Матро́на Московская (Никонова). Особенно почитают Матрону Московскую в дни памяти. Жизнь после смерти

Приходя в Церковь, многие обращаются к лику Матроны. Считается, что молитва у иконы Московской Святой очень действенна. Но не все знают, как правильно обратиться и попросить помощи у Блаженной, приложиться к ее чудотворным мощам. Давайте выясним это вместе.

Блаженная Матрона – одна из самых почитаемых святых в православии. Постоять у икон с ее образом, поцеловать мощи Святой, обратиться к ней с молитвою – значит обрести верную покровительницу, исцеляющую от болезней, печалей, дарующую надежду, мудрость, прозорливость и терпение.

Свою чудотворную силу и желание помогать людям Матрона почувствовала еще в возрасте восьми лет. С тех пор и до самой смерти она стремилась помочь верующим избавиться от недугов, пережить скорбь и удары судьбы. Могла она и предсказывать будущее. Прорицательница делала это не для того, чтобы удовлетворить праздное любопытство, а, чтобы направить на путь праведный, открыть истинное предназначение и возможности человека.

У дома Святой всегда было паломничество. Люди со всей округи и дальних уголков часами стояли в ожидании встречи с целительницей. Она же требовала от них только искренней веры в Бога, доверия и благодарности ему за то, что он дает им шанс избавиться от грехов и обрести счастье.

Предвидя свою смерть, Матрона до последнего дня спешила принять страждущих, желающих получить исцеление, помощь, наставление. Весь ее образ жизни, поведение, черты характера служили великим примером доброты, искренности, любви, самопожертвования, покаяния и сострадания.

Кратко о судьбе

Мирское имя Чудотворницы — Никонова Матрона Дмитриевна. Она родилась 22 ноября 1881 года и прожила семьдесят один год. Родители ее жили в Тульской губернии, селе Себино. Мать после родов хотела отказаться от девочки, по причине ее врожденной слепоты. У младенца отсутствовали глазные яблоки.

Совершить такой грех мать остановил вещий сон, в котором ей на грудь села невиданной красоты, слепая белая птица. Выделяло девочку и то, что на ее груди была выпуклость в форме крестика. Родители очень любили свою дочь, но считали, что эта несчастная будет всю жизнь на их иждивении. Спустя несколько лет они винили себя за такие мысли, ведь Матрона стала основной кормилицей в их семье, где было еще трое детей.

С восьми лет она спасала людей от напастей, болезней, горестей, принося им утешение и исцеление. Обретая покой, веру в Божью благодать, паломники приносили родителям продукты и подарки для семьи.

В Житие Святых упоминается случай, когда от Матроны самостоятельно вышел мужчина, у которого до этого отказали конечности. А в семнадцать лет сама осталось прикованной к инвалидному креслу, смиренно неся свой крест.

До этого случая Матроне удалось немного попутешествовать, посетив святые места паломничества православных и увидится с Иоанном Кронштадтским (святой праведник), который объявил ее своей сменой.

В сорок четыре года Матрона переехала в Москву, прожив здесь до самой смерти. Это были неспокойные революционные годы, когда Церковь и ее служители претерпевали гонения большевиков. Коснулись они и Святой Матроны, сидячей и слепой, ей приходилось каким-то чудом избегать ареста. Но она не переставала служить русскому народу, помогая избавиться от физической и душевной боли, обрести надежду и силы на продолжение жизни.

Могила и мощи Святой

Умерла Матрона 2 мая 1952 года, и эту дату предсказала за три дня до кончины, продолжая нести свой духовный крест до самой смерти. По ее воле Святую похоронили на Даниловском кладбище. Спустя несколько лет это место стало очень популярно среди паломников.

Перед уходом Матрона обещала помогать всем, кто придет на ее могилу. «…я буду вас слышать и видеть, и помогать вам…». Она просила довериться Богу, и тогда она будет молиться перед Всевышним, а также встречать каждого.

В девяностые годы останки решили эксгумировать и перенести на землю Женского Покровского монастыря. В 1999 году прошла канонизация Матроны, как московской святой. Мощи Блаженной хранятся в специальной гробнице (рака).

Покровский монастырь – одно из самых посещаемых мест для верующих, которые выстраиваются в длинные очереди, чтобы приложиться к мощам Святой и обратиться к Матронушке. Люди приезжают сюда со всех уголков земного шара, приносят живые цветы, разговаривают с ней, молятся и просят о помощи.

Прикоснуться к Святыне и почувствовать на себе чудотворную силу мощей можно не только в Москве. Регулярно отправляются в храмы российских городов ковчеги с частичками мощей Матроны и иконы с ее образом. Ежедневно перед ликом Святой поют песнопения и читают акафист.

Как добиться покровительства Блаженной и какой помощи ожидать

Чудотворная сила Святой Матроны и ее мощей известна не только по всей России, но и за рубежом. Обращение к Блаженной через молитвослов помогает верующим избавиться от многих проблем:

  • Больных исцеляет от тяжелых недугов, особенно помогает восстановить орган зрения;
  • Матерям, потерявшим надежду на рождение наследников, дарует беременность;
  • Оберегает от нелепой смерти тех, кто испытывает горечь и тоску по ушедшим родственникам;
  • Сохраняет мир и гармонию в семье, отводит от блуда и дарует любовь;
  • Избавляет от голода и нищеты, улучшает материальное благосостояние;
  • Покровительствует младенцев, детей, оставшихся без родителей, стариков и людей с ограниченными возможностями;
  • Дарует духовное прозрение тем, кто сбился с пути истинного. Показывает путь к просветлению, росту и финансовому благополучию через веру, доверие и благодарность Богу;
  • Спасает даже невоцерквленных людей, которые придут к ней за помощью и поддержкой;
  • Способствует озарению, перемене ценностей, просветлению, поиску своего истинного предназначения.

Еще при жизни Святой, заинтересовал ее дар предвидения великого вождя Сталина. Матрона предсказала могущественному гостю будущую победу над фашизмом и его прямое в этом участие. Предсказывать будущее простым людям она не любила и старалась давать информацию отрывками, тем самым вдохновляя на подвиги или, наоборот, оберегая от ошибок в будущем.

Правила обращения к лику Святой

Найти духовный контакт с Матроной Московской возможно через словесную или мысленную молитву. Считается, что в первую очередь будут услышаны канонические прошения из молитвослова. Но не исключено обращение собственными словами, исходящими от чистого сердца.

Любое прошение должно подразумевать добрые намерения и не в коей мере не ухудшающие жизнь других людей. Произнеся слова, вы должны чувствовать и верить в то, о чем просите. Ваша задача максимально открыться и смиренно ожидать любого воздействия, веря в лучшую долю.

Обращаться к Святой можно по имени – Матронушка. Именно такое ласковое обращение она любила. Прикасаясь к мощам Блаженной или приближаясь к ее иконе можно почувствовать силу, облегчение, умиротворение. Беспокойство и отрицание приходит тем, чья просьба не принята.

Матронушка может не услышать просьбы людей, нарушающих Божьи Заповеди, ведущих потребительский образ жизни, игнорирующих чужую боль, страдания, мучения, желающих отбить чужого супруга или незаконно унаследовать чужое имущество. Таким грешникам Блаженный образ может прийти во сне с наставлением и поучением.

Молитва Святой может быть очень действенной и сильной. Для этого нельзя забывать дорогу в Церковь. Ваша вера должна быть постоянной и истинной. Посещать службу, причащаться, исповедоваться, подавать милостыню и благодарить Бога за все, что с вами происходит – вот что сможет приблизить вас к чудотворной силе Матронушки.

Чем чаще и вдумчивее произносить проницательный текст молебна, тем выше шанс запрограммировать мозг на позитивные перемены, настроить себя на покаяние, терпение, надежду и созидательность. Чтение молитвы требует некоторой расслабленности, спокойствия и избавления от мирской суеты, проблем, печалей и всего негативного.

Особенно почитают Матрону Московскую в дни памяти:

  • 2 мая – день ее ухода из жизни и день канонизации;
  • 22 ноября – день рождения Чудотворницы;
  • 8 марта – обретение святых мощей.

Как прикоснуться к мощам и побывать на могиле прорицательницы

Могила праведной старицы находится на Даниловском кладбище. Здесь всегда много паломников. Они приносят живые цветы (искусственные Матрона не любила), кланяются, целуют крест, молятся и просят помощи, веря, что великая Чудотворница обязательно их услышит. У могилы установлена часовня имени Матроны Московской.

Проехать к могиле можно на метро. Выход на ст. Тульская, а затем десять минут пешим шагом следовать по дороге с указателями. Сюда же ходит трамвай № 26, автобус № 26. Заблудиться крайне сложно, ведь этот путь освоен уже тысячами верующих, регулярно приезжающих на святое место, чтобы вновь обрести силу, уверенность в завтрашнем дне, укрепить веру в Господа.

Мощи Матронушки с 1998 года находятся в Покровском монастыре, по адресу Таганская 58 (Москва). Ежедневно он открыт для паломников и работает с семи утра до восьми вечера. Сюда можно добраться на метро до ст. Марксистская и пройти пешком (20 минут). Другой вариант: выйти на ст. Крестьянская застава и пройти до Абельмановской заставы (площадь) десять минут.

На территории монастыря расположен Святой источник. Его можно найти рядом с колокольней. Здесь же есть детская зона с качелей, работает столовая для прихожан. У самого входа действует церковная лавка, где можно приобрести свечи, иконы с образом Чудотворницы, заказать молебны во здравие.

Главные Святыни (мощи и икона) находятся в Храме, куда выстраиваются длинные очереди. Прикоснуться к специальной раке, в которой хранятся мощи Матронушки удастся каждому, кто приедет сюда. Это великий шанс обрести Божью благодать, напитаться духовной силой, очистить душу от тягот и невзгод. Монастырь принимает гостей каждый день с семи утра до восьми вечера и ждет верующих на утреннюю и вечернюю службы.

Имя: Матрона Московская (Матрона Никонова)

Возраст: 70 лет

Деятельность: святая Русской православной церкви

Семейное положение: не была замужем

Матрона Московская: биография

Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых православных святых. С рождения у нее был дар чудотворения. Еще при ее жизни люди стали молиться Матроне и просить у нее помощи, у ее дома все время были паломники. Но и сейчас поток верующих, желающих прикоснуться к святым мощам, не иссякает. Люди приезжают в Покровский женский монастырь за тысячи километров, ведь перед смертью Матрона пообещала, что услышит и увидит всех, кто к ней обратится, и будет помогать.

Детство и юность

Родилась девочка в деревне Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Ее родители – Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы – жили небогато, на тот момент у них уже было трое детей. Поэтому, забеременев в четвертый раз, Наталья решила отдать ребенка в приют, так как понимала, что они не прокормят еще одного малыша.


Фотография Матроны Московской

Но перед родами женщине привиделся сон, в котором ей на грудь села птица с лицом человека, но без глаз. Утром Наталья Никитична расценила увиденное так, что бог им поможет, и передумала отдавать ребенка.

Этот сон оказался вещим – дочка родилась слепой, у нее отсутствовали глазницы, а веки были крепко затянуты. Родители сразу поняли, что девочка у них особенная. На груди у младенца они обнаружили выпуклость в форме креста. А во время крещения и вовсе произошло чудо: когда батюшка опустил девочку в купель, над ней поднялся столб ароматного тумана. Батюшка сразу же сказал, что ребенок свят.


Как рассказала мать Матроны, в младенчестве она даже по средам и пятницам отказывалась есть грудное молоко, будто соблюдала пост. В эти дни она в основном спала.

С местными детьми девочка общего языка не находила, они ее обзывали и обижали, могли и крапивой отстегать и даже столкнуть в канаву, после чего смеялись над тем, как слепая выбирается из нее. Поэтому Матрона проводила больше времени дома и в церкви Успения Божией Матери, которая стояла неподалеку.

Святой подвиг

В 8 лет девочка стала принимать людей – исцелять и предсказывать будущее. Сначала к ней приходили люди из деревни, просили о здоровье, ей удавалось молитвами поднимать лежачих больных. Девочка вымаливала облегчение скорбящим. Но за свою помощь денег Матрона не брала. В качестве благодарности ей приносили продукты. Так девочка стала кормилицей в семье.


Вскоре о ней узнали во всей округе, и потянулся народ к ее дому со всех сторон. Будучи незрячей, Матрона многое видела и знала. Она описывала соборы и храмы, находившиеся за границей, их внутреннее убранство. Женщина была неграмотной, но могла «читать» название улиц и номера домов.

Видела она и будущее. Однажды девушка сказала матери, что грядет сильный пожар, но велела матери остаться, хотя сама сказала, что уйдет. В итоге уже на следующий день после разговора в деревне случился пожар, в котором сгорел не один дом, а вот жилище Никоновых не пострадало.

Вместе с дочерью местного помещика Лидией Яньковой Матрона много путешествовала, Лида брала ее с собой в паломнические поездки. Так они посетили многие святые места. Были они и в Киево-Печерской лавре, и Троице-Сергиевой лавре, также посетили и Кронштадтский собор, где встретилась Матрона с . Там он попросил расступиться прихожан и позвал к себе девушку, сказав, что это

«идет его смена – восьмой столп России».

В 17 лет у Матроны отказали ноги, девушка больше никогда не смогла ходить. Следующие 50 лет она прожила «сидячей». Она заранее предсказывала себе эту участь, но считала, что это воля Божья.


Сохранилось предание о том, как однажды пришла к ней женщина и рассказала о парализованном муже, она слезно просила Матронушку помочь ему. Но святая сказала, что он должен сам к ней прийти. Женщина повторилась, мол муж ходить не может, как же он придет. На что Матрона ответила:

«Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет».

В итоге, полз он к ней 4 километра, а вышел от Матроны на своих ногах.

Матрона видела не только будущее конкретных людей, но и страны. Она предсказала трагические события 1917 года. Она говорила, что все будет разграблено и разорено, и храмы в том числе, все покинут свои земли. Эти события коснулись и саму Матрону.

Ее братья с наступлением власти большевиков стали убежденными коммунистами. Разумеется, православная сестра, к которой люди идут сплошным потоком, была для них «бельмом на глазу». Конечно, они боялись и за себя, что такое родство бросает на них тень.

Поэтому Матрона была вынуждена уехать из родной деревни. Вместе с Лидой Яньковой они отправились в Москву. Некоторые считают, что в этот момент исчезла сельская святая и родилась Матрона Московская. В столице Матрону ждали тяготы и опасности – гонения, доносы, отсутствие прописки.

Жилья у нее не было. Первое время жила, где придется. В одном из домов, где ей пришлось жить, было настолько холодно, что ее волосы примерзали к стене. Позже женщина обосновалась у односельчанки, а последние годы жизни жила у дальних родственников в Московской области.

Благодаря дару она всегда знала, когда придет в дом милиция. Но однажды, даже зная об их приходе, специально осталась в квартире. Когда пришел милиционер, она убедила его, что никуда от него бежать не собирается. А вот ему стоит поторопиться домой.

Как ни странно, он послушал Матрону, так как уже тогда многие были наслышаны о ее чудотворном даре. В итоге оказалось, что дом милиционера загорелся, и ему удалось спасти жену от огня. После случившегося он наотрез отказался арестовывать Матрону.

Ежедневно святая принимала посетителей – по 40 человек. А вот по ночам не спала, молилась перед иконами. О ее чудесах сохранилось немало историй. Она молилась на воду, которая исцеляла.


Удивительно, что она помогала даже неверующим в Бога. Однажды к ней обратилась женщина, с ней был ее больной брат-атеист, который уже не верил в выздоровление. Но Матрона смогла его исцелить. При этом она отметила, что благодарить он должен сестру, которая искренне верит в силу и волю Бога.

Существует предание, что сам обращался к Матроне. Об этом написано в книге Зинаиды Ждановой, которая жила несколько лет бок о бок с Матроной. Но некоторые данные из этой книги разнятся с данными, приведенными в каноническом житии святой.


Икона "Матрона и Сталин"

Согласно «преданию», Сталин спросил у нее о том, возьмут ли немцы Москву. Она ответила ему однозначно – победа будет за русским народом. И добавила, что из начальства один он и не выедет из столицы. Их встречу запечатлел художник-иконописец Илья Пивник на иконе «Матрона и Сталин». В 2008 году она была выставлена в Храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне.

Вскоре действия игумена Евстафия Жакова, который разместил икону в церкви, были осуждены. Некоторые даже обвинили его в сектантстве. В итоге он унес икону домой, а вскоре и вовсе попросил освободить его от должности настоятеля. Историки же считают эту встречу выдумкой.

Смерть

О своей смерти Матрона Московская знала заранее. Перед кончиной она попросила привести в дом батюшку. Священник удивился, когда увидел, что святая боится умирать.

Скончалась женщина 2 мая 1952 года. Похоронили святую на Даниловском кладбище в Москве. Об этом просила Матрона еще при жизни. Она хотела слышать службу, а именно там стоял действующий в те годы храм. Позже ее могила стала местом неофициального паломничества.

В 1998 году останки святой были эксгумированы, мощи перевезены в Данилов монастырь, а затем помещены в специальную серебряную гробницу в храме на территории Покровского женского монастыря.

2 мая 1999 года Матрона Московская была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии. В октябре 2004 года состоялась ее общецерковная канонизация.

У святой три дня памяти: 2 мая – день ее смерти, 22 ноября – день ее рождения и 8 марта – обретение мощей святой Матроны Московской.

Очереди к святым мощам не иссякают. Люди хотят прикоснуться к ним не только в дни памяти. Просители исцеляются от тяжелых болезней, улаживают личную жизнь, рожают долгожданных детей, находят работу. У неугасимой лампадки около мощей святой масса золотых и серебряных украшений, которые жертвуют благодарные люди за чудеса, творимые Матроной Московской.

Память

  • 1993 – книга «Сказание о житии Блаженной старицы, матушки Матроны» Зинаиды Ждановой
  • 1999 – Храм Матроны Московской в Москве на пересечении Варшавского шоссе и МКАД, относящийся к Покровскому ставропигиальному женскому монастырю
  • 2000 – Храм Матроны Московской в Любимовке
  • 2000 – акафист святой Матроне Московской
  • 2001 – Храм Матроны Московской в Пловдиве, Болгария
  • 2002 – книга «Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской»
  • 2003 – Храм Матроны Московской в Белгороде
  • 2005 – документальный фильм студии «Неофит ТВ» «Праведная Матрона Московская»
  • 2007 – Храм блаженной Матроны Московской в Дмитровском
  • 2009 – книга «Святая блаженная Матрона Московская»
  • 2010 – Храм Матроны Московской в Ногинске
  • 2011 – Храм Матроны Московской в городе Дания Бич, США
  • 2012 – Храм Святой Матроны Московской в Гюмри, Армения
  • 2015 – документальный фильм Игоря Холодкова «Чудотворица»


Имя: Матрона Московская (Matrona Moskovskaja)

Возраст: 70 лет

Место рождения: деревня Себино, Тульская область

Место смерти: Химки, Московская область

Деятельность: святая Русской православной церкви.

Семейное положение:

Матрона Московская - биография

Перед смертью Святая Матрона завещала: «Приходите и обращайтесь ко мне, как к живой!» И даже спустя 65 лет после своей кончины она продолжает совершать чудеса для тех, кто в них верит.

Необычное дитя

Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы никак не ждали еще одного ребенка. Материальное положение крестьянской семьи оставляло желать лучшего. Чем кормить малышку, как растить? Было решено после рождения отдать ребенка в приют. А перед самыми родами будущей матери приснился странный сон. Будто прилетела к ней белая птица небывалой красоты, села ей на грудь, и женщина увидела, что у птицы нет глаз. Проснувшись, Наталья Никитична решила не гневить Бога и оставить младенца в семье.

Сон оказался вещим: девочка родилась без глазных яблок. Сразу было ясно, что это необычный ребенок. Так, на груди у дочери родители обнаружили выпуклость в виде креста. А по средам и пятницам девочка отказывалась от материнского молока - будто пост соблюдала.

Когда малышку крестили, отец Василий, местный священник, заметил, что после окунания ребенка в купель над ней поднялся столб благоухающего дыма и по церкви разнесся приятный аромат. «Этот младенец будет свят», - сказал батюшка родителям.

Матронушка не походила на других детей. Бывало, встанет посреди ночи, проберется в красный угол, снимет несколько икон и сидит, рассматривает. Местная детвора ее не принимала, считая странной. Пользуясь слепотой Матроны, жестокие дети издевались над ней. Могли отстегать крапивой, а то и вовсе столкнуть в яму и со смехом наблюдать, как девочка на ощупь выбирается оттуда.

Но Матронушка ни на кого не держала зла. Наоборот, замаливала грехи обидчиков, будучи с малолетства глубоко верующей. Семья жила неподалеку от церкви Успения Божьей Матери, и Матрона все свободное время проводила там. «Дитя ты мое несчастное!» -часто причитала мать, со слезами глядя на дочь. Но та в ответ улыбалась: «Да разве же я несчастная? Мне дано гораздо больше, чем остальным».

Матрона - народная провидица

Когда Матроне исполнилось 8 лет, родители убедились: их дочь действительно видит и чувствует гораздо больше, чем обычный человек. Она могла предсказать беду, дать ценный совет. Сначала люди не слишком доверяли тому, что говорила слепая девочка, но потом начали замечать: сказанное сбывается! Стал стекаться люд к дому Никоновых - больные, немощные, несчастные. А она почитает над ними молитву - и те уходят от нее уже здоровыми и полными сил.

Всем, кому могла, Матрона помогала. Денег не брала, но посетители все равно приносили продукты, подарки. Тогда-то Наталья Никитична и поняла, что дочь, которая должна была стать обузой, оказалась кормилицей, спасением для семьи.

Как-то вечером Матрона сказала матери: «Я завтра уйду, а ты останься. Будет сильный пожар, но ты не пострадаешь». И правда, на следующий день деревня заполыхала. Большая часть домов тогда оказалась уничтожена, а жилище Никоновых - одно из немногих - огонь не тронул.

В отрочестве Матрона много путешествовала, совершала паломничества. Бывала и в Троице-Сергиевой, и в Киево-Печерской лаврах. А в Кронштадтском соборе встретила . По преданию, тот отслужил службу и, увидев в толпе Матрону, подозвал ее и сказал во всеуслышание: «Вот идет моя смена - восьмой столп России».

Вскоре Матронушка уже не могла далеко ездить -в 17 лет у нее отнялись ноги. Но она не роптала: что ж, такова ее судьба. Всю оставшуюся жизнь провидица будет не в состоянии передвигаться без сторонней помощи...

Матрона видела будущее не только конкретных людей, но и страны в целом. Так, она предсказала страшные события 1917 года: «Всех будут грабить, храмы окажутся разорены, все разбегутся и оставят свои земли...»

Она знала, о чем говорила. В 1917 году Матронушка и сама оказалась без крова и вместе со своей подругой, Лидией Яньковой, отправилась из родной деревни Себино (Тульская губерния) в город, искать пропитания. Как она жила в то время - никто не знает. Известно только, что в 1925 году Матрона перебралась в Москву, где и осталась на долгие годы.

Своего жилья у нее не было. Первое время Матронушка обитала где придется. Однажды зимой ее нашли в фанерном домике. Внутри стоял густой пар, топилась печка-буржуйка - да все без толку. Матрона лежала и не могла пошевелиться: ее волосы примерзли к стене... Позже женщина обосновалась в Староконюшенном переулке у односельчанки, а потом у дальних родственников в Московской области.

Свои дни Матрона проводила в заботах. Принимала посетителей - около 40 человек в день. Каждого успокаивала, утешала, помогала. В том числе и тех, у кого не ладилась семейная жизнь. Почти не спала, по ночам все больше молилась перед иконами. Многим посетителям Матронушка давала намоленную воду - та водица поистине чудодейственной была, хвори снимала.

Удивительно, но чудеса Матроны распространялись даже на невоцерковленных людей. Пришла к ней как-то верующая женщина с больным братом. Тот был атеистом и считал, что ему уже ничто не поможет. Но Матрона его вылечила и сказала, кивнув на его сестру: «Это тебе ее вера помогла, ее благодари».

В другой раз к Матронушке через своих знакомых обратился мужчина, который не мог ходить. А она попросила ему передать: «Пускай сам ко мне придет, хоть приползет. Если с утра начнет ползти, то часам к трем доберется». Ее слова были переданы, и мужчина кое-как добрался до провидицы. Домой он возвращался уже на своих ногах.

Посетители называли Матрону не иначе как «святой», а вот власти ее не любили. За отсутствие прописки неоднократно пытались арестовать. Но каждый раз накануне дня, когда за Матроной должны были прийти, она уезжала.

И после смерти...

В 1940 году Матрона посетовала: «Люди все ругаются, что-то делят, а ведь скоро война начнется... Многие погибнут, но русский народ победит!» Так и случилось.


Непросто далось то время Матронушке. За каждого солдата переживала как за собственного сына. Говорила, что мысленно присутствует на фронте и помогает нашим бойцам одолевать врага. Часто к провидице приходили матери и отцы тех, кто считался пропавшим без вести. Кому-то из них давала надежду: «Жив, ждите». Другим же честно сообщала: «Можете отпевать и поминать».

По слухам, сам обращался к женщине за советом - боялся, что немцы войдут в Москву. О чем был их разговор - не знает никто, но только после общения с Матроной Сталин успокоился и не покидал столицу на протяжении всей войны.

Предсказала Матрона и собственную смерть, за три дня до нее. Но даже в эти оставшиеся дни продолжала принимать тех, кто особенно нуждался в ее помощи. Успела также дать распоряжения: чтобы отпели ее в храме Ризоположения и похоронили непременно на Даниловском кладбище. Ей хотелось и после смерти слышать службу, а как раз там находился один из немногих действующих в те годы храмов.

Много святых покровителей у Земли Русской! Каждый по-своему радеет за веру родной земли, за благополучие православных русских людей. Но особенно внимательны и милостивы к горестям и чаяниям простых людей испокон века были святые блаженные. Из тяжелого лихолетья прошлых веков пришли к нам истории жизни и служения святых блаженных Матрон – Московской, Петербургской и Рязанской. Подвигами веры и чудесами исцеления был полон их жизненный путь. И до сих пор прибегают к ним за помощью православные христиане. Каждому блаженные Матроны дарят надежду, духовное и телесное исцеление. Матушка Стефания расскажет, как правильно обращаться к святым за помощью, когда славить их имена, какие молитвы читать в разных жизненных ситуациях. Благое женское слово и любовь, направленные с мудростью и молитвой, обладают огромной силой и способны творить настоящие чудеса! Данная книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святые покровительницы России. Три блаженные Матроны (Матушка Стефания, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Часть II. Святая блаженная Матрона Анемнясевская

Записочка от Богородицы

Матрона родилась 6 ноября 1864 года в семье Григория и Евдокии Беляковых – самых бедных крестьян деревни Анемнясево Рязанской губернии. Родители девочки еле-еле сводили концы с концами – они были хилыми и малосильными. Отец усугублял положение, поскольку много пил. Нередко Беляковым не удавалось прокормить своих детей (у них было шесть дочерей и два сына), и они посылали их просить милостыню.

Вначале маленькая Матреша ничем не отличалась от своих сверстниц. Хотя ее мать и отца все в деревне считали последними людьми, дети не обижали ее, зато родители почему-то сразу невзлюбили. Лишенной материнской ласки девочке приходилось терпеливо переносить не только ругань, но даже побои.

Беда случилась, когда Матронушке было семь лет, – она заболела оспой.

«Мать не лечила меня, – говорила Матрона, – и не молилась за меня Богу. Лежала я на печке, где было много всякого сора, поэтому мать меня всю вымыла, после чего все тело мое распухло, я ослепла и долго проболела…»

Девочка осталась слепой на всю жизнь. Родители проклинали дочку. Чтобы от нее была хоть какая-то польза, они заставляли Матрешу нянчить младших сестренок и братьев. Однажды десятилетняя девочка нечаянно уронила сестренку с крыльца. Увидев это, мать начала жестоко бить слепую дочку.

«Так она меня била, так била, – вспоминала Матреша, – что мне очень тяжело и трудно стало, и в этот момент я увидела Царицу Небесную.

Я сказала об этом матери, она меня опять стала бить. Видение повторилось три раза, и я все говорила об этом матери, а мать после каждого раза все больше била меня.

Во время последнего видения Царица Небесная дала мне утешительную записочку. После этого кое-как залезла я на печку и пролежала до утра. Утром зовут меня есть блины, а я встать не могу, ноги не ходят, руки как изломанные, все тело болит.

И вот с тех пор не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала…»

О том, какую записочку дала Пресвятая Богородица, блаженная Матрона никогда не рассказывала.

С этого времени началась жизнь мученицы, слепой и лишенной возможности передвигаться.

Матрона не поднималась с кровати, она могла только переворачиваться, шевелить руками, брать небольшие предметы.

Первые чудеса

С десятилетнего возраста, когда девочка лишилась возможности ходить, она перестала расти. До самой смерти тело блаженной было как у ребенка. Одна из почитательниц подарила ей платье, которое полностью закрывало тело. Длина этого платьица не превышала 90 сантиметров.

До 17 лет парализованная лежала в доме родителей, которые относились к ней плохо и жалели не больную дочку, а самих себя, вынужденных ухаживать за инвалидом.

Терпеливо перенося незаслуженные оскорбления и обиды, Матреша просила всех об одном – чтобы ей почаще читали разные молитвы. Их она запоминала сразу и постоянно повторяла.

Священника, посетившего ее, она умоляла привести певчих. Батюшка не мог отказать больной и был поражен – Матреша обладала прекрасным слухом, она исполняла все священные песнопения без малейшей фальши, чистым звонким детским голосом.

Односельчане, узнав о том, как ведет себя несчастная девушка, не знали, что и думать. Все уважали ее за христианское смирение, с которым она переносит тяжкие испытания, но трудно было поверить в то, что Матреша – не просто калека, а Божий человек, наделенный свыше даром творить чудеса.

Первым решил обратиться за помощью к богомольной девушке (ей было тогда 17 лет) крестьянин, живущий в одной деревне с ней.

– Матреша, – сказал он, – ты уж несколько лет так лежишь да молишься. Ты, наверное, Богу угодна. Я пильщик, а работать не могу – спина болит. Лечился, только доктора-то не помогают. Потрогай-ка спину, может, и пройдет она.

Матреша исполнила просьбу – боли быстро прекратились.

Пильщик поведал об исцелении односельчанам. Его сосед сказал:

– Пойду и я к ней: замучили нас дети, скоро двенадцатый родится; попрошу ее помолиться, чтобы прекратил Господь это наказание.

Матреша помолилась, и детей у семьи больше не было.

С тех пор уважение к больной девушке превратилось в благоговейное почитание. О Матреше узнали люди из окрестных деревень и стали приходить к ней, чтобы она заступилась за них перед Господом.

Три креста святой Матроны

«Я видела во сне три креста на себе, – говорила Матреша, – один крест от скорбей, болезней всю жизнь, другой – от родных, третий – от народа, который ходил ко мне…»

Молитвы Матреши помогали всем. Она избавляла от болезней, предупреждала о грозившей опасности. Все ее предсказания обязательно сбывались. Число посетителей росло, многие из них приходили не с пустыми руками, давали деньги, которые отец (мать к тому времени уже умерла) тратил исключительно наводку. Вероятно, пьянство приблизило его конец, и вскоре он последовал за матерью.

После смерти родителей Матрона жила в доме сестры и брата, которые обращались с ней плохо и использовали блаженную только как средство обогащения.

Много горя принесли Матреше самые близкие люди, и поневоле вспомнишь слова Христа о том, что домашние могут стать врагами праведников. Сестра даже отсудила домик, который построили для Матроны почитатели.

В доме у сестры Матреша лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, которая завешивалась пологом.

Летом в избе становилось душно, поэтому блаженную выносили в сени, и там она лежала до зимы. Брат и сестра не обращали ни малейшего внимания на то, что осенью в сенях становилось холодно, а крыша протекала.

«Однажды, – вспоминает Матрона, – в октябре я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, я промокла до нитки.

К утру случился мороз, я озябла, вся одежда на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна».

Посетители, навещавшие блаженную осенью, удивлялись и спрашивали:

– Матреша, тебе не холодно?

– Да нет, тепло, – обычно отвечала она, – посмотри, какая я горячая. Меня Господь согревает.

При этом она давала свою руку, которая была действительно горячая.

Напомню, что Матронушка-босоножка ходила без обуви в легкой одежде в любое время года. Наверное, Божьи люди обладают особенной способностью согреваться внутренним теплом.

Только после того, как блаженная стала жить у племянника Матвея Сергеевича, доброго и религиозного человека, она наконец была окружена любовью и заботой.

Матрона знала наизусть множество священных текстов. Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, иногда целые акафисты – быстро, уверенно, громким голосом.

Как было сказано, кроме прекрасной памяти Бог наградил праведницу и абсолютным слухом. Матрона исполняла все церковные песнопения не хуже певчих, в точности соблюдая особенности гласов и распевов.

Одному из гостей, спросившему, как она, будучи слепой, помнит длиннейшие акафисты, Матреша ответила:

– Придет какой-нибудь добрый человек, прочитает мне, я и запомню с Божией помощью.

Матрона строго соблюдала все церковные правила. Каждый месяц она причащалась (дни причащения были для нее самыми радостными), пять раз в течение жизни соборовалась. С 17 лет Матреша не ела мяса, а в церковные посты почти не принимала пищу. Ее любимым занятием было перебирание камней, принесенных почитателями из разных святых мест.

Спасительница и наставница

О подвижнице из Анемнясево постепенно узнала вся Россия. В течение более чем 50 лет за помощью и благословением к Матреше обращались ежедневно десятки, а иногда сотни человек, приезжавших иногда из самых отдаленных мест. Матреша, несомненно, обладала духовным зрением. Она видела то, что скрыто от обычных людей. Зачастую она лучше приходивших к ней людей знала, что им необходимо.

Матреша не только исцеляла и спасала от грядущих бед. Самым главным для нее было научить человека жить по-христиански, наставить его на путь истинный. Одних она ободряла и утешала, других обличала и предупреждала об опасности греховной жизни. Многим советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией.

Чаще всего Матрона разговаривала с посетителями ласково, как с родными, с участием и вниманием расспрашивала, хотя ей были известны не только их поступки, но даже мысли. Прогоняла она тех, кто пришел из праздного любопытства, и людей, которым нужно было самостоятельно осознать свои грехи.

Иногда блаженная вместо беседы просто давала человеку икону, Евангелие или крестик.

Одна женщина жаловалась Матреше, что очень редко может ходить в церковь.

– У меня полна изба ребят, – говорила она. – Дети учатся, должна на них стряпать и выполнять все домашние работы. И рада бы пойти, да нельзя дом-то бросить.

Матреша дала ей икону Божией Матери, известную под названием «Запечной», и при этом ничего не сказала. На иконе была изображена Божия Матерь в том виде, в каком она явилась одной крестьянке, которая молилась за печкой, не имея времени пойти в церковь. Не говоря ни слова, Матреша дала понять женщине, что Царица Небесная везде слышит усердную молитву.

Получая от Матроны иконку, человек понимал, что блаженная велит ему задуматься, понять, как связано с его жизнью изображение на иконе. Изредка Матреша давала посетителю крестик – это означало, что человека ждут страдания и она благословляет его на духовный подвиг.

Небольшое отступление. Одна моя знакомая нашла на дороге нательный крестик. Ее мама, глубоко верующий человек, сказала: «Дочка, тебе предстоят большие испытания». Она не ошиблась: женщине пришлось долго ухаживать за больными родителями и мужем, ее собственное здоровье ухудшилось настолько, что она несколько раз была на грани жизни и смерти.

Матрона не раз повторяла, что «молиться надо беспрестанно», что «беспрестанная молитва все сделать может». Самой важной считала молитву об умерших.

Благодаря обращению к блаженной Матроне исцелялись люди, которых отказывались лечить врачи. Посетители брали масло из ее лампадки, которая постоянно горела перед иконами. Этим маслом Матреша велела мазать больных. Использовала она и ладан (в частности, для изгнания бесов). Матрона советовала больным кипятить воду с ладаном, а в праздники окуривать ладаном дом.

Изгнание бесов

Времена менялись. Пришедшие к власти большевики считали религию опиумом для народа и старались воспитать новое поколение, верящее не в Бога, а в мировую революцию.

Дети Матвея Сергеевича (племянника, приютившего Матрону) вынуждены были терпеть насмешки и издевательства со стороны сверстников, которых учили безбожию.

Матронушке, которая всю жизнь требовала жить, соблюдая Божьи заповеди, было ясно, что новые правители приемлют власть от лукавого. Как могла, она спасала попавших в силки Сатаны.

Анна, девушка из соседнего села, вступила в партию против воли родителей. Вскоре после этого у нее отнялись рука и нога. Шесть недель несчастная девушка лежала неподвижно, и врачи не могли ей помочь.

Мать отвезла Анну к Матреше, которая помазала больную маслицем из своей лампадки. Постепенно девушка начала ходить, но все же полного выздоровления не было.

Через два года Матрона велела Анне съездить в Саров и Дивеево. По пути в Саров мать с Анной ночевали в доме благочестивой женщины, имевшей святыню из Иерусалима. Оказалось, что девушка одержима бесом. Она испугалась святыни, закричала, бросилась бежать.

В Дивееве Анна посетила блаженную Марию Ивановну, искупалась в источнике преподобного Серафима и в результате не только исцелилась душевно и телесно, но и стала верующим человеком.

Осуждение обновленцев

После революции часть духовенства (так называемые обновленцы) заявила о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. Блаженная Матрона считала, что обновленцы – раскольники, утратившие право называться священниками.

Отношение старицы к обновленцам видно из рассказа одной из ее почитательниц – Марии Ивановны Путилиной:

Умерла тетка Марии Ивановны. В соборе тогда время служил обновленческий архиерей, и родные, согласно желанию усопшей, хотели, чтобы отпевание произошло не в соборе, а в кладбищенской церкви.

Сын покойной находился в то время в заключении. По его просьбе начальство отпустило узника на три дня проститься с матерью, но с условием, чтобы хоронил обновленческий архиерей. Родственникам пришлось согласиться.

Когда архиерей пришел служить всенощную, Мария Ивановна, читавшая Псалтирь у гроба покойной (монашки отказались это делать), немедленно вышла. После окончания службы она снова читала над покойной Псалтирь, но на похоронах не присутствовала.

Казалось бы, женщина сделала все возможное, чтобы не быть обвиненной в отступничестве от истинной веры. Тем не менее Матреша сурово осудила ее.

Через неделю после похорон Мария Ивановна посетила Матрону вместе с тремя монахинями из Владимирской пустыни. Матреша пожалела усопшую («Что ж, ведь покойница не виновата, что так схоронили ее»), а монахиням сказала:

– Вы что так уж хорошо очень с Марией Ивановной-™ разговариваете?

– Мы ее давно не видали, наговориться хотим.

– Да ведь она обновленка!

«Боже мой, если бы вы могли представить, – вспоминала Мария Ивановна, – как они в одну секунду встали и ушли от меня в другую комнату, и я осталась одна! Наступила мертвая тишина. Не могу передать мое состояние, оно было ужасно.

Гляжу я на распятие и думаю:

– Господи! Все от меня отступились, не отступись Ты от меня!»

Мария Ивановна заплакала. Она долго молилась и каялась, и наконец Матреша пожалела ее:

– Ну вот, поплакала, покаялась пред Господом Богом. Поговеешь, причастишься, на духу священнику скажешь, вот и все.

– Как же мне нужно было поступить? Не надо было читать?

– А ты-то будешь меня принимать?

– Да я-то что, покаялась перед Богом – вот и все!

К представителям духовенства, особенно черного (монахам и монашкам), отвергавшим обновленчество, Матреша всегда относилась не только с уважением, но и с благоговением. Она всю жизнь жалела, что не стала монахиней.

– Монашки-то, – говорила она, – сколько раз упадут и опять восстанут. А в миру человек упал, и уж ему некогда восстать. В миру-то все искушение, все как-то неловко. Все мы невоздержные, иной раз без греха не обойдешься…

«Ты будешь архиереем, Сереженька…»

Чудесное событие произошло в 1930 году с Сергеем Алексеевичем Никитиным, будущим епископом Стефаном.

Сергей Алексеевич был осужден и попал в лагерь. Так как он был врачом, ему поручили заведовать медпунктом. Из-за доноса ему грозило продление срока заключения до 15 лет.

Медсестра, знакомая с блаженной Матроной Анемнясевской, посоветовала ему обратиться к Матронушке за помощью. Сергей Алексеевич был верующим человеком, но такое решение проблемы показалось ему невероятным. Тем не менее во время прогулки он прошептал свою просьбу в ту сторону, где находилась Рязанская область.

Вскоре в составе администрации лагеря произошли перемены, и начальство забыло о доносе. Через три года, освободившись, Сергей Алексеевич сразу же отправился в Анемнясево.

– Здравствуй, Сереженька, – сказала блаженная Матрона, хотя доктор едва переступил порог и не успел вымолвить ни слова. – Это ты меня тогда звал. Ну, рассказывай, как живешь.

Блаженная предсказала, что он будет архиереем, и это исполнилось.

Последние годы

Начиная с Великого поста 1933 года окружающие Матрону люди заметили перемены в ее поведении. Раньше Матреша была общительна, любила подолгу беседовать, обсуждать житейские дела, а теперь вовсе перестала интересоваться земной жизнью. Зато о будущей жизни готова была говорить постоянно. Очень охотно, с любовью принимала она людей, которые шли к ней с вопросами о духовном.

О блаженной говорили, что осуществилась ее мечта – она была тайно пострижена Саровскими старцами в монахини под именем Мардарии. Насколько эти слухи соответствуют истине, мне неизвестно.

В июне 1933 года Матрешу посетил настоятель Касимовского Казанского монастыря священник Николай Правдолюбов, который вместе со своим братом Владимиром составлял тогда жизнеописание подвижницы, поскольку был уверен, что оно понадобится для ее будущей канонизации. Так и случилось: Матрону причислили к лику святых, а в 1999 году было издано ее житие, написанное братьями Правдолюбовыми.

Согласно старой пословице, Бог правду видит, да не скоро скажет. Вернемся в 1933 год. Матреша долго беседовала с отцом Николаем. Говорила о тяжести жизни, о страданиях, о необходимости терпеть все, что посылает Господь.

– Много слез ты пролила в жизни-то? – спросил священник.

– Ох, много. Да Господь утешал меня. На одиннадцатом году явилась мне сама Царица Небесная и дала мне утешительную записочку.

А в другой раз видела во сне, как сейчас помню, в субботу на Фоминой неделе, сам Спаситель сошел со креста и вместе с Матерью Своей, Царицей Небесной, подошел ко мне. У Спасителя-то батюшки на руках и на ногах раны от гвоздей, и кровь течет. Я приложилась, грешная, к его ручке и, когда проснулась и отерла губы, у меня на губах была кровь…

В 1935 году, когда братья Правдолюбовы закончили работу над книгой, на них донесли. Донос послужил основанием для возбуждения уголовного дела, названного «Делом попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Были арестованы братья Правдолюбовы, духовник Матроны – священник Александр Васильевич Орлов, люди, которые часто навещали блаженную. Саму Матрону, однако, не трогали.

Из сохранившихся следственных материалов видно, как пытались арестованные спасти Матронушку и доказать, что она не представляет никакой опасности для власти. Особенно старался защитить блаженную ее духовник, позже осужденный и проведший 5 лет на Соловках.

Вероятно, работники НКВД не хотели делать из Матроны мученицу. Возможно, им было неловко арестовывать такого «врага народа» – слепую парализованную женщину. «Народная» власть традиционно решила использовать для обоснования своих действий общественное мнение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Р одилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее - Димитрий и Наталия, крестьяне - были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев - Иван и Михаил, и две сестры - Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.

При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей.

Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября.

О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно только что скончался.

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.

С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцения больных. Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим.

В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург и другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».

Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого - такова была воля Божия».

До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее - в разных домах и квартирах, где она находила приют, - продолжалось еще пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

Для церкви Успения Божией Матери в селе Себино по настоянию Матроны (которая уже приобрела известность в округе и просьба которой воспринималась как благословение) была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Вот как это произошло.

Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших». Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась - чем же платить за нее? Потом Матрона говорит матери: «Мама, мне все снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится». Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат - одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».

Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?» Художник ответил утвердительно и начал писать.

Прошло много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах» (духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной». С этой иконой святая Матрона не расставалась всю жизнь, а для храма она заказала другую икону (эта икона сейчас находится в Усенском мужском монастыре г. Новомосковска Тульской области).

В 1925 году Матрона переехала в Москву, в которой прожила до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Это был новый период ее подвижнической жизни. Она становится бездомной странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. Начались скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам.

Жила Матрона до войны на Ульяновской улице у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи, пока он был на свободе. Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке.

Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.

Много раз Матрону хотели арестовать. Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу.» Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти ее до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти».

В начале 1941 года блаженная предсказывала: «Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо».

Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчество оправдалось.

Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби.

До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» - «Боюсь».

2 мая 1952 года святая старица почила. Еще перед смертью блаженная сказала: «Все, все Приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка - так ласково называют ее многие. Она - так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.

Вечером 8 марта 1998 года в неделю Торжества Православия по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве бали обретены честные останки блаженной старицы Матроны. Теперь мощи святой находятся в Покровском женском монастыре, что у Абельмановской заставы.