Доступная среда в учреждениях культуры. Перечень показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности Индукционная система портативная

Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма регламентируется целым рядом нормативных правовых актов.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из принципов адаптивного спорта провозглашается доступность (ч. 4 ст. 31). Данным Законом регулируется обеспечение организационных основ адаптивной физической культуры, адаптивного спорта как условия обеспечения доступности. В нем определяются организации, лица, ответственные за развитие физкультурно-спортивной деятельности среди инвалидов. Например, указывается, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. В этом им помогают общественные объединения инвалидов.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся нормы, имеющие важное значение с точки зрения обеспечения доступности физической культуры и спорта для инвалидов в образовательных организациях, реализующих образовательные программы в области физической культуры и спорта. Так в ч. 3 ст. 79 этого Федерального закона на образовательные организации возлагается обязанность обеспечить доступ инвалидов в здания, которые они занимают.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает общие обязанности по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг. Применительно к сфере спорта и туризма способы реализации этих обязанностей конкретизируются рядом подзаконных актов. Часть этих нормативных актов носит преимущественно рекомендательный характер. Однако, только путем соблюдения этих рекомендаций может быть достигнут наибольший уровень доступности для инвалидов спорта и туризма.

Инфраструктура мест проведения соревнований должна включать в себя помимо прочего парковочные места для размещения транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения; а собственник (пользователь) объекта спорта обязан обеспечивать во время подготовки и проведения соревнований беспрепятственный въезд на место проведения соревнований бесплатную стоянку транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения.

При создании или реконструкции объектов спорта должен быть осуществлен комплекс мероприятий (планировочные решения, технические решения, специальные материалы, устройства и оборудование) для обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. На объектах спорта должны обеспечиваться равнодоступность при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а сами объекты спорта должны соответствовать нормативно-правовым нормам, регламентирующим доступность сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Принцип безбарьерной среды положен в основу строительных стандартов олимпийских сооружений, объектов инфраструктуры в Сочи.

Опыт формирования пространства, благоприятного и открытого людям с ограниченными возможностями будет распространяться и в другие регионы России.

История XI Паралимпийских зимних игр, принципы и подходы коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья, будут включены в образовательную программу учебных заведений, которые готовят кадры для гостинично-туристской сферы и для индустрии спорта.

При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее).

Организации, реализующие дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта, должны руководствоваться актами Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта РФ.

В соответствии с этими нормативными актами организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья далее – ОВЗ), детьми-инвалидами и инвалидами в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования указанными категориями учащихся понимаются условия их обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ указанными учащимися.

В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

Адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

Размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

Присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

Обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

Обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

Дублирование звуковой справочной информации о расписании занятий визуальной информацией - установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

Обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата – возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Кроме того, физкультурно-спортивные сооружения, используемые при оказании услуг в образовательных организациях, должны соответствовать требованиям нормативных документов, а также иметь условия для обслуживания инвалидов (рекомендуется оборудовать входы и выходы для инвалидных колясок).

В целях обеспечения доступности физкультурно-спортивных сооружения, используемых на придомовой территории, рекомендовано дворовые площадки обеспечивать подъездами для инвалидов, либо пандусами. При проектировании таких территорий рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения – инвалидов по участку к зданию или по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для инвалидов на все время эксплуатации. Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

Полное и системное представления о том, как конкретно необходимо обеспечивать доступность для инвалидов объектов физкультурной и спортивной инфраструктуры и услуг в сфере физической культуры и спорта дают:

Свод правил СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605;

Свод правил СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 № 124/ГС;

Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным соревнованиям, с учетом особых потребностей инвалидов, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 09.07.2014 № 578.

Следует остановиться на одном немаловажном вопросе. К обеспечению проведения физкультурных и спортивных мероприятий наряду с работниками организаций, на территории которых проводятся такие мероприятии, и их организаторов, могут привлекаться контролеры-распорядители. В связи с этим лицам, которые проводят или организуют физкультурные, спортивные мероприятия, рекомендуется на основании договоров о привлечении контролеров-распорядителей возлагать на них обязанности по выполнению требований относительно доступности для инвалидов зданий, помещений и сооружений, где проводятся физкультурные и спортивные мероприятия. Возможность включения подобных обязанностей в договора контролеров-распорядителей следует из п. 7 ч. 4 ст. 20.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствии с которым контролеры-распорядители могут выполнять обязанности, возложенные на них организаторами официальных спортивных соревнований и (или) собственниками, пользователями объектов спорта в соответствии с заключенными договорами и не противоречащие законодательству Российской Федерации.


АНКЕТА

Оценки качества оказания услуг

(оценка культурно-досуговых учреждений )

Здравствуйте! Мы благодарим Вас за участие в проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями сферы культуры. Уделив немного времени заполнению данной анкеты, Вы поможете не только выявить проблемные места
в деятельности учреждений, но и улучшить качество оказываемых учреждениями культуры услуг населению.

Прочитайте, пожалуйста, представленные ниже вопросы, выберете и отметьте один из предлагаемых вариантов ответа на каждый вопрос.

Ваш пол:

1. женский 2. мужской

Ваш возраст:

1. 18-24 года 3. 36-49 лет

2. 25-35 лет 4. 50-60 лет 5. 61 год и старше

В настоящее время Вы:

1. работаете

2. учитесь в ВУЗе, ССУЗе

3. находитесь на пенсии

4. находитесь в декрете, в отпуске по уходу за ребенком

5. временно не работаете

Ваше образование:

1. Неполное среднее 4. Незаконченное высшее

2. Среднее 5. Высшее

3. Среднее специальное

Укажите муниципальное образование Самарской области, в котором расположено оцениваемое Вами учреждение культуры: ______________________________________

Укажите наименование учреждения: __________________________________________________

1. ДОСТУПНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ, РАЗМЕЩЕННОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ (наличие информации о деятельности учреждения: режиме работы, наличии действующих культурно-досуговых формированиях, услугах, стоимости дополнительных услуг, предстоящих культурно-досуговых (культурно-массовых) мероприятиях и т.д.)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

4. Плохо, много недостатков

2. КОМФОРТНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ (удобство расположения, эстетичность и чистота помещений, наличие гардероба, удобство помещений для занятий культурно-досуговых формирований, температурный режим, наличие рекреационных зон, санитарно-гигиенических помещений и т.д.)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

3. Удовлетворительно, незначительные недостатки

4. Плохо, много недостатков

5. Неудовлетворительно, совершенно не устраивает

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ДОСТУПНОСТЬ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ (предоставление в пользование сценических костюмов, бутафории и иного реквизита, изготовление копий на бумажных и электронных носителях, прокат музыкальных инструментов, видео- и киноаппаратуры, аудиовизуального, светотехнического оборудования, организация фотосессий и видеосъемки, изготовление и реализация сувенирных изделий, изделий народных промыслов, организация юбилеев и праздников по запросу сторонних лиц и т.д.)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

3. Удовлетворительно, незначительные недостатки

4. Плохо, много недостатков

5. Неудовлетворительно, совершенно не устраивает

4. УДОБСТВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ СЕРВИСАМИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КУЛЬТУРЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ
С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

3. Удовлетворительно, незначительные недостатки

4. Плохо, много недостатков

5. Неудовлетворительно, совершенно не устраивает

УДОБСТВО ГРАФИКА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

1. Отлично, очень удобно

2. В целом хорошо

3. Удовлетворительно, незначительные недостатки

4. Плохо, много недостатков

5. Совершенно не удобно

ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

6.1. Обеспечение возможности для инвалидов посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в организацию культуры, в том числе с использованием кресла-коляски

6.2. Оснащение организации специальными устройствами для доступа инвалидов (оборудование входных зон, раздвижные двери, приспособленные перила, доступных санитарно-гигиенических помещений, звуковые устройства для инвалидов по зрению и т.п.)

6.3. Наличие сопровождающего персонала в учреждении и возможности самостоятельного передвижения по территории организации

6.4. Компетентность работы персонала с посетителями-инвалидами

6.5. Размещение информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению и услугам (дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне)

7. СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КУЛЬТУРЫ (соответствие установленному графику работы и т.д.)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

4. Плохо, много нарушений

5. Неудовлетворительно, совершенно не соблюдается

8. СОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ (ЗАЯВЛЕННЫХ) СРОКОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КУЛЬТУРЫ (своевременное проведение мероприятий, систематическая работа культурно-досуговых формирований
и т.д.)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

3. Удовлетворительно, незначительные нарушения

4. Плохо, много нарушений

5. Неудовлетворительно, совершенно не соблюдаются

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26

На заседании Комиссии по делам инвалидов обсуждались вопросы культуры

26 ноября 2014 года состоялось очередное заседание Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Вела заседание Александра Левицкая – советник Президента РФ, председатель Комиссии.

В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы:

О создании условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества;

Об образовании рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества;

О формировании плана заседаний Комиссии на 2015 год.

По первому вопросу выступили статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, а также эксперты по культурной деятельности, руководители региональных Правительств, директора музеев.

По поручению президента ВОГ Валерия Рухледева Всероссийское общество глухих на заседании представлял вице-президент ВОГ Станислав Иванов. Он выступил с докладом на тему «Доступность культурной жизни и культурных объектов для инвалидов по слуху» и внес ряд предложений по данному вопросу, в том числе о выделении целевой субсидии Театру-студии Мимики и Жеста, использовании инновационных разработок, специальных мобильных приложений (видеогидов и т.п.) для обеспечения информационной доступности учреждений культуры для лиц с нарушениями слуха. Полную версию доклада Станислава Иванова можно посмотреть во вложении.

По итогам заседания, в частности, принято решение рекомендовать Министерству культуры РФ обратить особое внимание на необходимость:

Разработки плана подготовки проектов законодательных актов в сфере создания условий для участия инвалидов в культурной жизни, в том числе в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, предусмотрев их обсуждение с общественными объединениями инвалидов и экспертами;

Формирования эффективного механизма межведомственного взаимодействия между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

Обеспечения взаимодействия учреждений культуры и общественных объединений инвалидов в сфере разработки и реализации культурных проектов и программ;

Формирования ежегодно совместно с общественными организациями инвалидов календаря культурных мероприятий, доступных для инвалидов.

Также Министерству культуры РФ поручено в срок до 1 марта 2015 года разработать комплексный план по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни; проработать вопрос о включении в государственную программу «Доступная среда» на 2011–2015 годы мероприятий по субтитрированию и тифлокомментированию наиболее выдающихся фильмов прошлых лет.

Кроме того, Комиссия также постановила создать рабочую группу по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества и разработать план заседаний Комиссии на 2015 год.

Д О К Л А Д
Общероссийской общественной организации инвалидов
«Всероссийское общество глухих»
Тема: «Доступность культурной жизни и культурных объектов для инвалидов по слуху»

Уважаемая Александра Юрьевна, уважаемые члены Комиссии!
Государственная политика в области развития культуры глухих должна ориентироваться на нормы российского законодательства, а также статью 30 Конвенции о правах инвалидов, в которой говорится о том, что инвалиды должны иметь доступ к местам культурных мероприятий или услугам, театрам, музеям, иметь право на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих.

В настоящее время, в системе Всероссийского общества глухих имеются Театр Мимики и Жеста, а также 52 региональных учреждений социально-культурного назначения, на базе которых осуществляют деятельность 308 творческих коллективов, 112 клубных объединений, ежегодно проводится около 9000 мероприятий, в которых принимают участие более 611 тысяч инвалидов по слуху и членов их семей.

Главной задачей Всероссийского общества глухих в сфере социокультурной реабилитации инвалидов по слуху, является сохранение и развитие творческого потенциала и разнообразия культурной жизни глухих, обеспечение доступности услуг учреждений культуры для инвалидов по слуху.

Основным инструментом выражения особой культурной самобытности глухих является русский жестовый язык, статус которого как полноценного языка определен в статье 14 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В целях обеспечения реализации конституционного права инвалидов по слуху на участие в культурной жизни и доступа к объектам культуры средствами государственной поддержки, создания для них равных возможностей необходимо:

1. Включить в государственные и федеральные целевые программы отдельную строку – «развитие самобытной культуры глухих», которая будет включать проведение ежегодных Всероссийских фестивалей (русского жестового языка, концертных программ, клоунады, пантомимы, детского творчества, художественных выставок), доступных не только инвалидам по слуху, но и обычным гражданам.

Основная цель фестивалей – стимулирование развития художественного творчества и искусства инвалидов по слуху, как средства реабилитации и социальной адаптации.

Фестивали творчества инвалидов по слуху являются мощным инструментом изменения отношения общества к инвалидам в целом и к самобытной культуре глухих, в частности.

2. Эффективность работы учреждений культуры Всероссийского общества глухих находится на низком уровне из–за острой нехватки финансовых средств и сокращения количества кадровых специалистов-творческих работников со знанием русского жестового языка, в том числе из числа глухих и слабослышащих.
Дефицит соответствующих специалистов в клубных учреждениях Всероссийского общества глухих сводит на нет усилия по развитию самодеятельного творчества, эстетическому воспитанию подрастающего поколения, а также проведению культурного досуга инвалидов по слуху, в том числе среди детей-инвалидов.

В настоящее время подготовку специалистов в сфере культуры со знанием русского жестового языка на базе высшего профессионального образования Министерства культуры РФ осуществляют всего один ВУЗ – Государственная специализированная академия искусств.

Необходимо создать возможности, особенно в регионах, для обучения творческим специальностям и подготовки специалистов из числа инвалидов по слуху в высших и средних учебных заведениях Министерства культуры РФ с дальнейшим их трудоустройством в учреждениях культуры.

Ввести в штатные расписания столичных и региональных домов культуры, домов и центров народного творчества должностные ставки специалистов по занятию самодеятельным творчеством с инвалидами по слуху.

3. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) является учредителем и собственником на протяжении более чем полувека проводящего свою социально-значимую работу Театра Мимики и Жеста.

Театр является уникальным и единственным в мире театром глухих стационарного типа, в котором служат профессиональные глухие артисты, игра которых в равной степени доступна как инвалидам по слуху, так и массовому зрителю.

Театр является элементом культурного наследия России, источником развития русского жестового языка и главным средством культурной реабилитации инвалидов по слуху как в России, так и стран СНГ.

Анализ современного состояния Театра Мимики и Жеста, его цели, задачи, основные направления развития и ожидаемые результаты определены в Концепции долгосрочного развития на период до 2020 года, утвержденной постановлением Центрального правления ВОГ.

В репертуаре Театра Мимики и Жеста 11 спектаклей, в этом году был организован бесплатный показ спектаклей для 1717 детей-сирот (без нарушения слуха), а также около 11 тысяч инвалидов по слуху Москвы и Московской области стали зрителями уникальных спектаклей.

Деятельность театра и сохранение его актерского коллектива осуществляется частично за счет незначительных собственных средств Всероссийского общества глухих и частично за счет субсидии, предоставляемой ВОГ в рамках постановления Правительства Российской Федерации. Но важно отметить, что указанная субсидия предоставляется ВОГ для укрепления всей материально-технической базы ВОГ и осуществления уставной деятельности региональных отделений ВОГ в 79-и субъектах Российской Федерации.

Для осуществления театром полноценной творческой деятельности и его дальнейшего развития, выделяемых средств крайне недостаточно. Кроме того, техническое состояние самого здания театра близко к аварийному и требует капитального ремонта. Эти обстоятельства вынуждают ВОГ обращаться к государству за выделением дополнительных финансовых средств.

ВОГ неоднократно обращалось в Государственную Думу РФ и федеральные органы исполнительной власти с просьбой предусмотреть целевую субсидию (в любом оптимальном размере) на деятельность Театра Мимики и Жеста в рамках другого постановления Правительства Российской Федерации – №1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций», по которому в течение многих лет оказывается финансовая помощь различным общественным организациям, в том числе, организациям инвалидов. Но наши просьбы остаются без результата.

Минимально необходимая сумма для полноценной театральной деятельности Театра Мимики и Жеста составляет 27,9 млн. рублей в год.

Для тотально глухого человека и детей-инвалидов, в силу специфики инвалидности, театральное искусство является фактически недоступным. Театр Мимики и Жеста может дать такую возможность, приобщиться к культуре и творчеству. Решение заложено в развитии гастрольной деятельности.

Для эффективной деятельности Театра Мимики и Жеста и выполнения важнейшей социальной задачи необходимо предусмотреть целевую субсидию из федерального бюджета.

4. Также в настоящее время инвалиды по слуху не имеют полноценной возможности получать информацию об экспонатах, картинах, предметах и коллекциях, которые выставлены для демонстрации в музеях и выставках.

Необходимо в рамках государственной программы «Доступная среда» больше внимания уделить не только физической, но и информационной доступности учреждений культуры, музеев и театров с использованием инновационных разработок, специальных мобильных приложений – видеогидов по проведению экскурсий (субтитры на планшете, перевод на международный и русский жестовый язык).

Нельзя не отметить, что единичные примеры по созданию доступной среды для инвалидов по слуху в нашей стране уже имеются. В музее Дарвина, музей толерантности. В Театре Петра Фоменко реализуется эксперимент, при котором зритель может понимать спектакль с помощью субтитров на планшете.

Надеемся, что наши предложения и просьбы найдут отклик у профильных министерств и ведомств – соисполнителей госпрограммы «Доступная среда».

Руководствуясь пунктом 84 приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 49, ст. 6987; 2016, № 18, ст. 2625, № 24, ст. 3525), приказываю:

2. Мероприятия по реализации программы социокультурной реабилитации в учреждениях культуры направлены на обеспечение участия инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в культурной жизни общества посредством использования инвалидами, в том числе детьми-инвалидами ресурсов учреждений культуры и предоставляемых ими услуг.

3. Учреждения культуры, реализующие программу социокультурной реабилитации, обеспечивают:

Беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе детей-инвалидов, к объектам и услугам учреждения культуры;

Информирование инвалидов, в том числе родителей (законных представителей) детей-инвалидов, о порядке предоставления услуг по социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; о реализуемой учреждением культуры программе социокультурной реабилитации, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте учреждения культуры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальных сайтах учреждений, с которыми учреждением культуры заключены договоры и (или) соглашения о совместной деятельности по реализации программы социокультурной реабилитации (далее - организации-партнеры), на информационном стенде учреждения культуры, а также информационных стендах организаций-партнеров;

Возможность подачи инвалидами, родителями (законными представителями) детей-инвалидов заявления на оказание услуг по социокультурной реабилитации посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Реализация учреждением культуры программы социокультурной реабилитации предусматривает:

Обеспечение музеями возможности ознакомления инвалидов, включая детей-инвалидов, с музейными предметами и музейными коллекциями, в том числе посредством проведения сотрудниками музея, прошедшими обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, специальных выставок для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в качестве дополнения к основной экспозиции, реабилитационных кружков и студий, специализированных экскурсий;

Обеспечение библиотеками возможности ознакомления инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с библиотечными фондами, организацию циклов встреч, викторин, выставок и других культурно-просветительских мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Обеспечение организациями исполнительского искусства возможности ознакомления инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с представляемыми ими услугами, организацию кружковой, студийной работы, фестивалей, конкурсов, смотров творчества, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Обеспечение культурно-досуговыми учреждениями условий для посещения инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, проводимых мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Предоставление инвалидам, в том числе детям-инвалидам, учреждениями культуры, реализующими программу социокультурной реабилитации, оборудования, необходимого для получения инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, услуг по социокультурной реабилитации;

Оказание сотрудниками учреждения культуры, реализующего программу социокультурной реабилитации, помощи инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в разъяснении в доступной для них форме порядка предоставления и получения услуги по социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в оформлении документов, совершении ими других действий, необходимых для получения данной услуги.

5. С целью реализации программы социокультурной реабилитации учреждение культуры обеспечивает:

Проведение диагностики культурных потребностей, творческих интересов и предпочтений инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Утверждение программы социокультурной реабилитации для каждого инвалида, в том числе ребенка-инвалида, с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, а также культурных потребностей, творческих интересов и предпочтений инвалида, в том числе ребенка-инвалида.

6. Учреждения культуры планируют проведение мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

7. Учреждениями культуры, реализующими программу социокультурной реабилитации, обеспечивается проведение документальных наблюдений за индивидуальной социокультурной деятельностью каждого инвалида, в том числе ребенка-инвалида, в процессе его участия в проводимых учреждением мероприятиях.

8. Учреждения культуры, реализующие программу социокультурной реабилитации, предусматривают меры по совершенствованию используемых технологий социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом расширения перечня предоставляемых услуг и проводимых мероприятий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

9. Подведение итогов реализации программы социокультурной реабилитации предусматривает:

Подготовку учреждением культуры отчетных материалов о результатах прохождения каждым инвалидом, в том числе ребенком-инвалидом, программы социокультурной реабилитации;

Размещение информации о результатах, реализации программы социокультурной реабилитации на официальном сайте учреждения культуры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

_____________________________

* Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 49, ст. 6928; 2016, № 24, ст. 14).

** Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 1999, № 2, ст. 232; № 29, ст. 3693; 2000, № 22, ст. 2267; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; № 22, ст. 2026; 2003, № 2, ст. 167; № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 43, ст. 5084; № 45, ст. 5421; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; 2010, № 50, ст. 6609; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6329; № 47, ст. 6608; № 49, ст. 7033; 2012, № 29, ст. 3990; № 30, ст. 4175; № 53, ст. 7621; 2013, № 8, ст. 717; № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3460, 3475, 3477; № 48, ст. 6160; № 52, ст. 6986; 2014, № 26, ст. 3406; № 30, ст. 4268; № 49, ст. 6928; 2015, № 27, ст. 3967; № 48, ст. 6724; 2016, № 1, ст. 19; № 52, ст. 7510).

*** Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 49, ст. 6987; 2016, № 18, ст. 2625, № 24, ст. 3525).

Обзор документа

Утверждена модельная программа социокультурной реабилитации инвалидов, в т. ч. детей-инвалидов.

Предусмотрено, что мероприятия реализуются в учреждениях культуры в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к реабилитационным (абилитационным) услугам; содействия в получении услуги по их социокультурной реабилитации (абилитации); информирования о доступных услугах.

Закреплен перечень конкретных мероприятий. Так, музеи, библиотеки, организации исполнительского искусства, культурно-досуговые учреждения и др. будут обеспечены возможностями ознакомления инвалидов с культурными ценностями и представляемыми услугами. Запланировано предоставление необходимого оборудования для социокультурной реабилитации; оказание помощи в оформлении документов, совершении инвалидами других действий, необходимых для получения услуг.

Театры, музеи, киноконцертные залы, галереи и любые другие объекты культурного значения должны быть доступны всем людям, вне зависимости от их физических возможностей. Данная категория учреждений предусматривается программой Доступная Среда и обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории. Эти меры необходимы для доступа людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, для людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.

Адаптация территории: с чего начать?

Сама задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложностей. Инструкций и нормативов, которые могли бы стать руководством «к действию» нет, к тому же каждое здание имеет свои нюансы и технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.

Прежде всего, нужно определиться с оборудованием для адаптации самого здания и территории вокруг. При составлении списка оборудования важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

В качестве примера – список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для учреждений культуры по программе Доступная Среда:

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации учреждения культуры, на приведенную примерную концепцию оборудования объекта можно уверенно опираться.

Адаптация учреждений культуры: на что обратить внимание?

Для того чтобы культурные и социально-значимые объекты могли посещать люди с ограниченными физическими возможностями, требуются комплексные меры по адаптации. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • подъем на сцену. Помимо лестниц необходимы подъемники на сцену и поручнями или специальные пандусы (стационарные или мобильные);
  • зрительный зал. Должны быть предусмотрены системы помощи инвалидам по слуху (например, индукционная петля).