Какие святые видели живоначальную троицу. Икона Святая Троица — значение и в чем помогает

Основной догмат христианства состоит в учении о трёх лицах единого по существу Бога, являющих Собой Пресвятую Троицу. Эти три заключённых в Нём ипостаси ― Сын и Бог Святой Дух не слитны между собой и нераздельны. Каждая из них является проявлением одной из его сущностей. Святая церковь учит о полном единстве Троицы, творящей мир, промышляющей в нём и освящающей его.

Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел. Такое обилие декоративности не характерно для иконы.

Троица Нового Завета

Сюжет описанных выше икон взят из Ветхого Завета, поэтому они носят название "Троица Ветхозаветная". Но нельзя обойти стороной и часто встречающиеся изображения Новозаветной Троицы ― иного варианта изображения Божественного Триединства. Он основан на словах Иисуса Христа, приведённых в Евангелии от Иоанна: «Я и Отец одно». В этом сюжете три Божественные ипостаси представлены изображениями Бога Отца в виде седовласого старца, Бога Сына, то есть Христа, в виде мужа средних лет и Святого Духа в

Варианты изображения Новозаветной Троицы

Данный сюжет известен в нескольких иконографических вариантах, отличающихся между собой, главным образов положением, изображённых в нём фигур. Наиболее распространённый из них ― «Сопрестолие», представляет фронтальное изображение Бога Отца и Бога Сына, восседающих на престолах или облаках, и парящего над Ними Голубя - Святого Духа.

Другой также широко известный сюжет носит название «Отечество». В нём Бог Отец представлен восседающим на престоле с младенцем сидящем на его коленях и держащем в руках сферу в голубом сиянии. Внутри её помещено символическое изображение Святого Духа в виде Голубя.

Споры о возможности изображение Бога Отца

Существуют и иные иконописные варианты Новозаветной Троицы, такие как «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Отослание Христа на землю» и ряд других. Однако, несмотря на их широкую распространённость, среди богословов на протяжении веков не затихают споры о правомочности изображения такого рода сюжетов.

Скептики апеллируют к тому, что, согласно Евангелию, Бога Отца никто и никогда не видел, а следовательно, его невозможно изображать. В подтверждение своего мнения они упоминают Большой Московский Собор 1666-1667 года, 43-й пункт постановления которого запрещает изображение Бога Отца, что дало в своё время повод для изъятия из пользования многих икон.

Их оппоненты также основывают свои утверждения на Евангелии, приводя слова Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Так или иначе, но Новозаветная Троица, несмотря на споры, прочно входит в сюжеты икон, почитаемых православной церковью. Кстати, все перечисленные варианты Новозаветной Троицы появились в русском искусстве сравнительно поздно. До XVI века они были неизвестны.

Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.

Один из таких примеров - икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.

Кто такая Святая Троица и какие бывают ее иконы

Догмат о единстве Святой Троицы - один из наиболее сложных и в то же время основополагающих постулатов православной веры. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Икона Пресвятой Троицы

Полностью понять данное учение простому мирянину не под силу, над этим ломают головы лучшие богословы всего христианского мира. Для обычного рядового человека, верующего в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно понимать, что у Единого Бога есть три лица, каждое из которых одинаково является Богом. Канонически на иконах можно изображать лишь то, что было явлено людям. Так, человечеству было явлено большое чудо лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, поэтому мы имеем большое количество икон с его святым ликом.

Об иконах Иисуса Христа:

Что касается Бога Отца и Бога Святого Духа, то видимо они никогда не являлись людям. В Библии есть места, где Господь посылал с Небес свой глас, а также Святой Дух спускался в виде голубя. Это все физические проявления двух других ипостасей, которыми располагает человечество. В связи с этим нет иконы, которая в естественном виде изображала бы Святую Троицу (как, например, есть иконы Христа, достоверно повторяющие Его внешность).

Все изображения Троицы - глубоко символичны и несут в себе большую богословскую нагрузку. Один из наиболее известных образов - «Гостеприимство Авраама». На нем изображена сцена из книги Бытия, когда Аврааму был явлен Господь под видом трех ангелов. Именно тогда один из ангелов возвестил Аврааму о скором рождении у него сына.

На этом изображении мы видим трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сарру, которые им прислуживают. На заднем плане виден Мамврийский дуб, дом самого Авраама и горы. Суть этого изображения в том, что символично Аврааму и Сарре под видом трех ангелов была явлена тайна Троичного Господа.

Явление Святой Троицы Аврааму

Икона преподобного Андрея Рублева

Наиболее полно суть троической Божественной природы раскрыта в образе преподобного Андрея Рублева. Пожалуй, это наиболее известная и почитаемая икона Святой Троицы в нашей церкви. Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет - осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей - фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия. Поэтому верующим людям нужно тщательно избегать увлечения подобными изображениями. В храмах таких икон встретить нельзя, не нужно их иметь и дома.

Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева

Где должна находиться икона Святой Троицы и как перед ней молиться

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

Перед образом могут служиться молебны , может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично.

Икону Святой Троицы можно иметь и дома, чтобы в личной домашней молитве обращаться к Господу. Для этого дома можно оборудовать специальные полки для образов - домашний иконостас . На нем располагают все имеющиеся в семье иконы. Стоит помнить, что при оформлении иконостаса центральное место должны занимать иконы Господа и Пресвятой Богродицы, а следом за ними почитаемых в семье святых.

По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.

Главное правило - отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.

Икона Пресвятой Троицы

В чем помогает икона

В околохристианской среде нередко можно встретить мнение, что перед теми или иными святынями можно молиться строго по определенным вопросам. Нередко можно услышать подобные советы даже перед опытными прихожанами и старожилами храмов. Такой подход не совсем верно отражает суть православной веры.

О других известных православных иконах:

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой. В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

Видео об иконе Святой Троицы Андрея Рублева

Некоторое время назад я был в Московской Третьяковской галерее.
Зал, который я более всего желал посетить, был залом древнерусской иконописи.

И вот, оставив позади классиков, передвижников и абстракционистов, я попал в вожделенный отдел Третьяковки. С интересом, который показался подозрительным бабушкам-охранницам, так, что те на всякий случай не отходили от тревожной кнопки, я рассматривал великолепные византийские и древнерусские иконы.

Сознание с грустью фиксировало: у нас прихожане не понимают и не любят традиционную каноничную икону именно из-за плохих подделок «под каноничную икону», которые часто висят в наших храмах. Вроде все на месте, а жизни, внутренней энергии, огня в такой иконе нет…

Тогда как настоящая икона несет в себе такое множество смысловых пластов, такое богословие, такую религиозную поэзию…

Настоящая икона просто завораживает, заставляет остановиться и мысленно прикоснуться к Тайне, которую она излучает.

Впрочем, сейчас о иконах вообще говорить не будем.

Меня интересует лишь одна икона, а именно икона преп. Андрея Рублева «Троица» . Это одна из самых прекрасных икон, созданных человеком, а, по мнению ряда богословов и искусствоведов, и вообще самая прекрасная икона из всех известных нам.

Остановившись перед ней, я минут пятнадцать не мог отойти. Ушел, потом вернулся и еще стоял и впитывал сияние, покой, мудрость, исходящие из нее. Икона просто поражала. Лики – одновременно спокойные, одновременно задумчивые и трагичные… Позы, в которых выражены как идея Божественного могущества и таящейся силы, так и мирности, абсолютной согласованности всех замыслов и действий между персонажами. А какой цвет у иконы! Икона написана почти на белом (чуть желтоватом) фоне. Это цвет Божественного сияния, света Фаворского, света Божественного присутствия. Краски наложены слоями: на одну накладывалась другая, поверх нее следующая. Потом еще и еще. Этим приемом мастер достигал того, что из-под одного живописного слоя просвечивал другой и икона обретала объем, становилась словно живой. А отметьте, как мало лишних деталей… Икона ни на миллиграмм не перегружена. Я имею в виду другие иконы Троицы такого типа. На них и Авраам, встречающий путников, и Сарра, и бык, и что-то еще. Не так у Рублева. Абсолютный минимум персонажей и предметов. Аскетизм, заставляющий все внимание сосредоточить на фигурах, которые словно парят на ней в спокойствии, силе, любви и гармонии. (Кстати, фигуры вписаны в невидимый круг, что подсознательно нас вводит в какой-то особый ритм и режим восприятия иконы.) А обратите внимание на стол, перед которым сидят Ангелы Он имеет вид гроба, того гроба, в который был положен Христос после смерти. Однако гроб этот наполнен светом. Почему? Он блистает Пасхальным светом Воскресения.

А… впрочем, остановимся.

Эта икона – поистине окно в иной мир, из которой и нам, грешным, что-то сверкнуло. И, сверкнув, не погасло, но рукой подвижника и молитвенника преп. Андрея оказалось зафиксированным и оставленным нам.

В Третьяковской галерее разрешается фотографировать (без вспышки). Это позволило мне сделать интересные снимки, которыми я с вами уже делился. Вот и сегодня, кроме нескольких других фотографий икон, я рад представить вам рублевскую икону Троицы в хорошем разрешении. В таком разрешении, что вы сможете, увеличив ее, рассмотреть какие-то подробности…

Сегодня я хочу с вами поговорить об этой чудесной иконе. Давайте попытаемся разгадать ее главную тайну, а именно: попытаемся определить, Кто есть Кто на иконе . Ведь, если три изображенных Ангела являют нам Отца, Сына и Святого Духа, то Андрей знал, кого из Ангелов он подразумевает под Отцом, кого под Сыном, кого под Духом Святым, верно?

…Однажды, когда я служил в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, я был свидетелем необычного спора. Там у жертвенника висит копия рублевской «Троицы». И вот однажды у батюшек разгорелся спор: кто из изображенных на иконе Ангелов, по замыслу Андрея Рублева, является Отцом, кто Сыном, а кто Духом Святым. Сошлись на том, что определенно об этом сказать никто ничего не может. «Раз Андрей Рублев не надписал, кто есть кто, то этим самым он подал намек: любого Ангела можно интерпретировать как любого из Лиц Пресвятой Троицы », – сказал один священник. Помолчав, с ним согласились. А что делать, другого-то ответа нет…

Правда ли нет ответа? Или мы просто его не знаем?

Но прежде, чем мы поразмышляем над этим, я хотел бы попросить вас внимательно посмотреть на икону и подумать вот над чем: Кто из изображенных на этой иконе Лиц – Отец? Кто Сын? Кто Святой Дух?

А теперь давайте поговорим об этом.

Когда я стоял перед иконой и думал об этом, я поражался, как черты Сына узнаются мною то в одном, то в другом Ангеле. В чем дело? Ведь не может же быть у нас два или три Сына Божия?

Иконы, на которых изображен сюжет явления Трех Ангелов (а на самом деле – Трех Лиц Пресвятой Троицы) Аврааму, известны и до Андрея Рублева, и после. Но надписи над нимбами (то есть пояснения, где Отец, где Сын, а где Дух Святой) встречаются крайне редко. Это единичные случаи. Ни у одного настоящего мастера такой надписи нет, потому что это противоречит богословию. Как откровение неизобразимого Троичного Бога явление Аврааму может быть передано только символически, в виде трех безличных Ангелов.

На Стоглавом Московском соборе 1551 года это подтверждено следующими словами: «У Святой Троицы пишут перекрестье (в нимбах): иные у среднего, а иные у всех трех. А в старинных иконах и в греческих подписывают “Святая Троица”, а перекрестья не пишут ни у кого. А некоторые подписывают у среднего “IС ХС Святая Троица”. Итак, повелеваем: Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать “Святая Троица”. А от своего замышления ничего не предпринимать » (рус.пер.)

Напомню, что перекрестье – это «крестчатый нимб». Он пишется только на иконах Иисуса Христа.

Процитированный документ Собора гласит, что можно рисовать крестчатый нимб либо у центрального Ангела, либо у всех трех. То есть получится, что Иисус Христос, кроме Себя Самого, являет Собою и Отца, и Духа.
Но отдельно указывать: Отец или Дух – нельзя. Всю Тайну Лиц Пресвятой Троицы нам являет только Сын – Господь Иисус Христос.

Все это так, «…и все же в рублевской иконе эти Лица, символизируемые Ангелами, как бы стремятся к личностному Своему проявлению: образы Их не лишены известной, пусть и «прикровенной», конкретности в выражении ипостасных взаимоотношений и потому могут быть «определены» если и не как однозначная религиозная «Богозрачная» данность, что, разумеется, невозможно, то хотя бы как данность художественно-символическая. Апофатически признавая вообще всякую условность любого изображения Пресвятой Троицы, душа человеческая, так сказать, на уровне катафатическом все же стремится хотя бы прикоснуться – через откровение «художественного Боговидения» – к Божественно-Личностной тайне Триипостасного Бога…» (диак. Г. Малков)

Это правда. Вот и я, стоя в Третьяковской галерее перед иконой Троицы, силился отгадать: Кто же из этих Ангелов, по замыслу преп. Андрея Рублева, изображает Отца? Кто – Сына? А Кто – Духа Святаго?

Вкратце варианты попыток подобной идентификации Лиц (с указанием сторонников тех или иных вариантов) можно представить следующим образом (перечислены специалисты, которым принадлежат исследования в этом вопросе, или авторитетные богословы):

1-й вариант: слева (от зрителя) – Бог Сын, в центре – Бог Отец, справа - Святой Дух (Такой версии придерживались: Ю.А. Олсуфьев, полностью согласная с ним В. Зандер, Д.В. Айналов с к концу своей научной деятельности, Н.М. Тарабукин, П. Евдокимов, Н.А. Демина, А. Ванже, Г.И. Вздорнов, прот. А. Ветелев);

2-й вариант : слева (от зрителя) – Бог Отец, в центре – Бог Сын, справа – Святой Дух (Н. Малицкий, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.И. Антонова, монах-иконописец Григорий (Круг), Л.А. Успенский и В.Н. Лосский, Р. Майнка, К. Онаш, Г. фон Хеблер, прот. Л. Воронов, прот. А. Салтыков, Э.С. Смирнова);

3-й вариант : слева – Бог Отец, в центре – Святой Дух, справа – Бог Сын (архиеп. Сергий (Голубцов), Л. Кюпперс, прот. И. Цветков);

4-й вариант : слева – Святой Дух, в центре – Бог Отец, справа – Бог Сын (архиеп.Сергий (Голубцов), Л. Мюллер).

Последние две трактовки (3-й и 4-й варианты) предельно субъективны и не выдерживают серьезной критики: за ними, по сути, нет сколько-нибудь общепринятых традиций – ни богословской, ни иконографической.

В целом вопрос сводится к тому (если уж решиться задавать его) – кто же изображен преподобным Андреем (по замыслу иконописца) в центре иконы: Бог Отец или Бог Сын?

Определив, Кто изображен в центре, мы, возможно, получим ключ к вопросу, Кто находится справа, а Кто – слева от центральной фигуры.
Секрет в том, что древние иконописцы (и Андрей Рублев, и другие), действительно, изображая Отца или Духа Святаго, изображали Их через призму изображения Сына Божия.

Мы помним знаменитые слова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » (Ин. 1:18). Или другое: на просьбу Апостола Филиппа показать ему Отца Иисус ответил: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? » (Ин. 14:9–10).

Именно поэтому Ангел, изображавший Отца, рисовался с чертами Сына, Сын – открывает нам Отца… Вот тебе и древнерусская темнота и простота, как порой приходится слышать…

Правый от зрителя Ангел рублевской «Троицы» – несомненно, Дух Святой. С этим согласно большинство исследователей иконы.

«В центре же (и символически это вполне оправдано) нам явлен образ Отца, но образ Его художественно целомудренно «замещен» и репрезентируется «ангелоподобным» образом Сына: поэтому центральный Ангел и изображен в каноническом для иконописи одеянии Спаса – в вишневом хитоне и голубом гиматии.

Но одновременно этот символически явленный Ангел – как подразумеваемый под образом Сына Сам Отец – благословляет жертвенную чашу Сына со Святым Агнцем (ибо Сын есть «Приносяй и Приносимый » – в соответствии со словами тайной молитвы Херувимской песни на Литургии верных). Причем Ангел этот как бы вопросительно-призывно обращен к Ангелу, находящемуся по правое плечо от него, то есть к собственно образу Сына, «сопрестольного» Отцу. И здесь будет вполне уместным вспомнить слова Псалмопевца: «седи одесную (то есть справа) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1) , или же, например, своего рода вариацию на ту же тему у Апостола Павла - его слова о Сыне, Который «воссел одесную престола» (Евр.1:3) .

Сын есть «Приносяй и Приносимый» . Надо пояснить, что значат эти слова. В Византии были споры: Кому из Лиц Пресвятой Троицы приносится Евхаристическая Жертва во время совершения Литургии? Только ли Богу Отцу или, например, еще и Богу Сыну? Богословы ответили так: и Богу Сыну тоже. Как же так? Неужели Он Сам Себя Себе же и приносит в Жертву? Да. И об этом именно говорит молитва, читаемая священником тайно во время пения Херувимской песни: «Ты еси приносяй и приносимый…» То есть Ты – и Тот, Кто приносит, и Тот, Кому приносится эта Жертва.

Этот левый Ангел, непосредственно представляющий Сына, «прежде всех век» согласного во всем с волей Отца (а точнее – всей Святой Троицы) о необходимости принесения Себя в жертву за падший человеческий род, сдержанно - трепетно-осторожно и покорно - также благословляет искупительную евхаристическую чашу, выражая тем самым Свою готовность пострадать «за жизнь мира»…» (диак. Г. Малков)

Только одно это размышление над тайной иконы Пресвятой Троицы вскрывает огромный пласт православного богословия:

А. Христос добровольно приносит Себя в Жертву для спасения человечества.

Б. Он приносит Себя всей Троице и Самому Себе как Второму Лицу Святой Троицы.

В. Его Жертва есть исполнение воли Отца. Однако и Сам Сын – властен над своею Жизнью. Как Он сказал: «Имею власть отдать ее (жизнь) и власть имею опять принять ее » (Ин. 10:17–18) . Таким образом, Его жертва – добровольное деяние. В этом смысле можно сказать, что Он вместе с Отцом благословляет Себе Самому жертвенную смерть. (На иконе мы как раз и видим, что Ангел, сидящий слева от зрителя, а мы определили, что это Сын, сложил пальцы правой руки в благословляющем жесте. )

То, что левый (к зрителю) Ангел есть Сын Божий , можно понять и по Его одежде, которая есть, по сути, багряница, одежда мученика. Эта багряница светится небесным светом, потому что Пострадавший и Умерший за нас также и Воскрес, и преобразился.

Г. Дело искупления, совершенное Сыном, есть не просто частный факт истории – это дело исполнения Замысла Божия о мире, того, что святые отцы, вслед за Ап. Павлом, называли Домостроительством нашего спасения. На то, что Сын исполнил дело Домостроительства Божьего, намекает дом, находящийся за ним.

О многом еще можно было бы сказать, однако на этом закончим. Посмотрите еще на прекрасную икону преподобного Андрея Рублева. Теперь мы с вами знаем, Кто из Ангелов на иконе изображает Отца, Кто – Сына и Кто – Святого Духа.

Священник Константин Пархоменко

Икона Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица» — пожалуй самое известное изображение Бога в трех его ипостасях. Немногие знают, в чем значение этой иконы, и как помогает молитва Святой Троице.

Этот классический образ много раз фигурировал в иконописных мотивах и изменялся с течением времени.

Существует несколько «неканонических» изображений Святой Троицы, но в этой статье мы рассмотрим классическую ветхозаветную икону.

Что означает Святая Троица в Православии

Понятие Святой Троицы характеризует христианское учение о триединстве Господа. Единосущность Отца, Сына и Святого духа – это основание христианской религии. Само слово «Троица» введено во II веке святителем Феофилом Антиохийским.

Само постижение тайны о Пресвятой Троице непостижимо для греховного рассудка человека, и только духовный путь и аскетический подвиг могут приблизить к пониманию триединства Божьего.

Вот почему так важно созерцание великого творения, описывающего трисолнечный свет православия. Оно позволяет через физический опыт, духовно принять единосущность Господа в трех образах.

Молитва Святой Троице

Верующие христиане, молясь «Отче наш», обращаются к Богу Отцу, Иисусовой молитвой - Богу Сыну, произнося «Царю Небесный, Утешителю» мы обращаемся к Святому Духу.

При этом, чтобы не впасть в язычество, в котором исповедуют трех богов, важно учитывать, что Божественные лица Триедины, Они не осознают себя как обособленные Личности. Потому молиться можно любой молитвой.

Существует так же непосредственное молитвенное обращение к Святой Троице:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Кто изображен на иконе Святая Троица

Основное учение в христианстве говорит нам, что существо Бога выражается в трех ипостасях – Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Святая церковь учит, что эти образы неделимы, но и не слитны между собой. Каждый из них является символом Создателя проявляет высшую божественную сущность.

Непосредственное изображение божественного лика противоречит канонам христианства, ибо «Бога не видел никто и никогда» (Евангелие от Иоанна, 1:18; 1-е Иоанна, 4:12), поэтому на святыне изображены три Ангела, олицетворяющие собой странников, явившихся Аврааму в 18-й главе книги Бытия. Узрев, что в физическом образе перед ним предстал сам Бог, Авраам с почтением принял у себя Путников. Со временем такая иносказательная символика и стала в иконографии традиционным способом изображения Господа.

Стоит отметить: существует несколько новозаветных изображений, где Бог Отец предстает в образе старца, Бог Сын – в образе Христа, а Святой Дух – в образе голубя. Но такие изображения не являются каноническими, т. е. не утверждены Православной церковью!

О чем просят и от чего оберегает Святая Троица

В молитве к Святой Троице, начинающейся словами «Пресвятая Троице помилуй нас», христианин просит простить его грехи, очистить от всякой скверны. Обращаясь к каждому Лицу по отдельности, верующий обращается к Единому Богу «имене Твоего ради» (а не «имён Твоих»).

Христианин осознает свои согрешения и просит Бога простить его, дать помощи, лекарства, чтобы преодолеть немощи - т. е. соблазн снова совершить этот же грех. И по вере, получает просимое.

Заключение

Каждому христианину необходима постоянная поддержка Господа, его руководство и помощь. Образ Святой Троицы – это прямая связь с природой Бога.

Любой молящийся перед этой иконой с покаянием и смирением получает доброту и поддержку Господа на духовном и мирском поприще.

Образ Святой Троицы почитается православными христианами всего мира. Молитвы перед этой иконой способны оградить вашу жизнь от всякого зла и переживаний.

История иконы

Икона Святой Троицы, иначе называемая «Гостеприимство Авраама», написана в 15 веке знаменитым иконописцем Андреем Рублевым.

По преданию, благочестивый муж Авраам в один из дней встретил возле своего дома трех странников, не назвавших своих имен. Авраам принял путников и предложил им отдых и трапезу. Во время беседы три таинственных человека сказали Аврааму, что они — посланники Господа, три Его ангела, и сообщили о скором рождении сына Исаака. После пророчества двое ангелов отправились погубить город Содом, вызвавший гнев Господа, а третий ангел остался и беседовал с Авраамом.

Где находится икона

Икона «святая Троица» представляет собой огромную ценность. В настоящее время образ находится в Третьяковской галерее.

Описание иконы

На вертикальной основе изображены три ангела, смыкающие круг возле стола. Стол накрыт, на нем стоит чаша и лежат виноградные ветви. Ангелы сидят под сенью священного дерева и горы, символизирующих вечную жизнь и любовь Господа.

Образ трех ангелов указывает православным на единство Господа в трех лицах и священное, сакральное содержание этого числа. Свет, любовь и всепрощение, заключенные в образе каждого ангела, указывают на возможность прийти в Царствие Небесное по одному из этих путей.

В чем помогает икона

Иконе Святой Троицы молятся, желая постичь всю силу благодати Божьей. Этот образ способен защитить дом и семью, направить сбившегося с истинного пути человека на верную дорогу и показать ему все величие и красоту божественных творений.

Иконе Святой Троицы молятся:

  • чтобы получить исцеление физических и душевных недугов;
  • о восстановлении справедливости и защите от врагов;
  • прося об указании верного жизненного пути;
  • об избавлении от тоски и печали.

Молитвы иконе Святой Троицы

«Пресвятая Троица, смиренно молю Тебя: как соединяется Отец, Сын и Святой Дух в единую силу, покровительствующую истинной вере и смирению, так и не оставит меня сила любви, веры и правды Господней. Да не сорвусь в пропасть геенны огненной, не сгину во грехе и неверии. Не оставьте меня, посланники Бога и справедливый Суд Его. Аминь».

«Троица священная, символ великодушия и власти Господа, силою своей покаравшая неверных, принесшая служителю Господа великую радость! Вас молю, не оставьте меня в печали и горести, уберегите живот мой и дух мой от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна уберечь вас от опасности и физической угрозы.

День памяти иконы Святой Троицы празднуется на 50 день после Воскресения Христова. В это время любые молитвы Господу имеют особую силу и способны привести вас к внутреннему равновесию и радости. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

02.06.2017 06:07

Православная Троица - великий праздник христиан. Данное празднество так же важно, как Рождество и Пасха. ...

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ...