Расстройства половой идентификации у детей. Нарушения половой идентичности или как из мальчика не вырастить гея

Некоторые родители стараются пораньше сделать из своего сына «настоящего мужика»: «Ты чего нюни распустил! Утри сопли! Не будь девчонкой!» Применяют жесткие методы воспитания, отдают ребенка в традиционно мужские виды спорта, учат драться и давать сдачу. К их удивлению, их старания не всегда оказываются полезными, а наоборот, могут приводить к противоположному результату.

Нарушения половой идентичности у мужчин встречаются не так часто, как об этом рассказывают представители ЛГБТ. Тем не менее, неоднократно приходилось слышать, как молодые отцы обсуждают между собой признаки мужских и немужских проявлений: от приемлемости розовых рубашек и мужского маникюра до выступления на Евровидении Кончиты Вюрст. И однозначный вывод некоторых их них: «Не дай бог, мой таким вырастет - убью!»

Вот как раз для таких отцов и предназначена наша статья - для тех, которые хотят, чтобы их сыновья выросли настоящими мужчинами, без каких-бы то ни было половых нарушений. В ней мы расскажем, как нужно воспитывать мальчика, чтобы он не вырос гомосексуалистом, трансвеститом или не захотел сменить пол.

Нарушения половой идентичности. Кто виноват: природа, порода или воспитание?

Апологеты свободных нравов считают, что социум не должен посягать на человеческую свободу выбора и с детства навязывать ребенку половую идентичность: он сам вправе выбрать, кем он будет себя считать - мальчиком или девочкой.

Другие утверждают, что половая идентичность человека врожденна и обусловлена нехваткой или избытком половых гормонов у плода еще во время внутриутробного развития и от воспитания уже ничего не зависит.

Поборники традиционной морали пугают вырождением человечества и защищают идею о том, что все отклонения в сексуальной ориентации, когда мальчик не вырастает мужем и отцом, а девочка женой и матерью, обусловлены именно неправильным воспитанием и распущенностью.

Родители, особенно папы, в современных условиях абсолютной доступности информации озабочены тем, как обезопасить своего ребенка от возможных нарушений половой идентичности. Некоторые стараются пораньше сделать из своего сына «настоящего мужика»: «Ты чего нюни распустил! Утри сопли! Не будь девчонкой!» Применяют жесткие методы воспитания, отдают ребенка в традиционно мужские виды спорта, учат драться и давать сдачу. К их удивлению, их старания не всегда оказываются полезными, а наоборот, могут приводить к противоположному результату. Мужественность не приобретается, а некоторые мальчики становятся еще более робкими, плаксивыми, у кого-то даже начинаются неврологические нарушения, такие как энурез или тики.


Так и хочется воскликнуть: «Ну разве это мужик?!»

Наверное, не откроем секрет, если скажем, что природа не ошибается и не помещает девочек в тело мальчиков. Геями, транвеститами и трансгендерами не рождаются (мы не говорим здесь о крайне редких случаях физиологических аномалий). А те, кто утверждают обратное, некомпетентны или защищают чьи-то интересы. Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает механизмы формирования половой идентичности и сексуальной ориентации. А очное прохождение тренинга «Системно-векторная психология» уже помогло многим родителям вовремя скорректировать воспитание, чтобы избежать возникновения нарушения половой идентичности сыновей и помочь им реализоваться в жизни.

Почему становятся гомосексуалистами?

Даже при сильном желании не из каждого мальчика можно сделать гомосексуалиста. Для этого мальчик должен обладать рядом врожденных свойств, которые при деформациях развития, а также разного рода психотравмирующих воздействиях дают печальный результат - нарушение половой идентичности. Итак, что же это за свойства?

Это наличие определенных векторов или их связок, которые задаются при рождении и обуславливают способности, склонности, желания, интересы.

Если посмотреть на взрослых мужчин-гомосексуалистов, то бросаются в глаза две категории. Первая - «брутальные бородачи» (можно и без бороды), оберегающие и опекающие своего партнера. Вторая - принимающие опеку, более утонченные душой и хрупкие телом. У них совершенно разные врожденные свойства, поэтому механизм и причины формирования гомосексуальных предпочтений будут в корне отличаться. Есть более сложные варианты, когда в человеке сочетаются и анальный, и кожный, и , тем не менее, корневой механизм формирования нарушений тот же самый.

Первая категория мужчин - это обладатели . А вторая категория - это мужчины с кожно-зрительной связкой векторов, тонкие и ранимые, которые при перекосах в развитии могут себя вести гомосексуально, или могут представлять себя девушкой и переодеваться в женскую одежду, или вовсе захотеть сменить пол.

Гомофоб и гомолюб

У мужчин с анальным вектором никакого нарушения половой идентичности нет: он всегда чувствует себя мужчиной и только мужчиной. В норме мужчины с анальным вектором - это самая стабильная и надежная часть общества. Их ценности - это крепкая семья, верность, преданность, профессионализм, традиции, любовь к Родине и патриотизм. Их видовая роль, задача, возложенная самой природой, - это накопление и передача опыта следующему поколению.

И для того, чтобы они могли справляться со своей задачей, от природы им дано специфическое либидо - недифференцированное, направленное не только на женщин, но и на мальчиков-подростков. Ведь для того, чтобы учить детей, их надо любить. Эта часть влечения (к своему полу и к детям) бессознательно ингибируется, то есть подавляется, и в культуре сублимируется, то есть преобразуется, - в самоотверженную любовь к детям и к своей профессии без малейшей тени сексуального влечения или каких-бы то ни было половых нарушений. Никто, кроме педагога с анальным вектором, не сможет так долго, подробно и терпеливо объяснять подросткам принцип действия механизма, ни у кого другого не хватит упорства и настойчивости до автоматизма отрабатывать с ними навыки, доводя вчерашних школяров до уровня профессионалов.

И наоборот, профессиональная несостоятельность или невостребованность формирует у такого человека глубокую внутреннюю неудовлетворенность. Если к ней добавляется плохой опыт интимных отношений с женщиной, обиды, сексуальная неудовлетворенность, то фрустрации накапливаются и табу на влечение к своему полу может быть нарушено. Мужчина начинает испытывать влечение, с которым сознательно не может справиться. Гомосексуальное влечение у таких мужчин может возникать и в результате нарушений психосексуального развития. Выходом из этого тупика на Западе являются узаконенные гомосексуальные связи. Еще раз повторим: у мужчин с анальным вектором нет нарушений половой идентичности. Их гомосексуализм - это изменение направления полового влечения.

Рецепт профилактики гомосексуализма для родителей мальчиков с анальным вектором довольно прост: не дергать, не торопить, хвалить за дело, помогать в реализации его увлечений, помочь выбрать соответствующую его особенностям, востребованную и уважаемую профессию - то есть создать все предпосылки, чтобы он нормально развился и смог состояться в жизни. Подробнее о том, как воспитывать мальчика с анальным вектором, читайте в этой .

Но гораздо большие риски подстерегают родителей при воспитании мальчиков с кожно-зрительной связкой.


Половая идентичность: нежный мальчик. А может, девочка?

Умненький, сообразительный, глазастый, добрый, артистичный, нежный, ранимый и пугливый, красивый, как девочка, - кожно-зрительный мальчик и по характеру с детства напоминает девочку. Для мальчика он кажется слишком нежным и впечатлительным. Да и играть с детства больше любит с девочками, чем с мальчиками, не умеет и не хочет драться, не может постоять за себя.

И у обычного, нормального отца, то есть у лучшего в мире отца с анальным вектором, возникает устойчивое желание сделать из «этого слюнтяя» - «настоящего мужика». И, как мы и сказали, от такого жесткого и агрессивного давления становится еще хуже. Часто именно из-за такого противостояния отца с анальным вектором и кожно-зрительного сына и происходят нарушения половой идентичности у мальчиков. Им начинает нравиться переодеваться в женскую одежду, или вовсе возникает желание сменить пол. Откуда такие реакции? Рассмотрим дальше.

Когда страх всему голова

Кожно-зрительные мальчики на самом деле особенные, они рождаются с самой большой чувствительностью и с самым большим страхом. Неспособные к убийству («мамонта»), они не могут себя защитить. Такими их делает наличие зрительного вектора. Присущий им страх смерти происходит с тех незапамятных времен, когда таких нежных и бесполезных с точки зрения первобытного человека особей проще было съесть, чем кормить. Их страх абсолютно бессознательный и выражается в самых разных проявлениях: страх темноты, страх оставаться одному, страх высоты, докторов, незнакомых людей - чего угодно. Зрительный вектор наделяет своего обладателя прекрасным воображением, поэтому фантазия всегда подсказывает, кого нужно бояться.

Кожно-зрительных девочек в первобытной стае не ели. Благодаря хорошему зрению они пригождались в качестве дневных охранниц. И поэтому до сих пор - если кожно-зрительный мальчик постоянно находится в состоянии страха, у него возникает архетипичное непроизвольное желание притвориться девочкой. Он надевает женскую одежду и чувствует облегчение - чувство защищенности и избавление от бессознательных страхов.

Именно от страха быть съеденным берут начало разного рода нарушения половой идентичности у мальчиков, им начинает казаться, что природа совершила ошибку, поместив их в мужское тело. Системно-векторная психология Юрия Бурлана четко раскрывает феномен трансгендерных желаний и показывает, почему стремление сделать операцию по смене пола может возникнуть только у мужчины с кожно-зрительной связкой векторов.

Точно так же кожно-зрительный мужчина, съедаемый бессознательным чувством страха, ищет защиту и находит ее у мужчины с анальным вектором, который (в вышеописанных состояниях) бессознательно чувствует к нему половое влечение. Так складываются гомосексуальные пары.

Можно ли из него сделать «настоящего мужика»?

Из мальчика с кожно-зрительной связкой можно вырастить самого настоящего мужчину безо всяких нарушений. Вопрос в том, кого мы считаем настоящим мужчиной?


Если мы имеем в виду способность зарабатывать, иметь жену и детей, содержать свою семью, то никаких сомнений нет в том, что мужчины с кожно-зрительной связкой векторов могут делать это не хуже, а в современном мире даже иногда и лучше, чем другие мужчины. Но для того, чтобы это произошло, воспитывать их нужно по-особому.

Их врожденный страх быть съеденными можно и нужно победить. Но не путем жестких тренировок: они даже муху обидеть не могут, поэтому не бойцы. Единственный путь -развивать их зрительный вектор в культуре, превращая их особую эмоциональность в способность сочувствовать и сопереживать, преобразовывать страх в любовь.

Чтобы у кожно-зрительного мальчика развилась правильная половая идентичность, его необходимо воспитывать мальчиком, но среди девочек. Полезно будет отдать его не в секцию каратэ, где другие мальчишки его будут обижать, а на бальные танцы, в музыкальную школу, где по сравнению с девочками он все-таки сможет почувствовать себя мужчиной, кавалером. А еще лучше - в театральный кружок, где его эмоциональность будет развиваться через проигрывание ролей.

Очень важно не пугать его с детства, не читать страшных сказок, не показывать ужастиков: корень нарушений половой идентичности у мальчиков - это страх. Наоборот - как можно больше читать классическую литературу на сострадание и сопереживание героям. Слезы жалости и сочувствия развивают душу и нисколько не вредят мужественности.

А если вы еще сомневаетесь, то скажите, чемпион олимпийских игр по фигурному катанию кожно-зрительный Евгений Плющенко, который на играх в Сочи вышел на лед и победил с адской болью и железной пластиной в спине, - он «настоящий мужик» или нет?

Хотите разобраться, как правильно воспитывать подростка, чтобы избежать нарушений половой идентичности, не навредить ему и вырастить успешным, счастливым, приходите на бесплатные вводные лекции тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Расстройство половой идентификации представляет собой состояние стойкой идентификации себя с противоположным полом, при котором люди считают, что являются жертвами биологической ошибки и сурово заключены в тело, несовместимое с их субъективным восприятием пола. Людей с крайне выраженными формами расстройства половой самоидентификации называют транссексуалами.

Собственно половая идентификация является субъективным ощущением принадлежности к какому-либо полу, т.е. осознание того, что «Я мужчина» или «Я женщина». Половая идентификация является внутренним ощущением маскулинности или фемининности. Тендерная роль является объективным, внешним проявлением того, что человек является мужчиной, женщиной или двуполым. При этом человек говорит и ведет себя таким образом, чтобы показать окружающим или себе самому то, насколько он является мужчиной или женщиной. У большинства людей половая идентификация и роль совпадают. При расстройстве половой идентификации, однако, наблюдается в определенной степени несовпадение между анатомическим полом и половой идентификацией. Это несовпадение обычно ощущается транссексуалами как сложное, тяжелое, беспокоящее и длительное. Наименование этого состояния «расстройством» связано с часто вызываемым им дистрессом, этот термин не должен истолковываться поверхностно. Цель лечения состоит в том, чтобы помочь пациенту адаптироваться, а не пытаться разубедить его в отношении половой идентификации.

Причина и патофизиология расстройства идентификации и транссексуализма

Хотя биологические факторы, такие, как генетическая составляющая и пренатальный гормональный фон, в основном определяют половую идентичность, но формирование уверенной, непротиворечивой половой идентификации и тендерной роли находится под влиянием социальных факторов, таких как характер эмоциональной связи между родителями и взаимоотношения каждого из родителей с ребенком.

Когда половая принадлежность и воспитание неоднозначны (т.е. в случае наличия гениталий обоих полов или при генетических синдромах, нарушающих внешний вид гениталий, таких как нечувствительность к андрогенам), дети могут быть неуверенными в отношении их половых идентификаций и роли, хотя степень значимости внешних факторов остается противоречивой. Однако, если обозначение пола и воспитание являются однозначными, даже наличие гениталий обоих полов не нарушает половую идентичность ребенка. У транссексуалов проблемы с половой идентификацией обычно появляются в раннем детстве. Однако у большинства детей с трудностями в половой самоидентификации транссексуализм во взрослом возрасте не развивается.

Проблемы половой идентификации у детей обычно начинаются в возрасте около 2 лет. Однако у некоторых людей расстройство половой идентификации не проявляется до подросткового возраста. Дети, испытывающие проблемы с половой идентификацией, часто предпочитают одежду другого пола, настаивают на том, что они другого пола, явно и постоянно желают участвовать в играх и занятиях, свойственных противоположному полу, и имеют негативное отношение к своим половых органам. Например, маленькая девочка может настаивать на том, что у нее вырастет пенис и она станет мальчиком, она может мочиться стоя. Мальчик может мочиться сидя и желать избавиться от пениса и яичек. У большинства детей это расстройство не диагностируется до возраста 6-9 лет - того возраста, когда расстройство уже становится хроническим.

Диагностика расстройства идентификации и транссексуализма

Для постановки диагноза у детей необходимо наличие как идентификации с противоположным полом (желание быть другого пола или убежденность в том, что они принадлежат другому полу), так и ощущения дискомфорта из-за своего пола или существенного несоответствия со своей тендерной ролью. Идентификация с противоположным полом не должна быть желанием получить культуральные преимущества другого пола. Например, мальчик, который говорит, что хочет быть девочкой, чтобы получить особое внимание, оказываемое младшей сестре, вряд ли имеет расстройство половой идентификации. Поведение, связанное с тендерной ролью, приходится на континуум традиционной маскулинности или фемининности, с возрастающим культуральным давлением в отношении людей, не соответствующих традиционной дихотомии на мужчин и женщин. Западная культура более терпима, когда маленькие девочки ведут себя как сорванцы (обычно не считается расстройством половой идентификации), чем к изнеженному, женоподобному поведению у мальчиков. Многие мальчики в ролевых играх играют девочек или матерей, включая примерку одежды матерей или сестер. Как правило, такое поведение является частью нормального развития. Только в крайних случаях такое поведение и ассоциированное с ним желание быть человеком другого пола сохраняется. Большинство мальчиков с расстройством половой идентификации в детстве не имеют этого расстройства во взрослом возрасте, однако многие из них гомосексуальны или бисексуальны.

Диагностика у взрослых фокусируется на определении того, имеется ли выраженный дистресс или явные нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах функционирования. Поведение, свойственное другому полу, такое, как переодевание в одежду противоположного пола, может не требовать никакого лечения, если наблюдается без сопутствующего психологического дистресса или нарушений функционирования либо если у человека имеются физические признаки обоих полов (т.е. врожденная гиперплазия надпочечников, гениталии обоих полов, синдром нечувствительности к андрогенам).

Редко бывают случаи, когда транссексуализм ассоциирован с наличием гениталий обоих полов или генетическими аномалиями (например, синдромы Тернера или Кляйнфельтера). Большинство транссексуалов, которые требуют лечения, являются мужчинами, принимающими женскую половую идентичность и с отвращением относящимися к своим гениталиям и признакам маскулинности. Они ищут помощи в основном не с целью получить психологическую помощь, а с целью получения гормонов и хирургической операции на половых органах, что приблизит их внешний вид к их половой идентичности. Сочетание психотерапии, назначения гормонов и операции по перемене пола часто излечивает пациентов.

Транссексуализм «от мужчины к женщине» часто проявляется впервые в раннем детском возрасте с участия в девчоночьих играх, фантазий о том, чтобы стать женщиной, избегания силовых и соперничающих игр, дистресса при физических изменениях в пубертате, часто с требования в подростковом возрасте феминизирующего соматического лечения. Многие транссексуалы убедительно принимают публичную женскую роль. Некоторые из них получают удовлетворение, после того как приобретут женоподобную внешность и получат документы, в которых указана их принадлежность к женскому полу (например, права на управление транспортным средством), что помогает им работать и жить в обществе как женщина. Другие испытывают проблемы, такие как депрессия и суицидальное поведение. Вероятность более стабильного приспособления может повышаться приемом умеренных доз феминизирующих гормонов (например, этинилэстрадиол 0,1 мг 1 раз в день), электролиза и другого феминизирующего лечения. Многие транссексуалы требуют операции по перемене пола. Решение о хирургической операции часто вызывает существенные социальные проблемы у пациента. В проспективных исследованиях показано, что операции на гениталиях помогают отобранным транссексуалам жить счастливее и более продуктивно, и это справедливо для высоко мотивированных, должным образом диагностированных и лечившихся транссексуалов, которые имели завершенный 1- или 2-летний опыт реальной жизни в роли противоположного пола. До операции пациенты обычно нуждаются в поддержке при позиционировании себя в социуме, включая жестикуляцию и модуляции голоса. Обычно помогает участие в соответствующих группах поддержки, имеющихся в большинстве крупных городов.

Транссексуализм «от женщины к мужчине» все больше рассматривается в медицинской и психиатрической практике как поддающийся лечению. Пациенты вначале требуют проведения мастэктомии, а затем гистерэктомии и овариоэктомии. Андрогенные гормоны (например, эстеризированный тестостерон в дозе 300-400 мг внутримышечно или эквивалентные дозы андрогенов трансдермально или в виде геля), назначаемые постоянно, изменяют голос, вызывают распределение подкожно-жировой клетчатки и мышечную комплекцию по мужскому типу, рост волос на лице и теле. Пациенты могут настаивать на формировании искусственного фаллоса (неофаллоса) из кожи, трансплантированной с предплечья (фаллопластика) или создании микропениса из жировых тканей, взятых с клитора, гипертрофированного под воздействием тестостерона. Оперативное лечение может помочь некоторым пациентам лучше адаптироваться и получать удовлетворение от жизни. Как и транссексуалы «от мужчины к женщине», такие пациенты должны соответствовать критериям Международной ассоциации тендерной дисфории Гарри Бенжамина и жить в мужской тендерной роли не менее 1-го года. Анатомические результаты хирургических операций по созданию неофаллоса обычно менее удовлетворительные, чем операции по созданию влагалища у транссексуалов «от мужчины к женщине». Часто наблюдаются осложнения, особенно при процедурах удлинения уретры в неофаллосе.

Половая дисфория, то есть гендерное расстройство – психическое заболевание, при котором у человека нарушена самоидентификация по половому признаку, то есть, он ощущает себя не в той половой принадлежности, что заложена природой.

Уже в момент соединения яйцеклетки и сперматозоида, то есть оплодотворения, определяется пол будущего ребенка. Далее все происходит под влияние сначала предродовых, а потом послеродовых факторов. Половая идентичность индивида и соответствующая ей роль (поведение), формируется при продуцировании гормонов в утробе матери, а также воспитании по общепринятым нормам согласно тому, какого пола ребенок у них родился. То есть, детей надевают в одежду, соответствующую их полу, покупают игрушки, учат манерам поведения, свойственным либо девочкам, либо мальчикам.

Существует теория: развитие расстройства половой идентичности происходит именно потому, что родители, которые очень хотели, к примеру, девочку, а у них появился мальчик, одевают его в платья, покупают куклы и все время твердят: «ты хорошенький». Подросший представитель мужского пола, несмотря на половые органы, ощущает себя женщиной, хочет наряжаться, вести себя, как они. То есть, человек не принимает свой гендерный статус.

Но также бытует мнение, что сбой происходит еще в пренатальный период, то есть в процессе формирования плода. Некоторые исследования позволяют утверждать, что и психологические травмы могут коренным образом нарушить осознание личностью собственной половой принадлежности. При этом все же точной причины половых отклонений никто назвать не может.

Гендерное отклонение: симптомы

Половая дисфория на уровне переодеваний носит название гендерной некомфортности. Но все это может со временем перерасти в более глубокую форму – транссексуализм. В этом случае человек полностью отвергает свой половой статус и страстно желает поменять пол на тот, в котором он себя чувствует, путем гормональной терапии и хирургической операции.

Не следует путать транссексуализм с гомосексуализмом. Кроме того, такое поведение может быть признаком психической болезни, поэтому при желании смены пола проводятся тщательное исследование пациента.

Симптомы гендерного расстройства таковы:

Нежелание носить одежду своего пола, а только противоположного;

Стремление иметь игрушки и играть в игры, свойственные другому полу;

Желание мочеиспускание производить только так, как это делают представители другого пола;
неприязнь к собственным половым органам, желание их скрыть или избавиться.

Появление признаков половой зрелости становится трагедией.

Нарушенная половая идентичность не позволяет человеку нормально адаптироваться в обществе, мешает в личной жизни, работе, семейных отношениях, приводит к депрессиям, попыткам отвлечься от проблемы с помощью алкогольных напитков, наркотиков. Возможны и суициды.

Транссексуализм считается заболеванием, которое должно лечиться. Для оказания помощи таким пациентам разработан комплексный подход, в котором участвуют врачи-сексологи, психиатры, психоэндокринологи, косметологи, хирурги, психологи.

Лечение и смена пола

Специализированные центры оказывают медико-психологическую помощь по таким направлениям:

Диагностика состояний, предполагающая распознавание и признание нарушения гендерной идентичности;

Назначение гормонозаместительной терапии, при которой женщины принимают препараты мужских половых гормнонов, а мужчины – женских.

В настоящее время существуют методики, помогающие поменять пол, если для этого есть весомые причины и соблюдены следующие правила:

1. Полное осознание несоответствия половой принадлежности в течение нескольких лет.

2. Наблюдение у сексопатолога.

3. Поставлен диагноз «транссексуализм».

4. Жизнь и социальная адаптация в выбранной половой роли некоторое время.

5. Прохождение всех положенных исследований и этапов подготовки к смене пола.

6. Исключена возможность наличия гомосексуализма, шизофрении, поражений головного мозга.

8. «Утрясены» юридические вопросы по смене документов.

После операции пациент проходит реабилитационные мероприятия, психотерапию, продолжает принимать гормоны.

Однако иногда после опыта жизни в другой половой роли транссексуалы передумывают менять пол операционным путем и останавливаются на стадии приема гормональных препаратов. Бывают и случаи, когда человек, получив желаемый пол и пожив в таком образе, не становится счастливым и хочет опять все переделать. Но вернуть себя прежнего, получив обратно потерянные органы, уже невозможно. Поэтому каждому трансгендеру, решившемуся лечь под нож, следует тщательно взвесить преимущества и отрицательные стороны смены пола.

3. Расстройство половой идентификации. Нарушение гендерной идентификации (англ. hender – пол; identificare – отождествлять) у взрослых обозначается также термином транссексуализм.

Расстройство половой идентичности начинается в раннем детстве (в возрасте около 1–2 лет) и характеризуется нарушением осознавания собственного пола: мальчики осознают и непосредственно ощущают себя девочками, а девочки – мальчиками. Их поведение формируется в соответствии с осознаваемой половой идентичностью. Отмечается преобладание мальчиков над девочками – в 4–5 раз, что может указывать на наследственную природу расстройства и, вероятно, на его связь с синдромом хрупкой Х-хромосомы. Указывают и на другие возможные причины развития расстройства. Так, при исследовании головного мозга 6 взрослых транссексуалов, которые сменили свой пол с мужского на женский, установлено, что опорное ядро терминального тяжа (BNST – Bed Nucleus of the Stria Terminalis) оказалось у них вдвое меньше по размерам, чем у нормальных мужчин. В некоторых исследованиях обнаружено значительное нарушение полового коэффициента (по материнской линии) в семьях лиц с мужским транссексуализмом, что, предположительно, вызвано инактивацией мужской половой хромосомы. Считается, что ко времени пубертатного криза данное расстройство у большинства мальчиков исчезает: лишь один из 44 «женственных» мальчиков пожелал впоследствии сделать операцию по изменению пола (Green, 1987). Три четверти из числа последних стали гомосексуалистами или бисексуалами, «будучи явно довольными своим биологическим полом». По данным ретроспективных исследований лесбиянок, девочки с сильно выраженными мужскими чертами чаще других становятся гомосексуальными, но собственно транссексуализм у них, как и у женственных мальчиков, отмечается лишь в небольшой части.

От расстройства половой идентификации следует отличать нарушение трансролевой идентичности, при котором сознание пола не нарушается, но дети склонны подражать в своем поведении лицам другого пола, например, в играх, одежде, увлечениях и др., то есть им нравятся некоторые функции другой половой роли.

Транссексуализм у взрослых мужчин, по предварительным данным, встречается с частотой 1 на 30 000, у взрослых женщин – 1 на 100 000 (это лица, стремящиеся изменить свой пол или его изменившие). Большинство взрослых транссексуалов «мужчин», родившихся девочками, испытывают сексуальное влечение к женщинам.

Вот воспоминание одного из них (Карсон и др., 2004): «Я казался себе кем-то другим, сколько себя помню. Мне 3 года. Я вспоминаю, что хотел быть мальчиком, носить одежду для мальчиков и делать все, что они делают. Я помню, как моя мама, пока я рос, говорила: «Когда же ты станешь настоящей леди? Когда ты захочешь носить женские вещи?» Мне кажется, так было всегда. Я помню, что, едва подрос, стал засматриваться на женщин, мне всегда хотелось женщину… Я чувствую себя мужчиной и знаю, что любить женщин для меня абсолютно нормально».

Транссексуалы, которые родились мужчинами, в отличие от трансексуалов, родившихся девочками, бывают двух типов: гомосексуальными и аутогинекофилическими (Blanchard, 1989). Гомосексуальными транссексуалами можно считать очень женственных геев, которые хотят также изменить свой пол. В отличие от них у аутогинекофилических (греч. autos – сам; gynaikos – женщина; phileo – люблю) транссексуалов развивается парафилия, при которой их привлекает собственный образ в женском качестве: например, они любят представлять себя в половой роли женщин, пациенты сексуально возбуждаются, представляя себя женщиной. Как правило, в анамнезе аутогинекофилических транссексуалов присутствует трансвестический фетишизм – сексуальное возбуждение при переодевании в одежду другого пола. Такие транссексуалы признаются в сексуальном влечении либо к мужчинам, либо к мужчинам и женщинам.

Как правило, у гомосексуальных транссексуалов расстройство гендерной идентичности прослеживается с первых лет жизни. Один взрослый гомосексуальный транссексуал, родившийся мужчиной, поделился следующими воспоминаниями: «Мне нравилось играть с девочками. Никогда не играл с мальчиками. Я любил играть в камешки. Мне хотелось прыгать через скакалку и играть в другие девчоночьи игры. Учительница, следившая за школьной спортплощадкой, постоянно заставляла меня играть с мальчиками. Мне это не нравилось. Я хотел играть с девочками. Помню, как учительница однажды сказала: «Если еще раз увижу, что ты играешь с девочками, я принесу в школу платье и заставлю тебя переодеться. Тебе это понравится?» Ну да, мне бы это понравилось» (Green, 1992).

Поскольку большинство детей с расстройством гендерной идентичности не становятся, когда вырастают, транссексуалами (они, как правило, превращаются в геев), должны быть, считают Р. Карсон с соавторами, другие значимые детерминанты транссексуализма, например воспитание. В одном исследовании с участием лиц мужского пола было установлено, что воспитание в католической семье, где гомосексуализм порицается, в сочетании с кросс-гендерным поведением приводило не к гомосексуализму, а к транссексуализму (Hellman et al., 1981). Предполагается, что различие между гомосексуальным транссексуализмом и кросс-гендерной гомосексуальностью (гомосексуальностью, сочетающейся с поведением, более характерным для противоположного пола) заключается больше в степени, чем в существе проблемы.

В лечении транссексуализма используется дорогостоящая пластическая операция смены пола и гормонотерапия. 87% из 220 транссексуалов, сменивших мужской пол на женский, и 97% из 130 транссексуалов, сменивших женский пол на мужской, не сожалели о своем решении. О целесообразности подобных операций среди психологов существуют разные мнения. Случаев, когда транссексуализм завершался бы спонтанным выздоровлением, по-видимому, не зафиксировано. В редких случаях синдром транссексуализма возникает при психических заболеваниях у пациентов зрелого возраста. Некоторые психиатрические пациенты, не обеспокоенные проблемой транссексуализма в бодрственном состоянии, изредка, а иногда достаточно часто в сновидениях чувствуют себя лицами противоположного пола. Например, женщина не раз чувствовала себя во снах мужчиной с усами, бородой, половым членом и видела эротические сны, в которых она выступала в мужской роли.

Расстройства половой идентификации у детей (РПИ) – это психосексуальные отклонения детского возраста, характеризующиеся устойчивым и интенсивным непринятием своего пола, сильным желанием изменить его на противоположный. Пациенты постоянно стремятся одеваться и действовать в соответствии со своей психологической гендерной принадлежностью. Ожидают отношения к себе окружающих как к представителю другого пола. Иногда расстройства данной группы перерастают в транссексуализм у взрослых. Диагностика выполняется методом опроса родителей, беседы и наблюдения за поведением ребенка. Лечение основано на поведенческой психотерапии.

МКБ-10

F64.2 Расстройство половой идентификации в детском возрасте

Общие сведения

Половая идентификация – процесс установления соответствия психологического и биологического компонента гендерной принадлежности; осознавание и принятие человеком истинного пола, а также приписываемых социальных ролей (муж, брат, мать), поведения, внешнего вида. В детстве нарушения половой принадлежности проявляются задолго до пубертатного периода, симптомы устойчивы и наблюдаются в течение 1-2 лет. В Международной классификации болезней 10 пересмотра они выделены в отдельную подкатегорию – F64.2 «Расстройство половой идентификации в детском возрасте». Эпидемиологические данные неизвестны, так как не все родители, обнаруживая симптомы, обращаются к врачу. Диагноз в 3 раза чаще выставляется мальчикам.

Причины

Исследования этиологии продолжаются. Установление причин позволяет специалистам определить патогенетические механизмы, составить прогноз, подобрать наиболее эффективное лечение. Развитие расстройств связывают с влиянием двух групп факторов: конституциональных и средовых. К ним относятся:

  • Пренатальные гормональные сдвиги. Эндокринный статус женщины во время беременности может повлиять на становление половой идентификации. Чаще всего наблюдается повышенный или пониженный уровень тестостерона, провоцирующий соответственно маскулинность или феминность ребенка.
  • Височная эпилепсия. Выявлена положительная связь между частотой транссексуализма и височной формой эпилепсии . При своевременном начале терапии антиконвульсантами удается избежать расстройств идентификации пола.
  • Патологии хромосомного пола. РПИ возникают у пациентов с изменением числа или строения половых хромосом. Наиболее распространенным заболеванием является синдром Клайнфельтера , при котором у мужчин развиваются фенотипически женские черты (гинекомастия , удлиненные ноги и руки), определяющие искаженное восприятие половой принадлежности.
  • Нарушение детско-родительских отношений. В основе правильной полоролевой идентификации лежит подражание поведенческой модели родителя того же пола. У мальчиков РПИ формируется в результате патологической тесной связи с матерью, фиксации в роли маленького ребенка. У девочек аналогичные искажения происходят при вынужденной необходимости проявлять самостоятельность и агрессивность с ранних лет.
  • Отсутствие однополых друзей. Гендерные модели взаимоотношений, социокультурные ожидания усваиваются в процессе общения со сверстниками. РПИ возникают при частом выборе игр противоположной половой принадлежности («казаки-разбойники» или «дочки-матери»), при отсутствии положительного подкрепления правильного поведения взрослыми.

Патогенез

Существует большое количество теорий, объясняющих патогенетическую основу РПИ. В настоящее время исследователи признают, что становлению нарушений половой идентификации способствует сочетанное воздействие сенсорных, биохимических и психологических факторов, среди которых доминирующую роль играет характер обращения родителей на ранних стадиях развития ребенка. Относительно стабильное представление о половой принадлежности формируется у ребенка к 3-5 годам и обычно не меняется на протяжении всей последующей жизни. Но, если, например, девочку растят и воспитывают как мальчика, она будет воспринимать себя мальчиком, даже несмотря на отношение окружающих и развитие вторичных половых признаков (увеличение груди, менструации, округление бедер).

Среди патологических механизмов отношений «родитель-ребенок» выделяют симбиоз, когда близость с родителем ослабляет осознание ребенком собственной идентичности. Еще один вариант – жестокое обращение отца или матери. В таких случаях РПИ возникает как защитный механизм, основанный на фантазиях о том, что смена пола улучшит отношение взрослого («будь я девочкой, они бы меня не били»). На физиологическом уровне зачастую обнаруживается нарушение дифференциации мозговых структур, ответственных за половое поведение.

Классификация

В психологии половая идентичность рассматривается как компонент самосознания, включающий субъективное восприятие себя и поведенческие проявления половой роли на различных этапах психического и сексуального развития. Процесс гендерной идентификации подразделяется на собственно половую идентичность, полоролевую идентичность и сексуальную ориентацию. Согласно этому выделены следующие варианты РПИ:

  • Транссексуализм. Гендерная идентичность противоположна биологическому полу, данному с рождения. Дети ведут себя, одеваются соответственно психологическому восприятию.
  • Трансвестизм. Проявляется стремлением переодеваться в одежду представителей иного пола для получения чувственного удовольствия. Сохраняется восприятие своего анатомического пола.
  • «Симптоматические» РПИ. Эта группа расстройств развивается на фоне психических и психоневрологических заболеваний. Наиболее часто нарушения идентификации пола диагностируются у больных с шизофренией , ядерными расстройствами личности, органическими поражениями ЦНС.

Симптомы РПИ у детей

Мальчики с РПИ, начиная с дошкольного возраста, больше увлечены играми для девочек и по возможности переодеваются в женскую одежду, используют бижутерию и аксессуары. Они проводят много времени в девчоночьих компаниях – прыгают в скакалку, «классы» и «резиночки», принимают роли мам, дочек, принцесс, ведьм. Увлекаются приготовлением пищи, заботой о домашних питомцах, поддержанием порядка в комнате. Интересуются видами женских причесок, учатся плести косы куклам и подружкам. Когда существует возможность выбора партнера для игр, предпочитают девочек. В период обучения ребенка в младшей школе нарастает презрение, и возникают гонения со стороны окружающих. Острокизм достигает своего пика в средних классах. Мальчики подвергаются унизительным насмешкам, вербальной и физической агрессии от сверстников мужского пола. Открытое женское поведение постепенно уменьшается в позднем подростничестве, но в юношеском возрасте и позже в 30-60% формируется гомосексуальная ориентация.

В клинической практике РПИ девочек диагностируются реже. Основной симптом – мальчиковое поведение. Определяется повышенный интерес к соревновательным видам спорта, дракам, спорам, играм, требующим приложения физической силы. Классический образ – девочка-сорванец. Она отвергает кукол, платья, ролевые игры, требующие исполнения женских функций – ухода за детьми, приготовления пищи, обустройства дома. Лучшими друзьями становятся мальчики, а хорошо развитые физические навыки позволяют конкурировать с ними в скорости, ловкости, силе и смелости. Девочки практически не подвергаются осуждениям и гонениям окружающих. Однако в подростничестве и юности возможны пренебрежительные и унизительные замечания от сверстниц, ценящих женственность. Большинство пациенток в молодости отказываются от демонстрации маскулинности, лишь у некоторых сохраняется транссексуализм.

Осложнения

Дети с расстройствами половой идентификации нуждаются в психологической поддержке. Ее отсутствие приводит к состоянию острой дезадаптации и эмоционально-поведенческим нарушениям. Пациенты переживают постоянные конфликты с родственниками, не находят понимания среди сверстников, подвергаются унижениям и травле (моббингу). Оставаясь в одиночестве, переживают стыд, отчаяние, впадают в депрессию . В ситуации жесткой критики и давления подростки нередко решают, что суицид – единственный способ разрешения проблем. В поиске принятия и любви они могут стать жертвами сексуальной эксплуатации. Тяжелые проявления РПИ включают отвержение анатомических структур пола. Девочки утягивают грудь плотной тканью, отказываются от еды, чтобы избежать округления фигуры, самостоятельно принимают препараты, предотвращающие менструацию. Мальчики совершают акты самоповреждения, стремясь избавиться от полового члена и яичек.

Диагностика

Обследованием детей с подозрением на расстройства гендерной идентификации занимается врач-психиатр . Специальных методик не разработано, диагноз выставляется на основе клинических данных, полученных в ходе наблюдения, беседы с родителями, ребенком. Ключевой диагностический критерий – постоянное желание быть представителем пола, противоположного биологическому. Этот симптом проявляется специфическим поведением и внешним видом.

Обычно расстройства дебютируют в дошкольном возрасте, реже ‒ в раннем детстве и младших классах. Обязательное условие в том, чтобы манифестация произошла до начала полового созревания. Характерная особенность детей – отрицание переживаний по поводу своего биологического пола. Негативные эмоции связаны с нарушением социальной адаптации. Дифференциальная диагностика включает различение РПИ с эгодистонической ориентацией по полу, расстройством формирования сексуальности, расстройством психосексуального развития.

Лечение РПИ у детей

При определении тактики терапии специалист выясняет, насколько сам ребенок или подросток мотивирован к формированию гендерной идентичности, которая соответствует истинному полу. Если пациент высказывает желание оставаться таким, какой он есть, психотерапевтическая помощь ограничивается рекомендациями по коррекции поведения и консультациями, помогающими понять заболевания и спрогнозировать будущее. В полную схему лечения включены:

  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Поведенческий компонент терапии направлен на модификацию соответствующего противоположному полу поведения с целью сделать его приемлемым для социального окружения и уменьшить дезадаптацию. Если ребенок согласен на изменение своего восприятия, проводится работа с образом тела, формируется позитивная связь с истинным биологическим полом. Когнитивный компонент психотерапии ориентирован на осознание эмоциональных переживаний и обучение управлению ими, на составление личного жизненного плана, обсуждение сексуальных предпочтений.
  • Семейное консультирование. Психолог дает родителям информацию о природе заболевания, развивает в них принятие позиции ребенка, поясняет, с чем может быть связано отсутствие терапевтической мотивации, рассказывает о возможном развитии истинного транссексуализма, проведении гормональной терапии и операции по смене пола после достижения 18-22 лет. Совместные беседы в рамках семейного консультирования нацелены на выработку коммуникативного навыка – умения говорить и договариваться, не используя упреки и осуждения.
  • Семейный психоанализ. Психодинамическая терапия (психоанализ) позволяет переработать незавершенные психические конфликты и проблемы в семейных отношениях, спровоцировавшие РПИ. На сеансах психотерапевт обсуждает методы воспитания, чувства родителей к ребенку и его половой принадлежности, цели и желания родителей, желанность или неожиданность беременности. Откровенная беседа с маленьким пациентом выявляет его страхи, тревоги, подавленные желания.

Прогноз и профилактика

Исход расстройства существенно благоприятнее в тех случаях, когда у пациента имеется мотивация к достижению идентичности, соответствующей анатомическому полу – снижается вероятность вторичных психических нарушений, улучшается адаптация в семье и школе, развивается принятие себя. Профилактика РПИ сводится к правильному половому воспитанию детей. Необходимо исключить гиперопеку и гиперконтроль, родителям одного с ребенком пола следует демонстрировать любовь и уважение к своему телу, своей социальной роли, бытовым обязанностям; родителям противоположного пола – подчеркивать разницу между собой и ребенком (девочке: «давай я сумку понесу, я – мужчина», мальчику – «сынок, помоги мне с сумками, ты же сильный»).