Дидактические пособия для формирования элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

1.1 Из истории развития количественных представлений

2.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин

3.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение

4.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста

6.1 Общая характеристика содержания ФЭМП

8.4 Ориентировка в пространстве

8.5 Ориентировка во времени

Краткий анализ преподавания арифметики в 1 классе начальной школы (до введения новых программ)

О некоторых направлениях в реформе математического образования в начальных классах школы

Новая программа по математике в I классе школы (утверждена Министерством просвещения СССР)

§ 1. Обучение и развитие детей

§ 2. Своеобразие обучения маленьких детей элементам математических знаний

§ 3. Сенсорное развитие - чувственная основа умственного и математического развития детей

§ 1. Методы обучения детой арифметике в XVIII-XIX вв. в начальной школе

§ 2. Вопросы методики обучения детей числу и счету в дошкольной педагогической литературе

§ 1. Развитие у детей представлении о множестве

§ 2. Споеабы сравнения множеств детьми разного возраста

§ 3. Роль различных анализаторов в развитии навыков счета и представлений о множестве

§ 4. О развитии у детей деятельности счета

§ 5. Развитие у детей представления об известных отрезках натурального ряда

§ 1. Организация обучения детей во второй младшей группе

§ 2. Программный материал для детей трех лет

§ 3. Примерные занятия с множествами в группе детей трех лет

§ 4. Методика работы по развитию пространственных и временных представлений у детей второй младшей группы

§ 1. Организация работы с детьми пятого года жизни

§ 2. Программный материал для группы детей пятого года жизни

§ 3. Примерные занятия с множествами и по счету в группе детей пятого года жизни

§ 4. Примерные занятия по развитию пространственных и временных представлений

§ 1. Организация работы с детьми шестого года жкзни

§ 2. Программный материал для группы детей шестого года жизни

§ 3. Примерные занятия: множество, число и счет

§ 4. Формирование пространственных и временных представлении

§ 5. Закрепление и использование усвоенных знаний на других занятиях, в играх и бытовой жизни

§ 1. Организация работы с детьми седьмого года жизни

§ 2. Программный материал для подготовительной группы

§ 3. Примерные занятия в подготовительной к школе группе детского сада: множество, счет, число

§ 4. Обучение детей элементам вычислительной деятельности

§ 5. Способы обучения детей решению арифметических задач в детском саду

§ 6. Примерные занятия по развитию у детей представлений о величине и измерении, о форме, о пространственных и временных отношениях

§ 7. Закрепление представлений и применение полученных знаний, умений, навыков на занятиях, в игре и в быту

История формирования элементарных математических представлений

Становление и развитие методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии

Первый этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Второй этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Предполагаемые результаты обучения

Третий этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Предполагаемые результаты обучения

Владение некоторыми общими принципами счета

Владение навыками отвлеченного счета

Владение навыками счета на наглядном материале

Обследование навыков соотнесения количества предметов

Владение умением решать арифметические задачи (старший дошкольный возраст)

Владение словарем, необходимым для формирования математических представлений

Владение геометрическими представлениями

Владение представлениями о величине

Владение пространственными представлениями

Владение представлениями о времени

Игры и игровые упражнения в коррекционной работе с детьми

Экскурсии и наблюдения

Использование художественной литературы в играх с математическим содержанием

Игры с пальчиками

Игры с песком

Игры с бытовыми предметами-орудиями

Вариант игрового занятия

Игры с водой

Театрализованные игры

Игра-драматизация по обучению детей решению арифметических задач

Сюжетно-дидактические игры

Игры с зайчиками

Cодержание игры-занятия

Зайчики и солнышко

В гостях у ежика

Прогулка за грибами

Cодержание игры-занятия

Купаемся и загораем с куклами и собачкой на речке

В детском саду был проведен конкурс

НА ЛУЧШЕЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (ИГРУ)

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель конкурса: пополнение, обогащение развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13.

Задачи:

- создать благоприятные условия для организации самостоятельной, совместной деятельности педагогов и детей по ФЭМП, развитию познавательной активности и логического мышления у детей дошкольного возраста, сенсорного развития у детей раннего возраста;

- презентовать творческие идеи и находки через оформление дидактических игр, методических пособий по ФЭМП;

- стимулировать творческую активность педагогов в ходе создания дидактических материалов, пособий по ФЭМП.

Срок проведения конкурса: 29.01.2018 г.

Участники: воспитатели всех возрастных групп

Номинации конкурса:

  • дидактическое пособие (игра);
  • цифровой образовательный ресурс.

Порядок проведения конкурса:

1. Участники конкурса представляют дидактическое пособие /игру/ по ФЭМП, изготовленное и оформленное самостоятельно (авторская разработка приветствуется).

2. Представленное дидактическое пособие (игра) должны иметь название, цель, задачи, описание.

3. От каждого участника в конкурсе могут быть представлены не более одного дидактического пособия (игры) в каждой номинации.

Состав жюри:

1. Т.С.Васильченко, заведующий

2. Н.В.Плясовских, старший воспитатель

3. Е.Т.Лубянская, воспитатель

4. Л.П.Беска, воспитатель

При оценивании работ обращалось внимание на:

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей заявленного возраста;

правильность оформления: название, цель, задачи, описание;

эстетика оформления дидактического пособия, безопасность в использовании;

многофункциональность дидактического пособия;

оригинальность идеи и творческий подход.

Подведение итогов конкурса состоялось на педагогическом совете 31 января 2018 г. Победители и призеры были награждены грамотами.

Итоги конкурса

В номинации "Цифровой образовательный ресурс "

1 место - интерактивные игровые задания для детей старшего дошкольного возраста "В стране игрушек" (Н.В.Плясовских);

2 место - задачи на сложение и вычитание для детей старшего дошкольного возраста (А.Г.Жарова);

математическая игра "Отгадай-ка" для детей старшего дошкольного возраста (Р.Ю.Кияшко).

В номинации "Дидактическая разработка"

1 место: игра "Симметрия" (Беляева Т.С.);

"Математические весы" (Л.П.Беска);

"Математическое лото" (Е.Т.Лубянская).

2 место: игра "Четыре квадрата" (Е.В.Зиброва);

игра "Математическое домино" (Т.С.Беломаз).

3 место: комплекс математических игр "Поле чудес" (Н.В.Хорошко).

1 место

Беляева Татьяна Сергеевна

Игра "Симметрия"




Лубянская Елена Тимофеевна

Математическое лото

2 место

Зиброва Елена Владимировна

Игра "Четыре квадрата"

I. Информационно-справочные данные о пособии.
Название пособия (1):
«Длинняшка и Коротыш» (полифункциональное пособие)

«Картинки с секретом» (полифункциональное пособие)
Тип проекта:
практико-ориентированный.
Актуальность:
У детей 3-5 лет все основные психические процессы носят непроизвольный характер. В этом возрасте ребенок не может управлять своим вниманием, мышлением, памятью целенаправленно. Ребенок воспринимает и запоминает только тот учебный материал, который заинтересовал его, вызвал у ребенка яркое эмоциональное восприятие, впечатление.
В соответствии с основными (комплексными) программами дошкольного образования для детей средней возрастной группы предусмотрен этап знакомства со счетом в пределах 5 – 10 и больше в зависимости от успехов группы, выстраивание предметов по высоте, длине, ширине, обучение различению и называнию основных геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, овала.
Руководствуясь выше сказанным, была поставлена цель: разработать пособие для занятий по ФЭМП, по ознакомлению с окружающим для средней возрастной группы.
Предметно-содержательная область :
математика, ознакомление с окружающим.
Задачи:
Образовательные:
1. Развитие элементарных математических представлений о форме предметов (квадрат, треугольник, круг, овал), о размере предметов (длинный, короткий, большой, маленький).
2. Обучение оперированию пространственными терминами (ближе, между, впереди, дальше, справа, слева).
3. Обучение, совершенствование и закрепление навыка счета.
Развивающие:
1. Развитие мыслительных процессов.
2. Развитие мелкой моторики, целенаправленности действий.
3. Развитие речи.
4. Формирование и развитие зрительной координации, развитие прослеживающей функции глаз.
Воспитательные:
Воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков взаимодействия в
учебной деятельности
Результат проекта (исходный продукт):
Макеты пособий «Длинняшка и Коротыш», с наборным материалом (квадраты, круги, треугольники, овалы разных цветов), разработка дидактических игр и упражнений.
II. Способы применения (варианты игр)
Игра «Сосчитай-ка!»
Задачи:
- закрепление навыка счета, оперирование понятиями «больше, меньше, вычислить, прибавить»
Материал:

Вопросы:
1) Сосчитай, сколько треугольников у Длинняшки?
2) Сосчитай, сколько кругов у Коротыша?
3) Сосчитай, сколько квадратов у Длинняшки?
4) Сосчитай, сколько треугольников у Коротыша?
5) Сосчитай, сколько овалов у Длинняшки?
6) Каких фигур у Коротыши больше, чем у Длинняшки (по форме)? По цвету?
7) Сосчитай, сколько маленьких, а сколько больших фигур у Коротыша.
8) Что нужно сделать, чтобы фигур у Длинняшки стало больше? Меньше?
Игра «Различай-ка!» (индивидуальное и групповое занятие)
Задачи:
- закрепление навыка счета, закрепление элементарных математических представлений о форме, размере фигуры.
Материал:
- фигуры хаотично размещены на ленте (туловищах Длинняшки и Коротыша)
Вопросы:
1) В чем отличие Длинняшки и Коротыша?
2) У кого больше треугольников? Квадратов? Кругов?
3) У кого меньше треугольников?
4) Кто короче? Кто длиннее?
5) Кто взрослее? Почему? (проблемный вопрос).
Игра «Называй-ка!» (индивидуальное и групповое занятие)
Задачи:
- развитие умения оперировать понятием «место предмета по отношению к другому»
Материал:
- фигуры хаотично размещены на ленте (туловищах Длинняшки и Коротыша)
Вопросы:
1) Найди красный квадрат
2) Назови, какая фигура находится справа (слева) от него.
3) Назови фигуру, которая находится между желтым и зеленым кругами.
4) Назови фигуру, которая находится перед красным квадратом и после синего круга.
Игра «Повтори-ка!» (индивидуальное занятие)
Задачи:
- учить на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур и продолжать её
(по форме, по цвету, по величине)
- развитие внимания.
Задание: Воспитатель выполняет демонстрацию расположения фигур на Длинняшке, просит повторить данный набор на Коротыше.
Задание: Воспитатель предлагает найти закономерность в ряду (большой круг, маленький круг, большой квадрат, …….), продолжить ряд.
Задание: Разложить фигуры от большей к меньшей или наоборот.
«Картинки с секретом» (полифункциональное пособие)
(2) для занятий по ФЭМП, ознакомлению с окружающим
Способы применения (варианты игр и упражнений)
Игра «Сосчитай зверей»
(индивидуальное занятие)
Задачи:
- развитие умения сопоставлять цифру (число) и количество предметов
Материал:
- карточки с цифрами, карточки с изображением животных (возможен набор других картинок)
Задание:.
- соединить с помощью цветных шнурков соответствующие картинки (цифру – количество животных)
Игра «Пятый лишний»
(индивидуальное занятие)
Задачи:
- развитие умения анализировать, исключать
Материал:
- карточки с цифрами, карточки с изображением предметов (набор картинок, одна из которых не соответствует цифре в левом столбце)
Задание:.
- соединить с помощью цветных шнурков соответствующие картинки (цифру – количество предметов).
Игра «На что похоже?»
(индивидуальное занятие)
Задачи:
- знакомство с основными геометрическими фигурами и телами,
- развитие умения видеть геометрические формы в окружающих предметах
Материал:
- карточки с цифрами, карточки с изображением предметов (набор картинок)
Задание:.
- соединить с помощью цветных шнурков соответствующие картинки (например, круг – тарелка, окружность – колесо, прямоугольник – ковер и т.д.)

Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители! Рада видеть всех, кто нашёл время побывать в гостях на нашем сайте! Сегодня я расскажу, как быстро и без особых затрат можно изготовить увлекательные пособия.

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величина, форма, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие знания станут основой дальнейшего успешного обучения.

Для всех нас очень важно, как организовать деятельность детей на занятии в свободное время, чтобы сохранить познавательный интерес ребенка. Мне помогает в этом разнообразный раздаточный материал, и чтобы труд в изготовлении раздаточного материала был потрачен не напрасно, я стараюсь придумывать пособия многоразового использования. Именно таким и служит пособие - " Умные клеточки"

Изготовить пособие не трудно. Для этого нужно взять большой лист белой бумаги или картона, расчерченный на клеточки.Число колонок и рядов клеточек может быть произвольным. Наверху и внизу колонки пронумерованы цифрами.

Для полноценного использования пособия его нужно сделать на каждого ребенка - поверьте, это того стоит!

Как использовать пособие?

1. При организации работы по ориентировке в пространстве:

Объект (игрушка, картинка, фигура) движется в заданных вами направлениях по клеточкам от любой клетки, обозначенной цифрой или обозначенной точкой в центре пособия;

В старшем возрасте это пособие поможет научить детей действовать по схеме, заданной с помощью знаков.

В подготовительной группе это пособие поможет закрепить умение ориентироваться в тетради в клеточку. Ваша задача - подготовить только текст задания. Совет из опыта: придумывая задание, постарайтесь так продумать ходы, чтобы действия детей заканчивались в определенном месте на игровом поле, тогда удобно проверить правильность выполнения задания!

2. При организации работы на закрепление навыков порядкового счета:

Данное пособие - это многоэтажный дом - размещение фигур, (плоскостных изображений животных, мелких игрушек.) по этажам, по квартирам;

3. Для организации развивающей игры " Стадион"

Цель игры:

Закрепление навыков счета и умения ориентироваться в пространстве;

Развитие логического мышления - умения выделять признаки геометрических фигур согласно заданных с помощью символов условий;

Закреплять умение действовать по символу - " отрицание"

Материалы для игры:

игровое поле, набор геометрических фигур разных по цвету, форме и величине, карточки со знаками-символами;

Ход игры:

Ведущий предлагает построить "спортсменов"

(геометрические фигуры) на старте - на синие цифры. " Спортсмены" движутся согласно заданному с помощью символов условию. Условия движения располагаются на доске, их можно комментировать, а можно предоставить детям возможность выполнять задание самостоятельно.

Например:

Все фигуры делают один шаг вперед:

Все фигуры делают два шага, но нельзя красным

Продолжающие бег фигуры делают три шага вперед, но нельзя круглым

Игру можно использовать, как дидактическое упражнение на занятии, так и в самостоятельной игровой деятельности детей, а так же, как диагностическое задание при мониторинге знаний по ФЭМП.

Дидактическая игра «Божьи коровки»

Игра способствует умению находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивает мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа и т.д.

Каждая божья коровка должна найти свою ромашку.

Ещё варианты:

Взять одну ромашку или божью коровку и подобрать «соседей», то есть предшествующее и последующее число;

Можно сравнить числа или цифры и поставит между двумя объектами знаки «больше», «меньше» или «равно»;

Ну и что ещё подскажет фантазия.

«Гаражи и автомобили»

Цель игры: закреплять представление детей о составе чисел первого десятка, о цифрах;в старшей и подготовительной группе закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

«Мозаика»

Предлагаю всем педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный полезный конструктор.

Вам понадобиться:

Салфетки универсальные

Ножницы

Карандаш

Трафареты геометрических фигур

Данное пособие поможет:

Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Совершенствовать все виды счёта.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет)

Развивать речь, умение делать простые выводы.

Закрепить и расширить пространственное представление.

Варианты игры:

«Собери красивые бусы», «Напиши цифры», «Напиши букву», «Выложи предмет», «Найди пару», «Науди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.

Древнекитайская головоломка «Танграм»

Представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей. Пусть количество деталей невелико, но на плоскости они могут складываться в сотни разнообразных фигур: силуэтов животных, людей, окружающих предметов.

Для изготовления этой головоломки вам понадобится плотный картон или всё та же универсальная салфетка. Квадрат разрезать на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

Самое простое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трёх элементов. Далее, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру.

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигуры по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть геометрические фигуры.

«Помоги Степашке»

Эта игра проводится по принципу игры «Божьи коровки»

«Рыбалка»

Данная игра состоит из набора рыбок и цифр. Задания могут быть самые разнообразные. Например:

- «выловить» заданное количество рыбок,

Поймать нужную цифру,

Вычислить пример на сложение или вычитание и найти ответ и т.д.

«Калейдоскоп»

Игра развивает умение расчленять узор на геометрические фигуры разной формы, цвета и величины по образцу. Развиваетзрительное восприятие, внимание и ориентировку в пространстве. Совершенствует умение называть из каких фигур и в какой последовательности сложен узор.

Материал: Карточки с узором из геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Узор выполнен путём наложения фигур меньшего размера на фигуры большего размера. Набор таких же отдельных фигур.

«Весёлые гусеницы»

Пособие «Весёлые гусеницы» связано крючком из отдельных деталей (кружочков) Это пособие можно использовать для обучения детей основным цветам, для различения величин: длинный - короткий, для обучения счёта, для развития мелкой моторики.

  • Сатлыкова Альфия Ниловна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  • ДОШКОЛЬНИКИ
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В статье раскрыты теоретические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста посредством занимательного материала, дидактических игр, задач и развлечений.

  • Домашние задания в курсе «история» как средство воспитательной работы
  • Влияние борьбы самбо на подготовку сотрудников ГПС МЧС России
  • Психолого-педагогический взгляд на проблему формирования здорового образа жизни студентов
  • Физическая культура, как компонент реабилитации молодых людей, страдающих алкогольной зависимостью

Первые годы жизни ребенка - это период в наибольшей степени интенсивного развития. Время дошкольного детства недолгое в сравнении всей жизни человека, но очень содержательно постижением всего нового. Окружающая жизнь обрушивает на маленького человека огромное количество информации. Ошибаясь, он находит ответ на многие вопросы, постигает логичность: чтобы мяч катился дальше его необходимо сильнее ударить; в узкое отверстие не пройдет объемистый предмет, и многое другое.

Обучению дошкольников первоосновам математики отводиться первостепенное место. Это послужило источником для целого ряда причин: обилие информации, которое получает ребенок, начало школьного обучения с шестилетнего возраста, повышенное внимание к компьютеризации, желание сделать процедуру обучения более насыщенной.

Для интеллектуального воспитания детей важнейшее значение имеет усвоение математических представлений, которые влияют на развитие умственных процессов так необходимых для учения окружающего мира.

Многие знаменитые психологи и педагоги, такие как П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева, считают, что формирование у ребенка математического представления должно основываться на предметно-чувственной деятельности, в результате которой легко осилить весь объем знаний, осмысленно постигнуть навыки счета и измерения, обрести прочную, элементарную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Для обучения дошкольников математике используются занимательные игры, задачи и развлечения. Несложный занимательный материал определяется с учетом потенциала детей и альтернативы всеобщего формирования и воспитания. Следует отметить, что занимательный материал применим для активизации умственной деятельности, заинтересованности математического материала, увлечения и развлечения детей, развития ума, расширения и углубления математических представлений, закрепления полученных знаний и умений, упражнения в использовании их в новой обстановке и других видах активности (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ).

Ежедневно в быту и играх ребенок встречается с ситуациями, требующих применения математического решения: сервировка стола для кукол, раздел конфет поровну и т.д. Необходимы знания таких позиций, как «мало», «много», «меньше», «больше», «поровну», умение определить и выбрать число во множестве. Вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно дети решают возникающие вопросы. Таким образом, дети дошкольного возраста знакомятся с математикой и овладевают элементарными вычислительными процессами. Приоритетной задачей работы дошкольных образовательных учреждений считается развитие у дошкольников элементарных математических представлений.

Программа по математике направлена на формирование и прогресс математических представлений и способности, смекалки, умственной активности, логического мышления, то есть умения делать простейшие суждения, пользования грамматическими правильными оборотами речи. Программой по математике предусмотрены операции с наглядным материалом, определение объема сыпучих и жидких тел, проведение измерений с помощью условных мерок, представления о геометрических фигурах, развитие глазомера ребят, формирование понимания пространственных отношений, понятия о времени.

Чтобы достичь успешного освоения учебного материала помогает использование разных методов, средств и приемов обучения. Поставленные цели и задачи влияют на выбор обучения, содержание изучаемого материала, этап занятий и возраст детей.

В современное время применяются новые подходы к формированию познавательных интересов к математике у дошкольников.

Увеличились возрастные особенности детей в освоении математического содержания, повысились требования школы к математической подготовленности дошкольников, модифицировались социальные условия, изменилось отношение к образованию и воспитанию детей. Воспитателям предоставлен большой потенциал в выборе программ математического формирования, использования разных технологий и моделей обучения дошкольников.

Ребенок, играя, обучается, поэтому в дошкольном возрасте образовательная деятельность начинает формироваться в процессе игры. Поэтому для фиксирования математических представлений широко используются дидактические игры и упражнения отдельно для каждой возрастной группы.

В основе методики математического обучения лежат дидактические принципы: последовательность, систематичность, индивидуальный подход, постепенность. Детям предлагаются задания последовательно, усложняясь от занятия к занятию. При переходе к новой теме пройденный материал повторяется, что дает возможность углубить знания детей и сосредоточить их внимание на новой информации (Е.И. Щербакова ).

Воспитателями на занятиях по математике используются разные методы: словесный, наглядный, игровой. Также применяются другие способы: беседа, рассказ, объяснение, описание, вопросы и ответы, смотр картин и предметов, упражнения, дидактические и подвижные игры.

В занятиях с детьми всех возрастных групп особое место заимствуются методы развивающего обучения: классификация предлагаемых знаний, применение наглядных средств, куда входят эталонные образцы, простейшие схематические изображения, предметы - заместители и которые применяются для выделения в реальных предметах и ситуациях разных свойств и отношений, употребление общего способа действий в новых условиях.

Формированию у детей элементарных математических представлений содействуют используемые методические приемы: комбинация практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно - игровых и поисковых ситуаций. Повышенная трудность, нестандартность игры, необходимость решения поставленной задачи вызывает большую заинтересованность дошкольников.

Для ускорения формирования и развития логических структур мышления у детей, воспитатели моделируют логические и математические конструкции в игре, в процессе которой создаются благоприятные условия для использования математических знаний, их самостоятельного и активного применения. Так у детей формируется интерес к математическому содержанию.

Невозможно обучение детей дошкольного возраста математике без использования занимательных игр, развлечений и задач. Как правило, в группе выбирается светлое место для расположения игротеки, где рядом есть столы, за которыми удобно и комфортно играть в интересные развлечения.

Мы считаем, что определенных результатов в развитии детей можно достичь совместными усилиями семьи и воспитателей детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладывается основание для дальнейшего обучения и это является началом длинного и весьма интересного пути в мир познания и чудес. Важно научить дошколят не только писать и считать, но и уметь творить и думать. И в этом в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка огромную роль имеет математическое учение.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
  3. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие: – М.: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 c.
  4. Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. – С. 131-132.