Зайцев обучение. Достоинства и недостатки методики николая зайцева. Как вы видите, склад может состоять

Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад.

Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков.

Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит "ма","па","ба". На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучение по методике Зайцева - это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т.д. Ко всему прочему, созданная в детском саду или в школе обучающая среда должна поддерживаться и дома. По квартире должны быть развешаны таблицы, любое бытовое занятие должно сопровождаться определенными методическими инструкциями и многое зависит от духа, который царит в семье.

Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат.

«Золотые» кубики – звенят, «железные» - гремят, «деревянные» глухо постукивают.
Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Обучению помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточен для того, чтобы без всякого напряжения мог восприниматься ребенком с расстояния в несколько метров.

Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.
Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, 54 закрашенных квадратика в матрице 10*10 клеток и 46 незакрашенных).

Дети 4-5-лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста, первоклассники делают это через несколько уроков, избегая многомесячного знакомства с цифрами и сточасового сидения в десятке.

Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить операции по сложению и вычитанию в пределах ста, довести их до автоматизма и перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

Шесть кубиков и таблица 2 помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Таблица 3 познакомит учащихся с записью и названием многозначных чисел.
Пособия Зайцева будут интересны и полезны всем детям. Занятия с "Кубиками Зайцева" основаны на игре и дети учатся, получая удовольствие от занятий.

«Складушки» Воскобовича.

Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. Складовая система обучения детей раннему чтению сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта игра - переработанная В.Воскобовичем популярная система обучения чтению детей раннего возраста известного петербургского педагога Н.Зайцева.

Скачать бесплатно

Н.А. Зайцев "Письмо. Чтение. Счет". скачать
Таблицы Зайцева

Читайте в этой статье:

Сегодня обучить ребенка чтению скорее задача родителей, нежели школы, в которую большинство детей идут уже с некоторым багажом знаний. И умение читать — одно из важнейших. На данный момент уже существуют и продолжают развиваться различные обучающие методики. Все большую популярность среди них набирает методика Зайцева Николая Александровича, санкт-петербургского педагога и ведущего специалиста в сфере апробации и разработки образовательных методик на территории Российской Федерации.

Николай Зайцев и его методики

Главные принципы методик этого педагога совпадают с общепринятыми дидактическими принципами современной системы образования, но здесь они соблюдаются неукоснительно. Это:

  1. Соблюдение системности при подаче материала.
  2. Четкие алгоритмы для всех учебных действий.
  3. В обучении задействуются различные аспекты восприятия ребенком информации, и уже в согласии с принципами их работы организуется подача материала по принципу наглядности.
  4. Учтены физиологические особенности восприятия ребенком новой информации.
  5. Учебные материалы и знания преподносятся в соотношении частное-общее, что позволяет ребенку в дальнейшем свободно и самостоятельно выстраивать аналогии.
  6. Конкретно-образный материал находится в непосредственной связи с наглядным и логически-вербальным (словесным) учебным материалом.
  7. Учитывается оздоровительно-профилактический момент процесса обучения.

На данный момент учебные и экспериментальные разработки Зайцев реализует на базе общества с ограниченной ответственностью под одноименным названием «Методики Н. Зайцева». Его образовательные программы рассчитаны на активное участие не только воспитателей и педагогов, но и на родителей, роль которых в обучении ребенка крайне важна.

Основной обучающий материал — это информационное поле, которое фиксируется в виде таблиц и размещается на видном месте перед глазами ребенка, например, на стенах класса. Методика Николая Зайцева рассчитана не только на индивидуальное обучение, но и на групповые занятия и включает в себя обучение детей всем основным базовым навыкам, таким как чтение, письмо, основы арифметики и математики, иностранные языки. Дидактические приемы рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Интерактивные формы обучения предполагают быстрое раскрытие потенциала каждого ребенка как при групповом, так и при индивидуальном занятии, что помогает педагогу или воспитателю отследить скорость восприятия детьми информации и выяснить, кто из них нуждается в более пристальном внимании со стороны педагога.

В настоящий момент образовательные программы Николая Александровича Зайцева становятся все более популярны. Они уже переведены на несколько языков. Например, существуют программы на казахском, украинском, белорусском и латышском языках.

Наглядные пособия

Наиболее популярная из методических разработок Н. А. Зайцева — это развивающие кубики. Уже более 20 лет эта находка талантливого педагога пользуется успехом как в детских садах, школах и развивающих центрах, так и у родителей, которые занимаются с ребенком своими силами. Кубики — это знакомый каждому малышу с детства привычный материал. Дети, как правило, воспринимают его с удовольствием и в качестве развивающего пособия. Используются кубики для обучения ребенка чтению. Принцип обучения — чтение не по буквам или слогам в том их качестве, в котором они представлены в научной русской грамматике, а по «складам». В основе деления на склады — звучание живой разговорной речи, хорошо знакомой ребенку. К примеру, буквосочетания делятся на те, из которых легко составлять слова — «гу», «бу», «ме», «сы», «н», «дь». Из них ребенок легко и непринужденно может составлять слова по аналогии с реальным слогоделением по звучанию — «ме-дь», «бу-сы» и т.д.

Николай Александрович Зайцев уверяет, что такая подача информации более близка и понятна детям, и многочисленные положительные отзывы педагогов и родителей подтверждают этот факт. В свое время идею подобной методики излагал еще Лев Николаевич Толстой, который, как известно, тоже был талантливым педагогом и даже основал собственную школу в Ясной Поляне, где обучал грамоте крестьянских ребятишек. Обучение при помощи кубиков реализует также один из основополагающих принципов всей обучающей деятельности исследователя, а именно конкретно-образный материал (игрушка). При содействии педагога он, воспитателей или родителей, объясняющих малышу значение букв и слогов, становится наглядным и впоследствии (после осознания ребенком смысловой нагрузки букв) превращается в логически-вербальный (или же словесный, что и есть окончательный результат процесса обучения).

Обучение чтению — не единственная разработка Николая Александровича. Также ему принадлежат вспомогательные материалы для развития мелкой моторики ребенка, логики, внимания: развивающие орнаменты, большие наглядные таблицы и интерактивные настольные игры для обучения ребенка счету, детские книги, например, сборник басен Крылова, адаптированный под систему чтения «по складам». Самый нижний порог возрастного ограничения для наглядных пособий Н. Зайцева — 2 года.

Обучение чтению по методике Зайцева

Как уже упоминалось выше, основной принцип в методике Зайцева при обучении чтению — это принцип чтения по складам, сочетаниям звуков, максимально адаптированным к речи. Самый яркий положительный эффект этой методики заключается в ее скорости. Ребенок 4-5 лет овладевает чтением буквально за 15-20 часов занятий с развивающими кубиками, при этом ему не приходится оставаться надолго в одном положении, к примеру, смирно сидя за партой. Обучение проходит в игровой форме, благодаря чему малыш не испытывает усталости от получаемой информации — она воспринимается органично, в процессе игры, а не представляется ребенку навязанной извне. Конечно, не стоит пытаться установить рекорды в освоении грамоты, но если начать заниматься с ребенком достаточно рано, где-то с 4 лет, то к школе его чтение будет беглым и осмысленным. Это упростит малышу обучение и адаптацию к школе. Ведь осознание глубины собственных возможностей всегда делает нас увереннее, особенно в незнакомой обстановке, в новом коллективе.

Для самых маленьких у кубиков Н. Зайцева учтен еще и слуховой аспект восприятия. Кубики наполнены разным по звуку материалом и по звучанию делятся на «железные», «деревянные» или, к примеру, «золотые». В некоторых наборах собрать и наполнить кубики родителям предлагается своими силами, но встречаются в продаже и уже готовые наборы.

Но некоторые педагоги утверждают, что есть у этой прогрессивной методики и ряд минусов, связанных с тем, что при всех своих полезных свойствах она расходится с официальной школьной программой, которая предполагает традиционное слоговое деление вместо складового и акцентом на проработке буквенного состава слов. Однако гармонично развитый ребенок вряд ли столкнется с такими трудностями. На начальном этапе школьного образования они еще не рассматриваются в рамках программы, а к моменту изучения фонетики. в 3-4 классе, ребенок уже с легкостью будет улавливать тонкости словообразования.

Так как прогресс в современном обществе не стоит на месте, то на сегодняшний день существует даже специально выпущенное приложение для i-pad «Учимся читать» по методике Николая Александровича Зайцева, рассчитанное на детей от 4 лет. Для детей постарше будут актуальны книги, адаптированные к «складовому» методу чтения.

Интерактивное обучение

В методическом пособии, которое прилагается к каждому развивающему набору из арсенала методики Н. А. Зайцева, рассказывается о множестве занимательных обучающих игр, в которые можно играть с ребенком при помощи набора. Возрастной диапазон достаточно широк, от самых маленьких детей (2 года) до младших школьников. Методика взаимодействия с ребенком в рамках процесса обучения расписана пошагово, что упрощает ее выполнение как для педагогов, так и для родителей.

Интерактивное обучение снижает утомляемость у ребенка-дошкольника, получаемая информация воспринимается им более органично. Яркие, красочные наглядные пособия, крупные обучающие таблицы и карточки вызывают больше интереса, чем традиционные тетради и прописи. В рамках игры ребенку предлагается не только пытаться читать, считать и пытаться самостоятельно составлять слова из кубиков, а еще и пропевать их, знакомиться в домашних условиях с законами физики и заниматься «музыкальной математикой».

Родители, использующие материалы разработок Николая Александровича при подготовке ребенка к школе, как правило, бывают приятно поражены полученным результатом. Дети тоже в восторге от таких методов обучения. Специально для пап, мам, а также педагогов и воспитателей детских садов и развивающих центров проводятся семинары и мастер-классы по обучению работе с детьми при помощи данной системы. Но ознакомиться с ней и начать применять методы Н. Зайцева на практике вы вполне сможете и самостоятельно.

Методика Зайцева основана на естественной для малышей форме познания мира... Ребёнку нравится обучаться и он показывает успешные результаты...

Когда начинать обучение чтению? Методики раннего развития рекомендуют начинать обучающую работу с детьми чуть ли не с пеленок. Такой подход имеет смысл, ведь мозг малыша активно растет и нагружать его информацией просто необходимо.

Альтернативный способ обучения:

Кроме того, современные требования к начальному образованию настолько высоки, что ребенок должен прийти в первый класс, умея бегло читать, писать буквы и простые слова, имея представления о счете в пределах десяти. Подготовка к школе должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако за один год до школы научиться беглому чтению вряд ли получится.

Именно поэтому многие родители начинают заниматься с малышами самостоятельно с самого раннего возраста. Как правильно и легко ? Одно из лучших решений предлагает способ Николая Зайцева, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный.

Принципы методики Зайцева

Система Зайцева основана на общепедагогических дидактических принципах обучения:

  • системный подход;
  • учет физиологии малыша, скорости протекания мыслительных процессов;
  • наглядность обучения;
  • стимулирование аналитической мыслительной деятельности методом «от частного к общему».

Идея инновационного подхода заключается в отказе от традиционного обучения чтению при помощи расчленения слова на отдельные буквы. Это гораздо более физиологично для малыша, который говорит не буквами, а неделимыми речевыми единицами – слогами.

Второй важный момент в том, что методика основана на естественной для малышей форме познания мира и обработки информации – игре. Игровые кубики вызывают у чада искренний интерес и позволяют прекрасно систематизировать информацию. Они различаются по размеру, цвету и даже наполнению, то есть задействуют разные способы восприятия информации.

Методика развития Зайцева не ограничивается кубиками: разработаны систематизированные таблицы, звуковые попевки, интересные игры. Однако именно способ обучения при помощи кубиков Зайцева считается секретом эффективности. Ученик не ограничен в движениях: на занятиях можно стоять, сидеть, ползать, лежать. Ребенок во время получасовых занятий не устает, а значит, его интерес не утрачивается.

Звуковые склады и игровой материал

Создатель методики заменил традиционный слог сочетанием гласной и согласной буквы, согласной с мягким знаком. Это и есть склад – новая речевая единица, понятная малышу. Каждая сторона кубика содержит отдельный склад, поэтому составить слово не представляет никакого труда.

Процесс настолько прост, что четырехлетнего малыша можно хорошо научить читать за две недели. Он просто играет в кубики, одновременно усваивая информацию. В этом секрет эффективности методики.

Возрастных ограничений обучения по системе Зайцева нет: можно заниматься с шестимесячными малышами, с трехлетками и с дошкольниками, даже первоклашками. Адаптировать обучение можно к любому возрасту. Самые юные ученики после нескольких месяцев занятий начинают одновременно говорить и читать. Чадо четырех лет довольно свободно читает уже после пятого занятия.

Важным обучающим компонентом выступает цвет. Кубики окрашены в разные цвета. Цветовая дифференциация позволяет ребенку быстро и легко освоить такие сложные школьные знания, как парность согласных по звонкости-мягкости, а также понять разницу между согласным и гласным звуком.

Для совсем маленьких детей придумана звуковая система. Разное наполнение кубиков позволяет подключить слуховое восприятие информации.

Тематический материал:

Математика и английский

Способ Зайцева для детей не ограничен обучением навыкам чтения. Разработаны отдельные программы обучения математике и изучения английского языка. Математическая разновидность методики называется «Стосчет», она позволяет увидеть совокупность числовых значений от нуля до 99. Малыш сразу же получает полное представление о составе любого числа в пределах первой сотни, легко решает примеры на сложение и вычитание.

Дидактический материал представлен специальными карточками, числовым столбом и числовой лентой, с которой очень просто работать.

Наглядность обучения, практические действия с числами, игровая форма занятий позволяют освоить азы арифметики легко и без принуждения, развить математическое мышление, повысить интеллектуальный уровень.

Изучение английского языка – одно из направлений методики. Разноцветные кубики несут полную информацию о морфологии, синтаксисе английского предложения, позволяют легко и правильно строить высказывание на иностранном языке. Разработана система таблиц, полностью описывающих английскую грамматику. Наглядность и систематизация учебного материала позволяют использовать систему для обучения детей и взрослых.

Преимущества системы Зайцева очевидны. Иногда родители опасаются, что ребенок может испытывать сложности в школе, ведь фонетические принципы расходятся с идеей «зайцевского склада». Однако умный малыш легко освоит школьный материал.

В группе его объединения, информацию подтвердила директор ООО «Методики Н. Зайцева» Елена Андреева.

«Кубики Зайцева» – самое знаменитое достижение педагога, они известны всем родителям маленьких детей. Николай Зайцев отрицал метод побуквенного обучения чтению и создал собственный, основанный на чтении комбинации фонем. Он создал «складовый алфавит», который получил название «Таблицы Зайцева». Сам педагог не считал себя первооткрывателем метода и ссылался на учебники XIX века, в том числе на Азбуку Льва Толстого, по которой писатель учил крестьянских детей.

«Мы учим детей читать по складам, а не по слогам. К примеру, слово вскользь - восемь букв, слог один. Ребенку трудно осознать это сразу. Мы читаем по складам, разбиваем речь по кусочкам. Грамматику учим при помощи таблиц», – рассказывал Николай Александрович.

Для своей методики педагог создал «Кубики Зайцева». В наборе 52 кубика, они все разные: большие и маленькие, разного цвета, золотые, деревянные и железные. Кроме обучения чтению, педагог создал методики по обучению математике, русскому языку, а также английскому, татарскому, казахскому языкам.

Николай Зайцев родился в Нижегородской области, его родители были сельскими учителями. В 19 лет он поступает в педагогический институт им. Герцена на филологический факультет (русский язык, литература и английский язык) и одновременно начинает работать в детском доме, в колонии для малолетних правонарушителей, в интернате для умственно отсталых.

На пятом курсе Николая Зайцева отправили переводчиком в Индонезию, где одновременно он исполнял обязанности преподавателя русского языка. Создавать методику преподавания (а среди его учеников были высшие офицеры: командующий морской пехотой, полковник из штаба армии и более двадцати других офицеров) приходилось самостоятельно.

«Материалы для занятий приходилось множить на ходу, по 3–4 раза переписывая через несколько слоев копирки, разложенной между листами бумаги, вычерчивая свои таблицы по русскому языку, подбирая тексты, переводя слова к ним», – вспоминал Зайцев то время.

Тогда он понял, что через современный подход к преподаванию русского и английского языка освоить их чрезвычайно сложно. Будущий знаменитый педагог считал, что выучить язык можно, только поняв его структуру.

Многие студенты и школьники и сами понимают это и составляют собственные таблицы, чтобы понять закономерности в языке. «Запомнилось, что именно после окончания школы, настойчиво и сознательно готовясь к поступлению в вуз, стремился прояснить для себя систему (а может быть, отыскать) английских правил чтения. Просмотрел по читальным залам десятки учебников, из двух специально купленных толстых пособий вырезал кусочки, относящиеся к правилам чтения, для того, чтобы расположить их в двух последовательностях: от буквы к звуку и от звука к букве. Оглядываясь назад, восклицаешь: Титаническая работа!» – вспоминал Зайцев позже.

После окончания университета (кстати, профессором он так и не стал, его дипломную работу не допустили к защите из-за объема – всего 18 страниц) Николай Зайцев устраивается преподавателем русского языка для иностранцев на подготовительный факультет Политехнического института. Именно там ему удалось отработать свою методику.

После 19 лет работы, в 1984 году он, наконец, начинает применять свои знания сначала в школе, а затем и среди дошкольников.

Он очень жестко критиковал современные методы преподавания в школе. «Преподавание языка, будь то родной или иностранный, к сожалению, не меняется уже многие, многие годы, становясь с течением времени только хуже», – считал педагог. «Родной язык превращается в ненавистный для большинства учащихся предмет при почти неоспоримых, распрекрасных методиках, исследованиях и все более и более выдающихся (по научным званиям) авторах».

Он также критиковал строгую дисциплину в классе. «Что делает школа? Закрепостили тело, обездвижили: “Сиди!” Нельзя ребенку столько сидеть. Обездвижили голову: “Не вертись”. Всё - перестал работать мозг, замер, оцепенел. Не может малыш в таких условиях впитывать разумное, доброе, вечное», – рассказывал он.

«Мы соблюдаем самые святые педагогические принципы. Ребенку надо дать понюхать, пощупать, попробовать, потрогать, поискать - головой повертеть. Школа говорит: “Сиди!”, а мы говорим: “Не сиди! Ходи, ищи нужную таблицу”. Школа говорит: “Не вертись!”, а мы говорим: “Вертись, а то вперед тебя ответ найдут”», – так Николай Александрович описывал свой подход к обучению.

«В нем было столько энергии, юмора, любви к жизни, что поверить в его уход невозможно. Встреча с ним переворачивала судьбы, идеологии, отношение к миру, педагогике, детям», –

Заниматься по методике Николая Зайцева можно не только в детском развивающем центре, но и дома. Приобретите пособия, таблицы, длинную указку и сами кубики. Начинаем?

Как вы уже догадались, эта методика отличается от привычных абсолютно всем. Разве что буквы тут тоже учатся писать. Но не сразу в прописях для дошкольников или в тетрадях в клеточку. Нервная система малыша еще не готова к мелкому письму, пальчикам трудно. А по пособию «Пишу красиво» все происходит легче, ребенок не портит зрение и осанку, потому что пособие состоит из 46 карт, где буквы разбиты на элементы и написаны крупно.

Можно упражняться в написании и печатных, и прописных букв, да и цифры тут тоже есть. И кто сказал, что делать это обязательно за столом? Прикрепи к доске магнитом – и обводи пальчиком по частям, а потом целиком букву, и тут же на доске пиши ее мелом! Многим нравятся работать на полу – позу легко переменить. И когда все буквы освоены, можно переходить к письму в тетрадях в крупную клетку. А до 4,5 лет лучше подольше задержаться на крупных и удобных картах.

Отдельно хочется сказать о ребятах с особенностями в развитии . Их мамам и папам будет, наверное, интересно узнать, что их малышу подходит эта методика, как никому другому. И задержки в развитии вовсе не помешают ему научиться читать и писать. Попутно уменьшится и отставание в развитии: ребенок начнет лучше говорить, быстрее думать, научиться концентрироваться. Только нужен не простой педагог, а специалист – например, логопед, дефектолог или психолог.

Параллельная работа над звукопроизношением всегда приносит удивительны плоды. С помощью кубиков можно развить ребенка всесторонне. Только времени потребуется немножко больше. Зато уж сразу – любовь к чтению на всю жизнь гарантирована!

У домашнего обучения есть много плюсов. Один из них – ваш ребенок даже с простудой и насморком не будет отстранен от занятий, а значит, эффективность их будет выше. Однако на вас лежит и большая ответственность за конечный результат. Если малыш через 6-7 месяцев не научится читать, будет отказываться от занятий, вы не сможете высказать свои претензии педагогу. Все претензии – к себе!

Но бывают ситуации, когда у вас просто нет иного выхода, как заниматься с ребенком самостоятельно. И пусть вашему малышу еще нет и 3 лет или он часто болеет, вам вполне под силу самостоятельно научить его читать и писать. Только делать это мы будем по всем правилам!

Игры и упражнения для малышей 3-4 лет

С чего же начать обучение? Надеемся, что у вас найдется местечко на стене для таблиц: они достаточно объемные. Собрав кубики (а на это у вас уйдет часа 1,5-2), положите их кучкой на стол под таблицами. Если с местом в квартире совсем беда, сложите кубики в коробку, которую будете доставать только для занятий. Из длинной рейки смастерите указку (не менее 1.1 м). Ну вот, можно начинать!

Игра «Паровоз»

Предложите малышу построить паровоз. Для этого на полку поставьте локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Скажите, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и покажите на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставьте его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешивайтесь лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А.

Обязательно поясните, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все «вагончики» надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д.

  • Как это делается?

Убедитесь, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки покажите первый большой золотой кубик и назовите его. Пусть малыш повторит. То же самое – с другими «вагончиками», причем сначала ваш палец передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.

Вместо пальца можно использовать кубик с ударением, который двигается сверху «вагончиков». На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут «вагончики» его поезда.

Игра «Смешные слова»

Предложите малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомните ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, «на ножки, а не на голову». Затем прочитайте написанное слово, как обычное. Получается, естественно, абракадабра.

Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить малышей правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным – из 9-12 кубиков). Это – этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

Оно – одно из главных на начальных стадиях обучения. Расскажите малышу, что наши кубики – не простые, у каждого есть своя песенка. Несколько кубиков «пропеваются» (см. ниже). Затем предложите малышу выбрать из общей массы кубик, который он хотел бы послушать. В дальнейшем такой свободный выбор ребенку необходим, так как он получает возможность работать по собственной программе, интуитивно уточняя те моменты, которые ему нужны.

  • Как петь по кубикам?

Ваше лицо находится на одном уровне с лицом ребенка. Держите кубик двумя руками справа от рта. Пропеваемая сторона кубика обращена к малышу, то есть ребенок видит одновременно и склад на кубике, и ваш рот: что делают губы, как работает язык. Это важно для малышей, которые еще плохо, невнятно говорят.

Пропевать кубик надо медленно, несколько утрированно. Это упражнение косвенно помогает при постановке звуков. Уже с первого кубика у детишек автоматически начинают двигаться губки – они повторяют услышанное. Особое внимание уделяйте взгляду ребенка, который должен быть направлен только на вас.

Увидев, как вы спели несколько кубиков «по его заказу», малыш пытается сделать это сам. Пропеваемый склад направлен на него, то есть ребенок смотрит на пропеваемый склад. На заказ можно не только «петь кубик», но и читать выбранный малышом склад на нем. Ему надо просто ткнуть пальчиком в понравившуюся сторону, а мама с готовностью его прочитает, повернув к ребенку.

Упражнения «Поющие ботинки», «Говорящие башенки»

Если малыш сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: «Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик».

Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?». Только помните о взгляде малыша – во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа потеряет смысл.

В этой игре башенки еще и «говорят», то есть вы озвучиваете тот склад на кубике, который выбрал малыш. Не забывайте характеризовать каждый пропетый или прочитанный кубик: «О, это у тебя большой железный». Спойте: «БУ БО БА БЭ БЫ Б». Петь необходимо очень медленно.

Упражнение «Пропевание песенок по таблице»

Ваш малыш стоит лицом к таблице. Вы находитесь справа от нее, держите в правой руке длинную указку. «Смотри, это таблица. На ней тоже есть песенки, такие же, как на кубиках. Я тебе спою эти песенки, а ты внимательно смотри на кончик указки, слушай и подпевай, если хочешь». Убедитесь, что ребенок внимательно смотрит на кончик указки, вы медленно подносите ее к большому золотому кубику: «Это большой золотой: УОАЭЫ». Пойте на мотив гаммы (от верхней ноты к нижней), указка при этом движется вниз не очень быстро.

Пойте, как можно отчетливее произнося звуки, от этого во многом зависит желание малыша подпевать и вообще работать с таблицей. Хорошо, если малыш пытается подпевать. Так же, как большой золотой, пропойте остальные столбцы, внимательно поглядывая на ребенка и следя за его реакцией. Если малыш утомился, а таблица еще не допета, попробуйте поиграть так: когда поется большой кубик, руки подняты вверх, когда маленький – выполняйте приседания.

А еще все песенки отличаются интонационно: большие поются более низким голосом, маленькие – более высоким. Этот прием позволяет развить координированную работу анализаторов: слухового, зрительного, двигательного, а также помогает малышу переключать внимание с одного на другое.

Обычно ребенку очень хочется попробовать самому петь по таблице. Всячески побуждайте его к этому! Сначала пойте вместе – вы и ребенок. Малыш стоит на стульчике с указкой, а вы сбоку, чуть обняв малыша, рукой обхватываете его ручку. Чуть позже, когда ребенок освоит это упражнение, он с удовольствием будет пропевать песенки самостоятельно.

Таблицу лучше пропевать целиком на каждом занятии, но если малыш очень устает, ее лучше дробить по частям. Главная задача – не потерять интерес ребенка к новой деятельности. Этого можно добиться, если он сам будет выбирать, какую песенку сейчас спеть, с какой сегодня начать

Упражнение «Письмо слов по таблице»

Малыш стоит на стульчике, вы сзади, приобняв его за плечи одной рукой и помогая держать указку другой (ваша рука обхватывает ручку ребенка вместе с указкой). Вдвоем решите, какое слово написать. Начинать лучше с имени ребенка, затем перейти к фамилии, именам мамы, папы, игрушек, мультиков и т.д.

Если решено писать имя, например Степа, то четко произнесите первый склад: С, только после этого направляйте руку ребенка с указкой к столбцу СУ СО СА СЭ СЫ С к букве С. Так же и со складом ТЕ: столбец ТЮ ТЕ ТЯ ТИ ТЬ, квадратик ТЕ; ПА: ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, квадратик ПА. Каждый склад озвучивается, а потом показывается (почти сразу – через 1-2 секунды).

После первого написания слова обязательно напишите его второй раз, уже в более быстром темпе. Желательно, чтобы рука малыша не была безвольной, а тоже направляла указку. На следующих занятиях свое имя ребенок напишет уже сам.

Пишем слова из кубиков
  • Игра «Обед»

Предложите малышу «сварить обед». То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ваш ребенок вполне может вспомнить такие слова, как «суп», «компот», «макароны». Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед «съешьте», то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ваш малыш захочет «добавки».

  • Игра «Зоопарк»

Пусть малыш назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).

Игры для детей 4-6 лет

Все игры для трехлеток годятся и для детей постарше, но добавляются и новые, более сложные. Теперь не забудьте про кубик со знаками препинания. На каждое написанное слово из кубиков ставьте кубик с ударением. Имена и фамилии будем писать с заглавной буквы, для чего на первый кубик поставим ЗБ.

И теперь, после 2-3 недель обучения начнем обводить пальчиком и маркером буквы на заламинированных картах из пособия «Пишу красиво». Итак, поиграв с ребенком в игры для трехлеток, начинаем осваивать новые, повторяя упражнение «Письмо слов по таблице» и «Пение по таблице» на каждом занятии.

Упражнение «Загадки»

Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками. Например, такая загадка: «Кто над нами вверх ногами?» Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте ему слово: пусть малыш попыхтит и попробует прочитать слово «муха» самостоятельно.

Игра «Братики»

Объясните: «У всех кубиков есть братики: у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Вы берете первый кубик (СЮ СЕ СЯ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите).

Вот увидите, ваш малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

Игра «Посмотри и повтори»

Предложите малышу написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем вы предлагаете малышу отвернуться. В это время переставьте и перекрутите кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть малыш попробует восстановить написанное им, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое вы писали не раз. Затем поиграйте с именами и фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать.

В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило – не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих – поменять местами все кубики , два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если малыш не справляется и расстраивается по этому поводу, помогите ему.

Игра «Задуманное слово»

Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово «стол».Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память.

Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.

Игра «Угадай-ка»

Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга.

Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличиться до 8-10.

Работа со складовыми картинками

Это написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слова на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.