизни. Приводим их с надеждой, что ты не будешь ограничиваться лишь цитатами, но и ознакомишься с трудами этого, без сомнения, уникального человека. Прочитанное принесет тебе пользу, даже если ты из тех парней, которые любят говорить: «психология - это не наука».

Стакан наполовину полон?

Всегда забавляло это деление на оптимистов и пессимистов - казалось, что и те, и другие теряют значительную часть жизни. Даже упускают, а не подпускают эту часть к себе, ведь их взгляд на мир чертовски однобок и статичен. Если тебе интересно быть человеком, который использует свои чувства и разум по полной, то придется смотреть на мир двумя глазами, а не одним. Это сложнее, чем кажется, но и, одновременно с этим, безумно интересно.

О коллективной вине

Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным.
– Из интервью от 11 мая 1945 года –

Если происходят трагические события на уровне целой страны, то народ предпочитает искать виновного, жаждет крови и расплаты, но не справедливости ради, а лишь затем, чтобы самому не понести наказание. Но проблема в том, что виновата не маленькая группка людей у власти - виновато все общество, которое допустило эту группу во власть. Об этом Юнг очень подробно рассказал в послевоенном выпуске швейцарской газеты Die Weltwoch.

О страхе перед миром

Если ты узнал себя в этом высказываний, то еще не все потеряно - каждый когда-то боялся этого мира и все люди, по своей природе, не далеко ушли от этого самого «примитивного человека». Но сегодня у тебя есть возможность изменить себя. Для этого необходимо провести работу над собой, своими страхами, фобиями и тайными желаниями.

О профессиональном сообществе

Хотя я сам врач – medicus medicum non decimat, – тем не менее, должен с сожалением констатировать, что именно врачи мешают нашим усилиям. Профессиональный дух всегда враждебен даже к самым полезным новшествам. Стоит только подумать о прискорбном отношении врачей к антисептикам и борьбе с послеродовой лихорадкой! Снова и снова я сталкиваюсь с положительно безграничным невежеством своих ближайших коллег, психиатров, в отношении психологии и лечения неврозов.
– Письма –

Забавно, что именно те люди, которые считают себя профессионалами в той или иной сфере, тормозят развитие этой области. Парадокс. Но примеров тому мы видим множество. Просто есть такая когорта людей, которые не умеют создавать новые смыслы, новые решения проблем, но прекрасно могут пользоваться опытом предыдущих поколений. Они цепляются за прошлое, думая что истина обитает только там и нигде больше, потому и встречают любую инновацию с изрядной долей враждебности. Ты можешь столкнуться с этим, причем не единожды.

Новые взгляды

Над самим Карлом Густавом Юнгом часто нависала тень , ведь его методы совершенно отличались от тех, которые были приняты в общей массе. Однако именно новый ракурс на проблему дает человечеству новое, порой лучшее, решение этой проблемы.

Об игре в «мужика»

Персона, идеальный образ мужчины, каким он должен быть, изнутри компенсируется женской слабостью, и как внешне индивид играет роль сильного мужчины, так внутри он становится.
– Отношения между «Я» и бессознательным –

Вообще, Карл Густав Юнг в этой книге, если ты вдумчивый читатель, дает отличные советы по поводу того, как не попасть под каблук. С точки зрения Юнга в каждом мужчине обитает персона и его анима (женская сторона). Если подавлять аниму, то она начнет проецироваться на личные отношения с женщинами, делая мужчину подвластным их влиянию - так рождаются подкаблучники. Если же усиливать власть анимы, то сами девушки будут считать себя неполноценными. В общем, тема занятная и, на первый взгляд, звучит безумно, но это просто потому, что рассказать о проблеме в одном абзаце просто невозможно.

О критиках психологии

Меня всегда изумляет, когда люди говорят, что они отвергают психологию. Мне бы и в голову не пришло отвергнуть литературоведение или эстетику, потому что они тоже занимаются определенными аспектами человеческой души, и я не могу понять, как мои коллеги из других профессиональных сфер оправдывают отвержение психологии. Мне и не снилось ставить психологию на место эстетики или что-то в этом роде. С другой стороны, даже ребенку понятно, что у художника тоже есть человеческая душа, которая, по крайней мере, по своим качествам, схожа с душами обычных смертных. Я лучше понимаю сопротивление философов, поскольку психология пилит ветку, на которой они сидят, коварно лишая их иллюзии, что они представляют абсолютный дух.
– Письма –

Завершим наш парад цитирования мыслью Юнга о критиках, которые, в свое время (да и сейчас) обложили психологию со всех сторон. Сами мы думаем, что многие психологические проблемы нашего общества решаемы, но не абсурдным законотворчеством, а созданием серьезной системы психологической поддержки, которой у нас просто нет. Каждый борется с внутренними демонами собственными силами, а это не всегда лучший путь.

Карл Густав Юнг был вторым ребенком в семье. В доме семейства Юнг весьма почитались всяческие мистические явления. Например, его дед очень любил свою первую умершую жену, и всякий раз, когда семья собиралась обедать, для давно умершей бабушки ставился отдельный стул. В окружении такого мистицизма и рос маленький Юнг. Хотя это не было уникальным явлением для семьи Юнга – в то время (80-е годы XIX века) вся Европа была помешана на вещах, смежных с мистикой и оккультизмом. Например, в России этим активно занималась Е. Блаватская. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».

Он начал писать «Красную книгу перед началом Первой Мировой войны, когда переживал психоз. В то время ему было около тридцати лет. В этот фолиант вошло множество записок, комментариев и рисунков, нарисованных в манере иллюстраций из старых Евангелий. Интерес к мистике, символам и выражению себя через какие-то образы сохранился у Юнга на всю жизнь. По этой причине юнгианский психоанализ легко и непротиворечиво вбирает в себя все техники, связанные с рисованием изображений, созданием сказок и элементами драмы.

Юнг очень досадовал по поводу своей принадлежности к протестантской конфессии, потому как в протестантизме нет символов как таковых. В одной из работ Юнга есть описание того, как он и его отец готовились к аффирмации. Юнг очень хотел поскорее дойти до главы о Троице, потому как это очень яркий символ и вообще очень sophisticated штука. Однако когда они дошли до вожделенной главы, его отец сказал: «Это мы пропустим, это вообще непонятно про что» . С тех пор Юнг совершенно утратил уважение к отцу.

Одаренный и тонко чувствующий мальчик-подросток, сумасшедшая мать и слабый, презираемый отец. Отсюда и тот самый тезис про «два Я» – «Я- первое» и «Я-второе». «Я-первое» – это был экстравертный, подвижный гимназист, коммуникабельный и успешный, не вызывающий никаких тревог. А «Я-второе» – это закрытый и склонный к мистицизму интроверт, разговаривающий с куколкой на чердаке и открытый всяческим прозрениям. В этих прозрениях Юнгу являлись две фигуры, сопровождавшие его на протяжении всей жизни – его Анима и старец Филимон (его изображение есть в «Красной книге»). Эти две фигуры впоследствии стали конституирующими для двух из архетипов Юнга – собственно Анимы и Мудреца/Старца. Для самого Юнга эти понятия были не умозрительными, а изначально пережитыми изнутри.

В детстве Юнг мечтал стать археологом, который по черепкам и остаткам восстанавливает целое. Однако, когда умер его отец, семья Юнга оказалась в очень бедственном положении. Юнг мог поступить на бесплатное обучение только на медицинский факультет, основателем которого был его дед. Таким образом, Юнг пошел в медицину не потому, что хотел кого-то там лечить, а просто потому, что других вариантов у него не было. Он был честолюбивым человеком и блистательным студентом. Когда пришло время определяться с ординатурой, Юнг выбрал психиатрическое направление. В то время самым прибыльным и перспективным направлением считалась терапия, тогда как на психиатрию шли отстающие. В этом смысле выбор Юнга многих удивил, ибо психиатрия в его годы сводилась к электрошоку, душу Шарко и редкими прогулками психов по закрытому дворику. Никакой фармакологии в то время не было вовсе, а душевнобольные воспринимались просто как люди, обреченные доживать жизнь в закрытом «доме презрения».

Юнг же в 1903 году не просто поступил в ординатуру, но и стал жить при психиатрической лечебнице (что довольно не банально для блестящего студента, внука основателя факультета и правнука Гёте). Живя в сумасшедшем доме, Юнг записывает монологи больных, которые блуждают по двору лечебницы, словно тени. Он еще не знает, зачем занимается этим, но старательно фиксирует высказывания душевнобольных. Здесь уже проявляется один из будущих принципов юнгианской терапии – Юнг считал, что психотерапевт ничего не должен делать – он лишь должен помочь здоровью проявиться, войдя в резонанс с больной душой и прислушавшись к тому, о чем та говорит. Одним из «подопечных» Юна был больной шизофренией сантехник, который рассказал ему про мистерию солнца. Для непосвященного его рассказ был полной дурью о качающихся фаллосах. Однако, через долгое время после того, как Юнг записал «показания» больного – где-то в 30-е годы ХХ века – в Парижской библиотеке был расшифрован древний египетский папирус. И оказалось, что сумасшедший сантехник практически дословно описал литургию митры, несмотря на то, что исходный папирус не был доступен не то что средствам массовой информации, а даже ученым-египтологам. Юнг делает следующий вывод: сумасшедшие способны проникать в коллективный опыт, неведомый здоровому человеку. На этом же тезисе базируется идея Юнга о существовании коллективного бессознательного, которая сегодня если не принята всеми, то уж точно как минимум узнаваема. В дальнейшем Юнгом отмечено еще множество подобных совпадений, когда высказывания больных находили подтверждение в трудах философов (например, один из шизофреников изложил в своих бредовых мыслях теорию Шопенгауэра).

Диссертация Юнга была посвящена природе оккультных явлений. Его кузина была медиумом, а Юнг проводил с ней эксперименты на тему разговоров с душами умерших. Он же первым провел ассоциативный эксперимент (впоследствии его повторил А. Р. Лурия).

Второй кризис (первый был в пубертате) случился у Юнга, когда он уже был женатым доцентом. Случилось это в 1913 году и продлилось примерно с полтора года. В это время Юнг любил выйти после лекции на берег Базельского озера и раскладывать камешки. И так 1, 5 года. Юнг не прекращал работать, но при этом у него была своя медитативная жизнь. В это же время он писал свою «Красную книгу», где фиксировал свои видения и переживания. Книга оказалась не дописанной – в какой-то момент Юнг просто оборвал ее на последней строчке, закрыл и более не трогал, запретив любую публикацию. Публикация состоялась лишь в 2009 году. Читается очень сложно, но если в нее «въехать»...

С периодом второго кризиса связан один из ярких образов, который Юнг приводил в своих дальнейших воспоминаниях – это были Альпы, по которым стекает кровь и месиво из разорванных человеческих тел. Было это накануне Первой Мировой войны. Подобные видения преследовали Юнга в форме ночных кошмаров, но с началом войны они прекратились. Отсюда произошла юнговская идея об антиципации – о том, что наше коллективное бессознательное способно предвидеть события.

Юнг женился на самой богатой невесте Швейцарии – Эмме Раушенбах, дочери крупного промышленника. В этой связи он никогда не нуждался в деньгах и принимал клиентов там, где было удобно ему самому. Будучи уже женатым человеком, Юнг предпринял два длинных путешествия – одно в Индию, где он встречался с местным гуру, а второе в Африку (Кения) – ему было необходимо иногда «погружаться» в подобный новый опыт. При этом часто он заезжал в такие отдаленные районы, куда и сегодня практически невозможно добраться. В своей работе «Йога и Запад» Юнг писал, что европеец не может быть настоящим йогом, поскольку западное и восточное умонастроения изначально различны – если западное изначально экстравертно, то восточное построено иначе. Европеец может усердно соблюдать все асаны и медитативные практики, но он никогда не сможет достичь той глубины, которая доступна восточным йогам.

Отдельный кусок биографии Юнга связан с фашизмом. У Юнга есть несколько трудов с размышлениями о причинах прихода фашизма. Один из выводов Юнга предполагал, что немцы как нация утратили религиозные символы из-за протестантизма, тогда как в католических странах, для которых характерны многие таинства, такое невозможно в принципе. При этом католическую Италию, с которой собственно и пошел фашизм, Юнг почему-то игнорирует, ища причину возвышения фашизма в кризисе веры. Суть кризиса, по мнению Юнга, заключалась в том, что люди перестали воспринимать религиозные символы именно как религиозные – они превратились в какие-то вырожденные трафареты, социальные правила приличия. Юнг писал, что европейская культура фактически перестала быть христианской, и отсюда все беды, вызванные потерей истинного понимания христианской символики. Юнг полагал, что когда пресекается линия оформления глубин бессознательного в виде религиозных христианских символов, то оживают более древние символы – языческие. А они – более яростные и менее социально адаптированные. На выходе имеем фашизм с его рунами и культом Вотана.

Сам Юнг вполне комфортно жил и работал при режиме Гитлера, за что его нередко обвиняли в коллаборационизме с фашистами. Юнг же объяснял свою позицию так, что он является продолжателем немецкой культуры и несет в себе все грехи немецкой нации – в том числе теневые части немецкой нации. По этой причине он не мог просто уехать – ему нужно было прожить это изнутри. Юнг помогал Фрейду эмигрировать в Англию. Кроме того, по некоторым сведениям, портрет Гитлера соседствовал в кабинете Юнга с портретом Альберта Эйнштейна, что в принципе не очень лояльно для гражданина Третьего Рейха.

Отдельный интересный нюанс из жизни Юнга – его женщины. Женщин у Юнга было две – это его жена Эмма Раушенбах и Тони Вольфф. Обе женщины всю жизнь жили с Юнгом в одном доме. От Раушенбах у него были дети, а Вольфф была его постоянной пассией. Сам Юнг объяснял это дело тем, что у него две Анимы – «белая» и «черная». После смерти Эммы Юнг впал в сильнейшую депрессию и пристроил к их общему дому часовню, где занимался раскладыванием камешков.

Что касается Сабины Шпильрейн, то она была клиенткой Юнга, приехавшей в Германию в состоянии реактивного психоза. Юнг тогда уже был «молодым мужем», но это не помешало ему завести с клиенткой роман. Свечку никто не держал, но принято считать, что Сабину он-таки периодически харассил. Есть мнение, что Шпильрейн соблазнила Юнга, как любая истеричка может легко соблазнить шизоида. Однажды Фрейд жестко отчитал младшего коллегу за то, что тот баловался с клиентками, после чего Юнг внял и, по официальной версии, перестал безобразничать.

В 1903-04 годах Юнг прочитал работу Фрейда «Толкование сновидений» и совершенно в нее влюбился. Он поехал в Вену на встречу с Фрейдом, они встретились в кафе и проговорили почти 18 часов, оставшись в восторге друг от друга. Отношения Фрейда и Юнга рассматривались многими как некие инцестуозные отношения отца и сына. Фрейд сделал Юнга первым президентом психоаналитической фрейдистской ассоциации. Однако впоследствии Юнг оставил свой пост – он написал книгу «Либидо, метаморфозы и символы», в которой принципиально разошелся с Фрейдом в вопросах либидо. Если у Фрейда либидо только сексуально заряженное, то Юнг понимает его более широко – как психическую энергию в целом. В своих воспоминаниях, описывая разрыв с Фрейдом, Юнг писал, что он изначально понимал, что публикация этой книги неизбежно приведет к разрыву с Фрейдом, однако «истина оказалась дороже». Фрейд не простил Юнга. Разрыв оказался очень болезненным. Сам Юнг относился к модификации и развитию своих теоретических изысканий куда более терпимо и благожелательно, чем его старший коллега – он дискутировал, но не рвал человеческих отношений. Фрейдовская же ассоциация предполагает полное принятие его учения, шаг влево-шаг вправо – и вы уже не фрейдист. Джона Боулби вообще посмертно исключили из данной ассоциации за отход от истоков. У юнгианцев все попроще – есть отдельные тенденции и направления, но они вполне гармонизированы друг с другом.

Если сравнивать Фрейда и Юнга, то можно сказать, что Фрейд был человеком сознания и человеком науки – с формально-логической точки зрения его теория построена именно как научная теория. Что касается Юнга, то его учение ближе к мифологической концепции.

Фрейд рассматривает сознание как регулятор всего, что происходит в психике – оно призвано организовывать все хаотичное, непредсказуемое и непонятное. У Юнга же все наоборот: он считал, что человек изначально обладает саморазвивающейся и самобалансирующейся психикой, в которой есть какой-то кусочек сознания, который нарушает этот естественный баланс психики. Сознание привносит в психику некий «крен», и если этот «крен» сильно отличается от нашего общего психического баланса, то он выправляется, потому как бессознательное больше и интенсивнее нашего сознания.

При жизни Юнг активно контактировал со всякого рода мистиками, внимая мистическому опыту, перерабатывая его и выдавая свой мыслительный конструкт. Юнг считал, что эго европейца укреплено христианскими мифологемами. Он крайне негативно относился к такому институту протестантской церкви, как коллективная исповедь, считая, что для того, чтобы коснуться бездн, необходимо индивидуально исповедовать Тень – это и есть истинная исповедь. А коллективная исповедь – это чистая формальность.

Умер Юнг спокойно, в своем доме. До последних лет жизни он достаточно активно писал книги, сохраняя здравое расположение разума.