Что влияет на процесс обучения? Что может влиять на процесс принятия решения

В ходе принятия решения субъект понимает, что дальнейший ход событий зависит от него. Представление о последствиях своего поступка порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности.

Сам процесс принятия решения может протекать в различных формах.

1. Иногда решение не дифференцируется в сознании как особый этап. Волевое действие протекает без особого, сознательно выделенного в нем специального решения. Это происходит в тех ситуациях, когда побуждению, возникшему у субъекта в данный момент, не противоречат никакие другие внутренние аспекты психической деятельности (например, недостаточная активность психики), а само осуществление цели, соответствующей этому побуждению, не встречает никаких внешних препятствий.

В таком случае субъекту достаточно представить себе цель и осознать ее необходимость, чтобы последовало действие. (Например, человек хочет перекусить, он поднимается с уютного дивана перед телевизором и направляется к холодильнику – как ни банально, но в этом есть проявление волевого усилия.)

2. В некоторых случаях решение приходит как бы само по себе, поскольку является полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов, т. е. решение принимается не потому, что субъект считает его оптимальным, а потому, что в данных обстоятельствах никакое другое решение уже невозможно. (Например, в случае пожара человек выпрыгивает с третьего этажа не потому, что ему нравится подобное решение, а потому, что у него нет другого шанса спасти свою жизнь.)

3. И, наконец, иногда случается так, что до самого конца и даже при самом принятии решения каждый из противоборствующих мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, не потому, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести противоборствующие мотивы в жертву. 9. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие воли?

Целеустремленность. Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Можно сказать, что целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств.

Различают целеустремленность:

Стратегическую, т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами,

Оперативную - умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процесс исполнения.



Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда идут, за что борются. Это люди - одержимые в лучшем смысле этого слова.

Первый пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как:

Инициативность,

Самостоятельность,

Независимость,

Выдержка.

Инициативность, как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, изменение привычного течения дел, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне. Инициативность тесно связана с самостоятельностью Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и, исходя из нее, ставят цель, не ожидая подсказок и указаний от других людей. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации. Инициативность, самостоятельность как волевые качества личности, с одной стороны, противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность, но, с другой стороны, их надо отличать от негативизма, как немотивированной склонности поступать наперекор другим.

Выдержка. Выдержка позволяет затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации. Особенно трудно удержаться от импульсивного действия в эмоционально напряженной обстановке. Сдержанный человек сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечит успех в достижении поставленной цели. По сути дела, выдержка – это проявление тормозной функции воли.

Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется и в выборе доминирующего мотива, и в выборе правильных действий, и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний и может казаться, что решительный человек легко и свободно выбирает цель. Существенной предпосылкой решительности является смелость как умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.

Качеством, противоположным решительности, с одной стороны, выступает импульсивность, торопливость в принятии решения, когда человек не обдумывает возможных последствий своих действий, выбирает первую попавшуюся, иногда самую худшую цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в настойчивости самого решения.

Процесс обучения в спортивных командах проходит практически непрерывно. Лучше всего игроки учатся, если правила и требования понятны и постоянны. Это называется это «фиксированным подкреплением». Именно такое поведение родителей учит детей тому, что от них требуют. О чем думают, что делают и о чем говорят старшие. Требования воспринимаются лучше всего, если они не меняются. Вы удивитесь, насколько быстро изменится поведение игрока, если вы научитесь неизменно настаивать на своем.

Но если вы будете настаивать на своем, только иногда, сдавать позиции или использовать двойные стандарты, это приведет к катастрофическим последствиям. В психотерапии это называется это «переменным подкреплением», подразумевая, что подкрепление, получаемое в ответ на определенное поведение, оказывается непредсказуемым и может способствовать укоренению дурного поведения. Если игроки чувствуют, что ваши угрозы - пустой звук и что вы лишь иногда способны настоять на своем, добиться от них послушания будет почти невозможно. Если вы говорите «нет», но, в конце концов, в четырех случаях из пяти сдаетесь, ваши слова не будут значить ничего.

Еще один перегиб, характерный для сегодняшнего дня, - это излишние разговоры и избыток информации. Раньше тренеру достаточно было произнести: «Нет, потому что я так сказал». Сегодня же, иногда наставник готов объяснять игроку каждый свой шаг до посинения, чтобы всем было понятно. Часто это косвенное свидетельство некомпетентности - прикрыть словами нехватку мысли. Говорить нужно коротко и уверенно. Скармливайте подопечным небольшие кусочки информации, которые он может легко переварить. Если тренер говорит слишком много, игрок может перестать воспринимать его.

Нельзя проговаривать в беседах с игроками собственные страхи и переживания. Для этого надо сознательно очищать свою речь от подобного мусора. Перед тем, как заговорить, глубоко вдохните и несколько мгновений поразмыслите. Выбросите из заготовленной речи то, что игроку не стоит слышать. Именно в этом случае, чем меньше будет сказано, тем лучше.

Еще одна проблема, во многом схожая с избыточными разговорами, - слишком широкого выбора, который вы предоставляете игрокам. Это также нарушает баланс подготовки спортсмена и может быть непосильным для него (сам игрок редко признается в этом). В моменте тренировки мы готовим команду к интенсивной работе во время игры. Там не будет времени на размышления. И принять необходимо ПРАВИЛЬНОЕ решение. Игроки должны иметь право решать, что сделать в той или иной ситуации, а тренер должен помочь в этом выборе. И в этом случае, мы говорим об отработке лучших вариантов решения проблем на тренировке. Их не должно быть много и соответствовать возможностям игрока (для кого то и 3 опции это перебор). Ну и конечно, тренер должен быть готовым разделить ответственность со своим подопечным за результат, в соответствии с эффектом исполнения спортсмена.

Избегайте панибратства пытаясь стать другом своему игроку. Проблема в том, что равенства между вами нет и быть не может. Выстраивая дружеские отношения с игроками, мы нарушаем структуру управления командой. Если вы - друг, а не тренер, значит, акцептация ваших решений игроком получит некую погрешность, которая не позволит выполнить задание вовремя. В команде ВЫ - партнеры и в тот момент, когда игрок испытывает гнев, страдания, разочарование, тренер должен дать ему пережить эти чувства в безопасности. Помочь понять, что произошло и правильно реагировать на произошедшее. Кстати, это относится и к положительным эмоциям, связанных с успехом игроков.

Иногда возникают вспышки раздражения у спортсмена потому, что игрок, считавший себя всегда правым, вдруг обнаруживает, что он ошибается (раз за разом), а причина этого неясна... Чаще, такие ситуации проявляются в период переучивания, когда игрок выходит из своей зоны комфорта и привычные представления, которых он придерживался, меняются. Понимая в глубине души что в новой информации кроется некая правда а то, что выучено ранее более привычно, приводит к возражениям, спорам и даже скандалам. Однако вспышки раздражения в период переучивания являются четким индикатором того, что процесс понимания идет и при правильном подходе принесет ожидаемый эффект. Терпение и уверенность в том, что тренер делает все правильно, поможет найти игроку нужное направление развитие его индивидуальных качеств.

А что же с наказанием...Это излюбленный метод всех. Если поведение неправильное, мы прежде всего думаем о каре. Ругаем ребенка, шлепаем собаку, урезываем зарплату, налагаем штраф спортсмену и т. д. Но наказание - довольно грубый способ изменения поведения. Фактически в большинстве случаев оно не помогает вовсе. Наказание не учит как поступать правильно и не призывает изменить свое поведение. Управление спортсменами системой кар приводит к тому, что игроки становиться в оппозицию к тренеру и ищут способ отплатить или избежать наказания. Наказание останавливает деструктивное поведение, когда нарушение создает рискованную ситуацию для команды. Но работает лишь в краткосрочной перспективе. А частые жесткие меры приводят к невозможности мотивации спортсмена для оптимальной игры.

Будьте достаточно последовательны, спортсмены уважают твердых и решительных тренеров, в то же время демонстрирующих заботу понимание и поддержку. Самое эффективное наказание это лишение привилегий. Для игрока это возможность участвовать в играх, ездить с командой и вместе со всеми участвовать в тренировках.

Так что смело идите вперед, позвольте себе быть свободным и избавьтесь от страха выглядеть в глазах игрока «плохим парнем». Мы (тренеры) должны уметь окружить игроков чувством уверенности в партнерах. И именно это позволит показать максимальный результат и прыгнуть выше головы!!

Когда выпадение волос становится проблемой, начинаешь считать: сколько выпало волос после душа, после сна, после расчесывания и так далее, - это всегда неприятно и даже страшно. Ведь слабые и ломкие волосы, которые начинают выпадать, только к ним притронувшись, в последствие могут привести к полному облысению.

На здоровье волосяных фолликулов и структуру волоса влияет множество факторов. Одним, и наиболее важным, из них является вода. В условиях современной жизни водопроводная вода стала для нас главным составляющим: мы моемся ею, чистим зубы, стираем в ней, многие пьют ее кипяченой и так далее.

Могут ли волосы выпадать из-за воды? Как узнать, насколько жесткая вода идет из крана? Каким образом восстановить тусклые и слабые волосы? На все эти вопросы мы постараемся ответить максимально полно в этой статье.

Структура волос

Чтобы понять, как внешние факторы могут влиять на волосы, рассмотрим структуру волоса подробнее. Каждый наш волос переживает три фазы: роста, отдыха и выпадения. Поэтому, в принципе, выпадение волос - это сам по себе совершенно нормальный процесс. Однако количество этих волос не должно быть больше 100 в день, так как эта средняя норма для здорового человека.

Волос состоит из волосяного фолликула (луковицы) и стержня. В период роста фолликула обитает в глубине жирового слоя кожи головы. Клетки, которые постепенно созревают в луковице, кератинизируются, и под давлением внутри соединительно-тканной оболочки выходят постепенно вверх, создавая стержень волоса.

Действие и движение клеток обеспечивает сосочек, постоянно находящийся внутри волосяной луковицы. Он состоит из соединительной ткани, нервов и кровеносных сосудов. Именно он питает волосы всеми необходимыми микроэлементами и витаминами. Его нарушение способствует плохому росту и выпадению волос, а его отмирание - невозвратному облысению.

Несколько полезных фактов:

  • самое большое количество волосяных луковиц, которое может быть на голове человека - 150 тысяч, обычно в среднем - их 100 тысяч;
  • в детстве плотность волос на голове ребенка составляет 500-700 кв.см, с возрастом она уменьшается до 250-350 кв.см;
  • при здоровом образе жизни и отсутствии нарушений в организме, плотность волосяного покрова может лишь незаметно уменьшиться, но в целом остается такой же, какой была при молодости;
  • в течение всей жизни человека один фолликул может вырастить до 30 волос;
  • стадия отдыха длится, как правило, 3 месяца;
  • только 10% волос на голове человека находятся в стадии отдыха и выпадения, остальные 90% - в стадии роста;
  • волос растет от 2 до 7 лет и может достигать больше 1 метра, затем он переходит в стадию отдыха и выпадения;
  • с возрастом активность роста волос уменьшается, поэтому они становятся короче.

Как вода влияет на здоровье волос?

Водопроводная вода в наших кранах зачастую превращает наши чайники в нечто непонятное изнутри, она может сломать стиральную машину, испортив тен. И, конечно, она влияет на наши волосы. В видео ниже можно узнать, каким образом жесткая вода может спровоцировать даже некоторые заболевания.

Вода, которой мы моем наши волосы зачастую жесткая и имеет различные примеси. Она негативно влияет на нашу кожу, в особенности - на область головы, и «засоряет» ее вредными веществами. Именно этот фактор объясняет угнетение волосяных фолликулов жесткой водой, обеспечивая для них неблагоприятную среду.

Если вы обнаружили проблему выпадения волос, на это могут быть самые разные причины. Но сперва - проверьте вашу водопроводную воду. Именно она, чаще всего, контактирует с нашими волосами и создает определенную среду для их роста.

Как определить жесткость воды в домашних условиях:

  1. По мылу - наиболее простой способ для проверки воды. Если в ней плохо мылится мыло - вода жесткая.
  2. По виду и запаху - она должна быть чисто-прозрачной, не иметь осадок, химический или любой другой запах. Прозрачность можно проверить, налив в стакан воду несколькими порциями, после чего попробовать прочитать через нее текст. Если читается, значит вода достаточно прозрачная. То же самое сделайте для проверки цвета, но за стакан положите чистый белый лист. Если в ней присутствуют органические вещества, цвет бумаги станет темным.
  3. Через кипячение. Прогрейте воду до 20°С, остановите нагревание на 1 минуту, затем прогрейте ее до 60°С. Если вода имеет запах гнили, значит в ней содержится сероводород, который понижает кровообращение. Однако в медицине существуют специальные сероводородные ванны, регенерирующие кожу и способствующие укреплению иммунитета.
  4. По пятнам. Если брызнуть водой на зеркало или стекло, и после высыхания капель на поверхности останутся пятна - вода некачественная. Хорошая, чистая и мягкая вода практически не оставляет следов на поверхности.
  5. По вкусу. Кипятите небольшой объем воды 5 минут, затем охладите до 20-25°С и попробуйте на вкус. Сладковатый оттенок говорит о том, что в воде присутствует гипс, терпкий - наличие солей железа, горечь - солей магния. Оставьте воду немного отстоятся, если присутствует вкус гнили, значит в ней находятся растительные или животные организмы.

Надо отметить, что не всегда водоснабжающие организации виновны в жесткости воды. Водица из колодца также может оставлять в чайниках сильную накипь и негативно влиять на волосы. Вот только в такой воде точно не будет никаких вредных химических веществ.

Как жесткая вода с примесями влияет на волосы:

  • уходит блеск, они становятся тусклыми;
  • ослабевают, становятся ломкими и жесткими;
  • секутся кончики;
  • появляется перхоть;
  • работа волосяных фолликулов нарушается и волосы начинают выпадать;
  • окрашенные волосы быстро теряют насыщенный оттенок.

Методы борьбы с жесткой водой

На сегодняшний день существует несколько эффективных способов снизить уровень жесткости и получить чистую воду от примесей:

  1. Кипячение воды перед мытьем - наиболее простой и проверенный годами способ. Известно, что после кипячения, жесткость воды снижается в 2-3 раза. Но, для этого придется постоянно пользоваться тазиками. К тому же, время на мытье значительно увеличивается.
  2. Отстаивание воды. Налив воду в емкость, подождите около 8 часов, когда все химические вещества и хлорка испарятся, а органические - дадут осадок. Затем профильтруйте воду через марлю, сложенную в два слоя.
  3. Активированный уголь или серебро - добавьте уголь или серебряный предмет в емкость с водой и оставьте на 12 часов. Эти два вещества очень часто используется для фильтрации воды.
  4. Установка фильтров и смягчителей для очистки воды на душ или на всю систему водоснабжения. Чтобы полностью устранить проблему жесткой воды с примесями, идеальным вариантом будет установка фильтра для очистки воды по всей квартире или дому.

Волосы рекомендуется мыть по два раза в 7-8 дней. Если кожа головы будет постоянно сталкиваться с хлорированной водой с примесями, волосы начнут выпадать. Они могут сыпаться немного и, может быть, не очень часто - все зависит от вашего организма - но блеска и силы волос вы точно лишитесь, пока не перестанете мыться под жесткой водой.

Простые маски для укрепления

Чтобы избежать ломкости и тусклости волос, а также их выпадения, желательно делать различные питательные маски из натуральных компонентов. Простые маски для укрепления, питания и восстановления структуры волос:

  • Репейное масло - всеми известное средство по уходу за сухими и тусклыми волосами. Втирайте слегка подогретое репейное масло в волосы перед мытьем и держите около 40-60 минут.
  • Медовая вода. В 1 литр слегка теплой воды добавить 2 ст. ложки меда. Полученный раствор втирать в кожу головы и смочить все волосы. Оставьте маску на полчаса, затем смойте.
  • Пиво. Такое необычное средство поможет сделать ваши волосы густыми и сильными. Промывайте волосы крепким натуральным пивом каждый вечер в течение 1-2 недель, после чего можно сделать перерыв на другие маски.
  • Оливковое масло - эффективное средство в солнечные летние деньки. Втирайте его в кожу головы, «промаслите» всю длину волос. Держите маску не меньше получаса, затем тщательно смывайте теплой водой с мылом. Сделать это придется несколько раз, так как масло смывается долго.
  • Кефир. Аналогично - втирайте в волосы и держите полчаса.

Не забывайте накрывать волосы полиэтиленовой пленкой, а сверху - полотенцем, чтобы кожа головы нагревалась, и повышался кровоток. Маску из натуральных компонентов необходимо делать хотя бы один раз в неделю, чтобы волосы оставались блестящими и сильными. Смывайте ее всегда теплой, а не горячей водой.

Для более эффективного результата ежедневно делайте массаж головы и воротниковой зоны.

Препараты, представляющие собой лекарственные смеси для роста волос –явление довольно новое как метод. В Европе такая технология применяетсягораздо чаще, поскольку многие люди убедились в безвредности процедуры. Какдействуют уколы для роста волос? В этом не так сложно разобраться.

Существует такая процедура, как мезотерапия головы, которая заключается вовнутрикожном введении витаминов и олигоэлементов. Но эта процедураназначается в особых случаях и только врачом-трихологом. Состав препарата неодинаков. Он разрабатывается специалистами в соответствии с проблемой,которую предстоит решить. Подкожно вводится составленный коктейль положенноечисло раз. Очаговая алопеция подразумевает введение стероидов, а укреплениеволос и стимуляция роста предполагает особые витаминные смеси.

Помочь волосам в межсезонье

Бесспорно, межсезонье – самое сильное испытание на прочность иммунитета. Ана малейший сбой в организме первыми реагируют волосы. Недостаток солнышкагрозит острой нехваткой витамина D. Недостаточность продуцирования гормоновтакже влияет на рост волос. Чтобы поддержать здоровье и силу волосяныхфолликул, назначаются уколы для роста волос. Подобранные витаминныекомплексы способны улучшить местную микроциркуляцию, укрепить волосяныелуковички и дать им необходимое витаминное питание.

Если виной всему банальный, но частый авитаминоз, требуются витамин В и его»одногруппники», а также аскорбинка, кремний и цинк. Когда волосы начинаютбыстро седеть, в состав укрепляющего коктейля входит медь и меланин.

Инъекции гиалоуроновой кислоты отлично справляются с обезвоживанием,активируют нужный обменный процесс и влияют на быстрый рост волос. Часто длямаксимальной пользы сочетаются несколько препаратов. К примеру, одинкомплекс обеспечивает мощное иммунозащитное действие, а другой — стимулируетрегенеративный процесс в коже, достигаемый за счет энергетического обменаклеток. Все это в целом и влияет на качественный рост волос.

Отопительный сезон зимой обезвоживает волосы, делая их очень ломкими. В этоми других случаях, влияющих на качество волос, назначается особаямезосыворотка, включающая высокомолекулярную гиалуроновую кислоту, иуникальный набор витаминов, мощных по воздействию микроэлементов,аминокислот.

По мнению специалистов, именно за инъекциями будущее. Но, безусловно, нельзязабывать о здоровом питании и домашнем качественном уходе.

Статья подготовлена специально для женскогосайта «Мисс Ли»

Длинные роскошные шелковистые волосы для многих остаются мечтой, потому что ассоциируются с женственностью, хрупкостью и романтичностью. И если покорно ждать милости от природы нет никаких сил, а делать наращивание нет средств, то можно пойти на некоторые хитрости и попытаться ускорить рост волос. Стоит уяснить, что чудес не бывает, и в желании отрастить волосы нужно не мучить себя напрасными надеждами, а отталкиваться от индивидуальных особенностей, типа и поведения волос, кожи головы, а также проследить за общим состоянием здоровья организма. Если ему не хватает определенных витаминов, которых вы лишаете его изнутри, тогда даже самые дорогие косметические средства будут бессильны.

Рост волос и стресс

Эмоциональное состояние для роста волос — важнейший фактор. Если вы нервничаете, переживаете по любому поводу, то через некоторое время определенно на расческе окажется в день не 100 волосков, как положено в норме, а целый колтун. В этом случае об ускореннее роста и речи быть не может. Врачи трихологи в этом вопросе единодушны, сообщая о том, что основа хорошего роста волос — это отсутствие стрессов, за которым должны подтянуться правильное питание, достаточное количество витаминов и минералов, улучшение микроциркуляции кожи головы, которой можно достичь как косметическими средствами, так и специальными процедурами.

Волосы растут у всех с разной скоростью. В среднем у взрослого человека волосыПрическа влияет на то, как складывается день, а в итоге и жизнь отрастают на 10-13 мм в месяц. Если помощь организму, то можно добиться увеличения роста еще на 3-5 мм.

Ежедневный уход

Начинать подобную скоростную гонку следует с малого — то есть, с пересмотра ежедневного ухода за волосами. Мыть голову нужно умеренно горячей водой, потому что высокая температура негативно отражается на волосяном фолликуле, в итоге волосы могут выпадать и чрезмерно салиться. Избавьтесь от перхоти, шелушения, ведь залог хорошего роста волос — это прежде всего здоровая кожа головы. Расчесывайте волосы по несколько минут медленными движениями мягкой массажной щеткой с резиновыми зубчиками или плотной натуральной щетиной — это улучшит микроциркуляцию. Если голову приходится мыть каждый день, выбирайте мягкие шампуни для каждодневного применения, а специальные средства для роста волос применяйте реже, например, через день, чтобы не перегрузить работой вашу систему, обеспечивающую рост и развитие волоса. Избегайте сушить феномФен – для великолепия укладки прикорневую область волос, не раздражайте ее стайлинговыми средствами, от которых голова чешется и волосы выпадают.

Ежедневный рацион должен включать достаточное количество кальция, хрома, цинка, йода, марганца и магния — эти минералы ответственны за нормальное развитие волоса. Их вам доставят крупы, орехи, зеленые овощи и фрукты, молоко и творог. Рекомендуется также прием пивных дрожжей. Если вы собираетесь отрастить волосы как можно скорее, на это время забудьте о диетах.

Массаж головы

Механическое воздействие на кожу головы для быстрого результата не должно ограничиваться исключительно расчесыванием. Вы можете самостоятельно выполнять массаж, усиливая приток крови к волосяным луковицам, делая это как при мытье головы, так и в качестве отдельной процедуры. Еще более выраженный результат дадут косметологические методы, направленные на ускорение роста волос. Вам могут порекомендовать мезотерапевтические уколы, озонотерапию, физиотерапевтические процедуры, медицинский массаж.

Мы их теряем!

Поредение шевелюры пожалуй, главная проблема, заставляющая нас идти на срочные и активные меры. Количество собственных волос, оставшихся за ночь на подушке или после мытья головы в ванне, может вызвать панику даже у самых невозмутимых из нас.

Основные причины выпадения волос:

— гормональные нарушения и изменения;

— хронический стресс;

— инфекционные заболевания;

— хирургические вмешательства под общим наркозом;

— интоксикация организма;

— агрессивные воздействия (химические и температурные);

— нерациональное питание и следование строгим диетам;

— прием некоторых видов лекарств (например антибиотиков).

Отдельно стоит остановиться на гормональных причинах потери волос, продолжает Александр Саутенко, потому что от них зависит выбор мезотерапевтической тактики: подбор конкретных препаратов, их совмещение с системным лечением, длительность курса и частота его повторения.

Иногда обильное выпадение волос случается у женщин после родов. Это связано с тем, что во время беременности наступает фаза активного роста волос, женщина практически не теряет волосы,

а после рождения малыша цикл роста приходит в норму, происходит избыточное выпадение. С подобной проблемой справляются мультивитаминные препараты, в частности витамины группы B. Например, Vita Line B+ от Mesopharm, который включает в себя витамины В1, В2, В4, В5, В8, В9, Н, РР, микроэлементы кальций, железо, натрий, марганец, никель, кобальт и богатый набор аминокислот. Насыщенный состав сыворотки стимулирует регенеративные процессы, нормализует клеточный метаболизм, увеличивает прочность коллагеновых волокон, повышает клеточный иммунитет, заряжает кожу и волосы энергией.

Диффузное выпадение волос у женщин, связанное с повышенным уровнем гормона дигидротестостерона (ДГТ) или чрезмерной активностью фермента 5 альфа-редуктазы, вполне поддается лечению, если вовремя за него взяться. Нередко врач-эндокринолог прописывает противозачаточные таблетки с антиандрогенным действием, а мезотерапия помогает целенаправленно укрепить корни волос. Для стимуляции роста прекрасно подойдет комплекс Inizio от Mesopharm на основе нуклеиновых кислот (содержит компоненты ДНК и РНК) и высокоочищенной гиалуроновой кислоты. Важной особенностью препарата является его способность накапливаться в клетках, находящихся в экстремальных условиях (при нехватке питания, кислорода). Кроме того, он обладает иммуномодулирующим свойством, усиливает синтез РНК и ДНК, запускает процессы самовосстановления тканей, укрепляет сосуды и улучшает кровоснабжение, увлажняет кожу. В результате волосы перестают выпадать и сечься, приобретают здоровый блеск и эластичность, становятся более плотными по структуре и поднимаются у корней. Рекомен-дуемый курс составляет десять сеансов по следующей схеме: первые три процедуры проводятся с промежутком

в три дня, следующие три процедуры раз в неделю, оставшиеся четыре раз в две недели.

Самая сложная для лечения форма выпадения волос генетически обусловленная андрогенная алопеция у мужчин, проявляющаяся обильной потерей волосяного покрова в лобно-теменной зоне. Если успеть поймать ее на ранней стадии, шансы сохранить шевелюру с помощью мезотерапии довольно высоки. Правда, из-за генетически запрограммированного характера проблемы потребуются регулярное проведение повторных курсов и поддерживающая терапия.

На сегодняшний день наиболее перспективными для профилактики и лечения облысения считаются препараты с нуклеиновыми кислотами. Они создают идеальные условия для жизнедеятельности и деления клеток, активно защищают их от негативных внешних факторов, стимулируют синтез кератина в волосяном фолликуле, обладают антиоксидантным действием, делают волосы сильными и здоровыми. Среди таких уникальных препаратов ADN-Restart от Mesopharm, содержащий структурные компоненты нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), которые обеспечивают процессы клеточного обновления и омоложения кожи, оптимизируют метаболизм клеток, повышают выработку факторов роста. За счет усиления трофики на клеточном уровне корни волос получают максимальное питание и защиту, становятся более крепкими и сильными.

Так как генетическую алопецию можно остановить только регулярными мерами, повторять мезотерапевтические курсы придется постоянно (не реже двух раз в год), плюс проводить поддержива-ющие сеансы раз в месяц.

Весна в голову

Переходные весенний и осенний сезоны всегда становятся испытанием на прочность сил организма и иммунитета. Долгое отсутствие солнца приводит к дефициту витамина D и недостаточной выработке гормонов, отвечающих за рост волос. Весной большинству из нас не хватает витаминов, силы на исходе, любой стресс выбивает из колеи, все это пагубно сказывается на состоянии кожи головы и волосяных фолликулов. Чтобы поддержать здоровье волос, врач обычно назначает прием витаминных препаратов внутрь и одновременно проводит курс мезотерапии индивидуально подобранных веществ, которые улучшают местную микроциркуляцию, питают и укрепляют корни волос, лечат кожу головы.

Если плохое состояние волос связано с авитаминозом, специалист назначает препараты с витаминами группы В, аскорбиновой кислотой, кремнием, цинком или поливитаминные коктейли, поясняет Александр Саутенко. Кроме того, в состав лечебной сыворотки могут входить меланин и медь, они помогают остановить процесс поседения волос и восстановить их природный цвет.

Необходимо также помнить, что сезонное ухудшение качества волос может перейти в патологию, если вовремя не устранить провоцирующие факторы. Для максимальной пользы рекомендуется сочетать в одной процедуре два вида препаратов, например описанный выше Vita Line B+, обеспечивающий кожу всем спектром витаминов группы В, и Vita Line С, обладающий мощным иммунозащитным действием. Vita Line С содержит аскорбиновую кислоту в высокой концентрации (20%), стимулирует регенеративные процессы в коже, поддерживает энергетический обмен клеток, укрепляет кровеносные сосуды и капилляры, улучшает питание корней волос. Терапию проводят по следующей схеме: первый месяц четыре сеанса, второй месяц два сеанса, третий и четвертый месяцы по одному сеансу в месяц. После длительного отопительного сезона у многих кожа головы становится сухой, а волосы ломкими и безжизненными. Коктейли для мезотерапии на основе гиалуроновой кислоты помогут справиться с обезвоживанием, простимулируют обменные процессы и быстро восстановят качество волос. Настоящим спасением от весенних бед является мезосыворотка Hydro Line Extra от Mesopharm. Помимо высокомолекулярной гиалуроновой кислоты она содержит целый кладезь витаминов (В1, В2, В4, В5, В8, В9, Н, РР), аминокислот и микроэлементов.

Действие препарата направлено на борьбу с дегенеративными изменениями кожного покрова и волос (прежде всего корней), а также на интенсивное увлажнение и питание, нормализацию обмена веществ и всех процессов на клеточно-молекулярном уровне, нейтрализацию неблагоприятных факторов внешней среды. Благодаря уникальному составу мезококтейля результат заметен уже после первых процедур. В целом же требуется от пяти до семи сеансов. Помимо всего перечисленного Hydro Line Extra прекрасно подготавливает волосы и кожу головы к летнему сезону и защищает от негативного влияния ультрафиолета.

Дарья Солнцева

Прописать мезотерапию самой себе не получится. Для начала надо пойти на консультацию к трихологу – специалисту по лечению волос. В «Лелее», куда я отправилась, консультация стоит 250 рублей. Мне были заданы вопросы относительно образа жизни, здоровья, превалирующего настроения. Получив ответы, трихолог понимающе покачала головой и, даже не став делать трихограмму, предложила мне сделать курс мезотерапии. Сначала я возмущенно отказалась – слово «мезотерапия» вызывало ассоциации с решением возрастных проблем и с чудовищной болью – уколы! Но врач, которую моя реакция, судя по выражению лица, нисколько не удивила, предложила мне подумать. Мыслительный процесс занял немного времени – вспомнив, что надежды на косметические средства у меня не осталось, и сообразив, что мезотерапия – это большее, что я могу сделать в подобной ситуации, я сообщила о своем решении: «Давайте попробуем!»

Не буду скрывать – вопрос стоимости процедуры волновал меня не меньше, чем ее болезненность. Один сеанс инъекций должен был обойтись в 1200 рублей, таких требовалось 8-10. Карточка со скидкой в 3 % позволила снизить стоимость до 1160 рублей. Первые пять процедур делают еженедельно, следующие – раз в 10-14 дней. Я думала обойтись, конечно же, восемью. То есть 9280 рублей нужно было разделить на два месяца. Еще раз вспомнив о том, сколько волос остается на расческе и в ванной после мытья, и о том, что с этой проблемой я не могу справиться вот уже лет пять, я решилась. К тому же стоимость консультации в этом случае из счета вычли.

14.12.2012 Как правильно одеться на свидание в лютый мороз и покорить мужское сердце, несмотря на мохнатые рейтузы и бабушкину шаль Прочтений: 27523 11.12.2012 Шесть мифов о здоровом питании - сколько на самом деле нужно пить воды и почему салат не поможет похудеть Прочтений: 26692 Комментариев: 60

Эфективные маски для роста волос – красота и здоровье

Красота волос, прежде всего, определяется их внешним видом. Блестящие, не ломкие пряди - это признак здоровья.

Но что делать, если они растут недостаточно быстро?

Какие эфективные маски для роста волос, препараты или процедуры применить, чтобы стимулировать процесс?

Причины замедленного роста

На замедление роста могут влиять как внешние факторы, так и внутренние. Например:

  • Стресс;
  • Чрезмерное употребление сладкой, жирной и острой пищи;
  • Недостаток витаминов;
  • Неправильный уход.

С внутренними причинами можно справиться проконсультировавшись с доктором, а с внешней можно бороться и самостоятельно. Внимательно присмотритесь к волосам, возможно замедление их роста только визуально. Прядь растёт, как и прежде, но постоянно отпадающие посеченные кончики «воруют» отросшую длину.

Чаще посещайте парикмахера, смените косметические средства по уходу и восстановите истощённые волосы масками.

Средняя скорость, с которой обычно вырастает волос за месяц, это 1–2 см. Можно попробовать стимулировать рост и добиться результата 3–5 см.

Как же ускорить этот процесс?

Чтобы заставить локоны расти быстрее, нужно простимулировать волосяную луковицу. Для этого нужно набраться терпения и немного потрудиться. Приготовленные из имеющихся дома ингредиентов маски, помогут ускорить процесс.

В состав этих эффективных масок для роста волос обычно входят жгучие ингредиенты, которые усилят кровообращение вокруг луковиц и дадут толчок их активной работе. Это красный перец, имбирь, чеснок, горчичный порошок и лук. Вот несколько простых масок:

  • Смешайте красный молотый перец с мёдом, в пропорции 1:4, вотрите в кожу головы, укутайте пищевой плёнкой на полчаса, после смойте;
  • Взять по чайной ложке красного перца, касторки и бальзама для волос, втереть в кожу головы и оставить на час;
  • Смешать в равных частях растительное масло, сахар, горчицу и тёплую воду. Осторожно нанести на корни и выдержать от 40 минут до часа;
  • Ещё одна действенная, но «ароматная» луковая смесь. Измельчите луковицу в кашицу и добавьте по столовой ложке водки, мёда и несколько капель сока лимона. Нанесите маску на час, после чего смойте. Недостаток такого способа - остаётся запах лука;
  • Неплохой результат даст чесночно-масляная маска. Кашицу из чеснока растираем с любым из имеющихся масел: оливковым, нерафинированным подсолнечным, конопляным, репейным. Выдерживаем до жжения и смываем. Недостаток такой же, как и у маски из лука - запах. Чтобы немного нейтрализовать резкий запах, добавьте пару капель ароматического масла.

Посмотрите еще один рецепт:

Хороший результат даст масляная смесь. Кокосовое, касторовое и оливковое масло смешайте и немного подогрейте. Вотрите смесь масел в кожу головы, смойте шампунем.

Медовые маски

Благотворно влияют на работу волосяных луковиц различные медовые средства.

  • Смешайте лимонный сок с мёдом, вотрите круговыми движениями в корни и через 15 минут смойте;
  • Мёд смешайте с желтком и порошком горчицы, добавьте любое растительное, нерафинированное масло. Нанесите смесь на голову и выдержите до жжения;
  • Мёд, яичный желток и пиво не только усилит рост, но и сделает локоны гуще;
  • Добавить в мёд молоко и смолотые в муку овсяные хлопья, втереть круговыми движениями, выдержать час и смыть. Эта маска не только ускорит рост волос, но и добавит им шелковистости.

Причиной медленного роста волос могут быть химические составляющие красок и растворов для завивки. Стоит пересмотреть препараты, которыми вы пользовались и восстановить волосы с помощью масок.

После химических завивок и окрашивания

Маски с добавлением корицы помогут восстановиться волосам и возобновят их рост. Смешать порошок голубой глины с молотой корицей, в соотношении 2:1 и щепотку красного перца, развести водой и нанести на голову, смыть через полчаса. Молотую корицу растереть с яичным желтком и развести кефиром, нанести на волосы, через 30 минут смыть водой.

Хороший стимулятор роста - это средства с добавлением дрожжей. Дрожжи содержат белок, который сам по себе является строительным материалом и витамин В, отвечающий за укрепление и рост волос.

Дрожжевые маски

  • Ко взбитому белку добавить разведенные в воде сухие дрожжи, втереть в корни на час;
  • К сухим дрожжам добавить сок из луковицы, соль и репейное масло, нанести и через час вымыть голову шампунем;
  • Развести пивные дрожжи в воде с сахаром, дать им забродить, после чего смешать с растительным маслом и яйцом. Втереть в кожу головы, смыть через час;
  • Дрожжи развести в отваре ромашки, шалфея или крапивы, дать им подойти. После чего смешать с растёртым яичным желтком и репейным маслом;
  • Нанести по всей длине волос.

Природа нам даёт всё необходимое для нашего здоровья и жизнедеятельности. Для решения проблемы с замедленным ростом волос можно обратиться к зелёной аптеке, где найдётся немало трав и растений, которые помогут справиться с этой задачей.

Травяные средства

Растения, которые способствуют усилению роста волос:

  • Настой душистой травы розмарин, добавленный в шампунь, поможет раскрыться порам кожи головы;
  • Известен ещё нашим бабушкам волшебный эффект, который оказывает отвар корня лопуха;
  • Настой из крапивы также оказывает возбуждающее действие на волосяные луковицы и одновременно питает их витамином С;
  • Сок алоэ с мёдом благотворно влияет на восстановление роста и стимулирует активную работу волосяных луковиц;
  • Эффективные маски для роста волос получатся из смеси настоев и отваров лекарственных трав: крапивы, шалфея, чистотела, ромашки и тысячелистника;
  • Полезен будет и настой плюща.

Как видите, все маски достаточно просты и если не лениться, а регулярно ухаживать за своими волосами, результаты приложенных усилий вас удивят и порадуют.

Ко всему вышеперечисленному, не забываем регулярно посещать парикмахера, прогулки на свежем воздухе, здоровое питание и крепкий сон. Совмещая эти нехитрые правила с питательными и стимулирующими масками, обязательно будет достигнута поставленная цель.

Расскажите об этой статье друзьям в соц. сетях!

Почитайте еще:

Как бы разнообразны ни были рассмотренные учебные ситуации, концепции обучения, виды учебных и обучающих действии, мотивы и источники учебной деятельности, все они имеют нечто общее. Их конечная задача - направить усилия ученика на то, чтобы чему-то научиться. Если нет усилий, направленных к учебной цели, то нет и самого учения. Этот универсальный компонент любого целенаправленного учения называется заучиванием.

Внутренние факторы заучивания. Внимание и установка. Первое условие заучивания: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть отражено в психике, выделено ею из всех остальных воспринимаемых сторон внешнего и внутреннего мира. Мало смотреть - надо видеть, мало "слушать - надо слышать. Информацию, которой нет, невозможно усвоить и переработать. Заучивание может происходить при условии, если есть, что заучивать.

Показ и речь учителя, его указания и требования - только часть всех сигналов, которые поступают к ученику. Одновременно извне идет целый поток посторонних «шумов». Это и поведение других учеников, и внешность учителя, и птица, сидящая на ветке за окном, и шаги за стеной, и множество других мелких событий, которые непрерывно происходят в микромире классной комнаты. Навстречу им «изнутри» идут воспоминания, ожидания, тревоги и размышления. И в том, что показывает и сообщает учитель, тоже иногда имеется множество побочной, избыточной в данный момент информации. Между тем психологический эксперимент показывает, что человек одновременно способен воспринимать довольно ограниченный круг объектов (примерно 5-9). Все остальное выступает как смутный общий фон или вообще не осознается человеком.

Определенные предметы, события или свойства могут вызывать активность психики, выражающуюся во внимании, потому что они связаны с внутренними источниками ее деятельности - потребностью в информации, нуждами индивида, его общественными влечениями и целями. Проявления личности человека в отборе, переработке и использовании информации психологи называют установками. Множество экспериментов и наблюдений показывают важное, порой решающее значение установок индивида в учебной деятельности. Так, в одном из опытов две группы студентов заучивали одинаковым способом и с тем же количеством повторений тот же материал. Одна группа была предупреждена, что материал не придется повторять до проверки. Другой группе сказали, что перед проверкой будет возможность повторить задание. Затем неожиданно обе группы были проверены. Оказалось, что студенты, надеявшиеся доучить материал, запомнили его значительно хуже. У них не было установки на окончательное заучивание. В исследованиях было показано, что установка определяет и сроки, и прочность, и характер запоминания. Учение с установкой «до экзамена» сохраняет знания лишь до выхода из экзаменационной аудитории. Учение 9 установкой на приблизительное заучивание дает приблизительные знания. Более того, восприятие той же информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний.

Таким образом, проблема внимания и установки на учение- это проблема мотивации ученика. И внимание, и установка на учение являются внешними выражениями определенной направленности психической и практической деятельности учащегося, именно направленности на результаты, цели или процесс учения. Такая направленность достигается связыванием этих основных сторон учения с внутренними, внешними и личностными детерминантами деятельности индивида.

Внешние факторы заучивания. Содержание и форма учебного материала. Как и в любой другой деятельности, результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношением учащегося к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала). Психологи и педагоги провели многочисленные исследования этой стороны учения и накопили огромное количество фактических и экспериментальных данных. Анализ данных позволяет выделить главные свойства учебного материала, которые влияют на его заучивание.

Первое такое свойство учебного материала - его содержание. Предметом заучивания могут быть фактические сведения или обобщенные знания, понятия или принципы, действия или операции/ умения или навыки. От того, какой из этих типов материала является предметом заучивания, в решающей степени зависят структура научения, методы учения и способы обучения. Как показали исследования многих советских психологов, структура и характер учения определяются также тем, к какой области знаний и деятельности относятся соответствующие факты, понятия, навыки и умения. Заучивание правил арифметики связано с иными приемами наблюдения, умственной и практической деятельности, чем заучивание грамматики. Заучивание литературы идет иначе, чем заучивание физики. Все эти конкретные закономерности относятся к психологии усвоения отдельных учебных предметов (и даже учебных тем).

Второе свойство учебного материала - его форма. Она может быть жизненной, котла обучение осуществляется на реальных предметах или видах деятельности, и дидактической, когда обучение осуществляется на специально препарированных и схематизированных учебных объектах и задачах. Она может быть предметной, образной, речевой и символической. Любая из этих форм преподнесения учебного материала представляет собой некоторый язык, который служит для передачи определенной информации - сигнальной, смысловой, ценностной или командной. Исследования советских и зарубежных психологов показали, что эффективность избранного языка зависит от двух факторов: 1) от того, соответствует ли язык характеру заучиваемого материала; 2) насколько владеет учащийся данным способом кодирования информации и насколько этот язык соответствует структуре мышления учащегося.

Так, опыты показали, что студенты, подростки и даже дети семи-восьми лет способны усваивать основные понятия теории множества. Однако для этого детям нужно преподнести указанные понятия в предметно-действенной форме (на языке вещей и действий), подросткам - в форме конкретных операций над математическими объектами (на языке образов и операций), для студентов же достаточно будет речевой и символической формы сообщения соответствующей информации. (Это не значит, что дети не в состоянии подняться к символической форме кодирования понятий теории множества. Но пока они этим языком не владеют, вводить указанные понятия придется на языке предметов и действий над ними.)

Третье свойство учебного материала, выявленное исследователями,- это его трудность, которая влияет на эффективность заучивания, его быстроту и правильность. Говоря о трудности или легкости материала, обычно имеют в виду, что один материал учащиеся заучивают быстрее и с меньшим количеством пробелов или ошибок, а другой - медленнее, с большими пробелами и ошибками. Исследования показали, что, например, трудность заучивания слов и предложений связана не столько со значением самих этих слов и предложений, сколько с контекстом, в котором они находятся. Например, текст: «Он подошел к окну и выглянул на улицу. Там шли люди и ехали машины. Был вечер» - запоминается легче, чем текст: «Он подошел к прииску и заглянул в себя. Вовне перемещались люди и виляли машины. Был звон». Объясняется это тем, что в первом тексте последующие слова и предложения в значительной мере предсказуемы, во втором - догадаться, что будет дальше, значительно труднее. По той же причине еще труднее заучить бессмысленный текст, составленный даже из знакомых слов, вроде: «Подошел, люди, вечер, ехали, был, на, улицу, к, окну, шли, выглянул, там». И совсем трудно, если разбить слова на бессмысленные слоги: «до, лю, ха, на, ли, выг...» и т. д. Трудность заучивания явно растет с ростом непредсказуемости каждого последующего элемента и количества таких непредсказуемых «продолжений». Или, например, требуется несколько повторений для механического заучивания следующего ряда чисел: 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 55, 61, 67. Однако стоит заметить, что каждое следующее число на шесть единиц больше предыдущего, что ряд начинается с тринадцати и содержит десять элементов, как он сразу заучивается. Причина опять заключается в том, что этих сведений оказывается достаточно, чтобы предсказать каждое следующее число.

Частичная или полная предсказуемость следующего элемента обусловливается наличием в заучиваемом материале более или менее отчетливых закономерностей. Эти закономерности могут отображаться в опыте (причинные последовательности), знаниях (известные последовательности), понятиях и принципах (законы, правила) и т. д. Они могут быть связаны и с формальными ограничениями возможных выборов, например с ритмом, размером строки, рифмой. По-видимому, этим объясняется более легкое заучивание стихов (вспомните у Пушкина: «Читатель ждет уж рифмы «розы». Так на, бери ее скорей!»).

Теория информации установила чрезвычайно важное положение: чем больше упорядоченность, т. е. закономерность сообщения, тем меньше информации в среднем несет каждый его элемент. Отсюда вытекает важная гипотеза: чем больше информации несет каждый элемент учебного материала, тем он труднее для заучивания. Количество информации, которую содержит определенное сообщение, различно для разных людей. Например, сообщение: «Волга впадает в Каспийское море» - для взрослого человека не содержит никаких новых сведений, не несет информации (поэтому высказывания Беликова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» и звучат так тривиально). Однако для человека, который узнает об этом факте впервые, данное сообщение несет информацию. Следовательно, количество информации, которую несет учебное сообщение, во многом зависит от подготовленности учащегося, от наличия у него соответствующего предварительного опыта, знаний, понятий и умений. Поэтому ясно, что трудность учебного материала при прочих равных условиях определяется степенью связи нового учебного материала с имеющимся у ученика опытом, знаниями и умениями. Чем больше таких связей, тем материал легче для заучивания, и наоборот (при прочих равных условиях).

Четвертое свойство, влияющее на заучивание учебного материала,- его значение. Под значением понимают важность той информации, которую содержит учебный материал. Определенные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Они могут быть важны для решения задач, с которыми затем встретится учащийся. Наконец, они могут быть важны для формирования поведения или определенных черт личности. Таким образом, понятие «значение» охватывает и категории знания, и категории пользы, и категории ценности. Значение может быть и гностическим (познавательным), и практическим (деловым), и этическим (нравственным), и эстетическим (художественным), и социальным (общественным), и воспитательным (педагогическим).

Следует подчеркнуть, что одного значения учебного материала самого по себе еще недостаточно. Чтобы он успешно заучивался, он должен обрести соответствующую значимость для самого учащегося, т. е. в материале должны быть запечатлены потребности ученика. Какие методы используются для того, чтобы сделать материал значимым для учащегося, зависит от точки зрения на сущность научения. Одни психологи основным средством считают подкрепление, другие - награду, третьи - интерес, четвертые - практическую или познавательную активность, пятые - самовыражение и т.д. Но суть этих рекомендаций одна -найти пути, чтобы сообщаемая информация приобрела значимость для учащегося.

Со значимостью тесно связано пятое свойство - осмысленность учебного материала. Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что осмысленный материал заучивается лучше (быстрее и с меньшим числом ошибок). Так, в одном опыте заучивание полностью осмысленного материала происходило в шесть раз легче, чем бессмысленного материала того же характера и и объема. Осмысленный материал больше и полнее сохраняется. Что означает понятие «осмысленность»? Понятно ли, например, следующее определение из учебника математики: «Если полукольцо А произвольного кольца одновременно является левым и правым идеалом, то оно называется двусторонним идеалом этого кольца»? По-видимому, это зависит от знаний читателя. Если он знает теорию групп или хотя бы понимает, что означают в ней понятия «кольцо», «полукольцо», левый и правый «идеал», то данное высказывание будет для него осмысленным. В противном случае смысл данного определения будет непонятным.

Таким образом, осмысленность материала не есть его изолированное качество, независимое от субъекта усвоения. Осмысленность зависит от того, имеются ли в арсенале учащегося понятия, сведения, действия, необходимые, чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними. Кроме того, осмысленность может иметь разные степени: от смутного понимания, что «нечто называется чем-то», до отчетливой реконструкции всей полученной информации. И сама осмысленность и ее степень зависят от связей, существующих между новым учебным материалом и опытом, знаниями, понятиями, умениями ученика, уже известными ему действиями и операциями.

Следующее, шестое свойство - структура учебного материала. Этот фактор тесно связан с предыдущим. Осмысленность определяется связями нового, неизвестного с известным. Структура материала-то, как устанавливаются в нем эти связи. Например, осмысление операции умножения опирается на понимание операции сложения и умение ее производить. Операция умножения осмысливается как многократное сложение одинаковых чисел (3X4=3+3+3+3). Вводить связь новой операции (умножения) с известной (сложением) можно по-разному. Можно начать с примеров многократного сложения, а затем подвести к понятию умножения. Можно начать с определения операции умножения, а затем показать, как оно сводится к многократным сложениям. Первый путь даст индуктивную структуру учебного материала, второй - дедуктивную. Это формальная, или логическая, структура материала. Она выражается в развертывании системы и отношений понятий (подчинение и соподчинение, исключение и дополнение).

Связи могут устанавливаться не только между понятиями, но и между предметами, образами или явлениями, например: сходство и различие, близость и отдаленность, до и после, причина и следствие. Это будут связи по физическим, психологическим и другим видам отношения. Это содержательная, или семантическая, структура материала.

Наконец, связи могут устанавливаться на основе правил некоторого языка, его определенных усвоенных соотношений и сочетаний. Так заучивается, например, таблица умножения. Это будет синтаксическая структура материала.

Никаких заметных преимуществ одной структуры учебного материала перед другой обнаружить в опытах не удалось. Однако исследования показали, что заучивание любого материала облегчается по мере повышения структурности, т. е. логических, семантических и синтаксических связей его частей. Чем больше в материале таких связей нового со старым, тем теснее связь каждой последующей части с предыдущей, тем легче заучивание. Недаром одним из принципов обучения является принцип последовательности и систематичности. Частные исследования показали, что четко выделенные отдельные связи заучиваются легче, чем сложные, включающие много отношений или звеньев. Именно этим объясняются, по-видимому, затруднения при заучивании многих математических теорем, доказательств и методов. Трудности возникают также, когда связи не выделены четко, а замаскированы в фактическом и описательном материале. Это часто наблюдается при заучивании материала по истории, географии. Некоторую роль играет также расположение частей материала. Так, крайние элементы, начало и конец, заучиваются раньше, чем средние. Соседние элементы связываются прочнее, чем отдаленные.

Седьмой фактор, влияющий на заучивание учебного материала,- его объем. Под объемом учебного материала понимают количество отдельных элементов в нем (или число законченных единиц материала), подлежащее заучиванию. В бессмысленном материале определить количество заучиваемых элементов не представляет особого труда. Если заучиваются бессмысленные слоги, это будет количество таких слогов (при условии, что все они имеют одинаковое число букв или звуков). При заучивании чисел это будет количество цифр в числе или количество чисел (если во всех них одинаковое количество цифр). Сложнее определить объем материала при смысловом заучивании, так как при смысловом заучивании всегда происходит мыслительная перестройка материала. Он упорядочивается и организуется в соответствии с опытом и знанием учащегося, В заучиваемом материале отбрасываются второстепенные, выделяются смысловые опорные точки, целые обширные куски заменяются их обобщенными обозначениями, происходит сложная переработка информации. Поэтому измерить число элементов учебного материала еще недостаточно: ведь учащийся заучивает не то, что написано в учебнике, а то, что у него получается в результате мыслительной переработки текста и выражения этих результатов в терминах своего опыта. У каждого это происходит по-своему. Объем осмысленного учебного материала можно только косвенно измерить кислом новых понятий или операций, которые требуется усвоить. Его можно также измерить числом связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.

Увеличение смыслового объема учебного материала увеличивает трудность его мысленной переработки и заучивания.

В заключение следует упомянуть еще один фактор-эмоциональные свойства учебного материала. Сюда относятся, в частности, привлекательность материала, его способность вызывать у учащегося определенные чувства и переживания. Как показывают исследования, материал, вызывающий сильные положительные чувства, заучивается легче, чем безразличный и скучный. Материал, связанный с отрицательными эмоциями (презрение, страх, отвращение, гнев), заучивается иногда хуже, но иногда и лучше, чем безразличный. По-видимому, здесь все зависит от направленности чувств. Если они вызваны информацией, содержащейся в материале, то заучивание обычно происходит лучше. Если же они направлены на сам этот материал, то заучивание затрудняется. Так, например, сцена из романа, вызывающая страх, запоминается лучше, чем безразличное для читателя описание, но если чувство страха вызвано видом сложных формул в учебнике, заучивание их затрудняется.

Организация заучивания. Если учебный материал служит основной предпосылкой, а внутренняя установка - условием, то повторение и упражнение являются основными средствами заучивания, они нужны для закрепления, запечатления усваиваемого материала и действий. Однако многие опыты и наблюдения обнаружили, что само по себе многократное повторение может не давать никакого научения или закрепления знаний и действий. В частности, доказано, что многократное выполнение одних и тех же действий не дает никакого их совершенствования, если учащийся не получает информации о результатах действий - их правильности или ошибочности. Следовательно, повторение нужно не просто для запечатления, а для уточнения и совершенствования знаний и действий, оно является средством проверки и исправления достигнутых результатов. Кроме того, повторение позволяет обнаружить все новые и новые связи элементов учебного материала между собой и с опытом учащегося. Первое приводит к уменьшению количества информации, содержащейся в материале, второе - к наполнению этой информации смыслом.

Таким образом, повторение играет в заучивании двойную роль. Во-первых, оно дает редукцию (уменьшение) информации и включает эту информацию в систему опыта учащегося. Во-вторых, оно само позволяет получать информацию о результатах заучивания. Поэтому активное повторение, приводящее к заучиванию,- это не просто многократное восприятие, или чтение, или делание того же самого. В активном повторении при каждом новом восприятии или воспроизведении учащийся психологически имеет дело с несколько иным, новым материалом, обогащенным предыдущей умственной переработкой, пронизанным связями, которые ранее не были обнаружены.

Обратная связь в обучении. Ход научения регулируется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Эффективность управления учебной деятельностью в значительной мере зависит от способов и форм, какими идут: 1) поиски учащимися правильного ответа и действий, 2) сигнализация о допущенных ошибках, 3) исправление этих ошибок, 4) реагирование учителя на ошибки.

Как показывает анализ теории и практики обучения, поиск ответов учащимся может осуществляться в форме самостоятельного конструирования (формулировки ответа самим учеником) или альтернативного выбора (выбора учеником одного правильного ответа из нескольких предлагаемых готовых ответов).

Указание ошибок может иметь характер прямой сигнализации (указания допущенной ошибки) или косвенного выявления (обнаружения ошибки учеником путем сличения своего ответа с правильным).

Исправление ошибок может достигаться текущей корректировкой (немедленным сообщением правильного ответа), итоговой корректировкой (предъявлением правильных ответов только после ответа на все вопросы задания), подсказкой (сообщением дополнительных сведений и указаний, помогающих понять ошибку и исправить ее), поиском (самостоятельным отыскиванием правильного ответа после получения сигнала ошибки).

Среди возможных принципов регулирования хода научения нет таких, которые можно было бы рассматривать как универсальные и наилучшие. Одни из них оказываются более эффективными при решении одних дидактических задач, другие - при решении других. Отсюда возникает проблема оптимального сочетания этих принципов при программировании и регулировании процесса обучения.

Нужно иметь спокойствие, чтобы воспринимать события, на которые нельзя повлиять. Силы, чтобы менять то, что возможно. И мудрость, чтобы отличать одно от другог о.

Каждый раз, когда вопрос касается действий или изменений, мы сталкиваемся с тем, что сфера влияния ограничена. Существует бесконечное количество факторов, на которые мы повлиять можем и несоразмерно меньшее количество, которое находится в зоне нашего влияния. И те и другие факторы оказывают влияние на создание бизнес процессов, проекта, да и всей жизни. Проблема скрывается в том, что порой сложно определить факторы на которые мы можем повлиять, на которые не можем и те, которые можно изменить опосредованно.

Сегодня я расскажу о том, как факторы и зоны влияния работают в управлении бизнес-процессами.

Что такое факторы, оказывающие влияние на создание бизнес процессов?

Мы с вами договорились, что после обеда зайдем в любимое кафе выпить по чашке кофе и обговорить зоны ответственности при подготовке презентации для нового клиента. В определенное время я спускаюсь на лифте в фойе здания, где мы договорились встретиться. Вы уже на месте и ждете меня. Но тут я понимаю, что забыл бумажник в офисе и мне придется вернуться. Вы соглашаетесь подождать. Я отправляюсь к лифту, но оказывается, что он застрял и мне приходится подниматься пешком на пятнадцатый этаж. Естественно, на все это уходит много времени, но вы терпеливо ждете меня. Наконец, мы готовы пойти насладиться чудесным напитком. Через минуту после начала прогулки, нас застает неприятный ливень и нам приходится буквально бежать в кафе. Изрядно промокнув, мы направляемся к нашему обычному столику у окна, но из-за дождя народу в кафе много и он, оказывается, занят. Приходится занять последние места у стойки. Официанта приходится очень долго ждать, люди укрылись от дождя в кафе, но получив его внимание, нас ждет еще одна неприятная новость – сорт кофе, который мы так любим, закончился. Осталось нечто невкусное и странное. Мы не хотим портить себе день еще больше, поэтому заказываем чай. В кафе шумно и спокойно поговорить не получается, поэтому мы просто ждем заказ за разговорами о погоде. С момента нашей первой встречи в фойе здания и до момента когда мы получили свой чай, прошло 45 минут. Через 15 минут у меня назначен звонок в офисе и нам приходится поторопиться, быстренько выпить полутеплый чай и снова бежать в офис.

Моя забывчивость, дождь, отсутствие нужного кофе в кафе - все это факторы, которые оказали влияние на процесс обсуждения подготовки презентации.
Влияние различных факторов, это необязательно плохо. Они необязательно несут негативный характер. С таким же успехом, погода могла порадовать солнечным теплом, а в кафе могло быть ни души. В таком случае переговоры прошли бы успешно. Но я специально использовал влияние неблагоприятных факторов. Они лучше доносят суть и дают понимание идеи.

Факторы, оказывающие влияние на бизнес-процесс, можно назвать рисками. В процессном управлении есть понятие события - это то, что просто произошло, но определило ход развития процесса. Принцип «Если-то». Если на улице дождь, то надо взять зонтик. А дождь, как фактор влияния или событие, просто пошел.

Фактор влияния - это свойство, событие или явление, которое влияет на процесс и/или итоговый результат процесса.

В энциклопедическом словаре, дано следующее определение слова фактор – (от лат. factor – делающий – производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Факторы существуют только в рамках какого-то процесса (действия). Определить влияние фактора можно через показатели. Например, время или стоимость процесса.

Типы факторов

С тем, что такое фактор мы разобрались. Идем дальше.

Факторы бывают разные. «Хорошие» и «плохие». Значимые и не очень. Подвластные нам и нет. Наверное, существует множество классификаций. Но нас, на данном этапе, интересует только - можем мы оказать влияние на фактор, или нет.

Также, с точки зрения управления бизнес-процессами, нас интересует когда мы можем повлиять. Сразу или придется для этого что-то сделать.

Исходя из этого, я выделяю 4 типа факторов:

  • Факторы влияния – то, на что мы можем повлиять. Например, наличие или отсутствие у нас зонта, на случай непогоды.
  • Факторы условного влияния - это то, на что мы можем повлиять, предварительно подготовившись, т.е. выполнив определенные условия. Это такая промежуточная стадия между факторами не влияния и влияния. Например, мы можем пробежать марафон за 3 часа, но для этого нам придется изрядно потренироваться. Этот тип факторов важен при подготовке улучшения процессов.
  • Опосредованные факторы - на них мы повлиять можем, но не напрямую. Только через что-то еще. Мы можем повлиять на скорость печати на компьютере, через количество занятий, посвященных этому. Или - мы можем повлиять на качество сна, через время вечернего отбоя.
  • Факторы не влияния - а вот тут мы ничего поделать не можем. Например, погода.

Зоны влияния

Наберитесь еще немного терпения. Буквально через несколько абзацев вы узнаете как это может помочь нам и что со всем этим делать. Но пока поговорим о зонах влияния.

Если просто, то зоны влияния это набор факторов определенного типа.

  • Зона влияния – набор факторов влияния. Т.е. в этой зоне находится все, на что мы можем оказывать влияние.
  • Зона развития – сюда входят факторы условного влияния. Это зона, после выполнения определенных условий, может стать зоной влияния. Также сюда входят факторы опосредованного влияния, которые мы хотим перевести в зону влияния. Например, приобретение знаний и навыков.
  • Зона внимания - здесь обитают факторы опосредованного влияния, с которыми мы пока что не собираемся работать. Почему зона внимания? Потому что нужно уделять особое внимание факторам, на которые нельзя влиять напрямую. Пока что нельзя, но об этом чуть дальше.
  • Зона не влияния - тут все просто. Факторы этой зоны нам неподвластны. Иногда, в данную зону могут быть включены факторы опосредованного влияния, в том случае, если механизм влияния недоступен или нецелесообразен для нас.

Зоны влияния применимы к ситуациям, бизнес-процессам и жизни. Точно так же, как мы рассматриваем бизнес-процессы на разных уровнях, так и факторы/зоны влияния, можно рассматривать на разных уровнях и с разных точек зрения. Например, мы можем рассматривать зоны влияния на уровне «вся жизнь», а можем на уровне «поход в кино».

Зачем нужно знать факторы и зоны влияния?

Понимание зон влияния позволяет:

  • Сконцентрироваться на том, что мы можем изменить в компании, бизнес-процессах и т.д.
  • Отбросить то, на что повлиять не можем
  • Понимать, за счет чего можно расширить зону влияния
  • Проверить эффективность текущей стратегии компании и распределения ресурсов

Знание факторов позволяет:

  • Очертить зоны влияния
  • Определить приоритет работы с факторами
  • Перевести работу с факторами для расширения зоны влияния, в категорию конкретных, понятных действий
  • Идентифицировать риски - предупрежден, значит вооружен

Проще говоря - понимание факторов и зон влияния, позволяет правильно распределять усилия, ресурсы и работать только с тем, что дает результаты.

Как определить факторы и зоны влияния?

Как я уже говорил, факторы и зоны влияния нужно определять в определенных рамках. Если мы говорим о бизнес-процессах, то здесь все просто - рамками являются границы бизнес-процесса.

Сначала необходимо составить список факторов, которые могут повлиять на получение необходимого результата бизнес-процесса. Затем определить зоны влияния.
Сейчас мы составим список факторов на примере приготовления песочного теста. Механизм процесса прост:

  1. Подготовить продукты
  2. Смешать муку и сахар
  3. Размять масло
  4. Смешать масло, муку и сахар
  5. Отделить белок яйца от желтка
  6. Вбить желток в тесто
  7. Замесить тесто
  8. Выдерать тесто в холодильнике

Для того чтобы составить список факторов, необходимо определить ожидаемый результат, каждого действия в процессе:

Этап Результат
Подготовить продукты
Смешать муку и сахар
Размять масло
Смешать масло, муку и сахар
Вбить желток в тесто
Замесить тесто Тесто полностью однородно

Обратите внимание - каждый промежуточный продукт в процессе, влияет на конечный продукт. Это важно.

Теперь, к каждому, определенному нами результату, необходимо применить два вопроса:

  1. Что может помешать получить указанный продукт?
  2. Что может помочь получить указанный продукт?
Этап Результат Что может помешать получить указанный продукт? Что может помочь получить указанный продукт?
Подготовить продукты Количество каждого продукта соответствует рецепту и имеет необходимое качество
Смешать муку и сахар Мука и сахар смешаны равномерно
  • Недостаточное время на смешивание муки и сахара
Размять масло Масло размято до однородной массы и не имеет комков
  • Недостаточное время размятая
Использование блендера/миксера/тестомеса
Смешать масло, муку и сахар Масло, мука и сахар размешаны до однородной массы
  • Отсутствие навыка
Использование блендера/миксера/тестомеса
Отделить белок яйца от желтка Желток находится в отдельной емкости
  • Отсутствие навыка
  • Отсутствие инструмента для отделения желтка от белка
Вбить желток в тесто Желток смешан с тестом до однородной массы
  • Отсутствие инструмента для размешивания
  • Недостаточное время на смешивание желтка
Использование блендера/миксера/тестомеса
Замесить тесто Тесто полностью однородно
  • Отсутствие инструмента для замеса
  • Недостаточно времени на выполнение замеса
Использование блендера/миксера/тестомеса
Выдержать тесто в холодильнике Тесто простояло 30 минут при температуре 4 градуса.

Выносим все факторы в отдельный список и убираем дубликаты.

Осталось определить типы факторов, тип влияния и отношение фактора к зоне влияния.

Фактор Тип влияния Тип фактора Зона влияния
Негативный Влияние Влияние
Время расстойки выдержано не верно Негативный Влияние Влияние
Количество продуктов отмерено неверно Негативный Влияние Влияние
Один или несколько продуктов некачественны Негативный Не влияние Не влияние
Отсутствие навыка отделения желтка от белка Негативный Опосредованное влияние Внимание
Использование блендера/миксера/тестомеса Позитивный Условное влияние Развитие
Механика действия – смешивание муки и сахара не эффективно Негативный Условное влияние Развитие
Отсутствие возможности отмерить необходимое количество Негативный Условное влияние Развитие
Негативный Условное влияние Развитие
Отсутствие инструмента для отделения желтка от белка Негативный Условное влияние Развитие
Отсутствие необходимого количества продуктов Негативный Условное влияние Развитие
Отсутствие понимания, как должно выглядеть готовое тесто Негативный Условное влияние Развитие
Специальный прибор для отделения желтка Позитивный Условное влияние Развитие
Температура не соответствует рецепту Негативный Условное влияние Развитие

Тип влияния - позитивный или негативный.

Что с этим делать дальше?

Теперь необходимо проверить актуальность факторов для существующего процесса и определиться с дальнейшими действиями по каждому пункту.

Для проверки актуальности, нужно выяснить - существует ли фактор в реальном процессе. Например, фактор «Отсутствие инструмента замеса/размешивания» может быть не актуален для нас, потому что такой инструмент имеется.

Казалось бы - можно отбросить неактуальные факторы, но лучше их «поставить на контроль».

Это означает, что при разработке бизнес-процесса, необходимо учесть, что данные факторы надо будет проконтролировать, выполнить определенные действия в процессе. Если говорить о вышеуказанном примере, то в процессе нужно проверить наличие под рукой соответствующего инструмента.

Переходим к актуальным факторам. Для начала необходимо убедиться в том, что факторы, на которые мы повлиять не можем, действительно таковыми являются. Затем отбрасываем их. С ними сейчас делать нечего. Остаются факторы, оказывающие влияние на бизнес-процесс и на которые мы можем повлиять, тем или иным образом.

Начинаем с факторов условного влияния.

Основная задача - определить, что мы будем делать с каждым фактором и запланировать соответствующее действие. По большому счету, мы можем выполнить лишь три типа действия относительно фактора - устранить сейчас, устранить позже (запланировать) или оставить как есть.

Помните о том, что некоторые позитивные факторы, могут полностью устранить негативные.

Например, использование тестомеса, устраняет факторы связанные с наличием инструментов, неправильным временем замеса и т.д. Подробнее об этом в другой раз.

Укажите тип действия по каждому фактору, запланируйте и реализуйте.

Фактор Тип влияния Тип фактора Зона влияния Актуальность Действие
Время выполнения операции не достаточно Негативный Влияние Влияние Да Засекать таймер в процессе
Время расстойки выдержано не верно Негативный Влияние Влияние Да Засекать таймер в процессе
Количество продуктов отмерено неверно Негативный Влияние Влияние Да Использовать мерные емкости
Использование блендера/миксера/тестомеса Позитивный Условное влияние Развитие Да Купить миксер
Механика действия – смешивание муки и сахара не эффективно Негативный Условное влияние Развитие Да Узнать как правильно смешивать
Отсутствие инструмента для замеса/размешивания Негативный Условное влияние Развитие Да Купить венчик
Специальный прибор для отделения желтка Позитивный Условное влияние Развитие Да Купить
Температура не соответствует рецепту Негативный Условное влияние Развитие Да Замерять температуру

Будет далеко не лишним сразу оценивать, с финансовой точки зрения, стоимость устранения фактора. Это облегчает принятие решений.

Представленный пример хоть и крайне прост, но демонстрирует фактическую работу с факторами и зонами влияния в бизнес-процессах. Да и в других ситуациях алгоритм будет не сильно меняться. Очень полезно провести подобную работу применительно к вашей сфере деятельности и даже жизни.

Резюме

  • Фактор - это свойство, событие или явление, которое влияет на процесс и/или итоговый результат процесса.
  • Совокупность факторов называется зоной влияния.
  • Факторы и зоны делятся на 4 типа.
  • Для определения факторов необходимо задать два вопроса применительно к промежуточным результатам каждой операции в процессе.
  • Результат каждой операции имеет значение для конечного результата бизнес-процесса
  • Для каждого фактора определяется: тип влияния, актуальность, дальнейшее действие
  • Неактуальные факторы требуют контроля в механизме процесса
  • Некоторые позитивные факторы могут устранять множество негативных.
  • Необходимо стремиться к расширению зоны влияния.
  • Расширение происходит за счет работы с факторами в зоне развития и внимания.
  • Зона не влияния, не должна попадать в поле зрения.

Пока все. В этой статье, я не рассматривал вопросы взаимосвязи и веса факторов. Об этом как нибудь в другой раз.