Что такое совесть – определение, что значит совесть? Что такое Совесть? Значение и толкование слова sovest, определение термина

Многочисленные примеры героизма и повседневной самоотверженности показывают, что человек бескорыстно способен проникнуться чужими интересами и бороться за них с не меньшей энергией, чем за свои кровные. Здесь проявляется альтруистическая природа человека, усиленная осознанием своего морального долга. Именно данные два фактора образуют источник энергии вдохновения, душевного подъема, составляющие духовную основу бескорыстия.

Говоря о вдохновении как источнике бескорыстной добродетели, вспомним еще один моральный принцип: «Все, что ты делаешь для других, ты делаешь для себя». В чем достигает удовлетворения человек, действующий по вдохновению? В сознании того, что он совершил поступок, продиктованный совестью.

Совесть - моральная характеристика внутреннего мира человека. Совесть - еще и испытание добрыми чувствами и добрыми делами, которые подчас противоречат личному интересу. Представьте себе, что вы едете на автомобиле на очень важную встречу, от нее зависит ваше будущее, и опаздывать нельзя. А на дороге вы видите лежащего в луже крови человека, видимо, сбитого лихачом. Потерпевшему нужна немедленная помощь; кроме вас, ее оказать некому. В то же время никакой закон не обязывает немедленно помочь раненому. Вы можете доехать до ближайшего поста ГИБДД, сообщить о трагедии и «умыть руки». Итак, это дело вашей совести...

Совесть - и способность человека откликаться на чужую боль. Является ли она врожденным качеством любого человека или, как и способность воспринимать музыку, присуща далеко не всем? Если мы признаем, что человек по природе альтруист, то следует также признать, что у каждого человека есть природные зачатки совести, так же как и способность человека слышать музыку. Иное дело, что под влиянием обстоятельств подобные зачатки могут не развиться или, напротив, дать здоровые побеги. Многое зависит от отношения к человеку. Если к нему относиться не по-человечески, он, скорее всего, ответит тем же. И все же многое зависит от самого человека, от его внутренней потребности видеть в другом себе подобного, умения стать на его место.

Возникает новый вопрос: совесть - чистый порыв чувств или она опирается на разумные основы? Испанский философ Фернандо Саватер в замечательной книге «Беседы об этике» сформулировал подобные разумные основания:

  • а) если мы хотим жить по-человечески, то нельзя быть безразличным к другим;
  • б) необходимо постоянно анализировать, то ли мы делаем, что хотим в действительности;
  • в) надо развивать в себе хороший вкус в вопросах морали до такой степени, чтобы от аморальных поступков нас удерживало естественное чувство отвращения - такое же, например, как от вида дохлой крысы;
  • г) нельзя уклоняться от ответственности за свои действия, ссылаясь на то, что мы были в них не свободны.

Теперь вернемся к моральному принципу, с которым уже познакомились: «Все, что ты делаешь для других, ты делаешь для себя». Как его понять? И какое удовлетворение получает человек от того, что делает для других, иными словами, живет по совести?

Давайте вспомним наш пример. Итак, вы остановились на дороге. Перед вами в луже крови лежит тяжело раненный человек. Что делать? Часы бесстрастно отмеряют время, которого у вас остается все меньше и меньше, чтобы успеть к счастливому повороту судьбы. «А... - думаете вы, - он все равно умрет, а у меня вся жизнь впереди и блестящий шанс». Вы нажимаете на газ и мчитесь к месту встречи, время которой изменить нельзя. Конечно, вы не чудовище и на первом же посту ГИБДД сообщаете о потерпевшем. Вы успели на встречу и благодаря ей преуспели в жизни: получили хорошую должность и большую зарплату.

Но... Не возникнет ли у вас постоянное чувство тревоги и недоверия к людям, потому что вы не можете быть уверены, что, случись с вами несчастье, вам кто-нибудь поможет. Не из мести. Просто все будут торопиться по своим судьбоносным делам. А как будут относиться к вам окружающие, узнавшие об этой истории? С осторожностью, недоверием, опаской, даже враждебно. Поостерегутся даже те, кто рассудком находит для вас оправдания. И уж, конечно, померкнет престиж новой хорошей должности. И давайте рассуждать совсем практично: ваши руководители вряд ли будут желать новой судьбоносной для вас встречи. Вы проиграли. Вы посеяли недоверие к себе самому и к другим людям и в своей душе, и у окружающих.

А теперь опять вернемся к дорожному происшествию. Вы видите, как страдает раненый, чувствуете его боль, ставите себя на его место, а может быть, представляете, что здесь также мог погибать кто-то из ваших родных или друзей. И вам уже кажется мелкой и несущественной несостоявшаяся судьбоносная встреча перед лицом разыгравшейся трагедии. Вас охватывает то бескорыстное чувство сопереживания, которое мыслители назвали вдохновением или, скажем проще, подъемом духа... Вы осторожно укладываете раненого на заднее сиденье...

Да, вы опоздали на встречу и потеряли место, но приобрели гораздо больше: убедились на собственном примере, что человеческая солидарность - не пустой звук, сохранили надежду на то, что, случись с вами несчастье, люди не оставят вас в беде. Вы проверили себя на силу духа и убедились в ней. Вы заслужили признательность и уважение спасенного, его близких, друзей, вообще окружающих. И не только признательность, но и желание помочь вам в ваших затруднениях (в том числе, может быть, и с работой). Такие моральные приобретения и имеет в виду принцип «Все, что ты делаешь для других, ты делаешь для себя».

Вопрос

Подумайте над предложенным вам примером. В какой ситуации вы чувствовали бы себя более счастливым и удовлетворенным - в первой или второй?

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Как часто кто-то просит «иметь совесть» или интересуется, не замучает ли нас она от определенных действий. Однако, что такое совесть? Вряд ли кто-то может с уверенностью дать трактовку данному понятию. Не могут дать совершенно четкого объяснения и словари, но стоит хотя бы попытаться разобраться в этом вопросе.

Что такое совесть?

Что такое совесть? Часто ответ на этот вопрос дается следующим образом – это способность кого бы то ни было самостоятельно определять свои нравственные обязанности , заниматься самоконтролем и оценивать свои поступки. Говоря простым языком, это способ выразить своё нравственное самосознание.

Проявление совести подразделяется на два вида. Во-первых, это определенные действия, которые совершает человек, в связи с той или иной нравственной подоплекой. Во-вторых, это эмоции, которые он испытывает в отношении некоторых поступков – чувство вины, или так называемые «угрызения совести».

Практически всё, что касается данного вопроса, окутано тайной. Например, как вообще у людей появилась совесть? Некоторые ученые полагают, что это произошло в результате эволюции, другие же придерживаются интуитивной теории.

Эволюционная теория основана на том факте, что с течением времени люди замечали, что их эгоистические поступки вредят близким, и за них они порицаются или наказываются. Добрые же поступки, наоборот, одобряются. Некоторые ученые считают, что подобное постепенно усвоилось человеком до врожденного уровня, хотя с этим согласны далеко не все.


Интуитивизм

Основа данной теории в том, что совесть воспринимается как свойство человека, данное ему самой природой. В этом случае не отрицается тот факт, что степень развития могла меняться и совершенствоваться, в связи с самыми разными условиями, однако «зародыш» считается фактом.

Врожденность объясняет безусловный характер совести, однако приверженцы этой теории также вмешивают в вопрос высшие силы, Бога, поэтому такое объяснение не может считаться чисто научным. Оно сохранило за собой слово «теория» лишь в качестве названия, как дань традициям.

Описание совести

Примерно описав то, что такое совесть и что она значит, ученые обратились к другим аспектам данного вопроса. В частности, они подняли психологическую проблему, выделение видов и проявлений.

Практически во всём мнения людей разнятся. Одни считают, что в животном мире не существует проявлений совести, другие же придерживаются совершенно противоположного мнения, и даже находят примеры для подобного.

Отдельно рассматривается определение совести детского возраста. Этот период помогает рассмотреть, как именно формируется самосознание человеческих поступков. Ключевой составляющей является стыд. Некоторые ученые даже считают, что стыд – это единственное проявление совести. Независимо от того, правда это или нет, данное чувство рассматривается у детей, и очевидно, что оно присутствует в разной мере. На это, как правило, влияет воспитание и среда.

Стараясь понять, что означает совесть, не стоит считать, что она присуще только высокоразвитым людям. Многие ученые хотят воспринимать дикарей и племена с низкой степенью культуры как людей, не испытывающих стыда и чувства вины, однако даже самые старые сочинения путешественников легко доказывают обратное.

Многие народы и племена ценят стыд гораздо выше жителей мегаполисов, и это при том, что они ходят совершенно голыми. Проще говоря, культура и степень нравственного сознания практически никак не связаны.


Совесть и криминология

Отдельно широко рассматривают вопрос что такое совесть с точки зрения криминологии, и в этом нет ничего удивительного. Трудно поверить в то, что она существует у воров или серийных убийц. Однако разложение данного типа самосознания, которое провел Деспин, позволило пролить некоторый свет на её природу.

В этом смысле выделяют совесть толпы, влияние массы на сознание одного человека, а также психологические изменения у одичавших людей и выродившихся народов.

Сегодня ученые и философы продолжают активно обсуждать вопрос появления совести и её развития. Некоторые считают, что такое самосознание не изменяется с возрастом или приходом в другое общество, однако происходят изменения в разуме, а он, в свою очередь, способен повлиять на совесть . Она же старается пробиться, посылая человеку невыносимое чувство вины, стыда и угрызений.


Совесть

И так совесть — что же это такое? Посмотрим для начала, что об этом думает Вики:
Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести» [источник не указан 1736 дней], то есть связывает воедино разум и эмоции.

В какой-то мере действительно, так оно и есть.
Но посмотрим на нее глубже, убрав все наработки и налеты.

Все мы знаем, есть в человеке некий стержень, не зря говорят – человек не меняется, действительно, стержень он дается один на всю жизнь, и не меняется. Но иногда мы слышим, как кто-то из друзей говорит нам что общий знакомый, какой он молодец, он изменился (а может и в…

Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть - лишнее чувство, от которого следует избавиться. Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарлза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью». И ещё…

В др.-греч. мифологии С. получает фантастич. изображение в виде образа эриний, богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников, но выступающих как благодетельницы (эвмениды) по отношению к раскаявшимся. В этике проблему личной С. впервые поставил Сократ, к-рый считал источником нравств. суждений человека его самопознание (др.-греч….

Была в народе одна древняя мудрость: «Совесть хоть и без зубов, а душу сгрызть может».

И так уж получилось, что стали забывать люди эти слова, как и много других важных вещей. Только вот наши предки не зря слагали пословицы о совести. Знали ведь, что без нее пропадет русский народ, и не будет ему счастья.

Итак, какие же пословицы о совести и долге должен знать каждый человек? Зачем они нужны ему? И что вообще такое совесть?

Что такое совесть?

Так уж получилось, что у каждого человека своя совесть. «Почему так?» - спросите вы. Да потому, что каждый человек устроен по-разному. Одних воспитывают в хороших семьях и обучают добру и порядку, а иных - в злых. Поэтому, вырастая, люди имеют разное представление о морали, соответственно, и совесть у них отличается.

Если верить психологам, то совесть – это морально-этические правила, которые определяют внутренний мир индивида. Нарушение этих неписаных законов приводит к тому, что человек начинает испытывать…

Что такое совесть и что значит жить по совести?

У большинства людей есть некий внутренний цензор, который помогает различать положительные и негативные аспекты в жизни. Важно научиться прислушиваться к голосу внутри себя и следовать его советам, и тогда он будет служить проводником в счастливое будущее.

Что значит совесть?

Есть несколько определений такого понятия: так, совесть считают способностью самостоятельно выявлять собственные обязанности по самоконтролю и оценивать совершенные поступки. Психологи, объясняя, что такое совесть своими словами, дают такое определение: это внутреннее качество, которое дает шанс понять, насколько хорошо личность осознает собственную ответственность за совершенный поступок.

Чтобы определить, что такое совесть, необходимо отметить тот факт, что она делится на два вида. К первому относятся действия, которые человек совершает, имея определенную нравственную подоплеку. Второй вид подразумевает эмоции, которые испытывает…

О совести говорят всегда, иногда даже не понимания, что подразумевают под этим понятием. Давайте разберемся, что такое совесть. Совесть часто сравнивают с компасом, который так необходим путешественникам, чтобы не попасть в беду. С виду это простой прибор с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север. Но если он правильно работает и если им пользоваться вместе с подробной картой, можно избежать беды. Это очень похоже на совесть. Если она правильно обучена, она нас будет защищать, но только если мы будем быстро реагировать на ее предупреждения.

Разные мнения о совести

Без совести мы бы пропали. Есть много теорий в отношении определения совести. Например, Библия объясняет, что такое совесть. Буквально это слово означает «знание самого себя». Эта способность познавать самих себя дана нам от Бога. Получается, мы можем увидеть себя со стороны и оценить свои поступки, решения и чувства. Совесть не только содействует нашей радости, но может сильно нас…

«У вас нет совести!», «Совесть бы поимел!», «Совесть – самый лучший контролер». «Угрызения сов ести». Эти и многие другие высказывания про совесть нам не раз и не два приходилось слышать в жизни. Так что такое совесть? Для чего она нам нужна? Как узнать, есть она у нас или нет, и как ее не потерять?

Совесть представляет собой эдакий регулятор наших отношений с окружающими людьми. При этом регулятор этот у каждого свой. Совесть человека – есть понятие сугубо индивидуальное, нет в ней эталонности, нельзя ее измерить и сказать: «Моя совесть больше твоей». Все зависит от того, насколько способен человек регулировать свое морально-этическое поведение, нормы которого у каждого разные и зависят воспитания, социальной среды обитания, личностных качеств, жизненного опыта. На уровне чувств совесть помогает нам оценить ошибочность или верность действий или поступков.

Что такое совесть: совесть в жизненных примерах

Совесть оказывает сильное влияние на нашу жизнь и может…

По следам дискуссий

Совесть краткий конспект одноимённой дискуссии

Кто из нас не знаком со своим внутренним голосом, называемым совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за соделанное!?! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Подобно тому, как голодный не может убедить себя в том, что он сыт, а изнурённый трудом – убедить себя в том, что он бодр и полон сил и энергии, так и мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

I. ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ?

1. Определение словарей:
Словарь Ушакова: Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
Словарь Брокгауза и Ефрона: Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и…

1) Совесть — — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания. С. не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, к-рые выработаны в обществ. практике, а следовательно, зависит в конечном счете от клас. и обществ, принадлежности человека. Науч. атеизм выступает как против нигилистич. отношения к С., считая ее существ, чертой духовного облика личности, так и против отношения к ней как неизменному и непогрешимому судье, данному нам богом. С ходом соц. и культурного прогресса интеллект. честность как одно из требований С. все более настоятельно требует отказа от релит, веры, как не имеющей логич. и фактич. обоснования, а также и…

Со весть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей).

Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. Феофан Затворник). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.

В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей…

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С….

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

(русс, совместная весть, обобщенное знание). 1. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом нравственные принципы, взгляды, убеждения. 2. В оккультизме – проявление в индивиде критериев…

Философский словарь

(совместное знание, ведать, знать): способностьчеловека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и…

Что такое совесть?

Что такое совесть и можешь ли ты с уверенностью руководствоваться своей совестью? Как обученная по Библии совесть помогает принимать правильные решения в жизни?

Совесть

Идя по оживлённой улице, ты проходишь мимо элегантно одетой женщины, которая, не заметив, роняет пачку денег. Наклонившись, чтобы поднять эту
пачку, ты видишь, как женщина поспешно садится в дорогой автомобиль.

Как ты поступишь? Окликнешь ли ты её или быстро спрячешь деньги в свой карман?

Это зависит от твоей совести. Что она подскажет тебе? Ещё важнее: можешь ли ты доверять ей? Можешь ли ты с уверенностью руководствоваться своей совестью?

Совесть - это естественное чувство убеждённости в том, что является добром и злом, справедливым и несправедливым, что морально и аморально. В Библии принцип действия совести описан в Послании к Римлянам 2:14, 15 такими словами:

«Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона,…

Вступление

Ещё в древности философы и мудрецы размышляли об этом голосе: откуда он исходит и какова его природа? Выдвигались различные предположения и теории. Особые проблемы наличие этого голоса создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души.

Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть - лишнее чувство, от которого следует избавиться. Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарлза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая…

Совесть относится исключительно к внутренним морально-нравственным понятиям. Она подразумевает способность человека вести оценку своего поведения, его мотивов, внутренних желаний с позиций осознания собственного несовершенства. Совесть человека – это всегда разговор наедине с самим собой, поэтому она исключает наличие таких категорий, как стыд и страх, являющихся больше внешней ответной реакцией на несоответствие общепринятым нормам. Ощущение своего несовершенства и недовольство собой приводит человека к нравственным переживаниям известным как, «укоры совести» или «муки совести».

В христианстве совесть является одним из даров, данных человеку Богом. Это благо для человека, так как не дает человеку окончательно свернуть на путь греха. Христианам предписывается обучать свою совесть, что значит вести постоянные размышления о соответствии своих поступков с христианской моралью.

Если неправильное поведение приводит человека к «неспокойной совести», напротив успешное…

категория этики, обнимающая проблемы нравств. самоконтроля личности, способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания, требовать от себя их исполнения и оценивать свои действия. В др.-греч. мифологии С. получает фантастич. изображение в виде образа эриний, богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников, но выступающих как благодетельницы (эвмениды) по отношению к раскаявшимся. В этике проблему личной С. впервые поставил Сократ, к-рый считал источником нравств. суждений человека его самопознание (др.-греч. ??????????, как и лат. conscientia, означает и С., и осознание). В этой форме Сократ выступил за освобождение индивида от безусловной власти над ним обществ. и родовых традиций. Однако лишь в новое время категория С. приобретает большое значение в этике, что отразило процесс освобождения личности от феод.-сословных, цеховых и церк. регламентации в ходе развития бурж. отношений. Вопрос о личной С. является одним из центр. в идеологии Реформации (идея Лютера о том, что глас божий присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви). Философы-материалисты 17–18 вв. (Локк, Спиноза, Гоббс., др. материалисты 18 в.), отрицая врожденный характер С., обращают внимание на ее зависимость от обществ. воспитания, условий жизни и интересов личности. Ограничиваясь лишь констатацией этой зависимости, они, как правило, приходят к релятивистскому истолкованию С. Локк, напр., говорит, что "...если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни испытывают угрызения совести из-за совершения или несовершения поступков, которые другие в другом месте считают достойными" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 99). Аналогичную мысль высказывает Гольбах (см. "Система природы", М., 1940, с. 140). Релятивистское истолкование С., имеющее у просветителей антифеод. и антиклерик. направленность, провозглашающее свободу личной С., тем не менее лишает в значит. мере С. ее личностного, "внутреннего" характера, делает ее объектом воздействия гос-ва и общества в целом (хотя просветители не отрицают того, что С. – прерогатива личности. Гольбах определяет С. как оценку, к-рую "... мы в своей собственной душе даем своим поступкам" – "Карманное богословие", М., 1959, с. 172). В противоположность этому идеалистич. этика развила идею автономной личности, к-рая независимо от общества определяет нравств. закон. Так, Руссо считает, что законы добродетели "написаны в сердцах у всех" и для познания их достаточно "...углубиться в себя и в тиши страстей прислушаться к голосу своей совести" ("О влиянии наук на нравы", СПБ, 1908, с. 56). Кант считает подлинно нравств. законом для разумного существа только тот, который дает оно само себе. Идея автономии личности в конечном счете вела к априористич. истолкованию С. По Канту, С. не есть нечто приобретаемое. Каждый человек как нравственное существо имеет в себе совесть от рождения. Еще более резко идея автономии личности была выражена Фихте, с т. зр. к-рого единств. критерием нравственности является С. "чистого Я", а подчинение к.-л. внешнему авторитету – бессовестностью. Впоследствии эта индивидуалистич. трактовка С. была доведена до крайности в экзистенциализме, в этич. концепции к-рого отрицается всеобщий характер нравств. закона: напр., Сартр считает единств. критерием нравственности следование "абсолютно свободному" индивидуальному замыслу, отказ человека от "дурной веры" в существование к.-л. объективных критериев. Критику релятивистского и субъективистского понимания С. дал уже Гегель, показавший при этом противоречивый характер самой С. С т. зр. Гегеля, С. "имеет свою истину в непосредственной достоверности себя самой", "определяет, исходя из себя самой". Но эта самодостоверность С. влечет за собой "произвол отдельного лица", к-рое может "придать... свою добросовестность" любому содержанию. Поэтому свою действительность, указывает Гегель, С. приобретает лишь во "всеобщем самосознании" благодаря "всеобщей среде" (обществу), в к-рой находится человек (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–52). Однако, признав приоритет обществ. сознания над личным, Гегель трактует его объективно-идеалистически, как воплощение абс. духа, а его непосредств. выражением в сознании индивида считает религию: "Итак, совесть в величии своего превосходства над определенным законом и всяким содержанием долга...есть моральная гениальность, знающая, что внутренний голос ее непосредственного знания есть голос божественный... Это одинокое богослужение есть в то же время по существу богослужение о б щ и н ы..." (там же, с. 351–52). Фейербах находит материалистич. объяснение тому факту, что С. представляется человеку голосом его внутреннего Я и одновременно гласом, идущим извне, вступающим с человеком в спор и осуждающим его поступки. Он называет С. "другим Я" человека, но указывает, что это alter ego не исходит от бога и не возникает "чудесным путем самозарождения". "Ибо, как принадлежащий к этой общине, как член этого племени, этого народа, этой эпохи, я не обладаю в своей совести никаким особенным и другим уголовным уставом... Я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня другой... или по крайней мере мог бы упрекать меня, если бы знал о моих поступках или сам стал объектом действия, заслуживающего упрека" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 630). Марксистское понимание С. раскрывает ее социальную природу и показывает ее детерминированность условиями жизнедея-тельности человека и его идейно-обществ. позицией. "У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 140). Источники коллизий личной С. следует искать в конечном счете в социальных противоречиях, так или иначе затрагивающих личность и отражающихся в ее сознании. Противоречия между интересами различных классов, между обществ. и личными интересами, между отражением социально-историч. необходимости в воле обществ. институтов и понимании частного лица ставят перед индивидом необходимость собств. выбора, альтернативы к-рого и составляют проблему его личной С. Именно в этом смысле следует понимать указание Ленина, что "идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий" (Соч., т. 1, с. 142). Марксизм не отрицает специфически личностного характера С., он лишь раскрывает ее содержание: чем выше мера обществ. развития личности, ее социальной активности и сознательности, тем большую роль играет в ее жизнедеятельности С. Условиями этого развития личности являются ликвидация классово-антагонистич. отношений в обществе и затем развитие коммунистич. отношений, по мере утверждения к-рых правовое принуждение будет постепенно уступать место нравств. воздействию, а само это воздействие будет все чаще совпадать с повелениями личной С. и поэтому в подавляющем большинстве случаев будет осуществляться через личное осознание индивидом. "...При человеческих отношениях наказание д е й с т в и т е л ь н о будет не более как приговором, который провинившийся произносит над самим собой... В д р у г и х людях он, напротив, будет встречать естественных спасителей от того наказания, которое он сам наложил на себя..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 197). Лит.: Отличное определение

Неполное определение ↓

категория этики, отражающая моральную ответственность человека перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОВЕСТЬ

способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. С культурно-исторической точки зрения идея и понятие "С." складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), С. воспринимается автономной. В качестве нравственного регулятива она ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей. В наиболее общем плане в моральной философии С. трактуется как "внутренний голос"; различия касаются понимания источника этого "голоса", который воспринимается как не зависимый от "Я" человека или как голос его сокровенного "Я", или как "другое Я". С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы С. 1. С. - это обобщенный и интериоризированный "голос" значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво. 2. С. выражает чувство несогласия человека с самим собой и тем самым представляет собой одно из удостоверений личностности и самосознательности человека; будучи совестливым, человек независим от внешнего давления. 3. С. не только метафорически, но и по существу трактуется как "голос иного"; "устами С." как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина. С различиями этих установок сопряжены расхождения в понимании содержания С. и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. С. может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная С. предстает предостерегающей, критичной, судящей. Как позитивная С. предстает еще и побуждающей к заботе и "решимости" (М. Хайдеггер). Усмотрением же С. в качестве голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно, совестность осознается человеком как воля к совершенству и является осн. проявлением внутреннего освобождения личности. Выражение "чистая С." в обычной речи обозначает осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идет о достоинстве. Выражение "свобода С." обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни. В узком и более распространенном смысле "свобода С." означает свободу вероисповедания. В моральном же смысле С. не может быть иной, как свободной.