Методика многофакторного исследования личности кеттелла онлайн. Опросник Кеттелла: методика проведения тестов и их интерпретация

Тест : 16РF - опросник Кеттела

Инструкция :
Для запуска текущего теста нажмите кнопку "Старт". При тестировании не используйте кнопки навигации Вашего Internet браузера, а пользуйтесь специальными кнопками. В противном случае это может привести к ошибкам в работе теста.
Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов или. Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно. Отвечая на каждый вопрос. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых Вам ответов тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить, наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как мож-но точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин. Возможно, некоторые вопросы окажутся для Вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Когда будете отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила: 1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИ ТРАТИТЬ НА ОБДУМЫВАНИЕ ОТВЕТОВ. ДАВАЙТЕ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить, наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин. 2. СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРИБЕГАТЬ СЛИШКОМ ЧАСТО К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТВЕТА, ТИПА, И Т. П. 3. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТВЕЧАЙТЕ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ПОДРЯД, НИЧЕГО НЕ ПРО-ПУСКАЯ. 4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ. Не старайтесь произвести хорошее впечат-ление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Число вопросов : 105

Как использовать опросник Кеттелла, чтобы выявить личностные и интеллектуальные качества у кандидатов на вакантную должность – об этом в материалах статьи!

Из статьи вы узнаете:

Скачайте документы по теме:

16-личностный опросник Кеттелла представляет интерес и для тех, кто желает провести самодиагностику. Полученные результаты позволяют взглянуть на себя со стороны, узнать о себе что-то новое и понять, над какими качествами придется поработать, чтобы улучшить психологические, личностные и интеллектуальные показатели.

16-факторный личностный опросник Кеттелла позволяет определить баллы для различных качеств личности. Данные шкал коррелируются, в результате образуются пять показателей, или факторов высшего порядка. При прохождении полного варианта теста-опросника Кеттелла доступно провести исследование не только личностных качеств, но и уровня интеллекта. Психологический тест наиболее эффективен при определении степени нервозности, что является важным фактором при отборе персонала по некоторым профессиям.

Формы опросника Кеттелла

Многофакторного опросника Кеттелла на сегодняшний день существует несколько форм. Многообразие связано с тем, что исходный материал был многократно доработан и адаптирован для испытуемых разного возраста и уровня образования.

Самые первые формы личностных опросников опубликованы в 49-50 годах прошлого века. Варианты А и В состояли из 187 вопросов. Значительно позже были опубликованы доработанные формы С и D, состоящие из 105 вопросов. Оба варианта предназначены для опрашиваемых лиц, достигших совершеннолетия и имеющих среднее или высшее образование.

Формы личностных опросников Кеттелла E и F вышли в свет в 1960 году. В них содержится 128 вопросов. Чуть позже были разработаны тесты для несовершеннолетних. 12 PF и 14 PF предназначены для несовершеннолетних. Краткую версию 13 PF, где содержится 79 вопросов, используют для взрослых и часто применяют при необходимости быстро определить личностные факторы испытуемых.

Но 16-факторный опросник Кеттелла формы А и С для взрослых считается самой распространенной вариацией. Существует и варианты данных тестов для подростков.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Правила прохождения теста-опросника Кеттелла

При прохождении опросника Р. Кеттелла 16-факторной формы А необходимо ответить на 187 вопросов. Отвечая на эти вопросы, стоит придерживаться основных принципов психологического тестирования:

отвечать быстро, не задумываясь над ответами;

давать максимально искренние ответы, так как в предложенных вариантах нет правильных или неправильных ответов;

стараться максимально редко выбирать средние варианты такие, как: «Не знаю», «Не уверен», «Иногда». Даже если точные варианты кажутся не совсем правильными, чтобы получить достоверный результат, необходимо выбирать тот ответ, что ближе, и позволяет идентифицировать личностные качества лучше.

Стоит учитывать, что при подсчете очков психологического тестирования можно получить лишь первичные, сырые баллы. И только с применением специальных формул баллы переводят в стены. По последним результатам смотрят полную расшифровку тестирования по 16-факторному личностному опроснику Кеттелла.

Если при отборе кандидатов на вакантную должность присутствует профессиональный психолог, необходимо изначально составить график профиля личности. Только на его основании получают максимально информативную интерпретацию результатов, чтобы не было искажений. Помимо основной расшифровки соответствующих результатов , которые представлены непосредственно в окне теста, следует обращать внимание и на дополнительные пояснения под текстом.

Индивидуально-психологические качества и особенности личности претендента на вакантную должность определяют с помощью многофакторного опросника Кеттелла версии А формы 16PF. Адаптированные варианты на русский язык разработаны А.С. Словейчиком, В.И. Похилько и А.Г. Шмелевым. Версии предназначены для обследования личностных и интеллектуальных качеств лиц, которые получили образование не ниже 8-9 классов. Полезная статья: , которые повышают эффективность персонала. Главное – грамотно создать их, взбодрить сотрудников

Инструкция к опроснику Кеттелла онлайн-версии

Испытуемым предлагают ответить на вопросы. Основная цель заключается в необходимости выявить особенности характера, склонности, интересы. При ответе на предложенные вопросы стоит выбрать один вариант из предложенных трех ответов. Узнайте, с ее стратегией, структурой? Чтобы выяснить, оцените его по модели 7S. Ее адаптировали для подбора

Нельзя тратить время на раздумье

Правильность интерпретации теста зависит от правдивости и быстроты выбранных вариантов ответов. Психолог должен сразу предупредить, что выбирать промежуточные ответы можно только в случае крайней необходимости. Узнайте, отдела кадров? Схема действий + способы оценки, достигают ли кадровики показателей

Нельзя пропустить ни одного вопроса. Только таким способом можно получить достоверные результаты проведенного тестирования. Узнайте, , что она плохо подбирает персонал, но кандидатов отвергает и берет по знакомству? Что делать, если руководитель отдела продаж требует инициативных сотрудников, а сам авторитарный, убивает инициативу?

Ответы по опроснику Кеттелла необходимо выдавать на 6 вопросов в минуту. То есть, на каждый вопрос отводится не более 10 секунд. Заполнение всего опросника занимает не более 50 минут. Если испытуемому кажется, что некоторые вопросы нечетко сформулированы или звучат не так подробно, как хотелось бы, стоит рассматривать среднюю типичную ситуацию, которая могла бы произойти. Отвечать нужно честно и искренне.

Цель опросника – не произвести благоприятное впечатление на психолога или работодателя полученными результатами, а выяснить те качества, которые в дальнейшем могут потребоваться при работе в определенном коллективе и исполнении соответствующих обязанностей. Полезная статья: , которые ярко проявились в этом году. Процессы и методы подвергаются цифровой трансформации

Дополнения к расшифровке 16-факторного опросника Кеттелла

16-факторный личностный опросник Кеттелла может рассказать больше, чем об основных 16 факторах, которые относятся к первичным. По тесту можно определить 4 вторичных фактора, в самом опроснике они обозначены буквами и числами F1, F2, F3 и F4.

Низкие и пиковые результаты при определении профиля личности представляют наибольший интерес. Высокие баллы начинаются от 8, низкие – от 0 до 3. При высоком количестве средних баллов можно сказать, что показан соответствующий баланс между противоположными характеристиками. Узнайте, . Посмотрите на его почерк. 7 главных говорящих признаков

При расшифровке опросника Кеттелла учитывают, что показатели указывают на разные черты:

  1. F1 обозначает повышенную тревожность;
  2. F2 – в личных качествах присутствует экстраверсия или интроверсия;
  3. F3 – повышенная чувствительность;
  4. F4 – конформность.

Интерес в проведении расшифровки опросника 16 PF представляет не только сами представленные описания к основным 16 первичным факторам, а их сочетания. Все факторы подразделяют на четыре основных блока:

  • к блоку коммуникативных свойств относятся факторы А, Н, Е, L, N, Q2;
  • к блоку интеллектуальных свойств причисляют факторы В, М, N, Q1;
  • за блок эмоциональных качеств и свойств отвечают факторы С, F, H, I, O, Q4;
  • блок регуляторных свойств подтверждается факторами G, Q3.

Под высокими баллами рассматриваются стен 8-10, а под низкими соответственно от 1 до 3. Усредненные результаты указывают на баланс между двумя совершенно противоположными характеристиками и точность определения личностных свойств, качества соискателя часто затруднена. Полезная статья: Обзаведитесь помощниками в подборе персонала.

Блок коммуникативных свойств в опроснике Кеттелла:

  • A и H – это стиль общения, в котором присутствует потребность и инициация;
  • L и N характеризует понимание других людей, что важно в разных сферах деятельности;
  • Е и Q2 – вопросы лидерства, личностные характеристики основаны на потребности реализации этих свойств.

Блок интеллектуальных свойств:

  • B и M – развитая интеллектуальная ориентация, умение находить компромиссы;
  • N и Q1 – человек обладает гибкостью мышления , быстротой в принятии решений.

Блок эмоциональных свойств:

  • C и I подтверждает чувствительность, ответную реакцию на эмоциональное воздействие;
  • H и F показывает соответствующее отношение к неудаче или к рискам;
  • и Q4 определяет уровень тревожности.

Блок регуляторных свойств

  • G и Q3 – это высокая способность к самомотивации, к самоорганизации.

При просмотре результатов ответов на вопросы составляют первичную, так называемую сырую таблицу данных. Далее сырые значения переводят в стены для женщин и мужчин. Технические наименования интерпретируют с бытовыми значениями. Необходимо учитывать не только соответствующую степень выраженности отдельных факторов, но и их сочетания, которые образуют симптомокомплексы. Узнайте, ? Анализируйте, на какие недостатки они могут указать

Как следует из названия теста, этот опросник был создан группой психологов, работавших под началом Кеттелла, и является на сегодняшний день одним из наиболее популярных в России и зарубежных странах. Его задача состоит в том, чтобы оценить личностные особенности человека, а именно индивидуально-психологические черты характера. Отличие этого теста от других заключается в следующем: он помогает выявить или признать отсутствие в характере тестируемого шестнадцати факторов, которые являются относительно независимыми друг от друга и достаточно полно описывают личность.

Описание методики Кеттелла

В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:

  • Форма С и форма D, появившиеся в 1956 году;
  • Форма Е и форма F, увидевшие свет в 1961 году;
  • подростковый опросник на четырнадцать факторов;
  • детский тест на двенадцать факторов;
  • сокращённый вариант для взрослых, рассчитанный на 13 факторов.

Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты , используется несколько алгоритмов подсчёта:

  • специальные,
  • сокращённые,
  • упрощённые.

Теоретические основы методики Кеттелла

Виды данных, использованных для составления опросника

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:

  1. L-данные . Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
  2. Q-данные . Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
  3. T-данные . Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.

Этапы разработки методики опросника

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта , занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности . Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, "радостный - печальный".

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Исходя из этого, Кеттелл сделал логический вывод: необходимо заняться исследованием Q-данных, что привело к появлению других, более поздних по времени, форм опросника.

Процедура проведения теста

Прежде всего тестируемому предлагают прочитать инструкцию, подробно описывающую порядок действий при прохождении опросника. Затем специалисты предоставляют человеку, проходящему исследование, бланк, на котором он будет отмечать верные, с его точки зрения, варианты ответов. Обязательные условия прохождения теста: спокойная обстановка; испытуемый изолирован от других людей; максимальное время, выделяемое на все вопросы, – не более тридцати минут .

Примерная инструкция

С помощью вопросов, которые вы можете видеть в тесте, определяются отличительные черты вашей личности и характера. Любой из вариантов ответа является верным, поскольку существуют различные взгляды на одни и те же вещи. Вам нужно отвечать предельно точно и максимально искренне. Предварительно вам необходимо дать ответы на четыре предложенных вопроса. Исходя из этого, вы сможете осознать, требуется ли вам дополнительная помощь от организаторов исследования.

Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:

  • вам нужно давать естественные ответы, те, которые молниеносно пришли вам на ум и не тратить время на размышления;
  • желательно давать как можно меньше ответов со средним значением или "не знаю";
  • нельзя пропускать вопросы, если ни один из вариантов предложенных ответов не относится к вам. В таком случае нужно выбрать максимально близкий вам вариант. Если вопросы кажутся чересчур навязчивыми и вторгающимися в ваше личное пространство, учтите, что расшифровать результаты без применения ключа невозможно;
  • от вас требуется полная честность. При прохождении теста не думайте о том, какое впечатление вы производите и как, по вашему мнению, необходимо отвечать на вопросы, чтобы показать себя с выгодной стороны перед экспериментатором.

Обработка полученных результатов

Для расшифровки данных, которые используются в дальнейшем для интерпретации личностных характеристик тестируемого, применяется ключ. Если ответ испытуемого совпадает с ключом, ему начисляется определённое количество баллов, которые затем суммируются. В опроснике для оценки каждого фактора применяется несколько вопросов, разбросанных в произвольном порядке по тесту. Сумма баллов по таким вопросам в итоге даёт значение требуемого фактора.

Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале - это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

  1. Фактор А . Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
  2. Фактор В . С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
  3. Фактор С . Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
  4. Фактор Е . Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
  5. Фактор F . Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
  6. Фактор G .Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
  7. Фактор H . Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
  8. Фактор I . С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
  9. Фактор L . Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
  10. Фактор М . Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
  11. Фактор N . Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
  12. Фактор О . Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.

Вторичные факторы

  1. Q1 . Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
  2. Q2 . Показывает уровень конформизма в поведении личности.
  3. Q3 . Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
  4. Q4 . Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.

Интерпретация сочетаний факторов

Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.

Существуют следующие группы факторов:

  • коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
  • к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
  • эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
  • последняя группа факторов - регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.

Обработка полученных в ходе ответов на вопросы данных производится с помощью «ключа».

Каждый раз, когда ваши ответы совпали с вариантами «а» или «с» поставьте себе 2 балла, а совпадение с вариантом «в» оценивается в 1балл.

Исключением является фактор «В» - здесь любое совпадение ответа с ключем дает 1 балл.

Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение факторов.

Фактор A 3 а в 26 в с 27 в с 51 в с 52 в с 76 в с 101 а в 126 а 151 в с 176 а в

Фактор B 28 в 53 в 54 в 77 с 78 в 102 с 103 в 127 с 128 в 152 а 153 с 177 а 178 а

Фактор C 4 а в 5 в с 29 в с 30 а в 55 а в 79 в с 80 в с 104 а в 105 а в 129 в с 130 а в 154 в с 179 а в

Фактор E 6 в с 7 а в 31 в с 32 в с 56 а в 57 в с 81 в с 106 в с 131 а в 155 а в 156 а в 180 а в 181 а в

Фактор F 8 в с 33 а в 58 а в 82 в с 83 а в 107 в с 108 в с 132 а в 133 а в 157 в с 158 в с 182 а в 183 а в

Фактор G 9 в с 34 в с 59 в с 84 в с 109 а в 134 а в 159 в с 160 а в 184 а в 185 а в

Фактор H 10 а в 35 в с 36 а в 60 в с 61 в с 85 в с 86 в с 110 а в 111 а в 135 а в 136 а в 161 в с 186 а в

Фактор I 11 в с 12 а в 37 а в 62 в с 87 в с 112 а в 137 в с 138 а в 162 в с 163 а в

Фактор L 13 в с 38 а в 63 в с 64 в с 88 а в 89 в с 113 а в 114 а в 139 в с 164 а в

Фактор M 14 в с 15 в с 39 а в 40 а в 65 а в 90 в с 91 а в 115 а в 116 а в 140 а в 141 в с 165 в с 166 в с

Фактор N 16 в с 17 а в 41 в с 42 а в 66 в с 67 в с 92 в с 117 а в 142 а в 167 а в

Фактор O 18 а в 19 в с 43 а в 44 в с 68 в с 69 а в 93 в с 94 а в 118 а в 119 а в 143 а в 144 в с 168 в с

Фактор Q1 20 а в 21 в с 45 в с 46 а в 70 а в 95 в с 120 в с 145 а в 169 а в 170 в с

Фактор Q2 22 в с 47 а в 71 а в 72 а в 96 в с 97 в с 121 в с 122 в с 146а в 171 а в

Фактор Q3 23 в с 24 в с 48 а в 73 а в 98 а в 123 в с 147 в с 148 а в 172 в с

Фактор Q4 25 в с 49 а в 50 а в 74 а в 75 в с 99 а в 100 в с 124 а в 125 в с 149 а в 150 в с 174 а в 175 в с

После того как Вы получили значение каждого фактора, необходимо перевести эти, так называемые «сырые баллы» в стены, для этого воспользуйтесь таблицами

Таблица стенов для женщин 19-28 лет

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

A 0-4 5-6 7 8-9 10-12 13 14-15 16 17-18 19-20

B 0-4 5 - 6 7 8 9 10 11 12-13

C 0-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-26

E 0-3 4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-26

F 0-5 6-7 8-10 11-12 13-15 16-17 18-19 20-21 22 23-26

G 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13 14-15 16-17 18 19-20

H 0-2 3-4 5-7 8-9 10-12 13-15 16-17 18-20 21-22 23-26

I 0-5 6 7-8 9-10 11-12 13 14 15 16-17 18-20

L 0-1 2-3 4 5 6-7 8-9 10 11-12 13-14 15-20

M 0-5 6-7 8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18-19 20-26

N 0-5 6 7 8 9-10 11 12-13 14 15-16 17-20

O 0-3 4 5-6 7 8-9 10-12 13-14 15-16 17-18 19-20

Q1 0-3 4 5 6-7 8 9 10-11 12-13 14 15-20

Q2 0-3 4 5-6 7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-20

Q3 0-4 5 6-7 8-9 10 11-12 13 14 15-16 17-20

Q4 0-3 4-5 6-7 8-10 11-12 13-15 16-18 19-20 21-22 23-26

Таблица стенов для мужчин 19-28 лет

факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

A 0-3 4 5-6 7 8-9 10-11 12-13 14 15-16 17-20

B 0-4 5 - 6 7 8 9 10 11 12-13

C 0-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22 23-26

E 0-6 7-8 9 10-11 12-13 14-16 17-18 19 20-21 22-26

F 0-5 6-8 9-10 11-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-26

G 0-4 5-6 7-9 10-11 12 13-14 15-16 17 18-19 20

H 0-2 3-4 5-7 8-10 11-13 14-16 17-18 19-20 21-22 23-26

I 0-2 3 4-5 6 7-8 9-10 11-12 13-14 15 16-20

L 0-3 4 5-6 7 8-9 10-11 12 13-14 15 16-20

M 0-5 6 7-8 9 10-11 12-13 14-15 16-17 18 19-20

N 0-5 6-7 8 9 10 11-12 13 14-15 16 17-20

O 0-3 4 5-6 7-8 9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-26

Q1 0-4 5 6 7-8 9 10 11-12 13 14-15 16-20

Q2 0-3 4 5-6 7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-20

Q3 0-3 4-5 6 7-8 9-10 11 12-13 14 15-16 17-20

Q4 0-3 4 5-7 8-9 10-12 13-14 15-17 18-19 20-21 22-26

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «–», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+».

Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности».

При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» – от 8 до 10 стенов.

1. Фактор А: « замкнутость - общительность »

А- Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов. Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна

А+ Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость.

В целом фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов.

В ответах вопросника личность с А+ предпочитает работу с людьми, социальное одобрение, любит идти в ногу со временем. Личность с полюсом А- любит идеи, предпочитает работать одна. Существуют доказательства того, что личности с А+ общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми; личности с полюсом А- могут быть художниками, учеными-исследователями и предпочитают работать самостоятельно, изолированно от группы.

1-3 стена - склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многих профессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким.

4 стена - сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия).

7 стенов - обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).

8-10 стенов - склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.

2. Фактор В: « интеллект »

B- Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры.

B + Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.

Фактор В не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное, фактор В, пожалуй, единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являются ориентировочными.

1-3 стена - склонен медленнее понимать материал при обучении. «Туповат», предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. Его «тупость» или отражает низкий интеллект, или является следствием снижения функций в результате психопатологии.

4 стена - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).

7 стенов - более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокая способность к обучению).

8-10 стенов - быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях.

3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность »

Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор как эго-силу и эго-слабо сть

C- Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость. Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом C- легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личность безвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку здесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы.

C+ Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе).

Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.

В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И.П.Павлову).

Профессиями, требующими преодоления стрессовых ситуаций (руководители, летчики, спасатели и т. д.), должны владеть индивидуумы с высокими оценками по фактору С. В то же время в профессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники), можно иметь и низкие оценки по этому фактору.

1-3 стена - имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий порог свойственен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.

4 стена - чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.

7 стенов - эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.

8-10 стенов - эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.

4. Фактор Е: « подчиненность - доминантность »

E- Мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия.

E+ Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.

Фактор Е не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. В своем поведении люди с высокими оценками (по этому фактору) испытывают потребность в автономии.

1-3 стена - уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремится к навязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частью многих невротических синдромов.

4 стена - скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся.

7 стенов - самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный).

8-10 стенов - утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.

5. Фактор F : «сдержанность - экспрессивность»

F - Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций.

F+ Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах

Данный фактор представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости.

В целом фактор F ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Пример: актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки, художники, последователи - более низкие.

1-3 стена - неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком.

4 стена - трезвый, осторожный, серьезный, молчаливый;

7 стенов - безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма.

8-10 стенов - веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен.

6. Фактор G : «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»6.

G- Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению.

G+ Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

Этот фактор напоминает фактор С, особенно в том, что касается роли саморегуляции поведения и отношения к другим людям. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность - безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитики интерпретируют этот фактор как высокое супер-эго и как низкое супер-эго. Исследователю следует быть особо внимательным в анализе низких оценок по данному фактору (G-) так как нет прямолинейной зависимости низких оценок от выраженного асоциального поведения (например, с преступниками). Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднего класса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности», лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным и культурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору.

Высокие оценки часто могут характеризовать не только выраженные волевые черты личности, но и склонность к сотрудничеству и конформизму.

1-3 стена - тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе.

4 стена - пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным.

7 стенов - сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный.

8-10 стенов - требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный.

7. Фактор Н: «робость - смелость »

Фактор H - четко определенный фактор, который характеризует степень активности в социальных контактах . При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента

H- Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека). Низкие оценки этого фактора характеризуют людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения.

Н+ Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.

1-3 стена - застенчивый, уклончивый, держится в стороне, «тушуется». Обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, затруднена, высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него.

4 стена - застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий.

7 стенов - авантюрный, социально-смелый, незаторможенный, спонтанный.

8-10 стенов - общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.

8. Фактор I: «жесткость – чувствительность»

В целом этот фактор определяет степень эмоциональной утонченности личности.

I- Несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, негибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность.

Интересен тот факт, что люди с низкими показателями по этому фактору меньше болеют, более агрессивны, чаще занимаются спортом, атлетичны.

I+ Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.

Согласно ряду исследований, люди с высокими показателями по этому фактору обычно настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика.

Личность с высокими показателями по этому фактору характеризуется как физически и умственно утонченная, склонная к рефлексии, задумывающаяся над своими ошибками и путями избежания таковых.

Замечено, что оценки по данному фактору у женщин выше, чем у мужчин, при этом они зависят от окружающих условий и культурного уровня. Кеттелл определяет данную черту личности как «запрограммированную эмоциональную чувствительность», подчеркивая тем самым прерогативу генетического происхождения этого свойства личности. Следует отметить, что мужчины, имеющие высокие оценки, чаще всего относятся к художественному типу личности. По роду занятий высокие оценки по этому фактору объединяют художников, артистов, музыкантов, писателей врачей-диагностов и психиатров, адвокатов. Лица с I- больше склонны к невротическим рассогласованиям (при исследовании по тесту Айзенка эти люди имеют высокие показатели по такой характеристике, как нейротизм).

1-3 стена - практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувство ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный. Руководя группой, заставляет ее работать на практической и реалистической основе.

4 стена - сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпит бессмысленности.

7 стенов - слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный.

8-10 стенов - слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.

9. Фактор L: «доверчивость - подозрительность »

В целом фактор L отражает эмоциональное отношение к людям

L- Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость. Может быть чувство собственной незначительности. Полюс L- характеризует личность добродушную, открытую и, возможно, без амбиций и стремления к победе

L+ Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружа-юих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении. Очень высокие оценки по этому фактору говорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности

Кеттелл назвал этот фактор alaxia (L-) - protensia (L+). Термин protensia означает «защита» и «внутренняя напряженность»; высокие показатели по этому фактору могут коррелировать с невротическими характеристиками. В то же время высокие оценки по этому фактору часто встречаются у людей независимого поведения, у тех, кто по роду деятельности связан с созиданием чего-либо, например, в области религии и науки. Ряд черт характера, которые относят к доминированию (фактор Е), в действительности следует связывать именно с этим фактором.

1-3 стена - склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе.

4 стена - доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый.

7 стенов - подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману.

8-10 стенов - недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе.

10. Фактор М : «практичность - мечтательность»

В целом фактор ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот, некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни.

M- Высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность. Низкие оценки имеют лица, занятые механическими расчетами, где необходимо внимание, сосредоточенность. Замечено также, что лица с низкими оценками по этому фактору реже попадают в автомобильные катастрофы. Их характеризует уравновешенность и здравомыслие. Однако, в неожиданных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.

M+ Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность. В основном личности с M+ имеют яркую внутреннюю интеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. В поведении могут быть «богемны», нонконформны. Высокие оценки по этому фактору имеют художники, поэты, исследователи, экспериментаторы, руководители высокого ранга, редакторы и т. д.

1-3 стена - беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняет воображение.

4 стена - практичный, тщательный, конвенциальный. Управляем внешними реальными обстоятельствами.

7 стенов - человек с развитым воображением, погруженный во внутренние потребности, заботится о практических вопросах. Богемный.

8-10 стенов - склонен к неприятному для окружающих поведению (не каждодневному), неконвенциальный, не беспокоится о повседневных вещах, самомотивированный, обладает творческим воображением. Обращает внимание на «основное» и забывает о конкретных людях и реальностях. Изнутри направленные интересы иногда ведут к нереалистическим ситуациям, сопровождающимся экспрессивными взрывами. Индивидуальность ведет к отвержению его в групповой деятельности.

11. Фактор N: «прямолинейность - дипломатичность »

Фактор ориентирован на измерение отношений личности к людям и окружающей действительности. Пока этот фактор недостаточно исследован. Однако можно говорить о том, что фактор характеризует некоторую форму тактического мастерства личности

N- Откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся. Люди с низкой оценкой по фактору N медлительны, консервативны, препятствуют принятию решения группой

N+ Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.

Высокие оценки по этому фактору характеризуют дипломатов в противоположность «естественному и прямолинейному» человеку с наивной эмоциональной искренностью, прямотой и непринужденностью. Кеттелл охарактеризовал людей с высокими оценками по фактору N так: «Они могут быть либо Сократом, либо ловким мальчишкой, а люди с низким полюсом отличаются экспрессивностью, теплотой и добротой».

Существуют данные о том, что люди с низкими оценками по этому фактору вызывают больше доверия и симпатии, особенно у детей. Людей с высокими оценками можно охарактеризовать как интеллектуальных, независимых, со сложной натурой. В субкультурных исследованиях была выявлена связь высоких показателей по этому фактору со способностью к выживанию и определенной изощренностью. По динамическим характеристикам люди с высокими показателями являются лидерами в аналитической, целенаправленной дискуссии и в формировании функциональных групповых решений (у театральных режиссеров, кинорежиссеров, дипломатов как правило высокие оценки по этому фактору).

Опросник Кэттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

Пример:

1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
  2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Обработка результатов

Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» - здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Ключ к методике Кэттелла (форма A)

Ключ к методике Кэттелла (форма C)

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц.

Таблицы перевода сырых баллов в стены (форма А)

Таблица перевода сырых баллов в стены (форма С)

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «-», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов:

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность (F1).

2. Интроверсия - экстраверсия (F2).

3. Чувствительность (F3).

4. Конформность (F4).

Пример построения «профиля личности»

Интерпретация результатов

Описание первичных факторов

Описание вторичных факторов

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов.

Интерпретация сочетаний первичных факторов

При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.

Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

  • А – общительность
  • Н – смелость
  • Е – доминантность
  • L – подозрительность
  • N – дипломатичность
  • Q2 – самостоятельность.

В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

  • В – интеллектуальность
  • М – мечтательность
  • N – дипломатичность
  • Q1 – восприимчивость к новому.

В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

  • С – эмоциональная устойчивость
  • F – беспечность
  • H – смелость в социальных контактах
  • I – эмоциональная чувствительность
  • O – тревожность
  • Q4 – напряженность

В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

  • Q3 – самодисциплина
  • G – моральная нормативность

Стимульный материал

Литература

  1. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001.
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.
  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.