Правописание падежных форм имен существительных в русском языке. «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» (4 класс)

Тема : Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Цели урока: 1. Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

2.Развивать умения применять правило при написании безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

Коммуникативные : инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;

Личностные : установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование : презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Минутка чистописания.

– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.

Что такое антонимы?

К словам подберите антонимы.

плохой- Слайд 1

трусливый-

– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)

Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между

– Прочитайте слова.

– Назовите междометия.

– Прочитайте. Что они обозначают?

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций. Слайд 2

–Что можете сказать об остальных словах?

– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.

3. Словарная работа.

Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.

Запишите слова в два столбика.

* учащийся у доски комментирует запись слов.

Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.

Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.

Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный)

Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?

Падеж- работяга.

4. Постановка проблемного вопроса.

Какие вопросы у вас возникли?

Какой падеж взял себе такой псевдоним?

Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы.

Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

*Запись на доске оформляет ученик.

Падеж – работяга, труд, работа,творить.

По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)

Что такое синонимы?

Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. Слайд 3

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Самоопределение к деятельности..

Прочитайте словосочетания.

Закрыло туч… Слайд 4

Тянуло ветр…

Спрятался под ель…

В каком падеже стоят данные существительные? (В Т.п.)

– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) Слайд 5

Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа.)

7. Изучение нового материала.

1)Повторение знаний. Слайд 6.

Что мы уже знаем о творительном падеже?

Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?) -

Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)

Каким членом предложения является? (второстепенным)

Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)

* составление кластера.

2)Определкение окончаний существительных в творительном падеже.

Послушайте сказку. На слух постарайтесь определить существительные в творительном падеже и их окончания. Слайд 7

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй , медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом ».

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей , отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой» . Младшая принцесса в это время стояла за елью , потому что она очень боялась змей. Король повел принцессу домой и обещал осенью пойти с ней в цирк».

Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

зеброй слоном смелостью

сливой медведем елью

умницей ужом осенью

Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

3) - Так какие окончания вставим в словосочетания.(клон сл переделать)

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

Закрыло тучей (Т.п. 1 скл.) Слайд 7

Тянуло ветром (Т.п. 2 скл.)

Спрятался под елью (Т.п. 3 скл.)

Правило в учебнике на стр 108. Слайд 8, 9

4)Физминутка.

Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.

Конь, солнце печь сын

земля, отец платье книга

сын дача парта тетрадь

дочь мышь ручка день

Алла окно тишь печенье

5)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.

Игра “Где искать?” Слайд 10

Работа в группах.
(Каждой группе раздать чистый лист бумаги для выполнения задания.)
Учитель задает вопросы, а ученик из каждой группы записывает ответ.
– Под чем искать желуди? (Под дубом .)
– Под чем искать еловые шишки? (Под елью .)
– Под чем искать дом? (Под крышей. )
– Под чем искать волосы? (Под шапкой .)

Под чем искать клад?

Под чем искать подберёзовики?

– Выделить окончание, определить склонение, падеж.
(От каждой группы отвечает ученик и доказывает свой ответ. )

Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж. Слайд 11

Пришла (с чем?) с (метель)
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня и Саша)

Взаимопроверка.

8. Рефлексия. Слайд 12

Какую задачу мы ставили перед собой?

Что же мы узнали на уроке?

Что вам понравилось сегодня на уроке?

9.Итог.

- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?

(Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.)

Какие окончания мы пишем в Творительном падеже?

- Сколько падежей в русском языке?

- А у Г. Граубина есть еще 1 падеж под названием “Ленительный падеж”.

Инсценирование стихотворения

Спросили Лежебокина:

1 ученик:

А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить,
Лишь ты один не смог.
У. Ответил он рассержено:

2 ученик:

В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые,
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный,
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более,
Творить
Я не хочу,
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем – нибудь,
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный,
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.

1 ученик:

Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые,
Придумать имена?

2 ученик:

Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!

- Ребята, кто-нибудь из вас узнал в себе Лежебокина?

Оценки.

10. Домашнее задание. Слайд 13.

Подобрать пословицы с существительными в творительном падеже.

В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .

2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение : -и , -ы .

2-е склонение : -а , -я .

3-е склонение : -и .

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -у , -ю .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение : -у , -ю .

2-е склонение : -а , -я .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение : -ой (-ей ).

2-е склонение : -ом (-ем ).

3-е склонение : -ю .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -е .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .

В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

    – Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п. Для этого нам надо: а) разделиться на группы; б) обозначить работу каждой группы; в) поработать с таблицей.

Объект исследования

Результат

Основное значение Т.п.

    Работа в группах

1 группа проведет 1 исследование,

2 группа – 2 исследование,

3 группа – 3 исследование,

4 группа – 4 исследование,

5 группа – 5 исследование

Задание для 1-й группы:

– По тексту стихотворения определите, что могут обозначать слова, стоящие в Т.п.:

Я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

– Творите! – Чем?

– Творите! – С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

– С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

Задание для 2-й группы:

– Определите падежные и смысловые вопросы существительных в Т.п.:

Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры (…?) пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили (…?) напильником. Оля с (…?) Надей повесили кормушку под окнами. Вечером над (…?) кормушкой закружились синицы.

Задание для 3-й группы:

– Определите склонение выделенных существительных, выделите окончания и заполните таблицу:

Окончания существительных в Т.п.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой . Ф. Тютчев

Задание для 4-й группы:

– Найдите предлоги у существительных в творительном падеже в

Задание для 5-й группы:

– Разберите по членам предложений предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.:

Засыпаны снегом осины и берёзки. Кусты, деревья опушились блестящим инеем . Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность.

    Заполнение таблицы.

– Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя таблицу:

Объект исследования

Результат

Основное значение Т.п.

Указывает:

– на место,

– на лицо, с которым совершается или

творится действие,

– на предмет, с которым совершается

Падежные и смысловые вопросы Т.п.

Окончания имен существительных в Т.п.

1скл. 2скл. 3 скл.

Ой - ом - ю

Предлоги имен существительных в Т.п.

с, за, под, между, перед

Роль в предложении имен существительных в Т.п

второстепенный член предложения

Давайте сравним таблицу, составленную нами с таблицей, данной в учебнике на стр.117

Прочитайте вслух тексты, данные вам для работы.

О чём они нам рассказали?

Я приготовила для вас несколько фотографий. Вам знакомы эти места?

Это работы инсарского фотографа Урсова Алексея. Полюбуйтесь ими, получите наслаждение от красоты природы. Пусть они поднимут вам настроение.

Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -а, -я

жена , земля

, -о, -е

конь, село , поле

ночь, лошадь

Р. п. -ы, -и

жены , земли

-а, -я

коня , села , поля

ночи , лошади

Д. п.

жене , земле

-у, -ю

коню , селу , полю

ночи , лошади

В. п. -у, -ю

жену , землю

,-а, -я, -о, -е

коня , село , поле

ночь, лошадь

Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

женой , землей

-ом, -ем

конём , селом , полем

-ью

ночью , лошадью

П. п.

жене , земле

-е, -и

коне , селе , поле

ночи , лошади

В падежных окончаниях единственного числа пишется:

  1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
  2. буква и :
    • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
    • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
    • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

Падежные окончания в фамилиях и названиях

В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

Падежные окончания существительных множественного числа

Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -ы, -и

жены , земли

а, -я, -ы, -и

кони , сёла , поля

ночи , лошади

Р. п.

жён, земель

-ов, -ей,

коней , сёл, полей

-ей

ночей , лошадей

Д. п. -ам, -ям

жёнам , землям

-ам, -ям

коням , сёлам , полям

-ам, -ям

ночам , лошадям

В. п. -ы, -и,

жён, земли

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов

коней , сёла , поля

-и, -ей

ночи , лошадей

Т. п. -ами, -ями

жёнами , землями

-ами, -ями

конями , сёлами , полями

-ами, -ями

ночами , лошадями

П. п. -ах, -ях

жёнах , землях

-ах, -ях

конях , сёлах , полях

-ах, -ях

ночах , лошадях

  1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
  2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
    У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
  3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .