Сколько надо спать подростку 14 лет. Как наладить полноценный ночной сон, если вы подросток. Нужен ли дневной сон

Могу смело сказать: студенты спят везде, в любое время дня и ночи, в любом положении. Так уже завелось, что все учащиеся вузов страдают от хронической усталости, хотя тяжелее конспекта большая часть из них и в руках не держали. Так почему же тогда всегда хочется спать?

Ответить на этот вопрос сложно, тем более каждый студент имеет свои аргументы, которые ему, кстати, кажутся вескими и убедительными. Попробуем разобраться, сколько времени спят студенты во время семестра, и сколько отводят на сон в период сессии. Сразу скажу, что две эти цифры кардинально отличаются.

Нормы сна для человека

Каждый нормальный человек должен полноценно отдыхать, и об этом вам сообщит не один медик.

В идеале фаза сна должна продолжаться около восьми часов, но однозначно не меньше шести. В реальности все получается несколько иначе, а засыпать на рассвете для отдельных уникумов – это уже норма и привычный распорядок дня.

Такой подход неверный, поскольку хроническое недосыпание не только превращает студента в зомби, но и заметно замедляет его интеллектуальную деятельность, что препятствует процессу обучения.

Да и преподаватели не особенно ценят таких «зевак», которые, либо на пары опаздывают, либо досыпают где-то на задней парте.

Если так разобраться, то самый крепкий сон наступает с 23.00 до 02.00 ночи, поэтому в это время желательно видеть сладкие сны; тем более, если сутра снова на пары, а хорошенько отоспаться после ночной гулянки все равно не представится возможности.

Если лечь спать позднее этого времени, то можно считать, что следующий день вряд ли заладится, а настроение будет ниже плинтуса.

Однако из своих собственных наблюдений стала замечать, что студенты – это вообще пришельцы с другой планеты, поскольку могут несколько дней без устали «тусить», при этом прекрасно себя чувствовать, еще и лабораторные работы успешно сдавать на парах.

Этот феномен раскрыть очень сложно, но мне кажется, что это что-то из области «вечного двигателя».

Если студент не выспался…

Все мы понимаем, что в студенческой жизни комендантский час отсутствует, впрочем, как и голова в отдельных ситуациях.

Но студент всегда находит место, где можно поспать часок – другой, а, если его разоблачил преподаватель, обязательно найдет достойное (ну или смешное) оправдание.

Так как не заснуть в самый неподходящий момент?

1. Энергетик .

Наверное, энергетики и были придуманы специально для таких лоботрясов, поскольку пару порций, и ты снова в строю, а от былой усталости и следа не остается.

Напомню, такие штуки реально ослабляют работу сердца, поэтому на их энергетический запас лучше всего не рассчитывать.

2. Холодная вода .

Сразу скажу, что сон не исчезнет, даже если направить на лицо ледяной поток воды.

Многие пытаются спасаться таким способом, но в итоге слишком часто выходят на паре «по нужде», привлекая к своей персоне лишнее внимание и провоцируя раздражение преподавателя.

3. Отжимания .

Мне, как девушке, отжиматься не к лицу, да и спать в студенчестве ложилась своевременно, зато некоторым моим знакомым это упражнение реально помогало прийти в себя и настроиться на боевой лад.

Не знаю, в чем секрет, но этот способ действительно работает, а протянуть можно живчиком как минимум пару – тройку часов. Дальше нужна новая доза.

4. Адреналин .

Кстати, о дозах. Недавно выяснила, что выброс адреналина также сопровождается повышением энергии, которая позволяет и три дня не спать, при этом чувствовать себя бодрячком и не жаловаться на усталость.

Однако здесь важно разграничивать безопасный и опасный адреналин, так вот последний лучше всего обходить стороной и спать своевременно ложиться.

5. Свежий воздух .

Когда в свое время не высыпалась я, глоток свежего воздуха быстро возвращал меня в чувства.

Но здесь, наверное, все зависит от того, сколько студент не спал, и по каким причинам.

Мне кажется, что знание приходит с опытом, а давать советы здесь бесполезно.

Если на первом – втором курсе студент будет мило похрапывать на задней парте, игнорируя замечания преподавателя, то, являясь уже старшекурсником, обязательно найдет для себя способ, как не уснуть и не опозориться на паре даже после нескольких бессонных ночей.

Если преподаватель знает…

Ты должен понимать, если преподаватель чего-то не говорит, то это вовсе не означает, что он ничего не видит и ничего не понимает. Вся аудитория у него, как на ладони, а спящий студент однозначно бросается в глаза.

Здесь все зависит от настроения, а повести себя педагог может самым неожиданным способом:

1. Громко разбудить спящего и пристыдить его за недостойное поведение, а после еще и выгнать из аудитории.

Возможно, из такого показательного наказания, и что-нибудь получится, но иногда сон сильнее жизненных уроков, а на свои же грабли можно наступать еще много – много раз.

2. Посмеяться с «сони» со всей аудиторией.

Конечно же, студент сразу проснется от всеобщего хохота, а потом ему станет неудобно за свое поведение.

В лучшем случае он сделает вид, что ничего не произошло, а в худшем – покраснеет и почувствует себя всеобщим посмешищем. Возможно, это сработает, а впредь сон на парах попадет в категорию «табу».

3. Оставит его в покое и даст выспаться.

Так поступают преподы тогда, когда понимают, что спящий, что бодрствующий студент – все равно толку от него на паре мало.

Так пусть сделает хоть одно полезное дело, раз все-таки в институт явился, не мешает спокойно вести лекцию и не задает глупых вопросов.

4. Сделает вид, что ничего не замечает, но ситуации в такие моменты самые непредсказуемые, поскольку иногда приходится перекрикивать студенческий храп.

Тогда скрывать и не замечать очевидные вещи уже не получится.

5. Вызовет декана, чтобы тот лично наблюдал и засвидетельствовал картину «сонного царства», но такие случаи единичные.

Так что остается только надеяться, что преподаватель воспримет такое происшествие на своей паре, как комичную ситуацию и постесняется будить сладко спящего студента, а по звонку удалится быстрее, чем соня проснется (чтобы его не смущать).

Как выкрутиться, если преподаватель разоблачил…

Если ты все-таки уснул на паре, а проснулся от пристального взгляда или громкого голоса преподавателя, то, открыв глаза, тебя ожидает, как минимум, неловкая ситуация и, как максимум, большие неприятности.

Нужно выкручиваться, но как?

1. Придумать глупую шутку, вызвав всеобщий смех, а потом неожиданно переключить внимание на тему лекции и, таким способом, отвертеться от проблемы.

2. Покраснеть и извиниться.

Такое поведение может показаться милым, а преподаватель просто не сможет долго сердиться на лоботряса.

3. Попробовать честно объяснить ситуацию, однако здесь следует думать, что говоришь; поскольку далеко не все пикантные подробности прошедшей ночи можно рассказывать взрослым людям, тем более преподавателям.

4. Сделать вид, что ничего не произошло, но тут уже все зависит от действий и реакции педагога.

Будем надеяться, что он поступит также, и ситуация будет замята.

5. Сказать традиционную фразу: «Я не спал». Я видела, такое реально работает.

Но все же стоит вернуться к главному вопросу, сколько времени должен спать студент.

Сон для студента – это святое

Если спросить врача, то он точно знает, сколько в идеале должен спать студент.

Если остаток вечера вы планируете провести за учебниками и конспектами, либо продолжите портить глаза перед экраном компьютера, то спать желательно лечь в 22.00 часа, давая возможность глазам отдохнуть от букв, а голове – от знаний.

Если же на вечер планируется компания друзей и веселье, то тебе, как Золушке, до полуночи желательно удалиться. Сделать это не всегда просто, зато утром ты только убедишься в правильности своего решения, поскольку проснешься без звона будильника и бодрячком.

Все остальное – это серьезные нарушения сна, которые могут не только портить привычный жизненный ритм, но и станут главной причиной рассеянности, хандры, повышенной нервозности и депрессии, наконец.

Так что здесь важно – знать золотую середину, а время ночных отрывов чередовать с действием «отоспаться».

Во время сессии мысли о сне и вовсе покидают загруженную голову, а студент, как робот, пытается получить из книжек и конспектов как можно больше полезной на экзамене информации.

Все это очень ответственно, но время для отдыха также должно присутствовать, иначе физическое и умственное истощение напомнит о себе в самый неподходящий момент.

Задумайтесь об этом, когда очередную бессонную ночь штурмуете учебник! А может самое время забыть об ответственности и за долгое время хорошенько выспаться? Такие мысли должны возникать и в течение всего семестра, поскольку отдых нужен и от ночных гуляний.

Вывод : Систематизировав все свои мысли, а их предостаточно, я пришла к выводу, что студент должен спать в среднем шесть часов .

Это как раз тот интервал, которого будет хватать, чтобы качественно отдохнуть от дневной суеты и вечных студенческих проблем.

Подробности и аргументы по теме можно найти на сайте сайт, впрочем, как и много другой полезной и ценной информации для всех учащихся высших учебных заведений и их преподавателей.

Теперь и ты знаешь, сколько времени должен спать студент во время сессии и в период очередного учебного семестра.

C уважением, команда сайта сайт

P.S. На десерт — интересное видео о пользе сна. Нужно высыпаться, господа!

Очень часто подростки засиживаются допоздна за компьютерами, укладываются спать уже в середине ночи, но вставать им приходиться все равно рано утром, чтобы отправиться на учебу. Некоторые родители встревожены тем, что подросток не успевает как следует отдохнуть за ночь, а некоторые считают это явление в порядке вещей и не очень переживают по этому поводу. А напрасно, так как недосыпание в подростковом возрасте чревато самыми разными проблемами как в физическом, так и в психологическом плане.

Норма сна для подростка

Исследователи установили, что нормой сна для подростков можно считать примерно 9 часов полноценного сна. Восемь часов сна уже считается критической нормой, и меньше этого количества времени, отведенного на сон подростка, лучше не допускать. Если подросток уделяет недостаточно времени для сна, это может спровоцировать множество различных нарушений в его развитии - это и физические, и эмоциональные, и психологические отклонения.

Недосыпание и социальные проблемы подростков

Недосыпание подростков связано с возникновением проблем в социальном плане. Прежде всего недостаток сна отражается на успеваемости подростка, у него также возникают проблемы в общение с окружающими. Стоит отметить, что недосыпание делает подростка раздражительным, негативно настроенным к людям, окружающим его на протяжение дня, как к взрослым, так и к ровесникам. Он испытывает отсутствие нормального общения дома и в школе, что, в свою очередь, провоцирует развитие психологических проблем.

Психологические проблемы

Исследователи пришли к выводу, что недосыпание вызывает у подростков такие психологические проблемы, как депрессия, возникновение мыслей о самоубийстве, а также о возникновении желания наносить вред самому себе. Ученые отмечают, что подобные проблемы возникают у подростков, которые ложились спать после полуночи. Причем, чем меньше времени на сон есть у подростка, тем выше вероятность развития различных психологических заболеваний.


Кроме психологических проблем, у подростков также возникают и физические. Недосыпание очень часто связано с развитием ожирения, причем чаще всего избыточным весом страдают девочки-подростки. Недосыпание подростков также очень часто связано с развитием у них такого заболевания, как вегето-сосудистая дистония. Необходимо знать, что признаками этого заболевания является быстрая утомляемость, слабость, головная боль, склонность к обморочным состояниям, ощущение нехватки воздуха, плохая адаптация к жаре или душным помещениям, повышенная потливостью и прочие расстройства.

Как видим, проблем, связанных с недосыпанием подростков, много, поэтому родители должны довести до сведения подростка, какие негативные последствия возникают в результате просиживания за компьютером либо перед экраном телевизора до полуночи. Недостаток сна влияет негативно не только на его качество именно в эту ночь, но и способно повлиять на естественные биоритмы и спровоцировать развитее бессонницы.

Чего ожидать?

Общеизвестный факт, что подростки испытывают недостаточность сна. Средняя продолжительность ночного сна у подростков колеблется от 7 до 8 часов. Хотя потребность организма во сне в подростковом возрасте составляет от 9 до 10 часов. Подростки испытывают дефицит сна по многим причинам:

  • Изменение времени засыпания. Происходит сдвиг ночного засыпания с 21.00 до 23.00, что предусматривает и более позднее пробуждение с утра, поэтому подростки часто не высыпаются
  • Школьное расписание. Во многих школах школьные занятия начинаются в 8.30 и если школа расположена далеко, ребенку приходится вставать очень рано.
  • Школьные обязанности. Домашнее задание, занятия спортом, общение со сверстниками приводят к позднему засыпанию.

В итоге, многие подростки испытывают недостаточность во сне, которая влияет на многие аспекты жизни подростка:

  • Настроение. Недостаточность сна может привести к эмоциональной лабильности, раздражительности и трудностям в общении (несдержанность, взрывчатость, агрессивность). Подросток может легко обидеться и с трудом контролирует свои эмоции.
  • Поведение. Подростки, имеющие проблемы со сном, могут иметь отклонения в сторону рискованного поведения: употребление алкоголя, вождение транспортных средств на большой скорости, другие опасные формы поведения.
  • Проблемы обучения. Недостаточность сна может привести к нарушению внимания, кратковременной памяти, принятия решений и трудностям реагирования, что очень важно для творческого процесса.
  • Академическая успеваемость. Исследования показывают, что академическая успеваемость у подростков с недостаточным сном ниже, чем у подростков с достаточным количеством сна.
  • Сонливость за рулем. Подростки с недостаточным количеством сна могут уснуть за рулем при вождении автотранспорта. Наибольшая сонливость возникает между 2.00 и 4.00 часами ночи, но может возникнуть и днем между 15.00 и 16.00 часами.

Как помочь ребенку, чтобы у него был хороший сон?

  • Придерживайтесь стабильного режима дня. Подростки должны засыпать и вставать в одно и тоже время. Продолжительность сна должна быть достаточной для ребенка.
  • Избегайте длительного сна по выходным. Несмотря на то, что дополнительный сон по выходным помогает восстановить силы, позднее утреннее пробуждение может привести к трудности засыпания в воскресный день.
  • Короткий сон днем (30-45 минут) помогает восстановить подростку силы.
  • Ограничьте просмотр телепередач, компьютерные игры, прослушивание музыки .
  • Избегайте употребления алкоголя, кофеинсодержащих продуктов, стимулирующих препаратов.

Обратитесь к Вашему лечащему доктору, если: - у ребенка имеются проблемы с дыханием, а именно - шумное дыхание, храп, дыхание с открытым ртом, дневная сонливость; симптомы гиперактивности, нарушения внимания и импульсивности (Вопросник для родителей детей, страдающих апное);

Если у Вашего ребенка появились ночные страхи или необычные пробуждения во сне; - если Ваш ребенок не может уснуть длительное время (более 40 минут- 1 часа) или имеет проблемы с качеством сна, которые отражаются на его дневном поведении - гиперактивность или сонливость, утренние головные боли;

Если есть подозрение на нарушение со стороны функции щитовидной железы;

Во всех случаях необходима консультация сомнолога и проведение

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: НОРМЫ И РЕАЛИИ СНА ПОДРОСТКОВ И СТУДЕНТОВ

Некрасова Екатерина Николаевна

студент 2 курса кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита КемИ(филиал)РГТЭУ, г. Кемерово

E - mail :

Григорьева Светлана Аркадьевна

научный руководитель, доцент кафедры физического воспитания КемИ(филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово

Ключевые слова: здоровый образ жизни, режим и продолжительность сна, учащиеся, студенты.

Актуальность. Сон человека - основной и ничем не заменимый вид отдыха и способ восстановления сил и энергоресурсов организма, особенно для растущего организма. Считается, что десятиминутный сон восстанавливает активность мозга на один час . Режим и продолжительность сна - один из критериев и показателей здорового образа и стиля жизни .

Учебный труд подростков и студентов предполагает высокую степень психофизических нагрузок и большого количества времени на занятия и подготовку к ним . Однако современный ритм жизни в мегаполисе предполагает непродуктивные затраты времени (транспортные пробки, очереди и др.). Из-за постоянной нехватки времени учащимся и студентам приходится чем-то жертвовать. И, чаще всего, они жертвуют сном. Дефицит сна накапливается и не восполняется даже в выходные дни, так как различные мероприятия и интенсивная подготовка к предстоящей учебной неделе не дают возможности выспаться. Собственный опыт и наблюдения за одногруппниками показывает, что на занятиях, особенно на первых парах, большая часть группы откровенно зевает и спит, а на последней паре присутствуют лишь самые выносливые.

Проблема недостаточного сна подростков и студентов является предметом заботы и внимания специалистов, потому, как недосыпание приводит к существенным проблемам со здоровьем . Нарушения биологических ритмов организма, режима и продолжительности сна ведет к ухудшению физического и психоэмоционального состояния, депрессиям, нарушениям поведения и агрессивности подростков и студентов; кроме того, недостаток сна ухудшает память, мышление, концентрацию и объём внимания, снижает быстроту психомоторных реакций, что негативно отражается на результатах учёбы . Учащиеся и студенты нуждаются в достаточном количестве и качестве сна вследствие биологического созревания и приходившихся на этот этап онтогенеза высоких учебных и психоэмоциональных нагрузок .

Проблема. Необходимость получения новых знаний о научно обоснованных физиологических нормах режима и продолжительности сна и реальными показателями сна современных учащихся и студентов. Мы решили выявить ответы на вопросы: «Каковы научно разработанные современные нормы сна?», «Соблюдают ли эти нормы и рекомендации подростки и студенты?».

Цель исследования : выявить соответствие режима и продолжительности сна подростков и студентов рекомендуемым физиологическим нормам.

Задачи исследования:

1. Выявить и изучить физиологические нормы и научные рекомендации по режиму и продолжительности сна для учащихся и студентов.

2. Выявить реальный режим, продолжительность сна и самочувствие подростков и студентов в процессе обучения.

3. Сравнить полученные данные с физиологическими нормами режима и продолжительности сна и предложить пути решения проблемы.

Предмет исследования - сон и самочувствие подростков и студентов.

Методы исследования : анализ научной литературы, анкетирование, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование было организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова на кафедре физического воспитания. В исследовании принимали участие подростки 12-14 лет (93 чел.), 15-18 лет (91 чел.) и студенты 19-22 лет (93 чел.).

Результаты исследования. Для решения первой задачи исследования мы провели анализ научной и научно-методической литературы, который позволил выявить, что существуют разработанные для каждой возрастной категории физиологические нормы продолжительности сна:

· для подростков (12-14 лет) - 9-8,5 часов;

· для учащихся (15-18 лет) - 8,5-8 часов;

· для студентов (19-22 года) - 8-7,5 часов .

Специалисты считают, что соблюдение режима сна - время отхода ко сну и время пробуждения, существенно влияют на качество сна, при этом время отхода ко сну у разных возрастных категорий имеет разницу (30 минут), то время пробуждения для всех одинаково - 7 часов утра. Специалисты рекомендуют:

· для подростков (12-14 лет) время «отбоя» - 22.00 часов;

· учащихся (15-18 лет) - 22.30 часов;

· для студентов (19-22 лет) - 23.00 часов .

Для решения второй задачи исследования мы провели закрытое анкетирование и проанализировали результаты по возрастным группам.

Анализ результатов показал, что продолжительность сна подростков в возрастной группе 12-14 лет у 2 % составляет 11 часов и более; у 20 % - 10,5-10 часов; у 30 % - 9-8,5 часов; у 29 % - 8-8,5 час.; 11 % спят 8-7,5 часов; 7 % - 7-6 час. и менее 5 часов спит 1 % респондентов (рис. 1).

Таким образом, сравнивая полученные результаты с рекомендуемой нормой (9-8,5 час.) мы выявили, что лишь 30 % подростков в возрасте 12-14 лет соблюдают нормы продолжительности сна, а большая часть (70 %) нарушают рекомендуемые нормы. Выявленное отличие можно объяснить высокими учебными и психоэмоциональными нагрузками и защитной реакцией организма на них .

Анализ результатов анкетирования в возрастной группе 15-18 лет показал, что спят 11 часов и более 5 % опрошенных; 10,5-10 часов - 7 %; 9-8,5 часов - 8 %; 8,5-8 часов 20 %; 8-7,5 часов 14 %; 7-6 часов - 43 % и менее 5 часов - 3 % (рис. 1).

Анализируя результаты исследования, мы выявили, что лишь 20 % подростков в возрасте 15-18 лет соблюдают нормы продолжительности сна(8-8,5 час.), а большая часть (80 %) нарушают рекомендуемые нормы. Причиной этому может быть переходный возраст, новые развлечения, увеличение учебной и бытовой нагрузки, подработка в вечернее или ночное время.

Студенты 19-22 лет тратят на сон следующее количество времени: 11 часов и более - 2 %; 10,5-10 часов - 6 %; 9-8,5 часов - 7 %; 8,5-8 часов - 13 %; 8-7,5 часов - 10 %; 7-6 часов - 44 % и менее 5 часов - 18 % (рис. 1).

Анализируя результаты исследования, мы выявили, что лишь 10 % студентов в возрасте 19-22 лет соблюдают нормы (7-8 час.) продолжительности сна, а большая часть (90 %) их нарушают. Это обусловлено высоким темпом жизни студентов, большой учебной и бытовой нагрузкой, подработками.

Рисунок 1. Продолжительность сна подростков и студентов

Результаты ответов на вопрос анкеты «Во сколько вы ложитесь спать?», позволили нам выявить режима сна респондентов. Анализируя ответы в возрастной группе 12-14 лет, мы получили следующие результаты: ложатся спать в 21.00 и ранее - 11 % респондентов; в 22.00 - 25 %; в 22.30 - 31 %; в 23.00 - 19 %; в 24.00-01.00 - 12 %; в 02.00 и позднее - 2 % (рис. 2).

Соотнеся полученные данные с физиологическими нормами мы выявили, что 25 % подростков 12-14 лет соблюдают режим сна, а остальные 75 % его нарушают.

Анализ ответов возрастной группы 15-18 лет показал, что в 21.00 и ранее ложатся спать - 3 %; в 22.00 - 13 %; в 22.30 - 15 %; в 23.00 - 47 %; в 24.00-01.00 - 18 %; в 02.00 и позднее - 4 % (рис. 2). Сравнивая полученные данные с физиологическими нормами мы выявили, что лишь 15 % 15-18-летних респондентов соблюдают нормы, а остальные 85 % их нарушают.

Анализ ответов студентов (19-22 года), показал, что: ложатся спать в 21.00 и ранее - 0; в 22.00 - 4 %; в 22.30 - 6 %; в 23.00 - 10 %; в 24.00-01.00 - 56 %; в 02.00 и позднее - 24 % (рис. 2). Таким образом, лишь 10 % студентов соблюдают режим сна, а большая часть (90 %) его соблюдать не могут.


Рисунок 2. Режим сна подростков и студентов

Анализ ответов на вопрос анкеты «Как вы оцениваете своё самочувствие в течение учебного дня?» (рис. 3), показал, что самочувствие подростков и студентов сильно варьируется.

В возрастной группе 12-14 лет лишь 5 % респондентов ответили «отлично, спать не хочу, я настроен на учёбу»; 55 % - «чувствую себя хорошо»; 37 % - «удовлетворительно, но испытываю слабость, желание поспать» и 3 % выбрали ответ «чувствую себя плохо, хочется уйти с занятий и выспаться» (рис. 3).

Анализ ответов в возрастной группе 15-18 лет показал, что отлично себя чувствующих, выспавшихся и настроенных на учёбу 0 %; «чувствую себя хорошо» - 45 %; «удовлетворительно, но испытываю слабость, желание поспать» - 48 %; «чувствую себя плохо, хочется уйти с занятий и выспаться» - 7 % (рис. 3).

В студенческой возрастной категории (19-22 года) также не оказалось отлично себя чувствующих, выспавшихся и настроенных на учёбу (0 %); при этом 31 % отметили, что «чувствую себя хорошо»; 35 % - «удовлетворительно, но испытываю слабость, желание поспать»; 34 % - «чувствую себя плохо, хочется уйти с занятий и выспаться» (рис. 3).


Рисунок 3. Самочувствие подростков и студентов в течение учебного дня

Выводы

1. Сон - обязательная и полноценная форма отдыха. Для возрастной группы 12-14 лет обязательная и необходимая норма сна составляет 8,5-9 часов, 15-18 лет - 8-8,5 часов, 19-22 года - 7,5-8 часов. Специалисты рекомендуют соблюдать режим сна и его продолжительности; исключать перед сном активную физическую и умственную деятельность, употребление стимулирующих напитков, курение, переедание; не спать днём, соблюдать условия полноценного сна - перед сном гулять и выполнять гигиенические процедуры; поддерживать в спальне оптимальную температуру (18-20˚), выключать средства связи, телевизор.

2. Продолжительность сна подростков и студентов в возрасте 12-22 лет значительно отличается от физиологических норм: 20 % соблюдают, а 80 % не придерживаются рекомендуемых норм для их возрастной группы; при этом, 57 % недосыпают, а 23 % подростков и студентов пересыпают.

3. Режим сна соблюдают 17 % подростков и студентов 12-22 лет, а 83 % его нарушают; при этом, отходят ко сну раньше рекомендуемого часа 12 %, а 71 % гораздо позднее, что нарушает их биологические ритмы и самочувствие в течение учебного дня.

4. В связи с несоблюдением норм и режима сна подростками и студентами их самочувствие в течение дня в основном находится на отметке между «хорошо» и «удовлетворительно» и ухудшается с увеличением возраста. Лишь 2 % исследуемых чувствуют себя отлично в течение учебного дня, в то время как плохое самочувствие наблюдается у 14 % респондентов.

1. Планировать свою учебную и бытовую нагрузку, посещение развлекательных мероприятий и подработку с учётом режима сна. Расставить приоритеты (здоровье, учёба) и помнить, что без полноценного сна вы не сможете воспринимать учебный материал и справляться с учебными нагрузками.

2. Постепенно приближайте время отхода ко сну в рекомендуемое время, помните, что сон в течение часа до полуночи и подъём в 7 часов соответствуют биологическим ритмам человека, что помогает восстанавливать силы и сохранять здоровье.

3. Старайтесь не спать днём, это нарушает время отхода ко сну вечером, негативно отражается на продолжительности ночного сна и самочувствии в течение учебного дня.

Список литературы:

1.Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз» [Текст]: монография / Н.П. Абаскалова. Новосибирск, 2001. - 403 с.

2.Агаджанян Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье [Текст]: / Н.А. Агаджанян. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 340 с.

3.Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст]: учеб.пособие /М.Я. Виленскицй, А.Г. Горшков. М.: Гардарики, 2007. - 140 с.

4.Давиденко Д.Н. Психофизиологические основы функциональных состояний [Текст]: учеб. пособие /Д.Н. Давиденко. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 242 с.

5.Иванова Л.Ю. Студенты: поведение как фактор риска для здоровья [Текст]: система воспитания в высшей школе /Л.Ю. Иванова, Г.А. Ивахненко, Т.П. Резникова. М.: ФИРО, 2011. - 80 с.

6.Евсеенко Л.Н., Харитонова Л.Г., Биологические основы жизнедеятельности человека [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Евсеенко, Л.Г. Харитонова. Омск: СибГАФК, 2002. - 168 с.

7.Куртев С.Г., Современные аспекты профилактики заболеваний. Часть 1: Формирование здорового образа жизни [Текст]: учеб. пособие / С.Г. Куртев, С.И. Еремеев, С.К. Поддубный. Омск: изд-во СибГУФК, 2007. - 122 с.

8.Розенфельд Л.Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него [Текст]: / Л.Г. Розенфельд, С.А. Батрымбетова. // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 4.

9.Тристан В.Г., Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека. Омск: ОГИФК, 1994. - 144 с.

По мнению врачей, подростки должны спать 8-10 часов. Однако согласно Национальному фонду сна только 15% подростков спят восемь с половиной часов в будние дни. Отсутствие достаточного количества сна негативно влияет на здоровье подростка. Недосыпание является причиной депрессии и хронической головной боли, кроме того, детям, которые мало спят, сложно сосредоточиться на учебе. Поэтому подросткам крайне важно развивать здоровые привычки сна.

Шаги

Часть 1

Профилактика бессонницы

    Сделайте уборку в комнате. Вы будете спать лучше в чистой и уютной комнате. Согласно исследованиям, украшение спальни цветами оказывает положительное влияние на настроение при пробуждении. В вашей комнате должна быть приятная и спокойная обстановка.

    Установите и следуйте постоянному ритуалу отхождения ко сну. Поскольку жизнь подростка достаточно активная, следование ритуалу отхождения ко сну является залогом хорошего ночного отдыха. Обратите внимание на следующие советы, когда создаете ритуал отхождения ко сну:

    Определите время отхождения ко сну и время пробуждения. Все будет зависеть от того, в какое время вы начинаете свой день.

    • Поставьте перед собой цель спать не менее восьми, но не более десяти часов каждую ночь. Благодаря этому вы будете следовать графику сна. Кроме того, вы не будете чувствовать сонливость.
    • Придерживайтесь графика сна даже в выходные дни. Благодаря этому вам легче будет придерживаться графика сна в будние дни.
  1. Поставьте будильник. Со временем организм привыкнет просыпаться без будильника; однако первое время вы можете использовать будильник, чтобы просыпаться в одно и то же время.

    • Если вы крепко спите, установите несколько будильников или включайте будильник на максимальную громкость; если вы просыпаетесь легко, вы можете использовать обычный будильник или скачать приложение для телефона.
  2. Спите на правом боку. Согласно исследованиям, сон на правом боку улучшает качество сна и способствует хорошему настроению на следующий день.

    Правильно просыпайтесь утром. Первым шагом к здоровому сну является правильное пробуждение. Кроме того, оно способствует нормализации циркадных ритмов.

    Позаботьтесь о том, чтобы в вашей спальне было тихо. Выключите музыку перед сном. Используйте беруши, чтобы блокировать шумы, которые могут мешать хорошему сну.

    Используйте кровать только для сна. Не читайте, не учитесь, не пишите и не рисуйте в постели, поскольку эти виды деятельности способствуют бодрствованию, а не сну. Ваш мозг должен ассоциировать кровать только со сном, а не с вышеперечисленными видами деятельности.

    Избегайте длительного дневного сна. Если, несмотря на ночной сон, вы все еще чувствуете усталость, вздремните в течение 15-30 минут. Однако не переусердствуйте, поскольку длительный дневной сон способствует усталости и мешает хорошему ночному отдыху.

    Избегайте кофеина. Кофеин, даже в малых дозах, может нарушить сон. Если вы заметили, что кофеин оказывает негативное влияние на ваш сон, исключите кофеиносодержащие напитки из своего рациона.

Часть 3

Устраните проблемы со сном

    Представьте себе спокойное место. Попробуйте представить спокойное место, которое вызывает у вас приятные эмоции. Это может быть музей, парк или туристический маршрут. Мысленно начните прогулку, обращая внимание на детали: цвета, свет, тень и другие элементы окружающей обстановки. Вспомните, какие эмоции вы испытывали, когда совершали эту прогулку. Это занятие отвлекает ваше сознание от настоящего, способствуя расслаблению и сну.

    Практикуйте метод прогрессивной мышечной релаксации. Этот простой метод релаксации помогает снять напряжение и успокоиться. Прогрессивная мышечная релаксация заключается в напряжении и расслаблении всех групп мышц лица и тела в определенной последовательности, начиная с пальцев ног, далее мышцы бедер, ягодиц, живота, плеч, шеи и лица. Удерживайте напряжение, по меньшей мере, 30 секунд. Затем расслабьте напряженную мышцу.

    Практикуйте метод БОС. Биологическая обратная связь является одним из эффективных немедикаментозных методов, который помогает справиться с бессонницей. Биологическая обратная связь позволяет изменять реакцию человека на стресс, уменьшать тревогу и способствует расслаблению.