Что делать если боишься летать на самолете? Молитва на взлёт. Как побороть свой страх перед полётом в самолёте

Так как не бояться летать на самолете может не каждый. Аэрофобией страдают не только обычные люди, которые видели настоящий самолет раз в жизни, но даже звезды кино и телевидения, политики и бизнесмены - все те, кому приходится много летать. Объятые страхом и не знающие, как победить аэрофобию, они отменяют перелет, заменяя самолет любым наземным транспортом. Человек, который испытывает панический страх перед полетом, готов добираться до конечной цели сколько угодно времени на поезде, автомобиле или корабле, лишь бы не подниматься в воздух. Но как бы ни было страшно лететь на самолете, эта проблема решаема, так как справиться с аэрофобией вполне возможно.

Корень проблемы

Чтобы побороть аэрофобию, важно обнаружить ее источник. Главной причиной этой болезни психологи называют страх, что самолет может разбиться. Достаточно часто мы слышим, как из-за технической неисправности, погодных условий или ошибки пилота гибнут сотни людей. И хотя по статистике на дорогах люди попадают в аварии гораздо чаще, чем в воздухе, именно полет у многих вызывает панику. Ведь шансы выжить в авиакатастрофе практически нулевые.

Интересно, что советские люди даже не задумывались о том, как перестать бояться летать на самолетах. В СССР было запрещено освещать в СМИ авиакатастрофы и рассказывать о гибели людей. Именно поэтому страх полета на самолете был чужд для большинства жителей советского государства.

Однако не только ожидание катастрофы провоцирует страх полетов. Боязнь летать на самолете преследует также людей, страдающих клаустрофобией и акрофобией. Опасаться за свою жизнь - нормальное состояние человека. Но когда эти опасения сопровождаются паникой, они становятся фобией. Различают следующие симптомы аэрофобии:

  • у человека, не понимающего, как перестать бояться летать на самолете, задолго до полета возникает чувство тревоги, ухудшается настроение;
  • человек становится нервным и рассеянным, ведет себя необычно;
  • люди, страдающие аэрофобией, склонны тщательно изучать случаи авиакатастроф;
  • непосредственно перед полетом у человека учащается пульс и сердцебиение, потеют ладони, сбивается дыхание.

Чаще всего страх самолетов, как и другие фобии, преследует людей с неустойчивой психикой, склонных к депрессивному состоянию. Однако боязнь перелетов может быть вызвана и другими причинами. Часто фобии людей связаны с несчастными случаями, которые бывали в жизни. Если человек однажды столкнулся с неприятностями во время полета, то травматический опыт в дальнейшем откладывается в сознании и вызывает боязнь самолетов.

Как избавиться от страха

Людей с подобной проблемой на самом деле очень много. Для них давно созданы специальные курсы, так как бороться с аэрофобией действительно необходимо. Любые курсы начинаются с изучения устройства самолета. Ведь эта стальная машина не так проста, как многие думают. Она не может просто так упасть из-за отказа какой-либо детали или попавшего в нее разряда молнии. При обучении уделяется внимание такому явлению, как турбулентность, ведь ее чаще все опасаются аэрофобы. Оканчиваются курсы занятием на тренажере, где каждый может почувствовать себя как пассажиром, так и пилотом.

Обладая необходимыми знаниями об устройстве самолета и процессе полета, гораздо легче не поддаться панике в форс-мажорных ситуациях. Многие туроператоры и авиакомпании предлагают пройти подобные курсы своим клиентам, не знающим, как преодолеть аэрофобию. Помочь может также и самообразование. Но если степень фобии высока, то к курсам необходимо добавить лекарственную и психологическую терапию, так как побороть страх летать на самолете одним теоретическим обучением не удастся. Комплексное лечение также необходимо в запущенных случаях.

Если замучила аэрофобия, как избавиться от нее, подскажут психологи. Специалисты не ограничиваются одним лишь устным убеждением, а предлагают несколько действенных методик борьбы с аэрофобией. Во время гипнотерапии пациент мысленно возвращается в те события, которые вызвали болезнь. Иногда причина боязни полетов даже не связана с самолетом. Специалист помогает искоренить страх, который засел в подсознании больного. Иногда человека с помощью компьютерных образов перемещают в стрессовую ситуацию. Подобная терапия достаточно сложна, однако дает хороший результат.

Лечение аэрофобии может проходить и медикаментозно. Лекарств, которые искореняли бы страх, не существует. Но сильнодействующие успокоительные препараты помогают спокойно перенести полет. В некоторых ситуациях врачи рекомендуют пройти целый курс медикаментозного лечения за 7-10 дней до полета.

Конечно, комплекс подобных процедур стоит недешево. Но если не знаете, что делать с аэрофобией, как бороться с болезнью и избавиться от пресловутого страха, лучше потратиться один раз и устранить проблему навсегда. Для закрепления результата специалисты советуют приезжать в аэропорт заблаговременно, чтобы привыкнуть к обстановке. Не стоит надевать тесную и неудобную одежду, которая только усилит общий дискомфорт. Не берите место возле иллюминатора или в хвосте самолета, где зона турбулентности ощущается сильнее. Лучше сеть поближе к бортпроводникам. Хорошо, если с аэрофобом рядом летит близкий человек, способный развлечь и успокоить. Если перелет предстоит в одиночестве, лучше взять с собой какой-нибудь гаджет с музыкой, фильмом или игрой, чтобы отвлечься от пессимистичных мыслей.

Самолёты давно вошли в нашу жизнь как самое быстрое и эффективное средство передвижения. Благодаря этому виду транспорта человек легко может оказаться на другой стороне земного шара за считанные часы. Однако многие люди боятся летать и не могут побороть этот страх. Существует множество способов решения этой проблемы. Один из них – таблетки от страха летать на самолёте.

Аэрофобии подвержено множество людей

Аэрофобия и её причины

Страх летать на самолёте называют аэрофобией. Она проявляется у всех по-разному. Кто-то чувствует лёгкое головокружение и небольшой дискомфорт, кто-то испытывает панические атаки при мысли о том, что им придётся сесть в самолёт.

Человеку, страдающему от этого страха, зачастую очень сложно самостоятельно справиться со своими негативными эмоциями. Многие даже отказываются пользоваться авиаперевозками, заменяя самолёты другими видами транспорта. Это даёт им возможность путешествовать и не подвергать себя стрессу, но не устраняет проблему фобии.

Аэрофобия в основном возникает из-за того, что человек пережил сильнейший стресс. Очень часто она сопровождается клаустрофобией – боязнью замкнутого пространства. В этом случае человек мучается уже от двойного страха, ведь ему не только предстоит подняться в небо, но и нужно сделать это в ограниченном по своим размерам самолёте. Чаще всего подобным недугом страдают очень впечатлительные и мнительные люди, которые легко поддаются панике и очень долго переживают негативные эмоции и события.

Как избавиться от аэрофобии

Существует множество способов, которые помогут вам избавиться от фобии: поведенческая терапия, сеансы психотерапии и таблетки.

Лекарственные препараты

Самым действенным способом преодоления аэрофобии считается приём лекарственных средств. Люди, которые нечасто летают на самолётах и испытывают лёгкий страх, не сопровождающийся психологическими расстройствами и отклонениями, могут воспользоваться таблетками.

  1. Препараты, созданные на основе растительных веществ (пион, валерьянка). Эти средства помогут снять нервозность и успокоиться, нормализуют сердцебиение. Принять лекарства следует непосредственно перед полётом.
  2. Транквилизаторы (например, феназепам). Такое лекарство имеет прекрасный успокоительный эффект и используется как снотворное. И хотя оно помогает избавиться от боязни перед самолётами, его всё-таки не рекомендуется принимать без консультации врача.
  3. Барбитураты. Такие препараты – отличное снотворное, поэтому их следует принимать только перед длительными перелётами. Они имеют множество побочных эффектов, поэтому принимать эти средства можно только предварительно посоветовавшись с врачом.

Таблетки от аэрофобии эффективны тогда, когда человек пользуется самолётами не очень часто. Если по роду деятельности вы вынуждены часто летать, эту проблему необходимо решать более глобально.

Лучше всего обратиться к психологу, который обязательно поможет вам не только выявить причину страха, но раз и навсегда избавиться от этой фобии.

Поведенческая терапия

Аэрофоб может поработать со своим страхом самостоятельно. Если во время нахождения на борту самолёта у вас начинает кружиться голова или вас тошнит, сделайте 10–15 глубоких вдохов. Если есть возможность, включите кондиционер.

Позаботьтесь о том, чтобы место было комфортным. С такой фобией не рекомендуют садиться в хвост самолёта. Поговорите с соседом или почитайте интересную книгу. Принимать алкоголь в качестве успокоительного не нужно, от этого может сильно болеть голова.

Во время полёта не нужно фокусироваться на негативе. Следует внимательно слушать стюардессу. Во время полёта постарайтесь думать о том, как будет прекрасно после приземления: вас ждёт отдых, встреча с близкими и т. д.

Сеансы психотерапии

Если человеку приходится часто летать и он не может справиться со своей проблемой, можно обратиться к специалисту. Психолог или психотерапевт проведёт с клиентом беседу, назначит курс лечения. Возможно применение авиасимуляторов: пациента помещают в среду его страха. Это вызывает привыкание и осознание того, что в полётах нет ничего смертельного.

Заключение

Боязнь летать на самолёте – серьёзная проблема, которая мешает человеку полноценно жить. С этой фобией нужно бороться. Найдите в себе силы побороть страх или обратитесь за помощью к специалисту. Аэрофобия встречается у 70% населения и для борьбы с ней существуют не только психологические методики, но и действенные лекарства.

А еще сердце бешено колотится, давление поднимается, мурашки по коже бегают с неимоверным топотом, словно табун диких лошадей. Способность адекватно мыслить атрофируется в одночасье, внутри поселяется суетливая паника, а перед глазами то и дело возникают картины авиакатастроф как минимум в формате 3D.

Нечто подобное испытывает человек, который боится авиа-перелетов, словно огня. Ну, или раскаленной сковородки. Можно ли со всем этим справиться, спокойно перелететь из пункта А в пункт Б и даже получить некоторую дозу удовольствия? Ответ будет «да». Кроме тех случаев, когда человек совершенно неадекватен, то есть не способен себя контролировать и вообще понимать, что происходит вокруг. Тут уж поможет только добрый дяденька в белом халате, пара мускулистых парней в аналогичном одеянии, стильная рубашечка с длинными рукавами и мягкая удобная комнатка а-ля «чил-аут».

Справиться с аэрофобией (так называется боязнь авиа-перелетов по-научному) можно несколькими проверенными способами. Тут существуют варианты - как с посторонней помощью, так и без таковой. К сожалению, ни один из них не дает стопроцентной гарантии. В том смысле, что на каждого «обеспокоенного» пассажира действует что-то свое. Так что если не сработает один способ, то смело переходите к другому. Действуйте по ситуации - и вы обязательно найдете то, что нужно.

- Что можно сделать самостоятельно?

1. «Накидаться» в Duty Free

Не только для российских граждан, но и для многих других народов мира спиртосодержащая продукция – это своеобразная анестезия, которая притупляет чувства, эмоции, мысли. А это при паническом страхе летать как раз и необходимо. Только не переборщите!

Такой метод больше подойдет при ночных перелетах, когда есть возможность после «дегустации» проспаться. А вот если вылет с утра, а во второй половине вам предстоят, к примеру, деловые переговоры, то здесь уже данный вариант явно «не катит».

2. «Упахаться» на работе

Опять же вариант более подходящий для вечерних перелетов. Но если вы трудитесь в ночную смену, тогда и утром сгодится. Это тоже анестезия, но иного толка. Постарайтесь занять себя на работе настолько, чтобы в кресло самолета вы «рухнули без задних ног». Чтобы вам как можно меньше чего-то думалось, хотелось и моглось, кроме как побыстрее отойти ко сну. Чтобы на особей противоположного пола - ноль внимания, поскольку работа уже успела вас «удовлетворить» во всех возможных и невозможных положениях. Мысль ясна?

3. «Сцепиться языком» с попутчиком

Вы не прочь поболтать с кем-либо по поводу и без? Легко вступаете в разговор с посторонним человеком и способны поддерживать эту увлекательную беседу длительное время? Тогда такой вариант для вас вполне подходит. Но это лишь при условии, если ваш сосед по креслу в самолете также любит «потрепать языком». А вот когда рядом с вами зажатый попутчик, да еще и с аналогичными «воздушными» проблемами, то попытки его разговорить вряд ли к чему-то хорошему приведут. Возможно даже, что вы начнете усиленно бояться вместе, что уж совсем «ни в какие ворота не лезет».

4. Отложить страх на потом

Не исключено, что в будущем вам предстоит еще великое множество перелетов. Так зачем же бояться сейчас? Есть ведь другие цели, приоритеты, задачи, мысли, желания. Вот ими и займитесь. Они куда важнее какой-то… как ее… аэрофобии. Давайте отложим ее на потом. Подумаете о ней в другой разочек, когда соскучитесь. Договорились?

Если вас лихорадочно трясет перед терминалом, то посмотрите на главное табло. Сколько там рейсов? А сколько пассажиров в каждом? Некоторые люди и вовсе пользуются авиа-услугами практически ежедневно. И ведь обходится без приключений! Так почему же что-то плохое должно произойти только с вами? Отбросьте эти мысли в сторону. Вы такой же счастливчик, как и все остальные. Все, проехали! Будете проявлять свою индивидуальность в другой сфере.

6. Порыться в статистике

Для замены страха на уверенность вам нужны цифры и факты? Да не вопрос! Согласно подсчетам статистов, шансов попасть в авиакатастрофу у вас не так уж и много. Даже если вы будете совершать перелеты ежедневно на протяжении 13 лет, то сможете достигнуть вероятности не более 10%. Так что если вы не готовы провести ближайшие 13 лет в каждодневных перелетах, тогда выбросьте свой страх куда подальше. Он вам вряд ли пригодится.

7. Подумать о пилоте

Вы-то, может, и нечасто летаете. А о пилотах думали? Они-то как раз этим делом занимаются регулярно. И, что удивительно, отрабатывают свой многолетний профессиональный стаж и выходят затем на пенсию. Они - нормальные люди, а не фанатичные камикадзе, стремящиеся свести счеты с жизнью ради какой-то туманной идеи. Так что гробить себя и вас – это точно не в их интересах.

- Какая бывает помощь со стороны?

8. Послушать видео-тренинг пилота

Как известно, лучший способ избавиться от одних мыслей – это переключиться на другие. А если еще страх неизвестности сменить на конкретные знания, тогда вместо хаотичной паники внутри вас поселится устойчивое чувство контроля над ситуацией. Для этих целей в некоторых современных аэропортах есть возможность за час до вылета посмотреть видеофильм. В нем опытный пилот, налетавший более 1000 часов, рассказывает обо всех особенностях перелета. После его авторитетных заявлений можно поверить даже в лешего и марсиан среди нас. А уж в безопасность полета и подавно.

9. Потрястись в симуляторе полета

Следующая услуга, которая, к сожалению, пока что доступна не во всех аэропортах, - это симулятор полета. Она уже стоит денег, а суть процедуры такова. При помощи современных технологий пассажир перед вылетом помещается в искусственные условия, максимально приближенные к реальным. Тут вам и облака за окном, и тряска в зоне турбулентности, и другие прелести полета. Словом, после такого «расколбаса» пассажир выходит уже с определенным опытом, нужным настроем и ощущением того, что при настоящем перелете тоже будет «все путем».

10. Поговорить «по душам» с психологом

У такого разговора существует определенная «такса», но в некоторых случаях оно того стоит. То есть деньги будут отданы не зря. Тут вы в расслабляющей обстановке беседуете в режиме тет-а-тет с доброжелательным человеком. Он уже решил с успехом великое множество подобных проблем, так что вы для него не в новинку. Ваша задача - просто делиться своими переживаниями. А он, в свою очередь, подберет для вас оптимальный способ справиться со страхом и подобно спортивному тренеру настроит на победу.

Да, все эти методы борьбы со страхом, довольно просты. Но если их грамотно использовать, то любой из них способен отправить вашу аэрофобию куда подальше. Даже туда, откуда возврата нет!

«Самолет – самый безопасный способ передвижения. Уровень смертности на самолетах значительно ниже, чем на поезде или машине». Можно сколько угодно повторять себе эти вычитанные в журналах или на Интернет-ресурсах фразы, но от этого почему-то боязнь полетов не уменьшается.

Как не бояться летать на самолете и что делать, чтобы уменьшить страх? Об этом читайте ниже.

Итак, вот небольшой список доводов против боязни полётов:

  1. Помните о том, что самолет проектируют таким образом, что даже в случае какой-то неисправности или поломки, у него есть все шансы удачно и спокойно приземлиться.
  2. Практически все системы в самолете дублируются, а некоторые имеют 2-3 дубликата на случай неисправности первых.
  3. Экипаж любого лайнера – хорошо обучен и прекрасно знает, что делать в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций.
  4. Любое воздушное судно прекрасно оснащено по последнему слову техники.
  5. Поверьте, любая авиакомпания тоже заинтересована в том, чтобы все её самолеты летали исправно и без сбоев. Ведь самолет стоит многие миллионы долларов, а ещё и придется выплачивать компенсации семьям погибших пассажиров. Не говоря уже о том, что мало кто захочет потом летать этими авиалиниями. Поэтому за каждым самолетом тщательно следят.
  6. Перед каждым полетом самолет тщательно проверяют механики, а затем сам первый пилот.
  7. У самолета, как минимум, два двигателя. Даже при отказе одного из них, он сможет безопасно совершить посадку. О том, как взлетает и летает самолет, вы можете узнать
  8. Стоимость одного двигателя насчитывает около 10 млн. долларов, поэтому ухаживают за ним, почти как за маленьким ребенком. Вероятность его поломки ничтожно мала. Отказ двигателя может произойти на 2 миллиона часов налета.
  9. Из рейсов не возвращается 1 человек на 12 миллионов, а таких рейсов в год совершается десятки тысяч.

Даже при каких-то неполадках самолет может удачно приземлиться.

Вас не убедили эти доводы, и вы все ещё думаете: «Боюсь летать на самолете. Что делать?» Тогда читаем дальше.

Аэрофобия

Практически все пассажиры испытывают дискомфорт и неприятные ощущения перед и во время полета. Но это ещё не аэрофобия.

Многие пассажиры бояться летать. Страх — это естественная реакция нашего организма!

Не спешите диагностировать у себя её, не имея на то объективных доказательств. Аэрофобия – это уже психическое расстройство , которое характеризуется наличием следующих признаков:

  • в самолете вы крепко сжимаете подлокотники, и ваши руки потеют;
  • во время перелета вы вглядываетесь в лица стюардесс;
  • вы вслушиваетесь в шум работы двигателей и прочие, издаваемые самолетом, звуки;
  • вы испытываете страх, панику, внутренний дискомфорт перед и во время рейса;
  • вы не можете заставить себя посмотреть в иллюминатор;
  • вас пугает замкнутость пространства в самолете;
  • учащенное, сбивчивое дыхание;
  • повышенное сердцебиение;
  • во время турбулентности вы испытываете острый приступ паники, с трудом вами контролируемый;
  • перед полетом вам обязательно надо выпить алкоголь или успокоительные таблетки;
  • вы полностью отказались от передвижения на самолетах.

Она может сочетаться с прочими фобиями – клаустрофобией (страх замкнутого пространства) и акрофобией (страх высоты).

В таком случае, нужно комплексно и постепенно избавляться от подобных страхов. От 15% до 30% всего населения Земли страдают таким расстройством.

Главное! При острой стадии аэрофобии обязательно обратитесь к специалисту. Не стесняйтесь и не бойтесь осуждения со стороны других людей. Вы же обращаетесь к врачу, если у вас болит живот или горло? Так и здесь. На свое психическое здоровье надо обращать столь же пристальное внимание, как и на физическое. Иначе, без должного лечения, ваша болезнь будет только прогрессировать.

Ниже приведено несколько простых советов, для того, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние перед и во время полета.

Не читайте перед полетом об авиакатастрофах.

Помните, что как и при любой другой болезни, здесь нужно время и терпение, а также вера в собственные силы и успех лечения. Нужно начинать с небольших шагов, постепенно увеличивая их.

Что делать перед полетом

Перед полетом:

Постарайтесь себя занять чем-нибудь во время перелета.

Если вы летите на самолете первый раз, то несколько полезных советов вы можете найти

Что делать вовремя полета

Во время самого полета:

  • Если страх летать на самолете сочетается у вас с клаустрофобией , то не надо садиться у иллюминатора. Если все-таки вам досталось такое место, то закройте его и не смотрите туда. Не знаете, какое место выбрать в самолете? Тогда прочитайте ;
  • Разбейте время всего полета на разные промежутки – взлет, разнос напитков, обед/ужин/завтрак, посадка. И так двигайтесь по списку. Так вам будет легче перенести время перелета, и оно не будет тянутся медленно;
  • Займите себя чем-нибудь. В идеале лучше постараться уснуть. Если это не получается, то почитайте книгу, посмотрите фильм на ноутбуке/планшете, послушайте музыку, поиграйте в какую-нибудь глупую игру на телефоне. Подойдет все;
  • Гоните прочь негативные мысли! Постарайтесь думать о том, чем вы займетесь по приезде. Если вы едете в отпуск, то думайте о море, пляже, вкусной еде на шведском столе, как вы проведете там свое время. Если вы отправились по работе, то проработайте в голове этапы своего выступления на конференции или переговоров с партнером;
  • Ведите себя уверенно , и так будто вы и не боитесь вовсе летать. Постепенно, внушаемая уверенность станет настоящей;
  • Подумайте о других пассажирах . Понаблюдайте за ними, представьте, зачем они летят и что из себя представляют. Это не только поможет убить время, но и поможет осознать, что вы не один такой, а находитесь среди таких же людей;
  • Возьмите с собой леденцы или жевательную резинку . Страх вызывает мышечную скованность, иногда онемение рук или ног. Когда же вы жуете жевательную резинку или леденец, то ваше тело,поглощенное одним действием и приятными эмоциями, уже не будет отзываться на другую, негативную;
  • Пейте больше жидкости, но не алкоголя! От страха появляется обезвоживание, поэтому обязательно больше пить сок или воду;
  • Ни в коем случае не пейте кофе! Оно ещё больше только перевозбудит вашу нервную систему, которая и так находится на грани;
  • Отстегните ремень безопасности, откиньте немного сиденье . В общем, примите наиболее удобную позу. Позвольте вашему телу расслабиться. Тогда и вашей нервной системе будет легче прийти в свою норму.

Во время турбулентности

Многие пассажиры не так переносят тяжело сам полет, сколько турбулентность. Хотя, когда вы едете на машине, и начинается неровная дорога, вы же не начинаете переживать, что попадете в смертельную аварию.

Вы стараетесь удвоить бдительность. Так же и с самолетом. Он просто попадает в воздушные ямы, которые не смог обойти. Сам по себе самолет не полетит в зону грозовых облаков, а постарается пропустить её.

Самолету не страшна турбулентность в силу его совершенной конструкции.

Любой самолет тщательно испытывают прежде, чем отправить на эксплуатацию, так что он способен выдерживать очень большие нагрузки. Что уж тут говорить о каких-то грозовых облаках или ветре?

Иногда турбулентность может быть очень сильной. В таком случае, вещи падают с полок сверху, и самолет даже может встряхнуть. Это не повод для паники!

Что делать при турбулентности

Когда начинается зона турбулентности, нужно сделать следующее:

  • выполните указания стюардесс и пристегните ремень;
  • не вставайте со своего кресла , пока самолет не покинул зону турбулентности;
  • следите за указаниями на табло;
  • можно сделать любую дыхательную гимнастику – это может успокоиться;
  • в случае падения вещей с полок, прикрывайте голову в первую очередь;
  • если упала какая-то вещь, пусть и ваша, не вставайте со своего места;
  • повторяйте себе, что все будет хорошо, и вы удачно приземлитесь. Самовнушение – отличная возможность успокоить свои взвинченные нервы.

Берите пример со стюардесс — они сохраняют спокойствие в любых условиях полета.

И, напоследок, подумайте Они совершают полеты чуть ли не каждодневно. Даже при турбулентности они продолжают выполнять свою работу и улыбаться пассажирам. Возможно, их пример придаст вам мужества.

Удачных вам полетов!

Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.